Если есть временное убежище. О предоставлении временного убежища на территории российской федерации


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 76, 09.04.2008);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 15, 11.04.2011);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 18, 30.04.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.05.2017, N 0001201705300006).
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Настоящее постановление применяется к отношениям, возникающим в связи с предоставлением лицам временного убежища на территории Российской Федерации, в части, не урегулированной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 года N 690 .
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

В соответствии с Правительство Российской Федерации
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 8 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию)

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации;

См. предыдущую редакцию ;

абзац утратил силу с 8 мая 2012 года - от 23 апреля 2012 года N 363 - см. предыдущую редакцию ;

абзац утратил силу с 8 мая 2012 года - постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 - см. предыдущую редакцию .

2. Финансирование расходов, связанных с изготовлением бланков свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, осуществлять за счет средств федерального бюджета постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 , - см. предыдущую редакцию).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 апреля 2001 года N 274

1. Настоящий Порядок определяет условия предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются - лица), а также прибывшим с ними членам их семей в соответствии с Федеральным законом "О беженцах" возможности временного пребывания на территории Российской Федерации (далее именуется - временное убежище).
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию)

2. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту подачи лицом письменного заявления о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления.
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

Форма заявления устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации. В заявлении указываются прибывшие с лицом члены его семьи.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 ; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

3. Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации по месту подачи заявления.

4. На время рассмотрения заявления лица о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации выдает ему справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища (далее именуется - справка) или делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, выданном лицу в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "О беженцах" , о продлении срока его действия, если лицо ранее обращалось с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 ; в редакции, введенной в действие с 8 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 ; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

Форма справки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 ; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

5. Справка или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия подтверждают законное пребывание лица и прибывших с ним членов семьи на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, в том числе на период обжалования решения об отказе в предоставлении временного убежища.

Лицо, подавшее заявление и получившее справку или имеющее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия, обязано встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию)

6. Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи должны пройти обязательное медицинское освидетельствование в соответствии с установленным порядком и получить медицинское заключение.

Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи не проходят медицинское освидетельствование, если они в течение 1 года прошли медицинское освидетельствование в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О беженцах" .
(Абзац дополнительно включен с 8 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363)

7. Решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

8. На основании решения о предоставлении временного убежища территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища выдает лицу свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации установленного образца (далее именуется - свидетельство).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 ; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

9. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории Российской Федерации.

10. При получении свидетельства паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность владельца, передаются им на хранение в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, выдавший свидетельство.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 ; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

11. Пункт утратил силу с 17 апреля 2008 года - постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 . - См. предыдущую редакцию .

12. Временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища.
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию)

13. На лицо, получившее временное убежище, и прибывших с ним членов его семьи распространяются права и обязанности, установленные статьей 6 Федерального закона "О беженцах" , кроме права на получение единовременного денежного пособия.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию)

14. Лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ним члены его семьи:

а) имеют право на пользование жилыми помещениями на условиях найма (поднайма), оказание содействия в выезде за пределы Российской Федерации, а также могут пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

б) обязаны:

встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" ;

сообщить в течение 7 дней в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту своего учета сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, а также о приобретении гражданства другого государства или разрешения на проживание на его территории;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

сняться с учета в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации при изменении места пребывания и в течение 7 дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)
(Подпункт "б" в редакции, введенной в действие с 8 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию)

15. Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства, гражданином которого оно является (свое прежнее местожительство).

16. Лицо, получившее временное убежище, утрачивает его:

а) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

б) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства;

в) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

17. Лицо, получившее временное убежище, лишается его, если это лицо:

а) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

б) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления этому лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение Федерального закона "О беженцах" ;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 8 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию)

в) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 года N 251).

18. Пункт утратил силу с 8 мая 2012 года - постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию .

19. Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, принявший решение об утрате или о лишении лица временного убежища, принимает меры по организации его добровольного выезда, а в случае отказа лица от выезда принимает меры по его выдворению (депортации) за пределы Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 ; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

20. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации ведут учет лиц, получивших временное убежище, и направляют в установленном порядке информацию о них, а также о лицах, утративших временное убежище или лишенных его, в центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220 ; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 . - См. предыдущую редакцию)

Положение о свидетельстве о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 апреля 2001 года N 274


____________________________________________________________________

постановление Правительства Российской Федерации
от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Образец бланка свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 апреля 2001 года N 274

____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 мая 2012 года -
постановление Правительства Российской Федерации
от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Описание бланка свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 апреля 2001 года N 274

(с изменениями на 28 марта 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 8 мая 2012 года -
постановление Правительства Российской Федерации
от 23 апреля 2012 года N 363 . - См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Нестабильная ситуация, наблюдаемая сегодня во многих странах мира, вынуждает иностранцев покидать свою родину и искать пристанища в других государствах, в том числе и в России. Наряду с другими гуманитарными статусами РФ может предоставить таким лицам временное убежище. Данный статус дает лицам, которые его получили, правовое основание для нахождения на территории страны и использование предусмотренных законом гарантий.

Статус временного убежища

Правовое положение лиц, обратившихся за получением и получивших временное убежище, определяется положениями ФЗ «О беженцах», постановления Правительства РФ № 274 от 09.04.2001 и приказом ФМС № 352 от 19.08.2013.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах», временное убежище – это право или апатридов временно находиться на территории РФ в силу гуманных соображений. Оно предоставляется в качестве некого гуманитарного статуса, в целях защиты иностранных граждан и апатридов от преследования по тем или иным мотивам на территории другой страны. По сути, оно воспринимается правоохранительными органами в качестве отложенной высылки лиц, которые не желают или не могут получить статус беженца в России.

Читайте подробнее, что представляет собой .

Обратим внимание, что временное убежище следует отличать от понятия политического убежища. В отличие от временного, политическое убежище предоставляется исключительно указом Президента РФ и лишь в случаях, когда причиной преследования иностранца или апатрида в стране его пребывания является его общественно-политическая деятельность и убеждения.

