Новый закон о жкх год. Жилищно-коммунальное хозяйство


С введением в действие новых законов жителям многоэтажек будет проще проводить общие собрания и в них участвовать. Они смогут быстрее перевести свой дом из «общего котла» на спецсчет, а также у них появится возможность защитить деньги дома, собранные на капремонт, от инфляции, открыв банковский депозит.

Недавно прошло собрание жилищных активистов – участников Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР». Как обычно, собрался полный зал, в основном, председателей и членов советов домов, чтобы получить информацию о новых законах в жилищной сфере, и обсудить их практическое применение. Александр Евсеев , председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР», подробно рассказал им о законах и актах, внесших новые нормы и изменения в законодательство о ЖКХ. В заседании общественников участвовал также Главный государственный жилищный инспектор УР Марат Исмагилов .

На последней сессии Госдума РФ приняла два закона, которыми вносятся изменения в Жилищный кодекс РФ и сопредельные законы.

Проще собрать кворум

Новым Федеральным законом от 03.07.2016 №355-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» снижено количество голосов собственников, необходимое для принятия решения о выборе способа формирования фонда капремонта. Принимая это решение собственники должны определить владельца спецсчета, утвердить минимальный размер взноса и определить банк, в котором будет открыт спецсчет. Ранее для решения вопроса о том, как накапливать средства на капремонт – на спецсчете или в «общем котле» – нужно было набрать 2/3 голосов «за» от общего числа голосов собственников в доме. Теперь количество необходимых голосов снизилось до 50% от общего числа голосов собственников помещений.

«Решение о снижении минимально необходимого количества голосов для выбора способа накопления денежных средств на капремонт упростит проведение общего собрания, не нарушая принцип принятия важного решения большинством собственников в доме. Инициаторам собрания половину от общего числа голосов собственников собрать легче, чем две трети. К тому же участвовать в собрании собственники могут сегодня очно и очно-заочно, а после 1 января 2017 года, – и по Интернету, через систему ГИС ЖКХ, – сказал Александр Евсеев. – Однако проблема решена лишь наполовину. По всем остальным вопросам, связанным с организацией и проведением капитального ремонта, так и остается необходимость набирать 2/3 голосов собственников. Это вопросы о проведении работ по капремонту, об использовании средств со специального счета, а также о размещении денежных средств на специальном депозите».

Снижение количества голосов для принятия решения до 50% актуально для новостроек, в которых собственникам нужно принять решение о выборе способа накопления денежных средств – в «общем котле» или спецсчете – в течение шести месяцев с момента официального опубликования сведений о доме в Региональной программы капремонта. Кроме того, это важно жителям, которые хотят перевести свой дом из «общего котла» на специальный счет или наоборот.

Защитить деньги от инфляции

Этот же закон (Федеральный закон от 03.07.2016 №355-ФЗ) дает собственникам возможность размещать средства капремонта, находящиеся на спецсчете дома, на специальном депозите в банке. «Это поможет защитить денежные средства от инфляции – путем начисления банком процентов по депозитам. Предполагается, что размер процентов будет не ниже среднерыночных для физических лиц, – сказал Александр Евсеев. – Пока не понятен механизм и сроки начала действия норм этого закона, а также не известно мнение банков по поводу размера процентов, но само это решение – большой шаг вперед и дополнительный стимул выбирать спецсчет для более быстрого накопления средств на капитальный ремонт, благодаря процентам на депозите».

Депозит открывается на основании решения общего собрания собственников. При этом собственники могут выбрать любой банк из более 10 банков в Удмуртии с собственным капиталом (20 млрд. рублей), включая 6 банков, уже работающих в нашем регионе со спецсчетами и средствами на капремонт многоквартирных домов, а не только тот, в котором у них открыт спецсчет.

В настоящее время небольшие проценты начисляются банками на неснижаемый остаток средств на специальном счете дома. По мнению эксперта Марата Исмагилова , Главного госжилинспектора УР – Начальника Госжилинспекции УР, если собственников устраивает размер этого процента на остаток средств, то дополнительной выгоды от открытия специального депозита им ожидать не стоит. Условия работы для собственников жилья с банками по спецсчетам пока не очень удобные, так как требуют больших временных затрат. Например, нужно раз в 1-3 месяца продлевать соглашение о том, что собственники согласны получать процент на остатки средств на спецсчете. Если владелец счета пропустит этот срок, то банк не начислит проценты.

Жилищный кодекс гласит, что доходы, полученные от размещения на специальном депозите средств фонда капремонта, сформированного на спецсчете дома, могут использоваться только в целях проведения капремонта. На средства депозита не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца спецсчета и банка. Между владельцем счета и банком заключается договор, в котором прописывается порядок размещения и начисления денежных средств, а также возврата процента от этих средств. Как правило, досрочно снять деньги с депозита нельзя – это ключевое отличие депозита от начисления процентов на неснижаемый остаток средств на спецсчете.

