Административное правонарушение пешеходов. Штрафы пешеходам


Время чтения: 6 мин.

Штраф за непропуск пешехода

🚶🚗👮 Какой штраф предусмотрен за непропуск пешехода? Когда нужно уступать пешеходу? Как правильно пропустить пешехода? Актуальные штрафы в этой статье от специалистов сайта «Штрафы ГИБДД».

Штраф за непропуск водителем пешехода на пешеходном переходе (штраф за зебру) в 2020 составляет:

от 1500 до 2500 руб.

Статья 12.18. КоАП РФ (Можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней)

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений.

Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД.

Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.

Проверить штрафы

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Штраф 1500-2500 рублей за непропуск пешехода в большинстве случаев выписывается сотрудником ГИБДД за одновременное нахождение на зебре ступившего на проезжую часть пешехода и проезжающего перед ним по зебре автомобилиста.


Автомобиль источник повышенной опасности, способный лишить незащищенного пешехода здоровья и жизни. Следуя букве и духу закона, водитель обязан пропускать пешехода почти во всех возможных ситуациях.

Штраф относится как к нерегулируемым пешеходным переходам, так и к случаям поворота на перекрестках. Конкретный размер штрафа определяет инспектор ГИБДД.

Штраф за непропуск пешеходов на «зебре» в 2020 году

Штраф за непропуск пешеходов, переходящих дорогу по зебре (нерегулируемый перекресток, либо поворот на перекрестке налево/направо) предусмотрен Статьей 12.18 КоАП РФ. Он варьируется в размере от 1500 до 2500 рублей.

Статья 12.18 КоАП РФ

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Что значит не уступить дорогу пешеходу?

Споры вокруг Статьи 12.18 КоАП сосредоточены вокруг понятия «уступить дорогу». Трактовка этого понятия несколько раз изменялась, его до сих пор по-разному определяют некоторые водители, суды и сотрудники ГИБДД.

КоАП за разъяснениями отсылает к разделам ПДД РФ.

Определение в комментариях к ПДД РФ пункт 1.2

«Уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

По факту доказать же, что изменение направления движения пешехода и его скорость изменились именно из-за действий автомобилиста чрезвычайно сложно. Формулировка очень расплывчатая и требовала пояснений.

29 ноября 2014 года в пункты 14.1 и 14.2 ПДД были внесены изменения. Изменились правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов.

ПДД РФ п.14.1 и п 14.2

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Инструкция: Как пропускать пешехода на зебре?

  1. Обращаем внимание на разметку и дорожные знаки,
  2. Замедляемся перед знаком «пешеходный переход» и разметкой типа «зебра»,
  3. Осматриваем прилегающие к дороге тротуары, выискивая пешеходов, направляющихся к «зебре»,
  4. Оцениваем скорость пешехода и расстояние до зебры. Соотносим эту информацию со скоростью своего автомобиля и расстоянием от машины до зебры.
  5. Если оценка ситуации показывает, что пешеход достигнет зебры быстрее чем вы, снижаем скорость. Если оценка ситуации показывает, что ваш автомобиль достигнет зебры быстрее, чем ее коснется нога пешехода – продолжаем движение с прежней скоростью или ускоряем движение машины.

Не пропустил пешехода - как доказать свою невиновность?

Автомобилист способен причинить пешеходу тяжкие телесные порождения или даже стать причиной его смерти. Автомобиль средство повышенной опасности и забывать об этом не следует. Однако часто сотрудники ГИБДД перегибают палку и ставят выписывание штрафа за непропуск «на зебре» на поток.

Если автомобилисту ставится в вину непропуск пешехода прежде всего стоит разобраться в обстоятельствах предполагаемого правонарушения. Посмотреть видео с инцидентом и по возможности опросить самого пешехода. Зачастую сотрудники ГИБДД сами понимают шаткость своей позиции и отпускают дотошливых водителей.

