Порядок назначения глав дипломатических представительств. Дипломатические представительства Глава дипломатического представительства приступает исполнению обязанностей


Дипломатическое право – совокупность установленных в результате соглашения принципов и норм, которые обеспечиваются международным правом, а также которые выражают волю субъектов международного права, принимающих участие в международном общении. Эти нормы призваны регулировать деятельность субъектов международного права на международной арене во имя поддержания и укрепления мира и мирного сосуществования.

Дипломатическое право представляет собой совокупность юридических норм, которые регулируют правовой статус и деятельность дипломатических представительств государств. Таким образом, дипломатические отношения можно охарактеризовать как наиболее стойкую и всеобъемлющую форму из всех существующих между государствами дипломатических контактов. Именно они создают юридическую базу для различных взаимных связей и сотрудничества между разными странами.

Дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на международно-правовых обычаях. Попытка официальной кодификации дипломатического права впервые была предпринята в региональном масштабе в Латинской Америке (в 1928 г. принята Гавайская конвенция о дипломатических чиновниках).

К настоящему времени дипломатическое право в основном кодифицировано. Основным договорным актом в данной отрасли является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. В соответствии со ст. 2 Конвенции установление дипломатических отношений между государствами и образование постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию.

Дипломатическое представительство – постоянный зарубежный орган внешних сношений государств-контрагентов, посредством которого они поддерживают постоянные дипломатические отношения. Возглавляется этот орган дипломатическим представителем государства, которое аккредитует. Основным условием дипломатического представительства является то, что оно находится на территории другого государства.

Существует два основных вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Посольствами считаются представительства более высокого класса, хотя принципиальной разницы между этими понятиями не существует. Поэтому государства, как правило, предпочитают устанавливать дипломатические связи на уровне посольств. К посольствам также приравниваются представительства Ватикана – нунциатуры. Миссии, соответственно, следует относить к представительствам второго класса, к которым также относятся представительства Святейшего престола – интернунциа- туры.

Каждому уровню представительства соответствует определенный класс главы дипломатического представительства, соответственно, посол и нунций, посланник и интернунций, поверенный в делах. Разница между этими главами дипломатических представительств касается исключительно вопросов старшинства и этикета, но в правовом отношении они являются равными в соответствии со ст. 14 Венской конвенции 1961 г. Как правило, послы возглавляют посольства, а посланники – дипломатические миссии. Поверенные в делах могут руководить также работой посольства, но, как правило, возглавляют миссии.

Дипломатический корпус – в широком смысле – совокупность членов дипломатического персонала всех зарубежных посольств и миссий, аккредитованных в данном государстве, а также членов их семей. В узком смысле – только главы всех дипломатических представительств, аккредитованных в государстве пребывания.

Дуайен дипломатического корпуса (декан, старейшина, старшина) – лицо, которое возглавляет дипломатический корпус. По общему правилу, это наивысший но классу глава дипломатического представительства, который первым среди своих коллег по дипломатическому корпусу вручил свои верительные грамоты главе государства пребывания. Иногда дуайеном может становиться лицо, которое является наиболее старшим по возрасту среди представителей дипломатического корпуса. Таким образом, дуайен не избирается и не назначается, а становится таковым автоматически. Но в то же время в ряде стран (их несколько десятков) существует и другой порядок назначения дуайена – без учета времени пребывания на должности посла. Им автоматически является представитель Святого престола (государства-города Ватикан) – нунций, который приравнивается к послу.

После определения сторонами уровня дипломатического представительства и класса лиц, которые возглавляют данные представительства, наступает этап аккредитации – процесс назначения и вступления в должность посла, посланца или поверенного в делах.

Существует строгий порядок аккредитации соответствующих кандидатур: подбор кандидатуры посла; истребование агремана; выдача акта внутреннего права, которым оформляется назначение; выдача назначенному представителю верительных грамот; вручение во время официальной церемонии верительных грамот главе государства пребывания; официальное сообщение в прессе о факте вручения верительных грамот.

Послы и посланники аккредитуются при главах иностранных государств и, соответственно, верительные грамоты подписываются главами аккредитующих государств. Поверенные в делах аккредитуются при министрах иностранных дел и вместо верительных грамот вручают соответствующие письма от министров иностранных дел своего государства.

Назначению на должность главы дипломатического представительства предшествует процедура получения агремана. Агреман – запрос аккредитующего государства у государства пребывания согласия относительно назначения главой дипломатического представительства конкретной кандидатуры. С момента получения агремана кандидат считается persona grata – желанным лицом в государстве пребывания. И наоборот – негативный ответ означает отказ в агремане и, соответственно, признание лица persona non grata.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Венской конвенции 1961 г. государство пребывания имеет право отказать в агремане, при этом не обязано уведомлять о причинах подобного решения.

После получения согласия относительно назначения главы представительства открывается возможность его прибытия в государство пребывания. После прибытия на место службы глава представительства наносит необходимые визиты официальным лицам государства пребывания, в ходе которых определяется дата вручения им верительных грамот главе государства пребывания. Верительная грамота – документ, официально удостоверяющий статус главы дипломатического представительства, который аккредитующее государство выдает своему послу или посланнику для вручения главе государства пребывания.

Приостановление дипломатической миссии может произойти при следующих обстоятельствах:

  • 1) приостановление государствами поддержания официальных отношений без их разрыва;
  • 2) разрыв дипломатических отношений;
  • 3) вооруженный конфликт;
  • 4) исчезновение одной из сторон как субъекта международного права (например, в случае слияния с другим государством и т.д.);
  • 5) социальная революция в одной из государств-контрагентов;
  • 6) неконституционная смена правительства.

