Когда проводятся налоговые проверки. Налоговая проверка - что это такое и каков порядок


Какие бывают налоговые проверки?

Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные. Камеральные проверки проводятся в самом налоговом органе, а не вне его. Документами, на которые обращает пристальное внимание камеральная проверка, являются налоговые декларации, бухгалтерские документы и т. д. Что касается выездной налоговой проверки, то в данном случае круг действий налоговых органов гораздо шире.

Что проверяет выездная налоговая проверка?

Как правило, к проверяемым выездной налоговой проверкой документам относятся:

  • книга учетов доходов и расходов (по расходам налоговые органы будут проверять экономическую обоснованность трат и подтверждающие документы);
  • книга покупок (инспекторы проверят наличие документов, на основании которых в книге покупок сделаны записи);
  • книга продаж (проверке подвергнется своевременность и полнота отражения выручки);
  • счета-фактуры (проверяется, правильно ли они оформлены и соответствуют ли они действующему законодательству);
  • накладные (проверка на соответствие действующему законодательству);
  • платежные документы и банковские выписки (инспекторы проверят, все ли безналичные доходы отражены в книге учета доходов и расходов);
  • z-отчеты (при наличии кассового аппарата);
  • путевые листы.

Дополнительно налоговые инспекторы могут потребовать предоставление таких документов, как расчетно-платежные ведомости по средствам ФСС, сведения о численности и заработной плате работников, копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ и др.

Стоит отметить, что выездная налоговая проверка не обязательно является сплошной. Это значит, что могут проверяться далеко не все документы. В таком случае проверка называется выборочной.
Выездная налоговая проверка позволяет налоговым органам провести проверку как по одному, так и по нескольким видам налогов. При этом в течение года налоговые органы имеют право провести не более двух выездных проверок по определенному виду налога за один и тот же период. Другими словами, если налоговые органы осуществили проверку налогов за определенный период, они не вправе проверять это данные чаще, чем два раза в год.

Выездная налоговая проверка должна длиться не более двух месяцев. В исключительных случаях ее срок может быть продлен до четырех и даже шести месяцев. Срок проверки увеличивается, если:

  • налогоплательщик причислен к разряду крупных;
  • в налоговый орган поступила информация о налоговых нарушениях, совершенных налогоплательщиком;
  • имели место форс-мажорные обстоятельства (пожар, затопление и т. д. на месте выездной налоговой проверки);
  • проверяемая организация состоит из нескольких отдельных (обособленных) подразделений;
  • документы, необходимые для проверки, не предоставляются налоговому органу налогоплательщиком и др.

Таким образом, выездная налоговая проверка может стать для бухгалтера и руководителя организации кошмаром, но только в том случае, если не быть в состоянии постоянной готовности и должным образом не следить за тем, как ведется документооборот.

Любой бухгалтер с опаской ждет выездную налоговую проверку (ВНП). При этом он с замиранием сердца слушает рассказы коллег и читает обсуждения на форумах, как и у кого такие проверки проводились. Но, к сожалению, не все дают правильную информацию, вот и обрастают выездные проверки разными мифами. Мы хотим развеять самые распространенные заблуждения о вероятности проведения ВНП.

МИФ 1. В течение первых 3 лет существования проверка не грозит

Скорее всего, это заблуждение возникло в связи с некорректным толкованием бухгалтерами Закона, защищающего права юрлиц и предпринимателей при проверках их госорганам иЗакон от 26.12.2008 № 294-ФЗ . В этом Законе говорится, что контролирующие органы не вправе проверять организацию или индивидуального предпринимателя (ИП) до истечения 3 лет с момента регистрации, то есть первые 3 года компании и ИП не трогаю тпп. 2 , 8 ст. 9 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ . Однако многие не обращают внимания на тот факт, что этот Закон не распространяется на налоговый контрол ьподп. 4 п. 3.1 ст. 1 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ . Да и Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений относительно проверок организаций и ИП, работающих менее 3 лет.

Безусловно, налоговики заинтересованы в доначислениях. А чем меньше проверяемый период, тем меньше у них шансов нарыть достойные нарушения. Однако привлечь внимание может и организация, проработавшая всего год, например, если:

  • <или> организация заявила к возмещению из бюджета большую сумму НДС. Обычно налоговики прилагают все усилия, чтобы ничего не возмещать. В такой ситуации первыми начинают работать камеральщики. А уж если они не успели найти оснований для отказа в возмещении, то тогда уже подключается тяжелая артиллерия - «выездники»;
  • <или> налоговикам поступил запрос из органов МВД о проведении совместной проверки. Здесь речь идет об организациях, в отношении которых полицейскими проводились оперативные мероприятия, например, в связи с чьей-нибудь жалобой. И в ходе таких мероприятий у них возникло предположение, что организация мухлюет с налогами.

