Защита прав ребенка при усыновлении. Защита прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами


А.Н. ЛЕВУШКИН, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Ульяновского государственного университета Защита прав ребенка в современной России является актуальной проблемой и порождена явным неблагополучием несовершеннолетних как в обществе, так и в семье. Рассматриваются некоторые не урегулированные семейным и иным законодательством вопросы, касающиеся защиты прав детей при усыновлении (удочерении). Анализируются проблемные вопросы теории и практики.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 347.61/64

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №6 2011 Страницы в журнале: 101-104

А.Н. ЛЕВУШКИН,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Ульяновского государственного университета

Защита прав ребенка в современной России является актуальной проблемой и порождена явным неблагополучием несовершеннолетних как в обществе, так и в семье. Рассматриваются некоторые не урегулированные семейным и иным законодательством вопросы, касающиеся защиты прав детей при усыновлении (удочерении). Анализируются проблемные вопросы теории и практики.

Ключевые слова: семья, ребенок, усыновление, защита прав ребенка, гарантии прав детей.

Protection of the rights of children at adoption (adoption) in the Russian Federation: theory and practice problems

Protection of the rights of the child in modern Russia is an actual problem and it is generated by obvious trouble of minors, both in a society, and in a family. Some are considered not settled by family and other legislation the questions, concerning protection of the rights of children at adoption (adoption). Problem questions of the theory and practice are analyzed.

Keywords: a family, the child, adoption, protection of the rights of the child, a guarantee of the rights of children.

Статья 56 СК РФ определяет, что ребенок имеет право на защиту. При этом под защитой понимается восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Защита прав ребенка как члена общества претворяется в жизнь с помощью различных отраслей права, в том числе и уголовного (глава 20 УК РФ). Ребенок имеет право на защиту не только своих прав, но и законных интересов.

Естественной средой обитания ребенка является семья. И одно из основных прав ребенка - право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью.

Современная российская семья находится в глубоком кризисе, что не может не сказаться на ее отдельных институтах, в частности на институте усыновления.

На страницах периодической печати, в том числе официальной, все чаще публикуются статьи о случаях жестокого обращения приемных родителей с усыновленными детьми. И если раньше больше внимания уделялось трагедиям усыновленных детей в иностранных семьях, то сейчас журналисты бьют тревогу о положении детей в российских семьях.

Так, широкий резонанс получили драматические события, сложившиеся вокруг внешне благополучной семьи Агеевых, усыновившей двоих детей, но, по версии следствия, применявшей недозволительные методы воспитания. В отношении семьи Агеевых СМИ была нарушена тайна усыновления, а законом не допускается ее публичное раскрытие. Дети пострадали не только физически, но и морально. В этой ситуации вплоть до окончания следствия (главное - соблюсти его объективность, чему может помешать уже сложившееся негативное отношение к произошедшему) и признания Агеевых виновными или невиновными нельзя было разглашать тайну усыновления.

По мнению Г. Силласте, заведующего кафедрой социологии Финансовой академии при Правительстве РФ, наивно оправдывать жестокое обращение с детьми лишь тем, что люди просто стали более бессердечными. Главная причина насилия в отношении детей - резкое изменение социальных условий, в которых привычно находилась семья. Смена экономических реалий, уменьшение доходов населения привели к тому, что семья постоянно борется за свою жизнь. Выжить любым путем - главная цель. И ясно, что в такой ситуации ребенок для многих превратился в обузу. Произошла потеря социальной ценности детей.

Масштаб проблемы небрежного и жестокого обращения с детьми в нашей стране катастрофичен. Все усилия, направленные на повышение рождаемости, улучшение демографической ситуации, сведутся на нет, если не будут предприняты адекватные меры по сохранению психического и физического здоровья сегодняшних российских детей.

Об общем неблагополучном положении российских детей уже говорится на самом высоком официальном уровне.

Так, в Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год подчеркивается: государство не справляется со многими своими обязанностями по обеспечению ребенку того уровня жизни, который необходим ему для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Он отметил, что в федеральном законодательстве по-прежнему отсутствуют такие понятия, как «ребенок, нуждающийся в помощи государства», «социальный патронат неблагополучной семьи» и др. Уполномоченный по правам человека не ограничивается констатацией фактов: им же вносятся конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Для реализации этих рекомендаций омбудсмена в Государственной думе разрабатывается законопроект о минимальных стандартах для семьи, который входит в пакет документов, подготовленных в рамках концепции государственной семейной политики.

Защита прав усыновленных детей должна получить адекватный механизм реализации конкретных норм.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, содержащихся и обучающихся в государственных образовательных учреждениях, обеспечивается федеральными органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В Российской Федерации за последнее десятилетие принято немало нормативных правовых актов, регулирующих институт усыновления (как в целом, так и его отдельных аспектов), основой которого являются международные нормы и стандарты. Но по-прежнему нормативно-правовое регламентирование института усыновления не лишено недостатков.

Законодатель отдает себе отчет в том, что для решения проблем с детьми, оставшимися без попечения родителей, нужно руководствоваться в первую очередь нормами морали, согласно которым усыновление детей считается явлением позитивным, поскольку ребенок в этом случае становится полноправным членом семьи. Это получило закрепление в п. 1 ст. 124 СК РФ: усыновление - приоритетная форма устройства ребенка в семью.

Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Острота проблемы охраны прав несовершеннолетних детей требует укрепления гарантий их защиты на конституционном уровне. Поэтому ст. 17 Конституции РФ следует дополнить частью 4: «особое внимание государство уделяет защите прав ребенка». Такого рода положение, во-первых, подчеркнет приоритет интересов ребенка, во-вторых, послужит основой для расширения и углубления сферы действия отраслевого законодательства.

