04 охрана труда. Рабочая программа учебной дисциплины оп.04 охрана труда Государственная статистическая отчетность


Специалистам по охране труда необходимо до 7 января отправить форму отчета 4-охрана труда утвержденную Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь 28.03.2016 № 16

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности
влекут применение мер административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь

ОТЧЕТ

по условиям и охране труда

за январь - _______________20__г.

Представляют

Срок представления

Форма
4-охрана труда
(Минтруда и соцзащиты)

юридические лица, находящиеся в подчинении (ведении, входящие в состав) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, Федерации профсоюзов Беларуси, областных (Минского городского) исполнительных комитетов в соответствии с Указаниями
по заполнению настоящей формы

республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, Федерации профсоюзов Беларуси, областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам;

юридические лица без ведомственной подчиненности в соответствии с Указаниями по заполнению настоящей формы

городскому (городов областного подчинения) и районному исполнительному комитету, местной администрации;

городские (городов областного подчинения) и районные исполнительные комитеты, местные администрации

областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам;

республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, Федерация профсоюзов Беларуси, областные (Минский городской) исполнительные комитеты – агрегированные первичные статистические данные

Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь

7-го числа после отчетного периода

12-го числа после
отчетного периода

17-го числа после отчетного периода

Код формы по ОКУД

Квартальная

Полное наименование юридического лица _______________________________________________________________________________________________________

Почтовый адрес (фактический)_________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Электронный адрес (www, e-mail ______________________________________________________________________________________________________________

Регистрационный номер респондента
в статистическом регистре (ОКПО)

Учетный номер плательщика
(УНП)

РАЗДЕЛ I

ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ

Таблица 1

Наименование показателя

Код
строки

Единица
измерения

Количество рабочих мест на начало отчетного года …………………………………………………………

из них с вредными и (или) опасными условиями труда ……………………………………………….....

Количество рабочих мест, приведенных в соответствие с требованиями гигиенических нормативов……..

Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда………………………………………………

Списочная численность работников на начало отчетного года ………. ……………………………………….

Численность работников, условия труда которых приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов………………………………………………………………………………………..

Численность работников, условия труда которых улучшены…………………………………………………..

Количество рабочих мест на конец отчетного года ………………………………………………………….....

из них с вредными и (или) опасными условиями труда……………………………………………………..

Списочная численность работников на конец отчетного года……….…………………………………………

из них занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда………………………

Численность потерпевших при несчастных случаях на производстве…………………………………………

из них со смертельным исходом……………………………………………………………………………….

______________________

* Данные заполняются в отчете за январь-март.

РАЗДЕЛ II

Численность работников, занятых в условиях воздействия вредных производственных факторов,
не отвечающих гигиеническим нормативам, а также тяжелым физическим и напряженным трудом *

Таблица 2

Наименование показателя

Код
строки

Из них женщин

Численность работников, занятых в условиях воздействия:

повышенного уровня шума……………………….…………………………………………………………...

повышенного уровня вибрации…………………….…………………………………………………………

повышенных концентраций вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны:

запыленности (пыли, аэрозоли)…………………….……………………………………………………...

загазованности (пары, газы)…………………………………….………………………………………….

повышенного уровня неионизирующих полей и излучений (в том числе лазерное и ультрафиолетовое)…………………………………………….………………………………………….

повышенного уровня ионизирующего излучения…………………………………………………………..

прочих вредных производственных факторов……………………………………………………………….

Численность работников, занятых тяжелым физическим трудом……………………………………………..

Численность работников, занятых напряженным трудом……………………………………………………...

РАЗДЕЛ III

Численность работников, пользующихся компенсациями по условиям труда

Таблица 3

______________________

* Данные заполняются в отчете за январь-декабрь.

Окончание табл.

Наименование показателя

Код
строки

Единица
измерения

Из них женщин

оплата труда в повышенном размере………………………………………………………………...………..

пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда:

по Списку № 1……………………………………………………………………………………………….

по Списку № 2……………………………………………………………………………………………….

по перечню текстильных производств и профессий работниц текстильного производства…………...

Численность работников, бесплатно обеспечивающихся молоком или равноценными пищевыми продуктами………………………………………………………………………………………………………….

Численность работников, бесплатно обеспечивающихся лечебно-профилактическим питанием………..….

Запланировано средств на выполнение, предусмотренных соответствующими планами мероприятий по:

техническому перевооружению и модернизации производств …………………………...………………...

Млн. руб.

улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда…………

Израсходовано средств на выполнение, предусмотренных соответствующими планами мероприятий по:

техническому перевооружению и модернизации производств……………………..……………………….

улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда……........

Примечание. Данные в миллионах рублей заполняются с одним знаком после запятой.

________________________

* Данные заполняются в отчете за январь-декабрь.

** Данные заполняются в отчете за январь-март.

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь 28.03.2016 № 16

УКАЗАНИЯ

по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет по условиям и охране труда»

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Государственную статистическую отчетность по форме 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет по условиям и охране труда» (далее – отчет) представляют:

юридические лица, находящиеся в подчинении (ведении, входящие в состав):

  • Управления делами Президента Республики Беларусь,
  • Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь,
  • Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь,
  • Министерства внутренних дел Республики Беларусь,
  • Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь,
  • Министерства здравоохранения Республики Беларусь,
  • Министерства информации Республики Беларусь,
  • Министерства культуры Республики Беларусь,
  • Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь,
  • Министерства обороны Республики Беларусь,
  • Министерства образования Республики Беларусь,
  • Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь,
  • Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь,
  • Министерства промышленности Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь,
  • Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь,
  • Министерства спорта и туризма Республики Беларусь,
  • Министерства торговли Республики Беларусь,
  • Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь,
  • Министерства финансов Республики Беларусь,
  • Министерства энергетики Республики Беларусь,
  • Министерства юстиции Республики Беларусь,
  • Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь,
  • Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь,
  • Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь,
  • Государственного пограничного комитета Республики Беларусь,
  • Государственного таможенного комитета Республики Беларусь,
  • Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром»,
  • Белорусского государственного концерна по нефти и химии,
  • Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности,
  • Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности,
  • Белорусского республиканского союза потребительских обществ,
  • Национальной академии наук Беларуси,
  • Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь, 
  • Федерации профсоюзов Беларуси,
  • областных (Минского городского) исполнительных комитетов;

юридические лица без ведомственной подчиненности, в которых имеются рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда - исполнители подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.02.2016, 5/41675).
Юридические лица, находящиеся в подчинении Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь, представляют отчеты в отношении гражданского персонала.

