Функции науки теории государства и права. Функции ТГП


Обычно выделяют:С помощью онтологической функции (онтология – учение о бытии) ТГП познает существо государственно – правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.

Гносеологическая (гносеология теория познания) функция ТГП состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а так же приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

С помощью эвристической функции (эвристика – искусство нахождения истины) ТГП открывает новые закономерности в развитии государственно – правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.

Прогностическая функция ТГП проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно – правовой деятельности, в определении тенденций развития государственно – правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.

Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет методологическую функцию , т.е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юрид. науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом.

Осуществляя идеологическую функцию , ТГП приводит в систему идеи о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.

Организационно – прикладная функция ТГП проявляется в преобразовании, реформировании государственно – правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно – правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.

Все названные функции ТГП взаимосвязаны и могут дать позитивный результат лишь будучи,комплексе.


3 Система методов:

1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления: а) метафизика (рассматривающая государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и б) диалектика - материалистическая и идеалистическая; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм. Философские методы определяют подход к изучению государства и права в целом. К основным выделяют: Диалектико-материалистический метод - предполагает первичность экономического, и вторичность политического и правового явления, изучаются в развитии, динамике. Выразителями материалистического подхода стали К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин



2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов: а) анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); б) синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей); в) системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); б) функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) в отличие от философских, не охватывают всего научного познания, а применяются на отдельных его стадиях (например, методы анализа и синтеза, историзма, системный, функциональный, герменевтический.

3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук: а) конкретно-социологический (анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.); б) статистический; в) кибернетический.

Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: а) формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.); б) сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).

4. Специальные-методы , которые обычно применяются другими науками. Принципами исследования являются всесторонность, историзм, плюрализм, комплексность, практика как критерий истинности, что характерно для любой науки. Таким образом, ТГП как базовая по отношению к другим юридическим наукам использует как общие, так и специальные и частные методы. Комплекс этих методов составляет методологию.

4 . первобытнообщинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства. момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным , т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей. Формой социальной организации в тот период (после первобытного стада) был род , как общественная группа, общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность .

Стала другой общественная организация –род как носитель и накопитель коллективного опыта труда. Роды объединялись в племена, а последние – в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами.Власть – древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации, в который элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем, что будучи составлено из нескольких частей, представляет единое целое.

В первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть , осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых среди равных», глава рода, вождь племени , по старшенству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплименников.

Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально формы.первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы . Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, т.е. служили регулятором общественных отношений. Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов.

Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем:

· они исходили от рода и выражали его волю и интересы;

· они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени;

· в то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества: права воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

Первобытнообщинный строй характеризуется следующими признаками :
* низким уровнем развития производительных сил и медленным их совершенствованием;
* низким темпом развития общества;
* коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства;
* уравнительным распределением, социальным равенством;
* отсутствием частной собственности, эксплуатации, классов и государства.

5. Формирование гос-ва - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Истории известны следующие основные пути образования гос-ва: военный (например, при формировании восточных деспотий война выступала как способ перераспределения общественного продукта и выделения правящей элитарной верхушки из среды военачальников); аристократический (например, в Риме с его делением общества на патрициев и плебеев происходит отделение правящей верхушки – аристократии от народа); плутократический (при котором происходит сосредоточение власти в руках отдельных лиц, вокруг которых собираются их многочисленные сторонники). Ф. Энгельс уже указывал на два пути образования политически и экономически господствующих классов – во-первых, через присвоение должностей -исторически наиболее распространенным , типичным . с помощью наследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, с помощью присвоения прибавочного продукта. однако в юр-кой литературе вопрос о «путях» возникновения гос-ва традиционно ставился и в ином, более широком смысле. Под ними понимались формы, в которых гос-во поднимается на развалинах родового строя (Ф. Энгельс). Именно Ф. Энгельс и выделял афинскую, римскую и древнегерманскую (Соч Маркс К., Энгельс Ф.,). Афины – самая чистая классическая форма возникновения гос-ва, поскольку гос-во возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Это раннеклассовое гос-тво в своем дальнейшем развитии переросло в государство так называемого азиатского способа производства, которое оказалось типичным, распространенным во многих регионах Земли и существовавшим сотни лет. Гос-ва же рабовладельческие возникли в силу весьма конкретных исторических обстоятельств в Греции и Риме и являлись уникальными государствами . мнению Т.В. Кашаниной, что хотя второй способ образования государства имел место на большем пространстве земного шара, и считается, что он был наиболее распространенным , вряд ли его следует признавать типичным, а первый - уникальным . А причина многовариантности процесса образования государства кроется в природно-климатических условиях.