Функции члена дипломатического персонала могут быть

приостановлены в таких случаях:

  • – его отзыва по каким-либо причинам;
  • – оглашения его persona non grata ;
  • дисмысла – оглашения дипломата частным лицом;
  • инсуррекции – отказа дипломата исполнять свои функции.

Персонал дипломатических представительств подразделяется на:

  • – дипломатический (лица, имеющие дипломатические ранги);
  • – административно-технический, к которому относятся экономисты, бухгалтера, переводчики, шифровальщики, сотрудники канцелярии, представители внутренней охраны посольства и другие лица, выполняющие административную или техническую работу;
  • – обслуживающий (вспомогательный) – водители, садовники, уборщики, лифтеры, горничные, курьеры и другие лица, выполняющие обязанности по обслуживанию диппредставительства.

Последние две группы как правило комплектуются из числа граждан страны пребывания.

Функции дипломатического представительства перечислены, хотя и не в полном объеме, в ст. 3 Венской конвенции 1961 г.:

  • – представительская функция;
  • – защита в государстве пребывания интересов государства аккредитации;
  • – ведение переговоров с правительством государства пребывания;
  • – информационная функция;
  • – функция способствования дружеским отношениям между государством аккредитации и государством пребывания, а также развитие их взаимоотношений в сфере экономики, культуры, науки.

Для беспрепятственного осуществления функций дипломатическим представительством и его сотрудниками международное право наделяет их особыми правами и преимуществами, которые именуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Дипломатические привилегии и иммунитеты дипломатического представительства в целом;

  • – неприкосновенность помещений дипломатического представительства (п. 1, 2 Конвенции 1961 г.) – власть государства пребывания не имеет права доступа в эти помещения. Для получения такого доступа обязательным является согласие главы диппредставительства. Власть государства пребывания осуществляет все необходимые меры для защиты помещений представительства от какого бы то ни было вторжения или нанесения убытков, а также для предотвращения какого-либо нарушения покоя представительства или обиды его чести;
  • – неприкосновенность его архивов и документов;
  • – фискальные (таможенные) льготы;
  • – право представительства на флаг и иные символы суверенитета государства аккредитации;
  • – протокольные привилегии;
  • – право на беспрепятственные отношения представительства с другими представительствами своего государства.

Привилегии и иммунитеты членов персонала представительства (личные):

  • – неприкосновенность дипломатических агентов (Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, которые пользуются международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.);
  • – неприкосновенность их личной резиденции;
  • – иммунитет от юрисдикции государства пребывания;
  • налоговые льготы и исключения для дипломатических агентов.
  • – таможенные привилегии.

Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом относительно действий, осуществленных ими во время исполнения служебных обязанностей, и освобождаются от налогов и сборов на заработную плату, которая им начисляется в силу их служебных обязанностей при условии, что они не являются гражданами страны пребывания или не проживают в ней постоянно.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. иностранное дипломатическое представительство по отношению к стране пребывания обязано:

  • – использовать свои помещения только для официальных целей;
  • – вести все официальные отношения с государством пребывания посредством ведомства иностранных дел и других ведомств, в отношении которых будет достигнута определенное соглашение.

Обязанности сотрудников дипломатического представительства состоят в том, чтобы уважать законы государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела.

Дипломату запрещено заниматься в государстве пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью с целью личной выгоды.

Дипломатическое представительство - орган государства, находящийся на территории другого государства для осуществления дипломатических сношений с этим государством.

Существует два вида дипломатических представительств : посольства и миссии. Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию - чрезвычайный и полномочный посланник, либо поверенный в делах.

Дипломатические отношения устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами. Могут также открываться отделения дипломатических представительств в различных городах.

Согласно ст. 3 Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 г., основными функциями дипломатического представительства являются : 1) представительство аккредитирующего государства в государстве пребывания; 2) защита в государстве пребывания интересов аккредитирующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; 3) ведение переговоров с правительством государства пребывания; 4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству; 5} поощрение дружественных отношений между аккредитирующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.

Согласно международному праву, дипломатический представитель - единственное лицо, представляющее свое государство в государстве пребывания по всем вопросам. Он является также высшим представителем по сравнению со всеми другими возможными постоянными представителями этого государства в государстве пребывания (представительный характер).

Порядок назначения дипломатических представителей регулируется нормами как внутреннего, так и международного права.

Назначение главы дипломатического представительства проходит четыре стадии : а) запрос агремана; б) назначение на должность; в) прибытие в страну назначения; г) официальное вступление в должность после вручения верительной грамоты. Верительная грамота - это полномочия главы представительства.

На остальных членов дипломатического персонала агреман не запрашивается, и они после своего назначения и прибытия в страну считаются приступившими к исполнению служебных обязанностей с момента уведомления компетентных властей государства пребывания (обычно министерства иностранных). В отношении военных атташе многие государства придерживаются практики, являющейся по существу разновидностью запросов агремана.

Прекращение функций дипломатического представителя согласно ст. 43 Конвенции о дипломатических сношениях, наступает в случаях: 1) его отозвания аккредитирующим государством; 2) объявления правительством государства пребывания о том, что представитель является лицом, утратившим его доверие- персона нон грата- нежелательное лицо; 3) разрыва дипломатических отношений; 4) войны между аккредитовавшим и принявшим представителя государствами; 5) прекращение существования аккредитирующего государства или государства пребывания как субъектов международного права.



Дипломатический представитель в одном государстве может быть одновременно дипломатическим представителем в другом или в нескольких других государствах, если со стороны любого из принимающих государств нет против этого возражений.

Дипломатический корпус:

в узком смысле - это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве;

в широком смысле - совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве и членов их семей.

