Открытый люк на дороге нормативы. Кто отвечает за колодцы в городе


ГОСТ 3634-99

Группа Ж21

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЛЮКИ СМОТРОВЫХ КОЛОДЦЕВ И ДОЖДЕПРИЕМНИКИ ЛИВНЕСТОЧНЫХ КОЛОДЦЕВ

Технические условия

Аccess manhole covers and storm-flow receivers for manholes. Technical requirements


ОКС 91.140.70
ОКСТУ 4859

Дата введения 2001-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН ОАО "Кировский завод" (Калужской обл.), ГП ЦНС и группой специалистов

ВНЕСЕН Госстроем России

2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) 2 декабря 1999 г.

За принятие проголосовали

Наименование государства

Наименование органа государственного
управления строительством

Азербайджан

Азстандарт

Республика Армения

Министерство по координации, территориальному управлению и градостроительной деятельности Республики Армения

Республика Беларусь

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь (Минстройархитектуры Республики Беларусь)

Республика Казахстан

Комитет по делам строительства Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан (Казстройкомитет)

Республика Молдова

Министерство окружающей среды и благоустройства территорий Республики Молдова

Российская Федерация

Госстрой России

Республика Узбекистан

Государственный Комитет Республики Узбекистан по архитектуре и строительству (Госкомархитектстрой Республики Узбекистан)

(Поправка. ИУС N 3-2016).

3 ВЗАМЕН ГОСТ 3634-89 , ГОСТ 26008-83

4 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 января 2001 года в качестве государственного стандарта Российской Федерации постановлением Госстроя России от 17.10.2000 г. N 105


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2016 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

Введение

Стандарт на люки смотровых и дождеприемники ливнесточных колодцев разработан на основе европейского стандарта EN 124-1994* "Люки сточных и смотровых колодцев для автомобильных и пешеходных районов. Требования к конструкции, испытания, маркировка, контроль качества" и соответствует ему в части технических требований, в том числе нагрузок, применяемых материалов, методов испытаний и маркировки.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru . - Примечание изготовителя базы данных.

В стандарте приведены типы люков, прочностные нагрузки, которые должны выдерживать люки и места установки, идентичные европейскому стандарту: люк Л - классу А15; люк С - классу В125 и т.д. Эта связь отражена в условном обозначении люков и дождеприемников: люк Л (А15); дождеприемник ДМ1 (С250). Размеры пазов решетки дождеприемника и их расположение по отношению к бордюрному камню гармонизированы со стандартом EN 124-1994.

В разработке принимали участие: М.Ю.Смирнов, С.В.Цыганков (ОАО "Кировский завод", Калужская обл.), В.А.Глухарев и В.П.Бовбель (Госстрой России), Л.С.Васильева (ГП ЦНС), Ю.М.Соснер.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на люки колодцев и камер (далее - люки) подземных инженерных городских коммуникаций: тепловых, газовых и кабельных сетей, водопровода, канализации, а также на дождеприемники ливневой канализации (далее - дождеприемники), предназначенные для приема поверхностных сточных вод и атмосферных осадков.

Решетки дождеприемников, выполненные по настоящему стандарту, нельзя устанавливать в полу помещений и на крыше зданий.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ 380-94 * Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки
________________
ГОСТ 380-2005

ГОСТ 1412-85 Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 26358-84 Отливки из чугуна. Общие технические условия

ГОСТ 26645-85 * Отливки из металлов и сплавов. Допуски размеров, массы и припуски на механическую обработку
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 53464-2009 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

Смотровой колодец - конструкция в виде камеры или шахты для доступа в каналы с подземными коммуникациями

Ливнесточный (дождеприемный) колодец - камера или шахта для принятия поверхностных сточных вод и атмосферных осадков в ливневую канализационную систему

Люк смотрового колодца - верхняя часть перекрытия смотрового колодца, устанавливаемая на опорную часть камеры или шахты и состоящая из корпуса и крышки

Дождеприемник ливнесточного колодца - верхняя часть перекрытия ливнесточного колодца, состоящая из корпуса и решетки

Вентиляционное отверстие - отверстие в крышке люка смотрового колодца, предназначенное для вентиляции камеры, шахты или подземных каналов

Полное открытие люка - диаметр круга, который может быть вписан в проем корпуса люка или дождеприемника

4 Типы, основные параметры и размеры

4.1 Типы, основные параметры и размеры люков, их место установки указаны в таблице 1 и в приложении А.

Тип люка выбирают в зависимости от места установки.