6. Происхождение права . В совр-ой науке нет однозначного решения. Сущ-ет 3 точки зрения . Согласно одной право возникло с появлением человеческого общ-ва т.е. те нормы поведения, которые сущ-ют в первобытном общ-ве это и есть право. Правом их называют потому, что первобытные люди считали эти нормы поведения единственно правильными и справедливыми (обычай - право). Согласно др. точки зрения право возникло не сразу с обществом, а в период разложения первобытнообщинного стоя, но раньше чем гос-во. Основной причиной послужило появление частной собс-ти, которая потребовала правовых норм . Появление этих норм вызвало появление гос-ва, потому что эти нормы нуждались в защите . Такую защиту родоплеменная организация дать не могла, это могло сделать только гос-во (аппарат принуждения ). Согласно 3 ей точки зрения право возникло одновременно с гос-ом и причины его возникновения те же что причины возникновения гос-ва. Это упирается в понимание права. Говоря о происхождении права необходимо различать возникновение права и возникновение позитивного права (позитивное – нормы и правила поведения которые устан-ся гос-ом). Право возникает раньше чем гос-во возможно одновременно с общ-ом. И возникает оно в виде норм поведения первобытного общ-ва. Нормы поведения первобытного общ-ва называют обычай. В тоже время некоторые исследователи полагают что кроме обычаев сущ-ют др. нормы поведения в первобытном общ-ве (ритуалы, обряды, мифы, религиозные и нравственные нормы, нормы этикета). В первобытном общ-ве действуют самые разл-ые нормы поведения, которые регул-ют общ-ые отношения. Эти правила поведения, некоторые совр-ые исследователи называют правом. Что же касается позитивного права оно возникает одновременно с гос-ом т.к. позитивное право это нормы правила поведения которые устан-ся или санкционируются гос-ом. Первоначальной формой позитивного права стали первобытные обычаи, которые органами гос-ва (судами) санкционировались в качестве правовых норм. Значительно позднее гос-во само стало создавать нормы права.

7. Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов.

Марксистская: разделение человечества на 2 класса - имущие и неимущие. Государство будет существовать, пока существуют эти классы, если они исчезнут, то исчезнет потребность в государстве. Ф. Энгельс: государство - это аппарат подавления одного класса другим, Ленин: государство- машина для поддержания господства одного класса над другим. После этого “обобществление” собственности. Государство будет заменяться общественным самоуправлением трудящихся. Отдельные эксцессы отдельных лиц будут гаситься общественным самоуправлением.

Теологическая: государство - порождение божьей воли. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т.п. – обязательны для подчиненных. Передача власти по наследству, тесная связь между государством и церковной властью. Концепцией утверждается сведение отдельного человека до “винтика” в государственной машине, утверждается неспособность человека что-либо изменить. Представитель – Фома Аквинский.

Органическая (Ч. Спенсер):все органы государства связаны друг с другом. Трудно найти истоки возникновения государственности. Всё здесь подвержено изменчивости. Сравнение с чел. организмом.

Психологическая (Петржевский): индивиду свойственно жить в группе, жить организованно (соц. связи), свойственно подчиняться кому-то.

Патриархальная (Аристотель): Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха - естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский) : выделяют внутреннее и внешнее насилие. Некие племена завоевывают другие, насильственно порабощая их. Одно племя (более молодое) порабощает другие.

Правовая (естественно-договорная): Гроций, Локк, Руссо, Н. Радищев. Государство возникло в силу естественного договора. Люди, жившие совместно на определенной территории, заключают устный договор о принципах совместного сосуществования.

8.ГОСУДАРСТВО Это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм. основные признаки государства, отличающие его от других видов социальной власти. Наличие особой публичной власти , т.е. органов, издающих от имени государства законы и нормативно-правовые акты, обладающих особым аппаратом управления и государственного принуждения

.Разделение населения по территориальному принципу , т.е. наличие четко определенных внешних границ и внутреннего территориального разделения населения, при защите его интересов, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, религии или классу. Взимание налогов с физических и юридических лиц для содержания публичной власти. Государственный суверенитет , т.е. верховенство государственной власти внутри страны, а также независимость во внешнеполитической среде. Правотворческая деятельность органов государства, т.е. издание нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений, распоряжений и др.) обязательных для исполнения каждым членом общества. Государство - продукт внутреннего развития общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом , как механизм властвования. Возникновение государства связано с разложением родового строя, появлением частной собственности, классовым расслоением общества и другими причинами. Государство можно определить как “особую организацию политической власти общества , располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающую волю и интересы господствующего класса или всего народа” Государство, его механизм (система государственных органов) не остаются неизменными. Государство изменяется вместе с изменением общества, политической формой организации которого оно является. Если определять государство с точки зрения социологии, то выделяют следующие признаки государства :

Однако, государство в реальной действительности - это государство на определенной ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся на более ранних ступенях развития.

9. Понятие и признаки государства.

Государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества..

Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.

Признаки государства:

1) представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов;

2) наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;

3) управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости;

4) объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности;

5) суверенитет;

6) только государство наделено правом на законотворчество и требование исполнения законов под страхом применения мер ответственности;

7) наличие определенной материальной базы и возможности распоряжения национальными ресурсами;

8) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство);

9) наличие системы налогов, податей, займов;

10) наличие государственных символов – герба, флага, гимна.