Не заверять доверенность у нотариуса

Госдумой принят Федеральный закон от 03.07.2016 г. №267-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ». В Жилищном кодексе теперь четко определено, что гражданин, выдающий доверенность другому гражданину для того, чтобы тот мог проголосовать вместо него на общем собрании собственников жилья, имеет право заверить ее по месту своей работы или учебы. Такую доверенность может заверить также и нотариус.

Ранее норма ч.2 ст.48 Жилищного кодекса РФ ссылалась на норму Гражданского кодекса РФ, которая уже не действовала с 01 сентября 2013 года. Поэтому в этот период доверенности на голосование могли быть заверены только в нотариальном порядке. Следует отметить, что сейчас доверенности для голосования на общем собрании не могут заверять управляющие организации по месту жительства доверителя, в отличие от доверенностей на представление интересов в суде.

Собственнику выгодно быть уже сейчас зарегистрированным в ГИС ЖКХ, но голосовать на ГИС ЖКХ можно только после нового года

В системе ГИС ЖКХ каждый гражданин может знакомиться с информацией органов местного самоуправления и государственной власти, со сведениями о своем доме, раскрытыми УК, ТСЖ, РСО и другими организациями, отправлять электронные квитанции по оплате услуг ЖКХ. Для этого он должен получить доступ на Портал госуслуг на сайте https://www.gosuslugi.ru . Пройти Регистрацию (с заведением пароля и логина для Личного кабинета) можно в Центрах обслуживания, список которых можно найти на том же сайте.

ГИС ЖКХ предусматривает электронное голосование на общих собраниях собственников. По мнению, эксперта Марата Исмагилова, это значительный шаг вперед, обеспечивающий возможность гражданину своевременно узнать о голосовании, проголосовать в удобное время, а также исключить факты подделки бюллетеня. Пока до 1 января 2017 года эта норма ст. 47.1 Жилищного кодекса РФ приостановлена. «До конца этого года у собственников не появится возможности проводить общее собрание в электронной форме посредством системы ГИС ЖКХ, – подчеркнул Александр Евсеев. – Теперь не только по причине технической неготовности системы, но и в связи с тем, что принят такой закон».

УК и ТСЖ переходят на другой ресурс для раскрытия информации

1 июля 2016 перестало работать требование ч.10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ по раскрытию информации в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731. Согласно ему УК и ТСЖ должны были публиковать сведения на сайте www.reformagkh.ru и на сайте своей компании. При этом с 01 июля 2016 года у управляющих компаний и ТСЖ появилась обязанность размещать информацию в системе ГИС ЖКХ, что предусмотрено Федеральным законом от 21.07.2014 №209-ФЗ и новой ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, в которой говорится: «Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе». Такие же требования и к ТСЖ.

Завершить эту процедуру УК и ТСЖ должны к 01 января 2017 года. «В течение переходного периода, который продлится до 01 января 2017 года, мы не будем штрафовать управляющие компании и товарищества собственников жилья за нераскрытие всей необходимой информации в отношении каждого дома на этих ресурсах», – сообщил Марат Исмагилов. Соответствующее решение было принято Государственной думой РФ (Федеральный закон от 03.06.2016 №175-ФЗ).

Также Марат Исмагилов пояснил, что Госжилинспекция УР накладывает штрафы в размере 30 000 рублей на те УК, которые до сих пор не зарегистрировались в ГИС ЖКХ, хотя УК обязаны были это сделать еще с 01 августа 2015 года. Также УК обязаны своевременно указывать дома, находящиеся в их управлении. На сегодняшний день были возбуждены административные дела в отношении пяти управляющих организаций ООО «УК Кама» (г. Ижевск), ООО УК «Союз» (г. Ижевск), МУП УК в ЖКХ (Завьяловский район), ООО «Тепличный» (Завьяловский район), ООО УК «Престиж» (Увинский район). В результате принятых Госжилинспекцией Удмуртии мер в отношении УК, на сегодняшний день 106 управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, разместили информацию в ГИС ЖКХ. Нарушителем остается одна управляющая организация ООО «УК Кама», которая уже привлечена к штрафу 30 000 руб. и вызвана повторно для составления нового протокола.

Быстрее перейти из «общего котла» на спецсчет

Недавно были приняты изменения в Закон УР о капремонте, установившие срок внесения взноса за капремонт для домов на «общем котле» до 20 числа каждого месяца и срок перехода из «общего котла» на спецсчет в течение 1 года.

