Нарушение водного законодательства.


Нарушения норм и правил, утвержденных законодательством РФ, о рациональном использовании вод, а также невыполнение мер по их охране, влечет за собой административную и уголовную ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом согласно ст.68 Водного Кодекса РФ, привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

В соответствии со ст.69 Водного Кодекса РФ лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке в полном объеме. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение водного законодательства регулируется ст. 7.6, 7.7, 7.10 КоАП РФ.

Все административные проступки в данной области подразделяются на два вида:

  • 1) нарушение правил водопользования;
  • 2) нарушение правил охраны вод.

Перечень составов административных проступков, состоящих в нарушении правил водопользования, закреплен в ст. 8.14 КоАП РФ.

В соответствии с данной нормой административно наказуемыми признаются:

  • 1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты;
  • 2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений.

Состав административного правонарушения, выражающегося в нарушении правил охраны водных ресурсов, закрепляется в ст. 8.13 КоАП РФ.

  • 1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления
  • 2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования
  • 3. Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов
  • 4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.
  • 5. Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах.

К административной ответственности за нарушения водного законодательства привлекают в соответствии с нормами и правилами Кодекса РФ об административных нарушениях. Штрафы за нарушения водного законодательства налагаются государственными органами управления.

В соответствии со ст. 250 УК РФ, уголовная ответственность за нарушения водного хозяйства, наступает в следующих случаях:

В соответствии со ст.252 УК РФ, уголовная ответственность за загрязнение морской среды, наступает в следующих случаях:

  • 1. Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды.
  • 2. Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, водным биологическим ресурсам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам.
  • 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека

Панова Е. А.,

соискатель МГЮА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА НАРУШЕНИЯ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ

На сегодняшний день проблемы, связанные с охраной и использованием водных ресурсов, остаются одними из наиболее актуальных. В большинстве случаев засорение, загрязнение и истощение водных объектов являются результатом противоправной деятельности человека. Одним из эффективных средств воздействия на такое поведение следует назвать институт юридической ответственности за нарушения водного законодательства.

В силу природных особенностей объектов окружающей среды ответственность за экологические правонарушения, включая водные, не ограничивается традиционными рамками дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой. В юридической литературе уже давно отмечалось наличие специальных форм ответственности: земельно-правовой, водно-правовой и т. д.

Однако в вопросе классификации форм (видов) ответственности нет полного единства мнений. Так, например, В. В. Петров эколого-правовую, или природоохранительную ответственность выделяет в качестве самостоятельного вида1, а по мнению Ю. С. Шемшученко, В. Л. Мунтяна, Б. Г. Розовского, выделение природоохранительной ответственности - в значительной мере условность. «Эта ответственность не может претендовать на роль самостоятельного вида. В плане теоретическом ничто не препятствует выделять новые виды ответственности. Однако постановка вопроса о создании принципиально нового специального механизма ее реализации - трудно решимое и дорогостоящее мероприятие»2.

Специальной ответственности за нарушение водного законодательства присущи все черты, свойственные институту ответственности в правовой системе России. Основанием такой ответственности является правонарушение в сфере охраны и использования водных ресурсов (экологическое водное правонарушение). Составы данных противоправных деяний охватывают нарушения водного законодательства, условий, установленных договором, лицензией или решением о предоставлении водных объектов в пользование, а также причинение или угрозу причинения существенного вреда водным ресурсам, окружающей среде, жизни и здоровью человека. Санкции данной формы ответственности направлены на пресечение экологических водных правонарушений и недопущение дальнейшего ухудшения водных ресурсов.

1 См: Петров В. В. Правовая охрана природы в СССР. С. 146-164.

2 См.: Шемшученко Ю. С., Мунтян В. Л., Розовский Б. Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев: Наукова думка, 1978. С. 30-31.

Меры специальной ответственности за нарушение водного законодательства могут носить постоянный или временный характер и подразделяются на: ограничение, приостановление или прекращение права пользования водным объектом и связанные с ним прекращение действия лицензии и расторжение договора.

Рассматривая меры специальной ответственности, следует обратить внимание на существенные изменения оснований пользования водными объектами, которые произошли в связи с принятием нового Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (далее - ВК РФ).

В соответствии со ст. 9 ВК РФ основания и порядок приобретения права пользования водными объектами зависят от принадлежности этих объектов к поверхностным или подземным. Согласно п. 1. ст. 9 ВК РФ, физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, установленным гл. 3 ВК РФ, из положений которой следует, что водный объект может предоставляться в пользование:

1) на основании договора водопользования;

2) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, выдаваемого уполномоченными органамиданном случае закон не требует дополнительного заключения договора);

3) без договора водопользования и без решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование.

Важно отметить, что ранее действовавший ВК РФ 1995 г. для использования водных объектов, в большинстве случаев, требовал наличия лицензии. Выделялась даже специальная ст. 48 ВК РФ 1995 г. «Лицензия на водопользование». В тексте нового ВК РФ такие термины, как «лицензия», «лицензирование» не используются. Однако это не означает, что разрешительная система в отношении водопользования отсутствует. Из положений действующего ВК РФ следует, что лицензирование сохраняется в отношении использования подземных водных объектов, а также водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы. Согласно ч. 3 ст. 9 ВК РФ, основания и порядок приобретения права пользования подземными водными объектами устанавливаются законодательством о недрах, которое предусматривает лицензию на право пользования последними.

