Режим жизнедеятельности человека - это что такое? Общее понятие. Вопрос жизнедеятельность человека, окружающая среда и среда обитания человека Жизнедеятельность человека определение


По специфических особенностей жизнедеятельности человека как биологического и социального существа, то в целом «жизнедеятельность человека» можно определить как процесс сбалансированного существования и реализации индивида, группы людей, человечества и общества в целом в единстве их жизненных потребностей и возможностей.

Более конкретным является понимание « жизнедеятельности человека» как специфической активности людей, определенных форм их поведения, направленных на тот или иной объект, процесс или явление.

На основе такого подхода жизнедеятельность человека можно дифференцировать на три основные формы :

1. Аутонарна жизнедеятельность — деятельность человека, направленная на собственный организм.

2. Предметная жизнедеятельность — деятельность человека, направленная на такие объекты окружающей среды, которые не проявляют целесообразной реакции на нее.

3. Социетарна жизнедеятельность — деятельность человека, направленная на такие объекты окружающей среды, которые реагируют на нее целесообразной изменением собственного поведения.

Обычно это влияние человека на различные более или менее сложные биологические системы.

Итак, объектами, на которые направлена жизнедеятельность человека, могут быть элементы как живой (включая человека) , так и неживой природы, входящие в сферу человеческих интересов и операционально подвергаются воздействию, а технологически — целевой действия.

Жизнедеятельность человека детерминируется рядом факторов субъективного и объективного характера.

Субъективные факторы связаны с человеком и обществом — индивидуальной и общественным сознанием, социокультурными интересами и ценностями времени, социальными институтами, уровнем духовного развития и т.п..

Объективные факторы являются главными в жизнедеятельности человека. И их особенности определяют три основные составляющие:

1) условия и ресурсы жизнедеятельности. Их можно разделить на естественно — экологические условия существования человека (человечества) и материально — ресурсную базу обеспечения жизнедеятельности человека (человечества);

2) реальное народонаселения (количество, плотность и популяционный состав);

3) механизмы жизнедеятельности — уровень научно — технологической вооруженности человека (человечества) и социальных отношений, достигнутый определенным социумом.

Между субъективными и объективными факторами предел иногда достаточно условным, поскольку в некоторых случаях сам человек выступает и объектом, и субъектом жизнедеятельности или в какой-то одной из этих ролей.

Однако их различия определяются прежде всего тем, что субъективные факторы жизнедеятельности более вариативными, пластичными, текучими, множественными. Поэтому их можно определить как достаточные для жизнедеятельности человека.

Объективные факторы являются не только достаточными, но и необходимыми условиями жизнедеятельности человека и реализации в мире, потому что жизнедеятельность человека или невозможна, или практически теряет смысл при отсутствии хотя бы одного из объективных факторов, таких как: подходящие условия для жизни человека; ресурс или соответствующие знания, умение применить эти знания и эффективно использовать необходимые для жизни ресурсы и т.д..

Подытоживая вышесказанное, отметим, что по сферам деятельности всю жизнедеятельность современного человека можно разделить на три основные составляющие:

профессиональная деятельность (работа);

— бытовая деятельность (быт);

— досуговая деятельность (досуг).

Заметим также, что каждая из этих составляющих может быть как безопасной, так и опасной для человека.

Сейчас рассмотрим вторую составляющую понятия безопасность жизнедеятельности — безопасность.

Безопасность — это состояние, когда условия жизнедеятельности определенного живого объекта соответствуют его основным потребностям.

Обычно безопасность ассоциируется с надежностью, защищенностью, комфортностью, спокойствием, равновесием, а в конечном итоге — отсутствием опасности.

Государственный стандарт России определяет термин « безопасность» как состояние защищенности общества и личности от риска подвергнуться повреждения.

Однако такое понимание безопасности не является исчерпывающим, поскольку лишь указывает на отсутствие опасности и характеризует некоторую идеальную ситуацию, в которой безопасность выступает как желательная, но недостижимая цель.

Для того, чтобы наиболее полно и четко определить понятие «безопасность », необходимо рассмотреть его антиномию (противоположность) — термин « опасность»

В философском смысле опасность — это свойство неживой и живой материи, способна вызывать вред самой материи: людям, материальным ценностям, природной среде.

Иногда ей придают эмоциональной окраски — « негативная ». Заметим, из этих самых философских позиций такое свойство живой и неживой материи абсолютно нейтральной к тому, что о ней думает человек.

Более конкретным является определение термина « опасность» как определенного условия, фактора или ситуации, существующие в окружающей среде и способны привести к нежелательному высвобождению энергии, вещества или информации, которые могут нанести любому живому объекту ущерба, физического вреда, ранения или повреждения.

Таким образом, синтезируя все выше рассмотренные понятия и термины, можно предложить следующее определение понятия «безопасность жизнедеятельности».

Человек на протяжении всей своей жизни участвует в постоянном сложном процессе создания благоприятных условий для своего существования. При этом он должен учитывать не только внутренние особенности своего организма, но и внешние факторы, которые могут на него влиять. Комфорт и безопасность своей жизни можно обеспечить, если принимать во внимание все аспекты жизнедеятельности.

Что такое жизнедеятельность?

Жизнедеятельность - это предотвращение и предупреждение опасности, возникающей при взаимодействии живого организма и окружающей среды. Источник опасности может исходить как от живой, так и от неживой формы воздействия и приносить вред организмам, природе, ценностям. Опасность может быть потенциальной, реальной и реализованной.

Классификация видов опасности

  • Естественные обусловлены природными явлениями, географическим положением и климатическими условиями.
  • Технические, или техногенные, возникают в производственных процессах и приводят к травмам и смертельным исходам.
  • Антропогенные допускаются в результате случайной или умышленной ошибочной деятельности.

Среда обитания

Жизнедеятельность - это длительный процесс, на который немалое влияние оказывает среда обитания и какие-либо отклонения от нормы связаны именно с ней.

  • Физическая - атмосферное давление, загазованность, процентная влажность воздуха, температура, радиация.
  • Биологическая - растительный и животный мир.
  • Социально-психологическая - быт, производственно-хозяйственная деятельность, творчество.

Сложнейший и интереснейший процесс - жизнедеятельность человека, который зависит от массы внешних и внутренних факторов. Для него крайне необходимы благоприятные условия обитания, полноценный здоровый образ жизни, сбалансированное питание.

Среда обитания - экологическое понятие в жизни организмов. Существуют следующие среды обитания: вода, воздух, земля и организм другого живого существа. Никакая жизнедеятельность организмов невозможна без среды обитания. И самое уникальное свойство живых существ - это приспособление или адаптация к условиям выживания в той или иной среде.

Процессы жизнедеятельности человеческого организма

Жизнедеятельность - это постоянный анализ человеком внешних и внутренних факторов воздействий для принятия и осуществления решений дальнейшего здорового и активного существования. Человеческий организм - это сложный механизм. В нем происходят постоянные обменные процессы, требующие внимательного отношения ко всем его системам, каждая из которых выполняет свою функцию. И вопрос гигиены организма занимает главное место в среде его обитания.

Нервная система (центральная и периферическая) регулирует существование всех систем и органов, а также контролирует психическое состояние организма.

Выделительная система - это естественное удаление из организма продуктов распада. Для нормального функционирования нервной системы, хорошего обмена веществ, качественного сна рекомендуется закаливание организма. Солнце, воздух и вода укрепляют здоровье человека.

Кровообращение - проводник кислорода и питательных веществ к тканям и органам. Вывод из организма продуктов распада и поддержание должной температуры - это тоже задача кровеносной системы.

Дыхание регулирует обмен кислорода и углекислого газа. Органы дыхания - это главный путь для попадания в организм болезнетворных микробов, пыли и других раздражителей. Чтобы избежать заболеваний органов дыхания, рекомендуются прогулки на свежем воздухе, поддержание в чистоте жилых объектов, проветривание. Страшный вред наносит курение и курильщику, и окружающим его живым существам.

