Источники: втс «бастион», минобороны рф, «красная звезда», тасс, риа новости и др. Оружие и техника Военные закупки рф


Государственная программа развития вооружений на 2007-2015 годы (ГПВ-2015 ) - программа закупок и разработки боевой техники для армии Российской Федерации.

Проект ГПВ-2015 был предварительно утверждён 2 июня 2006 года Военно-промышленной комиссией при правительстве России. В конце ноября 2006 программа была утверждена закрытым указом президента РФ. На её финансирование в общей сложности за время её действия будет выделено 4 триллиона 939 миллиардов 400 миллионов рублей . 63 % этих средств будет израсходовано на покупку новых образцов боевой техники.

Как сообщил заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Владимир Поповкин 1 октября 2008 - Государственная программа вооружений на 2007 – 2015 гг. предусматривает разработку новых образцов ВВТ практически по всей номенклатуре к концу 2010 – началу 2011 года. И планировалось с 2011 – 2012 гг. начать переоснащение Вооруженных Сил. Однако в связи с Грузино-южноосетинским конфликтом Президент России Дмитрий Медведев дал указание относительно ускорения модернизации Вооруженных Сил РФ.

Точные и полные цифры по объёмам и номенклатуре закупок не обнародованы, имеется лишь отрывочная информация. По словам первого заместителя председателя комиссии, генерала-полковника Владислава Путилина , в рамках Государственной программы вооружений предусматривается комплектное оснащение около 200 соединений и частей, планируется закупка более 3 тысяч и проведение модернизации и специального ремонта около 5 тысяч единиц вооружения, военной и специальной техники.

В боевой состав Военно-морского флота войдут 2 многоцелевые атомные подводные лодки, 4 дизельные подводные лодки, 12 боевых надводных кораблей и 5 боевых катеров различных проектов. Планируется развернуть серийное производство и планово ввести в состав ВМФ до 2015 года 5-8 атомных подводных лодок проекта 955/955А.

Средства, выделяемые в ГПВ, учитываются в ежегодном бюджете в подразделе, в котором выделяются средства на оснащение ВС и других компонент военной организации государства (МВД, включая ВВ, ФСБ, включая пограничную службу и другие силовые структуры). Эти средства состоят из расходов на НИОКР , ремонт имеющийся и закупки новой техники. С 1 января 2008 года единым заказчиком всех вооружений и военной техники для силовых структур станет создаваемое на базе нынешней службы единого заказчика Минобороны Агентство по закупкам вооружений, состоящее из гражданских специалистов. Контроль над выполнением закупок возложен на ныне действующую Федеральную службу гособоронзаказа (Рособоронзаказ).

К 2015 году планируется довести количество соединений и частей постоянной боевой готовности до 600. Всего в рамках новой Программы вооружения в армии и на флоте будет заменено около 45 процентов имеющейся боевой техники.

Планируемые закупки новой техники

На текущий момент известно о следующих планах по закупке новой боевой техники

Стратегические ядерные силы

Сухопутные войска

  • 40 танковых батальонов (1400 танков)
  • 60 оперативно-тактических ракетных комплексов Искандер-М
  • 18 дивизионов зенитно-ракетной системы С-400
  • 1 полк зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1 » (по другим данным 400 установок).
  • 2 реактивных полка модернизированных реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Ураган-1М»
  • 116 тысяч автомобилей
  • 350 БМПТ "Терминатор" (Боевая Машина Поддержки Танков)
  • 600 БТР-90 "Бережок"
  • 20 систем РСЗО "Смерч"

ВВС

Воздушно-десантные войска

  • 57 самоходных противотанковых орудий Спрут-СД
  • 499 бронетранспортёров Ракушка

ВМФ

Всего запланирована поставка 31 корабля, включая ПЛАРБ

  • 2 многоцелевые атомные подводные лодки
  • 4 дизельные подводные лодки
  • 12 боевых надводных кораблей
  • 5 боевых катеров различных проектов.
  • несколько артиллерийских комплексов береговой обороны

Оружие и техника

Каковы параметры Государственной программы вооружения?

Для решения задач оснащения Вооруженных Сил в рамках ГПВ-2015 Министерству обороны РФ было выделено более 4 трлн рублей.

о результатам выполнения программных мероприятий завершена разработка и начаты закупки ряда современных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), в частности, таких как ракетный комплекс стратегического назначения РС-24 «Ярс», ракетных подводных лодок стратегического назначения проекта 955 класса «Борей», фронтовых бомбардировщиков Су-34, многофункциональных истребителей Су-35, зенитных ракетных систем С-400, ракетных комплексов «Искандер-М». Выполнялись мероприятия по поддержанию в исправном состоянии существующего парка ВВСТ за счет проведения их ремонта и модернизации.

