Действия при получении травмы военнослужащим. Выплаты по военной травме


К главным недостаткам военной службы можно отнести то, что люди этой профессии часто получают травмы в ходе выполнения задания. Сам термин военная травма определяется как ущерб организму военнослужащего, нанесенный во время выполнения его должностных обязанностей. Возмещение вреда здоровью по военной травме – это денежная компенсация полученного убытка психического или физического здоровья пострадавшему военному.

Виды

Все виды военной компенсации можно разделить на три категории:

  1. Возмещение ущерба физического здоровья. В данном случае учитывается степень тяжести повреждений.
  2. Возмещение морального ущерба. Здесь так же как и в предыдущем случае учитывается степень тяжести вреда.
  3. Возмещение денежных убытков. Эксперты учитывают все расходы на лечение, в период, когда сотрудник утратил свою работоспособность.

Важно отметить, что для получения материальной компенсации военному достаточно одного только факта наличия травмы , полученной на производстве. Это значит, что даже, если сотрудник не потерпел убытки благодаря большим скидкам во время лечения в госпитале, он все равно имеет право получить денежную компенсацию, так как в восстановительный период он мог бы выполнять свои обязанности, и ему бы за это начислялась зарплата, если бы не травма.

Инвалидность

На сегодняшний день в РФ существует несколько разновидностей войск особого назначения.
Люди, работающие в этих структурах, принадлежат к особой прослойке общества и поэтому в отличие от всех остальных их трудовые отношения регулируются не одним ТК РФ, но и некоторыми дополнительными законодательными актами.
Среди таких можно назвать:

  • ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • ФЗ «О денежном довольствии…»;
  • ФЗ «Об обязательном социальном страховании…».

К слову, существует еще огромное количество нормативно-правовых актов по отношению к этим работникам, однако, если военный хочет получить материальные выплаты по травме, то ему необходимо учитывать именно вышеперечисленные.
Чтобы пострадавший смог получить компенсацию, медики должны написать заключение, опираясь на Положения о военно-врачебной экспертизе, в том числе и, п. 94 этого закона. Именно в нем написано наиболее точное толкование термина «военная травма».
Возмещение вреда здоровью по военной травме полагается тем военнослужащим, которые утратили здоровье во время выполнения должностных обязанностей:

  • в результате негативного влияния химических, ядовитых или радиоактивных веществ, а также электромагнитного поля;
  • во время военных действий, проводимых вооруженными силами Советского Союза или РФ на территории других стран;
  • из-за участия в операциях по уничтожению террористов, освобождению заложников, а также в вооруженных конфликтах во время чрезвычайного положения;
  • по причине заражения гепатитом вирусной этиологии и/или ВИЧ-инфекцией в ходе проведения каких-либо лечебных мероприятий, в том числе и хирургических операций;
  • из-за нападения животного или укуса ядовитого насекомого.

Помимо этого, существует также понятие «заболевание получено во время несения военной службы». В этом случае имеются в виду различные увечья или усугубление течения болезни в результате выполнения профессиональных обязанностей, а также различные травмы, которые не связаны с выполнением работ.
Болезнь, возникшая в период времени, когда гражданин нес военную службу, не определяется законом как военная травма. Это значит, что возмещение вреда здоровью по военной травме данной категории работников не будет выплачено.
Из всего этого можно сделать вывод, что инвалиды из-за военной травмы – это лица, которым был нанесен вред здоровью различной степени тяжести в виде телесных повреждений, возникших в процессе выполнения должностных обязанностей. Для подтверждения данного факта пострадавший должен обратиться в специальную комиссию, которая занимается выдачей заключений, указывающих на наличие у гражданина той или иной степени инвалидности.

Компенсация

Право военнослужащего на получение денежной компенсации устанавливается как ГК и ТК РФ, так и ФЗ «О денежном довольствии…».
Согласно последнему пострадавшие могут получить следующие виды выплат:

  • ежемесячную финансовую помощь в случае если военный получил травму во время выполнения своих служебных обязанностей и стал инвалидом;
  • разовые выплаты в случае если пострадавший после полученной травмы стал непригодным для дальнейшей работы и был вынужден уйти с должности.

