Почему аллах создал людей. Почему было создано человечество? Для чего аллах нас создал и отправил к нам посланников


В жизни каждого из нас встречается такое количество людей, что сосчитать их всех практически невозможно. Кто-то задерживается в нашей памяти, кого-то мы просто не помним, кто-то становится постоянным спутником, а кто-то проходит транзитом.

Сколько людей, столько и судеб, характеров, привычек. Также есть категория людей, которые относятся к нам доброжелательно, а есть те, кто в нашей жизни словно сорняк, который так и хочется выкорчевать.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), отвечая на вопрос: «Почему Аллах создал людей разными? », сказал: «Аллах создал людей из земли, и земля была разной по цвету ».

В том, что все мы разные, заключена мудрость Самого Всевышнего Аллаха. Мы разные по цвету кожи, у нас разные языки, разный характер и привычки. Одно нас объединяет – это познание Всевышнего Аллаха, достижение Его довольства нами. В Коране говорится (смысл): «Скажи: «Каждый человек избирает свой путь, а вашему Господу лучше знать, кто следует более прямым путем » (сура «аль-Исра», аят 84).

Также в Священной Книге говорится (смысл): «Среди Его знамений – сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом – знамения для обладающих знанием » (Коран 30:22).

Не берусь комментировать аяты, но из вышеприведенных коранических примеров очевидным становится то, что очередной раз доказывает один единственно верный постулат – все происходит только по воле нашего Творца – Всевышнего Аллаха. Изучить всю мудрость того, что Он пожелал, мы вряд ли сможем, да и нужно ли это делать? Лучше принимать все так, как есть, не закапываясь в песок.

Есть категория людей, которые, пытаясь сделать зло, причинить боль, на самом деле причиняют вред лишь самим себе. Почему человек делает больно другому? Потому что, как минимум, он сам не состоялся, сам не представляет из себя ничего серьезного, конкурентного. Другими словами, это состояние называется еще завистью. И это зло.

Согласно некоторым моральным устоям со злом нужно бороться. И как повелось во многих сказках мира, добро всегда побеждает зло. Но вот каким способом нужно бороться человеку, который верует во Всевышнего. Каким образом стоит отвечать и отвечать ли вообще?

В любой религии и в Исламе в частности есть два «золотых» правила – мольба и терпение. Сюда же, как следствие, можно добавить смирение, упование.

Когда мы обходим стороной то зло, которое нам хотят причинить, мы растем духовно. Это как раз то, что каждому из нас так не хватает. В этой жизни много всего происходит, но при любом раскладе важно не сломаться внутренне, духовно. Понимание этого приходит не сразу. Возможно, нужно несколько раз наступить на одни и те же грабли. Однако пройдет время, и любые нападки отпадут сами собой.

Всевышний Аллах ниспосылает много испытаний Своим рабам. Но лишь любимым. Понимание только этого должно быть для каждого из нас особым постулатом и правилом к действию. И если сейчас кто-то клевещет на вас, старается унизить, оскорбить, на самом деле он все это делает против себя. Такой человек не уважает не то что другого, а в первую очередь себя самого.

Полное формирование человека происходит еще в утробе матери. Известно, что на 120-й день приходит ангел с определенными вещами. Тогда становится известным: будет этот ребенок счастлив или нет, какой у него удел (ризк) и т.д. И если Всевышним заложены определенные испытания для человека, то просто нужно это принять, не пытаясь оспорить: а почему, а зачем, а почему именно я. Подобные рассуждения не приведут ни к чему, лишь к очередной печали.

Душевную боль, которую человек испытывает, не сравнить, конечно, с физической. Телесная боль уходит, заживают раны, царапины. Душевная же боль ноет и с годами может лишь притупляться. А когда эта болезнь протекает таким образом, он разрушает все духовное состояние. Это опасно, и с этим нужно бороться.

Есть хорошее правило в Исламе: причиняющего зло остановить рукой, если не получается – языком, если и так не получается, то хотя бы сердцем не соглашаться.

Наверное, еще лучшим поступком будет для человека – это совершение мольбы (дуа) за человека, которые делает вам больно. Это сложно понять и тем более делать. В таких ситуациях хочется ответить, поступить по отношению к другому точно таким же образом, нанести ему еще большую рану. Но, опять же, поступив подобным образом, мы опускаемся на уровень того человека. В таком случае разве мы лучше кого бы то ни было? Нет, мы точно такие же грубияны, способные ради своей временной победы причинить боль другому.

Но если хотя бы один раз потушить в себе гнев, боль не становится такой страшной и ноющей. Боль перерастает в жалость к человеку, который старается сделать вам плохо. На самом же деле он себя не уважает, он ущербен.