Так что, если вы не возмещаете НДС, да и в отношении других налогов вас можно назвать добросовестным, можно не бояться ВНП.

МИФ 2. Проверка будет, если принято решение о ликвидации

Сообщив в ИФНС о решении прекратить деятельност ьподп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ ; п. 1 ст. 20 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ , члены ликвидационной комиссии с трепетом ждут проверяющих. И зря это делают.

На самом деле налоговики не проверяют всех решивших ликвидироваться. Ведь проверяющим в этом случае придется в срок, отведенный для заявления требований кредиторов (чаще всего это 2 месяца)п. 1 ст. 63 ГК РФ , не только проверить организацию, но и: написать акт; вынести решение по результатам проверки; дождаться его вступления в силу; выставить требование об уплате налогов. А это не всегда реально. Однако у налоговиков есть установка в связи с ликвидацией проверять:

  • крупнейших налогоплательщиков (для данной ИФНС);
  • организации, в отношении которых у налоговиков есть информация о нарушении налогового законодательства.

В остальных случаях, как правило, налоговики принимают решение о нецелесообразности проведения ВНП ликвидирующейся организации. И даже если это решение согласовывают с УФНС (такая практика существует в некоторых регионах), управление, как правило, поддерживает решение инспекции о том, что проверку проводить не надо.

А вот предпринимателей могут проверить и после регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Ведь по долгам перед бюджетом, возникшим в период ведения предпринимательской деятельности, человек все равно продолжает отвечать. Правда, взыскать доначисления можно только через су дстатьи 19 , 48 НК РФ ; Определение КС от 25.01.2007 № 95-О -О ; Постановление ФАС СЗО от 25.11.2009 № А52-1130/2009 ; Определение Мосгорсуда от 17.08.2010 № 33-23193 . При этом ВНП могут провести за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Например, в 2012 г. могут проверить 2009- 2011 гг.п. 4 ст. 89 НК РФ То есть если предприниматель прекратил деятельность в 2008 г., то сейчас его проверить уже нельзя. Но, как правило, налоговики считают, что с большинства предпринимателей много не возьмешь, и поэтому их не трогают.

МИФ 3. Попали в поле зрения УФНС - быть проверке

Это не так. Если у УФНС есть информация о возможных нарушениях организацией налогового законодательства, эти данные направляются в инспекцию, где организация состоит на учете. Налоговики отрабатывают полученную информацию и самостоятельно оценивают целесообразность проведения ВНП. Поэтому, даже если у УФНС и возник интерес к компании, последнее слово все-таки за инспекцией.

Но не стоит путать эту ситуацию с заданием УФНС, где есть четкое указание, когда инспекторы должны выйти на проверку.

МИФ 4. Проверки можно избежать, если вы попали в план ВНП, но сменили ИФНС

Нельзя! Проверка будет обязательно! Если вы были включены в план проверок, то, как только вы подадите заявление о внесении изменений в учредительные документы в связи со сменой адреса, «выездники» вынесут решение о проведении ВНП. При этом они могут еще и привлечь для проверки инспекторов из вашей новой ИФНС. Чаще всего это бывает, когда организация «переезжает» в другой регион.

Если же по каким-то причинам «выездники» из старой ИФНС не успеют вынести это решение до того, как в ЕГРЮЛ появится запись о смене адреса, то проверять вас они уже не имеют прав ап. 2 ст. 89 НК РФ . Правда, за то, что проверка не была начата вовремя, инспекторов накажут. Поэтому они могут попробовать вынести решение задним числом, но это достаточно рискованно: если это обнаружится, то речь пойдет уже о фальсификации документов. Скорее всего, пропустившие срок инспекторы будут слезно просить своих коллег из вашей новой инспекции вынести решение и все-таки провести ВНП.

МИФ 5. Проверка гарантирована, если работаешь в убыток

Это не совсем так. Конечно, такие организации находятся под пристальным вниманием налоговиков. Но это не значит, что организация автоматически попадает в план ВНП, если она несколько лет работает в убыток. Ведь «выездникам» нужно пополнить бюджет страны, а вероятность перекрыть убыток, да еще и доначислить налог на прибыль, невелика. Поэтому, если нет возможности доначислить какие-то другие налоги, помимо налога на прибыль, такую организацию, скорее всего, трогать не будут.

