Суд идет на тех, кто летит. Областные власти планируют не бросать «Псковавиа» на произвол Росавиации


ПСКОВ, 23 марта. /ТАСС/. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) продлило летный сертификат авиакомпании "Псковавиа", сообщил ТАСС в пятницу и. о. председателя Госкомитета Псковской области по транспорту Игорь Сильченков.

Ранее региональные власти оценивали ситуацию на "Псковавиа" как очень тяжелую и сообщали о том, что из областного бюджета приходится выделять от 6 млн до 10 млн рублей ежемесячно, чтобы компания не потеряла летный сертификат и не стала банкротом.

"Росавиация продлила летный сертификат "Псковавиа". В любом случае для нас это означает, что предприятие может функционировать, теперь можно будет провести конкурс на привлечение инвестора на продажу акций. Если бы сертификат был отозван, началась бы процедура банкротства", - пояснил Сильченков.

Срок действия летного сертификата "Псковавиа" истек в начале текущей недели. Для сохранения сертификата эксплуатанта администрация Псковской области приняла несколько мер, в том числе по погашению части долговых обязательств перед арендодателями самолетов, и обратилась к главе Росавиации с просьбой продлить сертификат.

Как сообщает пресс-служба администрации региона, этот вопрос врио губернатора Псковской области Михаил Ведерников и руководитель Росавиации Александр Нерадько обсудили в четверг на рабочей встрече. "Нерадько положительно оценил усилия администрации Псковской области по выводу "Псковавиа" из кризиса и сообщил, что летный сертификат отозван не будет", - сказали в пресс-службе областной администрации.

Долги на "Псковавиа"

"Псковавиа" передали администрации Псковской области из ведения Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ и акционирована в 2014 году. Авиакомпания является главным оператором аэропорта Пскова, использует самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-26 БРЛ и вертолет Robinson R-44. В компании работает более 250 человек.

В январе СК возбудил дело из-за невыплат зарплат работникам авиакомпании на сумму 2,5 млн рублей, в прошлом году прокуратура разбиралась с подобными нарушениями на суммы 8 и 9 млн рублей. В авиакомпании ТАСС сообщали, что "Псковавиа" имеет задолженности перед другими организациями, а сотрудники авиаперевозчика написали открытое письмо в адрес врио губернатора с просьбой не допустить банкротства предприятия.

По поручению врио губернатора Михаила Ведерникова переизбрали совет директоров акционерного общества, разработали "дорожную карту" по стабилизации предприятия, а также установили максимальный контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью. Из областного бюджета выделили субсидии на погашение задолженности по заработной плате перед работниками авиакомпании, а также арендодателями воздушных судов в общей сложности на сумму 37 млн рублей. Кроме того, приняли меры по финансовому оздоровлению "Псковавиа", в том числе за счет оптимизации заработной платы руководящего состава, снижения арендных платежей.

Перспективы регионального перевозчика «Псковавиа» рисовались многообещающие. В 2014 году он перешёл в собственность Псковской области и до 2020 года планировалось привлечь в рамках государственно-частного партнёрства 1,2 млрд рублей для масштабной реконструкции псковского аэропорта и другого имущества авиаперевозчика, а ещё в конце 2013 года приобрести в лизинг два самолёта Bombardier CRJ-200 вместо старых «Ан-24». Вот-вот должна была стартовать реконструкция взлётно-посадочной полосы.

Ничего этого в итоге не вышло, более того, за три года псковский авиабизнес не только заполучал своего рода желтую карточку, приказ об ограничении срока действия эксплуатанта от Росавиации, но и встал на грань банкротства по иску нижегородской компании «КАС-ЭЙР».

3 марта ООО «КАС ЭЙР» обратилось в Арбитражный суд Псковской области с требованием признать банкротом ОАО «Псковавиа». Материалы опубликовали на сайте суда.

Заявление было принято к производству. Судебное заседание по проверке обоснованности заявления кредитора назначено на 13 апреля.

