1 первые советские декреты о суде. Развитие советской судебной системы по декретам о суде


План
Введение
1 Декрет о суде № 1
2 Декрет о суде № 2
3 Декрет о суде № 3

5 Источники

Введение

Декреты о суде - нормативные акты органов Советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917-1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции.

Необходимость в принятии таких декретов была обусловлена позицией большевиков, в частности, В. И. Ленина, направленной на решительный слом судебных учреждений, существовавших до Октябрьской революции. Ленин писал:

…безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения.., а совершенно уничто­жить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необ­ходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно.

Аналогичной точки зрения придерживался и А. В. Луначарский:

Долой суды-мумии, алтари умершего права, долой судей-банкиров, готовых на свежей могиле безраздельного господства капитала продолжать пить кровь живых. Да здравствует народ, создающий в своих кипящих, бродящих, как молодое вино, судах, право новое - справедливость для всех, право великого братства и равенства трудящихся!

Другой причиной послужило то, что «на местах» сразу после революции началось стихийное формирование новых судов, деятельность которых основывалась на местных обычаях или же на «революционном правосознании». Подобные суды были созданы в Петрограде, Москве, Кронштадте, Новгороде, Череповце, Саратове, Смоленске, в Томской, Пензенской, Ярославской губерниях.

При этом продолжали действовать судебные органы, оставшиеся со времён Российской империи и Временного Правительства, - судебная система во главе с Правительствующим Сенатом.

Советская власть не хотела мириться с подобным «дуализмом», тем более, как вспоминал П. И. Стучка,

Все суды с Правительствующим сенатом во главе нашу революцию просто игнорировали. Если в февра­ле, на второй день революции, суды уже писали свои решения «по указу Временного правительства», то после Октябрьской революции они Рабоче-Крестьянское правительство и временно признавать не же­лали. В сотнях камер мировых судей и разных других судов провозгла­шались решения по указу свергнутого Временного правительства.

Все эти обстоятельства привели к тому, что создание новой судебной системы стало одной из первоочередных задач Советской власти.

В этот период было принято несколько декретов и иных документов, регламентирующих судоустройство в РСФСР, но наибольшую известность получили Декреты о суде № 1, 2 и 3.

Первоначально проект декрета был разработан П. И. Стучкой и М. Ю. Козловским. На заседании СНК РСФСР 16 ноября 1917 года было принято решение о создании комиссии для рассмотрения проекта декрета.

После чего декрет должен был рассматриваться ВЦИК, однако, поскольку отдельные его положения вызывали возражения левых эсеров, большевики во главе с Лениным фактически не допустили полноценного рассмотрения декрета ВЦИК, а декрет был утверждён непосредственно Совнаркомом 22 (по другим данным 24) ноября 1917 г. по Юлианскому календарю («старый стиль»).

Декрет провозгласил упразднение всех существовавших в России до его принятия судебных учреждений

как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды.

Течение всех процессуальных сроков приостанавливалось с 25 октября 1917 года до издания особого декрета об определении порядка движения всех неоконченных к этому числу дел.

Действие института мировых судей приостанавливалось до замены этих судей местными судами, избираемыми «на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно - районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

Все гражданские дела, цена иска по которым не превышала 3000 руб., а также уголовные дела, наказание по которым не превышало двух лет лишения свободы (при цене гражданского иска не свыше 3000 руб.), объявлялись подведомственными местным судам. При этом решения таких судов были окончательны и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке.

Допускался кассационный пересмотр решений местных судов по взысканиям, превышающим 100 руб., и по лишению свободы на срок свыше 7 дней. Кассационной инстанцией провозглашались уездные (в Москве и Петрограде - столичные) съезды местных судей.

Подведомственность иных дел оставалась неопределённой до издания «особого декрета».

Институты судебного следствия, прокурорского надзора и адвокатуры также упразднялись. Производство предварительного следствия возлагалось на местных судей, а функции обвинителя и защитника могли исполнять «все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». При этом отмечается, что

Выступать по делу мог любой человек, присутствующий на суде, в том числе и заинтересованный в исходе дела и стремящийся намеренно выступить с целью неправильного обвинения невиновного или оправдания преступника… Поэтому последующие декреты о суде отказались от института общегражданского обвинения и общегражданской защиты.

Для разрешения споров гражданско-правового характера и уголовных дел частного обвинения предусматривалось создание третейских судов, порядок деятельности которых должен регулироваться специальным декретом.

«Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародёрством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц…» учреждались революционные трибуналы в составе председателя и шести заседателей, избираемые губернскими или городскими Советами. Немногим позже деятельность трибуналов была урегулирована отдельной Инструкцией Наркомюста РСФСР. Для производства по делам, подсудным трибуналам, при соответствующих Советах организовывались следственные комиссии.

Декрет не до конца решил вопрос о том праве, которое должны применять вновь создаваемые суды. Устанавливалось лишь, что

Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.

При этом отменёнными признавались все ранее изданные законы, противоречащие декретам ВЦИК и СНК РСФСР, а также программам-минимум Российской социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров.

Позже (1918 год) было установлено, что суды, признавая тот или иной закон отменённым, должны указать мотивы такой отмены.

Интересно заметить, что многим позднее, в 1934 году, И. В. Сталин в беседе с английским писателем Г. Дж. Уэллсом дал своеобразное теоретическое обоснование возможности применения старых законов на первом этапе революции, сказав:

Если же некоторые законы старого строя могут быть использованы в интересах борьбы за новый порядок, то следует использовать и старую законность.

Сразу после издания декрета начались меры по его претворению в жизнь.

Военно-революционный комитет (ВРК) Петрограда уже 25 ноября 1917 года распорядился «закрыть Сенат, установить охрану и никого без пропуска ВРК внутрь не пропускать».

Несмотря на это, Сенат принял постановление об оценке Декрета № 1, в котором говорилось:

Сенат осведомился о намерении лиц, захвативших власть незадолго до созыва Учредительного собрания, которое должно являться истинным выражением директивной воли русского народа, посягнуть на самоё существование Правительствующего сената, в течение слишком 200 лет стоящего на страже закона и порядка в России. Эти лица, решаясь упразднить Правительствующий сенат и все суды, подрывают сами основы государственного строя и лишают население последней его опоры - законной охраны его личных и имущественных прав. Преступные действия лиц, именующих себя народными комиссарами, в последние недели свидетельствуют, что они не останавливаются перед применением насилия над учреждениями и лицами, ставшими на страже русского государства. Прежде чем насилие коснется старшего из высших учреждений России и лишит Правительствующий сенат возможности возвысить свой голос в час величайшей опасности для родины, созванное на основе ст. 14 Учреждения сената общее собрание сената определяет, не признавая законной силы за распоряжениями каких бы то ни было самочинных организаций, неуклонно исполнять впредь до решения Учредительного собрания об образовании власти в стране возложенные на Сенат законом обязанности, доколе к этому представляется какая-либо возможность, о чём и дать знать всем подчинённым местам, и лицам.

О своём неприятии положений Декрета заявили также Московский окружной суд, Петроградская и Московская адвокатуры.. Современники отмечали: «Во всей Москве не нашлось ни одного судьи, который стал бы продолжать работу после издания нового декрета о суде…».

В период с конца ноября по декабрь 1917 г. в Петрограде были упразднены, помимо Сената, также Петроградская судебная палата, Окружной суд со всеми департаментами и отделениями, прокурорский надзор, камеры судебных следователей, комиссия по обследованию деятельности бывшего Департамента полиции, чрезвычайная следственная комиссия и ряд других старых судебно-следственных органов.

Процесс ликивидации «старых» судебных учреждений и создания «новых» начался осуществляться и в иных местностях, на которые распространялась Советская власть. В частности, в Самаре «старые» суды были ликвидированы 2 января 1918 года, в Екатеринбурге - 19 января, в Нижнем Новгороде - 15 января. В целом, к середине 1918 г. суды, предусмотренные Декретом, были созданы почти повсеместно.