2. Первичные статистические данные в отчете отражаются нарастающим итогом и представляются на бумажном носителе по почте или нарочным.

ГЛАВА 2

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛА I

«ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ»

3. Раздел I заполняется по результатам последней аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной нанимателем
в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253
«Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 54, 5/26866) (далее – Положение), на основе паспорта санитарно-технического состояния условий и охраны труда организации и ее структурных подразделений, разработанного в соответствии с Инструкцией по проведению паспортизации санитарно-гигиенического состояния, условий и охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 февраля 2004 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 36, 8/10592).

4. В таблице 1:

4.1. по строкам 01 и 09 отражается общее количество рабочих мест в организации на начало и конец отчетного года.

Рабочим местом является место постоянного или временного пребывания работника в процессе трудовой деятельности.

Каждое рабочее место в отчете отражается как одно независимо от того, используется ли оно в одну, две или более смен.

Количество рабочих мест определяется следующим образом:

прямым счетом по количеству станков, агрегатов, машин, механизмов, комплектов технологической и организационной оснастки при обслуживании каждой единицы одним работником;

по установленным зонам обслуживания (рабочие места уборщиков производственных и служебных помещений и другие);

по рабочим местам (рабочие места работников контроля, охраны и другие);

на основе нормативной трудоемкости по видам работ, производственным процессам или их законченной части (рабочие места каменщиков, штукатуров, бетонщиков, монтажников в строительстве).

Данные о рабочих местах отдельных категорий рабочих и служащих, которые не могут быть определены одним из вышеперечисленных методов, определяются по утвержденным нормативам численности и другим нормам исходя из объема работ и производительности труда.

В число рабочих мест не включаются:

места с оборудованием общего пользования, за которыми не закреплены работники;

места с оборудованием, находящимся в стадии монтажа или смонтированным, но не введенным в эксплуатацию по акту ввода оборудования в эксплуатацию;

места с демонтированным оборудованием;

4.2. по строкам 02 и 10 отражается количество рабочих мест на начало и конец отчетного года, условия труда на которых по результатам действующей аттестации рабочих мест по условиям труда отнесены к вредным (3-й класс) и (или) опасным (4-й класс) условиям труда
в соответствии с Положением;

4.3. по строке 03 отражается фактическое количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых условия труда за отчетный период приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов и по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда отнесены к оптимальным (1-й класс) или допустимым
(2-й класс) условиям труда;

4.4. по строке 04 отражается количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых улучшены условия труда за отчетный период, а именно снижен класс (степень) условий труда по результатам аттестации (например, по результатам проведения мероприятий по улучшению условий труда класс 3.2 снизился до класса 3.1);

4.5. по строкам 05 и 11 отражается списочная численность работников на начало и конец отчетного года, определяемая
в соответствии с пунктами 3 – 6, 8 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29 июля 2008 г. № 92 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г.,
№ 222, 8/19374).

В списочную численность работников не включаются работники, находящиеся в отпусках по беременности и родам, в связи
с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

4.6. по строкам 06 и 12 отражается численность работников на начало и конец отчетного года, занятых на рабочих местах, условия труда которых по результатам действующей аттестации отнесены к вредным
(3-й класс) и (или) опасным (4-й класс) условиям труда;

4.7. по строке 07 отражается численность работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, условия труда которых приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов, то есть относятся к оптимальным (1-й класс) или допустимым (2-й класс) условиям труда;

4.8. по строке 08 отражается численность работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, условия труда которых улучшены за отчетный период, а именно снижен класс (степень) условий труда по результатам аттестации (например, по результатам проведения мероприятий по улучшению условий труда класс 3.3 снизился до класса 3.2);

4.9. по строке 13 отражается численность потерпевших при несчастных случаях на производстве в отчетном году, расследование которых проведено в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г.,
№ 8, 5/13691), и результаты расследования которых оформлены актом о несчастном случае на производстве формы Н-1 согласно приложению 4
к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от
14 августа 2015 г. № 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 13.11.2015, 8/30346).

Численность потерпевших при несчастных случаях, происшедших
в году, предшествующем отчетному, но оформленных актом формы Н-1 в отчетном году, по строке 13 не отражается.

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛА II
«Численность работников, занятых в условиях воздействия вредных производственных факторов,
не отвечающих гигиеническим нормативам, а также тяжелым физическим и напряженным трудом»

5. Раздел II заполняется по результатам последней аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 66, 8/18326) (далее – Инструкция).

6. В таблице 2:

6.1. по строкам 1 5, 16 , 1 9 отражается численность работников, на рабочих местах которых шум, вибрация, неионизирующие поля и излучения (ультразвук, инфразвук, электромагнитные поля радиочастотного диапазона, электрические поля промышленной частоты, лазерное и ультрафиолетовое излучение) превышают установленные предельно допустимые уровни;

6.2. по строкам 1 7 и 1 8 отражается численность работников, на рабочих местах которых запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны превышают предельно допустимые нормы концентрации вредного вещества или промышленной пыли;

6.3. по строке 20 отражается численность работников, на рабочих местах которых эксплуатируются источники ионизирующего излучения, для использования которых требуется разрешение органов и учреждений, осуществляющих в соответствии с законодательными актами государственный санитарный надзор, и распространяются требования по радиационной безопасности;

6.4. по строке 22 отражается численность работников, занятых тяжелым физическим трудом. Тяжесть физического труда определяется по результатам аттестации в соответствии с Инструкцией;

6.5. по строке 23 отражается численность работников, занятых напряженным трудом. Фактор напряженности трудового процесса определяется по результатам аттестации в соответствии с Инструкцией.

