Центр занятости населения для чего нужен. Что такое биржа труда? Постановка на учёт по безработице инвалидов


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Цель деятельности Центра занятости - реализация в муниципальном районе единой государственной политики в области содействия занятости населения.

Основными задачами Центра занятости являются:

  • обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;
  • оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции;
  • создание условий для более эффективного регулирования использования рабочей силы;
  • развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;
  • повышение мобильности рабочей силы и обеспечение регулирования миграционных процессов с учётом потребностей рынка труда.

ФУНКЦИИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Центр занятости осуществляет на территории муниципального района следующие функции:

1.Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.
2.Исполнение переданного полномочия.
3.Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации следующих государственных услуг:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда Александровском муниципальном районе и в Пермском крае;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
  • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

4.Участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
5.Исполнение административного регламента по исполнению переданного полномочия, федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, утверждаемых Федеральным органом.
6.Определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
7.Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда).
8.Осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
9.Обеспечение функционирования информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации в сфере занятости населения.
10.Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
11.Обеспечение безопасности при обработке персональных данных техническими, программными средствами и организационными действиями.
12.Подготовка и направление Учредителю следующей информации:

  • сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения;
  • иной информации в сфере занятости населения, предусмотренной нормативными правовыми актами Федерального органа.

13.Реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
14.Реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.
15.Обеспечение в соответствии с методическими документами Учредителя работы мобильного офиса Центра занятости, осуществляющего реализацию центрами занятости Пермского края возложенных функций.
16.Осуществление функций получателя средств бюджета Пермского края.
17.Составление и представление на утверждение Учредителю бюджетной сметы Центра занятости.
18.Подготовка и представление Учредителю в установленные сроки форм статистической, финансовой, бухгалтерской, бюджетной, и иной четности о деятельности Центра занятости в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.
19.Формирование, ведение и использование банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения.
20.Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.
21.Организация приема граждан, обеспечение своевременного и того рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов.
22.Выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке.
23.Осуществление профессиональной подготовки работников Центра занятости, их переподготовки, повышения квалификации и стажировки.
24.Осуществление в соответствии с законодательством работы по комплектованию, хранению, учёту и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости.
25.Исполнение функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра занятости и реализации мероприятий в области содействия занятости населения.
26.Выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения, утвержденного Учредителем.
27.Осуществление приносящей доход деятельности по сдаче в аренду недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством.
28.Осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Под биржей труда в современном обществе обычно подразумевают государственное учреждение, которое осуществляет посредничество между теми, кто занят поисками подходящей работы, и работодателями, заинтересованными в квалифицированной рабочей силе. Биржа труда – часть системы государственного регулирования рынка труда, которая помогает гражданам с трудоустройством и переобучением, а также осуществляет социальную поддержку безработных.

Органы, ведающие вопросами занятости населения, анализируют состояние рынка труда во всех регионах страны и подбирают для соискателей вакансии, соответствующие их уровню профессиональной подготовки.

В настоящее время ситуация на рынке труда настолько сложна и многообразна, что часть функций государственных Центров занятости населения берут на себя коммерческие и общественные биржи труда. В таких организациях соискатель может за приемлемую плату получить данные об актуальных вакансиях, хотя однозначной гарантии трудоустройства, разумеется, никто дать не может.

Государственные Центры занятости населения

Государственная служба занятости занимается более широким кругом вопросов. В ее ведении – проблемы с трудоустройством лиц, временно оставшихся без работы; переподготовка тех, кто желает ; выплаты государственных пособий тем лицам, которые становятся на учет в качестве безработных.

Центры занятости осуществляют также профориентацию и психологическое сопровождение граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Биржа труда имеет в своем распоряжении банки актуальных вакансий, которые востребованы в данном регионе в настоящий момент. Чтобы получить доступ к вакансиям, гражданину требуется подать в учреждение пакет необходимых документов и зарегистрироваться в качестве безработного. Специалисты биржи труда помогут подобрать подходящее место работы, соответствующее склонностям, образованию и уровню подготовки соискателя. Услуги Центров занятости населения бесплатны.

