Какие виды государственных предприятий можно приватизировать. Способы приватизации государственного и муниципального имущества


Законодательством РФ предусмотрено несколько механизмов осуществления приватизации. Ее субъектами могут быть как граждане, так и организации. Объектами приватизации в соответствии с законодательством становятся предприятия, квартиры, земельные участки, нежилые помещения. В чем заключаются особенности осуществления процедуры их передачи из собственности государства или муниципалитетов в частные руки? Какие документы при этом следует собирать?

Определение понятия приватизации

Прежде чем рассматривать то, какие способы приватизации в России установлены законом, рассмотрим определение соответствующего термина. Дело в том, что оно может иметь довольно много трактовок.

В общем случае под приватизацией следует понимать процесс передачи того или иного имущества, принадлежащего государственным или же муниципальным органам власти, в частные руки - то есть в распоряжение граждан или же организаций, уставный капитал которых принадлежит преимущественно частным лицам. В установленных законом случаях к участию в приватизации могут быть допущены иностранные граждане и организации.

В юридической практике, характеризующей различные правоотношения в сфере российского рынка и социально-экономических коммуникаций, сформировалось 2 основных области осуществления приватизации.

Во-первых, это переход в частные руки предприятий, принадлежащих государству либо муниципалитетам. Субъектами данного механизма приватизации становятся главным образом юридические лица.

Во-вторых, это переход в частные руки жилья, отстроенного государством. В свою очередь, основные субъекты, задействующие данный механизм приватизации, - это граждане, которые имеют право проживать в предоставленных государством квартирах, и в то же время желают получить их в порядке, определенном законодательством РФ, в собственность.

Понятие «способы приватизации» также может трактоваться по-разному. В общем случае под ним следует понимать правовой механизм, посредством которого гражданин или организация приобретают в собственность тот или иной актив, а также основные характеристики и юридические основания для осуществления субъектами правоотношений тех или иных действий в рамках данного механизма.

Способ приватизации - это метод, предусмотренный законом и установленный для конкретного субъекта правоотношений - гражданина или организации. Во многих случаях он также может характеризовать конкретный тип недвижимости.

Рассмотрим особенности обоих основных механизмов передачи имущества из собственности государства или муниципалитетов в частные руки, а также соответствующие им основные способы приватизации подробнее. Начнем с процесса перехода активов государственных или муниципальных органов в частные руки.

Какие варианты приватизации имущества государства и муниципалитетов допускает законодательство РФ?

В соответствии с законодательством РФ есть следующие способы приватизации имущества, которое принадлежит государственным или же местным органам власти:

  • преобразование предприятия, имеющего статус унитарного, в АО или ООО;
  • продажа имущества, принадлежащего государству или муниципалитету, на аукционе, конкурсе;
  • продажа в рамках особых процедур ценных бумаг акционерных обществ, в том числе принадлежащих государству;
  • реализация имущества в рамках публичных предложений;
  • продажа активов, принадлежащих государству или муниципалитету, без публикации цены;
  • включение активов государственных или местных органов власти в уставные капиталы АО;
  • реализация акций АО по итогам доверительного управления в рамках механизмов, установленных законодательством.

Существует особая процедура, которая предусмотрена правовыми актами, регулирующими приватизацию, - преобразование имущественных комплексов предприятий в статусе унитарных в хозяйственные общества. Рассмотрим ее подробнее.

Приватизация имущественных комплексов

Итак, способы приватизации, предусмотренные законодательством РФ, включают процедуру, которая представляет собой преобразование имущественных комплексов предприятий, что относятся к унитарным, в хозяйственные общества - например, АО или ООО. Данный механизм возможен, если величина уставного капитала соответствующего хозяйственного общества соответствует минимальному показателю, установленному законодательством РФ для АО, либо превышает его.

В способы приватизации имущественных комплексов, предусмотренные регулирующими правовыми актами, также входит преобразование соответствующих экономических субъектов в общества с ограниченной ответственностью. Это возможно, если среднесписочное количество сотрудников или выручка вследствие осуществления предпринимательской деятельности унитарного предприятия в течение 3 лет, предшествующих приватизации, не превышает предельных показателей, которые установлены законодательством РФ, регулирующим вопросы развития малого и среднего предпринимательства.

В случае если величина уставного капитала, учреждаемого в рамках приватизации хозяйственного общества, становится ниже минимального показателя, установленного законодательством РФ для АО, имущественный комплекс подлежит преобразованию в ООО.

Приватизация государственного имущества: нюансы

Рассмотренные нами формы и способы приватизации государственного и муниципального имущества характеризуются довольно большим количеством нюансов, с точки зрения правоприменительной практики, отражающей выполнение теми или иными субъектами правоотношений требований законодательства РФ в части приватизации. Так, можно отметить, что процедура, о которой идет речь, чаще всего состоит из 3 этапов:

  • планирования;
  • рассмотрения компетентным субъектом различных документов;
  • непосредственно приватизации.

Конечно, в рамках каждого из них может быть большое количество иных процедур, но в целом передача имущества в собственность осуществляется именно в указанной последовательности.

Самый сложный этап, вне зависимости от того, какие конкретно способы приватизации имущества задействуются тем или иным субъектом правоотношений, - первый. В рамках данного этапа орган власти решает, соглашаться или нет на передачу тех или иных активов в частные руки. В рамках данной процедуры государственный или муниципальный орган осуществляет оценку объектов, которые в порядке, предусмотренном законодательством, могут подлежать приватизации.

То, каким образом будет реализован рассматриваемый процесс на практике, определяется, прежде всего, конкретной категорией имущества. Например, если способы приватизации предприятий, предусмотренные законодательством РФ в целом, не предполагают существенных сложностей при передаче тех или иных объектов их государственной собственности в частную, то, к примеру, объект, который имеет историческую или культурную ценность, в силу требований законодательства не может быть передан во владение гражданину.

Решение о передаче частному лицу того или иного государственного актива принимается на уровне федеральных органов власти - прежде всего, Правительством РФ. Это предопределяет довольно долгий процесс. Поэтому субъектам правоотношений, рассчитывающим применить соответствующие условия, способы приватизации государственного имущества, может потребоваться затратить большое количество времени на реализацию рассматриваемой процедуры. В свою очередь, если человек взаимодействует с органом власти на уровне региона или муниципалитета - приватизация может пройти достаточно быстро.

Важнейший аспект приватизации имущества, принадлежащего государственным или муниципальным структурам - информационное обеспечение процесса приватизации. Рассмотрим его особенности подробнее.

Информационное обеспечение процедуры приватизации государственных либо муниципальных активов

Информационное обеспечение в данном контексте - это совокупность мероприятий, проводимых государственными или муниципальными структурами в целях обеспечения возможностей получения свободного доступа любых лиц к сведениям о приватизации. Тот или иной субъект правоотношений может, таким образом, узнавать способы приватизации муниципального имущества или же того, что принадлежат государству, а также при наличии возможности и объективной потребности - участвовать в данной процедуре.

