Как рассчитывается аренда земельного участка. Расчет арендной платы за земельный участок и ее размер


Аренда означает передачу имущества за определенную плату во временное пользование. Арендатор пользуется им в рамках договора и закона и не может полностью распоряжаться полученным объектом – продать, обменять, подарить и т. д.

Однако сегодня аренда земли пользуется большой популярностью среди граждан. Ведь купить надел не так просто – где-то цена слишком высокая, где-то все земли уже выкуплены, а кто-то предпочитает брать на себя меньше обязательств, пользуясь чужим имуществом.

Юристам часто задают вопросы, касающиеся стоимости аренды участка. И поскольку для арендаторов это одна из самых волнующих тем, в статье расскажем, что такое арендная плата за землю, кто ее устанавливает и что влияет стоимость.

Арендная плата

Аренда земли является гражданской правовой сделкой. Поэтому регулирование земельных отношений осуществляется не только Земельным кодексом, но и Гражданским. Основные положения об арендной плате (далее – АП) содержатся в ст. 614 ГК РФ. Согласно указанной статье АП есть не что иное, как плата за пользование имуществом, которая выражается в:

  • денежном эквиваленте;
  • продукции, получаемой при эксплуатации арендованного имущества;
  • оказании арендатором услуг;
  • передаче арендодателю вещи;
  • возложении затрат или обязательств.

В договоре может указываться несколько вариантов АП, а также способы и периодичность.

Например: АП выражается в виде фиксированной суммы 5 000 рублей. Платеж осуществляется переводом на банковскую карту ежемесячно до 30 числа. Плюс арендатор ежегодно облагораживает участок – обрабатывает сад, обкашивает внутри и за территорией, красит забор и обновляет постройки.

Если ЗУ находится в частной собственности, то размер и способ АП устанавливает арендодатель, а арендатор может согласиться или предложить свой вариант. На практике аренда у «частников» в большинстве случаев дорого обходится. К тому же не всегда стороны прибегают к заключению договора. Хотя на составление соглашения не требуется много времени и особых юридических навыков. Договор можно написать в простой письменной форме. Нотариального заверения не требуется. Единственным минусом является то, что при заключении договора на срок больше года необходима регистрация в Росреестре, поскольку аренда – это обременение ЗУ.

Важно! Покупая или арендуя участок, необходимо проверить его на отсутствие обременений (узнайте, что такое ), т. е. ограничений на проведение какой-либо сделки. Но если вы уже приобрели недвижимость с обременением, напишите нашему юристу в чат справа, и он поможет найти решение вашей проблемы.


Плата за аренду государственных и муниципальных земель

Если частный арендатор устанавливает плату сам и при этом ее размер ничем не регламентирован, то стоимость аренды государственного (муниципального) земельного участка определяется в соответствии с принципами, указанными в Постановлении Правительства № 582 от 16.07.2009 и ст. 39.7 ЗК РФ.

Таким образом, при расчете АП учитывается возможный доход от пользования участком, в соответствии с категорией и видом разрешенного пользования земли, тарифами на товары, услуги или работы арендаторов, а также субсидий, которые им предоставляются.

В нормативных актах определены порядок расчета и случаи для пересмотра размера арендной платы – каждый арендатор может ознакомиться с методами и узнать стоимость аренды любого участка. А рассчитать платеж можно по простым формулам, зная лишь (КС), коэффициенты или ставки АП.

При определении стоимости аренды всегда учитываются категории граждан и организаций. Поэтому АП может быть не больше 1 или 2 размеров . Так, если налог составляет 6 000, то, занимаясь социально значимой деятельностью, гражданин и юр. лицо будет платить за аренду не больше 6 000 в год.

Важным является и то, что порядок расчета размера АП не отличается при предоставлении одинаковой категории участка и по одним и тем же правилам.

Методы установления размера АП

Также Постановление № 582 предписывает правила определения АП, там же указаны методы расчета. Размер платы устанавливают федеральные или муниципальные органы исполнительной власти одним из следующих способов:

  1. От 0,01 до 2 % от КС.