Питание - основа существования и насыщения организма белками, жирами, углеводами, водой, минеральными солями, витаминами. Гигиена питания заключается в соблюдении режимов хранения продуктов, приготовления пищи, качественного, полноценного питания и соблюдения личной гигиены.

Для гигиены кожи, развития мышечной и мускульной системы необходимы чистота и занятия спортом. Одеваться нужно в соответствии с погодой или характером деятельности.

На деятельность органов слуха могут повлиять внешние шумы, различного рода повреждения, заболевания и недостаточная гигиена.

По достижении детородного возраста входит в силу система органов размножения для продления рода человеческого, которая требует внимательного и трепетного отношения.

Что такое БЖД?

Воспитание молодого поколения невозможно в современном социуме без привития основных норм и понятий ответственного отношения к своему здоровью, безопасности личной и окружающих, защиты своей жизни во вредных и опасных условиях обитания. В курс программы многих школ и высших учебных заведений введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В нем отражены все аспекты гармоничного развития системы «природа-человек-общество». Изучение всевозможных вариантов здорового образа жизни, мер и способов безопасности - основная цель предмета.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это особая наука о поведении людей в условиях опасности. Она знакомит с теорией и практикой безопасности на производстве и в быту, изучает законодательную и нормативную базу по охране труда и технике безопасности, а также механизмы предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Основные разделы, изучаемые в БЖД

  1. Опасные и чрезвычайные ситуации. Необходимая защита для обеспечения безопасности.
  2. База медицинских знаний и навыков при оказании первой помощи пострадавшим.
  3. Здоровый образ жизни.
  4. Изучения современных проблем безопасности.
  5. Военная обязанность и меры безопасности.

В основы жизнедеятельности заложена безопасность существования. Безопасность означает, что условия жизни должны соответствовать основным потребностям. Это и комфорт, и покой, и надежность защищенности.

Как себя защитить от опасности

Не всегда поведение человека можно предсказать, поэтому безопасность жизнедеятельности предусматривает контроль над избыточной отрицательной энергией, за выплеском которой неизбежно следуют нанесение ущерба, физические травмы, ранения, разрушения, случаи летального исхода.

На любое действие всегда есть противодействие. От любой опасности всегда должна быть защита. Поэтому решение этой проблемы заключается в двух ветвях:

  • истребление источника опасности;
  • противостояние опасности высокой степенью защиты.

Подводя итог, можно сказать, что жизнедеятельность - это не только благоприятные условия. Она невозможна без опасных ситуаций. Поэтому безопасность рассматривается как система мер и действий по устранению опасности и недопущению риска.

  • 3. Поражающие факторы современных видов оружия
  • Безопасность общества и личности план
  • 1. Опасности и их воздействие на организм
  • 2. Система мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов
  • 3. Мероприятия по обеспечению личной безопасности граждан
  • Чрезвычайные ситуации. Медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций план
  • 1. Основные понятия и определения чс
  • 2. Классификация чс
  • 3. Медицинские и медико-санитарные последствия чс
  • 4. Фазы развития чс и поражающие факторы
  • 5. Методы прогнозирования и оценка обстановки
  • Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций план
  • 1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс)
  • 2. Организационная структура рсчс
  • Органы повседневного управления рсчс
  • Органы непрерывного управления рсчс
  • 3. Режимы функционирования рсчс и порядок их введения
  • 4. Задачи и состав сил и средств рсчс
  • Функции Министерства Обороны рф
  • 5. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций рсчс
  • 6. Всероссийская служба медицины катастроф
  • Основы организации и мероприятия защиты населения от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения план
  • Введение
  • 1. Вредные и опасные факторы природного, антропогенного и техногенного происхождения
  • 2. Средства и методы контроля и мониторинга вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
  • 4.Технические средства индивидуальной защиты
  • 5. Индивидуальные медицинские средства защиты
  • 6. Санитарная и специальная обработка
  • Вредные и опасные факторы природного, антропогенного и техногенного происхождения. Классификация и краткая характеристика.
  • Мероприятия и методы защиты населения.
  • Классификация убежищ.
  • Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности план
  • 1. Нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
  • 2. Основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
  • 3. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности
  • 1. В области обучения населения.
  • 2. Основные мероприятия по оповещению населения об опасностях.
  • 3. Основные мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  • 4. Основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
  • 5. Основные мероприятия по проведению аварийно-спасательных работ.
  • 6. Основные мероприятия по обеспечению пострадавшего населения.
  • 7. Основные мероприятия по борьбе с пожарами.
  • 8. Основные мероприятия по обнаружению и обозначению зон радиоактивного, химического, биологического и иного загрязнения.
  • 9. Основные мероприятия по санитарной обработке населения и специальной обработке (очистке, обезвреживанию) зданий, сооружений, техники и территории.
  • 10. Основные мероприятия по восстановлению и поддержанию порядка в пострадавших районах.
  • 11. Основные мероприятия по восстановлению функционирования коммунальных служб.
  • 12. Основные мероприятия по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
  • 13. Основные мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время.
  • 14. Основные мероприятия по обеспечению постоянной готовности сил и средств формирований гражданской обороны.
  • 4. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях
  • Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях план
  • 1. Психотравмирующие факторы чс
  • 2. Особенности развития нервно-психических расстройств у населения и спасателей в чс различного характера
  • 3. Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях
  • Безопасность труда медицинского персонала план
  • 1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников
  • 2. Система охраны труда и безопасности в медицинских организациях
  • 3. Особенности обеспечения безопасности труда врачебного состава
  • 5. При уколах и порезах во время медицинских манипуляций необходимо срочно
  • 6. При обслуживании пациентов врачу необходимо проявлять постоянную бдительность в отношении
  • 7. Стирку санитарно-гигиенической одежды медицинского персонала необходимо проводить
  • Безопасность медицинских услуг план
  • 1. Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов при оказании медицинских услуг
  • 2. Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях
  • 3. Особенности обеспечения безопасности пациентов
  • - Выявлением у пациента артериальной гипертензии, фактов приема гипотензивных препаратов и назначением успокаивающих лекарственных препаратов;
  • 1. Понятие о жизнедеятельности человека

    Сохранение жизни и условий, необходимых для ее поддержания, является естественной потребностью всех живых существ. По мере развития человеческой популяции сформировались общественные системы жизнеобеспечения: вооруженная и правовая защита, медицина, производство и распределение пищевых продуктов, одежды и других средств поддержания жизни. В ХIХ и, особенно, ХХ веках производство техники и всплеск урбанизации общества потребовали создания новых систем обеспечения жизнедеятельности людей.

    В настоящее времяпод «жизнедеятельностью» , как правило, понимают совокупность процессов , протекающих в любом организме и составляющих сущность и проявления жизни.

    Сущность жизни заключается в эволюции специфического порядка обмена веществ посредством матричного синтеза структуры. Обмен веществом является непременным условием поддержания и воспроизведения структуры. Структура, в свою очередь, является непременным условием для осуществления обмена веществ и поддержания его специфичности. Жизнь прекращается с разрушением структуры, специфической для каждого вида организмов. Жизнь изменяется с изменением структуры.

    Специфичность структуры и обмена веществ обусловливается и поддерживается информацией, содержащейся в размножающихся матричным путем генетических программах. Эволюционные и случайные изменения организма происходят в процессе обмена веществом и энергией с окружающей средой. По своей сути жизнедеятельность представляет собой процесс взаимодействия факторов внутренней среды организма с внешней, окружающей средой.

    К наиболее известным проявлениям деятельности большинства биологических систем, как правило, относят: межклеточную коммуникацию, клеточное распознавание, физиологические процессы клетки, развитие , биологическое размножение , взаимодействие между организмами и другие процессы.

