Тема: Правовая помощь по гражданским и семейным делам. Международная правовая помощь Основы правовой помощи по гражданским делам


1.3. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Григорьева Ольга Геннадьевна, к.ю.н., доцент кафедры правового обеспечения управленческой деятельности Международного института управления МГИМО(у)

Место работы: Международный институт управления МГИМО(у)

[email protected]

Аннотация: В статье показан исторический процесс

формирования понятия «международная правовая помощь по гражданским делам» в советском праве. В этой связи проанализировано содержание международных договоров Советского Союза, заключенных в предвоенные годы, сразу после Великой Отечественной Войны, в шестидесятые годы прошлого века, связанных с регулированием такой правовой помощи. Исследовано советское гражданское процессуальное, гражданское и семейное законодательство о правовой помощи по гражданским делам.

Ключевые слова: международная правовая помощь по гражданским делам; гражданское процессуальное законодательство; Советский Союз; международное судебное поручение.

THE CONCEPT OF INTERNATIONAL LEGAL ASSISTANCE IN CIVIL CASES IN THE LEGAL SCIENCE OF THE SOVIET STATE

Grigorieva Olga, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of Legal Support of management International Water Management Institute Moscow State Institute of International Relations

Place of employment: Moscow State Institute of International Relations

[email protected]

Annotation: The article focuses on the formation of the concept of "international legal assistance in civil cases" in Soviet law. Analysis of the content of international treaties of the Soviet Union, made in the prewar years, immediately after World War II, in the sixties of the last century. Examines Soviet civil procedure, civil and family law on legal assistance in civil matters.

Keywords: the international legal aid on civil cases; the civil remedial legislation; Soviet Union; the international court order.

Международная правовая помощь - необходимое условие осуществления правосудия по гражданским делам, если в деле участвует «иностранный элемент», который может проявляться в различных аспектах (например, необходимость проведения процессуальных действий в другом государстве, исполнения решения иностранного суда, в деле участвуют иностранные истец или ответчик, требуется вызвать в суд участников процесса из другого государства и т.п.). Соответственно, уровень реализации правовой помощи должен учитываться при определении критериев эффективности судопроизводства. По нашему мнению, надлежащее осуществление международной правовой помощи

напрямую влияет на возможность обеспечения судами прав лиц, участвующих в гражданских делах.

Помимо сферы гражданского судопроизводства, реализация международной правовой помощи необходима и для разрешения внесудебных правовых конфликтов. Как правило, это находящиеся в производстве нотариусов наследственные дела, осложненные иностранным элементом; а также вопросы, отнесенные к компетенции ЗАГСов.

Нормы, регулирующие отношения в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, - это традиционно нормы международного гражданского процесса.

В науке не существует общепринятого определения понятия «международный гражданский процесс». Кроме того, нет четкого круга вопросов, составляющих его предмет. Более того, нет однозначного ответа на вопрос

К какой отрасли права принадлежит данная подотрасль

(или институт?): гражданскому процессу или

международному частному праву?

Не ставя перед настоящей работой цели научной разработки данных проблем, отметим, что в числе бесспорных вопросов, отнесенных к области международного частного права, рассмотрение в рамках своей компетенции судом или разрешение нотариусом, органом опеки и попечительства (или любым другим юрисдикционным органом) частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом.

Термин «международный» условен - по существу, речь идет не о международном, а о национальном праве, лишь частично унифицированном в международных договорах. При этом каждое государство создает собственное регулирование соответствующих отношений. В принципе оно не обязано учитывать нормы иностранного права. Вместе с тем задачи развития международного сотрудничества с целью облегчения и упрощения правовых связей требуют уважения к иностранной юрисдикции и иностранному судопроизводству, оказания иностранным

юрисдикционным органам правовой помощи и признания

В тех или иных пределах - иностранных судебных актов.

Формирование понятия «международная правовая помощь по гражданским делам» в советском праве происходило поступательным путем, его развитие зависело от многих объективных (задач, стоящих перед международным сообществом, отношения к проблеме защиты прав и свобод человека, и др.) и субъективных (состояние международных отношений СССР на конкретном историческом этапе, и др.) факторов.

В результате Октябрьской социалистической революции 1917 г. на месте Российской Империи появилось новое государство - Советская Россия с принципиально новыми государственным строем, политическими и международно-правовыми идеями. Изменили политическую карту мира и оказали существенное влияние на развитие международных отношений Первая мировая война и заключенный по ее окончании в 1919 г. Версальский мирный договор. На данном этапе вопросы межгосударственного правового сотрудничества перед Советской Россией не ставились, поскольку первоочередные внешнеполитические задачи были направлены на свершение мировой революции, объединение пролетариата всех стран на основе отмены эксплуатации и частной собственности. Отрицание

частноправовых начал в правоотношениях исключало необходимость правовой защиты имущественных прав советских граждан и организаций.

Анализ объективных государственно-правовых и экономических процессов, имевших место в СССР в 20-х гг. прошлого века, позволяет утверждать, что на данном историческом этапе в советском государстве сложилась прогрессивная международно-правововая концепция, закрепившая стремление к правовому сотрудничеству по гражданским делам с другими государствами на основе двусторонних соглашений, а также принципа взаимности в отсутствие таких соглашений.

Образование в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик обусловило разделение компетенций между Союзом и союзными республиками, в том числе и в сферах внешних сношений, международного и внутригосударственного отраслевого правотворчества.

В 20-е годы сформировалось советское отраслевое законодательство, в том числе гражданское процессуальное, гражданское, семейное, в котором отразились основные тенденции возрожденных НЭПом частноэкономических отношений. Так, Гражданские процессуальные кодексы советских республик (в том числе ГПК РСФСР 1923 г.) закрепили первые формы международной правовой помощи по гражданским делам, а гражданские и брачно-семейные кодексы -регулирование имущественных, наследственных, алиментных отношений, вопросы заключения и расторжения брака, в том числе с участием иностранного элемента.

Вместе с тем говорить о теретической разработке международной правовой помощи по гражданским делам как самостоятельного правового института на данном историческом этапе не приходится.

С 1929 г. и вплоть до 1941 г. происходит дальнейшее развитие международной правовой помощи по гражданским делам в рамках советского гражданского процессуального права, обусловленное активизацией международно-правовой политики СССР.

Так, отголоски первой волны эмиграции и НЭПа, а также необходимость привлечения иностранных специалистов для подъема промышленности страны породили массу правовых конфликтов в наследственных, брачных, алиментных правоотношениях, которые в виду наличия в них иностранного элемента не могли быть решены исключительно в рамках советской юрисдикции. В этой связи реализация международной правовой помощи по гражданским делам была объективной необходимостью.

Другим обстоятельством, в немалой степени способствовавшим развитию института международной правовой помощи по гражданским делам в этот период, стало стремление СССР закрепить отношения союзничества с другими государствами перед лицом фашистской угрозы. В середине 30-х гг. прошлого века СССР совершил обмен нотами с рядом государств о вручении судебных и внесудебных документов и передаче и исполнении поручений иностранных судов. Данные международные соглашения СССР оперируют такими терминами, как «сношения по вопросам гражданского процесса», «передача судебных и нотариальных документов», «выполнение судебных поручений» и др. При этом обозначаются сами формы международной правовой помощи по гражданским делам, обобщающие их понятия не формулируются.

