Молитвы в недоумении, как поступить. Обращение к совести


Всем здрасьте!

Сейчас нещадно раскрою хитрости, которые помогут вам поступить в вуз (высшее учебное заведение), да ещё и на бюджет. Почему я имею право писать на эту тему? Потому что (1) я работаю в этом самом вузе уже 7 с лишним лет, и (2) не раз работал непосредственно в приемной комиссии. Через это накопил много хитростей о том, как поступить в вуз.

В , кстати, мы уже раскрыли секреты прохода по целевому приему на бюджет. Так что почитайте сначала ту статью. А теперь только хитрости.

Хитрость первая: в 2015 году можно подавать документы в пять разных вузов на три любых направления. Таким образом абитуриент может подать документы на 15 направлений (специальностей) подготовки. Специалитета сейчас практически нет. Посему слово «специальность» заменили на слово «направление». Какие возможности эта вся прелесть открывает? Удивительные.

Предположим вы уже выбрали себе вуз и направление, профессию, на кого хотите учиться. Обратите внимание, насколько престижен этот вуз в городе, в котором он находится. Если он за пределами тройки лидеров, и там есть бюджетные места помните: все, кто подал заявление с высокими баллами, скорее всего туда не подадут оригиналы аттестатов. Они скорее всего рискнут и подадут их в более престижные вузы. Следовательно половину кандидатов на бюджетное место можно смело отсеять.

То есть смело подавайте оригинал вашего аттестата если (1) вуз не входит в тройку лидеров в городе.

Как определить, престижен вуз или нет? Очень просто. Популярнее всего университеты. Далее идут академии и уж потом институты. Так что если поступаете в академию на бюджет и у вас достаточно высокие баллы, то не суетитесь и не рискуйте, подавая оригинал в университет. Подайте в академию: бесплатное высшее образование ещё никому не помешало.

Хитрость вторая, как поступить в вуз: все стремятся в столичные вузы. То есть все ребята, которые набрали за 270 баллов ЕГЭ стремятся в столицу. Будьте хитрее и мудрее. Зачем вам столичный вуз? Чтобы платить 20 000 за общежитие, даже если вам повезет пролезть на бюджет? Увольте. Система ЕГЭ позволяет вам подать документы в любой вуз страны.

Выберите Новосибирск: там приличные научные кадры и условия приема мягче, если у вас достаточное количество баллов. Помните, сейчас многие вузы просто меняют название, чтобы казаться более престижными. Например недавно какой-то коломенский институт был переименовал в Московский университет чего-то там. Усекли?

Хитрость третья. Если вы не прошли не бюджет и родители не прочь профинансировать ваше высшее образование, или может вы сами, то будьте бдительны! Если вам говорят, что образование у них почти бесплатное, всего каких-то 50 000 в год, вас хотят обмануть. Дело в том, что цены на образование во всех государственных вузах устанавливает государство.

В этом году оно установило минимальную сумму обучения в вузах около 80 000 рублей в год. Вуз, который вам предлагает учиться «почти бесплатно», вероятно просто не прошел лицензирование или аккредитацию. И, вероятно, не может законно выдавать дипломы. Чтобы проверить всё это просто задайте в приемной комиссии вопрос: прошел ли ваш вуз лицензирование и аккредитацию?

Бывает так, что аккредитацию не прошел не весь вуз, а несколько направлений и тогда факультет, на котором есть эти направления, не вправе выдавать дипломы, пока вновь не пройдет аккредитацию. Поэтому будьте внимательны и задавайте неудобные и неожиданные вопросы прямо членам приемной комиссии при подаче документов.

Хитрость четвертая, как поступить в вуз: все те, кто не прошел на бюджет в столице вернется в те вузы, куда они проходят по своим баллам ЕГЭ. Бывало даже так, что за час до конца срока подачи оригиналов, вырастает дикая очередь и ребята думают, а куда же все-таки подать документы? Где лучше?

