Теория раскольникова в романе "преступление и наказание" и ее развенчание. Теория Раскольникова, ее антигуманистический смысл (За романом Ф


В своем социальном, психологическом и философском романе “Преступление и наказание”, написанном в 1866 году, Федор Михайлович Достоевский воспроизвел жизнь России в 60-е годы XIX столетия, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и перемены.

Резкой критике Достоевский подвергает буржуазную цивилизацию, которая порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания.

Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на какое-то улучшение своего положения. Но, несмотря на то что Раскольников является всего лишь “маленьким человеком”, он - яркая индивидуальность. Он умен, наделен выдающимися способностями, склонен к самоанализу, любит ближних.

Но нищета, из которой уже не способен подняться человек, комната, похожая на гроб, постоянные крики и стоны людей - все это повлекло за собой рождение теории Раскольникова.

Он понимал: для того, чтобы изменить свою жизнь, судьбу матери и сестры, надо изменить весь существующий порядок вещей. В нем рождается чувство протеста, и он восстает против всего мира в одиночку, по своей, им самим выработанной программе.

Анализируя причины существующего в мире несправедливого порядка вещей, Раскольников приходит к выводу, что на свете существует два разряда людей: “материал”, годный лишь для воспроизводства себе подобных, и гении, такие как Магомет и Наполеон, которые имеют право жертвовать ради своих интересов жизнями других людей, не останавливаясь при необходимости и перед преступлениями.

Для того чтобы избавить мир от несправедливости и доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Он одержим идеей всеобщего блага. Желая сделать мир лучше, он становится убийцей и несет наказание за содеянное преступление. Жизнь преподносит ему урок, заключающийся в нравственных муках, которые он испытывает после совершения убийства. Достоевский исследует сознание и подсознание героя. Подсознание подсказывает герою, что он убил не старуху, а себя, свою душу. Для этого писатель вводит в текст романа сны и видения героя.

Содеянное зло никому не принесло пользы. После совершения преступления герой постоянно подвержен и болезни физической: он часто впадает в беспамятство, его лихорадит. Он ослаблен, порой не может даже подняться с кровати. Он уже и сам осознает, что напрасно уверил себя в высшей целесообразности и оправданности своего “эксперимента”. В этот момент он решается открыть свою тайну Сонечке Мармеладовой, которая также является преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Именно Соня, ее жертвенность, милосердие, смирение, покорность судьбе сыграли ведущую роль в развенчании теории Раскольникова. Он осознает, что его эксперимент ни к чему не привел: он не реализовал себя как сверхчеловек.

Предпринятая им проба доказала, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что тиран и благодетель рода человеческого несоединимы в одном лице. Его попытка привести мир к справедливости и доказать себе свое высокое назначение в мире людей терпит крах. При этом терпит крах и теория Раскольникова. Осознав неправильность своих суждений, он сознается в убийстве и получит справедливое наказание, которое явится для него освобождением от нравственных мук.

Родион Раскольников, осознав гибельность своей теории, ее античеловеческую, антигуманную сущность, возрождается к новой жизни - “впрочем, - говорит Достоевский, - это уже совсем другая история”.

Таким образом, писатель в своем романе проводит мысль, что преступление, какую бы благородную цель оно ни преследовало, недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет право на существование.

Содержимое сочинения:

