Как проводятся проверки прокуратурой. Основания и методика проведения прокурорских проверок исполнения законов на предприятиях


Прокуратура – это орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов во всех сферах общественной жизни. Прокуратора имеет самые обширные полномочия среди всех представителей власти, не считая правоохранительных органов. Поэтому если тот или иной госорган хочет проверить предпринимателя, он нередко действует в тандеме с прокуратурой, дабы задействовать широкий спектр ее полномочий в своих целях.

Прокуратура также может прийти к предпринимателю по своей инициативе в случае плановой проверки или проводя проверку по жалобе гражданина или иного лица.

Первые проводятся, если в прокуратуре запланировано, к примеру, на апрель проверить соблюдение предпринимателями трудового законодательства, а на май – деятельность предприятий строительной отрасли.

Кроме того, прокуратура уполномочена формировать ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых различными государственными надзорными органами.

Перечень организаций, в отношении которых запланировано проведение проверки в текущем году, является публичным. Проверить информацию относительно своей организации можно в соответствующем сервисе на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

Напомню, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ " ").

Что касается внеплановых проверок, то жалоба может поступить от вашего конкурента, недовольного потребителя или иного недоброжелателя.

По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году 66% проверок носили именно внеплановый характер.

Если на пороге вашей организации появилось лицо с прокурорским служебным удостоверением, будет полезно знать следующее.

  • беспрепятственно входить на территории и в помещения любых коммерческих и некоммерческих организаций;
  • требовать от руководителей и сотрудников организаций представления документов, материалов и иных данных;
  • требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • требовать проведения ревизий деятельности подконтрольных организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законодательства;
  • инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности (если прокурор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, к примеру, налоговые, он обязан уведомить о них налоговую инспекцию, которая в свою очередь предпримет свои меры реагирования).

Прокурор не имеет права:

  • вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации;
  • истребовать излишние материалы, документы и сведения, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место;
  • возлагать на организации обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы.

Предприниматель (руководитель организации) обязан:

  • безусловно исполнить требования прокурора в установленный им срок;
  • безвозмездно предоставить всю требуемую прокурором информацию (справки, документы и их копии).

Последствия неподчинения требованиям прокурора

Умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток ().

Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев ().

Краткий порядок действий при появлении прокурора (его заместителя или помощника) в вашем офисе

Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал юридическое сопровождение проводимой проверки.

Попросите должностное лицо органа прокуратуры предъявить служебное удостоверение и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий основания проведения проверки. В случае отказа в предъявлении подтверждающего проверку документа, официально запросите этот документ у прокуратуры, ведь согласно Приказу Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 " " прокурорский надзор осуществляется гласно, что означает, что вам должна быть доступна вся информация, касающейся вашей проверки. Подобные запросы прокуратура рассматривает в течение 15 дней. После получения запрошенного документа на нем можно основывать те или иные жалобы на действия прокурора.

Желательно организовать видео- или аудио-запись процесса прокурорской проверки.

Если прокурор требует представления документов, не относящихся к предмету проверки, вы можете предоставить эти документы, и в последствии обжаловать неправомерные действия прокурора через суд, либо отказать в предоставлении указанных документов, и в случае возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном , доказывать неправомерность требований прокурора в суде. Если суд установит факт существования нарушения со стороны прокурора, решение суда можно будет впоследствии использовать в другом судебном процессе, например при обжаловании представления прокурора.

Если прокурор обращается к вам с абстрактным требованием представления "всех документов", вы можете отказать в нем до получения конкретного перечня требуемых для проверки документов, зафиксировав ваш отказ в письменной форме с обоснованием причин и уведомлением о готовности предоставить документы после определения конкретного круга, либо как в предыдущем случае, вы можете удовлетворить требования прокурора и далее подготовить жалобу на его незаконные действия.

Давать прокурору объяснения по обстоятельствам, относящимся к предмету проверки, лучше после консультации с юристом.

Передавайте документы прокурору только по описи.

В случае невозможности представления запрашиваемых документов письменно проинформируйте прокурора о причинах, препятствующих исполнить его требования, и сроках, в которые документы могут быть вами предоставлены.

Если до вас не дошли результаты проверки, воспользуйтесь своим правом – обратитесь в прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки.

Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы согласны с выявленными им нарушениями, устраните их в указанный в представлении срок, обязательно уведомив об этом событии прокурора в течение 30 календарных дней.

Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы не согласны с выявленными им нарушениями, вы можете обратиться с жалобой в суд. Срок на обжалование составляет три месяца со дня, когда проверяемому стало известно о нарушении его прав. Можно попробовать обжаловать представление вышестоящему прокурору, но в этом случае существует риск пропустить срок на обращение в суд, поэтому лучше сразу обращаться в органы судебной власти.

