Взаимосвязь межличностных отношений и удовлетворенности работой в коллективе. Что грядущее нам готовит?! «Не так завязываешь платок»


XIX век был веком производства, XX век - веком управления, а XXI век по праву называют веком информации. Возрастание информации во всех без исключения сферах деятельности обусловило развитие новой отрасли права - информационного права.

Предметом информационного права выступают общественные отношения по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также отношения, возникающие в сфере управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением информационной безопасности.

Из специфики предмета информационного права вытекают его методы , т.е. совокупность способов правового регулирования отношений. Различия правового положения субъектов информационного права, а также разнообразие информационных правоотношений предусматривают применение двух взаимно противоположных базовых метода: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (метод субординации) используется при регулировании отношений власти-подчинения и распространяется в области охраны информации, обеспечения информационной безопасности, защиты сведений, составляющий государственную тайну и др.

Диспозитивный метод (метод координации) основан на равенстве участников отношений, он применяется в процессе заключения соглашений относительно обмена информацией, предоставления информации на платной основе и т.д.

Обозначив предметную область и методы правового регулирования информационного права, перейдем к определению понятия информационного права и основных начал, на которых базируется данная отрасль.

Информационное право - это совокупность правовых норм, регулирующих на комплексной основе область общественных отношений, связанных с поиском, получением, передачей, распространением информации и производных от неё продуктов.

Легальное определение информации закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно ст. 2 указанного Закона информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Из этого определения следует ряд признаков, характеризующих легальную формулу информации:

Во-первых, содержательность информации . Этот признак проявляется через отождествление информации со сведениями, которые выступают некими символами лиц, предметов, фактов, событий, явлений и процессов. Очевидно, что между сведениями и теми объектами, по поводу которых эти сведения возникли, нет взаимно однозначного соответствия. Данные сведения выступают лишь обозначением содержания, полученного из внешнего мира.

Во-вторых, независимость формы представления сведений . Он проявляется через возможность существования сведений о чем-либо в любой воспринимаемой форме: устной, письменной, визуальной, акустической и т. п.

Термин «информация» активно используется как самостоятельно, так и для конструирования ряда родственных, смежных понятий.

Одним из основополагающих понятий в информационной сфере является понятие документированной информации. Под документированной информацией понимается зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель.

В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержится еще ряд основополагающих понятий, так или иначе связанных с термином «информация».

Информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования.

Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.

Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Приведенные в законе понятия отнюдь не исчерпывают перечня терминов, связанных с информацией. В международном, федеральном и региональном законодательстве содержатся определения других явлений, связанных с информационной тематикой.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;
7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Информационные отношения

Итак, в центре нашего внимания отношения, связанные с информацией. Феномен информации существовал во все века, но стал объектом особого внимания только во второй половине ХХ столетия. Это эпоха так называемой научно-технической революции и информационного бума.

В широком смысле слова информация это сведения о фактах, событиях, явлениях, происходящих в живом и неживом мире, как сведения об "отраженном разнообразии".Эта категория скорее философская, нежели правовая. Какой бы категорией не была информация, она уже занимает важное место в науке и обходиться без этого понятия, уже невозможно.

Понятие "информация" и связанные с ней общественные отношения, или "информационные отношения", были в поле зрения отечественной юридической науки еще в 70-е годы прошлого века.

Однако, в тот период правовые проблемы в этой области рассматривались преимущественно в плане автоматизации информационных процессов в сфере управления. В последующие годы, границы интересов правоведов вышли за пределы сферы управления.

Одним из первых явлений, обусловивших формирование информационных отношений и становление информационного права, следует считать применение ЭВМ. В результате применения ЭВМ появилась новая отрасль производства - индустрия информации. Это обеспечило обособление структур, занимающихся различными операциями с исходной информацией (регистрацией, сбором, хранением, обработкой и т.д.), ее агрегированием и созданием (производством) нового продукта. Эта новая отрасль получила статус самостоятельного объекта отношений между людьми.

Обособление различных структур, занимающихся производством информации, ее передачей и распространением на первых этапах их образования вызвало к жизни необходимость установления правового положения вычислительных центров и других организационных формирований, специализирующихся в этой области.

Информационно-вычислительные центры обладали индивидуальной спецификой. К ним нельзя было применить какой-либо традиционный вариант правового статуса, с одной стороны, а с другой, эта специфика выражалась помимо всего прочего еще и в нематериальности продукции их производственной деятельности - информации.

Неопределенность статуса названных нетрадиционных субъектов права и результатов их деятельности, была устранена Постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1977 г., распространившим на информационно-вычислительные центры, находящиеся на самостоятельном балансе, действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии.

Основные операции с информацией и признаки информационный отношений
Таким образом деятельность по сбору, обработке и передаче информации на базе применения ЭВМ действующим правом была признана производством, а нематериальный результат этой деятельности - информация - продукцией этого производства. Складывающиеся в процессе этого производства отношения получили название "информационных отношений". В основе становления этих отношений, лежит социальный процесс отделения на базе ЭВМ

Производства информации от ее использования. Все операции с информацией, в процессе которых складываются информационные отношения, сводятся к регистрации информации (фиксация ее на соответствующем носителе), сбору и передаче (организация информационного потока), хранению (накоплению и сбережению), обработке (получение из первичных данных необходимой вторичной информации с требуемыми свойствами), анализу и увеличению объема информации, преобразованию информации в соответствии с конкретными задачами)

На более поздних этапах осмысления правового аспекта информационных процессов основной признак информационных отношений (отделение производства информации от ее использования) в работах некоторых правоведов трансформировался в независимость самой информации как объекта информационных отношений от ее использования. Так В. А. Дозорцев отмечает: "Информационные отношения появляются только при условии, что сообщаемые сведения приобретают самостоятельную, независимую от их использования ценность, когда сама информация четко обособляется и именно поэтому как таковая участвует в экономическом обороте".

