Урок "гражданская лирика анны ахматовой". Устный журнал "Анна Ахматова


Анна Андреевна Ахматова - величайший поэт, лирические произведения которого занимают значительное место во всей мировой литературе. Она жила в эпоху революционных изменений, страшных войн, потрясений. Перед ее глазами прошли события, которым не было равных в истории:

Так вот когда мы вздумали родиться

И, безошибочно отмерив время,

Чтоб ничего не пропустить из зрелищ

Невиданных...

Несомненно, все это повлияло на ее творчество, придав лирике гражданскую направленность. Именно эти мотивы стихов Ахматовой ярче всего запечатлелись в моей памяти.

Наиболее полно тема гражданского мужества отражена в поэме «Реквием», которая является выражением беспредельного людского страдания и терпения в период сталинских репрессий, трагических событий тридцатых годов. Всю тяжесть того времени Анна Андреевна разделила со своим народом. Строки поэмы проникнуты настроением «смертельной тоски», горя, отчаяния.

Перелистывая страницы этого произведения, я мысленно представляю себе те страшные годы, которые именуются в литературе «периодом сталинских репрессий». Возникает образ смерти, олицетворяющий трагическое время тридцатых годов:

Только мертвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

Такие потрясающие картины проходят через всю поэму, усиливая настроение страха, отчаяния, безысходности. Поэтесса, создавая мрачную панораму времени, передает атмосферу трагического периода истории, когда человеку легче было принять смерть, чем выдержать те испытания, которые выпали на долю каждого. Лирическая героиня поэмы, ощущая непереносимую тяжесть потери, находясь в состоянии неизвестности и переживая за судьбу сына и мужа, обращается с мольбой к смерти:

Ты все равно придешь - зачем же не теперь?

Я жду тебя - мне очень трудно.

Я потушила свет и отворила дверь

Тебе, такой простой и чудной.

Потеряв все самое ценное в жизни, женщина готова принять смерть в любом виде: будь то « отравленный снаряд » или смертельная болезнь. Трагическая гибель была лучшим выходом из положения, чем вероятность увидеть, как «синий блеск возлюбленных очей последний ужас застилает».

Образ всепоглощающего страха также является олицетворением времени. Боялись всего и всех.

Боялись суровых дворников, раскланивающихся знакомых, всевидящих соседей. Боялись и прятали глаза. Все вокруг сковал страх:

Все перепуталось навек.

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

Мне кажется, что такие мрачные картины, нарисованные поэтессой, необходимы для того, чтобы показать значение мужества, стойкости тех, кто пытался этому страху противостоять.

Вчитываясь в строки «Реквиема», я отчетливо представляю обобщенный образ матери со «смертельной тоской» в глазах, которая оказалась наедине со своим горем и болью. Все женщины в это трагическое время были похожи друг на друга, их обезличило одиночество и страх за судьбу семьи и судьбу страны. Обессиленные, они «ив лютый холод, и в июльский зной» стояли у всеобщей тюрьмы «под красною, ослепшею стеной », надеясь на встречу со своими близкими. Семнадцать месяцев, проведенных лирической героиней в тюремных очередях, олицетворяют собой потерянное время.Это период, унесший, наверное, семнадцать лет жизни, потому что время, проведенное в страшном оцепенении, смертельном ожидании, длится целую вечность. Поэтесса вместе со своей страной прошла этот трудный путь и имела право сказать:

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

Одновременно с обобщенными образами времени и матери мне представляется в поэме главный образ сильного поколения, сумевшего подняться из трясины всеобщего человеческого унижения, сумевшего не только выстоять, преодолеть, но и сохранить в себе достоинство мужественного народа. Поэтому Ахматова гордо заявляет:

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего погребального дня.

Строки поэмы «Реквием» невозможно забыть, они вновь и вновь возвращают мои мысли к гнетущему периоду сталинского режима. Необычайно емкое, глубокое содержание этого произведения заново осмысляется. Образы поэмы заставляют задуматься над вопросом «А сколько же требовалось гражданского мужества русскому народу, чтобы суметь выдержать, выстоять, выжить и рассказать правду о жестоком, бесчеловечном времени».

