Участники дела о банкротстве. Федеральные арбитражные суды российской федерации Процессуальные права участников арбитражного процесса о банкротстве


При ведении совместного бизнеса участники Общества не застрахованы от конфликтов, возникающих из-за кризиса, появления разногласий по поводу раздела высоких чистых активов. Потом случается так, что один из участников принимает решение покинуть Общество, отсюда и рождаются споры по выплатам действительной стоимости долей, а иногда требования покидающего Общество участника может оказаться настолько завышенным, выплата которого может просто привести компанию к неплатежеспособности – банкротству. Именно так и возникают корпоративные конфликты между участниками, которые не в силах решить сложившийся спор самостоятельно, именно поэтому требовательный участник и бежит скорее с исковым заявлением в суд о признании Общества должника банкротом. Зерном процедуры банкротства становится конфликт интересов между участниками (либо акционерами), значительность и обостренность которого зависит в первую очередь от размера долга по невыплаченным активам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Федерального закона РФ от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с момента (т.е. даты) принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом, и после открытия конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника или иного органа управления (выдержка из указанной статьи Закона).

Это значит, что с после признания компании банкротом, все его участники (учредители, акционеры) теряют возможность повлиять на решения, принимаемые коллективными органами управления компании, поскольку высшим органом управления становится собрание кредиторов должника, у которых большинство голосов, а сама реализация банкротства и ведения самой процедуры возлагается на арбитражного управляющего. Именно по этой причине затрагиваются процессуальные права собственником компании должника, в результате их заинтересованность в исходе начатой процедуры банкротства выражается в первую очередь в стремлении принимать активное участие в ней.

Ранее законодательство РФ не предоставляло участникам должника прав и не охватывало их интересов в деле о банкротстве, не предусматривало их участие в судебных разбирательствах. Но с 14 июня 2016 года ситуация кардинально изменилась, когда Верховный Суд РФ вынес Определение № 304-ЭС15-20105 по делу № А02-1538/2014, согласно которому было признано право участника (учредителя) Общества на участие в деле о банкротстве. Верховный суд своим вердиктом относительно прав участников в деле о банкротстве дал им возможность отстаивать свои интересы в суде, тем самым не только защитив права компании должника, но и интересы самих участников.

Перечень лиц, которые имеют право участвовать в деле о банкротстве приведен в статье 35 Федерального закона РФ от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в числе которых:

  • представитель работников должника;
  • представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия;
  • представитель учредителей (участников) должника;
  • представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;
  • представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника;
  • иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Ограничения на участие участника должника в деле о банкротстве

Несомненно, действующее законодательство РФ ограничивает права учредителей, что выражается в прямом ограничении предъявления требований участников о выделе доли в имуществе компании должника при выходе из состава участников, и в части выкупа акций (долей) или выплате действительной стоимости доли, об этом можно почитать в статье 63 Федерального закона РФ от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в ред. от 03.07.2016г. Такие ограничения по мнению законодателей направлены на законное разрешение конфликтов не только между участниками, но и с кредиторами должника.

Так, актуальные на сегодня запреты, содержащиеся в Федеральном законе РФ от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» заключаются в следующем:

  • предъявление требований участников о выделе доли в имуществе должника в связи с выходом из состава участников;
  • выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплату действительной стоимости доли;
  • изъятие участником имущества, принадлежащего должнику;
  • выплата дивидендов, доходов по долям, а также распределение прибыли между участниками должника (см. ст. 63, 81 указанного Закона).

Пожалуй, самым значительным для участников должника ограничением является ограничение в деле о банкротстве их гражданских прав – это и право на обращение в суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве), право на личное участие в суде, право признания сделок, совершенных должником или арбитражным управляющим в ущерб компании должника недействительными.

Другими словами, такие ограничения для участников при банкротстве нельзя считать обоснованным и справедливым. Ведь по своей сути, право на обращение в Арбитражный суд для защиты своих гражданских прав не может быть ограничено в силу Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым все перечисленные ограничения являются способами защиты гражданских прав участников должника (по смыслу ст.12 Гражданского кодекса РФ).