Формула для расчета выглядит так:

АП = КС * %

Коэффициент, на который умножается КС, определяется в соответствии с категорией земли и ее назначением. Например, для строительства дома, ведения личного или фермерского хозяйства, огородничества, коэффициент равен 0,6%, а чтобы добывать полезные ископаемые, придется платить 2 % от КС.

  1. Процент от рыночной стоимости.

Формула:

АП = рыночная стоимость * ставка рефинансирования

Данная формула актуальна и при расчета платы за аренду частной земли.

  1. Согласно ставкам АП или методическим рекомендациям.

Формула:

АП = ставка * площадь ЗУ

В каждом регионе устанавливаются разные ставки, в зависимости от категории арендатора и ЗУ.

  1. По результатам аукциона (торгов).

Важно знать, что сроки, порядок и условия внесения платежей, указанные в Постановлении № 582, не распространяются на договоры аренды участков РФ, находящихся за пределами страны.

Пример расчета

Житель Тамбовской области берет в аренду ЗУ для ведения ЛПХ. Его КС – 546 350 р. Согласно Постановления № 582 процент равен 0,6.

546350 * 0,6% = 5278,1 р.

АП в год составляет 5278,1 руб.

Размер оплаты определяется на год и в случае изменения кадастровой или рыночной стоимости сумма также меняется и устанавливается с 1 января года, следующего за годом проведения оценки. Также на размер платы влияет инфляция и изменение положений Постановления № 582.

Оплачивать аренду государственной и муниципальной земли необходимо 1 раз в полгода на счет территориального органа исполнительной власти, указанный в квитанции.

Если у вас возникают сложности в , вы можете написать нам в чат справа. И уже сегодня специалист по земельным вопросам предоставит вам качественную и бесплатную консультацию.

ЗК РФ Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Позиции высших судов по ст. 39.7 ЗК РФ >>>

1. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

2. В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.

В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона.

3. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами , порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

4. Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка:

1) с лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;

2) с лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, если земельный участок образован в границах застроенной территории, подлежащей развитию, и предоставлен указанному лицу;

2.1) с лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этому лицу для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, с некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этой организации для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

3) с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков;

По действующим нормам возможна аренда земли у государства гражданами РФ, субъектами предпринимательской деятельности и некоммерческими организациями. Для правильного выполнения этой процедуры необходимо ознакомиться с регламентом и выяснить порядок формирования цены.

Правила аренды земли

Все действия, связанные с временной передачей прав собственности на земельные участки в России регламентированы статьей №38 ЗК РФ. Доступные варианты представлены на официальном сайте «Кадастровая карта» . На ней можно выбрать определенный свободный участок, ознакомиться с его статусом и информацией – кадастровый номер, установленная стоимость, точная площадь.

При выборе нужно учитывать следующие особенности:

  • Участок земли не должен находиться на территории заповедника, у границ страны, у закрытых территориальных образований, объектах военного назначения и АЭС.
  • Арендовать землю могут как резиденты, так и нерезиденты РФ.
  • Государственная собственность может быть федерального, регионального или муниципального вида. От этого зависит цена.
  • Срок аренды – от 5 до 49 лет, бессрочная (статья №610 ГК РФ) или с правом выкупа. В последнем случае составляется смешанное соглашение, в котором прописываются условия временного использования и последующая продажа.

Дополнительно учитывается целевое назначение аренды – комиссии должны быть предъявлены сведения о дальнейшем использовании земли. Перед тем, как арендовать землю у государства – нужно определиться с ее целевым использованием.

Срок предоставления земли зависит от задекларированных целей. Так, для ИЖС или ЛПХ он может достигать 49 лет. Если же планируется банально под огород – до 3-х лет.

Формирование стоимости

Потенциальный арендатор не может повлиять на базовую стоимость земли. При этом у него нет возможность узнать, сколько будет стоить арендовать землю у государства, так как цена оглашается только по факту начала торгов.

Можно самостоятельно спрогнозировать порядок суммы. Для этого нужно проанализировать действующую методику расчета, которая включается в себя такие факторы:

  • Категория – сельскохозяйственная, для последующего поселения, лесного фонда, специального назначения. Чаще всего арендуют первые две категории, причем с/х будет стоить намного дешевле.
  • Кадастровая стоимость. Если оценка не проводилась последние 5 лет – применяется среднерыночная цена. В отдельных случаях ее могут установить местные органы власти.
  • Заявленное назначение со стороны потенциального арендатора.
  • Результаты публичных торгов.

