Что такое тщеславие и как оно проявляется? Тщеславие. Как оно проявляется и как с ним справиться


Как говорит толковый словарь, тщеславие – это потребность в доказательствах собственного превосходства над другими людьми. С одной стороны, это – признак болезненного самолюбия. С другой стороны, желание быть лучше других – превосходная, а порой и единственная для саморазвития. Возможно, с этим инструментом эволюции природа слегка перестаралась. Соревновательный дух и самоутверждение как мотивация отлично работают, если не доходят до откровенного унижения и тирании.

Стараться быть лучше других, играя по правилам и развивая личные навыки – это вполне здоровая мотивация. Возможно, все дело в том, что природа поощряет человеческое развитие, награждая успешных в этом деле чувством удовлетворения. А человек – существо хитрое – научился обманывать самого себя, и переживать удовлетворение от псевдоразвития. Это самообман, в котором, чтобы «держать марку», не надо расти самому, достаточно всего лишь унижать других людей. Чтобы оставаться на уровне – куда проще опускать окружающих, нежели реально продвигаться в собственной эволюции. Но суррогат «развития» путем принижения других людей – это фейк, имитация развития, мертвый муляж, который на деле является скорей деградацией.

Тщеславие ничтожества

Тщеславие – это способ обмануть себя, получив удовлетворение от иллюзии собственного величия. На запущенных стадиях тщеславие перерастает в звездную болезнь и далее в манию величия – самодовольную паранойю, с которой человеку на пустом месте мерещится собственное могущество, красота и гениальность. Все это – обратная сторона унижения. Тщеславие – это возвеличенная низость .

Порой, когда мы просим о помощи, или когда нам эту помощь предлагают без нашей просьбы, мы можем переживать унижение, потому что в наших головах сидит штамп, что помощь требуется слабым, беспомощным, или неполноценным членам общества. Иной гордец не попросит о помощи, даже если от этого зависит чья-то жизнь.

Нас унижают не столько «короли», сколько люди равные нам, но в своем тщеславии, возомнившие себя королями. И если так происходит, значит, наше положение – ниже среднего, в нашу сторону можно плевать и выливать помои, пока мы это позволяем. В определенном смысле желание быть «выше» других – это и есть низость, которая пытается возвыситься за чужой счет.

Тщеславное ничтожество радуется чужой боли, становится «энергетическим» вампиром, который питается чужим страданием. Ничтожество выискивает больные места людей, чтобы почувствовать власть над ними. Отсюда растут ноги в том числе: у эгоизма, снобизма, честолюбия, гордыни, звездной болезни и . Надевая все эти напыщенные маски, мы бравируем перед собственным унижением внутри себя. Возвеличиваем себя до небес, втаптывая в грязь собственное подавленное ничтожество. Так мы создаем и поддерживаем внутренний психический раскол, в котором наше величие является обратной стороной нашей ничтожности.

Когда человек переживает унижение длительное время, он теряет самоуважение, а самооценка становится заниженной. Он закрывается от окружающих, прячет свою боль, защищаясь маской ложной личности, которая искусственно сконструирована, чтобы спрятать психическую травму. По мере нарастания внутреннего раскола, психика становится все менее устойчивой, и человек пребывает в непрерывном напряжении, потому что не может быть собой, не может раскрыть ни другим, ни даже самому себе свое нутро, изуродованное кровоточащей раной унижения.

С такой раной в душе человек болезненно воспринимает любую критику, случайно услышанный посторонний смех принимает на свой счет, как насмешку, и даже невинное замечание ему напоминает о подавленном унижении.

Сторонний критик при этом иногда воспринимается так, словно он раскусил униженного, выявил его тайну о психической ране в душе, залез под кожу, и, узнав слабое место, уколол в самый его эпицентр.

Все это – персональные галлюцинации раненой души. Именно поэтому психотерапевт, выслушивая клиента, в какой-то подходящий момент может задать вопрос о сходных случаях из прошлого. Быть может, в далеком детстве, когда ребенок был не в силах переварить унижение, это переживание было вытеснено в его бессознательное. А в бессознательном душевные раны не заживают, а продолжают кровоточить. Чтобы исцелиться, необходимо терпеливо раскрываться, устраняя все ложные личины, смотреть в лицо собственным страхам.

Неудивительно, что даже невинная критика может вызывать в раненой душе ненависть. Униженный и тщеславный человек падок на лесть, и крайне зависим от мнения окружающих, чем окружающие иногда сознательно, или бессознательно пользуются. Некогда униженный человек часто перестраховывается, защищаясь даже там, где нападением и не пахло, от чего кажется безосновательно резким и агрессивным.

Чем более запущенная «ситуация», тем сильней человек напряжен, тем сложней ему общаться с другими людьми, тем более одиноким, порой, человек себя чувствует. В такой ситуации роль психолога может оказаться незаменимой. Страдающему человеку необходимо, чтобы его просто выслушали, позволили быть собой, приняли без всяких оценок, чутко и с уважением к его сущности.

