Объекты хозяйственных правоотношений. Хозяйственное право Хозяйственные правоотношения и их характеристика
Под хозяйственными (предпринимательскими) правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, внутрихозяйственные отношения, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.
Правоотношения каждой отрасли права имеют своих субъектов, специфические объекты и выделяющиеся по своему содержанию и конструкции субъективные права и обязанности.
В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права. Таковы право организации на принадлежащее ей имущество, исключительные права и др.
Относительными являются права с корреспондирующей с ними обязанностью у других субъектов. Такие правоотношения возникают, например, в силу заключенных предпринимательских договоров.
В хозяйственном (предпринимательском) правоотношении участвуют субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность, а также государство и муниципальные образования.
Объектами хозяйственных правоотношений могут быть:
1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество;
2) действия обязанных субъектов;
3) собственная деятельность субъекта права;
4) неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).
Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. Поскольку нормами предпринимательского права регулируется прежде всего деятельность, постольку правопорождающими фактами здесь предстают преимущественно действия участников хозяйственных правоотношений. События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств. Правопорождающими события могут быть, к примеру, в отношениях страхования имущества и предпринимательских рисков.
Действия участников подразделяются также на правомерные и неправомерные. Например, решение органа государственной власти, принятое с превышением его компетенции, должно быть отнесено к числу неправомерных действий.
В науке предпринимательского права хозяйственные (предпринимательские) правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию классифицируются следующим образом:
1) абсолютные вещные правоотношения (отношения собственности);
2) абсолютно-относительные вещные правоотношения (хозяйственного ведения, оперативного управления);
3) абсолютные правоотношения по ведению собственной предпринимательской деятельности;
4) абсолютные неимущественные хозяйственные правоотношения;
5) обязательственные хозяйственные правоотношения.
Абсолютные вещные правоотношения. Для вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует право на имущество в соответствии с законом, определяющим ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению. Объектом правоотношения, по поводу которого оно складывается, выступает вещь.
В предпринимательском праве регулируемые вещные отношения связаны с производством, обменом, распределением и производственным потреблением. Ввиду этого объектами вещных правоотношений здесь выступает то, что участвует в этих воспроизводственных процессах. Предметы, служащие удовлетворению личных потребностей вне производства, не являются объектами хозяйственно-правовых вещных правоотношений.
Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможности владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Это право используется для осуществления хозяйствования на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.
Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся правоотношения, складывающиеся при реализации права хозяйственного ведения, оперативного управления.
Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права реализует свои возможности вне взаимодействия с другими субъектами. Он владеет, пользуется и распоряжается имуществом "абсолютно", не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении.
Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества предприятиям, учреждениям. Объем таких прав по владению, пользованию и распоряжению закрепленным имуществом определяется соответствующим юридическим титулом.
Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности . Конструкция абсолютного правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности, впервые предложенная В.С. Мартемьяновым (см.: Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. М., 1994. Т. 1. С. 42 - 43), является дискуссионной и признается не всеми учеными - представителями науки предпринимательского (хозяйственного) права. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает в качестве объекта правоотношения. Конструкция же правовой связи такова, что у субъекта, осуществляющего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения предпринимательской деятельности данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях - содействовать ей. Мера возможного поведения при осуществлении такой деятельности очерчена законом. Если ее нормальное течение прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное: предприятие получает право устранить незаконное нарушение его права либо, наоборот, обязано по требованию уполномоченного субъекта прекратить нарушение закона.
Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского, налогового учета, представлению бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, положений технического регулирования, лицензирования, в соответствии с экологическими требованиями, противопожарными правилами и другими установленными нормативными правовыми актами требованиями, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы вправе потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.
Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. Никто, кроме субъекта - носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться фирменным наименованием, товарным знаком и знаком обслуживания, менять наименование места происхождения товара, приобретать информацию, составляющую коммерческую тайну, и разглашать и использовать ее в своей деятельности. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным.
При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения, и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать возмещения убытков от нарушителя. Можно сделать вывод, что хозяйственные отношения неимущественного характера несут в себе изначально имущественный потенциал и защищаются мерами имущественного характера.
Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, т.е. передать имущество, выполнить работы, оказать услуги.
Хозяйственные обязательства, в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов предпринимательского права они обслуживают, подразделяются на четыре основных вида:
1) хозяйственно-управленческие;
2) внутрихозяйственные;
3) территориально-хозяйственные;
4) оперативно-хозяйственные.
При рассмотрении четырех основных видов хозяйственных обязательств необходимо обратить внимание:
На основания возникновения;
Участников хозяйственных правоотношений;
Источники правового регулирования.
Хозяйственно-управленческие обязательства порождаются актами государственных органов, органов местного самоуправления, которыми осуществляется регулирование предпринимательской деятельности. Например, такие обязательства могут возникать в результате издания антимонопольным органом актов о разделении (выделении) хозяйствующего субъекта, издания акта налоговым органом и т.п.
Источниками правового регулирования отношений указанного характера является весь массив нормативных актов, устанавливающих меры государственного руководства и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов и возможность применения мер для обеспечения публичного интереса.
Внутрихозяйственные обязательства возникают по горизонтали между подразделениями хозяйствующих субъектов, а также по вертикали между ними и самой организацией. Обязательства могут устанавливаться в силу актов хозяйственного руководства, издаваемых организацией в адрес своих подразделений, и на основе внутрихозяйственных договоров между цехами, участками, бригадами, звеньями.
Во внутрихозяйственных обязательствах для одной стороны характерна обязанность выполнения работ, оказания услуг, а для другой - обеспечения условий их выполнения. Обязательства могут быть и взаимными. Например, один цех предприятия взамен на получение услуги по ремонту оборудования обязуется оказать другому цеху иные услуги.
К числу внутрихозяйственных следует также отнести правоотношения, основанные на факте участия (членства) лица в хозяйственном обществе, хозяйственном товариществе, кооперативе. Данные правоотношения в силу их многообразия носят различный характер. В частности, предлагается выделять управленческие внутрихозяйственные отношения, складывающиеся в процессе самоорганизации и самоуправления в коммерческих организациях. Источниками правового регулирования обязательственного внутрихозяйственного отношения являются локальные нормативные акты.
