Фз об особо охраняемых природных территориях 1995. Российская федерация


б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;

В) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

Г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;

Д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

Е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.

1.1. Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, а также площади зоны традиционного экстенсивного природопользования не допускается.

2. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

А) разведка и разработка полезных ископаемых;

Б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

В) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

Г) предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

Д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;

Е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) (за исключением заготовки пищевых лесных ресурсов в границах зоны национального парка, указанной в подпункте "е" пункта 1 настоящей статьи), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

Ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;

З) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок, мест отдыха и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

И) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;

К) строительство объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур;

Л) размещение скотомогильников (биотермических ям), создание объектов размещения отходов производства и потребления.

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ.

4. Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ.

С федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ.

5. Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке.

За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата.


Судебная практика по статье 15 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ

    Решение № 21-546/2019 от 25 апреля 2019 г. по делу № 21-546/2019

    Самарский областной суд (Самарская область) - Административные правонарушения

    Возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, при определении подсудности данного дела. Также указывает на то, что сам по себе государственный контракт №1/ 15 - 13 от 12.11.2012 года по содержанию автомобильной дороги М-5 «Урал» не содержит никаких сведений о каких-либо нарушениях требований федерального законодательства со стороны Общества. ...

    Решение № 7А-112/2019 от 18 апреля 2019 г. по делу № 7А-112/2019

    Калининградский областной суд (Калининградская область) - Административные правонарушения

    Золотые дюны» в нарушение пунктов 11.2, 11 части 3 Положения о национальном парке «Куршская коса» нарушил режим национального парка; в нарушение пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» допустил пребывание на особо охраняемой территории национального парка «Куршская коса». Ему назначено наказания...

    Решение № 21-716/2019 от 11 апреля 2019 г. по делу № 21-716/2019

    Трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой. В соответствии с п.4 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995г. установлено, что с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-...

    Решение № 3-325/2019 3ГА-325/2019 3ГА-325/2019~М-1460/2018 М-1460/2018 от 10 апреля 2019 г. по делу № 3-325/2019

    Верховный Суд Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) - Гражданские и административные

    Урал-Батыра», предмет охраны объекта, требования к осуществлению деятельности, особый режим использования земельных участков и градостроительные регламенты в границах территории объекта (пункт 3) (редакция от 15 июня 2016 года №193) (далее - приказ Министерства культуры Республики Башкортостан от 2 декабря 2015 года № 380). Данный приказ опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан...

    Решение № 21-304/2019 от 9 апреля 2019 г. по делу № 21-304/2019

    Верховный Суд Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) - Административные правонарушения

    Каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Частью 2 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб...

    Постановление № 4А-773/2019 от 9 апреля 2019 г. по делу № 4А-773/2019

    Московский областной суд (Московская область) - Административное

    Делу прекратить. Проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу по доводам жалобы, оснований к отмене принятых по делу решений не усматриваю. Статьей 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» запрещено осуществление любой деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и которая противоречит...

Во-первых, дать системное толкование понятий, связей между ними, норм, регулирующих правовой статус различных категорий и видов особо охраняемых природных территорий, порядка их образования и функционирования, полномочий субъектов управления, контроля и надзора и всех иных возникающих при применении данного акта вопросов.

Второе издание Комментария готовилось к выходу после ухода из жизни одного из авторов - кандидата юридических наук, старшего научного сотрудника Александра Александровича Транина - известнейшего российского специалиста в области заповедного дела, который на протяжении многих лет не только занимался разработкой теоретических основ ООПТ, но и участвовал в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, помогал в решении проблем, возникающих на практике при образовании тех или иных категорий ООПТ - заповедников, национальных парков и т.д. Собственно говоря, весь предлагаемый читателю Комментарий основывается на его подходах к заповедному делу в нашей стране и отражает его позицию как научного работника высочайшей квалификации в том, что сохранение и восстановление природных богатств России невозможно без расширения сети ООПТ, усиления режима их охраны, вложения человеческих, материальных, информационных, технических и правовых ресурсов в развитие заповедного дела.

Авторы Комментария надеются, что при использовании данного издания читатель обратится к трудам А.А. Транина для того, чтобы лучше ознакомится с проблематикой правового регулирования в данной области и, возможно, применить полученную из его книг и статей информацию на практике.

