Транзитная виза, зачем нужна и как оформить. Транзитная шенгенская виза Аэропортная транзитная виза


April 4th, 2016 , 05:59 pm

Путешествуя через страны ЕС, можно лететь транзитом без шенгенской визы. Это известно всем.
Но не всегда! И если не знать некоторых особенностей, можно попасть в очень неприятную ситуацию, в результате которой путешествие накроется медным тазом и придется вернуться домой.

Причины здесь бывает две и связаны они, как правило, с желанием максимально сэкономить: или при помощи двойной пересадки, или при покупке билетов с пересадкой где-нибудь не в крупном хабе.
Например, вы летите по маршруту Москва-Мюнхен-Амстердам-Рио. Вылететь из Мюнхена в Амстердам у вас не получится! Или маршрут Москва-Ганновер-Стамбул. Прилетев в Ганновер, вы с удивлением узнаете, что не можете лететь дальше, т.к. ... нужно проходить паспортный контроль! Фактически, въезжать в ЕС! А все дело в том, что в Берлине нет транзитной зоны. А вы-то об этом даже не подумали, посчитав, что летите транзитом и все будет ОК.

Итак, что нужно знать, чтобы спокойно летать транзитом через страны Шенгена?


Первое, что вы должны знать - авиакомпании и продавцы авиабилетов не обязаны информировать туристов о визовых требованиях. В данном случае ответственность возлагается на самого пассажира.
Второе, и самое важное. Транзитная зона в аэропорту позволяет не получать шенгенскую визу только в случае одной транзитной пересадки (например, рейс Екатеринбург - Франкфурт - Рио).
Однако бюджетные перелеты и поиск недорогих (но, как правило, сложных маршрутов) очень часто подразумевают несколько остановок (например, Москва-Мюнхен-Амстердам-Рио). В этом случае пассажир должен получать шенгенскую визу, поскольку второй сегмент перелета происходит уже внутри шенгенского пространства, то есть пассажиру необходимо пересечь границу, чтобы попасть на перелет Мюнхен-Амстердам. И именно этот момент часто становится совершенно неожиданным для пассажира!
Третье, о чем туристы часто не задумываются, - некоторые аэропорты не располагают транзитной зоной.

Поэтому, осуществляя поиск дешевых билетов на самолет и приобретая авиабилеты с одной транзитной пересадкой (например, Москва - Ганновер - Стамбул), вы не сможете находиться в аэропорту в транзитной зоне. Как таковой транзитной зоны в аэропорту Ганновера просто нет! Все стойки регистрации находятся за паспортным контролем. И чтобы попасть на свой рейс, нужно пройти паспортный контроль... а визы у вас нет. Следовательно, чемодан-самолет-Москва...
До недавнего времени в аэропорту Берлина тоже не было транзитной зоны, но с 2014 года через аэропорт Тегель все же появилась возможность безвизового транзита, правда только если вы летите авиакомпанией Air Berlin.

Знайте, транзит в нешенгенские страны (без шенгенской визы) разрешен в Германии только через аэропорты Франкфурта, Мюнхена, Дюссельдорфа и Гамбурга (с ограничением по времени). Ну и естественно, если пассажир не покидает территорию аэропорта.

Кроме того, имейте в виду, что страны Шенгена разрешают безвизовый транзит только при соблюдении следующих условий: пересадка с одного рейса на другой происходит в течение 24 часов в одном и том же аэропорту, а выход за пределы транзитной зоны не планируется. При этом необходимо иметь билеты, подтверждающие дальнейший перелет, и визу в страну следования, если таковая требуется. Во всех остальных случаях нужно обязательно иметь обычную шенгенскую визу.

Поэтому, путешествуя сложными маршрутами или через небольшие стыковочные аэропорты, проверяйте через интернет наличие транзитных зон в таких аэропортах и не планируйте маршруты с двойным транзитом в странах ЕС!