Центры занятости населения создаются по территориальному признаку и имеются в каждом регионе. Любой гражданин России, столкнувшийся с проблемой трудоустройства, вправе обратиться за помощью и поддержкой в то учреждение службы занятости, которое расположено в месте его проживания. Регистрация на бирже труда возможна при наличии паспорта, трудовой книжки и документа об образовании. Тем, кто ранее работал, потребуется также справка о среднем заработке за последние три месяца.

Что такое биржа труда?

Биржа труда – это территориальный орган службы занятости, в который работник вправе обратиться после своего увольнения.

Законодательство РФ не обязывает гражданина, который остался без работы, вставать на биржу труда. Но в некоторых случаях сделать это необходимо. Например, в ст. 178 Трудового кодекса РФ закреплено общее правило, согласно которому при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) увольняемому работнику:

а) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

б) а также за ним сохраняется его средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2-х месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия);

в) а также в течение 3-го месяца со дня увольнения за ним сохраняется средний месячный заработок (в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, если в 2-х недельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 318 Трудового кодекса РФ).

Именно обращение работника в службу занятости в месячный срок после увольнения и его нетрудоустройство указанной службой является основанием для сохранения ему среднего месячного заработка за 4-ый, 5-ый и 6-ой месяцы со дня увольнения.

Обратим внимание на особенность применения ст. 318 Трудового кодекса РФ в отношении пенсионеров, уволенных с работы. Суды приходят к выводу, что назначение гражданину пенсии порождает единственное ограничение в реализации его прав, связанных с трудоустройством, - невозможность признания его в качестве безработного. Но при этом признаются несостоятельными доводы о том, что положения ст. 318 Трудового кодекса РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку данная статья не содержит положений, устанавливающих различия в реализации права на получение среднего заработка в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев после увольнения пенсионерами и лицами, которым пенсия еще не назначена. Таким образом, пенсионеры, уволенные в связи с ликвидацией организации, сокращением численности (штатов) могут обратиться на биржу труда в целях сохранения среднего месячного заработка за 4-ый, 5-ый и 6-ой месяцы со дня увольнения.

Обращение безработного гражданина в территориальный центр занятости населения приведет к следующим последствиям:

во-первых, гражданин будет признан безработным;

во-вторых, ему будет назначено пособие по безработице (п. 2 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", (далее – Закон N 1032-1)).

При этом целью биржи труда является содействие гражданам в поиске работы. В этих целях органы службы занятости должны предлагать лицам подходящую им работу (ст. 4 Закона N 1032-1).

Закон N 1032-1 перечисляет лиц, которые не могут обратиться на биржу труда в целях признании их безработными. К ним относятся граждане:

1) не достигшие 16-летнего возраста;

2) которым в соответствии с законодательством РФ назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона N 1032-1, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

5) осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

6) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

7) занятые лица, к которым относятся лица:

а) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ.

б) индивидуальные предприниматели

в) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей)

г) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

д) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

е) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

ж) обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

з) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

к) являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В случае представления справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Биржа труда создана для подбора работы тем, кто ее не имеет. Здесь имеется множество вакансий по специальностям, на которые потенциальные работодатели подают заявки. При потере работы, сокращении, беременности можно стоять на бирже труда. Любой стоящий на бирже получает установленное законом пособие, если он пока не трудоустроен и активно занимается поиском работы.

Есть ли смысл вставать на учет на биржу труда

Вставать ли на биржу труда? Несомненно, да, так как при поиске работы, если гражданин не встал на учет, ему никто не будет выплачивать пособие по безработице. В случае постановки на учет биржей занятости выплачивается пособие, которое зависит от того, уволился ли человек по собственному желанию или попал под сокращение и т. д. То есть на бирже труда могут встать на учет все трудоспособные граждане, на данный момент не имеющие работы по какой-либо причине.

