Запрет усыновления. Детей в семье должно быть не больше трёх


Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, которое в страны с разрешёнными однополыми браками.

Согласно документу, усыновлять детей могут совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, состоящих в союзе с лицами одного пола. Теперь желающим усыновить ребёнка не нужно предоставлять справку о соответствии жилья санитарным и техническим нормам.

Однако при этом иностранцы должны будут подать в органы опеки документ о том, что законодательство их государства не позволяет заключать однополые браки. Такую справку должны предъявлять лица, не состоящие в браке.

В каких странах узаконены однополые браки?

На сегодняшний день однополые браки легализованы в Бельгии, Дании, Нидерландах, Швеции, Норвегии, Испании, Франции, Великобритании (кроме Северной Ирландии), Исландии, Португалии, Канаде, Аргентине, Уругвае, Бразилии, Новой Зеландии и ЮАР, а также в нескольких штатах США.

Сколько длится процедура усыновления?

Согласно вынесенному постановлению правительства, срок выдачи органом опеки заключений о возможности гражданина стать усыновителем или опекуном сокращается с 15 до 10 дней.

Вся процедура усыновления для иностранных граждан занимает в среднем около 18 месяцев. Для иностранных граждан её стоимость составляет в среднем от 40 000 до 50 000 долларов США.

Как происходит процедура усыновления иностранными гражданами?

Порядок международного усыновления в России регламентируется Семейным кодексом (ст. 124, 165), Гражданским процессуальным кодексом (глава 29) и Федеральным законом № 44, регулирующим вопросы, связанные с государственным банком детей, которые остались без родительского попечения, а также прочими нормативными документами регионального и местного значения.

Сначала усыновитель должен обратиться к федеральному оператору государственного банка данных или региональному управлению социальной защиты, которым с 01.05.2013 перешли полномочия органов опеки и попечительства.

Затем усыновитель выбирает ребёнка, и ему выдаётся разрешение на его посещение. При знакомстве с ребёнком, гражданин (усыновитель) принимает решение об усыновлении, о чём впоследствии уведомляет органы опеки.

Окончательное разрешение на усыновление ребёнка иностранными гражданами даёт Верховный суд республики, областной суд, суд автономной области/округа или суд города.

Какие документы нужны иностранцам, пожелавшим усыновить ребёнка из России?

Иностранные усыновители обязаны пройти все медосмотры, а также собрать полный пакет документов на усыновление. Все документы должны быть легализованы в установленном порядке, переведены на русский язык, при этом подпись переводчика должна быть удостоверена в дипломатическом представительстве Российской Федерации.

Список документов для международного усыновления

Справка о том, что законодательство страны проживания не позволяет заключать однополые браки;

Заявление на усыновление, в котором содержится просьба ознакомить заявителя с данными и сведениями о детях-сиротах, которых можно усыновить;

Анкеты, заполненные в установленном порядке;

Письменное обязательство после проведения процедуры международного усыновления зарегистрировать ребёнка в консульском учреждении РФ;

Письменное обязательство предоставить возможность контролирующим органам обследовать условия проживания усыновлённого ребёнка;

Копия документа, удостоверяющего личность и гражданство заявителя на усыновление. Им может быть гражданин РФ, который постоянно проживает за пределами страны, гражданин другого государства, лицо без гражданства;

Письменное обязательство компетентного органа страны, в которой проживает иностранный гражданин, регулярно контролировать условия проживания усыновлённого ребёнка и предоставлять соответствующие отчеты;

Письменное обязательство компетентного органа страны, который гарантирует последующую регистрацию усыновлённого ребёнка в консульском учреждении РФ;

Копия документа, подтверждающего полномочия вышеуказанного компетентного органа.

Нерезиденты РФ также подают в суд дополнительно такие документы:

Копия свидетельства о браке заявителя на усыновление;

Копия свидетельства о рождении заявителя на усыновление — подаётся, если он не состоит в браке;

Письменное согласие мужа или жены на усыновление иностранного ребёнка. Если же супруги не проживают вместе, усыновитель представляет справку, в которой указано, что семейные отношения прекращены больше года назад;

Заключение медицинского обследования усыновителя.

«Закон Димы Яковлева»

Ранее российские власти запретили усыновлять детей гражданам США. Такой запрет был введён с 2013 года, о чём свидетельствует утверждённый Госдумой «Закон Димы Яковлева».

Существует ряд причин, по которым российские супружеские пары отказываются от усыновления/удочерения , это и заболевания, и необходимость проведения редких операций с последующим курсом длительной реабилитации, и невозможность материальной помощи ребенку. Иностранных граждан такие проблемы не пугают, поскольку усыновление малышей за рубежом связано с огромными трудностями, тогда как в России, эта процедура проще.