Любовь тщеславного ничтожества

На противоположном полюсе болезненной психике удобно приписывать внутреннее самовозвеличивание «победам» на любовном фронте. Такой человек в отношениях не столько строит отношения, сколько самоутверждается, пытается доказать себе очередной победой, что он – не жалкое ничтожество. И если этому самоутверждению сопротивляются, «любовь» внезапно обращается в ненависть.

За что мы ненавидим возлюбленного? Он не стал тешить наше самолюбие, не стал возвеличивать нашу персону, показал, что мы недостойны такого отношения, и поэтому наше тщеславное величество впадает в другую крайность – унижение. К любви примешивается ненависть, потому что отказ во взаимности растаптывает гордыню, которая на деле была всего лишь прикрытием для собственного внутреннего ничтожества.

И кстати, чем сильней возлюбленный втоптал нашу гордыню в грязь, тем сильней мы его «любим»! Помните? Одна крайность поддерживает и укрепляет другую. Такая разновидность болезненной «любви» идет рука об руку с тщеславием, ненавистью и унижением.

Напомню, что речь идет вовсе не о какой-то реальной ничтожности, а всего лишь о его противоречивых чувствах и догадках на свой собственный счет. Все это мы делаем сами с собою. Так работают психические механизмы . Мы сами втаптываем себя в грязь, чтобы затем возвеличиться. От таких душевных «ран» в разной степени страдает большинство из нас.

Тщеславие цивилизации

Вся наша цивилизация держится на самоутверждении собственной никчемности. Вспомните свое детство. Нам всегда нравились герои, которые тешили свое самолюбие особенно искусно. Чем круче герой, тем виртуознее он возвеличивает свое эго: нерушимый терминатор, или могущественный Нео, побеждающий невротика Смита, Золушка, пробившаяся из низов общества прямиком к принцу, Барби, рожденная в богатстве и роскоши розового гламура.

Чего стоит одна сказка Пушкина о волшебном зеркале! Гордой царице лукавое зеркало внушило, что она «на свете всех милей». И вот, вокруг заниженной самооценки царицы завязалась целая заварушка! «Жестокую» правду о том, что молодая царевна красивее, болезненная психика царицы не смогла воспринять разумно, и чтобы удержать свой имидж на высоте, царица была готова пуститься «во все тяжкие». Перечислять можно бесконечно. В каждой истории найдется подходящий пример.

А величайшими мастерами в этом нелегком деле тщеславного самовозвеличивания мы становимся на духовном пути, когда, отрекаясь от гордыни, мы тешим именно ее – гордыню на все более изощренных и утонченных уровнях. Полагаю, и к этому стоит относиться со спокойным пониманием.

Тщеславие и унижение

Продолжительный опыт унижения не означает, что на личности можно поставить крест. Наоборот, преодолевая дисбаланс, мы обретаем мудрость и становимся сильней, чем могли стать без этого закаляющего опыта. Все психические «болезни» преодолимы. Наши слабости – просто те психические «мышцы», над которыми необходимо поработать в первую очередь, обращая слабость в силу.

Часто, когда мы видим, как критикуют других, то можем легко распознать субъективность критика. Но если критикуют нашу персону, то начинаем принимать критику всерьез. Происходит своеобразная «сцепка», когда галлюцинации критика как бы совпадают с галлюцинациями унижающегося.

Например, доминирующий босс отчитывает подчиненного, доходя до самодурства, возвышается над человеком, который от него зависит. А подчиненный, активно участвуя в «игре» не на равных, унижается, утверждаясь в позиции слабого менеджера младшего звена. Подчиненный воспринимает это как «объективную» реальность, «общее» пространство, в котором происходит этот единый процесс унижения и возвышения между двумя субъектами. Все это ощущается настолько реалистично, словно действительно является объективной реальностью. И ответная ненависть к боссу, также, кажется оправданной и уместной.

Однако вся эта ситуация происходит в голове подчиненного. Нет никакой «объективной» реальности, где босс в роли альфа-самца унижает подчиненного. Все это – субъективное восприятие, двойственные игры разума, которые большинство людей проигрывают ежедневно в своих головах.

Что реально происходит в голове босса – не имеет значения. Субъективные переживания босса не выходят за пределы его головы. Если босс прилюдно мастурбирует тешит свое самолюбие – это его «национальная» проблема. Подчиненный лишь слышит тембр голоса, видит мимику, и характеризует все это сообразно своему жизненному опыту. И если в его опыте есть психотравма унижения, она закономерно проецируется в новой сходной ситуации.

В психологии существует термин «классическое обусловливание», которым обозначают процесс выработки условного рефлекса. Возможно, Вы слышали анекдот про лабораторных обезьян?

Беседуют две обезьяны в клетке:
– Подруга, а что такое условный рефлекс?
– Ну, как бы это тебе объяснить… Вот видишь этот рычаг? Как только я его нажимаю, так вот этот человек в белом халате сразу подходит и дает мне кусочек сахара!

Условные рефлексы проявляются, когда, например, мы реагируем на нейтральную ситуацию эмоционально, потому что в нашей голове она ассоциируется с другой ситуацией из прошлого, где мы уже проявляли именно эти эмоции.