По данным Генпрокуратуры РФ в 2015 году в прокуратуру поступило 4 412 370 жалоб, в ходе прокурорских проверок выявлено 5 141 906 случаев нарушений закона, из них 1 171 530 нарушений в сфере экономики. К дисциплинарной ответственности за нарушение закона в экономической сфере привлечено 163 692 лица, к административной ответственности – 55 839 лиц, возбуждено 7800 уголовных дел. Следование приведенным в статье инструкциям поможет вам не попасть в статистику органов прокуратуры.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой Роспотребнадзором, и рассмотрю наиболее уязвимые места предпринимателей в части соблюдения требований законодательства в области защиты прав потребителей, продажи товаров, санитарии и эпидемиологии.

В середине февраля 2015 года КС РФ признал неконституционными ряд норм Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в части порядка проведения проверок НКО. Например, подчеркивается, что наделение прокуроров широкими полномочиями в сфере проведения проверок в отсутствие нормативно закрепленной процедуры их проведения создает препятствия для нормальной деятельности проверяемых организаций. В связи с этим Суд считает необходимым законодательно определить предельные сроки проведения прокурорских проверок и сроки исполнения требований прокурора проверяемыми организациями.

В целях совершенствования прокурорского надзора с учетом указанной правовой позиции КС РФ приказом Генеральной прокуратуры РФ от 28 мая 2015 г. № 265 урегулирован порядок проведения прокурорских проверок в части соблюдения органами и организациями законов РФ на период до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты.

В частности, прокурорам при организации и осуществлении надзора за исполнением законов предписано исходить из принципа разумности при определении органу (организации) срока предоставления по требованию прокурора статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий. Установление срока исполнения требования прокурора менее чем в один день допускается в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, ЧС природного и техногенного характера.

Кроме того, при организации и проведении проверок соблюдения Конституции РФ и исполнения российских законов решение о проведении проверки необходимо доводить до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа или организации не позднее дня начала проверки. Сам срок проверки при этом не должен превышать 20 рабочих дней (этот срок может быть продлен по решению прокурора или его заместителя один раз не более чем на 20 рабочих дней, а принять решение о последующем продлении срока может только вышестоящий прокурор или его заместитель). О продлении (приостановлении, возобновлении) срока проверки уведомляется руководитель или уполномоченный представитель проверяемого органа (организации). Также руководители или уполномоченные представители могут ознакомиться с актом проверки в течение 10 дней после ее завершения.

Что касается органа или организации, осуществляющих свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, то срок проведения проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению такого органа или организации.

Также прокурорам предписано последовательно добиваться от проверяемых органов и организаций своевременного предоставления статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий, а также исполнения изложенных в актах прокурорского реагирования требований. В каждом случае неисполнения законных требований прокурора виновные лица должны быть привлечены к ответственности.

Прокурорская проверка: боевая готовность № 1

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Прокуратура – это орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов во всех сферах общественной жизни. Прокуратора имеет самые обширные полномочия среди всех представителей власти, не считая правоохранительных органов. Поэтому если тот или иной госорган хочет проверить предпринимателя, он нередко действует в тандеме с прокуратурой, дабы задействовать широкий спектр ее полномочий в своих целях.

Прокуратура также может прийти к предпринимателю по своей инициативе в случае плановой проверки или проводя проверку по жалобе гражданина или иного лица.

Первые проводятся, если в прокуратуре запланировано, к примеру, на апрель проверить соблюдение предпринимателями трудового законодательства, а на май – деятельность предприятий строительной отрасли.

Кроме того, прокуратура уполномочена формировать ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых различными государственными надзорными органами.

Перечень организаций, в отношении которых запланировано проведение проверки в текущем году, является публичным. Проверить информацию относительно своей организации можно в соответствующем сервисе на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

Напомню, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Что касается внеплановых проверок, то жалоба может поступить от вашего конкурента, недовольного потребителя или иного недоброжелателя.

По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году 66% проверок носили именно внеплановый характер.

Если на пороге вашей организации появилось лицо с прокурорским служебным удостоверением, будет полезно знать следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор имеет право:

  • беспрепятственно входить на территории и в помещения любых коммерческих и некоммерческих организаций;
  • требовать от руководителей и сотрудников организаций представления документов, материалов и иных данных;
  • требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • требовать проведения ревизий деятельности подконтрольных организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законодательства;
  • инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности (если прокурор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, к примеру, налоговые, он обязан уведомить о них налоговую инспекцию, которая в свою очередь предпримет свои меры реагирования).

Прокурор не имеет права:

  • вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации;
  • истребовать излишние материалы, документы и сведения, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место;
  • возлагать на организации обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы.
  • Предприниматель (руководитель организации) обязан:

    • безусловно исполнить требования прокурора в установленный им срок;
    • безвозмездно предоставить всю требуемую прокурором информацию (справки, документы и их копии).
    • Последствия неподчинения требованиям прокурора

      Умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 17.7 КоАП РФ).

      Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 2 ст. 294 УК РФ).

      Краткий порядок действий при появлении прокурора (его заместителя или помощника) в вашем офисе

      Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал юридическое сопровождение проводимой проверки.