    • Суд, судебная власть: генезис и эволюция
      • Суд, судебная власть: генезис и эволюция - страница 2
      • Суд, судебная власть: генезис и эволюция - страница 3
      • Суд, судебная власть: генезис и эволюция - страница 4
    • Стадии генезиса судебной власти
    • Судебная власть: понятие, сущностные характеристики
      • Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 2
      • Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 3
      • Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 4
      • Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 5
      • Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 6
      • Судебная власть: понятие, сущностные характеристики - страница 7
    • Судебно-властное отношение: критерии эффективности
      • Судебно-властное отношение: критерии эффективности - страница 2
      • Судебно-властное отношение: критерии эффективности - страница 3
      • Судебно-властное отношение: критерии эффективности - страница 4
      • Судебно-властное отношение: критерии эффективности - страница 5
  • Судебные органы в Древнерусском государстве
    • Восстановление нарушенных прав на Руси в период возникновения государственности
    • Судопроизводство в Древнерусском государстве
  • Особенности суда в Новгороде и Пскове
    • Судные грамоты Новгорода и Пскова
    • Структура судебных органов в Новгороде и Пскове
  • Судебная власть в Московском государстве
    • Развитие судебного законодательства в XIV-XVI вв.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Система судебных органов в Московском государстве
    • Боярская дума и Расправная Палата
    • Приказы
    • Церковный суд
    • Вотчинные суды
    • Участие населения в суде
  • Судебный процесс в Московском государстве
    • Организация судопроизводства и подсудность
    • Розыск
    • Исполнение судебных решений
  • Судебные органы Российской империи в XVIII - первой половине XIX в.
    • Принципы организации судебной системы в России в конце XVII - первой половине XVIII в.
    • Высшие судебные учреждения
    • Центральные судебные учреждения
    • Местные судебные учреждения
    • Изменения в судебной системе во второй четверти XVIII в.
      • Изменения в судебной системе во второй четверти XVIII в. - страница 2
  • Развитие судебной системы во второй половине XVIII - начале XIX в.
    • Судебная реформа Екатерины II
    • Изменения в судебной системе в 1796-1800 гг.
    • Судебные преобразования в первой половине XIX в.
  • Судебный процесс в XVIII - первой половине XIX в.
    • Гражданское судопроизводство
      • Гражданское судопроизводство в XVIII - первой половине XIX в. - страница 2
      • Гражданское судопроизводство в XVIII - первой половине XIX в. - страница 3
      • Гражданское судопроизводство в XVIII - первой половине XIX в. - страница 4
      • Гражданское судопроизводство в XVIII - первой половине XIX в. - страница 5
    • Уголовный процесс в XVIII - первой половине XIX в.
  • Великая судебная реформа в 60-х годах XIX в.
    • Проекты реформы суда
    • Судоустройство в Российской империи по законам 1864 г.
    • Институт судей
  • Специальные суды в России второй половины XIX - начала XX в.
    • Крестьянские суды
    • Коммерческие суды
    • Военные суды
    • Церковный суд
  • Развитие гражданского судопроизводства в России
    • Реформирование гражданского процесса в общих судах
    • Гражданский процесс в специальных судах
    • Исполнительное производство по Уставу гражданского судопроизводства 1864 г.
      • Исполнительное производство по Уставу гражданского судопроизводства 1864 г. - страница 2
  • Развитие уголовного процесса в России во второй половине XIX в.
    • Уголовное судопроизводство
    • Устройство суда присяжных
    • Судопроизводство с участием присяжных заседателей
  • Судебная система России в начале XX в.
    • Совершенствование законодательства в начале XX в., новые организационные формы правосудия
    • Разработка нового Уголовного уложения
    • Положение о военно-полевых судах
    • Попытка восстановления института мировых судей
    • Воссоздание военно-полевых судов
    • Российский суд в феврале-октябре 1917 г.
  • Реформирование судебной системы после Октября 1917 г.
    • Создание основ советского права
    • Ликвидация старой системы судопроизводства и создание новой
    • Стихийное возникновение революционных судов
    • Декрет о суде № 1
    • Декрет о суде № 2
    • Декрет о суде № 3
  • Развитие советского права в период Гражданской войны
    • Общие тенденции в становлении советского права
    • Уголовное право в период Гражданской войны
  • Судебная система Советского государства в 1920-1930-е годы
    • Судебная реформа 1922 г.
    • Судейские кадры
    • Специальные сессии суда
    • Губернские суды
    • Создание советской прокуратуры
    • Становление советской адвокатуры
  • Развитие советского права в 1920-1930-е годы
    • Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.
    • Процессуальное право
    • Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
    • Развитие судебной системы в 1920-1930-е годы
    • Уголовное право и уголовный процесс в период репрессий
  • Судебные органы СССР в период Великой Отечественной войны
    • Советское право в период Великой Отечественной войны
    • Расширение подсудности и укрепление системы военных трибуналов
    • Развитие судебного права в годы войны
    • Судебное управление в годы войны
  • Судебная система в СССР во второй половине 1940-х - конце 1980-х годов
    • Развитие советского права
    • Кодификация советского законодательства
    • Перестройка судебной системы
    • Развитие правовой системы в период перестройки
  • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
    • Институт судебной власти в постсоветской России
      • Институт судебной власти в постсоветской России - страница 2
      • Институт судебной власти в постсоветской России - страница 3
    • Развитие законодательства Российской Федерации о судебной системе
    • Реформа принудительного исполнения 1997 г.
    • Ход судебной реформы России в 2002-2006 гг.
      • Ход судебной реформы России в 2002-2006 гг. - страница 2
      • Ход судебной реформы России в 2002-2006 гг. - страница 3
      • Ход судебной реформы России в 2002-2006 гг. - страница 4

Декрет о суде № 1

Объективные трудности создания нового суда усугублялись из-за борьбы левых эсеров против большевиков по вопросам судебной политики. Особенно острые дискуссии вызвал составленный большевиком П.И. Стучкой проект Декрета о суде № 1. Этот документ в соответствии с теоретическими воззрениями В.И. Ленина предусматривал полную ликвидацию всех органов буржуазной юстиции, включая и систему мировой юстиции.

Новые суды при рассмотрении дел должны были руководствоваться не законами свергнутых правительств, а декретами Совета народных комиссаров, революционной совестью и революционным правосознанием. Такой подход к праву как комплексу политизированных эмоций имел место в первые месяцы советской власти. В условиях правового вакуума (отсутствия собственных советских законов) он заполнял все правовое пространство.

Проект Декрета о суде № 1 многократно обсуждался в СНК, а также в комиссиях и фракциях ВЦИК. Но прохождение проекта через ВЦИК сдерживалось оппозицией левых эсеров, поэтому 22 ноября 1917 г. СНК самостоятельно, минуя ВЦИК, принял Декрет о суде (который и стал известен под названием Декрет о суде № 1).

Декрет упразднял все общие судебные установления: окружные суды, судебные палаты. Правительствующий Сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, коммерческие суды. Упразднялись также институты судебных следователей, прокурорского надзора и адвокатуры. Исключения допускались только для системы мировых судей, деятельность которых, однако, приостанавливалась.

Декрет имел важное значение, ибо до его принятия в стране наряду со стихийно образуемыми новыми судами продолжала как ни в чем ни бывало работать старая судебная система. «В незначительном расстоянии от Зимнего дворца, где закончился последний акт 8-мссячной драмы Временного правительства, заседал Правительствующий Сенат несуществующего правительства, упрямо - наперекор стихиям - выносивший определения именем этого правительства.

В районе Смольного, цитадели нового строя, где заседали верховные его органы, находился коммерческий суд, вершивший споры по "сделкам торговым и торговле свойственным", но совершенно чуждым идеям нового социалистического правительства. Наконец, в здании печальной памяти департамента полиции, где еще витали тени Хвостовых и Протопоповых, помещался окружной суд». Таким образом, опубликованный в газете «Правда» от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. Декрет положил конец колебаниям и надеждам старых судебных и адвокатских сословий на сохранение или возрождение прежних институтов.

Вместе с тем п. 2 Декрета предусматривал возможность избрания в новые местные суды прежних мировых судей, большинство из которых, как уже отмечалось, отнеслось к этому акту резко отрицательно или прямо враждебно. В некоторых случаях для закрытия суда и передачи дел ликвидатору-комиссару требовалось применение принудительной силы и вооруженных людей.