То есть, когда подчиненный ненавидит Босса, возможно, на самом деле он ненавидит своего отца, или хулигана-одноклассника, который в прошлом подчинял нашего подчиненного, подавляя его . Возможно, замечания босса были невинными, но какие-то неуловимо схожие оттенки его действий пробудили подавленные чувства в подчиненном, и вызвали неадекватную реакцию.

Именно поэтому целесообразно поддерживать здоровую самооценку у ребенка, потому что детское сознание еще не в силах осознавать в полной мере иллюзорность психической двойственности. Травмы, нанесенные в раннем детстве подавляются в бессознательное, и могут преследовать личность всю жизнь. Ведь именно в детстве вырабатываются наши базовые представления о мире и обществе. Поменять их в зрелом возрасте крайне сложно.

Унижать других — гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам.
Франческо Петрарка

Гордыня — эхо былого унижения.
Степан Балакин

Не унижайся ни перед кем: не смотри ни на кого свысока!
Леонид С. Сухоруков

Если ты не унизил себя сам, ничто не в силах тебя унизить.
Ричард Юхт

Сознательное унижение

Иногда унижение выбирают сознательно по разным причинам. Для некоторых унижение – это своего рода психологический экстрим, который дает освобождающее ощущение раскованности, преодоления границ и свободы от страха.

Что-то схожее, с характерным приливом адреналина ощущают любители экстремальных видов спорта, например, во время прыжков с парашютом. Раскованность чувств дает ощущение, когда «море по колено».

В иных случаях некоторым людям нравится чувствовать себя подчиненной вещью, с которой хозяин сделает все, что захочет. Это, я полагаю, является искаженной потребностью в приятии и доверии, в чем-то аналогичного доверию ребенка по отношению к родителям.

Выше я уже говорил, что унижение является обратной стороной тщеславия. Возможно, люди, наделенные большой властью над другими (начальники, боссы и пр.), чтобы сгладить самооценку и разрядить напряжение, могут сознательно выбирать унижение.

В нашем обществе даже существует отдельная психосексуальная субкультура «БДСМ», которая основывается на унижении и господстве в сексуальных отношениях. Последователи «БДСМ» возбуждаются и разряжают эмоциональную напряженность, нарушая в своих ролевых играх социальные условности и табу.

Иногда унижаются, чтобы манипулировать тщеславием другого человека, которого своим унижением возвышают. Например, унижаясь, человек в роли слабого просто стремится снять с себя ответственность, чтобы оставить все сложные дела для «сильной» личности, падкой к лести и тщеславию. Унижающийся при этом, может считать себя умней, коль ему удалось своими «хитрыми» манипуляциями добиться желаемого. Или унижающийся просто хочет жалости, и жаждет вечно оставаться в , где ему удобно быть беспомощным и слабым.

Нищие и попрошайки, также, играют на жалости к их унизительному положению. Говорят, некоторые из этих «нищих» зарабатывают унижением куда приличней своих благодетелей.

Иногда люди приходят к сознательному унижению, чтобы избежать наказания от господствующего авторитета. Если авторитет ведется на «игру», он также, в своей психике увеличивает раскол, раскачивая маятник тщеславия и унижения.

Еще один, достаточно редкий вариант сознательного унижения – с духовной целью усмирения гордыни и тщеславия. Но с такой целью человек не столько унижается, сколько учится проявлять смирение. И такое смирение, я считаю, не следует смешивать с унижением. Обыденное унижение – это всегда определенного рода самообман и неприятие происходящей ситуации. Смирение на духовном пути, напротив, связано с приятием происходящей жизни. Унижение отличается от смирения – так же, как невроз от святости.

Инерция

Понимание того, как действует наша психика, как мы привязываемся к маятнику унижения и тщеславия, помогает привлечь внимание к этим психическим механизмам. Но даже их сознательное понимание еще не гарантирует полного освобождения от этих переживаний. Могу судить по своему опыту.

Инерция – словно один из ключевых законов ума. Ум без привычек – это ум Будды. А если человек утверждает, что у него нет гордыни и чувства собственной важности, скорей всего, это значит, что гордыня у него развита столь сильно, что мешает человеку признать ее же наличие.

Выход из этой болезненной двойственности – самопознание, усердная систематическая осознанность, чуткость и внимательность к проявлениям собственной психики. Чтобы не включаться в эту игру, будьте честны с собою. Так ли важно, что руководит другими людьми? Что руководит Вами?

Если вы не играете в тщеславие и унижение, вас становится скучно унижать. Не получая желаемого результата, мелкий тиран перестает доставать своим болезненным самолюбием.

Если вы умеете смеяться над собой, никто не сможет посмеяться над вами. Человек унижается не когда кланяется, а когда ощущает унижение. Само переживание унижения – признак внутреннего раскола.

Сильный – не тот, кто возвышается, а тот, у кого в этом более нет потребности. Вполне можно быть успешным и преуспевающим человеком, не становясь при этом тщеславным идиотом. Такие импульсы в себе стоит внимательно исследовать, чтобы те гасли на корню. Тщеславие – это лишь игра в силу и реальный внутренний раскол. Истинная сила – это наша здоровая психика, созидательная воля, наработанные способности и таланты.