Необходимо понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

Позвоните прямо сейчас и решите свои вопросы - это быстро и бесплатно!

Начать процесс усыновления граждане зарубежных стран могут тогда, когда полностью отсутствует возможность найти родителей такому малышу в России. Отсутствие шанса усыновления ребенка российской семьей, должно быть запротоколировано на совете судебной коллегии .

Усыновление малышей из РФ происходит по законам той страны, подданным которой, при подаче заявления, приходится иностранный гражданин, но с учетом выдержки всех правил и норм, предусмотренных и статьи 21 Конвенции о правах ребенка. На начальном этапе процедуры усыновления необходимо учесть все права и интересы усыновляемого малыша, такого рода как: национальность, особенности культуры, вероисповедания и родного диалекта. Суду необходимо предъявить свидетельства возможности предоставления усыновляемому ребенку полнейшего физиологического, психологического, религиозного и морального воспитания.

Согласно законам РФ, физическое здоровье усыновляемого ребенка, не несет ограничений для усыновления.

Дети, являющиеся братьями и сестрами, могут быть усыновлены в одну семью, исключением служат обстоятельства, учитывающие интересы малышей.

Для граждан других стран, которые состоят в официальном союзе с российскими гражданами и желают усыновить ребенка из РФ, осуществляется по законодательству России.

Запрет на усыновление российских детей иностранными гражданами

По закону РФ, на основании постановления премьер – министра России, действует запрет на усыновление малышей гражданами Америки ( от 28 декабря 2012 года), и ограничение усыновления российских детей подданными тех стран, в которых узаконены союзы между людьми подобного пола.

Текст данного постановления говорит о том, что усыновление возможно при достижении совершеннолетия, особами женского и мужского пола, но не связанными брачными узами с лицом такого же пола. Закон был опубликован 3 июля 2013 года.

Требования к иностранцам

Усыновить малыша может супружеская пара. Допускается усыновление одним человеком, независимо от его семейного положения. Иностранные граждане, не смогут усыновить/удочерить одного и того же малыша, если их брак не зарегистрирован.

По законодательству РФ, иностранные граждане не смогут стать усыновителями, если они:

  • не могут совершать действия, носящие юридический характер, и не отвечают за свои поступки;
  • состоят в законном браке с недееспособным лицом, либо способности этого лица носят ограниченный характер;
  • судом либо эти ;
  • освобождены от попечения, как не исполняющие законные обязанности;
  • являлись уже усыновителем, но усыновление отменено по решению суда;
  • болеют тяжелыми заболеваниями;
  • не имеют средств, для обеспечения ребенка;
  • не имеют собственного жилья;
  • находятся под следствием либо ранее были осуждены;
  • имеют судимость, которая не снята;
  • не прошли специального обучения.

Порядок усыновления/удочерения ребенка

Усыновление детей иностранными гражданами происходит в определенном порядке.

  1. Желающие усыновить малыша иностранцы , должны сделать обращение в федеральный государственный банк либо в региональный отдел социальной защиты и попечения.
  2. Усыновитель осуществляет выбор малыша из реестра базы данных и ему дают позволение на посещение ребенка. При визитах к ребенку, желательно найти к нему подход и, приняв намерение об усыновлении, оповестить об этом попечительский совет.
  3. Вердикт об усыновлении оглашает Верховный республиканский либо областной суд, дело об усыновлении может быть рассмотрено судом автономного округа либо городским судом.

Список документов

Усыновление российского ребенка иностранными гражданами возможно при наличии следующего пакета бумаг. В региональное управление отдела социальной защиты усыновитель предъявляет:

  • паспорт иностранного подданного, признаваемый на территории РФ ;
  • прошение об усыновлении и ознакомлении со сведениями о детях, находящимися в реестре базы данных;
  • анкета, определенного образца;
  • подписку о регистрации усыновленного малыша в консульском отделе РФ;
  • подписка о возможности обследовать условия быта усыновленного ребенка органами контроля;
  • документ, удостоверяющий, что законодательство страны, подданным которой является усыновитель, запрещает браки между людьми одного пола;
  • письменное заверение полномочной организации страны проживания иностранного гражданина о проверке условий жизни, в которых находится малыш, и передаче отчетов;
  • письменное заверение полномочной организации страны о постановке на учет в консульский отдел РФ усыновленного малыша;
  • дубликат свидетельства, гарантирующего компетенцию этой организации;
  • дубликат свидетельства о прохождении подготовки претендента на усыновление, составленный согласно правилам законодательства иностранного государства к документам такого типа;
  • дубликат программы прохождения подготовки;
  • свидетельство на право иностранного учреждения проводить подготовку претендентов на усыновление и выдавать документ о её прохождении.