Дуа же способно творить чудеса, не зря его называют лучшим оружием мусульманина. Мольба, обращенная к Всевышнему Аллаху, успокаивает не только нас самих, приводит наше душевное состояние в спокойствие, привычный ритм жизни, но и наилучшим образом воздействует на обидчика. В конце концов, Творец всех созданий, согласно достоверным хадисам, всегда находится на стороне обиженного, притесненного, и мольба обиженного принимается. Только есть разница, о чем будет эта мольба. Лучшим из вариантов будет, если мы будем просить Всевышнего наставить своего брата или сестру по вере на путь достижения довольства Создателя.

Для того чтобы успешно жить в мире, полном повседневных проблем, при этом оставаться человеком, верующему нужно быть крайне твердым, уверенным и, конечно же, умеющим терпеть человеком. Истинная вера способствует рождению такого качества, как выносливость. Причем выносливость проявляется не тогда, когда человек старается избежать испытаний и трудностей, а напротив, когда сталкивается с ними и преодолевает наилучшим образом, оставаясь человеком, от которого веет добром, терпимостью и упованием. Вера воспитывается и совершенствуется, только лишь когда подвергается проверке. Это как экзамен: сдашь на «отлично» – сможешь поступить в престижный вуз. Так и духовное состояние достигает довольства Всевышнего Аллаха тогда, когда вера подвергается испытаниям. Только тогда мы становимся крепче духом и верой.

У веры есть огромная сила. Стоит воспользоваться ею правильно, как открывается бескрайняя милость Создателя.

Величайший ученый Абдуль-Кадыр Джиляни говорил: «Сын мой! Несчастье посылается не для того, чтобы уничтожить тебя. Оно – проверка твоей терпеливости и веры. Сын мой! Испытание – это лев, а львы не питаются падалью ».

Зачем Аллах создал все? Почему существует все то что есть во круг и существует именно в той форме в какой есть?
Не забавляясь созданы небеса, земля и все что между ними. Аллах сказал в Его Куране что, он не забавляясь создал все. Аллах сказал:

*Мы не создали небо, землю и все, что между ними, забавляясь. (Куран;21/16)
*Я сотворил джинов и людей только для того, чтобы они поклонялись мне. (Куран;51/56)

Он создал нас с целью поклонения Ему одному и без сотоварищей.

*Он - Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше. Если ты скажешь: “Вы будете воскрешены после смерти”, - то неверующие скажут: “Это - не что иное, как очевидное колдовство!” (Куран; 11/7)

Аллах создал все что, мы называем вселенной чтобы испытать нас. Это наше не последнее назначение. То что, мы оцениваем как “добро” или “зло” могут оказаться противоположенностью.

*Благославлен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он - Могущественный, прощающий. Он создал семьи небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидешь никааой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину? Потом взгляни еще раз, и еще раз, и твой взор вернется к тебе униженным, утомленным. (Куран; 67/1-4)

Куран говорит нам р сущности сотворения и как же быстро мы забываем о прекрасных благословениях сопровождающих нас повседневно. Аллах ясно описывает наше отношение в Его писании:

*Когда человека коснется вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному. Когда же Он предоставляет ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде (или забывает то, ради чего он взывал прежде), и равняет с Аллахом других, чтобы сбить других с Его пути. Скажи: “Попользуйся благами со своим неверием немного! Воистину ты будешь одним из обитателей Огня!” (Куран; 39/8)

Мы забываем, так как были созданы забывающими. Это часть нашего испытания. Будем ли мы использовать только избирательную память и смотреть чем мы обладаем перед Создателем или будем благодарны даже когда у нас трудности или неудачи в этой жизни?

*Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!”. Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: “Господь мой унизил меня!” (Куран; 89/16-16).
Потом Аллах сделал для нас очевидными причины за которыми это имеет место быть:
*Но нет! Вы же сами не почитаете сироту, не побуждаете друг друга кормить бедняка, жадно (или целиком) пожираете наследство и страстно любите богатство. (Куран; 89/17-20)
Аллах создал нас и дал нам так много, пока мы так беззаботны касательно Его Правоты быть поклоняемым исключительно и отрицать Судный День когда мы все будем спрошены о Его Великодушии, Благородстве.
*О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа, Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмерным? Он сложил тебя в том облике, в каком пожелал.О нет! Вы же считаете ложью воздаяние. (Куран; 82/6-9)

И как же мы будем обозревать наши условия и окружение? И как мы будем учить остальных? Будем ли мы внимательны к другим и будем быстры в осуждении или в прощании? Все это вещи часть нашего испытания, вещи о которых с нас спросят в Судный День.

Вопрос:

Ответ: Постараемся разъяснить данный вопрос:

Аллах является единственным Создателем и хозяином всего созданного, и Он распоряжается своими творениями как пожелает. Для демонстрации своего бескрайнего могущества, знания и мудрости, Он сотворил множество творений самых разных видов.