Обжалование в суде

Как уже было отмечено выше, участники должника ограничены в осуществлении тотального контроля над органами управления, и важным для участников должника моментом является исчисление сроков по оспариванию крупных сделок и сделок с заинтересованностью, совершенных органами управления. Ведь при отсутствии осведомленности участника о совершенной органом управления крупной сделки или иной сделки, одобрение которой предусмотрено законом, участнику необходимо владеть информацией о порядке исчисления сроков по их оспариванию.

По этому вопросу есть разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, который в своем Постановлении от 16 мая 2014 года № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью» разъяснил, что участник должен узнать о совершенной сделке не позднее даты проведения годового общего собрания участников (или акционеров) по итогам года, в котором была совершена эта сделка (см. п.5 указанного Постановления). Также Вас указал, что если собрание участников об одобрении крупной сделки не было проведено, или выявлен факт сокрытия органом управления информации о совершенной им крупной сделки без одобрения участников, срок для ее оспаривания исчисляется с момента, когда участник узнал (или должен был узнать) о такой сделке.

Непосредственное участие в деле о банкротстве участника должника по закону допускается в случаях, если он является единственным учредителем должника, так как по отдельности участники должника участниками судебного процесса по делу о банкротстве выступать не вправе. Поэтому и отсутствует необходимость в выборе представителя из нескольких участников для участия в деле о банкротстве (см. Постановление Второго Арбитражного апелляционного Суда от 05.02.2013г. № 02АП-8926/2012).

Теперь рассмотрим, кто в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» может представлять интересы участника должника в суде (абз. 17 ст. 2 указанного Закона):

  • председатель совета директоров или иного коллегиального органа управления должника;
  • лицо, избранное советом директоров или иным коллегиальным органом управления должника;
  • лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Как мы видим действующая редакция Федерального закона РФ от 26.10.2002г. № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» предоставляет участникам должника право участвовать в деле о банкротстве, но не стоит забывать, что помимо предоставленных законом прав, участники наделены и обязанностями, неисполнение которых может привести к применению в отношении них соответствующих санкций.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы (по требованиям уплаты обязательных платежей), прокурор (в случае рассмотрения дела по его заявлению), государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве), а также иные лица в предусмотренных Законом случаях.

Должник вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд в предвидении банкротства, то есть при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Однако заявление может быть подано должником при наличии у него имущества, достаточного для покрытия судебных расходов (кроме случаев, когда возникает обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд).

Если в арбитражный суд подано должником заявление при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший указанное заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием и комитетом кредиторов. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы в целях удовлетворения своих требований не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов принимает участие представитель работников должника. Число голосов, принадлежащих каждому конкурсному кредитору, налоговому и иному уполномоченному органу, определяется пропорционально сумме их требований к должнику по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, признанных установленными на дату проведения собрания кредиторов. Собрание кредиторов считается правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов (при условии, что о времени и месте проведения собрания конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены). Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов присутствующих на собрании конкурсных кредиторов кроме случаев, когда на собрании рассматриваются вопросы:

  • о введении и продлении внешнего управления либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего.

В этих случаях решения на собрании кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов. Если же на собрании кредиторов, созванном для решения данных вопросов, не оказалось необходимого для принятия решения числа голосов, созывается повторное собрание, которое правомочно принимать такие решения большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании.

Собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее одной трети от общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе одной трети от числа конкурсных кредиторов.

Интересы конкурсных кредиторов представляет комитет кредиторов, который избирается собранием кредиторов на период проведения внешнего управления и конкурсного производства. Выборы членов комитета осуществляются кумулятивным голосованием. Если количество конкурсных кредиторов менее пятидесяти, то решением собрания кредиторов функции комитета могут быть возложены на собрание. Решения по вопросам, рассматриваемым комитетом кредиторов, принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета.