Наряду с этим бытует широкое (всеобъемлющее) понимание информационных отношений. Один из сторонников такого понимания В.А. Копылов определяет их как "отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.

Безоговорочное включение стадии потребления (т.е. использования) информации в понятие информационных отношений представляется спорным, так как на этой стадии начинается другая жизнь информации и складываются другие отношения, о чем мы скажем позже. А пока посмотрим, что же происходит на стадии "производства" информации. Все ли отношения, возникающие на этой стадии, даже если они осуществляются обособленно от процесса использования информации, могут быть отнесены к категории "информационных отношений"?

Посмотрим с этой точки зрения на такую, в частности, проблему, связанную с производством информации, как установление правового режима основы этого производства - программ для ЭВМ и баз данных, формируемых в ходе сбора и обработки информации в автоматизированных информационных системах. Социальный заказ на правовое разрешение данной проблемы был выполнен уже в 1992 г. принятием законов РФ

ЗАКОН РФ от 23.09.1992 N 3523-1 "О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ"
ЗАКОН РФ от 23.09.1992 N 3526-1 "О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ТОПОЛОГИЙ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МИКРОСХЕМ"

Из названий законов видно, что отношения, регулируемые нормами этих законов, лежат в русле традиционных гражданско-правовых отношений. Программы для ЭВМ, базы данных, оригинальные топологии интегральных микросхем отнесены законодателем к объектам авторского права. Соответственно подавляющее большинство норм названных законов относятся к традиционной отрасли гражданского права и его подотрасли - авторскому праву. Вместе с тем эти отношения неизбежно попадают в поле зрения информационного права, так как конечной целью их реализации является производство информации (информационной продукции) и они не зависят от отношений, складывающихся в процессе использования этой информации.

Отношения по поводу доступа к информации
Отношения, складывающиеся по поводу доступа к информации имеют другой (непроизводственный) характер. Различные субъекты могут вступать в отношения, не касаясь вопроса о том, кто является автором этих баз данных и каковы имущественные права держателей (владельцев) этих баз.

В процессе реализации этих отношений возникают следующие правовые вопросы:
1. Является ли запрашиваемая информация общедоступной или она относится к категории информации с ограниченным доступом?
2. Кто имеет право ограничить доступ к этой информации?
3. На каких условиях эта информация может быть предоставлена: на условиях возмездности (т.е. как предмет купли-продажи) или безвозмездно?
4. Кто несет ответственность за достоверность этой информации?
5. В каком порядке можно оспорить отказ в предоставлении информации или возместить ущерб, нанесенный неправомерными действиями владельца информации или ее пользователя?

Все названные правовые вопросы доступа к информации решаются, как правило, независимо от того, где и как будет использоваться такая информация.

В действительности вопросы доступа к информации возникают не только применительно к информации, содержащейся в базах данных автоматизированных систем. Реализация принципа "общество имеет право знать" вынесла эти вопросы за пределы автоматизации информационных процессов. В отечественном законодательстве вопросы доступа к информации нашли отражение в ст. 23, 24, 29, 41, 42 Конституции РФ, в гл. 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации", в ряде норм, устанавливающих правила открытого или ограниченного доступа к информации определенного вида. То обстоятельство, что объектом названных отношений является исключительно информация как таковая, а также независимость этих отношений от процесса использования получаемой информации позволяет отнести эти отношения к категории информационных отношений.

Таким образом, помимо отношений, складывающихся в процессе производства информации (информационной продукции), к категории информационных мы относим и отношения, складывающихся в процессе доступа к информации.

Признаки информационных отношений
Итак, подведем итоги рассуждений об информационных отношениях. Чтобы отнести определенные отношения к категории информационных необходимо наличие двух признаков: первый признак , объектом информационных отношений является информация как таковая, независимо от того, в каком виде, на каких носителях она создается. Использование ЭВМ и других средств вычислительной техники не может служить непременным свойством информационных отношений, хотя и влияет существенным образом на их характер.

Второй признак
информационных отношений, это независимость их от отношений, в ходе которых эта информация будет использоваться.

Информационные отношения «второго» рода
В сфере использования информации, за границами ее производства, начинается вторая жизнь информации. На этом этапе, она применяется различными субъектами права для обеспечения своих интересов. В этой второй жизни информация выполняет функции своеобразного информационного ресурса, используемого практически во всех сферах жизнедеятельности общества и его граждан. В этом своем качестве информация используется в разных целях, занимая разное место в тех или иных общественных отношениях, большинство из которых нельзя назвать информационными в чистом виде. Прежде всего это отношения, в которых информация не является первопричиной возникновения отношений или их непосредственным объектом. В данном виде информация лишь сопутствуют определенным отношениям, обеспечивая необходимую эффективность их реализации. Так, например, информация используется
1. в сфере управления в ходе реализации административно-правовых отношений для принятия управленческих решений;
2. в сфере экономики, где возникают разнообразные хозяйственные, финансовые связи и соответствующие им имущественные (гражданско-правовые) отношения;
3. в жизни граждан и
4. во многих других сферах жизнедеятельности общества, где складываются соответствующие отношения, неизбежно сопровождающиеся использованием различного вида информации.