Победа СССР в Великой Отечественной Войне кардинальным образом изменила вектор развития международных отношений в целом и института международной правовой помощи по гражданским делам в частности. С 1945 г. под эгидой ООН на базе основополагающих принципов международного права, в совокупности с активной позицией СССР на международной арене формируется новый мировой порядок.

В послевоенные годы вопросы защиты наследственных и брачно-семейных прав приобрели особую актуальность. Причинами тому стали процессы невозвращения тысяч военнопленных и лиц, насильно вывезенных на работу в Германию («вторая волна эмиграции»), нахождение на территории СССР пленных солдат и офицеров, а также экономическая и культурная интеграция со странами народной демократии.

Международная правовая помощь по гражданским делам в послевоенные годы заняла одно из ведущих мест в системе внешней политики СССР.

Со второй половины 1945 г. отдельные формы международной правовой помощи по гражданским делам, разработанные еще в довоенный период, включаются в международные договоры СССР о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве, торговле и мореплавании, мирные договоры. Само понятие «международная правовая помощь по гражданским делам» в международных документах и советском гражданском процессуальном законодательстве еще не используется.

ХХ съезд КПСС изменил вектор развития многих сфер жизни советского общества, в том числе и международной правовой политики СССР. Именно с этого времени складывается международно-правовая доктрина государства в соответствие с установленными мировым сообществом стандартами, закрепление которой происходило в двусторонних международных договорах СССР о правовой помощи и правовом сотрудничестве и отраслевом советском законодательстве.

Двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам Советский Союз начинает заключать с 1957 г. практически со всеми социалистическими и отдельными буржуазными государствами. Тем самым термин «международная правовая помощь по гражданским делам» вошел в международный оборот.

Правовые реформы середины 60-х гг. прошлого века отразили международные обязательства СССР в отраслевом законодательстве. При этом термин «международная правовая помощь по гражданским делам» был воспринят и гражданским процессуальным законодательством.

С принятием Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, Союзных и Автономных республик, Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, а также соответствующих кодексов международная правовая помощь по гражданским делам на внутригосударственном уровне приобрела черты комплексного межотраслевого правового института, к нему стали применяться принципы международного права и соответствующих отраслей советского права.

Как представляется, международная правовая помощь по гражданским делам - есть совокупность действий, совершаемых компетентными национальными органами

и должностными лицами одного государства, по оказанию содействия как в осуществлении правосудия по гражданским делам, так и совершении внесудебных юридически значимых действий, соответствующим органам и должностным лицам другого государства, регламентированных комплексом международных и внутригосударственных юридических норм.

На внутригосударственном уровне международная правовая помощь по гражданским делам представляет собой комплексный межотраслевой институт, к нему должны применяться принципы соответствующих отраслей национального права (гражданского процессуального, арбитражного процессуального, гражданского, семейного, наследственного). В силу того, что международная правовая помощь выходит за внутригосударственные рамки, то к ней должны применяться принципы международного права.

Сложная правовая структура международной правовой помощи по гражданским делам сложилась исторически. В состав международной правовой помощи входит несколько групп правоотношений.

Первую группу составляют межгосударственные отношения, которые проявляются в следующем:

1. Государство вступает в отношения с международной организацией по поводу присоединения к принятой ею многосторонней конвенции, касающейся оказания международной правовой помощи.

Так, в 1966 г. Советский Союз Нотой Министра иностранных дел СССР ратифицировал Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 г.: «Господин Министр Иностранных Дел, Имею честь уведомить Вас о том, что Правительство Союза Советских Социалистических Республик приняло решение о присоединении Советского Союза к Конвенции по вопросам гражданского процесса, подписанной в Гааге 1 марта 1954 года...».

2. Государство вступает в отношения с другим государством по поводу заключения международного договора, регламентирующего порядок осуществления международной правовой помощи по гражданским делам, либо вообще возможности ее осуществления при отсутствии соответствующего договора.

Так, анализ документов советского периода Архива Внешней политики МИД России свидетельствует о том, что вплоть до окончания Второй Мировой Войны Советский Союз в каждом конкретном случае необходимого оказания международной правовой помощи по гражданским делам вступал в сношения с центральным органом иностранных дел соответствующего государства путем дипломатической переписки. Начиная со второй половины 40-х гг. прошлого века СССР стремился к заключению с другими государствами договоров о взаимной помощи и сотрудничестве, которые стали основной для взаимного оказания правовой помощи по гражданским делам.

3. Уполномоченный орган одного государства сносится с уполномоченным органом другого с целью приема и передачи результатов международной правовой помощи (процессуальных документов, правовой информации, внесудебных документов, и т.п. в зависимости от формы международной правовой помощи).

Вторая группа правоотношений носит внутригосударственный характер. Она включает в себя:

1. Отношения государственного органа-инициатора международной правовой помощи по гражданским делам (как правило - учреждений юстиции) запрашиваемого

государства с национальными государственными органами, например, с вышестоящим органом, с иными государственными органами (правоотношение носит административный характер).

Так, в Советском Союзе любой инициирующий международную правовую помощь по гражданским делам орган обязан был направить международное поручение в НКИД (МИД) соответствующей союзной республики.

2. Учреждение, исполняющее поручение, вступает в отношения с субъектом, в отношении которого выполняются действия в порядке оказания международной правовой помощи по гражданским делам (правоотношение носит процессуальный характер).

Представляется, что международную правовую помощь по гражданским делам можно классифицировать по ряду оснований:

Во-первых, в зависимости от наличия или отсутствия правового основания для оказания международной правовой помощи по гражданским делам. По этому основанию можно выделить два случая оказания правовой помощи - в рамках заключенного между государствами соответствующего договора, либо в отсутствие международного много- или двустороннего договора, когда государства не связаны взаимными договорными обязательствами. Так, к концу 20-х гг. прошлого века Советский Союз на волне активизации дипломатических отношений заключил порядка сорока международных договоров, регулировавшие различные аспекты взаимоотношений государств, которые и стали основой межгосударственного правового

сотрудничества. В 30-е гг. СССР заключает двусторонние международные соглашения, посвященные собственно вопросам международной правовой помощи по гражданским делам. Вместе с тем, на протяжении всего советского периода развития института международной правовой помощи по гражданским делам в отсутствие соответствующего международного договора официальные контакты между государствами были крайне затруднены. Международные поручения направлялись только по дипломатическим каналам, договоренность об их исполнении достигалась индивидуально по каждому такому поручению на основе принципов международного права.

Во-вторых, в зависимости от порядка (или процедуры) сношения государств по вопросам оказания международной правовой помощи по гражданским делам. Вне зависимости от наличия правового основания международная правовая помощь по гражданским делам в Советском Союзе оказывалась следующими путями: дипломатическим (являвшимся практически единственно возможным вплоть до 1957 г.), через центральные компетентные органы со странами социализма (Министерство юстиции СССР - с 1957 г.), путем непосредственного обращения суда одного государства к суду другого государства (на более позднем этапе развития изучаемого правового института, ближе к моменту распада Советского Союза и образованию Российской Федерации).

Международная правовая помощь по гражданским делам по своему содержанию достаточно разнородна. Деление на классификационные группы обусловлено многими факторами. Наличие отраслевых видов судопроизводства позволяет говорить о международной правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным, арбитражным делам. Различные задачи

международного сотрудничества в деятельности советских органов судебной власти, органов ЗАГС и нотариата объясняют существование отдельных субинститутов в рамках международной правовой помощи по гражданским делам.

