Правительство выступило против увеличения зарплат в судах. Нет денег – нет суда? Мундиалю – всё, а судам – ничего? Администратор суда повышение зарплаты


Время чтения ≈ 5 минут

Несмотря на то, что судебный корпус играет такую же важную роль в укреплении и поддержке государственности и суверенности страны, как военные и представители прокуратуры, зарплата аппарата суда в 2019 году пока подниматься не будет, согласно последним новостям из Минюста и Министерства труда.

Это объясняется необходимостью экономии госбюджета и тем, что в рамках специальной федеральной программы несколько лет назад было проведено существенное повышение зарплат судьям. Таким образом, решалась задача независимости судебных решений в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел.

Повышение зарплаты Аппарату суда не планируется

Федеральная программа повышения заработной платы судей

Из-за того, что от объективного вынесения судебных приговоров зависит существование правового государства и выполнение принимаемых законодательных актов в уголовном, гражданском и арбитражном праве, Правительством в 2012 г. была принята специальная федеральная программа по повышению заработной платы судейского аппарата. Как и военные с работниками прокуратуры, независимые судьи являются одной из основ российской государственности.

Для того чтобы такие специалисты были свободны от давления со стороны участников процесса и выносили независимые судебные вердикты, в 2012 году им существенно повысили зарплату в рамках специально принятой федеральной программы.

По этой причине аппарата суда в 2019 году индексироваться не будет. Но это не значит, что все работники суда сегодня получают за свою работу большие оклады. Повышение коснулось только самих судей. Сотрудники мировых судов, а также судебный секретариат получают на фоне самих судебных работников не такие уж и большие зарплаты.


В 2019 году зарплата судей индексироваться не будет

Кардинальное повышение зарплаты судейского корпуса в рамках федеральной программы

Зарплата аппарата суда в 2019 году не будет индексироваться из-за того, что буквально несколько лет назад прошло многоэтапное реформирование оплаты труда этой категории работников. Для противодействия коррупции государство в 2012 и в 2014 гг. поднимало оклад федеральных судей в несколько раз.

До этого они получали небольшую заработную плату:

С 2012 г. стала действовать госпрограмма, в которой был определен круг судебных должностей, для которых было запланировано кардинальное повышение окладов. Максимальное увеличение их размеров произошло в самом начале реализации федеральной программы и в 2014 г., когда рост зарплаты работников суда составил 5,5%.

На данный период в стране работало 36 472 судьи, для которых из госбюджета были выделены специальные средства. В среднем в результате реализации госпрограммы для каждого судьи было предусмотрено повышение оклада до 160 000 р.

После завершения работы федерального проекта по реформированию системы оплаты судебных работников существенно снизился уровень коррупции в данной сфере. На сегодняшний день это одна из самых высокооплачиваемых специальностей в России.

Интересно:

В 2014 году оклад судьям повысили до 160 тыс. рублей

Расчет и размер окладов судей сегодня

Согласно последним новостям заработная плата судейского корпуса судов высшей инстанции составляет:

  • в Конституционном суде около 500 тыс. руб.;
  • в Верховном суде – около 300 тыс. руб.;
  • в Арбитражном суде – 200 тыс. руб.

В судах низшей инстанции оклады меньше. Мировые судьи на сегодняшний день получают 50 000 руб. Такой размер зарплат объясняется тем, что данная должность является началом судебной карьеры. У секретарей и других работников судебной системы оклады значительно ниже. Их размер не превышает 25 тыс. руб. в среднем по стране.

Оплата труда сотрудников, работающих в архивах и занимающихся делопроизводством в суде, составляет:

  • у архивариуса – 10 тыс. руб.;
  • у делопроизводителя – 12 тыс. руб.;
  • у секретаря – 15 тыс. руб.

Секретарь суда получает 15 000 рублей

Такой разброс в зарплате объясняется действующей классификацией. Судьи относятся к государственным служащим федеральной категории. Именно они попали в государственную программу кардинального увеличения окладов. Другие сотрудники судов относятся к госслужащим. Для них пока предусматривают индексацию окладов в размере 4% в рамках повышения зарплаты бюджетникам.

Также в Правительстве РФ обсуждается идея изменения самой методики расчета должностных окладов федеральных судей и сокращения количества таких специалистов.

Кроме окладов, федеральные судьи и получают различные бонусы от государства:

  • бесплатное жилье;
  • устройство детей в дошкольные учреждения без очереди;
  • бесплатный проезд во время отпуска на всех видах транспорта;
  • большая пенсия и разовое выходное пособие при выходе в отставку.

Размер оплаты труда судьи зависит от уровня его квалификации и лет службы, за которые полагается специальная надбавка к зарплате. Кроме этого судьи каждый квартал получают премию.


Размер зарплаты судьи зависит от уровня его квалификации

Изменения в оплате труда в 2019 г.