Конечно, далеко не все варианты использования информации отражаются действующим законодательством. Вместе с тем в целом ряде случаев нормы других отраслей права, регулируя определенные общественные отношения, предписывают субъектам этих отношений обязательное получение, применение, предоставление, распространение того или иного вида информации. Содержание и направленность этих норм различна. Например:

1. Ст. 495 Гражданского кодекса РФ устанавливает порядок предоставления покупателю информации о товаре.

2. Ст. 139, 857, 946 ГК РФ устанавливают для соответствующих видов информации категорию ограниченного доступа (служебная, коммерческая, банковская тайны, тайна страхования).

Перечень подобных норм, содержащихся в действующем законодательстве РФ, мог бы составить довольно длинный список. Все эти нормы, относящиеся к разным отраслям законодательства, объединяет то, что в них названы субъекты, на которых возлагается обязанность по предоставлению определенного вида информации и право на ее получение, а также устанавливается определенный порядок реализации этих прав и обязанностей. Нетрудно заметить, что регулируемым названными нормами отношениям присущи названные ранее признаки информационных отношений:

Во-первых, объектом этих отношений является сама информация (ее предоставление, получение) и, во-вторых, все эти отношения отделены от процессов использования информации (они как бы предшествуют этим процессам).

В отличие от первой группы информационных отношений в приведенных ситуациях информация как таковая не является самоцелью. Ее роль в реализации основных (административных, гражданско-правовых и др.) отношений вторична. Вместе с тем применение, получение, предоставление этой информации неотделимы от этих отношений. Поэтому нормы права устанавливают совершенно определенные и обязательные правила поведения соответствующих субъектов этих отношений в сфере предоставления, получения, передачи, распространения конкретных видов информации.

Таким образом, складывается второй пласт отношений, объектом которых так или иначе является информация. Можно ли назвать эти отношения информационными? Представляется, что можно, с той лишь разницей, что в отличие от первой группы информационных отношений, где информация является первопричиной их возникновения, эти отношения носят вторичный характер, сопровождая или обеспечивая основные отношения. Соответственно этому отношения, называемые нами условно информационными отношениями вторичного характера (второго рода) регулируются как нормами информационного права, так и нормами других отраслей права. При этом долю участия каждой из отраслей права в регулировании этих отношений определить трудно (да практически это и не всегда нужно).

На деле трудно провести грань между обозначенными нами чисто информационными отношениями и информационными отношениями вторичного характера. Такое разграничение, конечно, условно и не исключает возможности (а в перспективе и необходимости) классифицировать информационные отношения по более конкретным признакам:
по тематической направленности информации,
способам ее обработки,
сферам применения и т.д.

Во всяком обществе действия громадного множества людей должны быть согласованы в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии подчиняться определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет мораль наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни - в труде и в быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет неодинаковую роль. Неслучайно в этике используют такие понятия как труда нравственность, профессиональная этика, быта нравственность, брачно-семейная мораль.

Труда нравственность - одна из важнейших сфер морали, охватывающая все области общественно полезной деятельности человека (в первую очередь материально - производительный труд, а также научную и культурно-просветительную деятельность, художественное творчество, деятельность государственного и общественного управления, обслуживания и т. п., поскольку все они также являются отраслями общественного труда). Понятие труда нравственности включает две основные стороны - отношение к труду и нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности. Наряду с общими вопросами трудовой морали существуют также специфические проблемы нравственности, связанные с профессиональными особенностями различных отраслей труда (профессиональная этика). Нравственную сторону труда определяет прежде всего то, что он есть основное условие человеческого существования. Общественная полезность труда - главный показатель его моральной ценности и источник нравственных отношений, складывающихся в процессе труда. Труда нравственность - имея исторический характер, обладает рядом общих черт в условиях различных общественно-экономических формаций. При первобытнообщинном строе трудовые взаимоотношения складываются в основном по принципам простой кооперации (объединение членов ро- да для выполнения одной операции, например на охоте) и разделения труда между полами и возрастными группами. В этих условиях в отношениях между членами рода решаюшее значение имеет слаженность усилий, полное подчинение правилам совместной деятельности, указаниям старейшин, жесткое ограничение свободы действий и потребностей индивида. Необходимость повседневно бороться с силами природы и постоянные лишения диктуют людям потребность в воспитании физической выносливости, стойкости, смелости и дисциплинированности. С разложением родового строя, в условиях натурального и мелкотоварного хозяйства трудовое сотрудничество ограничивается в основном рамками отдельной семьи. По мере развития промышленного производства и обобществлению труда возникает необходимость в тесном сотрудничестве большого количества работников. Сам характер промышленного труда порождает потребность в установлении отношений трудовой солидарности между рабочими. Труд на благо общества формирует в людях высокие нравственные качества - трудолюбие, бережливость, самоотверженность. К сожалению, с изменением курса экономической ориентации страны перестало уделяться должного внимания формированию отношений взаимопомощи, трудовому воспитанию, воспитанию чувства необходимости труда посредством различных общественных организаций.