Следует также обратить внимание на то, что в новом ВК РФ не упоминается о водных сервитутах и о договоре безвозмездного пользования водными объектами.

Из перечисленных выше мер специальной ответственности прекращение права пользования водным объектом является наиболее суровым видом наказания. В соответствии со ст. 10 ВК РФ условия прекращения права

водопользования различаются в зависимости от того, является ли водный объект поверхностным или подземным. Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены ВК РФ и гражданским законодательством, а право пользования подземными водными объектами - по основаниям и в порядке, определенными законодательством о недрах.

ВК РФ также допускает и принудительное прекращение права пользования водным объектом, которое можно рассматривать как наиболее радикальную меру специальной ответственности. Согласно ч. 3 ст. 10 ВК РФ, принудительное прекращение права пользования производится только по решению суда и при наличие следующих оснований: 1) нецелевое использование водного объекта; 2) использование водного объекта с нарушением законодательства РФ; 3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки. Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

Предъявлению требования о принудительном прекращении права пользования водным объектом, в соответствии со ст. 10 ВК РФ и ст. 54 ЗК РФ1, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, форма которого устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Действовавший ранее ВК РФ 1995 г. предполагал, что право пользования водным объектом прекращается путем аннулирования лицензии на водопользование, которое в свою очередь являлось основанием для расторжения договора пользования водным объектом. В соответствии с новым ВК РФ прекращение права пользования водным объектом означает прекращение действия договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Принудительное прекращение водопользования

1 В соответствии со ст. 5 ВК РФ поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Поэтому правовой режим использования водных объектов во многом зависит от правового режима земель, на которых они находятся, и который определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории, а также разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (например, водный объект может быть расположен на землях сельскохозяйственного назначения). В связи с этим порядок применения мер ответственности за водные правонарушения должен согласовываться с нормами земельного законодательства.

предполагает, что решением суда может быть прекращено действие как договора, так и решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Разрешительная система сохраняется в отношении недропользования. Поэтому предоставление подземных водных объектов в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами. В связи с этим прекращение водопользования напрямую связано с прекращением действия указанной лицензии.

Кроме того, как упоминалось выше, лицензирование права пользования существует также для использования природных лечебных ресурсов, к которым, в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»1, относятся, в том числе, минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер.

Наряду с перечисленными случаями лицензирования права водопользования можно упомянуть о разрешительной системе использования объектов, тесно связанных с водными ресурсами. Так, например, лицензирование действует в отношении использования объектов растительного и животного мира. Эти объекты неотделимы от своей среды обитания, в частности, речь идет о водных объектах. Поэтому использование объектов растительного и животного мира предполагает, в данном случае, использование и самих водных объектов. В соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»2, одним из видов пользования животным миром являются: охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства (объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации). Объекты животного мира могут предоставляться соответствующими уполномоченными органами в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с уполномоченным органом, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

Согласно ст. 47 Федерального закона «О животном мире», прекращение права пользования как мера ответственности устанавливается за нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной

1 Собрание законодательства РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

2 Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром. Право пользования животным миром и соответственно водным объектом, который предоставляется для осуществления этих целей, прекращается путем аннулирования лицензии, что, в свою очередь, влечет прекращение действия договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром.

Приостановление и ограничение права пользования водными объектами являются временными и менее радикальными мерами ответственности за нарушения водного законодательства. Ограничение права пользования водным объектом предполагает продолжение водопользования, но в меньшем объеме, а приостановление водопользования означает его временное прекращение. Данные санкции имеют предупредительно-воспитательный характер и действуют до устранения причин, послуживших основанием для приостановления или ограничения. В случае неустранения последствий и причин совершенного правонарушения данные меры ответственности могут перейти в санкцию, имеющую постоянный характер - прекращение права пользования водным объектом.

В соответствии со ст. 41 ВК РФ водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае: 1) угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека; 2) возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; 3) причинения вреда окружающей среде; 4) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Согласно ч. 2 ст. 41 ВК РФ, приостановление водопользования осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами, однако приостановление водопользования в случаях, предусмотренных КоАП РФ, осуществляется в судебном порядке. Действующий КоАП РФ содержит такую меру ответственности, как административное прекращение деятельности на срок до 90 суток. Она устанавливается в частности:

За нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ч. 2 ст. 8.12 КоАП);

За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования (ч. 2 ст. 8.13 КоАП);

За нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (ч. 1 ст. 8.14 КоАП);

Нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения (ст. 9.2 КоАП).

Ограничение права водопользования, в соответствии с ч. 3 ст. 41 КоАП, устанавливается нормативно-правовыми актами исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления или решением суда.

Как меры специальной ответственности приостановление и ограничение встречаются в ряде статей ВК РФ:

1) статья 44 ВК РФ предусматривает в случае нарушения требований, установленных в отношении использования водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод, возможность ограничения, приостановления или запрещения сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

2) статья 60 ВК РФ определяет, что нарушения требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем.

