Система защиты прав ребенка в рф. Защита прав ребёнка в Российской Федерации


Защита прав ребенка основывается на нормах международного законодательства, обязательного для исполнения Российской Федерацией (в рамках принятых соглашений), Конституции РФ, Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», соответствующих федеральных законах и иных нормативных актах РФ, а также законах и иных нормативных актах субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Дети могут самостоятельно обращаться в органы опеки в любых случаях, когда нарушаются их права. После того, как достигнут четырнадцатилетнего возраста, дети могут самостоятельно обращаться в судебные органы и прокуратуру по тем же вопросам. С этого же возраста у ребёнка появляется возможность отстаивать свои права в судебных заседаниях.

Система и структура государственных механизмов защиты прав ребенка: федеральный и региональный уровни

Задачами Координационного совета являются: а) определение способов, форм и этапов реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2020 годы; б) обсуждение практики реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2020 годы; в) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной политики в интересах детей.

ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судебный порядок защиты признается основной формой защиты прав ребенка. Судебный порядок защиты прав ребенка обладает несомненными достоинствами, а главное – служит способом обеспечения государством интересов ребенка. Неслучайно расторжение брака, при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, осуществляется только в судебном порядке (п.1 ст.21 СК Российской Федерации). Кроме того, именно суд разрешает споры, связанные с воспитанием детей (при лишении, ограничении родительских прав, восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, установлении усыновления, отмене усыновления и т.п.). И, наконец, при отсутствии соглашения члены семьи вправе обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов (ст.106 Семейного Кодекса Российской Федерации).27

Защита прав ребенка в Российской Федерации

Значительную роль в защите прав несовершеннолетних играет адво­катская деятельность, регулируемая Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. № бЗ-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая адвокатами физическим и юридичес­ким лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспече­ния доступа к правосудию.

Механизм защиты прав ребенка в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Второй уровень механизма защиты прав несовершеннолетних- уровень региональных международных сообществ. Государства — члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г., и дополнительными протоколами к ней. Европейская конвенция — очень важный международный договор, который определяет неотъемлемые права и свободы человека и требует от государства гарантировать их каждой личности. Из всего этого следует, что любое лицо, в том числе и каждый ребенок, с целью защиты своих попранных прав и законных интересов правомочно обратиться в соответствующие инстанции Евросовета. Российская Федерация 5 мая 1998 г. ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. С этого момента российские граждане получили реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский суд по правам человека (г. Страсбург). Суд представляет собой наднациональный орган, обращение в который возможно только в случае исчерпания всех внутригосударственных средств защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятии окончательного решения на национальном уровне. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, и только против того государства, которое ратифицировало Конвенцию. Жалобы должны относиться к событиям, наступившим после ратификации Конвенции.

Система защиты прав детей в российской федерации

Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Защита прав ребенка в Российской Федерации происходит при помощи ряда Законов. Одним из главных является ФЗ « »

Используются следующие понятия для целей действующего Федерального закона:

  • ребенок — лицо не достигшее совершеннолетия (18 лет);
  • дети, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации, — лица, находящиеся без попечения опекунов или родителей; дети-инвалиды; несовершеннолетние с ограниченными возможностями в здоровье, те, кто имеют в физическом или психическом развитии недостатки; граждане — жертвы межнациональных и вооруженных конфликтов, техногенных и экологических катастроф, природных бедствий; дети из семей вынужденных переселенцев из страны и беженцев; несовершеннолетние, находящиеся в экстремальных условиях; жертвы насилия; отбывающие наказание в воспитательных колониях в виде лишения свободы; лица, которые находятся в образовательных организациях с общественно опасным (девиантным) поведением, которые нуждаются в особых условиях обучения, воспитания и требуют педагогического специального подхода (специальные учебно-воспитательные заведения закрытого и открытого типа); несовершеннолетние, живущие в малоимущих семьях; с отклонениями поведения; дети, у которых объективно нарушена жизнедеятельность после сложившихся обстоятельств и которые данные обстоятельства не могут преодолеть с помощью семьи или самостоятельно.

Содействие ребенку в процессе реализации и защиты его законных интересов и прав

Органы в Российской Федерации государственной власти, органы субъектов государственной власти Российской Федерации, должностные особы указанных органов согласно со своей компетенцией ребенку содействуют в защите и реализации его законных интересов и прав с учетом возраста и в пределах законодательства Российской Федерации посредством принятия соответствующего нормативно правового акта, проведения информационной, методической и другой работы с ребенком по разъяснению его обязанностей и прав, порядка правовой защиты, установленной законодательством России, а также посредством поощрений исполнения обязанностей ребенком, поддержки правоприменительной практики в области защиты законных детских интересов и прав.