Лица, постоянно живущие за рубежом, дополнительно предъявляют:

  • дубликат претендента на усыновление;
  • дубликат , если гражданин не связан брачными узами;
  • письменное соглашение на усыновление иностранного малыша одного из супругов.

Кроме вышеуказанных бумаг, иностранный подданный, желающий усыновить русского малыша, состоящего с ним в близком родстве, должен предоставить подтверждение этого родства.

Пакет бумаг должен быть законным, переведен на русский язык, правильность перевода подтверждена консульским отделом Российской Федерации в стране проживания иностранца либо нотариально завизирована в России.

После выбора малыша, дело об усыновлении передается в судебный орган. Зарубежный подданный либо его представитель указывают в заявлении:

  • сведения о себе, страну и пункт проживания;
  • полные данные об усыновляемом малыше и пункте его регистрации, информацию о существовании родных братьев или сестер, сведения об отце и матери малыша;
  • причину усыновления и свидетельства, подтверждающие эту причину;
  • ходатайство о смене основных данных малыша (фамилии, имени, отчества), сообщение о населенном пункте, где родился малыш, даты рождения (детям, до исполнения одного года), записи усыновителей, в качестве родителей малыша, в документ о его рождении.

Вместе с заявлением в суд передаются такие бумаги:

  • для лиц, не связанных брачными узами – дубликат документа о рождении;
  • для граждан, состоящих в брачном союзе – дубликат документа о браке;
  • соглашение мужа или жены, если малыш усыновляется одним из супругов либо свидетельство о прекращении совместного проживания, в течение более одного года;
  • заключение медицинских специалистов об отсутствии тяжелых заболеваний и общем состоянии здоровья иностранных усыновителей;
  • информация со службы о профессии и размере доходов;
  • справка о праве собственности на жилье;
  • справка о взятии в реестр претендента на усыновление;
  • документ о курсе специальной подготовки для принятия малыша в семью;
  • справка полномочного представительства зарубежной страны, подданными которой являются усыновители, о состоянии быта и возможности стать усыновителями;
  • санкция полномочной конторы зарубежной страны на приезд усыновленного малыша и его нахождения, на постоянной основе, на территории данной страны.

Бумаги, передаваемые в судебную инстанцию, переводятся на русский язык, заверяются нотариусом и оформляются в двух экземплярах.

Осуществление контроля

Иностранцы, ставшие родителями усыновленного малыша, приехав в страну проживания, не позднее 3 месяцев с момента прибытия производят регистрацию его в консульском представительстве РФ.

Полномочное представительство зарубежной страны, выступившее гарантом проведения контроля, должно зафиксировать взятие малыша на учет. Не позднее 1 месяца, после регистрации, в правительственное учреждение РФ по попечительству и социальной защите, передается свидетельство о взятии ребенка на консульский учет.

Рапорты о состоянии быта, воспитанности, микроклимате в семье, учёбе, здоровье, внешнем виде, с приложением фотоснимков, и заполненные по определенному образцу, составляются полномочным органом иностранного государства и передаются в исполком РФ. Обследования, отраженные в отчетах, совершают по принципиальной схеме, до исполнения ребенку 18 лет.

Заключение

Подводя итоги по порядку и особенностям усыновления малышей из РФ иностранцами, можно отметить:

  1. Желая усыновить малыша, иностранцы должны сделать обращение в федеральный государственный банк либо в региональный отдел социальной защиты и попечения.
  2. Выбрать малыша из реестра базы данных, получить разрешение на его посещение, подружиться с ним и принять решение об усыновлении.
  3. Собрать пакет, требующихся документов, сделать их перевод на русский язык и нотариально подтвердить.
  4. Передать прошение об усыновлении в суд.
  5. Получить, как показывает судебная практика по усыновлению детей иностранными гражданами, чаще положительный, чем отрицательный, вердикт суда.
  6. Опираясь на решение судебных инстанций, забрать ребенка из детского приюта.
  7. По приезду в страну проживания, поставить малыша на консульский учет.