Ранее, если собственники сначала выбрали «общий котел», а потом передумали и решили открыть спецсчет, то они должны были ждать два года, чтобы реализовать свое решение. «Считалось, что Фонд капремонта УР может не успеть в рамках своей текущей деятельности осуществить передачу на спецсчет денежных средств, уже накопленных собственниками дома, – рассказал Александр Евсеев. – Но оказалось, что сделать это вполне реально, и Фонд капремонта УР сам инициировал закон о сокращении переходного периода в два раза».

Срок перехода еще меньше для жителей домов, введенных в эксплуатацию меньше 5-ти лет назад и попавших в «общий котел». Для них решение выбрать спецсчет, которое они сделали на общем собрании, вступает в силу через 1 месяц, с тем, чтобы они могли воспользоваться правом приостановить оплату взносов на капремонт.

Оплата отопления равными долями — до 2017 года

Третий новый законодательный акт – Постановление Правительства УР от 20 июня 2016 года №252 «О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению», утвердил способ равномерного внесения платы за отопление в течение календарного года. Подробнее об этом рассказывалось в пресс-релизе Объединения советов домов УР от 28 июня 2016. С 1 июля 2016 года утратили силу Правила №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг», определявшие порядок начисления платы за отопление. В связи с этим встал вопрос, каким образом начислять ее дальше – по факту потребления, согласно показаниям приборов учета, или же равными ежемесячными долями в течение года. Ответом и стало Постановление Правительства УР №252.

Постановлением Правительства РФ №354 в редакции Постановления Правительства РФ №603 от 29.06.2016 г. регионам предоставлено право определять способ оплаты отопления «равными долями» (на протяжении всех 12 месяцев года) или «по факту» (на протяжении лишь 8 месяцев, исключив летние месяцы, когда отопление не работает). При этом решение начинает действовать с 1 июля или начала отопительного периода в следующем году, а также может меняться ежегодно до 1 октября каждого года. Таким образом, в Удмуртской Республике на 2017 год может быть выбран другой способ – по факту потребления услуги. Способ «равными долями» пока действует до конца 2016 года.

Законодательство в сфере ЖКХ меняется постоянно и пока мы были в отпуске, вышел ряд новых законов и постановлений, а именно:

Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг"

Регионам дали право выбирать как будет производиться оплата за отопление, равномерно в течение календарного года, или плата будет производиться только в течение отопительного периода. Внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.

Согласно данным изменениям, не чаще одного раза в год до 1 октября года регионы могут принять решения о том, в каком порядке будет производиться расчёт за отопление.

Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором власти региона приняли решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором было принято соответствующее решение.

При этом, если в доме есть техническая возможность установки общедомового прибора учета по отоплению, однако он не установлен, с 2016 года плата за отопление будет производиться с учетом повышающего коэффициента.

Эти же повышающие коэффициенты действуют и в тех случаях, когда расчет за отопление по нормативу производится из-за того, что общедомовой прибор учета вышел из строя более 2-х месяцев назад, либо из-за того, что управляющая компания более 2 раз не допустила представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния данного прибора.

Более подробно о изменениях в Правила оказания коммунальных услуг мы напишем в ближайшее время.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

C 15 июля 2016 года вступают в силу изменения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на основании которых государственная регистрация прав на недвижимость удостоверяется только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Такая выписка из ЕГРП может быть выдана как в бумажной, так в электронной форме.

Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"

Постановление устанавливает новый порядок проведения закупок для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Все подобные закупки отныне будут проводится в форме электронного аукциона.

Согласно постановлению, электронный аукцион проводится на электронной площадке, путем снижения начальной (максимальной) цены договора с шагом аукциона от 0,5 до 5 процентов. Договор об оказании услуг заключается с победителем аукциона, с учетом установленных особенностей. Уполномоченный федеральный орган власти ведет реестр договоров об оказании услуг, заключенных заказчиками.

Также предусмотрено ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, осуществляемое федеральным антимонопольным органом.

Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 267-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской федерации»

Статья первая этого закона исключает из структуры платы за жилое помещение тепловую энергию, затрачиваемую на содержание общего имущества в многоквартирном доме. По факту просто исправлена допущенная ранее техническая ошибка.

Статья вторая этого закона приостанавливает до 1 января 2017 года действие статьи 47.1 Жилищного кодекса РФ, в части проведения общих собраний собственников помещений в МКД с использованием ГИС ЖКХ. Использование других систем для проведения общих собраний собственников МКД через интернет эта статья не затрагивает.

Третья статья этого закона уточняет, что нормы Гражданского кодекса РФ, регламентирующие требования к оформлению доверенности на представление собственника в общем собрании собственников МКД распространяются на правоотношения возникшие с 1 сентября 2013 года.

Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 269-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"»

До 1 января 2019 года продлен срок оснащения потребителей приборами учета коммунальной услуги по газоснабжению.

Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 355-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"»

Теперь для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальном счете достаточно набрать более 50% от общего количества голосов собственников, а не более 66,7% (2/3) как ранее.

Введено понятие «специальный депозит» - это банковский депозит, на котором можно разместить временно свободные средства со специального счета. При этом доходы, полученные от такого размещения, могут быть потрачены только на проведение Капитального ремонта.

Новым федеральным законом вводится существенное требование к составлению краткосрочных планов капитального ремонта: краткосрочные планы должны составляться так, чтобы максимальное количество средств, собираемых на капитальные ремонты, было потрачено на проведение ремонтов, а не лежали на счетах регионального оператора мертвым грузом. При этом, краткосрочные планы должны периодически корректироваться в зависимости от реальной собираемости.

Также установлены новые требования к руководителям региональных операторов капитального ремонта.

В настоящее время Правительством РФ, органами государственной власти субъекта РФ и (или) органами местного самоуправления принимаются решения, позволяющие влиять на рост платы граждан только в отношении коммунальных услуг. Такие решения подлежат контролю со стороны Правительства РФ.

В этой статье вы прочитаете:

  • О последних изменениях в законе ЖКХ-2016
  • Что изменится с взносами на капитальный ремонт и в сфере водоотведения

Изменения в ЖКХ-2016: взносы на капитальный ремонт

Правительство принимает меры оперативного реагирования при выявлении необоснованного или неправомерного их принятия. И если федеральными органами исполнительной власти может оказываться влияние на рост платы граждан за коммунальные услуги, то на рост минимального размера взноса на капитальный ремонт, устанавливаемого нормативным правовым актом субъекта РФ, данные органы не могут влиять.

В то же время установленные на сегодняшний день минимальные размеры взносов на капитальный ремонт в ряде регионов страны существенно увеличили расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В текущей экономической ситуации это изменение в ЖКХ-2016 неблагоприятно отражается на финансовом положении граждан.

  • Регулирование тепловой энергии: об изменениях на рынке

Влияние Правительства РФ на формирование минимального взноса на капитальный ремонт не предусматривается, так как разработанные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти методические рекомендации по установлению в регионах минимального размера взноса на капитальный ремонт не являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с этим законодатели (депутаты Государственной Думы) предлагают наделить Правительство РФ полномочием по установлению предельных (максимальных) индексов изменения размера взноса на капитальный ремонт по каждому субъекту Российской Федерации. Эта инициатива поддержана и представителями Федеральной антимонопольной службы, в чьем ведении находится контроль за изменением тарифов на коммунальные услуги.

В целях ограничения роста минимального размера взноса на капитальный ремонт соответствующий проект федерального закона разработан и внесен на рассмотрение Государственной Думы.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Изменения в ЖКХ-2016: повышающие коэффициенты

Причиной еще одной поднятой законодателями проблемы стал недавно принятый и уже нашумевший Федеральный закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Жилищный кодекс РФ дополнен нормой, согласно которой при неисполнении собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Вместе с тем в федеральном законодательстве не было сделано оговорки о том, что применение указанных повышающих коэффициентов возможно только в случае, когда собственники помещений в многоквартирном доме не установили приборы учета используемых воды, электрической энергии при наличии технической возможности их установки. Соответственно, при отсутствии такой технической возможности повышающие коэффициенты применяться не могут.

В результате в регионах стала складываться практика применения нормы о начислении повышающих коэффициентов даже в тех случаях, когда собственник помещения в многоквартирном доме ввиду отсутствия технической возможности не смог оснастить принадлежащее ему помещение приборами учета.

Для того чтобы разрешить возникшее противоречие, законодатели предлагают дополнить ч. 1 ст. 157 ЖК РФ словами «и техническую возможность», что прямо предусматривает возможность применения повышающих коэффициентов только в том случае, если собственник помещения в многоквартирном доме не установил приборы учета при наличии технической возможности для этого.

Соответствующий законопроект также внесен на рассмотрение уже нового состава Государственной Думы.

Изменения в ЖКХ-2016: водоотведение

Существенные изменения планируется внести в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении».

Так, в соответствии с Жилищным кодексом РФ плата за коммунальные услуги включает в т. ч. плату за отведение сточных вод. При этом не конкретизировано, что такие сточные воды должны отводиться с использованием именно централизованной системы водоотведения.

Однако на сегодняшний день в соответствии с пп. и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв.постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, под коммунальной услугой по водоотведению понимается отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, осуществляемый по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

В целях более четкого урегулирования вопроса о правовом статусе отношений по приему (вывозу) жидких бытовых отходов в подготовленном Минстроем России проекте изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» вводится понятие «нецентрализованная система водоотведения».