Вместе с тем фактические объемы финансирования в этот период были ниже плановых в основном в связи с экономическим кризисом. В этих условиях ситуацию с обеспеченностью войск техникой в рамках ГПВ-2015 переломить не удалось. Проблемные вопросы реализации ГПВ-2015 были учтены при формировании проекта очередной государственной программы вооружения на 2011-2020 гг.

В настоящее время усилия Министерства обороны направлены на реализацию поручений Президента Российской Федерации по доведению доли современных образцов вооружений к 2015 г. до 30 процентов, а к 2020 г. — до 70-100 процентов.

По оценкам Минобороны России, это позволит Вооруженным Силам нейтрализовать любые военные угрозы Российской Федерации и стать реальным государственным инструментом активной политики в зонах её приоритетных интересов.

На что будут израсходованы 20 триллионов рублей?

Минобороны России, исходя из новых форм и способов применения Вооруженных Сил и прогнозируемого состояния парка вооружения, выработало параметры переоснащения войск (сил) современным вооружением на период до 2020 г. Объем необходимых финансовых средств составил около 20 трлн. рублей.

Реализация ГПВ-2020 обеспечит:

  • поддержание в боеготовом состоянии группировки Стратегических ядерных сил;
  • создание перспективной системы управления на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий;
  • гарантированный доступ в космическое пространство, всестороннее развитие космических средств и средств воздушно-космической обороны;
  • закупки средств, обеспечивающих стратегическую мобильность войск;
  • развитие вооружения и военной техники сил общего назначения.

Кто формирует военно-техническую политику?
Одной из основных задач военно-технической политики является оснащение Вооруженных Сил современными образцами вооружения и военной техники.

Необходимо в приоритетном порядке обеспечить:

  • модернизацию существующих и создание новых типов боевого оснащения ракетных комплексов стратегического назначения;
  • создание современных космических средств, систем контроля космического пространства и противоспутниковой борьбы;
  • создание систем разведывательно-информационного обеспечения и боевого управления;
  • создание гиперзвукового оружия, перспективных авиационных (в том числе беспилотных) комплексов, а также других средств воздушно-космической обороны;
  • реализацию программы кораблестроения;
  • создание системы унифицированных боевых платформ, средств высокоточного оружия, систем разведывательно-информационного обеспечения.

При этом предусматриваются закупки техники, отвечающей современным требованиям и находящейся по качеству на уровне не ниже зарубежных аналогов.

Предлагаемые Министерством обороны ускоренные темпы перевооружения в рамках ГПВ-2020 потребуют новых подходов к развитию оборонно-промышленного комплекса, так как его сегодняшняя способность в полной мере реализовать запланированные мероприятия вызывает сомнения.

Что будет сделано для укрепления системы ПВО?

В период до 2020 г. в рамках Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы спланировано перевооружение бригад ВКО и поставка зенитных ракетных систем нового поколения С-400, С-500. Это позволит к концу 2020 г. провести полное переоснащение бригад ВКО на технику нового поколения.

Меняется ли облик оборонно-промышленного комплекса?

Развитие оборонно-промышленного комплекса России неразрывно взаимоувязано с созданием перспективных Вооруженных Сил, являющихся основным потребителем его продукции. Поэтому Минобороны принимает активное участие в мероприятиях по сохранению и развитию ОПК.

роект государственной программы вооружения, подготовленный при ведущей роли Минобороны России, нацелен на качественную модернизацию оборонной промышленности и развитие современных технологий.

Федеральные целевые программы, выполняемые предприятиями ОПК, разработаны с участием Минобороны и направлены на инновационное развитие производственных возможностей оборонно-промышленного комплекса.

Подведомственная Минобороны России Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству работает в направлении развития экспортного потенциала оборонно-промышленного комплекса, укрепляя его технологическую базу.

Антимонопольная политика Министерства обороны направлена на совершенствование структуры ОПК и задействование в максимальной степени рыночных механизмов саморегуляции.

Важную роль играют финансовые средства, направляемые Министерством обороны на разработку и закупку современных вооружений. За последние пять лет объём государственного оборонного заказа увеличился почти в 2,5 раза. Оборонным предприятиям в 2009 г. была оказана государственная поддержка, составившая 93 млрд руб.

