Положение. Основные положения выносимые на защиту диссертации Смыслы тревоги Тревога, связанная с выживанием
основные положения - [Интент] Тематики проектирование, документация EN general considerations … Справочник технического переводчика
Основные положения - 6.1 Основные положения 6.1.1 При выборе методов проведения анализа риска аварий ГТС следует учитывать цели анализа риска, тип, класс, назначение и этап жизненного цикла анализируемого ГТС, характер опасностей, объем и качество исходных данных,… …
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ - общие принципы обеспечения безопасности, эксплуатационной пригодности и долговечности строительных сооружений, инженерных систем, конструкций и материалов. Основные понятия надежности, классификация строительных сооружений по степени… … Российская энциклопедия по охране труда
Основные положения по определению стоимости строительства - 2. Основные положения по определению стоимости строительства. 11 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Основные положения по расчету. Нагрузки и воздействия - 1. Основные положения по расчету. Нагрузки и воздействия. 4 Пример расчета к п. 1.8. 10 Источник: Руководство: Руководство по проектированию бетонных и железобетонных конструкций гидротехнических сооружений … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
основные положения мутационной теории - ПАТОЛОГИЯ ЭМБРИОГЕНЕЗА см. мутационная теория … Общая эмбриология: Терминологический словарь
ГОСТ Р 52069.0-2003: Защита информации. Система стандартов. Основные положения - Терминология ГОСТ Р 52069.0 2003: Защита информации. Система стандартов. Основные положения оригинал документа: 3.18 документ: Зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002: Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения - Терминология ГОСТ Р ИСО 5725 1 2002: Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения оригинал документа: 3.4 базовый элемент (ячейка) в эксперименте по оценке прецизионности… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 7.55-99: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Основные положения - Терминология ГОСТ 7.55 99: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Основные положения оригинал документа: межгосударственная стандартизация: Стандартизация объектов, представляющих межгосударственный интерес по ГОСТ… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 25804.1-83: Аппаратура, приборы, устройства и оборудование систем управления технологическими процессами атомных электростанций. Основные положения - Терминология ГОСТ 25804.1 83: Аппаратура, приборы, устройства и оборудование систем управления технологическими процессами атомных электростанций. Основные положения оригинал документа: Аппаратура вида I Аппаратура, имеющая два уровня качества… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Книги
- Основные положения информационной безопасности. Учебное пособие , В. Я. Ищейнов, М. В. Мецатунян. В учебном пособии рассмотрены основные положения информационной безопасности; методы и средства обеспечения информационной безопасности: вопросы зашиты информации: способы и средства…
- Основные положения информационной безопасности: Учебное пособие , Ищейнов В.Я.. В учебном пособии рассмотрены основные положения информационной безопасности; методы и средства обеспечения информационной безопасности; вопросы зашиты информации; способы и средства…
Те люди, которые в свое время прошли через защиту кандидатской диссертации, знают, как ее написать, защитить, а также знают, что к работе предъявляются строжайшие требования, невыполнение которых может повлечь за собой не очень хорошие последствия. Одно из таких требований – наличие положений. О том, что они из себя представляют и как их сформулировать, и пойдет речь.
Что такое положения, выносимые на защиту
Высшая аттестационная комиссия (ВАК) требует, чтобы в диссертационной работе, помимо прочих обязательных элементов, содержались положения, выносимые на защиту, - это тезисы, которые никем ранее не были выдвинуты. Это своеобразные результаты научной деятельности, выводы, которые показывают, насколько полезно проведенное исследование и какова его ценность. Можно сказать, что от того, как их сформулировать и написать, зависит успех защиты.
Они сформированы на основе:
- определения существующих проблем;
- последовательного анализа выдвинутых проблем;
- логического обобщения всех частей диссертации.
Не стоит путать их с выводами. Выводы обычно не применимы на практике и носят сугубо теоретический, а не прикладной характер. Тогда как положения должны обладать научной новизной и являться вкладом в науку автора диссертации. Они являются конкретными результатами, и условно можно сказать, что их формулировка – это и есть цель исследования.
Как сформулировать основные положения диссертации
Как подойти к написанию диссертации
Самое главное, чтобы написать диссертационную работу, соискатель должен максимально тесно взаимодействовать с сотрудниками кафедры, в том числе и с научным руководителем. Прежде чем писать работу, необходимо определить тактику исследования , сформировать необходимые положения и решить, как их представить в лучшем свете .
Положения могут содержать следующие элементы:
- авторские или уточненные автором определения
- научные выводы автора
- основополагающие принципы изученной темы
- классификации и характеристики определенных категорий
- перечни
- предложения
- пути совершенствования объекта изучения и т.д.
Заключительный пункт обычно содержит конкретные предложения об усовершенствовании правового регулирования изучаемой области. Но запрещается включать в список приложений проекты нормативных актов, т.к. они вытекают из научно обоснованных решений, но не являются ими.
Основные постулаты написания положений в диссертации
Обычно введение включает в себя 3-6 пунктов положений, рядом с номером пункта необходимо написать краткое содержание рассмотренной и решенной автором задачи. Ниже представлены примеры фраз, с которых они начинаются:
- «Разработаны основные научные выводы»;
- «На защиту выносятся следующие результаты научной деятельности…»;
- «На защиту выносятся следующие новые и содержащие элементы новизны основные идеи»;
- «В ходе работы выявлены факторы, которые влияют на…»;
- «Выявлена взаимосвязь между основными элементами…»;
- «Определена целесообразность внедрения…» и т.д.
Такие выводы должны быть представлены два раза – в автореферате и, непосредственно, во введении.
В перечень нужно включать только те пункты, в которых автор уверен на 100 процентов.
Очень важно не повторять данные, которые уже были использованы в других кандидатских ранее, ведь каждая работа должна быть уникальна, а дублирование идей, взятых из других источников – это уже плагиат. Нужно защищать только свои труды.
Желательно, чтобы каждый пункт был результатом какой-то определенной научной задачи или проблемы, поставленной автором. Это не касается только тех вопросов, которые относятся к истории объекта изучения или к опыту за рубежом. Их результатом могут быть лишь теоретические выводы и практические предложения, сформулированные для дальнейшего исследования.
Очень важный фактор при написании и защите диссертационной работы – достоверность положений, выносимых на защиту.