Причем процесс этот был достаточно медленный; Правительство, занятое вопросами обороны и подавления открытых контрреволюционных мятежей, уделяло ему мало внимания. Достаточно сказать, что если в столицах суды закрыли через одну-две недели после опубликования Декрета то в других местах это затянулось на месяцы. Так, в Самаре суд был закрыт 2 января, в Екатеринбурге - 19 января, в Нижнем Новгороде - 15 января 1918 г. Лишь 11 января 1918 г. бывший председатель съезда мировых судей в г. Москве передал вновь избранному Совету народных судей документы, денежные ведомости и т.п.

Примерно такая же картина наблюдалась и в Петрограде. В январе 1918 г. комиссар над упраздненными судебными местами Петрограда даже поместил в газете объявление с предложением судебным следователям и приставам сдать находящиеся у них на руках дела документы и имущество. К упорствующим применялись репрессивные меры.

Вместе с тем комиссары по судебным делам в начале 1918 г. уже имелись в большинстве областей не только Европейской России, но и Сибири, не исключая и далекого Якутска. При этом везде новая судебная власть встречала молчаливое сопротивление. В истории судебной системы запечатлен такой факт. В Тюмени 15 января 1918 г. заседала выездная сессия Тобольского окружного суда с присяжными заседателями, приводящим их к присяге священником и прочими непременными атрибутами старого суда.

Резолюции того периода, принятые общими собраниями адвокатов, носили ярко выраженный антисоветский политический характер. Примером может служить декларация Омской коллегии адвокатов, объясняющая причины отказа ее членов от выступления в ревтрибуналах. В ней содержится ссылка на такие условия общественной и государственной жизни, которые исключают всякую возможность правозаступничества. При этих условиях «нет и не может быть суда, есть только расправа где господствует грубая сила дикаря, в таком суде не место служителям права и закона и не приличествует им своим участием в нем создавать видимость подлинного суда». Поэтому, несмотря на то, что петроградская адвокатура 31 января 1918 г. разрешила своим членам выступать в советском суде, случаи таких демаршей были не единичными.

Правовой хаос - вот картина первых недель после октября 1917 г. Самосуд - исконная форма расправы над лицами, посягнувшими на личные и имущественные права, - стал в этот период обычным явлением.

Декрет о суде № 1 предусматривал две формы судебной организации. Прежний единоличный мировой судья был заменен коллегиальным местным судом, избираемым местным Советом. Была определена его подсудность, указано, что они «решают все гражданские дела ценою до 3000 рублей и уголовные дела, если обвиняемому угрожает наказание не свыше 2 лет лишения свободы... Кассационной инстанцией является уездный, а в столицах - столичный съезд местных судей». Декрет упразднял не только старую судебную систему, но и ранее существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно институты присяжной и частной адвокатуры.

Декрет устанавливал принцип сменяемости судей и заседателей, что способствовало, по мнению большевиков, созданию действительно народного суда. Вводился и суд политический «для борьбы против контрреволюционных сил, в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями промышленников, торговцев, чиновников и т.п.», были учреждены революционные трибуналы, действовавшие в составе председателя и шести народных заседателей.

В ревтрибуналы заседатели и судьи должны были избираться Советами. Для производства предварительного следствия при Советах создавались особые следственные комиссии.

По Инструкции Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. при Ревтрибунале учреждалась коллегия лиц, посвящавших себя правозаступничеству как форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты. Такая коллегия образовывалась путем свободной записи лиц, желавших оказать помощь революционному правосудию и представивших рекомендацию Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Очевидец тех далеких событий вспоминает: «...если для местного суда была дана директива руководствоваться законами свергнутых правительств постольку, поскольку они не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию, то для ревтрибуналов был предоставлен широкий простор, как в определении составов преступных деяний, так и определении тех или иных мер наказания за них».

В начале 1918 г. быта предпринята попытка создать прокурорский надзор путем организации так называемого Комиссариата публичного обвинения. Однако Коллегия НКЮ РСФСР, рассмотрев этот вопрос, постановила: «Центрального комиссариата обвинения не учреждать. Предложить революционным трибуналам организовать камеры обвинения при трибуналах, подчинив их президиумам революционных трибуналов».

Читайте также:
  1. I блок 9. Профессиональное становление личности. Условия эффективного профессионального самоопределения.
  2. II. Становление и развитие системы общественного призрения
  3. IV Этап. Завершение формирования колониальной системы. Конец XIX – начало XX вв.
  4. Автоматич. линии; гибкие производственные системы. Их стр-ра, возможности использования в техпроцессах.
  5. Ассортиментная (видовая) идентификация - это установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обуславливающей предъявляемые к нему требования.

Формирование советской судебной системы . Составной частью гос аппарата явл суды, и строительство советсткой судебн системы начинается с принятия декрета о суде №1. Данным декретом упразднялась вся дореволюционная суд система, мировые окружные суды, судебные палаты. Сенат, военные, коммерческие, морские суды, а также адвокатура, прокуратура и институт судебных следователей. Вместо этой системы учреждались местные суды и революционные трибуналы.

Дальнейшее развитие судебной системы связано с принятием декрета о суде №2 и №3.

Декретом о суде №2 вводились окружные народные суды для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного суда. Решение по гражданским делам окружные народные суды выносили в составе 3 постоянных членов суда и 4 народных заседателей. Приговоры по уголовным делам в составе 12 заседателей и председателя – постоянного члена суда. Обжалование в апел порядке, осталась только кассация решений. После отмены решения дело передается на новое рассмотрение в новом составе. Кассационному суду принадлежало также право помилования и смягчения наказания. При советах создавались коллегии права заступников. Ст. 6 данного декрета предусматривалось создание верховного судебного контроля, главное целью которого являлось достижение единообразной кассационной практики, однако, данный орган так и не был своевременно сформирован, а декрет о суде №3 признал нецелесообразность его создания. Вместо этого был учрежден Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решение окружных судов. Состоял из гражданского и уголовного отделений, члены кассационного суда утверждались ВЦИК, кроме того, декретом о суде №3 была существенно расширена подсудность местных народных судов. Теперь местные народные суды рассматривали все уголовные дела, за исключением: дела о преступлениях, посягающих на жизнь, дела об изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков и спекуляций, а также гражданские иски до 10000 рублей.

30. Местные суды: состав, основные принципы деятельности.

Действовали в составе 1 постоянного судьи и 2 очередных заседателей. Местные судьи д.б. избираться на основе прямых демократических выборах населением, а фактически избрались местными советами. Списки народных очередных заседателей составлялись местными советами. Местным судам были подсудны мелкие уголовные дела (с наказанием не свыше 2 лет лишения свободы) и мелкие гражданские дела с ценой иска до 3000 рублей. Следствие по делу осуществлялось судьей единолично, по большинству дел приговор был окончательным обжалованию не подлеж. У части дел закон допускал возм-ть кассационного обжалования приговора (институт апелляций упразднялся). Кассационной инстанцией для местных судов был уездный съезд местных судей. Для крупных городов такой инстанцией являлся городской съезд судей. Кассационные жалобы рассм судом в составе не менее 3 местных судей.



31. Революционные трибуналы: формирование, состав, подсудность. Декрет СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах».

Действовали в составе 1председателя и 6 очередных заседателей. Р.Т. избирались губернскими и городскими советами, подсудность не была четко регламентирована, первоначально рев трибуналы создавались как чрезвычайные суды для борьбы с контрреволюцией, однако, они рассм не только гос. преступления, но и преступления общеуголовного характера (бандитизм, погромы, хулиганство, спекуляция). Советы образовывали следственный комитет из 3 человек, которые расследовали дело, а затем передавали их в трибунал. 28 января 1918 г. Принял декрет о революционном трибунале печати, которые создавались при рев трибуналах и рассм дела о преступлениях, совершенных посредством использования печатных изданий. В качестве наказания могли применять штраф, выражение общественного порицания, приостановка деятельности издания, конфискация типографии или имущества издания, лишение политич прав, лишение свободы, удаление из столицы и ее пределов, страны.



