Выборочная налоговая проверка. Налоговые проверки


Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.

Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговые органы проводят указанный контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом.

Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.

Согласно ст. 87 НК РФ они бывают следующих видов:

– выездные,

– камеральные,

– встречные,

– дополнительные,

– повторные выездные налоговые проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора – организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований НК РФ.

Статья 87 НК РФ установила период в деятельности предприятия, который может стать предметом камеральных и выездных проверок. Этот период – три календарных года, предшествующих дате проверки.

Срок давности для ответственности за налоговое правонарушение определен четко (ст.113 НК РФ). Он составляет три года и исчисляется со следующего дня после совершения правонарушения. Если же было допущено и подтверждено грубое нарушение – неуплата или неполная уплата налога, игнорирование правил учета доходов и расходов (объектов налогообложения), – срок давности ответственности исчисляется со следующего дня после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение.

12.2. Выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки проводятся в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей на основании решения руководителя налогового органа (его заместителя) не чаще одного раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренномст. 94 НК РФ, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов.

Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

12.3. Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении плательщиков сборов и налоговых агентов.

Суть камеральной проверки состоит в следующем: сначала инспектор изучает документы, подлежащие сдаче в налоговый орган в обычном порядке и только при наличии каких-либо вопросов может затребовать дополнительные сведения. Как правило, в ходе камеральной проверки выявляются арифметические ошибки в отчетности и сверяются сведения в документах.

Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т. е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной проверки налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок (ст.93 НК РФ). Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

12.4. Оформление результатов выездной налоговой проверки

Непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке , в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Следовательно, окончания проверки является день составления справки налогового органа.

Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки.

Акт выездной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи части первой НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

В акте выездной налоговой проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.

Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой – вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям). Передача производится под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Акт выездной налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение :

– о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

– об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Существуют разные виды налоговых проверок: основные и дополнительные. Предпринимателям важно знать, что они собой представляет. Это поможет как следует к ним подготовиться. В данной статье подробно рассмотрим каждую из них.

Определение понятия

Налоговой проверкой называют действия налогового органа, предпринимаемые с целью отследить законность ведения бизнеса, своевременность налоговых выплат. Этой проверке может подвергнуться абсолютно любая компания вне зависимости от того, как она была организована, какому ведомству подчиняется, есть ли у нее учредители и т.д.

Эти проверки важны, поскольку:

  • бизнесмены идут на риск и осуществляют свою хозяйственную деятельность, пренебрегая официальной регистрацией компании: кроме того, частные предприниматели могут указать неверные данные в своей декларации и заплатить меньше налогов, чем должны на самом деле;
  • налоговые акты не всегда согласовываются с правилами бухгалтерского учета;
  • несовершенство налогового законодательства, постоянные изменения приводят к тому, что руководители организаций и бухгалтеры путаются в формулировках и неверно истолковывают законодательные акты;
  • некоторые бизнесмены стараются всеми правдами и неправдами уйти от уплаты налогов или снизить сумму отчислений.

Процедура начинается с того, что руководитель компании получает официальный документ, подтверждающий законность действий, проводимых «налоговиками». Иными словами, ему вручают разрешение на проведение проверки. Заметим, сотрудники ведомства имеют право проверить лишь деятельность компании за последние 3 года, в том числе, и год текущий. Различают несколько видов проверок. Рассмотрим их подробнее.

Камеральная проверка

Главная цель камеральной проверки – проследить, соблюдает ли предприниматель нормы действующего налогового законодательства. Проводится она сотрудниками местного отделения налоговой службы. Кроме этого, инспекторы:

  • выявляют суммы имеющихся задолженностей;
  • проводят взыскание неуплаченного или частично погашенного долга;
  • привлекают нарушителя к ответственности, административной или уголовной.

Для этого они проверяют всю документацию: декларации, устав компании, все бумаги, в которых зафиксирована хозяйственная деятельность, бухучет, справки об авансовых платежах и прочие документы.

Руководитель компании и главный бухгалтер обязаны предоставить инспекторам всю имеющуюся отчетность, в том числе и бухгалтерские бумаги, которые подтверждают факт правильного расчета и уплаты ЕНВД, НДС и других налогов. Если будут выявлены ошибки в проведении расчетов или заполнении документации, проверяющие обязаны все недочеты указать в своем акте. На его составление отводится 10 дней (со дня проверки). В течение двух недель со дня вручения акта, компания имеет право подать возражение, если будет не согласна с представленными сведениями.

Заметим, компанию заранее никто не предупреждает о том, что будет проводиться камеральная проверка. А она может быть стандартной. В ходе этой проверки инспектор может также изучать налоговые декларации, где указано, какими налоговыми льготами вправе пользоваться проверяемая организация, и декларации НДС, которые подтверждают право пользоваться возможностью на возмещение этого налога.

