Время kazan намаза. Дум то определяется с временем молитв
Снос соборной мечети Москвы в преддверии приближающегося праздника Курбан-байрам всколыхнул общественное мнение, еще больше актуализировав проблему нехватки мест для совершения намазов в столице. Известно, что от отсутствия места сегодня страдают не только сами мусульмане, но и простые москвичи, испытывающие неудобства из-за скопления огромного количества людей в дни мусульманских коллективных богослужений.
Московские власти худо-бедно пытаются решить эту проблему: на праздник Ураза-байрам последователям ислама предоставили комфортабельный павильон в парке "Сокольники". Благо, в исламе в качестве места поклонения подходит любая чистая территория.
Хотя понятно, что одними павильонами в столице не обойдешься, ведь значительная часть верующих будет и дальше посещать мечети – таковы уж традиции пресловутого российского ислама. И все же в предстоящий Курбан-байрам теплое и чистое помещение в тех же Сокольниках многими рассматривается как альтернатива – пусть и временная – асфальтному намазу на руинах Соборной мечети. Как говорится, на безрыбье и рак рыба. По крайней мере, в этом уверены те, кому уже довелось провести праздник Разговения в старинном московском парке.
Альбир Крганов, глава отдела ЦДУМ в Москве и Центральном регионе России:
В условиях Конгрессно-выставочного центра "Сокольники" праздничный намаз мы провели в нынешнем году впервые. Идею эту нашу одобрил Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы и во всем старался нам помочь.
К удивлению прихожан, зал в тот день был подготовлен практически так же, как в мечети: ковровое покрытие, возвышенность для проповедника, звукоусилительная аппаратура, мешочки для обуви - все для удобства проведения молитвы.
Более того, правоохранительные органы обеспечивали порядок, дежурили и медицинские работники. Было достигнуто прекрасное взаимопонимание с руководством парка. Словом, мусульмане на этот раз доказали, насколько они могут быть культурными.
В ноябре ожидается празднование Курбан-байрама. Этот праздник мы снова планируем провести в выставочном комплексе в Сокольниках. Если в Ураза-байрам, по данным УВД, приехало 1225 прихожан, то в Курбан-байрам ожидается прибытие намного больше мусульман, поскольку мы планируем размещение информации об этом в СМИ. На случай, если на праздник приедет больше мусульман, чем может принять комплекс, будет арендовано еще два рядом расположенных помещения.
Рашид Исхаков, столичный бизнесмен:
Мне очень понравилась организация праздничного намаза в Сокольниках: большое просторное помещение, парковка для машин, недалеко от метро.
Приятно, что выставочный центр расположен в зеленой зоне парка. Правоохранительные органы, дежурившие в этот день в Сокольниках, указывали, в какую сторону надо идти. В самом зале была превосходная слышимость. Убранство зала практически не отличалось от молельного помещения мечети.
После намаза можно было пообщаться как с муфтием, так и с представителями Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы, выставочного центра.
Абдульбер Бедаретдинов, коренной москвич на пенсии:
На праздничный намаз я всегда ходил в мечеть в Отрадном. В нынешнем году, узнав от друзей и Интернета, что мероприятие будет проходить в Сокольниках, направился туда.
В СМИ сообщалось, что помещение на территории парка рассчитано на 8 тысяч мест, но в тот день прихожан было примерно 1200. Когда разговорились с приехавшими на намаз посетителями, выяснилось, что о месте проведения они тоже узнали буквально накануне. Очень мало было информации, поэтому многие мусульмане по традиции направились на праздничную молитву к мечети на Проспекте Мира, на Поклонную и другие. Там, естественно, для них в помещении мест не было, и им пришлось молиться на улице.
В выставочном комплексе в Сокольниках было просторно, чисто и уютно. Были созданы все условия, была подготовлена аппаратура, и поэтому имама слышно было превосходно.
Если будет так же организован праздничный намаз на Курбан-байрам, мы с друзьями снова с удовольствием приедем в выставочный комплекс. Только об этом оповестить нужно будет прихожан заранее, разместив информацию в газетах, радио, телевидении, Интернете.