4 мая 1918 г. СНК РСФСР принимает декрет от революционных трибуналах , революционные трибуналы сохранялись лишь в столицах. Губернских городах и промышленных центрах, рассматривал след категории дел: контрреволюц преступления, саботаж, спекуляция, подлог, неправомерное использование советских документов, хулиганство и шпионаж. Для рассмотрения дел особой важности 16 мая 1918 г. Был учрежден революц трибунал при ВЦИК. Состав: председатель и 6 членов, избирал ВЦИК сроком на 3 месяца. При трибунале учреждалась центральная коллегия обвинителей, в составе 3 человек, избиралась ВЦИК. Коллегия принимала участие в работе следственной комиссии поддерживали публичные дела по всем категориям дел, рассматриваемых в рев трибунале при ВЦИК. Создание кассационного отдела при ВЦИК ознаменовало собой завершение процесса формирования судебной системы на данном этапе. Состав кассационного отдела – председатель, назначаемый СНК и утверждаемый ЦИК, и 2 члена – 1 делегирован ВЦИК, 1 наркомат юстиции. Рассматривал кассационные жалобы и протесты на решение всех революционных трибуналов. Кассационному отделу было предоставлено право отмены приговора и передачи соответствующего дела на новое рассмотрение в том же рев трибунале, но с другим составом суда, или направление его для разбирательства в другой рев трибунал. В случае если обнаруживалось несоответствие меры наказания тяжести содеянного кассационный отдел имел право обращаться в президиум ВЦИК с предложением об изменении наказания или прекращении дела без направления на повторное рассмотрение.

32. Судебно-правовая реформа 1922 – 1924 гг.

НЭП советского государства способствовала преобразованию системы органов гос власти и управления, включая и судебные учреждения, которые предыдущий период были ориентированы в основном на борьбу с преступностью и проведение судебных репрессий. Требовалась реорганизация судебных органов в стране и в этой ситуации начинается подготовка судебной реформы. Основными предпосылками судебной реформы 1922 г. Выступил комплекс причин политического, правового, социального и экономического характера. Основной целью данной реформы являлось закрепление единой судебной системы, стремление к централизации советских судебных органов. Судебная реформа закрепляла общие принципы организации совет судебной системы: единство, построение с учетом гос устройства и соответствие новому административно-территориальному делению.

Советская власть не хотела мириться с подобным «дуализмом», тем более, как вспоминал П. И. Стучка ,

Все суды с Правительствующим сенатом во главе нашу революцию просто игнорировали. Если в феврале, на второй день революции , суды уже писали свои решения «по указу Временного правительства», то после Октябрьской революции они Рабоче-Крестьянское правительство и временно признавать не желали. В сотнях камер мировых судей и разных других судов провозглашались решения по указу свергнутого Временного правительства.

Все эти обстоятельства привели к тому, что создание новой судебной системы стало одной из первоочередных задач Советской власти.

В этот период было принято несколько декретов и иных документов, регламентирующих судоустройство в РСФСР , но наибольшую известность получили Декреты о суде № 1, 2 и 3.

Декрет о суде № 1

Первоначально проект декрета был разработан П. И. Стучкой и М. Ю. Козловским . На заседании СНК РСФСР 16 (29 ) ноября года было принято решение о создании комиссии для рассмотрения проекта декрета.

После чего декрет должен был рассматриваться ВЦИК, однако, поскольку отдельные его положения вызывали возражения левых эсеров , большевики во главе с Лениным фактически не допустили полноценного рассмотрения декрета ВЦИК, а декрет был принят непосредственно Совнаркомом 22 ноября (5 декабря ) года и опубликован в «Правде» 23 ноября (6 декабря), в «Газете Временного Рабочего и Крестьянского правительства» - 24 ноября (7 декабря ) года .

Декрет провозгласил упразднение всех существовавших в России до его принятия судебных учреждений

как то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды.

Течение всех процессуальных сроков приостанавливалось с 25 ноября (8 декабря ) года до издания особого декрета об определении порядка движения всех неоконченных к этому числу дел.

Для разрешения споров гражданско-правового характера и уголовных дел частного обвинения предусматривалось создание третейских судов , порядок деятельности которых должен регулироваться специальным декретом.

«Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародёрством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц…» учреждались революционные трибуналы в составе председателя и шести заседателей, избираемые губернскими или городскими Советами. Немногим позже деятельность трибуналов была урегулирована отдельной Инструкцией Наркомюста РСФСР. Для производства по делам, подсудным трибуналам, при соответствующих Советах организовывались следственные комиссии.

Декрет не до конца решил вопрос о том праве, которое должны применять вновь создаваемые суды. Устанавливалось лишь, что

Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.

При этом отменёнными признавались все ранее изданные законы, противоречащие декретам ВЦИК и СНК РСФСР, а также программам-минимум Российской социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров .

Позже (1918 год) было установлено, что суды, признавая тот или иной закон отменённым, должны указать мотивы такой отмены.

Интересно заметить, что многим позднее, в 1934 году, И. В. Сталин в беседе с английским писателем Г. Дж. Уэллсом дал своеобразное теоретическое обоснование возможности применения старых законов на первом этапе революции, сказав:

Если же некоторые законы старого строя могут быть использованы в интересах борьбы за новый порядок, то следует использовать и старую законность.

Сразу после издания декрета начались меры по его претворению в жизнь.

Несмотря на это, Сенат принял постановление об оценке Декрета № 1, в котором говорилось:

Сенат осведомился о намерении лиц, захвативших власть незадолго до созыва Учредительного собрания , которое должно являться истинным выражением директивной воли русского народа , посягнуть на самоё существование Правительствующего сената, в течение слишком 200 лет стоящего на страже закона и порядка в России. Эти лица, решаясь упразднить Правительствующий сенат и все суды, подрывают сами основы государственного строя и лишают население последней его опоры - законной охраны его личных и имущественных прав. Преступные действия лиц, именующих себя народными комиссарами, в последние недели свидетельствуют, что они не останавливаются перед применением насилия над учреждениями и лицами, ставшими на страже русского государства. Прежде чем насилие коснется старшего из высших учреждений России и лишит Правительствующий сенат возможности возвысить свой голос в час величайшей опасности для родины, созванное на основе ст. 14 Учреждения сената общее собрание сената определяет, не признавая законной силы за распоряжениями каких бы то ни было самочинных организаций, неуклонно исполнять впредь до решения Учредительного собрания об образовании власти в стране возложенные на Сенат законом обязанности, доколе к этому представляется какая-либо возможность, о чём и дать знать всем подчинённым местам, и лицам.

О своём неприятии положений Декрета заявили также Московский окружной суд, Петроградская и Московская адвокатуры . Современники отмечали: «Во всей Москве не нашлось ни одного судьи, который стал бы продолжать работу после издания нового декрета о суде…».

В период с конца ноября по декабрь 1917 г. в Петрограде были упразднены, помимо Сената, также Петроградская судебная палата, Окружной суд со всеми департаментами и отделениями, прокурорский надзор, камеры судебных следователей, комиссия по обследованию деятельности бывшего Департамента полиции, чрезвычайная следственная комиссия и ряд других старых судебно-следственных органов.

Процесс ликвидации «старых» судебных учреждений и создания «новых» начался осуществляться и в иных местностях, на которые распространялась Советская власть. В частности, в Самаре «старые» суды были ликвидированы 2 (15 ) января года, в Екатеринбурге - 19 января (1 февраля), в Нижнем Новгороде - 15 (28) января В целом, к середине 1918 г. суды, предусмотренные Декретом, были созданы почти повсеместно. .

Сказанное, разумеется, не относится к территориям, на которые советская власть своё действие не распространяла. В этих местах существовали собственные судебные органы.

В местностях, подконтрольных Временному Сибирскому правительству , воссоздавались судебные учреждения Императорской России. Были организованы мировые суды, окружные суды и судебные палаты. Роль высшей судебной инстанции первоначально играл т. н. «Сибирский высший суд» (организованный по образу Правительствующего сената, но с некоторыми особенностями ), а 29 января 1919 года в Омске были открыты Временные присутствия Правительствующего сената. В том же январе 1919 г. вводится суд присяжных в Енисейской и Иркутской губерниях, а также в Амурской , Забайкальской , Приморской , Сахалинской и Якутской областях.

Декрет о суде № 2

Принятию Декрета о суде № 2, как и в случае с Декретом № 1, предшествовала политическая борьба между большевиками и левыми эсерами (в лице, в частности, И. Н. Штейнберга , занимавшего пост наркома юстиции РСФСР в то время и непосредственно руководившего подготовкой текста декрета ), касающаяся принципов деятельности органов судебной власти в РСФСР (эсеры выступали за менее радикальные меры в области данной реформы).

15 февраля 1918 года проект документа передаётся на утверждение Президиума ВЦИК, 20 февраля - утверждён и 22 февраля опубликован.