10 . Гос-во организацияия политической власти, содействующая осуществлению конкретных интересов (классовых, религиозных, общечеловеческих) в пределах определённой территории

При рассмотрении сущности важны 2 момента :

1)любое гос-во есть организация политич. власти (формальная сторона); 2)чьим интересам служит данная организация (содержательная).

Выделяют 2 подхода к сущности гос-ва: классовый, в рамках которого гос-во можно определить как организацию политич.власти экономически господствующего класса, узкое значение как средство для удовлетворения интересов господствующего класса,общесоциальный , в рамках которого гос-во организац.политич.власти, создающая условия для компромисса различ.классов и социальн.групп, гос-во используется в широком смысле для обеспечения общественных интересов, большинства населения страны, основной метод-компромисс . Наряду с этим можно выделить религиозный, национальный, расовый и другие подходы к сущности, соответственно религ. национал. расовые интересы будут преобладать в политике конкретного гос-ва.

Говоря о сущности государства и существующих в научной литературе подходов в ее понимании, следует отметить, что государство может рассматриваться как «объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы» , либо как «система институтов публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп. Таким образом, в зависимости от различных научных пониманий (подходов) в сущности государства можно выделить два подхода: способность выражать общезначимые интересы большинства (общесоциальная сущность); способность представлять интересы экономически господствующего класса, или отдельных социальных групп (классовая сущность ). Кроме того, говоря о сущности государства, следует отметить, что ее внутреннее содержание также составляют перечисленные признаки, которые отличают государство от негосударственных институтов и общественных организаций.

11. Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. К признакам функций государства относятся :

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям :

1) по объектам государственного воздействия – экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработка и осуществление национальных программ рационального природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и др.;

2) по сферам деятельности государства – внешние (сотрудничество с государствами СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение);

3) по продолжительности – временные и постоянные;

4) по степени общности – основные и неосновные.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства:

1) правовые – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная;

2) организационные – организационно-регламенти-рующая, организационно-хозяйственная и организационно-идеологическая.

Функции государства – наиболее важные направления его деятельности, в которых проявляется его социальное назначение. Самостоятельные направления в исследовании деятельности.

Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами :

2) в отличие от функций многочисленных государственных органов функции государства охватывают его деятельность в целом, а не в части.

3) функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства.

4) функции государства носят комплексный, собирательный характер.

12Функции государства – основные направления деятельности государства по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных этапах развития общества. Виды функций государства:

1) ВНУТРЕННИЕ: Экономическая - выработка и координация стратегических направлений развития экономики страны; Социальная - создание нормальных условий жизни, развитие здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания; Сбор налогов и финансовый контроль - выявление и учет доходов производителей;Охрана правопорядка; Охрана окружающей среды; Культурно-воспитательная.

2) ВНЕШНИЕ: Оборона; Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами; Культурное и иное сотрудничество с другими государствами; Участие в решении глобальных мировых проблем. Гос. власть, задачи и функции государства осуществляются при помощи гос. механизма, включающего в себя гос. органы и гос. организации.

Органы государства (гос. аппарат) - это гос. организации, наделенные государственно-властными полномочиями для осуществления гос. власти в пределах компетенции, определенной законом. Государственно-властные полномочия выражаются в том, что в рамках своей компетенции гос. органы издают нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, организуют исполнение этих актов. По порядку создания и характеру выполняемых задач органы государства классифицируются на представительные (органы власти), исполнительно-распорядительные (органы управления), судебные (правоохранительные) и контрольно-надзорные.

Гос. организации. Их основным назначением является непосредственная практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения - на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.

13 Типы государства: Государство – явление разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. В объективной действительности нет государства вообще, есть конкретно-исторические государства на разных этапах развития человеческого общества в тех или иных странах. Эти реальные государства бесконечно разнообразны, всегда отличаются друг от друга. Чтобы в таком многообразии найти определенные закономерности и на этой основе классифицировать государства, применяется их типология – т. е. учение, система знаний, которые используются для выделения сущностных черт государства и отнесения его к тому или иному типу. Типология, с одной стороны, представляет как целостную систему государств в их развитии с момента возникновения и до исчезновения, с другой – вычленяет крупные структурные единицы этой системы в виде определенных типов и относит к ним те или иные конкретные государства по их коренным свойствам.
[Тип гос-ва - понятие выражает исторически изменяющеюся социальную природу гос-ва, позволяет точно определить хар-р гос-ва разнообразных эпох истории. Тип гос-ва представляет собой строгую систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых исторической эпохой. Тип гос-ва – научная категория, под которой понимаются совокупность черт, свойств, признаков, характеризующих гос-во на определенном этапе. В истории человечества выделялось 5, из каждой из них кроме первой связывался определенный тип гос-ва, был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает 4 исторических типа гос-ва (Маркс): рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.]
В настоящее время в юридической науке существуют два основных подхода к типологии государств: 1. формационный (марксистский); 2. цивилизационный (автор А. Тойнби).

14. Характеристика формационного подхода

Формационный подход – это исследование состояния и развития общества,

закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения

качественных изменений в экономическом базисе общества, его

производственных отношениях и классовой структуре .

Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в

рамках определенной общественно-экономической формации и включает два

основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический

базис, который состоит из системы производственных отношений и, прежде

всего, отношений собственности. Второй - надстройка , куда относят

общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В

общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли

базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки

В формационной теории большое значение имеет типология государства,

т.к. природа государств различных исторических эпох отличается

принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно

выражает исторически изменяющуюся природу государства, позволяет достаточно

точно определить характер государства разных эпох истории. Тип государства

– это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей

исторической эпохой.

С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому

классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип

государства – это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие

определенной классовой структуре общества, которая обусловлена

экономическим базисом.

15. Характеристика цивилизационного подхода Согласно цивилизационному подходу социальная природа государстваопределяется духовными и культурными факторами . Тойнби пишет: «культурныйэлемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; всравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутсяискусственными, заурядными созданиями природы и движущих силцивилизации.»1 Цивилизационный подход – это исследование состояния и развитияобщества, закономерностей смены исторических типов государств с точкизрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовнойкультуре народа, его религии и нравах. Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества: 1. Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого. 2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др. 3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.

16. Форма государства – это организация и устройство государственной власти, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения. Формы государства синтезируются из 3-х систем: формы правления, формы государственного устройства и формы государственно-политического режима. Форма государства, прежде всего, определяется зрелостью общественной и государственной жизни , задачами и целями которые ставит перед собой государство. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства - это сложное общественное явление, включающее в себя три взаимосвязанных элемента: форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима.

На форму государства оказывают влияние:

1) социально-экономические, культурные факторы;

2) исторические традиции;

3) национальные и религиозные особенности;

4) природные и климатические условия;

5) соотношение политических сил и т. д.

Структурные элементы формы государства :

1) форма правления, отражающая порядок организации государственной власти и ее взаимодействие с населением, органами государства;

2) форма государственного устройства, отражающая территориальную организацию государственной власти;

3) государственно-правовой (политический) режим, отражающий совокупность приемов и способов осуществления власти.

Форма государства определяет:

1) порядок образования органов государственной власти;

2) структуру органов государства;

3) специфику территориальной обособленности населения;

4) характер межведомственных взаимоотношений;

5) особенности в отношениях государственных органов и населения;

6) методы и приемы осуществления политической власти и т. д.

17 Форма правления – это внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти (глава государства, Правительство, парламент).

Формой гос-ва назыв . совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность
Применительно к формам правления применяется понятие «государственный режим» , под которым понимается реальный (практический) порядок функционирования и взаимодействия в органах государственной власти.
Форма правления - комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

ФП: Монархия + Республика; Монархия: Абсолютная + Ограниченная; Ограниченная: Дуалистическая + Парламентская; Республика: Президентская + Парламентская + Смешанная.

Государственно-политический режим – это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.
Чаще всего современная теория государства различает следующие основные виды государственно-политических режимов: демократический, либеральный, авторитарный и тоталитарный.

ФГПР: Демократический + Недемократический + Переходный

18 . Монархия как форма правления. История и современность.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются: существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.

Монархия делится на:

- абсолютную (верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лиц)

- конституционная (власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Конституционная монархиябывает парламентарной и дуалистической

- ограниченную (парламентарную) (правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительс

  • 4. Соотношение тгп с другими науками, изучающими государство и право
  • 6.Функции тгп.
  • 7. Понятие, признаки и структура юридической практики.
  • 1. Прецедент толкования
  • 8. Виды юридической практики.
  • 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
  • 9. Функции юридической практики.
  • 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
  • 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
  • 1. По сфере применения
  • 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
  • 12. Всеобщие методы.
  • 13. Общенаучные методы.
  • 14.Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
  • 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
  • 17. Структура власти.
  • 18. Виды власти.
  • 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
  • 4) По отношению к политике
  • 5) По способу организации
  • 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
  • 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
  • 19. Понятие и свойства государственной власти.
  • 20. Догосударственное общество
  • 21.Предпосылки происхождения государства
  • 22.Многоообразие теорий происхождения государства и права
  • 23.Современная наука о происхождении теории государства и права
  • Теория специализации
  • Восточный (азиатский) путь возникновения государства
  • Западный путь возникновения государства
  • 24.Основные закономерности развития государства и права
  • 25. Плюрализм в понимании и определении государства
  • 26. Государство: понятие, признаки.
  • 27.Сущность государства
  • 28.Соц.Назначение госва
  • 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.
  • 31. Место и роль государства в политической системе.
  • 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
  • Соотношение с задачами и целями
  • Алгоритм:
  • 35. Виды функций
  • 36. Формы осуществления функций
  • 37. Методы осуществления функций государства
  • 38. Функции Российского государства, их эволюция
  • 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
  • 40. Принципы организации аппарата современного государства.
  • 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
  • 42. Структура аппарата современного государства
  • 3. Законодательные органы
  • 4. Исполнительные органы
  • 5. Судебные органы
  • 43. Понятие и элементы формы государства.
  • 44. Форма правления.
  • 45. Форма государственного устройства.
  • 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
  • 2. По способу централизации федерации делятся на:
  • 3. По положению субъектов федерации:
  • 4. По наличию права выхода из федерации:
  • 5. По способу образования:
  • 46. Межгосударственные союзы.
  • 47. Политический режим
  • Политический и государственный режим: соотношение
  • Демократический режим
  • Тоталитарный режим
  • Авторитарный режим
  • 48. Соотношение элементов формы государства.
  • 49. Форма современного российского государства
  • 2 Точки зрения
  • 50. Подходы к классификации государств.
  • 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
  • 51. Формационный подход к типологии государства.
  • 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
  • 53. Понятие гражданского общества.
  • 6.Функции тгп.