Следует отметить, что меры специальной ответственности за нарушения водного законодательства устанавливаются как нормами ВК РФ, так и другими нормативно-правовыми актами. Например, ст. 12 Закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» предусматривает, что в случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов, к которым относятся, в том числе, минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено в установленном законом порядке.

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах»1 (далее - Закон) определяет ряд нарушений, при которых право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными органами. Так, в соответствии со ст. 20 Закона право недропользования может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:

Возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

Нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

Систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

1 Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

Если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

Непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах. Согласно ст. 8 Закона, пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»1 также предусматривает возможность применения специальных мер в случае нарушения природоохранных требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Это означает, что правоохранительные органы, водопользователи, собственники водных ресурсов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе предъявлять к предприятиям-загрязнителям в судебные органы иски об ограничении, приостановлении или прекращении их хозяйственной деятельности.

Интерес также представляет ст. 1065 ГК РФ, которая предусматривает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречат общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда. С точки зрения охраны водных ресурсов, норма ст. 1065 ГК РФ также может использоваться как способ правового воздействия на негативную деятельность предприятий-загрязнителей.

В качестве специальной меры могут выступать также дополнительные имущественные обременения. Так, например, в договоре стороны вправе предусмотреть дополнительные меры ответственности, выражающиеся в выполнении определенных работ по очистке и восстановлению водных объектов или денежной компенсации пострадавшей стороне.

Меры специальной ответственности за экологические водные правонарушения не освобождают виновных лиц от иных видов ответственности,

1 Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

предусмотренных законодательством Российской Федерации. Они могут применяться, например, в сочетании с мерами материальной и гражданско-правовой ответственности за нарушения водного законодательства.

Практика применения показывает, что, несмотря на эффективность мер специальной ответственности за нарушения водного законодательства, как правового механизма воздействия, они применяются нечасто. Вероятно, это связано с их законодательной непроработанностью, а также с недостаточно четким процессуальным механизмом применения мер специальной ответственности за нарушения водного законодательства. Поэтому представляется необходимым более подробно закрепить основания, условия и порядок привлечения к мерам специальной ответственности за нарушения водного законодательства.

нако с годами ситуация в рассматриваемой сфере не становится лучше. Поэтому представляется целесообразным в связи с низкой активностью населения страны в данной сфере, чтобы Уполномоченный использовал свое право, предусмотренное ст. 21 Федерального конституционного закона, т.е. в пределах своей компетенции, принимать соответствующие меры по собственной инициативе.

Нуждается в усилении и просветительская деятельность Уполномоченного в сфере экологических прав граждан, дабы население страны осознало, что благоприятная окружающая среда - это их право, которое, как и другие права, должно активно защищаться. Представляется целесообразным наделить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации правом законодательной инициативы, так как большинство предложений, внесенных Уполномоченным в соответствующие органы, таким правом обладающие, остаются либо не реализованными, либо их реализация затягивается на очень длительный срок.

О.И. Серегина

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОД*

Водные ресурсы занимают одно из важнейших мест среди природных богатств России. В настоящее время, по мере роста глобального дефицита пресной воды, роль и значение водных ресурсов все возрастает и усиливается. По экспертным оценкам, в ближайшее десятилетие вода может стать одним из самых дорогих ресурсов, а снабжение питьевой водой - одной из острых экологических проблем. Водные ресурсы страны становятся одним из фундаментальных элементов дальнейшего развития экономики, что является веским основанием для установления юридической ответственности за загрязнение вод, проведения мероприятий, направленных на восстановление экологического

Труды Института государства и права Российской академии наук № 5/2010

состояния водных ресурсов, повышения уровня рациональности водопользования.

По данным Государственных докладов о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации, большинство поверхностных водных объектов на протяжении десяти лет, с 1997 по 2007 г., оценивались и продолжают оцениваться как «загрязненные» и «грязные»1. За прошедшее десятилетие осталось практически неизменным и количество загрязненных сточных вод, сбрасываемых водопользователями - предприятиями жилищно-комунального хозяйства и промышленности в природные водные объекты (от 39% в 1997 г. до 33% в 2007 г. от их общего объема), по-прежнему крайне низок объем нормативно очищенных сточных вод (около 10% и в 1997 г., и в 2007 г. от объема сточных вод, требующих очистки), что свидетельствует либо о полном отсутствии очистных сооружений, либо о низкой эффективности их работы (в том числе и вследствие ухудшения технического состояния).

Как справедливо замечает О.Л. Дубовик, сегодня объективная реальность свидетельствует о том, что экологическая преступность становится все более опасным явлением2.

В 2007 г. было проверено 5348 предприятий-водопользователей и 4005 водоохранных зон водных объектов, выявлено 9113 нарушений водного законодательства Российской Федерации, выдано 7990 предписаний об их устранении, нало-

1 На основе статистической обработки данных гидрохимической сети наблюдений Росгидромета за 2007 г. проведена классификация степени загрязненности воды с использованием следующих классов качества воды: 1 класс - «условно чистая»; 2 класс - «слабо загрязненная»; 3 класс - «загрязненная»; 4 класс - «грязная»; 5 класс - «экстремально грязная» (см.: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году». М., 2008. С. 23; Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 1997 году». М., 1998. С. 12).