Автор должен последовательно и аргументированно доказать, что они объективны, достоверны, а также подтверждаются на всех типах и классах предмета изучения в рамках конкретного объекта. То есть при любых схожих условиях могли бы быть получены аналогичные результаты. Не стоит защищать работу, в положениях которой автор не уверен. Самые распространенные методы подтверждения достоверности – анализ, практические исследования и эксперименты.
Примеры положений, выносимых на защиту кандидатской диссертации
Для каждой области исследования и, тем более, для каждой темы кандидатской диссертации должны быть определены свои результаты, которые нужно выносить и защищать. Важно убедиться в том, что они раскрывают три важных аспекта:
- суть рекомендаций:
- отличие от других подходов;
- значимость вклада в науку.
Рассмотрим несколько образцов для различных областей исследования.
По специальности «Религиоведение»
:
- В ходе научного исследования выявлено, что современное почитание Иисуса Христа строится по той же схеме восприятия, как это было в крестьянской общине 18 в.
- Выявлена взаимосвязь между образом Иисуса Христа и византийским искусством – обе категории испытывают влияние народных верований.
- Культ Иисуса Христа, существующий в рамках современного «альтернативного» верования, инициирует возникновение неканонической иконографии.
- Распространению мариологических культов способствует активное внедрение магического мышления в современной России.
По специальности «Археология» :
- Территориальное образование древнеримского государства представляет упорядоченную совокупность. Схемы расселения, сложившиеся в результате колонизации, соответствуют общим принципам. Это позволяет изучать систему римского расселения в рамках общегеографических концепций.
- Выявлена взаимосвязь между основными элементами изучения археологии: информация о памятниках, добываемая в ходе раскопок, является производной от сведений, которые получают в ходе археологических разведок. При определенных подходах к исследованию этот материал может быть использован для определения места памятника в хронологической системе.
- Поселения, найденные в зонах первичного расселения, можно рассматривать с точки зрения дополнительных особенностей, определяющих предмет и его контекст.
Приведенные примеры – лишь малая часть того, насколько разнообразными могут быть положения, выносимые на защиту.
Таким образом, самые главные, краеугольные научные выводы, которые должен формулировать автор, должны быть не только теоретически аргументированными, но и практически применимыми в научной сфере. И тогда получится защитить работу.
Профессиональная подготовка летного состава.
Основные положения
Глава 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА
Профессиональная подготовка летного состава - это процесс приобретения им знаний, умений и навыков для летной работы. Знания о какой-либо системе или процессе - это объем информации, накопленный в памяти человека к определенному моменту времени. Умение - это способность человека выражать свои знания в какой-либо форме. Навык - это умение, доведенное до автоматизма.
Знания, умения и навыки используются при решении летными специалистами творческих и алгоритмических задач. Творческие задачи возникают в результате недостатка информации для их решения. При этом последовательно уточняются постановка задачи, метод ее решения и полученные результаты. Это трудоемкий процесс с непредсказуемым моментом окончательного решения, требующий больших ресурсов времени. Алгоритмические задачи, наоборот, кроме четкой, однозначной постановки, имеют не только известный и расписанный до конечного числа конкретных шагов метод решения, приводящий при безошибочной работе к однозначному результату. Время решения алгоритмических задач не сопоставимо с временем решения творческой задачи. При удачно составленном алгоритме оно может считаться минимальным. Поэтому в условиях острого дефицита времени решить творческие задачи оказывается невозможно. Только навык, применяемый под контролем мышления, обеспечивает в этом случае решение алгоритмической задачи, например удержание ВС на заданной траектории движения по взлетно-посадочной полосе при дестабилизирующем влиянии внешней среды. Летному и тем более командно-летному составу приходится наряду с алгоритмическими решать творческие задачи. Ни в одной другой отрасли народного хозяйства эффективность производства и безопасность работы не зависят в такой степени от уровня профессиональной подготовленности специалистов, как в гражданской авиации.
В гражданской авиации построена сложная, рациональная структура профессиональной подготовки летного состава в учебных заведениях и летных подразделениях, которая подвергается здесь анализу.
Профессиональная подготовка летного состава проводится в целях получения, поддержания и повышения уровня профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения своевременных и правильных действий членов экипажа в ожидаемых условиях и особых ситуациях, обеспечивающих высокую безопасность, регулярность и экономическую эффективность полетов.
Профессиональная подготовка летного состава включает:
Первоначальную подготовку;
Переподготовку на другой тип ВС;
Повышение квалификации;
Подготовку в летных подразделениях.
Каждый из этих этапов должен содержать теоретическую подготовку, практические занятия на авиационной технике, тренажерную и летную подготовку.
Профессиональная подготовка проводится в соответствии с утвержденными нормативными документами (учебными планами и программами, инструкциями и курсами учебно-летной подготовки) и строится на принципах:
Сознательного и активного участия каждого обучаемого в учебном процессе;
Эксплуатационной направленности процесса подготовки, конечной целью которой является приобретение знаний и выработка практическихумений членов экипажа действовать безошибочно и своевременно в ожидаемых условиях и особых ситуациях в полете;
Применения программированного обучения с использованием технических средств обучения (ТСО), что позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых;
Систематической самостоятельной учебы членов экипажа в процессе летной деятельности в целях поддержания полученных профессиональных знаний и практических навыков на уровне, обеспечивающем высокую безопасность полетов.
Нормативные, методические и учебные документы, используемые в системе профессиональной подготовки летного состава, разрабатываются Центрами ГА, научно-исследовательской opraнизациями, Академией ГА и учебными заведениями с участием методически подготовленных и опытных специалистов командно-летного и инспекторского состава производственных подразделений ГА по заданиям УЛС в УУЗ МВТ РФ и утверждаются заместителем Министра ВТ по согласованию с начальниками УЛС, УУЗ, ГУЭРАТ и Главной инспекции ГС ГА.
Методическое обеспечение профессиональной подготовки летного состава осуществляется УЛС ГС ГА через Центр ГА, Академию ГА, учебные заведения, АУЦ, летно-штурманские отделы, летно-методические кабинеты ГA и летно-методические классы летных подразделений по заданиям УЛС и УУЗ ГС ГА.
