7 юридические факты в административном праве. Административно-правовые отношения (понятие и виды)


Целью курсовой работы является изучение сущность юридических фактов в административном праве.

Какие социальные обстоятельства могут и должны иметь юридическое значение? Как из массы важных и второстепенных признаков социальной ситуации выбрать именно те, которые должны стать юридическими фактами?

Для ответа на эти вопросы в курсовой работе сформулированы следующие задачи:

Установление понятия юридического факта;

Рассмотрение функций и значения юридического факта;

Изучение классификации юридических фактов;

Исследование дефектности юридических фактов.

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ ………………….………5

1.1 Понятие юридического факта…………………………..………….………..5

1.2 Функции и значения юридических фактов…………………………….….7

ГЛАВА 2. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ……..……………………………………………………………………10

2.1 Классификация юридических фактов……………….…………………..….10

2.2 Сложные юридические факты и фактические составы…………….……18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...………………………………………………………...27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..….…29

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А.Столыпина»

ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО «ПАГС» в г. Балакове

Факультет государственно–правового управления

КАФЕДРА Менеджмента организации

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Административное право»

на тему: «Юридические факты в административном праве»

Выполнила:

Студентка 2 курса,

Очной формы обучения

Специальности

Руководитель:

Балаково 2011 г.

ВВЕДЕНИЕ.............................. .............................. .............................. ...........3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ ………………….………5

1.1 Понятие юридического факта………………………….. ………….………..5

1.2 Функции и значения юридических фактов… ………………………….….7

ГЛАВА 2. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ……..……………………………………………………… ……………10

2.1 Классификация юридических фактов……………….…………………..….10

2.2 Сложные юридические факты и фактические составы…………….……18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...………………………………… ……………………...27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..….…29

ВВЕДЕНИЕ

Правоотношения отражают тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, которое определяется нормами права. Более того, не все общественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношение способно принять правовой характер лишь в том случае, когда речь идет об актах поведения, имеющих социальную значимость. Когда же дело касается мыслей и чувств, не отражающих их действия, говорить об их юридической природе нельзя.

Таким образом, правоотношение - это только одна сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма ее выражения. Форму правоотношений приобретают только те отношения, которые регулируются правовыми нормами. Участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. Если один субъект правоотношения наделен правом, то на другого возлагаются юридические обязанности. Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать от продавца вещь надлежащего качества, а продавец обязан в соответствии с законом выполнить его требования. Правоотношения имеют сознательно - волевой характер. В отличие от экономических отношений, которые складываются объективно, вне зависимости от воли отдельного индивида, правоотношения всегда носят индивидуально - волевой характер.

Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются, их содержание - права и обязанности - реализуется для достижения поставленных сторонами целей. Вся эта динамика правовых отношений неразрывно связана с наступлением различных фактов, имеющих юридическое значение. В правовой науке и практике такие факты получили название юридических фактов.

Значит, юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Общеизвестно, что гипотеза устанавливает те жизненные обстоятельства и условия, при наличии которых у субъектов возникают конкретные юридические права и обязанности. Другими словами, юридические факты порождают отношения между субъектами на основе предписаний правовой нормы.

Поэтому продолжают быть актуальными вопросы классификации юридических фактов в гражданском праве.

Актуальность курсовой работы объясняется тем, что устанавливая нормы права, законодатель должен «увидеть» юридические факты, выделить их из массы важных и второстепенных социальных обстоятельств и правильно отразить в нормах действующего законодательства. Неточное выделение юридических фактов, неправильная их правовая оценка ведут к тому, что одним обстоятельствам не придается должного значения, другие, напротив, приобретают несвойственные им качества.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере понятия и применения норм о юридических фактах.

Предметом исследования являются, нормы гражданского законодательства в части регулирования юридических фактов.

Целью курсовой работы является изучение сущность юридических фактов в административном праве.

Какие социальные обстоятельства могут и должны иметь юридическое значение? Как из массы важных и второстепенных признаков социальной ситуации выбрать именно те, которые должны стать юридическими фактами?

Для ответа на эти вопросы в курсовой работе сформулированы следующие задачи:

Установление понятия юридического факта;

Рассмотрение функций и значения юридического факта;

Изучение классификации юридических фактов;

Исследование дефектности юридических фактов.

Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: статистического и логико-юридического.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ

1.1 Понятие юридического факта

Юридические факты – это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений.

Под юридическими фактами в науке и на практике понимаются конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий – возникновение, изменение или прекращение правовых отношений 1 .

Уже в определении видно своеобразие юридических фактов. Во-первых, это конкретные жизненные обстоятельства, элементы объективной социальной действительности; во-вторых, обстоятельства, признанные нормами права, прямо или косвенно отраженные в законодательстве.

