Театрализованная сценка «Пришла весна. Сценарий праздника весны


Сценарий фольклорного праздника «Весну встречаем»

Выходят дети. 1-й ученик. Весна, весна, как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

2-й ученик. Весна, весна, как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам

Летают облака!

3-й ученик. Сегодня весенний праздник, но какой же праздник без хозяйки Весны? Ребята, давайте позовем Весну!

Дети поют песню «Весна, весна красная».

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С радостью великою,

С милостью богатою.

Со льном, со льном высоким,

С корнем, с корнем глубоким,

С корнем, с корнем глубоким,

С хлебом, с хлебом обильным.

Фонограмма. Входит Весна.

Весна . Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые родители!

Я - Весна – красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком точки,

На лугах ращу цветочки,

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход,

Всюду в поле и в лесу,

Людям радость я несу.

Ребята, расскажите стихи для весну.

    Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла весна.

    Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад -

Заглянул к нам месяц март.

    Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге.

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришел апрель.

5. Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет.

В зелень наш оделся край-

Нас теплом встречает май.

    Новоселье у скворца,

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы скворечник.

    Здесь на ветке чей-то дом,-

Ни дверей в нем, ни окон.

Но птенцам там жить тепло,

Дом такой зовут гнездо.

Весна. В природе бывает 3 весны:

Весна света – март,

Весна воды – апрель,

Весна зеленой травы – май.

Ребята, а какие приметы весны вы знаете?

Дети.

1-й. Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно - к мокрому лету.

2-й. Весною сверху печет, снизу морозит.

3-й. Ранний прилет журавлей - ранняя весна.

5-й. Не ломай печей, еще апрель у дверей.

8-й. Ранняя весна- признак того, что будет много непогожих дней.

9-й. Сухой март- плодородие, дождливый - неурожай.

10-й. Кто спит весною, тот плачет зимою.

11-й. Весною день упустишь – годом не вернешь.

Весна . Наступила весна, пробуждается вся природа. А вот и муха с бабочкой проснулись.

Ребята, посмотрите и послушайте, о чем они спорят.

СЦЕНКА « МУХА И БАБОЧКА».

Крапивница. Пусти, муха, пусти негодная! Тут на бревнышке - мое место, я сама хочу на бревнышке греться.

Муха. Кто ты такая, чтобы тебя пустить?

Крапивница. Бабочка я, крапивница. Не тебе, мухе, чета!

Муха. Ну и лети себе в крапиву.

Крапивница. Где крапива, когда снег кругом?

Муха. А мне какое дело! Это мой дом, моя стенка, мое теплое бревнышко. Я еще осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щелочке под окошком.

Крапивница. И я спала в щелочке под окошком. Ты с какой стороны?

Муха. С левой!

Крапивница. А я с правой! Я тоже здешняя!

Муха. Ну, тогда садись рядышком! Вместе зиму коротали, вместе на весеннем припеке погреемся.

Крапивница. Ну, раз мы с тобой проснулись, значит, скоро мать-и-мачеха зацветет.

Муха. Начнется сокодвижение у березы.

Крапивница. Так сегодня праздник “Василий - капельник”, - весна начинается.

Муха. С крыш капает, а за нос цапает! (Убегают).

Весна . Ребята, а как в народе называют весенние месяцы? И почему?

Выходят дети.

МАРТ - 1-й. Солнцегрей,- солнце начинает припекать,

2-й. Капельник,- капает с крыш капель,

3-й. Протальник,- появляются первые проталины,

АПРЕЛЬ – 1-й. Снегогон,- снег тает,

3-й. Березозол,- заготавливают березовый сок,

МАЙ - 1-й. Травень,- появляется трава,

2-й. Листопук,- появляются листья

3-й. Пролетень,- предверие лета.

Весна . Весна вступила в свои права. Трава зазеленела, тепло пришло, зазеленели березки.

Любая общая работа на Руси с песни начиналась.

Ребята, давайте поводим хоровод, песню русскую споем.

ХОРОВОД «А я по лугу»

Весна. Ребята, а какие замечательные весенние праздники есть в русском народном календаре. Про какие из них вы можете рассказать?

Выходят дети.

2-й. На сороки зима кончается, весна начинается

3-й. На сороки день с ночью меряются

4-й. На сороки 40 разных птиц прилетает

На сороки пекли \жаворонков,\ раздавали детям, а дети насаживали птичек на шесты и кричали:

Все. Жаворонки, прилетите!

Студёну зиму унесите!

Теплу весну принесите,! (раздать птиц)

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела! (монета в птичках)

Весна. Кому достанется монетка - богатым будет. В честь такого праздника девушки пели народные песни, и наши дети споют песню.

ПЕСНЯ «Ходила младёшенька по борочку».

Выходят дети.

6-й. Благовещенье - самый большой у бога праздник.

7-й. На благовещенье весна зиму поборола.

8-й. На благовещенье птица гнезда не вьет, девка косы не плетет.

9-й. На благовещенье дождь - родится рожь.

10-й. На благовещенье ночь теплая - весна будет дружная.

11-й. Нельзя на благовещенье надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь.

Весна. Раньше в Москве на благовещенье соблюдали обряд, который назывался: “Отпущенье птиц на волю.”

Утром горожане покупали у ловцов птиц и тут же отпускали их на волю. Вот и мы с вами отпустим птиц на волю, чтобы они нам весну поторопили.

