Гражданская оборона чс. Привет студент
Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих в военное время. ГО РФ функционирует в соответствии с положениями Конституции РФ, Закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 года.Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности страны.
Основные задачи ГО:
1. обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
5. осуществление мероприятий по световой и другим видам маскировки;
6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие их;
7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военныхдей-ствий или вследствие их, медицинским обслуживанием, предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
8. борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие их;
9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
10. обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и другие необходимые мероприятия;
11. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их:
12. восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
13. срочное захоронение трупов в военное время;
14. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;
15. обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.
Структура и органы управления ГО
Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций (схема 7).
Территориальный принцип
заключается в организации ГО на территориях республик, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению Российской Федерации.
Производственный принцип
состоит из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.
Общее руководство ГО
Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, в субъектах и муниципальных образованиях – их главы; в учреждениях, организациях, на предприятиях – их руководители.
В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России.
Силами и средствами ГО являются:
§ воинские формирования, объединённые в войска ГО;
§ гражданские невоенизированные организации (формирования).
В гражданские невоенизированные формирования могут быть зачислены:
мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и подлежащих с началом войны призыву в действующую армию, инвалидов, беременных и женщин, имеющих детей до 8 летнего возраста, а женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 3-х летнего возраста.
В составе ГО наряду с другими службами существует и функционирует
медицинская служба Гражданской обороны - МСГО .
К силам и средствам МСГО относятся:
а) медицинские формирования; б) медицинские учреждения.
- Медицинские формирования ГО.
«Формирований» в повседневной жизни нет – они создаются (формируются) в случае реальной необходимости. Предназначены для работы
непосредственно в очагах поражения. Подразделяются на: объектовые и территориальные.
§ Объектовые – санитарные посты, санитарные дружины, отряды санитарных дружин. Они создаются на объектах экономики, в учреждениях, на предприятиях из немедицинских работников - обычных сотрудников. Используются только в масштабе своих предприятий, учреждений.
§ Территориальные – создаются на базе медицинских учреждений из числа медицинских работников.
Используются для выполнения задач в интересах области, края, города, района на наиболее важных участках. К ним относятся: медицинские отряды, подвижные госпитали, бригады и отряды специализированной медицинской помощи, сан-эпид. отряды (СЭО) и бригады (СЭБ).
Медицинский отряд (МО) – основное подвижное территориальное формирование МСГО. Предназначен для оказания первой врачебной помощи на границе очага. Медицинские отряды создаются на базе больниц, поликлиник.
В структуре МО развёртываются отделения: приёмно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное, эвакуационное, лабораторное, частичной санитарной обработки.
- Медицинские учреждения ГО – «учреждены» и в существующем виде используются в ЧС мирного и военного времени.
К ним относятся: лечебные учреждения больничной базы, станции переливания крови (СПК), центры Роспотребнадзора, аптеки и склады, учебные заведения.
Гражданская оборона
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Принципы организации и ведения гражданской обороны
1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.
Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Руководит министерством С.К. Шойгу.
Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.
Войска гражданской обороны, входящие в состав сил гражданской обороны, являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач в области гражданской обороны На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны. Военнослужащие войск гражданской обороны проходят службу в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны и его территориальных органах (МЧС России).
Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Основными задачами войск гражданской обороны являются: эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий и др.
Понятие «гражданская оборона» входит в содержание более широкого понятия «гражданская защита», под которой понимается совокупность всей гуманитарной деятельности, связанной с защитой населения, окружающей природной среды и собственности (имущества) в случае аварий, стихийных бедствий и воздействия оружия в мирное и военное время. Конкретным содержанием этой деятельности является спасение жизни, имущества и окружающей среды в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях специальными гражданскими силами, средствами и мерами в мирное и военное время.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под обороной РФ?
2. Какие нормативно правовые акты лежат в основе обороны РФ?
3. Какие обязанности в области обороны установлены российским законодательством для граждан и организаций независимо от форм собственности?
4. Какие мероприятия включает себя организация обороны?
5. Перечислите полномочия органов государственной власти РФ в области обороны.
6. Дайте характеристику полномочий организаций и граждан в области обороны.
7. Что понимается под Вооруженными Силами РФ, какова их структура и предназначение?
8. Какими нормативно- правовыми актами регламентируется военное положение?
9. Какие нормативно-правовые акты РФ лежат в основе мобилизации и мобилизационной подготовки?
10. Что понимается под гражданской обороной?
11. Перечислите основные задачи и принципы гражданской обороны.
12. Для чего создаются силы гражданской обороны?
