Принципы государственного обеспечения безопасности. Правовая основа обеспечения безопасности в россии Стандартизация, сертификация и лицензирование в скс


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Совет Безопасности).

Статья 2. Основные принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Статья 3. Содержание деятельности по обеспечению безопасности

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Государственная политика в области обеспечения безопасности

1. Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

2. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.

3. Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

4. Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.

Статья 5. Правовая основа обеспечения безопасности

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Статья 6. Координация деятельности по обеспечению безопасности

Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Статья 7. Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности

1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

2. Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются:

1) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом;

3) укрепление отношений со стратегическими партнерами Российской Федерации;

4) участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;

5) развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;

6) содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности

Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности

Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;

2) утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;

4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;

5) в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;

6) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;

7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:

а) информации и государственной тайны;

б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

8) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 9. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения безопасности

1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1) рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы в области обеспечения безопасности;

2) утверждает указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.

2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности

Правительство Российской Федерации:

1) участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;

2) формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;

3) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;

4) организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;

5) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Статья 11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности

Федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 12. Функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Глава 3. Статус Совета Безопасности

Статья 13. Совет Безопасности

1. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

2. Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации.

3. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

4. В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Совета Безопасности.

Статья 14. Основные задачи и функции Совета Безопасности

1. Основными задачами Совета Безопасности являются:

1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;

2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;

3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации:

а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности;

6) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

2. Основными функциями Совета Безопасности являются:

1) рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;

3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;

5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;

6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.

3. Президент Российской Федерации может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Состав Совета Безопасности

1. В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации; Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Секретарь Совета Безопасности); постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

2. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.

3. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, им определяемом.

4. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.

5. Секретарем Совета Безопасности, постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Статья 16. Секретарь Совета Безопасности

1. Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций.

2. Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, которому подчиняется непосредственно.

3. Полномочия Секретаря Совета Безопасности определяются Президентом Российской Федерации.

Статья 17. Организация деятельности Совета Безопасности

1. Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.

2. Порядок организации и проведения заседаний и совещаний Совета Безопасности определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 18. Решения Совета Безопасности

1. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.

2. Решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.

3. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

4. В целях реализации решений Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут издаваться указы и распоряжения.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 19. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Признать утратившими силу:

1) Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 769);

2) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446/I-I "О введении в действие Закона Российской Федерации "О безопасности" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 770);

3) Закон Российской Федерации от 25 декабря 1992 года N 4235-I "О дополнении статьи 14 Закона Российской Федерации "О безопасности" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 77);

4) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 декабря 1992 года N 4236-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О дополнении статьи 14 Закона Российской Федерации "О безопасности" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 78);

5) статью 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033);

6) статью 2 Федерального закона от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательного акта Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст. 763);

7) статью 1 Федерального закона от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3427);

8) статью 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 24-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст. 1151);

9) статью 1 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области таможенного дела" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3022).

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено ее предметом, большим числом и разнообразием организационных отношений с участием публичной администрации. Руководство обороной и образованием значительно отличаются друг от друга, точно так же, как организация дорожного движения и работа с личным составом государственных органов, порядок наложения штрафов и процедура приватизации предприятий. А для юридического опосредования такого разнообразия нужны разные административно-правовые нормы. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы публичная администрация. В сфере государственной безопасности ее роль решающая Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. - 6-е издание, перераб. и доп. М.: Эксмо. - 2011. - 624 с..

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О внешней разведке» другие федеральные законы, Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 (ред. от 29.06.2013) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 07.08.2004 N 1013 (ред. от 02.02.2013) «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537 Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

Настоящая Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537. Ст. 4..

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537. Ст. 37..

Обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности: совершенствуется структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, реализуется Национальный план противодействия коррупции, развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности; создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов; формируется долгосрочная концепция комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб, укрепляются социальные гарантии их сотрудников, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности; укрепляется режим безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения; повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537. Ст. 40..

Таким образом Российская Федерация при обеспечении государственной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации

Обострение проблем безопасности по мере нарастания негативных социальных процессов в российском обществе потребовало концентрации усилий высших органов государственной власти в этом направлении. Законодательное обеспечение безопасности страны – краеугольный камень в фундаменте государственного строительства. В связи с этим в последнее время Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации проводит активную работу по разработке и принятию федеральных законодательных актов в области правового регулирования обеспечения обороны страны. Кроме того, в период с 1993 по 2002 гг. эта проблема неоднократно обсуждалась на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации. В результате проделанной работы в России принимается решение о формировании концептуальной системы взглядов, которая впоследствии нашла свое воплощение в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000 г.)