Решился вопрос авансирования работ, выполняемых предприятиями по государственному оборонному заказу. Законодательно установлено, что сумма аванса должна составлять 80 процентов от суммы контракта.

В результате этого общий объем промышленной продукции оборонно-промышленного комплекса в 2009 г. увеличился по сравнению с 2008 г. на 4,1 процента, а военной продукции — на 13 процентов, что и обеспечило общие положительные показатели деятельности оборонных предприятий.

В 2010 г. в рамках государственной поддержки организациям оборонно-промышленного комплекса предусмотрены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным ими в 2008-2009 гг. в российских кредитных организациях и в госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности».

Кто и как размещает гособоронзаказ?

В целях безусловного выполнения требований Президента Российской Федерации по повышению уровня технического оснащения Вооруженных Сил, а также централизации системы закупок вооружения, военной и специальной техники в Министерстве обороны создана Единая система заказов вооружения, военной и специальной техники.

В результате структурного и административного объединения системы заказов определена единая ответственность в военно-технической области. Одним из направлений при этом является обеспечение прозрачности заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии с решением Президента Российской Федерации создано Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, основной задачей которого является размещение гособоронзаказа.

В условиях сокращения бюджетных ассигнований были приняты меры по максимальному исключению из гособоронзаказа номенклатуры, не относящейся к вооружению, военной и специальной технике, и взят курс на внедрение результатов инициативных разработок. Решения по открытию новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ является результатом работы нескольких внутриведомственных структур и окончательно принимаются лично министром обороны РФ.

Право заключения государственных контрактов предоставлено только первым лицам Минобороны России.

Эти и многие другие принятые меры призваны способствовать улучшению ситуации в сфере размещения, исполнения и финансирования госзакупок и исключению «коррупционных ловушек».

Что касается выдвигаемых порой предложений по рассекречиванию большинства статей военного бюджета, то эти вопросы лежат в области действия закона Российской Федерации о государственной тайне.

Идет получение информации...

Прошел под руководством президента РФ Владимира Путина в Национальном центре обороны. В ходе совещания замминистра обороны Юрий Борисов доложил Верховному Главнокомандующему о том, какую технику получили войска в 2015 году.

Борисов отметил, что уровень оснащенности Вооруженных сил РФ новыми образцами вооружения и техники по результатам выполнения гособоронзаказа (ГОЗ) 2015 года достиг 47,2%.

Военно-морской флот

"В 2015 году на предприятиях промышленности принято и поставлено в войска новых и отремонтированных образцов в интересах Военно-морского флота: четыре боевых корабля, четыре подводные лодки, 52 корабля и судна вспомогательного назначения, два береговых ракетных комплекса "Бастион", 27 самолетов морской авиации, 45 единиц ракетно-артиллерийского вооружения", - сказал Борисов в ходе единого дня приемки.

Ранее начальник управления кораблестроения ВМФ России Владимир Тряпичников отмечал, что в 2015 году флот получил практически все запланированные корабли и суда. По его словам, в 2016 году военные рассчитывают принять 42 надводных корабля, катера и судна обеспечения и заложить еще 15 боевых кораблей и судов.

Ракетные войска стратегического назначения

"В 2015 году на предприятиях промышленности принято и поставлено в войска новых и отремонтированных образцов в интересах Ракетных войск стратегического назначения: 21 баллистическая ракета стратегического назначения, 386 агрегатов и составных частей подвижных и стационарных ракетных комплексов", - сказал Борисов в ходе единого дня приемки военной продукции.

По его словам, вся техника выдержала испытания и поступила в эксплуатирующие организации для оснащения и подготовки личного состава.

Командир 42-й ракетной дивизии генерал-майор Эдуард Старовойтенко, в свою очередь, доложил, что план поставки вооружения и военной техники на 2015 год в эту дивизию выполнен в полном объеме и в установленные сроки.

"В декабре 2015 года два ракетных полка, оснащенных ракетным комплексом мобильного базирования "Ярс", после проведения мероприятий по вводу в эксплуатацию и приведению в готовность к боевому применению заступили на боевое дежурство", - сообщил он. По его словам, сейчас в соединении вводят в эксплуатацию агрегаты ракетного комплекса "Ярс" очередного ракетного полка.

Ранее министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщал, что стратегические ядерные силы России в 2015 году получили в общей сложности 35 межконтинентальных баллистических ракет.

Также ранее сообщалось, что в 2016 году пять полков РВСН получат на вооружение 20 новых межконтинентальных баллистических ракет "Ярс". По итогам 2015 года доля современных ракетных комплексов в РВСН достигла 56%, довести ее до 100% планируется к 2022 году.