Что касается самого размера финансовых выплат, то они зависят от того, на какой основе пострадавший служил в армии, а также от степени тяжести физического увечья.
Если гражданин получил травму в процессе прохождения службы или на военных сборах, которые никак не связаны с военной работой напрямую, то возмещение вреда здоровью по военной травме за незначительные повреждения будет равняться 50 тыс. руб., а за тяжёлые – 100 тыс. руб.
Кроме того, военным, получившим инвалидность, полагаются ежемесячные выплаты в следующем объеме (по состоянию на 2017 год):

  • 1 группа – 16 371, 47 руб.;
  • 2 группа – 8 180, 73 руб.;
  • 3 группа – 3 272, 29 руб.

Стоит отметить, что ежегодно данная сумма может незначительно меняться в большую или меньшую сторону в соответствии с индексацией. Однако перечисляются на счет пострадавшего они в любом случае. Причем на этот процесс не влияет тот факт, получал военный ранее какие-либо компенсации или нет.
Если военный умирает из-за болезни, полученной в период прохождения военной службы, его члены семьи также могу рассчитывать на материальное возмещение в объеме 2 млн руб. Данная сумма равномерно распределяется на всех лиц, которые обладают правом на компенсацию.
Если период между смертью военного и его увольнением прошло больше года – материальное возмещение его родственникам не выплачивается.
Если военнослужащий по причине тяжелой травмы умер, то его членам семьи также выплачивают компенсацию. В данном случае имеется в виду ч.ч. 8 и 9 ст. 3 ФЗ «О денежном довольствии». Согласно ей объем единоразового пособия равняется 3 млн руб.

Оформление

В РФ существует одна общая для всех схема определения стойкой утраты работоспособности. В свою очередь, он регулируется Постановлением Правительства РФ №70, в котором говорится о том, что по отношению к травмированному работнику должны быть выполнены следующие действия.
Изначально медицинская организация, связанная с тем местом, в котором работал гражданин, дает направление пострадавшему на комиссию, в которой состоят военные врачи-эксперты.
Это необходимо для подтверждения или опровержения факта стойкой потери работоспособности. Кроме этого, она выдает заявление и заключение ВВК о пригодности к службе, а также копию приказа об уходе с должности по причине болезни или тяжелого состояния здоровья на МСЭ.
Если случится так, что хотя бы одного из указанных документов нет на руках, то все остальные выданные справки возвращаются, а по поводу своего решения МСЭ уведомит медицинскую организацию на протяжении 5 суток после обращения в письменном виде.
После детального изучения полученных документов МСЭ составляет заключение о стойкой потере работоспособности. При этом обязательно указывается тип травмы, которую получил гражданин.
Орган исполнительной власти в области министерства внутренних дел принимает решение, касательно выплат, опираясь при этом на полученное заключение о стойкой потери работоспособности.
При прохождении всех этих этапов очень важно знать следующие тонкости:

  1. Заключение о стойкой потере работоспособности пострадавший должен получить не позднее 30 дней после подачи документов медицинской организацией. Если для принятия решения понадобятся еще какие-либо справки, то МСЭ имеет право их запрашивать. Однако сроки их получения не входят в вышеуказанные 30 дней.
  2. На протяжении 3 будничных дней после получения решения МСЭ, должна быть заполнена справка о стойкой потере работоспособности в двух одинаковых вариантах. При этом один из них забирает себе пострадавший, а второй отдается медицинскому учреждению. В случае если МСЭ отказало гражданину в выдаче справки, то оно на протяжении 3 рабочих дней должно уведомить об этом медицинскую организацию и при этом указать причину своего отказа.

Затем, чтобы получить денежные выплаты пострадавший должен оформить инвалидность после посещения ВВК, которая определяет связь между выполнением должностных обязанностей и травмой, а затем отдает необходимую справку.
Стоит сказать, что для доказательства факта наличия травмы пострадавший может воспользоваться также следующими документами:

  • справкой о наличии заболевания;
  • справкой МСЭ;
  • справками ЦАМО РФ.