Декретом были созданы окружные народные суды в качестве судов первой инстанции для гражданских и уголовных дел, не отнесённых к подведомственности местных судов по Декрету № 1. При этом специально оговаривалось, что дела из брачно-семейных правоотношений (в том числе, связанные с актами гражданского состояния), а также «вообще дела, оценке не подлежащие» подсудны по первой инстанции местным судам, а дела о конкурсах на сумму свыше 3000 руб. - окружным судам.

Окружные суды избирались местными Советами по территориям, соответствующим территориям прежних, существовавших до Октябрьской революции, судебных округов (при этом местные Советы по своему соглашению имели право увеличить или уменьшить такую территорию). Члены суда избирались также местными Советами с правом последующего отзыва.

В окружных судах вводился принцип исключительно коллегиального рассмотрения дел. Гражданские дела рассматривались в составе трёх постоянных членов (судей) и четырёх народных заседателей . Уголовные - в составе одного председательствующего-судьи и двенадцати очередных заседателей и двух запасных.

Общие списки народных заседателей составлялись губернскими и городскими Советами на основании кандидатур, представленных районными и волостными Советами, а очередные списки заседателей к каждой сессии окружного суда формировались исполкомами Советов путём жеребьёвки .

Апелляционный порядок рассмотрения дел окончательно отменялся. Допускалась возможность кассационного обжалования решений и приговоров окружных судов, для чего в качестве кассационной инстанции вводился институт областных народных судов.

Областные суды должны были избираться «из своей среды» на общих собраниях постоянных членов окружных судов, при этом лица, избранные членами областных судов, могли быть отозваны как избравшими их собраниями, так и соответствующими Советами.

Областные суды уполномочивались отменить обжалуемое решение как по формальным соображениям, так и в случае его несправедливости.

Судам кассационной инстанции также принадлежало право помилования и смягчения наказаний .

Для обеспечения единообразия кассационной практики в Петрограде предполагалось создание Верховного судебного контроля , члены которого должны были избираться из числа судей областных судов сроком не более чем на один год (с правами отзыва и переизбрания). Планировалось, что Верховный судебный контроль будет выносить обязательные для нижестоящих кассационных судов «объединяющие принципиальные решения» по вопросам толкования законов . При этом в случаях «обнаружения неустранимого противоречия между действующим законом и народным правосознанием» Верховный судебный контроль мог сделать представление в соответствующий законодательный орган о принятии нового закона. Отменять решения Верховного судебного контроля мог только законодательный орган Советской власти, которым на тот момент был ВЦИК.

В судах всех инстанций допускалось «судоговорение на всех местных языках» по решению самого суда совместно с местным Советом.

При рассмотрении гражданских дел в случаях, требующих специальных познаний, допускалось по усмотрению суда приглашение в судебное заседание «сведущих лиц» с правом совещательного голоса.

Формальные ограничения по относимости и допустимости доказательств отменялись. Вопрос о принятии или непринятии конкретного доказательства отдавался целиком на усмотрение суда. Свидетели перед дачей показаний предупреждались об ответственности за дачу ложных показаний, при этом институт судебной присяги отменялся. Упразднялась также тайна купеческих книг «и прочих книг».

Запрещались судебные споры между казёнными учреждениями.

Несовершеннолетние в возрасте до 17 лет не могли быть привлечены к суду и подвергнуты тюремному заключению. Для рассмотрения дел о правонарушениях, совершённых такими лицами, учреждались «комиссии о несовершеннолетних» в составе представителей ведомств юстиции, народного просвещения и общественного призрения.

Вводился институт судебной пошлины по гражданским делам.

Предварительное следствие по уголовным делам, «превышающим подсудность местного суда», осуществлялось следственными комиссиями из 3 человек, избираемых Советами. На определения следственных комиссий могла быть подана жалоба в окружной суд.

Обвинительный акт заменялся постановлением следственной комиссии о предании суду, при этом окружной суд, в случае признания такого постановления «недостаточным», был вправе возвратить дело в следственную комиссию.

При Советах учреждались «коллегии правозаступников», избираемые этими Советами с правом последующего отзыва. На членов коллегий правозаступников возлагались функции как общественного обвинения, так и общественной защиты. Только членам коллегий правозаступников предоставлялось право «выступать в судах за плату». Помимо членов коллегии, в судебном заседании на стороне обвинения или защиты могли выступить по одному человеку из присутствующих в заседании. Таким образом, с принципом Декрета № 1 о неограниченном участии любых лиц в обвинении или защите было покончено.

На основании Декрета о суде № 2 Советы депутатов трудящихся издавали «Положение о коллегии правозаступников». Плата за осуществление защиты определялась свободным соглашением с клиентом. В состав правозаступников вошло много дореволюционных адвокатов, часть из которых была настроена контрреволюционно. Это приводило к «злоупотреблениям»...

Организация коллегий правозаступников на местах шла с большим трудом, так как представители уничтоженной адвокатуры всячески саботировали создание новых коллегий.

Кое-где бывшие присяжные поверенные пытались создать, в противовес новым коллегиям, свои адвокатские объединения, но новая власть на местах жестоко расправлялась с ними.

Обжалование оправдательных приговоров и решений, смягчающих наказание или освобождающих от такового, не допускалось. При этом осуждённый мог просить местный суд об условном или досрочном освобождении, а также о помиловании или о восстановлении в правах.

Срок кассационного обжалования как по гражданским, так и по уголовным делам устанавливался в один месяц.

Декрет № 2 допускал применение судами дореволюционных законов, но

лишь постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров и не противоречат социалистическому правосознанию.

Кроме того, в ст. 8 Декрета прямо подчёркивалось, что в судопроизводстве суды руководствуются Судебными уставами 1864 года (с оговоркой «поскольку таковые не отменены декретами… и не противоречат правосознанию трудящихся классов»).

На практике местные суды применяли дореволюционные законы редко, руководствуясь преимущественно «революционным правосознанием»; окружные суды, рассматривавшие более сложные дела и укомплектованные во многом «старыми кадрами», применяли дореволюционные нормы значительно чаще. Интересно отметить, что в единичных случаях дореволюционными законами в сфере уголовного права руководствовались даже революционные трибуналы: например, в марте 1918 г. решением революционного трибунала Ранненбурга (Рязанская губерния) был препровождён в тюрьму гр. Е., обвинённый по ст. 1755 Уложения о наказаниях.

Что касается «революционного правосознания», то, с точки зрения советских доктрин 20-х гг. (испытавших влияние психологической школы права), под ним понималась некая «правовая идея», формирующаяся под влиянием социально-психологических факторов.

По мнению сторонников данной теории, только в таком состоянии и могло существовать живое право. Будучи формализованным и заключённым в строгие формы, догмы и нормы, право теряет свой пафос, жизненную силу и умирает. Только спонтанный энтузиазм, волевой (часто неосознанный) порыв и интуитивное чувство справедливости подпитывают жизненную силу права…

В условиях ломки старой правовой системы главным становилось «революционное правосознание», позволявшее судьям обходиться без набора писаных источников права. Несомненная гибкость такой системы правоприменения и правотолкования граничила с полным юридическим нигилизмом .

На деле в качестве источников «революционного правосознания» выступали или местные обычаи, или представления конкретного судьи о «революционной целесообразности». В отдельных случаях судьям в своих решениях и приговорах рекомендовали прямо ссылаться на труды В. И. Ленина и К. Маркса как «несомненные источники права и справедливости».

Декрет о суде № 3

Изданию Декрета предшествовало, во-первых, подавление большевиками восстания левых эсеров в начале июля 1918, приведшее к исключению представителей этой партии из Советов всех уровней на основании Постановления V Всероссийского Съезда Советов от 9 июля 1918 г. «По докладу тов. Троцкого об убийстве Мирбаха и о вооруженном восстании левых эсеров» и фактическому запрету этой партии. Это означало, что необходимость согласовывать положения Декрета с эсерами отпала, а потому он не носил уже компромиссного характера, в отличие от двух предшествующих декретов. Во-вторых, в июле 1918 г. состоялся II Всероссийский съезд губернских и областных комиссаров юстиции, обсудивший уже наработанную судебную практику; решения этого съезда легли в основу Декрета.

