Виды потребностей первичные и вторичные. Первичные и вторичные потребности человека


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ »

Это происходит, когда взрослый не смог достаточно развить свои умственные способности, потому что, конечно, он не получил достаточной помощи для развития. Хотя он, кажется, взрослый, хотя его мышечное развитие адекватно, его мозг имеет очень мало приспособляемости, работы или обработки. Перед лицом проблем он ищет убежища и поддержки у окружающих, и ему не хватает возможности помочь решить проблемы своих детей. Если в вашем развитии вы не приобрели достаточных навыков и навыков работы для решения проблем жизни, вам всегда нужно будет проявлять любовь к другим людям, вашей семье, друзьям и т.д. в дополнение к социальной поддержке, которую вы получаете.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ

На тему: Потребности в структуре личности

Вариант № 6

Выполнил :

Студент 2 курса

третий семестр

Николаев Павел Михайлович

Тюмень , (2010 )

2

    Введение……………………………………………………………………………..3

    Затем аффективный дефицит, который он перенес, унаследован его детьми. Хотя это кажется трюизмом, правда состоит в том, что человек не может выжить без помощи других. В детстве мы в решающей степени зависим от помощи, которую мы получаем. Более или менее помощь будет необратимо определять наше развитие в будущем. То есть, помощь - это первоочередная потребность людей. И мы видели, что такая помощь - это то, что мы обычно называем любовью.

    Пристрастие - это не духовная или ангельская энтелехия, а помощь, которую нам нужно выжить. И эта помощь не является бесплатной или бесплатной, поскольку помощь означает выполнение работы на благо другого живого существа, то есть отказ от частичной энергии другому живому существу. Поэтому, когда мы предоставляем любовь другому человеку, мы работаем ради своей выгоды, а не нашей, мы теряем энергию в их пользу.

    Происхождение потребностей…………………………………………………..5

    Потребности и мотивации………………………………………………………5

    Первичные потребности …………………………………………………………7

    Вторичные потребности…………………………………………………………7

    Теория потребностей по МакКлелланду……………………………………….11

    Следовательно, аффективные способности каждого из них строго ограничены доступной энергией, эффективной способностью выполнять работу, решать проблемы. Хотелось бы налить планету любовью, но правда в том, что она не может, у нас нет энергии и возможностей для ее достижения. Мы хотим любить много, но мы можем очень хотеть.

    В любом случае, много или мало, всегда каждый акт любви, любви, привязанности, помощи означает потерю энергии для тех, кто ее предоставляет. И именно по этой причине дисбаланс в аффективных отношениях неизбежно ведет к болезни и смерти. Трудность открытия Пастера заключалась в малости биологических агентов, ответственных за болезнь.

    Двухфакторная Теория Ф.Гергберга…………………………………………..12

    Список используемой литературы……………………………………………...13

3

Введение

Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

Трудная вещь об обнаружении биопсихологии заключается в том, что мы сами являемся причиной болезни наших сородичей. Из опыта, который мы собрали до сих пор, именно длительные и сильные аффективные отношения лежат в основе болезни и смерти большинства людей в современных обществах.

И главная причина заключается в том, что способность к помощи очень низкая, так как машины, способные заменить работу мозга, еще не были изобретены. Чтобы решить проблемы жизни, у нас есть только наш мозг, и если их развитие было недостаточным, нам нужно много помощи от мозгов окружающих нас людей. Наш импульс к выживанию приводит нас к разработке стратегий, которые позволят другим оказывать нам поддержку мозга. И когда наша потребность очень высока, и мы зависим от очень немногих людей, рано или поздно эти люди заболеют.

Потребности рассматривались широким кругом психологов, антропологов и нейрофизиологов: З.Фрейдом и его учениками, У. МакДауголлом, Г. Мюрреем, К. Левином, А. Маслоу, Б. Малиновским, А. Пьероном, Ж. Нюттеном, Р. Кеттелом, Э. Диси и Р. Руаяном, М. Линчем, У. Телли, Н.Ф. Доброниным, А.Н. Леонтьевым, П.В. Симоновым, Л.Н. Собчик и другими авторами.