МИФ 6. ВНП не будет, если не попадаешь ни в одну из зон риска

Всем известно, что налоговая служба разработала критерии для самостоятельной оценки налоговых риско вПриказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . При этом, если вы не выявили у себя этих рисков, это еще не гарантирует, что «выездники» не придут к вам в гости. Основанием для включения организации в план ВНП могут послужить и задание вышестоящего налогового органа, и информация, полученная из внешних источников, например из других ИФНС или из МВД. А уж организации, являющиеся крупнейшими налогоплательщиками, включают в план ВНП обязательно даже при отсутствии зон риска и иных оснований.

Наверное, вероятность прихода инспекторов с ВНП потому и обрастает мифами, что никто не знает, когда их ждать. Кого-то они «навещают» каждые 3 года. А кто-то работает 10 лет, но «выездников» ни разу не видел. Если вы относитесь к числу последних, желаем вам и дальше спокойно работать.

Нелегкое испытание для каждого предпринимателя. Несмотря на то что основными объектами проверок являются юридические лица, коммерсантов инспекторы проверяют с не меньшей тщательностью. Чтобы понять основные принципы проведения и планирования выездных проверок , заглянем по ту сторону баррикад.
Претенденты для контроля отбираются по 12 Критериям, утвержденным Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (далее - Приказ). Назовем некоторые из них, касающиеся предпринимателей:
- налоговая нагрузка, то есть сумма налогов, уплачиваемых коммерсантом, ниже среднего уровня по конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Средние данные приводятся в Приложении N 3 к Приказу;
- непредставление пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности;
- среднемесячная зарплата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте;
- суммы расхода максимально приближены к величине дохода коммерсанта (в общей сумме дохода доля затрат превышает 83 процента).
- неоднократное приближение к предельному значению показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.

Основы ревизии

Выездная проверка проводится только на основании решения руководителя инспекции (его заместителя). В рамках выездного контроля может рассматриваться период, не превышающий трех календарных лет , предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В случае представления налогоплательщиком в рамках соответствующей выездной налоговой проверки рассматривается период, за который представлена уточненная налоговая декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ), то есть это может быть период за пределами трехгодичного срока. Однако оштрафовать за этот период коммерсанта не смогут, поскольку действует срок давности.
В решении о проведении проверки обязательно указывается период, который подлежит контролю, а также перечисляются проверяемые налоги. Бланк решения предусматривает формулировку "по всем налогам и сборам". Чаще всего выездная проверка носит комплексный характер, а значит, проверять будут документы, имеющие отношение к формированию налоговой базы по всем уплачиваемым бизнесменом налогам.

Наша справка. Решение о проведении выездной проверки должно обязательно содержать:
Ф.И.О. коммерсанта (полное и сокращенное наименования фирмы);
предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
периоды, за которые проводится проверка;
должности, фамилии и инициалы сотрудников инспекции, которым поручено проведение проверки.
Форма решения о выездной проверке утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@.