Явка с повинной, с точки зрения Раскольникова, — это слабость, это его личная катастрофа: слишком слаб — не надо было брать топор и кровавиться. И чем ниже он становится в своих собственных глазах, потому что не выдержал, потому что погубил теорию, тем горячее он отстаивает ее. И возможно это потому, что к той извращенности сознания Раскольникова, которая привела к возникновению в его голове преступной теории, прибавилось в последние три дня перед явкой в полицию еще и помутнение сознания. Вот описание душевного состояния его в эти дни:
«Для Раскольникова наступило странное время: точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение. Припоминая это время потом, уже долго спустя, он догадывался, что сознание его иногда как бы тускнело и что так продолжалось, с некоторыми промежутками, вплоть до окончательной катастрофы. Он был убежден положительно, что во многом тогда ошибался, например в сроках и времени некоторых происшествий. По крайней мере, припоминая впоследствии и силясь уяснить себе припоминаемое, он многое узнал о себе самом, уже руководясь сведениями, полученными от посторонних. Одно событие он смешивал, например, с другим; другое считал последствием происшествия, существовавшего только в его воображении. Порой овладевала им болезненно-мучительная тревога, перерождавшаяся даже в панический страх. Но он помнил тоже, что бывали минуты, часы и даже, может быть, дни, полные апатии, овладевавшей им, как бы в противоположность прежнему страху, — апатии, похожей на болезненно-равнодушное состояние иных умирающих. Вообще же в эти последние дни он и сам как бы старался убежать от ясного и полного понимания своего положения; иные насущные факты, требовавшие немедленного разъяснения, особенно тяготили его; но как рад бы он был освободиться и убежать от иных забот, забвение которых грозило, впрочем, полною и неминуемою гибелью в его положении…»
Болезненное состояние его психики особенно ярко проявляется в его отношениях с Соней, матерью и сестрой. Он и не может без них жить, ищет с ними встреч, думает о них, иногда даже считает себя виноватым перед ними, перед матерью особенно, но пугается их любви к нему.
В последний день, т. е. в день явки с повинной, обнажились до предела и антигуманистическая сущность теории Раскольникова, и его высокие человеческие качества. И все это выразилось в одном восклицании, которое свидетельствует о том, что Раскольников уже ощущает античеловечность своей теории: «О, если б я был один и никто не любил меня и сам бы я никого никогда не любил! Не было бы всего этого!» Вот это ощущение невозможности реализации его теории в человеческом обществе, каким бы оно ни было, и есть залог того, что возможно нравственное перерождение Раскольникова, хотя он еще долго будет убеждать себя, что его теория ничем не хуже других теорий и что убийство старухи — всего только ошибка. Но для перерождения нужно время.
В Эпилоге Достоевский показывает, в каком направлении изменяет Раскольникова время. Эпилог состоит из двух частей. Назовем основные события, составляющие содержание первой части Эпилога:
— судопроизводство по делу Раскольникова прошло без больших затруднений;
— суд принял во внимание «чистосердечное раскаяние» Раскольникова и много других смягчающих обстоятельств и вынес сравнительно легкий приговор — каторжные работы второго разряда в течение восьми лет;
— еще в начале судебного процесса мать Раскольникова заболела, потом сошла с ума и вскоре умерла;
— Дуня вышла замуж за Разумихина;
— Соня поехала за Раскольниковым в Сибирь.
Перечитаем выборочно вторую часть Эпилога. Раскольников на каторге ни с кем не мог сойтись. Он стыдился всех, даже Сони: «Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя. Тренога беспредметная и бесцельная в настоящем, а в будущем одна беспрерывная жертва, которою ничего не приобреталось,- нот что предстояло ему на свете. И что в том, что через восемь лет ему будет только тридцать два года и можно снова начать еще жить. Одною существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он п счел себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому.
И хотя бы судьба послала ему раскаяние — жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! И толчком стали его размышления об отношениях между ним и каторжными и между каторжными и Соней: «…стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом», пропасть, которая чуть не привела его к гибели от руки арестанта. «Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню?» И то, что Раскольников заметил эту пропасть между собой и каторжными, заметил, с какой любовью они относятся к Соне, означает его поворот к жизни, поворот еще им не осознанный.
Кроме того, разрушает остатки веры Раскольникова в его теорию сон, приснившийся ему, когда он уже выздоравливал: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать».
Конечно, это еще только перелом, после которого начнется воскресение, «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, но теперешний рассказ наш окончен».
Достоевский не показывает нравственно воскресшего Раскольникова, потому что его роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной, преступной может быть эта идея. Поэтому жизнь по теории строить нельзя. «Живой процесс жизни» всегда опровергнет идею, теорию; логика жизни всегда победит. Опровергнута «живым процессом жизни» и идея Раскольникова: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Роман Ф. Г. Достоевского "Преступление и наказание" - один из сложнейших произведений в истории мировой литературы. Даже исходя из того, как роман воспринимается читателем, он чуть ли не единое произведение такого плана. Лично на меня произведение сначала оказало впечатление полно понятного: никаких намеков, никаких загадок, никаких таинственных событий. На самом деле же, преступление Раскольникова плотно связанный из него теорией, а эта теория - преступная

