Тоталитарный политический режим (тоталитаризм). Что такое тоталитарный режим? Основные черты тоталитарного режима


Тоталитарный режим характеризуется стремлением государ­ства к абсолютному контролю над всеми областями обществен­ной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Понятие «тоталитаризм» (от лат. totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его в политический лексикон. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и в гитлеровской Германии с 1933 г.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность. К ним относятся следующие.

1. Высокая концентрация власти, гипертрофия руководящего аппарата, ее проникновение во все поры жизни общества. В тоталитарном сознании проблемы «власть и общество» не существует:

власть и народ мыслятся как единое, неразделимое целое. Акту­альными становятся совсем другие проблемы, а именно:

власть и народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ - против враждебного внешнего окружения.

Как это ни парадок­сально, но в условиях тоталитаризма народ, реально отрешен­ный от власти, верит, что власть выражает его интересы глубже и полнее, чем он сам смог бы это сделать.

2. Для тоталитарных режимов характерна однопартийность. Существует единственная правящая партия, во главе которой стоит харизматический лидер. Сеть партийных ячеек этой партии пронизывает все производственно-организационные структуры общества, направляя их деятельность и осуществляя контроль.

3. Идеологизация всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии - рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и др.), которая оправдывает все средства. Данная идеология включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.), которые отража­ют силу магических символов. Тоталитарное общество предпри­нимает широчайшие усилия для идеологической обработки на­селения.

4. Тоталитаризм характеризуется монополией власти на ин­формацию, полным контролем за средствами массовой информации. Вся информация имеет одностороннюю направленность - прославление существующего строя, его достижений. С помощью средств массовой информации решается задача подъема энтузиазма масс для выполнения целей, которые ставит тоталитарный режим.

5. Монополия государства на использование всех средств ведения вооруженной борьбы. Армия, полиция, все другие силовые структуры находятся в исключительном подчинении центру по­литической власти.

6. Существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей, системы насилия. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, про­исходят массовые убийства ни в чем неповинных людей. Так, в СССР была создана целая сеть лагерей - ГУЛАГ. До 1941 г в нее входило 53 концентрационных лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 лагерей для несовершеннолетних.За годы существования этих лагерей в них погибло более 40 млн. человек. В тоталитарном обществе действует тщательно разработанный репрессивный аппарат. С его помощью насаждаются страх за личную судьбу и членов семьи, подозрительность и доносы, поощряются анонимки. Делается все для того, чтобы в стране не возникало инакомыслия и оппозиции. С помощью силовых и кара­тельных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.

7. Как общее для всех тоталитарных режимов следует отметить то, что они функционируют в соответствии с принципом - «запрещено все, кроме того, что приказано властью». Руководствуясь этим принципом, общество осуществляло воспитание человека. Тоталитаризму нужна в высшей мере скромная личность, скромная во всем в желаниях, в одежде, поведении. Культивируется стремление не выделяться, быть как все. Подавляется проявление индивидуальности, оригинальности в суждениях, широкое распространение получают доносительство, угодничество, лицемерие.

Таковы основные общие черты тоталитарных политичес­ких режимов, что и дает основание для объединения их в одну группу.

Вместе с тем есть и специфические черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тоталитаризма, известных истории. Это коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм.

Коммунистический тоталитаризм наиболее полно отражает характерные черты режима. Здесь все, включая экономическую жизнь, охвачено тотальным контролем. Частная собственность ликвидируется, а, следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономии членов общества.