Международная правовая помощь по гражданским делам осуществляется в определенных формах, к которым можно отнести все те судебные и внесудебные действия, по поводу совершения которых вступают в сношения компетентные органы государств:

1) выполнение поручений о совершении отдельных процессуальных действий (опрос сторон, третьих лиц, свидетелей, производство экспертизы, вручение документов, исследование и передача доказательств);

2) вызов участников процесса (истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, иных) в иностранное государство;

3) предоставление информации о законодательстве и правоприменительной практике, а также иной правовой информации (установление адресов и иных данных);

4) признание и исполнение судебных решений по

гражданским и семейным делам, исполнительных

надписей;

5) производство внесудебных юридически значимых действий.

Формам международной правовой помощи по

гражданским делам свойственна однородность фактического содержания, которая выражается в

действиях компетентных органов по оказанию

содействия судам и другим учреждениям юстиции запрашивающего государства в связи с рассмотрением гражданских дел.

Формы международной правовой помощи по

гражданским делам предназначены для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений, складывающейся в сфере содействия осуществлению правосудия другого государства.

Следует также отметить, что формы международной правовой помощи по гражданским делам являются по своей юридической природе сложными, комплексными. Международная правовая помощь входит в состав различных отраслей внутригосударственного права (например, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального), а также в состав различных правовых систем -международной и внутригосударственной.

Объединяющим элементом форм международной правовой помощи является объект правоотношений.

Можно утверждать, что во внутригосударственной сфере международная правовая помощь проявляет себя как комплексный институт, «проникающий» практически во все процессуальные отрасли права (уголовнопроцессуальную, гражданскую процессуальную, арбитражную процессуальную), так и некоторые непроцессуальные отрасли (нотариат, регистрация актов гражданского состояния).

Список литературы:

1. Обмен нотами об исполнении судебных поручений по гражданским делам на условиях взаимности между СССР и Францией (Москва, 1930 г.) // Официально опубликован не был.

2. Обмен нотами о порядке исполнения судебных поручений между СССР и Соединенными Штатами Америки (Москва, 1935 г.) // Собрание законов и распоряжений РабочеКрестьянского Правительства СССР. Отдел второй. - 1936. -№ 4. - Ст. 44.

3. Соглашение между СССР и Францией о передаче судебных и нотариальных документов и выполнении судебных поручений по гражданским и торговым делам (Москва, 1938 г.)// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IXМ., 1938.

4. Договор о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве между СССР и Румынией (Москва, 1947 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIII.-М.: Международные отношения. 1956.

5. Договор о торговле и мореплавании между СССР и

Румынией (Москва, 1947 г.) // Сборник действующих

договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIII.- М.: Международные отношения. 1956.

6. Договор о торговле и мореплавании между СССР и народной Республикой Болгарии (Москва, 1947 г.)// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIII.-М.: Международные отношения. 1956.

7. Гражданский процессуальный кодекс Р.С.Ф.С.Р.: утв. Постановлением ВЦИК РСФСР от 10 июля 1923 года // Собр. Узак. РСФСР. - 1923. - N 46 - 47. - Ст. 478.

8. Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, Союзных и Автономных республик: Закон СССР от 25 декабря 1958 года // Ведомости Вс СССР. - 1958. - N 1. - Ст. 12.

9. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик: утв. Законом СССР от 8 декабря 1961 года// Ведомости ВС СССР. - 1961. - N 50. - Ст. 526.

10. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье от 27 июня 1968 года// Свод законов СССР. - Т. 2. - 1990.

1. The exchange of notes on the execution of court orders in civil cases on the basis of reciprocity between France and the USSR (Moscow, 1930).

2. Exchange of notes on the order of execution of court orders between the USSR and the United States of America (Moscow, 1935).

3. The agreement between the USSR and France on the transfer of judicial and notarial documents and execution of court orders in civil and commercial matters (Moscow, 1938).

4. The Treaty of Friendship, Cooperation and Mutual Assistance between the USSR and Romania, (Moscow, 1947).

5. Treaty of Commerce and Navigation between the USSR and Romania, (Moscow, 1947).

6. Treaty of Commerce and Navigation between the USSR and the People"s Republic of Bulgaria (Moscow, 1947).

7. RSFSR Code of Civil Procedure: approved. Resolution of the Central Executive Committee of the RSFSR of July 10, 1923.

8. Approves the legal framework of the judicial system of the USSR, Union and autonomous republics of the USSR Law on December 25, 1958.

9. Fundamentals of Civil Legislation of the USSR and the Union republics ratified. Law of the USSR on December 8, 1961.

10. Fundamentals of Legislation of the USSR and the Union Republics on Marriage and Family June 27, 1968.

Под гражданскими делами в российской правовой доктрине понимаются правовые вопросы, связанные с семейным, гражданским, трудовым и земельным правом. По сути, это вопросы, не попадающие в сферу конституционного, уголовного и административного права.

В международном праве есть множество нормативных документов, которые регулируют оказание международной помощи по гражданским вопросам. Это акты международных организаций, двухсторонние договоры между государствами и правительствами. Международная правовая помощь по гражданским делам регламентируется и внутренним российским законодательством.

Со многими государствами Россия подписала двухсторонние договоры о правовой помощи по семейным, трудовым и гражданским вопросам. В список стран входят США, Кыргызстан, Куба, Болгария, Аргентина, Греция, Вьетнам, Литва и другие страны. Отсутствие договора со страной не мешает отправить запрос на оказание помощи. Принципы международной вежливости предполагают оказание такой помощи как акт доброй воли.

Также подписано множество конвенций, например, "Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) (с изм. от 28.03.1997).

Подсудность в международном гражданском праве

Гражданские споры часто разрешаются судебным путём, и в случае с иностранным контрагентом не всегда понятно, в какой суд нужно обращаться. Общие правила таковы:

  • иск к физическому лицу подаётся в суд той страны, где это лицо проживает (независимо от гражданства);
  • иск к юридическому лицу подаётся в суд той страны, где находится главный орган управления юридического лица, филиал или представительство;
  • иск на недвижимость подаётся в суд той страны, где находится недвижимость;
  • иск по вопросу сделки подаётся в той стране, где эта сделка была заключена;
  • иск к супругу подаётся в той стране, где супружеская пара проживает (независимо от гражданства супруга);
  • иск об отцовстве, материнстве, опеке подаётся в той стране, гражданином которой является несовершеннолетний.

По некоторым вопросам судам требуется согласие тех государств, гражданами которых являются заявители или истцы.

Легализация иностранных документов

Одним из наиболее востребованных видов помощи является легализация иностранных документов. Это может потребоваться при поездке в иностранное государство, трудоустройстве в международной компании, заключении брака с иностранцем и во многих других случаях.

Наиболее простой и быстрый способ легализации документов – проставление апостиля. Это специальный штамп с отметкой о государстве, о лице, подписавшем документ, об учреждении, выдавшем документ, а также о месте и дате апостилирования. Такой способ легализации документа подходит для тех государств, которые подписали Гаагскую конвенцию 1961 года.

Легализовать документ можно также в консульстве или посольстве. Консульская легализация проходит в несколько этапов:

  • перевод документа;
  • нотариальное удостоверение документа и его перевода;
  • удостоверение подписи нотариуса Министерства юстиции РФ;
  • удостоверение печати Министерства юстиции РФ в Консульском департаменте Министерства внутренних дел РФ;
  • удостоверение документа в консульстве государства назначении.