    Функции теории государства и права - это основные направления теоретической деятельности по исследованию государственно-правовой действительности, отражающие значение этой науки.

    Функции науки зависят от её места в системе иных наук, от той роли, которую выполняет наука, а это обуславливается, в первую очередь, содержанием предмета науки.

    Виды функций:

    1. Онтологическая функция. Онтология - это наука о бы­тии. Данная функция теории государства и права заключается в исследовании государства и права как явлений правовой дейс­твительности, их сущности, содержания, закономерностей раз­вития и т.д.

    Выполняя данную функцию, общая теория отвечает на вопросы, что такое государство, право, как они возникли, в силу каких причин, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба в будущем и т.д.

    2. Гносеологическая функция. Гносеология - это наука о познании. Гносеологическая функция теории государства и права состоит в развитии, совершенствовании самого познания государства и права путём выработки, совершенствования раз­личных теоретических концепций, конструкций, способов поз­нания.

    Гносеологическая функция в науке ТГП выражается в том, что ТГП как и любая другая наука осуществляет познание окружающего мира. Она познает государство, право и другие государственно правовые явления, получает о них необходимые знания, объясняет эти явления с научных позиций

    Применительно к теории государства и права данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, а также тенденций развития.

    3. Эвристическая функция. Эвристика - это искусство на­хождения истины. Осуществление данной функции выражается в получении новых знаний о государстве и праве, открытии но­вых закономерностей их развития.

    Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности, а уясняя тенденции их развития и взаимодействие с другими общественными явлениями, открывает новые закономерности в прогрессе государственно-правовых явлений. Например, глубокие преобразования и изменения в жизни российского общества ставят задачу формирования новых теоретических положений.

    4. Прогностическая функция. Исследуя наличное бытие государства и права, используя для изучения ряда вопросов ис­торические методы познания, теория государства и права вы­двигает предположения, гипотезы о путях развития государства и права, их отдельных сторонах и институтах. Данная функция, в частности, выражается в том, что на основе рекомендаций учёных теоретиков вносят изменения в законодательство, го­сударственный механизм в расчёте на будущую эффективность произведённых мероприятий.

    П рогностическая функция - это социальная (прикладная) функция, когда знания, полученные ТГиП, используются для предсказаний, прогнозов развития государственно-правовых явлений и процессов. Эта функция может включать как критическое, так и поддерживающее содержание по отношению к тем или иным сторонам конкретных государств и правовых, она выражается в том, что ТГП должна прогнозировать будущее государственно правовых явлений. Выявляя закономерности их развития ТГП вполне способна давать прогнозы на ближайшее будущее и на перспективу.

    5. Идеологическая функция. Любая общественная наука несёт идеологическую нагрузку. Для теории государства и пра­ва, изучающей на высоком теоретическом, обобщающем уров­не реально существующие государство и право идеологическая функция является очень важной.

    Идеологическая функция характеризуется тем, что ТГП аккумулирует в себе различные идеи, взгляды, представления о государстве и праве. Вырабатывает определенные идеологические ориентиры связанные с объяснением государственно правовых явлений. В современной ТГиП эта функция заключается в том, что с одной стороны, происходит отказ от ограничений и догм марксистко-ленинского этапа развития общественной юридичической науки, а с другой – утверждение общедемократических, гуманистических идеалов.

    6. Методологическая функция. Теория государства и пра­ва выполняет большой объём работы по развитию методологии всего правоведения. Понятия, категории, принципы выработан­ные теорией государства и права, активно используются дру­гими юридическими науками, что придаёт им и всей системе юридического знания эту самую системность, теоретическую и логическую целостность.

    При реализации этой функции теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

    7. Прикладная функция. Теория государства и права выра­батывает предложения по совершенствованию различных сто­рон государственно-правовой жизни.

    Например, теория государства и права разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности государства, способствует своими выводами принятию наиболее совершенных нормативных правовых актов, позволяет своевременно выяв лять малоэффективные или устаревшие правовые нормы, правильно уяснить содержание актов, выявить в них пробелы, противоречия, иные несовершенства, определяет эффективность действия норм права и. актов, факторы, воздействующие на реализацию законов, и т.д.

    8. Политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

    9. Воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства; Воспитательная функция проявляется в трех формах.

    Во-первых, она имеет обучающее значение, так как призвана знакомить студентов юридических вузов с исходными понятиями правовой науки, обучать приемам юридической техники, например правилам составления юридических документов, толкования правовых норм и актов и т.д.