Когда предоставляется убежище

Согласно ст. 12 ФЗ «О беженцах», статус временного убежища может быть предоставлен иностранцам или апатридам, если те:

  • имеют основания для получения статуса беженца, но не желают его получать, ограничиваясь лишь просьбой о предоставлении права на . Покинули свою страну в силу обоснованных опасений стать жертвами преследования по расовым, религиозным, этническим и иным мотивам и не могут воспользоваться правом на защиту со стороны своего государства;
  • не имеют оснований для получения статуса беженца, но в силу гуманных побуждений не могут быть выдворены за пределы РФ. Основаниями могут быть, например, опасения в том, что жизнь лица может быть под угрозой в силу профессиональных причин (например, для работников спецслужб других стран).

Порядок получения временного убежища

Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «О беженцах», предоставление временного убежища производится в порядке, установленном постановлением Правительства РФ № 274 от 09.04.2001. Данный документ определяет, как получить временное убежище в РФ в 2019 году, устанавливает сроки его предоставления, правила утраты и лишения и иные нормативы, которые необходимо учитывать. Поскольку предоставление убежища требует прохождения нескольких этапов, целесообразно рассмотреть каждый из них подробнее.

Куда обращаться

В отличие от лиц, желающих стать беженцами в РФ, лица, просящие временного убежища, могут обратиться для получения указанного статуса лишь в миграционные органы. Так, согласно п. 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ № 274 от 09.04.2001, решение о предоставлении убежища принимается территориальным подразделением ГУВМ МВД по месту, куда лица, претендующие на соответствующий статус, обратились с заявлением.

Подача и рассмотрение заявления

Основанием для предоставления иностранцам права на временное пребывание является их заявление с просьбой о предоставлении временного убежища, поданное в миграционные органы. Оно подается по специальной форме – форма регистрации ГУВМ МВД для временного убежища определена приложением №1 к приказу ФМС № 81 от 25.03.2011.

В таком заявлении указываются анкетные данные заявителя, данные о миграционном органе, принявшем заявление, члены семьи, прибывшие в РФ вместе с заявителем, а также сама просьба о предоставлении статуса. Согласно п. 106 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС № 352 от 19.08.2013, такое заявление подается каждым лицом, достигшим 18 лет. При приеме заявления уполномоченные сотрудники миграционных органов проверяют мигрантов, а также принимают иные документы, которые те представляют в обоснование своих просьб.

После приема заявления уполномоченные сотрудники проводят опрос заявителей и индивидуальное собеседование, результаты которого отображаются в анкете и опросных листках.

После опроса иностранцы подлежат обязательной – снятию отпечатков пальцев.

Рассмотрение заявления осуществляется миграционными органами в течение 3 месяцев. На это время мигранту выдается справка о рассмотрении заявления, по форме, установленной приложением № 2 к приказу ФМС № 81 от 25.03.2011. Эта справка является документом, подтверждающим законность пребывания иностранцев и апатридов на территории РФ.

Рассмотрение заявления предусматривает проведение дополнительных собеседования, всестороннее изучение обстоятельств, которыми мотивирована просьба, проверку подлинности указанных в документах сведений и выявление обстоятельств, которые препятствуют заявителя с территории РФ. В результате рассмотрения миграционные органы принимают решение, которым предоставляют временное убежище или отказывают в его предоставлении. Само решение в течение трех дней направляется заявителям.

Отказ в принятии заявления

На практике лицам, обратившимся в миграционные органы для получения временного убежища, часто приходится сталкиваться с немотивированным отказом в принятии и рассмотрении заявления. Обратим внимание таких лиц, что законом не предусмотрено оснований для подобного отказа: если он все-таки был получен, рекомендуем обратиться в вышестоящие органы для обжалования действий сотрудников территориальных миграционных органов.

Согласно п. 8 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ № 274 от 09.04.2001, на основании решения о предоставлении убежища, лицам, которым оно предоставлено, в течение 2 дней выдается соответствующее свидетельство по форме, установленной приложением № 3 к приказу ФМС № 81 от 25.03.2011.

Свидетельство является документом, удостоверяющим личность его владельца – как физического лица, так и налогоплательщика: код вида документа свидетельства о предоставлении временного убежища, согласно Справочнику, утвержденному приказом ФНС России N ММВ-7-11/485@ от 30 октября 2015 г., указывается как «19».

Свидетельство выдается на бумажном носителе и не может быть выдано в форме электронного документа. В него вносятся анкетные данные владельца, дата выдачи документа и срок его действия, наименование органа, который его выдал, номер личного дела, данные о детях и других родственниках, вклеиваются фотографии владельца и его детей.

Согласно ст. 12 ФЗ «О беженцах», после выдачи свидетельства паспорт иностранца со статусом временного убежища на территории РФ или иной документ, удостоверяющий его личность, подлежит передаче и хранению в миграционных органах. Кроме того, у владельца свидетельства возникает обязанность оформить в установленном законом порядке.

Отказ в предоставлении убежища

Согласно п. 118 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС № 352 от 19.08.2013, по результатам рассмотрения заявления миграционные органы могут принять решение об отказе в предоставлении статуса.

Отказ может быть мотивирован:

  • отсутствием оснований для признания субъекта беженцем;
  • отсутствием гуманных причин, требующих его нахождения в РФ;
  • отсутствием обстоятельств, препятствующих выезду из РФ;
  • необоснованностью причин и обстоятельств, которыми заявитель мотивировал свою просьбу;
  • недостоверностью сведений, предоставленных заявителем;
  • наличием обстоятельств, указанных в ст. 2 ФЗ «О беженцах» (совершение преступления против мира и человечества, совершение тяжкого преступления, защита со стороны ООН).

О том, что делать, если отказали во временном убежище, рассказывает раздел V Административного регламента: лица, получившие решение об отказе, вправе обжаловать его в досудебном и судебном порядке. Досудебный порядок обжалования предусматривает подачу жалобы в вышестоящие миграционные органы и управления.

Жалоба подается в письменной или электронной форме и содержит:

  • наименование органа и данные должностного лица, принявшего решение об отказе;
  • анкетные и контактные данные заявителя;
  • сведения об обжалуемых решениях;
  • доводы, обосновывающие обжалование.