Федеральный закон от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ
"Об особо охраняемых природных территориях"
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 г. N 196-ФЗ, от 29.12.2004 г. N 199-ФЗ, от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ, от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ, от 23.03.2007 г. N 37-ФЗ, от 10.05.2007 г. N 69-ФЗ, от 14.07.2008 г. N 118-ФЗ, от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ, от 03.12.2008 г. N 244-ФЗ, от 03.12.2008 г. N 250-ФЗ, от 30.12.2008 г. N 309-ФЗ, от 27.12.2009 г. N 379-ФЗ, от 18.07.2011 г. N 219-ФЗ, от 18.07.2011 г. N 242-ФЗ, от 21.11.2011 г. N 331-ФЗ, от 30.11.2011 г. N 365-ФЗ, от 25.06.2012 г. N 93-ФЗ, от 28.12.2013 г. N 406-ФЗ, от 12.03.2014 г. N 27-ФЗ, от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ, от 14.10.2014 г. N 307-ФЗ, от 24.11.2014 N 361-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ) с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015 г. и с 01.04.2015 г.

1. Значение данного Закона. В отличие от многих других актов, в том числе более позднего периода, комментируемый Закон содержит развернутую вступительную часть. Сама по себе она выполняет функцию не только обозначения сферы правового регулирования и (или) задач такового, но и содержит ряд норм, имеющих первостепенное значение для уяснения всех других предписаний данного акта, включает важнейшие понятия (пусть даже в "скрытом" виде), фигурирующие в последующем тексте. В преамбуле помимо этого указаны статус особо охраняемых природных территорий как объектов наиболее высокого уровня ценности и, соответственно, правовой (и физической) защиты. Наконец, комментируемая преамбула Закона обозначает роль особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) в социально-экономическом, экологическом, культурном и научно-исследовательском пространствах.

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5742, 5748; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4567, 4590; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7043; 2012, N 26, ст. 3446) следующие изменения:

1) в пункте 3 статьи 1 слова ", организации и функционирования государственных природных заповедников и других природоохранных учреждений" исключить, слова "федеральным законом" заменить словами "настоящим Федеральным законом";

2) статью 2 изложить в следующей редакции:

1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:

а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.

2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

11. Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении:

а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).";

3) статью 3 признать утратившей силу;

4) статью 6 изложить в следующей редакции:

"Статья 6. Общие положения о государственных природных заповедниках

1. Государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.

3. Положение о государственном природном заповеднике утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.";

5) пункты 2, 3 и 4 статьи 8 признать утратившими силу;

6) пункт 5 статьи 9 изложить в следующей редакции:

"5. Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.

За посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.";

7) в статье 10:

а) в пункте 1 слова ", осуществляющих глобальный экологический мониторинг" исключить;

б) в пункте 3 слова "о нем" заменить словами "о государственном природном биосферном заповеднике";

8) статью 11 изложить в следующей редакции:

"Статья 11. Управление государственными природными заповедниками

1. Управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах государственных природных заповедников предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

4. Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками, имеют свою символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации, отражающие характерные особенности государственных природных заповедников), порядок утверждения и использования которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.

5. Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками, вправе предоставлять на участках частичного хозяйственного использования своим работникам в безвозмездное срочное пользование служебные наделы в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.";

9) статью 12 изложить в следующей редакции:

"Статья 12. Общие положения

1. Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

2. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.

3. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

4. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.";

10) статью 14 изложить в следующей редакции:

"Статья 14. Порядок создания национальных парков

1. Создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

2. В случаях, установленных федеральными законами, национальные парки могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заповедников при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих такое преобразование.";

11) в статье 15:

а) в подпункте "д" пункта 1 слово "природоохранного" заменить словами "федерального государственного бюджетного";

б) пункт 3 признать утратившим силу;

в) пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. Пребывание на территориях национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление национальными парками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки, допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.

За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.";

12) статью 16 изложить в следующей редакции:

"Статья 16. Управление национальными парками

1. Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.

3. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

4. Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление национальными парками, вправе предоставлять в границах зоны хозяйственного назначения своим работникам в безвозмездное срочное пользование служебные наделы в порядке, установленном федеральными законами.

5. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

6. Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление национальными парками, имеют свою символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации, отражающие характерные особенности национальных парков), порядок утверждения и использования которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.";

13) статью 18 изложить в следующей редакции:

"Статья 18. Общие положения

1. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

2. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте.

3. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

4. Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.";

14) статью 19 изложить в следующей редакции:

"Статья 19. Порядок создания природных парков

Создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.";

15) статью 20 изложить в следующей редакции:

"Статья 20. Управление природными парками

1. Управление природными парками осуществляется государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах природных парков предоставляются государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В границах природных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей.

4. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки, предоставленные государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством.";

16) пункт 5 статьи 21 признать утратившим силу;

17) в статье 22:

а) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Управление государственными природными заказниками федерального значения осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, в том числе осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными парками.";

б) в пункте 6 слова "дирекций государственных природных заказников регионального значения" заменить словами "организаций, уполномоченных органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять управление государственными природными заказниками регионального значения,";

18) статью 23 изложить в следующей редакции:

"Статья 23. Порядок создания государственных природных заказников

1. Создание государственных природных заказников федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

2. Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

3. Государственные природные заказники регионального значения могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заказников федерального значения, осуществляемого решением Правительства Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и согласованного с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен государственный природный заказник федерального значения. Указанное решение может быть принято в отношении государственного природного заказника федерального значения, расположенного в границах одного субъекта Российской Федерации.

4. Государственные природные заказники не могут располагаться на территориях государственных природных заповедников и национальных парков.";

19) в пункте 5 статьи 26 слова "водных пространств" заменить словами "водных объектов";

20) статью 28 изложить в следующей редакции:

"Статья 28. Общие положения

1. Дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.

2. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах дендрологических парков и ботанических садов, ограничиваются в гражданском обороте, если иное не предусмотрено федеральными законами.

3. Управление дендрологическими парками и ботаническими садами осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им государственными учреждениями, а также государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.

4. Земельные участки и лесные участки в границах дендрологических парков и ботанических садов предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим управление дендрологическими парками и ботаническими садами, в постоянное (бессрочное) пользование.

5. Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде федерального значения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде регионального значения утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, положение о соответствующих дендрологическом парке и ботаническом саде утверждается государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.";

21) в подпункте "а" пункта 2 статьи 29 слова "дирекциями дендрологических парков или ботанических садов" заменить словами "соответствующими органами и учреждениями, осуществляющими управление дендрологическими парками или ботаническими садами";

22) подпункт "а" пункта 2 статьи 30 признать утратившим силу;

23) раздел VIII признать утратившим силу;

24) в пункте 5 статьи 33 слова "природоохранным государственным" заменить словами "федеральным государственным бюджетным", слова "природоохранных государственных" заменить словами "федеральных государственных бюджетных";

25) в статье 34:

а) в подпункте "б" пункта 1 слово "природоохранного" заменить словами "федерального государственного бюджетного";

б) в пункте 8 слова "природоохранные государственные" заменить словами "федеральные государственные бюджетные".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 9, ст. 713; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6455; 2011, N 30, ст. 4567; 2012, N 26, ст. 3446) следующие изменения:

1) в абзаце первом преамбулы слово "природным" исключить;

2) в абзацах четвертом - седьмом и десятом статьи 1 слово "природная" исключить;

3) в пункте 2 статьи 2 слова "природных территорий" заменить словом "территорий";

4) в пункте 2 статьи 14 слово "природных" исключить;

5) в статье 16:

а) в пункте 1 слово "природными" исключить;

б) пункт 4 после слова "землепользователями" дополнить словами ", землевладельцами, арендаторами, собственниками земельных участков";

в) пункт 5 после слова "землепользователей" дополнить словами ", землевладельцев, арендаторов, собственников земельных участков".

Статья 3

Статью 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5276; 2006, N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2260; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4591, 4594) дополнить подпунктом 6 1 следующего содержания:

"6 1) материалы, обосновывающие преобразование государственных природных заповедников в национальные парки;".

Статья 4

В преамбуле Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2220; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 29, ст. 3418; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4563, 4590; N 48, ст. 6732) слова "природным объектом всемирного наследия" заменить словами "объектом всемирного природного наследия".