Верховный суд во вторник внес в Госдуму законопроект о судебной службе, по которому все работники аппаратов судов будут выделены в отдельную категорию, а их зарплаты увеличатся. Правительство инициативу раскритиковало

Судья Ленинского районного суда Кирова Алексей Втюрин (Фото: Антон Сергиенко / РБК)

В пакете документов, внесенном в Думу законопроекта ВС во вторник, 14 февраля, имеется отрицательный отзыв правительства. В отзыве за подписью руководителя аппарата Белого дома Сергея Приходько указано, что новый закон «О судебной службе» во многом дублирует нормы закона «О государственной службе».

Как указывается в финансово-экономическом основании к проекту, дополнительных расходов бюджета инициатива не повлечет. Но при этом законопроект вводит новую систему расчетов премий исходя из выслуги лет, указывает Верховный суд. А это повлечет дополнительную нагрузку на бюджет, критикует инициативу в своем отзыве​ правительство.

Проект закона «О судебной службе» в судебном департаменте при Верховном суде еще в 2014 году. Законопроект предполагает ввести новые должности работников судов и присваивать им классные чины. Так, в судах помимо советников могут появиться референты судебной службы, советники и государственные советники.

Законопроект устанавливает, что зарплата сотрудников аппарата суда будет состоять из двух окладов (оклада по должности и по классному чину) и премий, которые​ будут устанавливаться по аналогии с судейскими. В частности, премии за выслугу лет, за особые условия службы, а также премия за работу с секретными сведениями и надбавки за выполнение особо важных заданий.

Премия за выслугу лет будет составлять от 10 до 30% начислений к окладу по должности. А надбавка за особые условия — 200%. Размер же оклада за классный чин, согласно закону, будет отдельно установлен президентом. Оклад по должности будет определяться на местах — отдельно властями регионов.

Инициатива связана с тем, что зарплаты сотрудников аппаратов судов — помощников судей и секретарей — остаются на очень низком уровне. В среднем помощник судьи может в месяц получать 15 тыс. руб., рассказывали источники РБК в судебном сообществе. Зарплаты руководителей аппаратов судов даже федеральных уровней не превышают и 40 тыс. ​руб. в месяц, следует из ежегодных деклараций о доходах сотрудников судов.

Все это приводит к сильной текучке​ кадров и нехватке сотрудников, рассказывает собеседник РБК в судебном сообществе. При этом повысить зарплаты работникам аппаратов, не увеличивая доходы всех госслужащих, невозможно.

«Безусловно, сотрудникам аппарата необходимо повысить зарплаты, — считает адвокат Руслан Коблев. Он отметил, что зачастую в аппарат суда приходят работать люди, которые в будущем намерены сами стать судьями. Но из-за больших нагрузок и маленьких зарплат не все выдерживают, добавил он.

Поддержание справедливости в государстве является основополагающим принципом его успешного функционирования, потому что именно правовые тонкости, правила и ограничения позволяют развивать и стабилизировать все сферы деятельности в государстве. Соответственно, несложно догадаться о том, насколько важна информация, касающаяся того, будет ли повышение зарплаты аппарату суда в 2019 году, ведь именно они и представляют закон в стране.

Сразу стоит сказать о том, что работа судей крайне важна для общества, и сделать акцент на том, что они занимаются разными видами дел – уголовными, гражданскими, арбитражными спорами. И нюансом данной деятельности является то, что в этой сфере сильна коррупция, ведь при разборе многочисленных исков возникает теоретический риск подкупа арбитра с целью склонения его к определенному решению. Власти ведут активную борьбу с коррупцией, вводя штрафы, санкции и уголовную ответственность за подобные нарушения, но этого бывает недостаточно, поэтому необходимо принимать превентивные меры, к которым относится повышение заработных плат.

Программа повышения зарплаты работников суда

В текущем году индексация заработной платы не предусматривается. Это аргументируется тем, что необходимо сэкономить денежные средства в экономике и бюджете государства. В первых рядах находятся военные, судьи и прокуроры. Специалисты в данной области считают, что это не будет так ощутимо, как в других сферах деятельности, так как раньше государство позаботилось об их заработной плате.

Как менялась зарплата в последние годы

В 2012 году судьи Арбитражного суда имели заработную плату около 50 000 рублей. В Верховном суде - 60 700 рублей, а в Конституционном - 70 300 рублей. Их доход был намного меньше, чем в данное время. Оплата труда судей в то время составляла столько, сколько на данный момент получают обычные мировые судьи. Интенсивный рост заработной платы связан с государственной программой, которая начала действовать с 2012 года.

В список повышения окладов данной программы попали и работники суда. Еще одна причина, по которой была увеличена оплата труда, это противодействие коррупции. В последующие годы повышение также было, но в более меньшем размере. В 2014 году увеличение произошло на 5,5%. На данный момент в Российской Федерации осуществляют свою трудовую деятельность 36 472 судей. В среднем, на каждого судью предусмотрена сумма заработной платы в 160 000 рублей каждый месяц. Это далеко не маленькие суммы, сравнивая их с минимальными окладами по всей стране. В связи с повышением окладов в данной сфере деятельности, уровень коррупции стал значительно ниже.