Чтобы находиться на территории другого государства, предварительно нужно оформлять загранпаспорт и визу, но иногда бывают такие случаи, когда в определенной стране человек оказывается проездом, и получать полноценный пакет документов просто бессмысленно. Именно для таких ситуаций мы предлагаем вам оформление такого документа, как транзитная шенгенская виза, которая позволяет вам сделать остановку в пересадочном пункте или свободно перемещаться на территории того или иного государства в течение определенного времени.

Какой бывает транзитная шенгенская виза?

Транзитная выдается двух видов:

  • Визы категории А. Такие визы принято оформлять для тех туристов, которые собираются совершать перелет с вынужденной пересадкой в аэропорту страны Шенгена, поэтому такие разрешения принято называть «аэропортовыми». Владельцы этого документа могут пребывать только в транзитной зоне, и им не разрешается выходить в город. Срок действия составляет 24 часа.
  • Виза категории С. Эта виза предназначена для пересечения стран Шенгена на наземном транспорте, если для этого требуется больше 24 часов. В бланке указывается пометка «транзит», а также указывается точное количество дней, которые разрешается пребывать на территории государства для проезда в другую страну, а также количество доступных повторений этой процедуры.

В каждом случае нужно оформлять отдельный документ, причем не лишним будет предварительно разобраться в том, а нужна ли вообще в вашем случае.

Когда нужно оформлять транзитную шенгенскую визу?

Изначально каждому туристу, который собирается лететь в третьи страны через зону Шенгена, не нужно оформлять аэропортовую визу, но это возможно только при достижении трех условий:

  • Пересадка на следующий самолет произойдет в течение 24 часов после вашего прилета.
  • В аэропорте, через который вы летите, присутствует транзитная зона, а вам не нужно будет ее покидать.
  • Если вам не была оформлена транзитная виза Шенген, на руках нужно иметь посадочные талоны на следующий рейс.

В связи с этим перед поездкой без визы приходится учитывать массу нюансов, включая не только проверку на наличие транзитной зоны в аэропорте, но еще и точный график ее работы, ведь далеко не всегда туристов принимают на протяжении 24 часов. В подобных ситуациях иногда должна оформляться даже не аэропортовая, а полноценная транзитная шенгенская виза категории С, потому что вам нужно будет выйти в город, чтобы найти гостиницу или отель.

Оформление же хотя бы аэропортовой визы обязательно в следующих случаях:

  • Для перелета нужно сделать не одну, а несколько пересадок.
  • Вы собираетесь сделать пересадку в Берлине, но при этом летите не с помощью компании Air Berlin.
  • Вы собираетесь сделать пересадку во Франции, но при этом летите не из России, а из Беларуси, Украины, Турции, Египта, Грузии, Армении, Азербайджана или Молдавии.

Если вам нужно пребывать на территории страны больше 24 часов или покидать транзитную зону, то в таком случае обязательно оформляется виза категории С, то есть краткосрочная. При этом в зависимости от необходимости вам выдается однократное или двукратное разрешение. Последний вариант нужен в том случае, если вы собираетесь по одному и тому же маршруту ехать в обе стороны (к примеру, съездить на автомобиле на отдых и вернуться домой), и вам нужно дважды пересечь страну, входящую в зону Шенгена.

Помимо всего прочего, в некоторых ситуациях оформляется многократная транзитная виза, которая позволяет неограниченно пересекать границы стран, но находиться в зоне Шенгена при этом можно не более 90 дней за шесть месяцев. Такая виза может выдаваться на срок до пяти лет.

Все больше недорогих билетов продаются с пересадками в Европе и все чаще возникает вопрос — «нужна ли транзитная виза той страны, где происходит пересадка?» или «обязательно ли нужен Шенген, если у меня там только пересадка?»

Давайте разберемся на примере Германии и Франции.

Транзитная пересадка в Европе, нужна ли Шенгенская виза?

Это в первую очередь зависит от того, есть ли в аэропорту, где будет происходить пересадка, транзитная зона . В этой зоне пассажир может находиться некоторое время, не проходя паспортный контроль.