Методическое обеспечение включает:
Разработку перспективных направлений по повышении эффективности системы профессиональной подготовки;
Разработку документов, регламентирующих профессиональную подготовку, а также разработку средств обучения;
Координацию и контроль разработки документов по профессиональной подготовке;
Контроль за внедрением утвержденных документов и средств обучения.
Методическое руководство системой профессиональной подготовки осуществляется в целях организации элективного учебного процесса и контроля за методами обучения, выполнения требований документов, определяющих профессиональную подготовку: - в летных учебных заведенияхи УТО - УУЗ ГС ГА;
- в летных подразделениях - УЛС ГС ГА, ЛШО ТО УВТ.
Ответственность за профессиональную подготовку летного состава возлагается:
За переподготовку на другой тип ВС и повышение квалификации - на УУЗ ГС ГА;
За подготовку в летных подразделениях ГА - на УЛС ГС ГА, заместителей начальников управлений по организации летной работы начальников ЛШО ТО УВТ, заместителей командиров авиапредприятий по организации летной работы и командиров летных подразделений.
Составной частью профессиональной подготовки является техническая подготовка, включающая изучение летным составом принципов функционирования систем ВС и его летной эксплуатации в различных условиях на земле и в полете.
Ответственность за техническую подготовку летного состава при всех видах подготовки возлагается:
В ГС I"A-на начальника ГУЭРАТ;
В управлениях - на заместителей начальников управлений по эксплуатации авиационной техники (главных инженеров);
В авиапредприятиях и летных подразделениях - на начальников АТБ (главных инженеров) и старших инженеров летных подразделений.
Кроме того, на вышеуказанных должностных лиц возлагается ответственность за:
Обеспечение практических занятий и стажировки на авиационной технике летного и преподавательского состава;
Своевременную и качественную подготовку специалистов, назначаемых для проведения теоретических и практических занятий;
Оснащение учебной базы летных подразделений и учебно-тренировочных центров средствами обучения и т.д.).
Для решения задач профессиональной подготовки в учебных заведениях, АУЦ и авиапредприятиях создаются учебно-методические базы, которые представляют собой комплекс специализированных помещений, оборудования и средств обучения (тренажерные комплексы, учебно-методические классы, классы программированного обучения и т.д.).
Ответственность за оснащение, состояние и развитие учебно-методической базы возлагается на соответствующих командиров (начальников) учебных заведений, АУЦ, авиапредприятий.
Оценка уровня подготовленности обучаемого (проверяемого), оценка профессиональных знаний и умений дается по пятибалльной системе: "1" (единица), "2" (два), "3" (три), "4" (четыре), "5" (пять), соответствующей следующим критериям знаний и умений:
«1» - общее понимание принципа;
«2» - начальное знание предмета;
«3» - знание предмета и способность применять знания на практике;
«4» - глубокое знание предмета, способность применять знания на практике быстро, точно и своевременно;
«5» - исчерпывающее знание вопроса и способность применять знания на практике быстро, точно и своевременно с учетом конкретных обстоятельств.
Критериями оценки уровня подготовленности членов экипажа (квалификации, практической работы) и их црофессиональных навыков и умений являются также:
Своевременность выполнения операций;
Безошибочность их выполнения;
Последовательность выполнения операций;
Выдерживание параметров и режима полета с заданной точностью согласно установленным нормативам оценки практической работы;
Количество времени, затрачиваемое на выполнение операций;
Осознанность выполняемых операций; способность и умение действовать в особых ситуациях, возникающих в полете, когда данная ситуация не определена документами, определяющими правила, порядок выполнения полетов, летную эксплуатацию ВС.
Оценка знаний и умений, поддающихся количественным критериям, определяется исходя из величины обобщенного количественного критерия, который рассчитывается как отношение количества правильно выполненных операций (ответов) к общему количеству операций в задании (общему количеству вопросов). При этом оценка, выставляемая по пятибалльной системе, определяется значением обобщенного критерия;
Менее 0,5 - оценка "1";
От 0,5 до 0,7- оценка "2";
От 0,7 до 0,8 - оценка "3";
От 0,8 до 0,9 - опенка "4" ;
От 0,9 до 1 - оценка "5";
Приоритетное значение имеют оценки, определяющие практическую подготовку обучаемого, его умение действовать своевременно и безошибочно.
При контроле знаний и умений (устно или письменно), не поддающихся количественным критериям:
Оценка "5" ставится в том случае, если обучаемый (проверяемый) безупречно ответил на все вопросы, показал глубокое знание предмета, грамотно излагал свои мысли и при этом применил свои знания при решении практических задач (заданий) в соответствии с требованиями нормативных документов;
Оценка "4" ставится при условии, если обучаемый (проверяемый) правильно ответил на большинство вопросов, допущенные незначительные ошибки исправил самостоятельно, показал глубокое знание предмета, грамотно излагал свои мысли и при этом применил свои знания при решении практических задач (заданий) в соответствии с требованиями нормативных документов;
Оценка "3" ставится в том случае, если обучаемый (проверяемый) неправильно ответил на один из вопросов или на два вопроса дал неполные ответы, но после дополнительных вопросов проверяющего (экзаменатора) своими ответами внес ясность по поставленным вопросам, показал достаточные знания предмета, но допускал неточности в терминологии;
Оценка "2" ставится в том случае, если обучаемый (проверяемый) на вопросы ответил неправильно, показал только начальные знания предмета, допустил грубые ошибки и после дополнительных вопросов их не исправил, свои знания не мог применить при решении практических задач;
Оценка "1" ставится в том случае, если обучаемый (проверяемый) неверно ответил на все вопросы или отказался отвечать на вопросы.
При контроле знаний, навыков и умений по системе "зачет, незачет" зачет ставится при значении обобщенного критерия 0,7 и болев (70% и более правильных операций и ответов с использованием объективных методов контроля) или оценке "3" при контроле знаний и умений, не поддающихся количественным критериям.
Теория и практика консультирования по жизненным умениям развиваются в соответствии с афоризмом Альберта Эйнштейна: «Все следует делать как можно проще, но не проще, чем это необходимо». Ниже будут рассмотрены основные исходные положения.
Психологический образовательный подход
Консультирование по жизненным умениям - это подход, ориентированный на оказание клиентам содействия в развитии навыков самопомощи. Этот подход отвергает психологический жаргон в пользу простой, логичной образовательной структуры. Разработанное в соответствии с потребностями большинства обычных людей, консультирование по жизненным умениям исходит из того, что все люди приобрели и сохраняют сильные стороны и недостатки жизненных умений. Ниже перечислены четыре ключевые концепции этого подхода.