Тоталитаризм второго типа - это фашизм Странами, где впервые возникли фашистские организации, стали Германия и Италия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерно было стремление к возрождению великой Римской империи.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Национал-социализм - третья разновидность тоталитарных политических режимов Он утвердился в Германии в 1933 г, вобрав в себя черты как фашизма так и коммунистического тоталитаризма. Вместе с тем он отличался от них по целям и социальным приоритетам Целью национал социализма было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Изучение общих черт тоталитарных политических режимов и особенностей различных их форм, несомненно, делает более доступным понимание условии и путей возникновения тоталитарных режимов принесших столько горя человечеству. Тоталитарные режимы существенно затормозили процесс экономического и социального развития в странах где эти режимы были господствующими. Изучение данного вопроса привлекало многих выдающихся ученых - политологов эко­номистов, историков, психологов социологов и др. В развитие его большой вклад внесли работы Ф. Хаиека «Дорога к рабству» (1944 г), Х. Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951 г), К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тотальная диктатура и демократия», Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» (1958 г.) и др. Практически все исследователи приходят к выводу, что предпосылки тоталитаризма многообразны и проистекают из раз­ных сфер общественной жизни хозяйственной, политическом, социальной. В их основе - мировоззренческие предпосылки и психологические факторы. И, что особенно важно, в каждой из стран, в которых возник тоталитарный политический режим, наряду с общими предпосылками (характерными для всех тоталитарных стран), имелись и свои, специфические, характерные лишь для данной страны.

Во всем многообразии причин и условии появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика, да и вся общественная жизнь государств. Так было в Германии накануне прихода к власти Гитлера. В СССР тоталитаризм «стартовал» также в условиях глубокого кризиса. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и одно­временно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций. Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. И, наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.

План работы

Введение 2

Понятие государственно-политического режима 3

Типология политических режимов 5

Тоталитарный режим (тоталитаризм) 6

Исторические предпосылки тоталитаризма 6

Характерные признаки тоталитаризма 8

Заключение 12

Используемая литература 13 Введение

Сегодня человечество существует в эпоху провозглашенного плюрализма, многообразия мнений, мировоззрений. Свобода совести, гласность и демократия стали идолами современности. Однако вместе с этими, несомненно, достойными ценностями пришло поклонение многому тому, созидательность чего весьма сомнительна. Западные ценности, западный менталитет давно и стремительно распространяются по всему миру, меняя облики стран и континентов. Внося положительные достижения цивилизации, успехи в построении материальной стороны жизни, блеска и комфорта, они несут далеко неоднозначные ценности для внутреннего мира человека, а значит, и для самого общества. Ибо весь опыт человечества доказывает ту банальную истину, что из несовершенных людей нельзя создать совершенно общество. Многочисленные попытки «механических» построений не дали положительного результата. Провозглашенные идеи о правовом государстве, разделении властей, и прочие попытки построения на основе формальной, внешней законности, не явились панацеей от катастрофических потрясений. Можно сказать, что они, собственно говоря, и не заявляли себя таковыми, не претендовали на решение всех проблем, однако это будет не всей правдой. На построение нового рая, несомненно, выдвигали притязания западные ценности, в которые идеи либерализма и демократии входят как фетиши. ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития. В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн. Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно. Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть? Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная политическая наука не дает.

Понятие государственно-политического режима

Появившись в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.

Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) - испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства) , так и в широком своем понимании (вся функциональная характеристика политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти).

Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д.

Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

  • степень участия народа в формировании политической власти;
  • гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;
  • степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;
  • характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  • реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
  • положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;
  • политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);
  • доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
  • учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
  • наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

Политический режим является важным, активно функционирующим институтом политической системы, с помощью которого осуществляется государственная власть. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

Типология политических режимов.

Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально классовую структуру, но и сам определяется, прежде всего, социальной сущностью соответствующего государства.

Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.

В современном мире политические режимы также не однотипны. Проблематично сравнить, например, монархические режимы европейских стран (Великобритания, Испания, Швеция) и республиканские режимы в арабских государствах (Иран, Ирак и др.). Существенно различаются политические режимы и в социалистических странах Азии (КНДР и Китай).

Типология политических режимов определяется не только социальными факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. Так, природа демократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т. д.

Нравственная природа авторитарного режима - это, наоборот, навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений. Авторитарное, а особенно тоталитарное, государство активно и прямо вторгается в непринадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.

Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или же коренная смена политических режимов осуществляется либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.

Тоталитарный режим (тоталитаризм).

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный; лат. totalitas - цельность, полнота) - политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм (в частности, нацизм), сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы - тоталитаризма.

Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможны не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов (как пример - Петр Великий и Людовик ХIV были могущественными правителями – деспотами, но примитивность средств коммуникации, неразвитость социальной инфраструктуры предопределяли их власть не настолько эффективной и всепроникающей, чтобы можно было ее назвать тотальной). Первые тоталитарные режимы были сформированы после Первой мировой войны (1914-1918) в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).

