Проезд на территорию предприятия. Право проезда по территории другой организации


Введение

Контрольно-пропускной режим - это комплекс организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты в отдельные здания (помещения) сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных средств.

Контрольно-пропускной режим является одним из ключевых моментов в организации системы безопасности на предприятии. С этих позиций контрольно-пропускной режим представляет собой комплекс организационных мероприятий (административно-ограничительных), инженерно-технических решений и действий службы безопасности.

Организация контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольно-пропускного режима основывается на применении "запретов" и "ограничений" в отношении субъектов, пересекающих границы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм должен быть безупречным с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства.

В данной статье рассматриваются основные направления создания контрольно-пропускного режима на предприятии: методика определения и оценка исходных данных; разработка мероприятий и нормативных документов; оборудование контрольно-пропускных пунктов.

Общие положения

Контрольно-пропускной режим (как часть системы безопасности) должен соответствовать действующему законодательству, уставу предприятия, а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность предприятия.

Основными целями создания контрольно-пропускного режима являются:

  • защита законных интересов предприятия, поддержание порядка внутреннего управления;
  • защита собственности предприятия, ее рациональное и эффективное использование;
  • рост прибылей предприятия;
  • внутренняя и внешняя стабильность предприятия;
  • защита коммерческих секретов и прав на интеллектуальную собственность.

Контрольно-пропускной режим как часть системы безопасности позволяет решить следующие задачи:

  • обеспечение санкционированного прохода сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) продукции и материальных ценностей, ритмичной работы предприятия;
  • предотвращение бесконтрольного проникновения посторонних лиц и транспортных средств на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения);
  • своевременное выявление угроз интересам предприятия, а также потенциально опасных условий, способствующих нанесению предприятию материального и морального ущерба;
  • создание надежных гарантий поддержания организационной стабильности внешних и внутренних связей предприятия, отработка механизма оперативного реагирования на угрозы и негативные тенденции;
  • пресечение посягательств на законные интересы предприятия, использование юридических, экономических, организационных, социально-психологических, технических и иных средств для выявления и ослабления источников угроз безопасности предприятия.

Контрольно-пропускной режим можно определить как систему обеспечения нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию и как совокупность организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных ценностей.

Нормативные гарантии заключаются в толковании и реализации норм права, уяснении пределов их действия, в формировании необходимых правоотношений, определении и обеспечении правомерной деятельности подразделений и работников фирмы по поводу ее безопасности, использования ограничительных мер, применения санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы фирмы.

Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности фирмы, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров.

Материальные гарантии формируются за счет выделения и использования финансовых, технических, кадровых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов фирмы, обеспечивающих своевременное выявление, ослабление и подавление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба, создание благоприятных условий для деятельности фирмы. Данные гарантии наполняют нормативные и организационные меры безопасности практическим содержанием, создают реальную основу развития культуры безопасности фирмы.

Основные мероприятия контрольно-пропускного режима разрабатываются службой безопасности, утверждаются руководителем фирмы и оформляются инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Ответственность за организацию контрольно-пропускного режима возлагается на начальника службы безопасности. Практическое осуществление контрольно-пропускного режима возлагается на охрану (дежурных по КПП, контролеров, охранников), работники которой должны знать установленные на объекте правила контрольно-пропускного режима, действующие документы по порядку пропуска на объект (с объекта) сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) товарно-материальных ценностей. Контрольно-пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и в отдельных корпусах, зданиях, отделах, хранилищах и других специальных помещениях.

Требования по контрольно-пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника объекта. Все рабочие и служащие объекта обязаны соблюдать их. По каждому случаю нарушения контрольно-пропускного режима должно проводиться административное расследование.

Обязанности охраны по контрольно-пропускному режиму определяются в инструкции и в должностных обязанностях контролеров контрольно-пропускных пунктов.

Подготовка исходных данных

Предпринимательство и запреты (ограничения) по своей природе противоречивы и искусство разработчика контрольно-пропускного режима заключается как раз в том, чтобы найти разумный баланс между необходимыми ограничениями и интересами предприятия.

Разработка мероприятий и нормативных документов контрольно-пропускного режима начинается с определения исходных данных. Оценивая исходные данные, разработчик определяет основные положения инструкции о контрольно-пропускном режиме. Целесообразно предложить следующую последовательность определения и оценки исходных данных:

1. Организационная структура предприятия, расположение его отдельных элементов и характер производства (деятельности) на них. Выяснение этих вопросов позволяет решить следующие практические задачи:

  • выделить объекты, площадки, здания и помещения, на которых необходимо организовать контрольно-пропускной режим;
  • определить характер контрольно-пропускных пунктов (КПП) для пропуска сотрудников и транспортных средств.
2. Оценка "суточного объема" потоков транспортных средств, грузов, материальных ценностей и людей (персонала фирмы и посетителей), проходящих через КПП и в отдельные здания (помещения). Только на основе оценки реального состояния мест пропуска можно оценить пропускную способность действующих КПП и привести ее в соответствие с задачами основного производства на объекте. Такая оценка позволит выбрать оптимальный вариант автоматизации и контроля прохода (проезда) на охраняемые территории. 3. Выделение (по степени важности) категории объектов, транспортных средств и грузов, а также категории лиц, пересекающих установленные границы. Для достижения четкости в определениях предлагается помещения и территорию объекта классифицировать в зависимости от условий доступа и степени защищенности.