Концепция базируется на современных взглядах на проблемы безопасности, основных программных документах, определяющих приоритеты текущей политики Российской Федерации (Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Программа действий Президента на 1996-2000 гг. «Россия: человек, семья, общество, государство», Государственная стратегия экономической безопасности и др.), накопленном отечественном опыте разработки концептуальных программных документов.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Оценка существующих и потенциальных источников угроз безопасности России требует системного анализа, свободного от идеологических соображений и политической конъюнктуры. Здесь уместен, на наш взгляд, единственный подход – учет национальных ценностей и интересов России. С этой точки зрения, источники угроз безопасности России по объективному признаку их реального существования или по научно обоснованному предвидению их возникновения могут быть классифицированы (табл. 1).

С точки зрения права, основные угрозы безопасности интересам личности, общества и государства можно разделить на три группы.

Первая группа включает в себя угрозы воздействия на личность, общество, государство в целом.

Таблица 1 ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Территориальные претензии

Посягательства на государственное единство и территориальную целостность страны

Локальные войны и вооруженные конфликты, прежде всего в непосредственной близости от границ России

Распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, увеличивающее возможность его применения (в том числе несанкционированного)

Ущемление экономических интересов государства

Посягательство на национальное достояние, в том числе природные богатства страны

Нанесение ущерба экологической, информационной, технологической и другим системам жизнеобеспечения

Качественное и количественное наращивание вооруженных сил и вооружений другими странами, расширение военных блоков и союзов в ущерб национальным интересам и безопасности России

Вмешательство во внутренние дела государства

Дискриминация граждан Российской Федерации в зарубежных странах

Нападение на российские объекты, расположенные на территории зарубежных государств

Национал-экстремизм, вооруженный сепаратизм, воинствующий фундаментализм

Международный терроризм

В рамках этой группы особую важность приобретает Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» (25 июля 1998 г. № 130-ФЗ), который является базовым законом в системе правового обеспечения борьбы с терроризмом для правоохранительных и силовых органов Российской Федерации, особенно в условиях обострения обстановки на Северном Кавказе. Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности. В законе впервые даны расширенные трактовки таких понятий, как терроризм, террористическая деятельность и акция, контртеррористическая операция и ряд других важных понятий, а также определены субъекты и их компетенция в борьбе с терроризмом, порядок проведения и руководство контртеррористическими операциями.

Вторая группа включает в себя угрозы несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц на сознание личности и общества.

В связи с этим в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895) сказано, что обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни имеет целью защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, связанных с развитием, формированием и поведением личности, свободой массового информирования, использования культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с сохранением культурного достояния всех народов России, реализацией конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, культурного и научного потенциала Российской Федерации, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни относятся: достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; свобода массовой информации; неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов государств-участников Содружества Независимых Государств; языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей Российской Федерации; объекты интеллектуальной собственности.

Третья группа предполагает угрозы праву и свободе личности: право на производство, распространение, поиск, получение, передачу и использование информации; право на интеллектуальную собственность и личную собственность на документированную информацию; право на личную тайну; право на защиту чести и достоинства и др.

В этом аспекте принципиально важным стало принятие Федерального закона «Об оружии» (13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ), регулирующего правоотношения при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации. Закон нацелен главным образом на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

В системе правового обеспечения безопасности России важную роль играет правовое регулирование комплекса мер по обеспечению социальной защиты военнослужащих, повышению престижа военной службы, что особенно важно при переходе к комплектованию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на контрактной основе. Основными задачами в данной сфере являются правовое регулирование механизма реализации прав и льгот военнослужащих, установленных действующим законодательством, в частности Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и их реальное исполнение. Принятые законодательные акты, регулирующие льготы военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, в процессе разработки бюджета зачастую не берутся в расчет, и соответствующее финансирование не предусматривается. Невозможность реализации декларированных прав и льгот нагнетает социальную напряженность среди военнослужащих и гражданского общества. В этом плане серьезной проблемой, требующей законодательных решений, является социальная защита военнослужащих, подлежащих увольнению в связи с сокращением численности военной организации России.