      Попросите должностное лицо органа прокуратуры предъявить служебное удостоверение и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий основания проведения проверки. В случае отказа в предъявлении подтверждающего проверку документа, официально запросите этот документ у прокуратуры, ведь согласно Приказу Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорский надзор осуществляется гласно, что означает, что вам должна быть доступна вся информация, касающейся вашей проверки. Подобные запросы прокуратура рассматривает в течение 15 дней. После получения запрошенного документа на нем можно основывать те или иные жалобы на действия прокурора.

      Желательно организовать видео- или аудио-запись процесса прокурорской проверки.

      Если прокурор требует представления документов, не относящихся к предмету проверки, вы можете предоставить эти документы, и в последствии обжаловать неправомерные действия прокурора через суд, либо отказать в предоставлении указанных документов, и в случае возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, доказывать неправомерность требований прокурора в суде. Если суд установит факт существования нарушения со стороны прокурора, решение суда можно будет впоследствии использовать в другом судебном процессе, например при обжаловании представления прокурора.

      Если прокурор обращается к вам с абстрактным требованием представления «всех документов», вы можете отказать в нем до получения конкретного перечня требуемых для проверки документов, зафиксировав ваш отказ в письменной форме с обоснованием причин и уведомлением о готовности предоставить документы после определения конкретного круга, либо как в предыдущем случае, вы можете удовлетворить требования прокурора и далее подготовить жалобу на его незаконные действия.

      Давать прокурору объяснения по обстоятельствам, относящимся к предмету проверки, лучше после консультации с юристом.

      Передавайте документы прокурору только по описи.

      В случае невозможности представления запрашиваемых документов письменно проинформируйте прокурора о причинах, препятствующих исполнить его требования, и сроках, в которые документы могут быть вами предоставлены.

      Если до вас не дошли результаты проверки, воспользуйтесь своим правом – обратитесь в прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки.

      Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы согласны с выявленными им нарушениями, устраните их в указанный в представлении срок, обязательно уведомив об этом событии прокурора в течение 30 календарных дней.

      Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы не согласны с выявленными им нарушениями, вы можете обратиться с жалобой в суд. Срок на обжалование составляет три месяца со дня, когда проверяемому стало известно о нарушении его прав. Можно попробовать обжаловать представление вышестоящему прокурору, но в этом случае существует риск пропустить срок на обращение в суд, поэтому лучше сразу обращаться в органы судебной власти.

      Заявление о предоставлении проверяемому лицу перечня документов для проведения прокурорской проверки

      Заявление об отсрочке представления документов по требованию прокуратуры

      По данным Генпрокуратуры РФ в 2015 году в прокуратуру поступило 4 412 370 жалоб, в ходе прокурорских проверок выявлено 5 141 906 случаев нарушений закона, из них 1 171 530 нарушений в сфере экономики. К дисциплинарной ответственности за нарушение закона в экономической сфере привлечено 163 692 лица, к административной ответственности – 55 839 лиц, возбуждено 7800 уголовных дел. Следование приведенным в статье инструкциям поможет вам не попасть в статистику органов прокуратуры.

      В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой Роспотребнадзором, и рассмотрю наиболее уязвимые места предпринимателей в части соблюдения требований законодательства в области защиты прав потребителей, продажи товаров, санитарии и эпидемиологии.

      Прокурорские проверки ограничили

      С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

      Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

      Кого это касается?

      Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.

      Управа на прокурора 👮

      Как было раньше?

      У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

      Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

      Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.

      Что изменилось?

      Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона - за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии - в течение суток.

      Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить - нет.

      Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.

      Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя - Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.

      Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

      Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут - можно продолжить работу.

      Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.

      Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?

      Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.

      Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.

      Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?

      Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.

      Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.

      Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.

      journal.tinkoff.ru

      Прокуратура Оренбургской области

      Новые правила проведения проверок

      1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 ? 242-ФЗ?О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля?.

      Данным Законом внесены изменения в 69 законодательных актов. Это Федеральный закон от 26.12.2008 ? 294-ФЗ?О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля?, а также принятые в разное время законы Российской Федерации и федеральные законы?О защите прав потребителей?, ?Об образовании?, ?О ветеринарии?, ?О пожарной безопасности?, ?О безопасности дорожного движения?, ?О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения? и другие законы, определяющие порядок осуществления контроля в конкретных сферах.

      Изменения направлены на унификацию нормативных актов, регламентирующих деятельность множества контролирующих органов, на совершенствование системы государственного и муниципального контроля, а в конечном итоге — на повышение эффективности контроля в целях защиты прав граждан, юридических лиц и предпринимателей, интересов государства и общества.

      Новые положения о порядке организации и проведения плановых и внеплановых проверочных мероприятий включены практически в каждое направление государственного и муниципального контроля.

      Законом уточнены определения понятий федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

      Предусмотрена возможность передачи полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля в отдельных сферах деятельности органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также возможность передачи полномочий субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности органам местного самоуправления.