При неоспоримости вины, в некоторых случаях имеет смысл апеллировать к действиям в ситуации «крайней необходимости». Если вы везли ребенка в больницу или жену в роддом.

Статья 2.7 КоАП РФ. Крайняя необходимость

«Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

Кроме того снизить штраф могут обстоятельства смягчающие вину.

Статья 4.2. КоАП РФ Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

  1. Раскаянье и осознание содеянного,
  2. Добровольное исправление поведения,
  3. Явка с повинной,
  4. Содействие в расследовании дела,
  5. Компенсация последствий (добровольная),
  6. Совершение правонарушения в состояние аффекта, либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств,
  7. Беременность, малолетний ребенок.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо (сотрудник ГИБДД), рассматривающие дело могут принять во внимание другие обстоятельства, смягчающие вину. Главное рассказать стороне, выносящей решение по вашему вопросу, о такой возможности и добавить от себя обстоятельства:

  • Плохая видимость на дороге,
  • Метеоусловия,
  • Неудовлетворительное состояние дорожного полотна,
  • Отвлекающая реклама,
  • Высокая не прогнозируемая скорость пешехода.
Нормы ПДД и КоАП не являются истиной в последней инстанции. Случается, что слепое следование прописанным нормам приводит к еще более печальным последствиям чем их нарушение. Подтверждение этого прописано в Кодексе об Административных Правонарушениях, пункте 2,7 (Крайняя необходимость) . Если непропуск пешехода был вызван экстраординарными обстоятельствами – сообщите об этом сотруднику ГИБДД!

Обстоятельства, при которых не нужно пропускать пешехода на «зебре»

  1. Если рядом с зеброй установлен светофор и для пешеходов горит запрещающий (красный) свет.
  2. Если есть риск столкновения с идущим сзади транспортного средства вследствие вашего экстренного торможения. Такой непропуск следует обозначить звуковым сигналом.

Когда еще нужно уступать пешеходу на дороге?

Уступать (предоставлять преимущественное право движения) пешеходу исходя из ПДД РФ следует не только на зебре! По закону пешеходы могут двигаться без помех и не останавливаясь в следующих случаях:

Правило

Пункт ПДД

Пример

Пешеход переходит с тротуара на тротуар через дорог, а машина появляется из-за поворота

(Пункт 13.1. ПДД РФ )


Пешеход переходит с тротуара на тротуар через дорогу вне зебры на прилегающей территории, а машина заезжает с дороги (во двор).

(Пункт 8.3. ПДД РФ )


Пешеход переходит с тротуара на тротуар через дорогу вне зебры на прилегающей территории, а машина выезжает на дорогу (из двора)

(Пункт 8.3. ПДД РФ )


Пешеход слепой

(Пункт 14.5. ПДД РФ )


Пешеходы идут к общественному транспорту со стороны дверей рядом с остановкой

(Пункт 14.6. ПДД РФ)

Нарушение прав пешеходов в местах с отсутствующей разметкой (в местах без зебры) сложно доказать, и сотрудники ГИБДД редко «ловят» этих водителей. Однако, в случае ДТП, если при выяснении всех обстоятельств случившегося, факт нарушения подтвердится, обстоятельство приведет к ужесточению наказания виновного.

Штраф за непропущенного пешехода на зебре с камер ГИБДД

В России несколько лет подряд проводится тестирование автоматической системы фиксации нарушений на зебре (пешеходных переходах).

Эксперимент проводился в Москве и Подмосковье (г. Зеленоград) а также в Бурятии (г. Улан-Удэ).

С одной стороны, новый способ оценки нарушения беспристрастен, всепогоден и обходится государству дешевле содержания патрулей ГИБДД. С другой стороны, программный алгоритм заложенный в основу комплекса все еще часто ошибается и до конца не может вникнуть в суть нарушения.