Для четкой организации пропускного режима необходимо распределить объекты предприятия (здания, помещения) на общедоступные, закрытые и ограниченного доступа. Определение категорий режима может дать четкий ответ на вопросы, которые нужно прояснить при организации контрольно-пропускного режима и разработке исходной документации по оборудованию объекта техническими средствами охраны.

Закрепление за помещением конкретной категории помогает регламентировать и обосновать:

  • условия доступа сотрудников предприятия и посетителей на объект;
  • предложения администрации предприятия по выработке оптимального варианта порядка пропуска лиц, транспортных средств и материальных ценностей на объект;
  • наличие и вид физической охраны;
  • виды используемых технических средств для обеспечения безопасности.
Разработка инструкции о пропускном режиме

Практическое решение вопросов, связанных с организацией пропускного режима, оформляется в виде "Инструкции о пропускном режиме". Указанная инструкция должна определять систему организационно-правовых охранных мер, устанавливающих разрешительный порядок (режим) прохода (проезда) на объект (с объекта), и может включать:

1. Общие положения. В этом разделе указываются:

  • нормативные документы, на основании которых составлялась инструкция;
  • определение контрольно-пропускного режима и цель его введения;
  • должностные лица, на которых возлагается организация и практическое руководство контрольно-пропускной системой;
  • санкции к нарушителям контрольно-пропускного режима;
  • требования к оборудованию различных помещений.

2. Порядок пропуска сотрудников предприятия, командированных лиц и посетителей через контрольно-пропускные пункты. В этом разделе рекомендуется:

  • перечислить все КПП и их назначение, описание, расположение и установить их единую нумерацию;
  • изложить требования к оборудованию КПП;
  • установить порядок прохода сотрудников и посетителей на территорию объекта и в категорированные помещения;
  • определить права и основные обязанности контролеров КПП;
  • установить помещения, где запрещается принимать посетителей и представителей сторонних организаций.

3. Порядок допуска на объект транспортных средств, вывоза продукции, документов и материальных ценностей. В этом разделе указываются:

  • порядок допуска на территорию объекта (с объекта) автотранспорта, принадлежащего объекту;
  • порядок въезда и стоянки на территории объекта транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности;
  • порядок пропуска автомашин сторонних организаций, прибывших с грузом в адрес объекта в рабочее и нерабочее время;
  • порядок вывоза (ввоза) товарно-материальных ценностей;
  • правила оформления документов на вывоз (вынос) материальных ценностей с территории объекта.

4. Виды пропусков, порядок их оформления. В этом разделе определяются:

  • виды пропусков, их количество и статус;
  • описание пропусков;
  • порядок оформления и выдачи пропусков;
  • порядок замены и перерегистрации пропусков;
  • мероприятия при утрате пропуска сотрудником.

5. Обязанности должностных лиц по поддержанию контрольно-пропускного режима.

6. Учет и отчетность, порядок хранения пропусков, печатей.

В зависимости от структуры предприятия и характера его деятельности инструкция может содержать и другие разделы.

При разработке инструкции о контрольно-пропускном режиме определяются виды и группы пропусков, которые будут действовать на предприятии.

На крупных предприятиях, как правило, устанавливается несколько видов пропусков. Это могут быть постоянные, временные, разовые и материальные пропуска. Образцы бланков пропусков разрабатываться администрацией объекта (службой безопасности). По своему внешнему виду и содержанию пропуска должны отличаться друг от друга и обладать некоторыми степенями защиты. Все виды пропусков, за исключением материальных, оформляются и выдаются бюро пропусков (или иным подразделением) по письменным заявкам. Виды пропусков определяются в зависимости от специфики предприятия.

Постоянные пропуска выдаются сотрудникам объекта, принятым на постоянную работу, а также работникам других организаций, постоянно обслуживающих объект. Постоянные пропуска могут делиться на группы, их количество и назначение определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Постоянные пропуска могут храниться как на руках у сотрудников объекта, так и в кабинах на КПП. Постоянные пропуска лиц, убывающих с объекта на длительное время (отпуск, болезнь, командировка и т.п.), сдаются на хранение в бюро пропусков (отдел кадров), а при хранении таких пропусков в кабине КПП на ячейке (где хранится пропуск) делается соответствующая отметка. Пропуска уволенных с работы уничтожаются в установленном порядке.

Временные пропуска выдаются лицам, работающим по контракту, находящимся на временной работе, прикомандированным к предприятию, и хранятся, как правило, на КПП. Срок действия и порядок оформления временных пропусков определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Временные пропуска могут быть с фотографией и без фотографии. Временные пропуска без фотографии действительны только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Разовые пропуска (для посетителей и клиентов) выдаются на одно лицо и только для разового посещения предприятия и его подразделений. Пропуск оформляется и действителен при наличии документа, удостоверяющего личность. Разовые пропуска должны периодически меняться по цвету бланков и другим признакам.

Разовый пропуск, выданный водителю транспортного средства, может служить одновременно и разовым пропуском для транспорта.

Разовый пропуск действителен для входа на территорию объекта или его подразделения в течение определенного времени.

Контроль за посетившими предприятие по разовому пропуску осуществляется с помощью отметки на оборотной стороне пропуска, где указывается время посещения, заверенное подписью лица, принявшего посетителя.

Разовый пропуск изымается на КПП контролером при выходе посетителя с объекта и сдается в бюро пропусков. О лицах, не вышедших с объекта по истечении срока действия пропуска, контролер докладывает начальнику караула (дежурному по КПП) для принятия мер по выяснению причин задержки. Фамилии лиц, посетивших объект по разовому пропуску, могут записываться в специальную книгу учета.