Мы знаем, что принятие этих фактов очень неприятно, поскольку оно заставляет нас всех отвечать за болезни окружающих нас людей. Мы сталкиваемся, как всегда, с одной и той же проблемой. Мы имеем в виду болезненную правду или добродушную ложь? Очевидно, что каждый выбирает то, что он предпочитает. Но если у кого-то есть реальная заинтересованность в предотвращении возникновения какой-либо болезни или в содействии преодолению существующего заболевания, пусть они серьезно относятся к этим фактам, даже если они действительно жестоки.

Огромная сложность аффективных отношений мешает нам сделать более обширную экспозицию здесь. Фактически, этот предмет является или должен быть центральным объектом психологии. Другими словами, психология, развитая как биологическая наука, касается прежде всего аффективных отношений, поскольку они непосредственно влияют на здоровье людей. Итак, рассмотрим эти строки как краткую, очень элементарную схему, цель которой - ознакомить читателя с основными понятиями биопсихологии. В рамках наших возможностей мы будем более подробно рассматривать этот новый подход в будущем.

В подходе к проблеме личности авторами предложены различные варианты интерпретации потребностей. Фрейд выделял две основные потребности человека: потребность в получении удовольствия - гедоническую потребность и потребность в разрушении - агрессивную потребность. Обе потребности Фрейд считал врожденными, природно-обусловленными и фатально неизбежными. То, о чем говорит Фрейд, в действительности указывает лишь на поврежденность человеческой природы грехом, но отнюдь не на изначальное и фатально не преодолимое ее состояние.

Он традиционно полагал, что человеческие потребности, как правило, бесконечны; которые изменяются постоянно, варьируя от одной культуры к другой и различаются в каждом историческом периоде. Нам кажется, что такие допущения неверны. Типичная ошибка, которая возникает при анализе потребностей человека, заключается в том, что существенное различие между теми, которые являются надлежащими потребностями и удовлетворителями этих потребностей, не объясняется. - Согласно экзистенциальным категориям, потребности.

Пожизненная защита. . Между потребностями и удовлетворителями нет взаимно однозначного соответствия. Удовлетворение может одновременно способствовать удовлетворению различных потребностей; наоборот, потребность может потребовать выполнения различных удовлетворительных условий. Даже эти отношения не фиксированы. Они могут варьироваться в зависимости от времени, места и обстоятельств. Давайте возьмем пример: когда мать кормит грудью своего ребенка, благодаря этому действию она способствует тому, чтобы ребенок получал одновременное удовлетворение ее потребностей в отношении существования, защиты, привязанности и идентичности.

Адлер, исходя из того, что человеческая личность ориентирована на межличностное общение, полагал в качестве основы поведения человека аффилиативную потребность личности.

Маслоу утверждал, что в основе всей человеческой деятельности лежит потребность в самоактуализации. В общей иерархии потребностей низшую ступень Маслоу отводил физическим потребностям, среднюю ступень - аффилиативной потребности и высшую ступень - потребности в самоактуализации.

Основные человеческие потребности мало, ограничены и классифицируются. Основные человеческие потребности одинаковы во всех культурах и во все исторические периоды. Какие изменения во времени и культурах - это способ или средства, используемые для удовлетворения потребностей. Каждая экономическая, социальная и политическая система использует разные стили для удовлетворения тех же основных потребностей человека. В каждой системе они удовлетворяются посредством генерации различных типов удовлетворяющих.

Одним из определяющих аспектов культуры является выбор учеников. Основные человеческие потребности человека, принадлежащего к потребительскому обществу, такие же, как у аскетического общества. То, что культурно определено, не является фундаментальными потребностями человека. но и удовлетворяет этим потребностям. Культурные изменения - следствие, среди прочего, отказа от традиционных удовлетворителей, чтобы заменить их новыми и разными.

Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: "В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент".

Он состоит из четырех компонентов: сбор данных, проверка, организация и документация. Тот факт, что оценка человека является первым из пяти этапов, имеет важное значение для укрепления его важности как ключа к остальным этапам процесса ухода. Этап оценки обеспечивает прочную основу, которая поощряет управление качественной индивидуальной медицинской помощью. Оценка является основой для выявления диагнозов сестринского дела, планирования, выполнения и оценки вмешательств сестринского дела.