Рассмотрение жалобы осуществляется в 15-дневный срок. По его результатам выносится решение о частичном или полном удовлетворении требований или об отказе в их удовлетворении.

Срок действия статуса

Согласно п. 12 Порядка, утвержденного постановлением Правительства № 274 от 09.04.2001, срок действия статуса временного убежища составляет до 1 года. Однако по истечении указанного срока лицо может сохранить предоставленный статус, так как законом предусмотрена процедура продления.

Продление статуса

По истечении годичного срока, на который предоставлен статус, срок предоставления временного убежища в РФ может быть продлен. То, сколько раз можно продлевать временное убежище, определяется исходя из положений п. 12 Порядка – согласно ему, срок продлевается на каждый последующий год на основании соответствующего обращения лица. В нем оно указывает обстоятельства, которые требуют продления статуса.

Таким образом срок действия статуса может продлеваться бесчисленное количество раз до того момента, пока обстоятельства, требующие для лица временного убежища, будут иметь место и не будут устранены – в этом случае заявитель получит отказ в продлении временного убежища.

Для продления статуса его обладателю необходимо обратиться в миграционный орган, на учете в котором он состоит. Обратиться за продлением нужно не позднее чем за 1 месяц до истечения срока действия статуса; при наличии весомых причин данный срок может быть продлен, но не более чем на месяц.

Необходимые документы

Главным документом, являющимся основанием для пролонгации статуса, является заявление на продление временного убежища в России. Оно подается в миграционные органы в свободной форме, однако с обязательным указанием на наличие и продолжение действия обстоятельств, которые являются основанием для сохранения за лицом права на временное убежище на территории РФ. Напомним, это наличие оснований для признания лица беженцем или гуманитарные причины, которые препятствуют его выезду за пределы РФ.

При этом в законе не указано, какие нужны документы для продления временного убежища, кроме самого заявления. В силу логики законодателя, вместе с заявлением может быть представлена копия свидетельства беженца (для удостоверения его личности), а также документы, подтверждающие указанные в заявлении основания. Каких-либо иных документов для продления статуса не потребуется.

Права лица, получившего убежище

Согласно п. 13 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ № 274 от 09.04.2001, на лиц, получивших убежище, распространяются практически все права беженцев. Таким образом и согласно ст. 6 ФЗ «О беженцах», они имеют право в том числе на переводчика и получение транспортных услуг, пользование жилыми помещениями, питание и пользование коммунальными услугами.

Кроме того, такие лица вправе наравне с россиянами пользоваться медицинской помощью. Для адаптации в российском обществе мигранты наравне с россиянами наделены правом на содействие в направлении на получение профобразования.

Чтобы получившие временное убежище могли себя самостоятельно содержать, им предоставлено право на трудоустройство без каких-либо , что также приравнивает их к гражданам РФ.

Более того, законодатель не лишает иностранцев возможности пользоваться банковскими услугами, в том числе и правом получения ссуд и займов.

Упрощенная процедура для украинцев

В силу политической нестабильности и наличия вооруженного конфликта на территории Украины постановлением Правительства РФ № 690 от 22.07.2014 для украинцев, прибывших в субъекты РФ (кроме Москвы и области) предусмотрен упрощенный порядок предоставления временного убежища.

Упрощения, которые содержат утвержденные постановлением правила, в частности, касаются:

  • подачи заявления – оно может подаваться не только непосредственно в миграционные органы, но и через многофункциональные центры ;
  • проведения проверки – она проводится лишь по информационным базам МВД с целью подтверждения сведений, указанных в заявлении;
  • сроков рассмотрения – вместо 3 месяцев рассмотрение обращений от украинцев осуществляется в течение 3 рабочих дней;
  • выдачи свидетельства – в течение одного дня после прохождения медицинского обследования и .

Что делать после получения временного убежища

Право на временное убежище не дает гарантий, что удастся остаться в России после устранения обстоятельств, которые стали причиной для его предоставления. Для этого гражданин иного государства после того, как получил статус временного убежища, должен задуматься о получении разрешения на временное проживание (РВП).

Кроме сохранения уже приобретенных прав, с РВП его обладетель получает возможность беспрепятственно проживать на территории РФ на протяжении трех лет без необходимости продления статуса и соблюдения строгих миграционных правил, за нарушение которых временного убежища могут лишить.

Не менее привлекательным для таких мигрантов является вид на жительство (ВНЖ) в РФ – это качественно иной статус иностранца, позволяющий полноценно обустраиваться на территории России.

Беженцы и иностранцы, получившие временное убежище и ставшие при этом участниками Программы содействия добровольному переселению соотечественников, могут получить ВНЖ в упрощенном порядке.

Так, согласно пп. 3 п.1 ст. 8 ФЗ «О правовом статусе иностранцев в РФ», такие лица могут получить ВНЖ:

  • без получения РВП;
  • без соблюдения условия о проживании на территории РФ не менее 1 года;
  • на срок, пока будет действовать свидетельство участника Программы по переселению.

ВНЖ впоследствии дает право на получение российского гражданства.

Положена ли материальная помощь

Как уже было сказано, согласно п. 13 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ №274 от 09.04.2001, на лиц, ищущих убежище, распространяются все права беженцев, кроме права на единовременное пособие. Какой-либо иной финансовой поддержки законодательством РФ для таких субъектов не предусмотрено.

Утрата временного убежища

Утрата временного убежища, согласно п. 16 Правил, возможна в случае:

  • устранения причин, по которым оно было выдано;
  • получения ВНЖ, приобретение гражданства РФ или гражданства иного государства;
  • покидания пределов РФ для постоянного проживания за ее пределами.

В это же время, согласно п. 17 Правил, лицо может быть лишено статуса временного убежища принудительно, если:

  • осуждено за уголовное преступление на территории России;
  • сообщило неправдивые сведения или предоставило поддельные документы при получении статуса;
  • получило административное наказание за проступки, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Отказ от статуса

Как таковые отказ от временного убежища и возврат паспорта, наступающий в результате такого отказа, законодательством РФ не предусмотрены. Согласно пп. 9 п. 1 ст. 6 ФЗ «О беженцах» и п. 118 Административного регламента, отказ возможен лишь от рассмотрения заявления о предоставлении убежища, то есть еще на этапе, предшествующем наделению статусом.