Таблица 1

Тип (обозначение
по EN 124)

Наименование

Полное открытие ,
не менее, мм

Глубина установки крышки в корпусе , не менее, мм

Масса общая, справочная, кг

ЛМ*
(А15)

Легкий малогабаритный люк

Зона зеленых насаждений, пешеходная зона

Л
(А15)

Легкий люк

С
(В125)

Средний люк

Автостоянки, тротуары и проезжая часть городских парков

Т
(С250)

Тяжелый люк

Городские автомобильные дороги с интенсивным движением

ТМ
(Д400)

Тяжелый магистральный люк

Магистральные дороги

СТ
(Е600)

Сверхтяжелый люк

Ремонтная вставка

Корпуса люков типов С(В125) и Т(С250) при ремонтных работах на дорогах (при наращивании высоты дорожного полотна)

* Для подземных коммуникаций с глубиной канала до 600 мм от наружной поверхности крышки люка.

4.2 По исполнению люки подразделяют:

1 - общего назначения (приложение А, рисунок A.1);

2 - с запорным замковым устройством на них (приложение А, рисунок А.2). Конструкция замкового устройства согласовывается с потребителем;

3 - имеющие в конструкции крышки углубление под заполнение бетоном класса не ниже В30 (приложение А, рисунок А.3);

4 - с устройством для подъема крышки с помощью стандартного грузоподъемного механизма. Конструкция устройства должна быть согласована с потребителем;

5 - с усиленной заделкой корпуса анкерными болтами или специальными приливами на корпусе (приложение А, рисунок А.4). Конструкция анкеров, приливов и их количество (не менее двух) согласовывается с потребителем;

6 - с крышкой, состоящей из двух частей (приложение А, рисунок А.5);

7 - с крышкой, шарнирно прикрепленной к корпусу;

8 - с квадратной или прямоугольной формой крышки и (или) корпуса люков.

4.3 Типы, основные параметры и размеры дождеприемников, их место установки указаны в таблице 2 и в приложении Б.

Тип решетки выбирают в зависимости от места установки.


Таблица 2

Тип (обозначение по EN 124)

Наименование

Площадь живого сечения , не менее, м

Глубина установки решетки в корпусе , не менее, мм

Масса общая, справочная,
кг

Дождеприемник малый

Пешеходная зона

Дождеприемник большой

Автостоянки и проезжая часть городских автодорог

ДБ2**
(В125)

Дождеприемник магистральный

Магистральные автомобильные дороги с интенсивным движением

ДМ2
(С250)

Дождеприемник сверхтяжелый

Зоны высоких нагрузок (аэродромы, доки)

ДС2
(Д400)

На дорогах (аэродромах) при продольных уклонах:

* ДБ1 - 0,005;

** ДБ2 - 0,005.

4.4 По исполнению дождеприемники подразделяют:

1 - с минимальной шириной опорной части корпуса по контуру (приложение Б, рисунок Б.1);

2 - с минимальной шириной продольной опорной части корпуса, прилегающего к бордюру дороги (приложение Б, рисунок Б.2);

3, 4, 5 - с минимальной шириной продольной опорной части корпуса, прилегающего к бордюру дороги, и одной правой (исполнение 2) или левой (исполнение 3), либо обеих (исполнение 4) коротких сторон;

6, 7 - с минимальной шириной короткой опорной части корпуса, прилегающего к бордюру дороги (исполнение 5), или обеих коротких сторон (исполнение 6);

8 - с единым корпусом под две решетки (приложение Б, рисунок Б.3);

9 - с усиленной заделкой корпуса, для чего последний оснащается анкерными болтами или специальными приливами на корпусе (приложение А, рисунок А.4). Конструкцию анкеров, приливов и их количество (не менее двух) согласовывают с потребителем;

10 - с решеткой, шарнирно прикрепленной к корпусу.

4.5 Условное обозначение люка или дождеприемника должно состоять из слова "Люк" или "Дождеприемник", его типа, исполнения или нескольких исполнений, габаритных размеров лаза в сантиметрах и обозначения настоящего стандарта.

Дополнительно в условное обозначение люка вводится обозначение инженерных сетей, для которых предназначен люк: В - водопровод; Г - пожарный гидрант; К - бытовая и производственная канализация; Д - дождевая канализация, ТС - тепловая сеть, ГС - газовая сеть, ГКС - городская кабельная сеть (в том числе ГТС - по согласованию с заказчиком).