© Игорь Саторин

Статья “Тщеславие, гордыня и унижение ” написана специально для
При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.

Тщеславие известно человечеству с древних времен и объединяет в себе понятия: гордыня в религии, звездная болезнь в кругах шоу-бизнеса, горделивость, спесь в обычных отношениях между людьми. Что такое тщеславие, как оно влияет на человека и окружающих - пытались разобраться лучшие знатоки человеческих душ – философы, священники, теософы, психологи.

Что означает тщеславие?

Тщеславие происходит от двух слов «тщетность» и «слава». В.И. Даль - великий исследователь русского языка в толковом словаре объясняет, что такое тщеславие человека - это стремление определенного рода людей к почестям, похвале, мирской славе, признанию мнимых достоинств. Желание быть предметом разговоров и жадность до внимания присущи людям и в современном обществе.

Тщеславие с точки зрения психологии

Причины тщеславности кроются в детстве. Психологи считают, что при формировании самооценки важным критерием является признание ребенка родителями, как они оценивают те или иные достижения ребенка. Избыток похвалы негативно сказывается на дальнейшем восприятии себя как личности, неадекватная приводит к возникновению тщеславия. Может ли человек распознать у себя ? Существуют признаки тщеславия:

  • удовольствие от лести;
  • стремление закрутить события вокруг собственной персоны;
  • агрессивное реагирование на любую критику (конструктивную, неконструктивную);
  • излишняя болтливость, расходящаяся с делами (несоответствие между говорением и деланием);
  • эксцентричное поведение.

Что значит тщеславный человек?

Восприятие себя как личности – сложный процесс, связанный с эмоциями их переизбытком или недостатком на фоне неправильного воспитания когда не существует норм и запретов и развивается вседозволенность. Тщеславный человек это – яркая на первый взгляд личность, притягивающая к себе внимание людей. Австрийский психиатр А. Адлер, говорил о тщеславном человеке, как о заполненном собой до той степени, в которой для других просто нет места. Как проявляется тщеславие:

  1. Выставляются напоказ чувства, мысли – внутреннее состояние может отличаться от внешнего проявления (цель – захватить как можно больше аудитории для внимания).
  2. Унижение другого человека для того, чтобы ощутить превосходство (выражено больше у женщин).
  3. Стремление делать добрые дела и рассказывать окружающим, какой «я хороший».
  4. Доминирующая потребность в «звездности» - без познания смысла деятельности, профессии в которой для человека важна успешность (успех ради успеха).
  5. Зависть по отношению к тем, кто чего-то добился в жизни.

Тщеславие - это хорошо или плохо?

У любого явления есть положительные и отрицательные аспекты. Что такое человеческое тщеславие и есть ли в нем хорошие моменты - с точки зрения практической пользы? Негативных моментов больше, но есть и позитивные стороны тщеславия:

  • помогает добиться успеха и признания (особенно в шоу-бизнесе);
  • является пусковым механизмом для любого начинания человека: учеба в престижном заведении, продвижение в карьере.

Что такое тщеславие с отрицательной стороны:

  • Самая главная проблема тщеславия заключена в том, что человек не приносит пользу обществу и зациклен только на себе.
  • Тщеславным людям, сложно находиться в полноценных отношениях с близкими: своей кичливостью, надменностью и высокомерием они отталкивают людей.
  • Духовное развитие практически отсутствует, в крайних случаях человек может уйти в состояние мании величия (психопатология личности), когда мнит себя всемогущим.

Тщеславие и гордыня - в чем разница?

Эгоизм и эгоцентрированность - поле, на котором «взращиваются» гордыня и тщеславие. Полная ориентация человека на себя, свои достижения. Тщеславие считается менее грубым человеческим пороком, чем гордыня. В тщеславии, личность еще может осознать пагубность своего «я – позиционирования», в гордыне идет полное пренебрежение другими на фоне возвеличивания себя. Во всех мировых религиях гордыня является тяжким грехом.

Честолюбие и тщеславие - отличия

Стремление человека быть лучшим в различных социальных сферах вызывает уважение. Быть замечательным врачом, учителем, со всей ответственностью относиться к своей профессии и становиться примером для окружающих – это то, что отличает честолюбие от тщеславия, где характерно «пустое» привлечение внимания к своей персоне. Честолюбие и тщеславие - между ними существует тонкая грань, когда одно качество может перейти в другое: человек при этом начинает хвалиться былыми заслугами и сколько полезного на его взгляд, он сделал для общества.

Как избавиться от тщеславия?

Как только человек осознал, что он находится в плену собственной важности и зависимости от лести, признания другими, борется за внимание коллектива - предстоит огромная душевная и психологическая работа по преодолению себя. Как бороться с тщеславием – несколько рекомендаций от психологов:

  1. Прагматизм - качество, которое в разумных пределах помогает искоренить тщеславие и не почивать на лаврах однажды достигнутого успеха.
  2. Сравнивать свои успехи с успехами других людей – помнить, что всегда есть кто-то умнее, красивее, успешнее.
  3. Брать пример со знаменитых людей, которые в своей успешности не подверглись тщеславию: мать Тереза, Мохаммед Али, Киану Ривз – скромные личности с мировым именем
  4. Разделять победы и достижения – это о том, что успешность происходит благодаря участию других людей в жизни человека. Принятие этого факта и благодарность родителям, учителям, встречающимся на жизненном пути - помогают выйти из состояния тщеславия.
  5. Г.Д. Робертс - австралийский писатель, в своем романе «Тень горы» высказал мысль о том, сколько полезного можно обрести, просто иногда склоняя голову и опускаясь на колени – хорошее упражнение против тщеславия.