Для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Законом о банкротстве, арбитражным судом назначается арбитражный (временный, внешний, конкурсный) управляющий. Им может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя по данному виду деятельности, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. При наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных Законом о банкротстве, арбитражными управляющими назначаются сотрудники Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в силу занимаемой ими должности.

Арбитражным управляющим не могут быть назначены:

  • лица, осуществлявшие ранее управление делами должника - юридического лица, за исключением случаев, когда с момента отстранения указанного лица от управления делами должника прошло не менее трех лет;
  • лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица);
  • лица, имеющие судимость.

Выдачу лицензий на осуществление деятельности в качестве арбитражных управляющих осуществляет Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (лицензирующий орган). Лицензии выдаются трех категорий. Лицензия первой категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, граждан, индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Лицензия второй категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего (его заместителя) при проведении процедур банкротства в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, за исключением тех, которые отнесены к категории крупных и экономически или социально значимых. И, наконец, лицензия третьей категории дает право на осуществление деятельности в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Срок действия лицензий всех категорий - 3 года.

Для получения лицензии первой категории соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

  • заявление о выдаче лицензии с указанием срока ее действия;
  • копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • копию свидетельства о сдаче экзаменов про программе обучения лицензирующего органа;
  • анкету, содержащую сведения о личностно-деловых и профессиональных качествах соискателя; копию трудовой книжки;
  • документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления.

Для получения лицензии второй категории, кроме перечисленных документов, в лицензирующий орган представляются копии определений арбитражного суда о ранее состоявшихся назначениях соискателя лицензии арбитражным управляющим (его заместителем) и отчет соискателя, подтверждающий стаж работы в этом качестве не менее 6 месяцев.

Чтобы получить лицензию третьей категории, соискатель, кроме документов, необходимых для получения лицензии первой категории, должен представить в лицензирующий орган следующее:

  • копии определений арбитражного суда о ранее состоявшихся назначениях соискателя лицензии арбитражным управляющим, а также его отчетов как арбитражного управляющего, утвержденных арбитражным судом, о завершении не менее двух процедур внешнего управления и (или) конкурсного производства в период работы соискателя с лицензией второй категории, получивших положительное заключение экспертной комиссии по арбитражному управлению;
  • свидетельство о сдаче соискателем экзамена по программе повышения квалификации, утвержденной лицензирующим органом.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствие соискателя лицензии условиям, необходимым для получения лицензии соответствующей категории.

Лицензиат обязан:

  • в течение 30 дней с момента выдачи лицензии зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде с соответствующей отметкой арбитражного суда на обратной стороне лицензии;
  • уведомить лицензирующий орган о регистрации в арбитражном суде в течение 15 дней с момента регистрации;
  • соблюдать требования а условия осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
  • не отклонять без достаточных оснований предложения арбитражного суда, при котором он зарегистрирован, о назначении его арбитражным управляющим.

Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае:

  • обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
  • прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • передачи лицензии другому лицу;
  • невыполнения лицензионных условий (например, необоснованного отказа лицензиата от назначения его арбитражным управляющим);
  • невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений;
  • невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности этого физического лица как индивидуального предпринимателя.

Лицензирующий орган может также отозвать лицензию в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей арбитражным управляющим, повлекшего убытки для должника или кредиторов. Отзыв лицензии в период осуществления арбитражным управляющим его полномочий является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей.

Должник и его кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими законодательство Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, а также функции анализа и планирования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций, является Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Помимо исполнения полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению Федеральная служба уполномочена также представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам и интересы Российской Федерации как кредитора по денежным обязательствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций.

Федеральная служба осуществляет возложенные на нее полномочия и функции непосредственно и через свои территориальные органы, а также через своих представителей на соответствующих территориях.

Задачами Федеральной службы по ее основному назначению являются:

  • проведение государственной политики по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предпринимательскую деятельность, по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;
  • разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.

