Герой и мир в поэме «Мцыри. Мцыри – анализ произведения


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Обе поэмы принадлежат к вершинным достижениям мировой романтической поэмы. Л. в поэмах поднимает такие проблемы как связь человека с народом родиной, природой, проблему цели и смысла жизни. Поэма Л. «Мцыри» закончена в 1839г Тема поэмы - изображение сильной свободолюбивой личности Основная идея - борьба за свободу, протест против общественных условии, не дающих развиваться личности. Первоначально поэма называлась «мцыри,» (по-грузински монах) Л. изменил название, т.к. «Мцыри» с грузинского означает не только послушник, но и чужеземец, одинокий человек. Проблема поэмы связана с темами свободы и неволи, темой бунта, который зреет в душе Мцыри. Во имя чего бунтует Мцыри? Цель его бунта - свобода, которая приравнивалась романтиками к естественному состоянию человека. Мцыри бежит из монастыря в естественную среду, порывая с несвойственным для него образом жизни. Бегство его - чистый порыв к свободе. Мцыри убежден, что человек не может быть одиноким, в нём есть тепло родного очага. Важный мотив поэмы - мотив родины. Она для Мцыри -это не только родной аул, основное значение этого образа-символа богаче: родина -это природа и свободная жизнь, возвращающая человека к его изначальной сущности. Мцыри стремится к слиянию с миром природы. Однако в своем порыве герой столкнулся с суровой реальностью жизни. Природа становится столь враждебной, как и окружающий его мир людей. Герой потерпел поражение. Его путь на родину оказался движением по кругу - он вновь попадает в монастырь. Смерть Мцыри показана как акт его свободной воли. Он просит похоронить его в монастырском саду, откуда «виден и Кавказ». В чём причина поражения Мцыри? Он оказался чуждым людям, живущим за стенами монастыря. Поэтому 3 дня на воле оказались не самой жизнью, а приближением к ней. Но как истинный герой он готов погибнуть, смысл поэмы в том, чтобы прославить могущество воли, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они не приводили. Героизм М. проявляется во всех его поступках. Высшая форма героизма - героизм душевный, он то и толкает юношу на бунт против всего, что грозит ему несвободой. Героизм проявляется и в сложной символической форме - в схватке с барсом. Бой с барсом- центральный эпизод поэмы, это кульминация трёх вольных дней героя. Сила героя гиперболизирована, он в состоянии сразиться с разъяренным зверем на равных. Схватка с барсом - символический бои: это поединок силы физической с силой духа. Не только Мцыри потерпел поражение, разрушен и монастырь - символ замкнутого уклада жизни. Однако в сознании людей жива легенда о безымянном монастырском затворнике, сумевшем хоть на короткий миг переломить свою судьбу. Образ Мцыри воплощает один из двух основных типов героев Л. - тип героя-пленника, жаждущего свободы. Второй тип - тип героя-изгнанника, тяготящегося своей свободой- воплощен в образе Демона. Поэма «Демон». Романтическому конфликту героя с миром придается вселенский космический масштаб. В основе сюжета - библейский миф о падшем ангеле, восставшем против бога, за что и превращен в духа зла. Но Л. разрабатывает новый сюжет - судьбу демона после его бунта. Образ Демона воплощает противоречивость существующего миропорядка. Демон не признаёт действительности, потому что она бесчеловечна. Ему присуще чувство добра, он стремится к любви, но это неосуществимо по злой воле бога. Этот мотив делает поэму богоборческой. Философская и общественная глубина поэмы в том, что поэт показывает, как в своей устремленности к свободе Демон несёт яд индивидуализма и эгоизма. Судьба демона трагична, т. к. он обречен на вечное скитание во вселенной, на вечное зло. Он несет зло, потому что мир, по его мнению, несовершенен, наполнен бессмыслицей. Взбунтовавшись против судьбы «дух отрицанья» обратился к земле, к человеческим ценностям. Его любовь к княжне Тамаре даёт ему надежду на возрождение. Обращение к Тамаре -исповедь Демона, который не только искушает прекрасную земную женщину, но и возвышает ее над собой. Он готов признать ее своим божеством, хочет любить, молиться, веровать добру, но в то же время поступает как злой дух-искуситель, одурманивающий и губящий Тамару. Смерть Тамары - первое поражение Демона, но окончательно он был повержен тем, что душа возлюбленной, унесённая ангелом-хранителем, оказалась для него недоступной. Единственная надежда Демона - возродиться в любви и через любовь -оказывается неосуществимой. Таким образом, романтический конфликт доведен до бесконечности. Для Демона невозможно ни чистое добро, ни чистое зло. Именно изображение вечной жизни природы становится ответом Л. на неразрешимые вопросы, которые задавал миру и самому себе его «загадочный Демон». Для поэмы характерно сочетание символики, аллегории, благодаря чему сюжет получает широкий обобщенный смысл: свободолюбивая личность вступает в трагическое противоборство с отрицательным миропорядком

В 1830-1831 гг. (Лермонтову 16 лет) поэт (рис. 1) пишет поэму с названием «Исповедь». Место действия - испанская монастырская тюрьма. Героя обвиняют в преступлении, которого он не совершал. Он исповедуется старцу-монаху. Главные проблемы: судьба, потерянная любовь, без которой герою нет рая.