Что такое тщеславие в православии?

Почему тщеславие грех в православной традиции? В знаменитом фильме «Адвокат дьявола» герой Аль Пачино произносит слова, в которых признается, что тщеславие - один из самых любимых им, Дьяволом грехов. Душа тщеславного человека беззащитна перед соблазнами темных сил. Святые отцы о тщеславии:

  • Тщеславные помыслы идут от Дьявола, но никогда от Бога.
  • Тщеславие проявляется в негодовании на близких, что они живут неправедной жизнью, вместо того, чтобы проникнуться состраданием и просить Бога направить родного человека на праведный путь.
  • Кто делает и говорит что-то ради только мирской славы – тщеславен (святой Василий Великий).
  • Душа тщеславия – яма безводная (св. Евагрий).
  • Тщеславие подобно ворвавшемуся ветру – развевает все сокровища добродетели (св. Иоанн Златоуст).

14-11-2012, 01:44

В 17 веке жил праведный Симеон Верхотурский. Святой был дворянином, однако, он скрывал свое происхождение и вел бедную и смиренную жизнь. Симеон ходил по деревням и бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных. Но обязательно что-либо не дошивал - это был или рукав, или воротник. За, как казалось бы неради-вость, он терпел поношения от заказчиков, дабы никто не похвалил его и он бы не впал в . "Когда хвалители наши, или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу", - преподобный Иоанн Лествичник.

Самоукорение - один из способов борьбы с тщеславием. Однако, и в самоукорении есть много тонкостей. Одна из них: тщеславный склонен укорять себя прилюдно, но если же кто-либо из окружающих скажет про него нелицеприятную правду, тут же становится злым и начинает отвечать грубостями "обидчику". "Тщеславие, если его тронуть пальцем, кричит: кожу дерут" (преподобный Амвросий Оптинский).

Людям искренним, простым сердцем легче уберечься от яда тщеславия, чем обладающим естественными дарованиями, т. е. остроумием, понятливостию, искусством в чтении и произношении, быстротою разума, и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом - и во многом неверен и тщеславен.не очень подвержены отравлению сим ядом; ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное жительство."(Иоанн Лествичник).

Вторая из тонкостей самоукорения состоит в том, что укорять себя надо обязательно со смирением и с мужеством, смеясь над диаволом, а не с чувством собственного злополучия, которое всевается нам врагом рода человеческого, чтобы довести нас до уныния и отчаяния в спасении. Вот что говорит об этом старец Паисий Святогорец: "К примеру, диавол может сказать человеку: «Ты такой великий грешник, что не спасешься» . Делая вид, что заботится о душе человека, диавол ввергает его в душевную тревогу и отчаяние! Так зачем же позволять диаволу делать все, что он хочет? Когда диавол говорит тебе: «Ты грешница» , отвечай ему: «Ну а тебе-то какое до этого дело? Я скажу, что я грешница, когда захочу этого сама, а не тогда, когда этого захочешь ты» ".

Также, чтобы не допустить любые тщеславные помыслы их следует отслеживать и сразу же отсекать. Особенно следует быть внимательными, когда мы совершаем какое-либо доброе дело и ждём положительной оценки от окружающих. Следует сразу же отсечь похвалу, потому как всегда надо помнить о том, что без Господа Бога мы, грешные не можем "творить ничесоже" (Ин. 15, 5). Потому как только Бог может даровать нам силы для совершения дел и средства для благотворительности. В ответ на это лукавый с бесами на все голоса сладко станут петь о том, чтобы мы захотели на свой счёт записать любой наш хороший поступок, тем самым превращая этот поступок в ничто... Но мы должны твёрдо знать, что вся наша жизнь, наше здоровье, наши поступки, всё-всё, что касается нас находится в руках Господа. "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного" надо стараться произносить как можно чаще.

Каждый из нас более или менее поражён тщеславием и гордостью. И ничто другое так не препятствует успеху в нашей духовной жизни, как эти две страсти. Апостол Павел заповедует: "Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать" (Гал.5, 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие - порождения тщеславия и гордости. "Ненависть от гнева, гнев от гордости, а гордость от самолюбия" (преподобный Макарий Еги-петский «Семь слов», Слово 1, гл. 8). "Господь в Евангелии прямо объявляет, что и доброе творящие ради славы и похвалы восприемлют здесь мзду свою. Также и с гордостью и осуждением других добродетель проходящие отвержены бывают Богом, как показывает евангельская притча о мытаре и фарисее. А блаженное смирение, как сказано в той притче, и неисправных и грешных оправды-вает пред Богом" (преподобный Амвросий Оптинский).