Первоначальная оценка позволяет медсестре собирать глобальные данные о человеческих ответах на процессы здравоохранения. Это также помогает определить конкретные факторы, которые способствуют существованию этих ответов в каждом человеке, семье или группе. Это побуждает медсестру и человека выполнять вмешательства, которые способствуют ожидаемым результатам.

Все они, за исключением А.Н. Леонтьева, ставили их в центр личности, ее ядро. Характерным является высказывание П.В. Симонова: «Поскольку именно потребности и производственные от них трансформации-мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации и т.п. – представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждение и цель, эти потребности следует рассматривать как ядро личности, как самую существенную ее характеристику. …Характеристика личности начинается с уяснения и анализа ее потребностей».

На этапе оценки влияют убеждения, знания и умения медсестры. Верования и знания медсестры составляют основу взаимоотношений медсестры и пациента. Знания и навыки - это инструменты, которые позволяют медсестре приобретать данные, определять ее важность и разрабатывать мероприятия, которые способствуют индивидуальному и качественному уходу.

Среди убеждений медсестры - философия о сестринском деле, здоровье, личности и окружающей среде и отношениях между ними. Все это является частью теоретической основы, на которой основана практика сестринского дела. Эта структура отражается не только на этапе оценки, но и на всех остальных компонентах процесса сестринского дела.

А.Н. Леонтьев рассматривал любую потребность как первую предпосылку всякой деятельности личности. Он связывал потребность с конкретным предметом - материальным или идеальным - и рассматривал предмет потребности как мотив деятельности. Основной функцией мотивов Леонтьев считал функцию побуждения к действию. В концепции мотивации поведения Леонтьев исходил из того, что мотивы отличаются от целей: цели осознаются личностью, а мотивы, как правило, актуально не осознаются. Когда человек думает, говорит или совершает какие-либо практические действия, он не отдает себе отчета в мотивах, которые побуждают эти мыслительные, речевые или внешние действия.

Процесс оценки требует, чтобы медсестра имела обширные знания по различным дисциплинам. Эта база знаний включает в себя как физические, так и поведенческие науки. Ожидается, что медсестра освоит основные концепции анатомии, физиологии, химии, питания, микробиологии, психологии и социологии. Компоненты этой научной базы позволяют медсестре провести первоначальную оценку физиологической и психологической стадии человека.

Такие знания также являются основой для признания изменений во время следующих оценок. База знаний медсестры должна также включать основу для анализа проблем и принятия решений. Медсестра должна развивать способность анализировать данные оценки, распознавать значимые отношения между данными, разрабатывать обоснованные выводы, а затем делать твердые суждения, которые способствуют улучшению и успеху человека, которого он заботит.

4

Потребности нужно рассматривать в системе взаимодействия личности и среды, в структуре развивающейся личности, всегда стремящейся к реализации смысла существования. Личность не может развиваться лишь в рамках потребления. Развитие личности может быть только творческим там, где имеется осознанная личностью высшая абсолютная цель.

Медсестре требуется ряд навыков для проведения эффективной оценки. Эти возможности связаны с базой знаний, могут иметь технический и межличностный характер. Технические навыки, связанные с этапом оценки, включают конкретные процедуры и методы, которые позволяют медсестре собирать данные. Некоторые из них связаны с использованием оборудования, такого как стетоскоп, сфигмоманометр и термометры для принятия жизненно важных признаков. Другие технические возможности включают выполнение процедур, таких как пульсация пальпации или аускультация сердца, легочный или кишечный шум.

Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющее собой отражение нужды организма в чем - либо.

Потребности выражают зависимость человека от внешнего мира, от социальной среды. Выделяют два вида потребностей: естественные и социальные.

