Порядок и способы создания юридических лиц. Юридические лица: государственная регистрация при создании Кем осуществляется государственная регистрация юридического лица


Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство контролирует законность их создания в интересах участников имущественного оборота. Из этого вытекает требование об обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК). Для детального регулирования порядка государственной регистрации юридических лиц принят специальной ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8.08.2001 г.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) - в большей части организаций, собственник их имущества или уполномоченный орган - при создании унитарных предприятий или учреждений, а также иные лица, вносящие имущественные вклады (фонды).

Законодательству известны различные порядки регистрации юридических лиц:

1. Явочно-нормативный . Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создаётся большинство ЮЛ.

2. Разрешительный . Этот порядок предусмотрен в качестве исключения для ЮЛ, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения от органов публичной власти на создание соответствующего ЮЛ, что служит общим интересам участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки , а также юридические лица, могущие занять доминирующее или монопольное положение на рынке определенных товаров. Т.о. очевидна невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике.

Юридическое лицо считается созданным с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п.2 ст. 51), с этой же даты возникает и его правоспособность. Государственной регистрации подлежат также все изменения статуса ЮЛ, его Устав. Регистрация осуществляет ИФНС либо органами юстиции в порядке, предусмотренном ФЗ. ИФНС (органы юстиции) ведёт также и Реестр, который находится в свободном доступе, чтобы каждый мог получить информацию о потенциальном партнёре посредством выписки.

Процесс государственной регистрации начинается с момента фактической подачи документов в регистрирующий орган.

Список документов установлен в ст. 12 ФЗ:

  • подписанное заявителем заявление по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины.

На втором этапе производится обязательная проверка регистрирующим органом предоставленных документов. Проверка состоит из двух стадий: внешней проверки (полнота представления, порядок составления, наличие реквизитов) и внутренней проверки содержания документов на соответствие законодательству РФ.


После всесторонней проверки производится собственно регистрация юридического лица. Срок регистрации исчисляется со дня фактической подачи документов, и согласно ФЗ не должен превышать пяти рабочих дней . Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителем (учредителями) в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени регистрируемого юридического лица без доверенности. Специальными федеральными законами может устанавливаться порядок регистрации отдельных юридических лиц.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан выдать документ в бумажном виде по запросу заявителя. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц в качестве страхователей.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, порядок и сроки их предоставления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Образование юридического лица. Глава 4 ГК РФ.

Способы образования юридического лица :

  1. Нормативно-явочный порядок. Данный способ исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители «являются» в регистрирующий орган, который не вправе им отказать в регистрации, создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны.
  2. Разрешительный. Данный порядок связан с получения предварительного разрешения от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица.
  3. Распорядительный. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения)

Учредительные документы юридического лица.

Правовой основой деятельности юридического лица, наряду с законом, являются его учредительные документы.

Учредительными документами являются :

Учредительный договор – концесуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Учредительный договор заключается в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу с момента его заключения.

Устав – локальный НА, определяющий правовое положение юридического лица и регулирующий отношения между участниками и другим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации юридического лица в соответствии со статьёй 52 ГК РФ в учредительных документах содержатся:

  1. Наименование юридического лица
  2. Место нахождения юридического лица
  3. Порядок управления деятельностью юридического лица
  4. Для коммерческих организаций фирменное наименование, для некоммерческих предмет и цели деятельности.

Государственная регистрация юридического лица .

Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный государственный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права и принимает решение о признании организации юридическим лицом.

v Государственную регистрацию юридического лица осуществляет:

Федеральная Налоговая Служба

Для регистрации юридического лица предоставляются следующие документы :

1) Заявление о регистрации

2) Устав организации

3) Учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания учредителей)

4) Свидетельство об оплате регистрационных пошлин

5) Для коммерческих организаций, документы, подтверждающие не менее 50% уставного капитала предприятия

Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия учредительных документов закону или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица, он может быть обжалован в суде.