Начинать же истребление тщеславия нам всем следует с "хранения уст и любление бесчестия (преподобный Иоанн Лествичник), далее мы должны отсечь все тщеславные помыслы, всеянные в наш разум и сердце дъяволом, затем следует нам научиться делать перед людьми то, что нас уничижает, и при этом совершенно не чувствовать скорби и уныния и помнить, что часто людям, склонным к тщеславию, Господь Бог во исцеление посылает бесчестие.

"Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими... Все земное непрочно, и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благода-рить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тще-славиться чем-либо" (преподобный Никон Оптинский).

Вопрос: «Как покорить тщеславие, человекоугодие, желание нравиться всем? Боюсь, что это уже становится свойством души».

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– Это свойство каждой души в силу грехопадения человека и пораженности его души, ума, сердца. Это наблюдается еще в детях: ребенок ищет не собственного качества, а ищет похвалы даже и ни за что.

Один человек сшил платье, другой – его продал, третий – его купил. И вот человек надел его на себя и сам себе нравится, хотя его участие – самое элементарное: подумаешь, натянул на себя тряпочку! Или ученик в школе: «А мне пять поставили!» А если у него спросить, а что ты и как отвечал, за что тебе поставили пятерку – он даже может и не вспомнить. Главное – что получил пять. Ему важна оценка. Поэтому задача педагога, воспитателя, священника – научить человека тому, чтобы он стремился к изменению качества своего ума и сердца.

И вот для такого тщеславия, которым поражены абсолютно все люди, лишь с разной степенью поражения, существуют два метода, указанные нам святыми отцами. Причем, надо обязательно поставить себе задачу избавления от тщеславия, и постановка такой задачи и есть начало покаяния.

Первое, что совершенно необходимо: молчать, когда тебя не спрашивают. Не отвечать больше, чем содержит сам вопрос. Никогда ни в каком случае не высказывать собственное мнение. А если всё же просят его высказать, то надо убедиться в том, что человеку это действительно надо, и он очень настойчив. Тогда можно высказаться, но очень кратко и так, чтобы в этом мнении не было превозношения или осуждения кого-то. Но лучше всего – молчание. Безмолвие способствует избавлению. Это первое.

И второй способ, который является радикальным. За год можно избавиться от тщеславия. Это – полюбить поношение. Для человека очень болезненно, когда его ударяют в правую щеку. Когда его, как мы говорим, оскорбляют. Надо это полюбить и кушать оскорбления, как эклеры. Если день прошел без эклера – считайте день потерянным. Пренебрежения, забвения, когда «вытирают о тебя ноги» – нужно не только этому не сопротивляться, а нужно это полюбить! И вот в таком огне тщеславие совершенно умирает. Человек становится спокойным. Тщеславие умирает само, поэтому многие Христа ради юродивые избирали такой путь с целью борьбы с гордостью и тщеславием.


– Они даже сами вызывал на себя эти поношения!

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Да, сами вызывали. И в течение года или двух избавлялись от этого недуга. Это радикальный, хирургический, способ. Не все могут это понести, но надо знать, что такой способ есть. То есть когда кто-то о нас «вытрет ноги» – надо не обижаться, не плакать, не жаловаться, а вспомнить об этом. Если удастся хотя бы изредка потерпеть, то всё это будет способствовать победе над тщеславием.

Протоиерей Александр Березовский:
– А желание нравиться? Ведь люди украшают себя с тем, чтобы понравиться другим.

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Это относится к внешнему, хотя такое стремление к украшениям прямо противоречит совету апостола Петра дамам: украшаться лучше внутренним, то есть добродетелями. Русский народ говорит: «С лица воду не пить». И вообще некрасивых лиц нет. Если мы посмотрим в комплексе всю историю изобразительных искусств, то мы увидим самые разные лица, и записных красавцев и красавиц там встречается гораздо меньше, чем в жизни. А художники – это люди, которые в красоте смыслят. И уж если они находят в своих персонажах красоту, достойную изображения – значит, она действительно есть.

Поэтому нужно стремиться к внутренней духовной христианской красоте. А внешнее – это привлечь внимание. Но к чему в таком случае человек привлекает внимание? Только к своей одежде, потому что все мы в основном закрыты одеждой – остаются только руки и лицо. И какой в этом смысл? Опять же: кто-то разработал дизайн, кто-то раскроил, кто-то сшил, кто-то продал, кто-то купил. А ты, что – с этого славу какую-то имеешь? Это тоже смешно…

Протоиерей Александр Березовский:
– А я себя украсил!

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Но это похоже на тех школьников, которые работают за отметку. Но опять же: с какой целью привлекает? Если твой избранник восхитился твоими кудрями или твоим макияжем, то что он скажет на следующее утро после свадьбы?

Протоиерей Александр Березовский:
– Кто это?

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Да… Поэтому всё это – очень зыбко.

Протоиерей Александр Березовский:
– Многие говорят: «А мне хочется нравиться себе! Вот мне приятно на себя посмотреть в зеркало! Я – не для других, я – для себя!»

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Да, некоторые так говорят, но ведь все прекрасно знают, для чего это делается! Причем, это делается не только для противоположного пола, а в основном – друг перед другом, чтобы вызвать в другом человеке зависть или опять же оценку, похвалу. Опять трата времени на нечто абсолютно пустое.