    Естественные (первичные) - это нужды человека как биологического существа

    Для полной и точной оценки требуются оба типа технических возможностей. Межличностные навыки важны на всех этапах сестринского процесса, но особенно важны для успешной оценки. Поскольку это коммуникативный и интерактивный процесс, медсестра должна обладать очень хорошо развитыми коммуникативными навыками. Эти возможности способствуют развитию позитивных отношений между медсестрой и лицом, ухаживающим за ним или семьей.

    Эти положительные отношения позволяют медсестре. Определите другие вопросы ухода. Создайте терапевтическую среду, в которой можно достичь взаимных результатов. Терапевтическая среда начинает развиваться во время оценки и требует от медсестры словесных и невербальных коммуникативных навыков. Конечно, медсестра должна иметь возможность обмениваться информацией с ответственным лицом, выбирая язык, который передает именно нужное сообщение, на уровне, подходящем для пациента.

(потребность в одежде, питье, еде и т.д.).

    Социальные (вторичные) - это продукты общественной жизни уровня развития личности (потребности в духовной культуре, общении, трудовой деятельности и т.д.).

Потребности характеризуют условия жизнедеятельности Неудовлетворенность

условиями жизни определяет деятельность человека, который стремится изменить

условия жизни, используя имеющиеся у него возможности. Здесь проявляется и

интерес личности, который складывается из следующих элементов:

    положение человека в обществе;

    пути и способы использования сложившихся социальных отношений

(институтов) для удовлетворения возникших потребностей.

Интерес реализуется вследствие осознания личностью своих потребностей и возможных путей их удовлетворения в соответствии с положением личности в обществе.

Потребности в структуре личности не изолированы, но находят­ся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмени­ваться находящейся в них энергией, этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различ­ные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связан­ных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким обра­зом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности.

5

Происхождение потребностей.

К.К.Платонов считает, что фило - и онтогенетические потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребность только в еде, кислороде, тепле и покое. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологические потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, в познании, в труде. В процессе созревания эндокринных желез появляется новая половая потребность. Старение организма приводит к ослаблению не только половой, но и потребности в движениях, познании.

Анализируя, путь развития человеческих потребностей А.Н. Леонтьев считает, что человек сначала действует для удовлетворения своих витальных - биологических потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, конкретных мотивов деятельности человека.

Направленность - это система доминирующих, социально - обусловленных отношений личности и основными проявлениями к действительности. К ним относятся - интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения. Именно направленность и характер являются основными содержательными характеристиками личности, выражающими ее социальную сущность.

Направленность человека имеет многоуровневую организацию, в основании которой лежат потребности.

Потребность понимается как необходимость, нужда. Для того, чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для индивида актуальной в данный момент, чтобы человек захотел, то что ему необходимо. Потребность имеет субъективную сторону, и как нужда организма отражает его объективное состояние и связана с осознанием нужды.

Потребности и мотивация

Потребность выступает как источник активности человека. По источнику формирования все потребности делятся на первичные - биологические, и вторичные - социальные, духовные.

Первичные потребности обеспечивают индивидуальное и видовое существование человека, к ним относятся: потребность в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексе. Они общие у животных и у людей. Первичные потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, и проявляются и развиваются иначе, чем у животных.

Вторичные потребности - социальные и духовные, возникают и развиваются в ходе развития человеческого общества. Они включают потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении. Духовные потребности включают в себя познание мира, самоуважение, самореализацию и эстетические потребности.

Потребности определяют мотивы деятельности. Мотив - это побуждение к действию, к стремлению удовлетворения потребностей, готовность психики, направляющей к определнной цели. Мотив может иметь такие психические проявления, как желания, намеренья, стремления. Основными характеристиками мотива является его сила и устойчивость.

Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и от интенсивности самого мотива. Сила мотива зависит от физиологического фактора такого, как сила мотивационного возбуждения, и от психологического фактора, как знание результатов деятельности и вероятность ее успеха, значимость действительности для личности.

Устойчивость мотива определяется его сохранением во времени, его проявлением во всех основных видах деятельности человека.

Сила и устойчивость мотивации влияют на направление деятельности и на успех. Усиление мотивации до определенного уровня увеличивает продуктивность и успешность деятельности, при дальнейшем увеличении мотивации показатели деятельности начинают снижаться.