    В отличие от других организмов, проявления жизнедеятельности человека более многочисленны. Их обстоятельное научное познание возможно лишь при четкой систематизации знаний на основе использования метода классификации по тем или иным критериям. Вместе с тем, право на существование имеют и иные точки зрения. Например, с позиции социологических наук явление жизнедеятельности человека « представляет собой основанную на материальном производстве и осуществляющуюся в системе общественных отношений, совокупность процессов сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития».

    Специалисты в области создания сложных технических систем, применяя для познания жизнедеятельности человека метод моделирования, рассматривают ее в качестве процесса. По их мнению, «модель процесса деятельности состоит из двух элементов: человека и среды, имеющих прямые связи - воздействие человека на среду, и обратные, обусловленные всеобщим законом реактивности материального мира». При этом, система «человек-среда» имеет двухцелевую направленность: достижение определенного эффекта (все виды человеческой активности: работа, отдых, быт, занятия спортом и т.д.) и исключение нежелательных последствий (ущерба здоровью и жизни человека, пожаров, аварий, катастроф и т.п.).

    С позиций медицинской науки целесообразно рассматривать организм человека как открытую саморегулирующуюся многофункциональную суперсистему, а его жизнедеятельность – как совокупность процессов, обеспечивающих осуществление функций поддержания жизни, то есть - жизненно важных функций.

    Согласно теории функциональных систем академика П.К. Анохина осуществление каждой функции обеспечивается временной или постоянной специфической системой различных процессов и структур. Например, для осуществления поворота головы временно создается функциональная система, включающая в себя: головной и спинной мозг, двигательные нервы, костно-мышечный аппарат шеи, а также системы, постоянно обеспечивающие обмен веществ в организме. Одной из постоянных систем является функциональная система, поддерживающая оптимальный для обмена веществ уровень углекислого газа и кислорода и для этого объединяющая органы дыхания, сердце, аппарат кровообращения и кровь, органы пищеварения и выделения, железы внутренней секреции и т.д.

    В зависимости от целевой установки организма его функции могут быть основными и вспомогательными.

    Например, в общебиологическом аспекте основной функцией организма является репродуктивная функция, обеспечивающая воспроизводство себе подобных, а вспомогательной – функция выживания в реально существующих условиях.

    Функция выживания, в свою очередь, интегрирует множество процессов и явлений, обеспечивающих максимальную продолжительность существования конкретного организма, продолжительность его жизни. В рамках этой интегральной функции можно выделить две группы вспомогательных функций: функции потребления и функции защиты.

    Интегральная функция потребления включают в себя функции обеспечения организма питательными веществами, водой, кислородом, энергией, информацией и т.п.

    Интегральную функцию защиты представляют функции реагирования или распознавания опасности и функции реакции или устранения вредного воздействия.

    Распознавание опасности осуществляется организмом человека посредством предвидения (прогнозирования), функционирования органов чувств, интерорецепторов, иммунной системы и других функциональных систем.

    Функция защитной реакции организма представлена группами функций по выделению, обезвреживанию и удалению опасных объектов (факторов, компонентов, элементов, субстратов и т.п.).

    В ходе эволюции репродуктивной функции и функции выживания у человека сформировались системы активной осознанной деятельности, т.е. функциональные системы по выполнению физической и психической работы. Работоспособность (трудоспособность, боеспособность) и ее продолжительность приобретают особое общественное значение при рассмотрении человека в социальном аспекте, когда его организм используется в качестве орудия выполнения политических, экономических и других задач. Продолжительность трудоспособности, как и жизни вообще, зависит от выживаемости индивидуума, являясь в определенной степени результатом интегральной функции выживаемости.

    Общеизвестно, что эффективность социально значимых функциональных систем обеспечения репродуктивности, работоспособности и выживаемости человека во многом зависит от эмоционального состояния организма, основу которого составляет эмоциональная реактивность - способность организма отвечать на изменения окружающей и внутренней сред возникновением эмоций.

    Таким образом, жизнь человека, как биологического и общественного существа, проявляется, в основном, репродуктивностью, выживаемостью, работоспособностью и эмоциональной реактивностью, а под «жизнедеятельностью человека» следует понимать не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.

    Согласно Федеральному закону «О защите окружающей среды» под термином «окружающая среда» следует понимать совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов.

    В свою очередь, природная среда (природа) является совокупностью компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

    Компонентами природной среды называют землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

    Природными объектами называют естественные экологические системы, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

    Природно-антропогенный объект – это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

    Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

    По отношению к природе и антропогенным объектам окружающая среда может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов. Неблагоприятной окружающая среда становится при ее изменении, например, при загрязнении.

    Под загрязнением понимают поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на ее компоненты и объекты. Загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

    Окружающая человека среда, то есть среда, в которой он осуществляет свою жизнедеятельность, называется средой обитания. Согласно школьным основам безопасности жизнедеятельности, среда обитания окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

    Как и окружающая среда, среда обитания человека может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют такую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Среду обитания и ее факторы с негативным действием принято называть неблагоприятными.

    Человек, осуществляя свою жизнедеятельность, не только зависит от среды обитания, но и воздействует на нее, также оказывая благоприятное или неблагоприятное воздействие. Поэтому отношения человека с окружающей средой следует рассматривать в аспекте взаимности.

    При более детальном анализе отношений организма с окружающей его средой выявляются и более сложные причинно-следственные связи, например, их взаимодействия могут быть жизненно необходимыми, полезными, индифферентными, вредными и даже опасными для обеих сторон.

    В современном русском языке словом «опасность» обозначается возможность, угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

    Наиболее широко распространено определение «опасности», как возможности возникновения явлений или процессов, способных губить людей, наносить им материальный ущерб, разрушительно действовать на среду обитания.

    В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности человека опасность – это потенциальное свойство окружающей среды, ее отдельных элементов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности. Опасностью обладают все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

    В технической литературе, посвященной проблемам выживания человека в техносфере, под опасностью понимают «явление, процесс или объект, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека». При этом очевидно отождествление понятий «опасность» и «фактор». Более того, в системе безопасности труда и управления охраной труда, под термином «опасность» понимают «фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, а также - источник, ситуацию или действие, которые потенциально могут нанести вред человеку или привести к ухудшению здоровья или сочетание перечисленного».

    В медицинской среде принято употребление термина «опасность», как возможности причинения вреда организму - заболевания, травмы, ухудшения течения болезни или другого нарушения здоровья, а также как возможности смерти. Наиболее часто встречающиеся словосочетания: «опасность заболевания», «опасность осложнения», « опасность травмы», «опасность смерти» и т.д.

    В области охраны труда, а также в профилактической медицине, неблагоприятное воздействие производственной среды характеризуют как вредное и опасное. Согласно российскому трудовому законодательству: вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

    При неблагоприятном (вредном или опасном) для организма человека взаимодействии с окружающей средой происходит ограничение или утрата тех или иных функций организма – человек теряет работоспособность или заболевает. Такая ситуация называется патогенной, т.е. приводящей к болезненным (патологическим) состояниям. Патологической ситуации, как правило, предшествует угроза или риск ее возникновения.

    Понятие, заимствованного из французского языка слова «риск», означающего «действие наудачу, в надежде на счастливый исход», в современном русском языке трансформировалось в «возможную опасность», а в профессиональном техническом - в «вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда».

    Специалисты в области создания технических систем, различают и изучают индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый и другие виды риска.

    В российском здравоохранении термин «риск» также получил применение: «риск для здоровья» – вероятность развития патологического эффекта у человека или группы людей, подвергшихся определенному неблагоприятному воздействию.