Вполне закономерно тема гражданского мужества стала главной темой «Реквиема». Основная мысль, которая проходит через все произведение,- мысль об удивительной стойкости характера, силе русского человека, выдержавшего время, когда:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Несомненно, эта поэма соответствует моему представлению о подлинной поэзии. Творчество только такого художника, истинного патриота, человека, переживающего за происходящее, стремящегося сделать все для того, чтобы не повторилась трагедия народа, сумевшего рассказать правду и передать свои переживания, обнажив богатый внутренний мир, и можно назвать настоящим.

Художественный дар А. А. Ахматовой позволил ей с удивительной эмоциональностью раскрыть тему гражданского мужества в поэме «Реквием», показать слияние своей нелегкой судьбы с многострадальной судьбой России.

Текст сочинения:

Меня, как реку,
Суровая эпоха повернула...
А. Ахматова-Анна Ахматова яркий, оригинальный, самобыҭный |i поэҭ. Считается, что именно она открыла в русской литературе "женскую" поэзию полную тайны, загадки, любви и инҭуиҭивного предчувствования.
В поэҭическом ҭворчестве А. Ахматовой лирическая героиня предстает в не совсем обычном для женской поэзии ракурсе гражданина. Тему родины, России можно проследить во многих произведениях поэта: начиная с полупризнаний, дорогих сердцу воспоминаний в ранней лирике А. Ахматовой, эта тема со временем становиҭся постоянной спуҭницей ее зрелого ҭворчества.
Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерҭи Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.
В годы первой мировой войны тема родины помогла А. Ахматовой занять позицию, которая заметно отличалась от официальной пропагандистской литературы, прославляющей это народное бедствие, принесшее столько горя и страданий. В представлении Ахматовой война всегда была злом и трагедией, и в ее ҭворчестве народное горе показано сквозь призму переживаний простой русской женщины.
Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил...
Бесконечно разнообразны образы любви в ҭворчестве А. Ахматовой, но самый всеобъемлющий и глобальный это любовь к Родине, к России, особенно в ҭяжелую для страны минуҭу, во время страданий ее народа.
Можжевельника запах сладкий Оҭ горящих лесов летиҭ. Над ребятами стонуҭ солдатки, Вдовий плач по деревне звениҭ.
Не напрасно молебны служились, О дожде тосковала земля: Красной влагой тепло окропились Затоптанные поля.
А. Ахматова не могла спокойно и равнодушно относиться к ужасам войны. В стихотворении "Молиҭва" она просиҭ Бога принять от нее любые, даже самые страшные для женщины жерҭвы, лишь бы родная страна вновь обрела покой и величие. сочинение с
Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Оҭыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар Так молюсь за ҭвоей лиҭургией После стольких томительных дней, Чтобы ҭуча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.
Но революция принесла еще больше испытаний на долю великого поэта. Тяжелое время переоценки ценностей, разрушения старого и привычного, начало построения неизвестного нового. Многие не выдерживали ҭягостной обстановки, сложившейся в стране, уезжали за границу, но А. Ахматова не мыслила себя в отрыве от Родины, эмиграция казалась ей предательством.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук ҭвоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Вершиной гражданской поэзии А. Ахматовой можно считать лирику периода Великой Отечественной войны. В стихотворениях этого периода поражает прежде всего удивительная органичность, отсуҭствие сомнений, неуверенности в высказывании своей жизненной позиции. Всегда готовая вступить в бой, Ахматова с честью и достоинством принимала и преодолевала испытания судьбы, призывая и свой народ к стойкости и сопротивлению.
И та, что сегодня прощается с милым, Пусть боль свою в силу она переплавиҭ, Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться ничто не заставиҭ.
Поэзия Ахматовой удивительна тем, что здесь общенародное и историческое раскрывается через личное и инҭимное. Настоящим памятником национальной трагедии стала поэма "Реквием", в которой поэҭ рассказывает нам не только о своем горе и боли, но и помогает услышать жестокий голос того времени, увидеть страдания и беду всего народа.
Это было, когда улыбался Только мерҭвый, спокойствию рад, И ненужным привеском болтался Возле ҭюрем своих Ленинград... Звезды смерҭи стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь.
В стихах послевоенного периода чаще звучат мотивы размышления над прошлым, над судьбой своего поколения и народа. О своих стихах А. Ахматова пишет: "Для меня в них связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми риҭмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эҭи годы и видела собыҭия, которым не было равных".
И чудилось: рядом шагаюҭ века И в бубен незримая била рука, И звуки, как тайные знаки, Пред нами кружились во мраке.