Дети. Синички - сестрички,

Тетки- чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята - молодцы,

Воры - воробьи,

Вы на вольной полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите.

Выходят дети.

2-й. Его название в народном календаре встречается дважды – в декабре и в мае и говорят о нем так: один – травный,

другой – морозный, один с травой, другой – с зимой.

А для различия так и называли - Никола зимний и Никола вешний.

4-й. Никола вешний – переход от весны к лету.

5-й. Никола вешний – праздник конюхов.

6-й. После Николы в неделю – красный сев.

Весна. К этому дню деревья покрываются листвой, трава начинает расти, наступают погожие деньки. Никола

Вешний – это народный церковный праздник.

Никола Чудотворец считался заступником и покровителем матушки Руси. Николу люди уважали, и в праздник, посвященный ему, не работали. И мы отдохнем и повеселимся с вами. Для начала - поиграем на ложках.

Игра на деревянных ложках. «Казачок».

Русский народный танец

Частушки

Весна. А теперь! Раз, два, три, четыре, пять!

Будем мы сейчас играть!

Разлился ручеек-золотой рожок-ух!

Разлился водой холодной, снеговой-ух!

Разлился водой прохладной, ключевой-ух!

По мхам, по болотам-ух!

Приглашаем детей и родителей поиграть в «Ручеек».

Игра «Ручеек».

Песня о весне

Весна. Пришла Весна! Пришла красна! Люди добрые! Дети милые! На здоровье, на радость, на урожай богатый, да на хлеб насущный! Любите друг друга! Будьте миром богаты! Ступайте с Весной в весну! До новых встреч!

Сценарий праздника «Весенняя капель»

Участники мероприятия : 2 мл., средние группы №1,2,3.

Место проведения: музыкальный зал

Время проведения:

Музыкальный руководитель: Жидкова Н.Ю.

Действующие лица:

Кошка Мурка

Дети под музыку заходят в зал

Ведущий: Дорогие ребята, мы сегодня собрались в этом уютном зале для того, чтобы приветствовать нашу гостью-Весну!

Если снег везде растаял,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла: Весна!

Все готово к празднику,

Так чего ж мы ждем,

Мы стихотворением праздник свой начнём!

1 ребёнок: Улетели все метели,

Убежали холода,

Светит солнышко сильнее –

Нету снега, нету льда.

2 ребёнок: Снова стало солнышко

Землю согревать,

И весна-красавица

К нам пришла опять!

3 ребёнок: Деньки стоят погожие

На праздники похожие

И в небе солнце тёплое

Весёлое и доброе.

4ребенок: Будем вместе мы резвиться,

Песни петь и веселиться.

В солнечный весенний день,

Веселись, кому не лень!

Ведущий: Ребята, а что бы Весна-Красавица поспешила к нам на праздник, давайте про неё споём песню.

Песня «Весна - Красна» (средние группы)

Ведущий: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Ведущий: Правильно, весна, и сегодня мы собрались, чтобы порадоваться приходу долгожданной весны. Порадоваться солнышку, пению птичек. Послушайте, как чудесно может звучать Весна.

(Звучит фонограмма)

Ведущий: А вы знаете, что весной прилетает много разных птиц? К нам прилетают скворцы, грачи, соловьи, ласточки. Птиц нельзя обижать, потому что они маленькие, а еще они приносят большую пользу лесу. Хотите, мы с вами превратимся в птичек?

Дети: Да!

Ведущий: Покружись, покружись,

В птичек малых превратись!

Танец птиц (р.н.п. «Во саду ли в огороде)

В зал заходит Кошка Мурка (мяукает)

Кошка Мурка: Уж я серенькая кошечка всё сидела у окошечка,

В гости к вам я собиралась, очень долго наряжалась!

Кто о птичке здесь поет?

Кто мне спать не дает?

Ведущий: Ах, вот кто спугнул наших птичек! Нельзя, киска, за птичками охотиться - они наши друзья!

Кошка Мурка: Мне так скучно, нечего делать, вот я и охочусь.

Ведущий: Так ты лучше поиграй с птичками.

Игра «Птички и кошка»

Ведущий: Где-то кошка здесь сидит,

Баловаться не велит.

Слышен шелест по углам,

Птички-птички, по домам!

Ведущий: Давайте опять превратимся в ребяток.

Покружись, покружись

И в ребяток превратись!

Кошка Мурка: Так это были не птички, а ребятки? Я так не играю...

Ведущий: Кошка Мурка не сердись. А наши ребята тебе песенку споют.

Песня «Что же вышло?» (2 мл. группа)

Кошка Мурка: Мне очень понравилось у вас, но мне пора до свиданья детвора!

Ведущий: Ребята, что-то наша гостья Весна все не идёт? Видимо, далек её путь? А ну-ка прислушайтесь, что за музыка звучит, кто-то в гости к нам спешит?

(Влетают бабочки)

1Бабочка: Мы бабочки-шалуньи,

Веселые певуньи,

2Бабочка: Порхаем тут и там

По рощам и лесам.

Ведущий: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости прилетел? Это же бабочки!

Сирень густая под окном

Раскрыла лепестки.

Мелькают бабочки кругом,

Проворны и легки!

1Бабочка: Мы крылышки расправим,

Красив на них узор.

Мы кружимся, порхаем,

Какой кругом простор!