В 1835 году Лермонтов работает над поэмой «Боярин Орша». Москва времён Ивана IV. Орша приезжает в своё имение. У него есть молодая дочь. Его верный раб Сокол рассказывает ему сказку про царя, царскую дочь и конюха (рис. 2).

Рис. 2. Кадр из фильма «Боярин Орша» ()

Боярин Орша понимает намёк, подслушивает разговор своей дочери с молодым рабом. Юношу схватили, дочь заперли, ключ бросили в Днепр:

«И в волны ключ от двери той

Он бросил сильною рукой,

И тихо ключ тот роковой

Был принят хладною рекой».

Монастырский суд. Арсений в цепях. Опять исповедь героя старцу, на этот раз игумену. Арсений бежит из тюрьмы, оказывается в войске поляков, видит смертельно раненого Оршу. Тот умирает. Арсений скачет в дом боярина, где заперта его дочь, но находит только её скелет.

Все эти три поэмы написаны четырёхстопным ямбом с мужскими окончаниями. Ямб - это стихотворный размер, который по-русски всерьёз зазвучал в 1822 году, когда Жуковский (рис. 3) перевёл поэму Байрона «Шильонский узник».

Рис. 3. В.А. Жуковский ()

Шильон - тюремный замок в Швейцарии (рис. 4).

Рис. 4. Замок Шильон ()

Тема этого произведения - несвобода, одиночество героя. Это ассоциации, которые возникают у читателя, когда он слышит или читает стихи, написанные четырёхстопным ямбом с мужскими окончаниями (с ударением на последнем слоге).

«Мцыри» - романтическая поэма. В центре - исключительный герой. Он находится в конфликте с миром (рис. 5).

Как правило, у романтического героя есть тайна в прошлом. В «Мцыри» этого нет. В первых двух строфах говорится о том, как Мцыри попадает в монастырь (рис. 6).

Рис. 6. Монастырь Джвари, в котором предположительно жил Мцыри ()

Обычно в романтических поэмах всегда есть мотив бегства или изгнания, любовная линия. Но в поэме Лермонтова «Мцыри» любовной линии тоже нет. И это принципиально.

Очень важен эпиграф к поэме. Первоначально был французский эпиграф, который в переводе означал «у каждого своё отечество» . Лермонтов заменил его эпиграфом из ветхозаветной книги царств:

«Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

Речь идёт о нарушении запрета и наказании за этот проступок.

В философской проблематике лермонтовской поэмы речь идёт о трёх днях свободы и преждевременной смерти.

Герой пуглив и дик, слаб и гибок, но:

«В нём мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов».

Очень многое в поэме связано с контрастом между могучим духом и слабым телом.

Любому, кто читал поэму, понятно, что природа в этой поэме становится для героя воплощением родины, знаком подлинной жизни. Именно природа противопоставлена рутинному, бесцветному бытию в монастыре (рис. 7):

«Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей».

Рис. 7. Исповедь Мцыри ()

Явно противопоставлены два мира: мир природы и мир монастыря, так же как противопоставлена свобода тюрьме.

Могучий дух отцов, который развивается в слабом ребёнке, - это и есть дух природы. Жизнь природная, естественная - это и есть жизнь горцев. А монастырь закрыт крепостной стеной. Здесь очень выразительный эпизод с грозой:

«Когда, столпясь на алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

обняться с бурей был бы рад!».

Бурю и грозу мы в стихах Лермонтова встречаем постоянно. Наверное, нет такого русскоговорящего человека, который бы не знал строчек:

«Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!».

Для Лермонтова этот мотив очень важный. Родство героя и грозы, бури не нуждается в отдельных комментариях.

Для Лермонтова последних четырёх лет его короткой, напряженной, насыщенной жизни природа всегда была знаком гармонии и покоя: «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу», «Люблю отчизну я, но странною любовью». Нетрудно проследить контраст между этой гармоничной, спокойной природой и мятежным сердцем героя. Даже в раннем «Парусе» есть это. Эта схема работает у Лермонтова постоянно.

В поэме «Мцыри» есть звуки природы: вой, шум, гудение, волшебные странные голоса, которые ведут разговор о тайнах неба и земли. Мцыри слышит эти голоса, внимает им. Он одно из составляющих этого бесконечного разнообразия природы существ. Но природа для Мцыри становится не только другом, но и врагом. Он всё время сравнивает себя со зверем, иногда со змеёй, иногда с перелётными птицами. Не случайно есть два образа природы в этой поэме. Есть сад (рис. 8):

«Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов».

Это и монастырский сад, и эдем, и божий мир, который славит творца. Это - гармония и величие.