Права на сочинение "Гражданская поэзия А. Ахматовой" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Урок по гражданской лирике Ахматовой предваряет разговор о гражданской и поэтической миссии, наиболее ярко выраженной в поэме “Реквием”. К этому учащиеся изучили биографию поэтессы, любовную лирику. Урок подготавливает одиннадцатиклассников к восприятию поэмы “Реквием” и темы “Поэт и поэзия” в творчестве Ахматовой.

Программа под редакцией В.Я. Коровиной, учебник “Русская литература 20 века”. Под редакцией В. П. Журавлева. – М., “Просвещение”, 2005.

Дома учащимся было предложено познакомиться со стихами Ахматовой о Родине.

  1. Развить представление о гражданской поэзии Ахматовой.
  2. Определить гражданскую позицию лирической героини Ахматовой.
  3. Повторить литературоведческие понятия, их роль в поэтическом тексте, формировать навыки анализа лирического стихотворения, затронуть вопрос о традициях в литературе.

Оборудование: фотографии разных лет Ахматовой, сборник стихов, карточки-задания для групп обучающихся.

Методические приемы: проверка изученного материала, анализ стихотворения, рассказ учителя с элементами беседы, творческое выступление учащегося.

Контроль:

  1. Проверка знаний по биографии поэтессы.
  2. Контроль знаний по литературоведению (с элементами ЕГЭ).
  3. Проверка умений анализировать поэтический текст, строить связный монологический ответ, работать с дополнительной литературой.

Этапы урока и распределение времени:

  1. 10 минут – рассказ учителя с элементами беседы.
  2. 5 минут – работа в группах (элемент творческой мастерской).
  3. 15 минут – выступление групп (5 минут – каждая).
  4. 5 минут – обобщение, выводы.
  5. 10 минут – выступление учащегося “Ахматова в годы ВОВ”.
  6. Итог урока

Эпиграфы к уроку:

“Нес теми я, кто бросил землю
на растерзание врагам”.

“Я счастлива, что жила в эти годы и видела
события, которым не было равных.”
А. Ахматова.

Ход урока

1. Рассказ учителя с элементами беседы.

Если говорить о поэзии Ахматовой, то “великая, земная любовь” – движущее начало всей ее лирики. Именно она заставила по-иному, реалистически, увидеть мир. Она, как акмеистка, вернула поэзии ощущение реальной жизни.

В 1921 году Блок написал об акмеистах статью “Без божества, без вдохновенья”. Настоящим исключением” среди них он назвал лишь Анну Ахматову. Дело было не в исключительной талантливости (среди акмеистов были талантливые поэты), а в том, что в поэзии Ахматовой было “и божество, и вдохновенье”.

Вспомним пройденный материал. Определите основные мотивы любовной лирики Ахматовой? (драматическая, несчастная любовь, она никогда не бывает в спокойном пребывании: взлеты, падения, встречи и разрывы, смертельная опасность и смертельная тоска.)

С самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой еще одна любовь – любовь к родной земле, к Родине, к России, которой Ахматова никогда не изменяла. В раннем сборнике “Белая стая” есть стихотворение “Молитва” (за которое М Цветаева ругала Ахматову, считая “что все, что написано в стихах, сбывается). Это молитва за Россию.

Стихотворение “Молитва”.

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
1915 год.

Так ли благосклонна была Родина к Ахматовой? Вспомните трагические моменты ее биографии(фронтальный опрос).

(Учащиеся должны вспомнить: 1921 год – расстрел Н Гумилева, следом умер Блок. Ее сборник “ANNO DOMINI” (большая часть стихов посвящена Гумилеву и Блоку) принес ей забвение. С1925 по 1939 год ее вычеркивают из жизни – ни одного издания, ни строчки публикации.