      В отличие от действовавших ранее правил новым Законом, в частности, предусмотрено проведение внеплановых выездных проверок без предварительного уведомления хозяйствующего субъекта о факте проведения проверки в случаях, когда для достижения целей и задач проверки необходимо оперативное проведение контрольных мероприятий (например, при осуществлении государственного миграционного надзора, контроля в сфере промышленной и транспортной безопасности).

      Должностные лица органов пожарного надзора могут посетить предприятие без предупреждения с внеплановой проверкой на основании поступившей жалобы или информации о нарушениях.

      Расширен перечень оснований для проведения внеплановых проверок соблюдения миграционного законодательства, причем при выявлении факта возможного нарушения предупреждение проверяемого лица о грядущей внеплановой проверке не допускается. Продолжительность проводимых миграционной службой проверок в настоящее время не зависит от численности работников проверяемого лица.

      Увеличена предельная продолжительность проведения отдельных видов проверок. Сроки проведения проверок органами Ростехнадзора могут достигать 30-50 рабочих дней.

      Расширен перечень видов деятельности, проверяемых в плановом порядке чаще, чем один раз в три года.

      Плановые проверки устанавливаемых и применяемых субъектами естественных монополий регулируемых цен (тарифов), проверки соблюдения требований ядерной, радиационной, промышленной безопасности, проверки соблюдения законодательства о миграции и некоторые другие виды проверок по новому Закону могут проводиться ежегодно.

      В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, отдельные объекты атомной энергии, гидротехнические сооружения, с 1 января 2012 года может быть установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

      Этот режим предусматривает постоянное пребывание уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение ими мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности на таких объектах.

      Порядок установления режима постоянного государственного надзора и его осуществления устанавливается Правительством Российской Федерации.

      Еще более расширены полномочия инспекторов труда, которые и до вступления в силу Федерального закона? 242-ФЗ имели право на основании статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц.

      Инспекции труда предоставлено право на проведение внеплановой проверки по информации о нарушении работодателем трудового законодательства немедленно и без предварительного согласования с прокуратурой.

      Неплановая проверка без предварительного уведомления работодателя может быть назначена и на основании запроса работника о проведении контроля условий и охраны труда на его рабочем месте, а также в случае обращения работника о нарушении его трудовых прав.

      Кроме того, с 1 августа 2011 года в дополнение к государственному контролю в сфере труда введен ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 353.1).

      Согласно изменениям, внесенным в часть 2 статьи 10 Федерального закона? 294-ФЗ от 26.12.2008, перечень оснований для проведения внеплановой проверки расширен. Теперь контролирующие органы обязаны проводить внеплановые проверки и по требованию прокурора.

      В Закон РФ?О защите прав потребителей? введена норма, конкретизирующая полномочия общественных организаций, осуществляющих общественный контроль в сфере защиты прав потребителей: представителям общественных объединений при осуществлении общественного контроля запрещается требовать от изготовителей, исполнителей, продавцов представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.

      Внесены изменения и дополнения в законодательные акты, определяющие порядок организации и осуществления муниципального контроля.

      Федеральный закон от 06.10.2003 ? 131-ФЗ?Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации? дополнен статьей 17.1, согласно которой органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.

      Частью 2 этой статьи установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона? 294-ФЗ?О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля?.

      Согласно новой редакции пункта 4 статьи 2 этого Закона под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.

      Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

      Новым Законом в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 19.4.1., предусматривающая ответственность в виде штрафа в размере до 100 000 рублей за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора).

      Имеет ли право прокуратура проводить проверку без уведомления

      С 01.01.2017 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» существенно меняющие подход к организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

      В частности, расширены права органов контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уклоняющихся от проведения выездных проверок.

      Проводимый прокуратурой области мониторинг свидетельствует о том, что имеют место случаи, когда плановую выездную проверку орган контроля не может провести в связи с отсутствием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по месту нахождения (месту осуществления деятельности). В 2016 году с такими ситуациями сталкивались Управление Роспотребнадзора по Ивановской области и Государственная инспекция труда в Ивановской области.

      В ряде случаев должностные лица органов контроля не могут начать проверку, поскольку уведомленные надлежащим образом уполномоченные лица организации либо индивидуальный предприниматель не являются.

      В целях исключения подобных фактов, а также иных фактов воспрепятствования деятельности контролеров в статью 12 Федерального закона № 294-ФЗ включены нормы, предусматривающие порядок действий в должностных лиц органов контроля в подобных случаях.

      Так, в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным

      в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица,

      в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем,

      в связи иными действиями (бездействием) повлекшими невозможность проведения проверки,

      должностное лицо органа контроля (надзора) составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки.

      В течение трех месяцев со дня составления такого акта орган контроля (надзора) вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления Постановление о субсидии 2014 Постановление о субсидии 2014 - Предоставление субсидий - Субсидия на поддержку рынка труда Субсидия на поддержку рынка труда По вопросам предоставления субсидий обращайтесь в ГКУКО […]

    • По собственному желанию: 10 шагов при оформлении увольнения работника по его инициативе Самый распространенный способ увольнения – расторжение трудового договора по инициативе работника. […]
    • Сроки хранения документов по охране труда. Автор: Irena. 17 Фев 2011 в 21:12 Из Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных […]
    • Претензия по договору купли-продажи Претензия по договору купли-продажи становится нужна, когда возникают проблемы по правоотношениям, связанным с приобретением товаров в собственность. На […]

    Это не сложно. Есть два способа.