Декрет разграничил подведомственность дел между местными народными судами, окружными судами и революционными трибуналами.

Страница Положения о народном суде (30.11.1918 г.) с текстом о запрещении судам РСФСР применять дореволюционные законы

Все уголовные дела (за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании , разбое и бандитизме , подделке денежных знаков , взяточничестве и спекуляции) были отнесены к подведомственности местных судов. При этом дела о взяточничестве и спекуляции одновременно изымались из ведения трибуналов.

Местные суды могли налагать наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, «руководствуясь декретами Рабочего и Крестьянского Правительства и социалистической совестью».

Гражданские дела при цене иска до 10 тыс. руб. также были подведомственны местным судам.

Допускалась кассация решений и приговоров местных судов, «по коим присуждено взыскание свыше 500 рублей или лишение свободы свыше 7 дней»; кассационной инстанцией объявлялись Советы местных судей.

Рассмотрение гражданских дел в окружных судах должно было осуществляться в составе одного судьи и четырёх заседателей.

Вместо Высшего судебного контроля, предусмотренного Декретом № 2, планировалось образовать Кассационный суд в Москве как кассационную инстанцию в отношении окружных судов. Формирование этого суда должно было осуществляться ВЦИК.

Декрет не ответил окончательно на вопрос о допустимости применения судами РСФСР норм дореволюционного законодательства (иногда считается и даже утверждается в БСЭ , что данным Декретом был введён запрет на применение подобных норм ). Из этого можно заключить, что и после издания Декрета № 3 формально допускалась возможность такого применения в порядке, определённом Декретом № 2. Окончательный запрет на применение судами «старых» норм последовал только 30 ноября 1918 г., когда ВЦИК было утверждено Положение о народном суде , в примечании к ст. 22 которого прямо содержался запрет на ссылки в решениях и приговорах на «законы свергнутых правительств».

См. также

Примечания

  1. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 162, 163
  2. Полянский Н. П. Первые страницы советской науки о суде // Правоведение . № 1. 1957. С. 107-111
  3. Глава IV. Революционное правотворчество до издания первого декрета о суде А. А. Герцензон М. М. Исаев
  4. Ирошников М. П. , Портнов В. П. Об особенностях революционного слома буржуазных карательных учреждений в России // Правоведение . - 1970. - № 3. - С. 90-98
  5. Сам декрет номера не имел; декретом № 1 его стали именовать позднее, после появления декретов № 2 и 3
  6. Антонова Л. И. Великая Октябрьская революция и создание народных судов (1917-1918 гг.) // Правоведение . - 1969. - № 3. - С. 85-94
  7. Декрет о суде // Декреты советской власти: сб. док. / ; : [многотомное изд.]. - М. : Политиздат , 1957-1997. - Т. 1: 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. / подгот. С. Н. Валк и др . - С. 124-126 . - ISBN 5-250-00390-7 . (ISBN т. 1 отсутствует. Привязано к: Декреты советской власти: [многотомник]. М., 1957-1997.)
  8. Декрет о суде // Декреты Советской власти. Т. I. - М.: Госполитиздат , 1957. - С. 124-126
  9. Такой декрет вскоре был издан: Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 г. «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» (№ 6 Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства от 12 января 1918 года.) // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942. С. 248-249.
  10. Резепов В. П. К 50-летию Декрета о суде № 1 // Правоведение . - 1967. - № 3. - С. 27-33
  11. Декрет ВЦИК от 16.02.1918 г.«О третейском суде»
  12. См.: Инструкция Наркомюста РСФСР от 19.12.1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» (№ 38 Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства от 21 декабря 1917 года.) // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942. С. 248-249.
  13. См.: Скрипилёв Е. А. , Антонова Н. А. К характеристике законодательства первого пятилетия Советской власти (1917-1922 гг.) // Теория права: новые идеи. Вып. 4. М., 1995. С. 50.
  14. Беседа И. В. Сталина с английским писателем Г. Уэллсом 24 июля 1934 г. // Большевик. 1934. № 17
  15. Цит. по: Глава I. Великая Октябрьская социалистическая революция, ликвидация буржуазного уголовного права и процесс создания советского уголовного права // История советского уголовного права / А. А. Герцензон , Ш. С. Грингауз, Н. Д. Дурманов, М. М. Исаев , и др. - М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1948. - 466 c.
  16. Смыкалин А. С. Создание советской судебной системы // Российская юстиция . - 2002. - № 2. - С. 39-42
  17. Малыгин А. Я. , Никитин А. Н. Следственные и судебные органы белых правительств // Юрист . - 1997. - № 6. - С. 37-38.

установления: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со

всеми департаментами, все военные и морские суды заменяя их судами,

образуемыми на основании демократических выборов. Декрет приостанавливал

действие существующего института мировых судей. Местные судьи теперь должны

были избираться на основании прямых демократических выборов, а до

назначения таких выборов - районными и волостными (уездными и городскими)

Советами. Причем раннее занимавшие должность мировых судей не лишались

права быть избранными в местные судьи как временно, так и окончательно на

демократических выборах.

Декрет определял компетенцию местных судов. Они должны были решать

все гражданские дела с ценой иска не дороже 3000 рублей и уголовные дела,

наказание по которым могло быть не выше 2 лет лишения свободы. Приговоры и

решения местных судов были окончательными и обжалованию в апелляционном

порядке не подлежали. В определенных случаях допускалась просьба кассации.

Кассационной комиссией в таких случаях являлся уездный, а в столицах -

столичный съезд местных судей.

Так же упразднялись институты судебных следователей, прокурорского

надзора, присяжной и частной адвокатуры, а предварительное следствие по

уголовным делам возлагалось на местных судей единолично до преобразования

всего судебного порядка.

Местные суды решают дела именем Российской республики и руководятся в

своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь

постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат

революционной совести и революционному правосознанию. Отмененными

признавались все законы, противоречащие декретам ЦИК Советов раб., солд., и

крест. депутатов и Рабочего и Крестьянского Правительства, а также

программам-минимумам РСДРП (программа минимума: установление буржуазной

республики, отмена всех выкупных платежей, 8 час раб день, самоопределение

всех наций) и партии СР (осуществление трудящимися революции с целью

установления социализма социализация всех земель, а именно передача земли

без выкупа в общинное пользование, а общины должны были разделить землю по

уравнительно-трудовому принципу. Запрет купли-продажи земель).

Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер

ограждения от них революции и ее завоеваний, для решения дел о борьбе с

мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями

учреждаются рабочие и крестьянские Революционные трибуналы в составе одного

председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или

городскими Советами. Для производства по тем же делам предварительного

следствия при тех же Советах образуются особые следственные комиссии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Особенности истории российского государства и права

Правовой нигилизм русского народа.. система государственного.. общественный строй киевской руси..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности истории Российского государства и права
Современная мировая историография выработала 3 основные точки зрения на проблему своеобразия российской истории: 1) (С.М.Соловьев) Все страны имеют схожий путь историческог

Система государственного управления Киевской Руси
С точки зрения формы государственного устройства, Киевская Русь представляла собой унитарное гос-во, основанное на сузеренно-вассальных отношениях (отличительный признак феод

Городское население (жители посада)
1.Класс феодалов включал в себя 5 основных категорий: А) Бояре – бывшие старшие дружинники великого киевского князя. С 11 века –


К источникам права Киевской Руси можно отнести: А) Обычаи и традиции русского народа. Б) Нормотворчество первых русских князей

Гражданское право Киевской Руси (по Русской Правде)
1. Брачно-семейное право. А) РП закрепляет институт моногамного брака. Б) Нижний предел брачного возраста устанавливается в соответствии с Византийским правом и составляет

Обязательства из договоров
Обязательства из деликта влекли за собой необходимость загладить причиненный ущерб. Русская Правда устанавливает 4 вида договоров: 1) До

Уголовное право и уголовный процесс (по Русской Правде)
1)Под преступлением (обидой) Русская Правда предполагает любое действие (бездействие) причинявшее ущерб человеку. 2)Отсутствует поня

Общественный строй Новгорода и Пскова
Новгородское общество делилось на: 1. Феодалов, включающих в себя боярство и духовенство. 2

Феодалы
А) Бояре – представители старой родовой аристократии, никогда не были связаны с князем служебной зависимостью. Боярское землевладение носило безусловный характер. Принимали уча