Работники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции государства пребывания) и привилегиями, т.е. льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитета и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитета и привилегии являются дипломатическими в точном значении этого слова.

Персонал дипломатического представительства делится на три группы : дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал.

Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломатические ранги- специальные звания. К дипломатическому персоналу относятся послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.

Административно-технический персонал - это лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства (переводчики, референты, заведующие канцеляриями, бухгалтера, делопроизводители, машинистки, шифровальщики).

Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, повара, шоферы, швейцары, лифтеры, дворники).

Венская конвенция 1961 г. упоминает еще об одной категории – «частных домашних работниках» , под которыми понимаются лица, исполняющие обязанности домашних работников у сотрудников дипломатического представительства, и которые не являются служащими аккредитирующего государства.

Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами :

1) Неприкосновенность помещений представительства. Под помещением представительства понимаются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба;

2) Помещения представительства и находящееся в нем имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;

3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания.

4) Архивы и документы представительства неприкосновенный любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

5) Сотрудники представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания (в России - уведомительно-разрешительный характер).

Свобода отношений представительства: т.е. представительство может пользоваться при сношении со своим правительством и другими представительствами и консульствами всеми средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные и шифрованные депеши.

Право пользоваться флагом и эмблемой . Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитирующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средства передвижения.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.

1. Личность дипломатического агента неприкосновенна.

2. Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.

3. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.

4. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:

Вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

Исков, касающихся наследованная, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказо-получателя наследства;

Исков, относящихся те любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они не могут быть подвергнуты штрафу или иным административным взысканиям. Дипломата нельзя подвергнуть штрафу при автомобильном инциденте и возбудить против него дело о взыскании убытков в суде.

Фискальный иммунитет : дипломаты освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением косвенных налогов на наследство и некоторых сборов.

Таможенные привилегии : государство пребывания в соответствии. С принятыми им законами и правилами разрешает дипломатам ввозить предметы, предназначенные для нужд представительства и личного пользования, а также для пользования членами их семей, без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобные услуги.

Личный багаж дипломата освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом.

Средства передвижения дипломата неприкосновенны . Под неприкосновенностью средств передвижения дипломатов понимается освобождение от обысков, реквизиции, ареста и исполнительных действий (п. 4 ст. 22 Венской конвенции 1961 г.).

Глава дипломатического представительства пользуется, кроме того, еще рядом привилегий , к которым относятся: право поднимать флаг своего государства на здании представительства и своей резиденции, а также на средствах передвижения, право на содержание в помещении представительства специального помещения для отправления религиозных обрядов, ряд почестей церемониального характера.

Согласно Венской конвенции 1961 г., члены административно-технического персонала дипломатического представительства и члены их семей , живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, личной неприкосновенностью, неприкосновенностью жилища, иммунитетом от уголовной юрисдикции, освобождением от налогов, сборов, повинностей, а также некоторыми таможенными привилегиями .

Члены обслуживающего персонала в соответствии с Венской конвенцией пользуются иммунитетом в отношении действий, совершаемых ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин с получаемого ими заработка .

Домашние работники сотрудников представительства , если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими на своей работе .

Хотя дипломата нельзя привлечь к ответственности за нарушение законов и постановлений страны пребывания, но он может быть объявлен правительством этой страны персоной нон грата и будет вынужден покинуть ее. Согласно Конвенции дипломаты не могут заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ (к 28 вопросу)

Современные международные отношения и международное право характеризуются большим разнообразием.

Наличие в мире системы государств -- объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различными отраслями международного права.

В широком понимании система международных отношений может быть представлена как своего рода мировая макросистема, имеющая собственную структуру. В нее входят различные связи государств: политические, экономические (в том числе торговые, финансовые), научно-технические, культурные и дипломатические отношения призваны содействовать сотрудничеству в названных и других областях.

Состав дипломатического представительства и его функции. Порядок назначения главы дипломатического представительства

Дипломатическое право -- отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений, Система дипломатического права соответствует основным формам дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатические представительства или через так называемые специальные миссии, многосторонней дипломатии, осуществляемой делегациями на международных конференциях и сессиях органов международных организаций, а также постоянными представительствами государств при международных организациях.

Дипломатическое представительство (Diplomatic representation) как институт дипломатического права - постоянный орган внешних сношений государства (посольство или миссия), находящийся на территории другого государства. Дипломатическое представительство выступает от имени учредившего его государства по всем политическим и иным вопросам, возникающим во взаимоотношениях государств.

Дипломатическое представительство - родовое понятие, поскольку фактически международная практика знает два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Посольства - это представительства первого, высшего класса. Миссии представляют собой представительства второго класса. Главой посольства является посол, миссии - посланник или поверенный в делах. В связи с утверждением во второй половине XX в. принципа суверенного равенства государств миссии в настоящее время встречаются весьма редко. Подавляющее большинство государств устанавливают дипломатические отношения между собой на уровне посольств. Уровень дипломатических представительств государств оговаривается в соглашении об установлении дипломатических отношений между ними.


Установление между государствами дипломатических отношений влечет за собой, как правило, обмен дипломатическими представительствами. Для такого обмена, однако, необходима специальная договоренность. Современное международное право предусматривает возможность указанного обмена на одном из трех уровней, которые не отражаются в принципе на объеме функций или иммунитетов и привилегий дипломатических представительств и их персонала. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень -- посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий, как правило, класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.

Внутренняя структура дипломатического представительства, установление соответствующих должностей и т.д. определяются законодательством аккредитующего государства.