Воздушно-космические силы

"В 2015 году на предприятиях промышленности принято и поставлено в войска новых и отремонтированных образцов в интересах Воздушно-космических сил: более 230 самолетов, 158 вертолетов, 191 радиолокационная станция, четыре дивизионных комплекта зенитно-ракетной системы С-400, более 35 тысяч авиационных средств поражения, 9 единиц средств выведения и космических аппаратов", - перечислил Борисов в ходе доклада президенту РФ.

Кроме того, было произведено семь запусков ракет-носителей, на орбиту выведено восемь космических аппаратов военного назначения, добавил замминистра обороны. "Вся техника выдержала испытания и поступила в эксплуатирующие организации для оснащения и подготовки личного состава", - заключил Борисов.

Воздушно-десантные войска

"В 2015 году на предприятиях промышленности принято и поставлено в войска новых и отремонтированных образцов в интересах Воздушно-десантных войск: 114 единиц бронетанкового вооружения и техники, два дивизионных комплекта зенитно-ракетного комплекса "Верба", 11 тысяч средств десантирования", - сказал Борисов.

В декабре прошлого года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщал, что доля современного оружия и техники в Воздушно-десантных войсках достигла 41%. Ранее сообщалось, что ВДВ России в 2016 году планируют получить около 140 боевых машин десанта и порядка 90 бронетранспортеров.

Сухопутные войска

"В 2015 году на предприятиях промышленности принято и поставлено в войска новых и отремонтированных образцов в интересах Сухопутных войск: более тысячи единиц бронетанкового вооружения и техники, 300 единиц зенитно-ракетных комплексов и систем, более 3,4 тысячи единиц автомобильной техники", - сказал Борисов в ходе единого дня приемки военной продукции.

Также в Сухопутные войска поступило около 22 тысяч единиц средств связи, более 650 комплексов радиоэлектронной борьбы и два бригадных комплекта оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер", перечислил замминистра.

"Вся техника выдержала испытания и поступила в эксплуатирующие организации для оснащения и подготовки личного состава", - заключил Борисов.

О гособоронзаказе-2015

"Выполнение гособоронзаказа 2015 года по поставке новых образцов на 1 января 2016 года составило 97%, а в настоящий момент с учетом догоночных графиков - 98%. Это один из самых высоких показателей за прошедшие годы", - сказал Борисов в ходе единого дня приемки военной продукции.

По его словам, в 2015 году в полном объеме выполнены планы поставок зенитных ракетных систем и комплексов, ракетных комплексов Сухопутных войск, стратегических средств, самолетов истребительной и штурмовой авиации, вертолетов, многоцелевых подводных лодок, бронетанкового, ракетно-артиллерийского и другого вооружения.

Борисов рассказал, что выполнение гособоронзаказа по ремонту военной техники за 2015 год превысило 95%. "Планы ремонта полностью выполнены по средствам РЭБ (радиоэлектронной борьбы), технике войск РХБЗ (радиационной, химической и бактериологической защиты), ракетному и торпедному вооружению. Выполнение плана гособоронзаказа-2015 на 1 января 2016 года составило более 90%, а в настоящий момент показатель достиг уровня 95,5%", - сказал замминистра.

Он также отметил, что подавляющее число предприятий добросовестно выполнили обязательства по гособоронзаказу.

Борисов также заверил, что гособоронзаказ 2016 года будет выполнен "в установленные сроки и с надлежащим качеством". По его словам, особое внимание будет уделено качеству поступающего в войска вооружения и военной техники.

О гособоронзаказе-2016

Российские военные в рамках реализации гособоронзаказа 2016 года получили уже 20 самолетов и вертолетов, а также дивизионный комплект зенитного ракетного комплекса "Тор-М2У" , доложил президенту РФ замминистра обороны.

"Набранные темпы производства и заключение длительных многолетних контрактов уже сегодня позволяют подвести предварительные итоги выполнения заданий в первом квартале 2016 года. У предприятий промышленности приняты сторожевой корабль "Адмирал Григорович" , пять самолетов, 15 вертолетов", - сказал Борисов.

Кроме того, по его словам, военные получили радиолокационную станцию "Небо-У" , 22 единицы бронетанкового вооружения и техники, 54 единицы ракетно-артиллерийского вооружения.

Также 7 февраля стартовавшая с военного космодрома Плесецк ракета "Союз-2.1б" вывела на орбиту спутник двойного назначения "Глонасс-М" , напомнил замминистра.