Ни у одного из созданий нет права быть недовольным своим существованием, так как каждое создание является произведением божественного творения. Какой вид Творец придаст своим созданиям, такой вид они и примут, и для них нет никакой другой альтернативы.

То, что Аллах Всевышний создает свои творения разными, не является несправедливостью по отношению к ним. Например, у мыши нет прав сказать: «Почему Ты не создал меня человеком», и комар не вправе сказать: «Почему Ты не создал меня верблюдом», так как дарованное им существование, само по себе является величайшим благом.

И особенно человек должен быть благодарен своему Творцу за свое существование и за то, что Аллах наделил его неисчислимыми благами, как духовными, так и материальными. Поэтому выражение недовольства благом существования является самой скверной формой неблагодарности, достойной наказания.

Выражение благодарности за свое существование является долгом для каждого существа. Мудрость Аллаха Всевышнего преследует не одну, а сотни целей. И то, что один или два результата оказались плохими, ни в коем случае не умаляет других прекрасных результатов. Что же касается создания людей с ограниченными умственными способностями или лишенных рассудка, то мудрость этого можно объяснить следующим образом:

1. Создавая некоторых людей умственно неполноценными, Аллах Всевышний преподает урок тем людям, которые обладают разумом, чтобы они поняли, насколько великим благом является разум, и были благодарны своему Господу за это.

2. Создавая некоторых людей, лишенными разума, Аллах Всевышний показывает, что наличие разума не является следствием физиологических процессов в организме человека, а является даром Творца.

3. Создание людей, лишенных разума, является очень серьезным уроков в частности для материалистов, считающих себя умными. Эти неблагодарные люди считают величайшее творение Аллаха, следствием случайности. Поэтому существование таких людей, фактически опровергает их утверждения о том, что разум является продуктом мозговой деятельности. Так как отсутствие разума у людей, которые с точки зрения своего физического строения не имеют никаких недостатков, для каждого человека обладающего хоть каплей разума является доказательством того, что разум так же является одним из величайших творений Аллаха.

4. Мирская жизнь представляет собой место испытания. Среди людей есть те, кто успешно проходит это испытание, и те, кто не проходит его. И создав некоторых людей лишенными разума, Аллах приготовил для них прекрасное вознаграждение в будущей жизни. К такому вознаграждению можно отнести следующее:

Они не подвергаются испытанию в мирской жизни.

В судный день они не будут подвергнуты отчету и сразу войдут в Рай.

В вечной жизни они будут наделены таким умом, что другие люди будут завидовать им.

Нет никакого сомнения в том, что в судный день очень многие люди пожелали бы прожить мирскую жизнь сумасшедшим и войти в Рай, чем прожить жизнь, считаясь умным, и оказаться в Аду.

Вопрос от Ибрагима:

С какой целью Аллах создал людей? Зачем Аллаху нужно, чтобы мы поклонялись Ему?

Ответ:

Аллах Всевышний говорит в Куръане, что создал людей и джиннов, чтобы они поклонялись ему. Аллах Всевышний пожелал даровать человеку бесконечное существование в ахирате, и для этого создал этот мир и подверг людей испытанию. Термин «поклонение» имеет очень широкое значение. В данном случае речь идет о том, что человек был создан для покорности своему Создателю, и что именно Аллах является причиной существования человека.

То есть поклонение не подразумевает лишь совершение намаза, соблюдение поста и выполнение других предписанных поклонений, думать так было бы неправильным. Это слово имеет гораздо более широкий смысл. Если мы взглянем на гармонию во Вселенной, то станет совершенно очевидным, что она не могла возникнуть случайно. Аллах Всевышний создал все сущее безупречным образом. Поскольку Аллах является нашим Творцом, то вполне возможно, что существуют и другие, непостижимые для нас цели нашего существования. Нам же известно лишь то, что мы были сотворены для поклонения Аллаху Всевышнему.

Совершенно очевидно, что человек является творением Господа. И ярчайшим доказательством этого является наше собственное существование и существование окружающей нас Вселенной. Да, могут быть те, кто не понимает этого или не согласен с этим, но, тем не менее, нет никакой иной альтернативы. Так как будь то наше собственное тело, какие-то микрочастицы Вселенной или огромные небесные тела, все это создано самым совершенным и бесподобным образом, который невозможно объяснить случайностью.

Аллах Всевышний говорит в Куръане: «Я создал людей и джиннов только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зариат 51/56).

Все деяния Аллаха Всевышнего наполнены безграничной мудростью. Способность создания чего-либо из небытия, присуща только Аллаху Всевышнему. Создание нас, является следствием Его безграничной милости. Бесспорно, каждый человек, обладающий здравым рассудком, не хочет исчезнуть, а хочет жить как можно дольше и даже вечно. Точно так же и это желание, является творением Аллаха Всевышнего.