Уже из первых страниц романа "Преступление и наказание" главный герой придавлен собственной философией, которая позволяет "кровь по совести". Наблюдая за жизнью своей страны, задумываясь над мировой историей, Раскольников пришел к мысли, который не только исторический прогресс, а и любое другое развитие осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и крови. Герой распределил человечество на две категории: есть люди, которые смиренно воспринимают свою судьбу, а есть такие, что возбуждаются моральные нормы и общественный порядок. Выдающиеся личности - Ликург, Магомет, Наполеон - не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради своих идей. Мир устроен так, что развитие общества происходит в процессе уничтожения "животных, которые вздрагивают" "сильными мира этого": "И не деньги, главное, нужны мнет были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Мнет другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мнет надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь я, как все, или человек? Смога ли я переступит, или не смога? Осмелюсь ли нагнутся и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею…".

Дело в том, что жизненные ситуации, в которые попадается Раскольников, не только не отводят его от идеи убийства, а будто наталкивают на нее

Но мне кажется, что идея Раскольникова неразрывно связана с жизненными условиями бедного студента. Душная атмосфера его жилья перекликается с душной атмосферой петербурзькихвулиць.

Хотя преступление Раскольникова - это вызов нечеловеческим законам мира, однако оправдать его невозможно. Ведь, совершив убийство, Раскольников зачислил себя к разряду надлюдей, к которому не принадлежат даже близкие ему люди: иметь, сестра, Соня, Разумихин. Он отрезал себя от этих людей: "Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…"

Упоминая преступление, Родион упоминает и случайно вбитую им Лизавету: "Бедная Лизавета! Зачем она здесь подвернулась!.. Странно, однако же, почему я об неи свиты и не думаю, точно и не убивал?.. Лизавета! Сон! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядят кротко и тихо…".

Этот монолог доказывает весь ужас совершенного, ведь человеческая натура столкнулась с нечеловеческой теорией. Еще один довод ужасной теории - третий сон Раскольникова, где он снова убивает ростовщицу, а она над ним смеется. И здесь герой подсознательно начинает понимать коварность своей теории, которую можно считать не толчком к преступлению, а преступлением

Самая преступная идея толкнула его на самопроверку собственной значимости: "Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мнет, в ту минуту, все равно должно было быть!"

Значит, пораженный идеей "сверхчеловека", он мог бы убить и вторая, и сестру, и мать, и Соню

Кажется, что Раскольников может реагировать лишь на те впечатления, которые подтверждают правоту его теории. Он воспринимает мир деспотически, выхватывая из окружения лишь те впечатления, которые подтверждают его фанатичную теорию

Итак, теория Раскольникова о возможности стоять над людьми, с презрением относиться к ним законов не нашла своего подкрепления в него собственной судьбе. Полностью убить в себе совесть и подняться в гордой одинокости над "человеческим муравейником" не может даже найвишуканиший вор, не то что человек с раздвоенной личностью. Возможно поэтому автор и обрек Раскольникова на одинокость. Достоевский всей образной системой романа убедительно довел, что нельзя оправдать теорию насилия, убийства, которой бы благородной целью ее не аргументировались

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)

ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ ТЕОРИИ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

Главным героем романа является Родион Раскольников - недоучившийся студент, который прозябает («его допекали нищета») в Петербурге на верхнем этаже в комнатке, которая напоминает то шкаф, то гроб, то собачью будку: «Каморка его находилась под самой крышей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на жилье. Хозяйка, у которой он нанимал эту каморку, жила на этаж ниже, и каждый раз, уходя из дому, он должен был проходить мимо хазяйчину кухню, с почти всегда распахнутой настежь дверью... И каждый раз, когда он проходил мимо, его охватывало какое-то болезненное и робкое чувство, которого он стыдился и от которого болезненно морщился. Он очень задолжал хозяйке и боялся с ней встречаться».

Читатель сразу замечает разительный контраст между красивой внешностью Родиона и его жалкой одеждой («Он был так плохо одет, что другая, даже привычная ко всему, человек постеснялся бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»).

Кажется, он постоянно оправдывает свою фамилию, до такой степени «расколота» его душа. По сути, это добрый человек: он отдает последние деньги семье Мармеладных, заступается за незнакомую девушку, спасая ее от посягательств похотливого мужа, впоследствии, уже в процессе следствия выясняется, что, рискуя жизнью, он спас детей из горящего дома. Как же случилось, что такой человек

смогла опустить топор на головы беззащитных женщин? Ведь он осознавал всю чудовищность, всю отвратительность своего поступка: «О Боже! какая все это гадость! И неужели, неужели я... нет, это чушь, это бред! - добавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На грязь способно, однако, мое сердце! Главное: гряВНО, гадко, гадко, гадко!.. И я, целый месяц... (Достоевский подчеркивает острую внутреннюю борьбу, которая шла в душе Родиона. - Лет.). Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего волнения. Чувство безмерного отвращения, которое начинало угнетать его сердце еще тогда, когда он только шел к старухе, достигло теперь такой силы и такой выразительности, что он не знал, куда деваться от своей тоски».

Теория Раскольникова, ее антигуманный смысл

Суть своей теории Родион Раскольников раскрывает в разговоре со следователем Порфирием Петровичем, когда объясняет «идею», изложенную им в статье, опубликованной ранее. По его мнению, человечество делится на две неодинаковые части: «твари дрожащие» и «те, кто право имеет». Низший разряд («дрожащие твари») - это общая масса, назначение которой быть законопослушными гражданами, неким «строительным материалом» истории. Высший разряд («те, кто право имеет») призван возглавлять и направлять человеческий общем, неспособный самостоятельно изменить свою жизнь. Такие люди разрушают настоящее во имя будущего, противостоят консервативной массе, устоявшемуся образу жизни, старым традициям и законам. Раскольников пришел к выводу, что они находятся вне добра и зла (впоследствии название «По ту сторону добра и зла» выбрал для своей работы Ф. Ницше). Человеческие этические нормы их не касаются, поэтому, по мнению Раскольникова, «необыкновенный» человек имеет право... то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через некоторые препятствия, и единственно в том только случае, когда исполнение ее намерения (иногда, может, спасительного для всего человечества) того потребует». Здесь страшное слово «убийство» («кровь», «смерть») хитро заменено на «гладкую» и недратівливу формулу «некоторые препятствия», но сути дела это не меняет.

С. Косенков. Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Середина XX вв.