Также необходимо дополнить ст. 60 СК РФ нормой, предусматривающей право ребенка на компенсацию вреда, причиненного его здоровью, включая компенсацию морального вреда, если вред причинен его родителями, в дальнейшем лишенных родительских прав, или бывшими усыновителями, если в дальнейшем усыновление отменено.

При передаче на усыновление защита прав и законных интересов усыновляемого возлагается на усыновителя.

Совершенствование института усыновления должно происходить в трех направлениях.

1. Развитие института усыновления как основного вида определения судьбы ребенка. Как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации нужно стремиться к тому, чтобы усыновление стало действительно приоритетной формой устройства ребенка в семью. Но для этого нужны не только пропагандистские лозунги, но и реальные действия. Важно понимать, что нередко ребенок, подлежащий усыновлению, независимо от возраста, имеет серьезные проблемы со здоровьем, психикой, социальной адаптацией. Родители зачастую остаются один на один со своими проблемами, не знают, как воспитывать усыновленного ребенка, какие применять методы воспитания, и часто не понимают, что ребенок мог за какие-нибудь два года жизни пережить тяжелейшие психологические травмы, не говоря уже об усыновлении в более позднем возрасте.

Это ведет к еще одной социальной проблеме нашего общества, а именно вторичному социальному сиротству. Органы опеки и попечительства должны в этих случаях активно защищать интересы несовершеннолетних, запрещая в дальнейшем несостоявшимся усыновителям брать на воспитание приемных детей, а также по решению суда истребовать в пользу детского учреждения, куда будет помещен ребенок, либо в пользу опекуна или приемных родителей, которым он будет передан на воспитание, алименты, причем с каждого из несостоявшихся родителей.

Поэтому государство должно не только проводить контрольное обследование семьи, в которой был усыновлен ребенок, составлять отчет о состоянии здоровья ребенка, об обучении, о его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье, но и создавать при органах опеки и попечительства специальные службы по работе с семьями, куда был определен ребенок, оставшийся без попечения родителей. За каждой семьей нужно закрепить специалиста, который должен оказывать помощь при возникновении сложных психологических, медицинских ситуаций, знать законодательную базу по вопросам усыновления. Обратим внимание еще на один аспект проблемы вторичного социального сиротства: нежелание самих усыновленных детей, особенно когда усыновление состоялось в более взрослом возрасте, привыкать к жизни в семье.

2. Повышение уровня материального благополучия семьи, которая усыновила ребенка. Безусловно, материальные стимулы со стороны государства могут послужить тому, что ребенок будет усыновлен, но корыстные мотивы при усыновлении должны отсутствовать. Для уравнивания в правах детей, оставшихся без попечения родителей, с детьми, которые являются родными в семьях, было принято постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».

Также для повышения социальной защищенности усыновителей и в интересах их усыновленных детей было принято постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 719 «Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка». На уровне субъектов Российской Федерации единовременное пособие на усыновленного ребенка может быть выше, чем установлено федеральным законом.

3. Ужесточение требований к кандидатам, будущим усыновителями. В статье 127 СК РФ устанавливаются требования к лицам, имеющим право быть усыновителями. К перечню документов, необходимых для предоставления при усыновлении ребенка, следует добавить справку с места работы усыновителя о том, что трудовой договор с ним не был прекращен по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 336 ТК РФ.

Случаи жестокого обращения с усыновленными детьми вызваны тем, что, устраивая ребенка, органы опеки и попечительства больше внимания уделяют не моральной, психологической атмосфере будущей семьи, а ее материальному благополучию. Действительно, порой очень сложно решить, где будет лучше будущему усыновленному ребенку: в семье, где никогда не было детей или они умерли вследствие несчастного случая или болезни, но материально обеспеченной, или в многодетной, но проигрывающей в финансовом плане. Здесь органы опеки и попечительства должны руководствоваться мнением ребенка, если уже требуется разрешение его на усыновление, а также состоянием его здоровья и многими другими факторами, которые иногда лежат вне плоскости правового регулирования. Поэтому в п. 3 ст. 127 СК РФ законодатель ограничился формулировкой, что при наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения интересов усыновляемого ребенка. Охрана прав ребенка в современной России является актуальной проблемой и порождена явно неблагополучной ситуацией, сложившейся с защитой прав несовершеннолетних, как в обществе, так и в семье. Бесспорен факт, что семья потеряла свой авторитет, ослабли семейные устои, традиционно защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка.

В современной России нужно создать условия для нормального функционирования института семьи. Необходимо свести на нет нередкие жизненные ситуации, когда матери отказываются от своих детей еще в роддоме. В масштабах России, а не только отдельно взятого субъекта важно создать отлаженную систему выявления и учета социально неблагополучных семей, оказания помощи таким кризисным семьям, не доводя до критического момента, когда в целях защиты прав и интересов ребенка его кровных родителей лишают родительских прав и (или) ограничивают в родительских правах. Необходимо создать механизм социального сопровождения как кровных, так и замещающих семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тем самым сводя к минимуму случаи устройства детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, отмены усыновления. Очень важно обеспечить каждому ребенку право жить и воспитываться в семье и каждому человеку право на семью.

Хотелось бы отметить, что одной из основных задач федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 № 172; далее - Программа) является постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Программе записано, что реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение, увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семью, обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграцию в общество. Предполагается увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 72% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действующее семейное законодательство предусматривает возможность отмены усыновления в судебном порядке, но не устанавливает правил признания усыновления недействительным. Рассматривая основания к отмене усыновления ребенка, необходимо подчеркнуть, что отмена усыновления допускается СК РФ лишь тогда, когда усыновление перестает соответствовать интересам ребенка. Обстоятельства, вызывающие необходимость отмены усыновления в интересах ребенка, весьма разнообразны. Суд в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела, заключения органа опеки и попечительства и обязательно мнения ребенка будет принимать соответствующее решение по иску об отмене усыновления.