1. Большинство проблем, с которыми люди приходят к консультантам, отражают историю их обучения.
2. Хотя внешние факторы вносят определенный вклад, клиенты сохраняют свои проблемы в основном потому, что у них недостаточно развиты навыки мышления и навыки действия.
3. Консультанты работают наиболее, эффективно тогда, когда в рамках оказывающих поддержку отношений помощи они обучают клиентов соответствующим навыкам мышления и действия.
4. Главной целью консультирования по жизненным умениям является обучение клиентов навыкам самопомощи. Овладев этими навыками, клиенты смогут сохранять и развивать адекватные навыки мышления и действия не только для того, чтобы справляться с существующими проблемами, но и для того, чтобы предотвращать возникновение проблем в будущем и успешно решать их.
Биологическая и психологическая жизнь
Жизнь, как правило, рассматривается как биологическое понятие. Однако главный интерес для консультантов по жизненным умениям представляет скорее психологическая, чем биологическая жизнь. Две эти концепции частично совпадают, так как психологическое существование имеет место в рамках биологической жизни. Биологическая жизнь может влиять на психологическую жизнь, например усталость приводит к возникновению ощущения неблагополучия. Психологическая жизнь также может влиять на биологическую жизнь, например так происходит в тех случаях, когда человек совершает самоубийство. Кроме того, при лечении некоторых тяжелых физических болезней, таких как рак, следует сосредоточиваться как на биологической, так и на психологической жизни.
После перечисления некоторых частичных совпадений рассмотрим основные отличительные черты психологической и биологической жизни. На рис. 15.1 в схематичной форме представлены различия, имеющие наибольшее значение.
Ниже конкретизируются различия, представленные на рис. 15.1. В большинстве случаев, несмотря на использование слова «против», различия заключаются скорее в степени выраженности, чем в наличии или отсутствии признака.
Тело против души. Ядро психологической жизни составляет скорее душа, чем тело.
Животное существование против осознания и выбора. По определению, любая форма биологической жизни имеет животное существование. С момента рождения жизненно важные органы людей достаточно развиты для того, чтобы поддерживать это существование. Органы могут получить энергию посредством дыхания и питания. Однако человеческая психологическая жизнь выходит за рамки животного существования, так как люди обладают уникальной способностью самоосознания и выбора. Они могут помнить прошлое, делать выбор в настоящем и планировать будущее. Психологическая жизнь - непрерывный процесс борьбы за то, чтобы делать выбор, усили-
вающий проявления жизни, а не ограничивающий ее. Психологическая борьба жизнь-против-смерти пронизывает биологическую жизнь.
Здоровье против достижения человеческого уровня развития. Главная цель биологической жизни - сохранение хорошего физического здоровья. Главная цель психологической жизни - достижение человеческого уровня развития. Психологическая жизнь связана со способностью людей использовать сознание с целью повышения качества существования посредством реализации своего уникального потенциала.
Жизнь/смерть против уровня функционирования. Противоположностью биологической жизни является смерть, прекращение существования в животной форме, или несуществование. На сегодняшний день не окончательно выяснено, когда людей можно считать клинически мертвыми. Однако большинство людей, даже когда они больны, выделяют в проблеме два полюса - жизнь и смерть. Цель психологической жизни заключается скорее в «усилении» существования, чем в выживании. Люди находятся на различных уровнях функционирования в зависимости от их способности утверждать свою психологическую жизнь. Существуют различные степени психологической жизни, в отличие от «или живой, или мертвый».
Созревание против научения. Созревание - важное понятие, характеризующее приобретение биологических способностей, например способности к воспроизводению самого себя. Качество психологической жизни в большей степени зависит от научения и воспитания, чем от созревания и природы. Однако некоторые области частично перекрываются; например, когнитивные способности созревают биологически, и у людей наблюдаются биологические тенденции вредить своей психологической жизни.
Жизненный цикл против ограниченной возрастом детерминированности. Существует концепция биологического цикла человеческой жизни, рождения, роста, зрелости, постепенного разрушения и смерти. Однако между психологической жизнью и биологическим возрастом нет четкой связи. Потенциал молодых людей может быть низким, а старики, напротив, могут активно контролировать свою жизнь.
Болезнь против «застревания». В несколько упрощенном виде можно представить следующее. Когда люди приходят к врачам, они физически, или биологически, больны и не знают, как им улучшить свое состояние. Когда люди решают обратиться к консультанту, они психологически «застряли» и не знают, как можно улучшить свой образ мыслей и действий.
Дефектная биохимия против недостаточно развитых жизненных умений. Болезнь можно рассматривать как приобретение и затем сохранение телом индивидуума дефектной биохимии. Психологическое «застревание» можно рассматривать как приобретение и затем сохранение сознанием индивидуума неадекватных жизненных умений или как дефектное мышление и совершение неадекватных действий.
Диагноз против оценки. Болезнь требует постановки медицинского диагноза для определения дефектной биохимии, нарушающей биологическое здоровье. «Застревание» требует психологической оценки для определения неадекватных жизненных умений, препятствующих достижению человеческого потенциала.
Медицинское воздействие против психологического. Медицинские воздействия, направленные на борьбу с болезнью и улучшение состояния человека, включают в себя использование лекарственных средств, назначение постельного режима и произведение хирургических вмешательств. Консультационные воздействия, направленные на развитие психологических жизненных умений, включают в себя установление и поддерживание оказывающих поддержку помощь отношений и обучение клиентов соответствующим жизненным умениям.
Лечение против постоянного оказания самопомощи. Часто концепция лечения используется в связи с необходимостью преодоления болезни. Концепция лечения не подходит для анализа психологической жизни. Психологическая жизнь обратима в том смысле, что люди могут идти как назад, так и вперед, имея способность делать выбор. Консультирование по жизненным умениям направлено на обеспечение клиентов навыками усиления психологической жизни и поддержания ее уровня. Поскольку нельзя исходить из того, что психологическая жизнь не будет изменяться, и нельзя гарантировать, что большинство клиентов пройдут полный курс консультирования, главной целью консультантов по жизненным умениям должно быть обучение клиентов навыкам оказания самопомощи.