Примеры условных обозначений:

легкого люка для сети водопровода с квадратной крышкой и размером лаза 60х60 см

Люк Л(А15)-В. 8-60х60 ГОСТ 3634-99;

среднего люка для канализации с запорным замковым устройством и диаметром лаза 60 см

Люк С(В125)-К.2-60 ГОСТ 3634-99;

ремонтной вставки для тяжелого люка любых исполнений и наименований инженерных сетей с диаметром лаза 60 см

Ремонтная вставка Р.Т-60 ГОСТ 3634-99;

дождеприемника большого исполнения 2 с минимальной шириной продольной опорной части корпуса, примыкающего к бордюру дороги, с размером лаза 30х50 см для дорог с продольным уклоном 0,005

Дождеприемник ДБ1(В125)-2-30х50 ГОСТ 3634-99.

5 Технические требования

5.1 Люки смотровых колодцев, ремонтные вставки и дождеприемники должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

5.2 Характеристики

5.2.1 Отливки не должны иметь дефектов, снижающих их прочность. Отливки должны соответствовать требованиям ГОСТ 26358 .

На поверхности отливок допускаются раковины диаметром не более 10 мм и глубиной не более 3 мм, занимающие не более 5% поверхности отливок. Трещины не допускаются. На нижней опорной поверхности корпусов, внутренней поверхности крышек люков и решеток дождеприемников допускаются шлаковые включения, занимающие не более 10% общей площади поверхности.

5.2.2 Допуски отливок должны соответствовать: размерам - не ниже 10-го класса точности по ГОСТ 26645 , массе - 11-му классу точности.

5.2.3 Верхние поверхности крышек люков всех типов должны быть рельефными. Высота рельефа должна быть для типов:

ЛМ(А15), Л(А15), С(В125) и Т(С250)

ТМ(Д400) и СТ(Е600)

Площадь поверхности выпуклого рельефа должна быть не менее 10% и не более 70% общей площади поверхности.

Конфигурация рельефа устанавливается изготовителем и должна определяться с учетом величины номинальной нагрузки, а также технологии изготовления.

5.2.4 Конструкция люков должна предусматривать не менее одной впадины или отверстия, предназначенных для возможности открывания крышки.

5.2.5 Крышки люков, ремонтные вставки и решетки дождеприемников должны свободно входить в соответствующие им корпуса. Зазор между ними по периметру не должен превышать 3 мм на сторону.

5.2.6 Крышки люков (кроме водопроводных) должны иметь отверстие диаметром не менее 20 мм для отбора проб загазованности колодцев.

5.2.7 Крышки люков, ремонтные вставки и решетки дождеприемников должны плотно прилегать к соответствующим опорным поверхностям их корпусов. Допуск плоскостности их опорных поверхностей не должен превышать 2 мм.

5.2.8 Люки типов Т(С250), ТМ(Д400), СТ(Е600), соответствующая им ремонтная вставка и дождеприемники типов ДМ(С250), ДС(Д400) должны иметь эластичную прокладку между крышкой и корпусом либо предусматривать механическую обработку обеих сопрягаемых опорных поверхностей. Конструкция, размеры эластичной прокладки и способы ее крепления определяет предприятие-изготовитель. Допускается установка нескольких (вместо одной сплошной) эластичных прокладок при условии исключения качания крышки. Твердость эластичной прокладки должна быть не ниже 40 ед. по Шору.

5.2.9 Пазы в решетках должны быть равномерно распределены по площади решетки дождеприемника. Площадь пазов должна быть не менее 30% чистой площади решетки дождеприемника и должна быть указана в сопроводительной документации на дождеприемники.

5.2.10 Пазы решеток типов Д(А15) и ДБ(В125) должны иметь соответственно размеры:

ширина от 8 до 18 мм, длина не ограничена;

ширина более 18 до 25 мм, длина не более 170 мм.

Размеры пазов решеток типов ДМ(С250) и ДС(Д400) зависят от ориентирования продольных осей пазов по отношению к транспортному движению в соответствии с таблицей 3.


Таблица 3

Ориентирование

Ширина, мм

Длина, мм

От 0 до 45° и
от 135 до 180°

Все типы

От 16 до 32

От 45 до 135°

От 16 до 42

Без ограничения

5.2.11 Опорная поверхность корпуса должна быть сконструирована таким образом, чтобы давление на опорную поверхность при приложении номинальной нагрузки не превышало 7,5 МПа.

5.2.12 Конструкцию и размеры замковых устройств люков смотровых колодцев, шарнирных соединений крышек люков и решеток дождеприемников определяет предприятие-изготовитель по согласованию с потребителем.