2 См.: Дубовик О.Л. Уголовно-правовая охрана окружающей среды: история развития, задачи и перспективы (влияние идей В.В. Петрова на формирование и реализацию) // Экологическое право. 2009. № 2-3. С. 23-28.

жено штрафов на сумму 42,10 млн руб.3 При этом на фоне устойчивой тенденции роста числа экологических преступлений в целом (в 5,9 раза в период с 1997 г. по 2007 г.) прокуратурой Российской Федерации по-прежнему отмечалось крайне незначительное число регистрируемых преступлений, связанных с загрязнением окружающей среды (2007 г. - 118 (0,3%), 2008 г. -90 (0,2%)4. Хотя загрязнение окружающей среды приняло угрожающие масштабы, число уголовных дел, возбуждаемых по статьям о загрязнении, исчисляется десятками и эти тенденции сохраняют свою устойчивость на протяжении многих лет. Количество возбуждаемых уголовных дел не соответствует числу совершаемых экологических преступлений: за последние пять лет зарегистрировано всего 136 случаев преступного загрязнения вод (ст. 250 УК РФ) и выявлено 33 виновных лица, что свидетельствует о неадекватности борьбы с преступным загрязнением вод как правоохранительных, так и природоохранительных ор-ганов5.

Стабильный рост числа экологических правонарушений и преступлений, в том числе связанных с загрязнением вод, увеличение их доли в общей зарегистрированной преступности, высокая степень латентности и повсеместная распространенность свидетельствуют о том, что защита окружающей среды от противоправных посягательств становится все более приоритетной и должна носить адекватный характер сложившейся негативной ситуации в этой сфере.

В Докладе Министерства природных ресурсов РФ (Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства водных ресурсов) 2007 г. о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 гг.6 подчеркивается, что на современном этапе

3 См.: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году». С. 370-371.

4 См.: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году». М., 2009. С. 403.

5 См.: там же.

6 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 годы Министерства природных ресурсов Российской Феде-

развития увеличение количества нарушений является одной из основных проблем в области природопользования и охраны окружающей среды. Таким образом, ухудшение состояния водных объектов, обусловленное в том числе ростом числа правонарушений, свидетельствует о необходимости совершенствования правовых средств, направленных на сохранение водных объектов и их рациональное использование. Речь идет прежде всего об институте юридической ответственности, которая является одним из основных инструментов защиты вод от загрязнения, несмотря на низкую эффективность его реализации в настоящее время.

Традиционно выделяют следующие виды юридической ответственности - уголовную, административную, дисциплинар-

ную и гражданско-правовую ответственность.

В результате масштабной реформы уголовно-экологического законодательства в середине 90-х гг.8 в УК РФ был включен ряд норм, предусматривающих уголовную ответственность за посягательства на водные объекты. Так, за загрязнение вод уголовная ответственность устанавливается ст. 250 УК РФ, расположенной в гл. 26 «Экологические преступления». Устанавливая уголовно-правовую охрану вод от загрязнения, засорения, истощения или иного изменения природных свойств вод законодатель имел целью обеспечение надлежащего порядка водопользования самым широким кругом физических и юридических лиц, осуществляющих использование водных объектов для промышленного, хозяйственного, бытового, рекреационного или любого иного водопользования. При этом законодатель имеет в виду поддержание оптимального состояния вод, объявляет преступным изменение природных свойств воды независи-

рации (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов) 2007 г. // СПС «КонсультантПлюс».

7 См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. М., 2002. С. 522-527.

8 См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к гл. 26 УК РФ. М., 1998.

мо от того, какими бы действиями (бездействием) эти изменения ни были вызваны9.

Предметом преступного посягательства на водные объекты являются поверхностные или подземные воды, а также источники питьевого водоснабжения, причем посягательство на вышепоименованный основной предмет связано с посягательством на дополнительные объекты - жизнь и здоровье человека, животный или растительный мир, рыбные запасы, лесное или сельское хозяйство.

Объективная сторона основного состава данного преступления включает в себя действие (бездействие), повлекшее загрязнение, засорение, истощение или иное изменение природных свойств вод, преступные последствия этого действия (бездействия), которые должны быть локализованы по дополнительному предмету преступного посягательства, т.е. причиненному жизни и здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству существенного или отложенноого вреда, исчисляемого по соответствующим таксам и нормативам с учетом расходов на зарыбле-ние водоемов и иных затрат, и причинную связь между деянием и наступившими последствиями10.

Субъектом преступного загрязнения вод является лицо, достигшее 16-летнего возраста, а субъективная сторона выражается в форме косвенного умысла, т.е. лицо должно осознавать нарушение им запрета на загрязнение водного объекта и либо допускать наступление вредных последствий, либо относиться к ним безразлично.

С точки зрения выделения групп составов по степени общественной опасности, в указанной статье УК РФ содержатся признаки двух групп квалифицированных составов загрязнения вод. Первая включает в себя такие признаки, как причинение вреда здоровью человека вследствие использования загрязненной воды, массовая гибель животных, место совершения преступления,

9 См.: Практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2007. С. 381-385.