Статья 5

Внести в Федеральный закон от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 20, ст. 1972) следующие изменения:

1) в абзаце втором статьи 1 слово "природные" исключить;

2) в статье 5 слово "природным" исключить.

Статья 6

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2004, N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2006, N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 24; 2008, N 20, ст. 2253; 2009, N 11, ст. 1261; N 30, ст. 3735; 2011, N 30, ст. 4567; N 49, ст. 7027) следующие изменения:

1) пункт 4 статьи 20 дополнить словами ", за исключением предоставления служебных наделов, предусмотренных пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса";

2) в абзаце первом пункта 2 статьи 24 слова "государственных природных заповедников и национальных парков" заменить словами "федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками";

3) в статье 94:

а) в пункте 2:

в подпункте 1 слова ", в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов" исключить;

подпункт 5 изложить в следующей редакции:

"5) особо ценные земли.";

б) пункт 5 признать утратившим силу;

4) в статье 95:

а) в пункте 1 слова ", территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов" исключить;

б) в пункте 4 первое предложение изложить в следующей редакции: "Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны.";

в) в пункте 6 слова "предоставляются им" заменить словами "предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками,", четвертое предложение исключить;

г) в пункте 8 слова "предоставленных им" заменить словами "которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками,";

5) в пункте 1 статьи 96 слова "относятся к особо охраняемым природным территориям и" исключить;

6) в пункте 1 статьи 97:

а) подпункт 2 признать утратившим силу;

б) подпункт 3 после слова "охраняемых" дополнить словом "природных".

Статья 7

Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2011, N 30, ст. 4590, 4596; N 48, ст. 6732; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 30, ст. 4059) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) дополнить новым абзацем тридцать седьмым следующего содержания:

"объекты природного наследия - природные объекты, природные памятники, геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, природные достопримечательные места, подпадающие под критерии выдающейся универсальной ценности и определенные Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия;";

б) дополнить абзацем следующего содержания:

"объекты всемирного природного наследия - объекты природного наследия, включенные в Список всемирного наследия;";

2) в пункте 3 статьи 4 слова "Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия" заменить словами "Список всемирного наследия";

3) в абзаце двадцать четвертом статьи 5 слова "природных объектов всемирного наследия" заменить словами "формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия";

4) пункт 1 статьи 59 изложить в следующей редакции:

"1. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.".

Статья 8

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 11, ст. 1261; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590) следующие изменения:

1) часть 5 статьи 30 дополнить словами ", а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории";

2) часть 2 статьи 41 дополнить предложением следующего содержания: "Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.";

3) часть 4 статьи 76 дополнить словами ", а плата по договору купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, для собственных нужд - по ставкам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации";

4) часть 4 статьи 77 дополнить словами ", а заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий в границах государственных природных заповедников и национальных парков, - федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях";

5) статью 81:

а) дополнить пунктом 41 3 следующего содержания:

"41 3) установление порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;";

б) дополнить пунктом 41 4 следующего содержания:

"41 4) установление ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, для собственных нужд;";

6) в статье 82:

а) пункт 4 дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных пунктом 41 3 статьи 81 настоящего Кодекса";

б) пункт 7 дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных пунктом 41 4 статьи 81 настоящего Кодекса";

7) в статье 103:

a) в части 3 слово "функциональных" исключить;

б) часть 4 признать утратившей силу;

в) в части 5 слова "за исключением территорий биосферных полигонов," исключить.

Статья 9

Признать утратившими силу:

1) пункт 2, абзацы третий и четвертый пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25);

2) пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 23 марта 2007 года N 37-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 26 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и статью 26 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 13, ст. 1464);

3) пункты 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3446).

Статья 10

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Преобразование государственных природных заповедников в национальные парки осуществляется до 31 декабря 2015 года решением Правительства Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих указанное решение.

3. Особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации

1. Задачами государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации требований в области охраны окружающей среды, касающихся:

а) режима особо охраняемой природной территории;

б) особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;

в) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.