Рис. 8. А. Ф. Грейв «В саду» ()

А есть тёмный лес (рис. 9):

«Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом:

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый час;

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста...»

Рис. 9. Тёмный лес ()

Тёмный лес с терновником, в котором заблудился Мцыри. Он перестал видеть горы, которые являются для него ориентиром, и заблудился в этом лесу.

Это палящий зной, где он уже не сравнивает себя со змеем, а змея является началом смерти:

Хотя бы крикнул коростель,

Иль стрекозы живая трель

Послышалась, или ручья

Ребячий лепет… Лишь змея,

Сухим бурьяном шелестя,

Сверкая желтою спиной,

Как будто надписью златой

Покрытый донизу клинок,

Браздя рассыпчатый песок .

Этого палящего зноя Мцыри не выносит.

Есть одна любопытная особенность, которую можно заметить, перечитывая эту поэму. Лермонтов употребляет словосочетание «прозрачная зелень листов» :

«Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов».

Если прочитать лирику Лермонтова, то можно увидеть, что, как правило, листы у него засохшие, плоды несозревшие. Это наблюдается от стихотворения «Осень» 1822 года до стихотворения «Листок» 1841 года. Но в «Мцыри» природа в своей первозданной первосущности присутствует и славит творца. Только голос человека не участвует в этом общем хоре. Природа то дружественна, то враждебна. Вот зубчатый и тёмный лес:

«Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею росой...»

В этой двойственности основа философского понимания природы и человека у Лермонтова.

Черты характера героя в дальнейшем повествовании не меняются. Как правило, романтический герой не меняется на протяжении произведения, он задан равным себе, он может только раскрываться. Мы ничего не узнаем ни о быте монастыря, ни о том, чем занимались монахи, чем занимался Мцыри. Мы даже не знаем, как он проводил свой день. Любопытен также тот факт, что в поэме нет ни одного имени собственного. Мцыри - это не имя. Мцыри - неслужащий монах, послушник (это примечание Лермонтова). Но грузинское слово мцыри значит ещё и пришелец, чужеземец. Герой поэмы одинок, он чужой в монастыре, который для него оказывается первоначально спасением, ведь его выходил монах (рис. 10).

Рис. 10. В монастыре ()

Представление Мцыри о том, какова его родина, тоже даётся достаточно пунктирно (рис. 11):

«Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы».

Рис. 11. Образ Родины Мцыри ()

Здесь ощущается явная отсылка к пушкинскому «Узнику» (рис. 12):

«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер … да я!..»

Рис. 12. А.С. Пушкин ()

Демонического героя в поэме «Мцыри» нет, по крайней мере может так показаться. Вот конец 10-й строфы:

«Я поднял голову мою...
Я осмотрелся; не таю:
Мне стало страшно; на краю
Грозящей бездны я лежал,
Где выл, крутясь, сердитый вал;
Туда вели ступени скал;
Но лишь злой дух по ним шагал,
Когда, низверженный с небес,
В подземной пропасти исчез».

Злой дух только упоминается. А между тем этот злой дух - герой одной из самых важных поэм Лермонтова, поэмы «Демон». В поэме «Мцыри», таким образом, оказывается две бездны. Одна бездна - куда исчезает злой дух, и другая бездна - голубой свод. «И прилежный взор, наверное, мог бы следить ангела полёт» - это тоже бездонное пространство.

Демоническая тема в русской литературе и в русской поэзии и прозе начала XIX века была довольно распространённой. Пушкин прошёл эту тему легко и быстро. У него есть стихотворение 1823 года «Демон». Серьёзного возвращения к этой теме у Пушкина больше не было.

У Лермонтова есть стихотворение «Мой демон»:

«Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей».

Демон - это падший ангел, библейский сюжет о том, как один из ангелов взбунтовался против господа и был низвержен. Демоническая тема наблюдается не только в творчестве Лермонтова, но и у его предшественников. Она связана прежде всего с богоборчеством. Если попытаться схематично и грубо сформулировать вопрос, то он звучит так: если в мире царит зло, то как это допускает Господь? Одно из двух: или он не может справиться с этим злом, и тогда он не всемогущ, или ему это зло не мешает, и тогда он не всеблаг. Отсюда и бунт-богоборчество, связанный с темой демона. На этом богоборчестве строится философия очень многих европейских и русских мыслителей, писателей первой половины XIX века.

С демоном связана ещё и тема одиночества, тоже очень лермонтовская.

Ещё один необычайно важный мотив связан с этой темой - тема высокого зла. Это означает, что мир погряз во зле. Противопоставить ему христианское всепрощение не означает справиться с этим миром. Противопоставить этому можно только высокое зло. Отсюда и лермонтовские герои, такие как Арбенин в «Маскараде», демон в поэме, Печорин в «Герое нашего времени». Но этого демонизма начисто лишена поэма «Мцыри»:

«Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать,

А душу ль можно рассказать?»