Исторические предпосылки тоталитаризма. Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного, едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и др., отвергая конфуцианство, выступили с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни, в том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установление круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т. п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.

Близкий к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. Свое идеальное государство в своих диалогах - «Полития», «Законы»- Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждение коллективистских начал и единомыслия в быту (провозглашение права собственности государства не только на землю и дома, но и жен и детей граждан); государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия; политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти.

Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима большинству из современных стран неприемлема, но в каком общественном строе лучше жить, понятнее после изучения Платона. Либеральные демократы, философы Б. Рассел, К. Поппер в целом пришли к заключению, что именно к Платону восходят как средневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм.

Осмысление тоталитарного режима осуществили немецкие мыслители XIX в.: Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Ницше, О. Шпенглер и некоторые другие авторы. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Политическое значение ему впервые придали руководители и идеологи фашистского движения в Италии. В начале 1920-х г. Бенито Муссолини пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.

Западная концепция тоталитаризма, созданная усилиями его критиков, складывалась на основе анализа политических режимов в фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и СССР в годы сталинизма. После Второй мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы, некоторых государств «третьего мира».

Этот далеко неполный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в различных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Характерные признаки тоталитаризма . Единого подхода в этом вопросе нет. Российский историк и политолог В. В. Ильин предлагает набор из шести признаков тоталитаризма, Ю. Борисов и А. Голубев выделяют лишь два комплексных признака.

Западные политологи К. Фридрих и 3. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» также выделяют шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:

  1. всеобщая государственная идеология;
  2. одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, т. е. исключительно одаренным и наделенным особым даром;
  3. монополия государства на средства массовой информации;
  4. монополия государства на все средства вооружения;
  5. особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;
  6. жестко централизованный контроль над экономикой.

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качество всеобщности и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти (но не «общество» и не «мышление») в тоталитарные. Тоталитаризм в названных странах утверждался, однако, не в силу лишь желания правителей, но и в силу исторических объективных обстоятельств, требовавших мобилизации и концентрации усилий всего населения. Именно так и было, хотя и всякий раз по-своему, во всех названных государствах.

Прежде всего необходимо указать на «идейный абсолютизм» тоталитарной власти. С ним связано, во-первых, распространение в странах мессианской моноидеологии - социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамена режимов широкие массы. Во-вторых, отметим духовную подготовку населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли за границы официальной идеологии преследовались.

Без понимания всего этого невозможно вскрыть причины утверждения гитлеровского и сталинского политических режимов, объяснить их связь с массами, их поддержку народами этих стран.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его ведущая политическая партия. Только одна партия имеет в тоталитарном обществе пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит необязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией; партийные и государственные структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.

Правящая партия и государственная власть находятся под руководством одного человека (вождя), который настолько полно отождествляется с общей доктриной и судьбой государства, что, пока он стоит у власти, вокруг него создается культ личности. Так, фашистской Италией руководил Муссолини, нацистской Германией правил Гитлер, Сталин был бесспорным руководителем Советского Союза в течение длительного периода, а Мао Цзэдун являлся единственным официальным руководителем Китайской Народной Республики со времени ее учреждения.

Партийные функционеры также получают крупные посты в бюрократической системе и обеспечивают приверженность масс идеологическим догмам на всех общественных уровнях.

Специфическими чертами тоталитарного режима являются организованный террор и тотальный контроль, применяемые, чтобы обеспечить приверженность масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применение пыток.

На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т. п.

Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

Для тоталитарных режимов характерны монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечивается политическая мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.

Жесткий централизованный контроль над экономикой также является важной чертой тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тотальный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

Структурно тоталитарный политический режим можно представить в виде схемы:


Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть имущими элитами для реализации своих идеологических доктрин и корыстных экономических интересов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим (Германия, Италия, Испания и др.) системам, либо к социалистической демократии (Китай и др.). КНР в 1980 г. отошла от маоистской теории и практики социализма и сегодня добилась устойчивого развития смешанной экономики и управляемого государством рынка, достаточного уровня жизни для всех своих граждан.