Легализовать документ в консульстве или апостилированием Вам поможет юридическая Компания «Правовое решение». Мы выполним нотариальный перевод документа, а также проведём процедуру легализации от начала до конца. Минимальный срок проставления апостиля – 1 день, консульской легализации – 5 дней.

Наши юристы окажут международную помощь по любым гражданским делам. С нами Вы быстро решите семейные, трудовые, земельные вопросы на международном уровне. Мы подготовим документы для иностранного или международного суда, обеспечим профессиональную защиту интересов через международные организации.

  • § 2. Законодательство Республики Беларусь по международному частному праву
  • § 3. Закон о международном частном праве: излишество или необходимость?
  • § 5. Судебные прецеденты и судебная практика
  • § 6. Обычаи в международном частном праве
  • Ключевые понятия в международном частном праве
  • § 1. Коллизионные нормы
  • § 2. Коллизионный и материально-правовой методы
  • § 3. Универсальные коллизионные нормы
  • § 4. Квалификация юридических понятий, применяемых в международном частном праве
  • § 5. Обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны
  • § 6. Оговорка о публичном порядке
  • § 7. Императивные нормы
  • § 8. Взаимность и реторсии
  • § 9. Обход закона в международном частном праве
  • Гражданско-правовое положение физических лиц
  • § 1. Общие вопросы правового положения иностранцев
  • § 2. Порядок выезда граждан Республики Беларусь за рубеж
  • § 3. Правовое положение белорусских граждан за рубежом
  • § 4. Порядок въезда иностранных граждан в Республику Беларусь
  • § 5. Гражданско-правовое положение иностранцев в Республике Беларусь
  • Правовое положение юридических лиц в международном частном праве
  • § 1. Общие понятия, применяемые в отношении юридических лиц
  • § 3. Содержание личного закона юридического лица
  • § 4. Иностранные юридические лица в Республике Беларусь
  • § 5. Правовое положение белорусских юридических лиц за рубежом
  • Государство и международные организации как участники гражданско-правовых отношений
  • § 1. Государство как субъект гражданско-правовых отношений
  • § 2. Понятие иммунитета государства и его виды
  • § 3. Теория функционального иммунитета государства
  • § 4. Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности
  • § 5. Вопросы иммунитета государства в законодательстве Республики Беларусь
  • § 6. Судебные прецеденты, связанные с иммунитетом государства
  • § 7. Международные организации как субъекты международного частного права
  • Особенная часть
  • Право собственности и другие вещные права
  • § 1. Содержание права собственности и вещных прав
  • § 2. Коллизионное законодательство Республики Беларусь о праве собственности и иных вещных правах
  • § 3. Право собственности и иные вещные права иностранных юридических и физических лиц в Республике Беларусь
  • § 4. Законодательство Республики Беларусь об иностранных инвестициях
  • § 5. Международные договоры об иностранных инвестициях
  • § 6. Проблема национализации собственности в международном частном праве
  • Договорные обязательства в международном частном праве
  • § 1. Общие вопросы договорных обязательств в международном частном праве
  • § 2. Понятие и виды внешнеэкономической сделки
  • § 3. Форма и порядок заключения договора в международном частном праве
  • § 4. Конвенция оон о договоре международной купли-продажи товаров 1980 г.
  • § 5. Исковая давность в договорных обязательствах
  • § 6. Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров
  • § 7. Принцип автономии воли сторон (lex voluntatis) в договоре
  • § 8. Регулирование договорных отношений при отсутствии выбора права
  • § 9. Негосударственное регулирование договорных обязательств
  • § 10. Договор международного финансового лизинга
  • § 11. Применение международных торговых терминов в договорах купли-продажи товаров
  • Международные расчетные и кредитные отношения
  • § 1. Международные расчеты в системе мирового торгового оборота
  • § 2. Формы международных расчетов
  • § 3. Вексель и чек в международных расчетах
  • § 4. Валютные ценности и валютные операции в Республике Беларусь
  • § 5. Страхование валютных рисков. «Валютная привязка» в долговых обязательствах
  • Международные перевозки пассажиров, грузов и багажа
  • § 1. Общие вопросы международных перевозок
  • § 2. Международные автомобильные перевозки
  • § 3. Международные железнодорожные перевозки
  • § 4. Международные воздушные перевозки
  • § 5. Международные морские перевозки
  • Обязательства вследствие причинения вреда
  • § 2. Деликтные обязательства в законодательстве Республики Беларусь
  • § 3. Регулирование деликтных обязательств в международных договорах с участием Республики Беларусь
  • § 4. Ответственность за ущерб, причиненный товарами
  • § 5. Другие внедоговорные обязательства
  • Исключительные права на результаты
  • § 2. Международное законодательство об авторском праве
  • § 3. Международное законодательство о смежных правах
  • § 4. Охрана авторских прав иностранцев в Республике Беларусь и белорусских граждан за рубежом
  • § 5. Охрана авторских и смежных прав в сети Интернет
  • § 6. Международные конвенции, охраняющие промышленную собственность
  • § 7. Получение патентов иностранцами в Республике Беларусь и патентование белорусскими гражданами в зарубежных странах
  • § 8. Охрана прав на товарный знак, знак обслуживания и географическое указание места происхождения товаров
  • § 9. Международные соглашения по охране прав на товарные знаки и знаки обслуживания
  • § 10. Юридическая практика защиты прав на товарный знак в Республике Беларусь
  • § 11. Охрана прав на товарный знак в сети Интернет
  • § 12. Передача исключительных прав в международном частном праве и законодательстве Республики Беларусь
  • Наследственные правоотношения в международном частном праве
  • § 1. Общие положения о наследовании
  • § 2. Коллизионное регулирование наследственных отношений международного характера
  • § 3. Универсальные международные конвенции по регулированию наследственных отношений
  • § 4. Региональные и двусторонние соглашения в сфере наследственных правоотношений
  • § 5. Регулирование наследственных отношений с иностранным элементом в законодательстве Республики Беларусь
  • § 6. Наследственные права белорусских граждан за рубежом
  • Брачно-семейные отношения в международном частном праве
  • § 1. Общие положения
  • § 2. Правовое регулирование заключения смешанных браков
  • § 3. Супружеские правоотношения в смешанных браках
  • § 4. Регулирование правоотношений между родителями и детьми по нормам международного частного права
  • § 5. Международные конвенции, регулирующие взыскание алиментов за границей
  • § 6. Международное усыновление и международная опека и попечительство
  • § 7. Расторжение смешанных браков
  • Трудовые отношения
  • § 1. Общие положения регулирования трудовых отношений
  • § 2. Коллизионные нормы в трудовых отношениях
  • § 3. Международно-правовое регулирование труда мигрантов
  • § 4. Правовое регулирование труда иностранцев в Республике Беларусь
  • § 5. Правовое регулирование труда белорусских граждан за рубежом
  • § 6. Социальное обеспечение работников в связи с трудом за рубежом
  • Международный гражданский процесс
  • § 1. Предмет международного гражданского процесса
  • § 2. Общие подходы в определении международной подсудности
  • § 3. Определение подсудности дел с наличием иностранного элемента в законодательстве Республики Беларусь
  • § 4. Процессуальное положение иностранных физических и юридических лиц
  • § 5. Установление содержания норм иностранного права
  • § 6. Правовая помощь в международном гражданском процессе
  • § 7. Исполнение решений иностранных судов по гражданским делам
  • § 8. Исполнение решений иностранных судов по хозяйственным делам
  • § 9. Нотариальные действия и легализация документов
  • Международный арбитраж
  • § 1. Понятие международного арбитража и его виды
  • § 2. Арбитражное соглашение
  • § 3. Арбитражное рассмотрение споров в Республике Беларусь
  • § 4. Вынесение решения международным арбитражным судом и его обжалование
  • § 5. Исполнение решений международных арбитражных судов
  • Международное частное право
  • 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33. В.А. Барышев
  • Витебск 2009
  • § 6. Правовая помощь в международном гражданском процессе

    1. В международном гражданском процессе под правовой помощью понимается взаимное выполнение поручений учреждениями юстиции государств. Необходимость правовой помощи обусловлена тем обстоятельством, что суды и другие органы государств имеют компетенцию только на территории собственных государств, но судопроизводство, в котором участвуют иностранные физические и юридические лица, зачастую требует производства определенных судебных действий, как то: вручение повесток, получение доказательств, допрос свидетеля и т.д. на территории другого государства. Провести такие действия можно только прибегнув к помощи учреждений юстиции иностранного государства.