10 См.: Применение ответственности за экологические правонарушения: Учеб.-метод. пособие для практических работников / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М., 2007. С. 147-154.

т.е. деяние должно быть совершено и последствия должны наступить на территории заповедника или заказника, либо в зоне чрезвычайной экологической ситуации. При этом достаточны последствия основного состава загрязнения вод, т.е. существенный вред животному или растительному миру11.

Вторая группа квалифицирующих признаков сводится к причинению смерти человеку по неосторожности, охватывая и причинение смерти по неосторожности многим лицам.

В качестве мер уголовной ответственности, устанавливаемых ст. 250 УК РФ за преступное загрязнение вод в рамках основного состава, предусматривается штраф, который устанавливается либо в фиксированной сумме (до 80 тыс. руб.), либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Из перечисленных видов наказаний в соответствии со ст. 45 УК РФ в качестве основных могут выступать обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок, ограничение свободы. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Вместе с тем не совсем ясно, почему альтернативные составы данного преступного деяния отнесены к категории преступлений средней тяжести, поскольку в число последствий преступления, предусмотренных ст. 250 УК РФ, включены массовая гибель объектов животного и растительного мира, рыбных запасов, вред для лесного и сельского хозяйства. Причиненные вредные последствия, как правило, не могут быть незамедлительно устранены и поэтому оказывают существенное негативное влияние в течение продолжительного времени не только на сам водный объект, но и на его растительный и животный мир и всю окружающую среду в целом, а порой носят и вовсе необра-

11 См.: Применение ответственности за экологические правонарушения: Учеб.-метод. пособие для практических работников / Отв. ред. О.Л. Дубовик.

тимый характер, не исключающий транснациональных масштабов. Вероятно, было бы целесообразно заканодательно решить вопрос об ужесточении ответственности за экологические преступления, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 250 УК РФ, и переводе их из категории «средней тяжести» в «тяжкие».

Также в целях повышения профилактического потенциала данного уголовно-правового запрета в рамках ст. 250 УК РФ требуется предусмотреть состав «поставление в опасность и создание угрозы причинения вреда качеству вод», а также шире использовать санкции в виде обязательных работ природоохранительного характера. Подобные изменения, как неоднократно подчеркивала профессор О.Л. Дубовик12, могли бы привести к еще большему соответствию уголовно-правовых запретов в гл. 26 УК РФ рекомендациям Конвенции об охране окружающей среды средствами уголовного закона (4 октября 1998 г., Страсбург), согласованию их с предписаниями Директивы Европейского парламента и совета от 19 ноября 2008 г.13 об охране окружающей среды уголовным правом, гармонизациии уголовно-экологического законодательства России с требованиями Европейского союза и зарубежного уголовного законодательства.

Административная ответственность - это одна из наиболее широко применяемых на практике форм эколого-правовой ответственности за нарушения правил использования и охраны вод. Основное количество специальных составов водных правонарушений, за которые устанавливается административная ответственность, сосредоточены в гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» КоАП РФ, в которой законодатель существенно расширил перечень составов правонарушений, максимально использовал средства юридической техники при формулировании признаков предмета и объективной стороны, конкретизируя

12 См.: Дубовик О.Л. Уголовно-правовая охрана окружающей среды: история развития, задачи, и перспективы (влияние идей В.В. Петрова на формирование и реализацию). С. 127.

13 См.: Дубовик О.Л. Формирование уголовно-экологического законодательства Европейского союза: цели, тенденции, перспективы и реализация // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. № 4. С. 13-16.

их. К ним относятся нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12); нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13); нарушение правил водопользования (ст. 8.14); нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.15), нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохраной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 8.42, вступила в силу 31 марта 2010 г.) . Также выделяются общие составы в рамках гл. 8 КоАП РФ (ст. 8.1-8.5), охватывающие все экологические проступки, в том числе водные, и ряд составов, в которых водный объект выступает дополнительным предметом (ст. 8.11, 8.29, 8.35, 8.37-8.40). Подобные правонарушения содержатся и в других главах КоАП РФ: в гл. 6 «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» (ст. 6.3 и 6.5), в гл. 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» (ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.67.8), в гл. 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель» (ст. 10.10)15.

Самым распространенным административным наказанием за административные правонарушения, связанные с посягательствами на водные объекты, согласно действующему законодательству является административный штраф - это денежное взыскание в рублях. Как правило, за совершение административных водных правонарушений административный штраф для физических лиц составляет от 500 до 2500 руб., для должностных лиц - от 2000 до 5000 руб., для юридических лиц - от 10 000 до 50 000 руб.

14 См.: Экологическое право: Учебник / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2007. С. 531.

15 См.: Применение ответственности за экологические правонарушения: Учеб.-метод. пособие для практических работников / Отв. ред. О.Л. Дубовик. С. 214-455.