Реальные цифры и расчет зарплаты

Самый высокий доход имеют судьи Конституционного суда - около 500 000 рублей ежемесячно. На втором месте находятся судьи Верховного суда. Их заработная плата составляет около 300 000 рублей. В Арбитражном суде оплата труда судей равна 200 000 рублей, а оклад мирового судьи равен 50 000 рублей. Что касается рядовых работников суда, то их оплата труда намного меньше по сравнению с вышеперечисленными. В среднем заработная плата рядовых сотрудников составляет 25 000 рублей.

Архивариус имеет оклад в 10 000 рублей, делопроизводитель - 12 000 рублей, а секретари - 15 000 рублей. Такая разница в сумме получается по причине того, что служба в государственных органах делится на классификации: государственные и федеральные. К федеральному типу службы относятся такие профессии, как прокуроры и судьи. К государственному типу относят такие должности, как: секретарский состав, служба сопровождения деятельности федеральных служащих и помощники судей.

Помимо заработной платы работникам суда предусмотрены различного рода бонусные программы. К ним относятся бесплатное получение жилья, право на устройство детей в детские учреждения вне очереди, оплата проезда в места отдыха и довольно высокое выходное пособие при отставке.

Заработная плата работников системы суда рассчитывается немного по-другому. Главным аспектом является уровень классификации. Значительная прибавка к окладу назначается за выслугу лет. А также судьям выплачивается каждый квартал премия.

Что ожидать работникам суда в 2019 году?

На 2019 год индексация заработных плат у судей не предусмотрена, но все же премиальные стоит ожидать. Вследствие этого, расходы с государственного бюджета на данную сферу деятельности будут осуществляться. Выплаты коснуться всех работников системы суда, в том числе и помощников судей. Планируется привязать ставки помощников судей и секретарей к ставкам, которые получают сами судьи. Данный процесс будет осуществляться в определенном процентном соотношении. Это значит, что работникам данной сферы деятельности оплата труда будет начисляться пропорционально. Заработная плата помощника судьи будет зависеть от того, с каким судьей он работает.

Через несколько лет для сотрудников системы суда планируется повторить интенсивное повышение окладов. Даже если на данный момент доходы судей значительно высоки, по сравнению с другими странами они низкие.

Обсуждая вопрос о том, что будет с зарплатой сотрудников аппарата суда, стоит сказать, что сегодня активно обсуждается судебная реформа, которая предусматривает не только то, что будет изменен размер заработной платы работников судебного аппарата, а еще и другие нововведения. Предполагается, что вся судебная система претерпевает ряд фундаментальных изменений. За много лет было создано довольно большое количество судебных учреждений, которые имеют свой специфический профиль. И сегодня в судебной реформе отмечается то, что такие учреждения должны прекратить свое существование, что должно позволить сэкономить средства государственного бюджета.

При этом нелишним будет акцент, сделанный на том, что работа представителей судебного аппарата считается довольно прибыльно (правда, и здесь есть исключения, ведь помощники судей, например, не могут похвастаться слишком высокой заработной платой). И при этом представители судебного аппарата получают разного рода надбавки, премии, и прочее (и если принимать данную информацию в расчет, то получаемая сумма существенно возрастает).

Кто есть кто

Что говорит закон

О чем говорят цифры

Какие прогнозы

Верховный суд попросит денег на помощников

Глава Верховного суда РФ (ВС) Вячеслав Лебедев на девятом Всероссийском съезде судей в декабре этого года намерен поднять перед президентом РФ Владимиром Путиным вопрос о повышении оплаты труда сотрудников аппаратов судов, рассказал «Известиям» собеседник в ВС. Сейчас зарплата «аппаратчиков» составляет 15–30 тыс. рублей при практически семидневной рабочей нагрузке.

С просьбой принять «действенные меры» по повышению оплаты труда сотрудников аппарата судов Вячеслав Лебедев намерен обратиться к главе государства. Размер прибавки и сумма, которая потребуется из федерального бюджета, пока не называются. Не исключено, что для повышения зарплат потребуется внести изменения в указ президента об оплате в органах госслужбы или принять специальный закон «О судебной службе в РФ», который урегулирует правовое положение сотрудников аппаратов судов.

По информации «Известий», речь может идти об увеличении ежемесячной прибавки к жалованию (поощрение), размер которой будет равен полутора окладам. Напомним, что сейчас оклад помощников судей и секретарей судебного заседания в районных и областных судах не превышает 5 тыс. рублей.

Вчера же в Московском областном суде в ходе открытой части совещания заместитель полпреда президента в ЦФО Николай Овсиенко назвал «недопустимо низким» уровень оплаты труда сотрудников аппарата. Вячеслав Лебедев не стал комментировать заявление коллеги, заявив ранее, что текучка кадров в аппаратах судов в мегаполисах - до 400% в год.

Напомним, что необходимость повышения заработной платы сотрудников судов обсуждается более 10 лет. Последний раз профессиональное сообщество подняло этот вопрос на восьмом Всероссийском съезде в 2012 году. В качестве главного объяснения оттока квалифицированных специалистов называлась именно низкая зарплата.