Территориально-хозяйственные обязательства представляют собой отношения территориальных субъектов (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) между собой и с организациями. Это обязательственные отношения горизонтального характера на макроуровне.
Территориально-хозяйственные обязательства в подавляющем большинстве случаев имеют основанием возникновения договор и только в случаях, прямо предусмотренных законом, - акт органа власти или местного самоуправления. Согласно заданию или договору хозяйствующий субъект обязуется произвести для данного публичного образования конкретное количество продукции или товаров, оказать определенный объем услуг, а соответствующее территориальное образование имеет право требовать выполнения обязательств и, в свою очередь, обязуется финансировать их выполнение.
Эти обязательства не всегда имеют товарно-денежную форму, но носят стоимостной характер, поскольку все намечаемое в них имеет количественное и стоимостное выражение.
Оперативно-хозяйственные обязательства возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров, ибо основным средством сотрудничества в рыночных условиях стал договор. Плановые увязки встречаются в особых случаях, прямо указанных в нормативных актах. Например, директивное планирование может применяться в отношении казенных предприятий.
Участниками оперативно-хозяйственных обязательств являются индивидуальные предприниматели и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Источниками правового регулирования оперативно-хозяйственных обязательств являются ГК РФ и акты специального законодательства.
1. Под правоотношением обычно понимается особаяправовая связь между людьми или их коллективами, при
которой правам одного субъекта правоотношения соот-
ветствуют обязанности другого. (*1). Хозяйственное правоот-
ношение-урегулированное правом хозяйственное отно-
шение. С одной стороны, оно обладает общими призна-
ками, присущими правоотношениям всех отраслей права,
а с другой-рядом специфических черт, свойственных
только хозяйственным правоотношениям.
Одно время в советской правовой теории считалось
почти бесспорным, что во всяком правоотношении вы-
ражается индивидуальная воля его участников. В обос-
нование этой позиции приводилось известное высказыва-
ние К. Маркса о волевом характере таких правоотноше-
ний, формой которых является договор. (*2). Однако это
положение, относящееся именно к договорным правоот-
ношениям, нельзя распространять на все вообще право-
отношения.
В дальнейшем в юридической науке стал преобла-
дать другой взгляд на правоотношения, согласно кото-
рому они являются волевыми только в смысле классовой
или государственной воли, выраженной в правовых нор-
мах, но не обязательно в смысле индивидуальной воли
участников правоотношения. (*3).
В учении о правоотношении до сих пор имеются спор-
ные вопросы, по которым отсутствует единство среди со-
ветских ученых юристов. Так, вызывает споры вопрос о
(**1) Подробнее см. Ю. К. Толстой, К теории правоотношений,
стр. 18 и след.
(**2) К. Маркс, Капитал, т. 1, Госполитиздат, 1955, стр. 91.
(**3) Н. Г. Александров, Законность и правоотношения в со-
ветском обществе, Госюриздат, 1955, стр. 96; С. Ф. Кечекьян,
Правоотношения в социалистическом обществе, стр. 40-43.
Некоторые ученые полагают, что ими являются субъек-
ты, права и обязанности, объект правоотношения. Дру-
гие же признают элементами правоотношения только
права и обязанности его участников. Вызывает споры и
вопрос о понятии объекта правоотношения. Одни ученые
считают им поведение обязанного лица, а другие также
материальные предметы, продукты духовного творчест-
ва, личные блага и т. п. (*1).
Не ставя перед собой задачи дать решение этих спор-
ных вопросов общей теории правоотношения, мы остано-
вимся в дальнейшем на рассмотрении лишь специфиче-
ских особенностей хозяйственных правоотношений.
2. Хозяйственные правоотношения - урегулирован-
ные правом хозяйственные отношения, складывающиеся
в процессе руководства и осуществления хозяйственной
деятельности между социалистическими организациями,
а также между их структурными звеньями.
Субъектами хозяйственных правоотношений являют-
ся субъекты хозяйственного права, когда они вступают
в хозяйственные правоотношения с другими субъектами
хозяйственного права. Выше мы уже установили, что
субъектами хозяйственного права выступают только со-
циалистические организации или их структурные звенья,
но не отдельные граждане. Следовательно, граждане
не могут быть субъектами хозяйственных правоотно-
Субъектами хозяйственных правоотношений по вер-
тикали являются обычно, с одной стороны, орган хозяй-
ственного руководства, а с другой - подчиненный ему
хозорган. Таким хозорганом может быть либо предприя-
тие, либо хозяйственное объединение, которое в свою
очередь вступает в отношения с предприятиями, входя-
щими в его состав. Для упрощения мы будем в дальней-
шем говорить о хозяйственном правоотношении между
органом хозяйственного руководства и предприятием.
По вопросам, входящим в его компетенцию, орган
хозяйственного руководства может давать предприятию
обязательные указания. В случаях, когда подобные ука-
шения см. Ю. К.Толстой, К теории правоотношения.
зания даются по конкретным хозяйственным вопросам,
возникает хозяйственное правоотношение между орга-
ном, давшим указание, и предприятием, которому оно
адресовано.
Иначе обстоит дело, когда указания носят общий ха-
рактер и даются в форме инструкций или иных норма-
тивных актов. Тогда правоотношение не возникнет, а
нормативный акт, в который облечено такое указание,
служит основой для возникновения в последующем хо-
зяйственных правоотношений при наступлении опреде-
ленных юридических фактов-установлении планового
задания, заключении хозяйственного договора и т. д.
3. Хозяйственные правоотношения имеют некоторые
характерные признаки, не всегда укладывающиеся в
рамки привычных представлений о правоотношениях.