В большинстве государств существуют также дипломатические ранги, то есть служебные звания, присваиваемые дипломатическим работникам. Они, как и дипломатические должности, устанавливаются внутренним законодательством соответствующего государства.

Персонал дипломатического представительства подразделяется на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий.

Численность персонала дипломатического представительства в принципе является компетенцией аккредитующего государства. Венская конвенция 1961 года, правда, допускает возможность предложений со стороны принимающего государства относительно сокращения персонала иностранных представительств. На практике такие случаи известны, но они, как правило, влекли за собой ухудшение отношений между соответствующими государствами.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г. определяет функции дипломатических представительств с точки зрения МП. К ним относятся:

представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых МП;

ведение переговоров с правительством государства пребывания;

выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;

поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки (ст.3).

Кроме того, дипломатические представительства могут выполнять консульские функции. Для этой цели в них создаются консульские отделы.

В МП аккредитующим государством называется то, которое направляет в другое государство свое дипломатическое представительство. Государство же, где размещено дипломатическое представительство, именуется принимающим государством или государством пребывания.

Первая и основная функция дипломатического представительства - представлять аккредитующее государство в государстве пребывания. Все остальные функции дипломатического представительства находятся во взаимосвязи и взаимодействии с этой основной функцией.

Глава дипломатического представительства является единственным официальным лицом аккредитующего государства, представляющим его по всем вопросам в принимающем государстве. Он также является старшим должностным лицом аккредитующего государства по отношению ко всем иным возможным представителям этого государства в государстве пребывания.

В МП существует классификация старшинства дипломатических представителей (агентов). До XIX в. стройной классификации дипломатических агентов не существовало, что приводило иногда во время официальных мероприятий к столкновениям и откровенным скандалам. Во избежание этого Венский протокол 1815г. установил следующие три класса дипломатических агентов: 1) посол и папский легат или нунций; 2) посланник; 3) поверенный в делах. Аахенский протокол 1818г. дополнил эту классификацию классом министра-резидента, который занял позицию между посланником и поверенным в делах. Однако данный класс не прижился, и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г. использует трехзвенную классификацию. В соответствии со ст.14 этой Конвенции главы дипломатических представительств делятся на следующие классы: 1) послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; 2) посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств; 3) поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Различия в классе глав дипломатических представительств не должны проводиться иначе как в отношении старшинства и этикета.

Класс поверенных в делах не следует путать с должностью временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы дипломатического представительства на период его отсутствия (болезнь, командировка, отпуск).

Классы глав дипломатических представительств - сфера регулирования нормами МП. Кроме классов, существуют также и дипломатические ранги, которые имеют главы дипломатических представительств и дипломатический персонал посольств, консульств и представительств государств при международных организациях. Дипломатические ранги - сфера внутригосударственного права, ибо эти служебные звания старшинства дипломатов. Каждое государство имеет свою систему дипломатических рангов, устанавливаемую во внутреннем праве. В Украине имеются следующие дипломатические ранги, установленные в соответствии с Постановлением ВС Украины «О дипломатических рангах» 1992г.: атташе, третий секретарь, второй секретарь I и II классов, первый секретарь I и II классов, чрезвычайный и полномочный посланник I и II классов, чрезвычайный и полномочный посол.

Высшие дипломатические ранги (посла и посланника) обычно присваиваются главой государства, остальные - министром иностранных дел. Ранг атташе присваивается, как правило, выпускникам институтов и факультетов международных отношений при поступлении на службу в ведомство внешних сношений. Данный ранг не следует путать с должностью военного, морского и воздушного атташе. Указанные сотрудники являются представителями военного ведомства назначившего их государства, и аккредитацию они получают при военном ведомстве государства пребывания. Одновременно эти сотрудники выполняют функции военных советников главы дипломатического представительства.

Процедура назначения главы дипломатического представительства регулируется как нормами международного, так и внутригосударственного права.

По положениям Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. аккредитующее государство должно направить принимающему государству запрос о его согласии на назначение лица, указанного в запросе, на должность главы дипломатического представительства. В запросе излагаются биографические данные такого лица, его должностное и семейное положение, причем информация должна быть абсолютно точной и лаконичной. Положительный ответ принимающего государства означает дачу агремана (от фр.agrement - согласие) на принятие лица в качестве главы дипломатического представительства. С этого момента кандидат считается persona grata - желательным лицом в принимающем государстве. Отрицательный ответ на запрос означает отказ в агремане, о кандидат признается persona non grata (нежелательным лицом). При этом принимающее государство имеет право не мотивировать свой отказ. Вся процедура, связанная с получением агремана, носит конфиденциальный характер.

После получения агремана в правительственной прессе обычно печатается объявление о назначении главы дипломатического правительства.

Перед выездом к новому месту службы глава дипломатического представительства получает верительную грамоту, подписанную главой государства и адресованную главе принимающего государства. Текст этого документа свидетельствует о том, что ее обладателю надлежит «верить» как официальному лицу, представляющему свое государство во всех сношениях с государством пребывания.

Глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от существующей в этом государстве практики, которая должна применяться единообразно. Большинство государств, включая Украину, придерживаются практики, что глава дипломатического представительства приступает к исполнению своих функций с момента вручения главе принимающего государства или лицу его заменяющему своих верительных грамот. Второй вид практики сводится к тому, что глава дипломатического представительства считается приступившим к исполнению своих обязанностей с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот в министерство иностранных дел государства пребывания.

Ряд государств с целью экономии средств используют практику кумуляции (совмещения) дипломатического представительства, т.е. аккредитования одного и того же лица в качестве главы представительства в другом или нескольких государствах одновременно при согласии на это принимающих государств. Так, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Финляндии по кумуляции выполняет функции главы дипломатического представительства Украины в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии. Часто практику кумуляции государства используют в отношении международных организаций. Например, глава дипломатического представительства какого-то государства во Франции одновременно назначается и официальным представителем этого государства при ЮНЕСКО, т.к. местопребывания этой организации - Париж.