2Бабочка: Журчат ручьи в апреле,

Ласкает солнце нас.

К вам на праздник прилетели

И хотим сплясать для вас.

Ведущий: Бабочки- красавицы! Наши ребята приглашают вас потанцевать.

Танец «Весенняя полька» (средние группы)

(Звучит шум начинающегося дождя)

Ведущий: Кажется, дождик собирается!

Вдруг внезапно потемнело,

в небе сильно загремело

Тучки надвигаются,

дождик начинается.

Игра «Солнышко и дождик»

1Бабочка: Полетели мы к другим деткам.

2Бабочка: До свидания друзья!

Ведущий: У весны забот немало.

Лес дремучий солнцем греть.

И в лесу под старой елью

Просыпается медведь.

(Входит Мишка)

Мишка: Ребята, кто меня узнал?

Я – мишка, я без вас скучал!

Зимой сосал в берлоге лапу,

Ни маму не будил, ни папу,

Чтоб аппетит мне нагулять

Всех приглашаю танцевать!

Ведущий: Мишка, здравствуй! Ты молодец, что к нам пришел. У наших ребят сегодня праздник, они Весну-Красавицу ждут в гости. И чтобы нам не заскучать давайте вместе танцевать.

Танец «Приседай» (2 мл. группа)

Ведущий: Мишка, садись на пенёк и поиграй с ребятами.

Игра «Косолапый Мишка»

Ведущий: Мишка по лесу гулял,

Всё ребяток он искал,

Не нашёл их и устал,

На пенёчке задремал.

Стали детки тут плясать,

Стали ножками стучать:

«Мишка - Мишенька, вставай

И ребяток догоняй »

Мишка: До свидания ребята, мне пора.

Ведущий: Пусть тает снег, пусть тает лёд

Весна цветы ребятам шлёт

Из недр весенних кладовых

Букет подснежников живых.

(Вбегают цветы)

1Цветок: Мы по лугу пойдем,

Хоровод заведем,

Приходи, весна,

Приходи, красна.

2Цветок: Мы по лугу пойдем,

Хоровод заведем,

Дождик, лей-поливай,

Всем напиться давай!

Ведущий: Здравствуйте цветочки! А наши ребята песенку про дождик знают и сейчас для вас споют.

Песня «Дождик» (средние группы)

1Цветок: Нас Весна сюда прислала,

Быть к вам в гости обещала

2 Цветок: Вы должны ее позвать,

Вслед за нами повторять.

Цветы: Весна - Красна, иди сюда!

(Все дети хором повторяют)

Входит Весна

Весна: Слышу, слышу вас, ребята,

Я Волшебница Весна,

Я луга, и лес, и поле

Пробудила ото сна,

Чтоб цветочки распускались,

Птички песней заливались!

Здравствуйте, мои друзья,

А вот и я – Весна - Красна!

Ведущий: Здравствуй Весна, ребята тебя очень ждали. Все мы рады теплым денькам, солнышку, птичкам, первым цветочкам.

К нам весна - красна пришла.

и веселье принесла.

Травке зеленеть,

птицам песни петь,

Садам весной цвести,

а нам - скорей расти!

Весна – красна, а что ты нам принесла?

Весна: Дорогие мои ребята, очень я к вам спешила, знаю, как детвора радуется приходу Весны. Вот прислала моих подружек подснежников. Это самые первые цветы. Я их очень люблю. Спасибо что вы меня дождались. А я приготовила вам интересную игру. Становитесь все в кружок.

Игра «Веселый цветок»

Весна: Ребята моим подснежникам надо спешить, скажем им до свидания! Какие хорошие ребята, а загадки вы отгадывать умеете?

Дети: Да!

Весна: Ну, тогда слушайте внимательно, и отгадывайте обязательно.

Тает снежок,

Ожил лужок.

Ночь убывает,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький...(Подснежник)

Рыжая, пушистая

На ёлочке живёт.

Крепкими зубками

Орешки грызёт… (Белка)

Длинный тонкий стебелек,

Сверху - алый огонек.

Не растенье, а маяк -

Это ярко-красный...(Мак)

Весна: Какие вы молодцы, все мои загадки отгадали.

Ведущий: Весна – Красавица, а наши ребята готовились к твоему приходу и хотят песню для тебя спеть.

Весна: С большим удовольствием послушаю.

Песня « День рождение весны»(2 мл. группа)

Весна: Спасибо вам, люди добрые, люди славные!

За ласку вашу, за веселье широкое.

Пусть всё идёт своим чередом. Желаю вам доброго здоровья, большого успеха в делах ваших. Многие вам лета!

Ведущий: Спасибо и тебе, весна, на добром слове. Мы рады встрече с тобой, твоему солнцу, голубому небу, цветам и первым птицам.

Весну красную мы встретили,

Да как праздник прошел не заметили

Хоровод мы заведем

Да по домам скорей пойдем!

Общий хоровод


Жидкова Наталия Юрьевна

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Сценарий праздника в начальной школе

Встреча Весны

Подготовила: Митина

Людмила Валерьевна,

учитель начальных классов

Липецк 2015 год

Цель: Познакомить учащихся с тремя встречами весны по народному календарю.

1. Дать понятие о старинном весеннем новом годе.

2. Показать, что любимым украшением весенних праздников является образ птицы.