    Наиболее широко применяют словосочетание «фактор риска». Фактором риска обычно называют фактор любой природы, который при определенных условиях может провоцировать или увеличивать риск развития нарушений здоровья. Например, по данным мировой статистики Всемирной организации здравоохранении за 2010 г. предотвратимыми факторами риска смерти и заболевания признаны:

    Непригодная для питья вода и отсутствие средств санитарии;

    Использование твердых видов топлива в домохозяйствах;

    Низкая масса тела при рождении;

    Неправильная практика кормления детей раннего возраста;

    Недостаточное питание детей;

    Избыточный вес или ожирение;

    Вредное употребление алкоголя;

    Употребление табака;

    Небезопасный секс.

    В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. записано, что в России «существуют четыре основные фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5%».

    Основными внешними факторами риска смерти в России также являются чрезмерное потребление крепких алкогольных напитков, дорожно-транспортные происшествия и самоубийства.

    К факторам риска возникновения и развития гипертонической болезни относят: наследственную предрасположенность, курение, гиподинамию, ожирение, пьянство, стресс, пожилой возраст и другие факторы.

    Так как явление опасности окружающей среды для жизнедеятельности человека рассматривается учеными с различных позиций, то и опубликованные классификации факторов, оказывающих воздействие на организм, отличаются разнообразием и противоречивостью.

    До формирования современного учения об окружающей среде в качестве основных факторов влияния на заболеваемость и смертность нередко рассматривали, а социологи и клиницисты продолжают рассматривать демографические и социальные факторы. Демографическими факторами обычно называют возраст, расу и национальность, пол, сексуальную ориентацию, место проживания. К социальным, как правило, относят: социально-экономическое положение, культуру и воспитание, религиозные убеждения, жизненные события, социальную мобильность, социальные связи и т.п.

    В научно-популярной литературе вредные факторы нередко разделяют на бытовые, производственные и экологические.

    Приведенные классификации факторов влияющих на здоровье человека разработаны в процессе практической медицинской деятельности и, безусловно, имеют право на существование. Вместе с тем, они лишь отчасти отражают причинно-следственные связи патологических процессов и не в полной мере отражают опасности и угрозы повседневной жизнедеятельности человека.

    С позиций обеспечения жизнедеятельности человека главным критерием в распределении факторов должен быть результат влияния.

    По влиянию на здоровье человека все факторы окружающей среды целесообразно распределять на 5 групп: жизненно необходимые, полезные, индифферентные, вредные и опасные.

    Жизненно необходимые факторы – элементы среды обитания, без которых невозможна жизнь человека: воздух, вода, питательные вещества, микроорганизмы и другие. Их отсутствие приводит к смерти. Их недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни).

    Полезные факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма: солнечная радиация, музыка, половой партнер, физическая нагрузка и другие. Их отсутствие или недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни).

    Индифферентные факторы - элементы окружающей среды, влияние которых на организм, скорее всего, еще не изучено. Их наличие или отсутствие в среде обитания человека не оказывает на здоровье никакого воздействия.

    Вредные факторы – элементы окружающей среды, воздействие которых на человека, в определённых условиях, приводит к болезни или другому нарушению здоровья, в том числе и к нарушению здоровья потомства: механические примеси во вдыхаемом воздухе, ультрафиолетовое излучение, шум, этанол, канцерогены, курение и другие.

    Опасные факторы – элементы окружающей среды, воздействие которых на человека, в определённых условиях, приводит к острому заболеванию, травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, смерти: ионизирующая радиация, боевые отравляющие вещества, движущиеся предметы, вирус лихорадки Эбола и другие.

    При оценке факторов окружающей среды нужно помнить о том, что любой, даже жизненно необходимый фактор, в зависимости от интенсивности (доза) или продолжительности (время) воздействия, может стать вредным и опасным.

    По составу элементов факторы окружающей среды можно объединить в 2 группы: единичные и комплексные. Это чисто теоретическая классификация. Она нужна для научных и образовательных целей. Фактически организм человека подвергается воздействию комбинации факторов.

    В соответствии с классификацией компонентов и объектов окружающей среды комплексные факторы можно распределить на 3 основные группы и их подгруппы.

    В качестве комплексных факторов природных и природно-антропогенных объектов могут изучаться:

    Земля, недра, почвы;

    Подземные и поверхностные воды;

    Атмосферный воздух;

    Растительный и животный мир;

    Озоновый слой атмосферы;

    Лучистая энергия (радиация) и другие.

    В группе комплексных факторов антропогенных объектов большое значение для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека имеет выделение подгрупп социальных факторов, факторов обитаемости антропогенных объектов и факторов питания.

    В подгруппе социальных факторов целесообразно выделять такие комплексные факторы как уклад жизни общества, социальных, профессиональных и семейных групп, а также уклад жизни индивидуума («образ жизни»). В укладе жизни профессиональных групп особый интерес представляет комплекс вредных и опасных производственных факторов, в подгруппе факторов питания - недостаточное и избыточное поступление в организм питательных веществ и т.д.

    Особое место занимает группа комбинации комплексных факторов, которая в настоящее время практически не исследуется.

    В соответствии с классификацией форм движения материи единичные факторы окружающей среды можно распределить на физические, химические, биологические и психофизиологические факторы. Эта классификация основана на Классификации вредных и опасных производственных факторов (ГОСТ 12.0.003-74) и по своей сути представляет ее модификацию.

    В группу физических факторов включены:

    Механические (движущиеся предметы, неподвижные опасные предметы, движение воздуха, примеси воздуха);

    Акустические колебания окружающей среды;

    Термические факторы;

    Электромагнитные факторы;

    Барометрическое давление;

    Другие физические факторы.

    Химические факторы, в свою очередь, распределяют:

    По химической структуре (химические элементы, химические соединения);

    В зависимости от пути проникновения в организм человека (вещества, проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и кожные покровы, слизистые оболочки);

    По характеру негативного воздействия на организм человека (токсические или общеядовитые вещества, вещества раздражающего действия, вещества сенсибилизирующего действия, канцерогенные вещества, мутагенные вещества и вещества, влияющие на репродуктивную функцию).

    В группе биологических факторов целесообразно выделять:

    Биологические вещества (аллергены, прионы, вирусы);

    Микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности (бактерии, простейшие, грибки);

    Макроорганизмы (растения, грибы, животные).

    Среди психофизиологических факторов выделяют две подгруппы: физические и нервно-психические нагрузки. В свою очередь, среди физических нагрузок выделяют статические и динамические, а среди нервно-психических - интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, монотонность, режим деятельности.

    Результатом взаимодействия организма с окружающей средой является его состояние. Специфические особенности ее факторов, как правило, определяют характерные особенности состояния организма.

    Состояния здоровья и болезни знакомы каждому человеку. И каждый человек знает, что одновременно можно быть и больным и здоровым, что наши ощущения отражают лишь отдельные, частные и не всегда существенные нарушения тех или иных функций организма. Несмотря на то, что человеку иногда кажется, что он полностью болен, вполне очевидно, что универсальной болезни нет. Естественно, что не может быть и универсального здоровья.

    Определения здоровья, как нормы существования человека, которое смогло бы быть безоговорочно принято учеными всех специальностей, нет. Медики и философы, социологи и экономисты, рассматривая данную абстрактно-логическую категорию с разных позиций, определяют ее по-своему, акцентируя внимание на аспектах, представляющих сугубо профессиональный интерес.

    В российской медицинской литературе получило распространение мнение о том, что определение здоровья человека дано в 1946 г. при создании Всемирной организации здравоохранения. Однако, в преамбуле устава, на которую у нас принято ссылаться, изложены лишь принципы, которые авторы текста посчитали основными «для счастья, гармоничных отношений между всеми народами и для их безопасности». Один из них сформулирован так: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». По общему признанию этот принцип является удачным политическим лозунгом и в этом качестве успешно используется в управлении государственными и межгосударственными структурами мирового сообщества.

    В преамбуле и во всем английском тексте Устава Всемирной организации здравоохранения нет даже намека на толкование слова «health» (здоровье). Зато оно имеется в дополненном переводе 26-го издания Англо-русского медицинского энциклопедического словаря Т. Стедмана (2000 г.): «Health – здоровье - Состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, без признаков болезни или аномалий».

