Методика составления оперативного плана пожаротушения. Оперативный план тушения пожара


План пожаротушения - официальный документ, разрабатываемый квалифицированными специалистами и утверждаемый в ГУ МЧС РФ. Согласовать проект должны также должностные лица иных органов исполнительной власти. К содержанию плана предъявляют особые требования, поэтому длительность процедуры оформления напрямую зависит от профессионализма разработчиков. Огромное количество стандартов и правил, конструктивные особенности объекта и прочие факторы может учесть только опытный специалист. Любые нарушения, обнаруженные в ходе утверждения плана, признаются основанием для возврата заявлений должностными лицами.

Порядок разработки оперативного плана пожаротушения

В соответствии с регламентами 123-ФЗ, 384-ФЗ документ составляется в двух идентичных экземплярах (в письменном виде). Один из них передается на пост оперативного реагирования (пожарные станции), другой должен храниться непосредственно на объекте. Разработка оперативного плана тушения пожара включает:

1. Формирование текстовой части

В этом разделе документа указываются все особенности объекта, его место расположения, обязанности и порядок взаимодействия дежурных команд. Здесь указывается также инструкция для прибывших к месту возгорания спасателей и пожарников. При разработке текстовой части потребуется описать все особенности распространения огня (просчитывается неблагоприятный сценарий), потенциально опасные факторы. Основной целью специалиста является полная, пошаговая проработка плана действий по борьбе с чрезвычайной ситуацией.

2. Формирование графической части

Эксперты разрабатывают точную схему расположения наиболее значимых объектов. Специалист должен оценить их значение в случае ЧС, а также указать основные параметры. В числе прочего в состав проекта включаются данные:

  • о пожарных водоемах;
  • о входах и выходах, в том числе запасных;
  • об оконных проемах;
  • о планировке помещений (каждого этажа);
  • о подъездах (схема земельного участка).

Документ оформляется в форме графической схемы с использованием условных обозначений. Основными требованиями при утверждении раздела является достоверность и доступность.

При разработке оперативного плана тушения пожара специалист обязан:

  • описать методы борьбы с огнем (предлагаются лишь способы, учитывающие отраслевые и прочие особенности объекта);
  • указать категорию пожарного риска ;
  • прописать наиболее опасные участки.

Экспертом принимаются во внимание данные статистики, наличие в районе ГПС, добровольных дружин пожаротушения, а также прочие особенности объекта.

Разработка и согласование проекта

Обязанность по разработке плана пожаротушения возложена законодательством на собственников объектов, отнесенных к следующим категориям:

  • предприятия нефтяной и газовой отраслей (добыча, хранение, переработка, транспортировка и пр.);
  • производители, использующие при выпуске продукции опасные химические реагенты;
  • детские, культурные или медицинские учреждения;
  • транспортные компании (грузо- и пассажироперевозки);
  • организации металлургической промышленности, а также машиностроительные заводы.

Сотрудники ООО «Спецпроект Групп» подготовят проект документа для предприятия любой отраслевой принадлежности. Обратиться за услугой могут также представители деревообрабатывающей, целлюлозной, текстильной промышленности или иных направлений хозяйственной деятельности.

Составление планов по борьбе с возгораниями, разработка инструкций спасения имущества и схем эвакуации людей является одним из важнейших элементов противопожарной защиты. Сотрудничество предполагает комплексное обслуживание.

Разработка планов тушения пожаров

План тушения пожара (ПТП) - оперативный документ предварительного планирования, устанавливающий порядок организации тушения развившихся пожаров и спасания людей на наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектах.

Он должен предусматривать: предварительное планирование организации боевых действий подразделений пожарной охраны, прибывших на место пожара и действия персонала объекта, их взаимодействие; рациональную расстановку сил и средств, привлекаемых для тушения пожара; своевременное обеспечение руководителя тушения пожара (РТП) и штаба пожаротушения оперативной и справочной информацией об особенностях объекта, возможного масштаба развития пожара, а также применения средств тушения и обеспечения необходимых мер безопасности.