Подготовим документы

В ходе проверки, прежде всего, инспекторов интересуют "затратные" документы, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу. Основные документы, запрашиваемые в ходе проверки :
- Книга учета доходов и расходов (общий режим, УСН, на ЕНВД обязанности вести книгу нет). Доходы, отраженные в книге учета, инспекторы и расходов (общий сопоставят с банковскими выписками (если имеется расчетный счет) и кассовыми отчетами (Z-отчеты, фискальный отчет, журнал кассира-операциониста). По расходам, учитываемым в книге, будет проведена тщательная проверка на предмет экономической обоснованности произведенных затрат, а также наличия подтверждающих документов.
- Книга покупок (общий режим). Книгу покупок сверят с декларацией по НДС, проверят наличие документов, на основании которых в книге покупок сделаны записи.
- Книга продаж (общий режим). Полнота и своевременность отражения выручки. Если ИП освобожден от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ (то есть выручка за квартал не превышает 2 млн руб. и об этом уведомлен налоговый орган), проверят правомерность применения данной льготы.
- Счета-фактуры (запросят у предпринимателей, применяющих основную систему налогообложения). Все ли счета-фактуры, указанные в книге покупок, имеются в наличии, правильно ли они оформлены у предпринимателей, и соответствуют ли действующему на момент оформления сделки законодательству. Кроме того, нужно проверить наличие иных документов - актов выполненных работ, накладных, договоров и т.д.
- Накладные . Соответствие формы накладной действующему законодательству (на момент ее оформления), наличие всех необходимых реквизитов, подписей, печатей. Экономическая обоснованность произведенных расходов.
- Платежные документы и банковские выписки . При планировании проверок инспекторы часто запрашивают в банках выписки налогоплательщика для выявления его основных контрагентов, проверки этих контрагентов на добросовестность (то есть непричастность к фирмам-однодневкам). Многие предприниматели имеют не только налично-денежную выручку, но и работают по безналу. Контролеры проверят, все ли безналичные доходы отражены предпринимателем в книге учета доходов и расходов или книге продаж. Кроме того, в качестве подтверждения понесенных расходов потребуется предъявить платежки на перечисление страховых взносов на пенсионное обеспечение и в фонды ФСС и ОМС.
- Z-отчеты (при наличии контрольно-кассовых аппаратов). Данные Z-отчетов показывают выручку, которую предприниматель фиксирует в качестве своего дохода. В ходе проверки инспекторы снимают с ККМ фискальный отчет путем ввода специального пароля, установленного инспекцией при регистрации данного аппарата. Данные фискального отчета содержат информацию обо всех операциях, проводимых по кассе (продажа, возврат, аннулирование и т.д.), и нередко расходятся с данными, прошедшими по Z-отчету. При наличии расхождений проверяющие потребуют письменных объяснений.
- Путевые листы . Проверяются в основном расход топлива по указанному маршруту, нормы расхода, наличие подтверждающих документов (кассовые чеки по покупке ГСМ).

Помимо документов, перечисленных в таблице, инспекторы дополнительно могут запросить расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости по средствам ФСС, копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ, сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности, документы для предоставления вычетов сотрудникам (например, заявления на предоставление вычетов, свидетельство о рождении ребенка, медицинская справка об инвалидности и т.д.).
В зависимости от особенностей деятельности контролеры заинтересуются различными расходными документами. Например, наличие автомобиля в составе основных средств, в частности включение в расходы сумм, потраченных на бензин, потребует доказательства использования машины в предпринимательской деятельности. Ведь именно в этом случае расходы на топливо учесть можно. Любые нестандартные затраты привлекут внимание. Так, некоторые коммерсанты включают в затраты коммунальные платежи за свою квартиру на том лишь основании, что по данному адресу они зарегистрированы как ИП. Однако такие затраты вряд ли будут признаны правомерными, поскольку проживает предприниматель в своей квартире независимо от ведения предпринимательской деятельности.

Требование о представлении документов

Любые документы, которые потребуются контролерам, представляются на основе требования (Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@). В нем перечисляются реквизиты и иные индивидуализирующие признаки истребуемых документов, а также указывается период, к которому они относятся. В ходе проверки инспекторы могут направить ИП несколько требований, так как их количество Кодекс не ограничивает.
Получив требование о представлении документов , учтите, что инспекторы зачастую выставляют стандартное требование всем коммерсантам без учета особенностей деятельности. Это связано с тем, что многие аспекты хозяйственной деятельности становятся известны контролерам лишь в процессе проверки. Заранее о них они не знают, поэтому и требование выставляют с максимально полным списком документов.
В случае отсутствия каких-либо из затребованных бумаг необходимо подать письменное объяснение, указав причину их отсутствия. К примеру, банковских выписок может не быть из-за отсутствия у ИП расчетного счета. Книга покупок и продаж ведется только бизнесменами, выбравшими основную систему налогообложения, соответственно, у "вмененщиков" и "упрощенцев" таковой нет.

В ходе проверки

Проверка проводится сплошным или выборочным методом. Мероприятия выездного контроля сводятся к следующему.
Инспекторы изучают соответствие показателей, отраженных в декларациях, данным книги учета доходов и расходов, книг покупок и продаж. В книгах контролеры обращают внимание на правильность и полноту отражения операций, влияющих на формирование налоговой базы (расчет налога). Обязательно проверяется обоснованность совершаемых расходов и правильность их включения в затраты. К примеру, на "упрощенке" установлен особый порядок учета основных средств, приобретенных до перехода на УСН. Не забудьте: каждый расход должен подтверждаться первичным документом, содержащим все обязательные реквизиты.
Инспекторы проверяют обоснованность применения налоговых ставок и льгот. Если у коммерсанта есть сотрудники, в рамках проверки НДФЛ будет уделено внимание выполнению ИП как налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налога.
На общем режиме в части контроля НДС могут проверить и ваших контрагентов, проведя встречные проверки.
Плательщиков ЕНВД проверят на реальность физических показателей, влияющих на формирование налоговой базы и правильность выбора показателей. В качестве документов могут затребовать договоры аренды, подтверждающие размер торговой площади, договоры с сотрудниками, сведения о численности сотрудников.