При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав, либо и то, и другое) В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельность. Учредительный договор должен включать обязательство о создании юридического лица, в том числе порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица своего имущества и участие в его деятельности.

В учредительном договоре также фиксируются

ü условия и порядок распределения прибыли и убытков между учредителями (участниками),

ü порядок управления деятельностью юридического лица,

ü условия выхода из состава учредителей (участников).

Изменения в учредительные документы приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных законом - с момента уведомления органа, осуществляющего такую регистрацию о внесенных изменениях. Для юридического лица и его учредителей такие изменения становятся обязательными с момента их внесения в учредительные документы.

Для осуществления отдельных видов деятельности (банковской, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; биржевой и др.) юридическим лицам необходимо получить лицензию, в соответствии с Федеральным законом О лицензировании отдельных видов деятельности .

Когда этап принятия стратегического решения о создании юридического лица учредителями пройден, и общим решением одобрена идея открыть новое предприятие, на первый план выходит задача правильно и быстро зарегистрировать субъект предпринимательской деятельности. Порядок регистрации юридических лиц в РФ регулируется Федеральным законом 129-ФЗ. Это основной нормативно-правовой акт, отдельные положения которого уточняются полномочными исполнительными органами.

О мерах, которые необходимо предпринять, чтобы легко пройти все этапы государственной регистрации юридического лица, мы расскажем в данном обзоре.

Этапы учреждения и регистрации юридического лица

Порядок государственной регистрации юридических лиц, закрепленный в соответствующем Федеральном законе, включает четыре последовательных этапа:

  • подача документов заявителем;
  • проверка соответствия заявленных данных законам РФ и фактическим обстоятельствам;
  • внесение сведений о вновь созданном предприятии в государственные реестры;
  • выдача документов, подтверждающих присвоение статуса юр. лица.

Как правильно оформить документы

Органом, который регистрирует организации, является ФНС.

Требования к пакету документов, кроме тех, которые изложены в вышеупомянутом законе, определяются нормативными актами налоговой службы.

Так, в порядке выполнения своих функций гос. регистратора юридических лиц, ФНС утвердила формы заявлений, которые должны направлять учредители юр. лица или их официальные представители для прохождения процедуры регистрации.

Достаточно объемное, состоит из одиннадцати страниц. На каждой из них нужно отражать достоверные фактические сведения, согласно которым ФНС сможет принять положительное решение относительно регистрации юр. лица.

Кроме заявления подаются и другие документы:

  • решение об учреждении юр. лица;
  • оригинал или нотариально заверенная копия Устава;
  • оригинал квитанции об оплате пошлины.

Размер госпошлины сообщает сотрудник налоговой службы. На данный момент сумма денежного сбора составляет 4 тысячи рублей.

Оформление заявления

Форма заявления о регистрации представлена пользователям на официальном сайте ФНС, также ее можно получить непосредственно у того регистратора, который будет принимать документы.

Важно! Согласно порядку регистрации юридических лиц по российскому законодательству, вся информация, которая вносится в заявление, должна быть отражена в уставе организации и в решении его учредителей о создании юр. лица.

Следовательно, если в учредительных документах отсутствуют сведения, которые обязательно нужно отразить в заявлении, очевидно, что порядок регистрации юр. лица уже нарушен. В такой ситуации необходимо оперативно внести коррективы в Устав и в решение.

Что должно быть отражено в заявлении:

  • юридический адрес;
  • перечень учредителей, с указанием их статуса, доли в уставном капитале (УК) и идентифицирующих данных;
  • сведения о виде и сумме УК;
  • информация о директоре или другом лице, которое имеет право подписывать документы организации;
  • перечень запланированных для работы видов деятельности;
  • данные о том, кто подает заявление.