Для реализации возложенных на Федеральную службу задач ей предоставлены необходимые для этого права. Федеральная служба, в частности, имеет право:

  • издавать в пределах своей компетенции нормативные и иные правовые акты, в том числе обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур банкротства;
  • запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
  • проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций, а также назначать проведение аудиторских проверок;
  • создавать экспертные и совещательные коллегиальные органы;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать учреждения, необходимые для выполнения функций и задач Федеральной службы;
  • привлекать для проведения экспертиз и консультаций специалистов других органов исполнительной власти и организаций.

В целях реализации процедур банкротства в отношении отсутствующего должника, а также в целях создания дополнительных гарантий деятельности арбитражных управляющих Федеральная служба вправе создать специализированный фонд.

Лица участвующие в деле о банкротстве

В соответствии с Федеральный законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве) участники процесса по делу о несостоятельности делятся на две категории: лица, участвующие в деле о банкротстве, и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

В соответствии со ст. 34 Закона о банкротстве лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления. В соответствии со ст. 35 Закона о банкротстве к лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, относятся представитель работников должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель учредителей (участников) должника, представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов, иные лица, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Законом о банкротстве. Таким образом, перечень лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, является открытым.

Как следует из текстов приведенных выше статей, Закон о банкротстве содержит лишь перечень субъектов, относящихся к рассматриваемым категориям, но не уточняет, в чем же разница между данными понятиями. Между тем объединение всех участников производства по делам о несостоятельности в две различные категории субъектов говорит о том, что имеются присущие каждой из них особенности. В основном, эти особенности выражаются в объеме и характере полномочий, которыми Закон о банкротстве наделяет указанные субъекты. Вместе с тем нельзя не учитывать то обстоятельство, что выделение среди участников арбитражного процесса определенных групп сопряжено с наличием у них соответствующих черт, признаков, позволяющих объединять их в те или иные категории.

Поскольку понятие "лица, участвующие в деле" является более широким по смыслу по отношению к понятию "участники производства по делам о несостоятельности (банкротстве)", можно сделать вывод о том, что признаки, применяемые для характеристики и выделения групп в рамках понятия "лица, участвующие в деле", могут применяться для аналогичного процесса при характеристике групп участников производства по делам о банкротстве.
Так, право на совершение процессуальных действий от своего имени принадлежит и лицам, участвующим в деле о несостоятельности, и лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о несостоятельности, о чем можно судить на примере уже упоминавшегося п. 3 ст. 60 Закона о банкротстве. Полномочий на совершение процессуальных действий, направленных на возникновение, развитие и окончание процесса в той или иной стадии, существенно больше у лиц, участвующих в деле о несостоятельности. Например, дело о банкротстве может быть возбуждено только в случае, если в арбитражный суд обратится управомоченное лицо. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве производство по делу о несостоятельности может быть прекращено в случае отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятия "лица, участвующие в деле о банкротстве" и "лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве" целесообразно разграничивать по характеру и объему полномочий каждой из рассматриваемых категорий. При этом Закон о банкротстве содержит недостаточное количество конкретных статей, закрепляющих полномочия субъектов данных категорий. Так, достаточно мало внимания уделено как раз лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Перечислить их полномочия возможно при анализе действующего законодательства в целом. Выделение и разграничение в законодательстве данных понятий не случайно. Законодатель таким образом пытается указать на особенности правового положения данных субъектов и на индивидуальный подход при защите их прав и законных интересов.
Наибольшее внимание Закон о банкротстве уделяет правовому статусу должника, конкурных кредиторов и арбитражному управляющему. Понятие "должник", употребляемое в Законе о банкротстве, существенно отличается от традиционно принятого в гражданском праве. Согласно ст. 307 ГК РФ термином "должник" обозначается сторона во всяком гражданско-правовом обязательстве, которая должна совершить определенные действия по требованию кредитора: передать товар, выполнить работу, оказать услуги, уплатить денежную сумму. В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под должником понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов только лишь по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного этим законом.

Таким образом, несостоятельными (банкротами) могут быть признаны:

все юридические лица (за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций);
граждане (зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя; не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя; главы крестьянских (фермерских) хозяйств).