К середине 90-х гг. в российском законодательстве начинает формироваться правовая система обеспечения безопасности государства . Анализ замысла военно-политического руководства страны показывает, что она должна способствовать:

  • развитию научно-практических основ обеспечения безопасности России, отвечающих современной геополитической ситуации, условиям политического и социально-экономического развития государства;
  • формированию законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения безопасности России, а также разработке систем учета национальных ресурсов, нормативного закрепления ответственности должностных лиц органов государственной власти, других юридических лиц и граждан за соблюдение требований безопасности государства;
  • разработке механизмов реализации конституционных прав граждан на личную и общественную безопасность, а также безопасность государства;
  • формированию системы безопасности России, обеспечивающей реализацию государственной политики в области безопасности страны;
  • разработке современных методов и средств обеспечения безопасности России;
  • разработке критериев и методов оценки эффективности систем и средств безопасности государства и их сертификации;
  • выработке форм и способов цивилизованного воздействия государства на формирование индивидуального, группового и общественного сознания.

В ходе реализации концепции правового обеспечения безопасности России федеральные законы «О статусе военнослужащих» (27 мая 1998 г. № 76-ФЗ), «О воинской обязанности и военной службе» (28 марта 1998 г. № 53-ФЗ), «О материальной ответственности военнослужащих» (12 июля 1999 г. № 161-ФЗ) и «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (28 марта 1998 г. № 52-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации определили права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также порядок прохождения воинской службы и материальной ответственности военнослужащих.

Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ) устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области.

Закон Российской Федерации 1993 г. «О государственной тайне» регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Анализ системы правового обеспечения безопасности России показывает, что она предусматривает три направления деятельности государственных органов (рис. 2):

  • деятельность по разработке нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере безопасности личности, общества и государства;
  • исполнительную деятельность органов государственной власти;
  • правоприменительную деятельность уполномоченных органов.

Учитывая определяющую роль, ядром такой системы является нормативная деятельность. Суть ее заключается в создании высокоупорядоченной совокупности норм законодательных актов и нормативно-правовых документов подзаконного уровня, регулирующих деятельность государственных учреждений, служб и должностных лиц, а также правоохранительных органов и судов по пресечению противоправных действий в сфере обеспечения безопасности России.

Основу системы правовой защиты безопасности государства составляет Конституция Российской Федерации. В ней наряду с провозглашением личных прав и свобод (глава 2) указаны и ограничения содержания отношений в данной сфере:

  • не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ст. 29 п. 2);
  • свободное содержание информации ограничивается государственной тайной (ст. 29 п. 4).

Кроме того, ст. 55 констатирует, что права и свободы могут ограничиваться в интересах обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение сведений, могущих причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства.

Важную роль в системе правового обеспечения безопасности Российской Федерации играют международно-правовые договоры, соглашения и т. д. К таким документам можно отнести:

  • всеобщую Декларацию прав человека от 1948 г.;
  • международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 2 января 1976 г.;
  • международный пакт о гражданских и политических правах от 23 февраля 1972 г.;
  • факультативный протокол к международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и ряд др.

Нормы международного права, провозглашенные в них, легли в основу положений Конституции и законов Российской Федерации относительно основных прав граждан и их ограничений в области безопасности государства.

В то же время российское руководство обратилось в Организацию Объединенных Наций как член мирового сообщества с предложением, учитывая появление новой области борьбы между государствами – средства программно-математического и информационно-психологического воздействия, – рассмотреть насущную потребность международно-правового регулирования этой проблемы.

Действительно, в дополнительном Протоколе от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, в части III («Методы и средства ведения войны») в ст. 36 («Новые виды оружия») говорится: «При изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны Высокая Договаривающаяся Сторона должна определить, попадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещения, содержащиеся в настоящем Протоколе».

В рамках правового обеспечения международных аспектов безопасности государства качественно новое международно-правовое оформление должно получить создание всеобъемлющих европейских структур безопасности, перевод на договорную основу партнерства России и НАТО, замедление процесса расширения НАТО за счет предоставления двусторонних гарантий безопасности странам Восточной Европы и Балтии. При этом с позиции решения первостепенных задач безопасности России, по мнению многих отечественных аналитиков, целесообразно в сжатые сроки выработать и ратифицировать Государственной Думой широкомасштабное соглашение (договор) с НАТО, предусматривающее адаптацию НАТО к новым геополитическим условиям, превращение этого блока в организацию, ориентированную на предотвращение и урегулирование кризисов, коллективное миротворчество строго по мандату Совета Безопасности ООН и ОБСЕ, развитие сотрудничества с Россией в военно-технической сфере, включая использование российских стандартов вооружений.

В рамках этого соглашения, при необходимости в последующем, можно было бы внести ряд уточнений в действующие договорные и нормативные акты, в том числе в договоры о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) и об обычных вооружениях в Европе, а также в Заявление о выводе тактического ядерного оружия и др.