Если вы вылетаете, скажем, в Мексику, с пересадкой в Париже, то выходить в Шенгенскую зону вам не нужно. Вы можете остаться в международной транзитной зоне, соответственно Шенгенская виза не нужна. По прилету в аэропорт, где планируется пересадка, необходимо пройти по указателям «Connections», «Connecting Flight», «Transfer Connections», «Transit», «Transit Passengers» или «Flight Connections», а при любых сомнениях, найти сотрудника аэропорта и, сказав ему это заветное слово «Transit», проследовать за ним.

Но есть ряд ограничений, как индивидуальных, для каждой конкретной страны, так и общих, для всех стран.

Как пример, рассмотрю Германию и Францию а так же расскажу, где найти нужную информацию по остальным странам.

Транзит без визы в Германии

В Германии только следующие аэропорты имеют зону международного транзита , в которой можно находиться без визы:

  1. Мюнхен (круглосуточно, но не более 24 часов)
  2. Дюссельдорф (строго 6:00 — 21:00 только если перевозчик организовывает транзит, по запросу)
  3. Франкфурт на Майне (круглосуточно, но не более 24 часов)
  4. Гамбург (строго 4:30 — 23:30)
  5. Кёльн/Бонн (4:30 — 23:00)
  6. Берлин (06:00 — 23:00 только в Berlin-Tegel для Air Berlin, которая организовывает трансфер своих пассажиров) — пересадка должна быть минимум 75 минут

Ночной транзит в Германии возможен только в аэропортах Франкфурта и в Мюнхена! В других аэропортах она закрывается на ночь, поэтому если Ваш самолет прилетает ночью, вам нужна будет Шенгенская виза, иначе вас на него даже не посадят.

Путь для транзитных пассажиров с посадочным талоном

Транзит без визы во Франции:

  1. Париж Шарль-де-Голь — максимум 24 часа
  2. Ницца — максимум 24 часа, при этом невозможен транзит между терминалами 1 и 2
  3. Тулуза — максимум 24 часа
  4. Париж Орли — можно находиться в транзитной зоне только между 6:00 и 23:30. Транзит не возможен между южным и западным терминалами.
  5. Лион — максимальное время транзита 3 часа. Транзит между терминалами 1, 2, 3 не возможен.

При этом, международный транзит без визы не возможен в случаях, если:

  1. Вам необходимо получать багаж и вновь сдавать его, например если вы летите двумя разными авиакомпаниями .
  2. Вы путешествуете через два или больше аэропорта в странах Шенгена — в этом случае один из вылетов будет внутренним рейсом, для попадания на который вам придется пройти паспортный контроль, а соответственно иметь шенгенскую визу.
  3. У вас билет с отрытой датой.
  4. Время транзита превышает 24 часа .

Ограничение в правилах транзита, связанное только с Францией.

Предположим, у вас российский паспорт и вы летите в Марокко или в Южную Америку с пересадкой в Париже. Но вылет у вас при этом из Украины или Белоруссии…
И вот тут выясняется, что при вылете из некоторых стран, гражданам России требуется транзитная или обычная Шенгенская виза для пересадки во Франции. Даже если вы не собираетесь покидать транзитную зону.

Гражданам Российской Федерации, прилетающим из Армении, Азербайджана, Беларуси, Египта, Грузии, Молдовы, Турции или Украины необходима виза для транзита во Франции! При этом, безвизовый транзит в любую не-Шенгенскую страну возможен, если в вашем паспорте есть действующая виза Болгарии, Канады, Хорватии, Кипра, Ирландии, Японии, Лихтенштейна, Румынии, США или Великобритании. Во всех остальных случаях, придется оформить Шенген…

Transiting without a visa is possible for:
Nationals of Russian Fed. arriving directly from Armenia, Azerbaijan, Belarus, Egypt, Georgia, Moldova (Rep.), Turkey or Ukraine and holding onward tickets in transit:
applicable to holders of normal passports, holding a valid visa issued by Bulgaria, Canada, Croatia, Cyprus, Ireland (Rep.), Japan, Liechtenstein, Romania, USA or United Kingdom, traveling to any non-Schengen Member State

Где узнать все это?