Заметим, что подобная «словесная эквилибристика» применена далее также относительно «успокаивающе-научного» слова «процент». Вот так и развенчивается позорная сущность всех зверских «теорий», скрытых за удобными словечками и формулами вроде «перешагнуть... через некоторые препятствия» вместо прямого - «убить человека» или «определенный процент людей должен идти» вместо «кто-то должен погибнуть». И делает это именно тот, чей ум тоже отравлен подобной теорией, - Раскольников. Вот как он сочувствует горю пьяненой девушки, которую только что спас от посягательств похотливого незнакомца: «Бедная девочка! Придет к памяти, поплачет, потом мать узнает... Сначала пощечин предоставляет, а затем висіче, больно и с позором, может и прогонит... А не прогонит, все равно пронюхают Дарьи Францівни, и начнет шастать моя девочка туда и сюда. А там вскоре больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут очень честных и втайне от них погулюють), ну а дальше... а дальше опять больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три калека, а всего и прожила девятнадцать или восемнадцать лет от силы...» Но вдруг Родион забывает о сострадании и мгновенно становится циником: «Тьфу! А пусть! Это, говорят, так и должно быть. Какой-то процент, говорят, должен уходить каждый год... куда-то... к черту, видимо, чтоб остальных освежать и им не мешать. Процент! А чудные, действительно, у них эти словечки они такие успокоительные, научные. Сказано: процент, следовательно, и беспокоиться нечего. Вот когда бы какое-то другое слово, ну тогда... было бы, может, не так спокойно... А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет!Когда не в тот, то в другой?..» Следовательно, любая нечеловеческая «теория», примененная к родному человеку (в данном случае - к сестры Дуни), перестает быть привлекательной, обнажает свою звериную суть. Возвращаясь непосредственно к теории Раскольникова, заметим, что в романе прослеживается резко отрицательное отношение автора не только к факту преступления, но и к его теории как философского построения. Прикрытая красивыми фразами о необходимости обновления жизни общества (а оновлювачами, за Раскольниковим, есть «те, кто право имеет»), эта теория является зверской и антигуманной по самой своей сути. Так, в момент душевного напряжения больной и раздраженный разговором с Соней Мармеладовою Родион прорывается об истинных мотивах возникновения его теории: «Воля и власть, а главное власть! Над всеми этими дрожащими тварями и над всем муравейником!.. Вот цель! Помни это! Это мое тебе напутствие!» Возможно, кто-то скажет, что эту мысль выразила больной человек и она сделала это назло, но все равно - сказанное слово имеет какую-то непостижимую свойство сбываться.

В. Вильнер. Иллюстрации к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1960-е годы

Теория Раскольникова имеет философские, социальные и психологические корни. Начнем с того, что ее основу составляют «незавершенные идеи», которые «висели в воздухе» где-то в середине XIX в., во времена создания романа. В эпилоге автор сравнивает их со страшными вирусами-трихінами, что ведут человечество к самоуничтожению. Больному Раскольникову «привиджувалося, что весь мир обречен в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной язве-моровой язвы. Люди делались одержимыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали более непреклонными своих приговоров, сво"іх научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сходили с ума». Так, мысль об убийстве старухи-процентщицы ради общего благополучия, подслушанный в трактирній разговоре студента с офицером (а студенты и офицеры - это интеллектуальная часть общества), прекрасно иллюстрирует теоретические рассуждения Родиона и побуждает к действию. Конкретным примером «необыкновенного человека» Раскольников считает Наполеона, равнодушного к судьбам и жизням других в стремлении осчастливить Европу свободой. Вывод нашего героя перекликается с принципом «цель оправдывает средства», который приписывается то итальянскому политику XVI ст. Макиавелли, то иезуитам.

Роман Достоевского написан в 1866 p ., поэтому теорию Раскольникова нельзя отождествлять с идеей «сверхчеловека» Ницше, сформулированной позже. Однако они имеют общую философскую основу и возникли на общей Почве - в умонастроениях середины XIX в. В то время в Европе и России была известна философия индивидуализма А. Шопенгауэра Созвучно с философией рационализма (розсудкового, вне - морального видения реальности), она породила аморальную «арифметику»: что больше весит - плевое злой бабка или тысячи добрых дел и благо миллионов людей? Нечто подобное мы уже видели в романе Стендаля «Красное и черное», когда Жюльен Сорель буквально повторяет упомянутую фразу Макиавелли: «Цель оправдывает средства; если бы я был не такой незначительной пылинкой, а имел хоть какую-нибудь власть, я бы приказал повесить трех, чтобы спасти жизнь четырем». Следовательно, такие мысли существовали тогда не только в России, но и во Франции, да и во всей Европе. Однако Достоевский считал это недопустимым, потому что ответ на них один, христианское «Не убий!»