Выше мы уже отмечали, что важнейшим элементом правовой системы обеспечения безопасности Российской Федерации являются федеральные законы. Например, в период с 1991 по 2002 гг. в нашей стране их принимается свыше тридцати. Каждый из них в концептуальном виде направлен на ликвидацию «белых пятен» правовых отношений в сфере обеспечения безопасности России. Наиболее важными из них являются: Закон Российской Федерации «О безопасности» (1992); Закон Российской Федерации «О государственной тайне» (1993); Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (1995); Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне» (1996); Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (1991 г., изменения и дополнения к нему в 1995 г.); Закон Российской Федерации «О связи» (1995); Закон Российской Федерации «О рекламе» (1995); Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» (1992); Закон Российской Федерации «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и управления в средствах массовой информации» (1995); Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении» (2001) и др.

Базовым законом в этом пакете является Закон Российской Федерации «О безопасности» (в ред. Закона РФ от 25 декабря 1992 г. № 4235-1, Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288). Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Другим, не менее важным является Федеральный закон «Об обороне» (31 мая 1996 г. № 61-ФЗ), который определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти России, функции органов власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны. Закон устанавливает воинскую обязанность граждан Российской Федерации. В соответствии с Законом в целях обороны создаются Вооруженные Силы, составляющие основу обороны Российской Федерации, к обороне привлекаются другие войска (Пограничные, внутренние войска МВД, железнодорожные войска, войска ФАПСИ и гражданской обороны). Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (инженерно-технические и дорожно-строительные), а также СВР, органы ФСБ, пограничной службы, правительственной связи и информации, государственной охраны, обеспечения мобилизационной подготовки.

Закон запрещает создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику, либо предусматривающих прохождение военной службы, не предусмотренной федеральными законами.

Практика показывает, что в эти же годы в нашем государстве наращивается другой важный элемент правовой системы обеспечения безопасности Российской Федерации: вводятся в действие кодифицированные правовые документы, в которых отдельные статьи, главы, а порой и целые разделы с учетом вновь принятых профилирующих законов содержат нормы, регулирующие отношения в той или иной отрасли права применительно к сфере обеспечения безопасности страны. К ним относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации (1995-1996); Уголовный кодекс Российской Федерации (1996); Кодекс об административных правонарушениях (изменения и дополнения 1994, 1996, 1998, 2001 гг.); Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (изм. и доп. 1998 г.); Основы законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (1995) и др. Так, например, специальные уголовно-правовые запреты установлены в Уголовном кодексе Российской Федерации в отношении: заведомо ложного сообщения об акте терроризма (ст. 207 УК РФ); предоставления должностным лицом гражданину неполной или заведомо ложной информации (ст. 140 УК РФ); предоставления заведомо неполной либо ложной информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной Палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ); искажения информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды (ст. 237 УК РФ); изготовления и использования заведомо подложного документа (ст. 328 УК РФ); служебного подлога (ст. 292 УК РФ) и др.

Изучая законодательное обеспечение безопасности государства, хотелось бы отметить, что одна из важных ролей в правовой системе обеспечения безопасности России принадлежит подзаконным актам Президента и Правительства России. Так, например, в период с 1992 по 2002 гг. было принято более 40 указов и распоряжений Президента России, более 60 постановлений Правительства России. Важность содержания этих документов в правовом отношении очевидна даже по их названию: «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» (Указ Президента РФ 10 января 2000 г. № 24); «О защите государственных секретов» (Указ Президента РФ 1992 г.); «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» (Указ Президента РФ 1998 г. № 61); «О судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации» (Указ Президента РФ 1993 г.); «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного пользования в федеральных органах исполнительной власти» (Постановление Правительства РФ 1994 г. № 1233); «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, с различными степенями секретности» (Постановление Правительства РФ 1995 г.) и др.

С учетом нормативных требований вышеназванных правовых документов в этот же период в министерствах и ведомствах ведется активная разработка и введение в действие соответствующих положений и руководств по регулированию отношений в сфере безопасности России. Систематизация содержания этих документов показывает, что в них раскрываются:

  • наиболее уязвимые объекты безопасности;
  • особенности возможных опасностей и угроз в различных сферах деятельности личности, общества и государства, а также в условиях чрезвычайной обстановки;
  • должностной функционал специалистов при работе с документами, обеспечивающими безопасность государства;
  • содержание технико-экономических аспектов при работе с закрытой информацией и др.