Выездная проверка

Выездной проверкой называют мероприятия, проводимые с целью выявить, правильно ли вносятся налоговые и все остальные платежи, добросовестно ли организация исполняет свои обязанности налогоплательщика. Она проводится в самой компании с письменного разрешения главы местного отделения налоговой службы и на ее проведение отводится не более двух месяцев. Инспекторы могут предупредить или не предупредить о своем приходе. Второй вариант используется лишь в том случае, если есть подозрения, что до прихода проверяющих важные документы будут уничтожены.

Выездные проверки подразделяются на несколько видов в зависимости от объекта, способа, рассматриваемых налогов и ряда других факторов. Ее проводят после изучения данных камеральной проверки. Насторожить инспекторов могут следующие данные:

  • компания сдает «нулевую» отчетность или не сдает ее вовсе;
  • показатели проверяемой компании отличаются от показателей аналогичных предприятий;
  • объем производства у проверяемой организации не меняется, но в декларации постоянно указываются разные цифры.

В течение двух месяцев после завершения проверки составляется акт и направляется налогоплательщику. Если тот не согласен с выводами инспекторов, свои возражения он обязан оформить в письменном виде и направить в соответствующую инстанцию.

Повторные и встречные

Если налоговая намерена проверить работу своих сотрудников, проводивших проверку, или в дополненной декларации компании указана меньшая сумма, чем в первом варианте документа, ведомство принимает решение провести повторную проверку. Обычно они проводятся в том случае, когда происходит реорганизация компании или ее ликвидация. От повторных проверок следует отличать проверки «встречные», которые собственно налоговыми не являются и проводятся для того, чтобы получить полную картину о финансово-хозяйственной деятельности компании (соответствующие документы запрашиваются у партнеров проверяемой организации).

Смотрите подробное видео про то как избежать налоговой проверки:

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые проверки бывают в виде:

камеральной проверки;

выездной проверки.

Камеральная налоговая проверка

Правила проведения камеральной налоговой проверки установлены в ст. 88 НК РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе:

налоговых деклараций (расчетов);

документов, представленных налогоплательщиком;

документы, подтверждающие право налогоплательщиков на на-логовые льготы;

других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Цели камеральной налоговой проверки показаны на рис. 6.4.

На проведение камеральной налоговой проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями в течение 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и др. документов.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены в налоговой декларации (расчете) какие-либо ошибки или не соответствия, то об этом сообщается налогоплательщику. Налогоплательщик обязан представить в течение 5-ти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Следует отметить, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если они не предусмотрены НК РФ.

Выездная налоговая проверка

Правила проведения выездной налоговой проверки установлены в ст. 89 НК РФ.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Для проведения такой проверки необходимо соответствующее решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Цели выездной налоговой проверки показаны на рис. 6.5.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При этом может быть проверен период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить:

две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. Исключение - случаи принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в облас-

ти налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения;

В отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Срок проведения выездной налоговой проверки головной организации - не более 2-х месяцев. Однако, указанный срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях - до 6-ти месяцев.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

истребования документов (информации);

получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

проведения экспертиз;

перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6-ти месяцев.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплатель-щика могут быть истребованы необходимые для проверки документы, и налогоплательщик обязан их предоставить.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.

При необходимости проверяющие могут:

проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика,

производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (ст. 92 НК РФ);

производить выемку документов (правила выемки - ст. 94 НК РФ).

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Участие свидетеля

Порядок участия свидетеля в налоговой проверке регламентируется ст. 90 НК РФ.

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Если свидетель вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, то показания могут быть получены по месту его пребывания.

Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

лица, которые получили информацию, относящуюся к их профессиональной тайне (адвокаты, аудиторы).

Как правило, к такой процедуре, как допрос свидетелей, налоговые органы прибегают во время выездных проверок и в ходе работы специальных комиссий. Информация, полученная от свидетелей, зачастую не является доказательством неуплаты (неполной уплаты) налогов и сборов, но может послужить поводом для более глубокой проверки.

Истребование документов

Порядок истребования документов при проведении налоговой проверки определен в ст. 93 и 93.1 НК РФ.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе потребовать все необходимые для проверки документы у:

проверяемой организации (ее филиала, представительства);

контрагентов проверяемой организации;

иных лиц располагающих документами (информацией,), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Для того, что бы получить все необходимые для проверки документы указанным лицам вручают требование о представлении документов.

При этом проверяемой организации требование высылает тот налоговый орган, в котором эта организация состоит на учете.

Чтобы получить необходимые сведения у контрагентов и прочих лиц налоговый орган направляет письменное поручение об истребовании документов (информации) в налоговый орган по месту учета этих лиц. В поручении обязательно указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а в отношении конкретной сделки - сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (п. 2,3 ст. 93.1 НК РФ).

В течение 5-ти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Таким образом, налоговый орган, проводящий проверку, может запросить необходимые сведения не напрямую у контрагентов проверяемой организации, а только в налоговом органе по месту их учета. Вместе с тем, приказом ФНС России «Об утверждении порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов» от 05.12.2006 № САЭ-3-06/829@ налоговым органам предоставлено право запрашивать информацию о контрагенте в обслуживающем его банке.