Основной инструмент информационного обеспечения приватизации - опубликование в интернете сведений в формате прогнозных планов или программ по передаче того или иного имущества в частные руки. При этом на серверах компетентных государственных ведомств могут отражаться данные, касающиеся имущества как федерального, так и принадлежащего региональным или же муниципальным структурам.

Кроме того, ведомства, отвечающие за информационное обеспечение рассматриваемой процедуры, должны публиковать сообщения о продаже тех или иных видов активов, а также формировать отчеты об итогах приватизации различных типов имущества.

Рассмотрим теперь те способы приватизации, что характеризуют данный процесс при рассмотрении его во втором контексте - как процедуры перехода в частные руки объектов жилой недвижимости, принадлежащих государству.

Особенности приватизации жилья

Объектами приватизации в данном случае могут быть главным образом квартиры, в некоторых случаях - также земельные участки. Переход в частные руки первого типа недвижимости в соответствии с законодательством РФ осуществляется в общем случае бесплатно. Приватизация земельных участков, а также нежилых объектов, в свою очередь, обычно осуществляется на платной основе. Хотя, безусловно, законодательством РФ предусмотрены способы приватизации собственности в виде земельных участков бесплатно.

Возможны ситуации, при которых гражданин выкупает жилплощадь у государства. Правда, данный механизм не может, с юридической точки зрения, рассматриваться как вариант приватизации жилья.

Самый, возможно, востребованный среди граждан России способ получения жилплощади - использование механизма бесплатной его приватизации. Изначально собственниками жилого имущества, которое передается гражданам в порядке приватизации, могут быть как государственные, так и муниципальные органы власти. Получить квартиру в собственность от государства человек, пользующийся объектом недвижимости по договору социального найма, может только 1 раз бесплатно.

Рассмотрим ряд практических нюансов процедуры, о которой идет речь. В частности, полезно будет изучить специфику комплектования перечней документов, которые нужны гражданину, рассчитывающему задействовать гарантированные законодательством способы приватизации государственного имущества в виде квартир. Также изучим некоторые рекомендации юристов по применению данного механизма приобретения жилья.

Если передаваемый от государства или муниципалитета гражданину объект недвижимости - квартира, то в целях оформления ее в собственность квартиросъемщику необходимо подготовить:

  • документы, удостоверяющие личности всех граждан, которые прописаны в квартире;
  • договор, по которому человек пользуется жильем на праве социального найма;
  • ордер, являющийся основанием для заселения гражданина в квартиру;
  • выписку из жилищно-коммунальной компании о том, что у заявителя отсутствуют долги за соответствующие услуги;
  • справку, подтверждающую тот факт, что человек ранее не реализовывал свое право на бесплатную приватизацию квартир, поскольку, как мы отметили выше, воспользоваться гражданин им может только 1 раз бесплатно;
  • выписку из государственного реестра прав владельцев недвижимости;
  • заявления от граждан, проживающих с человеком в приватизируемой квартире.

Если говорить о рекомендациях юристов касательно приватизации жилья - многие из них советуют обязательно уточнять, нет ли необходимости дополнить данный перечень документов какими-либо иными источниками непосредственно в государственных или муниципальных органах власти, с которыми гражданин предполагает взаимодействовать в рамках процедуры получения права собственности за соответствующие объекты недвижимости. Также юристы советуют следить за сроками действия соответствующих документов - многие из них, например, справка из жилищно-коммунальной компании, должны быть свежими.

Можно отметить, что законодательством РФ также предусмотрены способы приватизации государственной собственности и нежилых помещений гражданами. Рассмотрим особенности данной процедуры подробнее - опять же, с точки зрения подготовки человеком необходимых документов.

Приватизация нежилых помещений гражданами

Для того чтобы задействовать рассматриваемый механизм, гражданину нужно подготовить весьма объемный перечень различных источников, сопоставимый с тем, что нужен в рамках приватизации жилых помещений, а то и превосходящий его - как с точки зрения сложности комплектования, так и в плане общего количества источников, которые нужно собрать человеку. Так или иначе, заявитель должен предоставить в государственный или муниципальный орган, отвечающий за проведение приватизации, такие документы, как:

  • паспорт;
  • постановление, удостоверяющее правомерность приватизации помещения;
  • квитанция, подтверждающая факт оплаты гражданином государственной пошлины;
  • выписка из кадастра;
  • заявление с обращением о проведении необходимых процедур, связанных с регистрацией права собственности;
  • контракт на аренду - если соответствующий документ является основанием для осуществления приватизации;
  • кадастровый паспорт объекта недвижимости.

Как мы отметили выше, способы приватизации государственного и муниципального имущества, имеющего статус нежилого фонда, в общем случае реализуются на платной основе. Конкретные расходы на осуществление данной процедуры человеку, пользующемуся недвижимостью, следует уточнять в государственных и муниципальных органах власти, в которые он обращается.

Способы приватизации в России, предусмотренные законодательством, также позволяют гражданам оформлять в собственность земельные участки. Рассмотрим данную процедуру подробнее - опять же с точки зрения, прежде всего, сбора необходимых документов.

Оформление в собственность земельных участков: документы

Для того чтобы оформить земельный участок, изначально принадлежащий государству или муниципалитету, в собственность, гражданин должен подготовить такие документы, как:

  • заявление по установленной форме, в котором фиксируются сведения об участке, а также цель осуществления его приватизации;
  • паспорт гражданина - оригинал, а также ксерокопия;
  • выписка из единого реестра прав владельцев недвижимости;
  • кадастровый паспорт;
  • свидетельство о передаче земельного участка в пользование гражданину.

Приватизация через суд: подводные камни процедуры

Итак, мы рассмотрели основные формы и способы приватизации, которые осуществляются на основе норм федеральных источников права. Но в ряде случаев осуществление передачи права собственности на тот или иной объект от государства гражданину или организации требует участия судов.

Например, это может быть обусловлено расхождениями сторон правоотношений в рамках приватизации в трактовке положений федерального законодательства - в части различных подводных камней в нормах права, или же иными спорами, которые сторонам не удается разрешить совместными усилиями без привлечения арбитража.

Какие распространенные подводные камни в рамках рассматриваемых правоотношений характеризуют процесс взаимодействия граждан и государства? Чаще всего обращение в суд осуществляется гражданами в случаях, когда:

Возникают проблемы с определением правового статуса приватизируемых объектов недвижимости - например, по причине отсутствия сведений о квартире в государственных реестрах;

Есть необходимость доказать в суде преимущественное право на выкуп той или иной недвижимости у государства или муниципального органа власти - в то время как данной возможностью желают воспользоваться другие граждане, и не всегда правомерно, или же возникает другая проблема - конкретные ведомства препятствуют инициативе гражданина приобрести имущество.