Материальные пропуска для вывоза (выноса) товарно-материальных ценностей выдаются администрацией предприятия. Срок действия пропуска определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Материальные пропуска должны изыматься на КПП и сдаваться в бюро пропусков.

Образцы действующих пропусков должны находиться на КПП. Для обучения работников охраны выделяется необходимое количество образцов пропусков.

Оборудование пропускных пунктов

Для организации пропускного режима на предприятии оборудуются контрольно-пропускные пункты. Оборудование КПП должно обеспечивать необходимую пропускную способность и возможность тщательной проверки пропусков и документов у проходящих лиц, досмотра всех видов транспорта, провозимых грузов и удовлетворять следующим требованиям:

  • исключать возможность несанкционированного проникновения через КПП на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
  • способствовать сокращению времени на проверку документов, досмотр транспорта и материальных ценностей;
  • способствовать исключению (сведению к минимуму) ошибок охранника при пропуске людей и транспорта;
  • обеспечивать меры безопасности охранника при досмотре транспортных средств.

Все виды КПП должны быть оборудованы необходимыми видами связи и тревожной сигнализации для вызова резерва охраны. На КПП рекомендуется располагать внутренний телефон и список телефонов администрации предприятия.

КПП для прохода людей

Для контроля за людьми, проходящими на объект и в отдельные здания (помещения), строятся КПП. Каждое КПП рекомендуется оборудовать комнатой для охраны, комнатой для досмотра граждан, камерой хранения, гардеробом, турникетом с фиксирующими устройствами-запорами.

Размещение помещений определяется проектами и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особенностей предприятия.

В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, которые оборудуются техническими средствами охраны и физическими барьерами. В комплект оборудования, как правило, входят:

  • средства механизации, автоматизации системы контроля доступа;
  • физические барьеры (ограждения, турникеты, калитки);
  • основное и резервное освещение;
  • средства связи и тревожной сигнализации;
  • системы видеоконтроля.

В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты. Турникеты предназначены для управления потоками людей и регулирования входа (выхода). В последнее время наиболее широкое распространение получили электромеханические турникеты. Электромеханические турникеты, в отличие от громоздких и неудобных в управлении механических, легко управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа.

При выборе турникета нужно иметь в виду, что они бывают "нормально открытые" и "нормально закрытые". "Нормально открытые" турникеты (например, раздвижные, которые до недавнего времени были установлены в российском метро) в мировой практике используются достаточно редко. Они могут ударить проходящего и не позволяют осуществлять эффективный контроль.

Для осуществления надежного контроля чаще используются "нормально закрытые" турникеты: роторные турникеты-вертушки, турникеты-триподы и калитки.

Калитки применяются для управления потоками людей, организации свободного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах. Применение калиток для контроля доступа неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Калитки могут устанавливаться для организации свободного выхода, в то время как контроль входа доверяют триподам или вертушкам.

Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним из наиболее оптимальных средств для осуществления контроля санкционированного прохода. Триподы имеют современный элегантный вид и легко монтируются. Триподы позволяют осуществлять эффективный контроль доступа, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность. Триподы могут применяться в системах электронных проходных, в том числе в условиях большого потока людей. Для предотвращения возможности подлезть под планки турникета или перепрыгнуть через них на турнике рекомендуется устанавливать специальные датчики, которые срабатывают при попытке несанкционированного прохода.

Роторные турникеты-вертушки применяются в тех случаях, когда необходимо полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте - от поясных до турникетов в полный рост, которые конструктивно подобны вращающимся дверям.

Транспортные КПП

В состав транспортного КПП входит досмотровая площадка и служебные помещения. Досмотровая площадка предназначена для размещения автомобилей при их досмотре. Досмотровые площадки могут располагаться как на территории предприятия, так и за ее пределами, на территории, непосредственно примыкающей к основным воротам КПП. Досмотровая площадка должна отвечать следующим требованиям:

  • иметь достаточную площадь для размещения досматриваемого транспорта, технические средства для обеспечения нормальных условий работы охранника;
  • исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
  • обеспечивать при установленной интенсивности движения в любое время суток и года досмотр автомобильного транспорта и перевозимых грузов;
  • быть изолированной от других сооружений, не имеющих отношения к охране объекта и оборудованию КПП;
  • обеспечивать меры безопасности охранника при выполнении своих обязанностей.

Размеры досмотровой площадки устанавливаются в зависимости от габаритов транспорта и перевозимых грузов и могут составлять: 10-12 метров в длину и 5-6 метров в ширину.

На территории, отведенной для строительства досмотровой площадки, производится планировка местности с таким расчетом, чтобы на ней не задерживались дождевые и талые воды. Поперечный уклон досмотровой площадки делается не менее 2 % от места выставления охранника в направлении ее боковых сторон (перпендикулярно проезжей части). Поверхность досмотровой площадки покрывается бетоном или асфальтом.

На проезжей части площадки выделяется место остановки транспорта для досмотра, ограниченное двумя линиями "СТОП", выполненными белой краской.

Перед въездом на досмотровую площадку с внешней стороны основных и вспомогательных ворот (шлагбаума), не ближе 3 метров от них, так же наносится поперечная линия и надпись "СТОП". В целях обеспечения безопасности движения транспорта не менее чем в 100 метрах от ворот с правой стороны или над дорогой устанавливается указательный знак "Движение в один ряд", а в 50 метрах от ворот - знак ограничения скорости до 5 км/час.