Законодателю предстоит напряженная работа по совершенствованию законодательства о защите прав усыновленных детей, но если общество будет продолжать равнодушно относиться к проблемам детей, считая, что не следует вмешиваться в жизнь семьи, даже если есть реальные факты подтверждения не только жестокого, но и попустительского отношения к воспитанию детей, законы не будут реализовываться на практике.

В заключение отметим, что мы затронули только самые общие, лежащие на поверхности проблемы защиты усыновленных детей в Российской Федерации.

Библиография

1 См.: Зайцева И.И. Жестокое обращение с детьми // Юридический мир. 2008. № 10.

2 См.: Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. 2009. № 4. С. 5.

3 См.: Саушина А.В. Основные тенденции законодательного совершенствования механизма правового регулирования по защите усыновленных детей в Российской Федерации // Право и образование. 2009. № 7. С. 86.

4 См.: Силласте Г. Дети потеряли социальную ценность // www.izvestia.ru/perm/article3122170

5 См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год // Российская газета. 2009. 17 апр.

6 Абрамова С.А. Гарантии соблюдения прав несовершеннолетних при международном усыновлении // Черные дыры в российском законодательстве. 2008. № 4. С. 79.

7 См.: Звенигородская Н.Ф. Социальное сиротство: причины и следствия // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 1. С. 12.

8 См.: Шершень Т.В. О праве на семью и принципе приоритета семейного воспитания детей // Семейное и жилищное право. 2010. № 2. С. 9.

9 См.: Саушина А.В. Указ. ст. С. 90.

Поделитесь статьей с коллегами:

Российским законодательством четко определено несколько случаев, когда органы опеки и различные попечительства получают возможность защищать права и детские интересы согласно ст. 121 СК федерации:

  1. смерть родителей;
  2. родители были лишены или по каким-либо законным причинам ограничены в родительских правах;
  3. члены семьи были признаны недееспособными;
  4. серьезная болезнь родителей;
  5. родители отсутствуют довольно длительный промежуток времени.
  6. действия родителей направлены на уклонение от воспитания своих детей или же нарушают их права и интересы;
  7. другие случаи отсутствия родительского попечения.

Структура и формы организации органов опеки и попечительства

Чтобы обеспечить полноценную защиту интересов детей, которые еще не были удочерены или усыновлены после утраты родительского попечительства, были созданы органы опеки, которые регулируются непосредственно СК РФ. Согласно фз, существует несколько форм устройства детей, которые остались без попечения родителей:

  • семейная форма устройства;
  • воспитательная форма (подразумевается усыновление или удочерение ребенка приемной или патронатной семьей; таким семьям присваивается статус опекунов или попечителей).

Формы устройства детей на воспитание

При устраивании ребенка в какую-либо семью, необходимо учитывать несколько критериев при выборе круга попечителей, чтобы максимально эффективно подобрать нужных людей:

  • этническое происхождение;
  • религиозное воспитание;
  • возможность свободного общения на родном для ребенка языке;
  • соответствующее нормам воспитание и образование.

На тот период времени, пока идет процесс поиска соответствующей семьи для попечительства ребенка, все опекунские обязанности на себя берут органы опеки и попечительства, которые на это время получают статус опекуна.

Определение 1

Усыновление – форма семейного воспитания ребенка, который остался без попечения родителей.

Данная форма попечительства на сегодняшний день является наиболее распространенной. Усыновители, так же, как и все родственники ребенка, должны полностью придерживаться правовых отношений, которые регулируются фз о родителях и детях (ст. 137 СК РФ). Возможность усыновить ребенка появляется в том случае, если он является неполнолетним и данная процедура выполняется в его интересах. Также усыновить ребенка могут те, кто в силах обеспечить ребенку развитие в физическом, психическом и духовном аспектах.

Замечание 1

Правила усыновления детей подчеркивают тот факт, что усыновлять братьев и сестер можно только в тех случаях, если это соответствует интересам ребенка, этим не могут заниматься разные лица.

Основные условия усыновления

Чтобы появилась возможность усыновить ребенка, должно быть соблюдено одно из нижеуказанных условий:

  • Усыновителем может быть только совершеннолетнее, дееспособное, физически здоровое и материально обеспеченное физлицо. При этом у человека должны быть подтверждения касаемо его стабильного дохода и наличия жилой площади;
  • В семье запрещено злоупотреблять алкоголем или использовать наркотические средства. Также не допускаются люди, которые имеют судимости, были лишены родительских прав либо являются носителями ограничения родительских прав согласно решению суда.
  • Родители ребенка должны предоставить свое согласие на усыновление ребенка в случае необходимости. Если таковых нет, согласие должны предоставить лица, которые их заменяют.
  • Если усыновлением занимается только один из супругов, другой должен дать свое согласие.

Усыновители могут попросить об обеспечении тайны усыновления, тогда дату и место рождения ребенка можно специально изменить (если говорить о дате, то срок изменения не может превышать трех месяцев).

Обработка запроса об усыновлении производится в судебном порядке после подачи просьбы усыновителями. Порядок рассмотрения данного дела судом имеет свои правила, которые регулируются согласно гражданскому процессуальному законодательству. Во время рассмотрения дела должны присутствовать как усыновители, органы опеки и попечительства, так и юридическая сторона (прокурор).

Личные неимущественные и имущественные права и обязанности усыновителей детей приравниваются к тем же обязанностям, которые имеют родственники ребенка по их происхождению. Из этого следует тот факт, что права и обязанности обеих сторон привязываются к правам и обязанностям родителей и детей. Это возникает из факта родства, регламентируемого семейным правом и другими смежными правовыми ветвями.