Анализ практики применения мер административной ответственности за водные правонарушения показывает, что, несмотря на широкую применяемость, она не является достаточно эффективной в первую очередь потому, что существующие меры административной ответственности не адекватны тем последствиям, которые могут быть причинены противоправным посягательством, и, таким образом, не оказывают профилактического воздействия на правонарушителя, не достигают поставленной цели. Поэтому увеличение размера административного штрафа как минимум в 10 раз является необходимой мерой повышения эффективности борьбы с экологическими правонарушениями.

При применении административной ответственности нередко возникает проблема разграничения административных проступков и смежных с ними экологических преступлений. Эта проблема требует своего разрешения.

Самостоятельным видом юридической ответственности является и дисциплинарная ответственность, к которой правонарушитель может быть привлечен за совершение экологического водного проступка. Содержание элементов дисциплинарной ответственности за нарушения водного законодательства, таких как основание ответственности, субъекты, условия, меры ответственности (дисциплинарные взыскания), процедура и порядок применения ответственности определяются ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» 2002 г., Трудовым кодексом РФ, а также иными нормативными правовыми актами (уставами, положениями и др.), регламентирующими деятельность предприятий, организаций, учреждений, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Водный кодекс РФ не охватывает вопросы дисциплинарной ответственности работников, в обязанности которых входит соблюдение водного законодательства, в нем дисциплинарная ответственность не предусмотрена совсем16.

По данным Государственных докладов, за период с 2004 по 2008 г. количество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения по предствлениям

16 См.: Практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. С. 376. 150

прокуроров, выросло в 3,2 раза (в 2004 г. - 7592 человека, в 2008 г. - 24 542 человека) 17.

В настоящее время, по оценкам специалистов, число ежегодно совершаемых дисциплинарных экологических проступков в несколько раз превышает административную экологическую правонарушаемость. Высокая степень латентности данных дис-пиплинарных проступков и малая эффективность мер дисциплинарной ответственности во многом объясняются необязательностью применения мер дисциплинарной ответственности и отсутствием четко определенных обязанностей сторон трудовых отношений по охране и рациональному использованию вод.

За последние годы значительно возросла роль гражданско-правовой ответственности за загрязнение вод, в связи с чем эта проблема приобрела особую актуальность.

По данным Государственных докладов, количество исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, постоянно растет. Так, в 2006 г. уже только нарушителям водного законодательства было предъявлено 58 исков о возмещении ущерба, причиненного государству, на сумму 80,8 млн руб., из них возмещено более 8,7 млн руб.18

Ущерб водным объектам, как правило, наносится в результате прямого негативного воздействия, выражающегося в непосредственном сбросе вредных веществ, выбросе отходов или размещении последних вблизи водных объектов и т.п.19 Возмещение вреда может быть либо добровольным, либо в судебном порядке в форме возмещения причиненного вреда в натуре (при нанесении вреда водным биоресурсам конкретного водного объ-екта20) или возмещения причиненных убытков. Для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие

17 См.: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году». С. 395.

18 См.: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2006 году». М., 2007.

19 См.: Применение ответственности за экологические правонарушения: Учеб.-метод. пособие для практических работников / Отв. ред. О.Л. Дубовик. С. 519.

20 См.: Практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. С. 492.

нарушения водного законодательства, необходима методика, утвержденная Правительством РФ. В настоящее время такого специального методического документа, утвержденного соответствующим нормативным актом, не существует, и для подсчета ущерба водным объектам используются иные нормативные акты, частично затрагивающие данный вопрос (например, Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах21).

При разрешении исков по взысканию нанесенного водным объектам ущерба в судебном порядке в первую очередь требуется доказать наличие вреда, его размер, противоправность поведения и вину причинителя вреда, также следует представить достаточные доказательства причинно-следственной связи между допущенным правонарушением, возникшими убытками и фактом причинения вреда водам.

21 См.: Практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. С. 493. 152

Охрана воды - это система государственных мер, направленных на обеспечение:

сохранения рационального использования и воспроизводства воды;

недопущения и ликвидации последствий антропогенной деятельности и стихийных сил в виде специального разрешения (лицензии) и запретов (лимитов), установленных действующим законодательством.

Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, заражения, засорения, истощения.

Нормативы вредных воздействий на водные ресурсы - это экологически предельно допустимые показатели вредного воздействия на воду в форме сброса веществ любого вида (химические, биологические и др.), не достигающих опасной предельно допустимой концентрации (ПДК).

Засорение водных объектов через «сброс» - это поступление вредных веществ, взвешенных частиц в водный объект в определенной концентрации (нормативы сброса) любым способом.

Нормативы сброса.

  • 1. Предельно допустимые 20 % производственных единиц РФ.
  • 2. Временно согласовать лимиты для тех предприятий, которые не в состоянии обеспечить ПДС (> 50 % производственных единиц РФ).

Загрязнение - насыщение воды растворимыми веществами.

Засорение - насыщение воды нерастворимыми предметами.

Истощение - искусственное или естественное стойкое уменьшение запасов вод.

Водным кодексом строжайше запрещен ввод в эксплуатацию и эксплуатация следующих хозяйственных объектов, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности:

хозяйственных и иных объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие, средствами по учету забираемых и сбрасываемых вод, а так же водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств;

оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений и искусственных водных объектов до проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие вод;

земель, орошаемых сточными водами, без сети наблюдения за режимом и составом подземных вод;

животноводческих ферм, комплексов, агропромышленных и других предприятий, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон, исключающих загрязнение водных объектов и водосборных площадей;

гидротехнических сооружений без устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами;

водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод без водорегулирующих устройств и установки зон санитарной охраны и создание предусмотренных проектами сетей наблюдения за режимом подземных вод.