Здесь важно отметить, что сама схема получения инвалидности у военных и гражданских лиц абсолютно одинаковы.
После оформления всех медицинских справок пострадавший должен будет наведаться в орган соцзащиты по его адресу проживания. При себе в данном случае необходимо иметь следующие документы:

  • ксерокопию паспорта;
  • ксерокопию военного билета;
  • документ, свидетельствующий об инвалидности, а также о том, что ущерб здоровью был получен именно во время выполнения приказов руководства;
  • документ о получении выплат по инвалидности (сделать ее можно в ПФР);
  • ксерокопию трудовой книжки;
  • справку, в которой будет указана заработная плата за 12 месяцев до травмы, а также до срока получения инвалидности.

Для оформления выплат по инвалидности пострадавший должен обратиться в пенсионный фонд, со следующими документами:

  • паспорт;
  • ксерокопия каждой страницы паспорта;
  • врачебное заключение;
  • СНИЛС;
  • заявление.

В большинстве случаев на обработку всех необходимых документов требуется приблизительно 1-2 месяцев. По истечении данного срока на банковскую карточку пострадавшего начинает начисляться пенсия.

При отказе

К сожалению, сегодня нередки случаи, когда руководство пострадавшего подкупает комиссию, выдающую заключение о том, что военный был травмирован из-за пренебрежения им правилами безопасности, а не по независящим причинам. Таким образом, оно снимает с себя какую-либо ответственность.
Однако данные действия являются грубейшим нарушением закона, поэтому пострадавший в этом случае имеет полное право оспорить решение ВВК в зале суда.
Это же правило относится и к ситуации, когда ВС РФ отказываются выплачивать возмещение вреда здоровью по военной травме, при том что относительно юридической грамотности заключения ВВК какие-либо нарекания отсутствуют.
В этой ситуации чтобы решить проблему нужно взять все справки, а потом подать иск в суд. При этом очень желательно указать в нем все предлагающиеся документы и ссылаться на статьи ТК, ГК РФ и ФЗ, указывающие на то, что пострадавшему полагается возмещение:

  1. Ст. 1086 ГК РФ: в ней описаны все возможные тонкости вычисления заработной платы, которая не была начислена по причине физической травмы.
  2. Ст. 1064 ГК РФ указывает на то, что любая военная травма, нанесенная гражданину, должна быть полностью компенсирована, даже если лицо не является непосредственным причинителем вреда.
  3. Ст. 1084 ГК РФ указывает на обязанность руководства выплатить ущерб работникам МВД, ВС РФ, а также иных силовых структур, которые травмировались в процессе выполнения своей работы.
  4. Постановление Правительства РФ № 70 «О порядке определения стойкой утраты трудоспособности…». Именно в нем наиболее точно расписаны действия работников МСЭ, а также медицинской организации, которая закреплена за местом работы пострадавшего.
  5. ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих…». В данном случае указан объем денежного возмещения, причем обязательно по ежемесячным выплатам, вне зависимости от того, когда именно наступила инвалидность по причине физического увечья.

Это основные нормативные акты. Кроме них в Российском законодательстве существует еще огромное количество иных законодательных актов, способных помочь пострадавшему истребовать материальное возмещение за нанесенный ущерб с организации-руководства.
При этом их список может несколько меняться в большую или меньшую сторону в зависимости от конкретного случая. В любом случае пострадавшему рекомендуется обратиться к юристу за помощью. Для быстрого разрешения спорной ситуации пострадавший может также сделать упор на внутренние приказы и постановления.

Возмещение ущерба, причиненного здоровью военнослужащего, в настоящее время является самостоятельным институтом права, занимающим одну из лидерских позиций в военном законодательстве, так как вероятность травматизма среди офицеров (мичманов или прапорщиков) в период их службы в силовых структурах крайне высока. В предмет его регулирования входят и имущественные, и неимущественные отношения. Далее мы подробно разберем, как происходит возмещение вреда здоровью по военной травме.