    Как отмечал М.И. Брун: «Обычай давать друг другу поручения (commissionsrogatoires) освещен веками; при этом соблюдается правило, что когда к туземному суду обращаются с просьбой исполнить какое-либо поручение, ему нечего проверять компетенцию суда-просителя, а нужно только сообразоваться с собственной компетенцией и с тем, не противоречит ли поручение добрым нравам или общественному порядку страны». 1

    2. При обращении с поручением к иностранному суду одним из важнейших вопросов является способ передачи поручения. В мировой практике сложились следующие основные способы обращения с поручением:

      обращение в дипломатическом порядке, где действует схема: министерство юстиции – министерство иностранных дел – консульские отделы посольств в иностранных государствах;

      обращение через центральные органы юстиции по схеме: министерство юстиции государства «А» – министерство юстиции государства «Б»;

      назначение специального представителя в иностранном государстве для выполнения поручения (применяется в англо-американской судебной системе);

      непосредственное сношение между судебными учреждениями при передаче судебных поручений.

    Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. установила порядок передачи судебных поручений консулом запрашивающего государства властям запрашиваемого государства. Эти власти направляют консулу документ, удостоверяющий исполнение судебного поручения или объясняющий причины, по которым исполнение не могло состояться (ч. 1 ст. 9).

    В ч. 2 ст. 9 указано, что каждое Договаривающееся государство может заявить, уведомив другие Договаривающееся государства, что оно желает, чтобы судебные поручения, подлежащие исполнению на его территории, передавались ему дипломатическим путем. В таком случае судебные поручения будут передаваться для исполнения соответствующими учреждениями через министерство иностранных дел государства.

    Присоединяясь к Гаагской конвенции 1954 г., СССР в ноте от 17 сентября 1966 г. заявил, что судебные документы иностранных органов власти, предназначенные для вручения лицам, проживающим на территории СССР, должны передаваться для исполнения соответствующим советским учреждениям в дипломатическом порядке через МИД СССР. Поскольку Республика Беларусь присоединилась к Гаагской конвенции 1954 г. в порядке ее правопреемства, как договора, действовавшего в отношении бывшего СССР, то в отношении Республики Беларусь также действует дипломатический путь передачи поручений, которые должны исполняться на территории нашего государства.

    Иначе регулируется вопрос о передаче поручений в Гаагской конвенции о международном доступе к правосудию от 25 октября 1980 г. Согласно указанной Конвенции, каждое Договаривающееся государство должно назначить центральные органы для получения и передачи просьб о правовой помощи, направленных на основании Конвенции, и принятия по ним мер и выполнения необходимых действий. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 октября 1997 г. № 553, оформившим присоединение Республики Беларусь к Конвенции о международном доступе к правосудию 1980 г., Министерство юстиции определено в качестве центрального органа для получения просьб о правовой помощи, а также органом для передачи просьб в центральные органы других государств.

    Просьбы о правовой помощи, составленные в соответствии с формуляром, приложенным к Конвенции, подлежат передаче без вмешательства других властей (ч. 2 ст. 4). В тоже время в ч. 3 ст. 4 Конвенции говорится: «Ничто в данной статье не препятствует тому, чтобы поручения передавались по дипломатическим каналам».

    В Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. суды и иные органы государств-участников СНГ обязуются оказывать взаимную правовую помощь, которая включает: вручение, пересылку документов и выполнение процессуальных действий, в частности: проведение экспертизы, заслушивание сторон, свидетелей, экспертов и других лиц.

    При оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы государств-участников СНГ сносятся друг с другом непосредственно. При исполнении поручений компетентные суды и иные органы, у которых испрашивается помощь, применяют законодательство своего государства. При выполнении поручений документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке.

    3. Наиболее детально вопросы оказания правовой помощи урегулированы в Минской конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции 2002 г.

    Договаривающиеся Стороны сносятся друг с другом через свои центральные территориальные или другие органы, если Конвенциями не установлен иной порядок сношений.

    Объем правовой помощи в отношении гражданских дел включает: пересылку и вручение адресату документов, производство осмотров, проведение экспертиз, допрос сторон, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей.

    При исполнении поручений об оказании правовой помощи учреждение юстиции запрашиваемой Договаривающейся Стороны применяет свое законодательство, но по просьбе учреждения юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны оно может применить процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающееся Стороны. При этом запрашивающая Договаривающаяся Стороны должна представить текст процессуального закона (п. 1 ст. 8 Конвенции).

    В Конвенциях установлен порядок вызова потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, свидетелей, экспертов и других лиц. Всем указанным лицам возмещаются расходы, связанные с проездом, а также пребыванием на территории вызвавшей Стороны и неполученная зарплата за дни отвлечения от работы; эксперты имеют также право на вознаграждение за проведение экспертиз.

    Выданные по установленной форме и скрепленные гербовой печатью документы на территории одной из Договаривающихся Сторон принимаются на территориях всех других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

    Пересылка документов о регистрации актов гражданского состояния осуществляется бесплатно непосредственно через органы регистрации актов гражданского состояния Договаривающихся Сторон с уведомлением граждан о пересылке документов. Договаривающиеся Стороны обязались также пересылать друг другу без перевода и бесплатно документы об образовании, трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных, имущественных или неимущественных прав и интересов граждан.

    4. В Республике Беларусь процедура исполнения поручений судов иностранных государств и обращение с поручениями в иностранные государства регулируются, помимо международных договоров, нормами ГПК и ХПК Республики Беларусь.

    В соответствии со ст. 560 ГПК суды Республики Беларусь исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручении повесток и других процессуальных документов, допросе сторон и свидетелей, проведении экспертизы, осмотре на месте и др.).

    Не могут быть исполнены поручения иностранных судов в случае, если:

      исполнение поручения противоречило бы суверенитету или угрожало бы безопасности Республики Беларусь;

      исполнение поручений не входит в компетенцию суда.

    Поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий исполняются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    В свою очередь суды Республики Беларусь, при наличии международного договора, могут обращаться к иностранным судам с поручениями о производстве отдельных процессуальных действий. Порядок сношения судов Республики Беларусь с иностранными судами определяется национальным законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

    5. В Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь поручения о совершении отдельных процессуальных действий регулирует ст. 204, где указано, что хозяйственный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном законодательными актами и (или) международными договорами Республики Беларусь, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о совершении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, проведение экспертизы, осмотр на месте и др.).