Затем арест сына Льва Гумилева (1935, затем 1939 и 1948 годы) освобожден только в 1956 году. В это время арестован и третий муж Ахматовой Н. Пунин. 1946 год – постановление в журналах “Звезда” и “Ленинград” о запрете поэзии Ахматовой и прозы Зощенко.)

Все это Ахматова восприняла как роковую судьбу и очередное испытание, через которое нужно было пройти и в котором выстоять.

Писатель русского литературного зарубежья Б. Зайцев, знавший Ахматову, обратился к ней:

“ Буря вас взрастила, углубила, подняла. Некогда Достоевский сказал юноше Мережковскому (символист, муж З. Гиппиус): “Молодой человек, чтобы писать, страдать надо”. Если бы Достоевский не стоял у столба смерти и не побывал в “Мертвом доме”, был ли он вполне Достоевский? Вы ни в ссылке, ни в “Мертвом доме” не были, но около него стояли. Бились ли дома головой об стенку за близкого – не знаю. Но искры излетали из сердца. Вылетели стихами не за одну вас, а за всех страждущих, жен, сестер, матерей, с кем делили вы Голгофу тюремных стен, приговоров, казней”.

Обратимся к стихам Ахматовой о Родине.

Проанализируем стихотворение и выясним гражданскую позицию автора.

2. Элемент творческой мастерской (работа в группах).

Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание.

Карточка-задание для 1 группы.

Стихотворение “Все расхищено, предано, продано…”

  1. Каким рисуется образ Родины в стихотворении?
  2. В основе композиции стихотворения лежит …(выделите нужное: антитеза, градация, рефрен). Обратите внимание на лексику стихотворения (в том числе оценочную).
  3. Почему стихотворение оставляет настроение оптимизма? Эта психологическая убедительность достигается через средства выразительности (выберите нужное: метафоры, эпитеты, олицетворения, обращения).
  4. Какова роль поэтического синтаксиса (риторический вопрос, многоточие).
  5. Какой тон задает употребление местоимения НАМ? Случайно ли посвящение Наталии Рыковой (Н. В. Рыкова – близкая подруга Ахматовой, жена известного литературоведа Гуковского)

Карточка-задание для 2 группы.

  1. В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как…(выберите нужное: инвектива, ода, послание, гимн). Дайте определение этому литературоведческому понятию.
  2. Проследите композицию стихотворения. Как она помогает раскрыть авторский замысел?
  3. Какова роль поэтического синтаксиса и интонационных фигур? (выберите нужное: анафора, синтаксический параллелизм, бессоюзие, эпифора).
  4. Сделайте выводы о гражданской позиции лирической героини Ахматовой.

Карточка-задание для 3 группы.

Стихотворение “Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам…”

  1. Какова тема стихотворения? (Родина, жизненный выбор, любовь, человеческое бытие).
  2. Определите стиль стихотворения. Отметьте стилистические особенности языка стихотворения.
  3. Композиция стихотворения. Сколько основных частей можно выделить? Какова роль антитезы в тексте?
  4. С помощью каких изобразительно-художественных средств достигается выразительность стихотворения (выберите нужное: эпитеты, сравнения, метонимия, анафора, оксюморон).
  5. Сделайте выводы о гражданской позиции лирической героини Ахматовой. Дается анализ предложенного лирического стихотворения по плану (1 человек от группы).

3. Выступление учащихся по результатам коллективного обсуждения стихов.

4. Подведение итогов по выступлениям.

Вопрос учителя всему классу.

Традиции каких русских писателей следует Ахматова в описании своей Родины?

(Учащиеся должны провести ассоциативные связи с поэзией Лермонтова (стихотворение “Родина”, “Прощай, немытая Россия…”), Пушкина (“Деревня”, “Вольность”), Блока (“Россия”, “Русь”).

Вывод:

Ее гражданская позиция была однозначна – быть с Родиной. Эмиграцию она не признавала.

6. Творческое сообщение, подготовленное учащимся дома

“А. Ахматова в годы ВОВ. Поэзия этого периода. Патриотизм поэтессы”.

Домашнее задание.