В научной литературе и правоприменительной практике о юридических фактах часто говорят как о явлениях материальной действительности, отвлекаясь от их нормативного опосредования, или, напротив, имеют в виду совершенствование нормативной модели юридических фактов, оставляя в стороне конкретные события и действия. Такой подход вполне допустим: в таком сложном явлении, как юридический факт, можно выделять различные аспекты, отношения, срезы.

Выделение материальной и идеальной сторон в понятии «юридический факт» позволяет очертить его основные признаки, характеризующие материальную сторону данного понятия.

Юридические факты есть обстоятельства:

Конкретные, определенным образом выраженные вовне. Юридическими фактами не могут быть мысли, события внутренней духовной жизни и тому подобные явления. Вместе с тем законодательство учитывает субъективную сторону действий (вину, мотив, цель, интерес) как элемент сложного юридического факта, например состава правонарушения;

Выражающиеся в наличии либо отсутствии определенных явлений материального мира. Необходимо учитывать, что юридическое значение могут иметь не только позитивные (существующие), но и негативные факты (отсутствие отношений служебной подчиненности, родства, другого зарегистрированного брака и т.п.);

Несущие в себе информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования. Юридическими фактами выступают лишь такие обстоятельства, которые прямо или косвенно затрагивают интересы общества, государства, коллективов, личности. Бессодержательные с социальной точки зрения события и действия не могут иметь и юридического значения.

Другая группа признаков связана с моделью юридических фактов и раскрывает нормативную, идеальную сторону этого явления.

Юридические факты есть обстоятельства 2:

Прямо или косвенно предусмотренные нормами права. Многие юридические факты исчерпывающе определены в норме права. Существуют и индивидуально определяемые факты, лишь в общем виде (косвенно) предусмотренные в законодательстве;

Зафиксированные в установленной законодательством процедурно- процессуальной форме. Юридический факт имеет правовое значение, как правило, лишь в том случае, если он надлежащим образом оформлен и удостоверен (в виде документа, справки, журнальной записи и т.д.);

Вызывающие предусмотренные законом правовые последствия. Имеется в виду прежде всего возникновение, изменение и прекращение правового отношения. Но юридический факт может вызвать и иные правовые последствия, например аннулировать другие юридические факты.

Существует несколько путей исследования причин возникновения правомерных юридических фактов – юридических поступков, сделок, административных актов. В связи с этим выделяются три комплекса социальных предпосылок, порождающих тот или иной юридический факт 3 .

Во-первых, общие социальные предпосылки. К ним следует отнести общественный строй, сложившийся образ жизни, демографические тенденции и т.д. Данные предпосылки формируют массив фактических обстоятельств, создавая благоприятные условия для появления одних юридических фактов и тормозя возникновение других.

Во-вторых, некоторые специальные предпосылки. Это более узкая область общественных отношений, прямо обусловливающая появление конкретной категории юридических фактов. Например, факты заключения и расторжения брака связаны со сложившейся в обществе системой брачно-семейных отношении; трудовой договор, стаж и т.п. – порождение системы трудовых отношений. Специальные предпосылки представляют уже непосредственный практический интерес для правоприменительных органов, так как позволяют выявить тот социальный контекст, внутри которого сформировался и существует юридический факт.

В-третьих, некоторые организационно- юридические предпосылки. В число таких предпосылок входит деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, административно-технических работников, которая заключается в фиксации, установлении и удостоверении юридических фактов, придании им определенной законом формы.

Юридическими фактами являются конкретные социальные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий, возникновение, изменение или прекращение правоотношений

Юридические факты в административном праве - те явления реальной жизни, которые приводят административно-правовую норму в движение, вызывают ее реализацию в правовых отношениях, превращают субъекты административного права в субъекты конкретных административно-правовых отношений.

Являясь одним из основных элементов механизма административно-правового регулирования, юридические факты выполняют свою главную функцию - обеспечивают возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений. Они создают переход от общей модели поведения субъектов, установленной административно- -правовой нормой, к конкретному поведению конкретных субъектов, воплощаемому в административно-правовом отношении. В этом состоит их основная задача.

Юридические факты в административном праве выполняют и дополнительные функции. Прежде всего они выступают гарантией законности, позволяющей не допустить произвола обязанных лиц при осуществлении конкретных административно-правовых отношений. Так, статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено единственное основание для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования (выступающее в качестве юридического факта) - противоречие его норм Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов РФ.