6

Основными функциями мотивов являются: побуждающая, направляющая, регулирующая функции.

Направляющая функция отражает направленность энергии мотива на определенный объект, что обуславливает выбор поведенческих стратегий.

Регулирующая функция состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени.

Мотивационные свойства личности понимаются закрепившимися и предпочитаемыми способами формирования мотива. Классификация предложенная Мюрреем, предполагает более двадцати мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности.

С мотивационной сферой личности тесно связан уровень притязаний, - это уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует индивид, побуждаемый данным мотивом.

Уровень притязаний:

    Степень трудности задач, которые ставит человек перед собой, считая, что он с ними справится.

    Степень расхождения между задуманным и осуществленным.

    Уровень притязаний характеризуется тауой степенью трудности задачи. Выполнение которой приносит человеку удовлетворение.

Все стороны уровня притязаний связаны между собой. Но, какую степень трудности задач выбирает человек, зависит, от доминирующей мотивации: достичь успеха или избежать неудачи. Степень сложности задачи зависит от силы мотива, и если мотив слабый, то существует два способа решения задачи: человек выбирает легкие задачи, не рискуя, либо чрезмерно рискует, выбирая задачи высокой сложности. Если же мотив сильный, то обычно выбираются задачи средней сложности.

От свойств личности зависит и уровень притязаний. высокотревожные и интроверты, прежде всего стараются избежать неудачи, в отличии от них низкотревожные и экстраверты стремятся к успеху.

Также уровень притязаний зависит и от психического здоровья человека и от ориентации личности.

    Мотив власти. Личность с выраженным мотивом власти получает удовольствие от контроля над другими, от возможности судить, устанавливать нормы и правила поведения.

    Мотив аффиляции - это стремление к контактам с другими людьми, стремление к сотрудничеству и одобрению со стороны других, стремление строить свои взаимоотношения на основе доверия, равенства партнеров по общению. Обратной стороной этого мотива является боязнь отвержения, котороя проявляется в боязни быть отвергнутым, неприятным.

    Альтруистические мотивы проявляются в потребности помогать другим людям на бескорыстной основе. В основе этой мотивации - способность на безвозмездную жертву, потребность отдавать и большое чувство ответственности.

Мотивация личности обусловлена потребностями, целями, уровнем притязаний, идеалов, мировоззрением, убеждениями, направленностью личности и знаниями, способностями и характером. В качестве объективных детерминант мотивации выступают условия деятельности.

Мотивация рассматривается как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне в каждый конкретный момент времени.

Если мотивация сработала один раз, то это не значит, что она будет работать эффективно постоянно, так как со временем потребности меняются.

7

Первичные потребности (естественные)

    Физиологические потребности - необходимые для выживания: потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

    Потребности в безопасности и уверенности в будущем: потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира, уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

Первичные потребности - физиологические по своей природе, врожденные.

Эти потребности являются основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей. Они включают в себя потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком - то минимальном уровне, прежде чем потребности более высокого уровня станут актуальными. Если не удовлетворить эти основные потребности, то человек не будет заинтересован в высших потребностях, так как они отходят на задний план.

Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значения другие потребности, это - потребности безопасности и защиты: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, страх и хаос.

Вторичные потребности (социальные)

    Социальные потребности - в причастности: чувство принадлежности к чему или кому - либо, что человека принимают другие, чувство социального взаимодейсвия привязанности и поддержки.

    Потребность в уважении: самоуважение, личные достижения, компетентность, уважение со стороны окружающих, признание.

    Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей, либо потребности личного совершенствования.

Вторичные потребности - психологические потребности. Это потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность принадлежать кому или чему - либо. Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими в своей семье или группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека.

Потребность принадлежности и любви играют значительную роль в жизни. А. Маслоу определил два типа любви для взрослых: дефицитарная и бытийная.

Дефицитарная любовь основана на дефицитарной потребности - она исходит из стремления получить то, чего нам не хватает, это может быть самоуважение, секс, общество кого - то.