Лермонтов так же, как и его предшественники, показывает почти в каждом крупном произведении, где есть демонические герои, стремление и возможность примириться с небом. Арбенин встречает Нину, чистое создание. Раз есть это чистое создание, значит, есть смысл в божьем мире, значит, примирение с творцом возможно. Но мнимая измена Нины рушит это краткое примирение. Арбенин мстит, он берёт на себя функции бога. Схожий сюжет и в «Демоне». Встреча Демона с Тамарой открывает возможность примирения с творцом, возможность гармонии в этом мире. Но сама эта встреча оказывается губительной для юной героини, и Демон опять остаётся один, погружённый в ещё большее ожесточение, в ещё более безнадёжное одиночество (рис. 13).

Рис. 13. Тамара и Демон ()

Если вы прочитаете такие произведения, как «Цыганы», «Кавказский пленник», «Гяур», «Корсар», вы увидите, что главный мотив всех этих поэм - герой, разочарованный, с холодной душой, бежит от родных мест, бежит из города в дикий край. Он бежит от людей. Мцыри же бежит к людям (рис. 14). Это принципиальная разница. Ходячий мотив изгнания Лермонтов переосмысляет:

«И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул;

Мне слышался вечерний гул

Домой бегущих табунов

И дальний лай знакомых псов».

Рис. 14. Побег Мцыри ()

Пламенная страсть Мцыри - это стремление праотцов, стремление на родину. Эта пламенная страсть настолько сильна, что она вытесняет всё остальное. Может быть, именно поэтому линия с появлением грузинки (рис. 15), которую видит Мцыри, которая скрывается за дверью сакли, которая остаётся в его памяти чудесными звуками песни и шорохом шагов, не разрабатывается. Герой не отвлекается. На фоне привычной романтической поэмы это бросалось в глаза. Сейчас это заметно в гораздо меньшей степени, чем современникам Лермонтова.

Рис. 15. Грузинка ()

Центральный эпизод поэмы - бой с барсом (рис. 16).

Это сюжет древнего грузинского фольклора. Есть большая поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Поэтому Лермонтов, скорее всего, позаимствовал сюжет из грузинского фольклора.

Рис. 16. Бой с барсом ()

Встреча с барсом приобретает двойственные черты. С одной стороны, «обнявшись крепче двух друзей, и сам он завизжал как зверь» , а с другой стороны, это битва. С одной стороны, Мцыри хотел бы родную грудь прижать к своей груди, с другой стороны, это грудь врага. Этот поединок (и объятия, и смертельный бой) является кульминацией поэмы.

Есть ещё один сюжет, который обычно менее заметен, практически не остаётся в памяти. А он очень важен. Речь о галлюцинации Мцыри, о его полусне, полубреде и песне рыбки, которую он слышит. Если с барсом был смертельный бой, песня рыбки - это смертный покой:

«Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века

Под говор чудных снов».

Два этих эпизода перекрещиваются, сталкиваются в мотиве обречённости героя.

Ответ на вопрос: «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» - прочитать в поэме нетрудно. Здесь тоже двойственность лермонтовской позиции. С одной стороны, трагическая обречённость героя:

«Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч её обжёг

В тюрьме воспитанный цветок…»

Очень важна метафора «в тюрьме воспитанный цветок» , который увядает под солнцем бытия.

А с другой стороны, сам этот порыв прекрасен. И не случайно поэма «Мцыри» стала одним из немногих произведений, которые Лермонтов напечатал при жизни.

В творчестве некоторых поэтов есть стихи, в которых как будто бы собраны, сплетены, сосредоточены основные мотивы их поэзии.

18-летний Лермонтов пишет одно из концентрированных стихотворений без заглавия:

«Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто!»

Проведём детальный анализ этого стихотворения.

Для Пушкина Байрон (рис. 17) - предмет необычайно сильного интереса, восхищения, поклонения в первой половине 20-х гг. Уже в «Евгении Онегине» Пушкин может себя отделить от Байрона:

«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом».

Для Лермонтова Байрон останется поэтом номер один на всю жизнь. Он будет сравнивать свои впечатления, своё детство с детством Байрона, своё творчество. Это очень значимое имя для Лермонтова.

И всё-таки появляются строчки:

«Нет, я не Байрон, я другой…»

Следующая строка:

«Еще неведомый избранник…»

Очень важно существительное «избранник» . Герой Лермонтова всегда избранник судьбы, будь это Наполеон или лирический герой, Мцыри или Степан Калашников, Печорин или Арбенин. А в этом произведении употребляется слово «неведомый» , которое важно для Лермонтова, поскольку оно несёт в себе оттенок тайны, неразгаданности.

«Как он, гонимый миром странник…»

В этой строчке заключается ещё один мотив, свойственный всему творчеству Лермонтова («Дубовый листок оторвался от ветки родимый», «Тучки небесные, вечные странники»). Это постоянное движение:

«Что же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?»