Профессиональная этика (или профессиональная мораль) - так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из профессиональной деятельности. Несмотря на всеобщий характер моральных всеобщий требований (равенство) , и наличие единой трудовой морали класса или общества (труда нравственность) , существуют еще и специфические нормы поведения для определенных видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях. Так, например, в основе управленчески - административной этики лежит требование безусловного уважения к человеку, к личности., в основе врачебной этики лежат традиционные представления о гуманном назначении труда медика, который должен руководствоваться в своих действиях соображениями телесного и духовного здоровья больного, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных обстоятельствах - и собственной безопасностью. От представителей права профессиональная этика требует неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом. Одним из гуманистических принципов права является "презумпция невиновности" - требование считать обвиняемого невиновным до тех пор, пока его вина не доказана. Гуманистическими аспектами насыщена и педагогическая этика. Она так регулирует, например, поведение учите- ля, чтобы оно укрепляло его авторитет, обеспечивало единство усилий педагогического коллектива. Вместе с тем она реализует принцип единства уважения к личности ученика и требовательности к нему, ставит вопрос о моральном доверии общества к учителю. В сфере науки профессиональна этика требует отстаивать истину и добиваться использования научных достижений в интересах человечества.

Она формирует готовность правильно воспринимать критику, способность сочетать научную добросовестность с личной честностью исследователя, осуждает конъюнктурщину, начетничество, стремление приспосабливать результаты лабораторных исследований, приукрашивать факты для доказательства того или иного теоретического положения, плагиат - присвоение и использование чужих открытий и научных идей в качестве своих собственных, попытки создания монополии той или иной научной школы, подкрепляет систему правил ведения дискуссий, способов закрепления научного приоритета, форм выражения признательности коллегам и др. Профессиональная этика журналиста, писателя, художника, композитора, деятеля театра, кино, телевидения и радио требует от работников культуры беззаветного служения народу, гражданской страстности и принципиальности, этико-философской образованности, позволяющей выносить точные и обоснованные оценки изображаемым явлениям, высокого творческого подъема, мастерства и вкуса в художественном отражении действительности. Профессиональная этика работников сферы обслуживания (сервиса) связана в первую очередь с культурой общения, с необходимостью обеспечить удовлетворение растущих запросов и потребностей человека. Особые моральные кодексы складываются и в тех видах деятельности, которые связаны с использованием каких-либо специфических общественных функций (например, в воинской и милицейской службе, в области спорта и др.).

Быта нравственность - сфера действия морали, распространяющаяся на всю область жизнедеятельности человека вне его производственной, политической, научной и всякой другой служебной и добровольно-общественной деятельности (труда нравственность, профессиональная этика). В первую очередь сюда относятся брачно-семейные отношения (брачно-семейная мораль) , личные взаимоотношения людей вне работы, поведение человека в общественных местах, удовлетворение личных потребностей, проведение отдыха. Большинству этик чуждо противопоставление области быта и общественно полезной деятельности человека. В сфере быта человек восстанавливает силы, развивает свои потребности и способности, усваивая содержание общественной культуры; воспитание подрастающих поколений, подготовка их к будущей общественной деятельности осуществляется в значительной мере в семье. Поэтому в своем быту человек, точно так же как и в общественно полезной деятельности, выступает в качестве социального существа, члена общества, подчиняется тем же самым социально-историческим законам и требованиям нравственности, хотя это и происходит в иной форме. Так быта нравственность призвана разрешить вопрос раздвоения личности - когда, например, частный предприниматель выступает как бы в двух противоположных обликах: в деловых операциях поневоле в виде эгоиста, а в быту нередко в роли частного благотворителя по отношению к "ближним" (альтруизм). Служащий и администратор - это "должностное лицо", исполнитель заданной функции на работе и просто человек, "свободная личность" в частной жизни. В настоящее время общественно полезный труд становится собственно человеческим призванием, а быт - столь же общественной по своему значению жизнедеятельностью.

Господствующие ныне принципы нравственности основываются на том, что формирование нравственного отношения происходит не только в процессе труда и общественной деятельности, но и в быту, в каждодневном общении вне работы, в зависимости от характера досуга, семейной обстановки и способа удовлетворения личных потребностей.

Ее требования - уважение к людям, скромность, непримиримость к злу, честность, взаимопомощь и многое другое - в равной степени относится и к быту. Однако, не могу согласиться с положением не- давно господствующей социалистической морали о требовании, что быт человека должен подвергаться каждодневному публичному контролю, общественной регламентации, всеобщей гласности в той же мере, как трудовая и политическая деятельность.


Брачно-семейная мораль представляет собой одну из важнейших сфер деятельности морали, выступающей наряду, с правом в качестве основного регулятора взаимоотношений между супругами, родителями и детьми (и другими родственниками, поскольку между ними поддерживаются семейные связи). Роль брака и семьи в жизни общества, их исторические формы и соответствующие им нравственные требования к человеку определяются экономическим строем общества, всей системой общественных отношений, а также уровнем развития человеческой цивилизации и культуры в целом. В историческом развитии брачно-семейной морали отчетливо прослеживается ход общего социального и морального прогресса человечества, в котором можно установить следующие определенные закономерности:

1.Вытесняя различные формы многобрачия (полигамии) , все более прочно утверждается связь мужчины и женщины. В раннем первобытнообщинном обществе брак регулировался преимущественно обычным правом, которое непосредственно исходило из интересов консолидации сначала первобытного стада, затем рода как производственно-трудовых ячеек. Это был период, когда формирующиеся нравственные нормы были еще непосредственно вплетены в процессы производства предметов потребления и самого человека. В становлении рабовладельческой, феодальной и буржуазной форм моногамии преобладающую роль играли экономические факторы: подчиненность женщин и их экономическая зависимость от "сильного пола", материальный расчет, функционирование семей крестьян и ремесленников одновременно в качестве производственных ячеек общества. Вместе с тем моногамия явилась ответом и на развивающиеся нравственные потребности людей. Прогресс в области брачно-семейных отношений выражается в стремлении к добровольности и равноправию брачного союза, к его свободе от утилитарно-экономических соображений, богатству духовно-нравственной жизни семьи, гармоничности интересов семьи и всего общества, к усилению роли и значения воспитательной деятельности семьи, а следовательно к повышению ее гражданской и моральной ответственности.