Каждый гражданин нашей страны, получивший права на управление транспортным средством, садясь за руль, понимает всю долю своей ответственности за несоблюдение правил дорожного движения – ПДД. Управление транспортом требует не только знаний правил ПДД, но и обязательного их соблюдения.

Становясь участником дородного движения, водитель вступает в зону общих прав и обязанностей, где за соблюдением исполнения правил ПДД и порядком на всех дорогах следит ГИБДД. Водители не всегда дисциплинированы, порой позволяют себе незначительные, по их мнению, нарушения, но по первому требованию сотрудника ГИБДД они обязаны остановиться и предъявить документы на право вождения. В случае выявления нарушений, не повлекших серьезных проблем, нарушителю предъявят штраф в установленном размере. С каждым годом требования и наказания становятся все строже, а выписанные штрафы должны быть оплачены в установленные законом сроки.

О соблюдении ПДД

Пешеходы, например, переходящие дорогу, тоже вступают в ответственную зону дорожного движения и обязаны выполнять конкретные правила поведения, определенные в п.1.2 ПДД. Они могут подвергнуться штрафу в размере 500 рублей за нарушение правил перехода, например, в неположенном месте или за движение на красный свет светофора и другие проступки, не приведшие к серьезным последствиям.

Важно! Пассажир тоже несет ответственность, если он не пристегнулся ремнем безопасности. Он заплатит штраф 1000 рублей, как и водитель автомобиля.

Водители, пешеходы, пассажиры, допустившие нарушение правил дорожного движения, вызывающие различные по степени серьезности трагедии, могут быть привлечены к ответственности:

  • гражданской, основанной на главе 59 Гражданского кодекса (ГК РФ);
  • административной, которая регулируется статьей 12.30 Кодекса об Административных правонарушениях (КоАП РФ);
  • уголовной, на основании статьи 266 Уголовного кодекса (УК РФ).

Ответственность и ее мера определяются постановлением суда при доказанности совершенного нарушения или преступления. У нас в стране существует принцип «презумпции невиновности». Доказывать вину нарушителя – обязанность ГИБДД, правоохранительных органов и уголовного розыска. Каждый должен понимать, что, вступая в дорожные отношения, незнание ПДД, нарушения по неосторожности или невнимательности установленных правил не освобождают от ответственности.

Сотрудники ГИБДД – первые, кто пресекает и фиксирует нарушения на дороге. Для доказательства и определения степени вины они могут воспользоваться единой водительской базой, фото-, видеосъемкой, данными видеорегистратора, показаниями свидетелей. Они имеют право выписать штраф в пределах своих полномочий. Они определены в Административном регламенте МВД РФ приказом ГИБДД за №185 от 20.10.2017 года. В этих регламентирующих документах прописан четкий порядок для сотрудников, который они обязаны при любых обстоятельствах выполнять. Не помешает водителям с ними ознакомиться, что поможет понимать пределы допустимого в общения с инспектором.

Важно! Все собранные доказательства помогут в суде, в административных комиссиях принять окончательное решение, определить степень вины нарушителя.

Важными документами, регулирующими разрешение аварийных ситуаций по всем дорогам нашей страны, являются полисы ОСАГО и КАСКО.

  1. Полис ОСАГО - обязательное страхование автомобильной и гражданской ответственности, согласно ФЗ №40 от 25.04.2002. В обязанности водителя входит получение и заключение договора с перечислением лиц с правом управления автомобилем. Без полиса никто не должен садиться за руль, управлять личным транспортным средством при любых обстоятельствах. К ним относятся даже необходимость установки автомобиля на учёт в ГИБДД, перегонка его из автосалона.

Полис ОСАГО при возникновении форс-мажорных ситуаций поможет водителям сохранить денежные средства, а также сбережет время и нервы. По новым правилам при отсутствии полиса инспектор не может изъять водительские права и отправить транспортное средство на штрафную автостоянку, но он может выписать штраф, причем неоднократно.