Хитрость пятая, как поступить в вуз: ответ на вопрос «Где лучше» ? Вообще не имеет смысла. Лучше в чем? Если сравниваете вузы, в которые вы прошли по баллам на бюджет, тогда сравнивайте их по измеримым показателям: имидж, известность, куда конкретно можно устроиться после вуза, есть ли у данного вуза договоры о прохождении учебных практик на предприятиях? Предоставит ли вам вуз нормальное общежитие по нормальной цене? (Да, да за общежитие тоже придется платить!). Про кадры из телесериала «Универ» — можете забыть: в жизни всё с ужасно в сто раз в плане бытовых условий.

Крайне важно спросить про учебные практики. Ведь может так оказаться, что вам скажет деканат: «Ищите места для прохождения практики сами!» Вот и будете сами с усами. Думайте наперед и задавайте эти же вопросы приемной комиссии при подаче документов.

А теперь ещё раз перечитайте статью, чтобы до конца вникнуть в эти хитрости о том, как поступить в вуз. Используйте их и не забудьте поставить лайк! !

С уважением, Андрей Пучков

О ТОМ, КАК НАДЛЕЖИТ ПОСТУПАТЬ С ВОССТАВШИМИ ЖИТЕЛЯМИ ВАЛЬДИКЬЯНЫ

Меморандум Макиавелли написан летом 1503 года (начало июня – середина августа) и является откликом на события в Ареццо, где 4 июня 1502 г. вспыхнуло восстание против власти Флоренции, подавленное с помощью французских войск в августе того же года. Восстание было инспирировано Чезаре Борджа, который к этому времени овладел Романьей и стремился подорвать позиции Флоренции в Тоскане, не решаясь пока на открытую конфронтацию и на прямое, вмешательство в дела соседней области (на волнения в Ареццо он воздействовал через своего кондотьера Вителлоццо Вителли).

Это маленькое сочинение Макиавелли резко выделяется в огромном массиве его официальной служебной переписки, и не только тем, что он дает в нем волю своей страсти к «излишне смелым умозаключениям», которые были не по душе высокопоставленным флорентийским чиновникам (друг и сослуживец Макиавелли Бьяджо Буонаккорси специально просил его ими не увлекаться). Многие из «умозаключений» настоящего трактата стали спустя десять лет бессмертными афоризмами «Государя»: среди них и высказывание о необходимости во всяком деле идти до конца, и о том, что своих врагов нужно или привлекать к себе благодеяниями, или истреблять под корень, и о великом искусстве действовать в точно пойманный момент капризного времени. Но самое примечательное в этом меморандуме - методика. Здесь она впервые в творчестве Макиавелли принимает форму, которая кристаллизуется затем в его зрелых трактатах. Впервые римской истории отводится роль хранительницы абсолютного исторического опыта, которым надлежит поверять опыт текущей истории. Призыв учиться у истории был вполне банальным в начале XVI века, но старшие гуманисты, предшественники Макиавелли в деле ренессансной историографии, извлекали из этого учения смысл, по преимуществу нравственный, тогда как Макиавелли понимает школу истории как школу максимально эффективного политического действия: для любой реальной или гипотетической ситуации найдется римский прецедент, позволяющий безошибочно ее оценить и найти в ней единственно верную линию поведения. Конечно, в этом убеждении Макиавелли отразилась ренессансная вера в неизменность человеческой природы и ренессансное преклонение перед античностью, но никакого догматизма, никакого слепого подчинения авторитету здесь нет: Макиавелли не подчиняет настоящее прошлому, а извлекает из настоящего тот смысл, который из прошлого уже извлечен политическим гением римского народа и интеллектуальным гением римских историков. Макиавелли, иначе говоря, создает здесь первый образец рационального метода исторического познания.