Однако в число причин, в результате которых происходит утрата статуса, входят обстоятельства, свидетельствующие об устранении оснований, которые дают право на временное убежище. В силу этого логично предполагать, что заявление в ГУВМ МВД об аннулировании временного убежища может быть подано по собственной инициативе мигранта. При этом обоснованием просьбы может выступить как раз факт устранения указанных оснований – причин считать такое заявление незаконным нет. В любом случае решать такие вопросы с миграционными органами рекомендуется в индивидуальном порядке.

Самые простые способы получения российского гражданства: Видео

В настоящее время на территории Российской Федерации находится значительное количество граждан Украины, которые были вынуждены покинуть место постоянного проживания из-за возникшей угрозы жизни и здоровью их и их близких.

Ситуация, складывающаяся на территориях их постоянного проживания, не позволяет вернуться обратно в короткий срок и заставляет их искать постоянную или временную работу на территории Российской Федерации.

Какие тонкости необходимо учесть работнику кадровой службы при приеме на работу беженцев, в том числе граждан Украины?

Правовой статус

Прибывшие, в силу чрезвычайных обстоятельств, граждане иностранных государств и лица без гражданства на территории РФ могут обладать следующими правовыми статусами:

С точки зрения возможности вступить в трудовые отношения статусы «беженец» и «временное убежище» предоставляют одинаковые возможности для трудоустройства. Самая существенная разница для обладателя статуса «беженец» в сравнении со статусом «временное убежище» заключается в возможности получить единовременное денежное пособие.

Привлечение к труду иностранных граждан

Порядок использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства (далее под «иностранными гражданами» по смыслу Закона № 115-ФЗ будут пониматься «иностранные граждане и лица без гражданства») определен в ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

В общем случае как работодателю, так и работнику-иностранцу необходимо получить соответствующее разрешение – см. ст. 13 закона № 115-ФЗ. Если же сторонами или одной из сторон такого разрешения не получено и стороны вступили в трудовые отношения, ответственность за такое действие предусмотрена ст. 18.15 КоАП РФ.

Однако п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ формулирует положение о том, что требование о получении разрешения работодателем на привлечение работников-иностранцев (и требование к иностранцу на получение разрешения на работу) не применяется в том случае, если:

  • потенциальный работник временно или постоянно проживает на территории РФ – подп. 1 п. 4);
  • потенциальный работник – участник «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» или член семьи участника программы, переселяющимся совместно с участником программы в РФ – подп. 2 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ);
  • потенциальный работник признан беженцем на территории Российской Федерации (до утраты статуса беженца или лишения статуса беженца) – подп. 11. п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ);
  • потенциальный работник получил временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты временного убежища или лишения временного убежища) – подп. 12. п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Трудовой договор без оформления разрешения на работу. Какие документы нужны, чтобы работодатель мог его заключить?

Как быть, чтобы не подвергать организацию риску административного наказания за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения? Как говорится –элементарно! Работнику кадровой службы необходимо удостовериться, что потенциальный работник имеет правовой статус, позволяющий не применять требования о наличии разрешений у работодателя и работника.

Возможно несколько вариантов правовых статусов и подтверждающих эти статусы соответствующих документов.

«Временное проживание» – отметка о разрешении на временное проживание, проставляется в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо Разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 214 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

«Постоянное проживание» – вид на жительство.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации».

«Временное убежище» – свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Подробнее – см. Приказ Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

«Беженец» – удостоверение беженца.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца».

«Участник государственной программы» – свидетельство участника государственной программы.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 817 «О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Если у кадрового работника возникнут сомнения в правильности предъявленного документа, лучше всего будет обратиться за подробной информацией о требованиях к форме, виду и содержанию документа к соответствующему НПА, который содержит точное описание обязательных реквизитов документа. Выше указан соответствующий НПА для каждого из статусов, которым может обладать потенциальный работник.

Есть ли ограничения по приему на работу для иностранцев?

Да, и если такие ограничения существуют, они прямо указаны законодателем.

Например:

  • в соответствии с п. 1.1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы могут занимать только граждане РФ;
  • некоторые ограничения по возможности установления трудовых отношений содержатся в Законе № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…»;
  • предприятиям розничной торговли и спортивным организациям необходимо соблюдать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 02.09.2014 № 886 определило, что имеющиеся квоты (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191) не распространяются на иностранных работников из числа граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.

Можно заметить, что на граждан, например, Молдавии, даже экстренно прибывших в РФ, постановление № 886 не распространяется – они в любом случае попадают под квоты.

Признание документов об образовании иностранного гражданина

Для некоторых видов работ и/или должностей бывает необходимо определить, соответствует ли образовательный уровень потенциального иностранного работника требованиям работодателя.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация:

  • полученная в учебных заведениях, попавших в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 1694-р «Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации».

В части документов, выданных на территории Украины, на территории РФ признаются документы, перечисленные в следующих межгосударственных договорах:

  • «Соглашение о сотрудничестве в области образования» (Ташкент, 15.05.1992);
  • «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях» (Москва, 26.05.2000);
  • «Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г.» (Киев, 28.01.2003).

В случае если документ об образовании не подпадает ни под один из вышеупомянутых документов, соискатель на замещение вакантной должности может воспользоваться существующей государственной услугой – см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2013 № 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».

Набор документов, который необходимо получить от потенциального работника для заключения трудового договора

В соответствии со ст. 65 ТК РФ поступающий на работу в общем случае должен предъявить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • Действительны ли советские трудовые книжки?

    Да, действительны.