Основанием для выплаты пострадавшему военнослужащему причитающихся ему компенсационных сумм является причинная связь, возникающая между событием, в результате которого он был травмирован, и исполнением офицером (мичманом или прапорщиком) своих непосредственных обязанностей. Подтверждающим наличие такой связи документом выступает заключение военно-врачебной комиссии , который должен содержать такую формулировку, как «военная травма», обосновывающую существенное ухудшение здоровья военнослужащего.

Военная травма представляет собой такой вред здоровью (увечье, ранение, контузию и т.д.), который был получен военнослужащим силовых структур в период выполнения им своего долга по защите Родины, например, участие в военных действиях (локальных конфликтах, антитеррористических действиях и т.д.) на территории Российского государства или за его границами, включая исполнение и иных задач. Так как получение подобной травмы, как правило, влечет серьезные последствия (негативного характера) для здоровья, то офицер (мичман или прапорщик) имеет право на получение компенсационной выплаты из соответствующего бюджета, основным предназначением которой является восполнение причиненного ему ущерба как в денежном выражении, так и нефинансового (морального) характера.

Об основных понятиях, видах, размерах и особенностях получения денежных выплат мы и расскажем.

Основные виды компенсационных выплат, предназначенных военнослужащим, которые получили военную травму

Пострадавшие во время службы в армии офицеры (мичманы или прапорщики) могут рассчитывать на получение как единовременной денежной компенсации, так и ежемесячных выплат:

  1. Разовая компенсационная выплата , получаемая военнослужащим при увольнении в запас и исключении его из всех списков воинской части вследствие значительного изменения в худшую сторону состояния его здоровья из-за военной травмы. Действующим военным законодательством установлен следующий размер данных однократных выплат:
  • военнослужащие, с котором был в установленном законом порядке был заключен контракт, при прекращении службы по указанному основанию имеют право получить два миллиона триста тридцать семь тысяч триста пятьдесят два рубля пятьдесят копеек;
  • военнослужащие, которые были призваны для прохождения срочной службы или военных сборов (без заключения контракта), при прекращении службы по указанному основанию имеют право получить один миллион сто шестьдесят восемь тысяч шестьсот семьдесят шесть рублей двадцать пять копеек.
  1. Денежная компенсация, ежемесячно выплачиваемая офицерам (мичманам или прапорщикам) силовых ведомств, в отношении которых специальной комиссией был установлен факт инвалидности вследствие получения ими военной травмы, для возмещения причиненного их здоровью ущерба. Размер суммы, причитающейся к выплате, напрямую зависит от присвоенной военнослужащему группы инвалидности:
  • офицеры (мичманы или прапорщики), которым в установленном законом порядке была присвоена первая группа инвалидности, вправе получать ежемесячно шестнадцать тысяч триста шестьдесят один рубль сорок семь копеек;
  • офицеры (мичманы или прапорщики), которым в установленном законом порядке была присвоена вторая группа инвалидности, вправе получать ежемесячно восемь тысяч сто восемьдесят рублей семьдесят три копейки;
  • офицеры (мичманы или прапорщики), которым в установленном законом порядке была присвоена третья группа инвалидности, вправе получать ежемесячно три тысячи двести семьдесят два рубля двадцать девять копеек.
  1. Выплаты пенсионного характера , производимые военнослужащим, в отношении которых специальной комиссией был установлен факт инвалидности вследствие получения ими военной травмы. Размер пенсии рассчитывается в процентном отношении от получаемого военнослужащим силового ведомства ежемесячного денежного довольствия, которое складывается из оклада по занимаемой офицером (мичманом или прапорщиком) должности (в соответствии со штатом), оклада по присвоенному ему воинскому званию (включая специальное), а также надбавки (исчисляемые в процентах) за выслугу лет. Итоговая сумма, подлежащая выплате, определяется следующим образом:
  • офицеры (мичманы или прапорщики), которым в установленном законом порядке была присвоена первая или вторая группа инвалидности, вправе получать пенсию в размере восьмидесяти пяти процентов от ежемесячного денежного довольствия, которое было им установлено во время службы;
  • офицеры (мичманы или прапорщики), которым в установленном законом порядке была присвоена третья группа инвалидности, вправе получать пенсию в размере пятидесяти процентов от ежемесячного денежного довольствия, которое было им установлено во время службы.