Обязанностью раба является постижение цели своего существование, познание того, какие обязанности возложены на него его Создателем и выполнение этих обязанностей, а не спрашивать, зачем и почему он был создан.

Аллах Всевышний говорит в Куръане: «Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь. Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (аль-Мульк 67/1-2).

Аллах Всевышний – извечен. Он существовал, когда не было миров и вселенной, и не было никого, кто бы поклонялся Ему. Джинны и люди, на которых и возложена обязанность поклонения, появились сравнительно недавно.

Значит, Аллах Всевышний не нуждается в поклонении Ему. Это люди нуждаются в том, чтобы поклоняться Ему. Так как благодаря этому совершенствуется духовная сущность человека, и приобретает смысл его существование.

Так же, как Аллах Всевышний не нуждается абсолютно ни в ком и ни в чем, так же он не нуждается и в нашем поклонении. Еще раз повторим, в поклонении нуждаемся мы сами, так как оно является исцелением для наших душевных ран. Поклонение – это пища для нашей души и исцеление от болезней сердца.

Таким образом, приказ Аллаха, требующий от нас поклонения, обращен к нам для нашей же пользы. Так же и доктор, прописывая больному лекарства, делает это не для своей пользы и выгоды, а чтобы больной получил пользу и исцелился.

Так же, как является глупостью сказать доктору: «Тебе-то какая польза от того, что ты прописываешь мне эти лекарства», столь же глупыми и бессмысленными являются мысли: «Какую нужду испытывает Аллах, приказывая нам все это?».

Наряду с этим, вопрос покорности и повиновения Аллаху Всевышнему является одним из основных моментов испытания в этой жизни. А испытание проводится для того, чтобы отделить старательных от ленивых, умных от глупых; чистые, подобные бриллианту, души от черных душ, подобных углю.

Аллах Всевышний наделил каждого человека всем необходимым для успешного прохождения этого испытания. Например, люди лишенные разума, а также дети, не проходят это испытание пока не выздоровеют или пока не достигнут совершеннолетия.

Однако было бы несправедливо сравнивать тех, кто выполняет все повеления своего Господа и тех, кто, не смотря на приход 124 000 пророков и посланников, ниспослание множества священных писаний, обожествляет свой нафс, беспрекословно следуя всем его желаниям и прихотям.

Значит, как Рай требует людей, так и Ад требует людей. Конечно же, пребывание тех, провел свою жизнь в покорности Аллаху, стараясь помогать другим людям, в одном месте с безбожниками, убийцами и преступниками было бы величайшей несправедливостью.

И вот как раз Рай и Ад предназначены для того, чтобы соблюсти эту справедливость.


Шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими (Да смилуется над ним Всевышний Аллах!) сказал:

«1. Аллах создал нас, даровал нам средства к существованию, и не оставил нас, предоставив самим себе, Он отправил к нам посланника, и тот, кто подчинится ему, войдёт в Рай, а кто ослушается его, попадет в Огонь. Доказательством этого являются слова Всевышнего: «Поистине, Мы послали к вам посланника [Мухаммада], (который) будет свидетельствовать против вас [против вашего неверия и ослушания], подобно тому, как послали Мы к Фараону посланника [пророка Мусу] (который призвал их уверовать в Аллаха). Но ослушался Фараон Посланника [пророка Мусу], и схватили Мы его суровой хваткой [наказали мучительной смертью] (утопив его и его приспешников)» (аль - Муззаммиль, 15-16)» (Салясату-ль-усуль).

Комментарий:

  • «Аллах создал нас … »

Поистине все создания, которые были и есть, у них должен быть создатель, который их создал, так как, невозможно, чтобы они создали сами себя, и, невозможно, чтобы они появились случайно. Невозможно, чтобы они создали сами себя, так как вещь, прежде чем появится, не является ничем. Как сказал Всевышний Аллах: «Неужели не прошло то время, когда человек был известен?» (аль - Инсáн,1).

И также сказал Всевышний: «Он сказал: «Все так и будет! Господь твой сказал: «Это для Меня легко, ведь прежде Я с отворил тебя самого, хотя тебя вообще не было»» (Марьям, 9).

Так как же это «ничто» может быть создателем?! И невозможно, чтобы эти создания появились случайно, так как у каждого создания должен быть создатель, и появление этих созданий в этом прекрасном порядке, гармоничном соответствии и неразрывной связи между причинами и результатами, и связи созданий друг с другом, никак не допускает появление этих созданий случайно.

И если эти создания не создали сами себя и не появились случайно, то становится ясным, что у них есть создатель, а это - Аллах, Господь миров.