Если у детей были какие-то имущественные и неимущественные привязки к их бывшим родителям или родственникам, в процессе усыновления они утрачивают все эти права и одновременно освобождаются от всех обязанностей в их отношении.

Замечание 2

Отменить усыновление ребенка также возможно в суде, однако в таком случае должны наступить определенные обстоятельства, предусмотренные фз, которые можно считать основанием для утраты или ограничения прав на родительство.

Опека и попечительство как временные формы семейного воспитания

Временные ограничения данных форм усыновления отличают их от стандартного семейного воспитания, поэтому правовое приравнивание таких организаций к родным или усыновленным не производится.

Все процессы, связанные с началом и прекращением усыновления путем установления опеки, регулируют только СК и ГК РФ, а также фз об опеке и попечительстве (сюда также относятся другие нормативно-правовые акты РФ, принятые на основе предыдущих кодексов).

Для установления опеки необходимо обратиться в органы попечительства согласно административному порядку, также можно оформить договор об осуществлении опеки. Это может быть договор о создании приемной семьи, договор о патронатной семье или семье с патронатной формой воспитания. Разница между опекой и попечительством преимущественно заключается в возрасте ребенка. Опекунство устанавливается над ребенком, который не достиг 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет. Однако здесь также береться во внимание мнение самого ребенка; если ребенку уже исполнилось 10 лет, он должен дать согласие на опеку.

Опекунами и попечителями могут быть только совершеннолетние и дееспособные лица, согласно ст. 146 СК РФ. Также опекунством и попечительством одного ребенка могут одновременно заниматься несколько людей, если ребенок остался без попечительства родителей.

Попечителями и опекунами не могут быть лица, которые:

  • страдают алкогольной или наркотической зависимостью;
  • имеют ограниченные родительские права;
  • были отстранены от выполнения своих попечительских обязанностей;
  • усыновители, которые отменили усыновление по собственной вине;
  • имеют определенные проблемы со здоровьем, не позволяющие им полностью защищать права и интересы ребенка.

Права и обязанности детей, находящихся под попечительством

Каждый ребенок, который имеет опекуна или попечителя, наделяется определенными правами:

  • возможность проживать в семье опекуна;
  • получать достаточный уровень заботы со стороны опекуна или попечителя;
  • возможность обеспечения нужных условий для содержания, позволяющих получить должное образование и всестороннее развитие;
  • получение алиментов, пенсии, пособий и других социальных выплат;
  • получить право собственности на жилую площадь, а если жилого помещения нет, тогда ребенок должен получить жилое помещение согласно жилищному законодательству
  • защита прав и интересов детей оставшихся без попечения родителей от злоупотребления опекуном своими полномочиями касаемо воспитания ребенка.

В свою очередь, опекуны и попечители также имеют свои права и обязанности, которые они обязаны соблюдать в соответствии с законом об опеке и попечительстве:

  • в случае удержания ребенка посторонними лицами без какого-либо согласия, опекун имеет право обратиться в суд с требованием вернуть ребенка – это также касается родителей и родственников, удерживающих ребенка;
  • поддерживать должное физическое и психологическое здоровье ребенка, обеспечивать соответствующее образование;
  • попечитель сам выбирает способ воспитания ребенка на основе мнения самого усыновленного или удочеренного ребенка, а также основываясь на рекомендациях органов опеки и попечительства;
  • опекун вправе выбирать образовательное учреждение или форму обучения детей – главным его заданием является обеспечение ребенку общего образования, при этом тип и форма обучения должны совпадать с мнением самого усыновленного.
Замечание 3

Ребенок также может свободно общаться с родственниками и с родителями, при этом опекуны и попечители не имеют права этому препятствовать, кроме тех случаев, если данное общение не удовлетворяет интересов ребенка.

Чтобы сохранить имущественные права и обязанности несовершеннолетних сирот, Правительство РФ установило определенный перечень правил, который обязывает попечителей и опекунов составлять отчеты, касаемо хранения и использования имущества ребенка, а также расписывать все действия относительно управления предоставленным имуществом.

Особенности договора о приемной семье

Приемная семья считается отдельной формой устройства несовершеннолетних, в основе которой лежит подписание договора о приемной семье. Соглашение заключает опекунская организация напрямую с приемными родителями. Срок усыновления указывается уже в самом договоре (согласно ст. 152 СК РФ). В качестве приемных родителей могут выступать супруги или разные люди, которые хотят принять ребенка к себе на воспитание. Если же лица не состоят в браке, они не могут выступать в качестве приемных родителей для одного ребенка.

На приемных родителей распространяются те же права и обязанности касаемо ребенка, как и в случае полноценного родительства, при этом они несут ответственность за ненадлежащее поведение по отношению к ребенку или нарушение пунктов договора во время опекунства/попечительства.

Структура договора о приемной семье должна заверять следующие сведения:

  1. личные данные ребенка, который передается на воспитание к приемной семье (имеется в виду год рождения, имя, состояние здоровья, уровень ментального и физического развития);
  2. срок действия договора;
  3. условия, в которых будет содержаться и воспитываться ребенок (может быть также указана область проживания);
  4. права и обязанности, которыми наделяются приемные родители и органы опекунства, подписывающие договор с усыновителями;
  5. что может послужить основанием прекращения действия договора;
  6. вознаграждение, которое причитается приемным родителям за усыновление;
  7. количество денежных средств, необходимое для содержания каждого ребенка;
  8. социальная поддержка, определяемая согласно законам субъектов РФ.