На законодательном уровне установлено, что направленные на возмещение вреда здоровью выплаты (единовременное пособие и ежемесячные выплаты), причиной которого послужила военная травма, подлежат ежегодной индексации.

Разновидности компенсаций военнослужащим, получившим военную травму

На сегодняшний день выплаты компенсационного характера, связанные с получением офицерами (мичманы или прапорщиками) силовых структур военной травмы, можно систематизировать следующим образом:

  • получение военнослужащим различных выплат для компенсации ущерба, причиненного его здоровью в период несения им воинской службы;
  • получение военнослужащим различных выплат для компенсации ущерба, причиненного его здоровью в условиях повышенного радиационного воздействия (при ликвидации последствий аварии, при проведении испытаний, при обслуживании радиационных объектов и т.д.);
  • получение военнослужащим различных выплат для компенсации ущерба, причиненного его здоровью незаконными действиями представителей органов судебной власти, прокуратуры, включая органы дознания;
  • получение военнослужащим различных выплат для компенсации ущерба, причиненного его здоровью незаконными действиями представителей таких государственных органов, как военного ведомства, местного самоуправления и т.д.;
  • получение военнослужащим различных выплат для компенсации причиненного его здоровью в период исполнения обязанностей по занимаемой должности ущерба, который не связан с неправомерными действиями представителей разных структур.

Порядок получения компенсационных выплат, причитающихся пострадавшим военнослужащим

Для получения офицером (мичманом или прапорщиком) силовых структур положенной ему единовременной компенсации уполномоченные на это представители части, в которой он проходил службу, должны направить в соответствующую организацию, с которой военным ведомством заключено соглашение, необходимый комплект документов, состоящий из:

  1. Заявления (установленного законом образца) самого военнослужащего, содержащее ходатайство о выплате ему пособия при увольнении со службы, причиной которого явилось получение им военной травмы.
  2. Справки, подписанной соответствующим должностным лицом воинской части и заверенной гербовой печатью, которая подтверждает получение военнослужащим травмы в период военной службы.
  3. Надлежащим образом заверенной копии медицинского документа, содержащего информацию о болезни военнослужащего (свидетельство, заключение).
  4. Надлежащим образом заверенной копии приказа об исключении пострадавшего военнослужащего из личного состава части.

Необходимо отметить, что законом не запрещено военнослужащему лично направить вышеуказанный комплект документов.

Для ежемесячной выплаты военнослужащему, признанному инвалидом вследствие получения военной травмы , положенной денежной компенсации ему необходимо обратиться по месту своего жительства в государственный орган, уполномоченный принимать подобные решения, с заявлением установленного законом образца. Данное заявление должно содержать ходатайство о назначении ему ежемесячной денежной компенсации, величина которой устанавливается в соответствии с присвоенной группой инвалидности, а также данные банковского счета. Гражданин, претендующий на получение данных выплат, должен приложить к заявлению:

  • копию удостоверяющего личность документа;
  • копию документа (справки, заключения, свидетельства и т.д.), подтверждающего установление ему определенной группы инвалидности из-за полученной военной травмы;
  • копию документа (справка, подписанная командиром части, копия военного билета, копии приказов и т.д.), подтверждающего факт получения военнослужащим военной травмы исключительно в период службы;
  • копию документа, содержащего информацию о том, что военнослужащий является получателем пенсии в соответствующем пенсионном органе;
  • копию документа, содержащего информацию о назначении признанному инвалидом военнослужащему опекуна.