Родители несовершеннолетнего (лица, заменяющие их) в осуществлении самостоятельных действий содействуют ему, действия направлены на реализацию и защиту его законных интересов и прав с учетом возрастных данных ребенка и в пределах законодательства Российской Федерации установленного объема дееспособности лица.

Медицинские, педагогические, социальные работники, специалисты психологи и другие, которые осуществляют функции по воспитанию, обучают, охране здоровья, социальному обслуживанию и социальной поддержке ребенка, содействуют его социальной адаптации и реабилитации, в установленном в Российской Федерации законодательством порядке могут участвовать в мероприятиях по обеспечению охраны законных интересов и прав ребенка в организациях местного самоуправления и государственных организациях.

Общественные организации (объединения) и другие некоммерческие организации осуществлять могут деятельность по подготовке несовершеннолетнего к реализации им и выполнению обязанностей.

Меры по защите детских прав при осуществлении в области его образования деятельности

При осуществлении в области образования ребенка деятельности в организации или в семье, которая осуществляет образовательную деятельность, не может быть ущемление прав лица.

Органы управления физическими лицами, осуществляющими деятельность образовательную, не имеют права препятствовать созданию по соглашению обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся, исключение составляют детские общественные юридические лица, учреждаемые либо создаваемые политическими организациями, детские религиозные организации.

Обучающиеся организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, исключение составляют учащиеся по образовательным программам начального и дошкольного общего образования, имеют право самостоятельно или при помощи выборных представителей обратиться в комиссию для урегулирования споров между участниками образовательных правоотношений.

Обеспечение детских прав на охрану здоровья

В целях обеспечения на охрану здоровья прав детей в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации, в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию бесплатной медицинской помощи детям, предусматривающей профилактику заболеваний, диагностику медицинскую, оздоровительно-лечебную работу, сюда же относится диспансерное наблюдение, медицинская реабилитация несовершеннолетних инвалидов, страдающих хроническими патологиями, и курортно-санаторное лечение лиц.

Федеральные исполнительные органы, органы исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка

Компетенция федерального органа исполнительной власти, осуществляющего гарантии прав несовершеннолетних, — реализовать в интересах детей государственную политику, в том числе осуществляется деятельность в области образования, социальной защиты, охраны здоровья, социального обслуживания, социальной реабилитации и социальной адаптации детей, обеспечения их охраны труда и занятости, профилактика безнадзорности и правонарушений, организации семейного и детского отдыха, государственной поддержки юридических лиц, других некоммерческих организаций и в иных областях в соответствии с законами Российской Федерации, устанавливает Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Компетенции органов субъектов Российской Федерации исполнительной власти, которые осуществляют по реализации государственной политики мероприятия в интересах детей, регулируется законами субъектов Российской Федерации.

ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Известно, что семья – это основная ячейка общества. Все цивилизованные государства защищают и поддерживают семью. Следовательно, этим принципам закреплено в Конституции – основном законе Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)

Статья 7 Конституции РФ гласит:

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…

Статья 38 Конституции РФ гласит:

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность государства.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Эти принципы способствуют развитию семейного законодательства. Так, 29 декабря 1995 года в Российской Федерации был принят «Семейный кодекс Российской Федерации» (Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ). В настоящее время он действует в редакции от 28.12.2004.

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Согласно главе 11 Семейного кодекса Российской Федерации «Права несовершеннолетних детей» (далее – СК РФ):

Ребенок имеет право:

  1. жить и воспитываться в семье;
  2. знать своих родителей;
  3. право на их заботу и совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это не противоречит его интересам;
  4. на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннего развития, уважнние его человеческого достоинства;
  5. на общение с родителями и другими родственниками;
  6. на защиту своих прав и законных интересов;
  7. выражать свое мнение;
  8. на имя, отчество, фамилию;
  9. на изменение имени и фамилии;
  10. на имущественные права.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется (п.1 ст. 56 СК РФ):

  1. Родителями (лицами, их заменяющими),

а в ряде случаев –

  1. органами опеки и попечительства,
  2. прокурором и
  3. судом.

Если ребенок до 18 лет признан полностью дееспособным.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту (п.1ст.56 СК РФ).

Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка он вправе (п.2ст.56 СК РФ): самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами.

Все граждане обязаны сообщать о нарушениях прав ребенка.