Глава дипломатического представительства выполняет возложенные на него международным и внутригосударственным правом обязанности до прекращения своих официальных функций. Последнее имеет место в следующих случаях:

отозвания его аккредитующим государством (большинство государств широко используют практику ротации глав дипломатических представительств);

объявления его persona non grata (происходит это чаще всего за деятельность, несовместимую со статусом дипломата);

разрыва дипломатических отношений между государствами;

войны между аккредитующим и принимающим государствами;

прекращения существования аккредитующего и принимающего государства (или одного из них) как субъектов МП.

Документ, с помощью которого оформляется прекращение функций главы дипломатического представительства, - отзывная грамота, вручаемая главе принимающего государства отзываемым дипломатом или его преемником.

Для выполнения своих сложных и ответственных функций дипломатическое представительство имеет в своем распоряжении необходимый персонал. В соответствии со ст.11 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. при отсутствии соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить численность персонала, которую оно считает разумной и нормальной, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. Оптимальным вариантом решения проблемы численности дипломатического персонала является заключение соглашения между аккредитующим и принимающим государствами. Обычно численность персонала зависит от уровня отношений между государствами и может колебаться от нескольких лиц до многих десятков сотрудников.

Весь состав сотрудников дипломатического представительства делится на три группы:

1) дипломатический персонал;

2) административно-технический персонал;

3) обслуживающий персонал.

Дипломатический персонал - это лица, имеющие дипломатические ранги. Члены дипломатического персонала представительства, как правило, должны быть гражданами аккредитующего государства. В некоторых случаях граждане государства пребывания или третьего государства могут быть назначены на дипломатическую должность, но только с согласия принимающего государства.

К административно-техническому персоналу относятся экономисты, бухгалтеры, заведующие канцеляриями, делопроизводители, машинистки, переводчики и др. сотрудники, выполняющие административную или техническую работу.

Обслуживающий персонал состоит из шоферов, лифтеров, дворников, садовников, курьеров и др. лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию дипломатического представительства.

Административно-технический и обслуживающий персонал может комплектоваться как из граждан аккредитующего государства, так и из местных граждан.

МИД принимающего государства должно своевременно получать информацию обо всех назначениях и изменениях в составе персонала дипломатического представительства.

Государство пребывания в любое время может признать главу дипломатического представительства или иного сотрудника нежелательным лицом, причем это государство не обязано аргументировать свое решение. Если данный сотрудник не покинет в установленный срок государство пребывания, то он будет рассматриваться как частное лицо, а не член персонала дипломатического представительства.

В МП существует понятие «дипломатический корпус», оно используется как в узком, так и в широком значении.

В узком значении это понятие обозначает совокупность глав дипломатических представительств, аккредитированных в государстве пребывания. В широком смысле под дипломатическим корпусом понимаются все сотрудники дипломатического представительства, имеющие дипломатические ранги, и члены их семей.

Необходимо подчеркнуть, что ни в первом, ни во втором случае дипломатический корпус не является организацией, имеющей политические функции. Дипломатический корпус участвует лишь в определенных протокольно-церемониальных мероприятиях - поздравлениях по случаю национального праздника государства пребывания; инаугурации (вступления в должность) нового главы государства; посещение исторических мест, промышленных объектов, научных центров принимающей стороны и т.д.

Возглавляет дипломатический корпус дуайен (декан, старшина) - старший по классу и по времени аккредитования в государстве пребывания глава дипломатического представительства. В ряде католических государств по установившейся традиции папский нунций является дуайеном. Одна из обязанностей дуайена - консультирование вновь назначенных глав дипломатических представительств в отношении традиций, протокола и особенностей взаимоотношений с властями государства пребывания.

2. Дипломатические привилегии и иммунитеты

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года уделяет значительное внимание дипломатическим привилегиям и иммунитетам.

Дипломатические привилегиями являются особые преимущества и льготы, предоставляемые представительствам и их сотрудникам, по сравнению с гражданами государства пребывания.

Дипломатические иммунитеты- это изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания

Для успешно выполнения своих функций дипломатическим представительством и его персоналом в МП существует институт дипломатических привилегий и иммунитетов. Их появление относится к глубокой древности, когда они действовали преимущественно как обычные нормы. В настоящее время нормы этого института в основном фиксируются в многосторонних и двусторонних соглашениях.

Данные привилегии и иммунитеты делятся на два вида: 1) привилегии и иммунитеты дипломатического представительства как органа внешних сношений аккредитующего государства; 2) личные привилегии и иммунитеты, которые распространяются на персонал представительства.

К первому виду относятся следующие привилегии и иммунитеты: неприкосновенность помещений представительства; фискальный иммунитет; неприкосновенность архивов и документов представительства; свобода сношений представительства; право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства.

Неприкосновенность помещений означает, что без разрешения главы дипломатического представительства власти принимающего государства не имеют права вступать в данные помещения. Более того, на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. На помещения дипломатического представительства, предметы их обстановки и имущество, находящееся в нем, а также транспортные средства представительства распространяется иммунитет от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. При этом термин «помещения» толкуется расширительно и охватывает здания или часть зданий, используемых для представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Однако это не означает, что помещения дипломатического представительства являются суверенной частью территории аккредитующего государства, о чем иногда можно прочесть в печати. На самом деле территория дипломатического представительства находится под суверенитетом государства пребывания, но ей предоставлен особый режим в целях успешного выполнения возложенных на представительство функций.