В 2014 году судебный департамент при Верховном суде РФ обнародовал законопроект «О судебной службе в РФ», предусматривающий рост зарплат для аппаратчиков. Однако дальнейшего развития документ не получил. Чуть позже, «существенный» рост окладов для аппарата с 2018 года пообещал и Минфин. По словам первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко, министерство разработало соответствующий законопроект.

Между тем проект бюджета на 2017, 2018 и 2019 годы существенного роста зарплат в судейском сообществе не предусматривает. В следующем году Минфин готов дополнительно потратить на эти цели, как писали «Известия», 586,816 млн рублей. С учетом штатной численности аппаратчиков в федеральных судах - 80 472 человека - ежемесячная прибавка составит порядка 600 рублей (если разделить дополнительные средства поровну). Всего на «содержание» аппарата в проекте на год заложено 34,418 млрд. Повышения же зарплат аппарата судов в 2018 и 2019 годах проект бюджета пока не предусматривает.

Кто есть кто

В соответствии с Реестрами должностей, сотрудники аппарата суда являются государственными служащими: помощник судьи относится к ведущей группе должностей, а секретарь судебного заседания - к старшей группе. Помощник изучает судебную практику, готовит проекты решений, помогает судье организовывать слушание дела. Секретарь с/з ведет и оформляет протокол судебного заседания, извещает участников процесса и направляет им процессуальные документы, а также выполняет еще массу необходимых дел и поручений. И помощник, и секретарь должны иметь высшее юридическое образование, а помощник еще и опыт работы. Рабочий день у сотрудников аппарата тоже, как правило, ненормированный. Поэтому логично предположить, что денежное стимулирование в судах также должно соответствовать уровню квалификации и условиям труда работников, и мат. стимулирование аппарату суда в 2018 и последующих годах будет увеличено.

Что говорит закон

Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрено, что оплата труда госслужащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности. Такое денежное содержание, или, проще говоря, зарплата, состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и присвоенным классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Ежемесячная надбавка к окладу сотрудникам суда выплачивается за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада, а также за особые условия работы - в размере до 200 процентов. А вот дополнительное материальное стимулирование аппарата судов в большей степени зависит от возможностей региона и «правил игры», установленных местным судебным департаментом. Это и единовременная выплата при предоставлении отпуска, и материальная помощь, и иные премиальные выплаты.

Повышение зарплаты судейским работникам в 2018 году

Указом президента РФ с 01.01.2018 повышены на 4 % размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих. Соответственно, материальное стимулирование аппарата суда в 2018 году также увеличится на 4 %, во всяком случае та его часть, которая исчисляется в процентном отношении к окладу.

На такой же процент увеличится материальное стимулирование судебных приставов в 2018 году. Официально приставы не относятся к судебной системе, но трудно представить работу любого суда без приставов, обеспечивающих в нем порядок и безопасность.

О чем говорят цифры

Однако, вопреки расхожим мифам, заработная плата работников судебной системы весьма скромная. Например, если мировой судья в среднем по России получает немногим более 50 000 рублей в месяц, его помощник при этом может зарабатывать около 15-17 тысяч, а секретарь судебного заседания и того меньше. С учетом обязательного высшего юридического образования желающих исполнять эту работу приходится не так уж много, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя в этих регионах с учетом всех премий и надбавок мат. стимулирование аппарата суда в 2018 году может доходить до 30 000–35 000 рублей в месяц. Такой же доход у аппарата судов Камчатки и некоторых других районов с суровыми климатическими условиями.

Какие прогнозы

Квалифицированная и грамотная работа помощников судьи и секретарей, четкое соблюдение ими профессиональных обязанностей способствуют, в том числе, и повышению уровня правосудия в государстве. Не зря несколько лет назад в Интернете появился клич «Аппараты судов, объединяйтесь»: материальное стимулирование должно стать реальным стимулом привлечения в эту сферу деятельности высококвалифицированных кадров, и это в интересах всех граждан нашей страны. Понятно, что индексация зарплаты на 4 % ситуацию с оплатой судейских сотрудников не изменит. По информации возникшего по результатам интернет-движения сообщества с аналогичным названием «Аппараты всех судов, объединяйтесь», материальное стимулирование помощников судей и секретарей во многих регионах осуществляется за счет альтернативных способов повышения уровня заработка, например, выплаты дополнительных премий за счет фонда экономии оплаты труда. В феврале 2017 года в Госдуму был внесен проект закона «О государственной судебной службе РФ», направленный на повышение статуса работников судебной системы. По мнению экспертов, принятие этого закона могло бы стать первым шагом по поднятию реального уровня доходов этой категории госслужащих, чтобы выплата материального стимулирования аппарату суда соответствовала статусу, квалификации и трудовому вкладу сотрудников.

Больше денег для судов и новые законы от ВС: итоги Совета судей

Ушедший 2017 год был важным для судебной системы с исторической точки зрения, подчеркнул во вступительном слове председатель Совета судей Виктор Момотов: «Свой 25-летний юбилей отметил Верховный суд».