  1. Записать выводы в виде тезисов о произведениях, разобранных на уроке.
  2. Прочитать поэму “Реквием”, выделить основные мотивы произведения

Меня, как реку,

Суровая эпоха повернула...

А. Ахматова

Анна Ахматова — яркий, оригинальный, самобытный поэт. Считается, что именно она открыла в русской лите-ратуре «женскую» поэзию — полную тайны, загадки, люб-ви и интуитивного предчувствования.

В поэтическом творчестве А. Ахматовой лирическая героиня предстает в не совсем обычном для женской по-эзии ракурсе гражданина. Тему родины, России можно про-следить во многих произведениях поэта: начиная с полу-признаний, дорогих сердцу воспоминаний в ранней лирике А. Ахматовой, эта тема со временем становится постоян-ной спутницей ее зрелого творчества.

Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.

В годы первой мировой войны тема родины помогла А. Ахматовой занять позицию, которая заметно отлича-лась от официальной пропагандистской литературы, про-славляющей это народное бедствие, принесшее столько горя и страданий. В представлении Ахматовой война всегда была злом и трагедией, и в ее творчестве народное горе показано сквозь призму переживаний простой рус-ской женщины.

Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил...

Бесконечно разнообразны образы любви в творчестве А. Ахматовой, но самый всеобъемлющий и глобальный — это любовь к Родине, к России, особенно в тяжелую для страны минуту, во время страданий ее народа.

Можжевельника запах сладкий От горящих лесов летит. Над ребятами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит. Не напрасно молебны служились, О дожде тосковала земля: Красной влагой тепло окропились Затоптанные поля.

А. Ахматова не могла спокойно и равнодушно отно-ситься к ужасам войны. В стихотворении «Молитва» она просит Бога принять от нее любые, даже самые страшные для женщины жертвы, лишь бы родная страна вновь обре-ла покой и величие.

Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Но революция принесла еще больше испытаний на долю великого поэта. Тяжелое время переоценки ценно-стей, разрушения старого и привычного, начало построе-ния неизвестного нового. Многие не выдерживали тяго-стной обстановки, сложившейся в стране, уезжали за границу, но А. Ахматова не мыслила себя в отрыве от Родины, эмиграция казалась ей предательством.

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Вершиной гражданской поэзии А. Ахматовой можно считать лирику периода Великой Отечественной войны. В стихотворениях этого периода поражает прежде всего удивительная органичность, отсутствие сомнений, неуве-ренности в высказывании своей жизненной позиции. Всегда готовая вступить в бой, Ахматова с честью и достоинством принимала и преодолевала испытания судьбы, призывая и свой народ к стойкости и сопротив-лению.

И та, что сегодня прощается с милым, — Пусть боль свою в силу она переплавит, Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться ничто не заставит.

Поэзия Ахматовой удивительна тем, что здесь общена-родное и историческое раскрывается через личное и ин-тимное. Настоящим памятником национальной трагедии стала поэма «Реквием», в которой поэт рассказывает нам не только о своем горе и боли, но и помогает услышать жестокий голос того времени, увидеть страдания и беду всего народа. Материал с сайта

Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад, И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград... Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь.

В стихах послевоенного периода чаще звучат мотивы размышления над прошлым, над судьбой своего поколе-ния и народа. О своих стихах А. Ахматова пишет: «Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

И чудилось: рядом шагают века И в бубен незримая била рука, И звуки, как тайные знаки, Пред нами кружились во мраке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анна ахматова можжевельника запах сладкий анализ
  • гражданская позиция ахматовой

Тема: Анна Ахматова. Гражданская позиция в лирике.

Устный журнал.

Цели:

    подчеркнуть высокую гражданственность поэзии А.А.Ахматовой и мужество поэта, глубокий патриотизм ;

    развитие навыков самостоятельного чтения и анализа стихотворных произведений, воспитание чувства гражданственности; п онять, почувствовать, пережить то, что составляет

    п ривить любовь к поэзии

Оборудование:

    стенд, посвященный жизни и творчеству поэта;

    выставка книг;

    запись эпиграфа на доске.