Аллах упомянул этот разумный довод в суре «Ат-Тур» . Он сказал:

«Неужели они были сотворены сами по себе (без Творца)? Или же они сами являются творцами?» (ат-Тýр, 35).

То есть они не были созданы без создателя, и они не создали сами себя, и поэтому становится неизбежным, что их создатель - Аллах. Джабир ибн Мут’ам (Да будет доволен им Аллах!), будучи еще многобожником, услышал пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!), читающего суру «ат-Тýр»:

«Неужели они были сотворены без ничего?! Или же они сами являются создателями?! Или же они создали небеса и землю?! Просто они лишены убежденности! Или же у них сокровищницы твоего Господа?! Или же они являются владыками?!», (Ат-Тýр, 35-36)

то воскликнул: «Мое сердце готово было вылететь! И это первое, что зашло в мое сердце из веры» . (аль-Бухари, 4903)

Религия и здравый смысл утверждают, что объяснить происхождение человека можно только одним из трех предположений.

Можно предположить, что люди появились на свет сами по себе. Их никто не создавал, и они возникли без постороннего вмешательства. Конечно же, это - явный абсурд.

Можно также предположить, что они сами сотворили самих себя, но и такое невозможно. Трудно даже предположить, как можно сотворить самого себя.

А если ни то, ни другое невозможно, то нам остается только признать существование Творца, которым является Всевышний Аллах. Каждый, кому становится ясна эта истина, непременно осознает и то, что только Аллах заслуживает поклонения Своих творений.

  • «…не оставил нас, предоставив самим себе…. » .

Аллах сказал: «Разве ж вы думали, что Мы создали вас напрасно [просто забавляясь] и что вы к Нам не будете возвращены (для расчёта и воздаяния)?» (аль-Муъминýн, 115).

Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас понапрасну? Неужели вы думали, что Мы предоставили вам возможность есть, пить, резвиться и наслаждаться мирскими усладами и забыли о вас? Неужели вы думали, что Мы оставим вас без повелений и запретов, без вознаграждения и наказания? Неужели вам не приходило в голову, что вы будете возвращены к Нам? Это - ошибочное мнение и предположение о Премудром Аллахе, Которому не подобает поступать таким образом.

«И превыше (всего) Аллах [превыше того, чтобы иметь детей, равных или создавать для забавы], истинный властелин! Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Господа величественного трона» (аль-Муъминýн, 116).

Аллах превыше любых суждений, которые подразумевают несовершенство Его божественной мудрости. Он является истинным властелином всего сущего. Его слова, обещания и угрозы - все это является истиной. Благодаря своему совершенству и своей безупречности Он заслуживает любви и поклонения. А это значит, что Он не сотворил человечество ради забавы.

Аллах сказал: «Разве считает [полагает] человек (который не верует в воскрешение), что он будет оставлен просто так [что он не будет наказан за своё неверие]? Разве не был он (когда-то) (лишь) каплей (мужского) семени, (который) извергался [изливался]? Потом был он сгустком (крови) (в утробе своей матери), и затем сотворил Он его (человеком) [послал ангела, который вдохнул в него дух] и выровнял [придал соразмеренность его телу]» (аль - Къия́ма, 36-38).

Также Аллах сказал: «И не создали Мы небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Это - предположение тех, которые стали неверующими [так думают только неверующие]. Горе же [сильное наказание] (будет) тем, кто стал неверующим, от Огня!» (Сáд, 27).

Всевышний сообщил о том, что сотворение небес и земли преисполнено совершенной мудрости. Господь не сотворил Вселенную ради забавы или развлечения и не превратил ее в нечто бессмысленное и бесполезное.

«…Так думают только те, которые не веруют…» . Они не веруют в своего Господа и поэтому осмеливаются говорить о Нем то, что не подобает Его величию и совершенству.

Всемогущий Аллах сотворил небеса и землю ради истины. Эти великие творения свидетельствуют о совершенном знании, всемогуществе и неограниченной власти Всевышнего Аллаха. Только Он заслуживает поклонения Своих рабов, а всё остальное на небесах и на земле не достойно ни поклонения, ни обожествления. Грешники не задумываются над этим, но настанет Судный день, и тогда Аллах воскресит все творения и свершит справедливый Суд над праведниками и преступниками.

Поистине Аллах создал человека для великой цели, а целью этой является поклонение, как сказал Аллах:

«И Я (Аллах) создал джиннов и людей (и отправлял посланников) только для того, чтобы они поклонялись Мне (исповедовали единобожие). Мне не надобно от них никакого ризкъа и не надобно, чтобы они кормили Меня. Поистине, Аллах - (только) Он Дарующий удел (рабам Своим), Он - Могущественный, Сильный» (аз - Зáрия́т, 56-57).