5.3 Требования к сырью, материалам, покупным изделиям

Корпуса, крышки, ремонтные вставки люков, корпуса и решетки дождеприемников изготавливают из серого чугуна марки не ниже СЧ20 по ГОСТ 1412 . Допускается замена марки чугуна, обеспечивающая номинальную нагрузку. Кроме того, допускается корпуса люков типов ЛМ(А15), Л(А15) и дождеприемников типа Д(А15) изготавливать из полимерных материалов и чугуна в сочетании с бетоном. Внутренние запорные устройства люков изготавливают из стали марки не ниже Ст3 по ГОСТ 380 с антикоррозионным покрытием.

5.4 Комплектность

Люки и дождеприемники поставляют как комплектно, так и отдельными деталями.

5.5 Маркировка

5.5.1 На наружной поверхности крышек люков всех типов и решеток дождеприемников должно быть отлито условное обозначение, кроме слов "люк", "дождеприемник" и "ремонтная вставка" и товарный знак предприятия-изготовителя. Обозначение наименования инженерной сети располагают на осевой линии. На внутренней поверхности крышек люков и решеток дождеприемников отливают месяц и год изготовления. Размеры маркировочных знаков определяет изготовитель.

5.5.2 Люки и дождеприемники, отгруженные потребителю, должны сопровождаться паспортом. Паспорт содержит:

наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак;

условное обозначение изделия;

количество изделий в партии;

гарантийный срок;

дату приемки техническим контролем;

дату отгрузки.

5.6 Упаковка

Упаковку люков и дождеприемников производят в пакеты на поддонах. По согласованию с потребителем допускаются другие виды упаковки, обеспечивающие сохранность изделий при транспортировании и хранении.

6 Правила приемки

6.1 Приемку люков и дождеприемников всех типов, ремонтных вставок (далее - изделий) проводят партиями. Объем партии равен сменной выработке.

6.2 Изделия должны подвергаться приемосдаточным, периодическим и типовым испытаниям.

6.3 При приемосдаточных испытаниях должны проверяться внешний вид изделий, механическая прочность крышек и решеток. Проверке по внешнему виду подвергают каждый люк и дождеприемник; проверке на механическую прочность подвергают крышки люков и решетки дождеприемников в количестве 3% партии, но не менее двух штук.

6.4 При получении неудовлетворительных результатов испытаний на механическую прочность при приемосдаточных испытаниях проводят повторную проверку по этому показателю удвоенного числа изделий. Результаты повторной проверки распространяются на всю партию и являются окончательными.

6.5 При периодических испытаниях проверяют размеры, массу деталей изделий, отклонения от плоскостности крышки люков и решеток дождеприемников и их корпусов не менее чем на трех изделиях из партии, прошедших приемосдаточные испытания, не реже одного раза в год, а также после каждой замены технологической оснастки.

6.6 Типовые испытания проводят с целью проверки эффективности и целесообразности изменений конструкции или технологии изготовления, которые могут повлиять на технические характеристики изделия.

Испытания проводят на образцах продукции, в конструкцию которых на основании временных документов внесены изменения.

Виды и объемы типовых испытаний определяет изготовитель.

6.7 Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия всех типов люков, ремонтных вставок и дождеприемников любому требованию настоящего стандарта, соблюдая приведенный порядок отбора образцов и методы контроля.

7 Методы контроля

7.1 Размеры люков смотровых колодцев, дождеприемников и ремонтных вставок проверяют универсальными или специальными инструментами, а также шаблонами.

7.2 Контроль внешнего вида люков, дождеприемников и ремонтных вставок проводят внешним осмотром.

7.3 Массу крышек люков, корпусов и других деталей определяют взвешиванием на весах с погрешностью не более 0,5 кг.

7.4 Допуск плоскостности крышки люка или решетки дождеприемника определяется на поверочной плите с помощью набора щупов.

7.5 Испытание на механическую прочность проводят на прессе, обеспечивающем необходимое усилие. Пресс должен быть оборудован стальным пуансоном. Размеры пуансона приведены в приложении В.

Для испытаний люк или дождеприемник устанавливают на станине пресса, при этом их опорные поверхности должны прилегать к станине по всей опорной поверхности.

Нагрузка на крышку люка или решетку дождеприемника должна прилагаться точно в середине через мягкую прокладку толщиной не менее 3 мм. Усилие пресса равномерно увеличивают со скоростью до 5 кН/с до достижения номинальной нагрузки. Испытательную нагрузку выдерживают в течение не менее 30 с.

Люк или дождеприемник считают выдержавшим испытание, если при этом не будут обнаружены разрушения (трещины, отколы).

8 Транспортирование и хранение

8.1 Люки и дождеприемники перевозят любым видом транспортных средств согласно правилам перевозок, действующим на данном виде транспорта. При перевозке автомобильным транспортом люки могут не пакетироваться. Загрузка при этом должна быть равномерной и исключать возможность перемещения груза и его повреждения.

8.2 Изделия должны иметь транспортную маркировку в соответствии с ГОСТ 14192 .

8.3 Условия хранения люков - по группе Ж 1 ГОСТ 15150 .

9 Гарантии изготовителя

9.1 Изготовитель гарантирует соответствие люков, дождеприемников и ремонтных вставок требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

9.2 Гарантийный срок эксплуатации - 3 года со дня ввода изделий в эксплуатацию, но не более 5 лет с момента отгрузки предприятием-изготовителем.

1 - крышка; 2 - корпус; 3

Рисунок А.1 - Люк общего назначения

1 - корпус; 2 - крышка; 3 - замковый механизм

Рисунок А.2 - Люк, оснащенный запорным замковым устройством

1 - крышка; 2 - бетон; 3 - корпус

Рисунок А.3 - Люк с крышкой, имеющей углубление под заполнение бетоном

Рисунок А.4 - Усиленная заделка корпуса люка

1 - крышка; 2 - корпус

Рисунок А.5 - Люк с крышкой, состоящей из двух частей

1 - крышка; 2 - корпус; 3 - опорная поверхность корпуса

Рисунок Б.1 - Дождеприемник ливнесточного колодца

Рисунок Б.2 - Дождеприемник с минимальной шириной продольной опорной части корпуса, прилегающего к бордюру дороги

Рисунок Б.3 - Дождеприемник с единым корпусом под две решетки

ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное). Размеры пуансонов в зависимости от полного открытия люка

ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)

В миллиметрах

Полное открытие люка (ПО)

Размеры пуансона



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 2000

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Дело №2-624/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ратомской Е.В.,

при секретаре Колотовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Груздова П.Н. к Обществу ограниченной ответственности «Карелводоканал», Администрации Сортавальского городского поселения, Товариществу собственников жилья «Новый, », о взыскании материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ООО «Карелводоканал» по тем основаниям, что во дворе дома произошло дорожно-транспортное происшествие, при котором истец, управляя принадлежащим ему автомобилем, совершил наезд на препятствие на проезжей части – канализационный люк, выступающий над уровнем дорожного покрытия более чем на 11 см, вокруг которого на дорожном покрытии были ямы и выбоины, что привело к повреждению автомобиля. Стоимость необходимых запасных частей для ремонта составила руб. Учитывая, что наступление вреда находится в прямой причинно-следственной связи с нарушением ГОСТ Р 50597-93, согласно которому крышка смотрового люка на дорожном покрытии не может отклоняться относительно уровня покрытия более чем на 2 см., истец просит взыскать с ответчика, не исполнившего своих обязанностей по надлежащему содержанию люка канализационного колодца, причиненный ущерб в размере руб., компенсацию морального вреда в размере руб., расходы по оплате юридических услуг в размере руб. и расходы по оплате госпошлины в сумме

Впоследствии к участию в дело в качестве соответчиков судом были привлечены Администрация Сортавальского городского поселения и ТСЖ «Новый,» и в качестве третьих лиц ОГИБДД ОМВД по Сортавальскому району и МУП «Чистый город».

В судебном заседании истец на сумме заявленных требований настаивал, пояснив, что надлежащего ответчика по его требованиям должен определить суд. Рассказал, что он проживает в доме и пользуется проездом к своему подъезду, проходящим по дворовой территории дома, как более для него удобным, несмотря на наличие на дорожном полотне указанного проезда смотровых люков колодцев, которые постоянно приходится объезжать, и наличие другого проезда к дому. До момента ДТП ему известно было о состоянии используемой им дороги, но предполагал, что сможет по ней проехать без ущерба для автомашины. Не оспаривал, что переднее стекло автомобиля имеет тонировку, что для него является необходимым в силу состояния здоровья, но полагает, что данное обстоятельство к ДТП отношения не имеет. Просил иск удовлетворить.

Представители ответчика ООО «Карелводоканал» Дудникова В. и Нифонтов М., действующие на основании доверенностей, иск не признали. Пояснили, что смотровой колодец является конструкцией неподвижной, состоит из бетонных колец, укладываемых на бетонное основание и закрываемых сверху бетонной плитой с отверстием, на которое устанавливается металлическая крышка люка. Данная конструкция колодца не позволяет ему менять свой уровень относительно поверхности земли в течение всего срока эксплуатации. Между тем, грунт вокруг таких колодцев способен к оседанию, асфальтовое покрытие- к растрескиванию и крошению вследствие попадания между металлом крышки и асфальтом воды и последующим её замерзанием в зимний период, что приводит к более частому, чем на других участках дорог, образованию вокруг люков ям и выбоин. ООО «Карелводоканал» обязан следить за состоянием колодцев, наличием металлических крышек и плотным их прилеганием к бетонным плитам и отверстиям в них, но не является лицом, ответственным за состояние дорожного полотна вокруг колодцев. При осмотре места ДТП с применением нивелира зафиксировано, что крышка колодца, о которую повредил свой автомобиль истец, находится ниже уровня дорожного покрытия на 3,5 см., в связи с чем не согласны с указанием в акте ГИБДД на то, что крышка люка находилась на высоте 11 см. относительно проезжей части. Данная высота, по их мнению, была зафиксирована до верхней точки люка колодца от уровня земли возле колодца, но не от уровня дорожного покрытия, поскольку в момент ДТП на дорожном покрытии возле колодца имелась яма, асфальт в указанном месте отсутствовал. В целях понижения высоты крышки люка, являющейся двусторонней, она была после ДТП перевернута, что позволило снизить высоту люка на 4 см., то есть он стал на 7, 5 см. ниже уровня дорожного покрытия. Пояснили, что выполнение предписания ГИБДД по устранению нарушения и уменьшение высоты крышки люка не означает признание ООО «Карелводоканал» своей вины. Сообщили, что обычно работы по понижению высоты люков проводят по заявкам управляющих компаний, поскольку уследить по всему городу за высотой люков вследствие изменений состояния грунта невозможно. Уточнили, что ООО «Карелводоканал» несет ответственность за состояние грунта вокруг колодцев только в том случае, если его осыпание произошло вовнутрь колодца через отверстие в бетонной плите вследствие неплотного прилегания металлической крышки к данной бетонной плите, что в рассматриваемом случае выявлено не было. Ссылались, что наличие тонировки переднего стекла автомобиля влечет ухудшение видимости водителя по вине самого водителя. Просили в иске к ООО «Карелводоканал» отказать.

Представитель ответчика Администрации Сортавальского городского поселения Лукьянова Е., действующая на основании доверенности, иск не признала. Пояснила, что земельный участок, по которому проходит проезд, принадлежит собственникам помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме. Поскольку участок проезда не находится в ведении муниципального образования, ответственности за содержание и состояние данного проезда Администрация не несет. Полагает, что надлежащим ответчиком в данном случае будет ТСЖ «Новый,».

Представитель ответчика ТСЖ «Новый,», в судебное заседание, о дне, времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД по Сортавальскому району Бондарчик И. пояснил, что прибыв на место ДТП увидели, что у автомашины истца пробит поддон, вытекло масло. При составлении акта осмотра дороги, где произошло ДТП, было выявлено, что высота люка от земли составляет 11 см. Нивелир при этом не использовался. Как измеряли высоту люка- относительно высоты дорожного покрытия или относительно точки земли непосредственно возле люка- не помнит. Считает, что у водителя была возможность избежать ДТП, так как препятствие не являлось внезапно возникшим, двигался водитель в светлое время суток и вероятно, понадеялся, что проедет через люк, при том, что к дому есть другой подъезд, идущий по улице. Обратил внимание, что водителя привлекали к административной ответственности за тонировку лобового и передних боковых стекол, так как это запрещено ПДД, поскольку ведет к снижению видимости водителем дороги.

Представитель третьего лица МУП «Чистый город» в судебное заседание, о дне времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился.

Выяснив позицию сторон, изучив письменные материалы дела, заслушав свидетеля ФИО8, суд приходит к следующему выводу.

Истцом представлена справка, согласно которой затраты на приобретение деталей для проведения ремонта составили рублей. Ремонтные работы он проводил сам, в связи с чем с чем их стоимость ко взысканию не предъявляет.

Ответчиком размер ущерба не оспорен.

На основании изложенного, с учетом обоюдной вины каждой стороны в наступивших последствиях, материальный ущерб, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, суд определяет в размере

р е ш и л:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Новый, » в пользу Груздова П.Н. в счет возмещения материального ущерба. и судебные издержки в сумме., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере в остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Сортавальский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судебная практика по применению норм ст. 15, 393 ГК РФ


Ответственность за причинение вреда, залив квартиры

Судебная практика по применению нормы ст. 1064 ГК РФ


Взыскание убытков

Судебная практика по применению нормы ст. 393 ГК РФ


Возмещение убытков

Судебная практика по применению нормы ст. 15 ГК РФ

Безопасность дороги - в зоне ответственности коммунальных служб (Козырева С.Н.)

Дата размещения статьи: 13.07.2014

Постановление Президиума ВАС РФ от 28.01.2014 N 13047/13 - документ, на который следует обратить внимание организациям, эксплуатирующим смотровые колодцы систем водоснабжения и водоотведения. Какой вывод в нем содержится? В чем его прикладное значение?

Все началось с дорожно-транспортного происшествия, а именно с наезда автомобиля на канализационный люк, в результате чего машина получила механические повреждения, а ее владелец понес ущерб. По заявлению автолюбителя управление ГИБДД провело проверку и зафиксировало отклонение крышки люка смотрового колодца от уровня дорожного покрытия более чем на 2 см. Это послужило поводом для привлечения организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ. Штраф налагается за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Суд первой инстанции подтвердил правомерность действий чиновников, но уменьшил размер штрафа с 30 000 до 20 000 руб. Напротив, суд апелляционной инстанции посчитал, что организация ВКХ не может рассматриваться как субъект правонарушения, и отменил решение нижестоящего суда. Президиум ВАС поставил точку в этом споре, разъяснив, что именно владелец инженерных коммуникаций в данной ситуации является правонарушителем, и оставил без изменения решение суда первой инстанции. Цепочка аргументов была следующей.
Ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать их в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил (п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Отсюда следует вывод, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за состояние дорог.
Не допускается отклонения крышки люка смотрового колодца относительно уровня покрытия более чем на 2 см (п. 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения").
Эксплуатация инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляется владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого ими с владельцем автомобильной дороги (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").
В свою очередь, проверка технического состояния колодцев, наличие и плотность прилегания крышек, целостность люков, крышек, горловин, скоб, лестниц и выполнение по результатам проверки мероприятий по техническому содержанию, ремонту представляют собой элементы технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (см. п. 2.10 МДК 3-02.2001, утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168).
Одновременно в местных правилах благоустройства четко сказано, что организации, в ведении которых находятся подземные сети, обязаны устанавливать и содержать люки смотровых колодцев и дождеприемники ливневых колодцев на уровне покрытий дорог, тротуаров, площадок, в других местах - на уровне существующего рельефа местности (п. 7.5 Правил благоустройства территории городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.07.2012 N 114).
Все изложенное позволило Президиуму ВАС прийти к выводу, что предприятие ВКХ осуществляет эксплуатацию инженерных коммуникаций в границе полосы отвода автомобильной дороги и, следовательно, обязано содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Нарушение таких требований влечет наложение на него административного штрафа.
Признаны неправомерными выводы суда апелляционной инстанции о том, что предприятие ВКХ не может быть субъектом правонарушения. Обоснование следующее. Владельцем автомобильных дорог является местная администрация, содержание автодорог относится к вопросам местного значения, а причиной ДТП стало не техническое состояние колодца и люка (наличие и плотность прилегания крышек), за состояние которых несет ответственность предприятие ВКХ, а отклонение крышки относительно уровня покрытия более чем на 2 см.
Обратим особое внимание, что с 01.09.2013 размер штрафа за правонарушение, предусмотренное ст. 12.34 КоАП РФ, для юридических лиц возрос на порядок - до 300 000 руб. Еще один момент следует учитывать организациям, эксплуатирующим смотровые колодцы: установление их вины в причинении ущерба автотранспортному средству в результате ДТП (наезда на люк смотрового колодца, находящийся в ненадлежащем состоянии) означает необходимость возмещения такого ущерба потерпевшему. В качестве примера приведем Апелляционное определение Самарского областного суда от 05.09.2013 по делу N 33-8341/2013. Суд взыскал с организации, эксплуатирующей канализационные колодцы, ущерб, причиненный в результате ДТП (наезда на открытый люк канализационного колодца). Примечательно, что такой организацией являлась компания, управлявшая МКД, поскольку согласно акту границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, подписанному руководителями УК и предприятия ВКХ и не оспоренному, спорный колодец обслуживается УК. Здесь уместно вспомнить о проблеме согласования границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности инженерных сетей, снабжающих МКД. Подробно она освещалась в одноименной статье Е.В. Шоломовой в N 4, 2014. В аналогичной ситуации оказалось предприятие ВКХ в деле N А56-55483/2011, рассмотренном в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012. Еще один пример - Постановление ФАС СЗО от 17.05.2010 по делу N А44-895/2009, в котором в качестве причины ДТП было названо ненадлежащее состояние бесхозяйного колодца ливневой канализации, вследствие чего ущерб возмещал орган местного самоуправления.

Закон предъявляет требования к состоянию люков смотровых колодцев систем водоснабжения и водоотведения. Если такие колодцы находятся в границах полосы отвода автомобильной дороги, добавляются также требования безопасности дорожного движения. Ответственным за содержание крышек колодцев в надлежащем состоянии является эксплуатирующее колодцы лицо (предприятие ВКХ, УК или ТСЖ, орган местного самоуправления, если конкретный участок сетей бесхозяйный), а не лицо, ответственное за содержание самой дороги. Именно эксплуатирующее инженерные сети лицо подлежит административной ответственности (штраф по ст. 12.34 КоАП РФ), а также гражданско-правовой ответственности (возмещение ущерба, причиненного транспортному средству в результате наезда на люк).

Городская инфраструктура состоит из различных инженерных коммуникаций. Газовые, кабельные теплосети, водопроводные магистрали, канализационные системы требуют постоянного обслуживания и контроля. Большинство из них прокладывают под автомобильными магистралями, тротуарами для пешеходов. Вход и выход в эти системы образуют колодцы, которые необходимо надежно закрывать. Для этого используют чугунные люки.

Они представляют собой металлические конструкции округлой формы с предельной нагрузкой от 3 до 25 тонн. Их устанавливают снаружи, чтобы предотвратить проникновение посторонних лиц внутрь колодцев, обезопасить проезжую часть от несчастных случаев.

Открытые колодцы могут быть причиной дорожно-транспортных аварий или несчастных случаев. Попадание в них постороннего мусора приводит загрязнению, что ухудшает качество функционирования сети.

Основные характеристики чугунных люков

Чугун используют для производства люков, выдерживающих большие нагрузки. Этот металл отличается высокой прочностью, устойчивостью к перепадам температуры. Он не поддается коррозии, не деформируется под колесами грузового транспорта, спецтехники. Имеет длительный срок эксплуатации.

Классификация чугунных люков и их предназначение

Большинство люков называют канализационными, но каждый из них имеет определенное назначение. На поверхность изделия наносят маркировку в виде букв:

Канализационный (К),

Водопроводный (В),

Дождевой (Д),

Пожарный (Г),

Газовый (ГС),

Телефонный (ГТС).

Это помогает избежать путаницы на участках с большим скоплением коммуникаций.

В зависимости от цели применения люки делятся на тяжелые и легкие. Тяжелые встречаются на автомобильных трассах, дворовой проезжей части, а легкие в недоступных для транспорта участках, таких как пешеходные зоны, парки.

Вес изделий варьируется от 55 до 110 кг, но есть тяжеловесные, которые производят для магистралей, аэродромов, водостоков. Их вес достигает 150 кг ().

Особенности монтажа чугунных люков

Установка состоит из следующих этапов:

Закрепление опорного кольца для перераспределения базовой нагрузки,

Сохранение диаметров конструкции и внутренней шахты,

Размещение опорного кольца на плите перекрытия,

Закрепление опорного кольца бетонным раствором,

Монтирование корпуса изделия на опорную плиту направляющими выступами.

Монтаж выполнен успешно, если верхняя плоскость крышки соответствует уровню полотна дороги. Люк не должен нависать по краям. Запрещается его снимать или двигать до полного высыхания фиксирующего раствора.

Рекомендуется выбирать сертифицированное опорное кольцо для чугунного люка . Установку доверяйте профессиональной бригаде, оснащенной спецтехникой.

Правила монтажа довольно просты, но малейшие ошибки приводят к негативным последствиям. Плохо закрепленный люк нетрудно демонтировать, чтобы украсть. Открытый доступ в колодец опасен для исправной работы системы из-за вероятности загрязнения.

Принципы эксплуатации чугунных люков

Обслуживанием подземных инженерных сетей занимаются муниципальные предприятия. Знания о том, как пользоваться колодцем, могут пригодиться владельцам частных домов, водителям автотранспорта:

Во избежание травм открывайте крышку медленно, без резких движений.

Освещение открытого колодца производите фонариком, а не зажигательными средствами.

Опускайтесь в колодец после его проветривания в защитном снаряжении с подстраховкой.

Нельзя оставлять открытый проем колодца без ограждения. Запрещается спускаться без напарника на плохо закрепленной лестнице.