Некоторые из таких особенностей были отмечены
С. А. Голунским применительно к правоотношениям в
области хозяйственного строительства. С. А. Голунский
указывал на следующие особенности правоотношений в
этой области:
а) противопоставление прав и обязанностей в право-
отношениях в значительной мере сглаживается;
б) правоотношения в указанной области, как прави-
ло, не двусторонние, а многосторонние. Особое место за-
нимает заинтересованность в правильной реализации
правоотношения соответствующих коллективов трудя-
щихся, не являющихся в формальном смысле стороной
в правоотношении;
в) почти ни одно такое правоотношение нельзя рас-
сматривать изолированно, они связаны, сплетены между
собой в сложную систему правоотношений. Правоотно-
шения по горизонтали тесно переплетаются с правоот-
ношениями по вертикали;
г) правоотношения этого рода, как правило, не ис-
черпываются каким-либо единичным актом (вроде упла-
ты долга), а проявляются в длительной, иногда очень
сложной деятельности сторон и должны поэтому рас-
сматриваться в динамике. (*1).
Такая характеристика особенностей правоотношений
(**1) С. А. Г олунский, О творческой революционной роли социа-
листического права в период развернутого строительства коммуниз-
№ 10, стр. 51.в области хозяйственного строительства представляется
в основном правильной и применимой к хозяйственным
правоотношениям.
4. Действительно, не могут резко противопоставляться
права одного субъекта хозяйственного правоотношения и
обязанности другого. Это связано с тем, что права
участников правоотношений выражают и закрепляют их
интересы, а интересы социалистических хозяйственных
органов едины в главном.
Скажем, в правоотношении между органом хозяйст-
венного руководства и подчиненным ему предприятием
по поводу изъятия оборотных средств последнего в по-
рядке перераспределения возможен случай, когда это
поставит предприятие в затруднительное финансовое
положение, в связи с чем орган хозяйственного руковод-
ства не только не будет настаивать на осуществлении
своего права, но, наоборот, постарается помочь пред-
приятию. Таким образом, нет резкого противопоставле-
ния интересов субъектов хозяйственных правоотношений.
Мы говорим об отсутствии резкого противоречия ин-
тересов в хозяйственных правоотношениях, но это не
означает, что противоречия интересов вообще отсутст-
вуют. Они имеются в силу того, что у предприятий и
иных хозорганов, помимо единых общих интересов, пред-
определяемых социалистической природой нашей эконо-
мики, имеются и свои, не совпадающие хозрасчетные
интересы. В соответствии с Положением о предприятии
предоставленные предприятию права должны использо-
ваться в интересах всего народного хозяйства и кол-
лектива работников предприятия (п. 5 Положения).
5. Важной характерной чертой хозяйственных право-
отношений является тесная связь между ними, их нераз-
рывное переплетение. Конечно, связь различных право-
отношений существует и в других отраслях права, но в
области хозяйственного права она проявляется особен-
но отчетливо.
Это предопределяется сложностью отношений, скла-
дывающихся в социалистическом хозяйстве, все более
расширяющимися хозяйственными связями в процессе
специализации и кооперирования производства, сочета-
нием плана и хозрасчета, централизованного руководст-
ва и хозяйственной самостоятельности предприятий.
В сложном механизме социалистического хозяйства
различные хозяйственные отношения между органами
хозяйственного руководства, объединениями, предприя-
тиями и их структурными звеньями тесно связаны меж-
ду собой, что обеспечивает бесперебойное функциониро-
вание данного механизма. А это означает и связь хозяй-
ственных правоотношений, возникающих в результате
правового регулирования отношений социалистического
хозяйства.
Если рассмотреть хозяйственные правоотношения по
горизонтали и по вертикали, то с очевидностью прояв-
ляется их неразрывная связь. Действительно, правоот-
ношение между органом хозяйственного руководства,
дающим плановое задание о производстве определен-
ной продукции, и предприятием, которому задание адре-
совано, предопределяет содержание другого правоотно-
шения: между предприятием, получившим задание, и
другим предприятием, которому продукция предназначе-
на. Второе правоотношение возникает обычно на основе
хозяйственного договора, но данный договор заключает-
ся во исполнение планового задания, содержание его
предопределяется этим заданием.
Степень предопределенности содержания хозяйствен-
ного договора плановым заданиям различна. В одних
случаях договор существенно уточняет содержащиеся в
плановом задании показатели, в других-по существу
лишь воспроизводит положения планового задания с не-
большими уточнениями, в третьих-содержание догово-
ра вообще прямо не предусмотрено планом. Но даже и
такие договоры являются плановыми, так
как они в конечном счете предопределяются техпром-
финпланом заключающих их предприятий, служат вы-
полнению планов этих предприятий.
Нужно заметить, что развитие хозяйственной само-
стоятельности предприятий приводит к увеличению чис-
ла договоров, содержание которых предопределено пла-
ном лишь в общих чертах. Заключая такой договор,
предприятие продолжает работу по планированию, пла-
новое задание, составленное по укрупненным показате-
лям, конкретизируется в хозяйственном договоре по со-
гласованию с предприятием-потребителем продукции,
Поэтому в новых условиях хозяйственный договор и
является инструментом, звеном планирования. Разу-
меется, предприятие планирует свою деятельность на ос-
нове и в рамках установленного ему планового задания.
Всякий хозяйственный договор прямо или косвенно слу-
жит выполнению плана, вытекает из него, конкретизи-
рует плановое задание. Всякое правоотношение между
предприятиями по хозяйственному договору тесно связа-
но с правоотношениями между этими предприятиями и
органами хозяйственного руководства, установившими
план, послуживший хотя бы в конечном счете основой
для договора.
В то же время нельзя представлять себе связь меж-
ду планом и договором упрощенно, только как предопре-
деленность договора планом. (*1). Здесь существует и обрат-
ная зависимость: воздействие договора на план. Именно
в этом смысле следует понимать указание о необходимо-
сти составления планов предприятий на основе портфе-
ля их заказов, содержащееся в постановлении ЦК КПСС
и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. вершенствовании планирования и усилении экономиче-
ского стимулирования промышленного производства>. (*2).
Правда, это указание пока еще практически не реализо-
вано, но оно имеет важное значение для определения
перспективы развития хозяйственных договоров и повы-
шения их роли в планировании производственно-хозяй-
ственной деятельности предприятий.