Всевышний сообщил о том, ради чего Он сотворил джиннов и людей, и ради чего Он отправлял к ним столько посланников. Господь сотворил Своих рабов только для того, чтобы они поклонялись Ему, познавали и любили Его, стремились снискать Его довольство, повиновались Его приказам и не искали для себя иных объектов поклонения.

Именно ради этого Аллах сотворил джиннов и людей, и заблуждаются те, кто думает, что Аллах сотворил людей, потому что нуждался в них.

[Мне не надобно от них никакого удела и не надобно, чтобы они кормили Меня] . Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем, а все сущее нуждается в Нем. В любых делах и в любых начинаниях люди и другие твари нуждаются в помощи своего Создателя, и поэтому Аллах сказал:

[Поистине, Аллах - (только) Он Дарующий удел (рабам Своим)] . Его дары щедры и богаты, и в небесах и на земле нет живого существа, которое бы не питалось этими дарами. Он знает, где Его рабы находят приют и где они ищут пропитание.

[Он - Могущественный, Сильный]. Его могущество и власть безграничны. Благодаря им Он сотворил земной и небесный миры, благодаря им Он управляет делами во вселенной и господствует над всем сущим. Его воля непреложна, и поэтому в мире происходит только то, что Он пожелает. Ничто не может произойти вопреки Его воле, никто не в состоянии пошатнуть Его власть, и нет такого места, куда бы не распространялось Его владычество. Он Всемогущ, и благодаря Своему могуществу Он обеспечивает творения пропитанием во всех уголках Вселенной.

Благодаря Своему могуществу Он воскресит мертвых, после того как их тела истлеют в холодной земле, или их прах будет рассеян ветром по свету, или их останки будут изглоданы дикими птицами и зверями. Где бы ни погиб человек - в далекой пустыне или в бескрайнем море, - Аллах не забывает о нем и верно знает, какая участь постигла его тело. Поистине, Свят и Безупречен Могущественный, Сильный Творец!

Аллах не создал нас только для того, чтобы жить, есть, пить, спать, радоваться и т.д. И после этого нет ничего? Нет, есть. Наша жизнь ведёт к другой жизни, и нам в ней необходимо запастись праведными делами, а после смерти мы будем прибывать в загробной жизни, а после этого будем воскрешены, а затем рассчитаны за свои дела.

Множество аятов Корана указывают на воскрешение, воздаяние, расчёт, и разум тоже указывает на это.

Что же касается разума, то, поистине, невозможно себе представить, что люди приходят в этот мир, наслаждаются жизнью, подобно животным, а потом умирают, и при этом их не ждет ни воскрешение, ни расчет, ибо подобное было бы чистой забавой, что ни в коей мере не подобает мудрости Аллаха Всемогущего и Великого.

Сказал Всевышний Аллах:

«Неужели Мы сделаем тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, подобными сеющим беспорядок на земле или неужели Мы сделаем остерегающихся (наказания Аллаха) подобными грешникам? [У них будут разные воздаяния. Праведные верующие и остерегающиеся наказания Аллаха получат великую награду, а сеющие беспорядок и грехолюбы будут наказаны Аллахом.]» (Сáд, 27-28).

Также Он сказал:

«Неужели те, которые вершили злые деяния, полагали, что Мы приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные дела, и что их жизнь [на земле] и [после] смерти будет одинакова? Скверны же их суждения!» (аль- Джáсия, 21).

Неужели увязшие в грехах злодеи, которые не выполняют своих обязанностей перед Аллахом, думают, [что Мы приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные дела]? Разве не задумываются они о том, какая большая разница между ними и теми, кто выполняет повеления Аллаха и боится разгневать Его своими прегрешениями, кто во всех своих начинаниях ставит волю Всевышнего превыше своих собственных желаний?

Это противоречит как Божественной мудрости, так и справедливому Закону Аллаха.

Аллах сказал: «Поистине, для богобоязненных Господь уготовил сады блаженства. Неужели Мы мусульман ставим на одном уровне с грешниками? Что с вами? Как вы судите?» (аль- Къалям, 35-36).

Всевышний сообщил об этой награде, которую Он приготовил для тех, кто боялся впасть в неверие и погрязнуть в грехах. Это - разнообразные блага и блаженное бытие по соседству с великодушным Господом. Он также сообщил, что Его мудрость не допустит того, чтобы богобоязненные праведники, искренне и усердно поклонявшиеся Аллаху, подчинявшиеся Его повелениям и стремившиеся обрести Его благосклонность, оказались наравне с грешниками, ослушавшимися Аллаха, отвергавшими Его знамения, упорно сопротивлявшимися Его посланникам и сражавшимися с Его возлюбленными рабами.