Напомним, авиакомпания «Псковавиа» является главным оператором аэропорта Пскова Кресты, выполняет регулярные и чартерные пассажирские и грузовые перевозки, используя воздушные суда Ан-24, Ан-26, и вертолет Robinson R-44.

Самолеты компании совершают регулярные рейсы из Пскова в Москву и Санкт-Петербург, из Санкт-Петербурга в Апатиты, Брянск, Владимир, Курск, Котлас, а также из Архангельска в Ярославль.

Когда у компании появились первые долги перед аэропортами этих городов точно неизвестно, но за три года авиаперевозчик накопил их более чем достаточно: около 250 млн рублей.

Ранее, в ноябре 2016, федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) провела внеплановую проверку деятельности «Псковавиа» после того, как 27 сентября 2016 г. самолет рейса Москва - Псков при торможении выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На его борту находились 30 пассажиров, никто из них не пострадал. После этого агентство ограничило срок действия сертификата авиакомпании.


Результатом проверки стал приказ, подписанный руководителем федерального агентства Александром Нерадько: ограничить срок действия сертификата эксплуатанта «Псковавиа» 7-м декабря, потом за пять дней до «часа икс» срок действия сертификата продлили до 31 января 2017 года.

И вот 8 февраля 2017 сняло ограничение срока действия сертификата эксплуатанта авиакомпании «Псковавиа».

Псковавиа можно сказать помиловали, потому как днем ранее, Росавиация отобрала лицензию у сразу двух авиакомпаний.

Приказом Росавиации от 07.02.2017 N80-П сертификат эксплуатанта авиакомпании «Бурятские авиалинии» аннулирован.

Приказом Росавиации от 07.02.2017 N79-П сертификат эксплуатанта авиакомпании «Пионер-региональные авиалинии» аннулирован.

Аннулированные сертификаты эксплуатанта не восстанавливаются.

Теперь псковской компании придётся либо в срочном порядке найти деньги, чтобы вернуть долги нижегородскому предприятию, либо обанкротиться. С одной стороны, банкротство не означает ликвидацию юридического лица, и деятельность свою организация осуществлять сможет. С другой, суд взыщет долг, например, через продажу одного из самолётов компании.

На следующей неделе власти Псковской области могут объявить конкурс по выбору инвестора на покупку 75% минус одна акция «Псковавиа». Рыночная стоимость этого пакета, по предварительным оценкам, составляет 50 млн рублей. Блокирующий пакет акций сохранит область. Цель приватизации — привлечь до 2020 года более 1,2 млрд рублей в региональную авиакомпанию, говорят в администрации области. Сейчас у "Псковавиа" нет действующего летного сертификата: Росавиация приостановила его весной этого года. По условиям конкурса, инвестор должен будет отремонтировать аэропорт и обновить флот перевозчика. Эксперты скептически относятся к идее привлечения инвесторов: для аэропортовых холдингов актив с пассажиропотоком менее 100 тыс. человек в год не представляет интереса, полагают они.


Как сообщил "Ъ" заместитель губернатора Псковской области Александр Кузнецов, до конца текущей недели будет актуализирована рыночная стоимость пакета акций (75% минус одна акция), но по предварительным данным она составляет около 50 млн рублей, также будут подготовлены документы для запуска конкурсной процедуры. На следующей неделе конкурс уже может быть объявлен, сказал он. В приватизации, по заверению властей, заинтересованы не менее трех инвесторов. Конкурсные процедуры продляться 1,5 месяца. Какие именно компании готовы участвовать в приватизации, в администрации Псковской области не уточнили.

По условиям конкурса, победитель должен до 2020 года вложить более 1,2 млрд рублей в региональную авиакомпанию, что поможет вывести "Псковавиа" из кризиса. Средства будут направлены на аэропортовую (ремонт помещений, возведение пристройки для разделения внутреннего и международного потока) и летную (покупка воздушных судов и оснащение аэропорта необходимыми техническими средствами) составляющие. "Осуществление этих двух задач — неотъемлемое условие приватизации",— говорят в администрации области. На базе авиакомпании предполагается продолжить пассажирские и грузовые авиаперевозки.