Язык навыков
Что такое навыки?
Одно из значений слова «навыки» относится к областям умения; например, существуют навыки выслушивания, навыки раскрытия. Другое значение слова «навыки» связано с уровнем компетентности; например, человек может быть квалифицированным или неквалифицированным в конкретной области. Третье значение слова «навыки» касается знания и последовательности вариантов выбора, вытекающих из осуществления навыка. Существенный элемент любого навыка - способность составлять и осуществлять последовательности вариантов выбора для достижения целей. Например, если клиентам следует научиться самоутверждаться или управлять стрессом, они должны делать и осуществлять эффективные выборы в этих областях жизненных умений. Концепцию навыка не следует рассматривать с позиции или/или, при которой наиболее важным считается, обладают или не обладают люди данным навыком. Предпочтительнее думать о людях как об индивидах, обладающих сильными сторонами навыков (то есть компетентностью в навыке), или недостатками навыков (то есть недостаточно компетентных в навыке), или смесью того и другого. Хороший выбор в области навыков - сильные стороны навыков. Плохой выбор - недостатки навыков. Критерием хорошего выбора, сделанного клиентами, является укрепление психологической жизни, а критерием плохого выбора - неукрепление психологической жизни. Во всех областях жизненных умений люди обладают сильными сторонами навыков и их недостатками в различных степенях. Например, в области навыков выслушивания люди могут хорошо понимать собеседника, но недостаточно ясно показывать свое понимание. Цель консультантов по жизненным умениям - помогать клиентам в одной или нескольких областях навыков двигаться в направлении сильных сторон навыков, а не в направлении их недостатков.
Что такое жизненные умения?
Если не фокусировать внимание на таких очевидных биологических функциях, как, например, дыхание, фактически все человеческое поведение можно рассматривать с учетом выученных жизненных умений. Термин «жизненные умения» сам по себе - нейтральное понятие. Жизненные умения могут быть сильными или слабыми сторонами в зависимости от того, помогают они людям выживать, а также повышать и сохранять потенциал или нет. Нейтральное определение данного термина следующее: жизненные умения - это последовательности вариантов выбора, осуществляемые людьми в определенных областях навыков. Положительное определение данного термина таково: жизненные умения - это последовательности вариантов выбора, которые укрепляют психологическую жизнь и осуществляются людьми в определенных областях навыков.
Что такое язык навыков?
Пользоваться языком навыков означает последовательно использовать понятие «навыки» при описании и анализе поведения людей. Что касается консультирования, ис-
пользование языка навыков означает концептуализацию и общение, связанные с проблемами клиентов, с учетом сильных сторон и недостатков жизненных умений. Язык навыков обеспечивает относительно простой путь, с помощью которого и консультанты, и клиенты могут анализировать проблемы и работать с ними. Многие клиенты находят, что им легче рассматривать свои проблемы с учетом навыков, необходимых для работы над этими проблемами, чем признавать личную неполноценность или вину. В частности, использование языка навыков предполагает идентификацию определенных недостатков навыков мышления, и действия, которые способствуют сохранению проблем клиентов. Чувства также важны. Однако чувства представляют животную природу людей и сами по себе не являются навыками. Люди могут оказывать на свои чувства как положительное, так и отрицательное влияние посредством использования навыков действия и мышления.
Существует различие между разговорным, описательным языком, использующимся при обычной беседе, и функциональным языком, необходимым для людей, которые пытаются себе помочь.
Так как целью консультирования является оказание людям помощи в глубоком усвоении философии самопомощи, использование языка консультирования должно способствовать самообучению клиента. Тем не менее язык консультирования должен быть как можно более близок к разговорному, чтобы клиенты смогли понимать и применять его. Язык навыков обеспечивает психологически функциональное общение, близкое к общению, которое имеет место при разговоре.
При любом помогающем контакте используются по крайней мере четыре возможных языка, а именно: языки закрытой и открытой речи помогающего и клиента (Nelson-Jones, 1986). Консультирование по жизненным умениям основано на образовательной теоретической структуре, выраженной на языке навыков, которым консультанты могут пользоваться и для закрытого, и для открытого разговора. Консультантам не требуется говорить на одном языке с собой, а на другом - с клиентами. Консультанты по жизненным умениям используют открытую речь, как свою, так и клиентов, для развития закрытой речи клиентов. При этом клиенты учатся понимать собственные проблемы и инструктировать себя через последовательности вариантов выбора, что позволяет им справляться с проблемами.
Рис. 15.2 иллюстрирует открытую и закрытую речь в консультировании. Значительная часть консультирования в образовательном отношении неэффективна. Консультирование в недостаточной степени сосредоточивается на выходе за рамки открытой речи консультанта и клиента в точках Б и В.
Консультанты по жизненным умениям используют открытую речь в точках Б и В не только для развития отношений помощи, но и для активной работы в позиции, характеризующейся точкой А (закрытая внутренняя речь помогающего), с целью оказания влияния на закрытую внутреннюю речь клиента в точке Г. Общаясь в соответствии с образовательной структурой, выраженной на языке навыков, консультанты помогают клиентам усвоить соответствующую закрытую внутреннюю речь, необходимую для контроля, сохранения и развития целевых навыков. Следовательно, язык консультирования по жизненным умениям становится ориентированным на людей языком самоинструктирования и оказания самопомощи.
Три формы «Я»
Сущность человека - это то, что человек называет «Я». Это - центр его личной вселенной. «Я» имеет три главных компонента, это в схематической форме представлено на рис. 15.3.
Природное «Я». Каждый человек имеет фундаментальную биологическую внутреннюю природу, или внутреннее ядро, генетических способностей, стремлений, инстинктов, остатков инстинктов и человеческих потенциальных возможностей. Это - его животная природа. Природное «Я» характеризуется определенным уровнем энергии, сексуальности, чувств и тревоги. Оно обладает потребностями, свойственными всем представителям человеческого рода, например потребностями в пище, крове, физической безопасности, принадлежности и любви. Тем не менее природное «Я» каждого индивида уникально в силу конкретных способностей, внутреннего процесса оценки, характера возбуждающих стимулов и порогов обусловливания и тревоги. Природное «Я» - это внутренняя природа человека, или биологическое ядро личности. К сожалению, эта внутренняя природа может работать как на пользу человеку, так и против него; например, учитывая наличие универсальной биологической склонности, можно предположить, что думать нерационально так же хорошо, как и думать рационально (Ellis, 1989).
