Международное спортивное право понятие система. Объект и предмет исследования в физкультурно-спортивном праве


Системность называется в числе основных признаков права, характеризующих его сущность. Принято считать, что право представляет собой систему (от гр. «целое, составленное из частей», «соединение»), то есть совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, которая отличается определенной целостностью, единством.

Систему права традиционно определяют как объективно обусловленное объединение норм права в группы (институты, отрасли), связанные между собой, или же, наоборот, как естественным образом сложившееся разделение права на части. Объективность системы права связана с характером общественных отношений, регулируемых правом, отношений, которые составляют весьма широкую и неоднородную сферу.

Нельзя отбрасывать и субъективный характер системы права, определяющийся взглядами правоведов, исследующих и классифицирующих соответствующие нормы. По сути, от субъективного взгляда ученых зависят местоположение границ, отделяющих элементы системы права друг от друга. Именно поэтому существующие представления о количестве и номенклатуре отраслей российского права - не более чем определенные традиции, сложившиеся в отечественной правовой науке и являющиеся предметом непрекращающихся научных дискуссий и ревизий.

Вместе с тем вопрос определения в системе права сущности и места того или иного массива норм имеет существенное значение не только для научной, но и для практической юриспруденции, поскольку позволяет обозначить взаимосвязи в нормативном материале, которые необходимо учитывать как в правотворчестве, так и в применении права к реальным ситуациям и отношениям.

Приступая к такому определению, следует в первую очередь определиться с подходом к характеристике права в целом. Ни в коем случае не отрицая всего многообразия существующих в науке взглядов, оправданным видится нахождение в рамках, пожалуй, весьма типичного для современной российской юриспруденции подхода, рассматривающего право как систему юридических норм и акцентирующего внимание на таких их существенных признаках, как системность, государственноволевой и властно-регулятивный характер, единство естественного и позитивного в праве, осознанность, нормативность, формальная определенность, взаимообусловленность формы и содержания права. Такой подход можно охарактеризовать как современный нормативный подход 1 .

Для нас важно, обязательно связывая позитивное (сущее) право с нормоустановительной и обеспечительной деятельностью государства, отделить право от других соционормативных систем: корпоративных норм, обычаев, морали - также регулирующих отношения в сфере спорта. По формальным признакам иные социальные нормы похожи на юридические: они могут быть текстуально закреплены в соответствующих документах, приниматься по определенной процедуре, систематизироваться. Однако на этом сходство фактически заканчивается, ибо названные нормы не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государством, в том числе силой государственного принуждения. Поэтому такому свойству позитивного права, как государственная обеспеченность, принадлежит первостепенное значение .

Представления о структурном составе системы права формировались в отечественной юриспруденции в течение десятилетий. Принято считать, что основным элементом данной структуры является отрасль права - совокупность юридических норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих специфическим методом качественно однородную область общественных отношений.

Традиционно критериями отнесения норм права к отраслям являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - общественные отношения, регулируемые правом, а также объективно требующие правового регулирования. Поскольку право по своей основной сущностной характеристике является регулятором отношений в обществе, предмет правового регулирования - ключевой критерий дифференциации юридических норм по отраслям.

Метод правового регулирования - совокупность способов правового воздействия на определенную область общественных отношений - то есть на предмет регулирования.

Критерий метода правового регулирования был назван отечественными учеными-юристами в числе основных, используемых для дифференциации юридических норм по отраслям права, в середине XX в. Однако до сих дискуссионным является наличие особых отраслевых методов у многих отраслей права, само существование которых при этом никем под сомнение не ставится.

Собственно говоря, общеизвестными являются два метода правового регулирования - императивный и диспозитивный. Императивный метод (от лат. imperare - властвовать, управлять) определяет для субъектов правового отношения единственный правомерный вариант поведения. Этот метод характерен для публичных правоотношений, субъекты которых находятся в вертикальном подчинении, когда воля одного субъекта обязательна для другого субъекта. Основными способами правового регулирования в данном случае являются обязывание и запрещение. Диспозитивный метод (от лат. disposite - в порядке) предоставляет субъектам возможность самостоятельного выбора из представленных вариантов поведения либо из любых возможных незапрещенных вариантов поведения. Этот метод характерен для частных правоотношений, строящихся на основе автономии воли субъектов, формально (с точки зрения права) равных между собой. Основным способом правового регулирования в рамках диспозитивного метода является дозволение. Для спортивного права характерны оба указанных метода.

Отрасли, содержащие нормы права, распространяющие свое действие на всех субъектов права, именуются базовыми, или профилирующими. Такие отрасли составляют основу системы права, без них невозможно ее существование и функционирование. К числу базовых отраслей российского права, как правило, относят конституционное, гражданское, уголовное, административное, а также процессуальное право. В свою очередь, отрасли права, нормы которых действуют в конкретных сферах общественной жизни и применительно к специфическим субъектам именуются специальными. В отечественной системе это трудовое, семейное, уголовно-исполнительное, финансовое и земельное право.

Наряду с приведенными называемыми основными отраслями юристы выделяют отрасли комплексные - группировки правовых норм, регулирующих отношения в каких-либо определенных сферах деятельности и относящихся к разным отраслям права. В числе комплексных отраслей называют предпринимательское (хозяйственное) право, транспортное, жилищное, сельскохозяйственное, медицинское и военное право.

Фактически выделение границ комплексных отраслей осуществляется «вторым слоем» поверх предметной дифференциации правовой сферы основных отраслей. При этом выделение базовых отраслей права имеет большую научную и практическую ценность. Во-первых, это позволяет создавать комплексные учебные курсы, позволяющие преподавать основы правового регулирования в той или иной практической сфере человеческой деятельности. Во-вторых, объединение норм права, принадлежащих к различным основным отраслям права, не осуществляется произвольно: для данных комплексов характерно единство предмета, а также принципов правового регулирования.

Исходя из приведенных выше теоретических представлений в юридической литературе высказывались различные точки зрения на феноменологию спортивного права. В частности оно описывается как отрасль права, самостоятельная или комплексная, как правовой институт 1 . Ранее отдельными исследователями самостоятельность спортивного права отрицалась .

Несостоятельность рассмотрения спортивного права в качестве правового института становится очевидна, если обратить внимание на многообразие в институциональных образований, как частноправового, так и публично-правового характера, которые в силу своей уникальности даже при большом желании не могут рассмотриваться в качестве субинститутов в составе одного общего института. Состав таких институтов двойствен: с одной стороны, здесь можно выделить уникальные, не свойственные другим частям права и законодательства институты, с другой - иные правовые институты, известные в системе права и системе законодательства, представлены в спортивном праве со значительной спецификой, обусловленной своеобразием спортивной деятельности. В числе первой группы институтов можно назвать институты борьбы с допингом, драфта, институты видов спорта, Единой всероссийской спортивной классификации, сборных команд, в числе второй - институты гражданства, разрешения споров, юридической ответственности, трудового договора, перехода работников от одного работодателя к другому, аттестации работников, договора присоединения, спонсорства, страхования, агентирования, лицензирования, государственного контроля, признания и др.

Указанный довод также может быть использован и в доказательство невозможности включения спортивного права в состав какого-либо другого образования в системе права и законодательства: детально рассмотрев всю широту и многообразие отношений, составляющих предмет спортивного права, можно легко убедиться в невозможности их отнесения к предмету, в частности, административного, гражданского, трудового или какой-либо иной из общепризнанных отраслей права.

Представляется, что наиболее подходящей в данном случае будет теоретическая категория комплексной отрасли права . Нормы такой отрасли имеют единый предмет правового регулирования и общность правовых принципов.