    В соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости № ПГ/13372-6-1 «Об оформлении трудовых книжек иностранных граждан из стран бывшего СССР» от 20.01.2014, на территории РФ имеют силу трудовые книжки СССР образца 1974 г. (так указано в тексте письма; форма трудовой книжки была утверждена Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» от 6.09.1973).
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Заметим, что военнообязанными или подлежащими призыву на военную службу рассматриваемая в данной статье категория лиц, скорее всего, не является, поскольку эти лица чаще всего не являются гражданами РФ 3 ;
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Необходимо отметить, что для рассматриваемого круга лиц при приеме на работу «паспорт или иной документ, удостоверяющий личность» – это один из следующих документов:

  1. Паспорт иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  2. Иной документ другого государства, признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверяющим личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  3. Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (только для лиц без гражданства, подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  4. Разрешение на временное проживание.
  5. Вид на жительство.
  6. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
  7. Документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации (ст. 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
  8. Удостоверение беженца.

Будьте внимательны – документ «Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу» не предоставляет права на работу без получения разрешения, так как его обладатель не имеет правового статуса «беженец».

Справка

Является ли советский паспорт удостоверением личности для иностранца?

Да, является.

Положение о паспортной системе в СССР (см. Постановление Совета министров СССР от 20.08.1974 № 677) не было отменено, и в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 12.12.1991 №2014-1 «О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств» оно применимо, но только в части не противоречащей Конституции РФ и действующему законодательству.

Паспорт образца 1974 года в соответствии с Положением:

    • не ограничен в сроке действия;
    • является недействительным в случае отсутствия фотографий граждан после достижения ими возраста 25 или 45 лет.

Как показывает судебная практика (Фрунзенский районный суд г. Владимира, дело 2-880/2013), судебным решением для строго определенной цели паспорт СССР образца 1974 г. может быть признан «документом, удостоверяющим личность» и в случае отсутствия соответствующей фотографии.

У беженца или получившего временное убежище может не быть трудовой книжки и СНИЛС – на основании ст. 65 ТК РФ для впервые заключаемого трудового договора данные документы должны быть оформлены работодателем. Напоминаем, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» оформление СНИЛС необходимо в случае заключения трудового договора на неопределенный срок или в случае, если трудовой договор (трудовые договоры) имеют длительность не менее шести месяцев в течение календарного года 3 .

Следует обратить внимание на то, что трудовые книжки, оформленные на территории Украины, могут быть приняты к заполнению только в случае, если они соответствуют форме, утвержденной Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих».

В 1993 г. на территории Украины была введена новая форма трудовой книжки (Постановление Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301). Обмена «советских» трудовых книжек на книжки новой формы на территории Украины не производилось, поэтому:

  • если трудовая книжка соответствует Постановлению СМ СССР и ВЦСПС № 656, трудовая книжка на территории РФ действительна, можно продолжить ее заполнение.
  • если трудовая книжка соответствует Постановлению Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301, трудовая книжка на территории РФ недействительна, необходимо завести новую трудовую книжку российского образца.

Вообще говоря, на территории РФ действительны и трудовые книжки, введенные в действие постановлением Совета Народных Комиссаров от 20.12.1938 № 1320 и выданные до введения новых трудовых книжек в 1973 г. Маловероятно, конечно, что обладатель такой трудовой книжки пожелает сейчас трудоустроиться, но, тем не менее, эти книжки действительны, их можно принимать при устройстве на работу и вносить новые записи.

Для отдельных категорий лиц законодательством (например, см. ст. 351.1 ТК РФ) для приема на работу установлено обязательное наличие справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

За получением такой справки потенциальному работнику следует обратиться в территориальное подразделение МВД в порядке, определенном «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», который был утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.11.2011 № 1121.

Необходимость контролировать сохранение правового статуса иностранного работника

Не стоит забывать о том, что законодательство, делая определенные исключения из общих правил для оказавшихся в сложных обстоятельствах лиц, не делает никаких исключений по отношению к работодателю в тех случаях, когда работник утратил правовой статус «беженец» или «временное убежище».

Исходя из этого, работнику кадровой службы обязательно следует рассмотреть вопрос о включении в трудовой договор или в локальный нормативный акт обязанности работника регулярно подтверждать свой правовой статус и/или обязанности работника об информировании работодателя об изменении своего правового статуса на территории РФ.

Риск пренебрежения этой, казалось бы, мелочью – административная ответственность, вплоть до приостановления деятельности организации. Это указано в ст. 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

Дополнение

Некоторые изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ

С 13 декабря 2014 г. начинают действовать изменения, указанные в Законе от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Новые ключевые положения законодательства, которые необходимо иметь в виду при приеме на работу:

1. Статья 13 Закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 10: «При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме».

Иностранный работник в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ – это «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (ст. 2 Закона № 115-ФЗ) – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Соответственно, наличие полиса добровольного медицинского страхования – неотъемлемое условие возможности осуществлять трудовую деятельность для имеющего статус «временное убежище» (но не для имеющего статус «беженец»).

2. С 1 января 2015 г. все граждане, работающие по трудовому договору обязаны иметь СНИЛС (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).

3. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ст. 327 1 ТК РФ).

4. Обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора (ст. 327 2 ТК РФ).

Основанное на ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» понятие «имеющий временное убежище» не является целиком и полностью тождественным понятию «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства».

Тем не менее, это положение ст. 3272 ТК РФ действует в отношении статуса «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

5. Перечень документов, который должен предъявить иностранный гражданин при приеме на работу, определен ст. 327 2 ТК РФ.

Полис добровольного медицинского страхования обязательно должен быть предъявлен поступающим на работу к работодателю, за исключением случаев, когда работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Предъявлять полис не требуется в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, но для рассматриваемой в статье категории лиц таких законов или международных договоров не имеется, за исключением имеющих статус «беженец».

Получивший статус «беженец» имеет право на получение медицинской и лекарственной помощи наравне с гражданами Российской Федерации в силу положений п. 7 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I.

Не требуется предъявлять документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в том числе в случае окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 327 5 ТК РФ).

В статье строго оговорено, что это относится только к временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства – соответственно, положение статьи применимо к имеющим статус «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

7. Введены дополнительные основания для прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 327 6 ТК РФ).