Дети-ведущие, Весна одеты в народные костюмы. Родители организуют выпечку жаворонков.

Ход праздника.

Учитель:

Сегодня к нам на праздник придёт гостья.

Отгадайте, кто она: «Была белая да седая, пришла зелёная, молодая» (Весна)

Выходят дети в народных костюмах.

1 ведущий

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет, и елей ветки шевелит.

Ещё природа не проснулась, но сквозь редеющего сна

Весну послышала она и ей невольно улыбнулась. (Ф.Фет)

2 ведущий

Тропами неторёными – что волнами зелёными –

Идёт Весна, идёт; куда ни глянет красная –

Жизнь ясная, согласная вослед за ней растёт. (А.А. Коринфский)

Учитель:

– Весна – утро года. Дни становятся заметно длиннее, а ночи короче.

Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда.

3 ведущий

– Наши предки назвали этот метод сухый (сухий) – в это время года мало осадков, сухо в лесу.

4 ведущий

Протальником звали его из-за быстрого таяния снегов и появление проталин.

В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и капельником.

5 ведущий

– Ярче свет, выше солнце, длиннее дни в первом весеннем месяце. 21 марта – день весеннего равноденствия. И в этой нарастающей светлыни дня, слух всё чаще улавливает разноголосые «птичьи разговоры». Март – время прилёта птиц – грачевник.

Учитель:

А ещё март – зимобор, наследник февраля, ветронос, берёзозол, водотёк, дорогорушитель, свистун, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны. Вот сколько! Названия-то все радостные: так и слышится в них весёлый говорок весенних ручьёв, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы.

После долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали тёплую Весну-красну! На Руси по народному обычаю первая встреча весны приходилась на христианский праздник Сретения Господня, 15 февраля.

Это важный погодоуказатель:

Дети:

– На Сретенье небо звёздное – зима не скоро начнёт плакать.

– На Сретенье снежок – весной дожжок.

– На Сретенье капель – урожай на пшеницу.

– На Сретенье впервой весна встречается с зимой.

Учитель:

В стародавние времена, когда человек одушевлял не только всё живое вокруг, но и времена года, зародился обычай в конце зимы звать, кликать весну. Дети сажали фигурки птиц на шесты, подбрасывали вверх и пели песенки – заклички. В них они просили птиц принести ключи – замкнуть зиму и отомкнуть весну.

Дети-ведущие поют заклички:

1.Грачи-кулички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по полям, по лесам разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки, ножки познобила.

Белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,

3.Прощай, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки!
4.Снег и холод прочь уходят,
Весну красную приводят,

5.Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка!
Учитель:

– Когда-то, давным-давно, март был не просто первым весенним месяцем, а первым месяцем нового года.

– Есть особый день в марте – старинное весеннее новогодие.

– Это 14 марта – день святой Евдокии, или Евдокия-Весновка. В этот день погоду на весну и лето загадывают.

Дети-ведущие:

–С Евдокии погоже – всё лето погоже.

–На Евдокию каплет с крыш – тёплое лето.

– Если курочка на Евдокию напьётся, то овечка на Егорья наестся.

Учитель:

– С Евдокии-Весновки в старину ребятишки начинали кликать долгожданную красавицу-весну. Забирались на пригорки, на крыши, чтобы голос далеко летел, и звали: «Ой, весна-весна, что нам вынесла?»

Дети-ведущие:

– Короб житушка, два – пшеничушки,

– Малым детушкам – по яичушку,

– Красным девушкам – по перстенёчку,

– Молодым молодушкам – по детёнышку,

– Старикам да старушкам по внучоночку!

Учитель:

– Давайте-ка, ребята, зиму провожать, а весну закликать. Повторяйте за мной такие слова:
Солнышко, покажись, Красное, снарядись,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!
Сядь на пенек, посвети весь денек!

Выходит Весна с корзиной бумажных цветов

Я – Весна-красна, бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу людям радость я несу.

Ведущий:

Вот пришла весна, золотые ключи,

Ты замкни, Весна, Зиму лютую,

Отомкни, Весна, тепло летечко.

Ведущие и Весна поют песню и водят хоровод

Выпал вешний денёк, на бугре солнцепёк.

Собирайся, собирайся, народ, в хоровод!

Станем кругом ходить да весну веселить,

Хоровод заведём, запоём:

«Здравствуй, здравствуй, весна!

Прилетела весна впопыхах. Разносила красу, зеленила в лесу, на полях.

Вешний воздух, как хмель, и пьянит, веселит, и зовёт в хоровод.

Будем кругом идти, ты весна, заходи в тесный круг.

Улыбнись, озари и цветами весь луг (класс) одари!

Весна стоит в центре хоровода и в конце песни осыпает всех цветами.

Дети становятся друг за другом по одну сторону ручья, обхватывают один другого руками за пояс и поют:

– Разлился родничок, золотой рожок. Ух!

– Разлился ключевой, ледяной, снеговой. Ух!

– По мхам, по болотам, по гнилым колодам. Ух!

При каждом уханье ребята боком перепрыгивают через ручей на другую сторону.

Кто коснётся воды, тот из игры выбывает. Оставшиеся, самые ловкие игроки, припевая «Ух!», прыгают вместе.