Выученное «Я». Выученное «Я» - это продукт опыта научения людей. Использование Я-концепции - это традиционный способ рассмотрения выученного «Я». На рис. 15.3 имеется обозначение ВК (Выученная Я-концепция). ВК состоит изЯ-концеп-ций в самых разнообразных областях, таких как области сексуальных отношений, работы, досуга, вкусов и предпочтений, ценностей и т. д.
Для того чтобы рассмотреть Выученное «Я» с другой точки зрения, надо учесть сильные стороны и недостатки жизненных умений в различных областях. На рис. 15.3 имеется обозначение ВУ (Выученные Я-умения). Я-концепции (ВК) людей не всегда отражают сильные стороны и недостатки их жизненных умений (ВУ). Во-первых, люди могут не думать о себе, используя язык навыков. Во-вторых, у них могут быть не развиты определенные жизненные умения, которые им требуются. В-третьих, люди могут не совсем адекватно воспринимать свои сильные стороны и недостатки в различных областях жизненных умений.
Рассмотрение Выученного «Я» с учетом навыков имеет свои преимущества. ВК представляет собой структуру, с помощью которой люди описывают свои Я-концепции в статических терминах; например, «я подавлен». ВУ связаны с «Я» как с процессом, лежащим в основе использования, сохранения, развития, утраты навыков; например, индивид может сказать: «Я пользуюсь конкретными навыками, которые способствуют развитию моей депрессии». Идентифицировав ВУ, консультанты и клиенты могут попробовать точно определить, какие навыки будут способствовать уменьшению выраженности депрессии. Кроме того, если клиенты будут знать, какова последовательность вариантов навыков, позволяющих уменьшить выраженность депрессии, они смогут использовать эти навыки снова и снова, уже по собственной инициативе.
Исполнительное «Я». В то время как Природное и Выученное «Я» связаны с биологическими способностями людей, а их Выученное «Я» отражает полученный в прошлом опыт научения, Исполнительное «Я» связано со способностью создавать жизнь посредством совершения выбора как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, люди не только обладают своими «Я», но и непрерывно создают эти свои «Я». Люди могут выбирать те аспекты Природного и Выученного «Я», которые они желают развивать. Это имеет особенно большое значение в консультировании по жизненным умениям, так как клиенты предпочитают развивать определенные навыки, необходимые для достижения личных целей. Исполнительное «Я» обеспечивает средства, с помощью которых люди могут справиться с неправильными восприятиями и недостатками навыков Выученного «Я», которые блокируют реализацию потенциальных возможностей Природного «Я».
Активизирующее влечение
Обычным людям может быть трудно понять смысл таких терминов, как «актуализирующая тенденция организма» (Raskin, Rogers, 1989, p. 169) или самопонимание. Все люди обладают активизирующим влечением к выживанию, поддержанию и развитию самих себя. Тем не менее инстинктуальные остатки у людей слабо выражены (Maslow, 1970): человеческое поведение, в отличие от поведения животных, не является строго запрограммированными инстинктами. Следовательно, люди могут иметь удачный или неудачный опыт как приобретения жизненных умений, так и обучения тому, как эти умения поддерживать и развивать. Длительный процесс человеческого научения и человеческая способность к символическому мышлению обусловливают наличие множества возможностей для приобретения и сохранения как недостатков, так и сильных сторон жизненных умений.
Активизирующее влечение не является ни хорошим, ни плохим: для описания работы природы нельзя использовать такие термины. Люди - это прежде всего животные и только потом люди как таковые. Инстинктуально люди, по всей вероятности, будут действовать так, чтобы защитить себя и свой род, а не наоборот. Однако биологически, и как индивиды, и как вид, люди имеют предрасположенность и к укрепляющему жизнь, и к разрушительному поведению. Следовательно, как по биологическим причинам, так и в результате неадекватного научения активизирующее влечение может оборачиваться против самих людей,
Цели активизирующего влечения можно рассматривать по крайней мере в трех измерениях: во-первых, основное животное измерение выживания; во-вторых, измерение удовольствия, или то, что Эллис называет «краткосрочным гедонизмом» (Ellis, 1989, р. 209); в-третьих, измерение участия и обязательств более высокого уровня, имеющих более ярко выраженную социальную направленность. Такие термины, как «самоактуализация» (Maslow, 1962, 1970) и «проприативное стремление», использовались для описания «целостности, возникающей только из поддержания главных направлений стремления» (Allport, 1955, р. 51). Жизненные умения требуются для применения каждого из трех вышеупомянутых способов расходования энергии. Однако большинство людей, вероятно, спонтанно руководствуются стремлениями, связанными с выживанием и краткосрочным гедонизмом, а не долговременными стремлениями более высокого уровня, хотя люди могут научиться воздерживаться от достижения краткосрочных целей и устремляться к долговременным целям.
Смыслы тревоги Тревога, связанная с выживанием
Экзистенциальные консультанты считают, что страх биологической смерти, небытия или разрушения лежит в основе всех других страхов (May, Yalom, 1989; Yalom, 1980). Термин «тревога, связанная с выживанием», пожалуй, предпочтительнее, чем термин «смертельная тревога». Понятие «тревога, связанная с выживанием» лучше, чем понятие «смертельная тревога», отражает наличие страхов, постоянно возникающих в процессе жизни. Тревога, связанная с выживанием, имеет отношение как к страху людей перед самой биологической смертью, так и к страху оказаться недостаточно компетентными для удовлетворения потребностей, связанных с выживанием и воспринимаемых как с психологической, так и с биологической точки зрения.
Тревога, связанная с выживанием, может быть осознанной, предсознательной и бессознательной. Люди могут осознавать свою тревогу, по мере ее усиления, в различной степени. Предсознательная тревога может стать явной в относительно безопасных ситуациях, например во время консультирования или при наличии проникнутых любовью отношений. Значительная часть тревоги подавляется, потому что она слишком сильно угрожает организму и потому что другие люди действуют в своего рода сговоре при подавлении тревоги. Например, подавляемый страх смерти может проявляться в замаскированной форме в снах и кошмарах.