В исковом заявлении, которое направляется в судебную инстанцию, юристы рекомендуют фиксировать:

  • название суда, данные об истце - его Ф. И. О., адрес проживания, регистрации,
  • предмет спора или обжалования того или иного решения,
  • перечень доказательств нарушения прав гражданина,
  • конкретные требования истца,
  • перечень документов, которые дополняют заявление.

Стоит отметить, что основные способы приватизации, рассмотренные нами, при условии, что субъекты соответствующих правоотношений уделяют достаточное внимание обеспечению законности сделки, не предполагают в общем случае каких-либо сложностей. Самое главное - вовремя собрать документы. Еще лучше - уточнить их перечень в компетентном государственном или муниципальном органе власти.

Исчерпывающий перечень способов приватизации содержится в ст. 13 Закона о приватизации. К ним относятся:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
  5. продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Законом предусмотрены ограничения на выбор способа приватизации отдельных объектов. Например, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер его уставного фонда превышает установленный законодательством минимальный размер уставного капитала ОАО, может осуществляться только путем преобразования в открытое акционерное общество.

Определение способа приватизации осуществляется в такой последовательности. Если принимается решение о приватизации федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, для которых балансовая стоимость основных средств на последнюю отчетную дату превышает 5 млн МРОТ, то в качестве способа приватизации могут быть выбраны: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, аукцион, специализированный аукцион, продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, внесение федеральною имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Имущество, не соответствующее указанным требованиям, может быть приватизировано дополнительно на конкурсе, путем внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества. Если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества был признан несостоявшимся, приватизация может осуществляться иными способами.

Следует отметить, что новый Закон о приватизации предусматривает применение ряда способов приватизации, не известных ранее действовавшему законодательству. Это, например, продажа за пределами территории РФ принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ, продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг, продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и др. Вместе с тем, законодатель отказался от ряда способов отчуждения имущества, которые были предусмотрены Законом 1997 г., таких как продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам; отчуждение акций владельцам ценных бумаг, удостоверяющих права на приобретение этих акций; выкуп арендованного имущества.

Однако следует учитывать, что до вступления в силу Закона о приватизации 2001 г. договоры аренды с правом выкупа были заключены. Их судьбу, в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, определило Положение о реализации договоров аренды федерального имущества с правом выкупа, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 7071.

Данное Положение разделило заключенные договоры аренды на два вида .

  1. Если в договоре аренды с правом выкупа определены размер, сроки и порядок внесения выкупа, то арендатор направляет в Росимущество (его территориальный орган) заявление с приложением заверенной копии договора аренды и платежных документов о внесении выкупа. Росимущество в месячный срок рассматривает представленные документы и направляет арендатору извещение о подтверждении выполнения им условий договора. Оплата приобретаемого федерального имущества подтверждается заверенной банком копией платежного документа о перечислении суммы выкупа в доход федерального бюджета.
  2. Если в договоре аренды с правом выкупа не определены размер выкупа, сроки и порядок его внесения выкупа, то арендатор направляет в Росимущество (его территориальный орган) заявление о выкупе с приложением заверенной копии договора аренды, платежных документов о внесении выкупа (если до подачи заявления арендатор в соответствии с условиями договора производил платежи в счет выкупа) и предложение о порядке выкупа имущества. Росимущество в двухмесячный срок рассматривает представленные документы и привлекает независимого оценщика для оценки арендованного имущества на дату подачи заявления о выкупе.

В случае, если рыночная стоимость арендованного имущества не превышает Ютыс. МРОТ, Росимущество принимает решение о продаже этого имущества арендатору. На основании этого решения Росимущество заключает с арендатором дополнительное соглашение, которое определяет размер выкупа, сроки и порядок его внесения. Размер выкупа соответствует рыночной стоимости арендованного имущества, установленной оценщиком.

Если рыночная стоимость арендованного имущества составляет более 10 тыс. МРОТ, Росимущество направляет арендатору предложение о совместном создании открытого акционерного общества с внесением арендуемого имущества в качестве вклада государства в его уставный капитал. Арендатор в месячный срок со дня получения предложения направляет в Росимущество уведомление о согласии, к которому прилагает перечень имущества, вносимого арендатором в уставный капитал этого общества, отчет независимого оценщика, проект устава открытого акционерного общества, предложения о формировании его органов управления и подписанный арендатором проект соглашения о расторжении договора аренды с правом выкупа.

На основании поступивших документов Росимущество принимает решение о внесении от имени Российской Федерации в качестве вклада арендуемого имущества в уставный капитал открытого акционерного общества, создаваемого совместно с арендатором, с предоставлением последнему права первоочередного приобретения акций общества. Этим же решением утверждаются устав акционерного общества и кандидаты в его органы управления, назначается представитель Российской Федерации для участия в учредительном собрании. Количество акций, передаваемых Российской Федерации и арендатору, определяется пропорционально внесенным ими вкладам. Одновременно с арендатором заключается соглашение о расторжении договора аренды с правом выкупа.

После регистрации отчета о размещении первого выпуска акций они передаются РФФИ для их продажи арендатору. В целях реализации арендатором права первоочередного приобретения акций, продавец направляет арендатору извещение о количестве подлежащих продаже акций и их цене, которая определяется на основании отчета независимого оценщика. Если в течение двух месяцев со дня отправления извещения арендатор не воспользуется свои правом первоочередного приобретения акций, такие акции подлежат приватизации в порядке, предусмотренном Законом о приватизации.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий может осуществляться 3 способами:

  1. путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе;
  2. посредством продажи долей (акций) в капитале предприятий;
  3. путем выкупа имущества предприятий, сданного в аренду.

Все государственные и муниципальные предприятия по отношению к используемым способам приватизации делятся на 3 группы:

1. мелкие предприятия (со среднесписочной численностью до 200 человек и Фбалопф на 1.01.92 до 1 млн. рублей подлежат продаже на аукционе или по конкурсу.

2. Предприятия со среднесписочной численностью более 1000 человек или Фбалопф более 50 млн. рублей, приватизированных путем преобразования их в АО открытого типа.

3. Остальные любым из установленных способом на общих основаниях.

  • мнение трудового коллектива предприятия;
  • предложения покупателей;
  • отраслевые особенности объекта приватизации;
  • оценку его капитала;
  • социально-экономическое значение предприятия для территории;
  • мнение представителя фонда имущества.

Краткая характеристика способов приватизации:

Приватизация по конкурсу. По конкурсу продаются государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидируемых предприятий в частную собственность физическим и юридическим лицам в случае, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий к объекту приватизации.