Доказательством в пользу данного подхода является наличие сразу всех необходимых признаков, позволяющих говорить о сложившемся комплексном отраслевом характере спортивного права:

  • наличие единого предмета правового регулирования - специфичных отношений в сфере спорта;
  • наличие базового документа - Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ», осуществляющего системообразующую функцию в рамках рассматриваемой отрасли;
  • наличие единых принципов правового регулирования отрасли;
  • наличие значительного числа согласующихся между собой источников спортивного права различного уровня и их непрерывное развитие;
  • наличие специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, - Министерства спорта России;
  • активно складывающиеся институты спортивного права, не характерные для других структурных частей систем права и законодательства;
  • современная государственная политика и регулирование в области физической культуры и спорта, предполагающие приведение всего массива соответствующих нормативных правовых актов в стройную систему с учетом понимания спортивного права как комплексной отрасли законодательства.

Исходя из указанных выше признаков рядом исследователей спортивное право рассматривается также в качестве комплексной отрасли законодательства 1 - обособленной группы нормативных правовых актов, содержащих нормы нескольких отраслей права, при этом объединенных предметным единством, а также едиными принципами, в основе которых лежит базовый законодательный акт .

Одновременно, помимо норм, содержащихся в актах законодательства, связь которых с государством очевидна, к спортивному праву нередко относят также корпоративные нормы и акты, а также ряд международно-правовых норм. Поэтому спортивное право может быть рассмотрено в разных ипостасях, и встает вопрос о границах этой сферы.

Во-первых, стоит сказать о границах содержательных объемов, которые возможно вложить в понятие спортивное право. В наиболее широком смысле спортивное право может быть рассмотрено как составная часть правовой системы - целостный комплекс правовых явлений, связанных со спортом, - без ограничения правовой системой национального уровня, поскольку в силу международного характера многих спортивных отношений их регламентация осуществляется также на межнациональном (наднациональном) уровне. В таком случае спортивное право включает как соответствующий нормативный массив и систему источников, так и другие элементы, соответствующие прочим элементам правовой системы: спортивную правовую культуру, включающую спортивное правосознание и спортивно-правовую идеологию, институты, осуществляющие деятельность в сфере спортивного права, практику спортивного права и т. д.

Вместе с тем, руководствуясь традиционным для российской правовой науки нормативным подходом, в большинстве случаев спортивное право представляют как систему правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере спорта , то есть как часть системы права.

Во-вторых, определенные границы возможны внутри самого спортивного права. В частности, можно вести речь о классификации общественных отношений собственно спортивной природы и тех, которые сопутствуют спорту. Представляется, что подобная позиция имеет право на существование, как, например, имеет право на существование позиция, разграничивающая трудовые и другие тесно связанные с ними отношения 1 , образовательные отношения и сопутствующие им . При этом в данной связи не следует забывать, что мы ведем речь о разграничении и классификации внутри спортивного права, и как собственно спортивные, так и сопутствующие отношения входят в его предмет.

Особенностью сферы спорта является дифференциация на виды. Поэтому отдельной проработки требует вопрос о возможности специального правового регулирования отдельных видов спорта. В частности неоднократно высказывалось мнение о необходимости отдельного законодательного регулирования футбола.

Можно очертить и внешние границы спортивного права, отделяющие его от иных нормативных правовых регуляторов в рассматриваемой сфере. К настоящему времени сфера спорта регулируется как широко возрастающим количеством государственных нормативных правовых актов: законов и подзаконных нормативных правовых актов органов государственной власти и муниципальных правовых актов, - так и правовых актов делегированного государством локального правотворчества, а также актов неправового корпоративного нормотворчества. В связи с этим необходимо придерживаться строгого терминологического различия между понятиями локальные акты (нормативные правовые) и корпоративные акты.

Характерно, что в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ» правила видов спорта, разрабатываемые международными спортивными федерациями, требуют подтверждения на национальном уровне. Схожий порядок недавно был установлен и в отношении международных и национальных антидопинговых правил. Представляется, что указанный механизм лишний раз свидетельствует о необходимости придания корпоративным нормам отсутствующего у них правового характера путем их утверждения в виде нормативных правовых актов.

В настоящее время активно развивается понятие так называемого мягкого спортивного права - по сути тех же корпоративных актов - и подходы к его определению . Указанная группа нормативных актов занимает своего рода пограничное положение, когда перед нами стоит задача «демаркации» спортивного права. Вместе с тем, затронув еще раз фундаментальную проблему правопонимания, необходимо указать, что отношения в сфере спорта регулируются широким спектром социальных норм, однако под спортивным правом следует понимать только ту их часть, которая, даже в условиях определенной автономии спорта, создается или санкционируется и обеспечивается государством.

Внешние границы спортивного права связаны, кроме того, с моментом предметного разграничения спортивного права и иных образований в системе права. С учетом комплексную природу описываемого явления, речь, конечно, не идет о соотношении спортивного права с базовыми отраслями права. Однако в некоторых случаях может иметь место проблема демаркации спортивного права и иных комплексных образований - например, предпринимательского права 1 . Отдельной проблемой можно обозначить разграничение отношений в сфере спорта, в частности спортивной подготовки и образовательных отношений, регулирующихся образовательным правом . В научной литературе также отмечается тесная связь спортивного права с законодательством о здравоохранении, о социальной защите населения, о местном самоуправлении и др. При этом примыкание к спортивному праву институтов административного, трудового, гражданского и иных отраслей права не меняет их отраслевой принадлежности .

Наконец, внешне спортивное право как явление национального права необходимо разграничивать с его проявлениями наднационального и международного характера.

С. В. Алексеев вводит понятие международного спортивного права, которое предлагает рассматривать как систему специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения, складывающиеся в международной спортивной сфере. При этом международное спортивное право, по его мнению, объединяет нормы международного права и национального законодательства .

Учитывая дискуссионность самого понятия международного права и вопроса его структуры, а также то, что данная проблематика лежит за пределами объекта и предмета нашего исследования, тем не менее, следует помнить о:

  • несовпадении субъектного состава международного права 1 и состава участников отношений, складывающихся в международной спортивной сфере: большинство участников таких отношений - спортсмены и их коллективы, национальные спортивные федерации и другие - в традиционном понимании не являются субъектами международного публичного права;
  • применимости к правовым конфликтам в сфере спорта «с иностранным элементом» прежде всего не норм международного публичного права, а - в соответствии с правилами международного частного права - норм национального правопорядка либо норм международных спортивных организаций, санкционированных национальными правопорядками, на которых эти международные спортивные организации основывают свою деятельность .

Таким образом, мы рассматриваем спортивное право как комплексную отрасль внутригосударственного, российского права, при этом осознавая, что оно является частью сложного и многоуровневого феномена, именуемого спортивным правом.

А. В. Мицкевич применительно к системам права и законодательства утверждал, что обособить возможно лишь то, что обособленно в реальности, в общественных и правовых отношениях . Особенности различных отраслей правового регулирования выражаются в структуре правоотношений, соотношении прав и обязанностей, составе участников и их правовой характеристике, средствах воздействия на поведение участников - отмечала Р. О. Халфина . Таким образом, сама возможность вести речь о спортивном праве как о явлении объективной действительности, давать ему какие-либо характеристики немыслима без обоснования наличия обособленного предмета - тех реальных специфичных общественных отношений, регулируемых спортивным правом.

Первичную характеристику спорта и физической культуры, казалось бы, можно было получить на основе их легальных определений. Так, п. 12 и 26 ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» содержат следующие дефиниции:

«Спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;

Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития».

Однако на практике соотнесение указанных определений весьма неоднозначно и становится острой проблемой. Так, А. А. Исаевым было подсчитано, что в различных источниках содержится более 200 различных понятий спорта".