Сохранили деньги в России

Докладчик отдельно выделил и серьезное достижение российских судей в уходящем году благодаря межведомственному взаимодействию. Речь идет о пресечении нелегального вывода за рубеж более 50 млрд руб. под видом исполнения судебных решений в 2017 году. По словам главы Совета судей, злоумышленники разработали следующую схему – иностранные истцы подают иски в суд о наличии якобы задолженности по контракту, а ответчик это признает. После чего суд удовлетворяет требования заявителя, а судебные приставы возбуждают исполпроизводство, по итогам которого деньги уходят за границу.

Момотов отметил, что для борьбы с таким выводом средств президиум Совета судей РФ принял соответствующее постановление и направил в региональные Советы судей письмо о пресечении таких случаев. И это дало результат, утверждает он: «По оценке Росфинмониторинга, в 2017 году благодаря надлежащему реагированию судейского сообщества на признаки нарушений законодательств удалось предотвратить противоправный вывод из РФ денег на сумму более 50 млрд руб.».

Новая жизнь мировых судов

Докладчик говорил и о тех законодательных изменениях, которые особенно ждет судейское сообщество. По его словам, острый вопрос касается отправления правосудия мировыми судьями. Недостаточное финансирование из бюджетов субъектов РФ и его систематическое сокращение не позволяют надлежащим образом обеспечивать деятельность мировых судей, подчеркнул он: «Выходит, что институт мировой юстиции зависим от региональной исполнительной власти».

Чтобы решить эту проблему, Верховный суд разработал отдельный законопроект. ВС предлагает обязать высшие исполнительные органы власти в субъектах РФ взаимодействовать с Советами судей этих регионов при разработке бюджета в части расходов на обеспечение деятельности мировых судей и финансирования оплаты труда работников аппарата мировых судей. Кроме того, властей также обяжут согласовывать с Советом судей субъекта уменьшение объема финансирования, выделенного на мировых судей.

Вместе с тем закон о мировых судьях дополнят положениями, что руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет сам мировой судья соответствующего судебного участка. По словам Момотова, ненормально, когда мировой судья был формально лишен полномочий по управлению своим аппаратом. Также будет установлена обязанность органов исполнительной власти субъекта согласовывать с мировым судьей ряд вопросов прохождения службы работниками его аппарата – в частности, перемещения работников аппарата мирового судьи, применения к ним поощрений и взысканий, утверждения графика отпусков работников аппарата мирового судьи. Хотя, поначалу правительство выступало против такого изменения, нам удалось принять это изменение именно в таком виде, отметил Момотов. 5 апреля этого года Госдума приняла обсуждаемый законопроект ВС в финальном третьем чтении.

Кадровые и финансовые вопросы

Глава Совета судей остановился и на проблемах, из-за которых судебная система порой лишается квалифицированных кадров. Речь идет о некорректном заполнении деклараций о доходах и расходах кандидатов в судьи. По словам докладчика, при должном уровне контроля этих нарушений можно избежать. Еще одна распространенная ошибка судей – они не указывают в анкетах о родственниках, которые привлекались к административной ответственности. Евгений Соседов, председатель Тамбовского облсуда, заметил, что для кандидата существуют лишь трудности по отслеживанию правонарушений членов его семьи, которые живут не в одном регионе с ним. Но он тут же отметил: если у судьи есть родственники со множеством нарушений, значит, это незаконопослушная семья. А что они будут делать, когда человек станет, например, заместителем председателя суда региона, задался вопросом Соседов. Вместе с тем Момотов связывает подобные нарушения не со злым умыслом потенциальных судей, а с недобросовестным подходом к заполнению документов.

Другая проблема, по его словам, – проверка факта двойного гражданства у кандидатов в судьи. Это базовое требование, которое нужно тщательно выявлять, подчеркнул он: «Претендент должен предоставить документы, подтверждающие его выход из второго гражданства».

2016 год: у 47% кандидатов, которые не получили назначения — конфликт интересов.

2017 год: у 43% кандидатов, которые не получили назначения — конфликт интересов.

Но чаще всего кандидатам отказывают в назначении из-за «конфликта интересов», пояснил Соседов. Хотя даже у Совета судей нет единого мнения по некоторым ситуациям, которые могут подпадать под такой критерий, сказал он: «У нас среди коллег разделились точки зрения о том, может ли судья рассматривать дела с участием организаций, где работают его близкие родственники». Однако один из самых популярных примеров конфликта интересов – близкие родственники судей в правоохранительных органах и госструктурах, добавил докладчик.