    Во-вторых, теория государства и права способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры, поскольку дает знания о сущности, назначении государства и права в современном обществе.

    В-третьих, вооружает государственные органы, должностных лиц, средства массовой информации правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни. Особенно это касается органов правосудия, прокуратуры, других правоохранительных органов.

    "

    Функции государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.

    Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно - прикладную.

    С помощью онтологической функции (онтология - учение о бытие) теория государства и права познает существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы: что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.

    Гносеологическая (гносеология - теория познания) функция теории государства и права состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

    С помощью эвристической функции (эвристика - искусство нахождения истины) теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.

    Прогностическая функция теории государства и права проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.

    Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет и методологическую функцию, т.е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом.

    Осуществляя идеологическую функцию, теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.

    Организационно-прикладная функция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.

    Все названные функции теории государства и права взаимосвязаны между собой и могут дать позитивный результат лишь будучи взятыми а определенном сочетании, комплексе.

    Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь, в том числе, на данные других юридических и неюридических наук.

    4.Система методов теории государства и права

    Особенности науки теории государства и права выражается не только в ее предмете, но и в методе. Поэтому после выяснения того, что является предметом изучения, необходимо рассмотреть то, как изучаются государство и право.

    Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются новые знания. Метод - это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины. Далеко не случайно отмечено, что «во всех высших отраслях знания самую большую трудность представляет не открытие фактов, а открытие верного метода, согласно которому законы и факты могут быть установлены» (Г. Бокль).

    Учение же о самих методах, об их классификации и эффективном применении, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности принято называть методологией. Термин «методология» складывается из двух греческих слов: «метод» (путь к чему-либо) и «логос» (наука, учение). Таким образом, дословно «методология» есть учение о методах познания. Термин «методология» обозначает систему всех тех методов, которые применяются данной наукой.

    Все многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить в следующую систему:

    1) Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм - с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая же диалектика - с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики, всякое явление (в том числе, государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

    2) Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.

    Анализ - есть условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Так, многие категории теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств.

    Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

    Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.п.

    Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений по отношению к другим. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его специфических норм, функции правосознания, юридической ответственности, правовых льгот и поощрений, правовых привилегий и иммунитетов, правовых стимулов и ограничений и т.д.

    Метод социально эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в девяти регионах Российской Федерации судов присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д.

    3) Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорий государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.

    Конкретно-социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития. Путем проведения социологических приемов делаются соответствующие выводы о характере и результативности проводимой властными структурами правовой политики.

    Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, его сведение к единству по определенному критерию и обработка. Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость. На второй стадии эти явления классифицируются по определенным признакам, и на заключительной стадии делаются оценочные выводы относительно рубрицированных явлений.

    Например, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие к сокращению. На основе полученной статистической информации принимаются научные поиски причин, порождающих указанные тенденции.

    Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления. Возможности кибернетики не сводятся лишь к возможностям ее технических средств (компьютеров и т.д.). Дело в том, что глубже познать государственно-правовые закономерности можно и при содействии ее понятий («управление», «информация», «двоичность информации», «прямая и обратная связь», «оптимальность» и др.) и теоретических идей («закон необходимого разнообразия» и т.п.).

    Математический метод - это приемы оперирования с количественными характеристиками. Еще И. Кант заметил, что в «каждом знании столько истины, сколько математики». В настоящее время математические методы применяются не только в криминалистике или судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в правотворчестве, и в других сферах правовой деятельности, и т.п.

    Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым , являющихся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.

    Формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как «существенный вред», «юридическое лицо», «тяжкие телесные повреждения», «смягчающие вину обстоятельства» и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

    Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий, дефиниций, конструкций специально-юридическими приемами. Он дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

    Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т.д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Сравнивая, например, правовые системы Германии и России, мы познаем, что между ними есть немало тождества, но есть и определенные различия, присущие им исторически.

    Данный метод используется в исследовании различных правовых систем (макросравнение) или отдельных элементов правовых систем (микросравнение). К эмпирическому сравнению относится, главным образом, микросравнение - сопоставление и анализ правовых актов по линии их сходства и различия, а также практики их применения. В правовой науке сравнительно-правовой метод используется, прежде всего, при изучении законодательства двух или более государств.

    Методы особенно важны для теории государства и права, ибо данная наука является методологической по отношению к иным юридическим наукам, которые ее используют в своем развитии.

    Все названные методы теории государства и права необходимо развивать, ибо совершенствование методов познания своего предмета - важная задача любой науки.

    Здесь нужно также отметить, что методология правовых исследований, апробированная политико-правовыми изысканиями в истории человечества, обладает богатым содержанием и состоит по крайней мере, из нескольких ветвей. Поэтому преувеличение какой-либо одной из них таит в себе опасность снижения познавательного потенциала научного знания и грозит обернуться возникновением кризисной ситуации в науке. Опираясь на уроки истории, один из которых состоит в учете много вариантности подходов к решению научных проблем с использование всего богатства методологического инструментария, важно не допустить этого преувеличения (А.Н. Гульпе).