Транспортные КПП могут оборудоваться светофорами, весами для взвешивания автомобилей, досмотровой ямой или эстакадой для осмотра грузов, механизированными устройствами для автоматического открытия и закрытия ворот с фиксаторами.

Досмотровые площадки по периметру оборудуются физическими барьерами и рубежом сигнализации. Площадки, как правило, выгораживаются просматриваемым забором из металлической сетки или декоративных решеток высотой до 2,5 метра. На площадке оборудуются основные и вспомогательные механизированные ворота. Основные ворота устанавливаются на линии основного ограждения объекта, а вспомогательные - на противоположной стороне досмотровой площадки. Вместо ворот могут применяться механизированные шлагбаумы. На автомобильных КПП используются ворота с ограничением и без ограничения габаритов по высоте. По конструкции они могут быть распашными или раздвижными (выдвижными). Распашные ворота должны оборудоваться фиксаторами.

Для регулирования движения транспорта, проходящего через проезды досмотровых площадок КПП, могут применяться двухсекционные светофоры с линзами красного и зеленого цвета.

В состав электромеханического оборудования КПП для автомобильного транспорта обычно включаются:

  • электродвигатели, привод ворот;
  • концевые выключатели автоматического отключения электродвигателей при полностью закрытых и открытых створках ворот;
  • магнитные пускатели электродвигателей;
  • электрооборудование светофоров;
  • кабельные, силовые линии.

Групповой распределительный щит (щит управления) может устанавливаться в помещении КПП, а при отсутствии здания КПП в специальном металлическом шкафу непосредственно на досмотровой площадке.

Допуск на территорию предприятия сотрудников, посетителей, транспортных средств

Проход сотрудников и посетителей на территорию объекта, в отдельные подразделения и обратно осуществляется через контрольно-пропускные пункты по установленным на объекте пропускам. Пропуск должен являться основным документом, дающим право на проход.

В нерабочее время, выходные и праздничные дни допуск сотрудников на объект должен быть ограничен и производиться по предварительным заявкам (спискам) от руководителей подразделений, завизированным начальником службы безопасности, с предъявлением постоянного пропуска. На предприятиях со сменным режимом работы к пропуску могут выдаваться специальные вкладыши сменности.

Дежурные специальных служб объекта (электрики, сантехники, работники связи и т.д.), работающие посменно, допускаются на территорию объекта в нерабочее время, в выходные и праздничные дни по спискам, подписанным начальниками соответствующих служб и утвержденным начальником службы безопасности.

На основании действующего законодательства и решения администрации отдельные категории лиц пользуются правом прохода на объект без пропуска при предъявлении служебного удостоверения. К ним относятся:

  • работники прокуратуры;
  • работники милиции по территориальности;
  • инспекторы труда, котлонадзора, энергонадзора по территориальности;
  • должностные лица и отдельные категории работников санитарно-эпидемической службы органов здравоохранения, осуществляющие санитарный надзор.

В целях осуществления пропускного режима на территории объекта и в его структурных подразделениях приказом директора предприятия утверждается перечень категорированных подразделений (помещений). В этих помещениях устанавливается специальный режим и повышенная ответственность за его соблюдение работниками этих подразделений. Допуск в эти помещения осуществляется строго по списку, согласованному со службой безопасности. Прием посетителей сторонних организаций и предприятий, как правило, максимально ограничивается.

Во всех помещениях категорированных подразделений должны быть вывешены списки работников, имеющих допуск в эти помещения. Все помещения по окончании работ осматриваются дежурными по подразделениям и лицами, ответственными за их противопожарное состояние. По окончании рабочего дня категорированные помещения запираются на замок, опечатываются и сдаются под охрану.

Представитель охраны проверяет сигнализацию в присутствии работников, сдающих помещение. Ключи от этих помещений в опечатанных пеналах сдаются под расписку начальнику караула.

Получение ключей, вскрытие помещений, оборудованных охранной сигнализацией, производят лица, имеющие право вскрытия этих помещений с предъявлением постоянного пропуска. Списки лиц, имеющих право вскрывать (закрывать) указанные помещения, с указанием номеров печатей, которыми опечатываются помещения, и номеров служебных телефонов подписываются начальником подразделения и утверждаются начальником службы безопасности.

Все лица, пытающиеся пройти через КПП без предъявления пропуска, по чужому или неправильно оформленному пропуску, пронести на объект (с объекта) запрещенные предметы, задерживаются и передаются сотрудникам службы безопасности предприятия. По каждому факту задержания начальник караула или дежурный по объекту составляет служебную записку о нарушении пропускного режима.

Допуск на территорию (с территории) предприятия транспортных средств, принадлежащих предприятию, производится при предъявлении водителем личного пропуска со специальным шифром или транспортного пропуска и путевого листа. Грузчики и сопровождающие лица, следующие с транспортом, пропускаются через КПП на общих основаниях.

Все транспортные средства при проезде через КПП подвергаются досмотру. Въезд и стоянка на территории предприятия транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности, разрешается по специальным спискам.

Автомашины сторонних организаций, прибывшие с грузом в адрес предприятия в рабочее время, допускаются на территорию по служебным запискам с досмотром на транспортном КПП.

Железнодорожный транспорт и обслуживающие его бригады пропускаются на предприятие по пропускам установленного образца, по спискам или иным порядком, установленным инструкцией о пропускном режиме.