Часть 8 указанной статьи может быть применена только к имеющим статус «временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

В том числе к имеющим статус «временное убежище» – исходя из смысла п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

Части 10 и 11 (ограничение возможности временного перевода) действуют в отношении всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства, трудовой договор должен быть прекращен.

1 В настоящее время действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», поэтому необходимо помнить о дополнительном правовом статусе «Участник государственной программы».
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1032 утверждены «Временные правила организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории Украины, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». ВАЖНО: экстренно прибывшие с территории Украины в подавляющем большинстве таким статусом не обладают.

2 Министерство образования и науки РФ, перечень межгосударственных соглашений

3 13 декабря 2014 г. вступает в действие Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». О произошедших изменениях читайте в дополнении к статье.

4 Форма документа – см. Приказ ФМС России от 21.02.2013 № 49 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия».

5 Перечень оснований потери статуса «беженец» указан в ст. 9 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». По утрате или лишению статуса «временное убежище» – см. п.п. 5 и 6 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». Принятие решения о лишении статуса осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральной миграционной службой).


Вопрос о том, как получить свидетельство о предоставлении временного убежища в России в сложившейся международной обстановке, стал особенно актуален. Наша страна готова взять под свою защиту всех, кто нуждается в помощи, но для этого необходимо соблюдение формальностей.

Временное убежище в России может получить любой иностранец, а также человек без гражданства. Основанием для получения статуса становится то, что человек, по каким-либо причинам боится возвращаться на родину. Это могут быть возможные гонения по религиозному или языковому признаку, из-за политических убеждений. Основанием также являются военные действия на территории родной страны.

На временное убежище может претендовать и тот, кто может , но по определенным причинам ходатайствует о получении именно убежища.

Есть несколько видов защиты иностранцев на территории нашей страны, все они отличаются спецификой положения и своими правами:

  • Временное убежище – самый распространенный вариант. Все те, кому грозит опасность в родной стране в связи с возможными гонениями, может рассчитывать на получение убежища. А также те, кто проживает в зоне военных действий.
  • Статус беженца. Его часто путают с первым вариантом, но смысл совсем иной. Беженцем может стать только тот, кому угрожают лично.
  • Политическое убежище предоставляется тем, кто преследуется на родине из-за активной общественно-политической деятельности.

Получить временное убежище может практически каждый, кто нуждается в защите от своего правительства или обстоятельств, независящих от него.

Подача заявления

Для получения временного убежища необходимо обратиться в ближайшее отделение ФМС России. С собой взять следующий перечень документов:

  • Удостоверение личности.
  • Если въехали вместе с семьей – подтверждение родственных связей: свидетельство о бракосочетании, рождении детей.
  • Карта отпечатков пальцев, делается на месте, после приема заявки.
  • 4 фото для документов.

Заявление нужно заполнить по установленной форме. Можно заполнить его на месте или скачать на официальном сайте УФМС. Образец заполнения есть и на сайте и в каждом отделении. Если с документами все в порядке, начинается следующий этап – заполнение анкеты. Сотрудник делает это самостоятельно, заявителю остается только отвечать на вопросы. Если знания русского языка нулевые или очень слабые, необходимо предоставить переводчика. В ходе собеседования выясняются причины, по которым необходимо получить убежище.

После заполнения все опросные листы зачитываются, чтобы выявить возможные ошибки. При необходимости могут назначить дополнительное собеседование. После всех формальностей, выдается справка о том, что в данный момент ведется рассмотрение заявления о предоставлении государственного убежища. Эта справка становится на данный период подтверждением законности пребывания в стране.

Никаких государственных пошлин за подачу заявления нет — услуга бесплатная для любого обратившегося. Рассмотрение ведется до 3 месяцев от дня подачи документов. За это время проверяются все данные и серьезность оснований для получения политического убежища.

Это общий порядок предоставления временного убежища. Вместе с тем, есть льготные категории. На сегодняшний день это жители Украины.

Получение свидетельства


При получении положительного ответа уже на следующий день должны выдать свидетельство о предоставлении временного убежища. Для его получения необходимо дополнительно 4 фото получателя и по 2 фото на каждого несовершеннолетнего ребенка. Ребенок вписывается в свидетельство родителя.

Получить свидетельство можно только лично в руки, никаких исключений из правила нет. При выдаче документа старое удостоверение личности изымается на хранение в отделении УФМС. После получения нового удостоверения необходимо встать на миграционный учет по месту фактического проживания.

Дети старше 14 лет уже получают собственный документ, также лично на руки. Проходят собеседование дети вместе с родителями.

Продление пребывания

Срок предоставления временного убежища — 1 год , но его можно продлевать еще на 1 год неограниченное число раз. Для продления нужно обратиться в то же отделение УФМС. Заявление пишется в произвольной форме. Главное условие – это сохранение опасности возвращения на территорию родной страны. Так, если основанием были военные действия, но сейчас они прекращены, скорее всего, будет получен отказ.

Предоставление временного убежища легализует статус человека в России, но все же его положение далеко от гражданства. Полученный статус дает право:

  • Получать услуги переводчика, как в момент подачи заявления, так и в дальнейшем, при необходимости обращения в ФМС.
  • Оформить полис обязательного медицинского страхования и получать бесплатные медицинские услуги.
  • Обучаться в любых государственных образовательных учреждениях, начиная от детского сада.
  • Получить содействие в поиске , при необходимости пройти трудовую переквалификацию.
  • . Условия ее получения и размеры в каждом регионе отличаются, необходимо узнавать точную информацию на месте.
  • Если уже оформлено временное убежище, можно перейти на следующую стадию легализации в стране и подать прошение на получение РВП или сразу ВНЖ.

Для того чтобы устроиться на работу, не нужно оформлять никаких дополнительных документов и разрешений. Любой получивший временное убежище на основе удостоверения может получить все документы, необходимые для приема на работу: трудовую книжку, ИНН, СНИЛС.

Упрощение процедуры для украинцев

В последние несколько лет из Украины усилился поток желающих получить политическое убежище в России. За помощью обращаются как те, кто может подвергаться гонению по языковому признаку, так и те, кто не желает принимать участие в военных действиях или стать невинной жертвой конфликта. Огромное количество желающих получить временное убежище в РФ среди жителей Донбасса и Луганска. Мирное население стремится покинуть опасные территории.