Это последнее изменение в ЖКХ обусловлено необходимостью урегулирования Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» отношений, когда объекты абонентов не имеют подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения, а осуществляют сброс сточных вод в выгребные ямы, септики и иные подобные устройства (сооружения). Но такие сточные воды в конечном итоге также должны сбрасываться в централизованную систему водоотведения (специально оборудованные на ней пункты), так как в противном случае возникает риск загрязнения окружающей среды или нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

При этом во избежание коллизии с законодательством Российской Федерации об обращении с отходами производства и потребления понятие «жидкие бытовые отходы» планируется заменить формулировкой «сточные воды, сбрасываемые с использованием нецентрализованной системы водоотведения».

После принятия указанного законопроекта необходимые изменения будут внесены в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

  • Доходы многоквартирного дома: как заработать себе на ремонт

В целях наделения органов государственного жилищного надзора полномочиями по проверке соответствия установленных нормативов потребления коммунальных услуг требованиям к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг), условиям и методам установления и определения нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг) Правительство РФ подготовило и внесло на рассмотрение Государственной Думы проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации».

В рамках предоставленных полномочий органы государственного жилищного надзора будут сверять действующие нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные уполномоченными органами власти субъекта РФ, с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. Орган государственного жилищного надзора будет наделен правом в случае выявления нарушений выдавать уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ предписания об устранении соответствующих нарушений.

С этого года у собственников жилья появятся новые инструменты для отстаивании своих прав в сфере ЖКХ. По мнению законодателей, нововведения позволят сделать эту сферу более эффективной и прозрачной.

С 1 апреля 2016 года из состава платы за коммунальные услуги будет исключена плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, которые потребляются при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в доме. Эти платежи войдут в состав платы за содержание жилого помещения.

В настоящее время плата за эти услуги включается в платежный документ отдельной строкой и уплачивается отдельно от платы за содержание жилого помещения. Начиная с апреля 2016 года, все эти платежи будут включаться в общий платеж за содержание.

Важным моментом является то, что размер расходов на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды не может превышать норматив потребления коммунальных услуг, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.09.2015

Плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды в составе платы за содержание жилого помещения будет взиматься не по умолчанию, а только если данные коммунальные услуги действительно потребляются при содержании общего имущества.

Также важно отметить, что нововведение не распространяется на те многоквартирные дома, жители которых выбрали непосредственный способ управления общим имуществом.

Расширены полномочия общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проще стала процедура инициирования, организации и проведения собрания. Значительно повышен статус протокола общего собрания.

Только общее собрание вправе определять порядок финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей компанией, правлением ТСЖ, жилищного или иного кооператива общего собрания. Это новое положение предусматривает особый порядок созыва общего собрания.

Кратко он может быть описан так: собственники помещений, обладающие не менее 10% голосов, вправе составить перечень вопросов, выносимых на повестку дня, и обратиться в письменной форме к управляющей компании, ТСЖ, кооперативу с требованием организовать общее собрание. Получив обращение, управляющий обязан в течение 45 дней уведомить о проведении общего собрания каждого собственника помещения в доме, провести все необходимые мероприятия, оформить документы по результатам собрания и довести их до сведения собственников помещений.

Во-вторых, общее собрание собственников помещений может наделить совет многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества. До этого момента совет МКД не являлся органом, продуцирующим какие-либо решения.

В-третьих, общее собрание вправе принять решение о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по всем текущим вопросам, связанным с управлением таким домом, кроме отнесенных к компетенции совета МКД и общего собрания.

В настоящее время при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, размер платы за коммунальные услуги снижается. Кроме того, потребитель-гражданин вправе взыскать с исполнителя коммунальных услуг неустойку, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей

Начиная с 28.12.2015, вступят в силу новые положения Жилищного кодекса, направленные на защиту прав жителей многоквартирных домов.

Во-первых, установлена обязанность уплатить потребителю штраф для лиц, виновных в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, если в результате нарушения увеличился размер платы за коммунальные услуги.

Во-вторых, установлена обязанность уплатить потребителю штраф для лиц, виновных в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг.

Дополнительно устранен пробел о порядке уплаты взносов на капитальный ремонт в новостройках. Итак, если многоквартирный дом был введен в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включен в нее при ее актуализации (актуализация проводится не реже раза в год), обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников жилых помещений в этом доме по истечении срока, установленного органом субъектом Российской Федерации (но не позднее пяти лет с даты включения дома в региональную программу).

Нужно сказать, что пятилетний срок представляется наиболее обоснованным, поскольку именно в этот период действует гарантия застройщика и в любом случае расходы на ремонт многоквартирного дома в течение пяти лет обязан нести застройщик.