    Другими словами, при исследовании государственно-правовых явлений необходимо исходить из многоаспектности бытия, последовательно применяя такой принцип научного познания, как плюрализм. Благодаря плюралистическому подходу к изучению наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, теория создает систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной политической и правовой жизни.

    Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

    1.3 Функции теории государства и права

    Функции теории государства и права

    Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки - от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие функции.

    1. Гносеологическая функция. Гносеология - это теория познания, изучения действительности. В этом плане все науки выполняют данную функцию. Применительно к теории государства и права данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, а также тенденций развития.

    2. Онтологическая функция. Онтология - учение о бытии. Выполняя данную функцию, общая теория отвечает на вопросы, что такое государство, право, как они возникли, в силу каких причин, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба в будущем и т. д.

    3. Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Следовательно, теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности, а, уясняя тенденции их развития и взаимодействие с другими общественными явлениями, открывает новые закономерности в прогрессе государственно-правовых явлений. Например, глубокие преобразования и изменения в жизни российского общества ставят задачу формирования новых теоретических положений.

    4. Методологическая функция заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы познания государственно-правовых явлений используются отраслевыми юридическими науками как средство решения отраслевых теоретических проблем. Методологическая функция проявляется и в разработке в рамках теории государства и права приемов и способов использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции.

    5. Идеологическая функция присуща всем общественным наукам, поскольку любая общественная наука играет мировоззренческую роль. Теория государства и права неразрывно связана с политико-правовой идеологией, т. е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т. д. Теория государства и права, в частности, вырабатывает и формулирует идеи, предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению деятельности органов государства, укреплению правопорядка и т. д.

    Такого рода выводы проходят оценку различных социальных групп населения и нередко вызывают диаметрально противоположные взгляды и суждения. Множественность форм правовой идеологии в современном обществе объясняется наличием различных подходов, способов восприятия идеологами закономерностей, открываемых теорией государства и права, ибо наука и идеология хотя взаимосвязанные, но качественно различные формы общественного сознания. Однако ни идеологическая борьба, ни разнообразие политико-правовых идей, взглядов, развиваемых отдельными идеологами, не влияют на объективный характер положений, выводов общей теории как особой отрасли научного знания. Эти объективные знания о государстве и праве независимо от того, в какой период и какими идеологами они были получены, сохраняются, аккумулируются в теории, становятся ее компонентом.

    Современная юридическая наука бережно хранит политико-правовые знания философов и юристов Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, которые не потеряли своего значения и в наши дни.

    6. Воспитательная функция проявляется в трех формах. Во-первых, она имеет обучающее значение, так как призвана знакомить студентов юридических вузов с исходными понятиями правовой науки, обучать приемам юридической техники, например правилам составления юридических документов, толкования правовых норм и актов и т. д. Во-вторых, теория государства и права способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры, поскольку дает знания о сущности, назначении государства и права в современном обществе. В-третьих, вооружает государственные органы, должностных лиц, средства массовой информации правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни. Особенно это касается органов правосудия, прокуратуры, других правоохранительных органов.

    7. Практически-организаторская (практически-организационная) функция, содержание которой достаточно объемно и многообразно. Например, теория государства и права разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности государства, способствует своими выводами принятию наиболее совершенных нормативных правовых актов, позволяет своевременно выявлять малоэффективные или устаревшие правовые нормы, правильно уяснить содержание актов, выявить в них пробелы, противоречия, иные несовершенства, определяет эффективность действия норм права и актов, факторы, воздействующие на реализацию законов, и т. д.

    8. Прогностическая функция. Она состоит в том, что на основе выявленных закономерностей в развитии государства и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития, осуществляя научное предвидение относительно не только отдельных государственно-правовых институтов, актов, но и динамики преступности, дальнейшего развития государственно-правовой жизни страны или группы стран и регионов.

    Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга, а взятые в совокупности способны дать наиболее полное представление о месте и роли теории государства и права в жизни общества.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Правоведение автора Магницкая Елена Валентиновна

    РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

    Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

    1.3 Функции теории государства и права Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки - от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие

    Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

    1.4 Структура теории государства и права Изучаемый в юридических вузах курс теории государства и права дает соответствующий фундамент правовых знаний, который позволяет овладеть специальными отраслевыми дисциплинами, выработать у студентов, а в дальнейшем и у лиц,

    Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

    1.5 Методология теории государства и права Особенности теории государства и права как науки определяются не только предметом, но и методом. Следовательно, свой предмет теория государства и права изучает при помощи определенных методов, которые сформировались в ходе

    Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

    Глава 1. Предмет теории государства и права § 1. Теория государства и права – фундаментальная наука Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и

    Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

    § 3. Характеристика предмета теории государства и права Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки – это те явления и процессы реального мира, которые исследуются

    Из книги автора

    Глава 2. Методы теории государства и права § 1. Значение методологии в познании государства и права Термин «метод» введен в научный оборот древними греками. Под ним понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Виднейшие ученые придавали

    Из книги автора

    § 3. Специальные и частнонаучные методы теории государства и права Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а, напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания государственно-правовых явлений.Традиционен для юридической