Учитывая усилившийся поток, российское правительство пошло навстречу гражданам соседней страны и сократило срок рассмотрения дела на временное убежище для украинцев до 3 дней. Подданные других государств по-прежнему вынуждены ждать около 3 месяцев.

Законодательство относительно пребывания украинцев в России немного изменилось. Прежде можно было находиться на территории страны 90 дней, затем продлить это время. Постановление правительства от 2014 года гласит о том, что теперь граждане Украины могут провести в России суммарно только 90 дней в году. Так, у них есть только это время на легализацию своего дальнейшего пребывания в нашей стране.

Процедура подачи заявления на убежище для украинцев ничем не отличается от стандартной. Нужны все те же документы и дактилоскопия. Также проводится опрос и собеседование, только рассмотрение вопроса занимает всего 3 дня. После вынесения положительного решения на следующий день выдается свидетельство со стандартным сроком действия.

Программа переселения

Получив временное убежище в России, многие не хотят обратно возвращаться в свою страну. Сделать это придется, если исчезнут основания для предоставления убежища. Поэтому для тех, кто хочет закрепиться, существует . Но участвовать может не каждый, а только:


Вместе с самим участником могут получить гражданство все члены его семьи и ближайшие родственники. В ближайший круг, кроме супруги и детей, входят родители, дедушки, бабушки, братья и сестры, их дети и супруги. Круг родственников, на которых распространяются льготы, определен достаточно широко, чтобы не оставлять близких родственников один в другой стране.

Программа переселения соотечественников в Россию позволяет получить вид на жительство, а затем и гражданство по упрощенной и ускоренной процедуре.

Как получить статус беженца

Беженцами ошибочно называют тех, кто бежит из страны от войны, на деле это не так. Получить статус беженца можно, есть опасения личного преследования именно того, кто обращается за помощью, в остальных случаях речь идет о предоставлении временного убежища.

Чтобы получить статус беженца и защиту Российского правительства, необходимо обратиться в органы УФМС, в любое ближайшее отделение. Для рассмотрения нужен следующий перечень документов:

  1. Прошение о признании беженцем. К нему следует приложить документы, подтверждающие возможную угрозу жизни в родной стране.
  2. Фотография для документов.
  3. Гражданский паспорт своей страны.
  4. Анкета.


  5. Опросный лист. Он заполняется сотрудником, потом зачитывается для проверки.
  6. Отпечатки пальцев, можно сделать на месте.

Если ходатайство одобрено, иностранец получает удостоверение беженца. Срок его действия 3 года с момента выдачи. Беженец может получить единовременную материальную помощь и социальные гарантии от правительства РФ.

Беженцу не требуется дополнительное разрешение на работу. Он может оформить полис медицинского страхования и получать все положенные услуги. Дети имеют право посещать школу и детский сад.

Политическое убежище

Политическое убежище – особый вид защиты иностранных граждан. Оно выдается только тем, кому на родине угрожает реальная опасность из-за его общественно-политической деятельности.

Чтобы получить политическое убежище, необходимо направить ходатайство в отделение УФМС РФ, к нему приложить 2 фото и свой гражданский паспорт. Чтобы обосновать свое ходатайство можно использовать любые документы и прочие доказательства, подтверждающие наличие политической деятельности и связанные с этим гонения со стороны правительства родной страны.

Подавать прошение нужно в течение 7 дней с момента приезда в страну или с момента наступления ситуации, когда возврат в страну становится опасным. Заявитель проходит собеседование с сотрудником, где выясняются причины прощения и биографические данные.

Заявление рассматривается в течение месяца. На это время выдается справка, подтверждающая легальность нахождения в стране. В случае положительного решения, заявитель получает политическое убежище и вид на жительство.

Досрочное лишение временного убежища

Предоставление временного убежища – это мера для защиты иностранных граждан на территории России. Но бывают ситуации, когда оно завершает свое действие до истечения положенного года. Обстоятельства эти могут зависеть как от самого просителя, так и от сложившейся ситуации:

  • Если пересечь границу хотя бы на 1 день, временное убежище перестает действовать. Получать статус придется заново.
  • При получении гражданства РФ или другой страны. Смена подданства автоматически исключает возможность гонения на родине, и защита теперь не нужна.
  • Срок предоставления временного убежища может уменьшиться из-за исчезновения обстоятельств, вынудивших уехать с родины. К примеру, если война окончена, нет необходимости прятаться от нее.
  • Нарушение закона на территории РФ. Если не будет назначено заключение, грозит .

Из перечисленных только один фактор является внешним, все остальное зависит только от самого человека. Чтобы сохранить свой статус, достаточно соблюдать правила и законы страны, принявший под свою защиту.

Если на работу в организацию приняты сотрудники в статусе "получившие временное убежище", в отношении их доходов применяется специальный порядок исчисления НДФЛ. На практике возможна следующая ситуация. В середине года работник представляет в бухгалтерию организации загранпаспорт с отметкой "разрешено временное проживание". В настоящей публикации дана правовая оценка данного обстоятельства с точки зрения НДФЛ.