Вместе с тем, поскольку в приведенных выше легальных дефинициях спорт определяется через общий термин «сфера деятельности», то есть как совокупность общественных отношений, а физическая культура - как «часть культуры», следует осознанно употреблять термин «спортивное право», а не «физкультурно-спортивное», например, понимая под предметом спортивного права общественные отношения, складывающиеся в сфере спорта по поводу участия человека в соревнованиях и подготовки к ним. Для их обозначения мы используем термин «спортивные отношения», а когда указанные отношения урегулированы правом, то также оправданно употребление терминов «спортивно-правовые отношения», или «спортивные правоотношения».

Специфика спортивных правоотношений как особой группы урегулированных правом общественных отношений заключается в их отличительных признаках, к которым относятся:

  • направленность на удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей человека;
  • ориентированность на соревновательную (состязательную) деятельность и (или) подготовку к ней;
  • детальная регламентированность как результатов соревновательной деятельности человека, так и способов и отдельных действий по их достижению;
  • стабильность спортивных отношений и регламентирующих их норм;
  • ограниченность применения принципа эквивалентности.

Кроме того, специфика проявляется в особом субъектном составе

спортивных правоотношений.

В качестве особого вида правовых отношений спортивные правоотношения рассматриваются целым рядом отечественных исследователей. Так, А. А. Соловьев утверждает, что спортивные отношения представляют собой совершенно особый вид общественных отношений, не свойственный предмету регулирования отраслей в традиционной классификации: для их регулирования не может быть применен императивный метод, их невозможно свести к понятию услуги 1 .

Возможна, хотя иногда и затруднительна, классификация отношений в сфере спорта в соответствии с делением спорта на составные части. В таком случае можно говорить об отношениях в сферах профессионального спорта, спорта высших достижений, любительского, массового, адаптивного, детско-юношеского спорта и т. д. Здесь можно отметить, что, хотя такая дифференциация и установлена законодательно, она имеет философско-историческую природу и разрабатывается и описывается прежде всего не юристами, а исследователями самого феномена спорта .

Отношения в обществе сегодня регулируются одной довольно сложной и обширной категорией, которая имеет название «право». Существование этого явления было обусловлено развитием социальных формаций. Постепенный переход человечества от родоплеменных объединений к государственным повлек необходимость создания механизма, который стал бы основным регулятором внутренних процессов подобных структур. Таковая категория была создана. Её конкурентоспособность была доказана исключительной эффективностью в процессе координирования отношений совершенно разной направленности.

При этом право в течение всей человеческой истории постоянно развивалось. На сегодняшний день оно есть настоящей системой, в которую входят разные по своей сути юридические отрасли. К тому же право не является одинаковым на всей планете. Экономические, исторические и этнические особенности каждого государства сильно влияют на юридическую категорию. Тем не менее, международная сфера сейчас приобретает все большую актуальность. Ведь большинство типов человеческой деятельности стали чаще выходить на всемирный уровень.

Отличным примером есть спорт. Сегодня состязания в разных видах спорта - это не только борьба за победу и первенство, но еще и тонкая политическая игра, особенностями которой пользуются многие государства. Поэтому данная сфера деятельности человека регулируется специальной а именно спортивной.

Международная отрасль регулирования: понятие

Международное спортивное право - это одна из отраслей классической международной сферы координирования. Поэтому рассмотрение категории необходимо начинать с анализа её истоков. Международное право существовало далеко не всегда, однако является поистине старинной отраслью. В теории оно представляет собой совокупность юридических норм и регулируемых ими правоотношений, в которых присутствует иностранных элемент.

Существуют также иные взгляды на проблематику этой отрасли. Например, некоторые ученые рассматривают международное право, исключительно как совокупность специальных нормативных актов, сторонами в которых есть суверенные государства. Развитие представленной отрасли началось давно, ведь дипломатия была известна уже во времена Древнего Египта, Греции, Рима и т.д. Заключенные между древними государствами соглашения стали примером первых международно-правовых отношений. Что касается современности, то в XXI веке отрасль разделена на несколько отдельных частей. Это обусловлено рядом достаточно специфических особенностей.

Что повлекло разделение международной отрасли?

Спортивное право есть относительно молодым структурным элементом ранее упомянутой сферы регулирования. Его появление обусловлено процессом развития и популяризации общественных отношений определенного рода. Забегая немного вперед, следует отметить, что спортивное право - это группа взаимосвязанных юридических норм, то есть, похожих или же однородных. Возникновение и последующее развитие подотрасли обуславливается тремя объективными факторами:

  • появлением новых, быстро набирающих популярность отношений в обществе;
  • фактической заинтересованностью нескольких государств в установлении правового порядка в новой среде общественных отношений;
  • разработкой, созданием и признанием общеправовых начал в новой сфере человеческой деятельности.

Таким образом, развитие новой отрасли или подотрасли возможно в том случае, если она есть актуальной для международного сообщества. В данном случае спортивное право является примером отрасли, уровень популярности и востребованности которой на сегодняшний день возрастает все больше. Поэтому представленную сферу регулирования можно рассматривать как самостоятельное явление.

Понятие спортивного права

Итак, выше мы рассмотрели ключевые особенности международной юридической отрасли в целом. В данном случае возникает логичный вопрос о том, что собой представляет международное спортивное право. Согласно общему мнению большинства ученых МСП, это целая система однородных юридических норм и устоявшихся правил, которыми регулируются отношения общественного характера в сфере спортивной деятельности. Ключевым фактором подобного взаимодействия социума есть его международный характер. То есть, мы говорим о спорте не в контексте одной страны, например России, а о деятельности, которая объединяет в себе интерес большого количества разных государств.

Что такое международная спортивная деятельность?

Любая правовая отрасль регулирует человеческую работу в определенной сфере. Физкультурно-спортивное право есть системой юридических норм. Это говорит о направленности его регулирования, ключевым объектом которого есть международная спортивная деятельность. Эта категория включает в себя массу относительно самостоятельных моментов. Другими словами, международную спортивную деятельность можно представить как:


Предмет сферы юридического регулирования

Анализируя все представленные выше ведомости, можно сделать вывод, что предметом спортивной отрасли есть отношения, возникающие в процессе осуществления субъектами спортивной деятельности мирового уровня. Но особенности данной сферы регулирования проявляются не только в структуре её предмета. Большое значение также имеют принципы и система спортивного права.

Структура отрасли

Любая правовая сфера регулирования есть системой по своей сути. В этом факте заключен принцип эффективного координирования общественных отношений юриспруденцией в целом. Спортивное право в данном случае не является исключением из правил. Его система поделена на институты и отдельные нормы. В данном случае мы не можем говорить о подотрасли МСП, ведь оно само является часть международного права. Характерной чертой системы спортивной отрасли является её открытость. Другими словами, субъекты МСП, то есть отдельные государства, могут его изменять посредством собственных национальных юридических систем.

Принципы спортивного права

Любая юридическая система регулирования общественных отношений имеет определенные исходные положения. В основу спортивного права также входят специфические принципы. Вообще, их система в рамках МСП довольно обширна, что обусловлено наличием нескольких групп. Спортивная школа права имеет некоторые общие принципы, структура которых включает в себя следующие основополагающие положения, а именно:

  • принцип добросовестности выполнения обязательств;
  • положение об уважении человеческих свобод;
  • принцип унификации норм и институтов МСП;
  • принцип всеобщей технологизации.

Представленные исходные положения можно встретить не только в рамках международного спортивного права.

Они существуют также в иных подотраслях международной и национальных сфер регулирования общественных отношений. Однако есть также специальные принципы МСП, которые отображают всю специфику и суть представленной в статье категории. Исходные положения такого рода регулируют конкретные отношения, связанные с:

  • проведением Олимпийских игр;
  • тренировочной деятельностью;
  • развитием МСП и всемирного спорта и т.п.