Основание для разработки

Планы тушения пожара должны составляться на:

  • · Предприятия (объекты) нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа.
  • · Предприятия (объекты) химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений.
  • · Предприятия (объекты) электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).
  • · Предприятия (объекты) машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности.
  • · Отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства.
  • · Производственные корпуса промышленных предприятий и здания не производственного назначения в жилой застройке со сгораемым покрытием общей площадью 1200 м2 и более.
  • · Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью: по распиловке древесины-50 тыс.м3 в год и более; по производству целлюлозы и бумаги 100 тыс.т в год и более.
  • · Предприятия (объекты) транспорта: автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно-троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств); железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции); авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы); водного (морские и речные порты, терминалы);
  • · Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.
  • · Общественно-административные здания и сооружения: административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 150 и более работающих; торговые центры, супер-маркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 1500 м2 и более; гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более; повышенной этажности (более 9 этажей); культовые сооружения.
  • · Учебные и детские заведения: общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования. детские сады (комбинаты) на 100 мест и более; летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.
  • · Культурно-зрелищные сооружения: киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры; музеи, картинные галереи, аппаратно-студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки; дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.
  • · Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).
  • · Особо ценные объекты, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; - Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.
  • · Сельскохозяйственные объекты: мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производительностью 300 т/сутки и более; мельницы производительностью 200 т/сутки и более; элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более; животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота на 2000 голов и более; свиней на 12000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500000 птиц и более.
  • · Строящиеся крупные и уникальные объекты.

Разработке ПТП должен предшествовать глубокий анализ оперативно-тактических особенностей объекта и его противопожарного состояния с прогнозированием места возникновения и развития возможных ситуаций, а также масштабов их последствий, материалы крупных пожаров на аналогичных объектах. Разработанный ПТП должен быть скорректирован с планом ликвидации аварийных ситуаций объекта для совместного использования при ликвидации пожаров и аварий. При разработке ПТП на объекты жизнеобеспечения города (района) в обязательном порядке должны учитываться требования сохранения непрерывного режима работы максимального количества единиц оборудования для обеспечения потребителей и участников тушения пожара, а также обеспечение необходимых мер безопасности.

Состав планов.

ПТП должен быть оформлен отдельной книгой в жесткой обложке, на бумаге единого формата размером не менее 210 x 297 мм (А4(М11)) и состоять из текстовой части, графической части и приложений. Структура и содержание разделов ПТП должны быть строго регламентированы и определятся настоящей инструкцией. Текстовая часть ПТП должна состоять из следующих основных разделов:

  • · титульный лист (приложение 4);
  • · оглавление;
  • · прогноз наиболее вероятных мест возникновения и развития пожаров; - расчет необходимого количества сил и средств;
  • · организация взаимодействия подразделений ГПС со службами жизнеобеспечения объекта и территориальными службами города (района);
  • · рекомендации РТП и должностным лицам штаба пожаротушения, требования соблюдения правил охраны труда и техники безопасности.

В текстовой части разделов ПТП должны быть изложены:

  • · оперативно-тактическая характеристика объекта;
  • · особенности и прогноз развития пожара;
  • · противопожарное водоснабжение объекта и прилегающей территории;
  • · водные данные расчета необходимого количества сил и средств при каждом варианте тушения пожара, порядок и возможное время их сосредоточения; - рекомендуемые средства тушения.

Дополнительно должны прилагаться конкретные рекомендации РТП, оперативному штабу пожаротушения и тылу на пожаре; инструкции по взаимодействию оперативного штаба со службами жизнеобеспечения объекта, города (района) и другими организациями; основные обязанности и порядок действия обслуживающего персонала объекта при возникновении пожара; необходимые расчетные и справочные материалы, относящиеся к развитию и тушению пожара на данном объекте.

В графической части ПТП должны быть представлены:

  • · план-схема объекта на местности (генплан), с указанием разрывов до соседних строений, вариантами рациональной расстановки пожарной техники, а также с указанием всех водоисточников;
  • · поэтажные планы, а в необходимых случаях разрезы основных зданий и сооружений объекта, с нанесением дорог и проездов;
  • · схема для начальника тыла по расстановке пожарной техники на водоисточники (с указанием подачи возможного количества технических приборов тушения, схемы подачи воды в перекачку или подвоза ее с удаленных водоисточников);
  • · схемы организации связи на пожаре.