Это весьма характерные для Лермонтова строчки. Он ощущает себя таким изгнанником. Но это ещё и рефлекс от судьбы Байрона, покинувшего свою Родину и уехавшего в Грецию сражаться за ее свободу.

«Но только с русскою душой…»

Как ни странно, но только у Лермонтова тема родины приобретёт личный, неповторимый, очень интимный поворот, свою интонацию. В стихотворении «Родина» Лермонтов четырежды скажет о странности этого чувства:

«Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой».

«Но я люблю - за что, не знаю сам!»

«С отрадой многим незнакомой».

Это вообще очень интересная тема в творчестве Лермонтова. Для него это не теоретическая тема, он сражался с горцами, участвовал в кровопролитных сражениях.

«Я раньше начал, кончу ране…»

Мотив ожидания своей смерти у Лермонтова сквозной:

«Не смейся над моей пророческой тоскою;

Я знал: дар судьбы меня не обойдёт;

Я знал, что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдёт».

Эти строчки были написаны в 1837 году. А гораздо раньше Лермонтов напишет:

«Я рождён, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей,

Но с тобой, мой луч путеводитель,

Что хвала иль гордый смех людей!»

Лермонтов напророчил себе раннюю смерть, она произошла. Но Лермонтов не просто говорит о ранней смерти.

«Мой ум немного совершит…»

Ум у Лермонтова не свершитель, а, скорее, помеха. Например, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов скажет:

«Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…».

То есть мысль должна уснуть, чтобы возможно было ощутить смысл бытия, почувствовать его. А обычно у Лермонтова мысль - то, что лишает человека способности действовать и наслаждаться жизнью:

«Мы иссушили ум наукою бесплодной».

«Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно».

«Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит».

Океан родственен душе романтического героя. Это было у Пушкина, это было у Байрона. Вот строчки Лермонтова:

«Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто!»

Бог молчит, и поэтому вся лирика Лермонтова - это исповедь. В «Мцыри» из 26 строф 24 - это исповедь героя. В «Герое нашего времени» из пяти повестей три - дневник Печорина. Только прямое слово героя может хотя бы приоткрыть его внутренний мир. Человеку со стороны этого знать не дано.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч.- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Sobolev.franklang.ru ().
  2. Feb-web.ru ().
  3. Philology.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите отличительные черты поэмы «Мцыри» от классических романтических поэм.
  2. Объясните роль природы в произведении. Приведите примеры из текста поэмы.
  3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Что близко мне в характере героя поэмы «Мцыри».

Всё творчество Лермонтова пронизывает образ Кавказа. Гордые вольные люди, величественная и властная природа с юных лет впечатляли поэта, что проявляется уже в ранних его стихотворениях. Он не обходил стороной и одну из основных тенденций литературы первой половины 19 века – изображение романтического героя. И вот эти две главных темы сошлись в одном из лучших сочинений автора – поэме «Мцыри».

Для этого произведения невероятно важен исторический контекст – те события, которые повлекли за собой плен Мцыри. В России первая половина девятнадцатого столетия – это эпоха покорения кавказских земель. Это не только присоединение территорий к Российской империи, но и подчинение горных народов православию и царской власти. Вполне возможно представить себе, как грузинский мальчик, оставшийся сиротой после очередного сражения, попадает на воспитание в православный монастырь. История знает такие примеры: таково было детство художника П. З. Захарова. Существуют предположения, что Лермонтов взял в основу сюжета рассказ монаха, которого встретил на военных дорогах Грузии. Обращался автор и к местному фольклору, о чём свидетельствует сцена схватки с барсом: в основу этого эпизода легла народная песня о юноше и тигре.

Поэма «Мцыри» написана Лермонтовым в 1839 году. Она много редактировалась во избежание запрета цензуры. В основном, были убраны фрагменты, в которых особенно воспевается свобода, или звучат антиправославные мотивы.

О чем произведение?

Действие в книге происходит на Кавказе. В начале поэмы Лермонтов воспроизводит предысторию о том, как главный герой попал в монастырь: русский генерал вёз пленного ребенка. Мальчик был очень слаб, и его приютил в своей келье монах, тем самым священнослужитель спас ему жизнь. Суть «Мцыри» заключается в том, чтобы выразить его протест против этого спасения в неволе, которое не только губит его, но еще и мучает.

Основную часть поэмы составляет исповедь главного героя. Вот, о чем там говорится: пленник признаётся, что был несчастлив все эти годы, стены монастыря для него равносильны тюрьме, здесь ему не найти понимания. За 3 дня вне плена молодой человек проживает целую жизнь.

Во-первых, юноша вспоминает свои детские годы, отца. Он ощущает в этот период своё предназначение, осознаёт, какая кровь течет в его жилах.

Во-вторых, он встречает молодую грузинку, которая шла за водой. Возможно, это первая девушка, которую он видит за последние несколько лет.