Новый ГОСТ получил название: ГОСТ Р 56192-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования»

Документ вводится впервые и распространяется на работы, проводимые при оказании услуг содержания общего имущества многоквартирных домов. Фактически, он консолидирует требования Жилищного кодекса, Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, Правил содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах и Правил предоставления коммунальных услуг.

По мнению авторов стандарта, его применение, наряду с другими стандартами из данной серии, позволяет сформировать единую и эффективную систему управления и содержания многоквартирных домов, обеспечивающую их нормативное техническое состояние, безопасную эксплуатацию и комфортные условия проживания, а так же выполнить требования, установленные в технических регламентах, санитарно-эпидемиологических правилах и в Жилищном кодексе.

Краткое содержание стандарта :

2) Общие требования к услуге содержания общедомового имущества и перечень работ входящих в услугу содержания общедомового имущества, а также требования к проведению этих работ.

3) Общие требования к услуге текущего ремонта и перечень работ входящих в эту услугу, а также требования к проведению этих работ.

4) Общие требования к услуге капитального ремонта и перечень работ, а также требования к проведению этих работ.

5) Требования к исполнителям работ, показатели качества и безопасности.

Ознакомление с текстом данного стандарта будет полезно не только тем, чья деятельность напрямую связана с сферой ЖКХ, но и всем добросовестным собственникам.

Закон о ЖКХ фактически состоит из целого комплекса законов, которые, если рассматривать их совместно, являются основой жилищного действующего законодательства. Закон о жилищно-коммунальных услугах, говоря о проживании в определённом жилье, подразумевает, кроме определённых прав, также и ряд важных обязанностей. Чтобы обеспечить проживание жильцов, государство гарантирует предоставление жизненно важного для них коммунального обслуживания. Жильцы, соответственно, обязаны их оплачивать по ст. 153 ЖК РФ (Жилищного кодекса) и выполнять определённые законодательством правила.

Законодательство в сфере ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) может включать в себя ряд основополагающих документов. Это может быть приказ, постановление, закон, а также некоторые другие виды юридических документов.

Основным из них будет Жилищный кодекс, федеральный закон. Этот документ составляет юридическую основу законодательства, регулирующего обращение такого вида недвижимости, как жилые помещения.

Федеральный закон рассматривает вопросы следующего рода:
  1. Те, что связаны с предоставлением жилья.
  2. Иногда, в некоторых ситуациях законодательство допускает возможность их изъятия. Такие вопросы, соответственно, регулируются в рассматриваемом документе.

Речь при этом может идти как о том жилье, что находится в частном владении, так и о том которое входит в категорию социального жилья.

В коммунальной деятельности важное значение имеет регламентация вопросов, которые относятся к использованию общих помещений и технических устройств, обеспечивающих жилищные коммунальные работы. Важно также установить правила относительно территории, находящейся рядом. Можно сказать, что ЖКХ законодательство Российской Федерации определяет основы, по которым организациям ЖКХ регламентируется жилищно-коммунальное обслуживание.

Здесь говорится о наиболее важных, наиболее основных вещах. Для их детализации приняты другие документы, которые носят более частный, уточняющий характер.

Учитывая важность регламентации деятельности этого сектора экономики, было принято Постановление 354. Оно формулирует требования и нормы обеспечения жилищно-эксплуатационными организациями услуг собственникам и нанимателям. Ещё здесь рассматриваются обязанности исполнителей жилищных услуг, их права и лицензирование подобных служб.

Наряду с этой информацией, рассмотрены требования к качеству оказанных услуг и правила расчёта или перерасчёта сумм коммунальных платежей. Федеральный закон указывает формулы, обязательные при применении во время таких расчётов.

Ещё один важный подзаконный акт регулирует важную сторону деятельности по осуществлению жилищно-коммунальных услуг. Речь идёт о сжатом их списке в Постановлении правительства 290 от 3 апреля 2013 года. Оно называется: «О минимальном перечне услуг, нужных для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и порядке их оказания».

Как известно, когда речь идёт об уплате счетов по конкретной квартире или дому, принципах расчёта, начисления и проведения выплат таких сумм, они являются в достаточной степени понятными и вызывают относительно мало вопросов. С другой стороны, когда речь идёт об общедомовом имуществе многоквартирного дома, ситуация становится достаточно неопределённой. Ведь в данном случае возникают вопросы об обслуживании коммуникационного оборудования, находящегося вне жилья, обслуживании лестниц, лифтов, ремонтах, уборке придомовой территории и других достаточно сложных вопросах. Какие требования к предоставлению таких услуг предъявляет федеральный закон, сколько за них нужно платить? Кто именно должен заниматься обслуживанием общедомового имущества? Важно также получить ответ и на вопрос, который имеется в формулировке рассматриваемого документа, о том, каков именно самый краткий список жизненно важных услуг?

