Основы пожарной безопасности. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста Причины возникновения пожаров


Булыгина Валентина Николаевна
Проект «Пожарная безопасность»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 12 «Солнышко»

Проект «Пожарная безопасность»

Актуальность проекта
Он красив и ярко-красен, но он жгуч, горяч, опасен. Много лет огонь служит и угрожает людям, а они пытаются найти от него защиту. Чаще всего причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно, оставляют детей без присмотра, разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже в дошкольном возрасте воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для этого. Детскому саду и родителям надо объединить усилия для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии. Необходима целенаправленная работа по формированию у детей культуры пожаробезопасного поведения.

Цель проекта:

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:

  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила пожарной безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;
  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;
  • Показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта, вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.

Прогнозируемые результаты:

Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного, и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения;

Создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ;

Координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;

Участники проекта : Дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Первый этап проекта «Подготовительный»

Изучение методической литературы по проблеме пожарной безопасности.

Второй этап проекта «Этап активной деятельности»

Виды детской деятельности:

Социально – коммуникативное развитие

Создание игровых, обучающих ситуаций «Коза забыла убрать утюг», «Спасти ребёнка».

Театрализованная деятельность: драматизация «Кошкин дом».

Подвижные игры «Кто быстрее», «Быстрые и ловкие», «Пожарные на учении».

Дидактические игры «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы-источники пожара».

Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные», «Служба спасения».

Строительные игры «Пожарная часть».

Дидактическая игры «Огонь- друг и враг», «Выясни причины пожара»,

«Части – целое», «Найди отличия», «Собери картинку»

Коммуникация

Беседы «Пожарный – профессия героическая», «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых? »

Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки».

НОД «Пожарная безопасность в природе». Заучивание стихотворений из сборника «Спички не игрушки, огонь не забава».

Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда» или «Почему это случилось?»

Занятие на тему «Пожарная безопасность»

Рассматривание плакатов, иллюстраций по теме «Пожар».

Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть? ».

Подборка стихов и загадок о пожаре и пожарных.

Уходя тушите свет!

Знай, любые провода

Повреждённые – беда!

Ведь они опасны слишком

Замыкание как вспышка!

Дать друзьям такой совет

Просто каждый может:

Уходя тушите свет

И приборы тоже

Мы – пожарные

На машине ярко-красной

Мчимся мы вперёд.

Труд тяжёлый и опасный

Нас, пожарных, ждёт.

Не берите в руки спички!

Чтобы лес, звериный дом,

Не пылал нигде огнём,

Чтоб не плакали букашки,

Не теряли гнёзда пташки,

А лишь пели песни птички,

Не берите в руки спички!

Познавательное развитие

НОД на тему «Если в доме случился пожар. Телефон 01».

Экскурсия по детскому саду «Знакомство с уголком противопожарной безопасности».

Экскурсия в прачечную «Утюг детям не игрушка»

Просмотр видеофильма «Огонь друг – огонь враг», «Кошкин дом».

НОД «Большая беда от маленькой спички»

Опытно-экспериментальная деятельность: «Опыт со свечой, огнем».

Презентация «Правила пожарной безопасности»

Изобразительная деятельность (Продуктивная деятельность)

Рисование «Пожарная машина», раскрашивание картинок-раскрасок «Спички детям не игрушка»

Конструирование из конструктора и строительного материала «Пожарная часть»,

«Пожарный автомобиль».

Лепка «Пожарный»

Художественная литература

Чтение и беседа по содержанию рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».

Чтение и беседа с детьми по рассказам Б. Житкова «Дым», «Пожар», «Что я видел»,

Чтение стихотворений С. Я Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».

Работа с родителями

Информация в родительском уголке «Из истории пожарной службы»

Газета для родителей «Огонь – опасная игра»

Папка – передвижка «Основные правила поведения при пожаре»

Консультации для родителей: «Ребенок и огонь: обеспечим безопасность»,

«О необходимости обучения детей правильному поведению во время пожара»,

«Чтобы не было беды»,

«Ребёнок один дома».

Родительский час «Обучение детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности».

Оказание помощи в создании развивающей среды (иллюстрации, предметы быта, средства пожаротушения, дидактические и сюжетные игры).

Совместная постановка спектакля «Кошкин дом» (педагоги-дети-родители).