Говоря терминами статистики, можно отметить уменьшение числа детей, усыновленных иностранцами, начиная с 2012 года. Современная Россия повысила требования к правилам усыновления, введя ограничения для стран, где разрешены официально браки между людьми одного пола. Чаще всего российские дети усыновляются итальянцами, испанцами, французами, немцами. Ранее, до принятия «Закона Димы Яковлева», российские дети усыновлялись гражданами Америки. Парламентариями РФ было внесено на рассмотрение предложение в закон об усыновлении, о смягчении некоторых его пунктов, но поддержки это предложение не получило.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по усыновлению детей иностранными гражданами

Вопрос: Хотим с женой усыновить ребёнка из Ближнего Зарубежья. Что необходимо сделать, чтобы он смог переехать с нами в Россию? Михаил.

Ответ: Михаил, усыновление иностранного ребенка гражданином РФ подразделяется на два этапа. Конвенция о правах детей допускает такой вид усыновления только в тех случаях, когда дома у ребёнка не осталось возможности найти опекуна, братьев и сестёр.

Во-первых, Вам необходимо пройти процедуру, установленную законами родины ребёнка. Поскольку эти обстоятельства происходят в Ближнем Зарубежье, законодательство, вероятно, не сильно отличается от российского и Вам необходимо обращаться сначала в органы опеки (комиссии по делам детей), а затем в суд. Процедура с усыновлением беженцев происходит по межгосударственным актам РФ, что в данной ситуации не актуально.

После того, как одобрение родной страны получено, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление в органах опеки. С момента получения ребёнок может въехать в Россию вместе с Вами. Дальнейшее рассмотрение дела в России будет проходить, согласно статье 165 СК РФ (пункт 4).

Дело рассматривают суды общей юрисдикции в особом порядке с привлечением Прокуратуры и компетентных органов, защищающих права детей.

К мерам воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, относятся:

а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;

б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;

в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;

е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;

ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;

з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;

2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.

Статья 2

1. Список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию, и организаций, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. В отношении граждан Соединенных Штатов Америки, включенных в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи:

1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;

3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

3. Предложения о внесении изменений в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, могут представляться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, а также государственными органами.

4. Порядок ведения списка, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, не реже одного раза в год информирует палаты Федерального Собрания Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Федерального закона.

Статья 3

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство Соединенных Штатов Америки, не может быть членом или руководителем некоммерческой организации, ее структурного подразделения либо структурного подразделения международной или иностранной некоммерческой организации (отделения, филиала или представительства), участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Нарушение данного запрета влечет за собой приостановление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, деятельности указанной некоммерческой организации (структурного подразделения).

3. Приостановление деятельности некоммерческой организации (структурного подразделения) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи влечет наступление последствий, предусмотренных абзацем первым пункта 6 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В отношении имущества некоммерческих организаций (структурных подразделений), деятельность которых приостанавливается в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, решение о наложении на него ареста принимается судом по заявлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

4. В случае, если некоммерческая организация, деятельность которой была приостановлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратит безвозмездное получение денежных средств и иного имущества от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо прекратит на территории Российской Федерации реализацию проектов, программ либо осуществление иной деятельности, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, деятельность такой организации возобновляется по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Статья 4

1. Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.

2. В связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки прекратить от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

Статья 5

Внести в подпункт 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 3, ст. 410; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616) изменение, изложив его в следующей редакции:

"7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;".

Статья 6

Действие настоящего Федерального закона и подпункта 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан Российской Федерации на территории этих государств и об аресте активов граждан Российской Федерации по мотиву причастности граждан Российской Федерации к нарушениям прав человека в Российской Федерации.

Статья 7

Президент Российской Федерации В.Путин

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную или патронатную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации. Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке , установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

7) лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают такие лица;

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 10 настоящего пункта;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) лиц из числа лиц, указанных в подпункте 9 настоящего пункта, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка. При вынесении решения об усыновлении ребенка таким лицом суд учитывает обстоятельства деяния, за которое такое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства в целях определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни ребенка и его здоровья;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) лиц, имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, не относящиеся к преступлениям, указанным в подпункте 9 настоящего пункта;

12) лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

13) лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

2. При вынесении решения об усыновлении ребенка суд вправе отступить от положений, установленных подпунктами 6 (в случае, если лицо, желающее усыновить ребенка, проживает с ним в силу уже сложившихся семейных отношений), и 12 пункта 1 настоящей статьи, с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

5. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований пунктов 1 и настоящей статьи и интересов усыновляемого ребенка.

6. В целях содействия психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется их подготовка по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено указанными в абзаце втором настоящего пункта требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке, установленном настоящим пунктом.

Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ " " (далее – Закон) вступил в силу 1 января 2013 года.

Данный Закон позиционировался представителями российской власти как ответ на принятый незадолго до этого в США "закон Магнитского " , но позднее премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что "принимался на эмоциональной волне, связанной с соответствующими решениями американского конгресса, но ни юридически, ни фактически он не связан с "законом Магнитского".