Проще всего — у представителя авиакомпании, которой вы собираетесь лететь. Как альтернатива — в транзитном аэропорту.

Самостоятельно можно узнать на английском языке в системе Timatic , которую используют все авиакомпании, аэропорты и агенты, например, на сайте альянса авиакомпаний Skyteam

Введите ваше гражданство, страну, куда вы летите, а так же страну, в которой планируется осуществить транзит, после чего внимательно изучите результаты. То, что нас интересует, находится в разделе TWOV — Transit WithOut Visa.

Внимание !

Есть еще одна потенциальная «засада». Путешествия транзитом в страны, которые входит в Европейский Союз, но не являются странами-участниками Шенгенского соглашения, вы не сможете въехать в другие страны Шенгенской зоны по национальной визе этих стран.

К таким странам относятся, например, Кипр, Болгария, Румыния, Хорватия и некоторые другие. При этом, в эти страны можно попасть как имея на руках многократную Шенгенскую визы, так и из собственную национальную визу/разрешение. Засада в том, что авиакомпании, летающие туда из России с пересадкой в Европе, часто используют терминалы аэропорта для внутренних рейсов, то есть предназначенные для полетов внутри Шенгенской зоны. Поэтому совершить пересадку через международную зону может оказаться невозможно. Перед покупкой билетов в эти страны, обязательно уточняйте у авиакомпаний, возможен ли транзит без Шенгенской визы.

В некоторых, крайне редких случаях, представители авиакомпании могут обеспечить персональный трансфер между терминалами через летное поле.

Расскажу про один случай из жизни : я летел в Лондон с пересадкой в аэропорту Копенгагена. Выйдя из самолета, вместо привычной надписи «Transit», впереди был паспортный контроль на вход в Шенгенскую зону.

Шенгенской визы у меня не было, была только виза Великобритании. После того, как я объяснил ситуацию на паспортном контроле, меня отвезли через летное поле сразу на посадку в нужный гейт. Посадочный талон у меня, естественно, уже был на руках и багаж получать было не надо, поэтому такой маневр был возможен силами представителей авиакомпании совместно со службой безопасности и пограничного контроля. Такое — очень большая редкость, но все еще иногда случается.

У тех людей кто часто путешествует, случаются ситуации, что им необходимо посетить страну, которая не входит в зону Шенгена, но для этого необходимо остановиться в одном из государств Европы. В таких случаях необходимо оформлять транзитную Шенгенскую визу, чтобы пересечь границу.

Специфика

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Такая виза позволяет свободно пересекать Европейские границы. Существуют две основных категории транзитной визы для пересечения Шенгенской зоны «А» и «С». Еще есть и категория «D» (национальная) выдается тем, кому необходимо пересекать государства которые не подписывали визовые соглашения. В зависимости от того сколько времени понадобится находиться в Шенгенской зоне и количества переездов, а также длительности периода действия штампа оформляется та или иная категория визы.

В том случае если достичь третьего государства невозможно без пересечения аэропорта, какого-либо из городов Европы входящего в зону Шенгена нужно учитывать некоторые факторы:

  1. Длительность транзитного пребывания в Европейской стране.
  2. Какое именно посольство открывает данную визу.
  3. Каким видом транспорта будет следовать путешественник (наземным или воздушным).

Длительность пребывания на промежуточном пункте колеблется от 1 до 5 суток . Эти факторы являются главными при оформлении визы категории «А» или «С».

Типы транзитной визы

В 2019 году оставили только две категории виз «А» и «С». Раньше был еще один тип «В», его открывали иностранцы, которые пересекали Шенгенскую зону на автотранспорте, но с 2010 года этот тип визы больше не нужен.

Что дает категория «А»? Этот тип визы дает право иностранному гражданину на пересечение границ Европейских стран, подписавших Шенгенское соглашение, воздушным путем. Он еще имеет название – «аэропортовый». Особенность заключается в том, что юрисдикция данного документа позволяет пребывать иностранному гражданину только в транзитной зоне территории аэропорта, в который он прибыл.