Одной из функций юридических фактов в административном праве является информационная функция, обеспечивающая предварительное воздействие административно-правовых норм на общественные отношения. При осуществлении правовой деятельности необходимо ориентироваться не только на правовые последствия определенных действий, но и учитывать юридические факты, которые эти последствия обуславливают.

Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов административно-правовых отношений, и они своими действиями способствуют их возникновению. Например, налогоплательщики обращаются в представительный орган местного самоуправления с просьбой вынести решение (юридический факт) о предоставлении льгот по уплате местного налога. Появление других юридических фактов негативно отражается на интересах субъектов, и этих фактов стараются избежать (основания для применения мер ответственности в порядке ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отзыв депутата, выражение недоверия должностному лицу местного самоуправления и т.д.).

Таким образом, юридические факты выступают активным, действенным элементом механизма административно-правового регулирования административно-правовых отношений. Их закрепление в законодательстве используется как одно из средств воздействия на поведение субъектов административно-правовых отношений.

В юридической науке существует достаточное количество классификаций юридических фактов. Их дифференцируют по волевому признаку (события, действия), по способу связи с явлениями действительности (позитивные, негативные), по функциям юридических фактов в фактическом составе (правопорождающие, правопрепятствующие), по юридическим последствиям (правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие), по виду правоотношений (материальные, процессуальные), по признаку документальной закрепленности (оформленные, неоформленные, латентные, расчетные) и др. Наиболее распространенной и значимой для административно-правовых отношений является классификация юридических фактов по волевому критерию, в зависимости от характера течения воли людей - на действия и события.

Основным определяющим видом юридических фактов в административном праве является действие - результат сознательной, целенаправленной деятельности людей и иных субъектов права в области отношений, составляющих предмет правового регулирования. Действия можно классифицировать по различным основаниям: по субъекту (действия граждан, организаций, общественно-территориальных образований), по юридической направленности (юридические акты, юридические поступки, результаты действий), по способу совершения (лично, через представителя), по способу выражения и закрепления (документом, молчанием, жестом) и др.

В зависимости от соответствия действий требованиям административно-правовых норм они подразделяются на правомерные и неправомерные (противоправные). Значение такого подразделения заключается в том, что оно охватывает две противоположные сферы правовых явлений: с одной стороны, сделки, административные акты, поступки, связанные с регулирующими правоотношениями, с другой - проступки, преступления, вызывающие возникновение охранительных правоотношений.

Правомерные действия - основная разновидность юридических фактов, являющихся основанием возникновения и динамики административно-правовых отношений. В свою очередь, правомерные действия по своему значению и направленности подразделяются на юридические поступки и юридические (индивидуальные) акты.

К числу юридических поступков, являющихся основаниями возникновения административно-правовых отношений, относятся обращения граждан в органы и к должностным лицам.

Основными юридическими фактами, влекущими возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, являются юридические (индивидуальные) акты - правомерные действия, с которыми нормы права связывают юридические последствия в силу волевой направленности данного действия на эти последствия <*>. Юридические акты в административном праве представляют собой акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, направленные на возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений, иначе - это поведение указанных субъектов, оформляемое в виде принимаемых ими решений.

Государственные органы, должностные лица наделены властными полномочиями. Они в установленном порядке принимают и выдают специальные акты индивидуального регулирования - разрешения, свидетельства, ордера, постановления и т. д. Эти юридические акты также влекут возникновение, изменение либо прекращение административно-правовых отношений.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения отдельных административно-правовых отношений могут быть неправомерные действия, которые не соответствуют правовым предписаниям, ущемляют субъективные права и не согласуются с возложенными на лицо юридическими обязанностями. Примером такого действия может быть издание органом исполнительной власти нормативного акта, противоречащего Конституции РФ, федеральному законодательству.

В административном праве к числу юридических фактов, вызывающих движение административно-правовых отношений, относятся события - обстоятельства как юридические факты, не зависящие от воли людей. Вместе с тем полное отрицание волевого происхождения применимо не ко всем событиям. Многие события изначально могут зависеть от воли человека (например, рождение, смерть человека, пожар и т.д.). Поэтому различие между событиями и действиями состоит не столько в источнике их происхождения, сколько в характере процесса: события в своем процессе не носят волевого характера независимо от причин их возникновения, тогда как действия являются волевыми как по своему происхождению, так и по своему процессу. Для другой части юридических событий характерным является их объективный характер, то, что человек не может предотвратить или ликвидировать. Несмотря на то что развитие таких событий не зависит от воли людей, уже само указание на них в нормах права (в том числе муниципального) придает им юридическую значимость, связывает с ними меру возможного и должного поведения субъектов права.