ГЛАВА 4

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛА III

«Численность работников, пользующихся компенсациями по условиям труда»

7. В таблице 3:

7.1. по строке 2 4 отражается численность работников, которым предоставляется хотя бы одна из перечисленных встроках 25 – 30компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда только по результатам аттестации. При этом независимо от того, пользуется ли работник правом на одну или несколько компенсаций (например, электросварщик ручной сварки пользуется правом на 4 вида компенсаций: дополнительный отпуск, оплата труда в повышенном размере, пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда, бесплатное обеспечение молоком или равноценными пищевыми продуктами), по строке 24 данные о нем отражаются только один раз. Численность работников, получающих компенсации без учета аттестации (например, молоко), по строке 24 не отражается;

7.2. по строке 25 отражается численность работников, которым предоставляется дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в зависимости от установленного по результатам аттестации класса (степени) вредности или опасности условия труда, в соответствии с приложением 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 г. № 73
«О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы»(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 27, 5/26661). Численность работников, пользующихся дополнительным отпуском за особый характер работы, по строке 25 не отражается;

7.3. по строке 26 отражается численность работников, которым предоставляется сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии со списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, согласно приложению к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 июля 2014 г. № 57 «О некоторых вопросах предоставления компенсации по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.07.2014, 8/28922);

7.4. по строке 27 отражается численность работников, которые получают заработную плату в повышенном размере путем применения доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленных организацией по результатам аттестации, согласно приложению к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2014 г. № 575 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.06.2014, 5/39000). Численность работников, которым установлена повышенная оплата труда за работу
с вредными и (или) опасными условиями труда по иным основаниям (например, приказы вышестоящих органов управления), по строке 27 не отражается;

7.5. по строкам с 28 по 30 отражается численность работников, занятых в отраслях, производствах, цехах, работа в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, включая работающих в этих производствах пенсионеров, уже воспользовавшихся этим правом;

7.6. по строкам 2 8 и 29 отражается численность работников, которым по результатам последней аттестации подтверждено право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии со Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1 ) и со Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах
с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 2 ), утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536 «О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 87, 5/16012);

7.7. по строке 30 отражается численность работников, которым по результатам последней аттестации подтверждено право на профессиональное пенсионное страхование по перечню текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 249, 5/28508);

7.8. по строке 31 отражается численность работников, которым предоставляется право на бесплатное обеспечение молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами в соответствии с перечнем вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов, согласно приложению к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от
19 марта 2002 г. № 34/12 «Об утверждении перечня вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г.,
№ 43, 8/7942);

7.9. по строке 32 отражается численность работников, которым предоставляется право на бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием в соответствии с Положением о порядке предоставления и определения объемов компенсации в виде бесплатного обеспечения лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2014 г. № 491 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.05.2014, 5/38890).

Численность работников, которым предоставляется право на бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, отражается по строке 32 в соответствии с перечнем производств, работ, профессий и должностей, дающих право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания и рацион ов лечебно-профилактического питания, выдаваемого бесплатно работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приложениям 1 и 2 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июня 2014 г. № 51/41
«Об установлении перечня производств, работ, профессий и должностей, дающих право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания, и рационов лечебно-профилактического питания, выдаваемого бесплатно работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.07.2014, 8/28919).

8. Строки 09 – 12 таблицы 1 раздела I, раздел II, строки 24 – 32 таблицы 3 раздела III заполняются только в отчете за январь-декабрь.

Примечание. Терминология, применяемая в настоящих Указаниях, используется только для заполнения отчета.

Вопросам обеспечения благоприятных и безопасных условий труда ПАО «МТС» уделяет самое пристальное внимание. Безопасность сотрудников - основная составляющая корпоративной социальной ответственности Компании. В области охраны труда МТС руководствуется требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормами международного права и локальными нормативными документами по охране труда.

В Компании функционирует трехуровневая система управления охраной труда, сфокусированная на создании безопасных условий труда, предупреждении производственного травматизма и организации обучения персонала правилам безопасного труда.

Проводимая в ПАО «МТС» работа по охране труда направлена на:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
  • совершенствование системы управления охраной труда;
  • своевременное обучение руководителей и специалистов по вопросам охраны труда;
  • организацию проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
  • своевременное обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;
  • организацию проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда;
  • обеспечение безопасности производственного оборудования и технологических процессов;
  • учет и анализ состояния производственного травматизма, организацию расследования несчастных случаев и проведение мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • обеспечение подразделений нормативными документами, доведение до сведения работников действующих законов и нормативных правовых актов по охране труда;
  • пропаганду вопросов охраны труда.

В январе 2016 года проведен анализ выполнения запланированных мероприятий по охране труда за истекший год. Всего на мероприятия по охране труда в ПАО «МТС» в 2015 году израсходовано 74,1 млн руб. (в 2014 г. - 66,5 млн руб.).

В 2015 году прошли внешнее и внутреннее обучение по охране труда 18 366 человек. В число лиц, прошедших обучение по охране труда, входят руководители, специалисты, члены комиссий по охране труда и другие категории работников. Для внутреннего обучения по охране труда используются различные обучающие системы, в том числе система дистанционного обучения по охране труда Корпоративного университета МТС. В Компании проводится обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Первая помощь - это комплекс мероприятий, направленный на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего. Основная задача обучения - отработка самостоятельных действий и поведения работников, направленных на сохранение жизни каждого пострадавшего, до прибытия спасательных служб.