Третий этап «Презентация»

  1. Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды»
  2. Объявление конкурса детско-родительской поделки по теме

  1. Проведение эстафеты «Юные пожарные»
  2. Учебная тревога – игра «Эвакуация»
  3. Непосредственная образовательная деятельность с детьми по пожарной безопасности.

Знает каждый гражданин при пожаре звони 01

Досуг "Ловкие пожарные"

Закреплять знание правил пожарной безопасности и средств тушения огня.
Упражнять в беге, лазанье; развивать ловкость и быстроту движений.
Воспитывать уважение к труду пожарных.
Вызвать эмоциональный отклик от совместной деятельности с родителями.

Действующие лица:

Ведущий, Рассеянный.

Оборудование:

1. Одежда для аттракциона для каждого участника (куртка, брюки).
2. Два телефона (игрушечные).
3. Два больших ведра с водой, два маленьких ведерка, две прозрачные емкости.
4. Круги из линолеума (10 шт.); мягкие модули;
5. Два обруча.

Ведущий:

Ребята, как называются люди, которые могут победить огонь? (пожарные) Для того чтобы помогать людям, пожарные должны быть сильными, ловкими и быстрыми. Для этого они проводят тренировки и учения. А вы хотели бы стать смелыми пожарными? Сегодня мы проведем свои учения и узнаем, годитесь ли вы в пожарные.

Участники (родители вместе с детьми) разбиваются на две команды: «Огнеборцы» и «Пожарные», выбирают капитанов, приветствуют друг друга стихами.

Работу команд оценивает жюри, в составе которого может работать инспектор ВДПО.

Дети:

Мы смелыми пожарными быстрее стать хотим.

В машинах настоящих мы к людям поспешим.

Пусть мы маленького роста, Только рост здесь не причем.

Мы всегда готовы взрослым помогать в борьбе с огнем.

Ведущий: Первый конкурс для родителей. Участники по сигналу должны надеть и застегнуть все обмундирование. А дети будут стараться им в этом помочь.

  1. «Пожарная тревога»

На стульях висит одежда для родителей, настоящая боевая одежда пожарных. Участники по сигналу должны надеть и застегнуть все обмундирование.

Жюри подводит итоги. Входит человек Рассеянный.

Рассеянный: Здравствуйте, я человек рассеянный с улицы Бассеянной, пришел я утром на перрон, но сел в автобус, а не в вагон. Хотел приехать домой, но вижу сейчас, что я приехал в ваш детский сад. Чем это вы здесь занимаетесь?

Ведущий: Здесь соревнуются будущие пожарные.

Рассеянный: Можно я тоже буду с вами соревноваться, ведь я лучший знаток правил пожарной безопасности?

Человек Рассеянный участвует во всех состязаниях, выполняя задания с ошибками. Дети исправляют его.

Ведущий: А теперь конкурс для капитанов. Посмотрим, как они вызовут пожарных по телефону, если вдруг случился пожар.

  1. Конкурс для капитанов «Вызов пожарных»

(Кто грамотнее и правильнее, из капитанов, сделает вызов пожарных по телефону. Капитаны набирают номер 01, называют Ф.И., адрес и что горит.)

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий: Следующая эстафета для команд называется «ловкие пожарные». В этой эстафете каждая команда продемонстрирует нам, как они быстро умеют потушить пожар с помощью воды.

  1. Эстафета «Ловкие пожарные»

Участники набирают воду из большого ведра в маленькие ведерки, вместе с ними преодолевают препятствия из модулей, перебираются по кругам из линолеума и заливают «огонь», выливают воду в прозрачную ёмкость. Побеждает та команда, в чьей ёмкости оказалось больше воды.

Жюри подводит итоги. Ведущий: Ну, что команды показали нам как они умеют ловко справляться с пожаром с помощью воды. А теперь хотелось бы посмотреть, так же ловко и быстро они сумеют спасти из огня людей? Ведь спасение человека из пожара, пожалуй самая важная задача, которая всегда стоит перед пожарными.

  1. Эстафета «Спасение пострадавших из огня»

Капитаны бегут с обручами к команде и забирают каждый раз по одному участнику, пока не выведут всех членов команды из «огня»

Жюри подводит итоги. Ведущий: Молодцы! Хорошо справились со своей работой! А ты, что думаешь человек рассеянный? Хоть чему, то научили тебя наши команды? Рассеянный: Какие вы все молодцы! Я многому у вас научился. Ведущий: Ну, а теперь мы предлагаем самым младшим в командах посоревноваться в знаниях. Предлагаю вам отгадать загадки.

  1. Загадки про пожарных

С огнем бороться мы должны - Мы смелые работники. С водою мы напарники, так кто же мы? (пожарники)

Это тесный, тесный дом: Сто сестренок жмутся в нем. И любая из сестер Может вспыхнуть, как костер. Не шути с сестричками, тоненькими... (спичками)

Вьется, взвивается. В небо устремляется (дым)

Таять может, да не лед. Не фонарь, а свет дает (свечка)

На привале нам помог: Суп варил, картошку пек. Для похода он хорош, Да с собой не понесешь (костер) Шипит и злиться, Воды боится. С языком, а не лает. Без зубов, а кусает (огонь)

Ведущий: Пожалуйста, жюри поведите итоги интеллектуального конкурса. А также мы хотели бы услышать результаты и подведение итогов для каждой из команд.

. Жюри подводит итоги. Команды награждаются значками «Юный пожарный».

Ведущий: Спасибо командам! У наших пожарных растет достойная смена.

Жанна Аниканова
Перспективное планирование работы с родителями по пожарной безопасности

Цель : дать информацию о методах, формах и приёмах работы с детьми дома о пожарной безопасности ; привлечь к изготовлению дидактических игр, пособий и атрибутов к сюжетно-ролевым играм; дать рекомендации для корректировки поведения детей в экстремальных ситуациях; воспитывать осознанное отношение к проведению бесед с детьми по пожарной безопасности .

Средняя группа :

1. Анкетирование.

2. Оформление стенда «Пожарная безопасность » : «Противопожарный режим ДОУ » , «План эвакуации воспитанников и работников в случае возникновения пожара », «План противопожарных мероприятий на год »

3. Папка-передвижка : «Пожарная безопасность детям дошкольного возраста»

4. Встреча с пожарным инспектором .

5. Изготовление :

Атрибутов к драматизации сказки С. Маршака «Кошкин дом» ,

игре : «Срочный вызов на пожар » .

6. Консультация : «Что надо знать детям дошкольного возраста о правилах пожарной безопасности », «Методика обучения детей использованию электронагревательных приборов» .

7. Участие :

- в развлечении : «Человеку друг огонь, только зря его не тронь» ,

- в утреннике : «Моя безопасность »

8. Памятка : «Защитим свой дом от пожара » , «Как вести себя на пожаре »

9. Изготовление дидактической игры : «Отгадай по описанию» , «Угадай электрический прибор» , «Горит – не горит» , «Найди пару» .

10. Выставка семейных работ по теме : «Внимание огонь!»

Старшая группа :

1. Папка-передвижка : «Детские травмы на пожарах » .

2. Изготовление дидактической игры : «Занимательная шкатулка» , «Отгадай профессию» , «Разложи по порядку»

3. Консультация : «Методика проведения работы по формированию основ пожарной безопасности с детьми дошкольного возраста», «Что читать детям о работе пожарных »

4. Участие :

- в музыкальном утреннике : «Мистер ЖОГ»

- в физкультурном досуге : «Огнеборцы»

В утреннике, посвящённом ко Дню пожарной охраны : «И малым детям знать пора, что спички страшная игра» .

5. Памятка : «Пусть ёлка дарит только радость!» , «Пожарная безопасность в лесу »

6. Изготовление :

Атрибутов и костюмов к сюжетно-ролевой игре : «Мы пожарные » ,

Изготовление масок к драматизации стихотворения К. Чуковского «Путаница» .

Иллюстрированной памятки «Детям о пожарной безопасности »

7. Беседа : «Действия при возникновении пожара в жилом доме . Порядок вызова пожарной охраны ».

8. Выставка семейных работ на тему : «Спички детям не игрушка»

Подготовительная группа :

1. Беседа : «Шалость детей с огнём» .

2. Участие :

- в литературной викторине : «Что, где, когда» .

- в утреннике : «Внимание огонь!»

3. Составление альбома загадок на пожарную тему .

4. Изготовление дидактической игры : «Что сначала, что потом» , «Средства пожаротушения » .

5. Памятка : «Как правильно сообщить о пожаре » , «Способы тушения пожара и действия по спасению» , «Рекомендации населению по способам и приёмам спасения при пожаре ».

6. Изготовление макета : «Пожарная часть »

7. Выставка семейных работ на тему : «Пожарная безопасность детям »

8. Творческий проект «Дизайнеры» : изготовление безопасного подсвечника .

9. Помощь в создании макета : «Пожар на улице города » .

10. Консультация : «Оказание первой помощи пострадавшим с ожогами и отравлением угарным газом».

11. Блиц – турнир : «Пожарная безопасность » .

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида с. Наумовка муниципального района

Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Проект

«Работа с родителями по пожарной безопасности»

в средней группе

Разработала: Рахимова Рита Флюровна

Паспорт проекта.

Название проекта: «Работа с родителями по пожарной безопасности».

Тип проекта: практико - ориентированный

Вид проекта: долгосрочный (1 год)

Срок реализации проекта: в течение года

Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги средней группы

Актуальность темы: Трагическая статистика заставляет задуматься; десятки детей в основном дошкольного возраста ежегодно пополняют список жертв огня. Нередко причиной гибели детей становятся, незнание элементарных правил поведения при пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и проблемы в знании опасных свойств различных материалов и предметов, которые могут явиться источником пожара. Анализ многих происшествий связанных с поведением ребенка во время пожара показывает, что малышей отличает пассивно- оборонительная реакция; ребенок от страха прячется в укромный уголок комнаты вместо того, чтобы покинуть помещение или позвать на помощь. Так же детям свойственна тяга к огню и поэтому запреты, малоэффективны и вызывают интерес. Главная задача взрослых помочь , начиная с дошкольного возраста, утвердится в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести. В нашем детском саду также широко рассматривается этот вопрос и данный проект направлен на реализацию этих задач.

Цель проекта: Совершенствование знаний родителей о правилах пожарной безопасностии объединение усилий воспитателей и родителей, чтобы уберечь детей от возможной трагедии

Задачи проекта:

1. Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы;

2.Распространять среди родителей педагогические знания о ПБ.

3.Привлекать внимание родителей к необходимости проводить с детьми беседы, познавательные , рассматривать иллюстрации;

Принципы реализации проекта:

1.Доступность -адаптированность материала

2. Систематичность и последовательность

Постепенная подача материала от простого к сложному

3. Дифференциация

Создание благоприятных условий для реализации проекта

Э т апы реализации проекта:

I этап: подготовительный 1. Разработка г одового плана работы с родителями по теме

2.Подбор художественной и познавательной литературы

3.Подбор иллюстрированного материала, создание презентаций

4.Подбор стихотворений, рассказов

5.Разработка консультаций,памяток, физкультурного развлечения, викторины, родительского собрания

6.Введение родителей в проблему, активизируя интерес к ней

7. Самообразование воспитателя по теме «Пожарная безопасность в детском саду»

II этап: практический:

ГОДОВОЙ ПЛАН

Наименование мероприятия

срок

Анкетирование «Знакомы ли вы с правилами пожарной безопасности»

сентябрь

Консультация « Что такое огонь?»

Памятка «Пожарная безопасность дома»

октябрь

Консультация «С огнем играть опасно, это всем должно быть ясно»

Викторина «Мы - лучшие знатоки пожарной безопасности»

ноябрь

Выставка стенгазет«Пожарную безопасность должны все знать!»

Консультация «Правила пожарной безопасности дома и в общественных местах во время новогодних праздников »

декабрь

Конкурс семейных рисунков «Осторожно – огонь!»

январь

Консультация «Что делать, если….?»

февраль

Конкурс макетов по правилам пожарной безопасности

Спортивное развлечение «Пожарные на учении»

март

Консультация «Как оказать первую помощь при ожоге»

Памятка «Пожарная безопасность в лесу»

апрель

Консультация «Экстремальные ситуации»

Родительское собрание «Будь осторожен с огнем!»

май

III этап: заключительный

Итоговое мероприятие: Родительское собрание

Ожидаемые результаты:

Воспитанники:

имеют знания о правилах пожарной безопасности;

знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на данную тематику;

владеют расширенным словарным запасом;

имеют представление о правилах поведения во время пожара;

имеют представление о профессии пожарных

Родители:

активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Педагоги:

осуществляют инновационную деятельность;

повышают профессиональный уровень.