Жизнь, понятая как служение…

Вл.Вигилянский

Учитель . Ахматова - один из островков, благородства, которым всегда была отмечена русская культура, островок заливаемый со всех сторон водами разбушевавшейся недоброй стихии. Вл.Вигилянсий сказал об Анне Ахматовой: «Жизнь, понятая как служение… При этом ни тени панибратства, ёрничанья.юродства. Ни оттенка чванства, брезгливости, пренебрежения к своему кресту… Подвиг её служения – в словесном преображении этого разъятого и бессмысленного мира, претворённого в гармонию. Все крайние проявления человеческой психики (паника, безумие, страхи) выпрямляются и утихомириваются в человеке, которому вдруг открывается норма поведения,суть происходящего… » Сегодня мы попробуем понять поэта, её гражданскую позицию. Для этого надо почувствовать «вкус» общетвенной атмосферы эпохи, понять, что главное в стихах Ахматовой – способность выйти к тому, что «сердце знает».

1 страница. «Я вижу всё, я всё запоминаю»

В автобиографии Анна Андреевна скажет: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них связь моя со временем». И ещё: «Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных…», «Я вижу всё, я всё запоминаю». А. понимает, что поэзия - удел избранных, профессия элитная, поэтому

Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу - зренье
Или актеру - голос и движенье,
А женщине прекрасной - красоту?

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены - и это знаем сами -
Мы расточать, а не копить.

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы. Т.1 стр.81

В лирике А. раскрыта её духовная жизнь. Но очень многое, что она рассказывает от первого лица, свойственно всему её кругу, в её стихах – опыт её поколения, ведь

Две войны, моё поколенье,

Две войны, моё поколенье,

Освещали твой страшный путь.

Судьба России – центр ахматовской скорби. В величаво – гордом и торжественном тоне написаны «ключевые» стихотворения.

1914 год. Мировая война.

Прикинувшись солдаткой, выло горе, Как конь, вставал дредноут на дыбы, И ледяные пенные столбы Взбешенное выбрасывало море - До звезд нетленных – из груди своей, И не считали умерших людей.…

2 страница «Чёрной смерти … крыло»…

Эпоха, пришедшаая после революции, воспринималась Ахматовой, как трагическое время потерь и разрушений, когда всё

Расхищено, предано, продано,

Чёрной смерти мелькало крыло…

1921год… Анна Андреевна пережила ужас, когда погибли три самых близких ей духовно, самых дорогих человека: Блок, Гумилёв, брат Андрей Горенко (покончил собой в Афинах). Из воспоминаний Анны Ахматовой: «Через несколько дней после похорон Блока я уехала в Царское Село, в санаторию… Ко мне пришла Маня Рыкова (сестра близкой подруги), сидели на балконе во втором этаже. Увидели отца (Виктора Ивановича Рыкова),который подходил … Он увидел дочь и позвал её. Подбежала Маня, вернулась ко мне и сказала только «Николай Степанович…» Я всё поняла..»

Все души милых на высоких звездах.
Как хорошо, что некого терять
И можно плакать. Царскосельский воздух
Был создан, чтобы песни повторять.

У берега серебряная ива
Касается сентябрьских ярких вод.
Из прошлого восставши, молчалива
Ко мне навстречу тень моя идет.

Здесь столько лир повешено на ветки,
Но и моей, как будто, место есть...
А этот дождик, солнечный и редкий,
Мне утешенье и благая весть. Т.1 стр.175

3 страница «Не с теми я, кто бросил землю…»

Из состояния безысходности, одиночества, тоски выводят поэта «сверхличные чувства – любовь к Родине и вера в своё признание»

Жизненная позиция Ахматовой заявлена и в стихотворении 1922 года

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник
Им песен я своих не дам. Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью па́хнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей безслёзней,
Надменнее и проще нас.т.1 стр.147

Из автобиографии:

«С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать», и ни одного слова упрёка или осуждения, внимательно начинает изучать архитектуру старого Петербурга и жизнь и творчество А.С.Пушкина.