Проверка контрагента

Любой предприниматель или организация могут стать объектом встречной проверки, если они состоят в цепочке с сомнительным контрагентом.
В ходе выездной налоговой проверки у инспекторов часто возникают вопросы в отношении реальности совершаемой сделки. Например, договоры, заключенные с контрагентами - перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), наведут контролеров на мысль, что в этой цепочке попросту отмываются деньги. Кстати, работа через посредников (агентов, комиссионеров) является одним из критериев оценки риска проверки. Вопросы зачастую возникают и в отношении вычетов по НДС. Большие суммы вычетов всегда привлекают внимание. При этом контролеры могут обращаться к партнерам бизнесмена, запрашивая информацию, связанную с той или иной сделкой.
В рамках встречной проверки инспекторы направляют требование о представлении документов всем участникам сделки (продавцам товара, услуги). Основные документы, которыми интересуются проверяющие: счета-фактуры по определенному контрагенту, накладные или акты выполненных работ (оказанных услуг), копии договоров, выписки из книги продаж или книги учета доходов и расходов (или их копии за определенный период), копии налоговых деклараций по НДС с расшифровками строк 010 "Реализация (передача для собственных нужд) товаров (работ, услуг), передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога, всего" и 070 "Суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав".
Если получено требование о представлении документов в отношении вашего контрагента, необходимо показать имеющиеся в наличии документы согласно вашему виду налогообложения и виду деятельности. В отношении иных документов, которые указаны в требовании и отсутствуют у вас по объективным причинам, дайте письменное пояснение.

Наша справка. Порядок истребования сведений в рамках встречной проверки установлен ст. 93.1 НК РФ. Контролеры направляют поручение в инспекцию по месту учета вашего контрагента. В течение пяти дней налоговая подготовит и направит контрагенту требование о представлении документов. К нему обязательно прилагается копия поручения, где должна быть названа причина запроса. Формы поручения и требования утверждены Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@.

Результаты проверки

Как показывает практика, редкому налогоплательщику удается избежать штрафных санкций и пеней по результатам выездной проверки. Связано это с тем, что инспекторы зачастую вынуждены выискивать мелочи и притягивать за уши нарушения, чтобы проверка считалась результативной. Из-за чего, как опять же показывает практика, результаты редкого акта проверки невозможно (хотя бы частично) оспорить.
Итак, акт выездной налоговой проверки получен и подписан, что делать далее ?
Сначала внимательно изучаем соблюдение инспекторами всех процедур, сопутствующих контролю. Часто, опираясь на ст. 101 Налогового кодекса, вышестоящая инспекция рассматривает апелляцию в пользу налогоплательщика, если контролерами не соблюдены процессуальные правила. Обратим внимание на основные из них.
Выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев. Срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до момента составления справки. В последний день проверки руководитель проверяющей группы составляет справку о проведенной проверке, которая вручается коммерсанту (его представителю) лично или направляется заказным письмом по почте. В течение двух месяцев со дня составления справки оформляется акт налоговой проверки. Акт в течение пяти дней с даты составления должен быть вручен бизнесмену (его представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Например, направлен заказным письмом по почте.
В течение 15 дней с даты получения акта коммерсант вправе представить в инспекцию письменные возражения по акту проверки.
Акт проверки и представленные по нему возражения рассматриваются руководителем инспекции (его заместителем) в течение 10 дней, после чего принимается решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение правонарушений.
Решение вступает в силу через 10 дней со дня вручения его проверяемому лицу. Решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.
Если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Все сроки должны соблюдаться, вручение решений осуществляется под расписку (иным способом, свидетельствующим о дате получения), о датах рассмотрения результатов проверки бизнесмен должен быть извещен. В противном случае он лишается возможности подготовить представить свои возражения, а это серьезный повод для признания санкций по результатам проверки недействительными.
Что делать, если процессуальные моменты соблюдены, а возражения по акту проверки руководителем налоговой не признаны?
Порядок обжалования решения инспекции изложен в ст. 101.2 Налогового кодекса. Если руководитель инспекции не признал обоснованными представленные коммерсантом возражения, бизнесмен имеет право обжаловать данное решение в вышестоящей налоговой. Если вышестоящая инспекция, рассматривающая апелляционную жалобу, не отменит решение по результатам проверки, предприниматель может обратиться в суд.