Весна:

– Поиграли, а теперь отгадайте мои загадки:

– Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

– Вёрст не считал, по дорогам не езжал, а за морем бывал (Птица, грач)

– Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

Волшебной палочкой взмахнёт – в лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Учитель:

– А 22 марта весну встречают второй раз. Эта встреча приурочена ко дню весеннего равноденствия, который отмечают 21марта и дню памяти Сорока мучеников. Праздник второй встречи весны называют Сороки.

– В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников, из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Сколько проталинок – столько и жаворонков.

– На Руси большой любовью народа всегда пользовался жаворонок. Весной люди с нетерпеньем ждали его прилёта. К этому дню пекли жаворонков из теста. Дети бежали с ними на улицу, в поле, подбрасывали к небу и кричали: «Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам дай лето!»

Есть легенда о том, откуда взялась эта птица. Бог подбросил вверх кусочек земли, который превратился в жаворонка - серенького, невзрачного, как и сама земля, но с прекрасной, неповторимой песней (Звучит фонограмма песни жаворонка).

В старину, с раннего утра, на Сороки матери обычно пекли для ребятишек печенье в виде птичек, “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, сорок штук. Дети крепили их на прутики, забирались на высокие взгорочки, крыши, заборы и закликали птиц.

Дети-ведущие с бумажными птичками на палочках поют заклички:

1.Жавороночки-невелички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по лесам, по полям разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки-ножки познобила,

белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Жаворонки, прилетите, студёну Зиму унесите,

Красну - Весну принесите: зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И дрова все пожгла, и солому всю пожгла, молоко всё унесла.

3. Жаворонушки! Прилетите к нам да принесите нам,

Жаворонушки! Нам Весну-красну, да красно летеце.

Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,

А воды-то попила, да три колодезя.

4. Жавороночек, принеси весну на своём хвосту.

На сохе, бороне, на ржаной полосе, на овсяном снопе.

5. Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам – лето!
На тебе сани, а нам – телегу!

6.Ой вы жавороночки, жаворонушки

Летите в поле, несите здоровье.

Первое – коровье, второе – овечье

А третье – человечье.

7. Приди Весна – Весна – красна!

Со льном высоким, с корнем глубоким

Хлебом обильным!

Весна раздаёт детям испечённых жаворонков.

Учитель:

–Третьей встречей весны считают день 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В старину в этот день выпускали певчих птиц из клеток на волю. Радуются люди:

–На Благовещение весна зиму поборола.

–На Благовещение дождь – родится рожь.

Учитель:

– Весной обновляется жизнь растений, животных и людей. Именно поэтому с давних пор многие народы России и мира празднуют наступление нового года весной. Наши предки встречали весну 3 раза. А связаны эти встречи с православными праздниками. Любимым украшением весенних праздников стал образ птицы.

Литература

    Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков,

М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил.

2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Состав. Некрылова А.Ф. – Челябинск,1996.

3. Русский национальный календарь. 2006/Сост. Н.Е. Екимчева, И.О. Иофина. – М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 368с.

Участки подготовки:

– подготовка инсценирования утренника;

– подготовка стихотворений: о весне, «Мы вставали ночью даже…»;

– поиск, разучивание примет и пословиц марта, апреля, мая;

– разучивание загадок о птицах;

– подготовка инсценировки «Лесные звери встречают весну»;

– подготовка инсценированных стихотворений «Подснежник», «Первоцвет».

Оборудование и реквизит:

– вырезанные из цветной бумаги весенние цветы, надувные шары для украшения зала;

– запись пьесы П.И. Чайковского «Песнь жаворонка»;

– призы для награждения учеников-художников;

– запись песни «Скворцы прилетели»;

– запись «Вальса цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Действующие лица:

Ведущий (учитель или ученик, ученица старшего класса);

Чтецы стихотворений о весне (3 учеников 2 класса);

Весна (ученица старшего класса или кто-либо из мам);

Март, Апрель, Май (ученики 2 класса);

Чтецы примет марта (5 учеников 2 класса);

Чтецы примет и пословиц апреля (4 ученика 2 класса);

Чтецы примет и пословиц мая (5 учеников 2 класса);

Чтецы стихотворения «Мы вставали ночью даже…»;

Еж, Белка, Лиса, Волк, Медведь (ученики 2 класса);

Чтецы стихотворения «Подснежник» (2 ученика 2 класса), Подснежник (ученик 2 класса);

Чтец стихотворения «Первоцвет», Первоцвет (ученики 2 класса).

Ход утренника

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по пригоркам шумят.

Какие замечательные стихи! Слова льются, как весенний ручей. Зажурчал наш поэтический ручеек. И он продолжает журчать.

Трое учеников читают стихотворения о весне, найденные и подготовленные самостоятельно (с помощью родителей).

Ведущий. Многие писатели и поэты описывали это время года. А замечательный русский композитор П.И. Чайковский сочинил удивительную по своей красоте весеннюю музыку.

Звучит запись пьесы П.И. Чайковского «Песнь жаворонка». Под звуки музыки входит Весна.

Я – весна-красна.

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки,

Прогоняю с речки лед,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Здравствуйте, дети! Я не могла не прийти на ваш светлый весенний праздник. Вместе со мной пришли и мои сыновья: Март, Апрель, Май (входят весенние месяцы). В природе бывает три весны. Март – весна света, апрель – весна воды, май – весна зеленой травы.

Март. А еще меня называют утром весны. Как день начинается с утра, так и весна начинается с меня, месяца марта. У меня есть свои приметы, их уже давно отметили люди. Может, и вы их знаете?