Таким образом, за счет данных принципов международное спортивное право существует в виде самостоятельной отрасли. При этом её исключительный характер также обусловлен наличием иных особенных категорий в структуре МСП.

Метод правового регулирования

Международное, российское спортивное право и аналогичные отрасли иных государств объединяет факт наличия определенных приемов и способов, которыми осуществляется регулирование общественных отношений. В теории это называется методом юридического координирования. В МСП регулирование осуществляется посредством целенаправленного воздействия на спортсменов, организации и других субъектов отрасли. Набор методов является довольно широким и включает в себя:

  • децентрализованное и ;
  • субординация, координация интересов отдельных сторон;
  • регулирование жесткого и мягкого характера.

Следует отметить, что в большинстве случаев используется метод двухстороннего воздействия на государства-участники. Иными словами, допускается проявление инициативы, но при условии следования общепринятым в спортивном сообществе правилам.

Отраслевые источники

Изучение любой существующей на сегодняшний день отрасли права невозможно без проведения анализа её источников. Международное спортивное право характеризуется определенной двойственностью в этом вопросе. Вся система источников делится на внутригосударственную и международно-правовую группу. В первом случае мы говорим о национальном законодательстве субъектов регулирования МСП, судебных прецедентах этих стран. Таким образом, источником в данном случае признается вся совокупность юридических норм отдельных держав. Международно-правовые источники есть более конкретными. Ведь в них заключены нормы, регулирующие отношения, входящие в компетенцию непосредственно МСП.

Источники международного характера

На сегодняшний день теоретики выделяют четыре формы МСП. Сюда непосредственно относится:

  • договор международного характера;
  • международно-правовой обычай;
  • акты спортивных организаций;
  • судебные прецеденты международных инстанций.

Представленные источники рождаются в процессе общей деятельности субъектов МСП. Например, права спортивной федерации какого-либо типа позволяют ей принимать определенные акты по вопросам внутренней организации или по внешнему взаимодействию. Если структура имеет международный характер, то выданный акт является эталонным и автоматически приравнивается к источнику МСП.

Заключение

Таким образом, международное спортивное право - это самостоятельная, вполне сформированная на сегодняшний день структура, которая имеет собственную систему и метод нормативного регулирования. Её развитие необходимо продолжать, ведь мировой спорт неустанно эволюционирует в XXI веке.

Переход экономики от планового ведения хозяйства к рыночным отношениям должен сопровождаться фундаментальной правовой реформой. В настоящий период в Российской Федерации в существенной мере сформирована новая законодательная основа для проведения дальнейших рыночных реформ. Приняты новые основополагающие рыночные за­коны - Консти­туция и Гражданский кодекс РФ, которые позволили осуществить переход от административно-командных ме­тодов управления народным хозяйством страны к экономическим, фи­нансовым и другим рычагам регулирования деятельности производителей, большая часть которых из адресатов плановых заданий, обязательных для неукоснительного исполнения и исходящих от государства, превратилась в самостоятельно хозяйствующие субъекты.

Данные изменения не могли не затронуть и нормативно-правовой комплекс, регулирующий сферу физической культуры и спорта в России. Формируется и обновляется физкультурно-спортивное законодательство страны, принимаются новые законы, подзаконные нормативно-правовые акты, соответствующие рыночным отношениям, целям и задачам развития гражданского общества и формирования правового государст­ва. В условиях интеграции России в мировой рынок новое отечественное законодательство должно основываться на опыте международного сотрудничества и коррелироваться с меж­дународными соглашениями и конвенциями.

Правовое воздействие на деятельность в сфере физкультуры и спорта осуществляется, в частности, в следующих направлениях:

определение статуса субъекта физкультурно-спортивной деятельности, его прав и обязанностей;

установление юридической ответственности участника физкультурно-спортивной деятельности;

опосредствование отношений субъекта физкультурно-спортивной деятельности с другими юридическими и физическими лицами, а также органами государственной власти и местного самоуправления;

регламентация порядка деятельности и управления физкультурно-спортивной организации на локальном уровне.

В ходе развития и совершенствования современной правовой теории и практики, предопределяемых переходом России к рыночной системе хозяйствования, объективно вырастает новая отрасль права - юридическая наука, и учебная дисциплина - «Физкультурно-спортивное право (Правовое регулирование физической культуры и спорта в Российской Федерации)». В последнем должны выделяться наиболее важные аспекты, связанные именно с регулированием физкультуры и спорта, оно наиболее полно освещено законодательством, регламентирующим данную деятельность и специфику ее применения. Это новое направление права должно охватывать, на наш взгляд, широкий круг проблем, в частности:

физическая культура и спорт в Российской Федерации как объект правового регулирования;

организационно-правовые основы государственного управления физической культурой и спортом;

правовое регулирование профессионального спорта в Российской Федерации;

правовое регулирование сферы студенческого спорта в Российской Федерации;

правовое регулирование детско-юношеского спорта в Российской Федерации;

правовое обеспечение общественных физкультурно-спортивных объединений;

правовое положение Государственного фонда физической культуры и спорта в Российской Федерации;

правовое положение Олимпийского комитета России;

правовое положение Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО).

Раскрывая понятие и содержание физкультурно-спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юридической доктрине. Согласно общей теории права, принято считать, что базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкое соединение правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Господствующее положение отрасли в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособ­ленные объединения общественных отношений, играющих сущест­венную роль в организации общественной жизни. Вместе с тем обособленный нормативно-правовой массив, являющийся специфическим компонентом отрасли права и регулирующий разно­видность определенного вида общественных отношений, пред­ставляет правовой институт. Родственные ин­ституты могут образовывать подотрасли права. Например, отраслью права является гражданское право, а его подотраслью - обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обо­гащения, предусмотренные главой 60 ГК РФ, а одна из норм этого института, наименьший элемент системы права, (ст. 1105 ГК РФ) регламентирует вопросы возмещения стоимости неоснователь­ного обогащения.

Основаниями для деления права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права. Под методом понимается система регулятивного воздействия, которое характеризуется специфическими способами регулирования. В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего собой метод правового регулирования. Таким образом, предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой. Если в науке возникает полемика, связанная с образованием новой отрасли, то сутью такого спора станет обособление предмета этой отрасли от смежных отраслей и выяснение особенностей метода правового регулирования.

В юридической науке принято выделять базовые и комплексные отрасли права. К базовым относятся отрасли конституционного, уголовного, трудового, гражданского, административного права. Вместе с тем в системе российского права имеются образования комплексного характера, такие как транспортное, банковское, коммерческое, конкурентное, информационное, налоговое, экологическое и, как нам видится, физкультурно-спортивное право. Данные образования являются комплексными, так как входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, нормы физкультурно-спортивного права можно совершенно четко распределить по следующим основным отраслям: гражданское, хозяйственное (предпринимательское), административное, финансовое и процессуальное право. Все это говорит о том, что с позиции принципов построения российской правовой системы физкультурно-спортивное право не представляет собой самостоятельную отрасль, как, к примеру, конституционное, административное, гражданское, трудовое, международное, уголовное право. Оно является комплексной отраслью, поскольку в физкультурно-спортивном праве интегрируются нормы, которые по своей природе являются админи­стративными, гражданскими и др., что детерминируется спецификой обществен­ных отношений, регулируемых физкультурно-спортивным правом. В то же время с точки зрения учебной дисциплины российское физкультурно-спортивное право является вполне самостоятельным предме­том, содержащим большой правовой массив, который отлича­ется многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Предметом физкультурно-спортивного права как норматив­но определенной комплексной отрасли права, представляющей собой совокупность правовых норм и институтов, являются горизонтальные обществен­ные отношения, связанные с различными направлениями физкультурно-спортивной деятельности и возникающие между физкультурно-спортивными организа­циями и другими субъектами. Это могут быть и некоммерческие отношения, а также связанные с го­сударственным регулированием физкультурно-спортивной деятельности в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предмет права в сфере физической культуры и спорта имеет следующий ряд особенностей, которые необходимо учитывать при определении метода правового регулирования:

рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;

многосторонние физкультурно-спортивные и производственно-хозяйственные отношения, возникающие в силу различной деятельности субъектов РФ, участвующих в физкультурном движении, а также из-за разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отдельных спортивных организаций;

самостоятельность физкультурно-спортивных организаций в выборе организационно-правовой формы федерации, общества, клуба, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, ассортимента выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, системы управления, стратегии развития и т.п.;

возможность создания физкультурно-спортивными и физкультурно-оздоровительными организациями собственных акционерных механизмов взаимодействия по мере развития акционерного предпринимательства;

организация деятельности и управления на базе разнообразных по своей природе механизмов.