Причиной отказа приемных родителей от исполнения пунктов договора касаемо опеки ребенка может быть уважительная болезнь одного из членов семьи, или же смена семейного или финансового положения. Также поводом к расторжению может быть наличие конфликтов между детьми и родителями. Со своей стороны органы опеки и попечительства также могут аннулировать договор в тех случаях, когда возникают неблагоприятные условия для содержания и воспитания ребенка в приемной семье. Расторгнуть договор можно и в том случае, когда ребенок возвращается к настоящим родителям, либо усыновляется другой семьей из-за нарушения пунктов соглашения. Статья 155.1 СК РФ регулирует все действия, которые связаны с устройством детей-сирот в приемные семьи, с целью обеспечения их полноценного уровня жизни.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

М.А. Камалян*

ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, УСЫНОВЛЕННЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ, - ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА

В статье рассматривается вопрос прекращения гражданства детей, усыновленных иностранными гражданами. Разрешая выход детей из гражданства Российской Федерации по заявлению усыновителей, государство теряет возможность в дальнейшем участвовать в защите прав и интересов усыновленного ребенка. В частности, автор рассматривает проблему переусыновления детей однополыми союзами и предлагает установить запрет на прекращение гражданства детей по заявлению усыновителей.

Ключевые слова: прекращение гражданства, права ребенка, однополые союзы, переусыновление, запрещенная информация для распространения среди детей.

Дети являются наиболее уязвимой категорией социума, поэтому они нуждаются во всесторонней заботе, внимании и охране со стороны государства. Одним из аспектов такой охраны является определенное нормативно-правовое регулирование тех или иных вопросов конституционно-правового статуса ребенка в различных правоотношениях . Так, Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» посвящает отдельную главу гражданству детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Законодатель при этом руководствуется интересами ребенка, стремится обеспечить единое гражданство всех членов семьи и исключить безгражданство детей.

Согласно статье 9 указанного Закона, гражданство детей до 14 лет следует гражданству его родителей. В соответствии с той же статьей для изменения гражданства детей от 14 до 18 лет требуется их согласие. Ребенок приобретает гражданство России, если оба его родителя или единственный родитель приобретают российское гражданство. Кроме того, гражданство ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного родителя. Главным условием является то, чтобы ребенок не оставался лицом без гражданства. Немаловажен и тот факт, что гражданство детей не может быть изменено в случае изменения гражданства его родителей, которые лишены родительских прав. Также для изменения гражданства ребенка не требуется согласия родителей, лишенных родительских прав. Эти положения действуют во всех ситуациях, когда нужно решить вопрос о гражданстве ребенка при изменении гражданства его родителей, а также опекунов, попечителей и усыновителей.

Положениями статьи 26 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» регулируются вопросы гражданства, связанные с усыновлением (удочерением) детей. Российская Федерация во всех возможных случаях старается обеспечить сохра-

* © Камалян М.А., 2017

Камалян Милена Арташесовна ([email protected]), кафедра государственного и административного права, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

нение или приобретение российского гражданства усыновленными детьми. Государство исходит из интересов одинакового гражданства в семье независимо от того, родные родители или усыновители .

При усыновлении иностранными гражданами ребенка, который является гражданином России, он сохраняет российское гражданство. В этом случае гражданство ребенка может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

В сентябре 2013 года депутатами Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации был предложен проект федерального закона о внесении изменений в Семейный кодекс и Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Изменения должны были коснуться гражданства несовершеннолетних детей, которых усыновляют иностранные граждане. Предлагалось установить запрет на прекращение гражданства Российской Федерации детей, которых усыновляют иностранные граждане. Депутаты, которые поддерживали данный законопроект, говорили, что, сохранив российское гражданство у усыновленных детей, Россия сможет защищать права таких детей, даже если они будут жить за пределами Российской Федерации.

Двусторонние договоры, которые предусматривают контроль за жизнью усыновленных детей за рубежом, заключены только с Италией и Францией. Так, согласно ч. 2 ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой, усыновленный ребенок приобретает гражданство принимающего государства со дня вступления в силу решения об усыновлении в государстве происхождения, при этом сохраняя гражданство государства происхождения . Аналогичное положение о гражданстве усыновленных детей содержится в ч. 2 ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Французской Республикой.

Однако если по заявлению обоих усыновителей гражданство ребенка будет прекращено, то Россия не сможет обеспечить защиты прав ребенка, так как он потеряет устойчивую правовую связь с Россией. Главная причина, по которой депутаты выступали за запрет прекращения гражданства усыновленных детей - российских граждан, заключается в том, что есть опасения переусыновления ребенка однополыми семьями. Эти опасения касались именно Франции, так как в Италии однополые браки запрещены. При сохранении российского гражданства, согласно пп. «б» п. 2 ст. 16 соответствующего Договора между Россией и Францией, для переусыновления ребенка потребуется согласие государства происхождения, т. е. Российской Федерации .

В январе 2014 года проект данного федерального закона должен был быть рассмотрен Государственной думой в первом чтении. Однако рассмотрение проекта было два раза перенесено, и в итоге в мае 2014 года он был снят с рассмотрения Государственной думой в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы .

В законодательстве Российской Федерации нет отдельного самостоятельного запрета на регистрацию однополых браков. Такой вывод можно сделать из содержания статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3, в которой перечислены обстоятельства, при наличии которых не допускается заключение брака. К таковым относятся: заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в браке; заключение брака между родственниками; между усыновителем и усыновленным; в случае, если хотя бы одно лицо, намеревающееся вступить в брак, признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. Вместе с тем из смысла статьи 12 Кодекса можно сделать вывод, что законодатель подразумевает, что брак может быть заключен именно между женщиной и мужчиной: «Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста».