В-третьих, у него происходит схватка с барсом. Герой инстинктивно сражается со зверем, ведь в стенах монастыря его не могли научить боевым искусствам. Чувство опасности пробудило в нём его истинное воинственное начало, и юноша побеждает врага.

Истощенный и израненный, к концу третьего дня блуждания, беглец вынужден с горечью признаться себе: не зная, куда идти, он сделал круг и вернулся к своей злосчастной тюрьме – монастырю. Умирая, он завещает похоронить себя в саду, где цветёт акация.

Жанр и направление

Трудно представить себе эпоху романтизма в литературе без жанра поэмы. «Мцыри» входит в тематическую группу сочинений Лермонтова о романтическом герое. Написанные ранее «Боярин Орша», «Исповедь» предвосхитили поэму о сбежавшем послушнике.

Более точное определение жанра «Мцыри» — романтическая поэма. Одной из характерных черт произведения является отражение идей героя. Юноша стремится к свободе, для него воля – цель жизни, главное счастье. Ради своей мечты он готов пожертвовать жизнью. Всё это позволяет считать Мцыри романтическим героем.

Не только Лермонтов в своём творчестве разрабатывал такой особый жанр поэмы. В первую очередь, можно сравнить «Мцыри» с поэмой К.Ф. Рылеева «Наливайко», сюжет которой восходит к эпохе борьбы казачества за независимость.

Другой особенностью романтической поэмы является исповедальный характер, что также свойственно «Мцыри». Исповедь содержит, как правило, повествование о надеждах и мечтах героя, его признания, порой неожиданные. Откровение отражает силу его духа, характер.

Главные герои и их характеристика

Для определения образа главного героя необходимо учитывать, что значит слово «мцыри». В грузинском есть два значения: послушник и пришелец. Изначально Лермонтов хотел назвать поэму «бэри», что по-грузински – монах, но именно «мцыри» максимально отражает сущность персонажа.

Почему Мцыри совершил побег? Его не пытали в монастыре, не заставляли делать непосильную работу. Однако же были причины, из-за которых герой страдал. Во-первых, мечтою юноши было обретение близкого человека, пусть не родственника, но одной нации, одной крови. Выросший сиротой, он мечтал хотя бы на мгновение ощутить тепло понимающей души. Другая цель героя – воля. Годы, проведённые в келье, он не может назвать жизнью, только на свободе он смог осознать, кто он есть на самом деле.

Важно отметить, что, несмотря на неудачу, персонаж «Мцыри» не жалуется на судьбу, он не проклинает себя, а уверенно принимает это испытание и даже радуется, что его мрачную жизнь украсили эти три дня.

Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви. Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». и его мысли подробно описаны нами в сочинении.

В своей схватке с барсом герой проявил невероятную смелость и стойкость, риск и энергия сражения пробудили в нём дух предков, но молодому человеку не суждено обрести свободу и счастье. Таково авторское воплощение темы рока в образе Мцыри.

Темы

  • Свобода. Эта тема пронизывает поэму на двух уровнях. Первый – глобальный: Грузия подчиняется Российской империи, второй – касается лично главного героя поэмы: он мечтает о вольной жизни. Мцыри не желает смиряться со своим пленом в монастыре и совершает побег. Но от своей судьбы ему не уйти, и юноша через три дня, сделав круг, возвращается к ненавистным стенам.
  • Одиночество. Одной из причин побега был поиск близких по духу и крови людей. Мцыри одинок среди священнослужителей, он, скорее, чувствует своё родство с природой, чем с ними. Молодой человек вырос сиротой, он чужой для обоих миров: и для монастыря, и для горцев. Храм для него – плен, а к самостоятельной жизни, как показал его побег, послушник оказался не приспособлен.
  • Война. Герой «Мцыри» не участвовал в сражениях, но был рожден для них. Его отец был мужественным защитником своего народа, но его сын стал жертвой войны. Именно она оставила мальчика сиротой, именно из-за неё он не знал семьи, ласки, счастливого детства, а только монастырь и молитвы.
  • Любовь. Несчастный изгнанник не знает, что такое семья, у него нет друзей, все светлые воспоминания обращены детству. Но встреча с молодой грузинкой пробуждает в герое новые чувства. Мцыри понимает, что счастье возможно и сейчас, только бы найти верную дорогу, но жизнь распорядилась иначе.

Проблематика

Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт горячо любил Кавказ, бывал там в детстве, несколько раз был отправлен туда на войну. Исполняя свой долг перед родиной, писатель воевал и мужественно сражался, но, в то же время, в глубине души он сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании. Эти свои переживания Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя поэмы. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, ведь по его милости не погиб еще ребёнком, но своё пребывание в монастыре он жизнью назвать не может. Так, изобразив жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-иному взглянуть на Кавказские войны. Таким образом, творец затронул и политические, и социальные проблемы, вытекающие из любого насильственного действия со стороны государства. Официально воюют только солдаты, но в реальности в кровавый круговорот вовлечены мирные жители, семьи и судьбы которых – разменная монета для реализации масштабных планов его величества.