Дополнительные сведения для военнослужащих, получивших военную травму

Уволенные с военной службы граждане, которым производятся соответствующие выплаты в связи с присвоением им определенной группой инвалидности вследствие полученной в период службы травмы, вправе претендовать на получение второй (трудовой) пенсии. Для начисления данной выплаты необходимо соблюдение нескольких условий:

  1. достижение гражданином установленного законом определенного возраста;
  2. наличие у гражданина, претендующего на получение второй пенсии, минимального страховой стажа, который не был учтен силовым ведомством при назначении пенсии по инвалидности. В 2015 году этот стаж составлял шесть лет, начиная же с 2016 года, этот показатель должен увеличиваться на один год. Подобное увеличение страхового стажа будет происходить ежегодно до 2024 года;
  3. установление гражданину по линии силового ведомства пенсии в связи с присвоением определенной группы инвалидности.

Здравствуйте!

Согласно части 12 Статьи 3. «Отдельные выплаты военнослужащим» Федерального закона РФ № 306-ФЗ от 7 ноября 2011 г. "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат":

12. При увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере:

1) 2 000 000 рублей - военнослужащему, проходящему военную службу по контракту;

2) 1 000 000 рублей - военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, или гражданину, призванному на военные сборы.

13. При установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере:

1) 14 000 рублей - инвалиду I группы;

2) 7 000 рублей - инвалиду II группы;

3) 2 800 рублей - инвалиду III группы.

14. Единовременное пособие, предусмотренное частью 12 настоящей статьи, выплачивается независимо от выплаты пособий, предусмотренных частями 3 и 6 настоящей статьи.

15. Единовременные пособия и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10, 12 и 13 настоящей статьи, не производятся лицам, получившим такие пособия или компенсации по тем же основаниям в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

16. Размеры единовременных пособий, установленные частями 8 и 12 настоящей статьи, и размеры ежемесячной денежной компенсации, установленные частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации.

Однако, я не знаю, проходил ли случай вашего супруга как военная травма. Возможно нет, и тогда на него распространяется закон о страховании.

Страхование военнослужащим гарантировано в соответствии со статьей номер 18 ФЗ «О статусе военнослужащих», а также ФЗ об обязательном страховании жизни и здоровья служащих в армии от 28.03.1998 г.

Страховой случай возникает вследствие гибели военнослужащего, при получении им первой, второй или третьей группы инвалидности, при получении легкого (тяжелого) увечья, при увольнении по состоянию здоровья (признание военно-медицинской комиссией военнослужащего негодным к несению воинской службы).

Правовой казус возникал, когда солдат (офицер) попадал в госпиталь, и в это время у него заканчивался срок несения службы. По сути, увольнение уже состоялось, а он еще находился на лечении - значит, не попадал под досрочное увольнение. И с получением страховочных денег, соответственно, возникали сложности. Увы, такие случаи нередко имели место, и военные юристы их хорошо знают.

В конце апреля 2011 года вышел очередной Федеральный закон об изменениях в действующем законодательстве; в частности, законодатели избавились от термина «досрочное увольнение» со службы - заменили его на юридически грамотное «по состоянию здоровья». Теперь даже закончивший службу бывший военнослужащий, находясь на лечении, имеет право претендовать на страховые выплаты. С принятием этой поправки раненые, травмированные, контуженые и тяжело заболевшие военные начнут гарантированно получать причитающиеся им выплаты не только во время службы, но и после того, как им придется расстаться с погонами.

Что касается страховых выплат, то на сегодняшний день они следующие:

Тяжелая травма «стоит» десяти окладов денежного довольствия, легкая - пяти окладов денежного довольствия;

Развившиеся в результате травмы осложнения, приведшие к инвалидности военнослужащего, добавляют к предыдущей сумме дополнительные выплаты: первая группа инвалидности «оценивается» в дополнительные 75 месячных окладов денежного содержания, вторая группа - в 50 окладов, третья - в 25 окладов;

В случае, когда в течение 365 дней после увольнения группа инвалидности была повышена, то возникшая компенсационная разница выплачивается в установленном законом порядке.