Защита прав и интересов детей, усыновленных иностранными гражданами, -

обязанность государства 109

Моральный аспект данного вопроса, на наш взгляд, является темой для другого исследования, так как каждый сам решает, как ему относиться к такого рода отклонениям от общепринятых нравственных норм. Тем более что Конституция Российской Федерации предполагает реализацию принципа индивидуальной автономии личности. Каждому гарантируется право на свободу и личную неприкосновенность, на свободу мысли и слова, неприкосновенность частной жизни, право не быть принужденным к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина, а также предоставление гарантий равенства прав и свобод человека независимо от его убеждений.

Вместе с тем не стоит забывать о другом конституционном положении: согласно ст. 38 «Материнство и детство», семья находятся под защитой государства. В связи с этим политика Российской Федерации совершенно оправданно направлена на защиту несовершеннолетних лиц от информации, которая может неблагоприятно воздействовать на их нравственность и психику, а также исказить их представление о традиционных ценностях . Так, согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», обязанностью органов государственной власти Российской Федерации является защита ребенка от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения. По мнению законодателя, подобная информация наносит вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка, в связи с чем является запрещенной для распространения среди детей . Статьей 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

Кроме того, с 3 июля 2013 года вступили в силу изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, согласно которым не могут быть усыновителями лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке (пп. 13 п. 1 ст. 127). Однако данная норма не может предотвратить переусыновление ребенка лицами, состоящими в однополом союзе.

Учитывая изложенное, полагаем, что было бы целесообразнее принять поправку в статью 26 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и не допускать прекращения гражданства усыновленного ребенка по заявлению усыновителей - иностранных граждан.

В первую очередь Российская Федерация должна защищать права и свободы детей, которые оказались усыновленными иностранными гражданами и покинули территорию государства происхождения. В случае когда по заявлению усыновителей возможно прекращение гражданства ребенка, Россия теряет все права на защиту усыновленных детей. Как показывает практика, в некоторых случаях эти дети больше всех нуждаются в защите, оказавшись в чужой стране и у недобросовестных усыновителей.

Во-вторых, это нужно сделать для предотвращения переусыновления ребенка лицами, состоящими в однополых браках. Мы не отрицаем право личности на свободу мысли и убеждений, а также свободу сексуального самоопределения. Однако считаем, что до совершеннолетия на ребенка не должно оказываться такое влияние со стороны взрослых, которое может исказить его представления о семье в традиционном понимании.

Библиографический список

1. Воробьева Д.С. Конституционно-правовые вопросы гражданства детей в Российской Федерации и зарубежных странах // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 3. С. 61-65.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: Юристь, 2004. 585 с.

3. Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в г. Москве 06.11.2008) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 5. Ст. 462.

4. Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в г. Москве 18.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 46. Ст. 6260.

5. Протокол № 171 заседания Совета Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 мая 2014 г. URL: http://goo.gl/7KztzY (дата обращения: 10.04.2017).

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 № 24-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 40. Ст. 5489.

7. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЭ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 48.

1. Vorobyova D.S. Konstitutsionno-pravovye voprosygrazhdanstva detei vRossiiskoi Federatsii i zarubezhnykh stranakh . Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniia , 2015, no. 3, pp. 61-65 .

2. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik. 3-e izd, pererab. i dop. . M.: Iurist", 2004, 585 p. .

3. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Ital"ianskoi Respublikoi o sotrudnichestve v oblasti usynovleniia (udochereniia) detei (podpisan v g. Moskve 06.11.2008) . Sobranie zakonodatel"stva RF , 2010, no. 5, Article 462 .

4. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Frantsuzskoi Respublikoi o sotrudnichestve v oblasti usynovleniia (udochereniia) detei (podpisan v g. Moskve 18.11.2011) . Sobranie zakonodatel"stva RF , 2014, no. 46, Article 6260 .

5. Protokol № 171 zasedaniia Soveta Gosudarstvennoi Dumy Federal"nogo Sobraniia Rossiiskoi Federatsii ot 22 maia 2014 g. . Retrieved from: http:// goo.gl/7KztzY (accessed 10.04.2017) .

6. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 23.09.2014 № 24-P «Po delu o proverke konstitutsionnosti chasti 1 stat"i 6.21 Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniiakh v sviazi s zhaloboi grazhdan N.A. Alekseeva, Ia.N. Evtushenko i D.A. Isakova» . Sobranie zakonodatel"stva RF, 2014, no. 40, Article 5489 .

7. Federal"nyi zakon ot 29.12.2010 № 436-FZ «O zashchite detei ot informatsii, prichiniaiushchei vred ikh zdorov"iu i razvitiiu» . Sobranie zakonodatel"stva RF , 2011, no. 1, Article 48 .

3a^uma npae u UHmepecoe demeu, ycbinoeneHHbix UHOcmpambiMU zpawtdanaMU, -

o6a3aHHQcmb zocydapcmea 111

PROTECTION OF RIGHTS AND INTERESTS OF CHILDREN ADOPTED BY FOREIGN CITIZENS IS THE DUTY OF THE STATE

This article illustrates the issue of the termination of children"s citizenship adopted by foreign citizens. The state loses the possibility to participate in the protection of rights and interests of an adopted child, if it allows children to renunciation of citizenship of the Russian Federation on the application by adoptive parents. Author particularly analyses the problem of the re-adoption of children by same-sex unions and proposes to ban the termination of citizenship of children on the application by adoptive parents.

Key words: termination of citizenship, rights of a child, samesex unions, re-adoption, prohibited information for distribution among children.

* Kamalyan Milena Artashesovna ([email protected]), Department of State and Administrative Law, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Цель работы заключается в исследовании усыновления как правовой формы устройства детей в семью и многозначной юридической природы правоотношений, возникших в этой связи. Эта цель достигается путём решения следующих задач: 1)рассмотрение понятия и условий усыновления; 2) изучение порядка усыновления; 3)определение правовых последствий вызываемых усыновлением для его участников; 4) рассмотрение оснований, порядка и правовых последствий отмены усыновления; 4) рассмотрение способов контроля за обеспечением прав детей.