(Р. Хлодовский)

Никколо Макиавелли

О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны

Когда Луций Фурий Камилл 1 вернулся в Рим после победы над жителями Лациума, много раз восстававшими против римлян, он пришел в Сенат и сказал речь, в которой рассуждал, как поступить с землями и городами латинян. Вот как передает Ливий 2 его слова и решение Сената: «Отцы сенаторы, то, что должно было свершить в Лациуме войной и мечом, милостью богов и доблестью воинов наших ныне окончено. Воинство врагов полегло у Педа 3 и Астуры 4 , земли и города латинян и Анциум 5 , город вольсков, взяты силой или сдались вам на известных условиях. Мы знаем, однако, что племена эти часто восстают, подвергая отечество опасности, и теперь нам остается подумать, как обеспечить себя на будущее время: воздать ли им жестокостью или великодушно их простить. Боги дали вам полную власть решить, должен ли Лациум остаться независимым или вы подчините его на вечные времена. Итак, подумайте, хотите ли вы сурово проучить тех, кто вам покорился, хотите ли вы разорить дотла весь Лациум и превратить в пустыню край, откуда не раз приводили вы в опасное время на помощь себе войска, или вы хотите, по примеру предков ваших, расширить республику Римскую, переселив в Рим тех, кого еще они победили, и этим дается вам случай со славой расширить пределы города. Я же хочу сказать лишь следующее: то государство стоит несокрушимо, которое обладает подданными верными и привязанными к своему властителю; однако дело, которое надо решить, должно быть решено быстро, ибо перед вами множество людей, трепещущих между надеждой и страхом, которых надо вывести из этой неизвестности и обратить их умы к мыслям о каре или о награждении. Долгом моим было действовать так, чтобы и то и другое было в вашей власти; это исполнено. Вам же теперь предстоит принять решение на благо и пользу республики».