    Подобное понятие существует и в русском языке. Например, в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля (2-е издание, 1880 г.) написано: «ЗДОРОВЬЕ или здрав i е ср. состояние животнаго тела (или растенiя), когда все жизненныя отправления идутъ въ полном порядке; отсутствие недуга, болезни».

    При таком толковании слово «здоровье» приобретает значение научного медицинского термина, так как состояние организма можно изучать и оценивать на молекулярном, клеточном, организменном и социальном уровнях.

    Для целей Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в его тесте дано следующее определение здоровья: «здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

    Для того, чтобы приведенное определение здоровья приобрело практическую значимость, необходима детальная характеристика основных функций человеческого организма с позиции их значения для жизни человека и общества. В зависимости от уровня исследования организма, критерии здоровья человека могут быть биологическими, медико-биологическими и общественно значимыми. К биологическим показателям состояния организма отнесены биохимические, гистохимические, цитохимические и другие. Медико-биологическими являются показатели состояния физиологических систем, иммунологической реактивности и других, общественно значимыми - показатели репродуктивности, выживаемости, работоспособности, эмоциональной реактивности.

    Общественно значимые показатели основных функций организма являются интегральными, включающими в себя характеристики медико-биологических и биологических показателей, отражающих состояние вспомогательных функций. Интерпретация результатов органолептических, лабораторных и инструментальных исследований организма на основе знания функциональных систем предоставляют возможность объективной оценки уровня здоровья человека.

    Следовательно, здоровье - это состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, то есть состояние, обеспечивающее осуществление жизненных функций. Соответственно, болезнь - это состояние организма с неудовлетворительным функционированием органов и тканей, то есть состояние организма, ограничивающее осуществление жизненных функций.

    Жизнедеятельность - совокупность процессов, протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни и являющихся проявлениями жизни. Для жизнедеятельности характерен обмен веществ. Жизнедеятельность может заключаться как в активном перемещении в пространстве для поддержания обмена веществ и более сложных действиях, так и в неподвижном существовании с обменом питательными веществами со внешней средой.

    Этимология «Жизнедеятельность» состоит из двух слов - «жизнь» и «деятельность» , поэтому выясним сначала содержание каждого из них. Жизнь - это одна из форм существования материи, которую отличает от других способность к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, разных форм движения, возможность приспосабливаться к окружающей среде, наличие обмена веществ и реакций на раздражители. Жизнь является высшей формой существования материи сравнительно с другими - физической, химической, энергетической и т. п. . Жизнь - это особая форма движения материи со специфическим обменом веществ, самообновлением, системным управлением, саморазвитием, физической и функциональной дискретностью живых существ и их общественных конгломератов. Из этого довольно сложного определения выведем главное: жизнь можно рассматривать как последовательный, упорядоченный обмен веществ и энергии. Неотъемлемым свойством всего живого есть активность (мыши, птицы, люди). Деятельность есть специфической человеческой формой активности, необходимым условием существования человеческого общества, содержание которой заключается в целесообразном изменении и превращении в интересах человека окружающей среды. Человеческая активность имеет особенность, которая отличает ее от активности других живых организмов и существ. Эта особенность заключается в том, что человек не только приспосабливается к окружающей среде, а и трансформирует её для удовлетворения собственных нужд, активно взаимодействует с ней, благодаря чему и достигает сознательно поставленной цели, которая возникла вследствие проявления у нее определенной потребности. Человек ощущает на себе влияние законов естественного мира. Деятельность человека объединяет его биологическую, социальную и духовно-культурную сущности. Итак, под жизнедеятельностью понимается свойство человека не просто действовать в жизненной среде, которая его окружает, а процесс сбалансированного развития и самореализации индивидуума, группы людей, общества в целом, человечества в единстве их жизненных потребностей и возможностей.

    Жизнедеятельность человека Жизнедеятельность человека - это способ его существования, и нормальная повседневная деятельность и отдых. Жизнедеятельность протекает в постоянном контакте со средой обитания. Комфортными называются такие параметры окружающей среды, которые позволяют создать наилучшие для человека условия жизнедеятельности. В процессе своей деятельности человек находится в связи со всеми элементами своей среды обитания, которую можно разделить на бытовую и производственную. В производственной среде обитания человек, взаимодействуя с машинами и другими людьми трудом добывает себе средства существования. Физический труд происходит за счёт мышечной деятельности. Мышечная деятельность делится на динамическую - переменное мышечное усилие с изменением длины мышцы и изменением положения тела, статическую - постоянное усилие без изменения длины мышцы. При статической нагрузке мышцы долгое время находятся в одном состоянии, и, по сравнению с динамической нагрузкой, когда происходит чередование сокращений и расслаблений мышц, является более утомительной. При возбуждении мышц происходит превращение потенциальной энергии питательных веществ (углеводы, жиры и белки) и кислорода в работу с выделением тепла.

    1. Жизнедеятельность людей эволюционировала и протекает сейчас в условиях биосферы, сформированных в значительной мере живым веществом. Следовательно, с ним во многом связана безопасность жизнедеятельности человечества в целом. Защита окружающей среды должна препятствовать уничтожению живых организмов и даже уменьшению их биоразнообразия, так как это может существенно уменьшить безопасность жизнедеятельности людей. 2. В настоящее время происходит переход биосферы в ноосферу. Антропогенная деятельность в этот период может значительно повлиять на состояние биосферы, ее энергетику, что несомненно скажется на безопасности жизнедеятельности. 3. Энергия, накопленная живым веществом, истощима. Ее интенсивное использование без обеспечения альтернативными источниками также повлияет на безопасность жизнедеятельности человека, 4. Оценивать влияние на безопасность жизнедеятельности многих природных и техногенных факторов часто наиболее удобно на ландшафтно-геохимическом уровне строения биосферы, 5. При оценке и прогнозировании изменений безопасности жизнедеятельности необходимо учитывать закономерности концентрации веществ на геохимических барьерах.

    Работоспособность Основным показателем трудовой деятельности человека принято считать его работоспособность, т. е. способность производить действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время. Иными словами, работоспособность - это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

    Необходимость отдыха Каждое живое существо нуждается в отдыхе, чтобы восстановить потраченные силы. Подумайте над значением слова «восстановить» , то есть «привести в прежнее состояние, вернуть в прежнее положение» . «Сон – приятный природный восстановитель, который вдыхает новые силы в утомленное тело и подготавливает его к обязанностям следующего дня» (Э. Уайт. Воспитание детей, с. 342). Но не следует ограничиваться различными видами пассивного отдыха(сон, медитации), нужно вести предельно активный образ жизни, так как в наше время гиподинамией страдает практически каждый человек.

    Возможности расширения сферы жизнедеятельности Одной из причин современного кризиса является ограничение сферы жизнедеятельности человечества пределами планеты (первая причина, выявленная Вернадским, – достижение технологиями геологической мощности). Достигнуты пределы роста, заданные самой природой планеты: невозобновимые ресурсы, площадь и продуктивность возделываемых земель, способность окружающей среды к регенерации производимых человеком загрязнений. Ряд учёных, в первую очередь отечественных, рассматривал возможности расширения сферы жизнедеятельности человечества за пределы Земли, в Космос. Известно даже такое направление философской мысли – «русские космисты» (Н. Ф. Фёдоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский и др.). Смысл учения Вернадского, например, состоит в том, что появление и эволюция человека рассматривается как этап развития биосферы, которая в свою очередь является частью космического единства. Вернадский утверждал, что цивилизация человечества является органической частью Космоса, поэтому «не может прерваться и уничтожиться» .