В правовой науке получили распространение различные взгляды на метод правового регулирования. Господствующей является следующая научная позиция: каждая отрасль характеризуется специфическими правовыми средствами воздействия на определенный вид общест­венных отношений. Вместе с тем нередко отрасли права регулируют не только типичные для них общественные отношения, но и отношения, тесно связанные с ними. В таких случаях метод правового регулиро­вания включает характерные не только для данной отрасли, но и для других от­раслей права юридические средства и представляет собой сочетание нескольких методов правового регулирования, а строже говоря, некий интегрированный метод.

В общетеоретическом аспекте метод правового регулирования включает в себя следующие элементы:

характер общего юридического положения субъектов, т.е. правоспособность, дееспособность, компетенция, отношения внутри себя (подчиненности, соподчиненности, равноправия);

характер оснований возникновения, изменения или прекращения правоотношений, т.е. юридических фактов (договор, решение суда по гражданскому делу, приговор по уголовному делу, являющийся основанием для возникновения исправительно-трудового правоотношения, акты действия);

характер юридических последствий для субъекта права (положительные, отрицательные, штраф, взыскание, пеня и пр.).

В соответствии с предметом физкультурно-спортивного права, законодательством предусматривается возникновение прав и обязанностей как на основании за­ключенного договора, так и в силу акта применения права, например предписания органа исполнительной власти - Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму. Кроме того, права и обязанности могут прямо вытекать из закона, например, обязанность лицензирования некоторых спортивных услуг. Диспозитивные нормы физкультурно-спортивного права предоставляют возможность в дискреционном порядке, по собственному усмотрению решать вопрос об объеме прав и обязанностей. Также существуют рекомендательные нормы компетентных органов, которые необходимо принимать во внимание в ходе физкультурно-спортивной деятельности. Императивные нормы носят обязательный характер, исчерпы­вающе предписывают объем или обязанность субъективного права. Субъекты физкультурно-спортивных правоотношений могут находиться в равноправном положении, например при горизонтальных отношениях между спортивным магазином и покупателем или при вертикальных отношениях между субъектами физкультурно-спортивной деятельности и государством, в частности предприятием спортивного бизнеса и антимонопольным органом. Охрана установленных прав и применение санкций за невыпол­нение обязанностей могут осуществляться различными средствами: граждан­ско-правовыми, административными, уголовными – тогда, когда это диктуется публичными интересами.

Таким образом, метод правового регулирования представляет собой соединение императивного и диспозитивного регулирования, а основные способы (приемы) правового регулирова­ния сводятся к пози ивному принуждению, дозволению и запрету.

Метод правового регулирования есть поте нциал права, реализующий его задачи, т.е. обеспечивающий обращение к праву и его реализацию в ответ на возникнове­ние либо возможность возникновения (проектирование) неко­торой группы юридических фактов, образующих часть предме­та права. Этот потенциал реализуется через систему средств воздействия на различные общественные отношения. Каждое из этих средств имеет собственно преобразующее дей­ствие и может оказаться критерием классификации отраслей, ин­сти утов

Механизм управления спортивно-хозяйственной деятельностью носит комплексный характер, следовательно, в нем должны комплексно использоваться различные методы правового регулирования. В связи с этим правовое регулирование сферы физкультуры и спорта невозможно вместить в рамки одного метода. В то же время и сама эта сфера имеет комплексный характер и ей присущи методы, характерные для комплексных отраслей права.

Итак, из всего сказанного можно сделать вывод, что в качестве метода физкультурно-спортивного права выступает синтез-метод, сочетающий в себе диспозитивный, рекомендательный и императивный регулятивный режим.

Рассматривая физкультурно-спортивное право как формирующуюся комплексную отрасль российского права, нельзя не остановиться на характеристике её принципов и функций. В общетеоретическом плане под принципами права понимаются основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность. В пере­воде с латинского слово "принцип" означает первооснову какого-либо явления, базовое положение. Принципы являются объективными свойствами права. Они отражают за­кономерности общественного развития, потребности данного общества. В этом их социальная детерминированность, зависимость от реальных жизненных условий. Так, Фридрих Энгельс в работе «Анти-Дюринг» писал: «Принципы верны лишь постольку, поскольку они соот­ветствуют природе и истории»

Принципы права не есть результат субъективного усмотрения законодателей или ученых, они являются органически присущими праву каче­ствами. Юридическая доктрина лишь выявляет, аргументирует, исследует и систематизирует их, а также показывает их роль, значение, содержание и функционирование.

Что касается принципов правового регулирования в сфере физической культуры и спорта, то они представляют собой основополагающие начала, которые должны распространяться на всю систему правовых норм, регулирующих физкультурно-спортивную и производственно-хозяйственную деятельность, и обеспечивать целенаправленное воздействие на физкультурно-спортивную деятельность и её субъекты.

Принципы права могут быть закреплены в его конкретных нормах, а также могут и логически выводиться из их совокупности. Для физкультурно-спортивного права можно выделить ряд основных прин­ципов правового регулирования данной деятельности, включая следующие.

I. Принцип законности. Он является общеправовым, а его реализация - основой построения правового государства. Применительно к физкультурно-спортивному праву законность в маркетинговой деятельности предполагает реализацию трех основных положений:

Физкультурно-спортивная деятельность должна осуществляться строго в рамках требований существующего законодательства.

В основе регулирования большей части физкультурно-спортивной деятельности лежит правило: разрешено все то, что не запрещено законом.

Органы государства, связанные со сферой физкультуры и спорта, должны применять другую формулу: запрещено все то, что прямо не разрешено. Государство должно обеспечить закон­ность правовых актов, а также деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих физкультурно-спортивную деятельность. Например, ст. 13 ГК РФ устанавливает условия и порядок признания недействитель­ным акта государственного органа и органа местного самоуправления. Укреплению законности содействует также правило о необходимости регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Ми­нюсте РФ.

II. Принцип свободной экономической деятельности. Он провозглашен в ст.ст. 8 и 34 Конституции РФ. Так, каждый имеет право на свободное ис­пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Свобода экономической деятельности подразумевает, в частности, право субъекта физкультурно-спортивной деятельности начи­нать и вести ее в любой не запрещенной зако­ном форме, с применением любых, допущенных к обороту видов имущества; право на получение, использование и передачу достовер­ной информации; свободу от принудительной и неправомерной деятельности как в силу влияния других субъектов, так и в силу указаний органов государственной власти; возможность субъекта физкультурно-спортивной деятельности обжаловать решения и действия государства и его органов, а также органов местного самоуправления и долж­ностных лиц, если эти решения и действия генерируют ограничение данной свободы; и, наконец, право на защиту законных интересов экономически слабой сто­роны в процессе физкультурно-спортивной деятельности (например, защита прав потребителей продукции (работ, услуг) организаций, оказывающих и выполняющих физкультурно-оздоровительные и спортивные, в том числе спортивно-технические, услуги и работы, а также производящих и реализующих физкультурно-оздоровительную, спортивную и туристскую продукцию).