Глава 8 Основы Гражданской обороны страны
8.1. Основные задачи и структура гражданской обороны
Гражданская оборона (ГО) представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Решение задач гражданской обороны является важной обязанностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
8.1.1. Основные задачи в области гражданской обороны
Основными задачами в области ГО являются:
1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные рай-
4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (СИЗ);
5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
6) проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
7) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
8) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
9) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
10) обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
11) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб
в военное время;
13) разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
М. И. Иванюков, В. С. Алексеев. «Основы безопасности жизнедеятельности»
14) обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.
8.1.2. Структура гражданской обороны
Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.
Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.
Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.
Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства РФ. Он является начальником гражданской обороны Российской Федерации, а Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – первым заместителем начальника ГО РФ.
Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации и городах возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, а в городах Москва и Санкт-Петербург – на органы самоуправления. Указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками гражданской обороны.
Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики (ОЭ) действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.
В Российской Федерации непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Принятые Министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также для должностных лиц и граждан.
В субъектах Российской Федерации, районах и городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственное руководство гражданской обороной осуществляют министерства, комитеты, управления и отделы, а на объектах экономики – штабы, отделы, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в министерствах и ведомствах – отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Начальники штабов (отделов) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны.
Для координации деятельности территориальных органов ГО в пределах нескольких субъектов Российской Федерации используются региональные центры.
Для организации и проведения специальных мероприятий гражданской обороны создаются службы ГО: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения и др.
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.
Задачи в области гражданской обороны
(с изменениями от 9 октября 2002г., 19 июня, 22 августа 2004г., 19 июня 2007г. №103-ФЗ)
Статья 2. Задачи в области гражданской обороны
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
История Гражданской обороны Российской Федерации
image
Защита гражданского населения в ходе вооруженного противоборства была одной из самых важных задач на протяжении всей истории человечества. Историки подсчитали, что за последние пять с половиной тысячелетий на планете прогремели около 15 тысяч войн, в которых погибло более трех с половиной миллиардов человек. А за всю свою историю человечество прожило всего 292 года без вооруженных конфликтов.
Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:
1. своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
2. укрытие населения в защитных сооружениях;
3. использование средств индивидуальной защиты;
4. эвакуация, рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы;
5. защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
6. обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;
7. защита населения на всей территории страны;
8. дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
9. заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
10. необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.
Принципы организации и ведения Гражданской Обороны
1. Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;
2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.
Направления развития гражданской обороны в современных условиях определяются:
Наличием конфликтных ситуаций вблизи государственных гра-ниц Российской Федерации;
Сохранением тенденции развития и укрепления НАТО;
Наличием и совершенствованием оружия массового поражения, появлением оружия нового поколения;
Возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения;
Возрастанием роли в вооруженных конфликтах высокоточного оружия и разработкой оружия нового поколения, в том числе на новых физических принципах;
Существенным возрастанием экономического, политического, информационного и других видов воздействия на население:
Усилением угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций при-родного и техногенного характера, в том числе в связи с наличи-ем больших запасов химического оружия и подлежащих утили-зации ядерных энергетических установок.
В настоящее время гражданская оборона представляет собой сис-тему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, ма-териальных и культурных ценностей на территории Российской Феде-рации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Система гражданской обороны
Систему гражданской обороны составляют:
1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).
Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.
И и опасностей возникающих при военных действиях — является актуальной проблемой государства и общества.
Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами на развитие экономики и политическую ситуацию. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде. Экономические затраты на ликвидации их последствий достигают сотен миллиардов долларов.
Для России защита населения и территорий от ЧП актуальная по ряду причин:
- Возрастание риска технических аварий из за НТП
- Увеличение плотности населения, рост последствий и глобального изменения климата
- Снижение профессионализма рабочих, падение производственной дисциплины, изношенность производственных фондов
Актуальная проблема государства и общества — защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие их.
По мере развития общества и НТП возрасла роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, катарстроф и техногенных аварий. Для успешной борьбы с этими опасными явлениями необходима целенаправленная государственная политика. С этой целью во всем мире создано и активно функционирует большое число международных и государственных организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Их задача обеспечить национальную безопасность государства и его жителей. Созданная в России () удачно вписалась в систему государственного управления и стала востребована обществом.
Развитие РСЧС имеет большую историю и включает несколько этапов. Защита гражданского населения в ходе вооруженной борьбы всегда была одной из важнейших задач. В России пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне прежде всего при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе Гражданской войны.