    Итак, можно сказать, конечной целью жизнедеятельности является безопасность. Парадоксально, но жизнедеятельность, в свою очередь, является источником опасностей. Преобразованной жизнедеятельностью среде свойственны свои опасности. Опасности возникают также от собственных действий при защите: например, убегая от преступника и не рассчитав свои силы, человек может получить травму, даже инфаркт. К числу опасностей от собственной жизнедеятельности относятся и опасности от нерационального повседневного поведения - от вредных привычек и т. п.

    Вид опасности, поле опасностей Объект защиты Система безопасности Опасности среды деятельности человека Человек Безопасность (охрана) труда Опасности среды деятельности и отдыха, города и жилища – опасности техносферы Человек Безопасность жизнедеятельности человека Опасности техносферы Природная среда Охрана окружающей среды Чрезвычайные опасности биосферы и техносферы Человек Защита в чрезвычайных ситуациях Природная среда Материальные ресурсы Внешние и внутренние общегосударственные опасности Общество, нация Система безопасности страны, национальная безопасность Опасности неконтролируемой и неуправляемой общечеловеческой деятельности (рост населения, оружие массового поражения, потепление климата и т. п.) Человечество Глобальная безопасность Опасности космоса Человечество, планета Земля Биосфера Техносфера Космическая безопасность

    Из вышесказанного следует, что системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее время, распадаются на следующие основные виды: – систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности; – систему охраны природной среды (биосферы); – систему государственной безопасности; – систему глобальной безопасности.

    Выводы Историческим приоритетом обладают системы обеспечения безопасности человека, который на всех этапах своего развития постоянно стремился к обеспечению комфорта, личной безопасности и сохранению своего здоровья. Это стремление было мотивацией многих действий и поступков человека. Каждому человеку необходимо заботиться не только о правильном режиме, чередовании деятельности и надлежащем отдыхе, но и об обеспечении своей безопасности для того, чтобы добиться намеченных целей и самореализоваться в жизни.


    ЛЕКЦИЯ

    Дисциплина:

    31.05.02 – Педиатрия

    САРАТОВ-2015 г.


    ЛИТЕРАТУРА:

    а) основная литература:

    б) технические средства:

    Персональный компьютер;

    Мультимедийный проектор.


    ВВЕДЕНИЕ – 2 мин.

    Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации

    Безопасность – «Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (ст.1. «Закона о безопасности»). Это социальная защищенность человека, обеспечивающая сохранность самого человека и его отдельных жизненно важных функций в соответствии с наибольшими возможностями общества. Безопасность должна быть гарантирована человеку в рамках и пределах социально возможного. Эти социальные гарантии проявляются в возложении определенных обязанностей по обеспечению безопасности конкретного человека на отдельных лиц либо на организации.

    Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту граждан, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Проблема безопасности возникла в обществе как осознание угроз выживания человека, признания человека высшей и глобальной ценностью, осмысление особой предназначенности человека и перспектив его существования. В современных условиях гарантированный уровень безопасности жизнедеятельности государства и его отдельных граждан возможен лишь при наличии и постоянном ее обеспечении в природной, техногенной и биолого-социальной сферах. За ошибки в этой сфере деятельности вынуждены расплачиваться благополучием и жизнью миллионы людей. Политические руководители, государственные служащие, обеспечивающие их деятельность на всех уровнях государственного и общественного управления, в первую очередь должны быть высококлассными специалистами в области антикризисного управления. Должны уметь управлять в условиях дефицита времени и высокой степени неопределенности обстановки, что характерно для работы в ЧС, проявлять способность принимать нестандартные решения при встрече с неожиданностью, умение анализировать социальные источники опасностей в интересах их предупреждения в последующем, а также организовать социально-реабилитационную поддержку населения, пострадавшего в результате возникновения ЧС. Это и есть ключевые составляющие управления БЖД. И, хотя предотвращение ЧС в целом остается прерогативой государства, в настоящее время часть этих функций переходит к предпринимательским структурам и гражданам, такие как, например, охрана домов от террористов, деятельность казачьих дружин по охране границ и общественного порядка и др.

    Управление безопасностью – система регулярных защитных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности в соответствии с изменяющимися условиями внутренней и внешней среды. Как и любая управленческая деятельность, управление БЖД основывается на законодательной базе. Рассмотрим основные из существующих в этой области нормативно-правовые документы:

    Система нормативных документов безопасности жизнедеятельности – это совокупность нормативно-правовых, нормативно-технических и методических документов, относящихся к области охраны труда на производстве, охраны окружающей среды и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций .

    Нормативно-правовые документы определяют правовые отношения субъектов (государства и гражданина, предприятия и работника) и устанавливают права, обязанности и нормы ответственности юридических и физических лиц в соответствующей области безопасности жизнедеятельности.

    Нормативно-технические и методические документы устанавливают: правила, общие принципы или характеристики, касающиеся отдельных видов деятельности в области безопасности жизнедеятельности; требования к технологическим процессам и работам, оборудованию, помещениям, зданиям и сооружениям, а также средствам коллективной и индивидуальной защиты; предельно допустимые уровни вредных и опасных факторов и др.

    Указы Президента РФ

    1) «О государственном комитете при Президенте РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 18 декабря 1991 г. №305

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 1 мин.

    Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного поведения, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны быть систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

    Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.

    Разработал:

    КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

    Экз. №_____

    ЛЕКЦИЯ

    Дисциплина:Безопасность жизнедеятельности

    Тема №1.1. Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека

    Для студентов, обучающихся по специальности:

    31.05.02 – Педиатрия

    САРАТОВ-2015 г.


    ЛИТЕРАТУРА:

    а) основная литература:

    1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.- 8-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2009. - 616 с.: ил.

    2. Куценко С. А., Бутомо Н. В., Гребенюк А. Н. и др. Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита: Учебник / Под ред. С. А. Куценко. - СПб: 000 «Издательство ФОЛИАНТ», 2004. - 528 с.: ил.

    3. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Курс лекций: [учебное пособие для мед.вузов] – М.,: ГЭОТАР – Медиа,2011. – С. 224-238.

    б) дополнительная литература:

    1. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. - М.: Высшая школа, 2007. - 592 с.

    2. Кукин П.П. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.- М.: Высшая школа, 2008. - 317 с.

    3. Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. - М.: Академия, 2009. – 320 с.

    4. Михайлов Ю.М. Сборник инструкций по охране труда для работников медицины и фармацевтики / Ю.М. Михайлов. – М. : Издательство «Альфа-Пресс», 2010 г. - 208 с.

    5. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях: Руководство - М.: "МП Гигиена", 2006. - 580 с.

    6. Технические индивидуальные и коллективные средства защиты. Учебное пособие / Под ред. проф. Гладких В. Д. - М.: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова 2010. – 78 с.

    7. Травкин А.К. Пожарная безопасность в медицинских учреждениях. – М., Инфра-М, 2007. – 438 с.

    УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

    а) наглядные пособия: мультимедийная презентация лекции.

    б) технические средства:

    Персональный компьютер;

    Мультимедийный проектор.


    ВВЕДЕНИЕ – 2 мин.

    Культура безопасности жизнедеятельности, как уровень развития человека и общества в обеспечении безопасности в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных ситуаций, находится в центре внимания представителей естественных и социальных наук. Одним из направлений ее совершенствования является внедрение в систему общего и профессионального образования мировоззрения, способов, средств и форм взаимодействия людей с окружающей средой, необходимых для жизни, производственной деятельности, социального взаимодействия, духовного и физического развития.

    Возникнув в период интенсификации научно-технического прогресса, техническая проблема безопасности в системах «человек-машина» в настоящее время вышла за пределы техносферы и приобрела экологический характер. В связи с тем, что человек является одновременно и виновником, и мишенью экологического неблагополучия, введение в современное медицинское образование нового предмета «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» приобретает особое методологическое значение и побуждает к рассмотрению данной проблемы с позиций биологии и психологии человека.