Здесь раскрываются несколько существенных аспектов:

  1. В документе конкретно указывается минимальный список обязательных для предоставления услуг и работ, которые достаточны для содержания многоквартирного дома в исправном состоянии.
  2. Рассматриваемый вопрос конкретизирован, определены правила выполнения коммунального обслуживания, которые должны исполняться соответствующими коммунальными службами.
  3. Здесь особо рассматриваются такие услуги, которые относятся к водоснабжению или теплоснабжению.
  4. Дополнительно рассматриваются и другие виды работ, которые не входят в перечисленные разделы. Пример - это проведение влажной уборки на общей площади многоквартирного дома. В частности, приводится перечень работ и услуг, относящихся к данному разделу.

О чём говорят другие документы?

Например, наниматель селится на новой жилплощади и считает, что это его собственность (в некоторой степени), на которой он имеет право действовать по своему усмотрению. Во многих аспектах это именно так и есть. Однако при этом речь идёт не только о его правах, но и об обязанностях.

Кроме всем известной обязанности по оплате разного рода коммунальных платежей, не нужно забывать и о других сторонах вопроса. Одной из важнейших является обязанность поддержания жилища в исправности.

Это как раз и регламентируется документом, который здесь будет кратко рассмотрен - постановление, изданное 13 августа 2006 года под номером 491 «Об утверждении норм и правил для использования жилых помещений».

Речь здесь идёт о правилах, относящихся к жильцам из тех домов, которые относятся к многоквартирному типу. Регулируются детали эксплуатации такого рода жилья. Подробно сформулированы правила, касающиеся самих собственников, а также и жильцов. Здесь может рассматриваться ряд следующих ситуаций.


  1. Важным аспектом является пользование жилой площадью по предусмотренному для него назначению. В частности, здесь важно, что если недвижимость разрешено использовать только для проживания, то там не может работать, например, механическая мастерская или химическое производство. Для того чтобы изменить назначение жилого помещения, нужно предварительно получить разрешение государства, пройдя соответствующую процедуру оформления. Не во всех случаях получение нужного разрешения может оказаться возможным.
  2. Другим важным направлением деятельности является поддержание жилья в надлежащем состоянии. Коммуникации, которые проходят внутри квартиры, являются частью коммуникаций всего дома и неисправность, имеющая место в одной квартире, может сильно повлиять на степень исправности оборудования за её пределами. В качестве примера можно привести возможность утечки газа или, скажем, засорение сточных труб. Поддержание квартиры на необходимом уровне - это важная составная часть обязанностей жильцов.
  3. В документе также рассмотрена ещё одна категория вопросов. Речь идёт о специализированном жилом фонде. Для него предусмотрены ограничения, которые связаны с его обменом или, например, сдачей в поднаём.

Здесь были рассмотрены основные документы.

Конечно, речь шла лишь о наиболее специфичных для данной сферы законодательных актах. Реальное юридическое применение упомянутых норм может быть связано и со многими другими законодательными актами, например, с Гражданским кодексом.

В заключение следует рассмотреть ещё одну важную сферу, которая имеет непосредственное отношение к жилищному законодательству. Как известно, сложные вопросы, конфликты интересов нельзя исключить из рассмотрения даже при самом подробном законодательстве.

Если указанные ситуации имеют место, заинтересованные лица могут обратиться в судебную инстанцию для рассмотрения соответствующих вопросов. Эта тема регламентируется следующим документом - Постановление 14 Пленума Верховного Суда России «О вопросах, которые возникают при применении Жилищного кодекса» от 2009 года. Здесь рассматриваются вопросы о предоставлении коммунальных услуг, носящие довольно сложный характер, для решения при этом потребуется подать судебный иск.

За несколько последних месяцев рассматривалось немало нововведений, относящихся к деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Важным вопросом является определение того, какие коммунальные платежи нужно платить. Важен и вопрос, как организована такая выплата с учётом последних изменений в законодательстве.

Одним из важных моментов будет рост тарифов. В частности, для москвичей с середины года возрастут тарифы за горячую и за холодную воду. Степень роста составит десять и более процентов. При планировании таких изменений бралось в расчёт и то, что постоянный и существенный рост величины коммунальных платежей может стать существенной нагрузкой для жильцов, особенно для тех, кто входит в категорию малообеспеченных граждан.

Вводимые изменения предназначены для повышения ответственности как плательщиков, так и поставщиков коммунальных услуг.