Глава 1 Общие положения об усыновлении детей- граждан РФ
иностранными гражданами
§1 Унификация норм в области усыновления
§2 Условия и порядок усыновления российских детей иностранными гражданами
§3 Этапы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами
§4 Правовые последствия усыновления
Глава 2 Отмена усыновления. Положение организаций, занимающихся международным усыновлением. Способы контроля за обеспечением прав
детей, усыновленных иностранными гражданами
§1 Основания и правовые последствия отмены усыновления
детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами и
лицами без гражданства
§2 Правовое положение организаций, занимающихся международным усыновлением
§3 Проблемы усыновления и способы контроля за обеспечением прав и интересов детей, усыновленных иностранными гражданами
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. значительное внимание уделено вопросам порядка усыновления с участием иностранцев. Так, Пленум указал: "Суду необходимо тщательно исследовать заключение компетентного органа государства о возможности заявителей быть усыновителями с целью установления отсутствия каких-либо препятствий для данного лица быть усыновителем (в частности, не имеется ли препятствий в связи с разницей в возрасте усыновителя и усыновляемого; если заявление об усыновлении подано одиноким лицом, то не является ли это обстоятельство по законодательству соответствующего государства препятствием к усыновлению ребенка и т.п.)" (п. "е" ст. 14).

При решении вопроса об усыновлении ребенка иностранными гражданами российские суды часто ограничиваются применением абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ, то есть ссылаются только на российское право. Сведения об иностранном законодательстве, определяющем возможность быть усыновителем, суды черпают только из представленных заявителями заключений органов их государства (такие заключения представляются заявителями в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 271 ГПК РФ). Поэтому для суда очень важно убедиться, что документ выдан органом, компетентным выдавать подобные документы. Пленум Верховного Суда РФ указал на необходимость проверять, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства. 3

§3 Этапы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами

Специальное регулирование существует на всех трех этапах процедуры усыновления российских детей иностранными гражданами:

- подготовительном (подготовка потенциального усыновителя, регистрация его в качестве кандидата в усыновители и подбор ребенка для усыновления);

- судебном (рассмотрение заявления об усыновлении конкретного ребенка и вынесение судебного решения) ;

- постсудебном (регистрация усыновления, постановка усыновленного ребенка на учет, последующий контроль за осуществлением усыновления и процессом адаптации ребенка в семье усыновителей). 4

Первый этап - подготовительный - в случае, когда потенциальный усыновитель - проживающий за границей иностранец, начинается с подачи лицом, желающим усыновить российского ребенка, ходатайства в компетентные органы государства. Эти органы после соответствующей проверки утверждают кандидатуру усыновителя. В то же время в России осуществляется подбор ребенка. Банк данных о детях создан в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Принято также Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием". Банк данных содержит информацию о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также информацию о гражданах, намеревающихся взять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к соответствующему оператору -Министерству образования и науки РФ или органам исполнительной власти субъектов РФ.

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, подает письменное заявление об этом с просьбой ознакомить его с находящимися в банке сведениями о детях.

Дети могут быть переданы на усыновление иностранцам, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных.

Иностранные граждане, намеренные усыновить ребенка, подлежат централизованному учету на уровне субъекта Российской Федерации или Федерации в целом. Они обращаются с заявлением непосредственно в орган управления образованием субъекта Российской Федерации. После того как конкретным усыновителям подобран конкретный ребенок, органы опеки и попечительства решают вопрос о том, соответствует ли усыновление интересам ребенка. Их вывод основывается на заключении о возможности лица, желающего усыновить ребенка, быть усыновителем. Принимается во внимание также отношение ребенка к будущему усыновителю и другая информация. Эти данные кладутся в основу заключения, которое органы опеки и попечительства предоставляют суду.

Второй этап - судебное усыновление - регулируется положениями гл. 29 ГПК РФ и гл. 19 СК РФ.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 апреля 2006 г. рекомендовал судам уже при подготовке дела к судебному разбирательству истребовать от органа опеки и попечительства:

- документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников;

- документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

Документы, содержащие информацию о принятых органами опеки и попечительства, региональным и федеральным оператором мерах по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (п. 7 ч. 2 ст. 272 ГПК РФ, ст. 6 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей")

Эти документы суд исследует с целью установления, с какого времени сведения о ребенке находились в федеральном банке данных о детях, правильно ли были указаны сведения о ребенке, предлагался ли он на воспитание в семьи российских граждан, проживающих в России, либо на усыновление его родственникам и, если предлагался, то по каким причинам указанные лица отказались от принятия ребенка на воспитание в семью. Суд вправе допросить в качестве свидетелей родственников ребенка и других лиц.

В целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления суд в соответствии с ст. 273 ГПК РФ рассматривает дела данной категории в закрытом судебном заседании. В этих же целях участвующие в деле лица предупреждаются о необходимости сохранения в тайне сведений об усыновлении и о возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя, совершенное из корыстных или иных низменных побуждений, либо за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя лицами, обязанными хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну.

В целях обеспечения тайны усыновления возможно изменение по просьбе усыновителей имени, отчества и фамилии усыновляемого ребенка. Усыновители, по их просьбе, могут быть записаны в книге записей о рождении ребенка в качестве родителей усыновленного. При рассмотрении дела об установлении усыновления суд исходя из интересов ребенка может вынести решение о сохранении усыновляемому фамилии родителей, отчества по имени отца, а также данных о родителях (например, если против изменения возражает сам усыновляемый, достигший 10 лет, желающий сохранить память о родителях или когда, о записи в качестве родителя усыновляемого просит усыновитель, состоящий в кровном родстве с его отцом или матерью).