Руна удачи и везения помогают достичь успеха и благополучия во всех без исключения сферах жизни. Если вам надоело работать без выходных, не получая достойного вознаграждения. Если не ладится личная жизнь. Если мечтаете получать все легко и без напряжения, попробуйте впустить рунную магию в свою жизнь, и результат не разочарует.

  • - мощный магический символ, который помогает обрести глубокие знания и найти нужные слова для разрешения проблемных ситуаций
  • - наделяет владельца талисмана мощью и жизненной энергией, привлекает успех и возможности для быстрой реализации поставленных целей
  • - «урожайная» руна, увеличивающая результаты деятельности, помогающая верно и успешно завершать рабочие дела

Комбинация для благополучия и долголетия « — ». Лучше всего работает, если талисман связать из ниток:

  • - символ процветания и благополучия, наделяет крепким здоровьем и отменным самочувствием
  • - руна плодородия, помогает достичь финансовой стабильности и получить доход от занятий любимым делом

Комбинация для пробуждения сил и энергии, которые требуются, чтобы достичь поставленных целей. Помогает преодолеть кризис и победить в любой ситуации. «Тейваз- — »:

  • - воинственный символ, который наделяет силой, успехом, развивает волю к победе и стремление достигать цели, несмотря ни на что
  • - солнечная руна, которая наделяет силой и могуществом, помогает победить в любых, даже самых сложных ситуациях
  • - наделяет магической и жизненной силами, создает настрой действовать и достигать успеха

И не забывайте благодарить Вселенную за все хорошее, что будет приходить в вашу жизнь. Практика благодарности многократно усиливает действие рунической магии. Перед сном вспоминайте все хорошее, что произошло за день, а от негативных мыслей старайтесь абстрагироваться.

Функционально-стилистические разновидности языка (речи)

§ 249. Как уже отмечалось выше, язык, являющийся универсальным средством общения людей, в литературной разновидности используется, функционирует во всех без исключения сферах их жизни и деятельности. В зависимости от того, в какой именно сфере человеческой жизни и деятельности используется литературный язык, он приобретает те или иные особенности в отборе и применении языковых средств. Иными словами, в разных сферах общения язык используется в разных видоизменениях (функциональных разновидностях, структурно-функциональных вариантах), которые называются стилями языка (речи), или функциональными стилями (от лат. stilus, stylus – "остроконечная палочка для письма", "манера письма").

Стили языка (речи) обычно определяются как виды, разновидности, или варианты языка (литературного языка) или речи, как типы функционирования языка, обслуживающие определенные сферы жизни и деятельности людей. При этом обращается внимание на особенности использования языковых (речевых) средств, специфику их организации.

Б. Н. Головин определяет стили языка как "типы его функционирования, его структурно-функциональные варианты, обслуживающие разные виды человеческой деятельности и отличающиеся друг от друга совокупностями и системами признаков, достаточными для интуитивного опознавания этих вариантов в речевом общении". По определению Ю. А. Бельчикова, стиль – это "объединенная определенным функциональным назначением система языковых элементов, способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения, функциональная разновидность лит. языка". Ю. С. Степанов предлагает следующее объяснение понятия стиля: "Стиль языка или речи – это вид речи, употребляемый людьми в типовой общественной ситуации. Такие виды речи характеризуются, во-первых, отбором языковых средств из общенационального языкового достояния (отбором слов, типов предложения, типов произношения); во-вторых, скрытым за этими средствами общим принципом отбора". Подобное объяснение стиля предлагается и другими учеными.

В качестве стилеобразующих средств некоторые языковеды рассматривают лексические и синтаксические единицы языка. Разные стили современного русского языка, например, иногда разграничиваются именно по этим единицам. Однако большинство ученых считают, что в роли стилеобразующих средств могут выступать единицы всех языковых уровней. При этом часто обращается внимание на то, что данную функцию выполняют не единицы языка как таковые, а их "специфическая речевая организация", "характер объединения и закономерности употребления", "способы их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения", количественное распределение, частотность употребления, "существенные различия вероятностей (или долей) языковых единиц и категорий".

При определении и описании функциональных стилей одни языковеды говорят о стилях языка (Р. А. Будагов, А. И. Ефимов и др.), другие – о стилях речи (например, А. Н. Гвоздев), третьи называют их и стилями языка, и стилями речи (в частности, Ю. С. Степанов). Некоторые ученые рассматривают стили языка и стили речи как разные явления, противопоставляя их друг другу.