    Из книги автора

    Функции теории государства и права Под функциями следует понимать основные направления исследовательской деятельности. В связи с этим принято выделять следующие функции теории государства и права, да и всего правоведения:? онтологическая (онтология – учение о бытие) –

    Из книги автора

    Методология теории государства и права Методология – это совокупность методов, применяемых в той или иной науке. Поэтому в теории государства и права (в правоведении в целом) методом является совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается государство и

    Из книги автора

    Глава II Вопросы теории государства и права § 10. Государство, его признаки и формы Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства,

    Из книги автора

    Глава 3. Метод науки теории государства и права Значение методологии применительно к любой науке - добывание и истолковывание фактов для последующего применения их в процессе развития науки. Современная наука предъявляет большие требования к методам, вследствие чего

    Из книги автора

    § 3.2. Методология теории государства и права Теория государства и права располагает определенным арсеналом методов познания для изучения интересующих ее явлений. Методы познания - это принципы, способы, приемы познания, совокупность которых принято именовать

    Из книги автора

    Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

    Из книги автора

    § 2.1. Теории происхождения государства и права Вопрос о происхождении государства и права свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении государства и права. Мыслители различных времен и народов по- разному

    Из книги автора

    § 3.6. Современные теории сущности государства и права В теоретических подходах к государству и праву можно выделить два взаимосвязанных блока теоретических построений: один объясняет происхождение права (см. гл. 2 настоящей части), второй ориентируется на уже развитое,

    Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

    Функции теории государства и права – это основные направления воздействия данной познавательной системы на научный и учебный процесс.

    1) Онтологическая функция - первая и отправная. Онто­логия –учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выпол­няя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоя­щее время, какова их судьба и т.д.

    2) Гносеологическая функция . Гносеология, или теория по­знания, нацелена на изучение природы познания, его отно­шения к реальности и т.д. Теория государства и права, вы­рабатывая теоретические конструкции и приемы, тем са­мым способствует развитию правового познания.

    Вопрос о том, насколько сфера политики, государства и права познаваема, отнюдь не прост. Агностицизм (философское направление, исходящее из принципиальной непознаваемости окружающего мира) в той или иной мере вновь становится популярен.

    В сфере государства и права, хотя, по-видимому, это и непросто разглядеть, познать, все-таки есть возможность вывести некие общие тенденции, закономерности. Ибо социальное регулирование и в аспекте органов власти, и в аспекте правил поведения, имеет некие «модельные ситуации» и соответственно дает возможность определить его основные закономерности. Именно ТГП познает, объясняет и формулирует наиболее глубокие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их органической взаимосвязи, а также взаимодействия со смежными общественными явлениями. Однако это один аспект.

    Другой – заключается в том, что ТГП концентрирует достигнутый ею уровень познания государства и права в специальных понятиях (категориях), которые имеют основополагающее значение при изучении конкретных, частных аспектов государственно-правовой реальности. Благодаря своей абстрактной природе, эти понятия одинаково приложимы к любой отрасли права, их логическое и систематическое значение остается тем же самым, независимо от того, к какому конкретному содержанию они прилагаются.

    3) Аналитическая функция предполагает осуществление в рамках теоретико-правовой науки анализа структуры и содержания основных юридических понятий и принципов (догм права).

    4) Эвристическая функция . Эвристика –это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государ­ственно-правовых явлений, а открывает новые закономер­ности в их развитии, в наше время, в частности в условиях рыночной экономики. Эвристическая функция предполагает обобщение информации, полученной аналитическим путем, с последующим формулированием выводов общего характера.

    5) Методологическая функция . Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отноше­нию к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретичес­кую и логическую целостность. Обобщая государственно-пра­вовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «не­сущими конструкциями» отраслевых и специальных юриди­ческих наук.

    6) Политико-управленческая функция . Государство и пра­во всегда были и будут фокусом политической борьбы, ост­рых политических дискуссий. Термин «политика» в перево­де с греческого –«искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление. Теория государства и права призвана формировать на­учные основы как внутренней, так и внешней государствен­ной политики, обеспечивать научность государственного управления.

    7) Аксиологическая функция предполагает выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установок государственно-правового развития.

    8) Идеологическая функция . Идеология –система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жиз­ненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических уста­новок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о госу­дарстве и праве, создает научную основу для формирова­ния общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на право­сознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

    9) Практически-организаторская функция . Теория госу­дарства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для ре­шения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переход­ный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

    10) Прогностическая функция предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и права и определение круга задач, с решением которых связано это развитие. На основе познания законо­мерностей развития государства и права анализируемая на­ука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

    Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позво­ляет «заглянуть»" в будущее государственности. Научно обо­снованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

    11) Пропедевтическая функция предполагает получение обучаемыми предварительных юридических знаний, являющихся базовой основой для усвоения отраслевых и прикладных учебных дисциплин.

    12) Воспитательная функция связана с формированием у обучаемых юридического мировоззрения и правовой культуры, выработкой устойчивых стереотипов правомерного поведения, привития навыков профессионального коллективизма и корпоративной солидарности.

    Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении теории госу­дарства и права.