Ad Fontes

Наполеону нужно было не завоевание, а собственно война как средство возбуждения, как опьянение. Кровообращение у Наполеона был неправильным и крайне замедленным. Только в бою он чувствовал себя хорошо, пульс его начинал биться ровно и с нормальной скоростью.

Федора Достоевского также интересуют социально-бытовые причины возникновения антигуманной философии. Смертоносная идея зарождается в комнате, похожей на гроб (шкаф, каморку, морскую каюту), а не на нормальное человеческое жилище. Вспомните, Раскольников одет так, что другой «посовістився бы выйти» на улицу, за квартиру не платит и частенько голодает. Семья, стремясь «вывести в люди» Родиона, сначала загнала себя в кабалу к Свидригайлова, взяв жалованье вперед, а потом Дуня ради брата блага готова пожертвовать собой и стать женой циничного, мерзкого дельца Лужина.

Ведущим в романе является мотив безысходности человеческого существования в нечеловеческих условиях тогдашнего общества и проблема поиска выхода из него. Говорить о социальные корни теории вседозволенности невозможно лишь на примере судьбы Раскольникова. Сюжетная линия семьи Мармеладных может быть отдельным социальным романом. А судьба Сони Мармеладової - символ страданий всего человечества. Голодные дети, смертельно больная мать, пьянство отца через ощущение этой безысходности - такой семейный портрет есть фактически портретом всей эпохи. Подобные картины поднимают бурю протеста в душе Родиона, который чувствует свою слабость и неспособность помочь даже своим ближайшим родственникам. Отсюда и раздражение относительно предложения Разумихина зарабатывать на жизнь уроками или переводами, и вызов Насти: «За детей медяками платят. Что на копейки сделаешь, - неохотно говорил он дальше, словно отвечая на собственные мысли. - А тебе бы сразу весь капитал? - Он сx удовано взглянул на нее. - Да, весь капитал, - твердо ответил он, помолчав».

М. Шемякин. Эскизы к балету «Преступление и наказание». 1985, 1964 гг.

Для понимания социальных истоков идеи индивидуалистического протеста большое значение имеет образ Петербурга в романе. Достоевский создал типичную картину жизни мещанской бедноты и мелких чиновников. Это и трактиры, где люди ищут забвения от тяжкого существования, напрасно пытаясь утопить все проблемы в водке. Это и грязные улицы, где царит также и моральный грязь. Это злой и насмешливый толпа развлекается чужим горем и чужой бездарной (вспомним сон Раскольникова о том, как Коля забил свою кобылку). Это и ужасающая нищета, постоянная зависимость от ростовщика, такого себе русского Гобсека. Мрачные бедняцкие районы еще ужаснее воспринимаются на фоне роскоши Невского проспекта. Такой Петербург является благодатным и якобы старательно подготовленной почвой для прорастания мыслей, подобных теории Раскольникова, особенно в среде мыслящих людей, тех, кто способен чувствовать не только свое, но и общее горе (см. далее «Петербург Достоевского»).