В случае аварии при наличии полиса ОСАГО потерпевшей стороне будут возмещены расходы:

  • до 400 тыс. рублей при причинении ущерба транспорту и другим средствам потерпевшей стороны;
  • до 500 тыс. рублей, если в аварии был причинен вред жизни и здоровью потерпевшего.

Каждый водитель должен понимать, что, заключая договор на получение полиса ОСАГО, он страхует не только свой автомобиль, но возмещение ущерба пострадавшей стороне.

  1. Полис КАСКО не является обязательным в отличие от ОСАГО. Каждый водитель вправе самостоятельно определять необходимость его приобретения. Важно знать, что при такой страховке производится выплата ущерба в случае повреждения автомобиля или его угоне. Особенно это касается новичков, не имеющих опыта вождения, или обладателей дорогих элитных авто.

Когда наступает гражданская ответственность?

Гражданская ответственность наступает в случае повреждения автомобиля, при котором возмещение материального и морального ущерба, согласно статье 1079 ГК РФ, возлагается на виновного в аварии. При этом если обе стороны имеют полис ОСАГО, то восстановление автомобиля и компенсация расходов на восстановление здоровья или на захоронение в случае смерти компенсируется страховыми компаниями. В случае недостаточности этих сумм дополнительные расходы покрывает виновная сторона. Восстановление повреждения собственного транспортного средства подлежит виновному в аварии или за счет страховых сумм полиса КАСКО при его наличии.

Важно! При несогласии сторон о степени виновности, вопрос решается в суде, который в своем вердикте будет основываться на ГК РФ.

Когда виновник аварии управлял служебным авто, гражданскую ответственность понесет фирма, владелец, который затем может взыскать убытки с виновного сотрудника. При нанесении вреда здоровью или смерти потерпевшего уголовную ответственность несет сам виновник, а не хозяин транспорта.

Если виновник аварии незаконно завладел средством, попросту угнал автомобиль, то хозяин при предъявлении доказательств освобождается от ответственности, и вина полностью ложится на угонщика. Бывают ситуации, когда попавший в аварию автотранспорт числится за гражданином, но в результате сделки купли-продажи ему уже не принадлежит.

Важно! В этих случаях важно понимать, кто владелец автомобиля, а кто его собственник.

В той же статье ГК РФ дается определение понятия «непреодолимая сила», при которой владелец освобождается совсем или частично от ответственности за вред, который возник по стечению непреодолимых обстоятельств или без специального вреда для потерпевшего. К таким непреодолимым обстоятельствам можно отнести:

  • землетрясение, цунами;
  • вырытая на дороге яма без установленных знаков предупреждения;
  • неправильно установленный дорожный знак;
  • владелец авто сам умышленно создал аварийную ситуацию;
  • и многое другое при условии, если это будет возможно доказать.

Когда наступает административная ответственность?

Водитель нарушил правила ПДД и был остановлен сотрудником ГИБДД для привлечения к ответственности в строгом соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), в котором всем нарушениям четко предписана определенная статья, по которой выносится административное наказание.

Важно! В статье 3.1 КоАП прописано, что административная мера предназначена, чтобы установить государственную ответственность за совершенное нарушение прав и обязанностей гражданином, преследует цели предупреждения его от дальнейших совершений подобных действий.

Административное наказание не несет целей:

  • унизить человека, вынося ему любой предусмотренный КоАП карающий вердикт;
  • физического воздействия на нарушителя;
  • принести деловой вред репутации нарушителя.

В Административном кодексе (КоАП) предусмотрены до девяти подвидов наказаний, которые можно подразделить по критериям.

  1. Карательные воздействия на правонарушителей:

  1. Исправительные воздействия:
  • штраф, арест, дисквалификация – это воспитательные, исправительные меры;
  • конфискация – это мера по предотвращению подобных нарушений в дальнейшем.

Как наказания различаются по длительности и срокам исполнения?