Выкуп имущества государственного и муниципального предприятия, сданного в аренду, производится в случаях, когда договор аренды указанного имущества с Правом его выкупа Был заключен до вступления с силу Закона о приватизации государственных и муниципальных мероприятий.

Конкретный способ приватизации предприятий определяется соответствующим комитетом по управлению имуществом в соответствии с требованиями Государственной программы и нормативными документами.

В качестве Объектов приватизации, Продаваемых по конкурсу могут выступать:

  • предприятия, цеха, другие подразделения, выделяемые в самостоятельные объекты;
  • оборудования, здания, сооружения, лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы ликвидируемых по решению собственника предприятий и их подразделений.

К числу Условий продажи объекта по конкурсу могут Быть отнесены :

  • сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции, товаров и услуг на определенный срок;
  • обеспечение сложившегося числа занятых, сложившихся социальных гарантий работникам на 1 год;
  • обязательства покупателя по объемам инвестиций в приобретенный объект в течение определенного срока;
  • финансирование и порядок использования объектов социальной сферы, входящей в приватизированный объект в течение определенного срока.

К участию в конкурсе допускаются физические и юридические лица, признанные покупателями, своевременно оплатившие заявку на участие в конкурсе и внесшие залог = 10 % от начальной цены объекта. Сведения о лицах, подавших заявку на участие в конкурсе не подлежат оглашению. Условия конкурса продажи объектов публикуются за месяц до его проведения.

Цена покупки объекта определяется в ходе конкурса, она не может быть меньше начальной цены более, чем на 30 %.

Приватизация на аукционе. С аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидируемых предприятий физическим и юридическим лицам в частную собственность в случаях, когда в дальнейшем от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий.

Продаже на аукционе подлежат:

  • предприятия, цехи и другие подразделения предприятий, выделяемые в самостоятельные объекты;
  • оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и др. активы, ликвидируемые по решению собственника предприятия;
  • объекты незавершенного строительства;
  • доли, паи, акции АО, создаваемых при преобразовании государственных и муниципальных предприятий.

К участию в аукционе допускаются юридические и физические лица, подавшие своевременную заявку и заплатившие залог = 10 % от начальной цены объекта приватизации.

Аукцион проводится в следующих формах:

  • Открытый аукцион , используемый для продажи активов ликвидированных небольших предприятий (200 человек), акций АО;
  • Закрытый аукцион (тендер) , используемый при продаже крупных предприятий и пакетов акций АО.

Сведения о лицах, подавших заявку на аукцион, не подлежит оглашению. Лицам, допущенным к участию в аукционе выдается билет участника. Для лиц, не являющихся участниками аукциона, продаются билеты по ценам, установленным продавцом.

Информационное сообщение о продаже объекта на аукционе организует продавец в местной печати и специальных информационных бюллетенях.

Победителям Открытого аукциона (после 3-х кратного объявления очередной цены) становится покупатель, № билета которого назван последним.

Победителем Закрытого аукциона становится покупатель, предложивший наивысшую цену.

Третий способ приватизации — Посредством продажи долей (акций) предприятий, преобразованных в процессе приватизации в АО.

Положение об АО утверждено постановлением Советом Министров РФ от 25.12.1990 г. № 601.

Во исполнение Приказа Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в АО» от 1.07.92 г. № 701 вышло постановление Правительства РФ от 4.08.92 г. № 347, в котором приведено Положение «О порядке регистрации, выкупе акций АО открытого типа, учрежденных в процессе приватизации» и «Типовой план приватизации», в котором варианты льгот при продаже акций членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий путем преобразования их в открытые АО.

1 вариант льгот при акционировании

А) Единовременная безвозмездная передача всем неголосующим работникам предприятия именных Привилегированных акций , составляющих 25 % величины уставного капитала АО, но не более 20 установленных законодательством минимальных размеров месячного заработка в расчете на 1 работника.

Распределение этих акций между работниками АО осуществляется по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива.

Б) Продажа работникам предприятия Обыкновенных акций по закрытой подписке со скидкой 30 % от номинальной стоимости акций и предоставлением рассрочки платежа сроком до 3 лет с уплатой первоначального взноса в размере не менее 15 % от номинальной стоимости акций.

Номинальная общая стоимость такого пакета акций, продаваемого всем членам трудового коллектива не должна Превышать 10 % величины уставного капитала АО (но не более 6 минимальных размеров месячного заработка).

В) Должностным лицам администрации предоставляется на условиях заключенных с ними контрактов право на приобретение акций АО по номинальной стоимости в пределах 5 % величины уставного капитала, но более 2000 установленных законодательством минимальных размеров месячного заработка работника (численность администрации принимается » 5 человек — руководитель, его замы, главный инженер, главный бухгалтер).

II вариант льгот при Акционировании

Более 200 человек и балансовой стоимостью на 1.04.92 от 1 до 50 млн. руб. Безвозмездной передачи нет.

1)Безвозмездной передачи нет.

2)Всем членам трудового коллектива предоставляется право приобретения Обыкновенных (голосующих) акций, составляющих до 51 % уставного капитала.

3)Продажи на льготных условиях нет.

III вариант

Численность более 200 человек, ФОПФ от 50 млн. руб.

Если группа работников предприятия берет на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущения его банкротства и получает согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора, сроком действия не более 1 года, то членам такой группы Предоставляется право (опцион) на приобретение по истечении этого срока при выполнении условий договора 20 % уставного капитала в виде обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости.

Всем работникам предприятия (включая членов группы) продаются обыкновенные акции, составляющие 20 % уставного капитала, но на сумму не белее 20 минимальных установленных законодательством РФ месячных оплат труда на 1 работника, со скидкой 30 % от их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки на 3 года. Минимальный первый взнос не менее 15 % номинальной стоимости акций.

В план приватизации включаются условия договора, заключение которого с указанной группой, с соответствующем фондом имущества являются обязательными. В договоре оговариваются пределы материальной ответственности членов группы имуществом, принадлежащим им на праве частной собственности (вносимым в виде залога) на сумму не меньше 200 установленных законодательством РФ минимальных месячных окладов на каждого члена группы. Решение о выборе вариантов льгот принимается общим собранием.

Средства для приватизации:

1) личные сбережения;

2) приватизационные чеки;

3) средства приватизационного фонда, образуемого за счет: остатков ФЭС на 1.01.92 год (но не больше 50 %) 10 % прибыли, остающиеся в распоряжение предприятия (на 1 рабочего не больше 10 минимальных окладов);

4) именные приватизационные счета (на них зачисляется 10 % средств, поступающих от открытой продажи акций, принадлежащих Фонду имущества);

5) заемные средства.

Решение о выборе вариантов II или III должны принять не менее 2/3 работников предприятия.