Для того чтобы не возникло проблем на этапе подачи документов в ФНС для регистрации юридического лица, учредители должны знать, кто будет подавать заявление и сопутствующие ему документы, еще в момент принятия решения об учреждении организации. Это важно, поскольку, если осуществление регистрации будет поручено третьему лицу по доверенности, тогда оригинальность подписей на учредительных документах подлежит нотариальному удостоверению.

Если же документы подаются одним из учредителей или руководителем исполнительного органа юр. лица (например, директором), тогда такое удостоверение не требуется.

Кто и как принимает решение о регистрации

Правила регистрации юридических лиц обязывают ФНС принять документы, проверить их на соответствие закону и внести сведения в государственные реестры или отказать заявителю в регистрации.

На осуществление всей процедуры законом отводится 5 дней, ФНС обычно осуществляет реализацию этой стадии регистрации юридического лица в течение трех рабочих дней.

Законом предусмотрена следующая схема принятия ФНС решения о регистрации юридического лица:

  • сотрудник налоговой службы принимает у заявителя документы и выдает расписку;
  • ФНС изучает достоверность данных, указанных в заявлении. В рамках этой проверки могут запрашиваться сведения в других органах государственной власти, а также возможны выезды для установления фактических обстоятельств создания нового юридического лица;
  • если нет фактов, указывающих на то, что учредители нарушили закон, уполномоченное лицо принимает решение о гос. регистрации и вносит соответствующие записи в реестр;
  • после того как организация зарегистрирована, заявителю выдается .

ФНС - нарушение общего порядка регистрации юридических лиц:

  • ошибочная подача документов в подразделение ФНС, которое не обслуживает тот регион, где находится организация;
  • нарушение установленных требований при оформлении учредительных документов и заполнении заявления.

Фактически, любая неточность в документации может стать причиной отказа в регистрации.

Правовые основы регистрации юридических лиц установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" *(143).

Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей закон понимает акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Государственная регистрация осуществляется Федеральной налоговой службой по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в том случае, когда регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (в отношении государственной регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое юридическое лицо, и государственной регистрации юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица); в том случае, когда не утратила силу государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью (в отношении индивидуального предпринимателя).

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на вышеуказанные нарушения.

Режим регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не отягощен мерами контроля, однако, содержит в себе определенные меры ответственности для нарушителей режима. В частности, за необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов должностные лица регистрирующих органов несут административную и дисциплинарную ответственность, а регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Кроме того, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц, а также с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Еще по теме § 3. Государственная регистрация юридических лиц:

  1. 2.2 Формальное закрепление создания, реорганизации и ликвидации государственного органа со статусом юридического лица.
  2. 3.2. Имущественная ответственность государственного органа со статусом юридического лица.
  3. 2. Государственная регистрация и перерегистрация юридического лица
  4. Параграф 3. Право на место нахождения юридического лица
  5. §1. Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранным капиталом как процедура легализации участия иностранных юридических лиц п предпринимательской деятельности на территории России.

В соответствии со ст. 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично. В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно. В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица. В решении об учреждении корпоративного юридического лица "(статья 65.1)" указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица. В решении об учреждении юридического лица указываются также иные сведения, предусмотренные законом.

Способы создания юридических лиц:

1) распорядительный – решение об образовании организации исходит извне, от компетентных органов, как правило, от собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом, или уполномоченного им органа;

2) добровольный – инициатива образования юридического лица принадлежит членам будущей организации.

Добровольный способ делится на:

1) разрешительный – сначала члены юридического лица принимают решение о его образовании, а затем обращаются к компетентной организации за разрешением на такое образование;

2) нормативно-явочный – инициатива образования организации исходит от будущих ее членов, однако в отличие от разрешительного способа общее разрешение на образование юридического лица дается до момента проявления такой инициативы. Юридическое лицо действует на основании устава и (или) учредительного договора и подлежит обязательной государственной регистрации в налоговых органах. Виды прекращения юридического лица: реорганизация и ликвидация.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Государственная регистрация юридических лиц.



Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.