Всякий, кто решил, что они будут равны, глубоко ошибся. Скверно его суждение и неверно его решение.

Нечестивцы, предположившие подобное, не имеют никаких аргументов и доказательств. У них нет писания, в котором бы они прочли это, и в котором бы было записано, что они окажутся в Раю и получат все, что возжелают для себя.

У них нет также и завета с Аллахом и Его обещания о том, что все задуманное ими будет исполняться вплоть до дня Воскресения. И, наконец, у них нет даже сотоварищей и помощников, которые могли бы помочь им достичь желаемого.

Если они у них есть, то пусть представят их в подтверждение своей правоты.

Конечно же, у нечестивцев нет ни писания, ни завета с Аллахом о том, что их злодеяния спасут их от Аллаха, ни сотоварищей, которые могли бы помочь им. Их притязания тщетны и порочны.

Если теперь тебе известно, что один лишь Аллах создал все сущее, что только он управляет, оживляет, умерщвляет и обладает полной властью над всем во Вселенной, то это должно привести твое сердце к убеждению в том, что Один лишь Он, а никто иной, достоин поклонения. И ради этого появились небеса и земля, только ради этого мы были созданы в этом мире и явились в этот мир, и только ради этого к людям направлялись посланники и ниспосылались Писания. Из этого следует, что именно поклонение послужит основой для расчета, после которого людей ждет награда или наказание, Ад или Рай.

Значит ли это, что мы должны провести всю свою жизнь в мечети, совершая поясные и земные поклоны, и, предоставив другим управлять всем происходящим в жизни ?

Поклонение - это совершение всего того, что любит Аллах, и что является угодным Ему, и отказ от совершения всего того, что Он запрещает и чего не желает. Иными словами оно состоит в том, чтобы во время своей учебы, работы, пребывания дома, в пути, в мечети, во взаимоотношениях с другими людьми, в общем, всегда и везде ты стремился бы к довольству Аллаха и следовал примеру посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и да приветствует!).

  • «…Он отправил к нам посланника….»

Человек создан для определенной цели, однако, он нуждается в том, кто ему правильно укажет на эту цель, в том, кто научит поклоняться Аллаху так, как Он любит и как Ему угодно.

Всевышний Аллах послал посланников с донесением Его посланий, с радостью и увещеванием. Посланники не щадили сил на пути призыва людей к поклонению Аллаху. Они перетерпели много мучений для того, чтобы вывести людей из тьмы многобожия и невежества. Они показали им путь, который приведет их к счастью в этом мире и в мире следующем. Посланники рассказали людям о том, что их ждет из награды, если они подчинятся им, и о том, что их ждет из наказания, если они их ослушаются.

Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах - Могущественный, Мудрый» (ан-Нисáъ,165).

Сказал Аллах своему пророку Мухаммаду (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!):

«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предупреждающим увещевателем, но большинство людей не знают этого» (Сабáъ, 28).

И также сказал Всевышний: «Мы отправили к вам посланника свидетелем против вас, подобно тому, как отправили посланника и к Фараону» (Муззаммиль, 15).

В каждой общине был предостерегающий увещеватель, как сказал Аллах: «…И не было никакой общины, в которую не пришёл бы (предостерегающий) увещеватель (из числа пророков)!» (Фáтыр, 24).

Аллах сказал: «Мы отправили к каждой общине посланников: «Поклоняйтесь (только одному) Аллаху и сторонитесь тáгýта» (ан - Нахль, 36).

Этот аят разъясняет смысл поклонения и единобожия и свидетельствует о том, что посланники были отправлены с двумя повелениями: поклоняться Аллаху и избегать тáгýта. А в этом и состоит смысл единобожия. В повелении поклоняться Аллаху содержится признание единобожия, а повеление избегать тáгýта подразумевает отрицание многобожия. Тáгýтами называют все, по причине чего раб Аллаха преступает границы дозволенного. Это может быть предмет поклонения или человек, за которым следуют и которому подчиняются.

Мы видим из этих текстов то, что Аллах не оставил свои создания и их дела, после того как создал, однако послал к ним посланников, которые учат их и указывают им на прямой путь. Посланники указывают на дорогу, которой доволен Аллах, чтобы люди поклонялись именно этим путем, а не другими путями, и это дорога одна единственная и не является многочисленными дорогами. Как сказал Аллах (чтобы мы просили):«Веди нас по прямому пути» (аль-Фáтиха, 6).