Но большую часть своего выступления Соседов сосредоточил на вопросе последствий для претендентов, которым отказали в назначении или переназначении (224 человека в прошлом году). По словам докладчикам, таким кандидатам редко грозят серьезные последствия за допущенные нарушения: «Для 112 судей рассмотрение на Советах судей закончилось «обсуждением и предупреждением о недопустимости» повторения нарушений». Глава Тамбовского облсуда заметил, что обычно на подобных «обсуждениях» у нарушителя с неправильными декларациями спрашивают: умышленно он это сделал или нет. Если ответ отрицательный, то на этом расспрос заканчивается. Соседов предупредил, что такой подход может приведет к следующему – судьи будут рассказывать друг другу: «Пишите, что хотите в декларации. Потом можно сказать, что сделали это неумышленно, и вам ничего не будет».

Кроме того, Соседов попросил коллег из Советов судей более аккуратно и тщательно оформлять свои решения. Он привел пример: одна из комиссий написала, что не видит в действиях судьи нарушений, но призвала главу его райсуда не допускать подобных ситуаций в будущем. Так есть нарушение в таком случае или нет, что не допускать, поинтересовался докладчик.

Про вопросы финансирования судебной системы рассказал гендиректор Судебного департамента при ВС Александр Гусев. Он подчеркнул, что материально-техническое оснащение судов продолжает улучшаться. В частности, на оборудование в гарнизонных военных судах и районных судах залов для присяжных заседателей выделили порядка 100 000 руб. на каждый суд. Еще летом 2016 года Путин подписал закон, который предусматривает внедрение института присяжных заседателей в гарнизонных военных судах и районных судах с 1 июня 2018 года.

Кроме того, Суддепу удалось добиться от Минфина повышения бюджетного финансирования для судебной системы, отметил Гусев. Если в 2000 году мы получали от государства 7,6 млрд, то на текущий год нам выделено 195,8 млрд, сравнил докладчик.

О статусе последних инициатив Верховного суда

Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев свое выступление посвятил приоритетным направлениям совершенствования судебной системы. Одним из них является создание структурно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. 16 февраля 2018 года соответствующий законопроект прошел первое чтение в Госдуме.

Докладчик заметил, что для реализации обсуждаемых изменений ВС заканчивает работу над проектами законов о необходимых дополнениях в процессуальные кодексы. По итогам проводимой реформы появится сплошное кассационное производство, а не выборочная кассация, резюмировал глава ВС: «Хотя не все согласны с такой системой, но только она обеспечит качественную проверку кассационных жалоб».

Лебедев подробнее остановился и на так называемой «процессуальной революции» – пакете поправок в АПК и ГПК, которые разработал ВС. Эту инициативу ждет непростая судьба, заметил докладчик: «Хотя в большинстве позиций по изменениям у нас есть поддержка». Однако, по словам председателя ВС, не все юристы согласны с новеллой, которая освобождает судей от подготовки мотивировочных частей решений по ряду дел. Те, кто критикует это предложение, не вчитываются в содержание и смысл закона – в каких ситуациях будет только резолютивная часть, сказал Лебедев. По его мнению, аргументы противников «слабенькие». Ведь такие изменения не лишают участника процесса законного права на получение полного мотивированного решения суда. Эти поправки позволят сократить время судей на рассмотрение простых и очевидных дел, добавил глава ВС. Момотов тоже сказал, что обсуждаемые поправки позволят уделять больше внимания действительно сложным делам: «А в спорах, где сторонам не нужна мотивировочная часть, быстрее наступит правовая определенность».

Лебедев затронул и тему законопроекта о судебной службе, на который правительство дало отрицательное заключение. Несмотря на такой отзыв Кабмина, наша позиция остается прежней – этот закон нужно принять, подчеркнул глава ВС. По его мнению, появление в России государственной судебной службы решит целый ряд проблем.

Лебедев прокомментировал и ряд других инициатив, которые предлагает ВС. Во-первых, про законопроект, который касается подсудности уголовных дел по административной преюдиции, – их предлагается отдать на рассмотрение судьям районных судов. Речь идет о «мелких» составах, например, о нарушении ПДД (ст. 264.1 УК), розничной продаже алкоголя детям (151.1 УК) или нанесении побоев (ст. 116.1 УК) лицом, которое уже получило административное взыскание. Правительство в начале апреля этого года одобрило подобную новеллу. Лебедев тоже подчеркнул, что такое изменение «неизбежно и правильно».

Во-вторых, глава ВС отметил важность поправок в УПК, направленных на помощь бизнесменам, которых беспричинно долго держат под стражей. В частности, ВС предлагает отменить «автоматическое» продление судами меры пресечения. Чтобы продлить срок содержания под стражей, следователь должен будет указать не только мотивы, но и конкретные следственные действия, которые он намеревается провести. Госдума уже одобрила перечисленные изменения в первом чтении.

Нормы нагрузки судей разработают по новой

Участники мероприятия обсудили и негативные итоги попытки разработать научно-обоснованные нормы нагрузки судей. Для выполнения этой работы Суддеп заключил контракт с экспертами из ВШЭ за 4,8 млн руб. Выбранные специалисты должны были с учетом международной практики, особенностей работы российских судов и расчетом трудозатрат провести подробное исследование по поставленному вопросу. Однако в конце прошлого года выяснилось, что даже в доработанном отчете экспертов ВШЭ имеют место расхождения лингвистического и юридического характера, рассказал начальник Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Суддепа Евгений Голошумов. В итоге срок исполнения контракта переносился дважды.