Не имеют права на вмешательство в частные дела субъектов физкультурно-спортивной деятельности и любые третьи лица, не связанные с ними соответствующими договорными отноше­ниями. Так, одним из принци­пов банковских сделок, расчетов в народном хозяйстве является невме­шательство банка в договорные отношения предприятий.

В то же время необходимо отметить, что эта свобода не безбрежна и может быть ограничена на основании федерального закона в интересах государства и общества в той степени, в которой это необходимо в целях за­щиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, экологической безопасности, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства (например, лицензирование деятельности и сертификация товаров, работ и услуг).

III. Принцип государственного регулирования рыночных отношений. Очевидно, что свободная рыночная экономика может быть таковой лишь в условиях государственного регулирования. При этом в настоящий период в ходе государственного регулирования физкультурно-спортивной деятельности во главе угла стоит проблема соблюдения баланса частных интересов участников данной деятельности и публичных интересов государства и общества.

IV. Принцип единого экономического пространства. Ст.ст. 8 и 74 Конституции РФ провозглашают на всей территории Российской Федерации свободное пере­мещение товаров, услуг и финансовых средств. Другими словами, согласно Основному закону, на территории Российской Федера­ции не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансо­вых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные ис­полнительные органы власти, ни органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации не вправе вводить такие ограничения по собственной ини­циативе. Данный общеправовой принцип актуален прежде всего в сфере реализации продукции отечественными организациями, связанными с бизнесом в области спорта, в различных каналах товарораспределения.

V. Принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты. Данный конституционный принцип провозглашен в ст. 8 Конституции РФ и закла­дывает основы имущественного правопорядка в экономике. Так, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы соб­ственности. В соответствии с этим принципом законодательством не могут устанав­ливаться какие-либо преференции или ограничения любых форм соб­ственности для субъектов, осуществляющих маркетинговую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, а действующее законодательство предусматривает одинаковые для всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности правила защиты любой формы собственности. Таким образом, сегодня устранен существо­вавший ранее приоритет в защите государственной собственности. Согласно п. 3 ст. 35 Конституции РФ, а также ст.ст. 16, 235 ГК РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Статьи 235, 237 - 243, п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. 282, 285, 293 ГК РФ устанавливают исчерпывающий перечень основа­ний принудительного прекращения права собственности. При этом безвозмездное изъятие имущества у собственника возможно только по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонаруше­ния. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, прекращающие право собственности, могут быть обжалованы в судебном порядке. Споры о возмещении убытков также разрешаются судом.

VI. Принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости предпринимательской дея­тельности в сфере физкультуры и спорта, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию. Этот принцип также представляет собой одно из основополагающих правовых начал физкультурно-спортивного бизнеса и вытекает из статей 8 и 34 Конституции РФ. Государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных начал рынка как основного регулирующего механизма, ограни­чение и пресечение монополизма в любых его противоправ­ных проявлениях, обеспечение регулирующего воздейст­вия на области естественных и государственных монополий, а также принятие и реализацию законодательства, которое бы эффективно способствовало увеличению количе­ства поставщиков, покупателей и других субъектов предпринимательской деятельности в сфере физкультуры и спорта на отечественных рынках. Симптоматично, что в п. 1 ст. 1 ГК РФ закреплено равенство участ­ников предпринимательской деятельности, неприкосновен­ности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления и вос­становления нарушенных прав в сфере экономической дея­тельности, их судебной защиты.

Данный принцип развивается и конкретизируется в Законе РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистичес­кой деятельности на товарных рынках», а также в новом Федеральном законе от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Соблюдение этого начала является непременным ус­ловием развития рыночной системы хозяйствования и осуществления физкультурно-спортивного бизнеса в Российской Федерации.

VII. Принцип свободы договора, опосредующего отношения в сфере физкультуры и спорта. Особое место в ряду специальных начал физкультурно-спортивного права занимает принцип свободы договора, который необходимо рассматривать в нескольких аспектах. Договор могут заключить любые лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере физкультуры и спорта и удовлетворяющие требованиям хозяйственной правосубъектности. Субъекты физкультурно-спортивного права свободны в выборе контрагента по договору.

Участники хозяйственной деятельности в сфере физкультуры и спорта свободны в за­ключении договора. Понуждение к заключению договора не допуска­ется, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом или другим законом (в частности, обязанность коммерческой организации в публичном договоре - ст. 426 ГК РФ) или добровольно принята на себя в обязательстве (напри­мер, в предварительном договоре - ст. 429 ГК).

Стороны имеют право вы­брать любой из предусмотренных в законе вид договоров или заключить договор, не предусмотренный законом или иными правовы­ми актами, в том числе представляющий синтез-конструкцию, сформированную из элементов различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Кроме того, в соответствии со ст. 421 ГК РФ стороны, по общему правилу, определяют условия договора в дискреционном порядке.

Юри­дические функции права представляют собой направления правового воздействия на об­щественные отношения, где право реализуется через специаль­ные, присущие только этой нормативной системе юридические средства шеуказанными принципами в отношении предмета физкультурно-спортивного права путем применения метода физкультурно-спортивного права осуществляются функции этой отрасли. Существуют две основные юридические функции физкультурно-спортивного права: регулятивная и охранительная.

Суть регулятивной функции, заключающейся в регламентации физкультурно-спортивных правоотношений, можно характеризовать следующими положениями:

фиксация субъектного состава физкультурно-спортивных правоотношений;

определение круга юридических фак­тов, с которыми нормы физкультурно-спортивного права связывают наступление тех или иных юридических последствий;

формирование прав и обязан­ностей участников физкультурно-спортивных правоотношений.

В основе регулятивной функции физкультурно-спортивного права лежат дозволяющие и обязывающие юриди­ческие нормы.

Сущность охранительной функции физкультурно-спортивного права, в основе которой нахо­дятся прежде всего запрещающие правовые нормы, заключается в пра­вовом воздействии, направленном на охрану физкультурно-спортивных отношений. Охранительная функция включает установление санкций и составов правонарушений, образующих основания для юридической от­ветственности как гражданской, так и административной или уголовной.

Нельзя не обратить внимание на то, что дифференциация регулятивной и охра­нительной функций как отдельных видов правово­го воздействия имеет некоторую теоретическую условность, поскольку и регулятивная, и охранительная функции реализу­ют основное назначение физкультурно-спортивного права – регулировать физкультурно-спортивные отношения и обеспечивать их стабильность, устой­чивость, независимость от внешних негативных факторов.

И последнее. Сегодня в России происходят серьезные изменения в правовом пространстве, обусловленные переходом к рыночной экономике. Возрастает и расширяется роль законодательства, обслуживающего сферу физкультуры и спорта в Российской Федерации. Физическое воспитание граждан в нашей стране является неотъемлемым компонентом здорового образа жизни населения и развития спорта. Велика и бесспорна роль развития физкультуры и спорта и в формировании мирового общественного мнения. В этой связи физкультура и спорт являются предметом особого внимания государства во многих странах. Однако если сравнить российское законода­тельство, связанное с этой темой, с западной системой законов, то можно все-таки проследить раздробленность, даже разобщенность нор­мативных документов о физкультуре и спорте в РФ. Поэтому необходимо объединить, систематизировать и допол­нить все уже действующие положения в единую отрасль. Это позволило бы ориентироваться в данной теме не только профессиональным юристам, но и студентам, аспирантам и преподавательскому составу юридических учебных заведений, а также институтов и техникумов физической культуры, училищ олимпийского резерва, научным сотрудникам, руководителям различных спортивных организаций страны, тренерам и спортсменам, работникам органов государственной власти.