    Понятие о жизнедеятельности человека

    Сохранение жизни и условий, необходимых для ее поддержания, является естественной потребностью всех живых существ. По мере развития человеческой популяции сформировались общественные системы жизнеобеспечения: вооруженная и правовая защита, медицина, производство и распределение пищевых продуктов, одежды и других средств поддержания жизни. В ХIХ и, особенно, ХХ веках производство техники и всплеск урбанизации общества потребовали создания новых систем обеспечения жизнедеятельности людей.

    В настоящее время под «жизнедеятельностью», как правило, понимают совокупность процессов, протекающих в любом организме и составляющих сущность проявления жизни.

    Сущность жизни заключается в эволюции специфического порядка обмена веществ посредством матричного синтеза структуры. Обмен веществом является непременным условием поддержания и воспроизведения структуры. Структура, в свою очередь, является непременным условием для осуществления обмена веществ и поддержания его специфичности. Жизнь прекращается с разрушением структуры, специфической для каждого вида организма. Жизнь изменяется с изменением структуры.

    Специфичность структуры и обмена веществ обусловливается и поддерживается информацией, содержащейся в размножающихся матричным путем генетических программах. Эволюционные и случайные изменения организма происходят в процессе обмена веществом и энергией с окружающей средой. По своей сути жизнедеятельность представляет собой процесс взаимодействия факторов внутренней среды организма с внешней окружающей средой.

    К наиболее известным проявлениям деятельности большинства биологических систем, как правило, относят:

    Межклеточную коммуникацию;

    Клеточное распознавание;

    Физиологические процессы клетки;

    Развитие;

    Биологическое размножение;

    Взаимодействие между организмами.

    В отличие от других организмов, проявления жизнедеятельности человека более многочисленны. Их обстоятельное научное познание возможно лишь при четкой систематизации знаний на основе использования метода классификации по тем или иным критериям. Вместе с тем, право на существование имеют и иные точки зрения. Например, с позиции социологических наук «явление жизнедеятельности человека» представляет собой основанную на материальном производстве и осуществляющуюся в системе общественных отношений, совокупность процессов сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.

    Специалисты в области создания сложных технических систем, применяя для познания жизнедеятельности человека метод моделирования, рассматривают ее в качестве процесса. По их мнению, «модель процесса деятельности состоит из двух элементов: человека и среды, имеющих прямые связи - воздействие человека на среду, и обратные, обусловленные всеобщим законом реактивности материального мира». При этом, система «человек - среда» имеет двухцелевую направленность: достижение определенного эффекта (все виды человеческой активности: работа, отдых, быт, занятия спортом и т.д.) и исключение нежелательных последствий (ущерб здоровью и жизни человека, пожара, аварии, катастрофы и т.п.).

    С позиции медицинской науки целесообразно рассматривать организм человека как открытую саморегулирующуюся многофункциональную суперсистему, а его жизнедеятельность - как совокупность процессов, обеспечивающих осуществление функций поддержания жизни, то есть - жизненно важных функций.

    Согласно теории функциональных систем академика П.К. Анохина осуществление каждой функции обеспечивается временной или постоянной специфической системой различных процессов и структур. Например, для осуществления поворота головы временно создается функциональная система, включающая в себя: головной и спинной мозг, двигательные нервы, костно-мышечный аппарат шеи, а также системы, постоянно обеспечивающие обмен веществ в организме. Одной из постоянных систем является функциональная система, поддерживающая оптимальный для обмена веществ уровень углекислого газа и кислорода и для этого объединяющая органы дыхания, сердце, аппарат кровообращения и кровь, органы пищеварения и выделения, железы внутренней секреции и т.д.

    В зависимости от целевой установки организма его функции могут быть основными и вспомогательными. Например, в общебиологическом аспекте основной функцией организма является репродуктивная функция, обеспечивающая воспроизводство себе подобных, а вспомогательной - функция выживания в реально существующих условиях.

    Функция выживания, в свою очередь, интегрирует множество процессов и явлений, обеспечивающих максимальную продолжительность существования конкретного организма, продолжительность его жизни. В рамках этой интегральной функции можно выделить две группы вспомогательных функций: функции потребления и функции защиты.

    Интегральная функция потребления включают в себя функции обеспечения организма питательными веществами, водой, кислородом, энергией, информацией и т.п.

    Интегральную функцию защиты представляют функции реагирования или распознавания опасности и функции реакции или устранения вредного воздействия.

    Распознавание опасности осуществляется организмом человека посредством предвидения (прогнозирования), функционирования органов чувств, интерорецепторов, иммунной системы и других функциональных систем.

    Функция защитной реакции организма представлена группами функций по выделению, обезвреживанию и удалению опасных объектов (факторов, компонентов, элементов, субстратов и т.п.).

    В ходе эволюции репродуктивной функции и функции выживания у человека сформировались системы активной осознанной деятельности, т.е. функциональные системы по выполнению физической и психической работы. Работоспособность и ее продолжительность приобретают особое общественное значение при рассмотрении человека в социальном аспекте, когда его организм используется в качестве орудия выполнения политических, экономических и других задач. Продолжительность трудоспособности, как и жизни вообще, зависит от выживаемости индивидуума, являясь в определенной степени результатом интегральной функции выживаемости.

    Общеизвестно, что эффективность социально значимых функциональных систем обеспечения репродуктивности, работоспособности и выживаемости человека во многом зависит от эмоционального состояния организма, основу которого составляет эмоциональная реактивность - способность организма отвечать на изменения окружающей и внутренней сред возникновением эмоций.

    Таким образом, жизнь человека, как биологического и общественного существа, проявляется, в основном, репродуктивностью, выживаемостью, работоспособностью и эмоциональной реактивностью, а под «жизнедеятельностью человека» следует понимать не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.

    Согласно Федеральному закону «О защите окружающей среды» под термином «окружающая среда» следует понимать совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов.

    В свою очередь, природная среда (природа) является совокупностью компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

    Компонентами природной среды называют землю, недра, почву, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

    Природными объектами называют естественные экологические системы, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

    Природно-антропогенный объект - это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

    Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

    По отношению к природе и антропогенным объектам окружающая среда может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов. Неблагоприятной окружающая среда становится при ее изменении, например, при загрязнении.

    Под загрязнением понимают поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на ее компоненты и объекты. Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ нормативы, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

    Окружающая человека среда, то есть среда, в которой он осуществляет свою жизнедеятельность, называется средой обитания. Согласно школьным основам безопасности жизнедеятельности, среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

    Как и окружающая среда, среда обитания человека может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют такую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Среду обитания и ее факторы с негативным действием принято называть неблагоприятной.

    Человек, осуществляя свою жизнедеятельность, не только зависит от среды обитания, но и воздействует на нее, также оказывая благоприятное или неблагоприятное воздействие. Поэтому отношения человека с окружающей средой следует рассматривать в аспекте взаимности.

    При более детальном анализе отношений организма с окружающей его средой выявляются и более сложные причинно-следственные связи, например, их взаимодействия могут быть жизненно необходимыми, полезными, индифферентными, вредными и даже опасными для обеих сторон.

    В современном русском языке словом «опасность» обозначается возможность угрозы чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

    Наиболее широко распространено определение «опасности», как возможности возникновения явлений или процессов, способных губить людей, наносить им материальный ущерб, разрушительно действовать на среду обитания.

    В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности человека опасность - это потенциальное свойство окружающей среды, ее отдельных элементов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности. Опасностью обладают все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

    В технической литературе, посвященной проблемам выживания человека в техносфере, под опасностью понимают «явление, процесс или объект, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека». При этом очевидно отождествление понятий «опасность» и «фактор». Более того, в системе безопасности труда и управления охраной труда, под термином «опасность» понимают «фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, а также - источник, ситуацию или действие, которые потенциально могут нанести вред человеку или привести к ухудшению здоровья или сочетание перечисленного».