    Способ первый – узнать заранее. Подходит для тех, кто не любит неизвестности и все предпочитает планировать заранее.

    Заходим на сайт Генеральной прокуратуры РФ: http://www.genproc.gov.ru/

    Крутим колесо «мыши» и спускаемся по странице вниз:

    Нажимаем на кнопку «Сводный план проверок субъектов предпринимательства» и оказываемся на следующей странице:

    Жмем «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2012 год» и переходим в следующий раздел:

    Вводим в соответствующие поля данные своей организации.
    Достаточно ввести только идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Наименование контролирующего органа вводить бессмысленно – все равно система выдаст абсолютно все виды проверок, запланированные различными надзорными органами. Если не вводить период проверок, то система выдаст результаты поиска за весь год. Выбирать регион имеет смысл только если организация имеет развитую филиальную сеть в различных субъектах Российской Федерации.

    Введем, например, вот такие данные:

    И узнаем, что проверка ОАО «АвтоВАЗ» Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Самарской области, продолжительностью 20 рабочих дней, запланирована с 29.04.2012 г.

    Заодно увидим, что одновременно с проверкой ОАО «АвтоВАЗ» органом ГПН будут проводиться проверки того же объекта Росприроднадзором и Роспотребнадзором. А также проверки трех различных объектов ОАО «АвтоВАЗ», расположенных на территории Шигонского района Самарской области, Комитетом по управлению муниципальным имуществом одноименного муниципального района, в котором не знают как правильно пишется наименование проверяемой организации.

    Есть еще два пути получить ту же информацию:

    1. На официальном сайте МЧС России: Деятельность > Планы и результаты проведения плановых проверок > Планы проведения плановых проверок на 2012 год > Наименование территориального органа (Регионального центра) МЧС России: http://www.mchs.gov.ru/activities/?ID=703877 . В результате будет скачан архив файлов MS Excel, с графиками проверок по каждой области, входящей в состав соответствующего федерального округа.

    2. На сайте Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Например, для Самарской области – на сайте Главного управления МЧС России по Самарской области (http://www.63.mchs.gov.ru/): Направления деятельности > Планы и результаты проведения плановых проверок > План проведения плановых проверок. В результате будет скачан архив с файлом MS Excel План плановых проверок на 2012 год.xls. В частности, по Самарской области на 2012 год запланированы проверки 5 375 объектов.

    В этом случае Вы дополнительно узнаете:
    — перечень и адреса всех объектов, подлежащих проверке,
    — цель проведения проверки (проверка соблюдения требований пожарной безопасности, либо в области ГО и ЧС, либо – и то и другое);
    — основание для проведения проверки;
    — вид проверки (документарная или выездная).

    И еще: если данные трех источников расходятся, то верить следует Генеральной прокуратуре РФ.

    Способ второй – Вам сообщат, незадолго до того, как. Подходит для тех, кто любит сюрпризы.

    О проведении плановой (документарной и выездной) орган государственного пожарного надзора обязан уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения органа ГПН о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
    Под «не позднее чем в течение трех рабочих дней» чаще всего понимается «не позднее чем, за три рабочих дня».

    Органы прокуратуры РФ ведут надзор за соблюдением законности при проверках субъектов предпринимательства различными контролирующими органами. Ежегодно формируемый и утверждаемый прокуратурой план проверок, составляется по данным надзорных органов субъектов РФ (Роспотребнадзора, Гострудинспекции, ГУ МЧС, Росздравнадзора, департамента образования и т.п.). О том, как происходит формирование ежегодного «проверочного» плана предпринимателей и фирм, и кого он коснется в 2018 году, расскажем в этой статье.

    Сводный план проверок прокуратуры на 2018 год

    До 1 сентября каждого года региональные органы надзора составляют планы проверок хозсубъектов своего региона и направляют их в прокуратуру региона для согласования. Задача прокуратуры – проверить, соответствуют ли представленные проекты нормам закона. Если замечаний нет, план проверки возвращается обратно контролирующему органу, который его утверждает и в срок до 1 ноября план снова направляется в прокуратуру уже в окончательном утвержденном виде.

    Причины, по которым прокуратура может отказать в проведении надзорно-контрольных мероприятий, – отсутствие оснований для проверки, несоблюдение сроков периодичности или наличие недостоверных сведений о юрлице или ИП.

    Так, план проверок на 2018 год прокуратура Москвы из почти 8 тысяч заявок утвердила лишь для 6454 предпринимательских субъектов. Прокуратура Ставропольского края план проверок на 2018 г. одобрила, включив в него 6897 предложений о проверках органами госконтроля, и отклонив 688 по причине нарушения законности.