  1. Штраф, предупреждение, конфискация, изъятие прав, административное выдворение – это единовременные, разовые меры наказания.
  2. Арест на 15 суток, дисквалификация, лишение специального права – это разные по срокам действия наказания.

Рассмотрим наиболее часто используемые для вынесения меры административных взысканий за нарушения и аварии на дорогах. Меры применяются не только к водителям, но и к пассажирам, пешеходам, иным участникам дорожного движения.

Предупреждение (ст. 3.4 КоАП)

При отсутствии у нарушения отягощающих последствий сотрудник инспекции составляет в письменном виде протокол об административном правонарушении. В нем прописывается предупреждение, вносится в базу ГИБДД. При повторном случае будет выписан штраф.

Предупреждение носит морально-воспитательный характер, является предостережением от повторных нарушений ПДД. Оно является самостоятельным видом и действует в течение одного года. Такие предупредительные меры назначаются в основном за мелкие правовые нарушения, чаще всего к несовершеннолетним подросткам и к лицам, совершившим противоправное нарушение впервые.

Важно! Предупреждение выносится и физическим, и юридическим лицам.

Административный штраф (ст. 3.5. КоАП)

На основании гл.12 УК РФ раз в квартал обновляется таблица штрафов. Последний раз она обновлялась с внесением изменений 24.04.2019 года. Со списком штрафов можно ознакомиться в официальном сайте ГИБДД.

При определенном нарушении ПДД выписывается штраф в размере 3 МРП. Если нарушитель не оспаривает штраф, то ему делается скидка в 50%, и сумму надо оплатить в течение 7 дней.

Важно! Штраф имеет ограничения от 100 руб. до 5000 руб. для физических лиц, до 50000 руб. для руководящих лиц и до миллиона для юридических.

Постановление о назначении штрафа может выноситься судом, уполномоченным лицом административной комиссии. При нарушении физическими лицами допустимо наложение и взимание штрафа инспектором ГИБДД.

Лишение водительских прав

Лишение водительских прав возможно:

  • за управление транспортным средством в пьяном виде – если в крови более 0,35 промилле, лишение положено на срок до года;
  • за управление автомобилем или иным транспортом без номерных знаков или с ними, но поддельными – на срок до 3-х месяцев.
  • за применение звуковых сирен, проблесковых маячков без разрешения – на срок до года;
  • за превышение скорости движения до 80 км – на срок до полугода;
  • при выезде на пути трамвая или на встречную полосу движения – на срок до года.
  • за умышленное непредставление свободного проезда для спец. транспорта: скорая, пожарная, милиция – срок до года.
  • за провоз опасных и крупногабаритных грузов без специального разрешения ГИБДД – на срок до года.

Арест на 15 суток

Для кого возможно такое наказание:

  • водители, лишенные прав, управляли транспортом в алкогольном опьянении;
  • водители не прошли или отказались пройти медицинское освидетельствование на алкогольное опьянение;
  • водители, сбежавшие с места ДТП;
  • злостные неплательщики штрафов ГИБДД.

Примеры

Рассмотрим примеры нарушений и последующее административное взыскание, которое за них положено.


Как исключение, правилами предусмотрена возможность уехать с места аварии по обоюдному соглашению с другими участниками происшествия при отсутствии взаимных претензий, не вызывая инспектора.

Важно! Водители должны обменяться расписками с отказом от претензий и обменяться адресами, номерами телефонов.

  1. Возможно задержание транспортного средства с отправкой на штрафстоянку или блокировкой одного колеса за управление в нетрезвом состоянии, а также в том случае, если у водителя при себе отсутствуют водительские права, и неважно, по какой причине. Если они утеряны, потребуется много времени на их восстановление.
  2. Согласно ст. 12.8. КоАП, управление транспортом в нетрезвом состоянии влечет штраф в размере 35 тысяч рублей и лишение прав до двух лет. Инспектор по внешним признакам определяет пьяное состояние водителя, предлагает произнести определенные слова или пройтись по прямой линии. Если подозрения подтвердились, он предложит пройти освидетельствование в месте остановки с помощью алкотестера. При несогласии лицо отправляют на принудительное медицинское освидетельствование.