Проведенный анализ содержания ранее перечисленных элементов правовой системы обеспечения безопасности государства позволяет нам сделать некоторые обобщающие выводы.

Во-первых, основными направлениями правовых усилий по регуляции отношений в сфере обеспечения безопасности России являются:

  • оценка состояния действующего законодательства и разработка программы его совершенствования;
  • создание нормативных и организационно-правовых механизмов обеспечения безопасности государства;
  • определение правового статуса всех субъектов отношений в сфере обеспечения безопасности государства и их ответственности за соблюдение действующего законодательства;
  • разработка правил и организационно-правовых процедур спора и анализа статистических данных об источниках угроз безопасности, а также о последствиях их проявления с учетом всех видов опасностей;
  • разработка нормативных актов, регулирующих порядок организации следствия и судебного разбирательства по фактам противоправных действий в сфере обеспечения безопасности государства, включая противоправные действия при работе с открытой и конфиденциальной информацией в информационных и телекоммуникационных системах, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;
  • разработка составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе.

Во-вторых, в качестве основных объектов правового обеспечения безопасности государства выступают:

  • права граждан, юридических лиц и государства на безопасность;
  • информационные ресурсы, включающие в себя документы и массивы документов с открытой и конфиденциальной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • система формирования, распространения и использования национальных ресурсов;
  • система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношений между людьми).

В-третьих, рассмотрение сферы безопасности государства под углом зрения криминалистики позволяет выделить одно из важнейших современных качеств безопасности России – дефектность, то есть наличие изъяна, недостатка. Вышеупомянутое качество безопасности особенно сильно заявило о себе в последние годы. Так, например, в связи с событиями в Чеченской Республике Президентом Российской Федерации было принято решение о пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований (Указ от 9 декабря
1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта»). Конституционный Суд Российской Федерации своим решением от 31 июля 1995 г. (п. 2) признал, что Указ № 2166 соответствует Конституции Российской Федерации, решение было принято Президентом РФ в пределах конституционных полномочий.

На момент издания Указа № 2166 (предусматривающего в том числе разоружение незаконных вооруженных формирований) законодательное регулирование допускало использование Вооруженных Сил РФ для защиты государства не только от внешних угроз для защиты населения, территорий и суверенитета (ст. 1 Закона РФ от 24 сентября 1992 г. «Об обороне»), но также и для защиты от внутренних угроз, направленных против личности, общества и государства, включая его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность (ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности»).

Президент Российской Федерации, являясь в соответствии со ст. 87 Конституции РФ Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет общее руководство по их использованию в качестве обеспечения безопасности в пределах определенной законом компетенции (ст. 11 Закона РФ «О безопасности»). При этом Конституция РФ и федеральные законы «Об обороне» и «О безопасности» не связывают использование Вооруженных Сил только с введением чрезвычайного или военного положения.

Такая позиция законодателя была подтверждена и Постановлением Государственной Думы в связи с положением в Чеченской Республике и с изданием Указа № 2166. Принимая Постановление от 23 декабря 1994 г., Государственная Дума заявила, что разоружение созданных в этой республике незаконных регулярных вооруженных формирований, оснащенных танками, ракетными установками, артиллерийскими системами и боевыми самолетами, «без использования сил армии невозможно в принципе».

Кроме того, оно нашло отражение и в новых нормативно-правовых актах России, разработанных и принятых в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. В целях усиления социальной защиты военнослужащих и членов их семей срочно были подготовлены и вышли в свет следующие нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 930-54 от 20 августа 1999 г. «О дополнительных гарантиях военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Республике Дагестан»; Распоряжение Правительства РФ № 1294-р от 25 сентября 1999 г. по дополнительным мерам материальной помощи, оказываемой по проезду и проживанию родственников в местах лечения раненных военнослужащих; Постановление Правительства РФ № 936 от 25 августа 1999 г. «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей».

Кроме того, в качестве примера можно проанализировать вывод, полученный в ходе исследования действующего в России законодательства, который гласит, что любая информация о состоянии безопасности личности, общества и государства в момент своего создания является тайной или конфиденциальной и подлежит дальнейшей защите ее собственником в зависимости от степени секретности. Например, согласно ст. 2 Федерального закона об информации, конфиденциальная информация представляет собой документированную информацию, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в ст. 21 этого Закона устанавливается правило, гласящее о том, что «защите подлежит любая документированная информация, незаконное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу». Однако практика вызывает обоснованное сомнение. Ибо утверждение о том, что законодатель при принятии названного Закона считал объектом правового регулирования не содержимое и смысл информации и не материальный носитель информации, а документированную информацию (документ) в целом, нельзя считать обоснованным. Подобное утверждение противоречит логике закона, определяющего режим использования документированной информации и построенного на ее основе информационного пространства, в зависимости от содержания и смысла документированной информации. Таким образом, тайна или конфиденциальность есть обязательное свойство документированной информации.