Обычные люди («дрожащие твари»)

Необычные люди («те, кто право имеет»)

Большая масса

Один из тысячи, а то и один из миллиона

Это люди консервативные, материал для продолжения рода

Разрушители, которые наделены талантом нести человечеству новое слово

Берегут мир и приумножают его численно

Двигают мир вперед и ведут его к цели

Хозяева современного. Презирают, преследуют и казнят необычных людей, а впоследствии, в будущем - склоняются перед ними и устанавливают им памятники

Хозяева будущего

Не имеют права переступать через закон, должны придерживаться установленных правил

Имеют право переступить через закон, в частности через кровь, во имя идеи, что несет спасение человечеству. Устанавливают новые законы, которых должны придерживаться рядовые граждане

Однако это неполная картина истоков теории. «И жизнь, и характер, и мировоззрение героя - все отразилось в его теории» (М. Качурин). Человек с другой психологией не смогла бы выстроить с острого ума и сердечной муки логически стройную и жизненно противоречивую

теорию. Разуміхін тоже индивидуалист, но выход он видит в разумном и честном предпринимательстве, поддержке и помощи отчаявшемуся Раскольникову. Теория возникает как попытка найти выход из сложных жизненных условий и одновременно как месть обществу, кара «властителям жизни», постепенно превращаясь в желание самому стать над людьми. И развенчивается нечеловеческая суть «разрешения крови по совести» как в философско-социальном, так и в морально-психологическом аспектах.

Статья Раскольникова с изложением его «теории» появилась в газете за два месяца до того, как он услышал разговор офицера и студента и у него возник замысел убийства старухи-процентщицы. О выходе статьи, которую Раскольников написал полгода назад, когда бросил университет, он не знал, потому и газета, в редакцию которой Родион обращался, чтобы ее напечатали, уже не казалась. Основные различия между «тварями дрожащими» и «теми, кто право имеет», как их понимал Раскольников, представлены в таблице.

Сегодня мы поговорим о теории, с которой нас знакомит Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Какие идеи хотел донести автор и в чём ошибочность теории Раскольникова?

О книге

Федор Михайлович Достоевский создал замечательную книгу о человеческом безумии под названием «Преступление и наказание». Она была написана в далеком 1866 году, но актуальной остается по сегодняшний день. Писатель приподнимает завесу над жизнью обычных людей в России XIX века. В это время активизируется борьба между различными революционными течениями, а социальные противоречия становятся всё острее. В своей книге Достоевский не преследовал цели создать негативного героя: он выносит на первый план проблемы общества, которое создаёт причины, заставляющие человека идти на преступление. Чтобы показать это, он подробно описывает мысли, сомнения, терзания и причины Родиона.

Главный герой

Главным героем является Родион Раскольников - скромный человек, бывший студент, который подрабатывает где придётся и живет в поразительной нищете. Какого-либо просвета в жизни ему не видать, он это прекрасно понимает. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» раскрывается перед читателями постепенно для того, чтобы передать всю глубину и обреченность. Стоит понимать, что Родион не последний негодяй и бестолочь, он довольно умён, что ясно видно в процессе прочтения книги. Парень не лишен даже таких качеств, как отзывчивость и доброта. Разве в этом нет парадокса преступности? Ведь единицы со всего мира, которых можно посчитать по пальцам, обладают действительно животной необъяснимой жесткостью, которая не продиктована ничем, кроме жажды крови. Таких людей невероятно мало, а преступления совершаются повсеместно. Как же так? Каждый преступник тоже имеет в себе что-то хорошее, как бы порой трудно ни было это признавать. Рассуждать об этом легко, на практике дело обстоит не так просто, но всё же суть от этого не меняется. Мы понимаем, что Родион обладает рядом положительных качеств, но окружающая его бедность сильно задевает чувства. Кроме того, он видит полное бесправие и обреченность таких же, как он сам. Всё это доводит героя до полного духовного изнеможения, в условиях которого и зарождается его бесчеловечная теория.

Суть теории Раскольникова

Какими же мыслями пытался успокоить себя Родион? Удалось ли ему это? Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» заключается в том, что делит людей на два типа: полностью бесправных людей и тех, кто может преступать закон в своих личных целях. Это основная мысль, которую развивает по ходу книги главный герой. С течением времени она немного видоизменяется, появляются какие-то новые черты двух категорий людей. Самое забавное, что поначалу самому Раскольникову его теория казалась шуткой, он не воспринимал её всерьез, а считал просто развлечением для того, чтобы не думать о делах насущных. Чем больше Родион «развлекается» таким способом, тем более правдивой, рациональной и верной кажется ему собственная теория. Он начинает всех и вся под неё подводить и размышлять о людях только исходя из этой позиции.