Сенаторы хвалили речь консула, но сказали, что дела в восставших городах и землях обстоят различно, так что они не могут говорить обо всех, а лишь о каждом отдельно, и когда консул доложил о делах каждой земли, сенаторы решили, что ланувийцы 6 должны быть гражданами римскими и получить обратно священные предметы, отнятые у них во время войны; точно так же дали они гражданство римское арицинам 7 , номентанам 8 и педанам 9 , сохранили преимущества тускуланцев 10 , а вину за их восстание возложили на немногих, наиболее подозрительных. Зато велитерны 11 были наказаны жестоко, потому что, будучи уже давно римскими гражданами, они много раз восставали; город их был разрушен, и всех его граждан переселили в Рим. В Анциум, дабы прочно укрепить его за собой, поселили новых жителей, отняли все корабли и запретили строить новые. Можно видеть по этому приговору, как решили римляне судьбу восставших земель; они думали, что надо или приобрести их верность благодеяниями, или поступить с ними так, чтобы впредь никогда не приходилось их бояться; всякий средний путь казался им вредным. Когда надо было решать, римляне прибегали то к одному, то к другому средству, милуя тех, с кем можно было надеяться на мир; с другими же, на кого надеяться не приходилось, они поступали так, что те уже никак и никогда не могли им повредить. Чтобы достигнуть этой последней цели, у римлян было два средства: одно - это разрушить город и переселить жителей в Рим, другое - изгнать из города его старых жителей и прислать сюда новых или, оставив в городе старых жителей, поселить туда так много новых, чтобы старые уже никогда не могли злоумышлять и затеять что-либо против Сената. К этим двум средствам и прибегли римляне, когда разрушили Велитернум и заселили новыми жителями Анциум. Говорят, что история - наставница наших поступков, а более всего поступков князей, что мир всегда населен был людьми, подвластными одним и тем же страстям, что всегда были-слуги и повелители, а среди слуг такие, кто служит поневоле и кто служит охотно, кто восстает на господина и терпит за это кару. Кто этому не верит, пусть посмотрит на Ареццо 12 и на всю Вальдикьяну 13 , где в прошлом году творились дела, очень схожие с историей латинских племен. Как там, так и здесь было восстание, впоследствии подавленное, и хотя в средствах восстания и подавления есть довольно заметная разница, но самое восстание и подавление его схожи. Поэтому, если верно, что история - наставница наших поступков, не мешает тем, кто будет карать и судить Вальдикьяну, брать пример и подражать народу, который стал владыкой мира, особенно в деле, где вам точно показано, как надо управлять, ибо как римляне осудили различно, смотря по разности вины, так должны поступить и вы, усмотрев различие вины и среди ваших мятежников. Если вы скажете: мы это сделаем, я отвечу, что несделано главное и лучшее. Я считаю хорошим решением, что вы оставили правящие органы в Кортоне, Кастильоне, Борго, Фойано 14 , обошлись с ними ласково и сумели благодеяниями вернуть их приязнь, ибо нахожу в них сходство с ланувийцами, арицинами, номентанами и тускуланцами, насчет которых римляне решили почти так же. Но я не одобряю, что аретинцы, похожие на велитернов и анциан, не подверглись такой же участи, как и те. И если решение римлян заслуживает хвалы, то ваше в той же мере заслуживает осуждения. Римляне находили, что надо либо облагодетельствовать восставшие народы, либо вовсе их истребить и что всякий иной путь грозит величайшими опасностями. Как мне кажется, вы не сделали с аретинцами ни того ни другого: вы переселили их во Флоренцию, лишили их почестей, продали их имения, открыто их срамили, держали их солдат в плену - все это нельзя назвать благодеянием. Точно так же нельзя сказать, что вы себя обезопасили, ибо оставили в целости городские стены, позволили пяти шестым жителей остаться по-прежнему в городе, не смешали их с новыми жителями, которые держали бы их в узде, и вообще не сумели так поставить дело, чтобы при новых затруднениях и войнах нам не пришлось тратить больше сил на Ареццо, чем на врага, который вздумает на нас напасть. Вспомните опыт 1498 года, когда еще не было ни восстания, ни жестокого усмирения этого города; все же, когда венецианцы подошли к Биббиене 15 , вам пришлось, чтобы отстоять Ареццо, отдать его войскам герцога Миланского 16 , и если бы не ваши колебания, то граф Рануччо 17 с своим отрядом мог бы воевать против врагов в Казентино и не понадобилось бы отзывать из-под Пизы Паоло Вителли 18 , чтобы послать его в Казентино. Однако ненадежность аретинцев заставила вас на это решиться, и вам пришлось встретиться с очень большими опасностями, помимо огромных расходов, которых вы бы избежали, если бы аретинцы остались верными. Сближая, таким образом, то, что было тогда, с тем, что мы видели позже, и с условиями, в которых вы находитесь, можно заключить наверняка, что если на вас, упаси боже, кто-нибудь нападет, то Ареццо восстанет или вам будет так трудно удержать его в повиновении, что расходы окажутся для города непосильными. Не хочу обойти молчанием и вопрос, можете ли вы подвергнуться нападению или нет и есть ли человек, который рассчитывает на аретинцев.

Не будем говорить о том, насколько вам могут быть страшны иноземные государи, а побеседуем об опасности гораздо более близкой. Кто наблюдал Чезаре Борджа 19 , которого называют герцогом Валентино, тот знает, что, оберегая свои владения, он никогда не думал опираться на своих итальянских друзей, так как венецианцев он ценил низко, а вас еще ниже. Поэтому он, конечно, должен думать о том, чтобы создать себе в Италии такую власть, которая дала бы ему безопасность и заставила бы всякого другого правителя желать его дружбы. Что таково его намерение, что он стремится захватить Тоскану, страну, близко лежащую и пригодную, чтобы образовать вместе с другими его владениями единое королевство, - это вытекает необходимо из причин, о которых сказано выше, из властолюбия герцога и даже из того, что он заставлял вас терять время на переговоры и никогда не хотел заключить с вами договор. Дело теперь только в том, удобное ли сейчас время для его замыслов. Я вспоминаю, как кардинал Содерини 20 говорил, что у папы 21 и у герцога, помимо других качеств, за которые можно было назвать их великими людьми, было еще следующее: оба они большие мастера выбирать удобный случай и, как никто, умеют им пользоваться. Мнение это подтверждено опытом дел, проведенных ими с успехом. Если бы спор шел о том, настала ли сейчас удобная минута, чтобы вас прижать, я бы ответил, что нет, но знайте, что герцог не может выжидать, кто победит, ибо, при краткости жизни папы, времени у него останется мало; ему необходимо воспользоваться первым представившимся случаем и положиться во многом на счастье.