Когда наступает уголовная ответственность?

Дорожные аварии очень опасны не только повреждением транспорта, но и тем, что страдают люди, получая травмы и увечья, а хуже всего то, что они могут привести к летальному исходу человека. Это является следствием безответственности водителя, допускающего нарушения ПДД, или ненадлежащего содержания им транспортного средства. Такая безалаберность может привести к административной и уголовной ответственности. Мера такой ответственности зависит от характера нанесенных людям повреждений, которые оцениваются по критериям судебно-медицинской экспертизы.

Важно! Ответственность по КоАП последует при действиях обвиняемого, приведших к легкому вреду здоровью потерпевшего без серьезных последствий, а также к вреду здоровью средней тяжести с утратой до 33% трудоспособности и долгому продолжительному лечению более 21 дня.

К признакам уголовной ответственности в рамках ст.264 УК РФ относятся:

  • нанесение потерпевшему тяжкого вреда здоровью с последующей инвалидностью разных групп;
  • травмы, приведшие к смерти одного или нескольких лиц, что является особенно отягощающим последствием;
  • когда сам виновный имел возможность оказать посильную помощь, но заведомо оставил пострадавшего человека в опасном для жизни состоянии;
  • за управление любым транспортным средством пьяным водителем или человеком, находящимся в состоянии наркотического опьянения;
  • авария, которая произошла из-за недоброкачественного ремонта транспортного средства;
  • подделка или уничтожение присвоенного ГИБДД идентификационного номера или его использование в преступных целях;
  • подделка водительского удостоверения или использование заведомо подделанных водительских прав;
  • похищение или угон транспортного средства.

Все уголовные дела рассматриваются в судебном порядке в присутствии представителей прокуратуры, обвинителей, адвоката как защитника прав обвиняемого. В ходе судебного процесса всесторонне тщательно изучаются представленные следствием обстоятельства совершенного преступного деяния. Судья, основываясь на уголовном кодексе, в зависимости от тяжести преступления может назначить следующие виды наказания:

  • вынести приговор с осуждением на срок полгода, год и до семи лет. Установить лишение права назначаться на определенные должности сроком до трех лет;
  • ограничение на ведение определенного вида деятельности на срок до трех лет;
  • принудительное проведение обязательных работ длительностью до 480 часов;
  • заключение под стражу и лишение свободы на срок от шести месяцев до максимальных 7 лет.

Какие новшества были внесены в 2019 году?

С 01.01.2019 года создан и уже работает единый реестр тех, кто прошел обучение в автошколах, для борьбы с подделкой водительских прав.

С 01.01.2019 года оплату за все виды регулярного городского пассажирского перевоза людей и багажа освободили от НДС.

С 01.01.2019 года все штрафы ГИБДД будут направлены только на ремонт дорог – теперь они не переносятся на другие региональные траты.

С 07.01.2019 года принято решение о восстановлении скидок на штрафы ГИБДД.

С 09.01.2019 года внесены существенные поправки в оформление полиса ОСАГО.

С 01.03.2019 введено лицензирование автобусов, перевозящих пассажиров, в том числе и заказных, а также используемых для собственных нужд организаций.

С 28.03.2019 для предотвращения нарушений на всех железнодорожных переездах общего пользования должны появиться комплексы автоматической фиксации нарушений проезда.

С 15.04.2019 г. освободили от транспортного налога владельцев угнанных автомобилей.

С 24.04.2019 г. ужесточается наказание для нарушителей, оставивших место ДТП. Им грозит лишение свободы от 4-х до 9-и лет в зависимости от тяжести проступка, особенно если потерпевший был в тяжелом бессознательном или обессиленном состоянии.

С 01.05.2019 г. введен новый ГОСТ с уменьшением размеров дорожных знаков.