11 марта на фрегате "Адмирал Григорович", который является головным представителем серии кораблей проекта 11356 для Черноморского флота, был торжественно поднят Андреевский флаг . Ожидается, что до конца 2016 года военным будут переданы еще два фрегата этого типа - "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров".

О срыве поставок гособоронзаказа-2015

"Несмотря на положительную в целом динамику выполнения ГОЗ-2015, остаются невыполненными ряд государственных контрактов. Так, в установленные сроки не поставлены 15 самолетов, восемь кораблей, 17 единиц средств связи и автоматизированных систем управления, три ракеты-носителя "Рокот" и один разгонный блок "Бриз", 253 ракеты различного назначения, 240 единиц бронетанкового вооружения и техники", - перечислил Борисов в ходе единого дня приемки военной продукции.

В качестве причин срыва сроков замглавы военного ведомства указал слабую организацию головным исполнителем работы по кооперации, низкий уровень планирования загрузки производственных мощностей и привлечения трудовых ресурсов, прекращение производства комплектующих, утрату отдельных технологий, нарушение связей в кооперации.

"По всем сорванным государственным контрактам составлены "догоночные графики", предприятиям выставлены штрафные санкции, работы взяты на особый контроль", - заверил замминистра.

Об ограничении поставок из стран НАТО, ЕС и Украины

"Ограничения по поставке комплектующих изделий украинского производства, стран НАТО и Евросоюза существенным образом не повлияли на выполнение госзаказа 2015 года", - сказал Борисов в ходе единого дня приемки военной продукции. Он отметил, что подробно вопросы импортозамещения будут рассмотрены в апреле в рамках оперативного совещания Совета безопасности России.

Больше половины бюджета Министерства обороны (1,74 трлн рублей) в 2015 году пойдёт на закупку военной техники. Однако вопрос о возможных изменениях бюджета всё ещё не закрыт. Некоторые эксперты опасаются, что потенциальный секвестр военных расходов может серьёзно отразиться на процессе перевооружения. Однако депутат Государственной думы Владимир Гутенев уверен, что финансирование закупок военной техники продолжится в запланированном объёме, так как заключённые контракты базировались на прежних валютных курсах.

  • РИА Новости

В 2015 году Министерство обороны РФ потратит на государственную программу вооружения 52,7% своего бюджета (1,74 трлн рублей). Всего же на оборонные расходы в наступающем году планируется потратить 3,3 трлн рублей. Вместе с тем вопрос о возможных изменениях оборонного бюджета ещё не закрыт, окончательное решение по нему будет принято до конца года, сообщила «Известиям» помощник министра экономического развития РФ Елена Лашкина.

Планируется, что в следующем году Вооружённые силы РФ возобновят закупку БМП-3, поставки которого были приостановлены несколько лет назад экс-министром обороны Анатолием Сердюковым. Кроме того, в распоряжение Сухопутных войск поступят БТР-82А и модернизированные танки Т-72Б3. Ракетные соединения Южного и Восточного военных округов ожидают два комплекса «Искандер-М».

Кроме того, к концу 2015 года завершатся опытно-конструкторские работы по созданию образцов бронетанкового вооружения, в том числе танка и БМП на базе унифицированной межвидовой тяжелой гусеничной платформы «Армата», а также БМП «Курганец-25» и БТР «Бумеранг». В соответствии с планами Минобороны продолжится переоснащение военной техники в ВВС. Так, в войска поступят радиолокационные комплексы «Небо-М», «Сопка», «Гамма», зенитные ракетные системы С-400 и зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С».

Поставки военной техники ожидаются и в ВМС. Так, в состав Черноморского флота войдут сторожевые корабли и подводные лодки проекта 636. По планам оборонного ведомства, в ближайшие 2 года туда поступят 6 кораблей и лодок этого типа.

Между тем некоторые эксперты опасаются, что потенциальный секвестр военных расходов может серьёзно отразиться на процессе перевооружения. В связи с этим директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов убеждён, что по некоторым позициям расходы на авиацию можно снизить. «Вполне можно отодвинуть на более отдаленное будущее, например, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации. - ), а уж тем более развертывание его серийного производства», - отметил он.

Тем не менее первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев заявил, что секвестирования бюджета не произойдёт. «Я уверен, что программы, в том числе по модернизации производств, будут дофинансированы, поскольку ранее заключенные контракты базировались на прежних валютных курсах», - заявил депутат. Он считает, что в случае замораживания ранее проинвестированных денег РФ получит долгострой - средства вложены, а отдачи нет.