Нормальная и истощающая тревога
Тревога рассматривается как элемент нормальной жизни по ряду причин. Во-первых, возникновение тревоги - это основной животный механизм выживания, с помощью которого подается сигнал об опасности или угрозе для организма. Во-вторых, люди не могут избежать тревоги, связанной с противостоянием данностям существования: смерти, страданию, свободе, изоляции и бессмысленности. В-третьих, тревога - это элемент процессов научения, принятия решения и изменения, причем каждый вид деятельности, получение чего-либо подразумевает отказ от чего-то. Например, достижение определенного уровня психологической независимости от родителей - это задача, связанная с развитием всех людей, однако, как правило, выполнение этой задачи влечет за собой отказ от безопасности с целью достижения, в конечном счете, более высокого уровня безопасности.
По многим причинам люди обучаются недостаткам навыков, способствующим преобразованию нормальной тревоги в истощающую (Alpert, Haber, 1960). В различной степени все люди приобретают и сохраняют преувеличенное чувство опасности и угрозы, либо общее, либо связанное с определенными ситуациями; данное чувство мешает полноценной психологической жизни. Это представление отразил в своих работах Бек, который утверждал, что тревожные расстройства характеризуются «чрезмерным или неправильным функционированием нормальных механизмов выживания» (Beck, Wei-shaar, 1989, p. 297). Истощающая тревога может быть причиной возникновения недостатков жизненных умений, а также может быть обусловлена этими недостатками. Люди с тревожными расстройствами могут максимизировать значение отрицательных результатов и минимизировать значение положительных результатов, вместо того чтобы реалистично оценивать ситуации и проявлять тревогу, выраженную в оптимальной степени. В рамках этого процесса люди могут искаженно воспринимать свое умение вызывать желательные результаты или, используя термин Бандуры, верования самоэффективности (Bandura, 1986).
Личная ответственность
Сосредоточенность на личной ответственности подобна сосредоточенности на своем носе. Хотя личная ответственность находится «прямо перед глазами», это понятие не всегда можно четко себе представить (Nelson-Jones, 1984). Консультанты по жизненным умениям берут на вооружение экзистенциальное представление о людях как об индивидах, ответственных за создание собственной жизни (Sartre, 1956; May, Yalom, 1989; Yalom, 1980). Существует и другая метафора - люди несут ответственность за изобретение своей жизни. Создание или изобретение жизни требует постоянного произведения выбора. Личная ответственность - это внутренний процесс, в рамках которого люди работают в направлении «изнутри наружу». Этот процесс начинается с мыслей и чувств и ведет к наблюдаемым действиям. Кроме того, по мере взросления людей значительное количество, если не подавляющее большинство, основных барьеров, препятствующих принятию ответственности, становятся скорее внутренними, чем внешними. Однако и в рамках консультирования по жизненным умениям, и за его пределами люди «чрезвычайно отличаются по степени ответственности, которую они готовы брать на себя в различных жизненных ситуациях, а также по способам отрицания ответственности» (May, Yalom, 1989, p. 377).
Мужество
Слово «мужество» (courage) происходит от латинского слова cor, означающего сердце. Поль Тиллих в своей вдохновляющей книге «Мужество быть» (The Courage to Be), написал: «Мужество быть - это этический акт, посредством которого человек подтверждает собственное бытие, несмотря на те элементы своего существования, которые находятся в противоречии с его самоподтверждением» (Tillich, 1952, р. 3). Мэй, давний друг Тиллиха, проводит различие между физическим, моральным, социальным и творческим мужеством (May, 1975).
Здесь я провожу различие между тремя несходными, но все же имеющими общие черты видами мужества. Во-первых, существует мужество противостояния недостаткам жизненных умений и отказа от них. Хотя недостатки жизненных умений могут создавать иллюзию безопасности, по определению они ограничивают психологическую жизнь. Мужество может потребоваться для признания бренности человеческого существования. Во-вторых, существует мужество развития сильных сторон жизненных умений. Часто люди должны развивать сильные стороны жизненных умений, несмотря на многие личные факторы и факторы окружающей среды, которые затрудняют выполнение этой задачи. Такие «несмотря на» факторы включают в себя усилия, которые необходимо затратить, и неприятности, возникающие в процессе обучения и изменения. В-третьих, существует мужество пдддержания и развития жизненных умений. Нет никакого волшебства или концепции исцеления. Нет и никакого автоматического «награждения» за правильное использование жизненных умений. Консультанты и клиенты должны развивать умение обладать мужеством быть «сосредоточенными» и «подлинными» людьми. Для описания того вида мужества, который я рассматриваю, также используется термин «внутренняя сила».
1. Механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
2. На механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.
На трамваях и троллейбусах наносятся регистрационные номера, присваиваемые соответствующими ведомствами.
3. Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
4. Грузовой автомобиль с бортовой платформой, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта.
Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.
4.1 В автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.
5. Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 настоящих Основных положений.
5.1 Транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, должно быть оборудовано таксометром, иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и на крыше - опознавательный фонарь оранжевого цвета.
6. Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.
7. Гужевая повозка должна иметь предусмотренные конструкцией исправное стояночное тормозное устройство и противооткатные упоры, быть оборудована спереди двумя световозвращателями и фонарем белого цвета (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), сзади — двумя световозвращателями или фонарем красного цвета.
8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:
"Автопоезд" - в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм - на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;
"Шипы" - в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква "Ш" черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы - 1/10 стороны) - сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины;
"Перевозка детей" - в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы - 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади - 400 мм);
"Глухой водитель" - в виде желтого круга диаметром 160 мм с нанесенными внутри тремя черными кружками диаметром 40 мм, расположенными по углам воображаемого равностороннего треугольника, вершина которого обращена вниз - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых глухонемыми или глухими водителями;
"Учебное транспортное средство" - в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква "У" черного цвета (сторона не менее 200 мм, ширина каймы - 1/10 стороны) - спереди и сзади механических транспортных средств, используемых для обучения вождению (допускается установка двустороннего знака на крыше легкового автомобиля);
"Ограничение скорости" - в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости (диаметр знака - не менее 160 мм, ширина каймы - 1/10 диаметра) на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, а также в случаях, когда максимальная скорость транспортного средства по технической характеристике ниже определенной пунктами 10.3 и 10.4 Правил дорожного движения Российской Федерации;
"Опасный груз" - при осуществлении международных перевозок опасных грузов - в виде прямоугольника размером 400 х 300 мм, имеющего световозвращающее покрытие оранжевого цвета с каймой черного цвета шириной не более 15 мм, - спереди и сзади транспортных средств, на боковых сторонах цистерн, а также в установленных случаях - на боковых сторонах транспортных средств и контейнеров;
При осуществлении иных перевозок опасных грузов - в виде прямоугольника размером 690 х 300 мм, правая часть которого размером 400 х 300 мм окрашена в оранжевый, а левая - в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15 мм, - спереди и сзади транспортных средств.