Статус "получено временное убежище"

Временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории России в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" (далее - Закон N 4528-1), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. В частности, в настоящее время действуют Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" и Постановление Правительства РФ от 22.07.2014 N 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке".
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ;
2) не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 4528-1 лицу, получившему временное убежище, выдается свидетельство установленной формы.
Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории России. При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются на хранение в орган по контролю и надзору в сфере миграции.
Федеральным законом от 04.10.2014 N 285-ФЗ внесены изменения в п. 3 ст. 224 НК РФ, в соответствии с которыми ставка НДФЛ в отношении дохода от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ, устанавливается в размере 13%. Действия положений данного Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Данное положение представляет собой исключение из общего правила, согласно которому доходы от источников в России, получаемые нерезидентами, облагаются НДФЛ по ставке 30% (абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ).
Нельзя говорить о том, что статус "получено временное убежище" приравнивает иностранца к резидентам РФ. Так, в частности, если иностранный гражданин или лицо без гражданства, признаваемое беженцем или получившее временное убежище на территории РФ, не является налоговым резидентом и его доходы облагаются по ставке 13%, вычеты по НДФЛ (в том числе стандартные вычеты на ребенка) не предоставляются. Такой вывод изложен, например, в Письме ФНС России от 30.10.2014 N БС-3-11/3689@.
Вместе с тем в данном случае речь идет все-таки о неких налоговых преференциях. Поскольку вопреки общему правилу, предполагающему определение налогового статуса (резидент/нерезидент) на каждую дату получения дохода, в отношении лица, получившего временное убежище, ставка 13% может применяться с первого дня работы.
Если сотрудник, имевший ранее статус "получивший временное убежище", предъявляет работодателю паспорт с отметкой о разрешении на временное проживание, данное обстоятельство может вызвать у практикующих специалистов закономерные вопросы:
- как изменится порядок исчисления НДФЛ и с какого момента;
- как быть, если сотрудник не сразу уведомил работодателя об изменении своего статуса;
- нужно ли пересчитать налог, рассчитанный за прошлые периоды.

Статус "разрешено временное проживание"

Статус "получивший временное убежище" существенно отличается от статуса "разрешено временное проживание". Люди, получившие статус беженца или временное убежище, должны на время пребывания в России сдать свой национальный паспорт. Если же гражданин принимает решение отказаться от этого статуса, ему возвращаются документы и он отбывает на родину. Если человек принял решение остаться в России, у него остается его национальный документ. В рассматриваемом случае в паспорте ставится штамп о получении разрешения на временное проживание в России. К сожалению, нормы действующего законодательства не содержат ответа на вопрос, как быть, если сотрудник в статусе "получивший временное убежище" получает разрешение на временное проживание. Отсутствуют и официальные разъяснения контролирующих ведомств по данной ситуации.
Ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица - получателя дохода возлагается на организацию - источник его выплаты (Письмо Минфина России от 16.03.2012 N 03-04-06/6-64).
Поэтому практикующим специалистам ничего не остается, кроме как применить общий порядок исчисления НДФЛ.
В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Следовательно, лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не являются налоговыми резидентами РФ.
Важно обратить внимание на следующее существенное обстоятельство. Статьей 7 НК РФ предусмотрено применение правил и норм международных договоров РФ даже в случае, если НК РФ установлены иные правила и нормы.
Так, например, ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 08.02.1995 предусмотрено, что физическое лицо считается резидентом того государства, где:
- оно располагает постоянным доступным для него жилищем;
- если оно располагает постоянным, доступным для него жилищем в каждом Договаривающемся Государстве, оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов - место проживания семьи и нахождения бизнеса);
- если оно обычно проживает в обоих Государствах или обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, национальным лицом, т.е. гражданином которого оно является.
Если при применении указанных общих правил получается, что гражданин не является налоговым резидентом, НДФЛ следует рассчитать по ставке 30%, даже несмотря на то что ранее налог исчислялся по ставке 13%.
Дополним, что налоговые нерезиденты не имеют права на применение налоговых вычетов по НДФЛ (стандартных, социальных, профессиональных и имущественных). Данный вывод следует из п. 3 ст. 210 и п. 1 ст. 224 НК РФ.

Дата изменения порядка исчисления НДФЛ

Датой получения разрешения на временное проживание необходимо считать дату фактического проставления штампа в паспорт. Аналогичные разъяснения можно найти на сайтах региональных УФМС России (см, например, http://www.fmsmoscow.ru/docs/temp_residence/memo_foreign_citizen.html).
Важно понимать, что указанное правило действует и в тех случаях, когда информация об изменении в правовом положении гражданина не была своевременно получена работодателем (налоговым агентом), в том числе по вине сотрудника.
Поэтому, если, например, сотрудник-нерезидент получил разрешение на временное проживание в феврале, НДФЛ с февральской зарплаты нужно будет рассчитать уже по ставке 30%. Ведь при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (п. 2 ст. 223 НК РФ).
Далее на каждую дату получения дохода бухгалтеру необходимо будет определять налоговый статус гражданина (резидент/нерезидент) исходя из количества дней пребывания в РФ в течение 12 предыдущих календарных месяцев (то есть по общим правилам).
Актуальным является вопрос: возникает ли необходимость пересчитать НДФЛ за период, предшествующий дате получения разрешения на временное проживание (когда сотрудник еще находился в статусе "получено временное убежище").
Имеются разъяснения контролирующих ведомств по аналогичной ситуации, когда сотрудник, на начало года имевший статус резидента, впоследствии становится нерезидентом. Если такой сотрудник не имеет права на обложение его доходов 13% НДФЛ и если статус резидента до конца года у него не восстановится, НДФЛ, ранее (в начале года) удержанный по ставке 13%, необходимо пересчитать по ставке 30%.
То есть пересчет производится в тот момент, когда понятно, что налоговый статус до конца года не изменится. Это следует из положений п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ и Письма Минфина России от 05.04.2012 N 03-04-05/6-444.
По мнению автора, аналогичный подход следует применять и в рассматриваемой ситуации. НДФЛ рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Поэтому пересчитать налог за период с начала года нужно будет только в тот момент, когда будет понятен налоговый статус по итогам года.
Разницу между суммами налога, рассчитанного по ставкам 30% и 13%, следует удержать из любых денежных средств, которые выплачиваются сотруднику. Однако необходимо принимать во внимание предельный размер удержания. Он составляет 50% от суммы выплаты (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Бывает, что в связи с увольнением сотрудника или по каким-либо другим причинам налоговый агент в течение календарного года не смог удержать доначисленную сумму НДФЛ.
В этом случае он должен письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержания налога и его сумме в срок не позднее одного месяца со дня окончания соответствующего налогового периода (пп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ).
После окончания года и направления такого сообщения в инспекцию обязанность налогового агента по удержанию НДФЛ прекращается. Налог должен будет уплатить сам гражданин (в рассматриваемом случае сотрудник, получивший разрешение на временное проживание).