Во всех вариантах 10 % средств, поступающих от открытой продажи акций, принадлежащих Фонду имущества, доля акций продаваемых работникам предприятия зачисляются на личные лицевые счета приватизации. На эти счета зачисляются также средства приватизационного фонда, образуемого за счет:

  • остатков ФЭС на 1.01.92 год (нет 50 %);
  • 10 % полученной в 1992 году фактической прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. При этом сумма средств предприятия, направляемых в приватизационный фонд, не может превышать в расчете на одного работника 10 минимальных окладов.

Законом РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 03.07.91 , ст. 25 устанавливается (по всем вариантам) возможность приобретения акций работниками предприятия из фонда акционирования (ФАРП), который формируется за счет вклада Российского фонда федерального имущества или вкладов фондов имущества национально-государственных, национально-административных, народных организаций. Величина ФАРП не превышает 10 % уставного капитала АО. Акции продаются по номинальной стоимости.

Способы приватизации представляют собой формы отчуждения государственного (муниципального) имущества в собственность физических (юридических) лиц.

Способы приватизации сформированы законодателем в закрытом перечне. Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» применяются следующие способы:

  • 1) преобразование унитарного предприятия в ЛО;
  • 1.1) преобразование унитарного предприятия в ООО;
  • 2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  • 3) продажа акций АО на специализированном аукционе;
  • 4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  • 5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций АО;
  • 6) продажа акций АО через организатора торговли;
  • 7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  • 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ЛО;
  • 10) продажа акций АО по результатам доверительного управления.

Все указанные способы можно классифицировать в следующие группы:

  • 1) определенная форма реорганизации - преобразование унитарного предприятия в АО или в ООО;
  • 2) договор купли-продажи имущества;
  • 3) сделка по внесению государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы АО.

Из названных способов договор купли-продажи различается:

  • - по способу заключения - на конкурсе или аукционе;
  • - по способу определения покупателя - на основании публичного предложения;
  • - по месту нахождения имущества - акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами территории РФ;
  • - с помощью определенных субъектов - организатора торговли;
  • - по завершении действия иного договора - доверительного управления;
  • - по порядку формирования условий договора купли-продажи - без указания цены отчуждаемого имущества.

Рассмотрим более подробно некоторые способы приватизации.

Ранее уже были исследованы и реорганизация юридического лица, и ее виды. Согласно п. 5 ст. 58 ГК преобразование представляет собой смену организационно-правовой формы, в результате которой права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к правопреемнику в неизменном виде, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников) преобразованной организации.

Рассматривать преобразование юридического лица в качестве приватизации не совсем корректно. Как было определено выше, приватизация представляет собой возмездное отчуждение имущества. При данном способе имущество переходит к правопреемнику реорганизуемого юридического лица без встречного имущественного предоставления.

Вопрос о приватизации само унитарное предприятие решить не может, поскольку имуществом обладает на ограниченном вещном праве. Указанное решение принимает соответствующий орган государственной власти.

Основное требование для осуществления приватизации указанным способом - к форме правопреемника унитарного предприятия. В качестве такового может выступать только хозяйственное общество.

Вид общества (ООО или АО) зависит от экономических показателей.

В АО в том случае, если размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала АО.

В ООО - при условии, что:

  • 1) средняя численность работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, определенные за предшествующие приватизации три календарных года, либо сумма остаточной стоимости его основных средств и нематериальных активов на последнюю отчетную дату, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» для субъектов малого предпринимательства;
  • 2) размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала АО, установленного законом.

Преобразование в АО приватизацию не заканчивает. Следующим обязательным этапом выступает отчуждение акций сформированного АО.

С момента создания хозяйственного общества в данном порядке его деятельность подчиняется нормам соответствующего федсрального закона - «Об акционерных обществах» или «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В то же время данные хозяйственные общества могут обладать только специальной правоспособностью соразмерно определенным в уставе цели и предмету деятельности.

Приватизация государственного или муниципального имущества путем его продажи на аукционе осуществляется в том случае, если покупатели данного имущества не должны выполнять после его приобретения какие-либо условия. Одно условие для получения статуса приобретателя приватизируемого имущества - предложить самую высокую цену за имущество на торгах но сравнению с другими претендентами. К участию в данных аукционах допускаются любые желающие (поскольку аукционы только открытые) при соблюдении общих правил, регулирующих проведение публичных торгов. В частности, серьезность намерений в участии аукциона должен подтвердить задаток, вносимый участником аукциона. Способ предложения своей цены участник аукциона вносит одним из определенных организатором торгов способом:

  • - в закрытом конверте (закрытая форма подачи предложений о цене);
  • - объявляется устно, доступно в процессе торгов (открытая форма подачи предложений о цене).

С победителем аукциона должен быть заключен договор купли- продажи имущества в течение 15 дней с момента подведения итогов.

Исполнение данного договора посредством передачи продавцом покупателю имущества должно быть произведено в срок не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества.

Исполнение всех действий, составляющих указанный способ приватизации, не дает оснований для признания аукциона недействительным. Данный вывод подтверждается также и сложившееся судебной практикой.

Судебная практика

Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 05.03.2014 № Ф09- 567/14 по делу № А60-18577/2013 были рассмотрены следующие обстоятельства по делу: установив, что истец был допущен к участию в аукционе, присутствовал при проведении торгов, в ходе торгов был сделан 21 шаг аукциона, в результате чего итоговая цена лота более чем в два раза превысила начальную цену, при этом присутствующий на аукционе истец не подтвердил начальную цену предмета торгов и не сделал ни одного шага аукциона, суды, руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», правомерно отказали в признании недействительными торгов и заключенного договора купли-продажи, так как пришли к выводу, что существенного нарушения законодательства, вследствие чего победитель был определен неверно, нс установлено, доказательств, подтверждающих нарушение прав истца, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными, истцом не представлено.

Следующий способ приватизации в целом похож на рассмотренный выше. Заключение договора купли-продажи осуществляется с победителем, определенным по итогам проведения открытого аукциона. Отличие данного способа приватизации от предыдущего состоит в следующем:

  • - предметом продажи выступает конкретное имущество - акции публичного акционерного имущества,
  • - все победители получают акции АО но единой цене за одну акцию.

В остальном механизм участия в аукционе, оформление участия и результатов аукциона соответствуют рассмотренному ранее.

Оформление права собственности на объект проведения аукциона (акции) с победителем, равно как и дальнейшая их передача должна быть произведена не позднее чем через 30 дней с даты подведения итогов специализированного аукциона.

Заключение договора купли-продажи имущества на иной форме торгов - конкурсе формирует другой способ приватизации - продажа акций АО, долей в уставном капитале ООО па конкурсе.