Действительно, первая статья выводит отношения России с США за рамки мирного диалога прямо говоря о том, что помимо рядовых "лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации" являющихся гражданами США, на подобные нарушения направлены и действия граждан США, обладающих определенными властными полномочиями высочайшего уровня, а именно:

  • наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению,
  • в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению,
  • вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации ().

Таким образом, налицо государственная политика, направленная на умаление прав граждан России и, видимо, России как государства.

При этом выглядит странным, что не предусматривая мер общего характера, направленных на ограничение, скажем, экономических или политических отношений, Закон в качестве одной из основных мер противодействия антироссийской политике США предусматривает запрещение передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки ().

В ответ на критику данного положения организациями, имеющими отношение к защите прав детей, лишенных родительского попечения, выражалась уверенность в том, что детей, которых потенциально могли усыновить граждане США, быстро усыновят россияне. Однако, как отмечает главный врач дома ребенка № 13 г. Москвы Наталья Никифорова , несмотря на все усилия правительства и законодателей, российских усыновителей не стало больше, а количество иностранных усыновителей упало в несколько раз. "Так, за девять месяцев этого года на международное усыновление из нашего учреждения ушло всего четыре ребенка. При этом годом раньше таких детей было 12, а еще раньше – 25 ", – подводит итоги Никифорова. Она и другие эксперты отмечают, что зачастую иностранцы усыновляли детей с "серьезными проблемами в развитии – это синдром Дауна, буллезный эпидермолиз, детский церебральный паралич и т.п. " Российские усыновители таких детей не выбирают.

Помимо того, что закон "Димы Яковлева" обрек на проживание в детдомах неисчислимое число детей-сирот по всей стране, он, в том числе, лишил надежды на семью и несколько сотен сирот, которые уже были знакомы со своими будущими усыновителями-гражданами США. У многих из них дела уже рассматривались судом, однако решения об усыновлении на момент вступления в действия еще вынесены не были.

Данное решение, очевидно, выходит за рамки действующего права и демонстрирует истинные намерения властей – в принципе отказаться от международного усыновления.

Впервые вопрос международного усыновления как угрозы интересов России был поставлен в 2004 году, когда стало отмечаться, что "за последние 10 лет из России вывезено более 45 тысяч детей. Причем только в 2003 году за рубеж вывезено почти 7,5 тыс. детей". Именно в 2003 году впервые случаи усыновления иностранными гражданами детей, являющихся гражданами России (7852 ребенка) превысили случаи их усыновления российскими гражданами (7331 ребенок) . Это было расценено на нарушение принципа приоритета усыновления российскими гражданами.

В настоящее время количество детей, усыновленных иностранными гражданами по прежнему остается высоким – в 2012 году иностранцами были усыновлены 3069 российских сирот . Большая часть – 27% – отправились в Италию, 24% – в США (тогда усыновление в эту страну было еще разрешено), 20% – в Испанию, 10% – во Францию. Учитывая вектор развития России, и ее возвращение к традиционным ценностям, запрет на усыновление детей этими странами выглядит логичным и отвечающим интересам страны. Но не детей.

Использованы данные ИА "Росбалт", Business FM, Slon.ru, kp.ru, lenta.ru.

____________________________

Такое название Закону предложил дать Вячеслав Никонов (первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам и член фракции "Единая Россия") – в память умершего 8 июля 2008 в США из-за халатности своих приемных родителей российского сироты Димы Яковлева. В различных источниках этот Закон также называют "детским", "антидетским", "антисиротским законом", "законом Царя Ирода", "законом подлецов", а также "людоедским законом".
Закон, подписанный 14 декабря 2012 Президентом США Бараком Обамой, вводит санкции в отношении любых российских граждан, предположительно причастных к смерти Сергея Магнитского: визовые ограничения на въезд в США и санкции в отношении их финансовых активов в банках. Назван по имени умершего в тюрьме Сергея Магнитского, в смерти которого обвиняются эти лица.
Новые правила международного усыновления были разосланы председателям областных судов письмом Верховного Суда 29 августа 2013 года. Это внутренний документ, он не находится в публичном доступе. Зато на него ссылался уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов , когда говорил, что международное усыновление в России будет фактически остановлено – на основании того, что для продолжения процедур требуется наличие двустороннего договора об усыновлении с Россией. "Он у нас сегодня есть с Италией и Францией. То есть всего две страны ".
Абзац введен Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ " ".
Материалы МВД России к круглому столу на тему "Законодательство об усыновлении: практика и пути его совершенствования".