Попасть за пределы воздушной гавани нельзя.

Исходя из этого, каждый турист должен четко знать и планировать перед оформлением документов желает ли он покидать транзитную зону и подходит ли ему тип визы «А». Действует она на территории государства входящего в Шенген одни сутки.

Что дает тип «С»? Эта категория визы пришла на смену ее аналогу «В», только она более усовершенствована. Выдают ее Россиянам и жителям СНГ, отправляющимся в Европу водным или сухопутным видом транспорта. Она отличается от категории визы «А», которая дет право на пребывание в аэропорту не более суток тем, что действует более длительный срок.

Гражданам, оформившим категорию «С», позволяется пребывать в транзитной стране столько времени, сколько понадобится для пересечения границы . Кроме того, в бланке ставится отметка об общем количестве дней пребывания и учитывается время необходимое для обратного возврата.

Когда можно не оформлять

Сегодня предусмотрены правила для граждан Российской Федерации, по которым они освобождаются от оформления транзитной визы категории «А» для перелета в страны, имеющие Шенгенское соглашение.

Ситуации, при которых действуют данные правила:

  • Если при перелете в третье государство между стыковочными рейсами не проходит более 24 часов.
  • В аэропорту страны, где планируется сделать пересадку, существует транзитная зона, и она является единственным местом, где будет находиться гражданин. У него нет права покидать ее и даже переходить в соседний терминал. Он также не может получить багаж.
  • Турист обязательно должен иметь при себе билеты на следующий рейс. Лучше всего лететь той авиакомпанией, у которой обеспечение транзита для граждан входит в обязанности. В случае если необходимо осуществлять перелет разными компаниям багаж должен быть оформлен до конечного пункта назначения и его получение будет только там.
  • Для Российских туристов важно, перед тем как отправляться в путешествие знать наличие и часы работы транзитной зоны в пункте пересадки. Не в каждом аэропорту она есть и не всегда работает круглосуточно. В случае если по времени прилет не совпадает с работой транзитной зоны или таковая отсутствует, нужно оформить краткосрочную визу категории «С», для возможности выхода в город чтобы остановиться в отеле.

Обязательное открытие категории «А»

Есть ситуации, когда открытие Шенгенской транзитной визы типа «А» является обязательным и без этого не обойтись.

Случаи, когда необходимо заранее заботиться об открытии визы:

  • Планируется сделать несколько пересадок в разных терминалах или аэропортах.
  • Транзитная пересадка планируется в Берлине, но пассажир летит другой авиакомпанией кроме Air Berlin.
  • В случаях если полет осуществляется во Францию, а начальный пункт, из которого вылетел пассажир, был не Россия, а любая другая страна СНГ или Молдова, Турция, Азербайджан, Грузия, Армения, Египет.
  • Если пассажиру необходимо находиться в транзитной зоне более чем 24 часа.

В последнем случае это будет не аэропортовая транзитная Шенгенская виза, а краткосрочна в которой будет поставлена специальная отметка «транзит».

Категория «С»

Такой тип визы самый распространенный. Подходит больше всего тем туристам, которые любят путешествовать наземными видами транспорта. Кроме того, она необходима людям, у которых время пребывания в транзитной зоне более 24 часов или которые хотят просто погулять по городу.

Преимущества этой категории заключаются в том, что выдается такая виза посольством какой-то одной Европейской страны, а действует она на территории всех государств, заключивших Шенгенское соглашение.

Важно знать путешественникам, которые предпочитают только наземный транспорт воздушному, чтобы попасть в страны Европейского Союза входящие в Шенген, необходимо получение данной краткосрочной визы.

Виза может быть однократной, полученной в посольстве одной страны, но выехать можно через любую другую. Двукратная подходит для тех, у кого маршрут как в одну сторону, так и в другую, совпадает. По ней возможно два раза проехать по территории государств, которые имеют Шенгенское соглашение.