Так, например, А. К. Панфилов, который под стилем языка понимает "его функциональную разновидность, характеризующуюся особыми фактами языка (лексическими, синтаксическими и т.д.)", стиль речи определяет как "определенную систему использования языка и его стилей, обусловленную жанром, разновидностью общественной речи и даже авторской индивидуальностью". Стиль языка он уподобляет "химически чистой воде (H2O), не содержащей никаких примесей", стили речи – "многообразным разновидностям воды в ее бытовом и производственном употреблении, т.е. воды с различными примесями, представленными в большей или меньшей степени". Рассматриваемые явления различают и некоторые другие ученые.

С точки зрения концепции о единстве языка и речи нет достаточных оснований для противопоставления стилей языка и стилей речи; функциональные стили проявляются именно в речи (как одной из форм существования языка), так как "язык обнаруживает себя только в Р. (т.е. в речи. – В. Н. ) и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение", а поэтому "язык как таковой сам не принадлежит ни одной из обслуживаемых им сфер человеческой деятельности". В этом плане весьма убедительным представляется утверждение Μ. Н. Кожиной о том, что "функциональный стиль – это одновременно и стиль языка, и стиль речи, а точнее, стиль функционального аспекта языка ", что "функциональный стиль – как явление системное – проявляется именно в речи.., в процессе функционирования языка и закрепляется в текстах". Это тем более очевидно, если принять во внимание то, что стилеобразующую функцию выполняют "различия вероятностей (или долей) языковых единиц и категорий", о чем говорилось выше. Ведь в системе языка различия вероятностей его единиц никак не отражаются.

§ 250. В современном языкознании обычно различаются четыре или пять функциональных стилей. Во многих современных литературных языках выделяются такие стили: обиходно-литературный, газетно-политический, производственно-технический, официально-деловой и научный. В современном русском языке принято различать следующие функциональные стили: научный (иначе – стиль научного изложения), публицистический (общественно-политический, газетно-публицистический), деловой (канцелярский, административный, официально-деловой, официально-канцелярский), художественный (художественно-беллетристический, стиль художественной литературы), разговорный (разговорно-бытовой, обиходнобытовой). Некоторые лингвисты не считают нужным выделять художественный стиль (например, А. К. Панфилов, Т. Г. Винокур), или разговорный (А. Н. Гвоздев, E. М. Галкина-Федорук), или же разговорный и деловой (А. И. Ефимов). Разговорная и художественная речь не признаются функциональными стилями на том основании, что та и другая связаны с разными сферами деятельности людей и в известной мере соотносятся с национальным языком в целом.

Наряду с перечисленными функциональными стилями многие языковеды выделяют в русском языке еще производственно-технический, или технико-производственный, стиль (А. И. Ефимов, А. К. Панфилов, E. М. Галкина-Федорук и др.). Иногда выделяются и другие стили, например: рекламный (или стиль рекламных сообщений), стиль команды.

Для того чтобы получить некоторое представление об основных функциональных стилях, необходимо познакомиться с наиболее типичными для них языковыми особенностями.

Для научного стиля наиболее характерны следующие отличительные признаки: обилие специальных научных терминов, широкое использование сложных предложений разных типов, однородных членов предложения с обобщающими словами, вводных слов и словосочетаний (во-первых, во-вторых, далее, наконец, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), частое употребление составных союзов (как – так и, если не – то, не только но и), производных предлогов (ввиду, в силу, в результате, вследствие, в зависимости от, в отношении к, в связи с).

Публицистический стиль характеризуется такими особенностями, как, например: широкое использование слов и словосочетаний с переносным значением для создания подтекста, т.е. выражения внутреннего, подразумеваемого содержания; наличие лексико-фразеологических единиц с оценочным значением, с эмоционально-экспрессивной окраской; распространение бессоюзных сложных предложений; использование различного рода инверсий, т.е. обратного порядка слов с целью их выделения в предложении (типа: Он писатель известный).

Деловой стиль имеет такие особенности, как, например: широкое использование профессиональной терминологии (юридической, финансовой, дипломатической и др.); обилие сложносокращенных наименований учреждений и организаций; строгий порядок слов в предложении; отсутствие вопросительных и побудительных предложений; преобладание пассивных конструкций над активными; широкое использование страдательных причастий и деепричастий, причастных и деепричастных оборотов; частая повторяемость и единообразие языковых средств (наличие шаблонов, стандартов, штампов).

Художественному стилю свойственны следующие отличительные признаки: широкое использование эмоционально-оценочной лексики, производных слов с суффиксами субьективной оценки (уменьшительно-ласкательными, увеличительными, неодобрительными); наличие нелитературной лексики, просторечных слов, диалектизмов; переносное, метафорическое употребление многих общеупотребительных слов; широкое использование эпитетов, сравнений; наличие модальных слов, междометий; наличие окказиональной лексики; частое употребление вопросительных и побудительных предложений; сочетание авторской, повествовательной речи с прямой речью персонажей.

Разговорный стиль отличается от других стилей, особенно от первых трех, такими особенностями, как частое употребление слов с конкретным значением, заметное преобладание глаголов, широкое использование личных глагольных форм, глагольных междометий типа прыг, скок, шасть, личных местоимений, притяжательных прилагательных, избыточность вводных слов, междометных выражений. Для разговорного стиля характерны некоторые языковые особенности, связанные с экономией языковых средств: обилие упрощенных синтаксических конструкций, неполных, незаконченных предложений (ср. такие высказывания пассажиров, записанные в автобусе и на автобусной остановке в Нижнем Новгороде: " – Пассажиры, приобретайте билеты, только вошли"; " – Вас запишут и выдадут бумажку, куда прийти" (т.е. бумажку, на которой будет указано, куда вам необходимо прийти). Разговорному стилю свойственны многие признаки, характеризующие художественный стиль, например: широкое использование эмоционально-оценочных слов, наличие нелитературной лексики, окказионализмов, переносное употребление общеупотребительных слов и др.