Рустам Джалилов, журналист:
30 августа я вместе с 16-летним сыном решил посетить праздничный намаз в честь Ид аль-Фитра в парке Сокольники. Погода в тот день была солнечная. Около 8 часов утра мы приехали на станцию метро Сокольники. Никакой толпы людей, идущих в сторону парка, я не заметил. Лишь подойдя к павильону №2 стали появляться небольшие группы мусульман, спешащих на намаз.
Вход к месту проведения богослужения охраняли сотрудники полиции и ОМОН. У дверей павильона стояли также служащие, по видимости ЦДУМа. Было много прессы. Все вели себя вежливо и корректно.
Муфтий Крганов уже вещал с минбара. На полу павильона были радующие глаз циновки. По моему мнению приезжих и местных было половина на половину. В зале в итоге оказалось примерно 600 человек. Что приятно удивило так это то, что намаз состоялся довольно рано, в 8.30-8.40. Все прошло оперативно, без затягивания. К тому же, праздничные поздравления представителей московской власти были после основной части (намаза и хутбы). Да и не были столь тягостно продолжительными.
В столице Татарстана Казани традиционно преобладало мусульманское население, что привело к постройке в черте города великолепных мусульманских мечетей, которые и по сей день украшают его улицы. Именно к ним направляются верующие в установленное время намаза в Казани, в них обращаются к Аллаху и получают духовное просвещение тысячи людей. И поныне мечети Кул Шариф и аль-Марджани считаются одними из самых ярких памятников мусульманской архитектуры, и самых посещаемых культовых учреждений в России.
Расписание намаза на апрель 2019
На территории Казанского кремля ныне располагается здание одного из самых красивых мусульманских учреждений в России – мечети Кул Шариф. Она носит статус главной джума-мечети города и способна вместить порядка 1500 человек. При этом на прилегающей площади могут расположиться ещё порядка 10000 верующих.
Мечеть Кул Шариф в Казани начала строиться в 1996 году на месте легендарного многоминаретного мусульманского храма, который был разрушен войсками Ивана Грозного в 1552 году. Ополчение в тот год возглавил имам Сеид Кул Шариф, в честь которого и была названа новая мечеть.
В постройку вложили средства более 40000 людей и организаций, имена которых можно прочесть в книгах, хранящихся на полках библиотеки мечети. Здание, увенчанное великолепным куполом, напоминающим шапку татарских царей, открыло свои двери для верующих в июне 2005 года. С той поры сотни людей возносят пятничный намаз именно в мечети Кул Шариф.
Строение включает и комнаты для обучения основам Ислама и арабскому языку, а также помещение для торжественного проведения мусульманского свадебного обряда, а также небольшой музей, который включает в себя мусульманские культовые предметы, принесенные в дар мечети делегациями из различных стран мира. Здесь же можно узнать точное расписание намаза в Казани на каждый день.
Прямо на берегу озера Южный Кабан расположилась самая старая мечеть Татарстана, которая в свое время именовалась Первой соборной. Ныне это мечеть аль-Марджани, названная в честь имама Шигабутдина Марджани, который некогда служил в ней. В некоторых летописях мусульманский храм известен как Юнусовский, поскольку именно татарская зажиточная семья Юнусовых внесла наибольший вклад в строительство здания.
Свою работу мечеть начала в 1770 году, с тех пор сотни верующих приходят сюда для молитвы, а также для того, чтобы узнать точное время намаза в Казани. Стоит отметить, что во времена советской власти она оставалась единственной действующей мечетью города.
Первый этаж здания является служебным, а на втором располагаются залы для молящихся, украшенные золотистыми, зелеными и голубыми узорами. На территории мечети расположены помещения для обучения Корану, проведения свадебного обряда никах и библиотека. Близ постройки проводятся ярмарки мусульманской литературы и религиозные праздники, а также пятничный намаз.