    Более чем на 300 заявок по причине их необоснованности сократила прокуратура Республики Карелия план проверок на 2018 г. После «отсеивания» 473 неправомерных заявок, утвержденный прокуратурой Ивановской области, план проверок на 2018 г. включает 1904 мероприятия. Башпрокуратура из сводного плана проверок на 2018 год исключила по тем же причинам более 450 заявок, а план проверок на 2018 год прокуратура Мордовии сократила на 651, оставив 1600 планируемых мероприятий.

    Для кого утвердила Генпрокуратура план проверок

    В ходе плановых проверок субъектов бизнеса различными органами контроля проверяется:

    • соблюдение обязательных требований законодательства организациями и ИП,
    • соответствие сведений из уведомлений о начале деятельности по конкретному виду предпринимательства положениям закона.

    В принятый Генеральной прокуратурой план проверок не входит информация о проверках органами налогового , таможенного, валютного контроля , о контроле за использованием персональных данных и о соблюдении законодательства о противодействии терроризму.

    Включать в план проверок на 2018 год прокуратура может далеко не всех субъектов предпринимательства: с 01.01.2016 г. по 31.12.2018 г. действует мораторий на плановые проверки всех представителей малого бизнеса, поэтому тех, кто отнесен к этой категории, проверять в 2018 г. не должны (ст. 26.1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

    Кроме того, плановая проверка возможна только в отношении фирм и ИП, с момента регистрации которых прошло не менее 3-х лет. Такой же срок должен пройти со дня окончания предыдущей аналогичной плановой проверки по тому же основанию (неплановые проверки не учитываются). Вновь созданные ИП и организации включаются в «проверочный» план не ранее, чем через 3 года после начала ведения деятельности.

    Из приведенных правил есть и исключения: несмотря на принадлежность к представителям СМП, в план проверок-2018 прокуратура и другие надзорные органы на законном основании вправе включать:

    • «административных нарушителей», в течение последних 3-х лет привлекавшихся к ответственности за грубые правонарушения, либо лишенных лицензии на право своей деятельности;
    • субъектов, чья деятельность относится к так называемым «рисковым» видам и входит в перечень, устанавливаемый Правительством.

    Независимо от приведенных сроков, плановые проверки могут проводиться ежегодно, или раз в 2 года для организаций и ИП, ведущих деятельность в социальной, образовательной сфере и в здравоохранении (Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 в ред. от 20.01.2011).

    Если в план прокурорских проверок на 2018 год ошибочно включен субъект, которого по всем признакам проверять не должны, ему необходимо написать в соответствующий проверяющий госорган заявление об исключении из плана ежегодных проверок (п. 3 ст. 26.1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

    Как узнать, включила ли вас Генпрокуратура в план проверок на 2018 г.

    В соответствии с законом, Прокуратура РФ план проверок на 2018 год после согласования опубликовала на своем официальном сайте 28 декабря 2017 г. Реестр плановых проверок содержит контрольные мероприятия, проводимые надзорными органами в соответствии с законом № 294-ФЗ. В нем указана цель проверки, сроки ее проведения, контролирующий орган, информация о присвоении категории риска той или иной деятельности проверяемых лиц и т.д.

    В 2018 году в целом по России проверки состоятся у 350 тыс. ИП и организаций. Любой субъект предпринимательства может проверить, значится ли он в общем «проверочном» списке. Для этого нужно найти на сайте Генпрокуратуры сводный план проверок на 2018 год, и на ]]> странице специального сервиса ]]> указать информацию о себе (ИНН, наименование, ОГРН, или адрес), а также месяц проверки и название госоргана, ведущего надзор.

    Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" п ри осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

    Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором .

    Таким образом, поводами для прокурорской проверки исполнения законов на предприятиях могут быть:

    Важно! Следует иметь ввиду, что:

    • Каждый случай уникален и индивидуален.
    • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

    Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

      1. обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в какой-либо сфере;
      2. материалы СМИ;
      3. задание вышестоящей прокуратуры;
      4. указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения законодательства в определенной организации, данное подчиненным работникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка);
      5. проведение плановой проверки, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полугодие, в который включена подобная проверка (запланирована на определенный месяц).

    Методика проведения прокурорских проверок исполнения законов на предприятиях

    Об организации проверки

    Эффективность деятельности прокурора по надзору за точным и единообразным исполнением законов целиком зависит от правильной ее организации, которая включает следующие составляющие:

      1. конкретизацию направлений в деятельности прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов;
      2. разграничение полномочий между прокурорами в рамках централизованной системы органов прокуратуры;
      3. надлежащий прием и аналитическую работу с поступающей в органы прокуратуры информацией о нарушениях закона;
      4. планирование работы прокурора;
      5. организацию взаимодействия прокуратуры с контролирующими органами;
      6. собственно прокурорскую проверку.

    В приказе Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина » выделяются основные направления надзорной деятельности:

      • надзор за законностью правовых актов, соблюдением и свобод человека и ,
      • надзор в сфере экономики и экологической безопасности,
      • предупреждение преступных проявлений.