(мультивиза) дает право пересекать границы Европейских стран большое количество раз. Ее могут выдать на длительный срок до 5 лет . В течение 6 месяцев по визе категории «С» дается право находиться до 90 дней в странах Шенгена два раза в году.

Документы, необходимые для транзита

Для оформления транзитной визы нужны такие документы:

  • Загранпаспорт (оригинал) у которого не вышел срок действия.
  • Копия внутреннего паспорта гражданина РФ.
  • Наличие оплаченных билетов (копии) в страну следования в обе стороны.
  • Подтверждение финансовых гарантий (справка с работы, выписка с банковского счета или платежной карты).
  • Открытая (действительная) виза той страны, в которую планируется прибытие (если она необходима).
  • Анкета с заполненными данными для открытия краткосрочной отметки.
  • Полис медицинской страховки путешественника.
  • Две фотокарточки размером 3,5 *4,5.
  • Консульский сбор стоимостью 35 евро.
  • Бронь из гостиницы (если транзит более суток).

Если путешествие планируется с детьми, то необходимо предоставить оригинал свидетельства о рождении ребенка. При поездке несовершеннолетнего с одним из родителей, нужно предоставить заверенное нотариусом разрешение на его выезд за границу. На детей, которые не нужно оплачивать визовый сбор и оформлять никаких дополнительных бумаг, кроме вышеперечисленных.

Это упрощенный общий список. У разных стран могут быть разные требования, о которых необходимо узнавать непосредственно в консульствах тех государств, в которые планируется поездка.

Со всей необходимой информацией можно ознакомиться на сайтах посольств любой страны, и скачать бланк для заполнения заявления на получение визы.

Где оформить?

Транзит через Европу означает то, что гражданин не планирует задерживаться в одной из стран Шенгенской зоны, а будет пересекать данную территорию по необходимости. Но это не значит, что он не может погулять по городам и полюбоваться различными достопримечательностями. Виза выдается из расчета того срока, который необходим для преодоления расстояния, чтобы можно было добраться в пункт назначения и обратно.

Транзитную визу запрашивают в посольстве страны, через территорию которой будет происходить въезд в Шенген.

Чтобы в дальнейшем не возникало никаких проблем с получением визы нужно сохранить доказательства пребывания в той стране, которая дала разрешение на открытие визы (чеки с отеля, магазинов, транспортные билеты) это благоприятно повлияет на визовую историю.

Нюансы въезда

Тонкостей при транзите очень много и их необходимо знать. Во время авиаперелетов по странам Шенгена, чтобы не оформлять дополнительных разрешительных документов, достаточно иметь туристическую визу класса «С».

При перелете на воздушном транспорте через аэропорт, в котором отсутствует транзитная зона, необходимо оформить визу «С», в которой будет поставлена отметка о транзите. Это позволит находиться в стране Шенгенской зоны 5 дней .

Тем, кто собирается лететь через необходимо знать, что Шенгенские правила в этой стране не действуют, хоть она и входить в Европейский Союз. Чтобы пересечь границы этого государства необходимо получать разрешение на транзит через его территорию.

Например, Болгария, входящая в зону Шенгена, разрешает гражданам России пересекать свое пространство, не оформляя на это въездное разрешение в случае, если поездка не будет длиться более чем 5 суток.

Такие страны, как Лихтенштейн и Швейцария не требуют никаких специальных разрешений для пересечения своих границ, кроме обычной шенгенской визы. Но у них есть другие требования: так как эти страны не члены европейского таможенного союза, придется проходить таможенный контроль.

Для того чтобы посетить Монако, Ватикан и Сан-Марино, транзитная виза не понадобится.

Биометрические данные

В сентябре 2015 года было принято решение о том, что все, кто хочет посетить зону Шенгена, в обязательном порядке должны сдать свои . Это означает, что необходимо пройти процедуру дактилоскопии (снятие отпечатков пальцев), а также сделать цифровое фото.

Процедура снятия отпечатков пальцев – электронная . Ее снимают на камеру и делают фотоснимок. После, всю полученную биометрическую информацию помещают в базу данных. Каждый желающий получить визу проходит дактилоскопию лично, кроме тех детей, которым еще не исполнилось 12 лет. Людей, имеющих ограниченные возможности, эта процедура не касается.