4 страница «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был»

(Проволока в 19 веке соединяла людей (телефон,телеграф) В 20-ом – разделяет (лагеря)

Памятником страшной эпохе репрессий стал «Реквием», посвящённый самым проклятым датам массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую очередь, в которой выстаивала и Ахматова, чтобы передать сыну еду. Льва Николаевича арестовывали, выпускали, снова арестовывали. 18 лет он безвинно отсидел в лагерях (1935,1938,1949), реабилитировали в 1956 году, когда чуть ли не последнего выпустили из лагеря. В очереди в тюрьму «Кресты» Анна Андреевна получила заказ «невольной подруги»:

А это вы можете описать?

И я сказала:

Могу.

Так родился «Реквием» страшная летопись 30-х годов (реквием-жанр заупокойной мессы, посвящённый памяти усопшего). Но между «живыми» и «мёртвыми» у Ахматовой нет границ. И весь «Реквием», в нарушение традиции, посвящён живым и мёртвым.

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной,
Под красною ослепшею стеною.

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас…

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов

О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ, Пусть так же оне поминают меня
В канун моего погребального дня.

Поэт уверена, что «нашей земли не разделит на потеху себе супостат»

А вот небольшое стихотворение, которое Ахматова рассматривала «как лучшее из своих ранних». Его очень любил Гумилёв.«Я написала его в 1915 году, весной, когда Николай Степанович лежал в лазарете. Я шла к нему и на Троицком мосту придумала его и сразу же в лазарете прочитала… Я не хотела его печатать, говорила- отрывок, а Николай Степанович посоветовал именно так напечатать».

Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так, что сделался каждый день
Поминальным днем, -
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве.
1915 т.1 стр.73

Любовь к родной земле, проявление национальной гордости мы видим в стихотворении «Молитва»:

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
№4 И таинственный песенный дар -
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей. Т1.стр.99

В переломный революционный 1917 год Ахматова находит в себе силы для гордой и решительной отповеди тем, кто зазывал её в эмиграцию:

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,-


Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух. Т.1 стр.143

5 страница «Всё занялось военной суетою, И от пожаров сделалось светло…»

Великая Отечественная… Анна Ахматова в рядах защитников Ленинграда. Она пишет тексты обращений по радио, призывает ленинградцев к стойкости, вселяя в их сердца уверенность в победе.С «Клятвы» начались военные стихи, как всякая служба начинается с присяги. Осознание судьбы, доли рождает готовность вытерпеть и выстоять:

И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

Июль 1941, Ленинград

Душой вместе с народом была Ахматова и в эвакуации. В Ташкенте она «впервые узнала, что такое в палящий зной древесная тень и звук воды. А ещё …что такое человеческая доброта. На шестом десятке – впервые!»

Чем был Ташкент для Ахматовой? Боль, сострадание, нежность к сражающимся на фронте, гордость за них, думы о Родине в ташкентских стихах. Жажда добросердечия, потребность быть со всеми прорвалась стихами.

6 страница «Мы знаем, что ныне лежит на весах»

Из воспоминаний Галины Козловской: «Я впервые увидела её сидящей на табуретке, освещённую светом тусклой лампочки вверху, зябко кутающуюся в старую негреющую шубку. Сразу поразило – одновременно и гордость, и сиротство, и веление исходило от неё: «Не сметь жалеть». Её внутренняя сила духовной несломленности была так же очевидна, как было очевидно её безучастие к бедности и неустройству её личного существования. Она всё ещё была в муках блокады, и вся она была с теми, кто там погибать остался…»

В холодный зимний день к вечеру пришла Анна Андреевна и почти повелительно сказала: «Садитесь, я хочу прочитать вам то, что написала вчера». И она прочитала «Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Все слова наши неуместны. Мы молчали, понимая, что в русскую поэзию вошло великое стихотворение. Она всё поняла сердцем и не только простила нашу немоту, но радовалась ей, прочитав её на наших лицах»

Анна Андреевна провела в Ташкенте 2 с половиной года (с ноября 1941 по май 1944). Там она работала над «Поэмой без героя» и написала свыше 50 стихотворений, в числе которых знаменитейшие, хрестоматийные. Но главное в том. что в Ташкенте Ахматова стала другим поэтом.