По положениям Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. помещения дипломатического представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства (п.3 ст.41). В частности, в данных помещениях не должно предоставляться убежище.

Фискальный (от лат. Fiscalis - казенный) иммунитет означает освобождение дипломатического представительства от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Что касается архивов и документов представительства, то они неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения дипломатического представительства для всех официальных целей (со своим правительством, другими представительствами, консульствами аккредитующего государства). При этом представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров, закодированными или шифрованными депешами. Устанавливать же и эксплуатировать радиопередатчик представительство имеет право лишь с разрешения государства пребывания. Дипломатическая почта (вализа) не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Дипломатическому представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

К личным привилегиям и иммунитетам относятся: неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, иммунитет от юрисдикции, фискальный иммунитет, таможенные привилегии. Личности главы дипломатического представительства и членов дипломатического персонала неприкосновенны. Они не подлежат аресту и задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.

Частная резиденция дипломата пользуется той же неприкосновенностью или защитой, что и помещения представительства. Под частной резиденцией понимается любое помещение, в котором может проживать дипломат: гостиничный номер, квартира, дом. Имущество, бумаги, корреспонденция дипломата также пользуются неприкосновенностью. Это положение распространяется и на средство передвижения дипломата, которые не подлежат обыску или задержанию.

Дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. По общему правиле дипломат не должен нарушать законов государства пребывания, однако в случае совершения уголовно наказуемого деяния уголовное дело против дипломата не возбуждается в силу данного иммунитета. Такой дипломат объявляется persona non grata и ему предлагается покинуть государство пребывания. Принимающая сторона также может ходатайствовать перед правительством аккредитующей державы об отказе в иммунитете дипломату, совершившему преступление. Такой отказ должен быть ясно и определенно выражен. Данный иммунитет является абсолютным, поэтому дипломат, совершивший преступление в государстве пребывания, и впоследствии, приехав в эту страну как частное лицо, не может привлекаться к уголовной ответственности за преступление, совершенное им в статусе дипломата.

На дипломатов также распространяется иммунитет от гражданской юрисдикции, кроме следующих случаев: а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания; б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает как частное лицо; в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Дипломат не обязан давать показаний в качестве свидетеля. Однако, если дипломат сам возбуждает иск в суде, то он как бы снимает с себя иммунитет по данному делу и выступает как частное лицо со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Дипломаты также пользуются иммунитетом от административной юрисдикции, т.е. на них не могут налагаться штрафы или иные административные взыскания. Если дипломат совершил ДТП, то какие-либо принудительные меры к нему не применяются. В этом случае сотрудники полиции (милиции) могут обратиться в МИД своего государства с претензией о возмещении причиненного ущерба. МИД обычно направляет просьбу о компенсации причиненного ущерба в соответствующее посольство.

Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

Фискальный иммунитет означает освобождение дипломата от всех личных, имущественных, государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, налогов на наследство, сборов и налогов на частный доход, сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания.

Государство пребывания обязано освобождать дипломатов от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от военных повинностей.

Дипломат в государстве пребывания не должен заниматься профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Таможенные привилегии дипломатов выражаются в том, что государство пребывания разрешает им ввозить предметы, предназначенные для официального пользования представительства и предметы личного пользования дипломатов и членов их семей, освобождая при этом от таможенных пошлин, сборов и налогов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги. Личный багаж дипломата освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом. Такой досмотр должен производиться в присутствии дипломата или его представителя.

Перечисленные привилегии и иммунитеты распространяются на дипломатический персонал представительств и членов их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания.

В соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, личной неприкосновенностью, неприкосновенностью жилища, иммунитетом от уголовной юрисдикции, фискальным иммунитетом, некоторыми таможенными привилегиями. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции распространяется на них лишь при исполнении ими своих обязанностей.

Члены обслуживающего персонала представительства. Которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе.

Домашние работники персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе.

В связи с тем, что вышеперечисленные нормы носят диспозитивный характер, заинтересованные государства могут заключать между собой соглашение о предоставлении дипломатических привилегий и иммунитетов в полном объеме административно-техническому и обслуживающему персоналу представительств, если они не являются гражданами государства пребывания.

Дипломатические привилегии и иммунитеты начинают распространяться на лиц, определенных в МП, с момента пересечения ими границы принимающего государства и действуют до момента выезда указанных лиц из государства пребывания.

Дипломат и члены его семьи пользуются установленными в МП привилегиями и иммунитетами также при проезде через третье государство.

Третьи государства не должны препятствовать проезду через их территорию членов административно-технического и обслуживающего персонала представительства и членов их семей.

Таким образом, дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются не для того чтобы игнорировать законы, правила и обычаи государства пребывания, а с целью эффективного исполнения представительством и его персоналом своих функций в полном соответствии с нормами МП и внутригосударственного права принимающей стороны.

Со временем будет еще более возрастать интерес иностранных государств к Украине, ее богатствам и возможностям вложения инвестиций. Развитие экономического сотрудничества и международных связей регионов страны приведет к дальнейшему расширению консульских и дипломатических отношений Украины с зарубежными государствами, к появлению новых консульских и дипломатических учреждений на территории Украины.

Глава дипломатического представительства - это единственное лицо, которое представляет свое государство в государстве пребывания по всем вопросам. Глава дипломатического представительства является также высшим представителем по сравнению со всеми другими представителями данного государства в стране пребывания.