Предусматривая развернутую правовую регламентацию отношений водопользования, государство добивается строгого соблюдения водного законодательства как самими водопользователями, так и другими предприятиями, организациями, учреждениями, а также гражданами. Государство защищает установленные им права водопользователей от всяких посягательств и в то же время требует от самих водопользователей неуклонного выполнения возложенных на них обязательств. Тем самым осуществляется защита права водопользования в субъективном и объективном смысле, т.е. как субъективного права предприятий, организаций, учреждений и граждан, так и института водного права.

В целях защиты права водопользования законодательство предусматривает систему мер, направленных на пресечение правонарушений в той области и восстановление нарушенных прав водопользователей. Применение всех этих мер происходит обычно путем приведения в действие механизма юридической ответственности за нарушение водного законодательства, которая наряду с системой государственного управления и контроля, приобретает исключительно важное значение в деле защиты права водопользования.

Ответственность за нарушение права водопользования рассчитана на то, чтобы в необходимых случаях принуждать водопользователей к выполнению своих обязанностей перед государством и другими субъектами права. Вместе с тем она имеет целью принуждать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, отдельных должностных лиц и граждан к такому поведению, при котором обеспечивалась бы защита законных прав и интересов водопользователей, законность всех действий, связанных с организацией использования и охраны вод в нашей стране.

Ответственность выражается прежде всего в установлении и применении санкций к предприятиям, учреждениям, организациям и лицам за их действия или бездействие, нарушающие требования об обязанностях водопользователей или гарантированные законом права водопользователей. Санкции применяются к предприятиям, учреждениям, организациям и лицам, виновным в нарушении права водопользования. Факт правонарушения и вина правонарушителя лежат на основе ответственности в субъективном и объективном смысле.

По субъекту различаются правонарушения, совершаемые самими водопользователями и совершаемые другими лицами и организациями, посторонними по отношению к водопользователю.

К первой группе правонарушений следует отнести неисполнение водопользователями своих обязанностей перед государством и другими субъектами права. Ко второй - нарушения субъективных прав тех или иных водопользователей со стороны государственных органов, правомочных регулировать водопользование, решать вопросы предоставление или изъятия водных объектов и т.п., а также со стороны других государственных органов, либо других водопользователей или иных посторонних субъектов.

Данная классификация видов нарушений права водопользования имеет значение для определения конкретных субъектов, ответственности и характера и применяемых к ним санкций.

Если правонарушение заключается в неисполнении обязанностей водопользователем, то последний должен нести имущественную ответственность перед государством или другими субъектами, а в установленных законом случаях он может быть лишен права пользования тем или иным водным объектом. Кроме этого в этих случаях могут быть привлечены к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности должностные лица, по вине которых водопользователь не исполнил лежащих на нем обязанностей.. При условии, если правонарушение повлекло убытки для самого водопользователя - правонарушителя может быть поставлен вопрос о их возмещении виновными лицами в установленном порядке и в пределах допустимого по закону размера материальной ответственности этих лиц.

Если в результате правонарушения нарушены субъективные права водопользователей посторонними организациями и лицами, то последние должны нести материальную ответственность перед потерпевшим водопользователем, наряду с этим виновные должны привлекаться к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.

В зависимости от объектов, на которые посягают нарушители права водопользования, различаются правонарушения, связанные с нарушением права государственной собственности на воды, правонарушения, связанные с нарушением порядка рационального использования и охраны вод, а также самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование и самовольное производство гидротехнических работ.

Вторая группа правонарушений выражается непосредственно в изменении качества вод, их загрязнении, засорении, истощении: сброс сточных вод с превышением установленных норм; иные случаи загрязнения и засорения вод; ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие, непринятие мер по предотвращению вредного воздействия вод, в частности, мер по защите от наводнений.

К третей группе относятся нарушения порядка водопользования, уничтожение или повреждение водохозяйственных сооружений или устройств, строительство новых либо реконструкция существующих объектов, могущих вызвать изменения водного режима, без разрешения водохозяйственных органов и т.п.

Каждый из перечисленных видов нарушений права водопользования характеризуется присущими ему специфическими признаками, которые лежат в основе юридической квалификации правонарушений, выбора видов и мер ответственности, применяемых к правонарушителям.

Применительно к видам ответственности нарушения права водопользования подразделяются на преступления, административные и дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты. Такая классификация видов водных правонарушений тесно переплетается с предыдущими классификациями и дополняет их.

Здесь можно предложить следующую классификацию, способам водные правонарушения выступают как:

Переуступка права водопользования и другие незаконные сделки.

Самовольный захват водных объектов или самовольное водопользование без лицензии.

Самовольное производство гидротехнических работ.

Непринятие мер по борьбе с наводнением, затоплением, заболачиванием, засолением, эрозией почв и другими последствиями вредного воздействия водопользования.