Даже самое минимальное пособие поможет человеку иметь средства на питание, квартплату и пользование общественным транспортом, пока он подыскивает себе работу. При трудоустройстве гражданин снимается с учета, и пособие ему перестает выплачиваться.

Даже если человек был уволен с то ему все равно полагается минимальное пособие. Но при условии, что он так и не смог за две недели после регистрации на бирже труда.

Как можно встать на учет на биржу труда

Как вставать на биржу труда? На учет ставятся безработные лица. Ими могут считаться только люди трудоспособного возраста, которые не имеют постоянного заработка и работы. При этом безработный гражданин должен быть зарегистрирован в службе занятости как неработающий на данный момент.

Через какое время после увольнения можно встать на биржу труда? Желательно это сделать в течение двух первых недель. Регистрация происходит в день обращения, при наличии всех подтверждающих документов. Но статус безработного может быть присвоен лишь по истечении 11 дней после подачи бумаг. За это время вам обязаны предложить:

  • несколько вариантов работы (постоянной или временной);
  • варианты общественных работ, если нет подходящей вакансии;
  • переподготовку по специальности или курсы для повышения своей квалификации.

При этом работники биржи не могут предлагать работу, если до нее невозможно добраться общественным транспортом (например, за городом). Также недействительно будет и выданное ими направление, которое не подтверждено работодателем. Сотрудники биржи труда не могут приглашать граждан прийти за направлением чаще, чем один раз в две недели, если не имеется подходящей вакансии.

Когда регистрация на бирже труда невозможна

Не могут поставить на учет на биржу занятости гражданина в качестве безработного, если:

  • он работает;
  • учится;
  • на военной службе;
  • не достиг 16-летнего возраста;
  • пенсионер;
  • осужден и приговорен к лишению свободы или находится на ;
  • предоставил ложные документы.

Документы для постановки на учет

Документы на биржу трудадля постановки на учет:

  • паспорт;
  • страховое свидетельство;
  • трудовая книжка;
  • документы о законченном образовании, в том числе и об окончании курсов;
  • справка 2-НДФЛ;
  • заявление.

Заявление заполняется непосредственно на бирже труда, на специально предусмотренном бланке, который выдается на месте.

Подходящая работа

Как вставать на биржу труда для поиска подходящей работы? Такая работа по законодательству РФ - это та, которая пригодна для определенного человека. Она должна быть равна предыдущей по условиям, которые действовали на последнем месте, где работал гражданин. Исключение составляют лишь общественные работы. К тому же вакансия должна подходить и по состоянию здоровья. Также необходимо, чтобы до нее можно было добраться общественным транспортом. Допустимая максимальная удаленность работы от дома - 50 км.

Причем вышеперечисленные условия учитываются, даже если гражданин:

Пособие по безработице

На период и размер выплат влияют стаж, причины увольнения и условия предыдущей работы. В основном пособие рассчитывается по среднему заработку. Но имеются и некоторые исключения.

Минимальное пособие получают те, кто трудоустраивается впервые, не работал более года или уволен с нарушениями. Но при этом, если они проживают в любом районе Крайнего Севера, то имеют дополнительный коэффициент начисления. Также дополнительные средства начисляются чернобыльцам.

Установленные выплаты производятся в течение года. Для тех, кто уволен за нарушения или заново начинает трудовую деятельность после долгого перерыва, - полгода. Если за первый период выплат гражданин не устроился на работу, срок выплат продлевается на второй период, но не может превысить двух лет. Выплата производится два раза в месяц.

Как вставать на биржу труда на второй срок? Для этого проходят перерегистрацию, при которой также нужно появляться на бирже два раза в месяц с необходимыми документами. В случае непосещения учреждения выплата прекращается или останавливается на 3 месяца.