    Другим элементом следует считать предусмотренное ФЗ "О прокуратуре РФ" разграничение полномочий между прокурорами в рамках централизованной системы органов прокуратуры. Например, непосредственный надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями, возложен на Генеральную прокуратуру РФ; республиканскими министерствами, ведомствами и общественными объединениями - на прокуратуры республик; краевыми, областными, автономной области, автономных округов, органами и управления, региональными общественными объединениями - соответственно на прокуратуры краев, областей, автономной области, автономных округов и приравненные к ним специализированные прокуратуры; иными местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями - на другие территориальные и специализированные прокуратуры.

    Надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями осуществляется военными и соответствующими специализированными прокуратурами.

    Прокуратура, осуществляя свою деятельность, ни в коем случае не должна подменять контролирующие государственные органы и должностных лиц. Прокуратура не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных ей объектов. Задача прокуратуры - это надзор за точным и единообразным исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан, интересов , общества и государства.

    Надлежащий прием и аналитическая работа с поступающей в органы прокуратуры информацией о нарушениях закона. О важности организации работы органов прокуратуры в этом направлении свидетельствует приказ Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 200 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации».

    В соответствии с данным приказом работа по рассмотрению обращений и приему граждан является составной частью правозащитной функции прокуратуры. Она в полном объеме подчинена решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка. Генеральный прокурор РФ требует такого подхода к данной работе, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре, к компетенции которой относится решение вопроса.

    В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 04.10.2007 № 158 «О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации» в целях своевременного и надлежащего принятия организационных и надзорных решений органами прокуратуры устанавливается соответствующий порядок представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях, преступлениях и иной обязательной информации.

    Планирование работы прокурора. Содержание планирования в работе органов прокуратуры определено приказом Генерального прокурора РФ от 15.01.2003 № 2, утвердившим регламент Генеральной прокуратуры РФ. Этим Приказом предусмотрено планирование работы на полугодие. Аналогичный подход приемлем и для прокуратур субъектов РФ. Плановые задания составляются на основе информации о состоянии законности на территории, на которую распространяется надзорная деятельность прокуратуры. Эффективность прокурорского надзора во многом зависит от правильного выбора объекта проверки состояния законности.

    Важным моментом является правильная организация взаимодействия прокуратуры с контролирующими органами, которые имеют более многочисленные штаты. Относительно узкая специализация, хорошая техническая оснащенность позволяют контролирующим органам оперативно отслеживать и фиксировать достаточно большой объем информации, представляющей интерес для прокуроров.

    Собственно прокурорская проверка состоит из следующих этапов:

    1) подготовительного , на котором прокурор

      • знакомится с необходимым для проведения проверки законодательством,
      • определяет задачи, состав лиц, средствами которых будет осуществляться проверка,
      • изучает типичные нарушения закона;

    2) собственно проверки , которая реализуется путем использования полномочий, предоставленных прокурору законом. Проверка должна быть организована таким образом, чтобы удалось выявить не только сами нарушения закона, но и условия, которые способствовали этому;

    3) реализации материалов проверки (принимается решение, какое средство правового воздействия следует применить в отношении нарушителей закона - протест, представление, предостережение или постановление);

    4) контроля за исполнением принятых мер по устранению выявленных в ходе проведения прокурорской проверки нарушений закона.

    Выездная проверка

    Проверка организации надзорным ведомством начинается с поступления запроса о необходимости предоставления определенной документации.

    Исходя из того, что проверка со стороны прокуратуры исполнения законодательства представляет собой организационное мероприятие, в котором может быть задействовано большое число лиц, о ее начале, как правило, работники прокуратуры уведомляют руководство организации по телефону заранее.

    Согласование начала проверочных мероприятий в законодательстве не регламентировано, однако просьба руководителя отсрочить приезд прокуратуры на определенное время (скажем, на день или два) в целях исполнения всех требований надзорного органа не будет считаться нарушением и не может рассматриваться как воспрепятствование проведению проверки. Таким образом, дата начала проверочных мероприятий может согласовываться между работниками прокуратуры и работодателем. Задача последнего - обеспечить, чтобы сотрудники кадровых подразделений, бухгалтеры, заместители руководителя, иные лица, отвечающие за организацию работы на определенном участке, находились на рабочих местах, с целью предоставить прокурорским работникам оперативную возможность ознакомиться с интересующей их документацией, визуально осмотреть производственные помещения и т. д.

    После согласования времени начала проверочных мероприятий в назначенный час сотрудник прокуратуры прибывает в организацию. В соответствии со ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ" прокурорский работник вправе при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

    Несмотря на то, что в законодательстве процедура осуществления проверочных мероприятий сотрудниками прокуратуры не регламентирована, в целом она носит формализованный характер. Вместе с этим закрепленные в Законе о прокуратуре права и обязанности прокурорских работников ограничены ст. 26 ФЗ: органы прокуратуры не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций. Подобное означает: прокуратура не может давать советы и указания по подбору и расстановке кадров, назначению ответственных лиц за охрану труда, оценке квалификации работников, улучшению производственного цикла или иной внутрихозяйственной и внутриорганизационной деятельности.