Причины перемен очевидны: общая беда, которую Ахматова делила со всем народом, и общий подвиг, в котором она наравне со всеми приняла посильное участие. Хотя по части бед у неё был полный достаток и до немецкого нашествия, и со стойкостью к бедам было тоже всё в порядке. В 1965 году Ахматова напишет об этом:

Не знаю, что меня вело

Тогда над безднами такими…

7 страница «…Я защищаю не голос, а молчанье моё»

Период с 1946 года по 1956год Ахматова называла «удушьем». Почему?

Ответ найдём в сборнике «Слава миру». Этот документ эпохи не менее убедительный, чем «Реквием».Дикая вакханалия, поднявшаяся вокруг имени поэта после доклада Жданова и Постановления ЦК закончилась тем, что её исключили из Союза писателей, и она была, по её же словам, «обречена на голод». Но это было не самое страшное: её не посадили, ей дали возможность жить вместе с сыном, сражавшимся на фронте и принимавшем участие в штурме Берлина. Ахматова молчала – и в этом была её главная крамола. Молчание расценивалось как враждебная акция. А что было делать? Только что были пущены «под нож» две новые книги стихов. Следовательно, её стихи были не нужны. Других она писать не умела, да и не считала нужным это делать, пока беды касаются её одной.

1949 год. Началась «борьба с космополитами». Стали исчезать люди её круга, ближайшие доверенные её стихов. В их арестах она косвенно винила себя (стихи могли быть причиной ареста, считала она, помня историю с Мандельштамом). Перед Ахматовой стал вопрос нравственный: что важнее – люди, их судьбы или стихи: «Если из-за стихов хватают и сажают в тюрьмы и за колючую проволоку, то стихи - зло».

Арест Пунина, третий арест сына… Такого «самосожжения» не знала русская литература со времён Гоголя… В огонь летело всё: фотографии любимых, черновики старых стихов, письма, альбомы со стихами…

Она тогда чудом осталась жива… Выжить и жить надо было для того, чтобы выручить из беды единственного сына…

И вот …1950 год, журнал «Огонёк». Напечатаны два стихотворения, восславляющих Сталина. Сына не освободили. Правда,14.02.1951 года восстановили её в правах члена Союза писателей. Это несколько поправило её материальное положение и давало шансы для продолжения борьбы

8 страница «Особенных претензий не имею...

Ни к веку, ни к тем, кто вокруг…» 1965год

Анна Ахматова… О своём имени в 1962 году она написала:

Татарское, дремучее

Пришло из никуда.

К любой беде кипучее.

Само оно - беда. («Имя», «Нечёт»)

Ахматова на 10 лет старше века и пережила всё, что пришлось пережить её поколению:

Когда пространство выгнулось

И пошатнулось время…

Моею музой оказалась мука.

Это не сломило её. Поэт заявляет:

Вражье знамя

Растает как дым.

Правда за нами,

И мы победим…

Ведь нам есть, чем гордиться.

И есть, что беречь Т.2стр.49

Она оптимистично смотрит в будущее:

Мы раз и на всегда сотрём слёзы

Войны, чтоб жизнь созидать 1963 год.

Когда в 1962 году Ахматову выдвигали на Нобелевскую премию по литературе, она написала:

Да за это Нобелевки мало,

Чтоб такое выдумать, Судьба!

И только в 1966 году

Сама нужда смирилась наконец,

И отошла задумчиво в сторонку

Хочется напомнить ещё такие слова Ахматовой:

Забудут?- вот чем удивили!

Меня забывали сто раз,

Сто раз я лежала в могиле,

Где, может быть, я и сейчас.

А Муза и глохла и слепла,

В земле истлевала зерном,

Чтоб после, как Феникс из пепла,

В эфире восстать голубом.

21 февраля 1957, Ленинград Т.2стр.207,1957г.

Рефлексия .

Блок, Ахматова, Цветаева, Пастернак,Есенин, … История потрудились над их судьбой. А они были зеркалом и совестью своего времени, в их стихах - наше прошлое и сегодняшнее.

Читая стихи Ахматовой, мы учимся любить русский язык, Родину, учимся мудрости.

Дома: написать свои личные впечатления об уроке, назвав письменный ответ «Моё открытие Анны Ахматовой».