Одним из важнейших направлений в работе по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний является специальная оценка условий труда. Этот процесс позволяет полностью идентифицировать и объективно оценить вредные и (или) опасные производственные факторы и риски на рабочих местах, спланировать мероприятия по улучшению условий труда. По состоянию на 31 декабря 2015 г. в Корпоративном центре Группы МТС и Макрорегионх ПАО «МТС» оценено 20 525 рабочих мест (85% от общего количества рабочих мест), в 2016 году работа по проведению специальной оценки условий труда будет продолжена. Подробная информация о результатах оценки доступна на сайте http://www.company.mts.ru/comp/social_responsibility/ocenka/.

В предотвращении непосредственного воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на организм работника большую роль играют применяемые средства индивидуальной защиты (СИЗ). В ПАО «МТС» разработаны и утверждены Нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Своевременно осуществляется закупка сертифицированных СИЗ, соблюдаются сроки носки и испытания средств индивидуальной защиты. Надлежащим образом организовано хранение и учет СИЗ.

Сотрудники МТС, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры. Целью периодических медицинских осмотров является динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников в процессе трудовой деятельности, профилактика и своевременное установление признаков профессиональных и общих заболеваний, а также предупреждение несчастных случаев. За отчетный период в ПАО «МТС» прошли предварительные и периодические медицинские осмотры 2 989 и 8 758 человек соответственно. По результатам периодических медицинских осмотров 20 работников нуждались в переводе на другую работу, 273 работникам было рекомендовано санаторно-курортное лечение.

Особое внимание МТС уделяет организации работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, проведению превентивных мероприятий по управлению профессиональными рисками. С этой целью реализованы различные организационные и технические мероприятия по профилактике производственного травматизма.

Официальных совместных комитетов по здоровью и безопасности в ПАО «МТС» нет. Руководители подразделений и представители работников участвуют в мониторинге и при разработке ежегодных Планов работы по охране труда в Макрорегионх и регионах на предстоящий год (10%) и при разработке Перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

В 2015 году в ПАО «МТС» произошло шесть легких несчастных случаев и один тяжелый несчастный случай. Следует отметить, что 71% несчастных случаев приходится на падение пострадавших из-за личной неосторожности и 29% на дорожно-транспортные происшествия. Уровень производственного травматизма, который характеризуется коэффициентом частоты несчастных случаев 1 (Кч), составил 0,17, для сравнения, по отрасли «Связь» - 1,56. Коэффициент тяжести несчастных случаев (Кт) составил 16,28.

1 Коэффициент частоты несчастных случаев (Кч) определяет число несчастных случаев за отчетный период в расчете на 1000 работающих.

Количество несчастных случаев в ПАО «МТС», шт.

Коэффициент частоты несчастных случаев (Кч)

Коэффициент производственного травматизма и потери рабочего времени (КПТ) в 2015 году составил 0,03, а Коэффициент потерянных дней (КПД) - 0,49. Коэффициент отсутствия на рабочем месте (КО) - 5,51. В 2015 году профессиональных заболеваний у сотрудника не выявлено, смертельные несчастные случаи отсутствуют.

Водители транспортных средств и технические специалисты (работа на высоте, работа в электроустановках), обслуживающие сеть связи относятся к работникам с высоким травматизмом. Вопросы здоровья и безопасности в официальных соглашениях с профсоюзами не отражены ввиду отсутствия таких соглашений.

Ежегодно в ПАО «МТС» проводится работа с Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ) по финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также на получение скидок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В 2015 году общая сумма, полученная от этой работы, составила 9,6 млн руб. (в 2014 г. - 9,5 млн руб.).

За счет средств ФСС РФ:

  • проведены медицинские осмотры;
  • приобретена спецодежда, спецобувь и другие СИЗ;
  • проведена специальная оценка условий труда;
  • организовано санаторно-курортное лечение работников МТС.

Система управления охраной труда в ПАО «МТС» получила признание на региональном и областном уровнях. В 2015 году ряд филиалов МТС стали победителями и призерами городских и областных смотров-конкурсов по охране труда.

Большое внимание уделяется пропаганде вопросов охраны труда, используются различные формы работы. Каждый год, в апреле месяце, в преддверии Всемирного дня охраны труда, проводятся различные мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда работников Компании, на предотвращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В отчетном году представители МТС и дочерних компаний приняли участие в работе первой Всероссийской недели охраны труда в г. Сочи. Насыщенная программа Всероссийской недели охраны труда позволила поучаствовать в профессиональных дискуссиях, изучить лучшие практики и опыт коллег, ознакомиться с основными направлениями совершенствования законодательства по охране труда, получить рекомендации и ответы на практические вопросы.

С целью мотивации Макро-регионов и регионов на достижение высоких показателей в области охраны труда, в 2015 году проведен смотр-конкурс по охране труда на лучшее состояние условий и охраны труда среди Макро-регионов ПАО «МТС». Оценка деятельности Макро-регионов и регионов проводилась по 20 показателям. Победителями смотра-конкурса стали: Филиал ПАО «МТС» в Алтайском крае, Макро-регион «Сибирь»; Филиал ПАО «МТС» в г. Смоленск, Макро-регион «Центр»; Макро-регион «Москва». Два филиала ПАО «МТС» получили «Сертификат доверия работодателю».

Ежегодно в Компании проводится оценка эффективности системы управления охраной труда на основе количественных показателей, которые позволяют объективно оценить степень реализации проводимой политики в области охраны труда. Оценку получает каждый регион. По результатам оценки эффективности системы управления охраной труда проводится анализ, планируются конкретные мероприятия по улучшению и совершенствованию работы по охране труда.

4. ОХРАНА ТРУДА

4.1. Работодатели обеспечивают безопасные условия и охрану труда для работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

4.2. Профсоюз, его представители осуществляют общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

4.3. Работодатели обеспечивают разработку соглашений (планов мероприятий) улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и согласовывают их с соответствующим выборным органом Профсоюза.

Работодатель выделяет денежные средства на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

4.4. Работодатели регулярно в сроки, определенные законодательством Российской Федерации, нормативными актами Правительства Российской Федерации, коллективными договорами организаций, соглашениями по охране труда, но не реже одного раза в пять лет, организуют проведение с участием представителя(ей) Профсоюза специальной оценки условий труда и информируют работников об условиях труда на рабочих местах и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

4.5. Работодатели в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации организуют проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинских осмотров, обследований работников соответствующих профессий и работников, выполняющих соответствующие виды работ, а также обязательные психиатрические освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности.

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников соответствующих профессий проводятся за счет средств работодателя.

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работников, не прошедших в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работниками работы, обусловленной трудовыми договорами.

Профсоюз контролирует своевременность проведения обязательных медицинских осмотров согласно срокам, установленным законодательством Российской Федерации.

4.6. Бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов работникам производится непосредственно в дни фактической занятости на работах с вредными и (или) опасными условиями труда независимо от их продолжительности. Порядок выдачи работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов, а также их замена компенсационной выплатой работникам устанавливается коллективными договорами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.7. В случае нарушений нормативных требований к условиям труда, установленных режимов труда и отдыха, необеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты работник вправе отказаться от выполнения работы до устранения выявленных нарушений.

Отказ от выполнения работ в связи с необеспечением безопасных условий труда не может служить основанием для применения дисциплинарного взыскания.

4.8. Работнику в соответствии со статьей 220 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается сохранение места работы (должности) и средней заработной платы на время приостановки работ на рабочих местах вследствие несоответствия условий труда нормативным правовым актам по охране труда.

4.9. Работодатели информируют принимаемых на работу работников об условиях труда, степени их вредности и опасности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, необходимых средствах индивидуальной защиты, компенсациях, режиме труда и отдыха. Соответствующая информация должна предоставляться по просьбе работника в период его трудовой деятельности.

4.10. Работодатели и соответствующие выборные органы Профсоюза в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации совместно формируют в организациях комитеты (комиссии) по охране труда, которые организуют совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

4.11. Уполномоченным по охране труда Профсоюза для исполнения возложенных на них функций предоставляется оплачиваемое в размере среднего заработка время, продолжительность которого оговаривается в коллективном договоре, но не менее двух часов в неделю.

Работодатель обеспечивает обучение уполномоченных лиц по охране труда не реже одного раза в три года, а также обеспечивает их нормативно-технической литературой, правилами и инструкциями по охране труда.

4.12. Увольнение уполномоченных по охране труда возможно только с согласия соответствующего выборного органа Профсоюза.

4.13. Работодатели обязаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве, анализ причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний, разработку и внедрение профилактических мер по их предупреждению, своевременно доводить информацию о несчастных случаях до соответствующих выборных органов Профсоюза.

4.14. Работодатели осуществляют обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а при наличии финансовых возможностей, дополнительное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.15. В течение первого месяца при поступлении на работу, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года работодатели обеспечивают обучение по охране труда работников организации в объеме их должностных обязанностей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4.16. Для всех поступающих на работу работодатели в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации организуют проведение вводного инструктажа по охране труда, первичного инструктажа на рабочем месте, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, своевременное проведение инструктажей и проверку знаний требований норм и правил охраны труда.

4.17. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатели обязаны предоставлять компенсации, установленные действующим законодательством Российской Федерации и коллективными договорами.

4.18. На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работодатели бесплатно обеспечивают работников за счет средств организации спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование в соответствии с нормами , установленными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 июня 2010 г. N 454н.

Работодатели обеспечивают хранение, своевременную бесплатную стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию, чистку, ремонт и замену выданных работнику спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Перечень обязательной к выдаче спецодежды, спецобуви, в том числе теплой, других средств индивидуальной защиты, а также нормы их выдачи не могут быть меньше действующих отраслевых типовых норм выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Конкретный перечень обязательной к выдаче спецодежды, спецобуви, в том числе теплой, других средств индивидуальной защиты, а также нормы их выдачи фиксируются в коллективных договорах (приложениях к ним) либо в локальных нормативных актах работодателя в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Работа без соответствующей спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты запрещается.

4.21. Работодатели обеспечивают выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и представлений органов общественного контроля в установленные законодательством Российской Федерации сроки.

4.22. Работодатели разрабатывают необходимую нормативно-техническую документацию, проводят организационно-технические и другие необходимые мероприятия по охране труда и предупреждению производственного травматизма, предотвращают воздействия вредных факторов производственной среды на работников, оборудуют и обеспечивают работу кабинетов, уголков (стендов) охраны труда, а также приобретение наглядной агитации по охране труда, промышленной безопасности и безопасности дорожного движения.

Применение нового оборудования, материалов, сырья, не имеющих соответствующих сертификатов, не допускается.

4.23. Работодатели обеспечивают санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи (медпункты, здравпункты), комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки.

4.24. Работодатели совместно с соответствующими выборными органами Профсоюза обеспечивают проведение целевых совещаний, семинаров, смотров - конкурсов по охране труда, дней охраны труда с целью пропаганды передового опыта по созданию безопасных условий труда, профилактики рисков производственного травматизма и профзаболеваний работников.

Работы в действующих электроустановках должны проводиться:

по заданию на производство работы, оформленному на специальном бланке установленной формы и определяющему содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и работников, ответственных за безопасное выполнение работы (далее - наряд-допуск, наряд), форма которого и указания по его заполнению предусмотрены приложением № 7 к Правилам;

по распоряжению;

на основании перечня работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.

Выполнение работ в месте проведения работ по другому наряду должно согласовываться с работником, выдавшим первый наряд (ответственным руководителем или производителем работ).