    Не подлежат исполнению поручения иностранного суда или компетентного органа иностранного государства, если:

      исполнение поручения противоречит публичному порядку Республики Беларусь;

      исполнение поручения не относится к компетенции хозяйственного суда Республики Беларусь;

      подлинность поручения как документа, на основании которого испрашивается совершение отдельных процессуальных действий, не установлена.

    Хозяйственный суд выносит определения об исполнении поручения или об отказе в его исполнении, которые направляются соответствующему иностранному суду или компетентному органу иностранного государства. Определения об исполнении поручения или об отказе в его исполнении могут быть обжалованы в установленном порядке.

    Хозяйственные суды Республики Беларусь могут в свою очередь обращаться в иностранные суды или компетентные органы иностранных государств с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий.

    1. В международном гражданском процессе под правовой помощью понимается взаимное выполнение поручений учреждениями юстиции государств. Необходимость правовой помощи обусловлена тем обстоятельством, что суды и другие органы государств имеют компетенцию только на территории собственных государств, но судопроизводство, в котором участвуют иностранные физические и юридические лица, зачастую требует производства определенных судебных действий, как то: вручение повесток, получение доказательств, допрос свидетеля и т.д. на территории другого государства. Провести такие действия можно только прибегнув к помощи учреждений юстиции иностранного государства.

    Как отмечал М.И. Брун: «Обычай давать друг другу поручения (commissions rogatoires) освещен веками; при этом соблюдается правило, что когда к туземному суду обращаются с просьбой исполнить какое-либо поручение, ему нечего проверять компетенцию суда-просителя, а нужно только сообразоваться с собственной компетенцией и с тем, не противоречит ли поручение добрым нравам или общественному порядку страны».

    2. При обращении с поручением к иностранному суду одним из важнейших вопросов является способ передачи поручения. В мировой практике сложились следующие основные способы обращения с поручением:

    1) обращение в дипломатическом порядке, где действует схема: министерство юстиции – министерство иностранных дел – консульские отделы посольств в иностранных государствах;

    2) обращение через центральные органы юстиции по схеме: министерство юстиции государства «А» – министерство юстиции государства «Б»;

    3) назначение специального представителя в иностранном государстве для выполнения поручения (применяется в англо-американской судебной системе);

    4) непосредственное сношение между судебными учреждениями при передаче судебных поручений.

    Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. установила порядок передачи судебных поручений консулом запрашивающего государства властям запрашиваемого государства. Эти власти направляют консулу документ, удостоверяющий исполнение судебного поручения или объясняющий причины, по которым исполнение не могло состояться (ч. 1 ст. 9).

    В ч. 2 ст. 9 Конвенции 1954 г. указано, что каждое Договаривающееся государство может заявить, уведомив другие Договаривающееся государства, что оно желает, чтобы судебные поручения, подлежащие исполнению на его территории, передавались ему дипломатическим путем. В таком случае судебные поручения будут передаваться для исполнения соответствующими учреждениями через министерство иностранных дел государства.

    Присоединяясь к Гаагской конвенции 1954 г., СССР в ноте от 17 сентября 1966 г. заявил, что судебные документы иностранных органов власти, предназначенные для вручения лицам, проживающим на территории СССР, должны передаваться для исполнения соответствующим советским учреждениям в дипломатическом порядке через МИД СССР. Поскольку Республика Беларусь присоединилась к Гаагской конвенции 1954 г. в порядке ее правопреемства, то в отношении Республики Беларусь также действует дипломатический путь передачи поручений, которые должны исполняться на территории нашего государства.



    Иначе регулируется вопрос о передаче поручений в Гаагской конвенции о международном доступе к правосудию от 25 октября 1980 г. Согласно указанной Конвенции, каждое Договаривающееся государство должно назначить центральные органы для получения и передачи просьб о правовой помощи, направленных на основании Конвенции, и принятия по ним мер и выполнения необходимых действий. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 октября 1997 г. № 553, оформившим присоединение Республики Беларусь к Конвенции о международном доступе к правосудию 1980 г., Министерство юстиции определено в качестве центрального органа для получения просьб о правовой помощи, а также органом для передачи просьб в центральные органы других государств.

    Просьбы о правовой помощи, составленные в соответствии с формуляром, приложенным к Конвенции, подлежат передаче без вмешательства других властей (ч. 2 ст. 4). В тоже время в ч. 3 ст. 4 Конвенции говорится: «Ничто в данной статье не препятствует тому, чтобы поручения передавались по дипломатическим каналам».

    В Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. суды и иные органы государств-участников СНГ обязуются оказывать взаимную правовую помощь, которая включает: вручение, пересылку документов и выполнение процессуальных действий, в частности: проведение экспертизы, заслушивание сторон, свидетелей, экспертов и других лиц.

    При оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы государств-участников СНГ сносятся друг с другом непосредственно. При исполнении поручений компетентные суды и иные органы, у которых испрашивается помощь, применяют законодательство своего государства. При выполнении поручений документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке.

    3. Наиболее детально вопросы оказания правовой помощи урегулированы в Минской конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции 2002 г.

    Договаривающиеся Стороны сносятся друг с другом через свои центральные территориальные или другие органы юстиции, если Конвенциями не установлен иной порядок сношений.

    Объем правовой помощи в отношении гражданских дел включает: пересылку и вручение адресату документов, производство осмотров, проведение экспертиз, допрос сторон, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей.

    При исполнении поручений об оказании правовой помощи учреждение юстиции запрашиваемой Договаривающейся Стороны применяет свое законодательство, но по просьбе учреждения юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны оно может применить процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающееся Стороны. При этом запрашивающая Договаривающаяся Стороны должна представить текст процессуального закона (п. 1 ст. 8 Конвенции).

    В Конвенциях установлен порядок вызова потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, свидетелей, экспертов и других лиц. Всем указанным лицам возмещаются расходы, связанные с проездом, а также пребыванием на территории вызвавшей Стороны и неполученная зарплата за дни отвлечения от работы; эксперты имеют также право на вознаграждение за проведение экспертиз.

    Выданные по установленной форме и скрепленные гербовой печатью документы на территории одной из Договаривающихся Сторон принимаются на территориях всех других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

    Пересылка документов о регистрации актов гражданского состояния осуществляется бесплатно непосредственно через органы регистрации актов гражданского состояния Договаривающихся Сторон с уведомлением граждан о пересылке документов. Договаривающиеся Стороны обязались также пересылать друг другу без перевода и бесплатно документы об образовании, трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных, имущественных или неимущественных прав и интересов граждан.

    4. В Республике Беларусь процедура исполнения поручений судов иностранных государств и обращение с поручениями в иностранные государства регулируются, помимо международных договоров, нормами ГПК и ХПК Республики Беларусь.

    В соответствии со ст. 560 ГПК суды Республики Беларусь исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручении повесток и других процессуальных документов, допросе сторон и свидетелей, проведении экспертизы, осмотре на месте и др.).

    Не могут быть исполнены поручения иностранных судов в случае, если:

    1) исполнение поручения противоречило бы суверенитету или угрожало бы безопасности Республики Беларусь;

    2) исполнение поручений не входит в компетенцию суда.

    Поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий исполняются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    В свою очередь суды Республики Беларусь, при наличии международного договора, могут обращаться к иностранным судам с поручениями о производстве отдельных процессуальных действий. Порядок сношения судов Республики Беларусь с иностранными судами определяется национальным законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

    5. В Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь поручения о совершении отдельных процессуальных действий регулирует ст. 204, где указано, что хозяйственный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном законодательными актами и (или) международными договорами Республики Беларусь, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о совершении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, проведение экспертизы, осмотр на месте и др.).

    Не подлежат исполнению поручения иностранного суда или компетентного органа иностранного государства, если:

    1) исполнение поручения противоречит публичному порядку Республики Беларусь;

    2) исполнение поручения не относится к компетенции хозяйственного суда Республики Беларусь;

    3) подлинность поручения как документа, на основании которого испрашивается совершение отдельных процессуальных действий, не установлена.

    Хозяйственный суд выносит определения об исполнении поручения или об отказе в его исполнении, которые направляются соответствующему иностранному суду или компетентному органу иностранного государства. Определения об исполнении поручения или об отказе в его исполнении могут быть обжалованы в установленном порядке.

    Хозяйственные суды Республики Беларусь могут в свою очередь обращаться в иностранные суды или компетентные органы иностранных государств с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий.


    При осуществлении гражданского судопроизводства по делам с участием иностранных физических или юридических лиц суд часто сталкивается с необходимостью получения доказательства за пределами своей юрисдикции, т. е. на территории иностранных государств. В силу принципа государственного суверенитета суд не может осуществлять процессуальные действия на территории иностранного государства, но без их проведения невозможно получить доказательства, необходимые для разрешения международного коммерческого спора по существу. Выходом из этой ситуации является правовая помощь, с просьбой об оказании которой обращается суд, рассматривающий спор и именуемый судом запрашивающего государства. Суд, к которому обращена просьба об оказании правовой помощи, именуемый судом запрашиваемого государства, выполняет требуемые процессуальные действия по получению доказательств и направляет полученные результаты суду запрашивающего государства. При получении доказательств он обычно руководствуется собственными процессуальными нормами, однако по просьбе суда запрашивающего государства может применить нормы иностранного процессуального права.
    Оказание правовой помощи возможно на основании норм внутригосударственного права и международных договоров, которые устанавливают случаи, виды и порядок оказания правовой помощи, включая порядок сношения судов соответствующих государств. В российском законодательстве этому посвящена ст. 256 АПК РФ «Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий» и ст. 407 ГПК РФ «Судебные поручения». Согласно ст. 256 АПК РФ арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др.). Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если:
    . исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку РФ; . исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации;
    . не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.
    Согласно ст. 407 ГПК РФ суды общей юрисдикции России исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и др.). Поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если:
    . исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ;
    . исполнение поручения не входит в компетенцию суда.
    Исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Суды России могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов РФ с иностранными судами определяется международным договором РФ или федеральным законом. В процессе оказания международной правовой помощи (всех ее видов) возникают следующие тесно связанные между собой и в то же время самостоятельные правоотношения:
    1) между запрашиваемым учреждением юстиции и лицами, в отношении которых выполняются действия в порядке оказания международной правовой помощи, носящие процессуальный характер. Между исполняющим поручение судом и находящимися в иностранном государстве, где ведется основной процесс, участниками дела, правоотношение не возникает;
    2) между субъектами международной правовой помощи - учреждениями юстиции двух государств. Эти отношения носят международный публично-правовой характер и могут быть отношениями между запрашиваемым и запрашивающим судом, между запрашивающим судом и центральным учреждением юстиции другого государства, между центральными учреждениями юстиции двух государств;
    3) между судом или другим учреждением юстиции, исполняющим поручение иностранного учреждения (или обращающимся с поручением к иностранному учреждению), и его вышестоящим органом (например, суд - Министерство юстиции РФ). Данные отношения носят административный характер.
    В науке МЧП выделяются несколько общих принципов оказания международной правовой помощи, отражающих начала как международного права, так и внутренних отраслей права процессуального характера:
    1) выполнение действий по оказанию международной правовой помощи, как правило, на основании законодательства государства, учреждения которого эти действия осуществляют;
    2) оценка запрашивающим учреждением полученных путем оказания международной правовой помощи доказательств на общих основаниях его национального права;
    3) сотрудничество учреждений юстиции государств при оказании взаимной правовой помощи путем обеспечения наиболее благоприятного подхода к просьбам о ее оказании;
    4) признание, соблюдение и защита процессуальных прав иностранных граждан наравне с правами граждан данного государства (принцип национального режима);
    5) невмешательство при оказании международной правовой помощи в сферу компетенции иностранных учреждений юстиции и допустимость отказа в оказании международной правовой помощи в случае угрозы суверенитету или безопасности государства, к учреждению которого обращена просьба.
    В силу прямого указания закона для российских судов большое значение имеют нормы международных договоров об оказании правовой помощи как двустороннего, так и многостороннего характера. Россия является участницей большого числа двусторонних договоров, упомянутых выше, либо получив этот статус в результате правопреемства в отношении договоров, заключенных с рядом стран бывшим СССР, либо заключив их уже от своего имени. К 2015 г. Россия стала участницей около 40 двусторонних договоров об оказании правовой помощи по гражданским, торговым и семейным делам. Наиболее важными многосторонними международными договорами, в которых участвует Россия, являются уже упоминавшиеся Минская конвенция и Киевское соглашение.
    Оказание правовой помощи на территории государств - членов СНГ регулируется нормами части II «Правовая помощь» Минской конвенции. Согласно ее требованиям учреждения юстиции Договаривающихся сторон оказывают правовую помощь по гражданским и семейным делам в соответствии с положениями настоящей конвенции. При выполнении настоящей конвенции компетентные учреждения юстиции Договаривающихся сторон сносятся друг с другом через свои центральные органы, если только конвенцией не установлен иной порядок сношений (ст. 5). Договаривающиеся стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся стороны, в частности: составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, свидетелей, экспертов, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6). При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающейся стороны (ст. 8).
    Согласно ст. 5 Киевского соглашения компетентные суды и иные органы государств - участников СНГ обязуются оказывать взаимную правовую помощь. Взаимное оказание правовой помощи включает вручение и пересылку документов и выполнение процессуальных действий, в частности, проведение экспертизы, заслушивание сторон, свидетелей, экспертов и других лиц. При оказании правовой помощи компетентные суды и другие органы государств - участников СНГ сносятся друг с другом непосредственно. При исполнении поручения об оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы, у которых испрашивается помощь, применяют законодательство своего государства. При обращении об оказании правовой помощи и исполнении решений прилагаемые документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке.
    Оказание международной правовой помощи невозможно представить без всеобъемлющего документооборота, в котором документы, выданные в одном государстве с учетом имеющихся в нем юридических требований, должны быть представлены на территории другого государства, в котором действует иной правовой режим и где юридическая сила этих документов должна найти свое подтверждение со стороны иностранного (по отношению к их происхождению) государства. Основные требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения со стороны российского законодательства, сводятся к следующему. Согласно ст. 255 АПК РФ документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов РФ по нормам иностранного права в отношении российских организаций и граждан или иностранных лиц, принимаются арбитражными судами в Российской Федерации при наличии легализации указанных документов или проставлении апостиля, если иное не установлено международным договором РФ. Документы, составленные на иностранном языке, при представлении в арбитражный суд в Российской Федерации должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.
    Международным договором, заменяющим процедуру легализации документов иностранного происхождения на проставление особой удостоверительной отметки - апостиля, выступает Гаагская конвенция 1961 г. Она распространяется на следующие официальные документы, выданные на территории одного из Договаривающихся государств и предъявляемые в другом Договаривающемся государстве:
    1) документы, исходящие от органа правосудия, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда и судебного исполнителя;
    2) административные документы;
    3) нотариальные документы;
    4) официальные удостоверения частных документов, подтверждающие их регистрацию, а также фактов, в них содержащихся; официальное и нотариальное заверение подписей (ст. 1).
    Гаагская конвенция 1961 г. не применяется к документам, выданным дипломатическими или консульскими представителями, а также к административным документам, имеющим прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям. Смысл конвенции заключается в отмене требования легализации перечисленных в ней официальных документов. Под легализацией понимается порядок, при котором дипломатическое или консульское представительство государства, на территории которого должен быть предъявлен документ, удостоверяет, подлинна ли подпись его составителя, в каком качестве действовало лицо, подписавшее документ, и идентичность печати и штампа. Установленная конвенцией отмена легализации значительно упрощает и удешевляет дело.
    Единственной формальностью для подтверждения подлинности иностранного официального документа признается апостиль. Эта отметка проставляется компетентным органом государства, в котором документ был выдан. Форма апостиля унифицирована для всех государств-участников (образец формы служит приложением к конвенции). Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом и носящем название аллонжа (ст. 3-4). Проставление апостиля отнесено уже не к компетенции дипломатического или консульского представительства государства места предъявления документа, а к компетенции внутренних органов страны места составления документа. Каждое Договаривающееся государство уведомляет МИД Нидерландов (государства - депозитария конвенции) о назначении органов, выполняющих функцию проставления апостиля (ст. 6). За проставление апостиля российское законодательство предусматривает взимание государственной пошлины. Глава 25.3 «Государственная пошлина» части второй НК РФ от 5 августа 2000 г. в ред. от 21 июля 2014 г. устанавливает, что госпошлина за проставление апостиля взимается в размере 2500 руб. за каждый документ, подлежащий апостилированию (п. 1(48) ст. 333.33).
    Гаагская конвенция 1965 г. и Гаагская конвенция 1970 г. заменили собой две главы Гаагской конвенции 1954 г. (Гаагская конвенция 1965 г. - главу I «Вручение судебных и внесудебных документов»; Гаагская конвенция 1970 г. - главу II «Судебные поручения») в отношениях между государствами-участниками. Главным новшеством, касающимся порядка вручения документов, зафиксированным в Гаагской конвенции 1965 г. (по сравнению с Гаагской конвенцией 1954 г.), является назначение каждым государством-участником центрального органа, призванного принимать просьбы о вручении, поступающие из других государств-участников, и распоряжаться об их исполнении (ст. 2). Подлежащие вручению судебные документы направляются компетентным (в соответствии с правом места составления документов) органом и не нуждаются в легализации (ст. 3). Государство может отказать в просьбе о вручении судебного документа только в том случае, если сочтет, что исполнение просьбы нарушит его суверенитет или безопасность (ст. 13). Внесудебные документы, исходящие от судебных органов и должностных лиц государств-участников, передаются для вручения в порядке, предусмотренном конвенцией для вручения судебных документов.
    Гаагская конвенция 1970 г. ставит своей целью создание единой системы пересылки и исполнения судебных поручений о совершении отдельных процессуальных действий в целях сбора доказательств на территории иностранного государства. Именно эта цель позволила объединить в рядах участников конвенции страны как романо-германской (Италия, Франция, ФРГ, Швеция и др.), так и англосаксонской (Великобритания, США и др.) системы права. В соответствии со ст. 1 суды одного из Договаривающихся государств могут обращаться к компетентным органам другого Договаривающегося государства с поручениями об истребовании доказательств или о проведении иных судебных действий. В отличие от Минской конвенции выражение «другие судебные действия» не охватывает ни вручения судебных документов, ни мер по исполнению судебного решения или обеспечению иска.
    Гаагская конвенция 1970 г. предусматривает назначение каждым из государств-участников центрального органа, который принимает исходящие от иностранных судов поручения об оказании правовой помощи и направляет их компетентным органам для исполнения. Как правило, в качестве центрального органа назначаются центральные учреждения юстиции или высшие судебные органы (ст. 2). В отличие от Гаагской конвенции 1970 г. Минская конвенция предполагает осуществление правовой помощи через компетентные учреждения юстиции. Гаагская конвенция определяет подробный перечень реквизитов поручения об оказании правовой помощи, отменяя требование о легализации документов (ст. 3), а также о возмещении пошлин и издержек какого-либо рода (ст. 14). Процессуальные действия при выполнении поручения производятся в форме, предусмотренной правом запрашиваемого государства (ст. 9). Отказ в исполнении поручения об оказании правовой помощи может последовать только в двух случаях:
    1) если исполнение поручения в запрашиваемом государстве не входит в компетенцию судебных органов;
    2) если, по мнению запрашиваемого государства, выполнение поручения наносит ущерб его суверенитету и безопасности (ст. 12).
    Можно выделить ряд новелл, внесенных Гаагской конвенцией 1970 г. в процесс оказания правовой помощи при получении доказательств за границей, по сравнению с Гаагской конвенцией 1954 г.:
    1) наряду с оказанием правовой помощи в связи с уже возникшим судебным делом Гаагская конвенция 1970 г. предусматривает возможность ее оказания и применительно к «намечаемому судебному процессу». Цель таких действий - сохранение доказательств на будущее (например, свидетельских показаний), если есть основания опасаться, что получение их впоследствии окажется невозможным или затруднительным;
    2) новым является правило о том, что при исполнении поручения лицо, которого оно касается, может отказаться от дачи показаний в той мере, в какой оно имеет привилегии или служебный долг отказаться от дачи показаний по законодательству запрашиваемого или запрашивающего государства (речь идет о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, супруга и близких родственников; не несут ответственность и лица, отказывающиеся свидетельствовать об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с выполнением ими функций представителей или защитников);
    3) расширена возможность получения доказательств дипломатическими или консульскими представителями и уполномоченными лицами, что предполагает совершение процессуальных действий не только в отношении собственных граждан, находящихся за границей, но и в отношении граждан страны пребывания, а также третьих стран. Вместе с тем совершение предусмотренных в ст. 16-17 конвенции отдельных процессуальных действий в помощь судебному разбирательству дипломатическим или консульским представительством, а также уполномоченными лицами возможно лишь при наличии разрешения компетентного органа страны пребывания и при соблюдении указанных этим органом условий.
    Завершая рассмотрение системы Гаагских конвенций, хотелось бы подчеркнуть, что ряд европейских государств в рамках Гаагской конференции по международному частному праву заключили Гаагскую конвенцию 1980 г., которая призвана заменить в отношениях между государствами-участниками главы Гаагской конвенции 1954 г., оставшиеся неотмененными после принятия Гаагских конвенций 1965 и 1970 гг. Эти главы касаются внесения залога и исполнения судебных решений о расходах, неприкосновенности свидетелей и экспертов, случаев оказания бесплатной правовой помощи и др. Данную конвенцию, значительно облегчающую процессуально-правовое положение граждан одного государства-участника в судах других государств-участников, можно рассматривать как завершающий этап модернизации Гаагской конвенции 1954 г. В силу вышеизложенного целесообразным было бы присоединение России к Гаагской конвенции 1980 г., тем более что представители нашего государства участвовали в разработке ее норм.