Как видно из названия данного способа, объектом конкурса может выступать конкретное имущество - акции/доли уставного капитала. Размер данных акций/доли, предложенных к продаже, должен составлять более чем 50% от уставного капитала. В силу продажи данного имущества в данном объеме на конкурсе покупателю надо выполнить определенные условия в отношении этого имущества. Победителем конкурса выступает лицо, которое предложило наибольшую цену за предложенное имущество и выполняет условия конкурса.

Однако в отличие в аукциона участник данного конкурса подает свое предложение о цене только в запечатанном конверте. О том, что участник стал победителем, организатор конкурса уведомляет его под расписку или высылает по почте заказное письмо в срок нс более пяти дней с даты подведения итогов конкурса.

Затем следует подписание договора купли-продажи, которое должно произойти в течение 15 рабочих дней с даты подведения итогов конкурса.

Согласно Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» договор купли-продажи, заключаемый но итогам конкурса продажи акций АО, долей в уставном капитале ООО, должен содержать целый ряд существенных условий, например:

  • - условия конкурса, формы и сроки их выполнения;
  • - порядок подтверждения победителем конкурса выполнения условий конкурса;
  • - порядок осуществления контроля за выполнением победителем конкурса условий конкурса;
  • - ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору купли-продажи в виде неустойки за невыполнение победителем конкурса условий, а также ненадлежащее их выполнение, в том числе нарушение промежуточных или окончательных сроков выполнения таких условий и объема их выполнения, в размере цены государственного или муниципального имущества.

Оформление права собственности на приобретенное имущество и его передача победителю конкурса осуществляются не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса. При этом срок выполнения условий конкурса не может превышать один год.

Следующий способ приватизации - продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций АО. Данная продажа возможно только в одном случае - если данные объекты использованы в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами. Решение о продаже акций АО принимается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ.

Если продажа государственного или муниципального имущества на аукционе не состоялась, то принимается другой способ приватизации - продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.

В этом случае цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, сформированной на аукционе, который был признан несостоявшимся, а цена отсечения (т.е. минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество) составляет 50% начальной цены такого аукциона.

Продажа посредством публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении государственного или муниципального имущества в течение одной процедуры проведения такой продажи.

Договор купли-продажи должен быть подписан с победителем нс позднее чем через 15 рабочих дней с даты выдачи уведомления его о победе. Передача имущества и оформление права собственности на него производится в срок не более 30 дней после внесения всей суммы договора.

Если продажа имущества посредством публичного предложения не состоялась, то может быть применен другой способ приватизации - продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.

Особенности такой продажи состоят в том, что начальная цена в этом случае не определяется. Победителем при такой продаже становится лицо, предложившее наибольшую цену.

В рамках купли-продажи следует назвать также и такой способ приватизации, как продажа акций АО по результатам доверительного управления. Отличие от предыдущих способов приватизации состоит в том, что возмездное приобретение права собственности осуществляется не сразу по итогам выигрыша в торгах. Лицо, победившее в конкурсе, заключает договор доверительного управления акциями АО. Приобретение же этих акций в собственность происходит после завершения срока доверительного управления и только при условии надлежащего исполнения договора доверительного управления. Исполнение условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителем доверительного управления.

Однако договор купли-продажи акций АО заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления.

Следующий способ приватизации в предложенной выше классификации относится к внесению государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве вклада в уставный капитал публичных акционерных обществ.

Формирование такого вклада возможно либо при учреждении АО, либо при оплате дополнительных акций при увеличении уставного капитала существующего АО. Решение о таком способе приватизации принимают соответственно Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления.

Законодатель вводит минимальное количественное ограничение на размер приобретаемых акций в отношении стратегических акционерных обществ - не менее чем 25% обыкновенных акций плюс одна акция.

Способы приватизации.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Способы приватизации.
Рубрика (тематическая категория) Государство

ФЗ ʼʼО приватизации государственного и муниципального имущества ʼʼ от 21.12.2001 ʼʼ178-ФЗ

Способы приватизации предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность ф/л и ю/л.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в ПАО (до 2015 г. ОАО) (смена организационно-правовой формы унитарного предприятия; изменяется собственник имущества (им становится ПАО (до 2015 г. ОАО)); государство или муниципальное образование получают в собственность его акции, которые впоследствии бывают отчуждены);

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества; право приобретения принадлежит покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену; аукцион является открытым по составу участников; предложения подаются участниками в запечатанных конвертах; при одном участнике признается несостоявшимся; при равенстве предложений победителœем признается подавший заявку раньше; в течение 5 дней с победителœем заключается договор купли-продажи);

3) продажа акций ПАО (до 2015 г. ОАО) на специализированном аукционе (открытые торги; всœе победители получают акции ПАО (до 2015 г. ОАО) по единой цене за акцию; открытый по составу участников; передача акций и оформление права собственности – не позднее 30 дней);

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции ПАО (до 2015 г. ОАО) , составляющие более 50% его уставного капитала, в случае если в отношении указанного имущества покупателю крайне важно выполнить определœенные условия, срок выполнения которых не более года ; право приобретения принадлежит предложившему наиболее высокую цену; открытый по составу участников; предложения подаются в запечатанных конвертах; при равенстве предложений победителœем признается подавший заявку раньше; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий конкурса договор купли-продажи расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взыскание с покупателя неустойки);

5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ПАО (до 2015 г. ОАО) (может осуществляться посредством их использования в качестве обеспечения ц/б, выпускаемых иностранными эмитентами; решение о продаже принимается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ);

6) продажа акций ПАО (до 2015 г. ОАО) через организатора торговли на РЦБ (осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли; для продажи могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Правительством РФ; условия договоров с брокерами должны предусматривать продажу по цене, которая не должна быть ниже начальной цены);

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляется, в случае если аукцион был признан несостоявшимся; в информационном сообщении указываются (величина снижения начальной цены; период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения (цена отсечения)); право приобретения принадлежит заявителю, который первым подал заявку на приобретение по цене первоначального предложения; при отсутствии в установленный срок заявки осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении; удовлетворяется первая заявка на покупку по цене предложения; снижение цены может осуществляться до цены отсечения);

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (осуществляется, в случае если продажа посредством публичного предложения не состоялась; нормативная цена не определяется; претенденты направляют письменные предложения о цене; покупателœем признается лицо, предложившее наибольшую цену; при поступлении одинаковых предложений покупателœем признается лицо, подавшее заявку раньше);

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ПАО (до 2015 г. ОАО) (может осуществляться (при учреждении ПАО (до 2015 г. ОАО) ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов ПАО (до 2015 г. ОАО)); доля акций ПАО (до 2015 г. ОАО) , находящихся в собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования и приобретаемых соответственно этими субъектами в общем количестве обыкновенных акций этого АО не может составлять менее чем 25% плюс 1 акция, в случае если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических АО);

10) продажа акций ПАО (до 2015 г. ОАО) по результатам доверительного управления (лицо, заключившее договор доверительного управления, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления; договор купли-продажи акций ПАО (до 2015 г. ОАО) заключается с победителœем конкурса одновременно с договором доверительного управления; неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления – основание расторжения в судебном порядке обоих договоров; исполнение условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителœем доверительного управления).