Согласование оформляется до начала подготовки рабочего места по второму наряду записью "Согласовано" на лицевой стороне второго наряда, располагаемой в левом нижнем поле документа с подписями работников, согласующих документ.

4.4

Капитальный ремонт электрооборудования напряжением выше 1000 В, работа на токоведущих частях без снятия напряжения в электроустановках напряжением выше 1000 В, а также ремонт ВЛ независимо от напряжения должны выполняться по технологическим картам или проекту производства работ (далее - ППР), утвержденным руководителем организации (обособленного подразделения).

Работы на линиях под наведенным напряжением (ВЛ, КВЛ, ВЛС, воздушные участки КВЛ, которые проходят по всей длине или на отдельных участках вблизи действующих ВЛ или контактной сети электрифицированной железной дороги переменного тока, на отключенных проводах (тросах) которых при заземлении линии по концам (в РУ) на отдельных ее участках сохраняется напряжение более 25 В при наибольшем рабочем токе влияющих ВЛ (при пересчете на наибольший рабочий ток влияющих ВЛ), выполняются по технологическим картам или ППР, утвержденным руководителем организации (обособленного подразделения).

(п. 4.4 в ред. Приказа Минтруда России от 19.02.2016 № 74н)

4.5

В электроустановках напряжением до 1000 В при работе под напряжением необходимо:

снять напряжение с расположенных вблизи рабочего места других токоведущих частей, находящихся под напряжением, к которым возможно случайное прикосновение, или оградить их;

работать в диэлектрических галошах или стоя на изолирующей подставке либо на резиновом диэлектрическом ковре;

применять изолированный инструмент (у отверток должен быть изолирован стержень) или пользоваться диэлектрическими перчатками.

Не допускается работать в одежде с короткими или засученными рукавами, а также использовать ножовки, напильники, металлические метры.

Не допускается прикасаться без применения электрозащитных средств к изоляторам, изолирующим частям оборудования, находящегося под напряжением.

Работы в ОРУ на проводах (тросах) и относящихся к ним изоляторах, арматуре, расположенных выше проводов, тросов, находящихся под напряжением, необходимо проводить в соответствии с ППР, утвержденным руководителем организации или обособленного подразделения. В ППР должны быть предусмотрены меры для предотвращения опускания проводов (тросов) и для защиты от наведенного напряжения. Не допускается замена проводов (тросов) при этих работах без снятия напряжения с пересекаемых проводов.

Не допускаются работы в неосвещенных местах. Освещенность участков работ, рабочих мест, проездов и подходов к ним должна быть равномерной, без слепящего действия осветительных устройств на работников.

Работники, работающие в помещениях с электрооборудованием (за исключением щитов управления, релейных и им подобных), в ЗРУ и ОРУ, в подземных сооружениях, колодцах, туннелях, траншеях и котлованах, а также участвующие в обслуживании и ремонте ВЛ, должны пользоваться защитными касками.

Техническое обслуживание осветительных устройств, расположенных на потолке машинных залов и цехов, с тележки мостового крана должны производить по наряду не менее двух работников, один из которых должен иметь группу III и выполнять соответствующую работу. Второй работник должен находиться вблизи работающего и контролировать соблюдение им необходимых мер безопасности.

Устройство временных подмостей, лестниц на тележке мостового крана не допускается. Работать следует непосредственно с настила тележки или с установленных на настиле стационарных подмостей.

С троллейных проводов перед подъемом на тележку мостового крана должно быть снято напряжение. При работе следует соблюдать правила по охране труда при работе на высоте.

Охрана труда – это система обеспечения здоровья и безопасности жизни человека в промежуток времени применения его труда, выступает одной из условий хорошей жизни и обеспечения человека.

Охрана труда рабочих в различных учреждениях – это сфера государственного управления, цель которой заключается в реализации права человека на жизнь и здоровье непосредственно в процессе его трудовой деятельности. Охрана труда в России обеспечивается за счёт разработанных нормативно-правовых актов, главным из которых является Трудовой кодекс РФ, и организованных согласно им органов управления, которые осуществляют соответствующие надзорные и контрольные функции. Нормы права направлены также на регулирование отношений в сфере охраны труда между работодателем и работником. Все законодательные и правовые нормы подразделяются на три части: общая, особенная и специальная. Общая часть регламентирует все виды деятельности целиком, особенная часть устанавливает требования для отдельных видов деятельности, а специальная часть касается каждой организации индивидуально.

Управление охраной труда рабочих в учреждениях – это неразрывная многоуровневая система, направленная на сохранение жизни и здоровья работника на рабочем месте. Она включает в себя ряд мероприятий призванных обезопасить жизнь и здоровье человека в трудовом процессе. Так можно выделить: правовые, организационные, социально-экономические, технические, профилактические, санитарно-гигиенические и другие мероприятия. Проверка по вопросам охраны труда осуществляется специальной комиссией и отвечает за условия труда инженер по охране труда. Журналы по охране труда хранятся у инженера по охране труда. При начале нового вида работ или прибытии новых сотрудников проводится вводный инструктаж по охране труда. Полное соблюдение всех требований системы охраны труда может в известной мере гарантировать безопасность всех работников на предприятии. Проверка знаний по охране труда должно войти в трудовое расписание каждого предприятия - когда все работники ответственно подходят к технике безопасности, на предприятии уровень безопасности на рабочем месте всегда будет на высоте. Охрана труда по профессиям прописана в инструкциям по технике безопасности почти для каждой профессии.

Первоначально охрана труда была далеко не приоритетным направлением развития как государственных, так и частных структур. Однако, радует тот факт, что сегодня охрана труда постепенно занимает надлежащее ей место в системе управления производством, ведь большинство руководителей всех форм собственности понимают, что охрана труда – это основное направление развития трудовых отношений в цивилизованном обществе.