ОАО "Псковавиа" является главным оператором аэропорта "Кресты" в Пскове. По данным "СПАРК-Интерфакс" , численность сотрудников компании составляет 264 человека. Чистый убыток за 2017 год — 98,1 млн рублей. В парке авиакомпании — один Ан-24 и два Ан-26Б, следует из реестра авиакомпаний Росавиации.

В январе СК РФ возбудил дело по факту невыплат зарплат работникам авиакомпании на сумму 2,5 млн рублей, в прошлом году прокуратура разбиралась с подобными нарушениями на общую сумму 17 млн рублей. В марте из областного бюджета были выделены субсидии на погашение задолженности по заработной плате перед работниками авиакомпании, а также арендодателями воздушных судов в общей сложности на сумму 37 млн рублей. В апреле 2018 года Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта авиакомпании по заявлению перевозчика. При этом власти Псковской области заявляли, что планируют восстановить летный сертификат авиакомпании в середине мая. "Псковавиа" не обращалась в Росавиацию с заявлением о восстановлении сертификата эксплуатанта, сообщили "Ъ" вчера в ведомстве. В администрации области отметили, что у "Псковавиа" имеется лицензия на аэропортовое обслуживание, которая позволяет ей оперировать в воздушной гавани. Для восстановления летного сертификата необходимы три однотипных воздушных судна, и хотя они имеются в парке авиакомпании, власти не намерены продолжать пассажирские перевозки на самолетах Ан, говорит господин Кузнецов. Таким образом, вопрос восстановления сертификата откладывается до определения инвестора, который обновит флот авиакомпании, резюмирует региональный чиновник.

Сейчас регулярные рейсы из псковского аэропорта не совершаются, говорят в администрации области, подчеркивая, что власти ведут переговоры с потенциальными перевозчиками. Прогнозный пассажиропоток аэропорта "Кресты" — до 65 тыс. пассажиров в год, говорится в ответе правительства области на запрос "Ъ". На этой неделе область договорилась с ростовской авиакомпанией "Азимут" об открытии регулярных рейсов между Псковом и Москвой со 2 октября. Полеты будут осуществляться три раза в неделю, но до конца года власти надеются наладить ежедневные рейсы. Также область продолжает переговоры с авиакомпанией S7 о начале полетов в Москву и по другим направлениям, говорит Кузнецов, но перевозчик готов летать только по программе субсидированных перевозок из регионального бюджета. В S7 вчера не прокомментировали статус переговоров с областью.

До Пскова сейчас можно добраться железной дорогой и на автомобильном транспорте. С 4 августа между Петербургом и Псковом начал курсировать скоростной поезд "Ласточка". Перевозки осуществляются ежедневно, дорога занимает 3,5 часа, стоимость билета составляет 360 рублей. По данным местных СМИ, Псковскую область в течение 2017 года посетили около 380 тыс. человек. Статистика турпотока за 2017 год на сайте комитета по культуре отсутствует.

По мнению исполнительного директора "Авиапорта" Олега Пантелеева, для крупнейших аэропортовых холдингов, таких как "Новапорт", "Базэл Аэро", "Аэропорты регионов", актив не представляет интереса. Под пассажиропоток менее чем в 100 тыс. человек в год привлечь доход от неавиационной деятельности очень сложно, говорит эксперт. "Маленький аэропорт в регионе без поддержки со стороны региона или бизнеса невозможен, это глубоко убыточный проект. Если будет мощная поддержка региона и если бизнес будет интегрирован в программу развития въездного туризма, какой-то шанс у проекта появляется",— считает господин Пантелеев, подчеркивая, что идея собственной региональной авиакомпании, занимающейся магистральными перевозками, утопична. Он полагает, что региональным властям следовало бы либо сразу продавать актив дорого с минимальными обременениями, либо запросить символическую цену, но включить в требования обязательные вложения в инфраструктуру.