Ученики называют приметы марта, пословицу о марте.

1-й Чтец. Как в марте зима ни злится, а весне покорится.

2-й Чтец. Синие облака в марте к теплу или к дождю.

3-й Чтец. Из березы течет много сока – к ненастью.

4-й Чтец. Ранний прилет журавлей – ранняя весна.

5-й Чтец. Длинные сосульки – к долгой весне.

Желающие ученики делают свои дополнения.

Апрель. И у меня есть другие имена: снегогон, водолей, соковик.

Ведущий. А знаете ли вы, дети, почему апрель так называют? (Ученики отвечают.)

Апрель. Как и у моего брата, у меня есть свои приметы и пословицы. Сможете их назвать?

1-й Чтец. Апрель с водой – май с травой.

2-й Чтец. Не ломай печей, еще апрель у плечей.

3-й Чтец. Апрель ленивого не любит, проворного приголубит (ученики толкуют смысл каждой пословицы).

4-й Чтец. Весной береза раньше ольхи лист распустит – лето будет сухое, ольха опередит березу – мокрое.

Май. Май – предвестник лета. Я самый теплый, но все еще весенний и порой капризный месяц, могу неожиданно стать холодным, дождливым. Но это не так уж и плохо. Вот о чем говорят мои приметы. (Чтецы произносят приметы мая.)

1-й Чтец. Май холодный – год хлебородный.

2-й Чтец. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.

3-й Чтец. Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.

4-й Чтец. Соловей поет всю ночь – к сухой погоде.

5-й Чтец. Поздно расцвела рябина – к долгой осени.

Весна. Спасибо, ребята, за то, что так хорошо знаете моих сыновей.

Ведущий. Ребята и песню о тебе, Весна, знают.

Исполняется песня «Здравствуй, весна!» (музыка К. Островского, слова О. Высотской).

Весна. Мне очень приятно, что вы радуетесь моему приходу, и я рада встретиться с вами, ребята. Я сразу же обратила внимание на то, какие красивые рисунки вы посвятили мне.

Ведущий обращает внимание присутствующих на стенд с рисунками, комментирует их. Весна вручает призы лучшим художникам.

Весна. Вы слышите, дети? Это поют мои друзья, мои гонцы. На своих крыльях они приносят теплые солнечные дни. А знаете ли вы птиц, которые прилетели к нам на праздник?

Группа детей представляет птиц (загадывает загадки).

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Кто там за плугом носится вскачь? (Грач)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда –

Соседям яйца оставляет,

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

5-й Чтец (Скворец). Ребята, вы меня узнали? Кто не узнал – разрешите представиться.

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями,

Ну а зовут меня… (скворец).

2-е Чтецов (поочередно).

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад:

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Прилетели,

Прилетели,

Прилетели наконец!

Звучит запись песни «Скворцы прилетели» (музыка И. Дунаевского, слова М. Матусовского).

Весна. Я уже знаю, что с моими птицами все в порядке: они прилетают, радуются родному дому и строят гнезда. А как же поживают мои зверюшки?

Проигрывается инсценировка «Лесные звери встречают весну».

Еж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала, одними мышами питалась.

Волк. Да нередко кур подсчитывала в соседней деревне.

Лиса. Да что ты, какие куры? А что ты, кум, такой худой?

Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня,

Увидал обед у пня.

А обед во все лопатки

Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда –

Быстроногая еда!

Лиса (ехидно, обращаясь к Медведю). Миша, расскажи, как ты чуть весну не проспал.

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны

И конечно, видел сны?

Вдруг проснулся косолапый.

Слышит: каплет, вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода.

Заспешил медведь наружу.

Заливает – не до сна!

Вышел он, и видит: лужа,

Тает снег, пришла весна.

Весна. Ну что ж, и такое бывает. Хорошо, Миша, что ты все-таки проснулся и спасся от воды. А на будущее учти, что весна не ждет, всегда приходит вовремя. (Обращается к Зверям.) Трудные времена для вас прошли, лесные жители. Радуйтесь теплу и Весне!

Но как же поживают мои первые цветы?

Исполняется инсценированное стихотворение «Подснежник».

В шапке белоснежной,

В легком пиджачке

Стоит в лесу подснежник

На босой ноге.

Подснежник.

Подснежник, подснежник,

Проснулся в лесу,

Подснежник, подснежник,

Встречает весну!

Бедненький подснежник,

Спят еще цветы.

Смотри, в такой одежде

Насморк схватишь ты!

Подснежник.

А вот мне не спится.

Разве тут до сна?

Ведь может заблудиться

Без меня весна.

Весна. Спасибо тебе, Подснежник, за твою заботу. А вот еще один весенний цветок.

Исполняется инсценированное стихотворение «Первоцвет».

Первоцвет.

Первоцвет весенний –

Желтенький цветок.

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Первоцвет весенний –

Ключик от весны.

Не тебе ли снятся

Золотые сны?

Будь же осторожен,

Не сомни его –

Мягкого, пушистого

Друга моего.

Берегите, ребята, моих прекрасных друзей, не мните, не срывайте их, и они отблагодарят вас своей красотой. Ну, а я благодарю вас за стихи и песни, рассказанные и спетые для меня и моих сыновей.

Звучит запись «Вальса цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Весна и весенние Месяцы покидают зал.