Идея произведения

Поэма построена на антитезе свободы и плена, но в контексте эпохи, когда жил и творил Лермонтов, эти понятия имели гораздо более широкое значение. Неслучайно, опасаясь цензуры, поэт самостоятельно правил и вычеркивал некоторые фрагменты. Неудачное бегство юноши можно рассматривать как аллегорию на Декабрьское восстание: неволя монастыря – гнёт самодержавия, обреченная на неудачу попытка освободиться – выступление декабристов. Таким образом, основная мысль в «Мцыри» была зашифрована и скрыта от властей, чтобы читатели смогли ее найти между строк.

Так Лермонтов отзывается в поэме не только на проблему покорения кавказских народов, но и на события 1825 года. Автор наделяет героя не только смелостью, выносливостью и бунтарским характером, молодой человек благороден, несмотря на свою печальную судьбу, он ни на кого не держит зла. В этом и смысл «Мцыри» — показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый, красивый и обреченный порыв, каковым стало восстание декабристов.

Чему учит?

Поэма заставляет задуматься о том, что у любой военной победы есть и своя обратная сторона: Грузия была присоединена к России в 1801 году, однако при этом пострадали не только армии, но и мирные жители, ни в чём не повинные дети, как главный герой «Мцыри». Главная мысль в поэме «Мцыри» — гуманистическая: это не должно повториться вновь.

Лермонтов призывает бороться и противостоять судьбе до конца, никогда не терять надежды. И даже в случае неудачи не роптать на жизнь, а мужественно принимать все испытания. Поскольку поэт наделил своего персонажа всеми этими качествами, читатель воспринимает его, несмотря на неудачный и спонтанный побег, не как несчастную жертву, а как истинного героя.

Критика

Литературный мир с восторгом принял поэму «Мцыри». Лермонтова начали осыпать похвалами за его творение ещё до выхода произведения в печать. Например, А. Н. Муравьев вспоминает о прочтении автором только что написанной книги: «…никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления». С.Т. Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» пишет о прекрасном авторском прочтении «Мцыри» на именинах Гоголя в 1840 году.

Наиболее авторитетный критик того времени В.Г. Белинский очень высоко ценил это произведение. В своей статье о поэме «Мцыри» он подчеркивает, насколько удачно поэтом выбраны размер и ритм и сравнивает звучание стихов с ударами меча. Он видит в книге отражение личности Лермонтова и восхищается изображением природы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1. Введение . Одна из центральных тем творчества М. Ю. Лермонтова - противопоставление гордой независимой личности и толпы.

Эта тема подробно разрабатывается в целом ряде произведений поэта. К ним принадлежит поэма " ", где противопоставление усиливается с помощью национальных и религиозных отличий.

2. История создания . В 1837 г. путешествовал по Военно-грузинской дороге, собирая местные легенды и сказания, которые он потом использовал при написании поэмы "Демон". В Мцхете он познакомился с одиноким монахом, рассказавшим поэту историю своей жизни.

Монах в детстве был захвачен в плен русскими войсками. Генерал Ермолов оставил его в монастыре. Ребенок оказался настоящим горцем, обладающим буйным и непокорным характером. Он неоднократно пытался бежать.

Во время очередного побега мальчик тяжело заболел. Чудом избежав смерти, он смирился и навсегда остался в монастыре. Этот рассказ лег в основу поэмы "Мцыри" (1839 г.).

3. Смысл названия . В переводе с грузинского "мцыри" означает "послушник в монастыре".

4. Жанр . Поэма, по форме изложения представляющая собой лирический монолог главного героя.

5. Тема . Центральная тема произведения - непреклонная воля героической личности. Главный герой поэмы не может выдержать однообразия монастырской жизни. Его широкой натуре слишком тесно в этой среде. Смутные детские воспоминания, усиленные инстинктивной тягой к родной земле, заставляют мцыри совершить настоящий подвиг.

Дерзкий и смелый побег мцыри внешне закончился безрезультатно. Но за три дня на воле он прожил целую жизнь, которой его лишил русский плен и заключение в монастырь. Огромную ценность представляет духовное значение поступка мцыри. Умирая, он ни о чем не сожалеет, потому что познал сладкий вкус свободы.

6. Проблематика . Лермонтов с большим уважением относился к кавказским обычаям и традициям. Вопреки общественному мнению, считающему горцев дикарями и разбойниками, поэт видел в них людей, которые смогли сохранить в себе естественное стремление к свободе. Цивилизованное общество накладывает на себя огромное количество правил и ограничений и объявляет их высшим достижением человечества.

Полную противоположность такому обществу представляют собой народы Кавказа. Ребенок с молоком матери впитывает в себя вольный и независимый дух. Чтобы духовно покорить пленного ребенка, его помещают в монастырь. Но наложенные "цепи" только усиливают тягу мальчика к свободе. В пылком монологе умирающего мцыри раскрывается еще одна проблема. Как правило, люди принимают постриг добровольно и в зрелом возрасте. Они успели пожить "в миру", испытали радость, почувствовали любовь, терпели страдания.