Согласно действующих норм законодательства взять землю в аренду у государства на безвозмездной основе могут участники программ по переселению.

Если торги не проводятся – стоимость рассчитывается по формуле:

К=А*С

Где А – кадастровая цена;

С – специальный коэффициент.

Его значение приведено в таблице:

На основании данных государственной статистики были рассчитаны средние значения стоимости аренды земли по регионам России.

Будущий арендатор не может напрямую повлиять на оценку участка. Единственный официальный доступный механизм – участие в торгах. Если конкуренция небольшая – рост стоимости относительно базовой будет незначительным.

Порядок оформления аренды

Инициатором аукциона могут быть резиденты и нерезиденты России. Исключением являются объекты, расположенные на территории Севастополя, Москвы и Санкт-Петербурга. Для участия необходимо собрать пакет документов и предоставить его в Департамент земельных ресурсов (местное отделение) или имущественных отношений.

Перечень необходимых документов:

  • Заявление о рассмотрении возможности аренды. Составляется в свободной форме, указывается точное расположение участка, его характеристики.
  • Для физических лиц – копия паспорта и ИНН.
  • Для юридических субъектов – учредительные документы.
  • Справка из кадастрового реестра о текущем статусе земли.

Государственный орган должен официально объявить о начале процедуры поиска арендатора в прессе. Если будут заявлены дополнительные претенденты с такими же условиями, что и у инициатора – проводятся торги. Альтернативный вариант – местные власти самостоятельно устанавливают стоимость на основе действующих методик.

Время рассмотрения заявления не регламентировано, на практике ответ о возможности временного владения землей формируется в течение 1 месяца.

Для участия в торгах необходимо внести заявленную властями сумму залога. Она будет возвращена при проигрыше на торгах или учтена в счет арендной платы при положительном решении.

На что нужно обратить внимание

Так как процедура может занять много времени и средств – к ней необходимо тщательно подготовиться. Главное – провести комплексный анализ состояния интересующего земельного участка. Он должен соответствовать поставленным целям – застройка, сельскохозяйственные работы, для огородничества.

Что нужно учитывать:

От этого будет зависеть не только арендная плата, но и сумма налогов. Дополнительно продумываются действия по окончанию срока временного использования. С 2015 г бывшие арендаторы потеряли исключительное право приоритета во время проведения торгов. Это актуально для жилых застроек, которые в случае нарушения могут отойти государству.

В видеоматериале можно ознакомиться с особенностями выбора не арендованного участка на интерактивной кадастровой карте:

Вопрос земли в России всегда актуален. Существующий порядок предоставления её в пользование предусматривает два варианта владения ею - аренда и право собственности.

Оба они предусматривают внесение за пользование землёй платежей, которые определены Налоговым и Земельным кодексах страны.

Существующий порядок предоставления, находящихся в государственной, муниципальной и частной собственности земель в аренду определен статьёй 39.1 ЗК РФ. Вопросам, связанным с платой за пользование ресурсом, посвящена статья ЗК № 65. Определение «плата за землю» подразумевает совокупность всех видов существующих платежей. Они могут иметь форму налога или арендной платы.

Законодательство

Порядок и основания для назначения платежей определены в статье 65 ЗК РФ. Согласно действующему законодательству, правом устанавливать размер арендной за землю, находящуюся в государственной , обладают федеральные, региональные и муниципальные собственники земли. Размер установленных платежей и сроки их выплат указываются в договоре, который заключается между собственником земли и арендатором после согласования условий использования земли.

Платежи за аренду земли, с точки зрения закона, относится к разряду существенных условий договора. Это значит что они не могут быть изменены собственником в одностороннем порядке. Прервать договор можно в случае нарушения правил пользования землёй или задержке по оплате.

Использовать землю можно только по назначению, определённому сторонами в договоре.

Договора аренды, заключаемые на срок более 11 месяцев подлежат государственной регистрации. Срок аренды сельскохозяйственных угодий не может превышать 49 лет, для муниципальных или государственных нужд - 1 года. За нарушение правил регистрации договоров аренды предусмотрено административное наказание.

Как определяется размер арендной платы и от чего зависит

В основе расчёта арендной платы могут лежать два показателя – кадастровая стоимость земли или нормативная цена. Такой порядок определён статьёй 3 ФЗ № 137, принятого в 2001 году. Понятие «нормативная цена» раскрыто в статье 25 ФЗ № 1738-1, введенного в действие в 1991 году. Прерогатива определения нормативной цены закреплена статьёй 66 ЗК РФ за Правительством РФ. Своё решение по определению цены оно закрепляет соответствующим постановлением.

Величина нормативной цены зависит от места расположения земельного надела, его категории и потенциально возможного получения дохода за его эксплуатацию в определённый промежуток времени.

Конечный размер арендной платы на землю, устанавливаемый её владельцем, согласовывается с арендаторами.

Используемые в практике расчёта рыночная и кадастровая стоимости земли регулируются действующим законодательством. В качестве основного нормативного документа для этих целей используется ФЗ, регулирующий в стране оценочную деятельность. Размер платежей за пользование землей на условиях аренды может быть изменён только по согласованию сторон.

Как происходит оплата за аренду участка физ лицами

Действующее законодательство позволяет взимать арендную плату за землю не только в денежной форме. Фиксированная сумма может быть оплачена в форме оказанных им владельцу земли услуг, выделением доли в доходах от коммерческой деятельности, имуществом, товарами и т.п.

В качестве арендной платы во многих регионах страны применяют только налог на землю. Задержка платежей по аренде более, чем на 6 месяцев является основанием для расторжения договора и взыскания сумм задолженности через Арбитражный суд.

Налог на землю

Действующее законодательство возлагает обязанность по уплате земельного налога на собственников наделов. Такие платежи относятся к общегосударственным видам начислений. Арендаторы являются косвенными плательщиками земельного налога. Его сумма закладывается в размер арендной платы.

Правовое регулирование

Главным законодательным актом, регламентирующим порядок начисление налога на землю, является НК РФ. Определение налога дано в статье 31 этого кодекса. В соответствии с его положениями местные и региональные власти разрабатывают свои нормативные акты по форме и размеру уплаты налога. Такое право дано им статьёй 31 НК РФ. Принятые ими решения не должны противоречить федеральному законодательству и быть лишь дополнением к нему.

В 2017 году произошло изменение базового значения стоимости земли, принимаемого для расчёта налоговой ставки. Теперь в качестве базы для расчёта применяется кадастровая стоимость земли.

Ранее в основе определения налоговой ставки использовалась её балансовая стоимость.

Эти величины имеют принципиальные отличия в оценочной стоимости земли. Балансовая стоимость может быть значительно ниже кадастровой. При сдаче в аренду частной земли используется её рыночная оценка. Установленные местной властью налоговые ставки имеют свои ограничения. Они определены статьёй 394 НК РФ. Размеры налоговых ставок зависят от категории земель. Их кодирование раскрывается в Кодексе бюджетной классификации.

Как влияет арендная плата на земельный налог

Между арендной платой и земельным налогом существует прямая связь. Земельный налог входит в состав арендной платы. Размер последней при сдаче в аренду государственных земель в большинстве случаев равен сумме налога.

Земельная рента, которой является налог на землю, поддерживается государством на уровне, обеспечивающем определённую рентабельность сельскохозяйственным производителям.

Порядок налогообложения земли

Действующее законодательство возложило обязанность по уплате налога на владельцев земли. Его плательщиками являются юридические и физические лица, которые владеют землей на праве собственности или бессрочного пользования. Статья 388 НК РФ освобождает от уплаты налога арендаторов, берущих наделы у их собственников.

Обязанность по уплате налоговых платежей на них ложится при выкупе права аренды на землю, находящуюся в собственности государства или муниципалитетов. Размер арендной платы за частные земельные наделы определяется владельцем самостоятельно в соответствии с рыночными ценами. Их уровень формирует спрос.

Не попадает под действие НДС арендная плата за государственную и муниципальную землю. Арендные платежи других видов земель облагаются по ставке 18%.