Бытийная любовь основана на осознании человеческой ценности, другого, без какого - либо желания изменить или использовать его. Эта любовь собственническая и касается поощрения в другом человеке его позитивного представления о себе, самоприятия, чувства значимости любви - всего, что позволяет человеку расти.

Поиск близких взаимоотношений является одной из самых широко распространенных социальных потребностей человека. Когда наша потребность любить и быть любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения.

8

А. Маслоу разделил потребности самоуважения на два основных типа: самоуважение и уважение другими.

Самоуважение включает в себя такие понятия как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку необходимо знать, что он достойный человек, что он в состоянии справляться с задачами и требованиями, которые нам предъявляет жизнь.

Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Фрустрация данных потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности и низкую оценку по сравнению с другими. А.Маслоу подчеркивает, что самоуважение основывается на заслуженном уважении другими, а не на славе, социальном положении или лести. Потребности уважения в жизни выражаются очень разнообразно.

Если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены, то на передний план выступают потребности самоактуализации. А.Маслоу охарактеризовал потребность самоактуализации как желание человека стать тем, кем он может стать, достичь вершины своих потенциалов, таллантов, способностей. Самоактуализированную личность отличает адекватное восприятие реальности.

Эти люди видят мир таким, каков он есть, а не таким, каким они хотели бы его видеть, благодаря чему они обладают способностями распознавать фальшь и неискренность. Их не страшит неизвестность, неопределенность, они устремлены к познанию.

Важнейшей особенностью самоактуализирующейся личности, является принятие себя, адекватное самопонимание. Такие люди живут в ладу с собой, их не терзает чувство вины и тревоги. Они ведут себя просто и естественно, сохраняя спокойствие, не тревожатся по пустякам, что объясняет их способность отрешиться от мелочей, частностей, шире смотреть на вещи. Они умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество, не идут на поводу у других людей и обстоятельств, их характеризует ответственность, самостоятельность. Самоактуализированного человека по словам А.Маслоу - уже не беспокоят проблемы выживания, он просто живет и развивается. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Для того, чтобы более высокие уровни иерархии начали действовать на человека, не обязательно удовлетворять потребности более высокого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Люди обычно начинают искать свое место в некотором обществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физические потребности. Одна из потребностей может доминировать, но деятельность человека при этом стимулируется не только ею.

В современном обществе физиологические потребности и потребности в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами.

А.Маслоу сделал предположение, что большинство людей, нуждаются во внутреннем совершенствовании и постоянно ищут его. Его исследования самоактуализации привели к тому, что побуждение к реализации потенциалов естественно и необходимо.Но многие люди просто не видят своего потенциала, они даже не знают о его существовании и не понимают пользы самоусовершенствования, они склонны сомневаться и бояться своих способностей. Это явление А.Маслоу назвал - комплексом Ионы - страх успеха.

В дополнении к своей иерархической концепции мотивации А.Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста.

9

Дефицитные мотивы:

    Их отсутствие вызывает болезнь.

    Их присутствие предотвращает болезнь.

    Их восстановление излечивает болезнь.

    При определенных сложных, свободно выбираемых условиях, человек предпочтет удовлетворить их.

Они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека.

Дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие и вызывающие напряжение.

Мотивы роста - метапотребности, имеют отдаленные цели, которые связаны со стремлением актуализировать потенциал индивида. Объективные мотивы роста должны расширить и обогатить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, разнообразного опыта. Метапотребности часто тесно переплетены с отвергнутой потребностью самоактуализации.

Порядок приоритетности метапотребностей по А.Маслоу:

    Ценность - ее характеристика заключается в единстве, интеграции, тенденции к тождеству, взаимосвязанность, простота, организация, структура, порядок.

    Совершенство - характеристики- необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствование.

    Завершение - характеристики - окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок.

    Закон - характеристики - справедливость, незапятнанность, законность, долженствование.

    Активность - характеристика - процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование.

    Богатство - характеристики - дифференциация, сложность.

    Простота - характеристики - честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура.

    Красота - характеристики - правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство.

    Доброта - характеристики - правота, желательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность.

    Уникальность - характеристики - особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна.