Все граждане, которым станет известно (должностные лица организаций и иные граждане):

  1. Об угрозе жизни или здоровью ребенка,
  2. О нарушении его прав и законных интересов,

обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка (п.3ст.56 СК РФ).

При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права ) (п.1ст.61 СК РФ).

Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (п.2ст.61 СК РФ).

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п.1ст.63 СК РФ).

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими лицами.

Родители обязаны обеспечить образование детей

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п.2ст.63 СК РФ), т.е. 9-классного школьного образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (п.1ст.64 СК РФ).

Когда родители не вправе представлять интересы детей

Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия (п.2ст.64 СК РФ).

В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителей для защиты прав и интересов детей.


Система защиты прав ребенка в Российской Федерации включает в себя органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений, обязанных соблюдать Конституцию РФ и законы нашего государства.
Защита прав ребенка основывается на нормах международного законодательства, обязательного для исполнения Российской Федерацией (в рамках принятых соглашений), Конституции РФ, Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», соответствующих федеральных законах и иных нормативных актах РФ, а также законах и иных нормативных актах субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Под правовой защитой ребенка следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, обеспечивающих право ребенка на рождение и его благополучное социальное развитие, а также деятельность субъектов, осуществляющих реализацию данных норм права.
Правовая защита детства охватывает всю сферу жизнедеятельности ребенка и включает: охрану материнства, отцовства и семьи; образование; здравоохранение; труд; социальное обеспечение; досуг; профилактику правонарушений и др.
Основой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации является система юстиции РФ, которая в юридическом статусе ювенальной юстиции могла бы обеспечивать права и законные интересы ребенка более эффективно.
Согласно проекту Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции» от 14 февраля 2005 г. под системой ювенальной юстиции понимается совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).
Основным элементом ювенальной юстиции должен являться ювенальный суд. Проект Федерального конституционного закона «О ювенальных судах в Российской Федерации» также разработан, но до настоящего времени не принят.
В настоящее время под ювенальным судом понимают суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовные, гражданские и административные дела по обеспечению прав, свобод и ответственности несовершеннолетних.
Отсутствие в Российской Федерации законодательной базы не позволяет рассматривать ювенальную юстицию и ювенальный суд в качестве полноправных субъектов, пока они являются предметом для экспериментальной деятельности, обсуждений в научных кругах, законодательных органах и в средствах массовой информации.
Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (Федеральный закон «О прокуратуре РФ»). Целями деятельности прокуратуры РФ являются обеспечение:
- верховенства закона;
- единства и укрепления законности;
- защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Все законодательство, касающееся сферы защиты прав ребенка, полностью находится в юрисдикции прокуратуры РФ.
В соответствии со ст. 10 закона «О прокуратуре РФ» в органы прокуратуры может обратиться любой гражданин с заявлением о нарушении законодательства (в том числе защищающего права ребенка).
Пунктом 4 ст. 27 «Полномочия прокурора» предусмотрено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В данном случае возраст пострадавших признается основанием для участия прокурора в гражданском судопроизводстве.
Значительную роль в защите прав несовершеннолетних играет адвокатская деятельность, регулируемая Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. № 63- ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая адвокатами физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Согласно ч. 3 ст. 26 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Кроме того, ряд процессуальных гарантий защиты прав несовершеннолетних, связанных с адвокатской деятельностью, содержится в УПК РФ. В п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ предусмотрено обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним, а согласно ч. 2 ст. 425 УПК РФ при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участие защитника.
Формирование ювенальной юстиции предполагает повышение значимости квалифицированной юридической помощи по защите прав ребенка. Создание специализированных ювенальных адвокатур позволит поднять деятельность по юридической помощи в охране прав детей на новую качественную ступень, и такие шаги в России уже предпринимаются: в г. Екатеринбурге создана ювенальная адвокатура, специализирующаяся на делах с участием несовершеннолетних; в г. Ростов-на-Дону создано адвокатское бюро «Ювенал» и Центр бесплатной правовой помощи молодежи.
Необходимость организации качественной защиты прав ребенка требует создания в России системы ювенальной юстиции, ювенальных судов, ювенальных прокуратур и ювенальных адвокатур в качестве обязательных компонентов, позволяющих комплексно решать указанную проблему.
Важную роль в обеспечении защиты детей может сыграть институт Уполномоченных по правам ребенка.
Впервые в мире Уполномоченный по правам ребенка появился в начале 20 в. в Швеции, в дальнейшем такие должности были введены в Австралии, Австрии, Канаде, Ирландии, Румынии и других странах.
В России в 1998 г. впервые Уполномоченные по правам ребенка появились в Волгоградской области, Калужской области, а также в городах Санкт- Петербурге, Екатеринбурге и Новгороде. Сейчас такие должности существуют в Москве, Ленинградской области, Самарской области и вводятся еще в целом ряде регионов РФ на основе регионального законодательства. Основная функция Уполномоченного по правам ребенка - служить гарантом соблюдения прав ребенка.
На федеральном уровне только планируется введение должности Уполномоченного по правам ребенка при Президенте России, и обсуждаются возможные кандидатуры. Очевидно, федеральный закон, регулирующий деятельность Уполномоченного по правам ребенка, будет принят в ближайшее время.
Актуальность создания института Уполномоченных по правам ребенка связана с серьезными проблемами в области защиты детства в нашей стране, где 1 млн. детей-инвалидов, 5 млн. наркозависимых детей, 2 млн. неграмотных детей, каждый 5-й ребенок находится в недопустимо плохих социальных условиях, 730 тыс. детей официально зарегистрированы в качестве беспризорных.