Опломбированные вагоны и контейнеры пропускаются через КПП после их внешнего досмотра, если оттиски пломб соответствуют оттискам в препроводительных документах или накладных. В случае несоответствия оттисков, обнаружения проломов вагона (контейнера) или обрыва пломбы вагон (контейнер) подлежит вскрытию и досмотру в присутствии представителей администрации и железной дороги.

Вывоз и вынос готовой продукции и других материальных ценностей с территории объекта осуществляется по материальным пропускам установленного образца.

Все документы на вывозимые (выносимые) с предприятия материальные ценности регистрируются в бюро пропусков по книге учета и затем передаются в бухгалтерию. Документы на вывоз (вынос) материальных ценностей должны быть выписаны только на то количество груза (мест, веса и т.п.), которое может быть вывезено (вынесено) одновременно, и действительны только на дату, указанную в разрешительном документе.

Строительные и древесные отходы, макулатуру, металлолом, металлическую стружку рекомендуется вывозить с территории предприятия по приказ-счету, как материальные ценности. Вывоз с территории объекта различного мусора, земли и снега может производиться без оформления документов, но с обязательной регистрацией на транспортном КПП.

Заключение

Система контрольно-пропускного режима неразрывно связана с процессом обеспечения безопасности предприятия. Любая система безопасности, предназначенная для защиты объекта от угроз, связанных с действиями человека, техногенных или природных сил, должна включать систему идентификации по принципу "свой/чужой" или по уровню доступа для защиты как объекта от проникновения посторонних лиц, так и человека от опасных факторов, если они имеются на объекте.

Устанавливая и обеспечивая порядок перемещения персонала и посетителей по территории предприятия, система контрольно-пропускного режима решает не только вопросы безопасности предприятия, но и вопросы рациональной организации труда.

Организационно-административные меры и инженерно-технические решения в системе контрольно-пропускного контроля не могут существовать в отрыве от других элементов системы безопасности объекта и должны в нее органично вписываться. Именно поэтому системы контроля доступа являются обязательной структурой интегрированных систем безопасности.

В концепции построения интегрированных систем безопасности предприятия должны быть определены цели и задачи системы безопасности, принципы ее организации, функционирования и правовые основы, виды угроз безопасности и ресурсы, подлежащие защите, а также основные направления работ по реализации комплекса мер обеспечения безопасности, включая контрольно-пропускной режим.

Учитывая роль и место контрольно-пропускного режима в системе безопасности, необходимо применять комплексный подход для разработки мероприятий ограничения доступа. При решении задачи противодействия той или иной угрозе рассматриваются в совокупности все элементы системы: действия подразделений охраны, технические решения и организационно-административные меры. Применение комплексного подхода на этапе разработки системы контрольно-пропускного режима позволит избежать излишних затрат времени и ресурсов при создании интегрированной системы безопасности предприятия.

К внутренним автомобильным дорогам промышленных предприятий и организаций относятся:

- внутриплощадочные дороги, расположенные на территории промышленных предприятий, обеспечивающие технологические перевозки;

- межплощадочные дороги, соединяющие между собой обособленные территории промышленных предприятий или их отдельные производства, образующие автотранспортную сеть промышленных районов, на которых расположены разрабатываемые лесные массивы и месторождения, обеспечивающие наряду с технологическими и пассажирскими перевозками транспортировку хозяйственных грузов;

- служебные и патрульные автомобильные дороги, располагаемые вдоль линий специализированных видов промышленного транспорта (конвейерного, подвесных канатных дорог, гидравлического), линий энергоснабжений и других коммуникаций, а также подъезды к заправочным пунктам, складам и т.п., обеспечивающие перевозку вспомогательных и хозяйственных грузов и проезд пожарных, ремонтных и аварийных машин.

Вся территория предприятия должна иметь ограждение за исключением предзаводской площади. Расстояние от проходных пунктов до входов в санитарно-бытовые помещения основных цехов не должно превышать 800м, а расстояние между проходными - 1500м. При большей площади территории предприятия (более 800м по ширине и 2км по длине) следует предусматривать внутризаводской пассажирский транспорт.

На территории промрайона необходимо запроектировать у предприятий стоянки личного автотранспорта.

Количество въездов на территорию предприятия со стороны городской улицы, при протяженности этой стороны более 1км, а также на территорию предприятия площадью более 5га, должно быть не менее двух.

Ширину ворот автомобильных въездов на площадку предприятия следует принимать по наибольшей ширине применяемых автомобилей +1.5м, но не менее 4.5м, а железнодорожных въездов - не менее 4,9м. Вводы железнодорожных путей в производственные здания, как правило, должны быть тупиковыми с отметкой головки рельсов в одном уровне с отметкой пола.

Дороги могут устраиваться по кольцевой, тупиковой, и смешанной схеме движения. В конце тупиковых дорог устраивается разворотная площадка не менее 16х16м.

Участки территории предприятия, занятые такими объектами как гаражи, склады, ремонтные хозяйства, ТЭЦ, должны иметь самостоятельные выезды на внешнюю сеть дорог. На предзаводской территории следует предусматривать места для стоянок легковых автомобилей, вместимость и площадь которых определяется из расчета числа трудящихся в наибольшую смену.

Расстояния от бортового камня или кромки укрепленной обочины автомобильных дорог до зданий и сооружений следует принимать не менее указанных в таблице №2.