Дружно мы Весну встречаем.

Сценарий для средней группы.

Действующие лица: Ведущая

Гном Бесцветный

Кикимора

Весна

«Весна, весна идёт» Под музыку выходят в зал

Ведущая: На праздник всех мы приглашаем

К нему готова детвора

Друзей улыбками встречаем

И пожелаем всем добра.

1 ребёнок: Пришла весна, запели птицы

Проснулся в поле ручеёк

Из-под земли, расправив листья

Вновь пробивается цветок.

2 ребёнок: Хорошо в лесу гулять

Песни петь и отдыхать

Во зелёном во лесу

Будем мы встречать весну.

Исполнение песни «День рождение весны»

Ведущая: Ребята, давайте встретим нашу Весну весёлой игрой. И поиграем в игру «Ручейки». Давайте превратимся с вами в маленькие капельки (звучит музыка)

Ведущая: Птицы поют, солнышко пригревает всё сильней, снег тает всё быстрей.

Появилось много ручейков, а начались ручейки с капелек.

Вы все – капельки, каждая капелька нашла себе место и лежит –

греется на солнышке. Но вот она соединилась с другой капелькой,

с третьей, с четвёртой. И это уже не капельки, а ручейки

Какой у нас появился ручеёк, так и хочется с ним поиграть. (дети стоят в кругу). Ой, смотрите, а впереди большая гора (мальчики становятся в малый круг и поднимают сцепленные руки, а девочки снова капельки)

Как из-под горы

Все бегут ручьи

Ручьи, вы куда?

Закрывайте ворота.

Игра «Как из под горы»

(Маленький кружочек – это гора, руки детей сцеплены вверху.

Остальные дети – ручеёк. Под музыку ручеёк прошивает гору.

С окончанием музыки гора опускает руки, кто не успел выскочить

из круга, уходит в гору, которая таким образом увеличивается.).

Когда дети сделали большой круг, после этого они проходят на места. Неожиданно появляются Гном Бесцветный и Кикимора.

Дети убегают на стульчики.

Гном: Что за шум в моём лесу? Кто здесь веселится?

Я же посадил весну в мрачную темницу.

Никому и никогда в ней не повстречаться

И теперь лишь мне всегда надо поклоняться.

Кикимора, объяви мой указ.

Кикимора: (читает)

«В лесу, как и во всём царстве великого Гнома Бесцветного,

запрещается петь песни, смеяться и веселиться.

Травам и листьям не расти, цветам не цвести, солнцу не появляться.

Нарушившие указ будут навеки превращены в пеньки и коряги.

Его величество Гном Бесцветный»

(Гном важно поворачивается и уходит. Кикимора немного отстаёт.

Тихонько, чтобы Гном не слышал, обращается к детям).

Кикимора: Вы уж, детушки не ослушайтесь указа. Он ведь и правда вас всех

в пеньки превратит. Вон, посадил Весну в темницу – и всё.

А вы-то совсем маленькие да пригоженькие, жалко мне вас.

(Кикимора убегает).

Ведущая: Что же нам теперь делать. Гном всё заколдовал.

Я думаю что в этой ситуации нам поможет только дружба. Поэтому давайте все вместе, дружно споем песню, которая так и называется «Песенка друзей»

Исполнение песни «Песенка друзей»

Гном: Что я слышу! Весёлую песню! Я же строго-настрого запретил петь песни и

веселиться.

Кикимора: Да нет, ваше Бесцветное Величество, это, наверное, ветер шумит в нашем

лесу. Разве кто осмелится ослушаться вашего указа.

Гном: Ты уверена? Ну, хорошо. Но если мне ещё раз послышится такой ветер,

вам всем несдобровать. Лучше сразу убирайтесь отсюда.

(Гном и Кикимора уходят. Кикимора на цыпочках возвращается).

Кикимора: Ребятки, дорогие, что же вы не слушаетесь? Вы что, совсем Гнома не

боитесь? (ответ). Он ведь заколдует вас всех. Гном хоть и хороший,

да жалко мне вас. И зачем вам эта Весна нужна?

Ведущая: А ты послушай, Кикимора, дети тебе расскажут.

1. Кап да кап, и не до сна

постучалась к нам весна.

Зазвенел ручей игриво.

Вышел ежик: « Что за диво!

Хватит звери нам скучать,

Уж весну пора нам звать.

2. По весне набухли почки

И проклюнулись листочки

Посмотри на ветке клена

Сколько носиков зеленых.

3. В тени ещё лежит снежок,

Но скоро, очень скоро

Он превратится в речеек

У нашего забора.

И будет весело журчать,

и вдоль дороги виться,

И станет рядышком скакать

Веселая синица!

Ведущая : а вот ещё ребята тебе станцуют весёлый танец.

Танец «Весенняя полька» музыка и слова З. Я. Роот

Кикимора: Ой, и правда, стихи о весне красивые. Вы все нарядные. Наверно и Весна

Тоже красивая.

Ведущая : Хочешь посмотреть на нашу Весну? Помоги нам её освободить.

Кикимора: Я Гнома боюсь. Он и меня может в корягу превратить.

У-у-у, не хочу быть корягой.

Ведущая: А ты не бойся, расскажи как победить Гнома, а мы поможем

Весне выбраться из плена.