Венская конвенция 1961 г. закрепила практику деления глав дипломатических представительств на три класса: послы и папские нунции; посланники и папские интернунции; поверенные в делах. Согласно Конвенции 1961 г., между дипломатическими представителями разных классов не должно проводиться никакого различия, кроме различия в отношении старшинства и этикета. По старшинству в дипломатическом корпусе послы стоят на первом месте.Международное публичное право. Учебник. / Под ред. К.А. Бекяшева. - М.: Проспект, 2006. С. 222.

В последнее время поверенные в делах и посланники назначаются весьма редко. Обычно государства обмениваются послами, что соответствует принципу суверенного равенства государств. Следует отличать постоянного поверенного в делах, который возглавляет подведомственное ему дипломатическое представительство в качестве постоянного руководителя, от временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы представительства при отсутствии постоянного дипломатического представителя (например, на период болезни, отпуска).Соловьев, Э.Я. Основы дипломатического права: Учеб. Пособие / Э.Я. Соловьев - М.: Ось-89, 2005. С. 102.

Послы и нунции, а также посланники и интернунции аккредитуются при главах государств, а постоянные поверенные в делах - при министре иностранных дел страны пребывания.

В дипломатическом праве есть понятие дипломатический корпус. Под ним понимается совокупность всех глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. В широком смысле в понятие «дипломатический корпус», кроме глав дипломатических представительств, включаются также работники представительств, а также члены их семей. Дипломатический корпус не является организацией. Главой дипломатического корпуса считается старший по классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель (дуайен, старшина). В католических странах обычно главой дипломатического корпуса является папский нунций.

Министерство иностранных дел публикует список дипломатического корпуса в этой стране. Для удостоверения дипломатического качества членам дипломатического корпуса власти страны пребывания выдают дипломатические карточки.

Порядок назначения глав дипломатических представительств регулируется нормами международного и внутригосударственного права. В каждой стране существует свой порядок назначения дипломатических представительств. В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве. Государство пребывания не обязано сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане.

Аккредитующее государство может, надлежащим образом уведомив соответствующие государства пребывания, аккредитовать главу представительства или назначить любого члена дипломатического персонала, смотря по обстоятельствам, в одно или несколько других государств, если не заявлено возражений со стороны любого из государств пребывания.

Если аккредитующее государство аккредитует главу представительства в одном или нескольких других государствах, то оно может учредить дипломатические представительства, возглавляемые временными поверенными в делах, в каждом государстве, где глава представительства не имеет постоянного местопребывания. Глава представительства или любой член дипломатического персонала представительства может действовать в качестве представителя аккредитующего государства при любой международной организации. Два или несколько государств могут аккредитовать одно и то же лицо в качестве главы представительства в другом государстве, если государство пребывания не возражает против этого.

Что касается военных, морских или авиационных атташе, то государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на его одобрение. Члены дипломатического персонала представительства в принципе должны быть гражданами аккредитующего государства и не могут назначаться из числа лиц, являющихся гражданами государства пребывания, иначе как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.

Государство пребывания может оговорить за собой то же право в отношении граждан третьего государства, которые не являются одновременно гражданами аккредитующего государства.

Перед отбытием к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и скрепленная визой главы внешнеполитического ведомства, адресованная главе принимающего государства. В верительной грамоте содержится просьба «верить» ее обладателю как лицу, которое представляет свое государство в государстве пребывания.

Глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве. Однако практика должна применяться единообразно: либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания.

Государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является persona non grata или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. То или иное лицо может быть объявлено non grata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания.

Если аккредитующее государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, государство пребывания может отказаться признавать данное лицо сотрудником.

Прекращение функций главы дипломатического представительства наступает в случаях: отозвания представителя аккредитующим государством; объявления правительством государства пребывания о том, что данный представитель является лицом, утратившим его доверие; разрыва дипломатических отношений; войны между этими двумя государствами; прекращения существования одного из этих двух государств как субъектов международного права. Самым распространенным случаем прекращения функций главы дипломатического представительства является его отзыв по инициативе руководства своего государства. В этом случае главе государства пребывания направляется отзывная грамота, которую вручает ему либо сам отъезжающий дипломатический представитель либо его преемник.

Дипломатическое представительство – это государственное учреждение, возглавляет которое дипломатический агент, действующий от имени аккредитуемого государства в стране пребывания в целях установления и поддержания между обоими государствами дипломатических отношений. Эта организация призвана урегулировать возникающие конфликты, как правило, только мирными методами. Основополагающим международным документом, в соответствии с которым устанавливаются статус и функции дипломатических представительств, классы дипломатических представителей, является Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.).

Виды дипломатических представительств

Классификация дипломатических представительств довольно проста. Они могут быть созданы только в двух видах: миссия или посольство. Значительных различий между ними не существует, однако большинство стран, в том числе Российская Федерация, предпочитают обмен дипломатическими представителями – послами. В зависимости от этого выбора, устанавливаются и классы дипломатических представителей. Во главе посольства стоит полномочный или чрезвычайный посол, миссию возглавляет полномочный или чрезвычайный посланник, или же поверенный. На современном этапе государства в большинстве случаев создают свои дипломатические представительства по классу посольства.

Установление дипломатических отношений начинается с принятия общего соглашения. Например, в 1995 году Российской Федерацией и ЮАР было рассмотрено Совместное заявление об утверждении полномасштабных дипломатических отношений на уровне послов.

Отделения диппредставительств могут быть открыты и в городах. В 1995 г. в Екатеринбурге с согласия Правительства РФ было открыто отделение посольства Великобритании.

На практике государства предпочитают утверждать соглашения между собой в письменной форме, а именно: в нотах, совместных заявлениях, коммюнике.

Классы диппредставителей

К классам дипломатических представителей относятся: посол, посланник и поверенный.