Промышленный транспорт делится на внешний и внутризаводской. Внешний транспорт (рельсовый, безрельсовый и водный) служит для связи предприятия с сырьевой базой, объектами производства деталей, отправки готовой продукции к местам потребления и вывоза отходов производства. Внутризаводской транспорт располагается на территории предприятия и подразделяется на железнодорожный, автомобильный и непрерывный (конвейерный, гидравлический, пневматический, монорельсовый, канатно-подвесной). Вид транспорта выбирают в зависимости от характера, габаритов и массы перемещаемых грузов. При этом должно быть предусмотрено обеспечение непрерывного транспортного процесса с передачей перерабатываемого сырья и материалов от мест складирования к местам потребления без перегрузок.

На предприятиях легкой промышленности используют автомобильный транспорт, который является наиболее маневренным. Для перевозки между цехами штучных грузов небольшой массы в большом количестве необходимо проектировать подвесной транспорт (конвейеры, которые должны составлять единую систему с внутрицеховыми конвейерами). Гидравлический и пневматический транспорт используют для перемещения незначительного количества материалов и сырья.

Прокладка транспортных коммуникаций на промышленном предприятии осуществляется в соответствии со схемой организации технологического процесса, зонированием территории по величине грузооборота и по трудоемкости производства при соблюдении принципов разделения грузовых и людских потоков.

Грузовые въезды на территорию предприятия обеспечивают доступ автотранспорта к месту разгрузки или загрузки, к зданиям или сооружениям, связанным с транспортными операциями. На предприятиях на стороне территории, которая примыкает к внезаводской автодороге общего пользования и имеет протяженность более 1 км, предусматривается 2 въезда с расстоянием между ними 0,5 км.

Ширину ворот автомобильных въездов на площадку предприятия принимают не менее 4,5 м, а ширину ворот для железнодорожных въездов - не менее 4,9 м.

Сеть автомобильных дорог на предприятии организуют по возможности по простой прямолинейной схеме. В зависимости от назначения и вида используемых транспортных средств автомобильные дороги делятся на магистральные, межцеховые, обслуживающие и специального назначения. Магистральные (главные) автодороги обычно являются продолжением внешних автодорог и должны обеспечивать подъезд автотранспорта к основным грузовым дворам и складам предприятия. Межцеховые дороги примыкают к магистральным дорогам и обеспечивают подъезд автотранспорта к производственным зданиям. По обслуживающей автодороге транспортируются грузы только электрокарами, автопогрузчиками, ручными тележками.

Автомобильные дороги на территории предприятия проектируют по тупиковой, кольцевой и смешанной схемам. При тупиковой схеме дорог для разворота автомобилей предусматривают петлевые объезды или площадки размером не менее 12x12 м. При смешанной схеме дорог предусматривают хотя бы одно кольцо, охватывающее основную часть застроенной территории. При кольцевой схеме предусматривают кольцевую дорогу, охватывающую основную часть территории.

Ширину проездов - расстояние между наружными осями зданий, ограничивающих проезд, - принимают минимальной, исходя из условий наиболее компактного размещения транспортных путей, тротуаров, инженерных коммуникаций и полос озеленения, но не менее установленных противопожарных и санитарных разрывов между зданиями и сооружениями. Ширина проездов принимается, по возможности, кратной 6 м. В проезде располагают, как правило, одну автомобильную дорогу, кроме случаев, когда устройство двух параллельных дорог в разных уровнях вызвано крутым уклоном.

Ширина проезжей части магистральных и межцеховых дорог - 3 или 6 м; минимальная ширина подъездов к зданию - 4 м. При двухстороннем движении автомобилей ширина дороги принимается не менее 6 м; радиус закругления внутризаводской дороги - более 9 м.

К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных машин: при ширине здания до 18 м - с одной стороны, при ширине здания более 18 м - с двух сторон.

Минимальное расстояние от бортового камня или кромки укрепленной обочины автодороги до наружной грани стены, включая тамбуры и пристройки, следует принимать:

  • при отсутствии въезда в здание и при длине здания до 20 м - 1,5 м;
  • то же при длине здания более 20 м - 3,0 м;
  • при наличии въезда в здание двухосных автомобилей - 8,0 м; трехосных автомобилей - 12,0 м.

Безопасность движения автомобилей на территории предприятия обеспечивается выполнением определенных требований. Эти требования изложены в Правилах по охране труда (РМ 027-2003), которые утверждены Минтруда России 12 мая 2003 г. Согласно действующей редакции документа, до управления автотранспортом на территории организаций допускаются водители соответствующих категорий. Последнее правило должно соблюдаться всегда, в том числе, и при проведении ходовых испытаний без выезда на дороги общего пользования.

Как управлять автомобилем на территории организации?

Скорость движения автотранспорта на территории предприятий не должна превышать 12 км/ч. Это правило будет действовать, если двигаться по открытой местности. А в помещениях разрешенное значение скорости снижается до 5 км/ч. Единственным исключением из правила являются площадки для проверки тормозов (там можно разгонять автомобиль до 40 км/ч). Интересно то, что перед въездом на территорию организации требуется снижать скорость до 10 км/ч.

На территории завода, склада или другого промышленного объекта могут быть установлены дорожные знаки. Значение указателя или знака будет таким же, как принято для дорог общего пользования в действующей редакции ПДД. На самом деле, так звучит одно из требований, предусмотренное в рассматриваемых здесь Правилах (но иногда им могут пренебречь в реальности).