Ввод в эксплуатацию предприятий и других объектов без очистных устройств.

Бесхозяйственное использование воды.

Нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение и другие вредные явления.

Забор воды с нарушением правил водопользования.

Повреждение водохозяйственных сооружений.

Нарушение правил пользования водными объектами для отдыха, культуры и спорта.

Превышение нормативов вредного воздействия на воду.

Незаконная водохозяйственная предпринимательская деятельность.

водопользование законодательство ответственность нарушение

Статья 130 ВК предусматривает меры административной и уголовной ответственности за нарушение водного законодательства, не конкретизируя их. Лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность. Основной мерой административной ответственности является штраф. Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами Минприроды РФ в пределах их компетенции, установленной законодательством РФ, на должностных лиц и граждан. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях предусматривает следующие составы административных проступков.

Нарушение права государственной собственности на воды согласно ст. 47 КоАП представляет собой самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступка права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды.

Статья 57 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение правил охраны водных ресурсов. Состав административного правонарушения в этих случаях выражается в загрязнении и засорении вод, нарушении водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления. Кроме того, к этому же составу административного правонарушения относится ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие.

Забор воды с нарушением планов водопользования, самовольные гидротехнические работы, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил ведения первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод ст. 59 КоАП рассматривает как нарушение правил водопользования.

Административным проступком считается повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации согласно ст. 60 КоАП.

Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за загрязнение вод (ст. 250) и за загрязнение морской среды (ст. 252).

Так, в соответствии со ст. 250 УК загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния причинили существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Эти же деяния, причинившие вред здоровью человека или повлекшие массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Такие деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Эта статья УК РФ устанавливает простой и квалифицированные составы преступления, именуемого «загрязнение вод». Составы преступления определяются в зависимости от обстоятельств совершения уголовного правонарушения и наступивших вредных последствий.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 250 УК РФ, охватывает действия или бездействие, выражающиеся в нарушении требований водного законодательства об охране водных объектов. Поверхностные, подземные воды, источники питьевого водоснабжения - предмет данного преступного посягательства.

Последствиями этого уголовного правонарушения являются причинение существенного вреда животному или растительному миру, которое может выразиться в виде заболеваний или гибели водных животных и растений, рыбным запасам и т.д., а также существенного вреда лесному либо сельскому хозяйству.

Квалифицирующими признаками являются наступление последствий: причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных или причинение по неосторожности смерти человеку. К числу этих же признаков относится совершение деяния в зоне экологического бедствия, или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, или на территории заповедника или заказника.

Субъективная сторона преступления выражается в форме косвенного умысла. Лицо осознает противоправность действий, которые оно совершает, однако допускает наступление вредных последствий или безразлично относится к их наступлению. По отношению к такому последствию, как смерть человека, субъективная сторона выражается в виде неосторожности.

Уголовная ответственность наступает и в случае загрязнения морской среды (ст. 252 УК). Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца.

Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 252 УК, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Предмет этого преступления - морская среда, к которой относятся внутренние морские воды, территориальные море Российской Федерации и живые ресурсы моря.

Объективная сторона преступления выражается в действиях по сбросу загрязняющих веществ с судна, захоронению неотработанного ядерного топлива, сливу в морскую среду нефтепродуктов и др. и в бездействии, которое может выразиться в непринятии мер по предотвращению сброса загрязняющих веществ, и т.д.

Существенный вред здоровью человека выражается в причинении вреда любой степени тяжести. Существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам предполагает массовую гибель рыбы, морских млекопитающих и иных морских животных, морских организмов и растений и т.п.

Преступление признается оконченным либо с момента наступления вредного последствия, т.е. загрязнения морской среды, либо с момента наступления указанных в них последствий, выразившихся в причинении существенного ущерба. Субъективная сторона преступления выражается в форме косвенного умысла. Что же касается смерти человека, то - в неосторожности.

Гражданско-правовая ответственность. Статья 131 ВК предусматривает, что граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Эта статья ВК дублирует норму, предусмотренную в ст. 87 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», согласно которой вред, причиненный окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, возмещается добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в надлежащем порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Таким образом, размер ущерба, причиненного водным объектам, исчисляется по специальным методикам или по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков в полном объеме.

В настоящее время разработаны и утверждены нормативно-методические документы, на основе которых исчисляется размер ущерба, причиненного водным объектам. Например, Методика подсчета убытков, причиненных загрязнением морской среды в экономической зоне СССР, утвержденная Минводхозом СССР, Минрыбхозом СССР (1987 г.); Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утвержденная приказом Госкомэкологии РФ, Минприроды РФ, Минфина РФ 11 февраля 1998 г., 31 мая, 1 июня 1999 г.

Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства РФ, вправе предъявлять органы Минприроды РФ, органы санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ.

Суммы возмещения ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, перечисляются в федеральный бюджет или бюджеты субъектов РФ в установленном порядке и расходуются на восстановление водных объектов.

Статья 132 ВК признает сделки, совершенные с нарушением водного законодательства РФ, недействительными. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением связанных с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Последствия недействительности сделки предусмотрены в ст. 167 ГК.