На опознавательный знак наносятся обозначения, характеризующие опасные свойства перевозимого груза.
"Крупногабаритный груз"
- в виде щитка
размером 400 х 400 мм с нанесенными по
диагонали красными и белыми чередующимися
полосами шириной 50 мм со световозвращающей
поверхностью;
"Тихоходное транспортное средство" - в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) - сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч;
"Длинномерное транспортное средство"
-
в виде прямоугольника размером не менее 1200
х 200 мм желтого цвета с каймой красного
цвета (ширина 40 мм), имеющего
световозвращающую поверхность сзади
транспортных средств, длина которых с
грузом или без груза более 20 м, и
автопоездов с двумя и более прицепами. При
невозможности размещения знака указанного
размера допускается установка двух
одинаковых знаков размером не менее 600 х 200
мм симметрично оси транспортного средства.
"Начинающий водитель" - в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм - сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.
По желанию водителя могут быть установлены опознавательные знаки:
"Врач"
- в виде квадрата синего цвета (сторона
140 мм) с вписанным белым кругом (диаметр 125 мм),
на который нанесен красный крест (высота 90
мм, ширина штриха 25 мм) - спереди и сзади
автомобилей, управляемых водителями-врачами;
"Инвалид" - в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов;
На транспортных средствах может быть установлен опознавательный знак , являющийся условным опознавательным знаком, в виде двух фонарей с огнями синего цвета, работающих в мигающем режиме, расположенных не выше фар ближнего света в передней части транспортного средства, используемого для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
9. Предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200x200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью.
На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств.
10. Конструкция жесткого буксирующего устройства должна соответствовать требованиям ГОСТа 25907-89.
11. Запрещается эксплуатация:
- автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению);
- троллейбусов и трамваев при наличии хотя бы одной неисправности по соответствующим Правилам технической эксплуатации;
- транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр;
- транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации» , проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими государственным стандартам Российской Федерации, без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки;
- транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- транспортных средств, имеющих на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему легкового такси и (или) на крыше - опознавательный фонарь легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства выданного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
- транспортных средств, оборудованных проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета, не зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации (за исключением транспортных средств, перевозящих крупногабаритные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности).
12. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:
- выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;
- допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;
- направлять для движения по дорогам с асфальто- и цементобетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.
13. Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
- содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
- информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
- принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
15. Соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают:
- проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения;
- проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений;
- установку в непосредственной близости от дороги киосков, транспарантов, плакатов, рекламных щитов и тому подобного, ухудшающих видимость или затрудняющих движение пешеходов;
- маршруты движения и расположение мест остановки маршрутных транспортных средств;
- проведение на дорогах массовых, спортивных и иных мероприятий;
- внесение изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения;
- перевозку тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;
- движение автопоездов общей длиной более 20 м или автопоездов с двумя и более прицепами;
- программы подготовки специалистов по безопасности дорожного движения, инструкторов по вождению и водителей;
- перечень дорог, на которых запрещается учебная езда;
- производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.
16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются на транспортных средствах:
- выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
- осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
- осуществляющих сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы.
- осуществляющих сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования.
17. Проблесковые маячки бело-лунного цвета и специальные звуковые сигналы могут устанавливаться на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на транспортных средствах, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы и имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации, за исключением транспортных средств оперативных служб.
18. Выдача разрешений на оборудование соответствующих транспортных средств опознавательными знаками «Федеральная служба охраны Российской Федерации» , проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами производится в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
19. Транспортные средства, не имеющие специальных цветографических схем, нанесенных на наружные поверхности в соответствии с государственными стандартами Российской Федерации, могут быть в установленных случаях оборудованы специальным звуковым сигналом и одним проблесковым маячком синего цвета высотой не более 230 мм и с диаметром основания корпуса не более 200 мм.
20. Проблесковые маячки всех цветов устанавливаются на крышу транспортного средства или над ней. Способы крепления должны обеспечивать надежность установки на всех режимах движения транспортного средства. При этом должна быть обеспечена видимость светового сигнала на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости.
Для транспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции, сопровождающих колонны транспортных средств, и грузовых автомобилей допускается уменьшение угла видимости проблескового маячка до 180 градусов при условии видимости его со стороны передней части транспортного средства.
21. Сведения об оборудовании транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации» , проблесковыми маячками красного и (или) синего цветов и специальными звуковыми сигналами должны быть занесены в регистрационные документы на транспортные средства.
Примечание. В тексте настоящего документа использована специальная терминология, установленная Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Перечень
неисправностей и условий, при которых
запрещается
эксплуатация транспортных средств
Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки".
1. Тормозные системы
1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.
1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.
1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.
1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
- транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне до 16 процентов включительно;
- легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии - на уклоне до 23 процентов включительно;
- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - на уклоне до 31 процента включительно.
2. Рулевое управление
2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
- Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы - 10 градусов.
- Автобусы - 20 градусов.
- Грузовые автомобили - 25 градусов.
2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.
2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
3. Внешние световые приборы
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и
режим работы внешних световых приборов не
соответствуют требованиям конструкции
транспортного средства.
Примечание.
На транспортных средствах, снятых с
производства, допускается установка
внешних световых приборов от транспортных
средств других марок и моделей.
3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.
3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.
3.6. На транспортном средстве установлены:
- спереди - световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
- сзади - фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Примечание.
Положения настоящего пункта не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознавательные знаки, установленные на транспортных средствах.
4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла
4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.
4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
5. Колеса и шины
5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
- для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;
- для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1 мм;
- для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;
- для транспортных средств категорий М2, М3 - 2 мм.