И по сей день главной святыней мечети аль-Маранджи является камень с могилы Мухаммад-гали бека, который относится ко времени существования Казанского ханства.
Резиденция Духовного управления мусульман Татарстана также располагается в здании мечети.
Как бороться с религиозным экстремизмом, если у большей части имамов в Татарстане нет духовного образования, а пятьдесят процентов считающих себя мусульманами татар пьют водку и едят свинину, решали участники сегодняшнего круглого стола в Духовном управлении мусульман РТ.
Поразмышлять о том, как оградить татарстанскую молодежь от пагубного влияния радикальных исламистов, которые прилагают максимум усилий для того, чтобы завлечь в свои сети новых адептов, собрались сегодня не только мусульманские религиозные деятели, но и представители православной церкви, а также светские ученые, психологи и педагоги. Чтобы, так сказать, через призму многообразия взглядов на суть проблемы помочь тем, кто стремится жить по законам шариата, но очень смутно представляет себе, что это значит. А потому является легкой добычей для вербовщиков запрещенной в России террористической организации ИГИЛ.
В мечеть все ходят как хотят, намаз читают как хотят! Создаются какие-то новые ценности, которых в мире нет! - горячился на круглом столе ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин. - Религиозная безграмотность у нас зашкаливает!
При этом наставлять прихожан на путь истинный фактически некому: оказывается, из 1500 имамов татарстанских мечетей у 800 нет религиозного образования. Да и возраст не позволяет имамам найти общий язык с молодежью: 60 процентов из них уже перешагнули 60-летний рубеж, 15 процентов - 80-летний. А выпускники того же самого РИИ ехать в глубинку желанием не горят.
Никому в деревне мечети не нужны. Быть имамом непрестижно: зарплаты нет, соцгарантий нет... - посетовал Мухаметшин.
Отсюда и результат: по данным социсследований, которыми оперировал ректор РИИ, половина татар, считающих себя мусульманами, в мечети не ходит и всячески законы шариата нарушает.
Первый заместитель муфтия РТ Рустам-хазрат Батров в очередной раз призвал всех присутствовавших отличать правильный ислам от ислама радикального, который основывается на правилах и нормах, бытовавших еще в Средние века.
Там ведь чего только не было: и война с неверными, и педофилия, - сокрушался хазрат. - Но нельзя вырывать эти догмы из исторического контекста!
Хазрат объяснил, что неполовозрелых девочек в X веке выдавали замуж вовсе не потому, что кто-то жаждал плотских утех с ребенком, а для того, чтобы спасти дитя от голодной смерти, ибо в Средневековье царила страшная нищета и простые арабы воспринимали рождение дочек как проклятие и даже закапывали их живьем в землю, чтобы избавиться от лишнего рта.
Чтобы подчеркнуть, как важно духовным лицам гибко реагировать на вызовы общества, заместитель муфтия поведал собравшимся следующую притчу, больше, впрочем, похожую на анекдот. Приехал в деревню пожилой мулла и видит, что никто в мечеть не приходит. Стал спрашивать, что случилось, а жители отвечают: надо ведь перед посещением ноги мыть, а зима, холодно... Мулла подумал и разрешил приходить на намаз с немытыми ногами. И все было в этой деревне хорошо, пока не приехал туда молодой выпускник медресе и не увидел, что никто перед намазом ноги не моет! Он к мулле, кричит: да как ты мог допустить такое чудовищное нарушение правил! А тот спокойно отвечает: «Я их научил в мечеть ходить, а ты научи ноги мыть».
Основную мысль, которую так или иначе высказывали участники сегодняшнего круглого стола, можно сформулировать следующим образом: радикализм и экстремизм хоть и рядятся в одежды ислама, никакого отношения к религии не имеют. Это особая идеология, целью которой является борьба за власть, за материальные блага, за политическое превосходство. А становятся экстремистами люди с психологическими проблемами, которые пытаются таким образом возвыситься и гордятся тем, что стали гораздо ближе к Богу, чем все остальные. И вообще, радикализм бывает не только исламским, но и христианским и даже буддистским.