Заключение

Низкий уровень общественного сознания при высоких темпах развития капиталистических отношений может привести к установлению тоталитаризма. Однако тоталитаризм - тупиковый вариант развития, со временем разлагающийся изнутри, который приводит либо к катастрофе, например разгрома в войне, либо, по мере развития общественного сознания, к переходу в сторону демократии через авторитаризм.

Истоки тоталитаризма «таятся» в природе человека, в сущности его внутреннего мира. Даже сегодня человечество имеет достаточно широкое распространение этого явления – только в более мелких масштабах: в виде религиозных, так и называемых, тоталитарных сект.

И пока суть человеческая не изменится в достаточной степени, в ходе продолжающейся эволюции, тоталитарные тенденции вновь и вновь будут угрожать обществу. Будут появляться классы, слои, элиты, «группировки», стремящиеся узурпировать власть – со старыми, как мир, целями – для удовлетворения корысти и честолюбия.

Человечество, кажется, наверное, даже неизбежно, должно переболеть этой болезнью. Этой искаженной, извращенной формой здоровья, такого, когда достигается единство при многообразии и свободе воли.

Однако история имеет свойство повторяться, и, как и раньше, к установлению новых тоталитарных, или авторитарных режимов, будут использованы все те же предлоги – необходимость наведения порядка.

И так, по кругу, как говорил еще Платон, общество рискует вновь вернутся к отправной точке.


Используемая литература

  1. Вятр Е. Лекции по политологии. Т.1. Типология политических режимов. – М.: Инфра-М, 2001
  1. Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. М.: Новости, 1991
  1. Семыкина Т. В. Политические режимы. //Методические рекомендации. //М. , 1994
  1. Талмон Дж. Л. Истоки тоталитарной демократии / Тоталитаризм: что это такое (исследования зарубежных политологов). Сборник статей, обзоров, рефератов, переводов. - М.: ИНИОН, 1993. - Ч. 1
  1. Шилобод Михаил Исидорович. ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Тоталитаризм.html
  1. http://www..html
  1. http://www.tspu.tula.ru/res/other/politolog/lec7.html
  1. http://5ka.ru/64/32062/1.html

Вятр Е. Лекции по политологии. Т.1. Типология политических режимов. – М.: Инфра-М, 2001. – С. 58

Политический институт - устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённый сегмент отношений политической власти в обществе - http://www.emc.komi.com/02/15/126.htm

Тоталитарный политический режим (тоталитаризм)

"Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества".

"Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко "второму эшелону индустриального развития". Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов".

Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие "тотальное государство" имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

"Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа".

Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. "В диалоге "Государство" содержится знаменитый проект "идеального общественного строя", основанного на принципах коллективной собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах ("Полития", "Законы") нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в "Государстве". Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти".

Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема.

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.

Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин "тоталитаризм" для характеристики итало-фашистского режима.

"Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы".

Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии. Я считаю наиболее важными следующие признаки:

  • 1) всеобщая государственная идеология;
  • 2) монополия государства на средства массовой информации;
  • 3) монополия государства на все средства вооружения;
  • 4) жестко централизованный контроль над экономикой;
  • 5) одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;
  • 6) особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе;

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.

При тоталитаризме государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий "сверхинтерес" населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество - государство, народ - политическая власть. "Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития". Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

  • 1) глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
  • 2) господство репрессивных аппаратов;
  • 3) упразднение представительных органов власти;
  • 4) монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти.

Центром тоталитарной системы является вождь. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо "возглавляет" блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Она всегда захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.

Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его "великой идеей", например, борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на "врагов", "вредителей" списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

Жесткий централизованный контроль над экономикой - важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об "осажденной крепости" становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.

Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется "культ личности", культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов.

Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен переходить к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный режим характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Понятие “тоталитаризм” означает весь, целый, полный. Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале 20 в. В 1925г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность:

1. высокая концепция власти, гипертрофия руководящего аппарата, его проникновение во все поры жизни общества.

Власть и народ мыслятся как единое целое, неразделимое целое, актуальным становится народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ против враждебного внешнего окружения.