Доброго времени суток, мои многоуважаемые читатели. С вами на связи Тимур Мустаев. Многие из нас учились в высшем учебном заведении. ВУЗ открывает большой человеческий потенциал и способствует становлению личности. Однако, есть люди, которые мечтают выучиться и получить знания, но из-за отсутствия средств или обстоятельств, эта мечта так и остается мечтой. У каждого из нас своя история поступления. У кого-то она проста. Куда сдал документы, туда и поступил. А у кого-то целая легенда.

Я хочу рассказать о том, как я поступал в университет. О том, какой выбор передо мной стоял, и как мне пришлось его сделать. Итак, давайте начнем.

С чего все начиналось?

А началось все с довольно простого вопроса, кем бы я хотел стать, когда вырасту. С ответом я, конечно, повременил до 2002 года, когда в школу, где я учился, привезли компьютеры. Именно с этого периода и начинается отсчет моим интересам к технике и компьютерам. Мне хотелось не только на них работать, но и чинить, раскручивать, изучать механизмы и платы.

Самое «мощное» оборудование в 2000 годы, характеризовалось процессорами Pentium 3 и 4. И как только у нас заканчивались все обязательные уроки, мы с мальчишками бежали в компьютерный класс, и проводили бесконечное время за ПК.

Что я делал? Вы сейчас будете смеяться. Тогда не было ни интернета, ни каких-либо графических программ, типа фотошопа. Был простой текстовый редактор, вроде Word 97, на котором мы с большой радостью набирали, какой-нибудь текст. Мое увлечение информационной техникой продолжалось почти два года, поэтому накануне завершения 11-го класса, я точно знал, куда буду поступать.

Поступление в ВУЗ

Так вот, мое желание поступить на интересующий меня факультет становилось все сильнее из-за дня в день. После изучения всех ВУЗов в Душанбе, мой выбор остановился на Российско-Таджикском (Славянском) Университете. Почему именной на нем? Потому что, на тот момент, это был единственный университет, по окончанию которого выдавался диплом Российского образца, а качество обучения считалось одним из самых лучших в республике.

Все лето, с утра и до вечера я занимался математикой, геометрией, написанием сочинений. Именно по этим предметом были вступительные экзамены. Я очень хотел учиться и переживал, что могу не поступить, так как желающих поступить на отделение «Прикладная информатика», было много – 3 человека на 1 место. И для того, чтобы минимизировать риски, я параллельно сдал документы на другое отделение – финансы и кредит, но уже в национальном университете.

Я усиленно готовился к вступительным экзаменам. И вот, накануне экзаменов я узнаю, что и информатика, и финансы и кредит сдают высшую математику в один и тот же день, только с разницей в 2 часа. Вы не поверите, как я волновался. Мало того, что надо было все удержать в голове на одном экзамене, так еще и продержаться, и успеть попасть на второй экзамен.

Единственное, что успокаивало, так это один и тот же предмет. В один день надо было сдавать математику. Сфокусировавшись на заданиях в экзамене, я решал, записывал решения и ответы в отведенные файлы. Но поглядев на время, понимал, что до второго экзамена остается все меньше времени. И вот, когда до него оставалось меньше полутора часов, он наконец-то закончился, и я помчался в другой университет, где просидел над решениями задач еще три часа.

Со вторым экзаменом по русскому языку проблем не было. Написание сочинения выпало на разные дни. И вот, наконец долгожданные дни по объявлению результатов. И что вы думаете? Я попал в оба университета. И на отделение по информатике, и на финансы и кредит. Передо мной стоял выбор. Информатика в престижном ВУЗе на коммерческой основе, или финансы и кредит в ВУЗе на порядок ниже, но за счет бюджетных средств.