Размеры, приостановление и отказ в выплате пособия

Потерявшим работу первые 3 месяца выплачивается по 75% от средней трехмесячной зарплаты. Последующие четыре месяца - по 60%. Оставшиеся - по 45%, но не меньше минимального пособия.

Прекращаются выплаты при:

  • трудоустройстве;
  • переподготовке или повышении квалификации;
  • неявке на биржу занятости свыше месяца;
  • получении пособия по ложным документам;
  • лишении свободы;
  • назначении пенсии;
  • отказе гражданина от пособия по личному заявлению;
  • смерти гражданина, получающего пособие.

Приостановление выплат на 3 месяца происходит при:

  • двух самостоятельных отказах от предложенной работы;
  • отказе от общественных работ или направления на обучение профессии;
  • появлении на перерегистрации в состоянии алкогольного опьянения;
  • за нарушение дисциплины;
  • нарушении сроков перерегистрации;
  • прекращении обучения по направлению биржи труда в самовольном порядке.

Как встать на учет при сокращении

Как вставать на биржу труда, если гражданин попал под сокращение? Для этого ему потребуются следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • справка 2-НДФЛ за последние 3 месяца.

Справку получают в отделе кадров бывшей работы. При этом сообщается, для каких целей она потребовалась. Обратиться на биржу нужно в течение 2 недель после увольнения. Непосредственно на бирже труда пишется заявление на признание гражданина безработным на специальном бланке. Все документы фиксируются, а копии остаются на бирже труда. Через 10 дней дается ответ. Инспектор, который курирует данного гражданина, предложит вакансии по специальности. Выдаются направления к работодателю, который может и отказать в работе. В таком случае через две недели инспектор должен выдать новые направления, по которым необходимо получить согласие или отказ работодателя.

Какие выплаты положены сокращенному работнику

При сокращении и последующей постановке гражданина на учет на биржу занятости ему полагаются выплаты, равные среднему месячному заработку, до тех пор, пока он не устроится на работу. Но оплачиваемый период не может быть более двух месяцев с момента увольнения. В исключительных случаях по решению биржи труда за работником может сохраниться выплата и на 3-й месяц.

Возможен указанный выше вариант, только если после увольнения гражданина поставили на учет на биржу занятости в течение 2-х недель, но он так и не был трудоустроен. Но пособие выплачиваться не будет, если на период поиска работы гражданин все еще числится на каком-нибудь предприятии.

Какие документы на биржу труда нужно предоставить сокращенному человеку? Это трудовая книжка, которая должна быть выдана ему в течение трех дней, паспорт и справка 2-НДФЛ за последние 6 месяцев. Если гражданин встанет на учет в течение 2 недель после сокращения, то он сможет целый год получать пособие на бирже занятости.

Как встать на учет на биржу занятости при беременности

Если гражданку уволили, то необходимо подойти на биржу труда для постановки на учет в течение 2 недель сразу после увольнения. Если ранее женщина не работала, то она может встать на учет до достижения 30 недель беременности. До этого срока пособие на бирже труда выплачивается согласно общим условиям. Регистрация проходит в день обращения.

Также на общих условиях в двухнедельный срок ей будет предложено два варианта вакансий или общественные работы. Если во время беременности не стоит цель найти работу, то можно бесплатно выучиться на другую специальность. В данном случае это будет идеальный вариант для женщины. Но в это время не выплачивается, так как для данного варианта предусмотрена стипендия. Но если вакансию женщине так и не подобрали, то ее поставят на учет как безработную, с выплатой пособия.

Нужно помнить, что постановка на биржу труда по безработице возможна только до 30 недель беременности. Позже этого срока необходимо предоставить инспектору на биржу справку из женской консультации. Далее женщину снимают с учета, и она уходит в декрет. В период беременности и родов пособие по безработице не предусмотрено, поэтому, возможно, не стоит говорить об «интересном положении» до крайнего срока. Для получения пособия после 30 недель необходимо уже обращаться в органы соцзащиты.