В то же время конфиденциальной объявляется информация, принадлежащая государству или его субъектам и образованиям («государственная конфиденциальная информация»). Видами такой информации являются: служебная тайна (ст. 139 ГК РФ, ст. 10 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции); государственная тайна (Закон РФ «О государственной тайне», ст. 275, 276, 283, 284 УК РФ); данные предварительного следствия (ст. 310 УК РФ); сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ); сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ) и др.

В заключении хотелось бы сделать вывод, что анализ законотворческой деятельности в области безопасности Российской Федерации и практика показывают, что несмотря на серьезные сдвиги в законодательном обеспечении безопасности страны пакет законов, регламентирующих это важнейшее направление деятельности государства, еще далек от совершенства. Пока не удалось выстроить законодательное обеспечение безопасности государства в целостную систему. Скоординированность действий президентских и правительственных структур, силовых министерств и ведомств, профильных комитетов палат Федерального Собрания в решении этой проблемы еще недостаточна. Разработка правовых основ, регламентирующих деятельность министерств и ведомств, вовлеченных в процесс обеспечения безопасности России, включая силовые структуры, носит в значительной мере ведомственный характер. В результате этого количество нормативных документов частного характера увеличилось, а общие проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации не получили необходимого нормативно-правового разрешения.

Таким образом, важнейшим условием предупреждения угроз безопасности российского общества должна стать разрабатываемая в стране система правовых основ общей теории безопасности государства.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СКС

Учебно-методическое пособие для студентов

Глава 1. Обеспечение безопасности и качества туристских услуг.

Государственная политика в области обеспечения безопасности потребителя туристских услуг.

Для туристской деятельности важное значение имеют вопросы безопасности.

В ст. 14 Закона об основах туристской деятельности указывается, что под безопасностью туризма понимается личная безо­пасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествий.

Первым и основным аспектом обеспечения безопасности туриста является на­личие договора на все предоставляемые услуги между туристским пред­приятием и туристом, в котором туристская организация обязуется качественно и безопасно организовать отдых клиента на основании своих договоров с перевозчиком, принимающей стороной, туроператором, гостиница­ми, экскурсионными бюро, пунктами питания и другими организациями индустрии туризма. Кроме того, безопасность в туризме для активных видов туризма, такого как пешеходного, велосипедного, горного, лыжного и для всех видов самодеятельного ту­ризма это не только выполнение такого договора, но и донесение полной и достоверной ин­формации о предлагаемых услугах, о мерах личной безопасности до каждого клиента.

Основой государственной политики в области обеспечения безо­пасности является Закон РФ «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г.) от 5 марта 1992 г. № 2446-1.

Законом закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества, государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за за­конностью их деятельности.

В раздел I «Общие положения» входят следующие статьи:

ст. 1. Понятие безопасности и ее объекты;

ст. 2. Субъекты обеспечения безопасности;

ст. 3. Угроза безопасности;

ст. 4. Обеспечение безопасности;

ст. 5. Принципы обеспечения безопасности;

ст. 6. Законодательные основы обеспечения безопасности;

ст. 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении бе­зопасности.

Само понятиебезопасность определяется как состояние защищен­ности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых на­дежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства. На их защиту и направле­ны рассматриваемые нами в дальнейшем законодательные акты.


К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности и госу­дарство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность как основа обеспечения безопасности личности и общества.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государ­ство. Оно в соответствии с действующим законодательством обеспе­чивает безопасность каждого гражданина на территории РФ. Граж­данам РФ, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопаснос­ти в соответствии с законом.

Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам лично­сти, общества, государства, реальную и потенциальную угрозу. Источ­ники опасности внешние или внутренние определяют содержание дея­тельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Обеспечение безопасности достигается проведением единой го­сударственной политики, системой мер экономического, политичес­кого и организационного характера.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

Законность;

Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства;

Взаимная ответственность личности, общества и государства.

Интеграция с международными системами безопасности.

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане имеют право получать разъяснения по поводу их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность.

Все отмеченные пункты, включены в основной обеспечивающий безопасность клиен­та документ - договор на предоставляемые туристские услуги.