В году 2017 порядок проведения выездной налоговой проверки остался прежним. Он всё также регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации и имеет строгий список прав и обязанностей каждой из сторон. Однако, несмотря на отсутствие существенных изменений по данному положению, многие граждане по различным причинам не обладают достаточным количеством информации, чтобы чётко разбираться в вопросе. В этой статье будут рассмотрены основные положения и тонкости касательно налоговых проверок на местах.

Стоит сразу отметить, что выездная проверка, в отличие от камеральной, осуществляется непосредственно в фактическом местонахождении проверяемого лица. А в качестве такого лица могут выступать:

  • Субъекты предпринимательской деятельности;
  • Руководители и учредители юридических лиц различной направленности и формы организации;
  • Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.

Основные положения

Подобные мероприятия могут проводиться исключительно по решению руководства территориального налогового органа, в котором зарегистрировано проверяемое лицо. Только официальный документ с подписью и печатью является достаточным основанием для осуществления проверки. В нём указываются данные самого субъекта проверки, а также информация об уполномоченных должностных лицах, которые отвечают за законность и правомерность действий во время процесса. Таким образом, каждый гражданин имеет право не допустить на территорию лиц, которые:

  1. Не предъявляют письменного решения от территориального налогового органа.
  2. Не предоставляют служебные удостоверения.
  3. Не указаны в соответствующем документе (серийный номер удостоверения, имя и фамилия проверяющего).

Во всех остальных случаях любое препятствование деятельности таких лиц расценивается как правонарушение и влечёт за собой ответственность, предусмотренную Законодательством.

Права и обязанности уполномоченных

В свою очередь, лица, назначенные для проверки, имеют право находиться на целевой территории, осматривать, описывать имущество, проводить инвентаризацию, вести фото и видеосъёмку. Также по первому требованию им должен предоставляться беспрепятственный доступ в любые помещения, связанные с профессиональной деятельностью проверяемого лица. Сюда относятся офисные, складские, торговые и любые другие точки, за исключением жилых помещений. В этом случае попасть сюда против воли граждан можно только по решению суда.

Стоит отметить, что порядок выездной налоговой проверки содержит и ряд ограничений для проверяющих сотрудников ФНС. В частности, большая часть из них относится к регламенту и оповещениям, а также срокам проведения проверки:

  • Проверка по конкретному виду налога может осуществляться не чаще чем 1 раз в год;
  • Срок проверки составляет не более 2 месяцев;
  • В случае, если проверяемое лицо имеет филиалы или структурные подразделения, процедуру могут продлить на 1 месяц для каждого из таких подразделений;
  • Предоставление документации осуществляется только после получения уведомления, которое должно прийти не ранее, чем за 10 дней до начала проверки.

Как показывает практика, контрольные органы довольно часто пренебрегают подобными требованиями, что является прямым свидетельством нарушения действующего законодательства.

Процедура проверки и её особенности

Сама процедура мероприятия также имеет чёткую структуру, однако может варьироваться в зависимости от объёмов проводимых операций. Зато, узнав её, совершенно точно можно определить, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке.

После получения уведомления в установленные сроки проверяемое лицо обязано представить перечень документов, требуемый налоговой. Как правило, в него входит: первичная документация по товарам и активам предприятия или индивидуального предпринимателя; бухгалтерская отчётность; список имущества, находящегося на балансе; сведения о заключённых за подотчётный период (не более 3 лет до момента назначения проверки) имущественных и финансовых сделок и т.д. Также может быть проведена инвентаризация складов для сверки фактических данных с указанными в документах.

После получения требуемых документов в указанные сроки осуществляется сама проверка на

месте. Причём, уполномоченные лица имеют право находиться на территории предприятия всё это время. Последняя стадия – это составление акта проверки и его вручение проверяемому лицу. В акте указываются все обнаруженные правонарушения и сроки их ликвидации.

Однако у гражданина есть право оспорить или опротестовать часть положений или акт в целом. В таком случае, в течение 10 дней пишется заявление, которое будет рассматриваться руководством территориального налогового органа. Далее принимается решение о подтверждении решения ФНС, либо его аннулировании. Если же и этот вердикт не устраивает проверяемого, он может обжаловать его в суде.