6. До сих пор мы рассматривали связь между раз-
личными хозяйственными правоотношениями главным
образом на примере связи двух правоотношений-по го-
ризонтали и по вертикали. Однако в реальной жизни
взаимосвязь хозяйственных.правоотношений значитель-
но сложнее. Тесное взаимодействие правоотношений в
(**1) С. С. Алексеев следующим образом характеризует соотноше-
ние между планом и хозяйственным договором: щенной трактовке таких сложных правовых образований, какими
являются планово-договорные обязательства,- оказывается воз-
можным решение проблемы гражданскоправового действия плано-
вых актов по формально-логической схеме: либо план,
либо договор. Но подобное упрощение, приводящее исследователя
к необходимости выбора одного из двух взаимосвязанных основа-
ний, неизбежно дает одностороннее решение проблемы в целом>
(С. С. Алексеев, О взаимодействии административноправового
и гражданскоправового регулирования в социалистическом обще-
стве, 1959 г. № 3, стр. 46).
(**2) СП СССР 1965 г. № 19-20, ст. 153.
области социалистического хозяйства приводит к воз-
никновению хозяйственных правоотношений.
В такой цепочке не растворяются входящие в нее
правоотношения, каждое из которых складывается ме-
жду двумя субъектами хозяйственного права. В этом
смысле традиционное понятие правоотношения, как скла-
дывающегося между двумя субъектами, сохраняет зна-
чение и для хозяйственного права.
Однако связь между правоотношениями, входящими
в цепочку, настолько тесна и органична, что есть осно-
вания рассматривать такую цепочку как сложное много-
стороннее правоотношение. Конечно, в этом сложном
правоотношении не растворяются отдельные составляю-
щие его двусторонние правоотношения. Данные право-
отно.шсния определяют права и обязанности являющих-
ся их сторонами субъектов хозяйственного права. Но
они могут быть правильно поняты и реализованы только
в тесной связи с другими двусторонними правоотноше-
ниями, составляющими вместе сложное многостороннее
правоотношение.
Значение сложного многостороннего правоотношения
ярко проявляется при поставке продукции, распределяе-
мой в плановом порядке. Здесь правоотношение по го-
ризонтали полностью предопределяется правоотноше-
нием по вертикали, изменение планового задания непо-
средственно меняет содержание соответствующего хозяй-
ственного договора. (*1). Значит, правоотношение по плани-
рованию органически связано с правоотношением по до-
говору поставки, юридическое действие планирующего
органа-субъекта первого правоотношения непосредст-
венно сказывается на содержании второго правоотноше-
ния, стороной которого данный орган не является. Это
возможно потому, что планирующий орган одновремен-
но состоит участником многостороннего правоотношения,
в состав которого входят правоотношение по планирова-
нию и правоотношение по договору поставки.
Основанием для трактовки цепочки правоотношений
в качестве сложного многостороннего правоотношения
является направленность действий всех участников тако-
го правоотношения на достижение единого хозяйствен-
(**1) Подробнее см. З. М. Заменгоф, Изменение и расторжение
хозяйственных договоров, 1967, стр. 48.
ного результата. В приведенном выше примере, связан-
ном с поставкой распределяемой продукции, действия
участников правоотношений по горизонтали и по верти-
кали направлены на обеспечение поставки продукции в
соответствии с нуждами народного хозяйства. Аналогич-
ным образом единую направленность имеют правоотно-
шения, связанные с перевозкой грузов (грузоотправи-
тель - перевозчик - грузополучатель), капитальным
строительством (заказчик - генеральный подрядчик -
субподрядчик) и т. д.
Однако только единой целевой направленности еще
недостаточно для приэ.нания цепочки правоотношений
сложным многосторонним правоотношением. При слож-
ных хозяйственных отношениях цепочка может оказать-
ся настолько длинной, что установление связи между ее
начальным и конечным звеном было бы весьма затруд-
нительно, а в ряде случаев практически невозможно. По-
этому для признания цепочки сложным многосторонним
правоотношением помимо единства целевой направлен-
ности необходимо и единство субъектного состава.
В самом деле, в приведенных выше примерах каждое
сложное правоотношение состоит из двух двусторонних,
причем в обоих из них участвует один и тот же субъект
хозяйственного права. Так, при осуществлении капиталь-
ного строительства сложное правоотношение включает
правоотношения: 1) заказчик-генеральный подрядчик,
2) генеральный подрядчик-субподрядчик. Значит,
связь двусторонних правоотношений идет здесь через
генерального подрядчика, являющегося субъектом как
первого, так и второго правоотношения.
Практическое значение конструкции сложного право-
отношения состоит в том, что она позволяет устанавли-
вать непооредственную связь между начальным и конеч-
ным эвеном цепочки правоотно,шений. Поэтому так важ-
но четкое определение субъектов сложного правоотноше-
Рассмотрим это положение на примере порядка изме-
нения плана производства, установленного постановле-
нием Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г. полнительном расширении прав министров СССР>. (*1). В со-
(**1) СП СССР 1967 г. № 17, ст. 117.
ответствии с п. 3 этого постановления министерство в
лице министра может вносить изменения в квартальные
планы производства продукции по согласованию с заказ-
чиком или фондодержателем.
В данном случае между министерством и подчинен-
ным ему предприятием-поставщиком существует право-
вое отношение, возникшее ранее в результате утвержде-
ния плана производства. В соответствии с этим предприя-
тие-поставщик вступило в другое правоотношение с пред-
приятием-заказчиком, для которого предназначена
продукция. Изменение квартального плана меняет содер-
жание правоотношения министерства с предприятием-по-
ставщиком. Но поскольку это неизбежно приведет и к
изменению правоотношения между предприятием-по-
ставщиком и предприятием-заказчиком, министерство не
имеет права изменять план без согласования с пред-
приятием-заказчиком. Таким образом, министерство, хо-
тя оно и не состоит в двустороннем правоотношении с
предприятием-заказчиком, вступает с ним в прямую не-
посредственную связь для согласования данного вопро-
са. Эта связь обосновывается тем, что министерство яв-
ляется субъектом не только двустороннего правоотноше-
ния с предприятием-поставщиком, но и сложного право-
отношения: министерство-поставщик-заказчик.