    Перед началом мероприятий сотрудник прокуратуры знакомится с должностными лицами, деятельность которых предстоит проверить.

    В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре при проведении проверочных мероприятий прокуратура вправе привлекать специалистов. Данное законодательное положение обусловлено тем, что на практике проверяющие прокуроры не обладают специальными познаниями в каких-либо узкопрофильных отраслях (скажем, в производственных характеристиках сложного технического оборудования и вариантах его безопасной эксплуатации для работников, бухгалтерских расчетах). В нормативных актах порядок и особенности привлечения к прокурорским проверкам лиц, обладающих необходимыми знаниями и навыками, не закреплены.

    На практике прокуратура может привлечь к совместным проверочным мероприятиям сотрудников органов, компетентных в определенных аспектах. Например, это могут быть органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере

      • обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
      • гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;
      • государственный экологический контроль;
      • государственный контроль безопасности взрывоопасных производств;
      • органы государственного энергетического надзора и т. д.

    Отмеченные ведомства и их должностные лица являются для прокуратуры поднадзорными субъектами, которые согласно законодательству обязаны выделить специалистов.

    Объем проверочных мероприятий определяется не только плановыми заданиями и перечнем вопросов, подлежащих проверке, но и инициативой надзирающего прокурора, от которого зависит включение тех или иных сфер.

    Нужно иметь в виду , что положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контрол я» не распространяются на порядок проведения проверок органами прокуратуры (ч. 3 ст. 1). Вместе с этим присутствие руководителя предприятия, учреждения или организации при прокурорских проверках необходимо, поскольку в противном случае проверка может не состояться. Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» закреплено право на обжалование незаконных действий должностных лиц прокуратуры .

    По результатам проверки и принятых мер должностное лицо прокуратуры готовит справку на имя своего руководителя, которая относится к служебным документам и не предназначена для посторонних лиц . Если работник прокуратуры привлекает для проверки исполнения трудового законодательства специалистов и совместно с ними проверяет работу организации, то он является руководителем данной группы и координирует их действия. Представители иных контролирующих органов, присутствующие при данной проверке, представляют сведения о ее результатах и выявленных нарушениях в удобной для прокурорского работника форме. Отмеченные лица также могут не составлять акты о результатах проверки (так как в законодательстве подобные ситуации не регламентированы, а на практике указания прокурора в данном случае имеют большее значение).

    Поскольку главным действующим лицом в данной ситуации является прокурорский работник, который несет всю полноту ответственности, а иные присутствующие при проверке лица исполняют данные им указания, срок проведения проверки и объем проверочных мероприятий устанавливается по его инициативе.

    Невыездная (документальная) проверка

    Сущность данной проверки состоит в том, что работник прокуратуры вызывает для дачи объяснений нужных ему лиц и истребует необходимую документацию, находясь в своем рабочем кабинете. В процессе проверочных мероприятий он изучает предоставленные по запросу материалы.

    Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора безвозмездно.

    Неисполнение требований прокуратуры , содержащихся в запросе, а также несвоевременное, неполное, искаженное предоставление запрашиваемой информации (сведений) послужит поводом для привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

    В случае если лицо надлежащим образом было извещено о необходимости явиться в прокуратуру (получило повестку о явке и поставило свою подпись) и игнорировало это требование без объективных, зафиксированных документально причин, оно также может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

    Помощник или заместитель прокурора может потребовать письменные объяснения у лиц, имеющих отношение к выявленным нарушениям законодательства. Следует заметить, что дача письменных объяснений является обычной формальностью, требующейся для полноты собираемого проверочного материала, поскольку в соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против самого себя.

    Проверка по жалобе

    Проверка по жалобе или заявлению включает в себя аналогичные действия: истребование сведений и взятие письменных объяснений у лиц, имеющих отношение к доводам, изложенным заявителем. В случае если изложенные в обращении факты нуждаются в уточнении, работник прокуратуры имеет право вызвать лицо, написавшее данное обращение, и побеседовать с ним.

    Работа прокуроров с обращениями граждан и юридических лиц допускает согласительную процедуру, позволяющую избежать привлечения к ответственности. Ее сущность заключается в следующем: если работодатель, узнав о том, что на него подана жалоба и изложенные в ней доводы соответствуют действительности, самостоятельно и оперативно примет меры к восстановлению нарушенных прав и интересов (например, в кратчайшие сроки погасит задолженность по заработной плате), то в таком случае он имеет шанс получить лишь предостережение о недопустимости нарушения закона.

    Если работодатель считает свои действия по отношению к заявителю правомерными, ему необходимо обосновать свою позицию исключительно со ссылкой на действующее законодательство и правоприменительную практику.

    Завершение проверки исполнения трудового законодательства как документальной, так и выездной, заканчивается принятием мер прокурорского реагирования в случае, если выявлены нарушения .