Права несовершеннолетних детей
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 19-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. (Статья 1 Конвенции о правах ребенка)
Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.
И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня, к нашему глубокому сожалению, в лицо к некоторым детям смотрят голод, болезни, социальное отчуждение - ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.
По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми - взрослыми и детьми, - которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития - для того, чтобы сформироваться как личность, - ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.
Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, - это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, - это его отношения с родителями - матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка - это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.
С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:
Жить и воспитываться в семье
Общаться с родителями и другими родственниками
Защищать свои права
Выражать своё мнение
Право на имя, отчество и фамилию
Изменение фамилии и имени
Право на имущество
Право на медицинское обслуживание
Право на образование и другие.
Данные права установлены и гарантированы:
Конституцией РФ;
Семейным кодексом РФ;
Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";
- Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1989 г., др. нормативно-правовыми актами и документами. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.
Право детей на здравоохранение
Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Дети граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание. Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:
скорая медицинская помощь, при: - состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;
амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятии по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому:
первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная;
консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь;
консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;
прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);
профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;
целевые медицинские осмотры;
диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;
стационарная помощь при:
острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;
инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т.ч. в детских и специализированных санаториях);
помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и интенсивной терапии;
Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:
ВИЧ-инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;
проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.
Право детей на образование
Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребенку. И все-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г. того, везде все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях».
Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.
Образование - это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества.
Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребенку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребенка, готовность ребенка много трудиться, его усердие и трудоспособность.
Права учащихся:
Права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.
Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.
Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Привлечение учащихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Принуждение учащихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.
Учащиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Учащиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.
Защита прав несовершеннолетних детей
Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.
При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.
Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.
Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.
Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.
Как осуществляется защита прав ребенка?
Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).
К первым относятся:
Прокуратура,
Органы внутренних дел.
Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);
предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).
Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции", ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.
Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:
предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.
В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.
В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:
расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;
введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите "прикрепляется" патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);
составление Плана по защите ребенка - акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;
распределение полномочий по опеке и попечительством между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);
создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.);
разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;
контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.
Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.
Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации.
Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.
Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).
Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка - закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение.
Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.
Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.
Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах (Конвенция о правах ребенка - 20.11.1989 г.), являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы РФ, и имеющей преюдициальное значение.
В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет-универсальна - единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта "защиты" в активного субъекта.
По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей.
Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.
При этом, в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы.
Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также - права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение.
Дела такого рода против России также уже подаются.