    Ненапряженность - характеристики - легкость, отсутствие напряжения, условий, сложностей, изящество, совершенство.

    Игра - характеристики - забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость.

    Истина, честь, реальность - характеристики - открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность.

    Самонадеянность - характеристики - автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правиламю

Одна метапотребность легко заменяется другой, если это необходимо для жизни человека.

А.Маслоу выдвинул гипотезу, что метапотребности и дефицитарные потребности, являются инститнктивными и имеющими биологические корни. Следуя данной гипотезе и эти потребности должны быть удовлетворены, для сохранения психического здоровья и для достижения максимума потребностей индивидов.

Но депривация и фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психическое заболевание - метапатологии. Такие состояния как апатия, отчуждение, депрессии и цинизм, являются премерами высших психических расствройств. Неспособность любить кого -нибудь, стремление жить только сегодняшним днем, нежелание видеть что - нибудь ценное и достойное,

10

неэтичное поведение, неумение ценить настойчивость в поисках личного совершенствования - все это симптомы метапатологии.

К примерам метапотологий по А.Маслоу относятся:

Недоверие, цинизм, скептицизм, ненависть, антипатию, расчет только на себя и для себя, вульгарность, нетерпимость, отсутствие вкуса, бесцветность, дезинтеграцию, утрату чувства собственного „Я”, утрата индивидуальности, ощущение себя постоянно меняющимся и анонимным, безнадежность, нежелание чего - либо добиваться, гнев, цинизм, непризнание законов, тотальный эгоизм, мрачность, депрессии, угрюмость, отсутствие интереса к жизни, параноидное отсутствие чувства юмора, перекладывание ответственности на других, бессысленность, отчаяние, утрата смысла жизни.

Теория человеческих потребностей А.Маслоу дает весьма полезные описания процесса мотиваци, но последующие экспериментальные исследования подтвердили ее не полностью, не смотря на то, что людей можно отнести к той или иной категории, характеризующейся какой - либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры нет. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение одной, какой - либо потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня мотивации.

Психологи говорят, что человек испытывает ПОТРЕБНОСТЬ, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать. Содержательные теории мотивации представляют попытки классифицировать Эти общечеловеческие потребности по определенным категориям. До сих пор нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей. Однако большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицироватькак первичные и вторичные.

Рис. 13.1. Упрощенная модель мотивации поведения через потребности.

ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности. ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию.

Когда потребность ощущается человеком, она пробуждаетв нем состояние устремленности. Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цели в этом смысле - это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Например, если вы ощущаете потребность в сложной работе, это может побудить вас попытаться достичь цели в виде получения места, обеспечивающего ее. Получив такое место, вы можете обнаружить, что работа там на самом деле не такая сложная, как вы предполагали. Это может заставить вас работать с меньшим усердием или искать другое место, на котором ваша потребность будет удовлетворена. На рис. 13.1. показан такой тип поведения.

Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как ЗАКОН РЕЗУЛЬТАТА. Пол Лоуренс и Джей Лорш отмечают:

«В процессе того, как человек старается разрешить свои проблемы, конкретные типы повелении оказываются каким-то образом вознагражденными. При этом люди запоминают, каким образом им удалось справиться с той или иной проблемой. Следовательно, когда в следующий раз человек встречается с какой-то проблемой, он пытается разрешить ее уже опробованным способом. По прошествии времени, так как некоторые из моделей поведения оказываются последовательно вознагражденными, человек осознает, что полагаться надо именно на них».

Продолжая наш пример, отметим: если вы видите, что, поставив перед собой какую-то задачу, вы удовлетворяете свою потребность в содержательной работе, вы будете стремиться и в будущем искать аналогичные задачи.

Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации. Например, вспомним приведенное в гл. 3 описание ситуации, когда внедрение технологии разработки длинного пласта на угольных шахтах разрушило независимые рабочие группы и лишило шахтеров близких межличностных отношений. Это пример того, как характеристики производственной ситуации и соответствующих задач могут влиять на удовлетворение потребностей. Новая технология также не давала шахтерам ощущения завершенности и содержательности выполняемой работы, потому что при новом методе каждый шахтер выполнял лишь малую часть общего процесса добычи угля. Следовательно, люди не имели возможности проявить все свои способности. В результате ухудшилась производственная дисциплина, увеличились число прогулов и текучесть рабочей силы, снизилась производительность труда. Эти проблемы исчезли сами собой, когда администрация так видоизменила производственный процесс, что технология перестала вступать в конфликт с потребностями людей.

СЛОЖНОСТЬ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ПОТРЕБНОСТИ. Важно отметить, что не все рабочие испытывают высокую потребность в достижениях и независимости и похожи на шахтеров в описанном выше примере. У всех людей разные отпечатки пальцев, а характеры людей - это соединение самых различных черт. Отсюда следует, что существует огромное количество разнообразных конкретных человеческих потребностей, тех целей, которые, по разумению каждого человека, приводят к удовлетворению его потребностей, а также типов поведения при достижении этих целей. Анализируя эту проблему, Стефен Кэрролл и Генри Тоси отмечают:

«Структура потребностей человека определяется его местом в социальной структуре или ранее приобретенным опытом. Следовательно, между людьми существует множество различий в отношении тех потребностей, которые для них важны. Что еще более важно, так это то, что есть множество путей и способов удовлетворения потребности конкретного типа. Например, потребность в утверждении собственного «я» одного человека можно удовлетворить, признав его лучшим работником отдела. А удовлетворить аналогичную потребность кого-то другого - означает признать лучшим фасон его одежды, объявив всем, что он одевается лучше других в группе. Конкретный способ, которым человек может удовлетворить свою конкретную потребность, определяется им исходя из его жизненного опыта. Мы узнаем опытным путем, что некоторые ситуации являются более желательными (вознаграждаемыми), чем другие, и стремимся именно к ним. Других ситуаций мы стараемся избегать».

Таким образом, создание рабочих мест с более сложными задачами и большей ответственностью имеет положительный мотивационный эффект для многих рабочих, но отнюдь не для всех. Руководитель должен всегда иметь в виду элемент случайности. Для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других. Кроме того, организации по своей природе усложняют практическую теорию мотивации, ориентированных на отдельных индивидов. Взаимозависимость работ, недостаток информации о результатах работы отдельных людей, частые перемены в служебных обязанностях из-за совершенствования технологии - все это усугубляет сложность мотивации. Пример 13.1. знакомит с возможностями улучшения трудовой этики.

Вознаграждения

В ходе анализа проблем мотивации мы будем ссылаться на применение вознаграждений для побуждения людей к эффективной деятельности. В разговоре о мотивации слово «вознаграждение» имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствия, с которыми чаще всего это слово ассоциируется. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ - это все, что человек считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны, а следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Вот простой пример. Чемодан, полный стодолларовых банкнот, будет восприниматься большинством людей цивилизованных наций как весьма ценное вознаграждение, а для членов примитивного филиппинского племени Тасадей сам чемодан, вероятно, будет представлять большую ценность, чем находящиеся в нем деньги. Аналогично, весьма состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов искренне дружеских отношений более ценными для себя, чем крупная сумма денег.

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ. Руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. ВНУТРЕННЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи. Фирма «Вольво», например, упразднила часть линий конвейерной сборки на одном из экспериментальных заводов, заменив их сборочными бригадами, чтобы увеличить внутреннее вознаграждение для рабочих (по некоторым данным себестоимость автомобилей при этом заметно возросла и фирма попала в затрудни тельное финансовое положение. (Прим. пер.) ).

Внешние вознаграждения - это такой тип вознаграждения, который чаще всего приходит в голову, когда слышишь само слово «вознаграждение». ВНЕШНЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ возникает не от самой работы, а дается организацией. Примеры внешних вознаграждений - зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа (такие, как угловой личный кабинет), похвалы и признание, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, служебный автомобиль, оплата определенных расходов и страховки).

Чтобы определить, каки вкаких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, администрация должна установить, каковы потребности ее работников. В этом и состоит цель содержательных теорий мотивации.