Возможно также изменение даты рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца (т.е. усыновленный в пределах 3 месяцев может быть записан ранее или, наоборот, позднее его фактического рождения, нА-пример, в случае имитации усыновительницей беременности; при наличии в семье другого ребенка; при желании сохранить дату рождения умершего кровного ребенка и др.). Все в тех же целях сохранения тайны усыновления возможно также изменение места рождения ребенка. 5

После вынесения судебного решения и в течение трех дней со дня вступления его в законную силу суд направляет выписку из решения в орган записи актов гражданского состояния для государственной регистрации усыновления. Регистрация усыновления производится в соответствии с правилами Ст.39 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

Суд в течение трех дней с момента вступления решения в законную силу должен направить выписку из решения в орган Загса по месту нахождения суда.

Регистрация производится по устному или письменному заявлению усыновителей, поданному в течение месячного срока со дня вступления суда в законную силу. Усыновители (усыновитель) вправе уполномочить в письменной форме других лиц, сделать заявление о государственной регистрации усыновления ребенка.

3 этап - постановка на учет. После выезда ребенка - гражданина РФ в государство гражданства усыновителя он ставится на учет в консульском учреждении РФ в соответствующем государстве. 29 марта 2000 г. Правительством России утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. На консулов возложена гарантированная Конституцией РФ (ч. 2 ст.61) защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами.

Учет информации о постановке детей на консульский учет ведут органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки РФ.

§4 Правовые последствия усыновления

Усыновление влечет за собой правовые последствия. Исходя из смысла закона, усыновители, в первую очередь, наделяются родительскими правами и обязанностями, которые утрачивают кровные родители ребенка. Требование закона, обязывающее родителей воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, в полной мере относится и к усыновителям, добровольно берущим на себя обязанности по воспитанию усыновленного ими ребенка.

Усыновители, так же как родители, обязаны материально содержать своих усыновленных детей. При злостном уклонении от уплаты алиментов усыновители могут быть привлечены к уголовной ответственности на основании ст. 157 УК РФ. Усыновленные дети, в свою очередь, обязаны заботиться о своих приемных родителях (усыновителях) и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи усыновителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных усыновленных детей.

Усыновленный, а также усыновитель (и его родственники) приобретают в результате усыновления права и обязанности, предусмотрены нормами различных отраслей законодательства, одним из оснований, для возникновения которых является факт родства. Так, в соответствии с нормами наследственного права при наследовании по закону усыновленные по отношению к усыновителям, а усыновители по отношению к усыновленным являются наследниками первой очереди. Усыновители, являясь законными представителями несовершеннолетних усыновленных детей, совершают гражданские сделки от имени детей, не достигших 14 лет (малолетних), или дают согласие на совершение сделок детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Права и обязанности усыновителей по распоряжению имуществом детей определяются согласно ГК (ст. 37) и СК. Усыновители отвечают за вред, причиненный несовершеннолетним ребенком, не достигшим 14 лет, если не докажут, что вред возник не по их вине, а также несут субсидиарную (дополнительную) ответственность за вред, причиненный детьми в возрасте от 14 до 18 лет, при отсутствии у детей доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда.

Основываясь на принципе полного приравнивания усыновленных к родным детям усыновителя, а также руководствуясь нравственно-этическими соображениями, закон запрещает браки между усыновленным и усыновителем. Другие родственные связи, создаваемые в результате усыновления, не являются препятствием к заключению брака. Так, может быть заключен брак между усыновленным и родной дочерью усыновителя. 6

По общему правилу правовые отношения между усыновленным ребенком и родителями прекращаются с момента усыновления безотносительно к тому, усыновлен ребенок супругами совместно или одним из них. Однако при усыновлении ребенка одним лицом закон предусматривает возможные исключения из общего правила. Так, могут быть сохранены права и обязанности матери (по ее желанию), если усыновителем является мужчина, или отца, если усыновителем является женщина, как в отношении самого ребенка, так и в отношении его родственников. Такое положение, как правило, имеет место, когда ребенка усыновляет отчим или мачеха. В этих случаях за матерью или отцом полностью сохраняются все права и обязанности родителя.

СК допускает возможность сохранения правовых отношений усыновленного ребенка и с другими близкими родственниками. По просьбе родителей умершего отца (матери) ребенка, то есть дедушки (бабушки) ребенка, могут быть сохранены правовые отношения между ними и их внуком (внучкой). Это положение отражает гуманность семейного законодательства, щадящего чувства людей, потерявших сына (дочь) и желающих сохранить хотя бы внуков. Такое решение возможно и при отсутствии согласия усыновителя. Определяющим моментом является обеспечение интересов усыновляемого ребенка.

Из общего правила о полной утрате усыновленным ребенком всех имущественных прав, основанных на факте родства (см. ст. 137 СК), имеется одно существенное исключение, предусмотренное данной статьей. Если к моменту усыновления ребенок имел право на пенсию или пособие, полагающееся по случаю потери кормильца, он сохраняет это право также и при его усыновлении. Аналогичное правило предусмотрено пенсионным законодательством. Следовательно, в тех случаях, когда родители (или один из них) умирают до производства усыновления, пенсия или пособие по случаю потери кормильца могут быть назначены и после усыновления. Если смерть родителей наступила после производства усыновления, пенсия (пособие) назначены быть не могут.

За пределами исключений, предусмотренных статьями 137 и 138 СК, после усыновления никаких взаимных личных и имущественных прав и обязанностей между усыновленным и его родственниками по происхождению не существует. В пользу усыновленных нельзя взыскать алименты с их кровных родителей, а родители, в свою очередь, не вправе требовать выплаты средств на свое содержание от своих совершеннолетних детей, усыновленных другими лицами. Усыновленные дети и их кровные родители не являются по закону и наследниками друг друга.