Сдаются биометрические данные 1 раз в 59 месяцев – это почти 5 лет. Благодаря этому, туристам, которые часто выезжают в страны Шенгена повторная процедура сдачи биометрии не требуется.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Наверняка многим из вас доводилось сталкиваться с ситуацией, когда нужно было купить авиабилеты в безвизовую страну, но как назло, самые дешевые продавались со стыковкой в европейском аэропорту, а для этого необходима шенгенская виза. Но мало кто знает, что при транзите через Шенген можно вполне обойтись без виз. Как говорится, места знать надо!

Когда вы планируете поездку заграницу, случается так, что вам нужно пересечь территорию одного или даже нескольких государств, прежде чем вы доберетесь до конечного пункта. И даже если страна, в которую вы собираетесь, является безвизовой, ее соседи, через которых вы будете добираться, могут потребовать от вас право на въезд – то есть визу.

Если вы гражданин России, Украины или Беларуси, то для посещения Черногории вам виза не нужна, но если вы планируете добираться в эту балканскую страну на машине, как ни крути, вы будете пересекать границы стран Евросоюза, для посещения которых нужна национальная, шенгенская или транзитная виза. Последняя означает разрешение на проезд в «третью» страну без остановок.

Транзитная виза и ее особенности

Транзитная виза имеет ограничение по времени. Кроме того, если мы говорим о Европе, то в зависимости от обстоятельств, проще оформить шенгенскую визу, чем транзитную, так как между странами Евросоюза и странами Шенгенской зоны есть существенные различия. На практике это означает, что оформив шенгенскую визу, вы можете свободно посещать все страны шенгенской зоны, но далеко не все страны Евросоюза. Например, Венгрия входит в шенген, а Румыния – нет. Но при этом обе эти страны входят в Евросоюз. И до 2014 года при наличии шенгенской визы вы не могли свободно въехать на территорию Румынии – для этого нужно было оформлять национальную румынскую визу. И наоборот, имея на руках национальную визу Румынии и направляясь на машине в эту страну через соседнюю Венгрию, вам нужно было дополнительно оформлять шенгенскую транзитную визу. Та же история была и с Хорватией, которая в том же 2014-м по примеру других стран ЕС, не входящих в Шенген, прировняла шенгенскую визу к национальной. Теперь и в Румынию, и Хорватию можно въезжать по шенгенской визе.

Что такое транзитная зона?

Совершенно иным образом обстоят дела с авиаперелетами. Предположим, вы решили из безвизовой Сербии отправиться в безвизовую Турцию на самолете. Но, как это часто бывает, прямой рейс стоит намного дороже, чем стыковочный. И вот вы, решив сэкономить, покупаете билеты с посадкой самолета в римском аэропорту Фьюмичино. Но ведь это Италия – страна Шенгенской зоны, а соответствующей визы у вас нет, да и оформлять не хочется? И вот тут приходит на помощь транзитная зона.

Все дело в том, что многие аэропорты разрешают свободное пребывание на своей территории тем иностранным пассажирам без виз, у которых на руках билеты в «третью» страну и данный аэропорт им нужен исключительно для того, чтобы дождаться своего рейса. Такой рейс называется стыковочным.

Важная ремарка: если это аэропорт страны, входящей в Шенген, то пребывание в транзитной зоне разрешается при условии, что вы летите из нешенгенской страны в такую же нешенгенскую, и при этом ваш самолет совершает в Шенгенской зоне всего одну посадку.

Время пребывания в аэропорту может быть ограничено несколькими часами или даже сутками. При этом вы должны находиться в специально отведенной транзитной зоне, покидать которую запрещено. Все что вам понадобится при выходе из самолета, это следовать указателям в сторону транзитной зоны и на контроле безопасности предъявить следующий авиабилет с паспортом.

В чем разница между стыковкой и пересадкой?