В разделе II Закона рассмотрены основные элементы и функции системы безопасности

Основными элементами системы безопасности являются:

Органы законодательной, исполнительной и судебной властей;

Государственные, общественные и иные организации и объеди­нения;

Граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом;

Законодательство, регламентирующее отношения в сфере безо­пасности.

Основными функциями системы безопасности являются:

Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;

Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспече­ния безопасности;

Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;

Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пре­делами РФ, в соответствии с международными договорами и согла­шениями.

Обеспечение безопасности личности, общества и государства осу­ществляется на основе разграничения полномочий органов законода­тельной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.

При этом органы исполнительной власти:

Обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;

Организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;

Осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопас­ности личности, общества и государства в пределах своей компе­тенции;

В соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвиди­руют государственные органы обеспечения безопасности. Судебные органы со своей стороны:

Обеспечивают защиту конституционного строя в РФ, руковод­ствуясь Конституцией и законами РФ;

Осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягаю­щих на безопасность личности, общества и государства;

Обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с дея­тельностью по обеспечению безопасности.

Общее руководство государственными органами обеспечения бе­зопасности осуществляет Президент Российской Федерации;

Возглавляет Совет безопасности РФ;

Контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;

В пределах определенной законом компетенции принимает опе­ративные решения по обеспечению безопасности. Правительство Российской Федерации:

В пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации;

Организует и контролирует разработку и реализацию мероприя­тий по обеспечению безопасности министерствами и государствен­ными комитетами Российской Федерации.

Контроль над деятельностью министерств и ведомств, предприя­тий, учреждений и организаций по обеспечению безопасности осу­ществляется органами государственной власти и управления РФ в пределах своей компетенции. Общественные и иные объединения и организации, граждане РФ имеют право на получение ими в соответ­ствии с действующим законодательством информации о деятельнос­ти органов обеспечения безопасности.

Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безо­пасности осуществляет Генеральный прокурор РФ.

В Законе РФ «О безопасности» провозглашены общие положения по безопасности в туризме.

Также вопросы обеспечения безопасности в туризме рассмотрены в Федераль­ном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Фе­дерации» от 24.11.1996г. В данном законе определены принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, отрегулирован механизм отношений, возникающих при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определен порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Государство, признавая туристскую деятельность одной из при­оритетных отраслей экономики Российской Федерации:

Содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

Определяет и поддерживает приоритетные направления турист­ской деятельности;

Формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;

Осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

Обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

Охрана окружающей природной среды;

Развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, раз­витие международных контактов.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутренне­го, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государствен­ное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

Создания нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере туристской индустрии;

Содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

Защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

Лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сер­тификации туристского продукта.

Развития научных исследований в сфере туристской индустрии.

Для обеспечения безопасности туристов Закон возлагает на туроператоров и турагентов обязанность:

Предоставлять туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий и обес­печивать безопасность туристов;

Информировать органы исполни­тельной власти о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также
о невозвратившихся из путешествия туристах.

В Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» также закреплены права туристов при подготовке к путешествию и во время его совершения:

На необходимую и достоверную информацию о правилах въез­да в страну временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, па­мятниках природы, истории, культуры и других объектах туристско­го показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;

На свободу передвижения, свободный доступ к туристским ре­сурсам с учетом принятых в стране временного пребывания ограничительных мер;

На обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

На возмещение убытков и компенсацию морального вреда в слу­чае невыполнения условий договора розничной купли-продажи ту­ристского продукта туроператором или турагентом в порядке, уста­новленном законодательством РФ;

На содействие органов власти страны временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;

На беспрепятственный доступ к средствам связи.

Туроператоры и турагенты в целях координации их предприни­мательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в порядке, установленном российским законодательством.

Можно назвать ряд существующих объединений: Российская ас­социация турагентств, Национальная ассоциация турагентств, Мос­ковская ассоциация турагентств. Туроператоры объединяются также по направлениям предоставляемых услуг: Китайский клуб, Израиль­ский клуб, Ассоциация делового туризма. Ассоциация детско-юношеского туризма и др.

Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвиже­ния и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном российским законодательством.

В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются ли­цензирование туроператорской и турагентской дея­тельности, стандартизация объектов туристской индустрии и сертификация туристского продукта.

Важнейшими способами государственного регулиро­вания сферы туризма являются:

а) лицензирование туристской деятельности;

б) стандартизация туристской деятельности и объектов туристской индустрии;

в) сертификация туристского продукта.

Все эти способы осуществляются в целях защиты прав и интересов туристов.

1.2 Право потребителя на качественную и безопасную услугу.