Ограничения на выбор способа приватизации в отношении отдельных объектов:

1) приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, в случае если размер его уставного фонда превышает установленный законодательством минимальный размер уставного капитала ПАО (до 2015 г. ОАО) (только путем преобразования в ПАО (до 2015 г. ОАО));

2) приватизация имущественных комплексов ФГУП и находящихся в федеральной собственности акций ПАО (до 2015 г. ОАО) , балансовая стоимость ОС которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ (преобразованием унитарного предприятия в ПАО (до 2015 г. ОАО) ; на аукционе; на специализированном аукционе; посредством продажи за пределами территории РФ; посредством внесения в уставные капиталы ПАО (до 2015 г. ОАО));

3) приватизация имущества, не соответствующего, указанным в п.2 критериям (преобразованием унитарного предприятия в ПАО (до 2015 г. ОАО) ; на аукционе; на специализированном аукционе; на конкурсе; посредством внесения в уставные капиталы ПАО (до 2015 г. ОАО)).

Большинство способов приватизации – договоры купли-продажи (8 из 10).

Способы приватизации отличаются друг от друга по совокупности признаков в зависимости от:

1) места совершения сделки (продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной акций ПАО (до 2015 г. ОАО));

2) особенностей достижения соглашения о цене (на аукционе имущество продается тому, кто больше за него заплатит; на специализированном аукционе акции продаются победителям аукциона по единой цене за акцию);

3) выполнения покупателœем условий в отношении имущества (продажа на конкурсе);

4) вида рынка (продажа акций на организованном рынке – на фондовой бирже);

5) способа выявления покупателя (продажа акций исключительно доверительному управляющему по итогам доверительного управления);

42. Понятие, правовое регулирование и основные правила ведения бухгалтерского учёта.

БУ представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всœех хозяйственных операций.

Объектами БУ являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Основными задачами БУ являются:

· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, крайне важно й внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

· обеспечение информацией, крайне важно й внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целœесообразностью , наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

На современном этапе система нормативного регулирования БУ в России состоит из актов нескольких уровней юридической силы.

Первый уровень законодательство РФ о БУ . В соответствии с пунктом ʼʼрʼʼ статьи 71 Конституции РФ , вопросы БУ находятся в ведении РФ . Основной составляющей законодательства РФ о БУ является ФЗ ʼʼО БУʼʼ. Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения БУ в РФ. В сферу действия Закона о БУ попадают всœе организации, находящиеся на территории РФ, а также филиалы и представительства иностранных организаций, в случае если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие ПД без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в ином, установленном налоговым законодательством порядке.

Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по БУ . Положение по ведению БУ и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, определяет порядок организации и ведения БУ, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы БУ и отчетности.

В соответствии с Программой реформирования БУ, Минфином России утверждаются Положения по БУ (ПБУ) , регулирующие отдельные вопросы, направления ведения БУ и отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапы БУ и т.п.).

Третий уровень системы методические указания, рекомендации, инструкции (Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, Приказ Минфина России от 28.06.1995 № 49). Один из важнейших документов этого уровня – План счетов БУ финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению , утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н. План счетов БУ представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в БУ. В нем приведены наименования и номера счетов.

Общее методологическое руководство БУ в РФ осуществляет Правительство РФ . От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Минфин России . Право регулирования БУ предоставлено также.

Основные правила ведения БУ (Глава 2 ФЗ ʼʼО БУʼʼ):

1. Обязательность ведения БУ . БУ обязаны вести всœе организации, находящиеся на территории РФ, а также филиалы и представительства иностранных организаций. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения БУ, они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. Вместе с тем, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет базовых средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о БУ. Финансово-промышленные группы осуществляют БУ и формируют отчетность с особенностями, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 09.01.1997 №24 ʼʼО порядке ведения сводных (консолидированных) учета͵ отчетности и баланса финансово-промышленной группы ʼʼ.

2. БУ имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ – рублях . БУ по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.

3. Требование имущественной обособленности состоит по сути в том, что имущество и обязательства организации учитываются обособленно от имущества и обязательств собственника и других организаций.

4. Требование непрерывности БУ , в соответствии с которым учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством.

5. Требование сплошного учета означает, что правомерным является такое его ведение, когда всœе хозяйственно-финансовые операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах БУ без каких-либо пропусков и изъятий.

6. Ведение БУ имущества, обязательств и хозяйственных операций методом двойной записи на взаимосвязанных счетах БУ , включенных в рабочий план счетов БУ. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах БУ: по дебету одного счета и кредиту другого.

7. В БУ организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно .

8. Документирование хозяйственных операций . Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые называются первичными. Первичные документы принимаются к учету, в случае если они составлены по унифицированным формам (утверждаемым Росстатом). Документы, форма которых отличается от унифицированной, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона о БУ. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителœем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.

9. Требование бухгалтерской регистрации . Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах БУ. Хозяйственные операции отражаются в регистрах БУ в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам БУ. Наиболее распространенными являются журнально-ордерная и мемориально-ордерная формы счетоводства, применять которые следует с учетом отраслевых указаний, разработанных федеральными органами исполнительной власти на базе типовых для предприятий подведомственных отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.).

10. Ведение БУ осуществляется на русском языке . Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

11. Требование оценки имущества и обязательств . Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления; имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования. Правила об оценке различных видов имущества содержатся в ПБУ и Методических указаниях.

12. Требование инвентаризации имущества и обязательств . Инвентаризация представляет собой выявление фактического наличия имущества в сравнении с данными БУ. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 №49. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются локальным актом предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены статьей 12 Закона о БУ. К примеру, инвентаризация проводится в обязательном порядке при передаче имущества в аренду, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при ликвидации или реорганизации организации . Выявленные расхождения отражаются на счетах БУ в следующем порядке:

· излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;

· недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения;

43. Учётная политика организации.

Положение о БУ ʼʼУчётная политика организации ʼʼ ПБУ 1/2008;

Под учетной политикой организации принято понимать принятая ею совокупность способов ведения БУ – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности .

При формировании учетной политики организация осуществляет выбор одного способа из нескольких , допускаемых законодательными и иными нормативными актами. В том случае, в случае если законодательством не установлено способа ведения БУ по данному вопросу, допускается при формировании учетной политики самостоятельная выработка соответствующего способа исходя из методологических требований. Правило о формировании учетной политики является обязательным и распространяется на всœе организации.