Согласно Трудовому Кодексу сегодня стало необходимостью создавать службы или вводить должность специалиста по охране труда на предприятия, чья численность превышает пятьдесят человек. Современные требования охраны труда не ограничиваются банальной каской для строителя или резиновыми сапогами для электрика - разработаны инструкции практически для каждой профессии. В некоторых случаях руководитель лично принимает решение об организации такой службы и издает приказы по охране труда. Законодательно также допускается привлечение сторонних организаций, специализирующихся на услугах в области охраны труда. Нужно заметить, что приглашение сторонней организации сегодня начинает занимать лидирующие позиции, так как именно грамотный специалист с высоким уровнем подготовки и большим опытом работы в этом направлении способен разобраться во всех нюансах ведения охраны труда на предприятии.

Таким образом, охрана труда стала одной из молодых, развивающейся в сфере бизнеса. Не каждый предприниматель имеет возможность держать в своём штате сотрудника, занимающегося проблемами охраны труда, а несоблюдение установленных законом правил может привести к административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности. Программа по охране труда на предприятии позволяет в короткие сроки провести проверку всех нюансов конкретного вида работ, устранить нарушения и создать безопасную обстановку для сотрудников предприятия. Предприятия, оказывающие услуги по регулированию вопросов охраны труда рабочих подлежат обязательной аккредитации. Любая организация может заключить с ними договор обслуживания, и охрана труда будет полностью под их контролем. Им можно будет поручить ведение всей необходимой документации, разработку регламентов и положений, проведение инструктажа с работниками.

Дни, когда охрана труда бесплатно прилагалась в обязанности прораба закончились. Современный темп производства должен гарантировать безопасность труда не только с позиции гражданской ответственности, но и с точки зрения рационализации труда. На предприятии, где сотрудникам ничто не угрожает и их условия труда защищены сотрудники не получают травм, а следовательно общая производительность предприятия возрастает. Отпадает необходимость оплачивать больничные и другие издержки, которые могут быть связаны с травматизмом на предприятии, как частный случай.

Охрана труда – это огромный по масштабам и значению комплекс, который обеспечивает и контролирует уровень безопасности рабочего места каждого работника. Согласно действующему законодательству, мероприятия по охране туда не должны отличаются на крупных, средних и малых предприятиях. В практике же охрана труда имеет некоторую специфику в каждой компании, в зависимости от условий работы, занятости на вредных производствах и количества штатных работников.

Охрана труда, в соответствии с законодательными нормами, на предприятиях с численностью до 100 человек (малое предприятие), от 101 до 250 человек (среднее предприятие) и свыше 250 человек (крупное предприятие) отличаться не должна.

При этом охрана труда, согласно законодательству, на предприятиях с численностью сотрудников более 50 человек, должна осуществляться квалифицированным сотрудником. Если такая должность отсутствует, собственник предприятия, на которого возложена обязанность обеспечивать безопасные условия и охрану труда, должен заключить договор с предприятием или отдельным специалистом, для которых охрана труда – специализация и они оказывают услуги по ведению, контролю и обучению сотрудников нормам безопасности (аутсорцинг охраны труда).

В первую очередь при обеспечении гарантии надежных и безопасных условий трудовой деятельности охрана труда должна проводиться работодателем независимо от типа предприятия и количества работников.

При этом необходимо:

    охрана труда должна сопровождаться, согласно трудовому законодательству, изучением и сдачей экзаменов по технике безопасности работы на производстве рабочими;

    в зависимости от специфики деятельности компании, охрана труда должна соответствовать организационной форме предприятия с целью обеспечения безопасных условий работы;

    охрана труда обеспечивается специалистом, обучение которого должна проводиться в специализированных учебных центрах, в которых обучают основам безопасности трудовой деятельности. Кроме того, руководство должно удостовериться в прохождении проверки знаний в этой области.

Охрана труда требует отдельного внимания и именно поэтому специальным приказом руководителя предприятия должен быть назначен человек, ответственный за пожарную безопасность, электрохозяйство, безопасность работы объектов с повышенной опасностью для здоровья. Работодатель должен определять работников, которые должны проходить медицинские осмотры и которым необходимо выдавать средства индивидуальной защиты. Таким сотрудникам законодательством гарантированы компенсации и дополнительные льготы.

Организация охраны труда на предприятиях включает в себя проведение обязательного социального страхования работников от несчастных случаев во время трудовой деятельности и профессиональных заболеваний.

Охрана жизни и здоровья работников во время их трудовой деятельности – одна из основных задач государства и первостепенная задача работодателя. Этот, в первую очередь, общечеловеческий принцип отвечает конвенциям Международной организации труда, Всеобщей декларации прав и свобод человека, а также Конституции Российской Федерации. Согласно последней право человека на труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности, прописано как одно из основных прав гражданина. А охрана труда и здоровья людей является одним из приоритетных направлений социальной политики России.

Трудовой кодекс РФ, закрепляя эти конституционные принципы, обязывает обеспечить управление охраной труда в организации для создания безопасных условий независимо от её формы собственности и отрасли производства. Существующая система стандартов, межотраслевые и отраслевые правила, множественные нормативно-правовые акты регулируют вопросы, которые связанны с охраной труда.

На федеральном и региональном уровнях административный контроль в сфере охраны труда осуществляют Министерство труда и социального развития, Федеральная инспекция труда, Госэнергонадзор, Государственный пожарный надзор, а также другие надзорные органы и их подведомства. Управление охраной труда в организации и на предприятии осуществляются за счёт служб по охране труда, которые взаимодействуют с работодателями, профсоюзами и инспекциями по труду.