Истребуемые документы представляются в виде копий, которые заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) организации и печатью этой организации. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться и с подлинниками документов. В отношении конкретного перечня документов в НК РФ нет четкого указания. Это касается и проверяемой организации, и ее контрагентов, и прочих лиц.

Запрашивая у проверяемой организации по каждой конкретной сделке выписки из книги продаж, копии счетов-фактур, налоговые инспекторы могут затребовать аналогичную информацию и у кон-трагентов организации.

Основной целью налоговых инспекторов является убедиться в том, что все представленные для проверки документы подлинны и ими оформлены реальные сделки.

Срок представления документов установлен для:

проверяемых организаций - в течение 10-ти дней со дня вручения соответствующего требования;

контрагентов проверяемой организации и иных лиц - в течение 5-ти дней со дня получения требования или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Следует отметить, что необходимую информацию налоговые органы могут запросить как в ходе налоговой проверки, так и вне ее. Но в последнем случае основанием для истребования документов должна быть необходимость проверки конкретной сделки. При этом запрос может быть направлен и участникам сделки, и всем прочим лицам, владеющим информацией.

Если лицо отказывается, предоставить запрашиваемые документы или не предоставляет их в установленные сроки, то это признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предус-мотренную статьей 129.1 НК РФ. Это - штраф в размере 1000 руб., а при повторном непредоставлении документов в течение календарного года - 5000 руб. Вместе с тем на руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).

Однако срок представления документов может быть продлен. Для этого необходимо подать в налоговый орган заявление с указанием причины опоздания, например, - большой объем запрашиваемых документов и др.

Выемка документов и предметов

Правила выемки документов и предметов установлены в ст. 94 НКРФ.

При выездной налоговой проверке должностные лица налогового органа могут осуществить выемку документов и предметов. Для этого необходимо мотивированное постановление, которое утверждается руководителем (его заместителем) налогового органа.

Правила выемки документов:

До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. Участие понятых регламентируется ст. 98 НК РФ. Количество понятых - не менее 2-х человек. Это должны быть любые незаинтересованные физические лица, но не работники налоговых органов.

Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

Предлагается добровольно выдать документы. В случае отказа выемка производится принудительно.

Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

Выемка, изъятие документов и предметов оформляется протоколом.

Экспертиза и привлечение специалистов для оказания содействия в осуществлении налогового контроля, участие переводчика

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Эксперта привлекают на договорной основе. Для проведения экспертизы требуется соответствующее постановление налогового органа (ст. 95 НК РФ).

При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:

заявить отвод эксперту;

просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

знакомиться с заключением эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Согласно ст. 96 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

Согласно ст. 97 НК РФ в необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.

Переводчик должен быть лицом, не заинтересованным в исходе дела.

Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля

Согласно ст. 99 НК РФ в случаях, предусмотренных НК РФ, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы.

При составлении протоколов должны быть учтены следующие требования:

Протоколы составляются на русском языке.

В протоколе указываются следующие сведения:

наименование протокола;

место и дата производства конкретного действия;

время начала и окончания действия;

должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

В настоящее время существуют следующие виды налоговых проверок, которые используются для контроля за своевременной и полной уплаты налогов:

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов и сведений о деятельности . Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Длительность проверки — 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Длительность проверки не должна превышать 2-х месяцев, но указанный срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может продлить срок проверки до 6-х месяцев.

Запрещается проведение выездных налоговых проверок по одним и тем же за один и тот же период. Повторная выездная проверка проводится по решению вышестоящих органов в случаях:

  • реорганизации или ликвидации организации-налогоплательщика;
  • контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Налоговые проверки можно классифицировать по следующим признакам:

1) по методу проведения:
  • сплошные (проверяются все документы без каких — либо ограничений. Такие проверки, как правило, планируются в организациях с небольшим объемом документации либо в организации, где необходимо восстановить учет);
  • выборочные (проверяется часть документации организации).
2) по объему проверяемых вопросов:
  • комплексные (охватывают финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, причем происходит проверка по всем вопросам соблюдения налогового законодательства за проверяемый период);
  • выборочные (это также проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, но уже по вопросам исчисления и уплаты отдельных видов налогов);
  • целевые (проверки соблюдения налогового законодательства по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика или определенным финансово-хозяйственным операциям (по проведению взаиморасчетов с поставщиками и потребителями, по внешнеэкономическим операциям и т. п.). Чаще прохо- дат в ходе комплексных или выборочных проверок, но могут проходить и как самостоятельные.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке с указанием предмета и срока ее проведения. Не позднее 2-х месяцев после составления справки уполномоченные лица налоговых органов составляют акт налоговой проверки. В акте указываются: документально подтвержденные факты ; содержание проверки (с ссылкой на соответствующие бухгалтерские документы и проводки); выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ответственность за них (с ссылками на статьи НК РФ). При несогласии с выводами, содержащимися в акте, налогоплательщик представляет в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или свои возражения по акту. Руководитель налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт и материалы налогоплательщика и выносит решение. На основании решения налогоплательщик при совершении налоговых правонарушений привлекается к ответственности. Ему направляется требование об уплате недоимки и пени.