Окончательный вариант выполненных работ ВШЭ представила только в конце февраля этого года. Эксперты РАП по просьбе Суддепа проверили своих коллег из «Вышки» и составили ряд замечаний к методикам расчета норм нагрузки, отсутствию обоснования выбранных способов измерений, неполноте их описания и необходимости доработки норм нагрузки, которые подготовили эксперты ВШЭ. По результатам проверочных мероприятий Суддеп 3 апреля расторг этот госконтракт, пояснил Голошумов: «Теперь ВШЭ вернет нам полученный аванс – 483 000 руб. и выплатит штраф». А Суддеп ждет контракт с новым исполнителем. С учетом полученного опыта мы в будущем конкретнее сформулируем технические условия задачи и четче изложим наши требования, резюмировал докладчик.

Материальное стимулирование работников аппарата суда

Кто есть кто

В соответствии с Реестрами должностей, сотрудники аппарата суда являются государственными служащими: помощник судьи относится к ведущей группе должностей, а секретарь судебного заседания - к старшей группе. Помощник изучает судебную практику, готовит проекты решений, помогает судье организовывать слушание дела. Секретарь с/з ведет и оформляет протокол судебного заседания, извещает участников процесса и направляет им процессуальные документы, а также выполняет еще массу необходимых дел и поручений. И помощник, и секретарь должны иметь высшее юридическое образование, а помощник еще и опыт работы. Рабочий день у сотрудников аппарата тоже, как правило, ненормированный. Поэтому логично предположить, что денежное стимулирование в судах также должно соответствовать уровню квалификации и условиям труда работников, и мат. стимулирование аппарату суда в 2018 и последующих годах будет увеличено.

Что говорит закон

Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрено, что оплата труда госслужащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности. Такое денежное содержание, или, проще говоря, зарплата, состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и присвоенным классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Ежемесячная надбавка к окладу сотрудникам суда выплачивается за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада, а также за особые условия работы - в размере до 200 процентов. А вот дополнительное материальное стимулирование аппарата судов в большей степени зависит от возможностей региона и «правил игры», установленных местным судебным департаментом. Это и единовременная выплата при предоставлении отпуска, и материальная помощь, и иные премиальные выплаты.

Повышение зарплаты судейским работникам в 2018 году

Указом президента РФ с 01.01.2018 повышены на 4 % размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих. Соответственно, материальное стимулирование аппарата суда в 2018 году также увеличится на 4 %, во всяком случае та его часть, которая исчисляется в процентном отношении к окладу.

На такой же процент увеличится материальное стимулирование судебных приставов в 2018 году. Официально приставы не относятся к судебной системе, но трудно представить работу любого суда без приставов, обеспечивающих в нем порядок и безопасность.

О чем говорят цифры

Однако, вопреки расхожим мифам, заработная плата работников судебной системы весьма скромная. Например, если мировой судья в среднем по России получает немногим более 50 000 рублей в месяц, его помощник при этом может зарабатывать около 15-17 тысяч, а секретарь судебного заседания и того меньше. С учетом обязательного высшего юридического образования желающих исполнять эту работу приходится не так уж много, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя в этих регионах с учетом всех премий и надбавок мат. стимулирование аппарата суда в 2018 году может доходить до 30 000–35 000 рублей в месяц. Такой же доход у аппарата судов Камчатки и некоторых других районов с суровыми климатическими условиями.

Какие прогнозы

Квалифицированная и грамотная работа помощников судьи и секретарей, четкое соблюдение ими профессиональных обязанностей способствуют, в том числе, и повышению уровня правосудия в государстве. Не зря несколько лет назад в Интернете появился клич «Аппараты судов, объединяйтесь»: материальное стимулирование должно стать реальным стимулом привлечения в эту сферу деятельности высококвалифицированных кадров, и это в интересах всех граждан нашей страны. Понятно, что индексация зарплаты на 4 % ситуацию с оплатой судейских сотрудников не изменит. По информации возникшего по результатам интернет-движения сообщества с аналогичным названием «Аппараты всех судов, объединяйтесь», материальное стимулирование помощников судей и секретарей во многих регионах осуществляется за счет альтернативных способов повышения уровня заработка, например, выплаты дополнительных премий за счет фонда экономии оплаты труда. В феврале 2017 года в Госдуму был внесен проект закона «О государственной судебной службе РФ», направленный на повышение статуса работников судебной системы. По мнению экспертов, принятие этого закона могло бы стать первым шагом по поднятию реального уровня доходов этой категории госслужащих, чтобы выплата материального стимулирования аппарату суда соответствовала статусу, квалификации и трудовому вкладу сотрудников.