Рецепт защиты от экстремистов участники круглого стола в ДУМ РТ искали более двух часов, и многие уже стали от этого уставать, но тут выяснилось, что пришло время очередного намаза, так что дискуссию пришлось завершить.
В офисе Духовного управления мусульман Тюменской области состоялось совместное заседание правления ДУМ ТО и Консультационного Совета ДУМ ТО.
Встретились председатель правления ДУМ ТО, муфтий Зиннат хазрат Садыков, директор Исламского просветительского центра ДУМ ТО Искандар хазрат Юсупов, имам-хатыб мечети поселка Матмасы Сулейман хазрат Садрутдинов, имам-мухтасиб Тюменского района Тюменской области Абдуррахман хазрат Камалиев, имам-мухтасиб Нижнетавдинского района Тюменской области Салимжон хазрат Самадов, имам-хатыб Соборной мечети Жаннат хазрат Апридонов, председатель ММРО «Индрэй» поселка Андреевский Тюменского района Хамся хазрат Камалов, руководитель аппарата ЦРО ДУМ ТО, Азат Алимбаев, имам-хатыб мечети деревни Казарово Абдулла хазрат Абдулов, помощник имама мечети деревни Казарово Камаев Азат хазрат, помощник председателя ДУМ ТО по связям со СМИ и общественностью Динар хазрат Нафиков.
В начале заседания муфтий Зиннат хазрат ознакомил собравшихся с повесткой дня, а также озвучил вопросы, которые предстояло решить рабочей группе ДУМ ТО.
Наиважнейшим вопросом текущего заседания было определение времени намаза с августа месяца. Дело в том, что, на территории Тюменской области с конца апреля по конец августа не наступают ночные сумерки, наступление которых, согласно исламскому шариату является обязательным для начала совершения пятой молитвы. Та же проблема существует и в Волго-уральском регионе. В связи с этим 4-й Пленум ДУМ РТ, основываясь на решение Совета улемов ДУМ РТ, одобрил изменения времен молитв с учетом географических особенностей региона и астрономических данных. С февраля 2014 года в Татарстане введено новое единое время для молитв. Вплоть до февральского решения Пленума ДУМ РТ, все мусульмане России, проживавшие в регионах, где имеется подобная ситуация, совершали пятую предписанную молитву через один час тридцать минут после наступления четвертой в течение всего года. По словам казанского богослова Абдуллы хазрата Адыгамова, данная проблема не является новой для мусульман России, ее обсуждали еще в далеком 922 году волжские булгары, проживавшие аккурат на территории современного Татарстана. Немало дискуссий возникало и на рубеже 18-19 веков. Мусульмане Татарстана возобновили обсуждение этой проблемы в связи с тем, что в зимнее время после заката солнца наступает полноценная темнота, поэтому совершение намаза иша через один час тридцать минут после захода солнца является правильным. Подобный метод также применяется в летнее время, когда не наступают сумерки и на горизонте не исчезает заря. Это необходимая мера, которая была принята мусульманами России в силу того, что хоть и не наступает полная темнота, но обязательство совершения намаза не снимается. Но если совершать последний намаз по прошествии полутора часов в осенний и весенний период, когда уже наступают полноценные сумерки и исчезает вечерняя заря, в этом случае намаз будет совершен раньше времени, то есть одно из основных условий намаза не будет выполнено, соответственно, согласно канонам ислама данная молитва совершена не правильно. То же относится и к посту.
Вслед за Татарстаном за решение этой проблемы взялось и Духовное управление мусульман Тюменской области, так как этот вопрос не менее актуален для жителей Тюменской области.
Участники съезда высказали разные мнения по этому вопросу. По указанию муфтия Тюменской области, к 10 августа, комиссия ДУМ ТО, состоящая из трех человек, должна изучить этот вопрос, все фетвы ученых, касающиеся данной проблемы и вынести свое решение на очередное заседание Консультационного Совета ДУМ ТО.
Закончилось мероприятие совместным намазом.