Прежде чем приступить к рассуждению о том, как избавиться от гордыни, сначала разберемся с самим этим понятием. Под этим словом обычно подразумевают непомерную гордость, высокомерие, эгоизм, зазнайство и т.д. Все примерно знают, что такое гордыня, однако редко, кто признает ее у себя, а если и замечают, то не видят в ней никакой опасности и, более того, не собираются с ней бороться. Но рано или поздно она даст о себе знать и принесет свои ужасные плоды.

Как избавиться от гордыни: православие, католицизм

Гордыня в православии входит в восьмерку греховных страстей вместе с чревоугодием, блудом, алчностью, гневом, печалью, унынием и тщеславием.

В католичестве гордыня входит в семерку главных греховных страстей вместе с чревоугодием, блудом, алчностью, гневом, унынием и завистью.

Прежде чем дать ответ на вопрос о том, как избавиться от греха гордыни, надо отметить, что совсем не одно и то же. Гордость - это, в общем-то, самое обычное свойство любого грешного. Мы все время от времени впадаем в же - это та великая степень, когда эта греховная страсть превращается в доминантную характеристику личности и заполняет ее. Эти люди обычно никого не слышат, про таких говорят: «Гордыни много, а ума мало».

Ислам о гордыни

Гордыня - это когда человек хвалится перед Творцом своими достижениями, забывая о том, что именно от Него он их и получил. Это отвратительное качество делает человека слишком самонадеянным, он начинает считать, что сам может добиться всего и без помощи Божьей, и поэтому он никогда не благодарит Бога за все, что имеет.

А как избавиться от гордыни? Ислам, кстати, тоже придерживается мнения, что гордыня - большой грех, который становится причиной ряда других грехов.

Согласно Корану, джинн по имени Иблис отказался выполнить приказ Аллаха и сделать земной поклон Адаму. Джинн сказал, что он лучше человека, потому что сделан из огня, а не из глины. После этого он был низвергнут с небес и поклялся сбивать верующих людей с верного пути.

Как распознать грех гордыни? Как избавиться от нее?

Гордыня произрастает на почве благополучия, а не когда все плохо. В эйфории ее практически невозможно заметить. Но когда она уже разрастется, остановить ее будет уже очень тяжело. Она ввергает человека в иллюзию своего величия и потом неожиданно бросает его в пропасть. Поэтому лучше раньше заметить ее, признать и, соответственно, начать непремиримую борьбу с ней. Обратим внимание на признаки ее проявления.

Указание на гордыню

  • Частая обидчивость и нетерпимость к другим людям, а точнее к их несовершенству.
  • Постоянные обвинения в своих жизненных проблемах других.
  • Бесконтрольная раздражительность и неуважение к другим людям.
  • Постоянные мысли о собственном величие и уникальности, а значит, и превосходстве над другими.
  • Потребность, чтобы кто-то постоянно восхищался и хвалил вас.
  • Абсолютная непереносимость критики и нежелание исправлять свои недостатки.
  • Неумение просить прощения.
  • Полная уверенность в своей непогрешимости; стремление спорить и доказывать свои достоинства.
  • Несмирение и упрямство, которое заключается в том, что человек не может достойно и спокойно принимать уроки судьбы.

Когда растет пафос, радость в сердце затухает, на смену приходит неудовлетворенность и недовольство. Только вот одни люди, замечая в себе все эти негативные признаки проявления гордости, начинают сопротивляться, другие же становятся ее жертвами.

С гордостью можно справиться, пока она не разрослась до гигантских размеров, образно говоря, не взяла власть над душой и разумом. И надо срочно браться за дело, но как бороться с гордыней?

Методы борьбы

  1. Как бы ни были высоки ваши достижения, надо стараться интересоваться людьми, которые достигли большего, которых следует уважать и учиться у них.
  2. Учитесь смирению, осознайте величие и бесконечный потенциал всякой человеческой души. Принимайте свою ничтожность перед Богом - создателем всего живого на земле и на небе.
  3. Не присваивайте себе все заслуги и достижения. Всегда благодарите Господа за все хорошее и плохое, что с вами происходит, за разные испытания и уроки. Чувство благодарности всегда приятнее испытывать, чем чувство презрения к другим.
  4. Найдите человека адекватного, честного и хорошего, чтобы он конструктивно высказывал о вас свое мнение, все замеченные недостатки нужно прорабатывать и искоренять. И это лучшее лекарство от гордыни.
  5. Свой лучший опыт надо передавать людям, стараться им помогать бескорыстно с любовью. Проявление истинной любви обязательно очистит сердце от гордыни. Тот, кто вовремя не начнет делиться своим позитивным опытом с другими, только увеличит рост гордыни и псевдовеличия.
  6. Старайтесь быть искренними и в первую очередь перед собой. Ищите в себе доброту, чтобы была возможность не накапливать в себе обиды, а находить в себе силы и мужество, чтобы просить прощения у тех, кого мы обидели, и учиться признавать свои ошибки.