96. ПТП и КТП составляются на организации и сельские населенные пункты, расположенные в границах гарнизона и соответствующие характеристикам, приведенным в приложении N 8 к настоящему Положению.

97. ПТП и КТП, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются, хранятся и используются с соблюдением правил ведения секретного делопроизводства.

98. Решение по разработке ПТП (КТП) на организацию принимается начальником гарнизона по письменному согласованию с руководителем (собственником) организации.

99. В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в местном гарнизоне разрабатывается и своевременно корректируется Перечень организаций и сельских населенных пунктов, на которые должны составляться планы и карточки тушения пожаров (приложение N 9 к настоящему Положению) (далее - Перечень).

Перечень разрабатывается ежегодно, в IV квартале календарного года, органом местного самоуправления совместно с представителями местного гарнизона и утверждается главой органа местного самоуправления или его заместителем.

ПТП и КТП на организации, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, предоставляемой органами управления специальными подразделениями ФПС.

Выписка из Перечня направляется в подразделения местного гарнизона (в части, их касающейся) и хранится на ЦППС или ПСЧ.

Копия Перечня направляется в ГУ МЧС России.

100. На основании Перечня начальником подразделения гарнизона разрабатывается План-график составления и корректировки ПТП и КТП на организации, сельские населенные пункты, расположенные в районе выезда подразделения гарнизона, на календарный год (приложение N 10 к настоящему Положению), в котором определяются сроки составления и ответственные лица от организации (сельского населенного пункта) и гарнизона.

План-график утверждается начальником местного гарнизона.

101. ПТП составляются в трех экземплярах, утверждаются начальником гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр хранится в подразделении гарнизона, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация, второй экземпляр - в ЦППС местного гарнизона, третий экземпляр - у руководителя (собственника) организации.

102. КТП на организацию составляется в двух экземплярах, утверждается начальником подразделения гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится организация, второй экземпляр - у руководителя (собственника) организации.

КТП на сельские населенные пункты составляются в двух экземплярах и утверждаются начальником подразделения гарнизона и главой администрации сельского населенного пункта. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится сельский населенный пункт, второй экземпляр - в администрации сельского населенного пункта.

103. ПТП и КТП, созданные в электронном виде, хранятся на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами оперативных штабов на месте пожара (ЧС), резервные копии ПТП и КТП, созданных в электронном виде, хранятся на персональных электронно-вычислительных машинах ЦППС (ПСЧ).

104. ПТП корректируются ежегодно, КТП корректируются не реже, чем один раз в три года.

ПТП и КТП также подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства организации, изменении тактических возможностей подразделений гарнизона, а также и в иных случаях по решению начальника местного гарнизона. Внесение корректив осуществляется не позднее одного месяца с момента получения информации об изменениях.

При корректировке ПТП и КТП изменения вносятся и в ПТП и КТП, созданные в электронном виде.

105. После утверждения, ПТП и КТП доводятся до должностных лиц местного гарнизона, руководителей подразделений гарнизона и заинтересованных служб организации.

ПТП и КТП присваивается порядковый номер и они хранятся на ЦППС (ПСЧ) в соответствии со списком ПТП и КТП.

106. Отработка ПТП и КТП проводится с выездом в организацию (в населенный пункт) в соответствии с распорядком дня дежурного караула или классно-групповым методом.

107. ПТП разрабатываются согласно приложению N 11 к настоящему Положению и включают в себя: титульный лист, содержание, основную часть и приложения.

ПТП оформляются на листах формата A4, приложения к ПТП, в том числе схемы, - на листах формата A4 - A1.

Основная часть должна включать в себя следующие разделы.

Вопрос: Добрый день, просим разъяснить ст. 21 69-ФЗ, по вопросу: Кто должен разрабатывать Оперативный план тушения пожара?

Сообщаю Вам следующее:

2.3. Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

2.4. ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

2.5. Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

2.6. По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), ставится отметка о проведенной корректировке.

2.7. Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части, их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее — ЦППС), органа управления подразделениями пожарной охраны.