    В медицинской среде принято употребление термина «опасность», как возможности причинения вреда организму - заболевания, травмы, ухудшения течения болезни или другого нарушения здоровья, а также как возможности смерти. Наиболее часто встречающиеся словосочетания: «опасность заболевания», «опасность осложнения», «опасность травмы», «опасность смерти» и т.д.

    В области охраны труда, а также в профилактической медицине, неблагоприятное воздействие производственной среды характеризуют как вредное и опасное. Согласно российскому трудовому законодательству: вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

    При неблагоприятном (вредном или опасном) для организма человека взаимодействии с окружающей средой происходит ограничение или утрата тех или иных функций организма - человек теряет работоспособность или заболевает. Такая ситуация называется патогенной, т.е. приводящей к болезненным (патологическим) состояниям. Патологической ситуации, как правило, предшествует угроза или риск ее возникновения.

    Понятие, заимствованного из французского языка слова «риск», означающего «действие наудачу, в надежде на счастливый исход», в современном русском языке трансформировалось в «возможную опасность», а в профессиональном техническом - в «вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда».

    Специалисты в области создания технических систем различают и изучают индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый и другие виды риска.

    В российском здравоохранении термин «риск» также получил применение: «риск для здоровья» - вероятность развития патологического эффекта у человека или группы людей, подвергшихся определенному неблагоприятному воздействию.

    Наиболее широко применяют словосочетание «фактор риска». Фактором риска обычно называют фактор любой природы, который при определенных условиях может провоцировать или увеличивать риск развития нарушений здоровья. Например, по данным мировой статистики Всемирной организации здравоохранении за 2010 г. предотвратимыми факторами риска смерти и заболевания признаны:

    Непригодная для питья вода и отсутствие средств санитарии;

    Использование твердых видов топлива в домохозяйствах;

    Низкая масса тела при рождении;

    Неправильная практика кормления детей раннего возраста;

    Недостаточное питание детей;

    Избыточный вес или ожирение;

    Чрезмерное употребление алкоголя;

    Употребление табака;

    Небезопасный секс.

    В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. записано, что в России «существуют четыре основные фактора риска : высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5%».

    Основными внешними факторами риска смерти в России также являются чрезмерное потребление крепких алкогольных напитков, дорожно-транспортные происшествия и самоубийства.

    К факторам риска возникновения и развития гипертонической болезни относят: наследственную предрасположенность, курение, гиподинамию, ожирение, пьянство, стресс, пожилой возраст и другие факторы.

    Так как явление опасности окружающей среды для жизнедеятельности человека рассматривается учеными с различных позиций, то и опубликованные классификации факторов, оказывающих воздействие на организм, отличаются разнообразием и противоречивостью.

    До формирования современного учения об окружающей среде в качестве основных факторов влияния на заболеваемость и смертность нередко рассматривали, а социологи и клиницисты продолжают рассматривать демографические и социальные факторы. Демографическими факторами обычно называют возраст, расу и национальность, пол, сексуальную ориентацию, место проживания. К социальным, как правило, относят: социально-экономическое положение, культуру и воспитание, религиозные убеждения, жизненные события, социальную мобильность, социальные связи и т.п.

    В научно-популярной литературе вредные факторы нередко разделяют на бытовые, производственные и экологические.

    Приведенные классификации факторов, влияющих на здоровье человека, разработаны в процессе практической медицинской деятельности и, безусловно, имеют право на существование. Вместе с тем, они лишь отчасти отражают причинно-следственные связи патологических процессов и не в полной мере отражают опасности и угрозы повседневной жизнедеятельности человека.

    С позиций обеспечения жизнедеятельности человека главным критерием в распределении факторов должен быть результат влияния.

    По влиянию на здоровье человека все факторы окружающей среды целесообразно распределять на 5 групп: жизненно необходимые, полезные, индифферентные, вредные и опасные.

    Жизненно необходимые факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна жизнь человека: воздух, вода, питательные вещества, микроорганизмы и другие. Их отсутствие приводит к смерти. Их недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни).

    Полезные факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма: солнечная радиация, музыка, половой партнер, физическая нагрузка и другие. Их отсутствие или недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни).

    Индифферентные факторы - элементы окружающей среды, влияние которых на организм, скорее всего, еще не изучено. Их наличие или отсутствие в среде обитания человека не оказывает на здоровье никакого воздействия.

    Вредные факторы - элементы окружающей среды, воздействие которых на человека в определённых условиях, приводит к болезни или другому нарушению здоровья, в том числе и к нарушению здоровья потомства: механические примеси во вдыхаемом воздухе, ультрафиолетовое излучение, шум, этанол, канцерогены, курение и другие.

    Опасные факторы - элементы окружающей среды, воздействие которых на человека в определённых условиях, приводит к острому заболеванию, травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, смерти: ионизирующая радиация, боевые отравляющие вещества, движущиеся предметы, «рецептуры ООИ» и другие.

    При оценке факторов окружающей среды нужно помнить о том, что любой, даже жизненно необходимый фактор, в зависимости от интенсивности (доза) или продолжительности (время) воздействия, может стать вредным и опасным.

    По составу элементов факторы окружающей среды можно объединить в две группы: единичные и комплексные. Фактически организм человека подвергается воздействию комбинации факторов.

    В соответствии с классификацией компонентов и объектов окружающей среды комплексные факторы можно распределить на три основные группы и их подгруппы.

    В качестве комплексных факторов природных и природно-антропогенных объектов могут изучаться:

    Земля, недра, почвы;

    Подземные и поверхностные воды;

    Атмосферный воздух;

    Растительный и животный мир;

    Озоновый слой атмосферы;

    Лучистая энергия (радиация) и другие.

    В группе комплексных факторов антропогенных объектов большое значение для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека имеет выделение подгрупп социальных факторов, факторов обитаемости антропогенных объектов и факторов питания.

    В подгруппе социальных факторов целесообразно выделять такие комплексные факторы как - уклад жизни общества, социальных, профессиональных и семейных групп, а также уклад жизни индивидуума («образ жизни»). В укладе жизни профессиональных групп особый интерес представляет комплекс вредных и опасных производственных факторов, в подгруппе факторов питания - недостаточное и избыточное поступление в организм питательных веществ и т.д.

    Особое место занимает группа комбинации комплексных факторов, которая в настоящее время практически не исследуется.

    В соответствии с классификацией форм движения материи единичные факторы окружающей среды можно распределить на физические, химические, биологические и психофизиологические факторы. Эта классификация основана на Классификации вредных и опасных производственных факторов (ГОСТ 12.0.003-74) и по своей сути представляет ее модификацию.

    В группу физических факторов включены:

    Механические (движущиеся предметы, неподвижные опасные предметы, движение воздуха, примеси воздуха);

    Акустические колебания окружающей среды;

    Термические факторы;

    Электромагнитные факторы;

    Барометрическое давление;

    Другие физические факторы.

    Химические факторы, в свою очередь, распределяют:

    По химической структуре (химические элементы, химические соединения);

    В зависимости от пути проникновения в организм человека (вещества, проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и кожные покровы, слизистые оболочки);

    По характеру негативного воздействия на организм человека (токсические или общеядовитые вещества, вещества раздражающего действия, вещества сенсибилизирующего действия, канцерогенные вещества, мутагенные вещества и вещества, влияющие на репродуктивную функцию).

    В группе биологических факторов целесообразно выделять:

    Биологические вещества (аллергены, прионы, вирусы);

    Микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности (бактерии, простейшие, грибки);

    Макроорганизмы (растения, грибы, животные).

    Среди психофизиологических факторов выделяют две подгруппы: физические и нервно-психические нагрузки. В свою очередь, среди физических нагрузок выделяют статические и динамические, а среди нервно-психических - интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, монотонность, режим деятельности.

    Результатом взаимодействия организма с окружающей средой является его состояние. Специфические особенности ее факторов, как правило, определяют характерные особ