В загородной резиденции Ново-Огарёво состоялось заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Основная тема заседания – программа «Цифровая экономика». В заседании приняли участие члены Правительства, полномочные представители Президента в федеральных округах, руководители бизнес-объединений, крупных компаний и корпораций.

С основными докладами выступили Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, мэр Москвы Сергей Собянин, директор направления АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Дмитрий Песков.

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Как вы знаете, в Послании Федеральному Собранию было поручение Правительству предложить системные подходы к наращиванию кадровых, интеллектуальных, технологических возможностей России в области так называемой цифровой экономики.

В тесном контакте с деловым, экспертным сообществами Правительство подготовило соответствующую программу, которая рассчитана до середины следующего десятилетия; сегодня мы обсудим её ключевые положения.

Хотел бы повторить, цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути – это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы , всего общества. И конечно, формирование цифровой экономики – это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу, по сути на десятилетия вперёд.

Отмечу, что за последние годы Россия заметно продвинулась по многим направлениям цифрового развития. Так, по динамике распространения широкополосного интернета и беспроводных сетей мы находимся на уровне ведущих стран. По данным Росстата , с 2010 по 2016 годы доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети интернет, выросла с 48,4 процента до 74,8 процента. Средняя скорость интернета в России в 2016 году выросла на 29 процентов, это уровень Франции, Италии. И к началу 2017 года российский рынок коммерческих центров хранения и обработки данных вырос до 14,5 миллиарда рублей.

Благодаря высокому уровню компетенций наших специалистов в ИТ-сфере отечественные компании предлагают уникальные программные решения. Они используются в самых разных сферах, в том числе при создании так называемых умных городов.

Здесь особо отмечу, что наша столица Москва входит в число мировых лидеров по применению цифровых технологий в современной городской инфраструктуре, опережая такие мегаполисы, как Торонто, Токио, Гонконг, Барселона и Сидней.

Кстати говоря, по отдельным направлениям индекса Москва входит в тройку лидеров: цифровые сервисы при взаимодействии государства с гражданами – вообще первое место, просто первое место в мире. Надеюсь, Сергей Семёнович нам сегодня расскажет и поделится опытом.

Создание инфраструктуры для реализации инновационных решений: по этой позиции Москва занимает второе место в мире.

Развитие новых бизнес-моделей на основе массового внедрения передовых технологий – третье место, а система образования, отвечающая потребностям рынка труда будущего, – тоже третье место.

Так что Сергей Семёнович расскажет, как он добился таких результатов. Это значит, что у нас есть компетенции, возможность развивать и другие территории таким же образом. Понятно, что Москва занимает особое место, у неё возможностей гораздо больше, понятно, что здесь у нас работают ведущие компании, – всё это ясно, но компетенции, значит, есть; значит, можем мы это сделать.

Опираясь на накопленный технологический, интеллектуальный потенциал, нам предстоит реализовать сложный, комплексный проект. Он беспрецедентен по своему масштабу, значению, влиянию на жизнь страны и каждого конкретного человека. Его, действительно, сравнивают с теми прорывными преобразованиями, которые на разных исторических этапах позволяли России сделать серьёзный шаг вперёд, укрепить свою позицию в мире; в их ряду строительство железных дорог в конце XIX века или электрификация страны первой половины XX века. Сейчас наша первоочередная задача – создать эффективный механизм для продвижения этого значимого проекта.

О чём идёт речь – только очень коротко о некоторых моментах упомяну, которые считаю важными.

Во-первых, я и в своём выступлении на Петербургском экономическом форуме говорил об этом, обозначил там основные направления развития в России цифровой экономики: это ликвидация правовых барьеров, которые препятствуют внедрению передовых технологий; создание опорной инфраструктуры: линий связи, центров хранения и обработки данных; серьёзное совершенствование всей системы образования, включая обеспечение всеобщей цифровой грамотности, а также запуск инструментов поддержки отечественных компаний, которые являются центрами компетенций в сфере цифровых и других сквозных технологий.

Считаю необходимым назначить ответственных за каждое из этих направлений, обозначить конкретные целевые показатели и сроки решения этих задач.

Председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин создал специальный совет по развитию цифровой экономики, и мы уверены, что во взаимодействии с депутатами мы сможем обеспечить необходимую совместную работу.

Цифровая инфраструктура ‒ очевидно, что она нужна для того, чтобы связать нашу огромную территорию страны, для того чтобы собирать, хранить данные. Это то, что нам позволяет транспортировать эту новую экономическую сущность. Мы уже несколько лет активно развиваем эту инфраструктуру, прокладываем волоконно-оптические линии связи в малые населённые пункты, добились отдельных результатов по направлениям, которые, казалось бы, никогда не будут обеспечены современной связью, проложили оптику до Магадана, Камчатки, Якутии, сейчас доходим до Норильска. Это проекты, которые действительно, считаю, являются настоящими связными подвигами, потому что ни одной стране мира не приходится строить связь в таких сложных условиях.