Материал для изучения и выработке своих предложений

Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика
А.М. Нечаева, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.
Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.
Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития ребенка. Тем более что Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. содержит следующее положение: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком» (п. 1 ст. 2). Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка в действительность, проявленная на международном уровне, понятна, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способностью на должном уровне поддерживать жизнь человека.
Таково в самом общем виде объяснение важности правовых проблем обеспечения интересов несовершеннолетних граждан. Причем речь идет о широкой гамме правовых средств защиты ребенка, тем более что их предпосылкой являются неодинаковые по своей отраслевой принадлежности законодательные акты, каждый из которых так или иначе, прямо или косвенно служит или может служить правовым инструментом, защищающим права детей.
Однако сама по себе тема защиты прав ребенка ассоциируется прежде всего с семейным правом, Семейным кодексом РФ, несмотря на то что его ст. 2, определяющая круг отношений, регулируемых семейным законодательством, специально не выделяет защиту прав ребенка. Она как бы растворена в регулировании личных (неимущественных) и имущественных отношений членов семьи, в состав которой, естественно, входят и несовершеннолетние дети. То же можно сказать о форме и порядке устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Сложность защиты прав ребенка состоит не только в употреблении различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм, но и в комплексном характере самого семейного права. Его основу составляют и так называемые нормы материального права, и правила административно-правовые, и предписания сугубо гражданско-процессуального характера. С другой стороны, защищают права ребенка нормы, которые принято относить к частноправовым либо к публично-правовым. Чаще всего они взаимодействуют, дополняя друг друга, когда речь идет о конкретных способах защиты прав ребенка, в чем непосредственно заинтересовано государство в лице органов опеки и попечительства.
Особенно это заметно, если речь идет о защите прав несовершеннолетнего, почему-либо попавшего в неблагоприятную семейную ситуацию или оставшегося вообще без семьи. Вместе с тем нетрудно заметить, что все семейно-правовые нормы, посвященные несовершеннолетним детям, пронизаны одной идеей - идеей приоритетной защиты интересов ребенка. Что же касается самих прав, то лидирующее место среди них занимает право ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ). Это право служит как бы общим знаменателем при разрешении проблем, связанных с семейным воспитанием.
Налицо не простое отражение требований Конвенции ООН о правах ребенка, а результат коренного пересмотра существовавших ранее идеологических установок, когда роль семьи не принималась во внимание, всячески обесценивалась, что сказалось на многих поколениях людей. Теперь же, когда семья стала объектом охраны н

Как только малыш появляется на свет, он сразу становится полноценным членом общества со своими правами и интересами. Каждый ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов. Российское законодательство, а именно Гражданский (ГК) и Семейный кодексы (СК), являются гарантами этой защиты.

Помимо государства защищать законные права своего ребенка должны, в первую очередь, его родители, так как пока ему не исполнится 18 лет, он относится к категории «дети». В СК прописаны все права, которые принадлежат каждому ребенку. Их необходимо соблюдать вне зависимости от того, в каких условиях живет и как воспитывается малыш.

Права и свободы ребенка в России, которые должны защищаться государством

Права ребенка вступают в законную силу сразу же после его рождения. Таким образом каждый маленький гражданин имеет право:

К сожалению, большинство из этих правил очень часто не соблюдается. Главными их нарушителями часто выступают те, кто, казалось бы, должен их защищать, – родители и государство. Как же тогда обеспечивается защита прав ребенка?

Защита прав и интересов ребенка в Российской Федерации

Детство является важным этапом в жизни каждого гражданина, поэтому государство признает его значимость. Именно в детстве человека нужно готовить к полноценной общественной жизни, развивать у него творческую активность, воспитывать нравственность, гражданственность и чувство патриотизма.

  • покушение на честь и достоинство;
  • противоправная эксплуатация, насилие во всех его проявлениях, нечеловеческое отношение и т. д.;
  • совращение и рабство сексуального характера;
  • унижение и жестокость;
  • принудительная работа, из-за которой может пострадать физическое состояние и развитие ребенка;
  • приучение к спиртному, наркотическим и другим галлюциногенным веществам.

Законодательные акты

К правовым актам РФ, которые стоят на защите законных прав и интересов несовершеннолетних, относятся следующие:

Органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей

В России законные права и интересы каждого ребенка защищаются органами опеки и правоохранительными органами. Последние представлены органами внутренних дел и прокуратурой. Какими способами каждый из них осуществляет защиту детских прав?

Прокурор, чтобы защитить детские интересы, использует следующие методы:

Для защиты детей и их прав сотрудники органов внутренних дел:

  • принимают участие в вынужденном изъятии ребенка у родителей (опекунов), помогают найти тех, кто не желает исполнять постановление суда относительно воспитания своих отпрысков;
  • проводят индивидуальные профилактические беседы с семьями и опекунами, которые не исполняют свой родительский долг, касающийся общего образования несовершеннолетнего, а также его обеспечения едой, водой, одеждой, жильем и т. д.;
  • принимают непосредственное участие в раскрытии фактов посягательств на права ребенка.

Органы опеки и попечительства выполняют следующее:

Общественные организации

Представителя данной организации, то есть уполномоченного, называют еще омбудсменом. Его деятельность направлена на то, чтобы защищать права маленьких граждан не только в пределах страны, но и на международном уровне.