Путин подписал закон по вопросам гражданства РФ Документ снимает препятствия для получения гражданства украинцами, а также закрепляет текст присяги МОСКВА, 30 июля. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, касающийся вопросов […]

  • Комплексное ипотечное страхование Вы получаете кредит на покупку недвижимости. Одним из условий выдачи такого кредита является заключение договора ипотечного страхования. «ВТБ Страхование», один из лидеров ипотечного страхования в России, […]
  • Дача взятки (ст. 291 УК РФ) Непосредственный объект преступления – нормальная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная сторона преступления заключается в даче взятки должностному лицу, […]
  • Патент на работу для граждан Таджикистана Если жители Таджикистана (равно как и жители иных государств, граждане которые могут въезжать на территорию России в безвизовом порядке) хотят работать на территории России, они могут это делать […]
  • Уже пятый год работники аппаратов судов РФ получают специальную доплату к своему – материальное стимулирование. Данный вид выплат выплачивается практически всем государственным гражданским служащим, однако порядок и размеры выплат отличаются не только по ведомствам, но и даже внутри судебной системы.

    Чем регулируется материальное стимулирование аппарата суда в 2019 году?

    В 2019 году размеры и прочие особенности выплаты материального стимулирования работникам аппарата суда и другим специалистам из сферы государственной службы будут урегулированы специальным документом, как и в прошлые годы.

    В 2018 году это было Постановление Правительства от 06.03.2018 229-6 «О мерах стимулирования федеральных государственных гражданских служащих федеральных органов». Как и в предыдущие периоды, текст документа в общем доступе не находится, а само оно, видимо, подготовлено под грифом «ДСП» — то есть для служебного пользования. На 2019 год пока еще документ не принят

    Но расстраиваться не стоит – по всей видимости, в нем содержатся лишь лимиты бюджетных обязательств, доводимых до каждого государственного органа. Никаких конкретных сумм на человека или даже отдельный суд или другой орган вы там не найдете.

    Как и когда платится материальное стимулирование аппарату суда на 2019 год?

    Исходя из практики предыдущих лет – первые выплаты работники судов начинают получать в мае-июне, а первая информация о предполагаемых суммах начинает появляться в конце апреля.

    Применительно к судебным работникам, размеры сумм матстимулирования судов сперва доводятся до региональных Департаментов из Москвы, а потом на местах, при участии Совета судей региона распределяются по судам.

    Для удобства исчисления и понимания используются условные суммы в окладах.

    Выплачивается материальные стимулирование помощникам судей, секретарям и прочим сотрудникам суда одним из нескольких вариантов, зависящих от принятого в регионе решения:

    • Единовременными разовыми или 2-3 – кратными траншами;
    • Ежемесячными и ежеквартальными доплатами к денежному содержанию.

    Примечательно, что в 2015-2017 годах суды получили либо все средства до середины года, либо как минимум располагали примерными графиками зачисления остальных частей материального стимулирования. В 2018 году по имеющейся в открытом доступе информации работники судов получили лишь первую часть денег в размере примерно 8-10 окладов. Остальные деньги, их размеры, сроки и порядок зачисления неизвестны.

    Примечание: Со слов сотрудников судов, разовые выплаты, конечно, весьма приятны, но провоцируют отток кадров. Все, кто планировал покинуть судебную систему, начинали активно паковать чемоданы после их получения, а вот пришедшие на их место сотрудники уже в текущем году не получали ничего, кроме обычной заработной платы.

    Размер матстимулирования в судах в 2019 году

    За 2018 год в судах получено не более 18 окладов на работника без учета региональных (северных) коэффициентов.

    В предыдущие 2 года – в 2016-2017 годах общая сумма выплат на одного работника суда составляла около 18-20 окладов без учета региональных коэффициентов. На 2019 год размер матстимулирования госслужащим едва ли будет значительно выше или ниже.

    Звучит пристойно, однако размеры должностных окладов работников суда оставляют желать лучшего.

    Так, размер оклада помощника судьи в 2017 году составлял 4961 рубль, а общая стимулирующая выплата не превышала 80 000 рублей за весь год.

    Если при единовременной или хотя бы двукратной выплате на одного работника эта сумма еще выглядела более или менее прилично, то будучи распределенной ежемесячно – доплата лишь проходила «сквозь пальцы».

    Самые начальные должности (секретарь суда, к примеру) и вовсе имеют оклад чуть больше 4000 рублей.

    Примечание: Если внимательно изучить находящиеся в открытом доступе форумы и сообщества работников суда в социальных сетях, то можно прочесть массу возмущенных отзывов системой премирования. С введением в действие материального стимулирования практически все премиальные выплаты (квартальные, ежегодные, к праздникам) или исчезли или уменьшились минимум вдвое.

    Какое материальное стимулирование ждет работников суда в 2019 году?

    Пока эта информация неизвестна. Практика предыдущих лет показывает, что уменьшения размеров материального стимулирования по сравнению с предыдущими годами не происходило, а значит не должно случиться в и этот раз.

    Но окончательная картина станет ясна после выделения лимитов бюджетных обязательств и доведения их до региональных УСД, по итогам которого распорядитель бюджетных средств должен перечислить оставшиеся суммы стимулирования работникам суда.

    Post Views: 46 168