Среди юридических фактов события занимают не столь значительное место. Среди явлений реальной жизни, с которыми нормы административного права связывают возникновение и динамику административно-правовых отношений, в первую очередь можно выделить рождение или смерть физического лица, достижение им определенного возраста, истечение определенного срока, стихийные бедствия. Юридические события, связанные с жизнедеятельностью человека, имеют значение для реализации предоставленных ему прав.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Юридические факты могут возникать как в результате действий лиц и органов, так и в результате тех или иных событий.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Такие юридические факты называются волевыми юридическими фактами. Например, подача жалобы гражданином в орган исполнительной власти порождает правоотношения, связанные с ее рассмотрением должностными лицами.

По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные проступки и административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События - это юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты). Например, согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828*(34), все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны иметь паспорт. Следовательно, достижение гражданином 14-летнего возраста является юридическим фактом, порождающим у гражданина право и обязанность получить паспорт, а у государственных органов - право и обязанность выдать гражданину паспорт.

Таким образом, различие между волевыми и неволевыми юридическими фактами заключается в том, что возникновение волевых юридических фактов зависит от воли людей, а неволевых - от воли людей не зависит.

Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами.

Это - юридические факты - обстоятельства , при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.

Юридические факты - фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события. Действия - активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов, результат активного волеизъявления субъекта.

По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

  • 1. Правомерные - влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами. Это могут быть: = юридические акты - факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом; = юридические поступки - действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется. Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.
  • 2. Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают правила поведения, установленные административным правом. Неправомерные действия характеризуются как правонарушение - виновные противоправные деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность. Видами неправомерных действий - правонарушений, - являются:

Преступление - правонарушение, имеющее высокую степень общественной опасности; = к правонарушениям относятся дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка). События - явления окружающей действительности, независящие от воли людей (например, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.). Юридические факты могут быть:

По порождаемым последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

По форме своего проявления: - положительные - их наличие влияет на возникновение правоотношения; - отрицательные - их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения и др. Содержанием административно-правовых отношений является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов.

В заключении можно отметить , что правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет права. Важную роль в раскрытии механизма правового регулирования общественных отношений играет понятие правоотношения и его составляющей - субъектов правоотношения.

Можно отметить основные моменты, характеризующие и классифицирующие участников правоотношений.

  • 1. Субъекты правоотношений представляют собой неопределенный круг лиц, который постоянно меняется.
  • 2. Субъекты правоотношений могут становиться таковыми помимо своей воли.
  • 3. Субъект правоотношения обладает субъективным правом по отношению к равному себе субъекту и несет обязанности по отношению к последнему.

Объект правоотношения - реальное благо, которым обладает субъект, является первопричиной правоотношения.

Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Административное право». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

7. Юридические факты в административном праве

Основания возникновения, изменения и прекращения – факты объективного характера, с появлением которых административно-правовое отношение возникает, изменяется или прекращается. Поскольку эти факты предусмотрены законодательством в качестве именно оснований возникновения (изменения, прекращения) административно-правовых отношений, они называются юридическими фактами. Юридические факты играют важную роль в правовой системе, так как связывают нормы права с реальными общественными отношениями.

Признаки юридического факта:

1) конкретное жизненное обстоятельство, выраженное вовне;

2) обстоятельство, предусмотренное нормой права;

3) информация об определенном состоянии общественных отношений;

4) наличие данных обстоятельств, вызывающее определенные последствия.

В сфере административно-правового регулирования юридические факты делятся, как и в других отраслях права, на действия и события.

Действия – юридические факты, которые являются волевыми по их происхождению и в процессе осуществления. Например, назначение лица на должность, поощрение, отправка корреспонденции с соответствующим оформлением и т. д.

Действия по их характеру можно условно разделить на две группы:

1) правомерные;

2) неправомерные.

Правомерные действия – действия, всегда соответствующие закону, требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов могут выступать правомерные действия граждан и других возможных участников (органов, объединений и т. п.) административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административно-правового отношения между ним и исполнительным органом – должностным лицом, которому жалоба адресуется.

В литературе также отмечается следующая особенность юридических фактов в административном праве: основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер, относящиеся к конкретному адресу и делу.

К числу неправомерных действий относятся такие, которые не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные и административные правоотношения, характерные для сферы исполнительной власти. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных действий относят также бездействие органов, должностных лиц (например, непринятие органами внутренних дел предусмотренных законодательством мер по обеспечению общественного порядка).

События – юридические факты, которые не зависят от воли людей в период своего существования и нередко не являются волевыми и по источнику их происхождения (например, стихийное бедствие).

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право. Шпаргалка (Д. С. Белоусов, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -