Организацию и ведение гражданской обороны осуществляет. Предназначение и задачи гражданской обороны


История развития ГО. Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения возникла в начале XX в. в Российской империи и других странах в связи с ростом боевых возможностей авиации. В России ее зарождение относится к периоду гражданской войны, когда в воззвании Комитета революционной обороны "К населению Петрограда и его окрестностей" (март 1918 г.) были впервые определены правила поведения населения в условиях воздушного нападения.

В дальнейшем в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздушной и противохимический обороне в единую систему. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 04.10.1932 "О противовоздушной обороне СССР" закрепило это объединение. В результате была создана местная противовоздушная оборона, которая организовывала и проводила комплекс организационно-технических мероприятий по защите населения в зоне досягаемости авиации вероятного противника.

В ходе Великой Отечественной войны бойцы частей и подразделений местной противовоздушной обороны, личный состав невоенизированных формирований, комплектуемых из гражданского населения, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары и возгорания, восстанавливали коммуникации, линии связи, разбирали завалы, обезвреживали невзорвавшиеся боеприпасы, возводили оборонительные укрепления, бомбо- и газоубежища, аэродромы, дороги и другие объекты.

В 1956 г. в связи с появлением реальной угрозы применения ядерного оружия были изменены состав и организационная структура местной противовоздушной обороны, уточнены ее задачи. В 1961 г. она была преобразована в Гражданскую оборону СССР, которая стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Гражданская оборона была создана по территориально-производственному принципу, ее возглавлял начальник Гражданской обороны СССР. За время своего существования ГО страны прошла несколько этапов своего развития.

В ходе первого этапа (1961–1972 гг.) за основу защиты населения при возможном массированном ядерном нападении противника, когда в соответствии со стратегическими планами США ожидалось несколько тысяч ударов по всем крупнейшим городам СССР и важнейшим объектам народного хозяйства, была принята концепция о проведении массовой эвакуации в загородную зону из городов – вероятных целей нападения. Для обеспечения защиты персонала, который оставался работать на предприятиях этих городов, строились убежища. Проводилась активная подготовка к обеспечению крупномасштабных спасательных операций и мероприятий в очагах поражения. Для этого совершенствовались войска ГО, создавались массовые невоенизированные спасательные и аварийно-спасательные формирования.

На втором этапе (1972–1992 гг.) появились новые направления в ГО. Главное внимание уделялось быстрейшему накоплению средств защиты населения от оружия массового поражения. В этот период ежегодно в стране строилось: убежищ на 1 млн чел. и противорадиационных укрытий на 3–4 млн чел. Активно приспосабливались под защитные сооружения метрополитены и подземные горные выработки, создавался запас средств индивидуальной защиты (СИЗ), достаточный для обеспечения всего населения страны. Особую актуальность в эти годы приобрела проблема обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой было также возложено на ГО.

С 1992 г. начался третий этан развития ГО, характеризующийся несколькими особенностями.

  • 1. Чернобыльская катастрофа в 1986 г. и землетрясение в Армении в 1988 г., принесшие огромные человеческие жертвы и материальный ущерб, заставили по-новому взглянуть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и, соответственно, на роль и место в этом ГО.
  • 2. За прошедшие годы существенно изменилась военнополитическая обстановка в мире, значительно снизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объективно несколько ослабило внимание к мероприятиям ГО.
  • 3. Изменились характер и средства вооруженной борьбы. На первый план выдвинулась вероятность возникновения локальных вооруженных конфликтов с применением обычных средств поражения, в первую очередь высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах.
  • 4. В условиях коренного политического реформирования общества и перехода к рыночной экономике кардинально изменилась социально-экономическая обстановка в России, государство уже не могло финансировать нужды ГО в прежних объемах.

В январе 1992 г. ГО была выведена из структуры Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), Вооруженных Сил России и объединена с созданным в декабре 1991 г. Государственным комитетом Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России). Органы управления и войска ГО нацеливали на решение задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. В 1994 г. ГКЧС России был преобразован в МЧС России. На вновь образованное министерство возложили ряд дополнительных функций, включая ведение аварийно-спасательных работ на акваториях и координацию работ в области мобилизационной подготовки экономики.

Организационные основы ГО. В Федеральном законе "О гражданской обороне" определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области ГО.

Гражданская оборона страны – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Основными задачами ГО являются:

  • обучение населения способом защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и СИЗ;
  • проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Органы исполнительной власти субъектов РФ:

  • организуют проведение мероприятий по ГО, разрабатывают и реализуют планы ГО и защиты населения;
  • осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;
  • организуют подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления ГО, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты ГО;
  • планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
  • планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
  • создают и содержат в целях ГО запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по ГО, разрабатывают и реализуют планы ГО и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет территориальные органы, созданные в установленном порядке, – региональные центры. Границы регионов, в которых осуществляют свою деятельность региональные центры, практически совпадают с границами федеральных округов.

По согласованию между МЧС России и субъектами РФ повсеместно созданы органы, осуществляющие управление ГО на территориях республик, краев, областей, автономных округов, а также на территориях, отнесенных к группам по ГО. Этими органами являются министерства, государственные комитеты и комитеты по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также главные управления, управления и отделы по делам ГО и ЧС, созданные в составе или при соответствующих органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления. Они возглавляются и комплектуются военнослужащими войск ГО.

Решением соответствующих органов местного самоуправления аналогичные управленческие структуры ГО образуются на территориях сельских районов, городов, не отнесенных к группам по ГО, и других населенных пунктов. Они возглавляются и комплектуются гражданским персоналом, содержащимся за счет средств соответствующих бюджетов.

В федеральных органах исполнительной власти для планирования и организации выполнения мероприятий ГО, контроля за их выполнением по решению их руководителей создаются за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), специально уполномоченные на решение задач в области ГО.

Основными направлениями деятельности ГО по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС мирного и военного времени, являются:

  • планирование мероприятий ГО;
  • создание и поддержание в готовности надежной системы оповещения об угрозе нападения противника, технических систем связи и управления ГО;
  • накопление в соответствии с установленным порядком фонда защитных сооружений ГО для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему людей;
  • создание необходимых запасов СИЗ, а также запасов воды, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к размещению эвакуированного населения, развертыванию больничных баз, лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • развитие сил ГО и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обеспечения;
  • организация и проведение обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовка руководящего и командно-начальствующего состава органов управления и сил ГО, подготовка формирований сил ГО;
  • развитие научных исследований в области ГО, разработка и совершенствование технических средств, технологий и способов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" основным планирующим документом является

"План гражданской обороны и защиты населения", где расширен перечень планируемых мероприятий ГО в сторону увеличения мер защиты населения страны с учетом всего спектра современных угроз как в мирное, так и в военное время.

Силы ГО в соответствии с законодательством включают воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны (войска ГО) и нештатные аварийно-спасательные формирования.

Войска гражданской обороны (войска ГО). Войска гражданской обороны Российской Федерации являются составной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время.

Подразделения и воинские части войск ГО не раз доказывали свою востребованность и высокий профессионализм при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Наиболее масштабными операциями с участием подразделений войск ГО являются: ликвидация последствий землетрясений, наводнений, участие в тушении природных пожаров, проведение превентивных мероприятий и ликвидация ледяных заторов в паводкоопасный период на реках, участие в проведении контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, доставка грузов гуманитарной помощи в пострадавшие от чрезвычайных ситуаций регионы Российской Федерации и зарубежные страны.

Одна из важных задач войск ГО – проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов.

Созданы восемь спасательных воинских формирований регионального подчинения и два – центрального. Общая их численность составляет 7230 чел.

Нештатные аварийно-спасательные формирования. Самая массовая часть сил ГО – нештатные аварийно-спасательные формирования.

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС.

Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, их перечень и примерные нормы оснащения специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами определены приказом МЧС России от 23.11.2005 № 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут создавать, содержать нештатные аварийно-спасательные формирования и организовывать их деятельность для решения задач на своих территориях.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований. В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно- спасательные формирования. Их оснащают в соответствии с примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

  • проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
  • санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
  • участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
  • обеспечение мероприятий ГО по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

Нештатные аварийно-спасательные формирования действуют но планам ГО и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

  • по подчиненности – на территориальные и принадлежащие организациям;
  • по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации, – на посты, группы, звенья, команды;
  • по предназначению – на радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать в мирное время – 24 ч, военного время – 6 ч.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации). С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях нештатные аварийно-спасательные формирования доукомплектовываются невоеннообязанными.

Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, комплектуется в первую очередь аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Нештатные аварийно-спасательные формирования обеспечиваются специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для производственной деятельности. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен знать:

  • 1) характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них;
  • 2) особенности ЧС природного и техногенного характера;
  • 3) поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно-химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);
  • 4) предназначение формирования и функциональные обязанности;
  • 5) производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зависимости от содержания паспорта безопасности объекта;
  • 6) порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;
  • 7) место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;
  • 8) назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, включенных в оснащение формирования;
  • 9) порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен уметь:

  • 1) выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ;
  • 2) поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;
  • 3) оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;
  • 4) работать на штатных средствах связи;
  • 5) проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;
  • 6) незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры но ее локализации и ликвидации;
  • 7) выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации.

Организация формирований ГО. Спасательная команда – это объектовое формирование общего назначения обычной готовности. Она предназначена для проведения спасательных работ на объекте. В своем составе спасательная команда имеет три спасательные группы по 25 чел. в каждой и одну санитарную дружину, в которую входят 24 чел. (шесть звеньев по 4 чел.). Всего в спасательной команде находятся 105 чел., один автомобиль и один мотоцикл. В снаряжение включены приборы радиационной и химической разведки и ручной инструмент для резки металла. За 10 ч работы команда может извлечь из-под завалов и защитных сооружений до 1000 чел. и оказать пострадавшим первую помощь. В зависимости от характера выполняемых задач команда усиливается формированиями служб.

Аварийно-спасательная команда – это объектовое формирование обычной или повышенной готовности. Она предназначена для ликвидации и локализации аварий и временного восстановления поврежденных участков коммунально-энергетических сетей. В составе аварийно-спасательной команды находятся три группы по 13 чел.: электротехническая, водопроводно-канализационных и газовых сетей. Всего в ней 45 чел. В команде имеются бульдозер, экскаватор, автокран, компрессор и электростанция.

Обычно при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ аварийно-спасательная и спасательная команды, работая вместе, дополняют друг друга, что ускоряет и облегчает проведение всего комплекса работ в очаге поражения.

Сводная команда – это основное формирование общего назначения повышенной готовности промышленного комплекса. Она предназначена для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в очаге поражения на объекте и может привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий как на объекте, так и на других объектах района (города). В состав сводной команды входят звено связи и разведки – 6 чел., две спасательные группы по 25 чел. в каждой, группа механизации – 26 чел. (четыре звена специалистов) и санитарная дружина – 24 чел. (шесть звеньев по 4 чел.); всего 108 чел. Команда имеет бульдозер, автокран, компрессор, две электростанции, два сварочных аппарата, радиостанцию, приборы радиационной и химической разведки, шесть грузовых автомобилей, из них один – в звене связи, один в санитарной дружине, остальные в группе механизации.

Ориентировочно за 10 ч работы сводная команда может:

  • устроить проезд по завалу шириной 3,0-3,5 м – до 1 км;
  • откопать и вскрыть три-четыре заваленных убежища;
  • извлечь до 500 пострадавших и оказать им помощь;
  • отключить 5–10 участков разрушенных коммунально-энергетических сетей;
  • установить в 10 колодцах пробки (заглушки);
  • возвести до 10 защитных сооружений.

Перечисленные силы и средства РСЧС, как показывает практика, успешно справляются с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Перспективы развития РСЧС и ГО. В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ на гражданскую оборону возложена задача по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Следовательно, РСЧС и ГО решают одну и ту же задачу в мирное время.

Единство решаемой задачи, организации выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ

(АСДНР), использование одинаковых технических средств и т.д. диктуют необходимость сближения этих систем.

Уже сейчас в РСЧС и ГО используются единые системные связи, оповещения и информационного обеспечения, имеются постоянно действующие органы управления на всех уровнях и органы повседневного управления. Идет дальнейшее сближение этих систем и по другим направлениям. Ставится задача интеграции РСЧС и ГО в единую систему защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени – Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ).

Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей. Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий. Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной .

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны. Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)
  2. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  3. План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
    • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
    • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
    • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
    • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
    • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
    • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
    • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
    • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  4. Законодательные основы обучения персонала

    Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чему нужно обучить персонал касательно ГО

    Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

  • что предпринимать при оповещающем сигнале;
  • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
  • оказывать первичную медпомощь;
  • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
  • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
  • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
  • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

Как часто нужно обновлять знания по ГО

Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

  • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
  • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.

Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Так, например, для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных средств и медицинской техники.

Принятый в 1998 году Федеральный закон Российской Федерации № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определил основные ее задачи:

Обучение населения в области гражданской обороны;

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обеспечение, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;



Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Срочное захоронение трупов в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Структура и органы управления гражданской обороны. Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях субъектов РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению Российской Федерации.

Производственный принцип состоит в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

За руководство ГО в субъектах РФ, автономных образованиях, краях, областях, городах отвечают соответствующие руководители органов исполнительной власти. Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (ВУЗе), предприятии (объекте), независимо от форм собственности, осуществляют их руководители.

Гражданская оборона, организованная на предприятиях, учреждениях и в организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентированы на решение задач мирного времени.

В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.

Силы гражданской обороны – это спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Деятельность спасательных воинских формирований МЧС России осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России», штатная численность военнослужащих МЧС России составляет 7230 человек военнослужащих и 17220 человек гражданского персонала. В состав спасательных воинских формирований МЧС России входят 8 спасательных центров регионального подчинения и 2 спасательных центра центрального подчинения.

В состав спасательных воинских формирований дополнительно включены подразделения доставки гуманитарных грузов и пожарные подразделения, увеличена численность инженерно-технических и кинологических подразделений за счет сокращения численности управленческого аппарата.

В соответствии с Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» важной составляющей сил гражданской обороны являются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ). Они создаются на потенциально опасных производственных объектах, а также на объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

НАСФ оснащены специальной техникой, имуществом для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей и предназначены для выполнения основного объема аварийно-спасательных и других неотложных работ при проведении мероприятий гражданской обороны. Эти формирования могут иметь разную специализацию: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и др.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Система гражданской обороны. Систему гражданской обороны составляют:

Органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

Силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

Фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

Системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики или здравоохранения (предприятие, завод, медицинская или фармацевтическая организация и т.д.).

Гражданская оборона - важная составляющая национальной безопасности и обороноспособности страны

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральным законом РФ «О гражданской обороне» установлены следующие основные задачи гражданской обороны:

  • * обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • * эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • * предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • * проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • * проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • * первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий (медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер);
  • * борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • * разведка и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и другому заражению;
  • * обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • * восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • * срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • * срочное захоронение трупов в военное время;
  • * разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • * обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению задач при любых вариантах развертывания и ведения военных действий и в условиях совершения крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание должно уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна принимать участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

В мирное время гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения положенных мероприятий, созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального и регионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по их предотвращению и ликвидации.

В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации главной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса запланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления, сил гражданской обороны, а также организаций - исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций - к переходу на работу в условиях военного времени.

В военное время гражданская оборона проводит комплекс мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств вооруженной борьбы, в том числе и оружия массового поражения.

Организационную основу гражданской обороны составляют органы управления, силы и средства гражданской обороны различных органов власти, местных административно-территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений).

Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной МЧС России, которое создает территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти для планирования, организации и контроля выполнения мероприятий гражданской обороны по решению их руководителей создаются за счет установленной численности и фонда заработной платы штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. В организациях управление гражданской обороной осуществляют структурные подразделения или работники, специально уполномоченные на решение этих задач. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Их количество в зависимости от численности работников организации.

В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек назначается один освобожденный работник по гражданской обороне, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по гражданской обороне выполняется одним из сотрудников по совместительству.


Основы Гражданской обороны страны

8.1. Основные задачи и структура гражданской обороны

Гражданская оборона (ГО) представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Решение задач гражданской обороны является важной обязанностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

8.1.1. Основные задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области ГО являются:

1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (СИЗ);

5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

6) проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

7) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

8) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

9) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

10) обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

11) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

13) разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

14) обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

8.1.2. Структура гражданской обороны

Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.

Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства РФ. Он является начальником гражданской обороны Российской Федерации, а Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – первым заместителем начальника ГО РФ.

Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации и городах возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, а в городах Москва и Санкт-Петербург – на органы самоуправления. Указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками гражданской обороны.

Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики (ОЭ) действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.

В Российской Федерации непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Принятые Министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также для должностных лиц и граждан.

В субъектах Российской Федерации, районах и городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственное руководство гражданской обороной осуществляют министерства, комитеты, управления и отделы, а на объектах экономики – штабы, отделы, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в министерствах и ведомствах – отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Начальники штабов (отделов) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны.

Для координации деятельности территориальных органов ГО в пределах нескольких субъектов Российской Федерации используются региональные центры.

Для организации и проведения специальных мероприятий гражданской обороны создаются службы ГО: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения и др.

Силы гражданской обороны Российской Федерации состоят из войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны.

К войскам ГО РФ относятся отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиационной и химической разведки.

Гражданские организации ГО создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

8.2. Организация гражданской обороны на промышленном объекте

Гражданская оборона на промышленном объекте (в дальнейшем – на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи от него, от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Защита обеспечивается проведением комплекса мероприятий, позволяющих предотвратить или уменьшить последствия опасных природных явлений, аварий, катастроф, максимально ослабить результаты воздействия оружия массового поражения, создать благоприятные условия для работы объекта, проживания и деятельности населения.

Основными задачами ГО на объекте являются:

1) защита персонала объекта и населения от ЧС;

2) повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС;

3) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Задачи гражданской обороны объекта решаются путем проведения комплекса организационных, инженерно-технических, технологических, экономических и экологических мероприятий.

Организационные мероприятия предусматривают разработку и планирование действий руководящего, командно-начальствующего состава отдела по делам ГОЧС, служб и формирований ГО по защите персонала объекта, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановлению производства, а также по выпуску продукции на сохранившемся оборудовании.

Инженерно-технические мероприятия ГО – это комплекс мероприятий, осуществляемых инженерно-техническими методами и средствами и направленных на предотвращение или уменьшение возможных потерь и разрушений, повышение устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях, на успешное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения.

Технологические мероприятия предусматривают повышение устойчивости работы объекта путем таких изменений технологических процессов, которые способствовали бы обеспечению бесперебойного выпуска продукции, а также исключали бы возникновение вторичных факторов поражения.

Экономические мероприятия предусматривают такой подход к выполнению всего комплекса работ, который обеспечил бы их эффективность при минимальных капитальных затратах.

Экологические мероприятия представляют собой продолжение комплекса работ данного направления, которые должны вестись каждым объектом с целью максимально возможного уменьшения вредного воздействия продуктов технологического цикла на окружающую среду и рабочие места работающего персонала.

Объем и порядок разработки и проведения рассматриваемых мероприятий регламентируются «Нормами проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО)» и другими нормативными документами по организации и ведению гражданской обороны на промышленном объекте. Введение Норм возложено на систему гражданской обороны объекта и в частности на начальника отдела ГОЧС.

Организация защиты персонала объекта и населения от ЧС возложена на систему гражданской обороны объекта.

Начальником гражданской обороны объекта является его руководитель. Он подчиняется ведомству (министерству, отрасли), а в оперативном отношении – начальнику гражданской обороны города (района, префектуры), на территории которого расположен объект.

На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель начальника гражданской обороны , который в мирное время является основным организатором всех подготовительных мероприятий по гражданской обороне.

Кроме штатного заместителя, приказом начальника гражданской обороны назначаются заместители по рассредоточению и эвакуации персонала объекта и членов их семей, инженерно-технической части; материально-техническому снабжению и др. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от выполнения своих обязанностей.

Заместителем начальника гражданской обороны по рассредоточению и эвакуации персонала назначается обычно заместитель руководителя объекта по общим вопросам. Являясь, как правило, председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план рассредоточения работающего персонала и их семей, организует подготовку мест в загородной зоне, перевозку туда людей, а также доставку рабочих смен к месту работы, руководит службой охраны общественного порядка.

Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части назначается главный инженер предприятия. Он непосредственно руководит службами (аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытий), а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель (помощник) руководителя объекта по этим вопросам. Он руководит службой материально-технического снабжения.

На всех объектах, как правило, создаются отделы по делам ГОЧС (в дальнейшем – отделы ГО) , которые комплектуются из должностных лиц. Численность штатных работников отдела определяется ведомством, в ведении которого находится объект. Отдел ГО является органом управления начальника ГО объекта.

В состав отдела ГО крупного объекта входят начальник отдела и его заместители (помощники) по оперативно-разведывательной части, боевой подготовке, жилому сектору. В него могут входить различные специалисты и представители общественных организаций. На небольших объектах отделы ГО комплектуются из штатных работников и должностных лиц, освобожденных от их основных обязанностей.

Должность начальника отдела ГО объекта обычно предусмотрена в штатном расписании предприятия. Являясь первым заместителем начальника ГО объекта, начальник отдела имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения. Он организует устойчивое управление и надежно действующую систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирований, осуществляет контроль за выполнением всех мероприятий ГО.

Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, располагающих соответствующей базой, создаются следующие службы : оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, энергетики и светомаскировки, радиационной и химической защиты, материально-технического снабжения, транспорта и др.

Служба оповещения и связи создается на базе узла связи во главе с его начальником. Ее задачами являются оповещение о возникновении чрезвычайной ситуации – передача сигнала ГО и сообщений о ЧС, поддержание связи в постоянной готовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи и др.

Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны во главе с ее начальником. На нее возлагается обеспечение надежной охраны объекта, поддержание общественного порядка при возникновении ЧС и во время проведения АСиДНР, наблюдение за режимом светомаскировки.

Служба убежищ и укрытий организуется на базе отдела капитального строительства и жилищно-коммунального отдела. Эта служба занимается разработкой плана размещения персонала объекта в защитных сооружениях, организацией строительства, обеспечением готовности убежищ и контролем за правильностью их эксплуатации, участвует в спасательных работах.

Служба радиационной и химической защиты (РХЗ) создается на базе химических и центральных заводских лабораторий. Она осуществляет мероприятия по защите персонала объекта, источников водоснабжения, пищеблоков, складов продовольствия от радиоактивных и отравляющих веществ, организует и подготавливает формирования и учреждения радиационной и химической защиты, осуществляет контроль за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты и специальной техники, организует посты радиационного и химического наблюдения (РХН) и осуществляет дозиметрический контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации радиоактивного и химического заражения.

Противопожарная служба организуется на базе подразделений ведомственной пожарной службы. Она разрабатывает противопожарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе РХЗ в дезактивации и дегазации участков заражения.

Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного и технического отделов. Она разрабатывает и проводит предупредительные мероприятия, повышающие устойчивость основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, неотложные работы по локализации и ликвидации аварий, разборку завалов и спасение людей.

Медицинская служба организуется на базе медицинских пунктов медсанчастей и поликлиник. Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения, обеспечивает медобслуживание семей, работающих в местах их рассредоточения.

Транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражей отделов. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуацией рабочих и служащих и доставкой их к месту работы: организует подвоз сил и средств к очагу поражения для перевозок рабочих, служащих, эвакуации пораженных, а также для других целей гражданской обороны.

Служба материально-технического снабжения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Задачами этой службы являются разработка плана материально-технического снабжения, своевременное обеспечение формирований всеми видами оснащения, организация ремонта техники и различного имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет, обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости персонала на объекте и в местах рассредоточения.

Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Начальник службы – главный энергетик объекта. Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей различного рода системами и средствами защиты и неотложные аварийно-восстановительные работы на них, планирует мероприятия по светомаскировке и первоочередным восстановительным работам.

В зависимости от специфики объекта и наличия базы могут создаваться и другие службы, например защиты продовольствия и воды, животных и т.д.

Количество служб на объекте определяется его начальником ГО.

На небольших объектах службы ГО не создаются, их задачи и функции выполняют отделы данного объекта (отдельные лица), которые руководят созданными формированиями ГО (командами, звеньями, постами).

8.3. Гражданские организации ГО

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июня 1999 г. № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны» на всех потенциально опасных, а также имеющих важное оборонное значение и представляющих высокую опасность возникновения ЧС объектах, создаются гражданские организации (далее – формирования) ГО. Они создаются, как и в целом в гражданской обороне, по территориально-производственному принципу.

Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в сфере их ведения, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют организации (ОЭ), которые создают формирования ГО. Аналогичным образом органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют организации (ОЭ), находящиеся в сфере их ведения, которые создают формирования ГО.

Организации (ОЭ), создающие формирования ГО, разрабатывают штаты и табели оснащения этих формирований техникой и имуществом, а также укомплектовывают их личным составом, техникой и имуществом. Руководители объектов экономики осуществляют подготовку и поддержание формирований в состоянии постоянной готовности к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Единой организационно-штатной структуры формирований ГО нет. Однако МЧС России совместно с федеральными органами и органами субъектов Российской Федерации разрабатывает примерную организационно-штатную структуру и рекомендации по нормам оснащения формирований ГО техникой и имуществом.

На основании этих рекомендаций руководители организаций (ОЭ) с учетом особенностей потенциально опасных объектов создают формирования ГО. Такими формированиями могут быть аварийно-спасательные, медицинские, противопожарные, аварийно-технические, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, механизации и др.

Личный состав формирований ГО комплектуется в мирное время за счет персонала организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

В формирования ГО могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II и III групп, беременных женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование и имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Формирования ГО обычно создаются в виде отрядов (200– 400 человек), команд (50–150 человек), групп (15–40 человек) и звеньев (3–10 человек).

При определении потребности формирований ГО за основу берется численность объекта на военное время. На небольших объектах экономики (до 500 человек) создаются только спасательные формирования обычной готовности. На объектах с численностью персонала от 500 до 3 тыс. человек создаются сводные группы; от 3 до 5 тыс. – одна сводная команда; от 5 до 8 тыс. – две сводные команды; от 8 до 15 тыс. человек – один сводный отряд.

Основное назначение формирований ГО – ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения (заражения) и зонах катастрофического затопления, а также выполнение других мероприятий ГО.

Классификация формирований ГО:

1) по назначению – формирования общего назначения и служб ГО (специального назначения);

2) по подчиненности – формирования территориальные и объектовые;

3) по срокам (степени) готовности – формирования повышенной и обычной готовности.

К формированиям служб ГО относятся посты радиационного и химического наблюдения, звенья связи, санитарные дружины и санитарные посты, противопожарные команды (отделения, звенья), аварийно-технические группы (звенья), отряды (команды, группы) радиационной и химической защиты, группы (звенья) по обслуживанию убежищ и укрытий, команды (группы, звенья) охраны общественного порядка, подразделений питания и др.

Формирования служб ГО создаются из специалистов соответствующего профиля и предназначаются для проведения в очагах поражения специальных работ и для усиления формирований общего назначения.

На объектах химической промышленности, особенно производящих или использующих ОХВ, служба радиационной и химической защиты является одной из важнейших служб системы гражданской обороны.

В состав данной службы входят следующие формирования:

1) группы (звенья) радиационной и химической разведки и посты радиационного и химического наблюдения;

2) сводные отряды (команды, группы) радиационной и химической защиты;

3) команды (группы) обеззараживания, создаваемые на базе предприятий коммунального хозяйства, цехов благоустройства предприятия, дорожно-эксплуатационных участков, треста (управления) озеленения и т.д.

Задача этих команд (групп) – защита персонала объекта и личного состава формирований от воздействия ОХВ, РВ, ОВ и БС методом обеззараживания (дегазации, дезактивации, дезинфекции) технологического оборудования, техники, транспорта, средств индивидуальной защиты, одежды, обуви и иного, а также санитарной обработки персонала организаций и личного состава формирований.

Территориальные и объектовые формирования ГО подразделяются на формирования общего назначения и специальные (службы ГО). Формирования общего назначения – сводные аварийно-спасательные отряды, аварийно-спасательные команды (группы) и разведгруппы ГО общей разведки; специальные формирования – формирования служб ГО.

Сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы) предназначены для розыска и выноса пораженных, находящихся под завалами в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях, оказания первой медицинской помощи и доставки к местам погрузки, расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных и поврежденных защитных сооружений, локализации аварий на коммунальных и энергетических сетях и других работ.

Все специальные и большая часть территориальных формирований являются формированиями повышенной готовности с возможностью их развертывания за 6 ч с момента получения соответствующего сигнала о приведении их в полную готовность. Степень готовности территориальных формирований устанавливается соответствующим начальником ГО.

Объектовые формирования комплектуются, как правило, по производственному принципу – по цехам, участкам, рабочим сменам и бригадам. В каждой рабочей смене создаются все типы формирований, предусмотренные для объекта в целом.

Для своевременной ликвидации последствий аварий (катастроф), стихийных бедствий, лесных пожаров часть объектовых формирований, как и специализированных (территориальных), содержится в повышенной готовности.

Формирования повышенной готовности укомплектовываются личным составом, техникой, транспортом, приборами РХР и комплектами СИЗ в первую очередь и с таким расчетом, чтобы их отрыв от работы не привел к нарушению производственного процесса.

Отделы ГО объектов совместно с командирами формирований разрабатывают планы приведения формирований в готовность (как приложение к плану ГО объекта).

Следует отметить, что на объектах химической промышленности вместо сводных отрядов (команд, групп) общего назначения создаются сводные отряды (команды, группы) радиационной и химической защиты, команды пожаротушения и санитарные дружины, а также другие формирования.

Примерная организация формирований ГО

Спасательная команда (СК) – объектовое формирование общего назначения обычной готовности. Она предназначена для проведения спасательных работ на объекте.

В своем составе СК имеет три спасательные группы по 25 человек в каждой и одну сандружину – 24 человека (6 звеньев по 4 человека). Всего в СК – 105 человек, 1 автомобиль, 1 мотоцикл. Имеются приборы РХР и ручной инструмент для резки металла. За 10 ч работы команда может извлечь из-под завалов и защитных сооружений до 1 тыс. человек и оказать пострадавшим первую помощь.

В зависимости от характера выполняемых задач команда усиливается формированиями служб.

Аварийно-техническая команда (АТК) – объектовое формирование обычной или повышенной готовности. Она предназначена для ликвидации и локализации аварий и временного восстановления поврежденных участков коммунально-энергетических сетей (КЭС).

В своем составе АТК имеет три группы по 13 человек (электротехническую, водопроводно-канализационных и газовых сетей). Всего в АТК 45 человек. В команду включены специалисты (электромонтеры, сантехники, газопроводчики) и средства механизации (бульдозер, экскаватор, автокран, компрессор и электростанция).

Обычно при проведении АСиДНР АТК и СК, работая вместе, усиливают друг друга, что ускоряет и облегчает проведение всего комплекса работ в очаге поражения.

Сводная команда (СВК) – основное формирование общего назначения повышенной готовности промышленного объекта.

Она предназначена для выполнения всего комплекса АСиДНР в очаге поражения на объекте и может привлекаться для ликвидации последствий стихийного бедствия и производственных аварий как на объекте, так и на других объектах района (города).

В своем составе СВК имеет: звено связи и разведки – 6 человек; две спасательные группы (СГ) по 25 человек в каждой; группу механизации (ГМ) – 26 человек (4 звена специалистов) и сандружину (СД) – 24 человека (6 звеньев по 4 человека). Всего 108 человек.

Команда имеет бульдозер, автокран, компрессор, 2 электростанции, 2 сварочных аппарата, радиостанцию, приборы РХР, 6 грузовых автомобилей, из них 1 – в звене связи, 1 – в СД, 4 – в ГМ.

Ориентировочные возможности СВК за 10 ч работы:

1) устройство проезда по завалу шириной 3–3,5 м – до 1 км;

2) откопка и вскрытие заваленных убежищ – 3–4 шт.;

3) извлечение пострадавших – до 500 человек и оказание им помощи;

4) отключение 5–10 участков разрушенных КЭС;

5) установка в 10 колодцах пробок (заглушек);

6) возведение защитных сооружений – до 10 шт.

При выполнении трудоемких работ СВК может быть усилена инженерной техникой сводной команды механизации работ.