При этом мы имеем сегодня второе место в мире по самым низким ценам на мобильный интернет и сотовую связь, это оценка Всемирного экономического форума , и десятое место в мире по ценам на фиксированный доступ в интернет. С учётом тех затрат, которые мы делаем, я считаю, что это очень хороший результат и показывает уровень конкуренции в этой сфере.

Инфраструктура и технологические заделы ‒ это самое главное. Что такое технологические заделы? Это коллективы и компании, которые как раз создают и разрабатывают те самые сквозные технологии. Их в России немало, мы ими гордимся. Наши программисты действительно занимают соответствующие лидирующие позиции на самых различных международных соревнованиях.

Растёт IT‑экспорт, он уже достиг порога в семь миллиардов долларов. Вы поставили задачу довести уровень IT‑экспорта до экспорта, к примеру, в таких отраслях, как оборонно-промышленный комплекс или сельское хозяйство. Мы к этому стремимся и уверены, что развитие регуляторики и условий для развития цифровой экономики позволит нам эту задачу решить.

Самое главное, конечно, это человеческий капитал, потому что успешное развитие цифровой экономики будет происходить только тогда, когда люди обладают нужными знаниями, опытом. И это компетенция в широком смысле слова. Это не только разработчики программного обеспечения , это опять же переоценка всего подхода к специалистам высокой квалификации во многих сферах.

Если говорить о программистах, у нас их сегодня примерно 500 тысяч человек. Мы считаем, что должный технологический задел мы сможем обеспечить, если будем наращивать и ставить целевую задачу достигать уровня в один миллион занятых в сфере информационных технологий.

На следующем слое находятся уже так называемые цифровые платформы, операторы этих платформ, сквозные цифровые технологии. Таких компаний у нас достаточно много. Это и совершенно частные компании, и компании с госучастием. Мы все знаем «Яндекс», мы знаем, что делает «Почта России », «Ростелеком», Сбербанк.

Основной смысл в том, что нам нужны российские сквозные цифровые технологии, нам нужны российские цифровые платформы, нам нужны наши собственные компании ‒ национальные чемпионы.

Мы многие годы традиционно поддерживали широкий спектр традиционных отраслей: сельское хозяйство, различные сферы промышленности, авиапром, автопром. Сейчас настал тот момент, когда мы действительно должны поддержать это направление.

На верхнем уровне это уже вопрос конкретных рынков, конкретных компаний, продуктов, бизнес-моделей, которые в разных отраслях начинают работать по‑новому. Наша цель ‒ создать условия для того, чтобы эти отрасли эффективно развивались на основе использования данных.

Чтобы у нас получилась некая экосистема, в которой, с одной стороны, могут работать и крупные компании ‒ операторы вот этих цифровых платформ. С другой стороны, это может быть начинающий малый бизнес , стартапы, которые будут искать новые идеи, тестировать их, апробировать их, и нишевые компании, которые могут работать в различных отраслях экономики.

Мы можем обеспечить глобальную конкурентоспособность национальной экономики, по некоторым направлениям достичь лидерских позиций. Но для этого нужна консолидация партнёров, в том числе на международном уровне.

Уже в конце июля в третий раз пройдёт встреча министров высоких технологий стран БРИКС . Напомню, что такая первая встреча проводилась в Москве, когда Россия была председателем.

Наша повестка дня ‒ это создание конкурентного мирового рынка информационных технологий. Подчёркиваю, что конкурентного. Потому что мы видим тенденции, когда есть попытка монополизировать это. И вместе с нашими международными коллегами будем отстаивать позицию именно справедливой рыночной конкуренции.

Международный опыт очень важен. Мы руководствовались и изучали опыт подобных программ во многих странах мира, разрабатывали программу широким коллективом экспертов ‒ это более 150 человек, много совещаний прошло в Правительстве, у Председателя Правительства, вице-премьеров, на площадке Администрации Президента, и мы считаем, что в том числе смогли обеспечить содержательный диалог с самой IT‑индустрией.

Программа широко обсуждалась с представителями IT‑компаний и во многом корректировалась по их предложениям. Какими инструментами мы предлагаем добиваться дальнейшей реализации и конкретного результата? Первыми сферами, где, мы считаем, нужно применить данные подходы, это должно быть здравоохранение, государственное управление и «умный город».

Почему выбрали эти сферы? Потому что там наиболее высока роль государства, и социальная значимость этих сфер очень высока. Но программа вовсе не ограничивается этими направлениями. Конечно же, изменения будут проходить и во всех других отраслях, и постепенно мы будем расширять набор конкретных отраслей, где будут реализовываться приоритетные проекты.

Сама программа «Цифровая экономика » ‒ это не операционный документ, это фиксация наших целей на 2024 год, к которым мы должны немедленно начать стремиться двигаться. А двигаться к ним будем в рамках уже операционного документа, так называемого скользящего трёхлетнего плана. Считаем, что этот план должен утверждаться Правительством, ежегодно уточняться и уже как раз являться документом, который провязывает наши цели, задачи, конкретные вехи и в том числе источники финансирования. По каждому направлению такой перечень целей, задач, сроков их реализации определён.

Нам потребуется принципиально иная модель управления, реализации и финансового обеспечения программы. Текущая оценка объёма ежегодных затрат в рамках операционного плана, который нам предстоит разрабатывать и утверждать, составляет около 100 миллиардов рублей.

Хочу подчеркнуть, что значительная часть этих средств действительно уже содержится в расходах федерального бюджета, но нам предстоит их консолидировать, определить единую техническую политику , единые правила игры.

Продолжение следует.