Какие же основные задачи выполняет детский омбудсмен? Итак, он:

  • следит за тем, чтобы права детей не нарушались, если же такое все-таки случилось, содействует их восстановлению;
  • ведет целенаправленную деятельность (просвещение, обучение, консультации) по распространению правовых знаний в области защиты прав несовершеннолетних;
  • проводит подготовку и направление рекомендательных материалов, касающихся улучшения работы тех или иных органов относительно соблюдения прав детей;
  • привлекает специалистов, которые проводят аналитическую работу в сфере защиты детских прав.

Ответственность за нарушение прав и интересов детей

Любой человек, нарушивший права ребенка, должен знать, что его действия противозаконны, а значит, наказуемы. Его ожидает административная, дисциплинарная, а в некоторых случаях даже уголовная ответственность. Отцов, матерей и опекунов, которые уделяют мало внимания обучению и воспитанию детей, могут лишить родительских прав. Поводом для этого также может стать:

  • уклонение от выплат денег на содержание малолетнего гражданина;
  • злоупотребление правами родителя;
  • проявление жестокости по отношению к детям;
  • отказ забрать малыша из родильного дома, медицинского или учебного заведения;
  • зависимость от спиртного и наркотиков;
  • преступные действия против ребенка или другого родителя.

Первое нарушение прав и интересов несовершеннолетнего грозит взрослому предупреждением и административным взысканием, размер которого может варьироваться от 100 до 500 рублей. Если родители (опекуны) не дают ребенку общаться с родственниками, насильно прячут от них, скрывая его местонахождение, то в этом случае им грозит штраф в размере 2000–3000 рублей. Повторное нарушение права ребенка на общение и свободу влечет за собой увеличение взыскания до 5000 рублей. В качестве наказания нарушителя могут арестовать на 5 суток.

В случае жестокого обращения с несовершеннолетним родителям (опекунам) придется заплатить штраф, размер которого может достигать 100 тысяч рублей или суммы, равной годовому заработку нарушителя. Также за подобное нарушение прав ребенка родителям могут быть назначены обязательные работы в объеме 440 часов или два года исправительных работ.

Родителям (попечителям), впутавшим отпрыска в преступную деятельность, грозит уголовное наказание – лишение свободы сроком до 6 лет. Если при этом ребенок подвергался насилию и угрозам, то срок может достигать 7 лет заключения.

Те родители или опекуны, которые заставляют ребенка бродяжничать, попрошайничать, употреблять спиртные напитки или наркотические вещества, также понесут уголовное наказание. За подобное преступление их ждет срок от двух до четырех лет лишения свободы.

Реальные примеры из жизни

Довольно часто взрослые, наказывая детей, даже не задумываются о том, что нарушают таким образом их права. Причиной наказания может стать несущественная провинность (разговоры на уроке, разбитая ваза и т. д.), за которую ребенок выслушивает оскорбления, терпит унижения и физическое насилие.

Большинство взрослых считают, что такой метод воспитания очень эффективен и не имеет отношения к нарушению прав ребенка. В действительности же это яркий пример насилия над несовершеннолетним. Подобное «воспитание» заставляет ребенка сильно переживать по поводу случившегося, угнетая таким образом его психику. Кратко рассмотрим несколько примеров нарушения прав ребенка.

Каждый нормальный ребенок любит бегать, прыгать, скакать, переворачивать все вверх дном, и это нормально. Некоторые взрослые не хотят принимать такое поведение малыша и начинают его «воспитывать», лишая свободы (скажем, учитель запирает в классе за непослушание), еды, воды (родители или опекуны за любую провинность) и т. д. Подобную тактику воспитания они считают нормальной, не видя в ней ни малейшего намека на нарушение прав ребенка.

Рассмотрим следующую ситуацию. Родитель (опекун) привел несовершеннолетнего к врачу, но из-за того, что он не имеет полиса, ему отказали в приеме. В данном случае было нарушено право малыша на медицинскую помощь.

В школе достаточно часто используют такую меру наказания за прогулы, как уборка школьных территорий и классов. Такого не должно быть, ведь это незаконное использование детского труда, то есть эксплуатация ребенка, за которую предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.

Допустим, ребенок достиг 10-летнего возраста, но так и не начал ходить в школу. Помимо этого он живет в условиях, которые трудно назвать благоприятными. В данной ситуации четко просматривается нарушение права несовершеннолетнего на образование.

Каждый взрослый должен понимать, что любое физическое насилие над ребенком может стать причиной проблем с его здоровьем. Насилие психологического характера может снизить у несовершеннолетнего самооценку и привести к замкнутости и неуверенности в себе.