В соответствии с гражданским законодательством кредитором признается лицо, в пользу которого должник обязан совершить определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, - наделенное правом требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ). Однако участниками процесса банкротства могут быть только кредиторы по денежным обязательствам, являющие стороной в денежном обязательстве должника и обладающие имущественными (денежными) претензиями к потенциальному банкроту.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления. Указанные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать предусмотренные Федеральным законом процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве и иные необходимые для реализации предоставленных прав действия. Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью. Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации: наличие высшего профессионального образования; наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее - стандарты и правила профессиональной деятельности); сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления; отсутствие судимости за совершение умышленного преступления. должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Федеральным законом. Кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

3. Понятие органа по контролю (надзору) по Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», его компетенция.

Орган по контролю (надзору) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Установить, что регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляются комиссией, состав которой утверждается органом по контролю (надзору). В состав комиссии по приему теоретического экзамена включаются представители образовательного учреждения и органа по контролю (надзору). Саморегулируемая организация арбитражных управляющих ежемесячно обязана представлять в орган по контролю (надзору) информацию: о состоявшемся утверждении арбитражных управляющих, являющихся членами этой саморегулируемой организации, в делах о банкротстве; о размере компенсационного фонда саморегулируемой организации; о поступивших жалобах на неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражными управляющими возложенных на них обязанностей в делах о банкротстве и об итогах рассмотрения таких жалоб.

Наличие финансовых задолженностей и невозможность их погашения, есть основанием для инициирования процесса, в рамках которого должник может быть признан несостоятельным.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Банкротство является таким процессуальным действием, которое невозможно без участия ряда субъектов.

Ими являются:

Должник Имеющий неисполненные финансовые обязательства перед кредиторами или уполномоченными органами. Законодатель наделил должника правом на самостоятельное с заявлением, инициирующим признание его несостоятельности. Такое заявление должно подтверждаться обстоятельствами, свидетельствующими о невозможности исполнения обязательств и выплате срочных обязательных платежей.
Арбитражный Назначаемый судом с целью ведения хозяйственной деятельности должника, улучшения его финансовой среды, погашения имеющихся задолженностей за счет результатов предпринимательства и реализации имущества, находящегося в собственности должника.
Конкурсный кредитор Участвующий, в том числе, в делах о банкротстве отсутствующих должников. Его функции направлены на определение круга фактических кредиторов и скорейшее погашение задолженности должника перед ними.
Уполномоченные органы, включая налоговые Могут выступать инициаторами процедуры при наличии задолженности по уплате со стороны должника обязательных платежей.

Также в процесс могут входить прокурор, как инициатор банкротства, государственные органы по делам о банкротстве и , другие субъекты, установленные Законом.

Трудности определения

Положение лиц, являющихся участниками процедуры банкротства, определено рядом правовых норм. Особая важность состоит в том, чтобы судебными органами был правильно определен процессуальный статус каждого из участников. В противном случае это влечет нарушение процессуальных прав, ограничения права защищать собственные интересы.

Определить процессуальное положение каждой из сторон можно только путем анализа возникших правоотношений, как с материальной, так и с процессуальной точки зрения. Таким образом, точно устанавливается круг прав, обязанностей, процессуальных действий, которые подлежат выполнению каждым из участников.

Законодатель четко разграничил две категории лиц, которые являются участниками процесса банкротства, это:

Дела о банкротстве кредитных организаций, сопряжены с участием конкурсного управляющего, Банка России, исполняющего функцию банковского надзора и регулирования, а также иных лиц, требования которых сводятся к привлечению руководящего состава банкрота к ответственности.

Участниками арбитражного процесса выступают:

  • лицо, представляющее трудовой коллектив должника;
  • лицо, представляющее собственника имущество принадлежащего унитарному предприятию – должнику;
  • лица, представляющие состав учредителей должника;
  • лицо, представляющее собрание кредиторов или их комитета;
  • представители органов исполнительной власти;
  • представители муниципальных образований;
  • привлекаемые эксперты, специалисты, свидетели и др. лица, которые не имеют собственной заинтересованности;
  • саморегулируемые организации арбитражных управляющих;
  • надзорные органы, осуществляющие контроль за процессом утверждения арбитражного управляющего;
  • текущие кредиторы.