Раз уж мы заговорили о стыковочных рейсах, следует внести некоторую ясность. Многие туристы полагают, что между словами «стыковка» и «пересадка» нет никакой разницы. На самом деле, это не так.

Стыковка или лейовер подразумевает, что пассажир приобрел у одной авиакомпании билет с разными рейсами – то есть, с посадкой самолета в одном или нескольких аэропортах, и при этом регистрация на такой рейс оформлялась только в самом первом аэропорту, из которого вылетал пассажир. Это значит, что при смене самолета такому пассажиру не нужно заново проходить регистрацию, а его багаж автоматически будет перенесен сотрудниками авиакомпании. Лейовером называют стыковку длительностью до 24 часов.

В свою очередь пересадка или стоповер означает, что при планировании поездки, скажем, из Киева в Париж, вы купили отдельно билеты из Киева в Ригу, а из Риги в Париж, да еще и у разных авиакомпаний. Таким образом, в Риге вам придется самостоятельно забирать и заново сдавать свой багаж, проходить регистрацию на рейс и пограничный контроль. Стоповером называют пересадку длительностью более 24 часов.

Возникает резонный вопрос: а почему нельзя было купить прямой рейс? Ответ прост: прямые рейсы частенько выходят дороже, чем с пересадкой. Это связано с маркетинговым ходом авиакомпаний, которые заманивают, таким образом, пассажиров из промежуточных стран. Один из плюсов пересадки – вы можете подогнать время следующего рейса под себя, и выйти погулять в транзитный город, особенно если он рядом с аэропортом.

Некоторые опытные путешественники сознательно выбирают максимальное количество пересадок, желательно длительных, так как в некоторых городах практикуется безвизовый транзит – то есть, вы сможете выйти на ограниченное время за пределы аэропорта, а не только находиться в транзитной зоне. Кроме того, в отдельных случаях можно приобрести транзитную визу непосредственно в аэропорту, чтобы скоротать время и посетить город. Имейте в виду, что у всех свои правила и требования, которые нужно учитывать перед поездкой.

И вот тут мы подошли к самому интересному вопросу: где можно узнать обо всех визовых нюансах во время авиаперелетов?

Тиматик – кладезь визовой премудрости

Существует база данных, которой пользуются сотрудники авиакомпаний и даже пограничники. Называется она Тиматик (англ. Timatic). Информация, заложенная в ней, является определяющим фактором в спорных визовых вопросах. Здесь вы узнаете о том, нужна вам виза или нет, сколько времени вы можете находиться в стране, в каких аэропортах есть транзитная зона и многом другом, вплоть до медицинских справок. Тиматик принадлежит Международной ассоциации воздушного транспорта (англ. International Air Transport Association) и постоянно обновляется, поэтому сомневаться в компетентности представленных данных не приходится.

Стоит отметить, что Тиматик – довольно закрытая программа, предназначенная в основном для глаз обслуживающего персонала. Однако некоторые компании и организации предоставляют на своих сайтах доступ к базе Тиматика, чтобы пассажиры могли проверить визовые требования. Одна из таких организаций – альянс авиакомпаний SkyTeam. База на английском языке доступна .

Давайте разберемся, как ею пользоваться.

«Origin» – аэропорт, из которого вы планируете вылетать.

«Destination» – аэропорт прибытия.

«Departure Date» – дата прибытия.

«Return Date» – дата возвращения.

«Nationality/Region» – национальность.

«Expiry» – здесь указываем срок окончания действия загранпаспорта.

Жмем «Submit», не забыв отметить галочку рядом.

В зависимости от направления, система может запросить дополнительно, какой вид паспорта у вас, а также есть ли в наличии другие документы или визы.

Как видите, при наличии минимальных знаний английского языка или онлайн-переводчика разобраться в представленной информации Тиматика несложно.

Однако помните, что всецело полагаться на Тиматик не стоит. Пограничник пограничнику рознь. Особенно это касается экзотических стран. Советуем перед поездкой дополнительно подстраховаться информацией из посольства. И все распечатать. Чтобы наверняка.