Иногда положение осложняется необходимостью со-
гласовать изменение плана не только с заказчиком, но и
с фондодержателем, каким обычно является министерст-
во заказчика. В таких случаях сложное правоотношение
включает не два, а три двусторонних правоотношения:
1) между министерством поставщика и предприятием-
поставщиком, 2) между предприятием-поставщиком и
предприятием-заказчиком, 3) между предприятием-за-
казчиком и его министерством. Субъектное единство
всех трех правоотношений выявляется с помощью поня-
тия хозяйственной системы (см. гл. 3). Предприятие-по-
ставщик и предприятие-заказчик входят в системы раз-
ных министерств. Между этими предприятиями сущест-
вует двустороннее правоотношение, значит, существует и
сложное правоотношение между министерствами, в си-
стемы которых входят данные предприятия. В силу это-
го министерства и вступают между собой в непосредст-
венные отношения при согласовании изменения плана
производства предприятия-поставщика.
Конструкция сложного правоотношения не только
позволяет правильно объяснить реальные процессы хо-
зяйственной жизни, но и дает возможность наиболее
рационально решить вопросы ответственности в хозяй-
ственных правоотношениях. Так, исходя из этой конст-
рукции, заказчик может обратить требование, связанное
с невыполнением обязательств, не к генеральному под-
рядчику, а непосредственно к виновному субподрядчику.
Подобная прямая ответственность более эффективна, чем
ответственность в порядке регресса, ибо неблагоприят-
ные имущественные последствия сразу возлагаются на
непосредственного виновника. (*1).
Особенно важна конструкция сложного правоотно-
шения для решения вопросов ответственности вышестоя-
щих хозяйственных органов. Например, если поставщик
не выполняет обязательств перед заказчиком в силу то-
го, что его вышестоящий орган односторонне изменил
или отменил плановое задание о производстве соответ-
ствующей продукции, то при отсутствии вины (поставщи-
ка ответственность на него не может быть возложена.
В этом случае, исходя из понятия сложного многосторон-
него правоотношения, заказчик может обратить свое
требование непосредственно к вышестоящему органу по-
ставщика.
Таким образом, признание цепочки правоотношений
сложным многосторонним правоотношением позволяет
установить непосредственные связи между конечными
звеньями цепочки.
Разумеется, это возможно только прихозяйственноправовом подходе, ибо в случае отрицания
хозяйственного права как отрасли права надо было бы
признать отношение по горизонтали гражданскоправо-
вым, а отношение по вертикали-административнопра-
вовым, объединение же в сложном правоотношении от-
ношений разных отраслей права невозможно.
7. Закрепляя сложные взаимоотношения между хоз-
органами, хозяйственные правоотношения, как правило,
отличаются длительностью. Длительные правоотношения
встречаются и в других правовых отраслях, но для хо-
зяйственного права они особенно характерны. Это пред-
определяется устойчивым характером связей между со-
(**1) Н. С. Малеин, Об ответственности за неисполнение хозяй-
ственных обязательств, 1965 г.
№ 7, стр. 104-105.
циалистическими хозяйственными органами, перспек-
тивностью народнохозяйственного планирования в нашей
Закрепляемые хозяйственным правом производствен-
ные связи между цехами одного предприятия носят не
только длительный, но даже и постоянный характер.
Они нарушаются только в случае реорганизации или лик-
видации предприятия, когда его цехи расформировыва-
ются либо передаются другим предприятиям. Устойчи-
вы и связи между министерством и подчиненными ему
предприятиями. Они также в известном смысле постоян-
ны и существуют до тех пор, пока то или иное предприя-
тие состоит в ведении данного министерства.
Такого рода постоянные связи в советском хозяйстве
опосредствуются длящимися правоотношениями, возни-
кающими в результате установления определенной струк-
туры и подчиненности хозорганов. В рамках этого свое-
образного правоотношения при установлении плановых
заданий, согласовании определенных вопросов возника-
ют более конкретные по содержанию правоотношения, о
которых в основном и идет речь три рассмотрении осо-
бенностей хозяйственных правоотношений. Но и эти пра-
воотношения часто также носят длительный характер.
Например, правоотношение по выполнению планового
задания об изготовлении какого-либо сложного агрегата
продолжается до тех пор, пока агрегат не будет изготов-
Хозяйственные правоотношения, не предопределяе-
мые прямо структурой и подчиненностью хозорганов,
могут носить как длительный, так и спорадический ха-
рактер. Например, наряду с хозяйственными договора-
ми, заключаемыми на годили на более продолжительные
сроки, существуют и так называемые сделки,
которые пополняются путем совершения однократного
действия и тем исчерпывают свое содержание. Укрепле-
ние за последние годы перспективного планирования на-
родного хозяйства повышает значение длительных и
постоянных хозяйственных связей между предприятия-
ми на основе прямых хозяйственных договоров.
Возрастание роли таких хозяйственных связей пред-
определяется и процессом все большей специализации
предприятий, сопряженным с развитием их производст-
венного кооперирования с предприятиями-смежниками.
Производственно-хозяйственные связи головного пред-
приятия с предприятиями-субпоставщиками обычно но-
сят длительный характер. Предприятия-смежники участ-
вуют вместе с предприятием-головным поставщиком в
едином производственном процессе, эти предприятия
объединяют свою производственную деятельность, коопе-
рируют производственные усилия. Аналогичная ситуация
возникает при проведении капитального строительства
подрядным способом, когда генеральный подрядчик вме-
сте с субподрядчиками осуществляет совместную произ-
водственную деятельность по сооружению определенного
объекта. Производственная кооперация социалистиче-
ских предприятий опосредствуется целой системой свя-
занных между собой хозяйственных правоотношений.
8. Все хозяйственные правоотношения обладают оп-
ределенным единством. Но в его пределах следует раз-
личать отдельные виды хозяйственных правоотношений в
зависимости от сочетания в них планово-организацион-
ных и имущественных элементов, субъектов правоотно-
шений и применяемых в них методов регулирования.