Уволенный по причине травмы (ранения или болезни) военнослужащий-контрактник также получает 60 окладов как единовременное пособие, призывник получает 60 месячных окладов (исходя из минимальных расчетов оклада).

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке расследования фактов получения травм* военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации** устанавливает порядок расследования фактов получения травм военнослужащими (гражданами, призванными на военные сборы), обязательный для всех воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время. Порядок расследования фактов получения травм военнослужащими в период мобилизации, военного положения и в военное время устанавливается иными нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

2. Командир воинской части несет личную ответственность за организацию и своевременное проведение расследования причин и обстоятельств получения травмы военнослужащим.

3. По факту получения травмы, повлекшей гибель (смерть) военнослужащего, либо при наличии признаков преступления в действиях других лиц в отношении пострадавшего или в действиях самого пострадавшего военнослужащего, командир воинской части, как орган дознания, руководствуется Инструкцией органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации, введенной в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 1994 года № 275.

Факт получения травмы, повлекшей гибель (смерть) военнослужащего может расследоваться дополнительно командиром вышестоящего органа военного управления.

4. При получении травмы военнослужащим, прикомандированным к воинской части (находящимся на излечении в военно-медицинском учреждении), расследование организуется и проводится командиром этой воинской части (начальником военно-медицинского учреждения), а материалы расследования и принятое по его завершении решение направляются командиру воинской части, являющейся постоянным местом военной службы этого военнослужащего.

5. По факту получения травмы военнослужащим при обстоятельствах, не связанных с исполнением обязанностей военной службы (при нахождении в увольнении, отпуске и т.п.), командир воинской части проводит расследование на основе представленных военнослужащим (его родственниками) документов, подтверждающих факт получения травмы. При этом, при необходимости, в ходе расследования могут направляться запросы в соответствующие медицинские учреждения и правоохранительные органы.

6. Факт получения травмы военнослужащим, явившийся следствием происшествия на объекте (в подразделении, на оборудовании и др.), подлежащем государственному надзору (техническому, энергетическому, пожарному, санитарно-эпидемиологическому, архитектурно-строительному надзору, надзору за ядерной и радиационной безопасностью, безопасностью полетов и др.) расследуется с привлечением специалистов соответствующих надзорных органов и учетом специальных требований и норм, регулирующих правила выяснения обстоятельств причинения вреда здоровью людей на поднадзорных этим органам объектах.

Пищевые отравления, происшедшие с военнослужащими, расследуются в порядке, установленном Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны Российской Федерации.

7. При обращении близких родственников пострадавшего военнослужащего командир воинской части обязан проинформировать их о ставших известными в результате расследования обстоятельствах получения травмы и принятых мерах по обеспечению прав военнослужащего, а также по отношению к виновным лицам, если травма явилась следствием правонарушения с их стороны.

II. Порядок расследования факта получения травмы военнослужащим в воинской части

8. О факте получения травмы военнослужащим начальник медицинской службы воинской части (далее именуется - начальник медицинской службы) в тот же день письменно рапортом докладывает командиру воинской части. В рапорте указывается характер, возможный механизм и последствия причиненного вреда здоровью военнослужащего (утрата трудоспособности), в том числе, в обязательном порядке отмечается могла ли полученная травма явиться результатом причинения вреда здоровью военнослужащего другим лицом или членовредительства.

Кроме того, основаниями для проведения расследования факта получения травмы военнослужащим могут быть:
непосредственное обнаружение травмы командиром воинской части;
заявление пострадавшего;
уведомление руководителя медицинского учреждения о поступлении на стационарное лечение или обращении за медицинской помощью военнослужащего;
сообщение руководителя правоохранительного органа;
рапорт должностного лица воинской части или заявления иных лиц, в том числе родственников пострадавшего военнослужащего.