Туристская деятельность направлена на создание, реализацию и продвижение туристского продукта. Турпродукт состоит из множества взаимосвязанных составляющих – туристских услуг. Согласно ГОСТу 28681 - туристская услуга это результат деятельности тур.предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов. Следовательно, главное это качество туристкой услуги.

Право потребителя на получение качественной и безопас­ной услуги обеспечивается законодательными актами РФ. Термины и определения понятий в области стандартизации, сертификации и уп­равления качеством в сфере услуг, оказываемых населению, опреде­ляются ГОСТ 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения».

Термины, установленные этим стандартом, обязательны для при­менения во всех видах документации, входящих в сферу работ по стандартизации.

Стандарт определяет следующие понятия и термины в области оказания услуг:

Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполни­теля и потребителя. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на ма­териальные и социально-культурные;

Материальная услуга - услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг

Социально-культурная услуга - услуга по удовлетворению духов­ных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жиз­недеятельности потребителя. К со­циально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские ус­луги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.;

Сфера обслуживания населения - совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению;

Обслуживание - деятельность исполнителя при непосредствен­ном контакте с потребителем услуги;

Исполнитель - предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услуги потребителю;

Потребитель - гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд;

Предоставление услуги - деятельность исполнителя услуги, не­обходимая для обеспечения выполнения услуги. Предоставление ус­луги можно подразделить на отдельные этапы (обеспечение необхо­димыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль, испытание, приемка, оценка, процесс обслуживания);

Технологический процесс исполнения услуги - основная часть процесса предоставления услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги;

Заказ на услугу - договор между потребителем и исполнителем услуги, определяющий юридические, экономические и технические отношения сторон;

Время обслуживания - период времени, в течение которого по­требитель взаимодействует с исполнителем услуги;

Время исполнения услуги - установленный норматив времени на исполнение услуги;

Правила обслуживания - документ, содержащий требования и нормы, регламентирующие порядок и условия обслуживания;

Условия обслуживания - совокупность факторов, воздействую­щих на потребителя услуги в процессе обслуживания;

Объект стандартизации - услуга, процесс оказания услуги, результат услуги, подлежащие стандартизации;

Группа однородных услуг - совокупность услуг, характеризу­ющихся общим целевым или функциональным назначением;

Стандарт на услугу - стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить соот­ветствие ее назначению;

Технический документ на услугу - документ, устанавливающий технические и другие характерис­тики услуги. К техническим документам относят технические условия, технические описания, инструк­ции, и др.

В отдельных разделах определяются термины и понятия, относя­щиеся к сертификации услуг и области управления качеством услуг, такие, как:

Система сертификации услуг - система, располагающая соб­ственными правилами процедуры и управления для проведения сер­тификации соответствия услуг;

Система сертификации группы однородных услуг -система сер­тификации, относящаяся к услугам, для которых применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура;

Орган по сертификации услуг - орган, проводящий сертифика­цию услуг;

Аккредитация органа по сертификации услуг - процедура, по­средством которой уполномоченный орган официально признает пра­вомочность органа по сертификации услуг выполнять конкретные работы;

Сертификация услуг - деятельность по подтверждению соответ­ствия услуг установленным в стандартах требованиям;

Объект сертификации в сфере услуг - услуга, результат услуги, процесс предоставления услуги, подлежащие сертификации;

Сертифицируемая услуга - услуга, предусмотренная к сертифи­кации;

Сертифицированная услуга-услуга, прошедшая сертификацию;

Знак соответствия - зарегистрированный в установленном по­рядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им ус­луги установленным в стандартах требованиям;

Качество услуги - совокупность характеристик услуги, опреде­ляющих ее способность удовлетворять установленные или предпола­гаемые потребности потребителя;

Качество обслуживания - совокупность характеристик процес­са и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение уста­новленных или предполагаемых потребностей потребителя;

Свойство услуги (обслуживания) - объективная особенность ус­луги (обслуживания), которая проявляется при ее оказании и потреб­лении (его осуществлении);

Показатель качества услуги (обслуживания) - количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслужива­ния), составляющих ее (его) качество;

Уровень качества услуги (обслуживания) - относительная харак­теристика качества услуги (обслуживания), основанная на сравнении фактических значений показателей ее (его) качества с нормативными значениями этих показателей;

Контроль качества услуги (обслуживания) - совокупность опе­раций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки од­ной или нескольких характеристик услуги (обслуживания) и сравне­ния полученных результатов с установленными требованиями;