Поиск себя

В чём заключается теория Раскольникова, мы уже знаем, но какое место в ней отведено ему самому? На протяжении книги он и сам пытается ответить себе на этот вопрос. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» утверждает, что для счастья и благополучия большинства необходимо уничтожение меньшинства. Посредством трудных размышлений и анализа своего ума Родион решает, что он относится к категории людей, которая имеет право совершать любые поступки ради достижения цели. Для того чтобы проверить удачу и убедиться в своей принадлежности к «элите», Родион решается на убийство старой процентщицы. Суть теории Раскольникова обманчива, ведь он, пытаясь сделать мир лучше, совершает ужасное преступление - убийство.

Последствия

Желая улучшить мир вокруг себя, Раскольников через время понимает, что совершенное преступление не приносит пользы никому. Он осознаёт бессмысленность своего поступка. На этом моменте Фёдор Михайлович Достоевский начинает опровергать уже известную теорию. В книге это происходит на фоне сильных мучений Родиона, которые он испытывает после убийства. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» терпит крах, а сам главный герой ощущает себя загнанным зверем, ведь, с одной стороны, его терзает совесть, а с другой - он боится совершить ошибку и выдать себя.

Осмысление

Главной герой проводит очень неудачный эксперимент над собой, который приводит к апатии и депрессии, ведь проблемы остались нерешенными, а кроме того, каждую ночь мучает совесть. В чем заключается теория Раскольника после преступления? Для него она оставалась такой же, но ему пришлось принять тот факт, что и он, судя по всему, бесправная дрожащая тварь. До последнего он старается держаться своих взглядов. Смерть старухи отрезает его от окружающего мира, он полностью погружается во внутреннюю жизнь. Теория Раскольникова, цитаты которой поражают жестокостью даже взрослых людей, должна была помочь молодому человеку обрести покой, но завела его в ужасные дебри собственной совести.

Он пытается найти какое-то спасение, ибо чувствует, что гнет мыслей скоро погубит его. Раскольников хочет найти человека, которому сможет поведать свою страшную тайну. Он решает довериться Соне Мармеладовой - девушке, которая нарушила законы морали. Раскольников облегчает душу. Молодой человек продолжает общаться с девушкой и под её влиянием раскаивается в преступлении перед законом. Теория Раскольникова (кратко в статье она описана) терпит фиаско.

Крах

Отказ от взглядов даётся Родиону очень тяжело. Большое влияние на него оказывает вера в людей в бога и безмерная доброта Сони Мармеладовой. Теория Раскольникова (кратко изложена выше) терпит полнейший крах только после того, как он видит сон, где все убивают друг друга, и в результате земля становится опустошенной. Полный абсурд. Наконец-то Родион понимает ошибочность своей теории, ведь суть её состоит в том, что не останется людей. После сна главный герой постепенно начинает возвращать себе веру в людей и в добро. Дается это непросто, он упорно отказывается от прошлых взглядов. Родион начинается понимать, что каждому должно быть доступно счастье. Он также придет к глубокому пониманию христианских ценностей. Счастье и благополучие невозможно построить на преступлении. Недопустимо убийство даже одного человека, ведь люди по своей природе абсолютно равны. Ниже приведем некоторые цитаты из книги:

. «Власть даётся лишь тому, кто посмеет наклониться и поднять её. Тут одно только, одно: надо только посметь!»

. «Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его собьют на простом. Хитрейшего человека именно на простейшем надо брать».

. «...И дойдешь до черты, что не перешагнешь ее — несчастна будешь, а перешагнешь, — может, еще несчастнее станешь...»

Итак, сегодня мы узнали, в чём заключается теория Раскольникова.