Кикимора: Хорошо, я скажу вам главный секрет: Гном наш больше всего боится

радости и веселья. Против этого он бессилен.

Всем бы в лесу радоваться да веселиться, так нет, все

с кислыми лицами ходят. А Гному только этого и надо.

А ещё он боится солнечных лучей. Здесь никто не играет, и солнце

здесь не светит.

Ведущая: Так давайте поиграем, солнышко нас увидит и станет светить.

Игра «Гори, гори, ясно»

Ведущая: Вот как хорошо поиграли и солнце стало ярче, совсем жарко стало.

Кикимора: Ой, боюсь, боюсь, сейчас Гном появится.

Ведущая : Не бойся, Кикимора. Пока у нас светит солнышко, значит можно веселится и играть, поэтому я предлагаю поиграть в игру «Скворушки».

Выходит Гном, заходит в круг.

Гном: Что-о-о! В моём царстве радость? Сейчас же прекратите.

Иначе я вас в пеньки превращу. Маленькие такие пеньки, трухлявые.

Гном становится в круг и как будто колдует и проводит игру «Елочки пенёчки» с ускорением. Когда музыка останавливается, дети стоят на месте, а Гном продолжает играть, показывая быстро елочку и пенёчек).

Гном: Ой, ой, больше не могу, остановите меня.

Дети с воспитателем окружают Гном.

Держат его – останавливают. Гнома сажают на стул, дети проходят на стульчики.

Гном: Всё, больше не могу. Силы нет.

Кикимора: Ваше Величество, освободите, пожалуйста, Весну.

Так хочется посмотреть какая она красивая.

Гном: А,и ты здесь. Весну захотела увидеть.

Ладно, отдам я вам Весну. Вы уж больно радостные.

Если вас заколдовать, из вас пенёчки смешные получатся.

Позор для моего леса. Ваша Весна придёт, если вы будете оставаться такими

же радостными, весёлыми. Только я так сильно её заколдовал, что поможет

только дружба. И я сейчас покажу вам дорогу – как дойти до Весны.

Только это трудная дорога.

ИГРА-ЭСТАФЕТА «Весенние лужицы»

(Гном и Кикимора приглашают детей в две команды по 4 человека. У каждой команды по две лужицы, добежать до ориентира прыгая с одной лужицы на другую и вернуться обратно.)

Гном: Молодцы, все препятствия преодолели. Осталось совсем чуть-чуть. Нужно ещё песню спеть, чтобы Весна пришла.

Ведущая : А наши ребята знают песню про Весну и сейчас её споют.

Исполнение песни «Стало солнце припекать»

Заходит Весна.

Весна: Здравствуйте, дорогие ребята!

Колдовство вы победили, вы меня освободили.

Я вернулась из темницы, чтоб вокруг запели птицы.

Солнце ярче засияло, всё цветами заиграло

Пусть в природе всё растёт, жизнь и радость нам несёт.

Ведущая: Здравствуй, Весна! Мы тебя ждали!

Кикимора: (оглядывая со всех сторон) Весна! Какая ты красивая! А какие стихи о тебе рассказывают!

Гном: (плачет) И что же я такой злой-то был и страшный? Что же я теперь всегда таким мрачным буду? Вы вон все какие нарядные, а я бесцветный!

Весна : Не печалься, Гном, ребятки и тебя расколдуют. Ты бесцветный, потому что ты тоже заколдованный. Ребята, поможете Гнома расколдовать?

(дети отвечают)

Гном : Тогда помогите мне.

(под музыку дети с Ведущей и Весной одевают на Гнома разные цветы, дарят ему букет цветов).

Гном : Спасибо вам, ребята, что вы Весну расколдовали. Спасибо, Весна, что меня украсила! И вы меня развеселили. Буду теперь ходить по лесу и песни петь. А ты, Кикимора, мне подпевать будешь. И теперь я не Гном-бесцветный, а Гном-Цветной! Весна, я так рад, что ты пришла!

Ведущая: Все Весне рады, Гном. И ребята из нашего детского сада тоже очень рады Весне. И хотят тебе рассказать как весело им живется в детском саду.

1. Мы приходим в детский сад

Там игрушки стоят.

Паровоз, Пароход.

Дожидаются друзья.

2. Там картинки на стене

И цветы на окне

Захочу, поскачу

На игрушечном коне.

3. В этом доме всё для нас -

Сказки, песня и рассказ,

Шумный пляс, тихий час,

В этом доме всё для нас.

4. Вот какой хороший дом!

В нём растём мы с каждым днём.

А когда мы подрастем,

вместе в школу пойдем.

Исполнение песни «Хорошо у на в саду»

Весна: Спасибо, ребята, что рассказали мне про детский сад. Теперь я знаю, что вы дружные ребята и любите свой детский сад.

Ну, а мне пора уходить

За цветами, травами следить

Чтоб они росли и распускались

Всеми соками земными наливались

За своё освобождение

И за ваше весёлое представление

Я приготовила вам угощение.

Раздаёт угощения.

До свидания, друзья, Через год вернусь к вам я.

Уходит .

Гном : А мы с Кикиморой пойдём посмотрим, как у нас в лесу дела. Нужно, чтобы лес был красивый и приветливый. А вы, ребята, приходите ещё в лес погулять. Будем вам рады.

Кикимора : До свидания! Ждём вас в гости!

Ведущая: Ну, а нам пора возвращаться в группу. До новых встреч.