Арбитражные процессы над кредитными организациями, открыты для таких участников, как представители работников, учредителей, собрания кредиторов кредитной организации, а также других лиц, установленных Законом.

Круг лиц, участвующих в деле о банкротстве

Должник Понятие «должника» присуще различным правовым отраслям. Особое место занимают должники в системе гражданско-правовых обязательств. Отличительное значение вменяется должнику в ходе признания его банкротства.

В этом случае, должником считают обязанною сторону исключительно денежных обязательств, обязанную уплатить денежные средства кредитору в четко установленные сроки.

Действующее законодательство не позволяет признавать банкротами любых лиц, имеющих финансовую задолженность.

Статус банкрота может быть присвоен:

Физические лица были включены в перечень должников, к которым применима процедура банкротства, сравнительно недавно, однако целесообразность такого нововведения очевидна.

Кредитор
  • Законом определено, что лицами, выступающими кредиторами в делах о признании несостоятельности, могут такие граждане, а также предприятия, организации и государственные органы, которые имеют к должнику финансовые требования, обоснованные принятыми на себя последним денежными обязательствами.
  • К разряду денежных обязательств относится также выплата общеобязательных платежей, пособий, алиментов и т.д.
  • Совокупность таких кредиторов объединяется в собрание или комитет. Руководство ими возложено на арбитражного управляющего, чье вступление в процесс обосновывается процессуальным актом арбитражного суда.
  • Основная цель каждого кредитора сводится к скорейшему возврату долга в полном объеме. Подтвердить действительность существования обязательства и наличие задолженности по нему, обязан кредитор, который предоставляет арбитражному управляющему и суду пакет документов, свидетельствующих о факте долга.
  • Кредиторы наделяются определенными полномочиями, в некоторых случаях, они имею право голоса. С их согласия и под их контролем арбитражный управляющий руководит должником, проводит реализацию собственности.
Управляющий
  • Назначение управляющего отнесено к обязанностям арбитражного суда. Стороны могут ходатайствовать о конкретной кандидатуре.
  • К его функциям относится управление должником в процессе установления его неспособности отвечать по принятым денежным обязательствам.
  • Управляющий участвует в процессе установления круга кредиторов, наблюдения и проведения шагов работы должника по финансовому оздоровлению, осуществляет конкурсное производство.
  • Услуги управляющего подлежат оплате. Такое вознаграждение относится к первой очереди возмещения, которое осуществляется за счет средств должника.
Органы и службы
  • В качестве инициаторов процесса банкротства могут выступать государственные органы, основные функции которых заключаются в начислении и сборе общеобязательных платежей. К таким относится Налоговая служба, Пенсионный фонд, органы социального страхования.
  • В случае, когда такие органы выступают в роли инициаторов, вступает в силу основное условие, которое заключается в наличии у них финансовой возможности обеспечить материальную сторону всего спектра процессуальных действий, потребность в которых может возникнуть.
  • В качестве государственного органа, участвующего в делах такой категории, выступает Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
  • К компетенции службы отнесено представительство интересов государства и его органов в процессе банкротства должников. Также, служба разрабатывает комплексные мероприятия по недопущению банкротства, оздоровлению положения хозяйствующих субъектов.

Права и обязанности

Лица, участвующие в деле о банкротстве, наделены широким спектром прав, позволяющих им осуществлять собственную защиту.

Они могут:

  • осуществлять ознакомление с материалами, которые имеются в деле, путем снимания копий и выполнения выписок;
  • предоставлять, знакомиться и исследовать доказательства;
  • ходатайствовать об отводе и иных действиях, а также возражать на ходатайства других участников;
  • ставить вопросы к участникам;
  • подавать жалобы и иметь представление о жалобах, предъявленных другими сторонами;
  • знакомиться, получать и обжаловать процессуальные акты по делу;
  • выполнять иные действия, определенные .