Самоуничижение

Многих интересует еще один интересный вопрос - о том, как избавиться от гордыни и две крайних точки, одно понятие подразумевает высокую самооценку, другая - заниженную. Вот о ней немного и поговорим.

Если мы уже знаем о гордости, то остановимся немного на таком свойстве, как самоуничижение, которое основывается на неправильной самооценке и негативном самоанализе. Человек начинает принижать себя и свои достоинства по сравнению с другими людьми. Ему может не нравиться его внешность и качества, он постоянно себя критикует, мол, «я не красивый», «я толстый», «я неряха», «я полный дурак» и т.д.

Орудие

Самоуничижение, как и гордыню, можно использовать как инструмент, которым можно повлиять на то, как тебя оценивают и воспринимают другие, чтобы не получить болезненного удара по своей самооценке.

В ситуации принижения себя человек сам первый начинает себя критиковать, ругать и упрекать, тем самым он упреждает возможные негативные реакции на него со стороны других. Такие люди действительно верят в то, что они хуже окружающих. Стеснительность тоже показывает в человеке развитый комплекс неполноценности.

Причины возникновения самоуничижения

Откуда же он берется? Обычно это может быть какой-нибудь негативный опыт из раннего детства, связанный с неумением оценивать себя и других.

Самоуничижение становится неадекватным способом защититься от потенциальных эмоциональных угроз. Его могут использовать как маску, которую надевает на себя человек во взрослой жизни, чтобы скрыться за ней.

Самоуничижение, как правило, действительно появляется с раннего детства, зачастую это связано с неспособностью ребенка соответствовать всем высоким планкам и ожиданиям родителей, особенно, если родители какие-нибудь выдающиеся люди. Они ждут, что их чадо должно непременно соответствовать их идеалам, обладать талантами и честолюбивыми стремлениями.

Маска бессилия

Но ребенок не достигает планки, поставленной родителям, тогда он винит себя, считает себя бездарным, к нему на ум приходит неправильная самооценка, ведь родители недовольны им.

Когда ребенок вырастает, вот тогда и появляется страх перед тем, что он никогда не сможет быть таким хорошим, как многие окружающие его люди, что он не может им нравиться, поэтому к нему никогда не придет успех, счастье и любовь. Он начинает в открытую заявлять, что он неудачник. Назревает глубокий внутренний конфликт и образуется цепочка комплексов, которые прячутся под маской, которая обозначает «не обращайте на меня никакого внимания» и «не ждите от меня чего-нибудь особенного». К похвале он не привык и не приемлет ее, потому что не верит в себя.

Тщеславие

Параллельно возникает еще один вопрос - о том, как избавиться от гордыни и тщеславия. А это ведь все - звенья одной цепочки. Там, где есть гордыня, там появляется и тщеславие. Смысл этого понятия заключается в том, что человек постоянно хочет выглядеть лучше, чем он на самом деле есть, он чувствует постоянную потребность в подтверждении своего превосходства, а значит, окружает себя друзьями-льстецами.

К смежным понятиям тщеславия относят также гордыню, гордость, спесь, кичливость и «звездную болезнь». Тщеславного человека интересует только его персона.

Тщеславие - как наркотик, без которого, подсевший на него, уже жить не сможет. Да и зависть сразу рядом пристраивается, и идут они рука об руку. Так как тщеславный человек не терпит никакой конкуренции, если его кто-то опережает, его начинает грызть черная зависть.

Тленная слава

Как уже сказано выше, тщеславие наравне с гордыней входит в восьмерку греховных страстей в православии.

Хочется добавить ко всему еще и то, что тщеславие - это когда человек постоянно стремится к тщетной, то есть суетной и пустой славе. Слово «тщетная», в свою очередь, обозначает «скоропроходящая и тленная».

Должность, высокий пост, известность - вещи на земле недолговечные и ненадежные. Любая земная слава - пепел и прах, просто ничто по сравнению с той славой, которую уготовал Господь любящим Его чадам.

Высокомерие

Теперь надо поговорить о том, как избавиться от гордыни и высокомерия. Сразу надо выяснить, тогда легче будет понять и справиться с этой страстью. Высокомерие - это превозношение себя, надменность и презрительное отношение к другому человеку.

Подводя итог обсуждения того, как избавиться от гордыни, высокомерия и тому подобного, надо отметить тот факт, что борьба с ними возможна только после того, как человек возьмет под строгий контроль свое поведение и слова, начнет делать добрые дела, как можно больше заботиться об окружающих людях и не ждать за это благодарности и платы.

Надо постараться избавиться от мысли о своей собственной значимости, особенности и величии. Посмотрите на себя со стороны, послушайте, о чем вы говорите, что думаете, как ведете, поставьте себя на место других.

Гордыня, высокомерие и тщеславие будут мешать личности жить самостоятельной и полноценной жизнью. И пока они не уничтожили вас, начните с ними бороться. Только тогда вы сможете радоваться и жить в мире с самим собою и с миром окружающими. И вам больше не захочется никого винить в своих грехах, и появится желание благодарить Господа за все.

Мир засветит иными красками, только тогда человек может постичь главное: смысл жизни - это ЛЮБОВЬ. И только к ней он должен стремиться.