2. для тоталитарных режимов характерна однопартийность. Существует единственная правящая партия, во главе которой стоит харизматический лидер.

3. идеологизация всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии – рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и т.д.)

4. тоталитаризм характеризуется монополией власти на информацию, полным контролем за средствами массовой информации. Прославление существующего строя, его достижений

5. Монополия государства на использование всех средств ведения вооруженной борьбы. Все силовые структуры находятся в исключительном подчинении центру политической власти.

6. существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей, система насилия. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходит массовое убийство невинных людей.

7. Как общее для всех тоталитарных режимов следует отметить то, что они функционируют в соответствии с принципом – “запрещено все, кроме того, что приказано властью”.

Вместе с тем, есть специфические черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тоталитаризма: коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм.

Коммунистический тоталитаризм наиболее полно отражает характерные черты режима т.е. частная собственность ликвидируется, а, следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия членов общества.

Фашизм – Германия, Италия. Для итальянского фашизма характерно было стремление к возрождению Великой Римской империи. Режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Национал-социализм – вобрал в себя черты как фашизма, так и коммунистического тоталитаризма. Он отличается от них по целям и социальным приоритетам. Его целью было господство арийской расы – высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарные режимы существенно затормозили прогресс экономического и социального развития в странах, где эти режимы были господствующими. Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика и вся общественная жизнь государства. В СССР тоталитаризм “стартовал” также в условиях глубокого кризиса. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций. Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно, формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. И, наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли гос-ва, развитие разного рода тоталитарных движений.

Тоталитаризм (от итал. totalitario - «охватывающий всё в целом») - политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. Само это понятие было введено в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джинтиле в начале XX века. В 1925 году оно впервые прозвучало в итальянском Парламенте. Его широко использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима.

Тоталитарный режим отражает всесилие государства над обществом. Характеризуется всеохватывающей государственной властью. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. В обществе исчезает грань между политической и неполитической жизнью, все становится политикой. Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам. Власть окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее преемственности.

Тоталитарный политический режим фактически ликвидирует свободное участие народа в управлении государством, подменяя его участием граждан в безальтернативных выборах представительных органов государственной власти. Политические права и свободы граждан, возможность их самостоя­тельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима.

Разделение властей при тоталитарном режиме отвергается. В конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти (власти фюрера, дуче, каудильо, власти советов, на деле подменяемых партийной номенклату­рой, власти руководителя государства, главы военного или революцион­ного совета).

При тоталитарном режиме лидер не обязательно становится главой государства и называет себя президентом, королем или султаном. Тоталитарный лидер может быть и главой государства, и главой правительства, может вообще занимать выдуманную должность вождя, правителя, при котором имеется глава государства. При «вожде» Б. Муссолини Италией свыше двадцати лет «правил» король Виктор-Эммануил.

Появляется институт государственной политической партии, получающей монопольное право на руководство политической деятельностью в обществе и государстве. Фактически властвует одна партия, происходит сращивание ее профессионального аппарата с государством. Политическая оппозиция преследуется. Конституционно закрепляется и внедряется в общественное сознание единая обязательная для всех идеология (марксизм-лени­низм в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 60- 80-х годах, нкрумаизм в Гане в 60-х годах и т.д.): государство пытается регулировать мысли людей, инакомыслие преследуется. Доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие границы их реализации. Фактически устраняется плюрализм; происходит централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением. Становится непререкаемым приоритет интересов государства, любого коллектива над интересами отдельной личности. Силовые ораны государства приобретают несоизмеримую ни с какими принципами власть, действуют тайно и репрессивно по отношению к гражданам.

Феномен тоталитарного политического режима в том, что основная масса населения не осознает вопиющих недостатков существующего режима, воспринимает все как должное, фанатично восхваляя своего вождя (например, Мао Дзе Дуна в Китае, Ким Ир Сена в КНДР, Сталина в СССР).

Монократический или конституционно-авторитарный режим характеризуется наличием конституции, носящей в основном декоративный характер, формальным провозглашением определенного минимума конституционных прав и свобод при их постоянном и безнаказанном нарушении, явным превалированием исполнительной власти над законодательной, огромной ролью бюрократии, а также не ограниченной по существу властью политического лидера, объединяющего функции партийного и государственного руководителя и главного идеолога режима. .