Система государственного управления Пскова и Новгорода
Псков и Новгород представляют собой государство с республиканской формой правления(с 1348 года, когда была получена независимость). Высшим органом государственной власти является

Законодательная власть
2. Административная деятельность (формирование аппарата исполнительной власти). 3. Внешнеполитическое руководство (заключение мирных договор

Подбор кандидатуры посадника и других должностных лиц
Любой орган государственного управления был наделен судебными полномочиями. Основные государственные должности Новгорода: 1. Новгородский Архиепископ

Государственный и общественный строй Владимирской и Суздальской Руси
Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) княжество отделилось от Киевского в 30ые годы 12 века. Во второй половине 12 века возросло значение города Владимира, который стал столицей княжества, а

Новгородская и Псковская судные грамоты
От Новгородской судной грамоты сохранился лишь отрывок, содержащий 42 статьи, посвященных главным образом судопроизводству, в то время как Псковская судная грамота сохранилась целиком. Датировка об

Обязательственное право
а) Появление новых видов договоров (мены, аренды, дарения). б) Преобладающим видом заключения договоров является их письменное оформление. в) Существуют 2 основные

Право наследования
а) Сохраняются оба вида наследования, но основным становится наследование по завещанию. б) Изменения в наследовании «по завещанию»: - Завещ

Уголовное право
а) Появляется понятие государственного преступления (переверт – попытка государственного мятежа). б) Появляется понятие рецидива (3 кражи = смерть).

Процессуальное право
а) Происходит значительное увеличение количества судебных инстанций (низшая – суд братчины (во время мира)). б) По-прежнему отсутствуют органы следс

Государственный, общественный строй и право Золотой Орды
Общественный строй Золотой Орды включал в себя 2 основные группы населения: 1. Феодалы (Белая кость). 2. Зависимое население (Черная кость

Система государственного управления
Золотая Орда представляла собой типичную раннефеодальную монархию. Главой государства являлся Великий Хан. Его полномочия имели неограниченный диктаторский х

Семейное право
1. Великая Яса закрепляет полигамный характер брака, количество жен определялось отношением семьи к исламу. 2. Используется правило талака (упрощенная процедура бра

Образование русского централизованного государства
1. Период правления первых Московских князей Данила Александровича (1261-1303) и Юрия Даниловича (1303-1325). Для этого этапа характерно: Московское княжество становится самостоят

Духовенство
1. Служилые князья – бывшие правители самостоятельных русских княжеств, территория которых была присоединена к Московской Руси, а сами они перешли на службу

Холопы
а) Значительно сокращается численность холопов за счет ограничения источников холопства, а так же за счёт появления юридической возможности освобождение (бегство должника, а так же тиунство без

Крестьянство
а) Подразделяется на 2 основные группы: - Черносошные (живущие на государственной земли) - Частновладельческие (половники и серебря

Местное управление
Административно-территориальное деление страны имеет запутанную систему: - уезды (самые крупные) - станы -

Уголовное право. Гражданское право
Судебник 1947 года. Преступление – «лихое дело», причинившее ущерб государству и интересам господствующего класса. классу. Судебники закрепили наказу

Гражданское право
Судебник 1497 года. Право собственности. Развитие земельных отношений характеризовалось полным или почти полным исчезновением самост

Семейно-наследственное право в Судебниках 1497г. и 1550 г
На развитие семейно-наследственных отношений в XII XV вв. заметное влияние оказывали специфические факторы. В условиях владычества Орды роль мужчины-воина как главы семьи повысилась

Сословно-представительная монархия в России. Изменения в общественном и государственном строе в 1-й половине 16-17 веков
Сословно-представительная монархия - это вторая историческая разновидность государства с монархической формой правления, для которой характерно одновременное существование 2х центро

Развитие права в период сословно-представительной монархии. Соборное уложение 1649 года
Крупнейшим законодательным памятником этого периода явилось Соборное Уложение 1649 г. Непосредственным поводом для его принятия послужило вспыхнувшее в 1648 г. восстание посадского

История Земских Соборов в России
Под «собором» подразумевалось всякое собрание. В том числе и совещание бояр («собор боярский»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»). В годы царствован

Периодизация земских соборов
Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов: 1. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоял

Исторические предпосылки появления и исчезновения земских соборов
Р.Г. Скрынников высказывает мнение, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а впоследствии пош

Понятие абсолютизма и особенности русского абсолютизма
Абсолютизм - третья историческая разновидность государств с монархической формой правления, складывающаяся в период перехода от феодально-сословного к буржуазно

Власть Монарха
-5 февраля 1722 года был принят указ о порядке престолонаследия. Согласно этому указу монарх получил право самостоятельно выбирать наследника. 5 апреля 1797 года этот указ был отменён. -пр

Правительствующий сенат

Система отраслевого управления
Реорганизация отраслевого управления при Петре включает в себя 2 этапа: 1. 1700-1716 года. Петр пытается улучшить систему приказов (сокращается количество приказов, сокращаются управленчес

Б) Дворянство
Правящим классом оставалось дворянство. В ходе складывания абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце 17 века резко

В) Указ о единонаследии 1714 года
Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 года (полное название "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах"). Этот а

Развитие Уголовного права в 1ой половине 18 века
Первая петровская систематизация уголовно-правовых норм была произведена в 1715 году при создании Артикула воинского. Воинские Артикулы состояли из 24 глав и 209 статей и включены в качест

А) Субъективная и объективная сторона преступления
-Преступления делились на умышленные, неосторожные и случайные. Грань между неосторожным и случайным была весьма тонкой. Нередко неосторожные действия наказывались так же, как и умышленные - для су

Б) Виды преступлений
Артикулы включали следующие виды преступлений: -против религии (чародейство идолопоклонство) - смертная казнь. Богохульство - усечение языка, а особая хула Девы Марии и святых - смертной к

В) Наказания по Воинским Артикулам 1715 года
Цели: основная цель - устрашение (демонстративные казни и т.п.). Второстепенная - месть и изоляция преступника. Особенности наказания: -отсутствие индивидуализации (когда

Право собственности
Указ о Единонаследии 1714 года существенно расширил права дворян на землю, установил единый правовой режим для вотчин и поместий, они стали называться недвижимостью. С целью укрепления экономическо

Обязательственное право
Расширяется применение договоров порядка, поставки, поклажи, товарищества, займа, личного найма, купли-продажи, мены, дарения, найма имущества. Различные сословия обладали различными права

Семейное право
По указу о единонаследии был повышен брачный возраст (для мужчин - 20 лет, женщин - 17 лет). В брак не могли вступать лица, лишенные здравого рассудка. Указ от 6 апреля 1722 года "О с

Наследственное право
Указ о Единонаследии внес большие изменения в наследственное право. Воля наследодателя была ограничена при завещании недвижимости. Он имел право завещать её только одному из сыновей по выб

Создание и реформирование сената в 18 веке
В 1699 году прекращается работа Боярской Думы. Её функции унаследовала ближняя канцелярия, переименованная в 1708 году в "Консилию Министров". Консилия осуществляла административ

Ые годы
1762 год - в составе Сената создается тайная экспедиция - высший орган политической полиции. 1763 год - Сенат разделен на департаменты (6): -1 Обнародование законов, охрана сослов

Верховный Тайный Совет
1) 8 февраля 1726 года. В составе 11 человек, назначенных императрицей. Формально это учреждение было наделено совещательными полномочиями. Фактически в подчинение Верховного Тайного Совет

Кабинет Министров
Апрель 1731 года - создается Кабинет Министров (в составе 3х человек). КМ получил право давать свои распоряжения коллегиям, минуя сенат. КМ занимается предварительным рассмотрение


В) Судебные учреждения

Деятельность Сената
Во временя правления Екатерины 2 можно выделить 2 периода деятельности сената: 1. 60ые годы. 1762 год - в составе Сената создается тайная экспедиция - высший орган политической по

Отраслевое управление
2 периода: -60ые годы: В этот период создаются новые коллегии: экономии (экономические земли - раннее принадлежавшие церкви), медицинская. В коллегиях создаются внутренние

Губернская реформа 1775 года
7.11.1775 год - утверждена Губернская реформа. В ходе этой реформы Екатерина пыталась реализовать 3 основных цели: -упорядочение администр