Различать отдельные виды хозяйственных правоотно-
шений необходимо потому, что наряду с присущими
всем им общими чертам.и существуют и особенности,
свойственные только определенным видам данных отно-
С точки зрения сочетания планово-организационных
и имущественных элементов хозяйственные правоотно-
шения различаются, поскольку эти элементы неодина-
ково проявляются в разных хозяйственных правоотно-
шениях. Планово-организационный элемент выражен
обычно довольно ясно, хотя и в разной степени. Имуще-
ственный же элемент в одних случаях состоит в переда-
че имущества, а в других - в имущественном содержа-
ния планового задания. В этом смысле можно говорить о
двух видах хозяйственных правоотношений.
Хозяйственные правоотношения первого вида возни-
кают при заключении хозяйственного договора, перерас-
пределении имущества, осуществлении внутризаводского
хозрасчета и в других случаях, когда происходят переда-
ча или движение имущества.
Хозяйственные правоотношения второго вида харак-
теризуются тем, что здесь нет передачи имущественных
средств, нет движения имущества от одного хозяйствен-
ного органа к другому. Имущественный элемент этих
правоотношений состоит в имущественном содержании
планового задания. Такие правоотношения возникают
при планировании хозяйственной деятельности, посколь-
ку хозяйствование состоит в использовании определен-
ного имущества в хозяйственных целях.
Хозяйственные правоотношения могут различаться и
в зависимости от состава их участников. По субъекту
различаются хозяйственные правоотношения между ор-
ганами хозяйственного руководства и предприятиями,
между органами хозяйственного руководства, между
предприятиями, между иными социалистическими орга-
низациями, внутрихозяйственные правоотношения.
зяйственного руководства и предприятиями характери-
зуются тем, что обычно один из их участников подчинен
другому. Однако мы уже отмечали, что было бы непра-
вильно трактовать их только как отношения власти и
подчинения, поскольку в них развиваются взаимные пра-
ва и обязанности. Следует также учитывать, что право-
отношения данного вида в некоторых случаях склады-
ваются и между лесоподчиненными хозяйственными ор-
ганами, один из которых действует как орган хозяйст-
венного руководства, а другой-как предприятие.
Хозяйственные правоотношения между органами хо-
зяйственного руководства используются для координа-
ции деятельности хозяйственных систем. Эти отношения
складываются, например, между хозяйственными мини-
стерствами, между центрами хозяйственных систем и ор-
ганами материально-технического снабжения.
Хозяйственные правоотношения между предприятия-
ми отличаются тем, что в них хозяйственные органы вы-
ступают как юридические лица.
Внутрихозяйственные правоотношения складываются
между внутренними звеньями предприятия, а также ме-
жду этими звеньями и предприятием в целом. Данные
отношения тесно связаны с внешними правоотношениями
предприятия, предопределяющими их содержание. Во
взаимосвязь внешних хозяйственных правоотношений
предприятия и внутрихозяйственных правоотношений,
складывающихся на нем, преимущество во всех случаях
принадлежит первым. Самостоятельность участников
внутрихозяйственных отношений является более узкой,
чем самостоятельность предприятий в целом, а права
субъектов таких отношений-внутренних звеньев мень-
шими, чем права предприятия. В частности, внутренние
звенья предприятия не обладают правами юридического
В указанных различных видах хозяйственных право-
отношений могут участвовать и хозяйственные объеди-
нения. Сочетая планово-организационные и оперативно-
хозяйственные функции, объединения действуют и как
органы хозяйственного руководства и как предприятия.
Сказанное о делении хозяйственных правоотношений
по субъекту относится к тем случаям, когда их участни-
ками являются наиболее типичные субъекты хозяйствен-
ного права-хозяйственные органы. Однако мы уже от-
мечали, что субъектом хозяйственного права может быть
и любая иная социалистическая организация, когда она
руководит хозяйством, ведет хозяйственную деятель-
ность, вступает в хозяйственные правоотношения (см.
гл. 3). Поэтому группировку хозяйственных правоотно-
шений по субъекту, построенную применительно к хозяй-
ственным органам, следует дополнить еще одной катего-
рией таких отношений-хозяйственными правоотноше-
ниями с участием иных социалистических организаций.
В такие отношения вступают, например, нехозяйствен-
ные министерства при руководстве хозяйственной дея-
тельностью подчиненных им предприятий, социально-
культурные учреждения при заключении хозяйственных
договоров и т. д.
Хозяйственные правоотношения можно различать и
по используемым в них методам регулирования. С этой
точки зрения можно говорить об отношениях, регулируе-
мых методом подчинения, методом согласования и ме-
ный критерий группировки хозяйственных правоотноше-
ний не устойчив, поскольку одни и те же отношения мо-
гут регулироваться разными методами.
Иногда в одном и том же правоотношении в зависи-
мости от условий применяются разные методы правового
регулирования. Так, отношения банковских учреждений
(**1) Подробнее о внутрихозяйственных отношениях см. В. В. Лап-
те в, Внутрихозянственные отношения на промышленном предприя-
тии (правовая организация).
с хозорганами но кредитованию и расчетам регулируют-
ся методом согласования, но при определенных условиях
банк может односторонне применить к своему контраген-
ту банковские санкции, ввести особый режим кредитова-
ния. Таким образом, вместо метода согласования в том
же отношении применяется метод подчинения.
Классификация хозяйственных правоотношений по
различным признакам позволяет лучше выяснить особен-
ности соответствующих видов правоотношений. Учет
единства и дифференциации хозяйственных правоотно-
шений составляет теоретическую основу их исследования.
Только на этой основе может быть выявлена сущность
хозяйственных правоотношений, их богатство и разно-
образие, соответствующее реальным явлениям хозяйст-
Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Они представляют собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании, которое сводится к субъективным права и обязанностям этих субъектов.
Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на абсолютные и относительные.
В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении своего права.В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.
Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус предпринимателя, юридические лица, а также государство в лице соответствующих органов обладающих определенной компетенцией.
Объектами хозяйственных правоотношений являются:
· вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;
· работы и услуги;
· собственная деятельность субъекта хозяйствования;
· неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна).
Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:
· абсолютные вещные правоотношения;
· абсолютно-относительные вещные правоотношения;
· абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
· неимущественные абсолютные правоотношения;
· обязательственные правоотношения.
Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.
Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.
Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования. У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов – очерчена законом.
Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и другие. Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц, нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.
Обязательственные хозяйственные правоотношения. Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой. Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:
· хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов);
· внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия);
· оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров);
· территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями).
Субъекты хозяйственного права. Общие положения.
Субъекты хозяйственной деятельности - юридические и физические лица, занимающиеся деятельностью по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используются не для собственного потребления, а предназначаются для реализации другим лицам.
В качестве субъектов хозяйствования выступают коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства) и некоммерческие организации (ассоциации (союзы) – объединения коммерческих организаций, объединения некоммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций, потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды). Физические лица регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей иначе без образования юридического лица.
Следовательно, субъектами отношений, регулируемых нормами хозяйственного права можно считать граждан и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность.
Для субъектов хозяйствования характерно наличие следующих признаков:
Регистрация в качестве субъекта хозяйствования;
Наличие соответствующей хозяйственной компетенции;
Наличие обособленного имущества;
Самостоятельная имущественная ответственность.
Проводя классификацию субъектов хозяйственной деятельности по видам, необходимо иметь в виду, что можно проводить их отличие по различным основаниям в зависимости от:
Характера компетенции. Здесь проводится разграничение по признаку наличия или отсутствия руководства. Так, компонент руководства отсутствует у индивидуального предпринимателя; в случае создания коммерческой организации, руководство осуществляется единолично или коллегиально; государственное образование – в компетенции преобладает – хозяйственно-организующая деятельность;
От формы собственности. В основу создания предприятия может быть положена любая из существующих форм собственности – государственная или частная собственность;
От правового статуса. Предпринимательства деятельность граждан может принимать форму юридического лица либо без образования юридического лица;
Цели деятельности. Основной целью в деятельности субъектов хозяйствования является коммерческая деятельность, но может быть и некоммерческая;
От права на имущество. Имущество может принадлежать предприятию на праве собственности, либо находится у предприятия в пользовании (предприниматели – собственники, предприниматели не собственники);
От распределения имущества (по вкладам или неделимое);
От организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, объединения и др.).
Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.
Правоотношения каждой отрасли права имеют своих субъектов, специфические объекты и выделяющиеся по своему содержанию и конструкции субъективные права и обязанности.
В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права. Таково право организации на принадлежащее ей имущество, ведение бухгалтерского учета, формирование себестоимости продукции и др.
Относительными являются права с корреспондирующей им обязанностью у других субъектов. Такие правоотношения возникают, например, в силу заключенных предпринимательских договоров.
В хозяйственном правоотношении участвуют субъекты , ведущие предпринимательскую деятельность, а также государство и муниципальные образования.
Объектами хозяйственных правоотношений могут быть:
- вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество;
- действия обязанных субъектов;
- собственная деятельность субъекта права;
- неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).
Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. Поскольку нормами предпринимательского права регулируется прежде всего деятельность, постольку правопорождающими фактами здесь предстают преимущественно действия участников хозяйственных правоотношений. События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращаю-щих обстоятельств. Правопорождающими события могут быть в отношениях страхования имущества и предпринимательских рисков.
Действия участников (правопорождающие, изменяющие и прекращающие) подразделяются также на правомерные и неправомерные. Например, указания органа государства, данные с превышением компетенции, должны быть отнесены к числу неправомерных действий.
Правомерные действия классифицируются на акты-предписания, акты-соглашения (договоры), акты-разрешения и акты одностороннего характера. К числу первых относятся, например, предписания антимонопольного органа. К актам-соглашениям следует отнести предпринимательские договоры организаций. В результате одностороннего акта-заявления арбитражным судом применяется исковая давность.
Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом :
- абсолютные вещные правоотношения (отношения собственности);
- абсолютно-относительные вещные правоотношения (хозяйственного ведения, оперативного управления);
- абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
- неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения;
- обязательственные хозяйственные правоотношения.
Абсолютные вещные правоотношения . Для вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует право на имущество в соответствии с законом, определяющим ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению. Объектом правоотношения, по поводу которого оно складывается, выступает вещь.
В предпринимательском праве регулируемые вещные отношения связаны с производством, обменом, распределением и производственным потреблением. Ввиду этого объектами вещных правоотношений здесь выступает то, что участвует в этих воспроизводственных процессах. Предметы, служащие удовлетворению личных потребностей вне производства, не являются объектами хозяйственно-правовых вещных правоотношений.
Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможности владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Это право используется для осуществления хозяйствования на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.
Абсолютно-относительные вещные правоотношения . К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления.
Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права реализует свои возможности вне взаимодействия с другими субъектами. Он владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении.
Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества предприятиям. Объем таких прав по владению, пользованию и распоряжению закрепленным имуществом определяется юридическим титулом.
Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности . Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает как объект правоотношения. Конструкция же правовой связи такова, что у субъекта, осуществляющего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения предпринимательской деятельности данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях -содействовать ей. Мера возможного поведения по осуществлению такой деятельности очерчена законом. Если ее нормальное течение прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное: предприятие получает право устранить незаконное нарушение его права либо, наоборот, обязано по требованию уполномоченного субъекта прекратить нарушение закона.
Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, положений технического регулирования, в соответствии с экологическими требованиями, противопожарными правилами и другими установленными нормативными актами требованиями, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.
Неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. Никто, кроме субъекта - носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться фирменным наименованием, товарным знаком и знаком обслуживания, менять наименование места происхождения товара, приобретать информацию, составляющую коммерческую тайну, и разглашать ее в своей деятельности. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать возмещения убытков от нарушителя.
Можно сделать вывод, что хозяйственные отношения неимущественного характера несут в себе изначально имущественный потенциал и защищаются мерами имущественного характера.
Хозяйственные обязательства . В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги.
Хозяйственные обязательства, в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов предпринимательского права они обслуживают, подразделяются на четыре основных вида:
- хозяйственно-управленческие;
- внутрихозяйственные;
- территориально-хозяйственные;
- оперативно-хозяйственные.
При рассмотрении четырех основных видов хозяйственных обязательств необходимо обратить внимание:
- на основания возникновения;
- на участников хозяйственных правоотношений;
- на их содержание;
- на источники правового регулирования.
Хозяйственно-управленческие обязательства порождаются актами государственных органов. Например, такие обязательства могут возникать в результате издания антимонопольным органом актов о разделении (выделении) хозяйствующего субъекта, издания акта налоговым органом и т.д.
Источниками правового регулирования отношений указанного характера является весь массив нормативных актов, устанавливающих меры государственного руководства и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов и возможность применения мер для обеспечения публичного интереса. Среди таких актов можно назвать Закон о конкуренции, Закон о техническом регулировании и др.
Хозяйственно-управленческие обязательства возникают также в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, и в первую очередь в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Внутрихозяйственные обязательства возникают по горизонтали между подразделениями хозяйствующих субъектов, а также по вертикали между ними и самой организацией. Обязательства могут устанавливаться в силу актов хозяйственного руководства, издаваемых организацией в адрес своих подразделений, и на основе внутрихозяйственных договоров между цехами, участками, бригадами, звеньями.
Эти обязательства, как правило, не имеют товарно-денежной формы, но при взаимодействии обособленных подразделений организаций, получивших право открытия расчетных и текущих счетов, обязательства могут реализовываться и непосредственно в товарно-денежной форме.
Во внутрихозяйственных обязательствах для одной стороны характерна обязанность выполнения работ, оказания услуг, а для другой - - обеспечение условий их выполнения. Взаимодействие может быть и взаимным. Например, один цех предприятия взамен на получение услуги по ремонту оборудования обязуется оказать другому цеху иные услуги.
Источниками правового регулирования обязательственного внутрихозяйственного взаимодействия являются локальные нормативные акты.
Территориально-хозяйственные обязательства представляют собой отношения территориальных субъектов (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) между собой и с организациями. Это обязательственные отношения горизонтального характера на макроуровне.
Территориально-хозяйственные обязательства в подавляющем большинстве случаев имеют основанием возникновения договор, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, - акт органа власти или местного самоуправления1. Согласно заданию или договору, хозяйствующий субъект обязуется произвести для данного публичного образования конкретное количество продукции или товаров, оказать определенный объем услуг, а соответствующее территориальное образование имеет право требовать выполнения обязательств и, в свою очередь, обязуется финансировать их выполнение.
Эти обязательства не всегда имеют товарно-денежную форму, но носят стоимостной характер, поскольку все намечаемое в ней имеет количественное и стоимостное выражение.
Оперативно-хозяйственные обязательства возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров, ибо основным средством сотрудничества в рыночных условиях стал договор. Плановые увязки встречаются в особых случаях, прямо указанных в нормативных актах. Например, директивное планирование применяется в отношении казенных предприятий.
Участниками оперативно-хозяйственных обязательств являются предприниматели и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Источником правового регулирования оперативно-хозяйственных обязательств являются ГК РФ и акты специального законодательства.
Понятие и признаки
Определение 1
Хозяйственно-правовые отношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права. Возникают в процессе осуществления хозяйственной деятельности и по поводу её государственного регулирования.
В структуре хозяйственно-правовых отношений могут быть выделены две группы:
- предпринимательские правоотношения;
- некоммерческие правоотношения по поводу осуществления хозяйственной деятельности.
Правоотношения первой группы возникают между субъектами, осуществляющими предпринимательскую, хозяйственную деятельность. Они наделены равным объемом прав и потому получают название горизонтальных. Совокупность прав и обязанностей участников этого вид правоотношений возникают, как правило, из договорных обязательств.
В отношениях второй группы в качестве одной из сторон выступает уполномоченный государственный орган. Это так называемые вертикальные правовые отношения. Некоммерческий характер этих правоотношений означает, что они не связаны с реализацией основной цели хозяйственной деятельности – получение прибыли. Эти правовые отношения связаны с регулированием образования субъекта коммерческой деятельности, лицензированием и тому подобное.
Замечание 1
Существование некоммерческих хозяйственно-правовых отношений обусловлено необходимостью государственного регулирования рыночной экономики, защиты конкуренции и ограничения монопольной деятельности отдельных субъектов.
Специфика этого вида правовых отношения заключается в обязательности исполнения предпринимателями тех управленческих актов, которые орган управления принимает в пределах своих полномочий.
Признаки хозяйственных правоотношений:
- возникают на основе норм хозяйственного права;
- связаны с осуществлением хотя бы одним из их субъектов предпринимательской деятельности;
- сочетание частно-правовых и публично-правовых методов регулирования придает этим правовым отношениям комплексный характер.
Структура хозяйственно-правовых отношений
Объект хозяйственно-правовых отношений связан с объектом предпринимательских прав к которым могут быть отнесены:
- вещи (имущество, денежные средства и ценные бумаги);
- действия субъектов, связанные с обязательствами;
- собственная хозяйственная деятельность субъекта правоотношения;
- нематериальные блага, которые находят применение в предпринимательской деятельности (товарный знак, фирменное наименование и тому подобное).
Замечание 2
Объект хозяйственно-правовых отношений сближает их с гражданско-правовыми. Однако, состав участников хозяйственных общественных отношений, урегулированных правом, позволяет выделить их в самостоятельную группу.
К субъектам хозяйственных правоотношений могут быть отнесены:
- физические лица;
- юридические лица;
- Российская Федерация и её субъекты;
- муниципальные образования.
Замечание 3
Субъект хозяйственно-правовых отношений необходимо отличать от субъекта предпринимательских правоотношений, так как первое понятие шире.
В структуру субъектов хозяйственных правоотношений могут быть включены некоммерческие организации, объединения, ведущие хозяйственную деятельность, но не занимающиеся предпринимательством (например, товарищество собственников недвижимости).
Определение 2
Права хозяйствующих субъектов диспозитивны, использовать их или нет, решает сам субъект. Обязанности императивны, так как закреплены нормативно-правовым актом, договором.