Законом закреплена обязанность предприятий, с численностью более пятидесяти сотрудников, создавать на предприятии службу охраны труда или утверждать единичную должность специалиста по охране труда. При численности, не превышающей пятьдесят работников, руководитель самостоятельно принимает решение о создании подобной структуры. Если же конкретная служба или специалист отсутствуют, то управление охраной труда в организации выполняет сам работодатель, в лице индивидуального предпринимателя или директора предприятия. Он должен пройти необходимую подготовку, сдать квалификационный экзамен и в дальнейшем, будет нести ответственность за возможные нарушения.

Структура службы охраны труда формируется в соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда, принятыми постановлением №14 Министерства труда и социального развития РФ 8 февраля 2000 года. Рекомендации чётко прописывают задачи, функции службы, затрагивают особенности формирования и права её работников. В них содержится двадцать пунктов, что упрощает возможность ознакомления с ними заинтересованными лицами. Окончательное решение о численности, конкретной структуры и способах обеспечения должных условий для полноценного функционирования службы принимается руководителем с учётом разработанного Постановления.

Управление охраной труда в организации может быть оптимизировано за счёт разработки Системы управления охраной труда на конкретном предприятии. Основные требования к подобным системам управления закреплены ГОСТом Р 12.0.006-2002. Более того, система управления может оформляться в виде Стандарта предприятия. Как и любая другая система, Система управления охраной труда включает в себя ряд подсистем, уточнённый перечень которых формируется в процессе трудовой деятельности.

Как единая система, управление охраной труда в организации, призвана осуществлять следующие функции: организация работ по охране труда с их последующей координацией; планирование работ; контроль текущего состояния охраны труда, а также функционирования всей системы; учёт показателей состояния охраны труда, их анализ и оценка; разработка системы поощрений за работу по охране труда.

Создание Системы процесс сложный и трудоёмкий, не менее трудно заставить всю систему функционировать в бесперебойном режиме. Для этого службе охраны труда понадобится дополнительное обучение с последующим повышением квалификации, что для предприятия может означать серьёзные материальные затраты.

Трудовым кодексом предусматривается вариант, когда управление охраной труда в организации доверяется сторонней фирме, прошедшей обязательную аккредитацию. Она возьмёт на себя, все функции по охране труда на вашем предприятии, позволив вам, тем самым, полностью сосредоточиться на основной деятельности.

Влияние на человека, как правило, оказывают следующие факторы:

    Физические

    Химические

    Генетические

    Здравоохранение

Химические факторы: Факторы воздействия на здоровье человека данного вида воздействия, как правило, имеют сильное влияние на дальнейшее существование человека. Загрязнение нашей атмосферы напрямую взаимосвязано с ухудшением состояния здоровья, а, следовательно, и продолжительности жизни. Это всегда оставалось, и будет оставаться актуальным вопросом.

Наиболее вероятными факторами, которые сопутствуют химическому отравлению или заражению являются производственные предприятия, которые выбрасывают отходы в атмосферу, грунт и воду. В атмосферу, как правило, попадают вредные вещества – газы, которые могут оказывать как прямое воздействие на человека, то есть человек вдыхает вредные испарения вместе с воздухом, как и двоякое, то есть через воду или сушу. Так, при попадании в почву, вредные вещества могут впитываться растениями, которые затем человек употребляет в пищу. То же касается и воды. Человек использует воду в личных целях, даже не зная того, какие вредные вещества содержатся в ней, и чем они грозят. Так как большинство выбрасываемых в атмосферу газов, легко могут соединяться с водой, то районы с активной промышленностью имеют не только загрязненную атмосферу, но и загрязненную воду и грунт.

Так, факторы, формирующие здоровье человека, в данном случае не могут превосходить факторы загрязнения, и поэтому в промышленных районах чаще болеют дети и жители чаще страдают от онкологических заболеваний, что существенно сокращает их жизнь.

Стоит отметить, что воздействие загрязненного атмосферного воздуха на население, обусловлено такими объективными принципами:

Разнообразие загрязнения – полагается, что на человека, который обитает в промышленном районе, может воздействовать примерно несколько сотен тысяч химических и отравляющих веществ. В определенном районе, может присутствовать ограниченное количество вредных веществ, но в большей концентрации, притом, что комбинация неких веществ, может вызвать усиление негативного их влияния на человека.

Массированное воздействие – человек вдыхает примерно 20000 литров воздуха в день, и даже незначительные концентрации отравляющего вещества, которые содержаться в воздухе, сравнимо таким вдыхаемым объемам могут вызвать значительное поступление токсинов в организм.

Доступ токсинов во внутреннюю среду организма. Как известно, легкие имеют поверхность примерно 100 м квадратных, что позволяет им впитать вредные вещества и рассеять их по большой поверхности органа. Токсины имеют прямой контакт с кровью, поскольку из легких, они сразу попадают в большой круг кровообращения, миновав на своем пути токсикологический барьер – печень.

Трудность защиты. Отказавшись принимать в пищу загрязненные продукты или воду, человек все равно продолжает впитывать в себя токсины через атмосферу и воздух.

Загрязнение атмосферы, как правило, негативно сказывается на сопротивляемости организма, последствием которой становится повышенная заболеваемость и ряд физиологических изменений организма. Факторы, влияющие на здоровье человека в данном случае, снижают среднюю продолжительность жизни.

Если сравнивать атмосферное загрязнение, то оно в десятки раз опаснее загрязнения воды или грунта, поскольку через легкие токсины напрямую попадают в кровь.

Основными загрязнителями почвы служат утечки химических отходов, неправильно захороненных или неправильно сохраняемых, оседание на почву вредных веществ с атмосферы, а также обильное применение химикатов в сельском хозяйстве.

По России, почва загрязнена пестицидами практически на 8 %. В данный момент, наиболее вероятно, что почти все водные объекты поддаются антропогенному загрязнению.

Факторы влияния на здоровье человека в химическом плане настолько разнообразны, что справиться с ними всеми невозможно. Поскольку масштабы производства с каждым днем растут в геометрической последовательности, а для восстановления ресурсов природы требуются целые десятки, а то и сотни лет.