2. На особо охраняемых природных территориях федерального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. На особо охраняемых природных территориях регионального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. На особо охраняемых природных территориях местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

5. На особо охраняемых природных территориях федерального и регионального значения, управление которыми осуществляется государственными учреждениями, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется также должностными лицами указанных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

6. В случае, если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления государственного надзора или муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих указанные государственный надзор или муниципальный контроль, либо должностным лицом государственного учреждения, осуществляющего управление особо охраняемыми природными территориями федерального или регионального значения, являющимся государственным инспектором в области охраны окружающей среды, выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах особо охраняемой природной территории, ее функциональной зоны или охранной зоны особо охраняемой природной территории, режим особой охраны которых не допускает размещение объекта капитального строительства, соответствующее лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания данной проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты данной проверки могут быть обжалованы в судебном порядке.

Принятый Федеральный закон номер 33 регулирует охрану особых зон Российской Федерации. Эти зоны считаются значимыми и охраняются государством. Для выживания людям необходим воздух, чистая вода и пропитание. Все эти вещи зависят от окружающей нас среды. Для улучшения качества жизни и здоровья граждан был принят соответствующий закон об охране природных территорий.

Общие сведения

ФЗ о заповедниках и заказниках был принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года. Последние изменения в него были внесены 28 декабря 2016 года. Закон об ООПТ содержит 12 разделов и 38 статей. Этот закон регулирует и контролирует возникающие правоотношения во время принятия мер, организации мероприятий, охране и защиты природных территорий и охраняемых зон. Также закон регламентирует процессы и основные положения сохранения природных зон, изучения природных образований, растительности, биосферы. Он помогает специалистам вести контроль над развитием экологии и воспитанием населения.

Краткое содержание Федерального закона номер 33 об охраняемых природных зонах и территориях:

  • В первом разделе описаны общие положения закона. Перечислены другие законы, акты и нормативы, регулирующие настоящую сферу деятельности. Дан список видов и категорий охраняемых природных территорий и зон. Оформлена информация о специальном кадастре, куда вносится вся информация о развитии мер по охране территорий и подробные сведения о зонах. Описана деятельность некоммерческих организаций и гражданских объединений для защиты природы, а также способы и формы таких объединений;
  • В разделе втором оформлена информация о гос. заповедниках. Описаны основные принципы работы и нюансы организации государственных природных зон. Дан список целей и задач заповедников. Оформлены сведения о порядке и процессе формирования и установления природной зоны, как охраняемой государством. Описан режим, называемый особая охрана территории. Описаны основные принципы работы и нюансы организации природных биосферных зон. Описано управление и контроль над всеми государственными природными территориями;
  • В разделе номер три оформлена информация о национальных парковых зонах. Оформлены общие положения раздела. Перечислены цели и задачи установления территории, как национального парка. Описан порядок и процесс создания нац. парка. Описан режим, называемый особая охрана парка. Описано управление и контроль над всеми государственными национальными парками. Оформлены нюансы и особенности рекреационных действий, когда государство сдает в аренду гражданам землю, принадлежащую к описываемым паркам;
  • В р. четыре оформлена информация о природных парках. Описаны общие положения раздела. Описан порядок и процесс создания прир. парка. Описано управление и контроль над всеми государственными природными парками. Описан режим, называемый особая охрана таких видов парков;
  • В пятом р. оформлена информация о гос. природных заказниках. Описаны общие положения раздела. Оформлен порядок и процесс создания гос. природных заказников. Описан режим, называемый особая охрана заказников;
  • В шестом оформлена информация о природных памятниках. Описаны общие положения раздела. Оформлен порядок и процесс признания определенной территории охраняемой, так как на ней находится памятник природы. Описан режим, называемый особая охрана природных памятников;
  • В седьмом оформлена информация о дендр. парках и ботанических садах. Описаны общие положения раздела. Оформлен порядок и процесс создания ботанических садов. Описан режим, называемый особая охрана дендр. парков и ботанических садов;
  • Восьмой раздел утратил силу и был исключен из закона;
  • В девятом разделе описана охрана особых природных зон и территорий. Оформлены способы надзора и контроля государства над особо охраняемыми природными территориями. Перечислены права, обязанности и полномочия должностных лиц. Описаны меры и способы охраны всех перечисленных зон и территорий регионов и местного значения;
  • В разделе десятом оформлена ответственность, виды нарушений и способы наказаний для нарушителей и преступников;
  • В разделе номер 11 описано взаимодействие России с другими странами в настоящей области. Оформлена информация о международных договорах;
  • В р. 12 оформлены заключительные требования и дополнительные положения и условия настоящего Федерального закона.