Учётная политика организации оформляется соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением), по своей юридической природе являющимся локальным нормативным актом. При этом в обязательном порядке утверждаются следующие элементы учетной политики :

рабочий план счетов бухгалтерского учета͵ содержащий синтетические и аналитические счета͵ необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета͵ а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

способы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учётная политика применяется с первого января года , следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа͵ всœеми структурными подразделœениями организации (филиалами, представительствами и др.). Вновь созданная организация должна оформить учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации.

Утвержденная учетная политика не может изменяться организацией произвольно . Нормами данного ПБУ определœены случаи, когда изменения возможны, а также – порядок внесения изменений. В частности, учетная политика может корректироваться при изменении законодательства РФ или нормативных актов по БУ, в случае разработки организацией новых способов ведения БУ, при существенном изменении условий ее деятельности. Изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года, следующего за годом утверждения соответствующего документа.

Под раскрытием учетной политики принято понимать придание ей гласности . Раскрывать учетную политику должны только организации, публикующие бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе. Организации раскрывают существенные способы ведения БУ , то есть способы, без знания которых пользователи бухгалтерской отчетности не смогут достоверно оценить имущественное и финансовое состояние организации, ее денежный оборот или результаты хозяйственной деятельности. К существенным, в частности, относятся способы амортизации базовых средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, признания прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Существенные способы ведения БУ подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Учётная политика может не раскрываться, в случае если в ней не произошло изменений со времени составления предыдущей годовой бухгалтерской отчетности.

44. Бухгалтерская отчётность: понятие, содержание, порядок представления.

Положение по БУ ʼʼБухгалтерская отчетность организации ʼʼ (Приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н);

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на базе данных БУ по установленным формам.

Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются Минфином России, ЦБ РФ. Для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных организаций), перечень и образцы форм бухгалтерской отчетности, Указания об объёме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 22.07.2003 №67н. Важно заметить, что для страховых организаций эти вопросы решены Приказом Минфина РФ от 08.12.2003 ᴦ. № 113н.

Состав бухгалтерской отчетности. В соответствии со статьей 13 Закона о БУ в состав бухгалтерской отчетности организаций, за исключением бюджетных, включаются:

· бухгалтерский баланс;

· отчет о финансовых результатах;

· приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;

· пояснительная записка;

· аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, в случае если организация в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.

Бухгалтерский баланс (форма № 1) характеризует имущественное и финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату (последний календарный день отчетного периода). Баланс организации именуется самостоятельным балансом юридического лица. Филиалы и подразделœения организации могут иметь отдельный баланс. В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ эта организация, помимо собственного бухгалтерского отчета͵ составляет сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ. Сводный бухгалтерский баланс представляет собой систему показателœей, отражающих имущественное и финансовое положение на отчетную дату группы взаимосвязанных организаций: головной организации, дочерних и зависимых обществ. Порядок составления сводного бухгалтерского баланса определœен в Приказе Минфина России от 30.12.1996 №112 ʼʼО методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетностиʼʼ.

В бухгалтерском балансе имущественное и финансовое положение организации характеризуется данными о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах).

К активам , к примеру, относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, запасы, дебиторская задолженность, денежные средства. Чистые активы - ϶ᴛᴏ величина, определяемая путем вычитания из суммы активов суммы обязательств.

В составе пассивов учитываются капиталы и резервы организации, заемные средства, кредиторская задолженность и др.
Размещено на реф.рф
Долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года) активы и пассивы фиксируются раздельно.

Отчет о финансовых результатах (форма № 2) характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период, то есть период, за который организация составляет отчетность (квартал, полгода, девять месяцев, год). Данный документ содержит следующие показатели:

· выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов и обязательных платежей, то есть нетто-выручка);

· себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);

· валовая прибыль;

· коммерческие расходы (расходы, связанные со сбытом, издержки обращения);

· управленческие расходы;

· прибыль (убыток) от продаж;

· проценты к получению или к уплате (суммы причитающихся в соответствии с договорами к получению или подлежащих уплате дивидендов, процентов по облигациям, депозитам и т.п.);

· доходы от участия в других организациях (доходы по финансовым вложениям в ценные бумаги других организаций, а также доходы от участия в совместной деятельности без образования юридического лица);

· прочие операционные доходы/расходы (к примеру, данные по операциям, связанным с движением имущества);

· прочие внереализационные доходы/расходы;

· прибыль (убыток) до налогообложения;

· налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи;

· прибыль (убыток) от обычной деятельности;

· чрезвычайные доходы и расходы (последствия стихийных бедствий, пожаров, аварий, национализации имущества и т.п.);

· чистая прибыль (нераспределœенная прибыль, непокрытый убыток) отчетного периода.

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах – предусмотренные НПА приложения должны обеспечивать пользователœей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые нецелœесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы для реальной оценки имущественного и финансового положения организации и финансового результата ее деятельности. В состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие приложения: Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), Отчет о целœевом использовании полученных средств (форма № 6).

Пояснительная записка – здесь дается краткая характеристика деятельности организации, указываются основные показатели деятельности, приводятся факторы, повлиявшие в отчетном году на ее результаты, раскрывается учетная политика и иная информация, полезная для получения более полной и объективной картины.

Аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности организации, в случае если она в соответствии с законодательными актами подлежит обязательному аудиту.

Порядок представления бухгалтерской отчетности. Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти (к примеру, налоговым органам), банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.

Бухгалтерская отчетность относится к категории открытой и общедоступной информации и не может составлять коммерческую тайну . Организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала , а годовую – в течение 90 дней по окончании года . Квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчетным годом для всœех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Публикация бухгалтерской отчетности. Статья 16 Закона о БУ определяет перечень организаций, которые должны публиковать бухгалтерскую отчетность. ПАО (до 2015 г. ОАО) , банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счёт частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года , следующего за отчетным. Социальные фонды и их территориальные подразделœения публикуют квартальную отчетность . Опубликование может осуществляться в газетах и журналах, доступных пользователям, либо путем распространения среди них брошюр, буклетов и иных изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность. Приказ Минфина России от 28.11.1996 №101 ʼʼО порядке публикации бухгалтерской отчетностиʼʼ предусматривает для ПАО (до 2015 г. ОАО) возможность публикации сокращенной формы бухгалтерского баланса.

Вместе с бухгалтерской отчетностью публикуется информация о результатах аудита. В случае если бухгалтерская отчетность публикуется по сокращенным формам, то вместо текста итоговой части аудиторского заключения публикация должна содержать мнение аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности. В случае если организация публикует бухгалтерскую отчетность полностью, то публикация должна включать полный текст итоговой части аудиторского заключения.

Способы приватизации. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Способы приватизации." 2017, 2018.