9. По факту получения травмы, не повлекшей утрату трудоспособности, и при отсутствии признаков преступления в действиях других лиц по отношению к пострадавшему или в действиях самого пострадавшего военнослужащего на основании представленных рапорта начальника медицинской службы (уведомления, сообщения, заявления других лиц, указанных в пункте 8 настоящей Инструкции) и письменного подтверждения травмированным военнослужащим факта получения травмы по неосторожности, в том числе личной, командир воинской части принимает решение о проведении профилактических мероприятий и, при необходимости, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

10. По рапорту начальника медицинской службы, уведомлению (рапорту, сообщению, заявлению) иных вышеуказанных лиц командир воинской части обязан в этот же день принять решение о проведении расследования по каждому факту получения травмы военнослужащим, повлекшей утрату трудоспособности, а также если факт получения травмы военнослужащим мог явиться следствием причинения вреда его здоровью другим лицом, членовредительства или других правонарушений.

11. Для проведения расследования командир воинской части назначает должностное лицо, имеющее опыт проведения расследований (разбирательств).

Групповые факты получения травм военнослужащими (два и более пострадавших) расследуются одним из заместителей командира воинской части.

12. Расследование проводится с целью определения:
обстоятельств и причин получения травмы;
степени вины пострадавшего военнослужащего;
лиц, непосредственно причинивших травму;
должностных лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, определенных руководящими документами, регулирующими порядок поведения военнослужащих и их начальника на конкретном объекте или при проведении того или иного мероприятия (уборка закрепленной территории, физическая зарядка, обслуживание боевой техники, занятия по специальной и иным видам подготовки и т.д.);
наличия прямой причинной связи между действиями (бездействием) лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, и наступившими последствиями (получение травмы, длительность расстройства здоровья, гибель).

13. Расследование проводится посредством опроса пострадавшего, его сослуживцев, очевидцев случившегося, должностных и иных причастных к событию лиц, сбора необходимых документов (письменных объяснений, справок, заявлений, данных осмотра места получения травмы, заключений и пояснений специалистов и иных материалов).

14. Расследование факта получения травмы военнослужащим проводится в течение трех суток с момента назначения расследования.

15. Расследование завершается оформлением заключения об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим (далее именуется – заключение) по форме согласно приложению к настоящей Инструкции.

В заключении делаются выводы об отсутствии (наличии) признаков преступления или об отсутствии достаточных данных о признаках преступления в обстоятельствах получения травмы.

16. В случае утверждения заключения с выводом о наличии в обстоятельствах получения травмы признаков преступления или об отсутствии достаточных данных о признаках преступления командир воинской части, как орган дознания, принимает решение о производстве проверки обстоятельств получения травмы в соответствии с требованиями статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

17. По итогам расследования командир воинской части в 10-дневный срок принимает решение на устранение причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим и привлечение виновных должностных лиц к ответственности. Данное решение, как правило, объявляется приказом командира воинской части.

18. На основании заключения, при необходимости, составляются соответствующие документы, направляемые в установленном порядке в страховую организацию, военно-медицинские и другие учреждения (организации).

19. Материалы расследования, решение командира воинской части на устранение причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим, и другие документы по факту получения травмы хранятся в штабе воинской части в установленном порядке.

Вместе с указанными документами хранятся и рапорты начальника ме-дицинской службы с резолюциями командира воинской части и с приложенными к ним объяснениями пострадавших военнослужащих по фактам получения травм, решение о проведении расследования по которым командиром воинской части не принималось.

_______________________________
* Под травмой понимается повреждение органа, ткани в результате внешнего воздействия. В порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, расследованию также подлежат факты отравлений, тепловых ударов, утоплений, поражений электрическим током, мол-нией и ионизирующим излучением, укусов насекомых и пресмыкающихся.
** Далее в тексте, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Инст-рукция о порядке расследования фактов получения травм военнослужащими в Вооружен-ных Силах Российской Федерации - Инструкцией; воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями; военнослужащие (граждане, призванные на военные сборы) - военнослужащими.

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБЫ ВОЙСК И БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

генерал-лейтенант
В. Новиков