Много сложностей обычно вызывала разновидность выплат, направленных на обеспечение содержания дома или компенсацию выполнения капремонта в будущем. Теперь тарифы станут учитываться в разделе, где указывается плата за коммунальные услуги. Усовершенствование далеко не косметическое. На него можно посмотреть с различных точек зрения. Раньше указанная оплата выделялась отдельно от основных платежей, и это выглядело, как дополнительные, а не основные выплаты, которые к тому же представляли собой значительную финансовую нагрузку. Теперь же эти затраты включены в основные выплаты. С другой стороны, при новом положении дел начисление оплаты на содержание дома и придомовой территории, а также и проведения ремонта рассчитываются в такой сфере и теперь произвольный способ их начисления вряд ли теперь возможен.

Раньше статус отчислений на эти цели носил несколько неопределённый характер, что иногда могло приводить к проблемным ситуациям. С другой стороны, произведённые уточнения не только делают более чёткой процедуру начисления коммунальных выплат, но и повышают ответственность жильцов за уклонение от произведения выплат. Если раньше просрочки в этой сфере были чем-то более или менее нормальным, хотя и неприятным, то теперь такая ситуация может привести к наложению довольно существенных штрафов по отношению к тем жильцам, которые являются неплательщиками.

Новые изменения в вопросах об оказании коммунальных услуг коснутся ещё одной важной сферы. Речь идёт о предоставлении коммунальных услуг по вывозу мусора. Как известно, эта сфера деятельности коммунальных служб является очень важной.

В то же время ранее прямой оплаты данного вида услуг не выполнялось. Как же дела обстоят теперь? Какие изменения предусмотрены в 2017 году? Теперь в обязательном порядке жильцы должны будут непосредственно оплачивать коммунальным службам, имеющим нужную лицензию, расходы по уборке мусора.

При этом здесь одновременно используются два принципа начисления, которые будет применять управляющая компания:
  • по количеству мусора на каждого из жильцов;
  • в соответствии с объёмом произведённого мусора.

В обращение планируется ввести ещё один важный принцип. Речь идёт о поощрении раздельного сбора мусора. То есть, говоря другими словами, если выбрасываемый мусор будет рассортирован установленным образом, то и плата за его уборку будет несколько меньше. Если жилец поступит неправильно и откажется сортировать выбрасываемый мусор, ему придётся оплачивать более высокий тариф. Такой подход позволит производить более эффективную не только уборку, но и утилизацию и вторичное использование мусора. В частности, в соответствии с 458 Федеральным законом бытовые отходы (твёрдые) перешли в разряд коммунальных отходов.

Кроме изменений для процедуры оплаты, будут приняты и другие меры. Предлагается стимулировать активность региональных операторов, занимающихся переработкой мусора. На настоящий момент этот законопроект прорабатывается и готовится с тем, чтобы его приняли, а он получил юридическую силу. Сейчас эта сфера является весьма непрозрачной, что не может не отражаться на уменьшении эффективности в этой сфере. На этот момент такие меры ещё не приобрели обязательного характера (федеральный закон ещё не принят), но те регионы, которые хотят проявить инициативу в этой сфере, имеют возможность, получив лицензирование, постепенно приступить к использованию новых форм работы в правильном формате в этой сфере.

Рассматривается также законопроект, который предусматривает отмену влияния невыплат на предстоящий капремонт на возможность получения льготы по текущим коммунальным платежам.

На данный момент, как известно, данная невыплата является препятствием для получения компенсации.

Теперь практически в любой области человеческой жизни и деятельности большую роль играет уровень компьютеризации деятельности. Это позволят оптимальным образом использовать требуемые данные о предоставлении коммунальных услуг. Здесь в текущем году предусмотрено создание соответствующего компьютерного комплекса. Его называют ГИС ЖКХ (информационная система, предназначенная для ЖКХ).

Говоря коротко о её основных функциях для российского квартирного плательщика, следует отметить, что здесь речь идёт не только о предоставлении жилищных услуг, но и о раскрытии информации об этом:

  1. Одной из важнейших функций является возможность делать централизованно платежи онлайн, не выстаивая длинных очередей при оплате коммунальных услуг.
  2. Этой программе присуща учётная функция. С её использованием можно будет точно узнать об оплате коммунальных услуг, состояние своих финансовых расчётов согласно ст.153 ЖК РФ. На соответствующем сайте легко можно будет узнать, погашены ли задолженности на данный момент, а при неуплате - их точную сумму.
  3. Важным моментом является возможность точно узнать действующие на данный момент тарифы по ЖКХ. Это может быть особенно важным в тех случаях, когда коммунальные услуги меняют свои тарифы, что позволит исключить неверные данные при произведении расчётов.

Создание и лицензирование этой системы предусмотрено в течение 2017 года. Она предоставит полную информацию о предоставлении коммунальных услуг.