А.ШАТИЛОВ

Спортивное право представляется комплексной правовой отраслью, представляющей собой общность норм права, которые регулируют отношения в обществе, которые складываются в сфере спорта и физической культуры.

Источник спортивного права

На практике традиционно отрасль, а часто и правовая подотрасль, обладает системообразующим правовым актом, представляемый кодексом или иным федеральным законом, вокруг которого образуется целая система этой правовой отрасли или правовой подотрасли. В области физической культуры и спорта таким в настоящий момент представляется Федеральный закон от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Предмет и метод спортивного права

Основания для разделения права на отрасли представляются:

  • Предметом;
  • Методом.

Определение 1

Предметом спортивного права признаны отношения в обществе, которые выделены собственной однородностью и отрегулированные нормами конкретной отрасли спортивного права.

Методом спортивного права признается способ регулятивного влияние на предмет, приемы регулирования специфического типа.

В этой связи формирование конкретных правовых отраслей осуществляется не произвольно, а как следствие откола отделенной группировки отношений в обществе, которые представляют предмет, и формирование особенного регулятивного режима, который представляет методику правового урегулирования.

В науке права есть множество различных взглядов на метод правового регулирования спортивного права. Так, некоторые исследователи отличают общеправовые методы, представляемые запретами, предписаниями, дозволениями и пр., применяемые в каком-либо сочетании в отрасли спортивного права; а так же межотраслевые, представляемые договорными, методом возмещения ущерба и пр., являющийся характерными для некоторых отраслей.

В спортивном праве определяются отраслевые методы:

  • применение средств физической культуры и спорта для профилактики заболеваний и складывания здорового образа жизни населения государства, различном физическом усовершенствовании граждан;
  • обеспечения доступа для всех слоев населения к занятиям спортом и физической культурой;
  • применение спорта и физической культуры в форме средства подготовки к воинской службе и производственной деятельности, а также для профилактики наркомании, алкоголизма преступности и множество иных отраслевых методов.

В связи с этим, специфический предмет и метод представляются важнейшими условиями отделения одной правой отрасли от иной. Если же в науке образуется полемика, имеющая связь с образованием новой отрасти, то сущностью этого спора, прежде всего, будет являться обособление предмета данной отрасли от смежных и вычленение особенностей методики правового урегулирования.

Система спортивного права

Правовая наука рассмотрела правовую систему в образе объективной реальности. Обоснованной научно, грамотно структурированная правовая система оказывает помощь в его развитии, являясь ориентиром для законодателя. Обладая объективной основой, представляемой реально существующими общественными отношениями, эта система обретает научное осмысление, то есть оценку субъективного типа, в трудах правоведов-ученых. Тут могут быть возможными разнообразные точки зрения. При устроении «своих» правовых систем одна часть исследователей отстаивает необходимость в соблюдении предметной чистоты отрасли, другая же привлекает наиболее обширные комплексы. В правовой литературе не утихает спор в отношении обоснованности отделения новых элементов правовой системы.

Согласно главенствующему в юридической науке мнению принято выделение базовых, специальных и комплексных правовых отрасли. В соответствии с мнением С.С. Алексеева, весь нормативный материал собирается изначально в «базовые, профилирующие» отрасли, к каковым относят отрасли административного, конституционного, уголовного и гражданского права и соответственные отрасли процессуального права, позже в специализированные отрасли, такие как, земельное, трудовое, финансовое право и пр. и, как итог, в отрасли комплексного типа, для которых «характерным является соединение разнородных институтов специальных и профилирующих отраслей».

Алексеев С.С. полагает, что «комплексные правовые отрасли являются такими общностями правовых норм, которые реальным образом объективировались в системе права и которые, не нарушая основной правовой структуры права, существуют в образе вторичных образований права».

В данной связи система российского права содержит образования комплексного характера, к примеру, конкурентное, маркетинговое, банковское, приватизационное, биржевое, конкурсное, сервисное, страховое, спортивное право.

Свидетельством специализации и разветвления права в современном времени могли служить и подобные направления юриспруденции, как избирательное, парламентское, лицензионное, бюджетное, валютное, внешнеэкономическое, горное, служебное, церковное, образовательное, транспортное, градостроительное, корпоративное право. В линейке таких нормативно-правовых структур содержится и спортивное право. Эти образования представляются комплексными в связи с тем, что включенные в них нормы не имеют связи единым методом и механизмом урегулирования. Практически все они прописаны в основных правовых отраслях.

Нормы спортивного права можно абсолютно четко разделить по следующим основным правовым отраслям, как:

  • Гражданское;
  • Трудовое;
  • Предпринимательское;
  • Финансовое;
  • Административное;
  • Международное;
  • Уголовное;
  • Процессуальное.

Таким образом, в последний временной период происходит некоторое удвоение правовой структуры, которое целиком согласовано с философскими представлениями, касаемо возможностей объективации какого-либо явления в нескольких скрещивающихся структурах, о существовании иерархичности структурных образов. С данной точки зрения спортивное право в образе обособленной группировки норм может рассматриваться в форме комплексного образования, в котором посредством введения общих понятий, приемов, институтов и принципов урегулирования соединяется нормативный разнородный материал.

Это является доказательством того, что с высоты принципов устроения правовой системы России о спортивном праве можно вести разговор как о комплексной правовой отрасли.

Замечание 1

С точки зрения учебной дисциплины спортивное право России представляется полностью самостоятельным предметом, который охватывает сферу своеобразных, пронизываемых органичной единственностью и взаимно связанных отношений в обществе и соответствующей нормативной базой, отличающейся многообразностью и сложностью подлежащих изучению норм и институтов.

Физическая культура и спорт представляются одной из общепризнанных отраслей деятельности человека, которая так же, к примеру, как и сельскохозяйственная деятельность, потребовала специфическое правовое осмысление и регулирование.

Публикации, 10:00 07.02.2018

© РАПСИ

Система спортивного правосудия. Право в спорте

Контекст

Спортивный арбитражный суд (САS) , пожизненно отстраненных от участия в Олимпийских играх в связи с подозрениями в употреблении ими допинга. Однако МОК отказался приглашать 13 атлетов из этого списка в Пхенчхан. Продолжение правового спора вокруг российских спортсменов может привести к реформе международного спортивного правосудия. РАПСИ разбирается в его устройстве.

САS признал собранные в отношении 28 российских атлетов доказательства недостаточными. Согласившись с обвинениями в адрес 11 спортсменов, суд постановил отменить их пожизненную дисквалификацию и ограничиться запретом на участие в предстоящей Олимпиаде в Пхенчхане.

Однако комиссия Международного олимпийского комитета (МОК) по вопросам участия российских атлетов в Играх в Корее отказалась пригласить 13 спортсменов и двух тренеров из РФ из списка оправданных САS.

Как отмечается в сообщении организации, комиссия по вопросам участия спортсменов была организована не для установления фактов нарушения антидопинговых правил, а для проверки спортсменов на «чистоту» перед играми. По утверждению комиссии, решения САS не рассеяли подозрений в отношении спортсменов.

Предложения реформ

Президент МОК Томас Бах заявил, что решение САS по 28 российским спортсменам доказывает, что его структура нуждается в реформе.

Интересно, что два месяца назад, задолго до рассмотрения иска россиян, вопрос реформы САS уже поднимался, в т.ч. и отечественными специалистами. В частности, с критикой спортивного арбитража выступила начальник управления международного сотрудничества МГЮА Кутафина Ксения Машкова.