Еще несколько требований

Включать передачу заднего хода разрешается, только если водитель лично убедился в безопасности совершаемого маневра. На крыльях и подножках автомашины перевозить людей запрещено даже при движении на низкой скорости. Проезжать мимо какого-либо оборудования можно, соблюдая необходимую дистанцию (0,5 м).

Скоростной режим, который надо соблюдать на территории предприятий, был рассмотрен «в первом приближении». В действительности, необходимо будет снижать скорость в местах сужения дорожного полотна (до 5 км/ч на открытой местности и до 3 км/ч внутри помещений).

Выполнение перечисленных требований поможет избежать аварийных ситуаций при движении по территории организации или предприятия.

Необходимость предупреждения от проникновения случайных лиц требуется всем предприятиям и организациям, вне зависимости от рода деятельности. Это может быть крупный завод или небольшая госструктура, где введен пропускной режим на предприятии, который подразумевает проход на территорию охраняемого объекта по специальным пропускам через КПП (контрольно-пропускной пункт). Подразделение охраны занимается контролем допуска посетителей, персонала и контроля вывоза материальных ценностей.

Что такое пропускной режим на предприятии

С юридической точки зрения, пропускной и внутриобъектовый режим на предприятии – это система административно-ограничительных мероприятий, инженерных решений и работы службы безопасности по допуску лиц на конкретный объект (плюс – обеспечения охраны товаров или оборудования). При этом администрация устанавливает правила прохода через КПП для посторонних лиц или допуска сотрудников к отдельным структурным подразделениям, в соответствии с их должностными инструкциями.

Назначение

Хотя существует различие между объектами, где используются подобные меры контроля и доступа, цели и задачи применения будут схожими. Введение пропускного режима на предприятии (ПРП) предназначено для:

  • обеспечения прохода сотрудников, сторонних посетителей, ввоза и вывоза грузов по пропускам установленной формы;
  • создания условий, препятствующих бесконтрольному проникновению посторонних лиц и транспорта на охраняемую территорию;
  • оперативного выявления обстоятельств, которые могут нанести ущерб интересам предприятия (например, хищений или пожара), создания системы противодействия этим опасностям.

Цели

Базовые цели организации контрольно-пропускного режима для большинства организаций будут схожими. К числу основных относятся такие целевые направления:

Требования

Не следует упускать из виду, что пропускная система на предприятии подразумевает ряд ограничений, поэтому должна быть безупречной с точки зрения нормативно-правовых актов и другой документации законодательного характера. Самыми главными тут будут требования к персоналу и посетителям, в том числе работникам сторонних организаций и прикомандированным лицам для разовых посещений.

Администрация, через службу безопасности, ведет контроль соблюдения пропускного режима, правильного оформления временных и постоянных пропусков, предусматривает случаи, когда возможен досмотр транспортных средств. В соответствии с законодательством, разрешается вход на территорию предприятия по служебным удостоверениям работникам полиции, прокуратуры, трудовой инспекции, другим контролирующим органам.

Система пропусков

Организация пропускного режима на предприятии, подразумевает выдачу и проверку пропускных документов, о сохранности которых должен заботиться владелец. Пропуск является личным документом, предусматривает наличие фотографии или необходимость удостоверения личности. В последнее время широкое распространение получили обезличенные электронные пропуска, которые носят временный характер (например, его могут выдавать остановившемуся в гостинице для доступа в номер или командированным на предприятие).

Пропускная система в офис

Создание ПРП для контроля доступа на рабочее место (офис или производственное помещение) подразумевает организацию пропускного пункта. Иногда его дополняют внутренними системами контроля доступа (СКД) к определенным секторам. Электронные СКД могут быть:

  • аудиовизуальными, передающими изображение с помощью специальных камер;
  • работающими с пластиковыми картами (в том числе – бесконтактными);
  • основанными на вводе идентификационных кодов с клавиатуры;
  • биометрическими (сканирующими радужную оболочку глаза или отпечатки пальцев).

Комбинация контроллера с исполняющим устройством, может проверять информацию в электронном пропуске, предоставляя возможность прохода, если данное лицо имеет право доступа. Это могут быть:

  • турникеты;
  • шлюзы;
  • электромеханические замки;
  • ростовые кабинки.

Въезд на территорию

Специальные транспортные КПП предназначены для наблюдения за въездом / выездом с территории предприятия. Помимо служебного помещения для диспетчера, тут обязательно должна быть досмотровая стоянка, обеспечивающая контроль ввоза или вывоза грузов с территории предприятия (например, с помощью досмотра транспортных средств). Если по территории предприятия проходит железнодорожная линия, то инструкция о ПРП должна отражать порядок проезда поездов, допуска к нему машинистов или другого персонала, а также правила осмотра опломбированных вагонов.

Пропускной режим на охраняемом объекте

Введение ПРП обязательно подразумевает наличие инструкция по пропускному и внутриобъектному режиму. Примерная структура этого документа может быть такой:

  1. Общие положения.
  2. Порядок пропуска через КПП.
  3. Допуск на предприятие транспортных средств, порядок вывоза материальных ценностей или документов.
  4. Виды пропуском принятых на предприятии, порядок их учета и использования.
  5. Обязанности должностных лиц по подержанию ПРП.

Организация пропускного режима

Четкое функционирование ПРП требует разделения объектов на несколько категорий, позволяя варьировать права доступа. В связи с этим, объекты могут быть:

  • общедоступные;
  • закрытые;
  • ограниченного доступа.