2.8. Копия Перечня направляется в соответствующий территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

  1. Составление и корректировка ПТП и КТП

3.1. На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения , определяются лица из числа руководителей пожарных подразделений и начальников караулов (дежурных смен), ответственные за составление и корректировку ПТП и КТП и достоверность сведений, указанных в них.

3.2. План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

Документ 2

Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Документ 3

….Административным органом правомерно вменены балансодержателю нарушения правил пожарной безопасности в местах общего пользования, каковыми являются:

…не разработан план тушения пожара на объекте (ППБ 01-03 ФЗ N 69 );….

В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.

Разработка плана тушения пожара

План пожаротушения — оперативный документ, прогнозирующий обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара. План пожаротушения разрабатывается квалифицированными специалистами и утверждается в территориальных Управлениях МЧС РФ. К содержанию плана предъявляются особые требования, поэтому длительность процедуры разработки и оформления напрямую зависит от квалификации специалистов. Большой объём руководящих документов, индивидуальные планировочные, архитектурные, конструктивные и прочие особенности объекта, а также многие другие факторы должны быть учтены при разработке оперативного плана пожаротушения. Нарушения законодательства, отсутствие обоснованных решений и прочие погрешности в разработке, обнаруженные в ходе утверждения плана, могут быть признаны основанием для возврата документации на доработку.

В некоторых случаях разработка оперплана может потребоваться на стадии проектирования объекта — отсутствие круговых проездов, отсутствие или затруднение организации второго въезда на территорию, сомнения эксперта в возможности расстановки пожарной техники для ликвидации ЧС и многие другие причины могут послужить основанием для составления и согласования оперативного плана и обоснования принятых проектных решений.

Мы сделаем это оперативно и профессионально.

Состав оперативного плана пожаротушения

В соответствии с действующими нормативными документами план тушения пожара составляется в двух экземплярах (в письменном виде). Один передаётся на пост оперативного реагирования (пожарные части, станции), другой должен храниться непосредственно на объекте.

Разработка оперативного плана тушения пожара включает:

А. Формирование текстовой части
В этом разделе указываются индивидуальные особенности объекта, его место расположения, обязанности и порядок взаимодействия дежурных команд. Составляется инструкция для прибывших к месту ЧС спасателей и пожарных. При разработке текстовой части требуется описать особенности распространения огня (просчитывается неблагоприятный сценарий), наличие потенциально опасных факторов. Основной целью разработки является тщательная, структурированная проработка оперативного плана тушения пожара.
Б. Формирование графической части.
В графической части отражается точная схема расположения наиболее значимых объектов. Включаются данные:
— о пожарных водоемах
— о входах и выходах, в том числе запасных
— об оконных проемах
— о планировке помещений (каждого этажа)
— о подъездах, проездах (схема земельного участка)
Документ оформляется в форме графической схемы с использованием условных обозначений. Основными требованиями при утверждении документа является достоверность и доступность.
При разработке оперативного плана тушения пожара необходимо:
— описать методы борьбы с огнем (предлагаются лишь способы, учитывающие отраслевые и прочие особенности объекта)
— указать наиболее опасные участки
При разработке оперплана пожаротушения принимаются во внимание данные статистики, наличие в районе подразделений ГПС, добровольных дружин ПО и другие особенности объекта.

» обязанность подготовки оперативного плана тушения пожара возлагается на собственника объекта, однако из вышеизложенного видно, что качество разработки документа напрямую связано с профессионализмом разработчиков, и поэтому составление оперативного плана тушения пожара стоит доверить специалистам в данной области.

Особое внимание при разработке планов пожаротушения стоит обратить на объекты, отнесенные к следующим категориям:

— предприятия нефтяной и газовой отраслей (добыча, хранение, переработка, транспортировка и пр.)
— производители, использующие при выпуске продукции опасные химические реагенты, детские, культурные или медицинские учреждения
— транспортные компании (грузо- и пассажироперевозки)
— организации металлургической промышленности, а также машиностроительные заводы
Сотрудники нашей компании разработают и согласуют оперативный план тушения пожара на объекты любой сложности и отраслевой принадлежности, качественно и в оптимальные сроки.