Для нашей семьи на тот момент были не самые лучшие финансовые времена. Сестра только-только оканчивала университет, и еще не успела найти работу. Поэтому весь груз финансовой ответственности лежал на родителях. Но мои родные понимали, что мое увлечение техникой и компьютерами не просто интерес одного дня.

Поэтому после долгих обсуждений мой выбор все-таки пал на «платную» информатику. И как оказалось не зря. Именно в этой группе я познакомился с отличными ребятами, которые были самыми сильными и трудолюбивыми, которые умели помочь и стремились только вперед.

Именно такой командный дух и тяга быть лучше них, и придавали мне сил и способствовали становлению моей личности. На втором курсе я устроился на работу и мог уже зарабатывать на свою учебу сам.

На самом деле я считаю, что не важно, какую профессию вы выбрали, и какой ВУЗ вам в этом помог. Самое главное это путь, который вы прошли в эти годы, и чему научились. Ведь помимо учебников, студенческие годы формируют ваш характер по вашему отношению к своему будущему.

На этом у меня все, мои дорогие читатели. А какие истории у вас? Делитесь в комментариях, очень интересно услышать.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, - именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди.

И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление - одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане - хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил. Ты слышал, что сделал Иоанн? Он увидел тирана, ниспровергающего брачные законы, и смело посреди площади заговорил: Не достоит тебе имети жену Филиппа брата твоего (Марк. VI, 18). А я привел тебя не к тирану, не к судье, и не за противозаконные браки, не за оскорбляемых сорабов, а удостаиваю тебя исправлять равного за бесчинное оскорбление Владыки. Не правда ли, ты счел бы меня сумасшедшим, если бы я сказал тебе: наказывай и исправляй царей и судей, поступающих противозаконно? И однако Иоанн сделал это; следовательно, это не свыше наших сил.

Теперь же исправляй по крайней мере хоть сораба, хоть равного себе, и если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата. Это будет для тебя мученичеством. И Иоанн ведь был мучеником. Ему не приказывали ни принести жертвы, ни поклониться идолу, но он сложил голову за святые законы, когда они подвергались поруганию. Так и ты до смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя.

И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всею уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы, присутствующие здесь, захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь. И хотя здесь малейшая часть города, но малейшая по количеству, а по благочестию главная. Разделим между собой заботу о спасении наших братьев.

Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. А когда на лицо не один, и не два, и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли в самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся; да, что говорю я - драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник - тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление. И - что всего важнее - мы насладимся предстоящими благами, которые все мы да достигнем благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки. Из нынешних правителей сошлюсь на Фердинанда Арагонского, короля Испании. Его можно было бы назвать новым государем, ибо, слабый вначале, он сделался по славе и блеску первым королем христианского мира; и все его действия исполнены величия, а некоторые поражают воображение. Основанием его могущества послужила война за Гренаду, предпринятая вскоре после вступления на престол. Прежде всего, он начал войну, когда внутри страны было тихо, не опасаясь, что ему помешают, и увлек ею кастильских баронов так, что они, занявшись войной, забыли о смутах; он же тем временем, незаметно для них, сосредоточил в своих руках всю власть и подчинил их своему влиянию. Деньги на содержание войска он получил от Церкви и народа и, пока длилась война, построил армию, которая впоследствии создала ему славу. После этого, замыслив еще более значительные предприятия, он, действуя опять-таки как защитник религии, сотворил благочестивую жестокость: изгнал марранов и очистил от них королевство – трудно представить себе более безжалостный и в то же время более необычайный поступок. Под тем же предлогом он захватил земли в Африке, провел кампанию в Италии и, наконец, вступил в войну с Францией. Так он обдумывал и осуществлял великие замыслы, держа в постоянном восхищении и напряжении подданных, поглощенно следивших за ходом событий. И все эти предприятия так вытекали одно из другого, что некогда было замыслить что-либо против самого государя. Величию государя способствуют также необычайные распоряжения внутри государства, подобные тем, которые приписываются мессеру Бернабо да Милано, иначе говоря, когда кто-либо совершает что-либо значительное в гражданской жизни, дурное или хорошее, то его полезно награждать или карать таким образом, чтобы это помнилось как можно дольше. Но самое главное для государя – постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся. Государя уважают также, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда он без колебаний выступает за одного против другого – это всегда лучше, чем стоять в стороне. Ибо когда двое сильных правителей вступают в схватку, то они могут быть таковы, что возможный победитель либо опасен для тебя, либо нет. В обоих случаях выгоднее открыто и решительно вступить в войну. Ибо в первом случае, не вступив в войну, ты станешь добычей победителя к радости и удовлетворению побежденного, сам же ни у кого не сможешь получить защиты: победитель отвергнет союзника, бросившего его в несчастье, а побежденный не захочет принять к себе того, кто не пожелал с оружием в руках разделить его участь. Зато если ты бесстрашно примешь сторону одного из воюющих, и твой союзник одержит победу, то, как бы ни был он могуществен и как бы ты от него ни зависел, он обязан тебе – люди же не настолько бесчестны, чтобы нанести удар союзнику, выказав столь явную неблагодарность. Кроме того, победа никогда не бывает полной в такой степени, чтобы победитель мог ни с чем не считаться и в особенности – мог попрать справедливость. Если же тот, чью сторону ты принял, проиграет войну, он примет тебя к себе и, пока сможет, будет тебе помогать, так что ты станешь собратом по несчастью тому, чье счастье, возможно, еще возродится. Во втором случае, когда ни одного из воюющих не приходится опасаться, примкнуть к тому или к другому еще более благоразумно. Ибо с помощью одного ты разгромишь другого, хотя тому, будь он умнее, следовало бы спасать, а не губить противника, а после победы ты подчинишь союзника своей власти, он же благодаря твоей поддержке неминуемо одержит победу. Здесь уместно заметить, что лучше избегать союза с теми, кто сильнее тебя, если к этому не понуждает необходимость, как о том сказано выше. Ибо в случае победы сильного союзника ты у него в руках, государи же должны остерегаться попадать в зависимость к другим государям. Не стоит лишь надеяться на то, что можно принять безошибочное решение, наоборот, следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избегнув одной неприятности, попадаешь в другую. Однако в том и состоит мудрость, чтобы, взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо. Государь должен также выказывать себя покровителем дарований, привечать одаренных людей, оказывать почет тем, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве. Он должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие – открывали торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами; более того, он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или государства. Он должен также занимать народ празднествами и зрелищами в подходящее для этого время года. Уважая цехи, или трибы, на которые разделен всякий город, государь должен участвовать иногда в их собраниях и являть собой пример щедрости и великодушия, но при этом твердо блюсти свое достоинство и величие, каковые должны присутствовать в каждом его поступке.

Вопросы и задания к тексту:

    Чем, по мнению Н. Макиавелли, постоянно должны быть заняты мысли хорошего государя?

    С какой целью государь должен выезжать на охоту?

    Что должен делать хороший государь, чтобы развивать свои умственные способности?

    Какие качества являются необходимыми для государя, а от каких ему стоит избавляться?

    Каким должен быть хороший государь – щедрым или бережливым?

    Какие чувства государь должен внушать своим подданным – любовь или страх?

    В каких случаях государь должен держать своё слово? Почему государь должен уподобиться таким животным, как лев и лиса?

    Почему государь должен лишь изображать, что обладает добродетелями? Назовите эти добродетели. Почему государь не должен реально обладать ими?

    Каким образом государь должен избегать ненависти и презрения?

    Что нужно делать государю, чтобы его почитали?

    Каких российских правителей разных эпох вы можете назвать «хорошими государями», согласно взглядам Н.Макиавелли?

    Как вы думаете – актуальны ли советы Н.Макиавелли для современных правителей государств? Если да, то – какие? Если нет, то – почему?