Определение категории доступа конкретному объекту (зданию, помещению) предоставляет возможность регламентировать в служебной документации права разных категорий сотрудников или посетителей. Кроме того, становится проще обосновать:

  • оптимальный вариант пропуска на объект лиц, транспорта или вывоза материальных ценностей;
  • конкретные виды технических средств для обеспечения безопасности;
  • необходимое количество физической охраны.

Материальные разрешительные документы

Разработанная инструкция о ПРП должна определять разные виды пропусков. Как правило, на крупных предприятиях их может быть несколько типов. За исключением материальных, все пропускные удостоверения выдаются в бюро пропусков на основании служебной записки или заявки. Различают следующие виды пропускных документов:

  • постоянный;
  • временный;
  • разовый;
  • материальный пропуск.

Приказ о пропускном режиме

Переход на пропускной режим, в соответствии с действующим законодательством (статьей 20 Трудового Кодекса РФ), должен сопровождаться выходом соответствующего приказа, подписанного директором (либо уполномоченным лицом по доверенности). С этим приказом, где указана точная дата введения ПРП, каждый сотрудник знакомится под роспись. Дополнительно рекомендуется провести собрание коллектива, где руководитель может в доходчивой форме разъяснить необходимость ПРП, ответив на имеющиеся вопросы.

Положение о пропускном режиме на предприятии

Положение о ПРП дополняет приказ, подробно рассматривая некоторые важные аспекты. Там должны быть указаны:

  • способ получения пропусков персоналом, пользования ими, ответственность за утерю;
  • порядок вноса-выноса материальных ценностей;
  • правила прохода для сторонних посетителей (командировочных, гостей, сотрудников контролирующих органов и др.).

Оснащение КПП

Техническая оснащенность контрольно-пропускного пункта зависит от многих факторов, например от предназначения. Различают два основных типа – для пропуска людей или транспорта, оснащение этих пропускных пунктов будет включать:

  • Контрольное оборудование – видеонаблюдение плюс система контроля и учета доступа (СКУД).
  • Инженерные укрепления – в зависимости от ситуации это могут быть турникеты, шлагбаумы или ворота.
  • Средства обороны – в зависимости от объекта это может быть газовое, травматическое или огнестрельное оружие.
  • Досмотровое оборудование (только для транспортных КПП) – фонари, щупы, досмотровые зеркала.
  • Средства связи – стационарный телефон и/или рация.

Инструкция по пропускному режиму

Для того чтобы регламентировать условия прохода на территорию предприятия сотрудников или других лиц, составляется Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму. Этот документ должен готовиться с учетом действующего законодательства и устава организации, утверждаться подписью директора и быть обязательным для всех членов коллектива (согласно статье 21 ТК РФ). Инструкция рассматривает права и обязанности сотрудников в разрезе ПРП, например, устанавливая допустимый лимит опоздания в 15 минут, превышение которого приведет к наказанию.

Виды пропусков на предприятии

Пропуска разрабатываются и выпускаются в соответствии с внутренними документами предприятия по ПРП. Самая востребованная категория – постоянные пропуска, в зависимости от необходимости может дополняться временными, разовыми и другими документами для входа на предприятие. В последние годы наблюдается тенденция к переходу на электронную форму данной документации.

Постоянный

Пропускной документ этого типа выдается сотрудникам предприятия (его подразделений), либо представителям других структур, постоянно обслуживающих организацию. Эти пропуска могут подразделяться на разные категории (в зависимости от допуска к различным объектам, помещениям или зданиям, при наличии такого разграничения, либо сменного режима на предприятии). Пропускной документ может постоянно находиться у владельца, либо храниться на КПП, пока человек работает. При увольнении работника его пропускной документ уничтожается, что оформляется актом.

Временный

Этот тип пропускных документов предназначен для тех, кто находится на временной работе или трудится по контракту. Еще одна категория пользователей временных пропусков – прикомандированные сотрудники. Эти пропуска могут иметь фотографию или быть без нее, в зависимости от норм внутренней инструкции по пропускному режиму (при отсутствии фото, необходимо предъявить документ удостоверяющий личность) и должны храниться на КПП. Выдаются они на непродолжительный срок – от нескольких дней до нескольких месяцев.

Электронные пропуска для сотрудников

Использование электронных пропусков на предприятии, упрощает работу охранника, но есть и более существенное преимущество – применение СКУД. В этом случае устройство не только пропускает на территорию работников, но и фиксирует опоздания и время ухода, то есть предоставляет необходимую информацию бухгалтерии или кадровой службе. При использовании электронного пропуска на предприятии, можно запрограммировать его в индивидуальном порядке, разрешая или запрещая доступ на определенные объекты (здания, производственные цеха, лаборатории).

Разовый пропуск-бланк

Пропуска этого типа предназначены для однократного посещения организации (например, для собеседования при приему на работу), не имеют фотографии, поэтому действительны только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. При этом одноразовый документ выданный водителю, может служить пропуском для его транспорта – автомобиля или грузовика, для заезда на территорию предприятия.

Охранникам, проверяющим документы, необходимо знать, что этот разовый документ действителен только в течение определенного времени. Для безопасности оформление разовых пропусков (цвет бумаги, шрифт и др.) должно периодически меняться. После проверки документов у проходящего лица пропуск остается на КПП, вместе с отметкой о времени входа и подписи сопровождающего лица. После выхода посетителя делается еще одна отметка, затем пропускной документ сдается обратно в бюро пропусков.

Видео