А) Административно-полицейские учреждения
На уровне губерний к ним относились губернатор, губернское правление, приказ общественного призрения. Губернатор назначался сенатом из числа столичных дворян. Решал все вопросы администрат

В) Судебные учреждения
Все суды, созданные в ходе реформы, можно разделить на 3 группы: 1. Всесословные суды. 2. Суды специального назначения. 3. Сословные суды. 1. К в

Семейное право
-Значительно усложняется процедура развода (теперь только с согласия Синода). -Семейное законодательство впервые закрепляет взаимные обязанности родителей (обеспечить детям одежду, пропита

Уголовное право
Основные источники права: СУ, Артикул воинский, указы 18 века. -Появляется понятие особо тяжкого преступления (богохульство, гос.измена, брань на государя, убийство, разбой, кража с поличн

Кодификация законодательства во второй половине 18 века
А) Кодификационная работа. С 1754 года начинает работу новая уложенная комиссия, задачей которой вновь становится переработка старой и создание новой системы права. Указом Сената

Развитие уголовного права России и его кодификация в 1ой половине 19 века
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. В 1845 году был принят новый уголовный кодекс, названный «Уложением о наказаниях уголовных и исправительн

А. Вещное право
Система вещного права состояла из права владения, права собственности, права на чужую вещь (сервитуты), залогового права. Различалось законное и незаконное владение. По Своду законов всяко

Договоры
В обязательственном праве различались обязательства из договоров и из причинения вреда. Свод законов содержал специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров.

Товарищество
Договор товарищества в новых экономических условиях получает широкое распространение. Предусматривались следующие их виды: 1) товарищество полное (члены товарищества отвечают за его сделки всем сво

В. Семейное и наследственное право
Семейное право сохранило принципы, выработанные в 18 веке: единственной формой брака был церковный брак. Условия вступления в брак и его расторжения брались из норм и правил соответствующего вероуч

Проект реформ М. М. Сперанского
Новый этап подготовки преобразований начался в 1809 г., когда к разработке реформ был привлечен М.М. Сперанский. Это была необычная фигура в высших эшелонах российской власти. Сын сельского священн

Система государственного управления Российской Империи в 1ой половине 19 века
-Реформа Сената и министерская реформа. -Программа реформ Сперанского и её практическая реализация. Март 1801 года – Александр 1. Необходимость реформы государственного управления

Сенатская реформа
По проблеме сенатской реформы были сформулированы 2 основные точки зрения: 1.Высказывалась представителями Сенатской Партии (окружение Екатерины 2): -необходимо за

Министерская реформа
Основные этапы реализации: Начало: Манифест от 8 сентября 1802 года. В стране учреждаются 8 министерств: -Военное. -Морское. -Иностранных Дел.

Государственный совет
1 января 1810 г. был создан Государственный совет (просуществовал до 1917 года). Государственный Совет был задуман как законосовещательный орган, разрабатывающий законопроекты, которые пол

Развитие процессуального права в 1ой половине 18 века
«Краткое изображение процессов или судебных тяжб» (1715 год): подробное регламентирование инквизиционного процесса. Определялась подсудность судов: -дела н

Формирование и развитие административно-полицейского права в 18 веке
Пункты генерал-полицмейстеру 1718 года, Устав главного магистрата 1721 года, Инструкции московской полиции 1722 года. В этих НПА определяются основные направления деяте

Местное государственное управление
А. Предпосылки земской реформы 1864 года. Местное управление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в

Крестьянская реформа 1861 года
Император утвердил 19 февраля 1861 г. ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральное и местные "Положения", в которых регламентировались

Судебная реформа 1864 года
До 1864 г. рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происходило при закрытых дверях. На деятельность суда сильное давление оказывали различные административные органы, ведение следствия и испол

Земская и Городская реформа 60ых годов 19 века
А. Предпосылки земской реформы 1864 года. Местное управление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центр

Развитие русского права во 2ой половине 19 века
В России продолжал действовать Свод законов Российской империи. Проведенные реформы внесли в него существенные изменения, но новая кодификация проведена не была. Попытка кодификации

А. Общая история
Собственно научная историография предмета начинается только в XVIII в. В первых исследованиях историко-правовые темы были включены в общеисторический контекст. Тем не менее, элементы предмета истор

Б. Норманисты и Антинорманисты
В Российской Академии наук проблемы происхождения русского государства разрабатывались как представителями норманнской школы (Байер, Шлецер), так и ее противниками, наиболее влиятельным из которых

Г. Другие направления
Начинают складываться научные школы в области истории государства и права: школа “официальной народности”, основывающаяся на формуле самодержавие православие, народность” (М.П. Погодин); славянофил

Д. Евразийство
Специфическим течением в области историко-правовых и историко-государственных исследований стало т.н. евразийство. Это научное направление сложилось в 20-е годы XIX в. в среде русской эмиг

Ж. Современные исследования
К числу современных направлений в изучении курса можно отнести следующие: изучение политической истории России (И.И. Смирнов, А.М. Сахаров, А.А. Зимин, А.Я. Аврех и др.); исследования преобразовани

Изменения в сословном строе Российской Империи во 2ой половине 19 века.(вопрос не доделан)
Дворянство С отменой крепостного права в 1861 г. наступил период кризиса российского дворянства, наиболее сильно ударивший по рядовому дворянству. Крупные землевладельцы сп

Контрреформы в сфере суда
Отход от провозглашенных принципов судебной реформы начался по двум направлениям сразу. Прежде всего, стали все чаще практиковаться изъятия из общего судебного порядка с передачей дел на рассмотрен

Контрреформы в сфере самоуправления
Волна контрреформ захватила в 80-90-е годы и сферу органов местного самоуправления. В 1890 г. было пересмотрено "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Сохранив куриальную

А. Предпосылки
Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуж

Б. Этапы преобразования
В феврале 1903 г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с тем, в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель. В мае 19

В. Манифест 17 октября 1905 года и Основные законы
На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государствен

Государственная Дума. Система государственного управления России в 1905-1917 годах
Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая “Основными государственными законами“ 23 апреля 1906 г. П

Развитие права в начале 20 века
Система источников права в этот период пополняется новыми элементами: постановлениями Совета министров и мнениями Государственного совета. Эти формы, хотя и носили подзаконный характер, однако имел

Правовая политика временного правительства
Весной 1917 г. происходит демократизация политической жизни страны. Принимаются законы "О печати" и "Об учреждениях по делам печати", запретившие административны

Государственное управление России в 1917
Для выработки "общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни" создаются Экон

Декрет о земле
Декрет о земле был так же одним из первых декретов Советской власти. Подготовил его В. И. Ленин. Был принят вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года в

Декрет о мире
Декрет о мире один из первых декретов советской власти, программный внешнеполитический документ, который был подготовлен В. И. Лениным и принят вторым Всероссийским съездом Совето

Развитие системы правоохранительных органов в советский период 1917 -1991 г
Прокуратура. Ноябрьский 1917 г. Декрет СНК - Декрет о суде N1 упразднил прокуратуру.В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. В.И.Ленин настаивал на еди

Развитие гражданского права в Советский Период
При формировании гражданского права в 1921 -1923гг. законодатель стремился по возможности упростить систему норм. Чем шире была автономия сторон в гражданском правоотношении, тем больше норм, регул

Конституция 1924 года
Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов, а в период между съездами Советов - Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Р

Конституция 1936 года

Государственное управление СССР в период ВОВ
ГКО был создан 30 июня 1941. Официально он был образован совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б).

Конституция 1936 года
Высшим законодательным органом государственной власти СССР является Верховный Совет, состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, избирается сроком на четыре года; заседают 2 раза

Конституция 1977 года
Высшим органом законодательной власти СССР является Верховный Совет, собирается 2 раза в год, в перерывах работает президиум Верховного Совета. Состоит из двух палат: Совета Союза и

Основные изменения в Государственного управлении и законодательстве СССР в период перестройки
Высшим органом государственной власти становился съезд народных депутатов – выборный орган(всего съездов было 5) Верховный совет СССР стал постоянно действ

Конституции советского периода
Всего было 3 конституции 24, 36 и 77 годов. Права и свободы граждан: В конституции 1924 года права граждан не были закреплены. По конституции 1936 года:

Избирательное право
Все в 60 вопросе. По конституции РСФСР 1918 года: Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие