Публичные обязательства бюджетных и автономных учреждений: особенности учета и отчетности. Публичные нормативные обязательства Что такое публичное нормативное обязательство


Гражданам страны предоставлено право обоснованно требовать строгого соблюдения положений законодательства и, в первую очередь, публично-нормативных обязательств. Их реализация призвана поддерживать население в материальном плане в особых жизненных ситуациях. Не все понимают, что такое публичные нормативные обязательства, каковы актуальные примеры их исполнения и что нужно знать россиянам о данных выплатах.

Основные понятия

Трактовку термину «публичные обязательства» дает ныне действующий Бюджетный кодекс. Так, согласно 6 его норме под таковыми понимаются – вытекающие из закона или иного НПА расходные обязательства публично-правового образования перед населением, субъектом хозяйствования, иным субъектом с равнозначным статусом, которые должны быть исполнены в порядке, на условиях и в срок, оговоренный в самом законе или ином НПА.

Особые признаки публично-нормативных обязательств страны в целом, отдельного ее субъекта и муниципального образования:

  • Безвозмездность.
  • Возникают в рамках публично-правовых отношений.
  • Характеризуются расходной составляющей перед потребителем.

Виды обязательств

Ключевая задача учреждений бюджета и автономий является осуществление полномочий органов местного самоуправления и исполнительной власти, выступающие по отношению к ним учредителями, в той сфере экономического сектора, к которой структура относится. Фактически их функция сведена к исполнению публичных обязательств. Это фактически аксиома, но некоторые учреждения ее принимать не стремятся, хотя это обязательно.

Под публичными нормативными обязательствами подразумевают различного рода выплаты государства населению

Помимо законодательного определения самого понятия обязательств, закреплены еще и виды публичных нормативных обязательств. В их числе выплаты:

  • Детям, лишившимся родительского попечения.
  • Сиротам, обучающимся в учреждениях образования разного уровня (от начального до высшего) гос.формы собственности.
  • Педагогам-бюджетникам компенсационного характера за приобретение периодических изданий.
  • Научным сотрудникам, имеющим степень доктора, или пребывающим в статусе аспиранта на покупку специализированной литературы.
  • В связи с беременностью и родам.
  • На содержание детей до 3 лет.
  • Выплаты ветеранам, инвалидам.
  • Поддержка Героев Советского Союза, Героев РФ, героям войны.

Ввиду многообразия элементов структуры, отражающей, что именно относится к нормативным публичным обязательствам, характеристики будут даны основным, которые наиболее часто реализуются.

Выплаты по потере кормильца

Нормативно предусмотрена возможность и условия, при которых назначаются страховые пенсии и пособия по потере кормильца. Категория граждан, которые могут претендовать на получение таких субсидий, состоит из лиц с обязательным пенсионным страхованием, а также их иждивенцев. Решение о назначении выплат принимают территориальные подразделения пенсионных органов с учетом большого количества переменных (страховой стаж, период поступления отчислений в ПФ РФ, величина отчислений и т. д.). Перечень обстоятельств, подлежащих учету, прописан в 3 норме ФЗ №400.

Если дети в возрасте до 18 лет получали иную пенсию и до потери кормильца, но доходы последнего были фактически единственным источником средств существования, то им предоставлено право перейти на соответствующие выплаты.

Государство помогает при утрате кормильца

Обратиться за пенсией по случаю утраты кормильца могут:

  • Дети не достигшие совершеннолетия, а равно старшего возраста, не превышающего 23 лет, при условии, что они проходят обучение по гос.программам как на территории страны, так и вне ее пределов.
  • Инвалиды независимо от возраста, если увечье, приведшее к группе, получено до совершеннолетия.
  • Взрослые дети, которые осуществляют уход за родственником или собственным чадом. Страховые пенсии распространяются на всех членов семьи, которые утратили кормильца (и ухаживающие, и те, за которыми уход осуществляется). Если же физическое лицо само стало причиной смерти кормильца, что установлено решением суда, вступившим в законную силу, то право на выплату оно теряет.

Пенсии военнослужащим

Каждый военнослужащий управомочен получать соответствующую пенсию при условии ухода в отставку. Если служба продолжается, то выплата не осуществляется. Также требуется наличие достаточной продолжительности выслуги, в которую входит весь период службы, в том числе и при льготном исчислении (пересмотру установленная выслуга не подлежит).

К военнослужащим, имеющим право на специальную пенсию, относятся:

  • Аттестованные сотрудники, проходившие службу 20 лет и более в ВС РФ, системах МВД, МЧС, ГПГ и УИС. ФССП не включены в число таковых, поскольку это гражданская государственная служба.
  • Отправленные в отставку по здоровью или по достижении предельного возраста пребывания на службе, уволенным по причинам проведения организационных или штатных мероприятий. Если лицо достигло 45 лет и имеет 25-летний стаж, из которого половина - служба в вышеназванных военизированных структурах.

Уходя на заслуженный отдых, т. е. оформляя выплату, сотрудник может не прекращать работать, при условии, что есть действующий трудовой договор. В таком случае пенсия им положена и как военнослужащим, которая будет выплачиваться соответствующим ведомством, так и пенсия по старости на общих основаниях.

Расчет пенсионной выплаты осуществляется по стандартным правилам, применяемым к трудовым пенсиям, т. е. с учетом капитала и среднемесячного заработка, которые не учитывались при установлении военной пенсии.

Среди обязательств также числятся пенсионные выплаты военнослужащим

Размер пенсии военного при минимально требуемой выслуге в 20 лет составляет половину среднемесячного заработка. Далее, за каждый год сверху прибавляется по 3% от указанной суммы. Максимальный размер пенсионного содержания - 85% заработка.

Если условие о 20-летней выслуге не выполняется, но есть хотя бы 12,5 лет и общий трудовой стаж 25 лет, то военная пенсия также полагается в размере 50% среднемесячного довольствия. За каждый год сверх минимального трудового стажа, размер пенсии увеличивается на 1%.

Размер выплаты военнослужащему не может быть ниже пенсии по возрасту, который каждый год пересматривается и определяется в федеральном законе.

Военный пенсионер может отказаться от профильной выплаты и открывать трудовую пенсию, поскольку в некоторых регионах таковые назначаются с определенными надбавками.

Выплаты отдельным категориям

Социальная направленность Российской федерации предполагает защиту отдельных слоев населения, ввиду чего еще в 1994 году был издан Указ, ориентированный на это. В нем были предусмотрены выплаты наиболее уязвимым в финансовом плане категориям граждан. Так, действующим аспирантам и студентам, а также пребывающим в академических отпусках в связи с мед.показаниями, осуществлялись выплаты в размере 50 рублей.

Беременные на последних сроках и новоиспеченные матери также имели право на получение выплат. Обязанность по их выдаче возлагалась на учреждения или организации (форма собственности значения не имеет), в которых данные лица официально трудились. Это правило распространялось на женщин-военнослужащих, которые пребывают в отпуске по беременности и родам. Аналогичная компенсация полагается женам рядового и нач. состава военизированных подразделений, которые не состоят в трудовых отношениях, находящихся в отдаленных гарнизонах.

Даже прекращение существования субъекта, с которым у женщины были до декретного отпуска неоконченные трудовые отношения, не лишает ее на получение выплаты до исполнения ребенку 3 лет.

Беженцы могут рассчитывать на выплаты со стороны государства

Выплаты от МВД и Минобороны

На получение некоторых минимальных сумм претендуют и родственники сотрудников, которые погибли. Данная компенсация строится по аналогии с теми, что производится Минобороны, но в значительно меньших размерах. На 2017 года, выплата в случае смерти полицейского или военного при исполнении обязанностей, составляла до 8000 рублей.

Выплаты беженцам

При условии получения свидетельства, которым устанавливается такой статус на территории страны иностранному гражданину или апатриду, каждый из членов его семьи имеет право на единовременное пособие. Конкретная сумма, причитающаяся к выдаче, определяется регулярно Правительством.

Саму выплату осуществляет отечественный Сбербанк по предоставлению справки, которая действительна только 7 дней. В случае отказа в присвоении статуса, ранее выплаченные суммы возврату не подлежат, за исключением ситуаций, когда документы, по которым осуществлялся расчет, были сфальсифицированы.

Чернобыльские выплаты

Осуществление таких выплат производится уже не один десяток лет, но в 2016 году были существенные изменения соответствующего законодательства. Так, размер причитающихся сумм пострадавшим от аварии, а также ликвидаторам был пересмотрен в сторону увеличения, а вот список населенных пунктов, которые подверглись загрязнению радионуклидами, был пересмотрен в сторону сокращения. Дополнительные выплаты в рамках данного законодательства предусмотрены на детей лиц, пострадавших от аварии.

Из видео можно узнать об обеспечении обязательств:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Чтобы оплатить расходы, казенные учреждения принимают и исполняют бюджетные и денежные обязательства. Такие операции относят к санкционированию расходов бюджета. В статье найдете проводки для учета принятых, принимаемых и отложенных бюджетных обязательства в бюджетном учете 2018 года.

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Как происходит санкционирование расходов

Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Делают это, чтобы проконтролировать целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Санкционирование расходов бюджета проходит четыре этапа:

Этапы

Что сделать на каждом этапе

1. Принять и учесть бюджетные и денежные обязательства

Получатель бюджетных средств (ПБС) заключает госконтракты и соглашения, формирует Сведения о бюджетном обязательстве (ф. 0506101) и подает их в орган Казначейства России. После этого или одновременно ПБС заполняет Сведения о денежном обязательстве (ф. 0506102). Их направляют в орган Казначейства вместе с документами для оплаты госконтракта. Формировать Сведения (ф. 0506102) может и сам орган Казначейства.
Бухгалтер отражает бюджетные и денежные обязательства в учете

2.Подтвердить денежные обязательства

ПБС формирует и подает в орган Казначейства заявку на кассовый расход, которая подтверждает обязанность оплатить денежное обязательство

3. Санкционировать оплату денежных обязательств

Специалисты органа Казначейства России проверяют заявку на кассовый расход и ставят отметку, которая разрешает санкционировать оплату денежного обязательства

4. Подтвердить исполнение денежных обязательств

Орган Казначейства оплачивает обязательство с единого счета бюджета. В выписке из лицевого счета ПБС проходит кассовый расход.

В каких пределах принимать бюджетные обязательства в 2018 году

ПБС принимает бюджетные обязательства, когда заключает госконтракты или другие договоры с организациями и гражданами. Обязательства принимайте в пределах суммы лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), которую распорядитель утвердил и довел до учреждения.

Без выделенных ЛБО нельзя планировать и начинать закупки. Но есть исключения.

Если ПБС исполняет публичные нормативные обязательства, их принимают в пределах доведенных бюджетных ассигнований.

На каких счетах учитывать

Учет операций по санкционированию расходов бюджета отражайте на счетах:

  • 501.00 «Лимиты бюджетных обязательств» – постановку на учет лимитов бюджетных обязательств;
  • 503.00 «Бюджетные ассигнования» – принятие к учету бюджетных ассигнований;
  • 502.00 «Обязательства» – учет бюджетных и денежных обязательств.

При этом в 22-м разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года:

  • 1– текущий;
  • 2– очередной;
  • 3– второй год, следующий за текущим;
  • 4– третий год, следующий за текущим;
  • 9– иной очередной год за пределами планового периода.

Как принять бюджетные обязательства

Процедуры принятия бюджетных и денежных обязательств являются стадиями исполнения бюджета по расходам. Бюджетные и денежные обязательства ставьте на учет в органах Казначейства. Для получателей средств федерального бюджета Порядок установлен приказом Минфина России от 30 декабря 2015 № 221н.

В текущем финансовом году обязательства принимайте с учетом принимаемых, принятых и неисполненных обязательств прошлых лет.

Порядок заполнения отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

Как учесть бюджетные обязательства

К принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года отнесите расходные обязательства, которые будут исполнены в текущем году. Также к ним отнесите бюджетные обязательства прошлых лет, которые приняты, но не исполнены.

Учет принятых бюджетных обязательств ведите на основании подтверждающих документов. Принимайте к учету бюджетные обязательства только в пределах доведенных до них ЛБО или бюджетных ассигнований.

В бюджетном учете отразите обязательства:

  • по выплате зарплаты (денежного содержания, вознаграждения, довольствия) сотрудникам – в объеме утвержденных на год ЛБО;
  • по выплате сотрудникам, госслужащим, военнослужащим, иным категориям работников командировочных расходов, иных выплат (в т. ч. суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами, служебными контрактами – в сумме начисленных обязательств или выплат;
  • по публичным нормативным обязательствам перед физическими лицами – в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат);
  • по перечислению обязательных платежей в бюджет: налогов, сборов, пошлин, взносов и других выплат – в сумме начисленных платежей;
  • по субсидиям организациям, предпринимателям и гражданам – производителям товаров, работ, услуг по нормативно-правовым актам, бюджетным и автономным учреждениям:
    – в сумме заключенных договоров (соглашений) о предоставлении субсидии – если иное основание не предусмотрено нормативно-правовыми актами;
    – в объеме ЛБО соответствующего бюджета на указанные цели – если договоры или соглашения не заключены;
  • по другим расходным обязательствам – в сумме обязательств, которые подтверждены документами.

Как принять денежные обязательства

Денежные обязательства отражайте на счете 502.02 «Принятые денежные обязательства».
Оплату денежных обязательств проводите в пределах доведенных:

  • бюджетных ассигнований – по публичным нормативным обязательствам;
  • ЛБО – по остальным денежным обязательствам.

Обязательств по контрагентам

По расчетам с контрагентами (кроме расчетов с подотчетными лицами и по платежам в бюджет) обязательства принимайте в разрезе получателей авансовых платежей на основании:

  • данных аналитических счетов счета 206.00 (разница дебетовых и кредитовых оборотов) – авансовые платежи по принятым бюджетным обязательствам за минусом произведенных возвратов указанных авансов. Не включайте остатки выданных авансов (числящихся на начало периода) по счету 1.206.00.000 и кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты за текущий период;
  • кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00 – начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году. Не включайте кредитовые и дебетовые обороты, отражающие изменение кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет;
  • дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00, счета 304.02, счета 304.03 – денежные обязательства прошлых лет, исполненные в текущем периоде.

Обязательства по подотчетникам

По расчетам с подотчетными лицами (в разрезе подотчетных лиц) принимайте обязательства на основании:

  • данных по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 (дебетовые обороты минус кредитовые обороты) – полученные подотчетными лицами денежные средства за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей. Способ выплаты средств значения не имеет;
  • дебетовых оборотов по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 – полученные подотчетными лицами в текущем периоде денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.

Не включайте остатки выданных авансов, которые числятся на начало отчетного года по счету 208.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты;

Обязательства по платежам в бюджет

По обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы (в разрезе платежей) принимайте на основании:

  • кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.730–1.303.13.730) – начисленные в текущем периоде платежи – налоги, сборы, пошлины, взносы и иные обязательные платежи;
  • дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.830–1.303.13.830) – обязательства по перечислению платежей прошлых лет, которые числятся на начало текущего года, исполненные в текущем периоде.

Не учитывайте показатели расчетов по излишне перечисленным платежам, которые числятся на начало текущего периода по счету 303.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты.

Обслуживание долговых обязательств

Расходы на обслуживание долговых обязательств принимайте на основании аналитических данных по соответствующим счетам счета 301.00 в сумме:

  • кредитовых оборотов – начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, которые подлежат исполнению в текущем финансовом году;
  • дебетовых оборотов – исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств.

Подтверждающие документы

Возникновение денежных обязательств отражайте в учете на основании подтверждающих документов. Например, это:

Принятие денежных обязательств, а также суммы внесенных изменений в сторону увеличения или уменьшения отразите проводками:

Дебет счета

Кредит счета

Приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на основании документов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг:

– на текущий финансовый год

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

– на очередной финансовый год

КРБ.1.502.21.000

КРБ.1.502.22.000

Уменьшение принятых денежных обязательств в текущем году

Методом «красное сторно»

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

000 – код КОСГУ, если по нему детализирована бюджетная смета и доведены лимиты. Если же лимиты доведены по видам расходов – указывайте нули.

Пример, как отразить в бухучете принятые в текущем финансовом году бюджетные и денежные обязательства

В январе казенное учреждение «Альфа» разместило извещение о проведении электронного аукциона на закупку оборудования. НМЦК контракта – 580 000 руб. По итогам аукциона «Альфа» заключила контракт с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» на сумму 560 000 руб.
Согласно учетной политике учреждение «Альфа» принимает к учету обязательства:

  • принимаемые – на основании извещения о закупке конкурентным способом, размещенного в ЕИС;
  • принятые – на основании заключенного контракта;
  • денежные – на основании товарной накладной, подтверждающей переход права собственности на имущество.

Смета учреждения по КОСГУ не детализирована.
В бухучете бухгалтер «Альфы» принял обязательства проводками:


Дебет счета

Кредит счета

Сумма, руб.

В день размещения извещения о закупке

Отражено принимаемое обязательство (основание – извещение о проведении электронного аукциона)

КРБ.1.501.13.000

КРБ.1.502.17.000

В день подписания контракта

Скорректировано принимаемое обязательство на сумму экономии по результатам электронного аукциона

КРБ.1.502.17.000

КРБ.1.501.13.000

Принято обязательство (основание – контракт поставки)

КРБ.1.502.17.000

КРБ.1.502.11.000

Приняты денежные обязательства (основание – товарная накладная и акт приема-передачи оборудования)

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000


Два примера заполнения отчета (ф. 0503128)

Пример 1. В отчетном периоде федеральное казенное учреждение вело расчеты с контрагентами

Сформированный журнал операций выглядит следующим образом:

Хозяйственная операция

Сумма, руб.

Доведены ЛБО

1 501 15 310
1 501 15 340
1 501 15 226
1 501 15 212
1 501 15 211

1 501 13 310
1 501 13 340
1 501 13 226
1 501 15 212
1 501 15 211

300 000
500 000
250 000
125 000
250 000

Отражены принимаемые бюджетные обязательства по конкурсным процедурам

1 501 13 310
1 501 13 340

1 502 17 310
1 502 17 340

150 000
400 000

Заключены контракты по результатам конкурсных процедур

Выявлена экономия по результатам конкурсных процедур

Заключены контракты без применения конкурсных процедур

1 501 13 340
1 501 13 226

1 502 11 340
1 502 11 226

100 000
150 000

Выплачен аванс поставщику по основным средствам

Отражена сумма денежных обязательств на сумму аванса

Поступили основные средства от поставщика

Произведен зачет аванса

Отражена оставшаяся сумма денежных обязательств

Поступили материалы от поставщика

Оплачены материалы поставщику

Выдана подотчетная сумма

Отражены бюджетные обязательства по подотчетным суммам

Отражены денежные обязательства по подотчетным суммам

Выплачена заработная плата сотрудникам

1 302 11 830
1 501 13 211
1 502 11 211

1 304 05 211
1 502 11 211
1 502 12 211

100 000
100 000
100 000

Проследите за тем, чтобы оплата контрактов проходила по тем кодам видов расхода, по которым приняты лимиты бюджетных обязательств. Иначе в строках 11 и 12 отчета будут показатели с показателями «минус». А при сдаче отчета выйдет протокол с критической ошибкой.

Пример. Бухгалтер казенного учреждения в первом полугодии начислил зарплату персоналу на сумму 220 тыс. руб.

Кроме того, учреждение заключило договор на поставку объектов основных средств по КВР 242 – 200 тыс. руб., по КВР 244 – 320 тыс. руб.
Были приняты лимиты бюджетных обязательств:
– КВР 121 – 500 тыс. руб.;
– КВР 242 – 300 тыс. руб.;
– КВР 244 – 700 тыс. руб.
Однако ошибочно вся оплата прошла по КВР 242. При формировании отчета по форме 0503128 вышла пересортица.
И при загрузке на сайт органа казначейства вышел протокол с наличием критической ошибки.

Прочие обязательства

В отдельном порядке выделяются публичные, публичные нормативные и денежные обязательства.

Публичные обязательства

Это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Как учредителю довести и отразить в учете публичные обязательства

Финансовое обеспечение на исполнение публичных обязательств до учреждений доводите в виде ЛБО (в пределах полученных бюджетных ассигнований). Такие средства финансового обеспечения не включаются в нормативные затраты на оказание государственных услуг в соответствии с госзаданием.

Пример отражения в бюджетном учете доведения лимитов бюджетных обязательств по переданным полномочиям до подведомственных учреждений

Министерство передает полномочия по осуществлению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, на социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующим бюджетным (автономным) учреждениям.

Общий объем лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на указанные цели в 2016 году, составляет 12 000 000 руб.

Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:

Дебет КРБ.1.501.11.262 Кредит КРБ.1.501.12.262

– 12 000 000 руб. – доведены суммы лимитов бюджетных обязательств министерству;

Дебет КРБ.1.501.12.262 Кредит КРБ.1.501.14.262

– 12 000 000 руб. – переданы суммы лимитов бюджетных обязательств образовательным учреждениям.

Как бюджетному учреждению отразить публичные обязательства
Бюджетные и автономные учреждения могут получить полномочия по исполнению публичных нормативных обязательств от имени органов власти. Например, материальное обеспечение детей-сирот.

Финансовое обеспечение этих полномочий доводят в порядке, установленном:

  • для учреждений субъектов РФ – органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • для муниципальных учреждений – органами местного самоуправления;
  • для федеральных учреждений – постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 № 590.

Для исполнения публичных нормативных обязательств перед гражданами учреждению нужно открыть лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (код лицевого счета – 14) (п. 5 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ, п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 № 590). О том, как это сделать, читайте в рекомендации Как открыть лицевой счет.

Отражение в бухучете обязательств

Операции по исполнению публичных нормативных обязательств перед гражданами бюджетные и автономные учреждения отражают в бюджетном учете и отчетности. Для этого используйте Инструкцию №162н. Такие операции отражайте в отдельных регистрах бухучета (главной книге).

Финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств до учреждений доводят в виде лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Такие средства финансового обеспечения не включают в нормативные затраты на оказание госуслуг в соответствии с госзаданием.

В учете ЛБО учитывайте по коду вида финансового обеспечения (КФО) – 1 «Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность)» (п. 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Полученные ЛБО (независимо от типа учреждения) отразите на счете 1.501.05.000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» (п. 136 Инструкции № 162н). Аналитический учет операций по счету ведите в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062) (п. 129 Инструкции № 162н). О том, как отразить в бюджетном учете получение лимитов и принятие бюджетных и денежных обязательств, читайте в рекомендации Как учесть санкционирование расходов у ПБС.

Публичные нормативные обязательства

К таковым относят публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

Исключение составляют выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Денежные обязательства

Денежные обязательства предусматривают обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому и юридическому лицам за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях (БК РФ, ст 6).

В свою очередь, публичные обязательства - обусловленные законом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием. (БК РФ, ст 6).

Примеры Публичные нормативных обязательств (из Перечня публичных нормативных обязательств Российской Федерации):

· Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий,

· Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение инвалидов вследствие военной травмы.

Публичные нормативные обязательства могут быть связаны с:

· осуществлением социального обеспечения населения. Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций, субсидий, субвенций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

· или не связаны с социальным обеспечением населения. Например, расходное обязательство Российской Федерации по выплате лицам, ведущим активную, плодотворную просветительскую и миротворческую деятельность, способствующую утверждению непреходящих нравственных ценностей, консолидации общества и получившую широкое общественное признание в России, государственной премии Российской Федерации, установленное Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 233 "О Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности.

Публичные нормативные обязательства подлежат исполнению за счет средств соответствующих бюджетов и обусловлены реестром расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод законов, муниципальных правовых актов, обусловливающих расходные обязательства с указанием оценки объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств. (БК РФ)

Так, Публичные нормативные обязательства могут возникать исходя из:

· Федеральных законов,Постановлений Правительства РФ, указов Президента Российской Федерации

· Законов субъектов РФ и Постановлений Правительств субъектов РФ

· Из законов муниципальных образований

Исполнение Публичных нормативных обязательств может осуществляться и за счет межбюджетных трансфертов. Пример: Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России, Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия на ребенка.

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение публичных нормативных обязательств на 2013 год в равен 534 млрд рублей, на 2014 год он составил 557 млрд. рублей.

Направления повышения эффективности:

· совершенствование практики формирования госпрограмм (особенно социального назначения)

· совершенствование методик по анализу исполнения публичных нормативных обязательств

· повышение адресности использования бюджетных средств


Источники финансового обеспечения государственной социальной защиты граждан в Российской Федерации. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на государственную социальную защиту граждан, их состав, формы, направления повышения эффективности.

Социальная политика - область деятельности государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, социальной защите, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Социальная политика позволяет реализовать основные конституционные права граждан. Основными инструментами реализации социальной политики служат законы, программы, нормы и нормативы финансирования, соответствующие стандарты. В соответствии с Конституцией РФ, Россия является социальным государством, что означает высокую государственную значимость формирования системы социальных гарантий и законодательного регулирования социальной сферы. Ориентация на экстенсивный путь развития социальной политики означает увеличение расходов на социальную сферу. Общим для всех стран мира по социальной защите населения являются основные функциональные направления: социальное обеспечение, социальное страхование и социальное вспомоществование. Рассмотрим содержание социальной защиты и процесс ее поэтапного формирования:

1. Из всего населения выделяются целевые группы, нуждающиеся в социальной защите.

2. Выбираются методы, обеспечивающие целенаправленную помощь. Для этого осуществляется привязка помощи к конкретным регионам страны и социальным группам населения.

3. Проводится оценка уровня жизни, необходимая для правильного определения целевых групп, обследуются семейные бюджеты с учетом всех доходов в денежной и натуральной форме. В целях определения объектов социальной помощи применяется Концепция минимально необходимого уровня потребления, т.е. определяется минимальная потребительская корзина.

4. Осуществляется выбор способов предоставления пособий, дотаций, льгот. Они могут предоставляться в денежной и в натуральной формах.

Для обеспечения стабильности финансирования социальной сферы необходимо реализовывать социально-ориентированный механизм бюджетного выравнивания:

1. Четкое разграничение ответственности между федеральными, региональными, местными органами власти в решении задач социального развития и закрепление за соответствующими бюджетами необходимых источников доходов.

2. Расширение полномочий в решении социальных задач региональных и местных органов власти, что должно сопровождаться увеличением обеспеченности собственными средствами.

3. Повышение обоснованности финансовых нормативов путем уточнения структуры, прожиточного минимума в целом по стране и по регионам, а также постепенного приближения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий к реальной величине прожиточного минимума.

4. Утверждение и обеспечение общефедеральных социальных гарантий, принятие законов и механизмы из реализации.

5. Обеспечение полного финансирования из федерального бюджета государственных пособий гражданам, имеющим детей, социальной защите инвалидов, социальной помощи ветеранам и другие направления.

6. Уточнение перечня расходных статей бюджета, относящихся к социальному блоку путем их объединения в специальный раздел бюджетной классификации с экономическим обоснованием размеров отдельных расходов, а также приоритетов в их распределении.

Целями дальнейшего реформирования социальной сферы являются:

1. Социальная защита наиболее уязвимых домохозяйств, объективно нуждающихся в государственной поддержке.

2. Всеобщая доступность и приемлемое качество базовых социальных благ в сфере социального обслуживания населения, в сфере здравоохранения, образования, культуры.

3. Создание экономических условий позволяющих трудоспособному населению на коммерческой основе обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

4. Создание законодательной и нормативно-правовой базы для реализации стратегии социальной политики государства.

5. Развитие институтов в социальной сфере, создающих возможность широкого выбора населения предоставляемых социальных благ и услуг.

Стратегия социальных реформ основана на том, что финансовые ресурсы государства, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, ограничены. В рыночной экономике имеет место многоканальность финансирования социальной сферы:

1. государственное и муниципальное финансирование;

2. частное финансирование;

3. целевое кредитование;

4. благотворительные взносы;

5. иностранное финансирование.

Центральное место в источниках финансирования занимают средства бюджетов всех уровней и государственных социальных внебюджетных фондов. Ассигнования на проведение социальной политики государства подразделяются на следующие статьи:

1. учреждения социального обеспечения и службы занятости;

2. социальная помощь;

3. молодежная политика;

4. пенсии военнослужащим;

5. пенсии и пособия правоохранительных органов;

6. миграционная политика;

7. прочие мероприятия в области социальной политики.

Источники формирования фондов по социальной защите:

1) бюджетные средства;

2) средства внебюджетных фондов.

1) Бюджетные ассигнования на социальную политику:

Наиболее крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика» выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения (12%), социальную помощь (16%), пенсии военнослужащим (16%) и работникам правоохранительных органов (10%). Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть – свыше 60% проходит через региональные (40%) и местные бюджеты (20%).

Важное место в расходах федерального бюджета на проведение социальной политики занимает финансирование федеральных программ «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.

Расходы на пенсии, пособия планируются по видам пенсий, пособий, исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя. При этом используются статистические данные органов Министерства здравоохранения и социального развития РФ, демографические расчеты и утверждения размеры пенсий и пособий. Расходы на содержания домов-интернатов планируются по числу мест в них, среднегодового расхода на одного человека.

2) Внебюджетные источники финансирования социальной политики:

Пенсионный фонд РФ предназначен для государственного управления пенсионным обеспечением граждан. Средства фонда используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, компенсаций пенсионерам и др. Главным источником доходов ПФР являются страховые взносы предприятий всех форм собственности на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета.

Фонд социального страхования Российской Федерации образован с целью финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источники формирования ФСС РФ: страховые взносы предприятий и организации, ассигнования из республиканского бюджета РФ, добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

Территориальные внебюджетные фонды :

1) Фонд по материальному обеспечению пенсионеров предназначен для дополнительного, сверх гарантированного действующим законодательством материального обеспечения ветеранов труда, войны и других нетрудоспособных граждан. Средства фонда формируются из внебюджетных источников отчислений от прибыли предприятий, образованных местными администрациями, средств, передаваемых юридическими и физическими лицами в виде благотворительных сумм, и др.

2) Фонд социальной защиты. За счет средств этого Фонда финансируются расходы, связанные с оплатой дополнительных видов материального обеспечения пенсионеров с учетом минимального потребительского бюджета для данного района, в том числе доплаты к минимальному размеру пенсий; надбавка на уход к пенсиям одиноких пенсионеров, нуждающихся в посторонней помощи. Финансируются мероприятия по оказанию помощи в трудоустройстве, организации общественных работ и т.п.

3) Фонд общественных работ предназначен для финансирования затрат, связанных с организацией общественных работ (дорожное строительство, реконструкция объектов коммунального хозяйства, благоустройство населенных пунктов и др.). Для оказания социальной помощи лицам с ограниченной трудоспособностью местные администрации заключают договора с предприятиями о создании на них специальных рабочих мест.

4) Другие фонды.


Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на государственную (муниципальную) финансовую поддержку коммерческих организаций производственных отраслей экономики, их состав, формы, направления повышения эффективности.

Для предотвращения спада отраслей экономики, ее восстановления и стабилизации нужны и бюджетные вложения, поэтому заметное место в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на государственную поддержку и развитие отраслей производственной сферы экономики.

В бюджетные расходы на производственные отрасли включаются расходы:

На государственную поддержку угольной промышленности;

На научно-техническое и проектное обеспечение предприятий промышленности;

На конверсию оборонной промышленности;

На государственную поддержку отраслей промышленности;

На реализацию программы «Использование спутниковых навигационных систем для геодезического обеспечения территории России»;

На государственные капитальные вложения на безвозвратной основе;

На государственную поддержку строительства и др.

Средства федерального бюджета предоставляются предпри­ятиям, кроме предприятий с иностранными инвестициями, че­рез федеральные органы исполнительной власти, администра­ции субъектов РФ, банки и другие юридические лица, являю­щиеся агентами Правительства РФ.

Правительство РФ предоставляет также государственные га­рантии (в рамках предела внутреннего долга) российским инвесторам под заемные средства в качестве страхования рисков проектов, кредитуемых банками. Это позволяет небольшими суммами поддерживать сразу множество проектов. На помощь государства могут рассчитывать те предприятия, которые не нарушают антимонопольное законодательство, не завышают из­держки и цены, оплату труда, не снижают искусственно выпуск продукции, гарантируют получение дополнительных доходов.

Для государственной финансовой поддержки формируется Бюджет развития как составная часть федерального бюджета, предназначаемая на капитальные расходы. Объемы денежных средств, направляемых в Бюджет развития, устанавливаются за­коном о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Денежные средства Бюджета развития аккумулируются на спе­циальных счетах органов Федерального казначейства Минфина России в учреждениях Банка России.

Бюджет развития - составная часть бюджета, обеспечивающая целе­вое инвестиционное бюджетное финансирование и предусматриваю­щая механизм выделения бюджетных ассигнований на инвестицион­ные цели.

К источникам формирования бюджета развития относятся:

Связанные иностранные инвестиционные кредиты под гарантии Правительства РФ;

Фиксированная доля поступлений в бюджет от реализа­ции всех форм государственных долговых обязательств на внутренних и внешних рынках.

В составе бюджета развития учитываются:

Связанные иностранные инвестиционные кредиты, рас­пределяемые на конкурсной и возвратной основе;

Средства из источников внутреннего заимствования;

Доля средств от приватизации;

Доля в обязательствах РФ, номинированных в иностран­ной валюте, - евробонды.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий, обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых из бюджета.

Предоставление средств осуществляется при условиях:

Более высокого уровня отдачи в федеральный бюджет на каждый рубль предоставляемых средств и гарантий по сравнению с другими инвестиционными проектами;

Наличия у заемщика собственных средств в размере не менее 20% полного объема финансирования проекта, а по крупным инвестиционным проектам (не менее 50 млн долл.) - не менее 10% указанного объема;

Разделения риска государства с частным капиталом (на­личия у инвестора средств, не покрытых государственной гарантией, соинвесторов и кредиторов).

Выделение средств осуществляется в двух формах:

а) кредитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов;

б) прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций при соответствующем увеличении доли государства в их уставных капиталах. Для каждого инвестиционного проекта разрабатывается индивидуальная схема его финансирования, в том числe график перечисления денежных средств, обеспечения их и возвратности. Правительство РФ может передавать органам исполнительной власти субъектов РФ право проведения инвестиционных конкурсов Бюджета развития по отдельным категориям проектов.

Все статьи Публичные обязательства бюджетных и автономных учреждений (Давыдова А.Ю.)

Как известно, автономные, а также "новые" бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса. Однако реализация ими полномочий по исполнению публичных обязательств перед юридическими и физическими лицами делает такие учреждения "соучастниками" исполнения бюджетных полномочий. Рассмотрим порядок их осуществления.

Виды обязательств

Основная задача бюджетных и автономных учреждений — реализовывать полномочия органа исполнительной власти (органа местного самоуправления), являющегося их учредителем, в соответствующей сфере государственного сектора экономики. В то же время в силу своего социального статуса, исторически сложившихся обстоятельств и по другим причинам на БУ и АУ возложена не совсем свойственная им функция, а именно исполнение публичных обязательств соответствующего публично-правового образования.
Напомним, что согласно ст. 6 БК РФ под публичными обязательствами подразумеваются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным актом размере или имеющие установленный порядок его определения (расчета, индексации). Кроме того, существуют публичные нормативные обязательства — публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном размере или имеющие установленный порядок его индексации. Однако в эту категорию не входят, в частности, выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом воспитанника государственных (муниципальных) образовательных учреждений.
Так, к федеральным публичным обязательствам относится предоставление:

V социального обеспечения детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, обучающимся в государственных образовательных
учреждениях начального, среднего и высшего профессионального
образования;
V ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам
федеральных государственных образовательных учреждений на обеспечение
книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V ежегодного пособия аспирантам и докторантам на приобретение научной
литературы;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V пособия по беременности и родам;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Субъекты РФ и муниципальные образования на основе своих законодательных актов принимают соответствующие обязательства. Например, Законом Пензенской области от 12.09.2006 N 1098-ЗПО <1> (с последующими изменениями) предусмотрены такие публичные обязательства, как выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории Пензенской области:
— денежная компенсация выпускникам для самостоятельного приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования (за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования) — с 1 января 2012 г. в сумме 36 922 руб.;
— ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии — с 1 сентября 2012 г. в сумме 2340 руб.;
— государственная социальная стипендия — с 1 сентября 2012 г. в сумме 780 руб.
———————————
<1> "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области".

Порядок осуществления полномочий

Порядок исполнения бюджетными и автономными учреждениями публичных и публичных нормативных обязательств устанавливается правовым актом исполнительного органа соответствующего публично-правового образования. Так, на федеральном уровне этот порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 590 <2> (далее — Правила N 590). Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 19.08.2011 N 699 <3> в данный документ были внесены изменения, благодаря которым действие норм распространилось помимо бюджетных учреждений и на АУ.
———————————
<2> "О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления".
<3> "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 590".

Обратите внимание, что осуществление соответствующих выплат по публичным обязательствам бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, полученных на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, от платных услуг и др., нецелесообразно, а в ряде случаев может быть расценено как нецелевое использование средств. Поэтому руководители, бухгалтеры и финансовые работники бюджетных и автономных учреждений должны внимательно следить за изменениями в нормативно-правовой базе и своевременно представлять требующиеся документы в органы исполнительной власти для получения денежных средств, необходимых для исполнения публичных обязательств перед физическими лицами.
Правила N 590 регламентируют действия органов исполнительной власти, Минфина и федеральных бюджетных и автономных учреждений. В частности, АУ для получения средств на осуществление соответствующих выплат физическим лицам необходимо открыть лицевой счет в Федеральном казначействе как получателю бюджетных средств (на такую необходимость указывает и другая норма — ч. 3.14 ст. 2 Закона N 174-ФЗ <4>). Согласно п. 8 Правил N 590 документы для этого следует представить в Казначейство в течение пяти рабочих дней со дня получения копии приказа (выписки из него) об осуществлении учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств.

Основанием для открытия указанного лицевого счета является копия приказа (выписка из него).
———————————
<4> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 18.07.2011).

При этом в силу п. 9 Правил N 590 финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий по исполнению публичных обязательств производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.
Учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени федерального органа государственной власти (государственного органа), то есть учредителя. Основанием же для оплаты являются платежные документы, представленные в территориальный орган Федерального казначейства (п. 10 Правил N 590).
Согласно п. 12 Правил N 590 учреждение составляет и представляет в учредителю бюджетную отчетность в порядке, установленном Минфином <5>. В свою очередь, информация об осуществлении учреждением указанных полномочий отражается в отчете о результатах его деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества (п. 13 Правил N 590). Напомним, что порядок формирования такого отчета установлен Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 114н <6>.
———————————
<5> Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
<6> "Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества".

Таким образом, для осуществления полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами и федеральному бюджетному, и автономному учреждению необходимо:
1) наличие приказа или иного распорядительного документа органа исполнительной власти о делегировании учреждению полномочий по исполнению публичных обязательств;
2) открытие лицевого счета в органе Федерального казначейства;
3) ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности об исполнении публичных обязательств.
Кроме того, исполнение публичных обязательств в учреждениях возможно только в случае, если в нем работают, обучаются и т.п. лица, относящиеся к получателям таких выплат из соответствующего бюджета.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Понятие о публичных нормативных обязательствах

Публичные нормативные обязательства — публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Определение из нормативных актов

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ст. 6):

"Публичные нормативные обязательства — публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.".

Разъяснение

"Исходя из положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации публичные нормативные обязательства устанавливаются законами или иными нормативными правовыми актами. Тогда как расходные обязательства, связанные с выплатой опекунам или попечителям вознаграждений, возникают в результате заключения с ними договоров. Таким образом, принимая во внимание, что договор об осуществлении опеки или попечительства предусматривает выплату исполнителю вознаграждения и относится к категории договоров возмездного оказания услуг, расходные обязательства по осуществлению указанной выплаты не могут быть отнесены к публичным нормативным обязательствам." (Письмо Минфина России от 03.06.2014 N 02-05-11/26678)

К примеру, Постановлением Правительства Москвы от 22.09.2009 N 1018-ПП утвержден Порядок санкционирования финансовыми органами города Москвы оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Москвы и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и ведения лицевых счетов для учета операций исполнения бюджета города Москвы по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

Дополнительно

Расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Публичные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Публичные обязательства бюджетных и автономных учреждений (Давыдова А.Ю.)

Публичные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации) (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

С 1 января 2012 года бюджетные учреждения в новом статусе не могут выступать от имени публично-правового образования. Таким образом, исполнение публичных обязательств бюджетными учреждениями в общем порядке исполнения расходов бюджета становится невозможным.

Особый порядок осуществления «новыми» бюджетными учреждениями полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, определяется соответствующим высшим органом исполнительной власти: Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (часть 5 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в редакции Федерального закона № 83-ФЗ).

Порядок осуществления федеральным бюджетным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления определен Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 590. Данный порядок применяется к федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти – главными распорядителями средств федерального бюджета с учетом положений части 15 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗприняты решения о предоставлении им субсидий из федерального бюджета .

Орган государственной власти передает бюджетному учреждению свои полномочия по исполнению публичных нормативных обязательств, информация об исполнении которых согласована с Министерством финансов Российской Федерации, принимая соответствующий правовой акт (приказ, распоряжение).

Публичные нормативные обязательства

Данный правовой акт принимается в течение месяца со дня утверждения органу государственной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств.

Финансовое обеспечение осуществления федеральным бюджетным учреждением переданных полномочий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органу государственной власти на указанные цели. Субсидия бюджетному учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им государственных услуг (выполнением работ), предоставляется без учета объема выплат по исполнению переданных полномочий.

Оплата денежных обязательств по исполнению переданных бюджетных полномочий осуществляется от имени федерального органа государственной власти, передавшего полномочия, на основании платежных документов, представленных бюджетным учреждением, принявшим полномочия, в территориальный орган Федерального казначейства.

Санкционирование кассовых выплат по исполнению федеральным бюджетным учреждением публичных нормативных обязательств от имени федерального органа государственной власти осуществляется в общем порядке, установленном в отношении получателей средств федерального бюджета, т.е. в соответствии с Приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

Федеральное бюджетное учреждение, принявшее полномочия, обязано:

  • Представлять в федеральный орган государственной власти (государственный орган) отчетность об исполнении публичных обязательств в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации для составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации получателями бюджетных средств;
  • Отражать информацию об осуществлении учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств в отчете о результатах деятельности федерального бюджетного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества, представляемом учреждением в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом государственной власти (государственным органом).

Аналогичные порядки передачи полномочий по исполнению должны быть утверждены на региональном и местном уровнях власти.

В отношении передачи бюджетных полномочий автономным учреждениям на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации опубликован законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений», распространяющий на автономные учреждения право по исполнению ими публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, а также ведения обособленного учета указанных операций в рамках исполнения бюджета.