Описываемая область регулируется не только настоящим Федеральным законом, но и Конституцией России, другими ФЗ, законами субъектов РФ и Гражданским кодексом России.

Список ООПТ согласно 33 ФЗ

В ФЗ об ООПТ в последней редакции оформлен особый госреестр, в котором перечислены все особо охраняемые территории и информация о них. Описан их статус, границы территорий, положение зоны, если есть растительность, животные и т. д. Особое внимание уделяется редким, уникальным животным и растениям.

Согласно настоящему ФЗ, Правительством было определено семь категорий природных зон:

  • Государственные охраняемые заповедники, а также биосферные заказники;
  • Курортные территории и оздоровительные места;
  • Национальные парки;
  • Ботанические сады и парки (дендрологические);
  • Природные парки;
  • Природные памятники и мемориалы;
  • Гос. природные заказники.

Администрациями и службами правления Российской Федерации могут быть установлены другие виды и категории охраняемых природных зон.

Госзаказники. Государственные заказники – это организации или учреждения, где проводятся исследования, и анализируется прирост природных явлений или процессов, исследуются различные виды и подвиды животных и растений. В законе о заповедниках написано, что такие учреждения входят в состав национальных заповедников страны и их территории входят в международную систему биосферных зон, охраняемых разными странами.

Курорты и оздоровительные территории. На таких территориях специалисты проводят оздоровление лиц, проводят профилактику, помогают больным, а также гражданам после операций встать на ноги. На территориях таких учреждений встречаются особые растительные зоны.

Национальные парки. Нац. парки – это учреждения, находящиеся на особых зонах, которые имеют национальное значение, как экологически и исторически значимые места. Такие территории предназначены для развития экологии, туризма и научно-культурных исследований. Закон позволяет размещать на территории таких парков земли, принадлежащие гражданам и другим собственникам.

Ботанические сады и дендрологические парки. В таких садах основной целью является развитие и выращивание растительных культур редких и экзотических видов.

Природные парки. Задачами таких парков является сохранение и безопасность рельефа местности, охрана рекреационных резервных баз, создание и улучшение мест отдыха для граждан.

Природные памятники и мемориалы. Природные мемориалы очень ценны для государства, как территория, необходимая для научных и культурных исследований и развития мер по улучшению экологии. В таких зонах запрещена любая возможная деятельность, нарушающая сохранность памятников.

Государственные природные заказники. Такие территории охраняются для поддержания и развития экологического баланса и безопасности окружающей среды. Согласно закону, эти места принадлежат только федеральным органам, на них запрещена какая-либо гражданская деятельность. Развитие гос. заказников финансируется государством посредством бюджета.

Какие были внесены изменения в закон об ООПТ?

Последние изменения в закон о национальных парках были внесены 28 декабря 2016 года, при принятии ФЗ номер 486.

Согласно последней редакции, в закон была добавлена статья 28.1. В этой статье описан порядок и способы создания и утверждения дендр. парков и ботанических садов. Согласно этой статье, решение о создании такого вида местности принимается Правительством РФ. Информация Правительству предоставляется от специального федерального органа власти России, имеющего соответствующие полномочия. Однако соответствующая местность в областях и субъектах России меняет свой статус согласно решению региональных федеральных органов.

В изменениях также оформлена информация о том, что 30 статья утратила силу и была исключена из закона.

В статье 29 пункт три был изменен. В этом пункте написано, что зонирование, определение границ, задачи и цели созданных дендрологических парков и ботанических садов определяются после получения необходимой информации о деятельности и развитии соответствующего парка или сада.

Скачать действующую редакцию ФЗ 33

Каждый гражданин, должностное лицо, организация, компания или орган обязаны следить и содержать в безопасности территории, являющиеся для страны национально значимыми. Настоящий Федеральный закон определяет ответственность и наказания за нарушения положений о сохранности и безопасности окружающей среды. Эти положения значимы для каждого проживающего лица на нашей планете, так как люди зависят от окружающей среды. Каждому лицу рекомендуется прочесть описываемый закон.