Руководство дипломатических представителей подразделяется на:

  • Полномочных и чрезвычайных послов.
  • Полномочных и чрезвычайных посланников.
  • Поверенных в делах. При этом следует отличать поверенного в делах от временного поверенного. Последний является лицом, которое исполняет обязанности главы представительства только временно, ввиду его отпуска, отзыва, болезни и др.

Классы дипломатических представителей – посол, посланник, поверенный – проходят обязательную аккредитацию. Если посол и посланник аккредитуются главами государств, то поверенный – при министрах иностранных дел.

Правительство каждого государства решает, какой класс присвоить главе представительства.

Ранги диппредставителей

У большинства государств имеются ранги дипломатических представителей – это специальные звания, которые присваиваются работникам. Как и должности, они утверждаются законодательством соответствующей страны.

В России предусмотрены такие дипломатические ранги, как: чрезвычайный, полномочный посол, полномочный и чрезвычайный посланник первого и второго класса; советник первого и второго класса; первый секретарь первого или второго класса; второй секретарь первого или второго класса; третий секретарь; атташе.

Президенту принадлежит право присваивать дипломатические ранги посланникам и послам, министру иностранных дел – всем остальным. Сотрудники дипломатического персонала России поступают на службу в МИД.

Функции диппредставительств

К основным функциям дипломатических представительств в стране пребывания относятся:

  • защита граждан и интересов аккредитующего государства;
  • установление при помощи законных средств обстоятельств событий и условий пребывания;
  • представительство государства;
  • проведение переговоров с правительством.

Порядок назначения и введения в должность главы представительства

Аккредитуемое государство до назначения главы представительства запрашивает агреман (согласие) у руководства страны пребывания в отношении конкретной кандидатуры работника. В случае отказа в агремане либо отсутствия какого-либо ответа глава представительства не назначается. Государство вправе не давать комментариев и не мотивировать отказ.

То есть глава представительства утверждается только после получения агремана. Ему выдается верительная грамота, которая является документом, направляемым властям страны пребывания. Она означает, что выбранное лицо будет излагать дипломатическую волю данного государства, поэтому ему и просят «верить». Собственно, отсюда и пошла название «верительная грамота».

Главы диппредставительств в иностранных государствах в Российской Федерации назначаются Президентом, а министр иностранных дел подписывает верительные грамоты.

Одно лицо может занимать эту должность в двух или более государствах, но при условии, если стороны не имеют возражений против этого. Чаще всего страны обмениваются дипломатическими представителями равных рангов.

Формирование состава дипломатического представительства

Внутренняя структура, глава и персонал дипломатического представительства утверждаются законодательными актами аккредитующей страны.

В дипломатическом представительстве персонал состоит из трех групп работников:

  • дипломатический;
  • административно-технический;
  • обслуживающий.

Классы и ранги дипломатических представителей входят в первую группу работников. К ним относятся посланники, послы, советники первого и второго класса, атташе, специальные атташе (военно-воздушный, военный и др.), торговые представители, первые, вторые, третьи секретари.

Совокупность дипломатических представителей в стране пребывания составляет дипломатический корпус, который возглавляется деканом. Эту должность, как правило, занимает дипломатический представитель, чья продолжительность пребывания в государстве больше по сравнению с остальными.

К административно-техническому персоналу относятся лица, выполняющие административно-техническое обслуживание представительства (делопроизводители, референты, бухгалтеры, переводчики и др.).

Обслуживающий персонал – это работники, осуществляющие функции по обслуживанию представительства и его работников (повара, уборщики, садовники, шоферы и др.).

Членами дипломатического персонала могут быть только граждане представляемого государства, в то время как должности в административно-техническом или обслуживающем персонале вправе занимать и граждане страны пребывания.

Привилегии службы в дипломатическом представительстве

Под привилегиями подразумеваются специальные преимущества и права, которые предоставляются представительствам и их сотрудникам. Кроме того, каждый работник наделяется иммунитетами. Иммунитет – это исключение представительства из юрисдикции и каких-либо принудительных действий в стране пребывания. Все классы дипломатических представителей на службе имеют иммунитет и привилегии.

Следует различать иммунитеты и привилегии сотрудников и самих дипломатических представительств:

  • неприкосновенность зданий, земельных участков, помещений, то есть иммунитет от ареста, обысков или др.;
  • освобождение от налогов на всех уровнях управления, кроме оплаты счетов по конкретно оказанным услугам; от местных налогов и пошлин также освобождаются все виды выполняемых работ, например выдача виз;
  • документы, архивы, официальная корреспонденция, дипломатическая почта становятся неприкосновенными;
  • сотрудники имеют право на свободное перемещение по территории государства, в котором находится представительство;
  • личность, частная резиденция дипломатических агентов имеют такую же защиту;
  • сотрудники пользуются иммунитетом от гражданской, уголовной и другой юрисдикции, за исключением отдельных случаев.

Основания для прекращения деятельности

Дипломатическое представительство завершает деятельность в стране пребывания при наступлении следующих обстоятельств:

  • прекращение существования как государства страны пребывания или аккредитующего государства;
  • разрыв одной из сторон или обеими дипломатических отношений;
  • начало между странами военных действий.

Деятельность каждого дипломатического агента в стране пребывания может быть завершена по причине его отзыва аккредитующим государством или объявлении его persona non grata, что означает «нежелательное лицо». Это может произойти по причине совершения им действий, идущих вразрез с официальным статусом (вмешательство в дела государство, шпионаж или др.). В ситуации отзыва главы представительства преемником или им самим главе страны пребывания или министру иностранных дел передаются отзывные грамоты. Все классы дипломатических представителей после прекращения деятельности организации подлежат возвращению в свое государство.