Расистский режим характеризуется тем, что вся полнота власти в стране принадлежит лицам, относящейся к одной (белой) расе, а лица черной расы, или так называемые цветные, к власти не допускаются. Государства подобного рода строилось по принципу разделения рас. Например, парламент ЮАР был трехпалатный. Каждая палата включала представителей одного цвета кожи. Это были палаты для белых, для цветных и для индейцев. Для черных же, составлявших основное население государства, палаты вообще не предусматривались. В настоящее время расистских режимов в мире нет, они потерпели политическое крушение.

Военный режим может быть одним из видов тоталитарного либо авторитарного режима. На практике это означает полное господство сверху донизу. Если армия не соблюдает никаких демократических прав, то это будет тоталитарный военный режим, а если все же присутствуют какие-то элементы уважения прав человека, если населением такое положение вещей принимается как нечто естественное, то это будет скорее разновидность авторитарного режима.
Фашизм

Тоталитарный режим имеет свои пределы. Крайний предел тоталитаризма – фашизм (человеконенавистнический режим), существовал в Италии при Муссолини(1922-1943), в Германии при Гитлере(1933-1945). Термин «фашистский режим» впервые появился в Италии, где был установлен режим Муссолини. Происходит это слово от итальянского «fascio» - «пучок розог». Розги и топор были символами власти еще в Древнем Риме.

Фашизация политического режима осуществляется обычно по следующим основным направлениям: открытое нарушение и попрание демократических прав и свобод; преследование и запрещение оппозиционных политических партий и общественных организаций; слияние государственного аппарата с монополиями; огосударствление частного капитала; милитаризация государственного аппарата; упадок роли центральных и местных представительных учреждений; рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти; сращиваний партий и профсоюзов с государственным аппаратом; консолидация ранее разрозненных фашистских и реакционно-экстремистских партий и организаций; возникновение различного рода правоэкстремистских движений (национальный фронт Франции, Итальянское социальное движение).

Фашизм не только целиком уничтожает демократию, но и теоретически «обосновывает» необходимость установления тоталитаризма. Фашизм выдвигает концепцию нации, народа, интересы которого всегда, везде и во всем превалирует над интересами отдельных личностей. Фашизм в теории и на практике порывает со всеми политическими и правовыми принципами демократии, такими, как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права.

Фашизм может быть установлен при любой форме правления. Так, например, в Италии фашизм существовал при парламентарной монархии, в Японии – при дуалистической монархии; в Португалии в период фашизма существовала парламентарная республика. Безразличие фашизма к форме правления объясняется тем, что установление открыто террористического режима всегда сопровождается коренной перестройкой как высших, так и местных органов государственной власти. Неизменной остается лишь форма государства, что вызывается общей для всех фашистских режимов тенденцией придать перевороту конституционный характер.

В условиях фашизма сохраняется обычно лишь одна партия – фашистская. В гитлеровской Германии единственной легальной партией была немецкая национал-социалистическая рабочая партия, в Италии – фашистская партия, в Испании – испанская фаланга традиционалистов и хунт национал-синдикалистского направления. Глава фашистской партии (фюрер, дуче, каудильо) обладает обычно всей полнотой государственной власти. Единственным исключением из этого правила была императорская Япония в период фашизма.

Характерной особенностью фашизма является то, что фашистская партия и другие общественные организации открыто объединяются с государственным аппаратом и становятся его составной частью. При фашизме, таким образом, не существует никаких внегосударственных учреждений или организаций политического характера. Монопольная и огосударствленная фашистская партия превращается в ядро диктатуры.

В настоящее время фашизм в его «классической» форме не существует нигде. В некоторых странах действуют неофашистские партии и организации, ставящей своей задачей уничтожение демократии и замену ее фашистским режимом. Сущность неофашистского режима примерна та же что и у фашизма, однако без таких крайних черт, как массовые убийства граждан, концентрационные лагеря, то есть это подавление противников с некоторой оглядкой на общественное мнение.


Похожая информация.