Гражданская оборона
Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальные и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В 1932 году создана местная противоздушная оборона (МПВО). Основная задача МПВО — сведение к минимуму возможных потерь и разрушений и защита населения и территорий от воздействия обычных средств поражения (авиация).
Во время ВОВ МПВО выполняла следующие задачи:- Строительство убежищ и укрытий
- Ведение аварийно-восстановительных работ
- Ликвидация последствий бомбардировок
- Обучение населения способам защиты от воздушных нападений
- Эвакуация населения
Создание МВПО обеспечило в годы ВОВ успешную защиту населения и объектов народного хозяйства.
В 1961 году в связи с появлением ядерного оружия защита населения и территорий стала еще более актуальной задачей. МПВО было преобразовано в граждансную оборону . Система гражданской обороны должна была обеспечить надлежащую защиту населения и территорий от поражающих факторов нового оружия массового поражения.
До 1986 года задачами МПВО-ГО было:- Подготовка средств индивидуальной и коллективной защиты населения
- Ведение спасательных и аварийно-восстановительных работ только в условиях военного времени.
Предупреждение и ликвидация ЧП природного и техногенного характера в мирное время как задача перед гражданской обороной не ставились.
Начиная с 1974 года гражданская оборона начала принимать участие в решении задач мирного времени (тушение лесных поражов, предупреждение стихийных бедствий и крупных аварий).
В 1986 году случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС. Она принесла много человеческих жертв. Система граждаской обороны не была готова к решению таких задач и было принято решение о реорганизации системы гражданской обороны.
Поскольку предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций связана с проблемами национальной безоспасности в 1990 году был создан Российский корпус спасателей , в 1991 году преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям . После ряда преобразований в 1994 году был преобразован в Министрество Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) .
Реально задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера начали решаться после принятия 18 апреля 1992 г. Правительством РФ Постановления “О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях”, которая в 1995 г. после принятия федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Таким образом, МЧС России решала проблемы организации защиты населения и террриторий в ЧС различного характера, а была ориентирована на решение зазадч защиты от природного и техногенного характера. За гражданской обороной была сохранена функция планирования и выполнения мероприятий по защите населения и территорий при угрозе и в случае нападения противника, предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций военного времени.
Гражданская оборона
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.98 г.).
В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время.
С 1992 г. в России начался новый этап развития гражданской обороны. Впервые принятый федеральный закон «О гражданской обороне» определил основные ее задачи:- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие их, в том числе медицинское обслуживание, включая срочное оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие их;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и иному заражению;
- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
При ведении военных действий гражданская оборона и Вооруженные силы имеют фактически одну общую цель — совместное обеспечение защиты тыла страны, который в широком понимании представляет всю, не занятую противником и не входящую в зону военных действий территорию государства с его людскими и материальными ресурсами. Но, в отличие от Вооруженных сил, гражданская оборона применяет в целях снижения людских и материальных потерь чисто гражданские, присущие ей одной, большей частью пассивные методы и средства.
Общее руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет правительство, которое обеспечивает проведение единой государственной политики в вопросах гражданской обороны. Непосредственное управление гражданской обороной возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.
Структура гражданской обороны на объекте экономики
Гражданская оборона на объекте экономики организуется с целью защиты персонала и проживающего вблизи объекта экономки населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
Начальником ГО объекта экономики служит его руководитель. Он несет ответственность за организацию ГО на своем объекте и постоянную готовность ее сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ. Начальник ГО объекта подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится объект, а в оперативном отношении — вышестоящему начальнику ГО по месту расположения объекта. На крупных предприятиях предусматривается штатный заместитель начальника ГО, который в мирное время является основным организатором всех ее подготовительных мероприятий.
Приказом начальника ГО назначаются заместители по рассредоточению и эвакуации рабочих и служащих, инженерно-технической части и материально-техническому снабжению.
Заместителем начальника ГО объекта по рассредоточению и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя по общим вопросам. Он является председателем эвакуационной комиссии, обязанности которого следующие: разработка плана рассредоточения рабочих и служащих, организация подготовки мест в загородной зоне и перевозка туда людей, доставка рабочих смен к месту работы, руководство службой общественного порядка.
Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части — главный инженер предприятия, который непосредственно руководит основными службами (аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытия), а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.
Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению — заместитель руководителя объекта по этим вопросам. Он руководит службой материально-технического снабжения.
На всех объектах создаются штабы по делам ГО и ЧС, которые комплектуются из должностных лиц. Начальник штаба ГО, являясь заместителем начальника ГО объекта, имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения. Он организует устойчивое управление и систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирований, контролирует выполнение всех мероприятий ГО.