Видео — ПДД Простым Языком 2019! Юридическая Ответственность Водителя

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки

1.14.1

1.14.2

обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть. При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 - 4.7 Правил.

И транспортное средство, и пешеход в равной степени являются участниками дорожного движения, с той лишь разницей, что при этом пешеход, в отличие от транспортного средства, не относится к источникам повышенной опасности.

В силу этого, требования ПДД по отношению к пешеходам сводятся к минимуму, регламентируя, по сути, только правила пересечения дорог по пешеходным переходам и на регулируемых перекрестках. О том, что грозит пешеходу за нарушение ПДД, мы поговорим ниже.

Виды ответственности пешехода

Требования, предъявляемые законом к пешеходам, как к участникам дорожного движения, содержатся в пункте 1.2 ПДД. Нарушение пешеходами требований ПДД может стать основанием для наступления различных видов ответственности, включая уголовную, административную и гражданскую.
Вид ответственности будет зависеть от тяжести наступивших в результате нарушения последствий.

Тяжкие последствия подпадают под действие ст. 268 УК РФ. Нарушение, повлекшие за собой незначительные последствия, или вообще не имеющие последствий, подпадают под действие КоАП РФ.

Что касается гражданской ответственности, то она всегда является производной от административной или уголовной ответственности. Упрощенно говоря, требования о возмещении причиненного в результате нарушения ПДД ущерба можно будет предъявить только в процессе привлечения или после привлечения виновного к административной или уголовной ответственности.

Административная ответственность пешеходов

Пешеход может быть привлечен к ответственности, если нарушение ПДД:

  • не повлекло причинение вреда здоровью или создание помех в движении транспортных средств, — в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ);
  • повлекло создание помех в движении транспортных средств, — в виде штрафа в размере 1 000 руб. (ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ);
  • повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — в виде штрафа в размере от 1 000 до 1 500 руб. (ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ).

Уголовная ответственность пешеходов

Пешеход может быть привлечен к уголовной ответственности, если нарушение им ПДД имеет характер преступления, а именно:

  • повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, — в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до четырех месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 268 УК РФ);
  • повлекло смерть человека, — в виде ограничения свободы на срок до четырех лет, либо принудительных работ на срок до четырех лет, либо лишения свободы на срок до четырех лет (ч. 2 ст. 268 УК РФ);
  • повлекло смерть двух или более лиц, — в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на срок до семи лет (ч. 3 ст. 268 УК РФ).

При этом пешеход, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, нарушив ПДД, может быть освобожден судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если он возместил ущерб или иным образом загладил причиненный преступлением вред (ст. 76.2 УК РФ).

Справка. Преступления небольшой или средней тяжести

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы.

Преступления средней тяжести — умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает три года лишения свободы (

Новая редакция Ст. 12.29 КоАП РФ

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), -

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Комментарий к Статье 12.29 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - безопасность дорожного движения, правила дорожного движения.

2. Часть 1 данной статьи предусматривает административную ответственность за нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения. Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. Пассажир - лицо, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит или выходит из транспортного средства.

Часть 2 статьи предусматривает ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, мопедом, либо возчиком. Признаком части 3 данной статьи является нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром в состоянии опьянения.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

4. Субъектом данного правонарушения является лицо, управляющее мопедом, велосипедом, или другие лица, участвующие в процессе дорожного движения.

Другой комментарий к Ст. 12.29 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект правонарушения - безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, Правила дорожного движения.

2. С объективной стороны правонарушение характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения.

Часть 1 ст.12.29 предусматривает административную ответственность за нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

По юридической конструкции ч.1 образует формальный состав, он является оконченным с момента нарушения соответствующего Правила дорожного движения пешеходом.

Часть 2 статьи предусматривает ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения.

Квалифицирующим признаком ч.3 ст.12.29 КоАП РФ является нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром или лицом, приравненным к пешеходу, в состоянии опьянения.