«В области спортивного права часто возникает конфликт юрисдикций. Нынешние регламенты и правила САS не согласуются с международным типовым регламентом арбитражных разбирательств и типовым законом арбитража», — заявила она.

Поводом для этого высказывания стало мнение вице-президента Ассоциации адвокатов Индии Удэя Пракаша Варунджикара, озвученное 1 декабря 2017 года на IV Юридическом форуме стран БРИКС.

Варунджикар назвал создание централизованного спортивного агентства стран БРИКС и подготовку спортивных стандартов обязательным шагом для международного спортивного права.

«Страны БРИКС на международных соревнованиях получают около 50% всего медального зачета. Мнение наших спортсменов должно учитываться. Почему эта организация находится в Лозанне, а не в наших странах? Подобные решения чреваты сложностями с политическим нейтралитетом и заинтересованностью», — полагает Варунджикар.

Одновременно с этим все громче звучат заявления спортсменов и экспертов из разных стран, недовольных методами работы Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Главная претензия заключается в том, что у ВАДА слишком много полномочий: сотрудники агентства сами определяют список запрещенных веществ, аккредитовывают лаборатории, определяют правила, по которым собираются допинг-пробы и т.д. Во избежание конфликта интересов и политизированных решений, считают специалисты, эти полномочия следует развести в независимые организации.

Нынешние противоречия между САS, МОК и ВАДА способны стать решающим поводом для начала внутренней трансформации одной из этих организаций.

Разобраться в этом запутанном споре инстанций не просто даже профильным специалистам. Чтобы облегчить эту задачу нашим читателям, РАПСИ подготовило краткое описание действующей системы устройства международного спортивного правосудия.

Три формы спортивного правосудия

Спортивное правосудие в современном мире существует в трех основных формах. В Европе принято направлять спортивные иски в единый арбитражный суд: сначала в национальный, затем в Международный. В США предпочтение отдается конкурентной системе локальных спортивных арбитражей. В менее развитых странах спортсмены решают свои профессиональные проблемы в судах общей юрисдикции.

Россия официально признает юрисдикцию Международного спортивного арбитражного суда в Лозанне

На Западе в последние двадцать лет прослеживается тенденция выделения спортивных конфликтов в особую форму правосудия, которое разбирает их в состязательном процессе, а не автоматическим подбором наиболее подходящей нормы регламента. Причем спортивные споры рассматривают не только специализированные третейские (арбитражные) суды, но и квазиюридические органы: комитеты, палаты, комиссии при спортивных федерациях и лигах.

Спортивный арбитраж

Национальный спортивный арбитраж (в т.ч. российский) разрешает споры субъектов спортивной деятельности, в том числе: споры, вытекающие из уставов, положений, правил, регламентов и иных документов, регулирующих правила проведения чемпионатов, первенств и иных соревнований; споры, связанные с определением статуса и порядка переходов спортсменов; споры, вытекающие из агентской деятельности; споры, возникающие из спонсорских контрактов; споры, связанные с правами на телетрансляцию спортивных мероприятий, а также любые иные споры, возникающие из договорных и других гражданских правоотношений в сфере физической культуры и спорта, если иное не установлено федеральным законом.

Все эти суды на международном уровне подчиняются Международному спортивному арбитражному совету, при котором был создан Международный спортивный арбитражный суд. Этот суд со штаб-квартирой в Лозанне уполномочен рассматривать все споры, возникающие в области спорта на международном уровне. В 1996 году были созданы отделения суда в США (Денвер, позднее перенесено в Нью-Йорк) и Австралии (Сидней).

Кроме того, на время проведения крупнейших регулярных соревнований создаются непостоянные трибуналы для ускоренного разрешения споров. С 1996 года — на Олимпийских играх, с 1998 года — на Играх Содружества, с 2000 года — на чемпионатах Европы по футболу, с 2006 года — на чемпионатах мира по футболу, с 2014 года — на Азиатских играх.

Последние годы прослеживалась тенденция передачи САS полномочий по рассмотрению дел, которые раньше пытались разбирать узкоспециализированные организации. Примером того, как САS превращается в единый судебный орган для всех спортивных конфликтов, может служить история неудачной попытки учреждения Международной футбольной арбитражной палаты. Это решение было принято на внеочередном Конгрессе ФИФА 7 июля 2001 года. МФАП должна была стать независимым арбитражным органом со своим регламентом, персоналом и инфраструктурой, призванным разрешать споры с футбольным элементом.

Однако вскоре стало очевидно, что ФИФА не укладывается в отведенные для этой цели сроки и бюджет. Уже через год создание МФАП в предложенном формате было признано невозможным и нецелесообразным. Президенту ФИФА поручили изыскать альтернативные пути для организации футбольного арбитража. Результатом этих «изысканий» стало соглашение о выделении в САS списка арбитров, специализирующихся на разрешении футбольных споров.

Сегодня к компетенции спортивного арбитража относятся трудовые, дисциплинарные, квалификационные (судейские), трансферные, коммерческие споры. А также споры из нарушения допинговых правил, из нарушения регламентов соревнований, споры о компетенции.

CAS рассматривает как «коммерческие», так и «дисциплинарные» дела. Среди последних большую часть составляют споры о дисквалификациях, связанных с использованием допинга.

Что особенно важно в контексте нынешних правовых противоречий между САS и ВАДА, соответствующие полномочия Спортивного арбитражного суда по оценке меры ответственности атлетов и тренеров за употребление допинга прописаны во Всемирном антидопинговом кодексе ВАДА.

Проблемы спортивного правосудия

Главная проблема спортивного правосудия заключается в том, что большинство «коммерческих» споров САS рассматривает как суд первой инстанции, а «дисциплинарные» обычно попадают в арбитраж после того, как их рассмотрела предшествующая инстанция.

Обязательным условием рассмотрения спора в спортивном арбитражном суде является исчерпание заявителем всех правовых средств защиты своих нарушенных прав, предоставленных спортивной организацией, чьи решения или действия обжалуются. Это значит, что перед тем как попасть в специализированный суд, спортсмен обязан пройти разбирательство в согласительной комиссии, созданной при клубе, лиге или спортивной федерации.

Кроме того, по-прежнему сильно ограничивает правовую свободу спортсменов «арбитражная оговорка» — содержащееся в трудовом договоре соглашение сторон, предусматривающее возможность рассмотрения спора в САS (без наличия которой возбуждение дела в Спортивном арбитраже невозможно). Причем сама эта возможность может противоречить внутреннему законодательству, гражданско-правовому договору (например, рекламному контракту) или регламенту спортивных организаций, и в этом случае спортсмен лишается доступа к международному правосудию.

За годы своей работы Международный спортивный арбитражный суд не только урегулировал частные споры по всем возможным контекстам спортивного права, но и дал разъяснения по таким вопросам, как определение понятия контракта о спонсорстве, понятия «профессиональный спортивный журналист»… А главное - по вопросу участия спортсменов, к которым были применены санкции за употребление допинга, в Олимпийских играх. Поэтому в рамках традиционного права именно решение САS по применению этого вопроса на практике должно было бы быть наиболее влиятельным.

Спортивное правосудие сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений правовой и юридической мысли. Особый интерес спортивные суда вызывают благодаря своему специфическому статусу: номинально не подчиняясь национальным властям и международным организациям (в т.ч. и МОК), спортивные суды имеют возможность независимо исследовать главные правовые язвы современного мира (выходящие за пределы чисто спортивной тематики). В этой связи ограничение деятельности и сферы влияния САS может негативно сказаться и на эффективности развития гражданского правосудия.

Родион Руднев