Главный герой справедливо упрекает старого монаха в том, что он уже отвык от желаний. Мальчик был заключен в монастырь в очень раннем возрасте. Его насильно лишили всего богатства окружающего мира, о котором он может судить только по неясным воспоминаниям и редким разговорам между монахами. В отчаянии мцыри восклицает, что он не только не знал отца и матери, но даже "не находил... могил" своих близких.

Мцыри решается на побег под влиянием зова своего сердца. Первое время на свободе он чувствует себя в своей родной стихии. Беглец с жадностью наблюдает и ощущает невероятное разнообразие цветов, звуков, и запахов, представляющих собой резкий контраст унылой монастырской жизни. Но первой опьянение свободой сменяется серьезной проблемой: мцыри совершенно незнаком этот необъятный мир. Он не может найти дорогу в родную землю.

Последним триумфом беглеца становится его жестокая схватка с барсом. Лермонтов использовал кавказский фольклор при написании этой сцены. Мцыри одерживает победу над диким зверем, но получает тяжелые раны. Выбившись из сил, он случайно добредает до монастыря. Неудачный побег и смерть главного героя отражают изменение взглядов Лермонтова в поздний период творчества. Обстоятельства собственной жизни и состояние общества в период николаевской реакции приводят поэта к разочарованию в юношеских идеалах.

Под конец жизни Лермонтов приходит к мысли, что героическая личность обречена на одиночество и непонимание, что, скорее всего, приведет ее к бессмысленной и бесполезной гибели. Мцыри был рожден для великих дел, но у него не было возможности достойно применить свои силы. Побег и схватка с барсом показывают, какая сила воли скрывалась в обычном кавказском ребенке.

7. Герои . Главный герой - умирающий рассказчик Мцыри.

8. Сюжет и композиция . Как уже было замечено, в основе сюжета лежит рассказ старого монаха. Но в действительности беглец выжил и смирился. Такой бесславный конец не устраивал Лермонтова, поэтому он не описывает дальнейшую судьбу мцыри. В начале упоминается "старик седой", но непонятно, кого имеет в виду

9. Чему учит автор? Несмотря на разочарование последних лет жизни, Лермонтов был убежден, что каждый человек должен стремиться к свободе. Сильные независимые личности являются главным двигателем истории. Чаще всего они будут подвергаться насмешкам и оскорблениям глупой толпы, но когда-нибудь потомки по достоинству оценят их самоотверженную жизнь.

...Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога... М. Лермонтов, «Когда волнуется желтеющая нива...» Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри. «Любимый идеал» поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны «пламенная страсть» к свободе, стремление к действию, «боренью». Его «огненной душе» близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейзажами, исключительными обстоятельствами, идеальными героями. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания. ...О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил... Да, только могучий духом исполин может так естественно ощущать дружбу «меж бурным сердцем и грозой». Исключительность личности Мцыри как романтического героя подчеркивают и необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой «пройти в родимую страну». Автор обращает основное внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко и эпически спокойно рассказывает автор в небольшой второй главе. А вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Значит, такая характерная для романтических произведений композиция поэмы насыщает ее лирическим элементом, который преобладает над эпическим. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. «Душой дитя, судьбой монах», он был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Значит, характер Мцыри, его мысли и поступки и определяют сюжет поэмы. Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом», «горные хребты, причудливые, как мечты». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах. Таким образом, мы видим, что Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о душевной широте его натуры. Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность, а это приводит его к выводу о совершенстве и гармонии мира. Романтичность пейзажа усиливается от того, как образно, эмоционально говорит о нем Мцыри. В его речи часто используются красочные эпитеты («сердитый вал», «горящая бездна», «сонные цветы»). Эмоциональность образов природы усиливают и необычные сравнения, встречающиеся в рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему «братьев в пляске круговой». Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле. В рассказе юноши о природе ощущается любовь и сочувствие ко всему живому: поющим птицам, плачущему, как дитя, шакалу. Даже змея скользит, «играя и нежася». Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу. Битва с барсом изображена в духе романтической традиции. Барс описан весьма условно, как яркий образ хищника вообще. Этот «пустыни вечный гость» наделен «кровавым взором», «бешеным скачком». Романтична победа слабого юноши над могучим зверем. Она символизирует мощь человека, его духа, способность одолеть вс? препятствия, встречающиеся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются романтическими символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но здесь они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на «рай и вечность». Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе. Своеобразие романтического образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия. Лермонтовский герой бросал вызов разуверившимся, апатичным и равнодушным героям «Думы». Белинский назвал Мцыри «огненной душой», «исполинской натурой», «любимым идеалом нашего поэта». Романтический образ Мцыри, лишенный конкретных примет эпохи, преодолел время и пространство и продолжает пробуждать к действию, к «боренью» все новые и новые поколения.