Это один путь, есть другие пути, а это пути заблудших и невежд, и пути тех, которые следуют своим страстям. А тот путь, который приводит к Аллаху - это путь посланников, которые пришли с этой дорогой от Всевышнего Аллаха, и это - религия ислáм. Как сказал Аллах: «Поистине религия у Аллаха [та, которой Он доволен и с которой Он посылал Своих посланников]- Ислáм» (áли - ‘Имрáн,19)

Посланники объяснили людям эту цель и указали им на поклонение только одному Аллаху, Свят Он и Велик, потом началась вражда посланников между их народами из-за этой основы, потому что создания хотят поклоняться Аллаху тем путём, который им нравится, а не тем путём который любит Аллах.

И поэтому некоторые саляфы общины сказали: «Дело не в том, любишь ли ты, а в том, л юбят ли тебя» (ليس الشأن أن تُحِب ولكن الشأن أن تُحَب ) . То есть дело не в том, любишь ли ты Аллаха, а в том, любит ли тебя Аллах. О любви к Аллахуговорят даже многобожники, заблудшие, люди из народов к которым были посланы посланники. Они говорят: «Мы желаем лика Аллаха, любим Аллаха». И желают получить то, что у Аллаха, любят Его, даже дают садака, молятся, просят у Аллаха, приближаются к Аллаху различными видами поклонения, и делают всё, что делали люди времён невежества. Однако дело не в том любит ли раб своего Господа, а в том, чтобы раба любил его Господь. Когда это будет? А это будет тогда, когда раб будет искать путь к любви Аллаха, Свят Он и Велик.

Аллах объяснил этот путь, сказав: «Скажи (о, Посланник): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, (тогда) полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи» - ведь Аллах - Прощающий, Милосердный» (áли - ‘Имрáн, 31).

Нет сомнений в том, что рабам следует любить своего Господа, который сотворил их и оказал им свои благодеяния, однако Аллах полюбит своего раба лишь в том случае, если тот последует за последним пророком Мухаммадом (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир). Таким образом, наградой для тех, кто последовал за пророком, будет любовь Всевышнего Аллаха и Его прощение.

После прихода посланника Мухаммада (Да благословит его Аллах и ниспошлет Ему мир!) были отменены все книги, которые были до него. Людям остался только один путь, через который они могут добиться довольства Аллаха, а это путь Мухаммада (Да благословит его Аллах и ниспошлет Ему мир!).

  • «…и всякий, кто подчинится ему (посланнику), войдёт в рай…»

Подтверждением этой истины являются слова Всевышнего: « И повинуйтесь Аллаху и Посланнику, - чтобы вы были помилованы (Аллахом) [чтобы Он не наказал вас]! И стремитесь (своим повиновением Аллаху и Его посланнику) к прощению от вашего Господа и к Раю, ширина которого (равна) (ширине) небес и земли, уготованному для остерегающихся (наказания Аллаха) …» (али - Имрáн,132-133).

А также слова Всевышнего: «А кто повинуется Аллаху и Его посланнику (в том, что Он предписал для Своих рабов), того Он введёт в сады (Рая), (где) текут под ними [под дворцами и деревьями] реки, и они пребудут в них [в райских садах] вечно. И это [обретение такой награды] - великий успех!» (ан - Нисáъ,13).

«Те, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, боится Аллаха и страшится Его, непременно обретут успех» (ан - Нýр, 52).

«А кто повинуется Аллаху и Посланнику, то они - вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, правдивейших, павших за Веру и праведных. И как прекрасны они (в Раю) как товарищи!» (ан - Нисáъ, 69).

И подобных аятов можно было бы привести еще очень много.

Что же касается посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) то сообщается, что однажды он сказал: « Весь народ мой войдет в рай за исключением тех, кто противился». Его спросили: «А кто же воспротивился?» Он ответил: «Тот, кто подчинился мне, войдет в рай, а тот, кто ослушался- меня, войдет в огонь» (Этот хадис приводит Бухари)

  • «…а кто ослушается его, попадёт в Огонь ».

Подтверждением этой истины также являются слова Всевышнего: «А кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступает Его границы [те, которые Он установил], того Он введёт в огонь (Ада) на вечное пребывание в нём, и для него - унижающее наказание» (ан - Нисáъ, 14).

А также слова Его: «А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот заблудился явным заблуждением» (аль - Ахзáб, 36).

Такой человек отказался от прямого пути, следуя по которому человек обретает милость Аллаха, и отдал предпочтение заблуждению, которое обрекает человека на мучительное наказание.

Кроме того, подтверждением этого служат и вышеупомянутые слова пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!), который сказал: «…а тот, кто ослушался меня, войдет в огонь».

Первый вопрос имеет большое значение, потому что если он укрепится в сердце раба, то это приведет к добру, ведь он будет знать, для какой цели создан. Что это за цель? Эта цель - поклонение одному Аллаху и никому другому, помимо Него. Каков же путь поклонения? Этот путь - следование за пророком Мухаммадом) Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!).

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

Использованная литература:

1) Шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими «Салясату-ль-усуль»