Яна Войцеховская

История вопроса

«Псковавиа» - авиапредприятие, являющееся оператором псковского аэропорта «Кресты». Авиакомпания имела сертификат на осуществление воздушных пассажирских перевозок, грузовых внутренних и международных перевозок, аэропортовую деятельность, наземное обслуживание воздушных судов и авиационные работы. Предприятие осуществляло пассажирские и грузовые перевозки на самолетах Ан-24 и Ан-26, численность персонала составляла 257 человек.
В 2017 году на предприятии возник кризис, вывести из которого силами областного бюджета «Псковавиа» не удалось. 18 октября 2018 года состоялся аукцион по продаже акций авиакомпании «Псковавиа», по итогам которого 75% минус одну акцию уставного капитала ОАО «Псковавиа» за 55 млн рублей приобрело АО «Аэропорт Сиверский» из Ленинградской области.
В связи с кризисом компания «Пскоавиа» прекратила регулярные пассажирские авиаперевозки. В 2018 году из псковского аэропорта «Кресты» их возобновила авиакомпания «Азимут» из Ростова-на-Дону - базовый перевозчик аэропорта «Платов» Ростовской области.

Ранее региональные власти оценивали ситуацию на «Псковавиа» как очень тяжелую и сообщали о том, что из областного бюджета приходится выделять от 6 млн до 10 млн рублей ежемесячно, чтобы компания не потеряла летный сертификат и не стала банкротом.

"Росавиация продлила летный сертификат «Псковавиа». В любом случае для нас это означает, что предприятие может функционировать, теперь можно будет провести конкурс на привлечение инвестора на продажу акций. Если бы сертификат был отозван, началась бы процедура банкротства", - пояснил Сильченков.

Срок действия летного сертификата «Псковавиа» истек в начале текущей недели. Для сохранения сертификата эксплуатанта администрация Псковской области приняла несколько мер, в том числе по погашению части долговых обязательств перед арендодателями самолетов, и обратилась к главе Росавиации с просьбой продлить сертификат.

Как сообщает пресс-служба администрации региона, этот вопрос врио губернатора Псковской области Михаил Ведерников и руководитель Росавиации Александр Нерадько обсудили в четверг на рабочей встрече. «Нерадько положительно оценил усилия администрации Псковской области по выводу „Псковавиа“ из кризиса и сообщил, что летный сертификат отозван не будет», - сказали в пресс-службе областной администрации.

Долги на «Псковавиа»

"Псковавиа" передали администрации Псковской области из ведения Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ и акционирована в 2014 году. Авиакомпания является главным оператором аэропорта Пскова, использует самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-26 БРЛ и вертолет Robinson R-44. В компании работает более 250 человек.

В январе СК возбудил дело по факту невыплат зарплат работникам авиакомпании на сумму 2,5 млн рублей, в прошлом году прокуратура разбиралась с подобными нарушениями на суммы 8 и 9 млн рублей. В авиакомпании ТАСС сообщали, что «Псковавиа» имеет задолженности перед другими организациями, а сотрудники авиаперевозчика написали открытое письмо в адрес врио губернатора с просьбой не допустить банкротства предприятия.

По поручению врио губернатора Михаила Ведерникова переизбрали совет директоров акционерного общества, разработали «дорожную карту» по стабилизации предприятия, а также установили максимальный контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью. Из областного бюджета выделили субсидии на погашение задолженности по заработной плате перед работниками авиакомпании, а также арендодателями воздушных судов в общей сложности на сумму 37 млн рублей. Кроме того, приняли меры по финансовому оздоровлению «Псковавиа», в том числе за счет оптимизации заработной платы руководящего состава, снижения арендных платежей.